Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания к лабораторным работам для студентов заочного отделения Составители

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной
работе, профессор

П.Б.Акмаров

_______________

«___»___________2009г.

ИНФОРМАТИКА

Методические указания к лабораторным работам
для студентов заочного отделения

Составители:

И.Г.Абышева, М.В.Николаева, А.Г.Семёнова

Ижевск

ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА

2009

Методические указания подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным 17.03.2000г.

Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №_____от_______________2009г.

Рецензент:

С.А.Данилина − к.э.н., доцент кафедры Бухгалтерский учёт и аудит ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА.

Составители:

Абышева И.Г., Николаева М.В., Семёнова А.Г. – ст.преподаватели каф. ЭКИТ

Информатика: Методические указания к лабораторным работам для студентов заочного отделения / Сост. И.Г.Абышева, М.В.Николаева, А.Г.Семёнова. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009. – 25 стр.

Содержит методические указания к лабораторным работам при изучении курса «Информатики». Каждая лабораторная работа содержит теоретический материал и практическую часть.

© ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009

© Абышева И.Г., Николаева М.В., Семёнова А.Г., сост., 2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

Лабораторная работа № 1. ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА WINDOWS. 5

Задание 1. Приемы управления при помощи мыши. 5

Задание 2. Операции с файловой системой WINDOWS при помощи системы окон папок. 7

Задание 3. Работа с файловой структурой при помощи программы Проводник. 9

Лабораторная работа № 2. ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР WORD.. 12

Задание1. Форматирование текста. 13

Задание 2. Форматирование страницы.. 13

Задание 3. Форматирование таблиц. 14

Задание 4. Рисование в документе. 15

Задание 5. Вставка объектов. 16

Лабораторная работа № 3. ТАБЛИЧНЫЙ ПРОЦЕССОР EXCEL. 18

Задание 1. Выполнение расчётов в таблице. 18

Задание 2. Сортировка данных в таблице. 21

Задание 3. Построение диаграмм. 21

Лабораторная работа № 4. MICROSOFT POWER POINT. 22

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 25

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания предназначены для студентов заочного отделения, изучающих основы работы на персональных компьютерах в рамках курса «Информатика». Они используются при изучении разделов данного курса: «Операционная система Windows», «Текстовый процессор Word», «Табличный процессор Excel» и программа для создания и проведения презентаций «Microsoft Power Point».

В методические указания включены четыре лабораторные работы и порядок их выполнения, предназначенные для приобретения студентами заочного отделения первоначальных теоретико-практических знаний и навыков решать свои производственные работы на персональном компьютере, а в период обучения – выполнять на компьютере информационно-вычислительные работы по другим учебным дисциплинам.

Лабораторная работа № 1.
ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА WINDOWS

Цель работы: изучить основы работы в операционной системе Windows: приёмы управления при помощи мыши, операций с файловой системой при помощи системы окон папок и работы с файловой структурой при помощи программы Проводник.

Задание 1. Приемы управления при помощи мыши

Управлять ОС Windows можно с помощью манипулятора мышь и клавиатуры.

Мышь – это специальное устройство – указатель, или манипулятор, позволяющий просто и быстро передвигать курсор по экрану. Мышь имеет две кнопки для управления (левую и правую), а также третий, виртуальный элемент – курсор на экране в виде стрелки, который полностью повторяет её движения. У некоторых мышей присутствует колесико, расположенное посередине. Колесико служит для управления полосами прокрутки. Основной клавишей мыши является левая клавиша. Значимость второй, правой, клавиши гораздо ниже.

Основными приемами управления с помощью мыши являются:

1. Зависание .

На Панели задач (один из основных элементов управления), расположенной внизу экрана, найдите слева командную кнопку Пуск . Подведите к ней указатель мыши и задержите на некоторое время, появится всплывающая подсказка.

Справа на Панели задач расположена Область уведомлений (Панель индикации) . Наведите указатель мыши на индикатор системных часов и задержите на некоторое время – появится всплывающая подсказка с показаниями системного календаря.

2. Щелчок.

Наведите указатель мыши на кнопку Пуск и щелкните один раз левой кнопкой мыши – над кнопкой откроется Главное меню Windows. Меню представляет собой список возможных команд. Команды, представленные в меню, выполняются щелчком на соответствующем пункте.

У щелчка есть и другое назначение – выделение объектов . Разыщите на Рабочем столе (стартовый экран Windows, на котором отображаются объекты в виде значков и ярлыков, и элементы управления) значок Мой компьютер и щелкните на нём левой кнопкой мыши. Значок и подпись под ним изменят цвет. Произошло выделение объекта. Объекты выделяют, чтобы подготовить их
к дальнейшим операциям (копирование, переименование, удаление…).

Щелкните на другом объекте, например на значке Корзина . Выделение значка Мой компьютер снимется, а вместо него выделится значок Корзина . Если нужно снять выделение со всех объектов, для этого достаточно щелкнуть на свободном от объектов месте Рабочего стола .

3. Двойной щелчок.

Двойной щелчок применяют для использования объектов : запуска программ, открытия документа. Двойной щелчок – два щелчка левой кнопкой мыши, выполненные с малым интервалом времени между ними.

Выполните двойной щелчок на значке Мой компьютер . На экране откроется окно Мой компьютер , в котором можно увидеть значки дисков и других устройств, подключенных к компьютеру, например, принтеров.

В правом верхнем углу окна находятся кнопки управления размером
окна
, которые управляются щелчком мыши.

Нажмите первую кнопку – подчеркивание (Свернуть) . Произойдет сворачивание окна до размера кнопки на Панель задач. Восстановите окно, щелкнув по этой кнопке.

Нажмите вторую кнопку – квадрат (Развернуть) . Произойдет разворачивание окна до полного экрана. Кнопка примет другой вид – два наложенных квадратика (Свернуть в окно) . Нажмите эту кнопку. Произойдет восстановление окна до прежнего размера.

Нажмите третью кнопку – крестик (Закрыть) . Произойдет закрытие окна.

4. Щелчок правой кнопкой.

Щелкните правой кнопкой мыши на значке Мой компьютер . Рядом с ним откроется элемент управления, который называется контекстным меню . У каждого объекта Windows своё контекстное меню. Состав его пунктов зависит от свойств объекта, на котором произошел щелчок. Для примера сравните содержание контекстного меню объектов Мой компьютер и Корзина , обращая внимание на их различия.

5. Перетаскивание.

Наведите указатель мыши на значок Мой компьютер . Нажмите левую кнопку и, не отпуская её, переместите указатель. Значок Мой компьютер переместится по поверхности Рабочего стола вместе с ним.

Откройте окно Мой компьютер (двойной щелчок). Верхняя строка окна называется строкой заголовка . Окно можно перетаскивать с одного места на другое. Для этого наведите указатель мыши на строку заголовка, нажмите левую кнопку и, не отпуская, переместите окно по экрану.

6. Протягивание.

Откройте окно Мой компьютер . Наведите указатель мыши на одну из рамок окна и дождитесь, когда он изменит форму, превратившись в двунаправленную стрелку . После этого нажмите левую кнопку и переместите мышь. Окно изменит размер. Если навести указатель мыши на угол окна и выполнить протягивание, то произойдет изменение размера сразу по двум координатам одновременно (и по вертикали, и по горизонтали).

Этот же прием используется и для группового выделения объектов . Наведите указатель мыши на поверхность стола, где-нибудь поближе к левому верхнему углу, нажмите кнопку мыши и протяните мышь вправо вниз. За указателем потянется прямоугольный контур выделения. Все объекты, которые окажутся внутри этого контура, будут выделены одновременно. Снять выделение – щелкнуть на пустом месте экрана.

7. Специальное перетаскивание.

Наведите указатель мыши на значок Мой компьютер , нажмите правую кнопку мыши и, не отпуская её, переместите мышь. Этот приём отличается от обычного перетаскивания только используемой кнопкой, но даёт иной результат. При отпускании кнопки не происходит перемещение объекта, а вместо этого открывается так называемое меню специального перетаскивания. Содержимое этого меню зависит от перемещаемого объекта. Для большинства объектов в нём четыре пункта (Копировать, Переместить, Создать ярлык и Отменить).

Задание 2. Операции с файловой системой WINDOWS при помощи
системы окон папок

Файл – основной носитель информации в операционной системе, представляющий собой физическую область на диске, имеющий некоторые атрибуты (свойства) и помеченный именем.

Способ хранения файлов на дисках компьютера называется файловой
системой .

Папка – это специальное место на диске, где содержится информация о файлах и других папках.

Окно – один из основных элементов интерфейса Windows. В окнах запускаются все программы Windows. В виде окон открываются папки, можно открыть сразу несколько окон.

В любой момент времени можно работать только с одним окном. Окно, с которым непосредственно работает пользователь, называется активным . Активное окно располагается поверх других окон и его заголовок выделен более ярким цветом.

Окно папки имеет следующую стандартную структуру:

Строка заголовка – название папки (имя программы).

Системный значок – находится в верхнем левом углу окна, при щелчке откроется служебное меню (команды, позволяющие управлять размером и расположением окна).

Строка меню – список команд. При щелчке на каждом из пунктов этого меню открывается «ниспадающее» меню, пункты которого позволяют проводить операции с содержимым окна или с окном в целом.

Панель инструментов – содержит командные кнопки для выполнения наиболее часто встречающихся операций.

Адресная строка – показывает путь доступа к текущей папке, позволяет выполнить быстрый переход к другим разделам файловой структуры с помощью раскрывающей кнопки справа.

Рабочая область – в окнах папок отображает значки объектов, хранящихся в папке; в окнах программ отображает активный документ; в окне документа отображает содержимое документа.

Полосы прокрутки – если количество объектов слишком велико (или размер окна слишком мал) по правому и нижнему краям рабочей области могут отображаться полосы прокрутки, с помощью которых можно «прокручивать» содержимое папки в рабочей области.

Строка состояния – содержит дополнительную информацию.

Порядок работы:

1. Откройте папку на Рабочем столе папку Мои документы .

2. Создайте две новые папки:

· Первую папку при помощи строки меню окна Файл→Создать→Папку;

· Вторую папку с помощью контекстного меню (правая кнопка мыши): выберите пункт Создать→Папку .

3. Переименуйте папки:

· С помощью строки меню окна: выделите одну из папок и выполните команду Файл→Переименовать . Дайте имя Папка 1 .

· С помощью контекстного меню (правая кнопка мыши): выделите другую папку и выберите команду Переименовать . Дайте имя Папка 2 .

4. Откройте обе папки одним из способов:

· Двойной щелчок;

· С помощью контекстного меню командой Открыть ;

· С помощью строки меню окна: Файл→Открыть ;

· С помощью клавиши ENTER при выделенном значке папки.

5. Расположите окна папок рядом, не перекрывая друг друга (если необходимо, измените размер окна). Чтобы каждая папка открывалась в отдельном окне, выполните команду: Пуск→Панель управления→Свойства папки→ вкладка Вид→Дополнительные параметры и установите флажок Открывать каждую папку в отдельном окне.

6. В первой папке создайте 4 файла: два текстовых документа и два рисунка.

Вызовите контекстное меню и выберите команду Создать→Текстовый
документ
или Создать→Точечный рисунок .

7. Все файлы из Папки 1 переместите в Папку 2 разными способами:

· С помощью строки меню: в окне Папки 1 выделите Файл 1 и выполните команду Правка→Вырезать . Перейдите в окно Папки 2 и выполните команду Правка→Вставить.

· С помощью панели инструментов: выделите Файл 2 и нажмите кнопку «Вырезать» (ножницы). Перейдите в окно Папки 2 и нажмите кнопку «Вставить» . Если панель инструментов не содержит этих кнопок, добавьте их при помощи команды Вид→Панели инструментов→Настройка, выделите необходимые имеющиеся кнопки и выполните команду Добавить .

· С помощью контекстного меню: выделите Файл 3 и нажмите правую кнопку мыши для вызова контекстного меню, выберите команду Вырезать.
Перейдите в окно Папки 2 и на пустом месте вызовите контекстное меню, выберите команду Вставить .

· С помощью комбинации клавиш на клавиатуре: выделите Файл 4 , одновременно нажмите клавиши Ctrl и X . Перейдите в окно Папки 2 и нажмите одновременно Ctrl и V .

8. Все файлы из Папки 2 скопировать в Папку 1 разными способами:

· С помощью строки меню: в Папке 2 выделите Файл 1 и выполните команду Правка→Копировать . Перейдите в окно Папки 1 и выполните команду Правка→Вставить .

· С помощью панели инструментов: в Папке 2 выделите Файл 2 и нажмите кнопку «Копировать », перейдите в окно Папки 1 и нажмите кнопку «Вставить ».

· С помощью контекстного меню: в Папке 2 выделите Файл 3 и нажмите правую кнопку мыши для вызова контекстного меню, выберите команду Копироват ь. Перейдите в окно Папки 1 и на пустом месте вызовите контекстное меню и выберите команду Вставить .

· С помощью комбинации клавиш на клавиатуре: в Папке 2 выделите
Файл 4 и нажмите одновременно Ctrl и C . Перейдите в окно Папки 1 и нажмите Ctrl и V .

9. Из Папки 1 удалите все файлы разными способами:

· С помощью строки меню: выделите Файл 1 и выполните команду Файл→Удалить .

· С помощью панели инструментов: выделите Файл 2 и нажмите кнопку «Удалить ».

· С помощью контекстного меню: выделите Файл 3 и нажмите правую кнопку мыши для вызова контекстного меню, выберите команду Удалить .

· С помощью клавиши на клавиатуре: выделите Файл 4 и нажмите клавишу Delete .

10. Закройте окна Папка 1 и Папка 2.

Задание 3. Работа с файловой структурой при помощи программы
Проводник

Иерархическая структура, в виде которой операционная система отображает файлы и папки диска, называется файловой структурой .

Просмотреть файловую структуру можно при помощи программы
Проводник .

Программа Проводник является основным инструментом для файловых операций в системе Windows. Она отображает содержимое папок, позволяет копировать, перемещать, удалять, переименовывать папки и файлы, запускать программы.

Рабочая область окна Проводника состоит из двух областей: области дерева папок и устройств (слева) и области активной (открытой) папки (справа). В любой момент времени только одна папка может быть открыта.

Папка может быть развернута или свернута . Если в папке имеются вложенные папки, то рядом с ней появляется узел, отмеченный знаком . Щелчок на узле разворачивает папку (т.е. показывает структуру вложенных папок), знак узла меняется на знак . Щелчок на значке узла сворачивает папку.

Папка может быть раскрыта или закрыта . Если щелкнуть на значке папки, то она раскроется - и её содержимое отобразится в области активной папки Проводника. Закрывается папка при раскрытии любой другой папки.

Порядок работы:

1. Запустите программу Проводник при помощи кнопки Пуск→Все программы→ Стандартные→ Проводник (или контекстного меню кнопки Пуск ) и создайте следующую структуру папок:

2. Найдите папку Мои документы в области дерева папок, в которой должны находиться Ваши папки: Папка 1 и Папка 2 .

3. Откройте Папку 1 и в области активной папки создайте новую папку одним из известных Вам способов и дайте ей имя Экспериментальная. В области дерева папок убедитесь в том, что рядом со значком папки Папка 1 образовался знак узла , свидетельствующий о том, что папка имеет вложенные папки. При нажатии на знак узла происходит разворачивание Папки 1 и он меняется на знак .

4. Откройте папку Экспериментальная в области дерева папок Проводника.
В области активной папки не должно отображаться никакого содержимого, поскольку эта папка пуста.

5. Создайте в области активной папки Проводника новую папку Мои эксперименты внутри папки Экспериментальная . Убедитесь в том, что в области дерева папок рядом со значком папки Экспериментальная образовался знак узла . Разверните узел и рассмотрите образовавшуюся структуру вложенных папок в области дерева папок Проводника.

6. Откройте Папку 2, убедитесь в том, что в области активной папки в ней есть содержимое (созданные ранее Вами файлы), но в области дерева папок рядом со значком папки нет знака узла , так как в ней нет вложенных папок.

7. Покажите результаты работы преподавателю.

8. Удалите Папку 1 и Папку 2 в Корзину одним из известных Вам способом.

9. Очистите Корзину при помощи контекстного меню.

Лабораторная работа № 2.
ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР WORD

Цель работы: изучить основы ввода, выделения и редактирования текста в Текстовом процессоре Word, форматирование текста и страницы, способы создания и форматирования таблиц, рисования в документе и вставки различных объектов.

ВВОД ТЕКСТА

Текст вводится с помощью алфавитно-цифровых клавиш. Место документа, в которое происходит ввод текста (точка ввода), отмечается на экране вертикальной чертой, которую называют курсором .

Для ввода прописных букв используется клавиша Shift .

Для фиксации режима ввода заглавных букв служит клавиша CapsLock .

Клавиша Backspace (←) (слева от курсора) и Delete (справа от курсора) удаляют символы или выделенные фрагменты текста.

Для переключения с русского на латинский алфавит необходимо использовать комбинации клавиш Ctrl + Shift или Alt + Shift .

При вводе текста необходимо соблюдать следующие правила:

· Во всех современных текстовых редакторах переход на новую строку в процессе набора текста происходит автоматически, не требуя ввода специального символа.

· Окончание абзаца маркируется нажатием клавиши Enter , позволяющей перейти на новую строку.

· Пробел обязателен после знака препинания; перед знаком препинания пробел не ставится.

Таблица 1 − Выделение текста с помощью мыши

Для выделения...

Выполнить действие...

Слова

Двойной щелчок мыши по требуемому слову.

Предложения

Нажать клавишу Ctrl и одновременно одинарный щелчок левой кнопкой мыши в любом месте предложения.

Строчного фрагмента

При нажатой левой кнопки мыши протаскиванием курсора по тексту.

Абзаца

а) Установить указатель мыши у выделяемого абзаца слева, вне пределов абзаца. Дважды нажать левую кнопку мыши.

б) Тройной щелчок левой кнопкой мыши в любом месте абзаца.

Прямоугольного фрагмента

При нажатых клавише Alt и левой кнопки мыши протаскивание курсора по тексту.

Фрагмента произвольного размера

Установить указатель мыши в начале фрагмента. Нажать левую кнопку мыши и, не отпуская её, переместить указатель в конец необходимого фрагмента. Для завершения выделения отпустить кнопку мыши.

Для выделения всего текста используют команду строки меню
Правка→Выделить всё.

Задание 1. Форматирование текста

Форматирование – это изменение внешнего вида документа.

Порядок работы:

1. Откройте программу Microsoft Word через ярлык на Рабочем столе либо через Главное меню Пуск→Все программы→ Microsoft Word .

2. Наберите текст.

Предмет и основные понятия информатики

Информатика − это комплексная, техническая наука, которая систематизирует приемы создания, сохранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.

3. Проверьте правописание при помощи команды Сервис→Правописание.

!!Обратите внимание! Перед выполнением команд форматирования текст необходимо выделить с помощью курсора мыши.

4. Установите параметры форматирования текста:

Заголовок :

При помощи команды строки меню Формат→Шрифт вкладка Шрифт установите: шрифт – Arial ; начертание – Полужирный ; размер – 14.

При помощи команды строки меню Формат→Абзац вкладка Отступы
и интервалы
установите: выравнивание – По центру ; интервал перед и после – Авто .

Текст :

При помощи панели инструментов Форматирование установите: шрифт −
Times New Roman ; размер шрифта – 12 ; выравнивание − По ширине , начертание определите по образцу.

При помощи команды строки меню Формат→Абзац вкладка Отступы
и интервалы
установите: в разделе Отступ→Первая строка→Отступ на 1,3 см; в разделе Интервал→Междустрочный – полуторный.

5. Сохраните текст, для этого выполните команду строки меню Файл→Сохранить как .., дайте имя файлу и нажмите кнопку Сохранить .

Задание 2. Форматирование страницы

Порядок работы:

1. Выделите весь набранный текст и выполните команду строки меню
Правка→Копировать .

2. Установите курсор в конце текста и нажмите одновременно клавиши Ctrl и Enter . После выполнения команды курсор перейдет на вторую страницу.

3. Выполните команду строки меню Правка→Вставить.

4. Повторите действия пунктов 2 и 3, после выполнения всех действий набранный Вами текст будет находиться на трех страницах.

5. Проставьте нумерацию страниц (внизу страницы, от центра) при помощи команды строки меню Вставка→Номера страниц.

6. Вставьте верхний колонтитул при помощи команды строки меню Вид→Колонтитулы . В качестве колонтитула введите дату и свои Фамилию, Имя и Отчество.

7. На первой странице выделите текст и при помощи команды строки меню Формат→Шрифт→ вкладка Анимация выберите анимацию по своему
усмотрению.

8. На второй странице выделите текст и оформите его в две колонки при помощи команды строки меню Формат→Колонки .

9. На третьей странице разбейте текст при помощи клавиши Enter на несколько абзацев. Выделите текст и при помощи команды строки меню Формат→Список создайте маркированный или нумерованный список.

10. Сделайте рамку для всех страниц при помощи команды строки меню
Формат Границы и заливка→ вкладка Страница . Выберите самостоятельно тип, цвет и ширину рамки. Можете выбрать любой рисунок рамки.

11. Сохраните файл при помощи команды строки меню Файл→Сохранить .

Задание 3. Форматирование таблиц

Порядок работы:

1. Перейдите на четвертую страницу при помощи одновременного нажатия клавиш Ctrl и Enter .

2. С помощью команды строки меню Таблица→Вставить→Таблица выберите число строк и столбцов по предложенному образцу.

Коэффициенты перевода производных единиц от байта

Байт

Килобайт

Мегабайт

Гигабайт

б

1

2^(-10)

2^(-20)

2^(-30)

Кб

2^10

1

2^(-10)

2^(-20)

Мб

2^20

2^10

1

2^(-10)

Гб

2^30

2^20

2^10

1

3. Выделите таблицу и примените стиль оформления с помощью команды строки меню Таблица→Автоформат .

4. На пятой странице нарисуйте сложную таблицу по образцу с помощью панели инструментов Таблицы и границы , если такой панели нет в окне MS WORD , выполните команду строки меню Вид→Панели инструментов и установите флажок . Выберите инструмент Нарисовать таблицу (Создать таблицу) и начните рисовать таблицу. С помощью инструмента Ластик можно удалить любую из проведенных границ.

5. Сохраните файл при помощи команды строки меню Файл→Сохранить .

Задание 4. Рисование в документе

Порядок работы:

1. На шестой странице создайте схему «Структура информатики» по предложенному образцу, используя панель инструментов Рисование , если такой панели нет в окне MS WORD , выполните команду строки меню Вид→Панели
инструментов
и установите флажок .

2. Нарисуйте прямоугольник и введите в него текст:

· Нажмите кнопку «Надпись» на панели инструментов Рисование ;

· Указатель мыши изменил своё изображение на крест, в появившемся полотне «Создайте рисунок» подведите указатель мыши на начало схемы, нажмите левую кнопку и, удерживая её, нарисуйте прямоугольник;

· Введите в прямоугольник текст;

· Предварительно выделив текст, поместите его по центру и определите его начертание по образцу.

!!Обратите внимание! Если текст не полностью отражается в прямоугольнике, измените его размеры. Для этого щелкните по прямоугольнику и установите указатель на одном из маркеров и при появлении двунаправленной стрелки, удерживая нажатую левую кнопку мыши, увеличьте размер объекта.

3. По аналогичной схеме нарисуйте остальные прямоугольные фигуры.

!!Обратите внимание! Все фигуры необходимо размещать в появившемся полотне, которое может растягиваться во все стороны.

4. Для того, чтобы нарисовать другие геометрические фигуры, стрелки и линии на панели инструментов Рисование нажмите кнопку «Автофигуры» , выберите соответствующий пункт типу фигуры и нарисуйте её. Установите необходимый размер фигуры.

Для добавления текста в автофигуру используют команду контекстного меню (правая кнопка мыши) Добавить текст .

5. Шаблон, цвет и тип линий, заливку автофигур можно изменить при помощи команды контекстного меню Формат объекта (надписи) , вкладка Цвета
и линии
.

6. Чтобы представить рисунок в виде единого графического объекта, необходимо сгруппировать автофигуры, для этого включите кнопку Выбор объектов (белая стрелка на панели инструментов Рисование ), растяните пунктирную линию вокруг рисунка, чтобы все автофигуры выделились, а затем выполните команду Действия (Рисование)→Группировать .

Задание 5. Вставка объектов

Порядок работы:

1. На седьмой странице вставьте формулу при помощи команды строки меню Вставка→Объект→ Microsoft Equation

2. Подготовьте объявление по образцу. При помощи кнопки Добавить объект WordArt на панели инструментов Рисование , вставьте текст надписи, а при помощи команды строки меню Вставка→Символ , шрифт Wingdings вставьте символ с телефоном.

- 22-55-88

3. Создайте открытку-поздравление по образцу. Для вставки рисунка выполните команду Вставка→Рисунок→Картинки→Коллекция картинок… в области задач (справа)→Коллекции Microsoft Office . Текст оформите анимацией и разным цветом при помощи команды строки меню Формат→Шрифт, вкладки Шрифт и Анимация .

ПОЗДРАВЛЯЮ МАШУ С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!

4. Сохраните файл при помощи команды строки меню Файл→Сохранить .

Лабораторная работа № 3.
ТАБЛИЧНЫЙ ПРОЦЕССОР EXCEL

Цель работы: изучить основы работы в Табличном процессоре Excel, научиться выполнять расчёты в таблицах, сортировку данных и изучить принципы построения диаграмм.

Электронная таблица (ЭТ) – это двумерный массив, состоящий из столбцов и строк. Столбцы идентифицированы буквами латинского алфавита (A , B , C …), строки идентифицированы арабскими цифрами (1,2,3 …). Место пересечения столбца и строки называется ячейкой, например, А3 . Ячейка, в которой находится табличный курсор, является активной. В ЭТ можно работать как с одной ячейкой, так и с группой ячеек, которые образуют блок или диапазон. Блок идентифицируется именами левой верхней и правой нижней ячеек. Имена ячеек в блоке разделяются двоеточием (:) , например А1:А4 .

Для выполнения вычислений Excel предлагает специальные средства расчетов – формулы и функции. Формула в программе Excel начинается со знака (=) ;
в формуле не должно быть пробелов; при вводе формулы используются символы латинского алфавита.

Ссылкой (адресом) определяется ячейка или группа ячеек, используемых в формуле. Для указания ссылки на ячейку вводится буква заголовка столбца и номер строки. Адресация может быть абсолютной и относительной . По умолчанию ссылки на ячейки в формулах рассматриваются как относительные и при копировании формул адреса в ссылках автоматически изменяются. При абсолютной адресации адреса ссылок при копировании не изменяются. Для изменения способа адресации используют клавишу F 4 . Элементы номера ячейки, использующие абсолютную адресацию, предваряются символом $ .

Табличный процессор Excel содержит большое количество стандартных формул, называемых функциями . Функции используются для простых или сложных вычислений. Вызов функции состоит в указании в формуле имени функции, после которого в скобках указывается список аргументов: отдельные аргументы разделяются точкой с запятой (;) ; диапазон ячеек – двоеточием (:) .
В качестве аргумента может использоваться число, адрес ячейки, диапазон ячеек или выражение.

Задание 1. Выполнение расчётов в таблице

Порядок работы:

1. Откройте программу Microsoft Excel через ярлык на Рабочем столе, либо через Главное меню Пуск→Все программы→ Microsoft Excel , откроется новая рабочая книга, состоящая из нескольких рабочих листов и при помощи команды меню Файл→Сохранить как… , сохраните рабочую книгу под своим именем.

2. Дважды щелкните на ярлыке Лист 1 , расположенном внизу окна и переименуйте его как Расчёты.

3. Введите название Таблицы 1 : размер шрифта − 12 , начертание – полужирный при помощи панели инструментов или команды строки меню Формат
Ячейки →вкладка Шрифт . Поместите название Таблицы 1 по центру, для этого выделите диапазон ячеек A 1: F 1 и нажмите кнопку Объединить и поместить в центре на панели инструментов Форматирование . Чтобы отказаться от объединения ячеек, необходимо выделить объединенные ячейки и нажать на кнопке .

4. Объедините ячейки (А2 и А3 ; В2 и В3 ; С2 и С3 ; D 2 и D 3 ; E 2 и F 2 ) и введите в них название заголовков граф (столбцов). Для заголовков столбцов при помощи команды меню ФорматЯчейки →вкладка Выравнивание выполните выравнивание по горизонтали и по вертикали − по центру ячейки и перенос по словам (комбинация клавиш Alt и Enter ).

5. Введите данные таблицы по образцу. Ширину столбца и высоту строки можно изменить при помощи указателя мыши ( , ) – подвести указатель к правой границе имени столбца или нижней границе номера строки, чтобы он принял вид двунаправленной стрелки и при нажатой кнопке мыши перетащить границу
в нужном направлении.

Таблица 1

A

B

C

D

E

F

1

Размер и структура валовых сборов зерновых культур

2

№ п/п

Культура

Площадь, га

Урожайность, ц/га

Валовой сбор

3

т

в % к итогу

4

1

Озимая рожь

150

30,2

5

2

Озимая пшеница

300

25,5

6

3

Ячмень яровой

100

28,6

7

4

Овес

50

18,5

8

5

Зернобобовые

20

19,5

9

Итого

10

Максимальное значение

11

Минимальное значение

12

Среднее значение

6. Определите валовой сбор зерна по культурам:

· Выделите необходимую ячейку (Е4 для озимой ржи) и введите формулу для вычисления валового сбора озимой ржи: =С4* D 4/10;

· Нажмите клавишу Enter ;

· Выделите только что заполненную ячейку Е4 и скопируйте формулу расчёта валового сбора озимой ржи в ячейки других культур, для этого курсор мыши наведите на нижний правый угол ячейки, чтобы он превратился в черный плюс (маркер автозаполнения ) и при нажатой левой кнопке мыши растяните контур на необходимый диапазон (E 4: E 8 ). Снимите выделение ячеек, щёлкнув на пустом месте рабочего листа.

