Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Организационно методические указания

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

ИНСТИТУТ СОЦОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПСМХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

СБОРНИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ДОМАШНИХ ЗАДАНИИ

по дисциплине:

«СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ

РЕЛИГИИ»

для студентов специальности «Социология» 040201

специализации

«социология и психология управления» 040201 (1)

МОСКВА 2007

1. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ:

Роль контрольных работ: Обеспечение проверки усвоения знаний; выработка навыков и умений самостоятельной работы студентов; ориентация внимания студентов на ключевые понятия и проблемы; систематизация понятий, структурная организация знаний.

Типология контрольных заданий:

Контрольные работы выполняются на основе двух сборников тестов.

1. Сборник полуформализованных тест-заданий , содержащих открытые стандартизированные вопросы с принудительной логикой структурированных последовательностей вопросов. Студент в домашних условиях заполняет бланк, формулируя ответы в упорядоченной цепочке понятия и суждений.

Цель сборника полуформализованных тест-заданий – формирование:

A. профессионально-значимых понятий,

B. выработка умений в формулировании мысли,

C. умений строить развернутое, упорядоченное рассуждение, ориентированное на удержание существенных признаков и подавление пустой риторики и несущественных признаков.

Место контрольных работ в учебном процессе: Контрольные работы предназначены для активизации познавательной активности студентов в течение всего семестра.

База времени, предусмотренная учебным планом и университетским расписанием, составляет по данному спецкурсу 24 часа (12 семинаров). Эти занятия, обозначенные как «самостоятельная работа студентов», равномерно распределены по длине семестра и правильно чередуются с лекциями и традиционными семинарами, коих тоже 24 часа.

Начало контрольных работ сдвинуто на 4 учебную неделю потому, что необходимо создать опережающий темп лекций, кроме того, необходимо провести 2-3 теоретических семинара, чтобы студенты смогли уловить парадигму изучаемой дисциплины, войти в начальный круг понятий и вычитать исходный объем теоретического материала по рекомендованной литературе.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ:

Тема №

№ уч. недели

Наименование темы по учебному плану дисциплины

Контрольные работа № 1:

Тема № 4

4

Основные понятия социологии религии.

Тема № 5

5

Социологические теории религии.

Тема № 6

6

Классификация религий. Древние языческие религии.

Тема № 7

7

Современные формы религий. Культы и течения.

Контрольные работы: № 2

Тема № 8

8

Христианство. Византийское и русское православие.

Тема № 9

9

Раскол Церкви и Реформация.. Католицизм и протестантизм.

Тема № 10

10

Психосемантика языческого миросозерцания.

Тема № 11

11

Психологический анализ умственной сферы.

Контрольные работы: № 3

Тема № 12

12

Психологический анализ чувственной сферы.

Тема № 13

13

Психологический анализ волевой сферы.

Тема № 14

14

Психология нрава, страстей и характера.

Контрольные работы: № 4

Тема № 16

15

Религиозно-философские учения.

Тема № 19

16

Религия и государство. Церковь и гражданское общество.

Тема № 21

17

Сакрализация и секуляризация в культуре и обществе.

Тема № 21

18

Духовная агрессия пседорелигиозных культов.

Цель:

1. Обратная связь, проверка уровня усвоения дисциплины

2. Углубление понимания проблем через активную детализацию вопросов.

3. Углубление понимания проблем через усиление духовно-нравственных и социокультурных аспектов в традиционных психологических темах.

4. Мировоззренческая атрибуция вопросов: связь контекстов социологии религии с психологией, культурологией, историей.

5. Практическая ориентация вопросов: связь теоретическим элементов знаний с практическими задачами, возникающими в жизнедеятельности человека и в организационным поведении россиян в современных условиях.

Задачи:

1. Выработать умения анализировать социально-психологические процессы происходящие в обществе и в личности человека с позиций религиозной психологии. Религиозное сознание присуще 3/4 человечества, социокультурное бытие все ярче очерчивает грани религизных миров и возникают их цивилизационные столкновения, что актуализирует данную проблематику

2. Выработать умения квалифицированно оценивать сущность деструктивной, ложной духовности, выраженной в многоразличных сектах, оккультных практиках (экстрасенсорика, биоэнерготерапия, трансовые, виртуальные технологии влияния, Ушу, уфология, валеология, астрология, теософия, рерихианство, йогизм, магия, знахарство и т.д.).

3. Углубить понимание духовно-психологических основ различия в менталитете и характере европейцев и россиян в аспектах: индивидуально-личностного бытия, организационного поведения, социальных процессов, традиций устройства общественной жизни и культуры.

4. Активизировать ранее приобретенные знания по психологии и социологии в направлении духовно-психологических., религиозно-нравственных основы культур и истории.

5. Углубить и детализировать психологический анализ душевных процессов внутреннего мира человека: умственная, чувственная, волевая сфера человека, аномалий этих сфер и направлений коррекции.

Связь с другими дисциплинами: ориентация на тесную связь с кафедральными программами по «общей социологии», «социальной антропологии», «общей психологии и психологии личности», «культурологии», «социололгии культуры и духовной жизни».

Связь с требованиями госстандарта: учебная дисциплина «социология и психология религии» объединяет госстандарт («социология религии») с расширением темы «психология религии», которая в указанном госстандарте присутствует. Программа полностью отвечает требованиям госстандарта.

2. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ, ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ, РЕФЕРАТОВ.

А) Темы и домашние задания:

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕЛИГИИ.

1. Основные понятия социологии религии.

Определение религии в разных научных традициях. Система теоретических и операциональных понятий: Психология религии. Социологии религии. Теологические категории. Метапсихологические духовные категории.

2. Социологические теории религии.

Общая теория социологии религии и частные концептуализации. Духовные закономерности происхождения, развития и функционирования религий. Христианские социологические исследования.

СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ СИСТЕМ.

3. Классификация религий. Древние языческие религии.

Исторические формы религии. Социологический анализ языческих религий. Религиозные верования дописьменного периода. Национальные религии Древнего мира. Синкретические религия Древней Греции и Древнего Рима. Проблема первичности происхождения религий: политеизм - монотеизм.

4. Современные формы религий. Культы и течения.

Современный индуизм. Современное конфуцианство, даосизм, синтоизм. Национальная монотеистическая религия - иудаизм. Мировая языческая религия буддизм. Мировая монотеистическая религия - ислам. Псевдоиндуистские, синкретические культы. Псевдонаучные религиозные культы. Псевдохристианские культы. Оккультные течения.

5. Христианство. Византийское и русское православие.

Христианство. Библия: Ветхий и Новый Завет – структура книг: законоположительные, исторические, учительные, пророческие. Христианская теология. Догматы: Троичный, Искупления греха, Спасения, Воскресения. Теология творения мира. Семь Вселенских соборов.

Православие. Формирование новой культурной традиции – православной культуры. Социальная доктрина Русской Православной Церкви (2000 г.). Теология и антропология человека. Учение о страстях и грехе. Семь таинств Церкви.

6. Раскол Церкви и Реформация.. Католицизм и протестантизм.

Католицизм. Догматиче6ское право Папы. Внесение изменений в догматы вероучения: «филиокве», «о сверхдолжных заслугах»; «о чистилище»; догмат «о непорочности зачатия Пресвятой Богородицы». Видоизменение таинств: причастие (евхаристия), крещение, миропомазание. Институт инквизиции. Индульгенции. Крестовые походы. Двойственное отношение к Руси. Флорентийская уния 1439 г.

Протестантизм ортодоксальный. Отказ от Священного Предания. «Библия и ничего кроме Библии». