МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе, профессор
П.Б.Акмаров
_______________
«___»___________2009г.
|
ИНФОРМАТИКА
Методические указания к лабораторным работам для студентов заочного отделения
Составители:
И.Г.Абышева, М.В.Николаева, А.Г.Семёнова
Ижевск
ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА
2009
Методические указания подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, утвержденным 17.03.2000г.
Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию редакционно-издательским советом ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №_____от_______________2009г.
Рецензент:
С.А.Данилина − к.э.н., доцент кафедры Бухгалтерский учёт и аудит ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА.
Составители:
Абышева И.Г., Николаева М.В., Семёнова А.Г. – ст.преподаватели каф. ЭКИТ
Информатика:
Методические указания к лабораторным работам для студентов заочного отделения / Сост. И.Г.Абышева, М.В.Николаева, А.Г.Семёнова. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009. – 25 стр.
Содержит методические указания к лабораторным работам при изучении курса «Информатики». Каждая лабораторная работа содержит теоретический материал и практическую часть.
© ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009
© Абышева И.Г., Николаева М.В., Семёнова А.Г., сост., 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 4
Лабораторная работа № 1. ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА WINDOWS. 5
Задание 1. Приемы управления при помощи мыши. 5
Задание 2. Операции с файловой системой WINDOWS при помощи системы окон папок. 7
Задание 3. Работа с файловой структурой при помощи программы Проводник. 9
Лабораторная работа № 2. ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР WORD.. 12
Задание1. Форматирование текста. 13
Задание 2. Форматирование страницы.. 13
Задание 3. Форматирование таблиц. 14
Задание 4. Рисование в документе. 15
Задание 5. Вставка объектов. 16
Лабораторная работа № 3. ТАБЛИЧНЫЙ ПРОЦЕССОР EXCEL. 18
Задание 1. Выполнение расчётов в таблице. 18
Задание 2. Сортировка данных в таблице. 21
Задание 3. Построение диаграмм. 21
Лабораторная работа № 4. MICROSOFT POWER POINT. 22
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 25
ВВЕДЕНИЕ
Методические указания предназначены для студентов заочного отделения, изучающих основы работы на персональных компьютерах в рамках курса «Информатика». Они используются при изучении разделов данного курса: «Операционная система Windows», «Текстовый процессор Word», «Табличный процессор Excel» и программа для создания и проведения презентаций «Microsoft Power Point».
В методические указания включены четыре лабораторные работы и порядок их выполнения, предназначенные для приобретения студентами заочного отделения первоначальных теоретико-практических знаний и навыков решать свои производственные работы на персональном компьютере, а в период обучения – выполнять на компьютере информационно-вычислительные работы по другим учебным дисциплинам.
Лабораторная работа № 1.
ОПЕРАЦИОННАЯ СИСТЕМА WINDOWS
Цель работы:
изучить основы работы в операционной системе Windows: приёмы управления при помощи мыши, операций с файловой системой при помощи системы окон папок и работы с файловой структурой при помощи программы Проводник.
Задание 1. Приемы управления при помощи мыши
Управлять ОС Windows можно с помощью манипулятора мышь и клавиатуры.
Мышь
– это специальное устройство – указатель, или манипулятор, позволяющий просто и быстро передвигать курсор по экрану. Мышь имеет две кнопки для управления (левую и правую), а также третий, виртуальный элемент – курсор на экране в виде стрелки, который полностью повторяет её движения. У некоторых мышей присутствует колесико, расположенное посередине. Колесико служит для управления полосами прокрутки. Основной клавишей мыши является левая клавиша. Значимость второй, правой, клавиши гораздо ниже.
Основными приемами управления с помощью мыши являются:
1. Зависание
.
На Панели задач
(один из основных элементов управления), расположенной внизу экрана, найдите слева командную кнопку Пуск
. Подведите к ней указатель мыши и задержите на некоторое время, появится всплывающая подсказка.
Справа на Панели задач
расположена Область
уведомлений (Панель индикации)
. Наведите указатель мыши на индикатор системных часов
и задержите на некоторое время – появится всплывающая подсказка с показаниями системного календаря.
2. Щелчок.
Наведите указатель мыши на кнопку Пуск
и щелкните один раз левой кнопкой мыши – над кнопкой откроется Главное
меню
Windows. Меню представляет собой список возможных команд. Команды, представленные в меню, выполняются щелчком на соответствующем пункте.
У щелчка есть и другое назначение – выделение объектов
. Разыщите на Рабочем столе
(стартовый экран Windows, на котором отображаются объекты в виде значков и ярлыков, и элементы управления) значок Мой компьютер
и щелкните на нём левой кнопкой мыши. Значок и подпись под ним изменят цвет. Произошло выделение объекта. Объекты выделяют, чтобы подготовить их к дальнейшим операциям (копирование, переименование, удаление…).
Щелкните на другом объекте, например на значке Корзина
. Выделение значка Мой компьютер
снимется, а вместо него выделится значок Корзина
. Если нужно снять выделение со всех объектов, для этого достаточно щелкнуть на свободном от объектов месте Рабочего стола
.
3. Двойной щелчок.
Двойной щелчок применяют для использования объектов
: запуска программ, открытия документа. Двойной щелчок – два щелчка левой кнопкой мыши, выполненные с малым интервалом времени между ними.
Выполните двойной щелчок на значке Мой компьютер
. На экране откроется окно Мой компьютер
, в котором можно увидеть значки дисков и других устройств, подключенных к компьютеру, например, принтеров.
В правом верхнем углу окна находятся кнопки управления размером окна
, которые управляются щелчком мыши.
Нажмите первую кнопку – подчеркивание (Свернуть)
. Произойдет сворачивание
окна до размера кнопки на Панель задач. Восстановите окно, щелкнув по этой кнопке.
Нажмите вторую кнопку – квадрат (Развернуть)
. Произойдет разворачивание
окна до полного экрана. Кнопка примет другой вид – два наложенных квадратика (Свернуть в окно)
. Нажмите эту кнопку. Произойдет восстановление
окна до прежнего размера.
Нажмите третью кнопку – крестик (Закрыть)
. Произойдет закрытие
окна.
4. Щелчок правой кнопкой.
Щелкните правой кнопкой мыши на значке Мой компьютер
. Рядом с ним откроется элемент управления, который называется контекстным меню
. У каждого объекта Windows своё контекстное меню. Состав его пунктов зависит от свойств объекта, на котором произошел щелчок. Для примера сравните содержание контекстного меню объектов Мой компьютер
и Корзина
, обращая внимание на их различия.
5. Перетаскивание.
Наведите указатель мыши на значок Мой компьютер
. Нажмите левую кнопку и, не отпуская её, переместите указатель. Значок Мой компьютер
переместится по поверхности Рабочего стола
вместе с ним.
Откройте окно Мой компьютер
(двойной щелчок). Верхняя строка окна называется строкой заголовка
. Окно можно перетаскивать с одного места на другое. Для этого наведите указатель мыши на строку заголовка, нажмите левую кнопку и, не отпуская, переместите окно по экрану.
6. Протягивание.
Откройте окно Мой компьютер
. Наведите указатель мыши на одну из рамок окна и дождитесь, когда он изменит форму, превратившись в двунаправленную стрелку
. После этого нажмите левую кнопку и переместите мышь. Окно изменит размер. Если навести указатель мыши на угол окна и выполнить протягивание, то произойдет изменение размера сразу по двум координатам одновременно (и по вертикали, и по горизонтали).
Этот же прием используется и для группового выделения объектов
. Наведите указатель мыши на поверхность стола, где-нибудь поближе к левому верхнему углу, нажмите кнопку мыши и протяните мышь вправо вниз. За указателем потянется прямоугольный контур выделения. Все объекты, которые окажутся внутри этого контура, будут выделены одновременно. Снять выделение – щелкнуть на пустом месте экрана.
7. Специальное перетаскивание.
Наведите указатель мыши на значок Мой компьютер
, нажмите правую кнопку мыши и, не отпуская её, переместите мышь. Этот приём отличается от обычного перетаскивания только используемой кнопкой, но даёт иной результат. При отпускании кнопки не происходит перемещение объекта, а вместо этого открывается так называемое меню специального перетаскивания. Содержимое этого меню зависит от перемещаемого объекта. Для большинства объектов в нём четыре пункта (Копировать, Переместить, Создать ярлык и Отменить).
Задание 2.
Операции с файловой системой
WINDOWS при помощи системы окон папок
Файл
– основной носитель информации в операционной системе, представляющий собой физическую область на диске, имеющий некоторые атрибуты (свойства) и помеченный именем.
Способ хранения файлов на дисках компьютера называется файловой
системой
.
Папка
– это специальное место на диске, где содержится информация о файлах и других папках.
Окно
– один из основных элементов интерфейса Windows. В окнах запускаются все программы Windows. В виде окон открываются папки, можно открыть сразу несколько окон.
В любой момент времени можно работать только с одним окном. Окно, с которым непосредственно работает пользователь, называется активным
. Активное окно располагается поверх других окон и его заголовок выделен более ярким цветом.
Окно папки имеет следующую стандартную структуру:
Строка заголовка
– название папки (имя программы).
Системный значок
– находится в верхнем левом углу окна, при щелчке откроется служебное меню (команды, позволяющие управлять размером и расположением окна).
Строка меню
– список команд. При щелчке на каждом из пунктов этого меню открывается «ниспадающее» меню, пункты которого позволяют проводить операции с содержимым окна или с окном в целом.
Панель инструментов
– содержит командные кнопки для выполнения наиболее часто встречающихся операций.
Адресная строка
– показывает путь доступа к текущей папке, позволяет выполнить быстрый переход к другим разделам файловой структуры с помощью раскрывающей кнопки справа.
Рабочая область
– в окнах папок отображает значки объектов, хранящихся в папке; в окнах программ отображает активный документ; в окне документа отображает содержимое документа.
Полосы прокрутки
– если количество объектов слишком велико (или размер окна слишком мал) по правому и нижнему краям рабочей области могут отображаться полосы прокрутки, с помощью которых можно «прокручивать» содержимое папки в рабочей области.
Строка состояния
– содержит дополнительную информацию.
Порядок работы:
1. Откройте папку на Рабочем столе папку Мои документы
.
2. Создайте две новые папки:
· Первую папку при помощи строки меню окна Файл→Создать→Папку;
· Вторую папку с помощью контекстного меню (правая кнопка мыши): выберите пункт Создать→Папку
.
3. Переименуйте папки:
· С помощью строки меню окна: выделите одну из папок и выполните команду Файл→Переименовать
. Дайте имя Папка 1
.
· С помощью контекстного меню (правая кнопка мыши): выделите другую папку и выберите команду Переименовать
. Дайте имя Папка 2
.
4. Откройте обе папки одним из способов:
· Двойной щелчок;
· С помощью контекстного меню командой Открыть
;
· С помощью строки меню окна: Файл→Открыть
;
· С помощью клавиши ENTER
при выделенном значке папки.
5. Расположите окна папок рядом, не перекрывая друг друга (если необходимо, измените размер окна). Чтобы каждая папка открывалась в отдельном окне, выполните команду: Пуск→Панель управления→Свойства папки→
вкладка Вид→Дополнительные параметры
и установите флажок Открывать каждую папку в отдельном окне.
6. В первой папке создайте 4 файла: два текстовых документа и два рисунка.
Вызовите контекстное меню и выберите команду Создать→Текстовый документ
или Создать→Точечный рисунок
.
7. Все файлы из Папки 1
переместите в Папку 2
разными способами:
· С помощью строки меню: в окне Папки 1
выделите Файл 1
и выполните команду Правка→Вырезать
. Перейдите в окно Папки 2
и выполните команду Правка→Вставить.
· С помощью панели инструментов: выделите Файл 2
и нажмите кнопку «Вырезать»
(ножницы). Перейдите в окно Папки 2
и нажмите кнопку «Вставить»
. Если панель инструментов не содержит этих кнопок, добавьте их при помощи команды Вид→Панели инструментов→Настройка,
выделите необходимые имеющиеся кнопки и выполните команду Добавить
.
· С помощью контекстного меню: выделите Файл 3
и нажмите правую кнопку мыши для вызова контекстного меню, выберите команду Вырезать.
Перейдите в окно Папки 2
и на пустом месте вызовите контекстное меню, выберите команду Вставить
.
· С помощью комбинации клавиш на клавиатуре: выделите Файл 4
, одновременно нажмите клавиши Ctrl
и X
.
Перейдите в окно Папки 2
и нажмите одновременно Ctrl
и V
.
8. Все файлы из Папки 2
скопировать в Папку 1
разными способами:
· С помощью строки меню: в Папке 2
выделите Файл 1
и выполните команду Правка→Копировать
. Перейдите в окно Папки 1
и выполните команду Правка→Вставить
.
· С помощью панели инструментов: в Папке 2
выделите Файл 2
и нажмите кнопку «Копировать
», перейдите в окно Папки 1
и нажмите кнопку «Вставить
».
· С помощью контекстного меню: в Папке 2
выделите Файл 3
и нажмите правую кнопку мыши для вызова контекстного меню, выберите команду Копироват
ь. Перейдите в окно Папки 1
и на пустом месте вызовите контекстное меню и выберите команду Вставить
.
· С помощью комбинации клавиш на клавиатуре: в Папке 2
выделите Файл 4
и нажмите одновременно Ctrl
и C
. Перейдите в окно Папки 1
и нажмите Ctrl
и V
.
9. Из Папки 1
удалите все файлы разными способами:
· С помощью строки меню: выделите Файл 1
и выполните команду Файл→Удалить
.
· С помощью панели инструментов: выделите Файл 2
и нажмите кнопку «Удалить
».
· С помощью контекстного меню: выделите Файл 3
и нажмите правую кнопку мыши для вызова контекстного меню, выберите команду Удалить
.
· С помощью клавиши на клавиатуре: выделите Файл 4
и нажмите клавишу Delete
.
10. Закройте окна Папка 1
и Папка 2.
Задание 3. Работа с файловой структурой при помощи программы Проводник
Иерархическая структура, в виде которой операционная система отображает файлы и папки диска, называется файловой структурой
.
Просмотреть файловую структуру можно при помощи программы Проводник
.
Программа Проводник
является основным инструментом для файловых операций в системе Windows. Она отображает содержимое папок, позволяет копировать, перемещать, удалять, переименовывать папки и файлы, запускать программы.
Рабочая область окна Проводника состоит из двух областей: области дерева папок и устройств (слева) и области активной (открытой) папки (справа). В любой момент времени только одна папка может быть открыта.
Папка может быть развернута
или свернута
. Если в папке имеются вложенные папки, то рядом с ней появляется узел, отмеченный знаком
. Щелчок на узле разворачивает папку (т.е. показывает структуру вложенных папок), знак узла
меняется на знак
. Щелчок на значке узла
сворачивает папку.
Папка может быть раскрыта
или закрыта
. Если щелкнуть на значке папки, то она раскроется -
и её содержимое отобразится в области активной папки Проводника. Закрывается папка при раскрытии любой другой папки.
Порядок работы:
1. Запустите программу Проводник
при помощи кнопки Пуск→Все программы→ Стандартные→ Проводник
(или контекстного меню кнопки Пуск
) и создайте следующую структуру папок:
2. Найдите папку Мои документы
в области дерева папок, в которой должны находиться Ваши папки: Папка 1
и Папка 2
.
3. Откройте Папку 1
и в области активной папки создайте новую папку одним из известных Вам способов и дайте ей имя Экспериментальная.
В области дерева папок убедитесь в том, что рядом со значком папки Папка 1
образовался знак узла
, свидетельствующий о том, что папка имеет вложенные папки. При нажатии на знак узла
происходит разворачивание Папки 1
и он меняется на знак
.
4. Откройте папку Экспериментальная
в области дерева папок Проводника. В области активной папки не должно отображаться никакого содержимого, поскольку эта папка пуста.
5. Создайте в области активной папки Проводника новую папку Мои эксперименты
внутри папки Экспериментальная
. Убедитесь в том, что в области дерева папок рядом со значком папки Экспериментальная
образовался знак узла
. Разверните узел и рассмотрите образовавшуюся структуру вложенных папок в области дерева папок Проводника.
6. Откройте Папку 2,
убедитесь в том, что в области активной папки в ней есть содержимое (созданные ранее Вами файлы), но в области дерева папок рядом со значком папки нет знака узла
,
так как в ней нет вложенных папок.
7. Покажите результаты работы преподавателю.
8. Удалите Папку 1
и Папку 2
в Корзину
одним из известных Вам способом.
9. Очистите Корзину
при помощи контекстного меню.
Лабораторная работа № 2. ТЕКСТОВЫЙ ПРОЦЕССОР WORD
Цель работы:
изучить основы ввода, выделения и редактирования текста в Текстовом процессоре Word, форматирование текста и страницы, способы создания и форматирования таблиц, рисования в документе и вставки различных объектов.
ВВОД ТЕКСТА
Текст вводится с помощью алфавитно-цифровых клавиш. Место документа, в которое происходит ввод текста (точка ввода), отмечается на экране вертикальной чертой, которую называют курсором
.
Для ввода прописных букв используется клавиша Shift
.
Для фиксации режима ввода заглавных букв служит клавиша CapsLock
.
Клавиша Backspace
(←) (слева от курсора)
и Delete
(справа от курсора)
удаляют символы или выделенные фрагменты текста.
Для переключения с русского на латинский алфавит необходимо использовать комбинации клавиш Ctrl
+
Shift
или Alt
+
Shift
.
При вводе текста необходимо соблюдать следующие правила:
· Во всех современных текстовых редакторах переход на новую строку в процессе набора текста происходит автоматически, не требуя ввода специального символа.
· Окончание абзаца маркируется нажатием клавиши Enter
, позволяющей перейти на новую строку.
· Пробел обязателен после знака препинания; перед знаком препинания пробел не ставится.
Таблица 1 − Выделение текста с помощью мыши
Для выделения...
|
Выполнить действие...
|
Слова
|
Двойной щелчок мыши по требуемому слову.
|
Предложения
|
Нажать клавишу Ctrl
и одновременно одинарный щелчок левой кнопкой мыши в любом месте предложения.
|
Строчного фрагмента
|
При нажатой левой кнопки мыши протаскиванием курсора по тексту.
|
Абзаца
|
а) Установить указатель мыши у выделяемого абзаца слева, вне пределов абзаца. Дважды нажать левую кнопку мыши.
б) Тройной щелчок левой кнопкой мыши в любом месте абзаца.
|
Прямоугольного фрагмента
|
При нажатых клавише Alt
и левой кнопки мыши протаскивание курсора по тексту.
|
Фрагмента произвольного размера
|
Установить указатель мыши в начале фрагмента. Нажать левую кнопку мыши и, не отпуская её, переместить указатель в конец необходимого фрагмента. Для завершения выделения отпустить кнопку мыши.
|
Для выделения всего текста используют команду строки меню Правка→Выделить всё.
Задание 1. Форматирование текста
Форматирование
– это изменение внешнего вида документа.
Порядок работы:
1. Откройте программу Microsoft
Word
через ярлык на Рабочем столе либо через Главное меню Пуск→Все программы→
Microsoft
Word
.
2. Наберите текст.
Предмет и основные понятия информатики
Информатика
− это комплексная, техническая наука, которая систематизирует приемы создания, сохранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.
3. Проверьте правописание при помощи команды Сервис→Правописание.
!!Обратите внимание!
Перед выполнением команд форматирования текст необходимо выделить с помощью курсора мыши.
4. Установите параметры форматирования текста:
Заголовок
:
При помощи команды строки меню Формат→Шрифт
вкладка Шрифт
установите: шрифт – Arial
; начертание – Полужирный
; размер – 14.
При помощи команды строки меню Формат→Абзац
вкладка Отступы и интервалы
установите:
выравнивание – По центру
; интервал перед и после – Авто
.
Текст
:
При помощи панели инструментов Форматирование
установите: шрифт − Times
New
Roman
; размер шрифта – 12
; выравнивание − По ширине
, начертание определите по образцу.
При помощи команды строки меню Формат→Абзац
вкладка Отступы и интервалы
установите: в разделе Отступ→Первая строка→Отступ
на 1,3 см; в разделе Интервал→Междустрочный
– полуторный.
5. Сохраните текст, для этого выполните команду строки меню Файл→Сохранить как
.., дайте имя файлу и нажмите кнопку Сохранить
.
Задание 2. Форматирование страницы
Порядок работы:
1. Выделите весь набранный текст и выполните команду строки меню Правка→Копировать
.
2. Установите курсор в конце текста и нажмите одновременно клавиши Ctrl
и Enter
. После выполнения команды курсор перейдет на вторую страницу.
3. Выполните команду строки меню Правка→Вставить.
4. Повторите действия пунктов 2 и 3, после выполнения всех действий набранный Вами текст будет находиться на трех страницах.
5. Проставьте нумерацию страниц (внизу страницы, от центра) при помощи команды строки меню Вставка→Номера страниц.
6. Вставьте верхний колонтитул при помощи команды строки меню Вид→Колонтитулы
. В качестве колонтитула введите дату и свои Фамилию, Имя и Отчество.
7. На первой странице
выделите текст и при помощи команды строки меню Формат→Шрифт→
вкладка Анимация
выберите анимацию по своему усмотрению.
8. На второй странице
выделите текст и оформите его в две колонки при помощи команды строки меню Формат→Колонки
.
9. На третьей странице
разбейте текст при помощи клавиши Enter
на несколько абзацев. Выделите текст и при помощи команды строки меню Формат→Список
создайте маркированный
или нумерованный
список.
10. Сделайте рамку для всех страниц при помощи команды строки меню Формат→
Границы и заливка→
вкладка Страница
. Выберите самостоятельно тип, цвет и ширину рамки. Можете выбрать любой рисунок рамки.
11. Сохраните файл при помощи команды строки меню Файл→Сохранить
.
Задание 3. Форматирование таблиц
Порядок работы:
1. Перейдите на четвертую страницу
при помощи одновременного нажатия клавиш Ctrl
и Enter
.
2. С помощью команды строки меню Таблица→Вставить→Таблица
выберите число строк и столбцов по предложенному образцу.
Коэффициенты перевода производных единиц от байта
Байт
|
Килобайт
|
Мегабайт
|
Гигабайт
|
б
|
1
|
2^(-10)
|
2^(-20)
|
2^(-30)
|
Кб
|
2^10
|
1
|
2^(-10)
|
2^(-20)
|
Мб
|
2^20
|
2^10
|
1
|
2^(-10)
|
Гб
|
2^30
|
2^20
|
2^10
|
1
|
3. Выделите таблицу и примените стиль оформления с помощью команды строки меню Таблица→Автоформат
.
4. На пятой странице
нарисуйте сложную таблицу по образцу с помощью панели инструментов Таблицы и границы
, если такой панели нет в окне MS
WORD
, выполните команду строки меню Вид→Панели инструментов
и установите флажок
. Выберите инструмент Нарисовать таблицу (Создать таблицу)
и начните рисовать таблицу. С помощью инструмента Ластик
можно удалить любую из проведенных границ.
5. Сохраните файл при помощи команды строки меню Файл→Сохранить
.
Задание 4. Рисование в документе
Порядок работы:
1. На шестой странице
создайте схему «Структура информатики» по предложенному образцу, используя панель инструментов Рисование
, если такой панели нет в окне MS
WORD
, выполните команду строки меню Вид→Панели инструментов
и установите флажок
.
2. Нарисуйте прямоугольник и введите в него текст:
· Нажмите кнопку «Надпись»
на панели инструментов Рисование
;
· Указатель мыши изменил своё изображение на крест, в появившемся полотне «Создайте рисунок» подведите указатель мыши на начало схемы, нажмите левую кнопку и, удерживая её, нарисуйте прямоугольник;
· Введите в прямоугольник текст;
· Предварительно выделив текст, поместите его по центру и определите его начертание по образцу.
!!Обратите внимание!
Если текст не полностью отражается в прямоугольнике, измените его размеры. Для этого щелкните по прямоугольнику и установите указатель на одном из маркеров и при появлении двунаправленной стрелки, удерживая нажатую левую кнопку мыши, увеличьте размер объекта.
3. По аналогичной схеме нарисуйте остальные прямоугольные фигуры.
!!Обратите внимание!
Все фигуры необходимо размещать в появившемся полотне, которое может растягиваться во все стороны.
4. Для того, чтобы нарисовать другие геометрические фигуры, стрелки и линии на панели инструментов Рисование
нажмите кнопку «Автофигуры»
, выберите соответствующий пункт типу фигуры и нарисуйте её. Установите необходимый размер фигуры.
Для добавления текста в автофигуру используют команду контекстного меню (правая кнопка мыши) Добавить текст
.
5. Шаблон, цвет и тип линий, заливку автофигур можно изменить при помощи команды контекстного меню Формат объекта (надписи)
, вкладка Цвета и линии
.
6. Чтобы представить рисунок в виде единого графического объекта, необходимо сгруппировать автофигуры, для этого включите кнопку Выбор объектов
(белая стрелка на панели инструментов Рисование
), растяните пунктирную линию вокруг рисунка, чтобы все автофигуры выделились, а затем выполните команду Действия (Рисование)→Группировать
.
Задание 5. Вставка объектов
Порядок работы:
1. На седьмой странице
вставьте формулу при помощи команды строки меню Вставка→Объект→
Microsoft
Equation
2. Подготовьте объявление по образцу. При помощи кнопки
Добавить объект
WordArt
на панели инструментов Рисование
, вставьте текст надписи, а при помощи команды строки меню Вставка→Символ
, шрифт Wingdings
вставьте символ с телефоном.
- 22-55-88
3. Создайте открытку-поздравление по образцу. Для вставки рисунка выполните команду Вставка→Рисунок→Картинки→Коллекция картинок…
в области задач (справа)→Коллекции
Microsoft
Office
.
Текст оформите анимацией и разным цветом при помощи команды строки меню Формат→Шрифт,
вкладки Шрифт
и Анимация
.
ПОЗДРАВЛЯЮ МАШУ С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!
4. Сохраните файл при помощи команды строки меню Файл→Сохранить
.
Лабораторная работа № 3.
ТАБЛИЧНЫЙ ПРОЦЕССОР EXCEL
Цель работы:
изучить основы работы в Табличном процессоре Excel, научиться выполнять расчёты в таблицах, сортировку данных и изучить принципы построения диаграмм.
Электронная таблица
(ЭТ) – это двумерный массив, состоящий из столбцов и строк. Столбцы идентифицированы буквами латинского алфавита (A
,
B
,
C
…), строки идентифицированы арабскими цифрами (1,2,3
…). Место пересечения столбца и строки называется ячейкой, например, А3
. Ячейка, в которой находится табличный курсор, является активной. В ЭТ можно работать как с одной ячейкой, так и с группой ячеек, которые образуют блок или диапазон. Блок идентифицируется именами левой верхней и правой нижней ячеек. Имена ячеек в блоке разделяются двоеточием (:)
, например А1:А4
.
Для выполнения вычислений Excel предлагает специальные средства расчетов – формулы и функции. Формула в программе Excel начинается со знака (=)
; в формуле не должно быть пробелов; при вводе формулы используются символы латинского алфавита.
Ссылкой (адресом) определяется ячейка или группа ячеек, используемых в формуле. Для указания ссылки на ячейку вводится буква заголовка столбца и номер строки. Адресация может быть абсолютной
и относительной
. По умолчанию ссылки на ячейки в формулах рассматриваются как относительные и при копировании формул адреса в ссылках автоматически изменяются. При абсолютной адресации адреса ссылок при копировании не изменяются. Для изменения способа адресации используют клавишу F
4
. Элементы номера ячейки, использующие абсолютную адресацию, предваряются символом $
.
Табличный процессор Excel содержит большое количество стандартных формул, называемых функциями
. Функции используются для простых или сложных вычислений. Вызов функции состоит в указании в формуле имени функции, после которого в скобках указывается список аргументов: отдельные аргументы разделяются точкой с запятой (;)
; диапазон ячеек – двоеточием (:)
. В качестве аргумента может использоваться число, адрес ячейки, диапазон ячеек или выражение.
Задание 1. Выполнение расчётов в таблице
Порядок работы:
1. Откройте программу Microsoft
Excel
через ярлык на Рабочем столе, либо через Главное меню Пуск→Все программы→
Microsoft
Excel
,
откроется новая рабочая книга, состоящая из нескольких рабочих листов и при помощи команды меню Файл→Сохранить как…
, сохраните рабочую книгу под своим именем.
2. Дважды щелкните на ярлыке Лист 1
, расположенном внизу окна и переименуйте его как Расчёты.
3. Введите название Таблицы 1
: размер шрифта − 12
, начертание – полужирный
при помощи панели инструментов или команды строки меню Формат
→ Ячейки
→вкладка Шрифт
. Поместите название Таблицы 1
по центру, для этого выделите диапазон ячеек A
1:
F
1
и нажмите кнопку
Объединить и поместить в центре
на панели инструментов Форматирование
. Чтобы отказаться от объединения ячеек, необходимо выделить объединенные ячейки и нажать на кнопке
.
4. Объедините ячейки (А2
и А3
; В2
и В3
; С2
и С3
; D
2
и D
3
; E
2
и F
2
) и введите в них название заголовков граф (столбцов). Для заголовков столбцов при помощи команды меню Формат
→Ячейки
→вкладка Выравнивание
выполните выравнивание по горизонтали и по вертикали − по центру ячейки
и перенос по словам (комбинация клавиш Alt
и Enter
).
5. Введите данные таблицы по образцу. Ширину столбца и высоту строки можно изменить при помощи указателя мыши (
,
) – подвести указатель к правой границе имени столбца или нижней границе номера строки, чтобы он принял вид двунаправленной стрелки и при нажатой кнопке мыши перетащить границу в нужном направлении.
Таблица 1
A
|
B
|
C
|
D
|
E
|
F
|
1
|
Размер и структура валовых сборов зерновых культур
|
2
|
№ п/п
|
Культура
|
Площадь, га
|
Урожайность, ц/га
|
Валовой сбор
|
3
|
т
|
в % к итогу
|
4
|
1
|
Озимая рожь
|
150
|
30,2
|
5
|
2
|
Озимая пшеница
|
300
|
25,5
|
6
|
3
|
Ячмень яровой
|
100
|
28,6
|
7
|
4
|
Овес
|
50
|
18,5
|
8
|
5
|
Зернобобовые
|
20
|
19,5
|
9
|
Итого
|
10
|
Максимальное значение
|
11
|
Минимальное значение
|
12
|
Среднее значение
|
6. Определите валовой сбор зерна по культурам:
· Выделите необходимую ячейку (Е4
для озимой ржи) и введите формулу для вычисления валового сбора озимой ржи: =С4*
D
4/10;
· Нажмите клавишу Enter
;
· Выделите только что заполненную ячейку Е4
и скопируйте формулу расчёта валового сбора озимой ржи в ячейки других культур, для этого курсор мыши наведите на нижний правый угол ячейки, чтобы он превратился в черный плюс (маркер автозаполнения
) и при нажатой левой кнопке мыши растяните контур на необходимый диапазон (E
4:
E
8
). Снимите выделение ячеек, щёлкнув на пустом месте рабочего листа.
7. Заполните итоговую строку по столбцам «Площадь, га», «Валовой сбор, т»:
· Выделите нужную ячейку (С9
− для столбца «Площадь, га») и на панели инструментов Стандартная
нажмите на кнопку автосуммирования −
;
· Если интервал ячеек определён правильно (С4:С8
), то нажмите клавишу Enter
. Если интервал ячеек определен неправильно, то мышью выделите нужный интервал.
· Аналогично заполните ячейку Е9
– «Валовой сбор, т», правильный диапазон автосуммирования − E
4:
E
8
.
8. Рассчитайте «Валовой сбор в % к итогу», используя ввод и копирование формул с абсолютной адресацией:
· Выделите нужную ячейку (ячейку F
4
) и наберите формулу: =Е4/Е9*100
;
· В формуле выделите имя ячейки E
9
, адрес которой следует изменить с относительного на абсолютный, так как её адрес в формуле при копировании не должен изменяться, и нажмите клавишу F
4
;
· Нажмите Enter
;
· Формула должна приобрести вид: =Е4/$Е$9*100;
· Выделите ячейку с отредактированной формулой (
F
4)
и скопируйте формулу в другие ячейки таблицы диапазона F
5:
F
9
при помощи маркера автозаполнения (аналогично, как в задании 6
);
· Снимите выделение ячеек.
9. Найдите максимальные, минимальные и средние значения по столбцам «Площадь» и «Урожайность»:
· Курсор установите в ячейку С10
и выполните команду меню Вставка→Функция,
и в диалоговом окне Мастер функций
выберите категорию Статистические
;
· Затем найдите функцию МАКС
, которая находится в списке по алфавиту, и нажмите ОК
;
· Для нахождения минимального и среднего значения используйте функции: МИН, СРЗНАЧ
в категории Статистические
.
!!Обратите внимание!
Автоматически выбранный диапазон может быть ошибочным.
· Выделите необходимый диапазон C
4:
C
8
для столбца «Площадь» и D
4:
D
8
− «Урожайность» и нажмите ОК
.
10. Оформите линии обрамления (границы) по образцу с помощью команды меню Формат→Ячейки→
вкладка Граница.
!!Обратите внимание!
Ячейки необходимо предварительно выделить.
Задание 2. Сортировка данных в таблице
Порядок работы:
1. Отсортируйте данные по возрастанию площадей
:
· Выделите диапазон, строки которого нужно отсортировать (в нашем случае это − В4:
F
8
);
· При помощи команды строки меню Данные→Сортировка
идентифицируйте поля по обозначениям столбцов листа (установите флажок), выберите Столбец С
и отсортируйте по возрастанию и нажмите ОК
;
· Данные всей таблицы будут автоматически отсортированы по возрастанию.
Задание 3. Построение диаграмм
Порядок работы:
1. Постройте круговую диаграмму по площадям:
· Выделите диапазон B4:C8
;
· Вызовите Мастер диаграмм
с помощью команды строки меню Вставка→ Диаграмма
;
· Выберите тип Круговая
(шаг 1
из 4
) и нажмите два раза кнопку Далее
;
· На вкладке Заголовки
(шаг 3
из 4
) Название диаграммы: наберите «Диаграмма по площадям»
;
· На вкладке Легенда
выберите Размещение:
внизу
.
· На вкладке Подписи
данных
выберите Включить подписи: доли;
· Нажмите на кнопки Далее
и Готово
;
· При необходимости отредактируйте диаграмму (измените размеры при помощи двунаправленных стрелок).
2. Сохраните изменения в файле при помощи команды строки меню Файл→ Сохранить.
Лабораторная работа № 4.
MICROSOFT POWER POINT
Цель работы:
создать и просмотреть презентацию на тему «Предмет и основные понятия информатики» при помощи программы PowerPoint.
Презентация
(от лат. praesentatio) — это общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного, например: книги, журнала, кинофильма, телепрограммы, организации. Презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, презентация имеет сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Их можно представлять в электронном виде и распространять через Интернет.
Microsoft
PowerPoint
(полное название — Microsoft Office PowerPoint ) — это программа для создания и проведения презентаций, позволяющая придать необходимый эффектный внешний вид. Является частью Microsoft Office и доступна в редакциях для операционной системы Microsoft Windows.
Порядок работы:
1. Запустите программу PowerPoint
(Пуск
→Все программы
→MS
PowerPoint
). Сохраните презентацию под именем «Информатика
» при помощи команды строки меню Файл
→Сохранить как…
2. В области задач (справа) выберите команду Создание
→Из мастера автосодержания
, если области задач нет, то воспользуйтесь командой строки меню Файл
→Создать
.
3. В окне Мастер автосодержания
щёлкните на кнопке Далее
.
4. В следующем окне Вид презентации
выберите строку Общий доклад
и щёлкните на кнопке Далее
.
5. На этапе выбора стиля презентации
установите переключатель Презентация на экране
и щёлкните на кнопке Далее
.
6. На этапе выбора параметров презентации
введите в окно заголовка «Информатика»
, в окне нижнего колонтитула повторите название. Щёлкните на кнопке Далее
, а потом Готово
.
7. На открывшемся рабочем поле в окне структуры
(слева) выделите поочередно слайды с 5
по 9
при помощи кнопки Shift
и удалите их (Delete
). В презентации должно остаться четыре слайда.