7. Заполните итоговую строку по столбцам «Площадь, га», «Валовой сбор, т»:

· Выделите нужную ячейку (С9 − для столбца «Площадь, га») и на панели инструментов Стандартная нажмите на кнопку автосуммирования − ;

· Если интервал ячеек определён правильно (С4:С8 ), то нажмите клавишу Enter . Если интервал ячеек определен неправильно, то мышью выделите нужный интервал.

· Аналогично заполните ячейку Е9 – «Валовой сбор, т», правильный диапазон автосуммирования − E 4: E 8 .

8. Рассчитайте «Валовой сбор в % к итогу», используя ввод и копирование формул с абсолютной адресацией:

· Выделите нужную ячейку (ячейку F 4 ) и наберите формулу: =Е4/Е9*100 ;

· В формуле выделите имя ячейки E 9 , адрес которой следует изменить с относительного на абсолютный, так как её адрес в формуле при копировании не должен изменяться, и нажмите клавишу F 4 ;

· Нажмите Enter ;

· Формула должна приобрести вид: =Е4/$Е$9*100;

· Выделите ячейку с отредактированной формулой ( F 4) и скопируйте формулу в другие ячейки таблицы диапазона F 5: F 9 при помощи маркера автозаполнения (аналогично, как в задании 6 );

· Снимите выделение ячеек.

9. Найдите максимальные, минимальные и средние значения по столбцам
«Площадь» и «Урожайность»:

· Курсор установите в ячейку С10 и выполните команду меню
Вставка→Функция, и в диалоговом окне Мастер функций выберите
категорию Статистические ;

· Затем найдите функцию МАКС , которая находится в списке по алфавиту, и нажмите ОК ;

· Для нахождения минимального и среднего значения используйте функции: МИН, СРЗНАЧ в категории Статистические .

!!Обратите внимание! Автоматически выбранный диапазон может быть
ошибочным.

· Выделите необходимый диапазон C 4: C 8 для столбца «Площадь» и D 4: D 8 − «Урожайность» и нажмите ОК .

10. Оформите линии обрамления (границы) по образцу с помощью команды меню Формат→Ячейки→ вкладка Граница.

!!Обратите внимание! Ячейки необходимо предварительно выделить.

Задание 2. Сортировка данных в таблице

Порядок работы:

1. Отсортируйте данные по возрастанию площадей :

· Выделите диапазон, строки которого нужно отсортировать (в нашем случае это − В4: F 8 );

· При помощи команды строки меню Данные→Сортировка идентифицируйте поля по обозначениям столбцов листа (установите флажок), выберите Столбец С и отсортируйте по возрастанию и нажмите ОК ;

· Данные всей таблицы будут автоматически отсортированы по возрастанию.

Задание 3. Построение диаграмм

Порядок работы:

1. Постройте круговую диаграмму по площадям:

· Выделите диапазон B4:C8 ;

· Вызовите Мастер диаграмм с помощью команды строки меню Вставка→ Диаграмма ;

· Выберите тип Круговая (шаг 1 из 4 ) и нажмите два раза кнопку Далее ;

· На вкладке Заголовки (шаг 3 из 4 ) Название диаграммы: наберите
«Диаграмма по площадям» ;

· На вкладке Легенда выберите Размещение: внизу .

· На вкладке Подписи данных выберите Включить подписи: доли;

· Нажмите на кнопки Далее и Готово ;

· При необходимости отредактируйте диаграмму (измените размеры при помощи двунаправленных стрелок).

2. Сохраните изменения в файле при помощи команды строки меню Файл→
Сохранить.

Лабораторная работа № 4.
MICROSOFT POWER POINT

Цель работы: создать и просмотреть презентацию на тему «Предмет и основные понятия информатики» при помощи программы PowerPoint.

Презентация (от лат. praesentatio) — это общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного, например: книги, журнала, кинофильма, телепрограммы, организации. Презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Их можно представлять в электронном виде и распространять через Интернет.

Microsoft PowerPoint (полное название — Microsoft Office PowerPoint ) — это программа для создания и проведения презентаций, позволяющая придать необходимый эффектный внешний вид. Является частью Microsoft Office и доступна в редакциях для операционной системы Microsoft Windows.

Порядок работы:

1. Запустите программу PowerPoint (ПускВсе программыMS PowerPoint ). Сохраните презентацию под именем «Информатика » при помощи команды строки меню ФайлСохранить как…

2. В области задач (справа) выберите команду СозданиеИз мастера
автосодержания
, если области задач нет, то воспользуйтесь командой строки меню ФайлСоздать .

3. В окне Мастер автосодержания щёлкните на кнопке Далее .

4. В следующем окне Вид презентации выберите строку Общий доклад и щёлкните на кнопке Далее .

5. На этапе выбора стиля презентации установите переключатель Презентация на экране и щёлкните на кнопке Далее .

6. На этапе выбора параметров презентации введите в окно заголовка
«Информатика» , в окне нижнего колонтитула повторите название. Щёлкните на кнопке Далее , а потом Готово .

7. На открывшемся рабочем поле в окне структуры (слева) выделите поочередно слайды с 5 по 9 при помощи кнопки Shift и удалите их (Delete ). В презентации должно остаться четыре слайда.

8. Перейдите к первому слайду при помощи полосы прокрутки и в окне слайда в блоке под заголовком замените имя, указанное по умолчанию собственным именем в качестве автора разработки. Задайте выравнивание текста по центру при помощи панели инструментов и поместите блок ниже красной линии методом перетаскивания.

9. Затем выделите блок с заголовком и поместите его в верхней части слайда при помощи перетаскивания при появлении двунаправленной стрелки (выше красной линии).

10. Вставьте в слайд рисунок при помощи команды строки меню Вставка
РисунокКартинки. В области задач выберите Коллекция картинок (внизу справа) и в окне Избранное выберите в Коллекции Microsoft Office в разделе Бизнес картинку Вычислительная техника . Скопируйте картинку при помощи команд строки меню ПравкаКопировать и ПравкаВставить .

11. Удалите с титульного слайда колонтитул при помощи команды строки меню ВидКолонтитулы, установите флажок на пункте Не показывать на титульном слайде и нажмите кнопку Применить ко всем .

12. Перейдите на второй слайд и вместо заголовка «Введение » наберите текст «Задачи информатики ».

13. Перейдите в блок маркированного списка и введите вместо шаблонного текста следующее содержание:

· Исследует информационные процессы в социальных системах;

· Разрабатывает информационную технику;

· Создает новейшие технологии преобразования информации.

14. Выровняйте текстовые блоки на втором слайде по своему усмотрению.

15. Перейдите к третьему слайду и введите заголовок «Единицы информации ». Удалите нижний текстовый блок (он нам здесь не нужен) и при помощи команды меню ВставкаТаблица в окне Вставка таблицы задайте число столбцов − 2
и число строк − 3 , нажмите ОК .

16. Заполните таблицу:

1 Кбайт 210 байт
1 Мбайт 220 байт
1 Гбайт 230 байт

Верхний индекс вводится при помощи команды строки меню ФорматШрифт, установите флажок на пункте Надстрочный .

17. Перейдите к четвёртому слайду. В поле заголовка введите текст: «Структура информатики ». Удалите второй текстовый блок.

18. При помощи команды ВставкаОрганизационная диаграмма в окне
Библиотека диаграмм выберите первый тип диаграммы и нажмите ОК .
В первую рамку в диаграмме введите текст Информатика . В остальные рамки введите Отрасль производства , Фундаментальная наука и Прикладная дисциплина . Стиль диаграммы можно выбрать при помощи команды Автоформат на панели инструментов Организационная диаграмма . Увеличьте размер шрифта на своё усмотрение.

19. Перейдите к первому слайду, выделите заголовок и выберите эффект анимации при помощи команды меню Показ слайдов→Настройка анимации в области задач нажмите на кнопке Добавить эффект . В появившемся подменю выберите эффекты: ВходЖалюзи ; ВыделениеВращение ; ВыходШашки ; Пути перемещенияВправо -вниз .

20. Выполните команду строки меню Показ слайдовСмена слайдов . В пункте Смена слайдов снимите флажок По щелчку и установите его на Автоматически после и задайте время 2 секунды . Нажмите на кнопке Применить ко всем слайдам .

21. Примените эффекты анимации для других слайдов во всех блоках.

22. Выполните команду Показ слайдовЭффекты анимации в области задач (справа) в пункте Дизайн слайда выберите Шаблоны оформления . Выберите шаблон оформления по своему усмотрению.

23. Вернитесь к первому слайду, запустите показ презентации при помощи команды меню Показ слайдовНачать показ .

24. Сохраните изменения в презентации при помощи команды строки меню ФайлСохранить .

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Информатика и информационные технологии : учебное пособие / под ред. Ю. Д. Романовой. – М. : Эксмо, 2008. – 591с.

2. Информатика : базовый курс / под ред. С. В. Симоновича. – 2-е издание. –СПб. : Питер, 2007. – 640с.

3. Информатика : Практикум по технологии работы на компьютере / под ред.
Н. В. Макаровой. − М. : Финансы и статистика, 2004.

4. Информатика / Под.ред. А. П. Курносова. – М. : КолосС, 2006. – 268с.

5. Каймин, В .А. Информатика : учебник / В. А. Каймин. – 3-е издание. – М. : ИНФРА-М, 2003. – 268с.

6. Острейковский, В. А. Информатика: учебник для студентов. – М. : Высшая школа, 1999.

7. Практическая информатика : универсальный курс / С. В. Симонович − М. : АСТ-ПРЕСС; Инфорком-пресс, 1999. − 480с.

8. Экономическая информатика. Учебник для вузов / под ред. В. В. Евдокимова. − СПб. : Питер, 1997.

Учебное издание

ИНФОРМАТИКА

Методические указания к лабораторным работам
для студентов заочного отделения

Составители:

Абышева Ирина Геннадьевна, Николаева Марина Викторовна,
Семёнова Александра Георгиевна

Редактор М.Н.Перевощикова

Технический редактор М.Ю.Соловьёва

Подписано в печать «____»___________2009г.

Формат 60×84/16. Гарнитура Times New Roman

Усл.печ.л. ______ Уч.-изд.л. ______ Тираж _______ экз. Заказ № _______

ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА

426069, г. Ижевск, ул. Студенческая, 11