8. Перейдите к первому слайду при помощи полосы прокрутки и в окне слайда в блоке под заголовком замените имя, указанное по умолчанию собственным именем в качестве автора разработки. Задайте выравнивание текста по центру при помощи панели инструментов и поместите блок ниже красной линии методом перетаскивания.
9. Затем выделите блок с заголовком и поместите его в верхней части слайда при помощи перетаскивания при появлении двунаправленной стрелки
(выше красной линии).
10. Вставьте в слайд рисунок при помощи команды строки меню Вставка
→ Рисунок
→Картинки.
В области задач выберите Коллекция картинок
(внизу справа) и в окне Избранное
выберите в Коллекции
Microsoft
Office
в разделе Бизнес
картинку Вычислительная техника
. Скопируйте картинку при помощи команд строки меню Правка
→Копировать
и Правка
→Вставить
.
11. Удалите с титульного слайда колонтитул при помощи команды строки меню Вид
→Колонтитулы,
установите флажок на пункте Не показывать на титульном слайде
и нажмите кнопку Применить ко всем
.
12. Перейдите на второй слайд и вместо заголовка «Введение
» наберите текст «Задачи
информатики
».
13. Перейдите в блок маркированного списка и введите вместо шаблонного текста следующее содержание:
· Исследует информационные процессы в социальных системах;
· Разрабатывает информационную технику;
· Создает новейшие технологии преобразования информации.
14. Выровняйте текстовые блоки на втором слайде по своему усмотрению.
15. Перейдите к третьему слайду и введите заголовок «Единицы
информации
». Удалите нижний текстовый блок (он нам здесь не нужен) и при помощи команды меню Вставка
→Таблица
в окне Вставка таблицы
задайте число столбцов − 2
и число строк − 3
, нажмите ОК
.
16. Заполните таблицу:
1 Кбайт
|
210
байт
|
1 Мбайт
|
220
байт
|
1 Гбайт
|
230
байт
|
Верхний индекс вводится при помощи команды строки меню Формат
→Шрифт,
установите флажок на пункте Надстрочный
.
17. Перейдите к четвёртому слайду. В поле заголовка введите текст: «Структура
информатики
». Удалите второй текстовый блок.
18. При помощи команды Вставка
→Организационная
диаграмма
в окне Библиотека диаграмм
выберите первый тип диаграммы и нажмите ОК
. В первую рамку в диаграмме введите текст Информатика
. В остальные рамки введите Отрасль производства
, Фундаментальная наука
и Прикладная дисциплина
. Стиль диаграммы можно выбрать при помощи команды Автоформат
на панели инструментов Организационная
диаграмма
. Увеличьте размер шрифта на своё усмотрение.
19. Перейдите к первому слайду, выделите заголовок и выберите эффект анимации при помощи команды меню Показ слайдов→Настройка анимации
в области задач нажмите на кнопке Добавить эффект
. В появившемся подменю выберите эффекты: Вход
→Жалюзи
; Выделение
→Вращение
; Выход
→Шашки
; Пути
перемещения
→Вправо
-вниз
.
20. Выполните команду строки меню Показ слайдов
→Смена слайдов
. В пункте Смена
слайдов
снимите флажок По щелчку
и установите его на Автоматически после
и задайте время 2 секунды
. Нажмите на кнопке Применить ко всем слайдам
.
21. Примените эффекты анимации для других слайдов во всех блоках.
22. Выполните команду Показ слайдов
→Эффекты анимации
в области задач (справа) в пункте Дизайн
слайда
выберите Шаблоны
оформления
. Выберите шаблон оформления по своему усмотрению.
23. Вернитесь к первому слайду, запустите показ презентации при помощи команды меню Показ слайдов
→Начать показ
.
24. Сохраните изменения в презентации при помощи команды строки меню Файл
→Сохранить
.
СПИСОК
РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Информатика и информационные технологии :
учебное пособие / под ред. Ю. Д. Романовой. – М. : Эксмо, 2008. – 591с.
2. Информатика
: базовый курс / под ред. С. В. Симоновича. – 2-е издание. –СПб. : Питер, 2007. – 640с.
3. Информатика
: Практикум по технологии работы на компьютере / под ред. Н. В. Макаровой. − М. : Финансы и статистика, 2004.
4. Информатика
/ Под.ред. А. П. Курносова. – М. : КолосС, 2006. – 268с.
5. Каймин, В
.А. Информатика : учебник / В. А. Каймин. – 3-е издание. – М. : ИНФРА-М, 2003. – 268с.
6. Острейковский, В. А.
Информатика: учебник для студентов. – М. : Высшая школа, 1999.
7. Практическая информатика :
универсальный курс / С. В. Симонович − М. : АСТ-ПРЕСС; Инфорком-пресс, 1999. − 480с.
8. Экономическая информатика.
Учебник для вузов / под ред. В. В. Евдокимова. − СПб. : Питер, 1997.
Учебное издание
ИНФОРМАТИКА
Методические указания к лабораторным работам для студентов заочного отделения
Составители:
Абышева Ирина Геннадьевна, Николаева Марина Викторовна, Семёнова Александра Георгиевна
Редактор М.Н.Перевощикова
Технический редактор М.Ю.Соловьёва
Подписано в печать «____»___________2009г.
Формат 60×84/16. Гарнитура Times New Roman
Усл.печ.л. ______ Уч.-изд.л. ______ Тираж _______ экз. Заказ № _______
ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА
426069, г. Ижевск, ул. Студенческая, 11
|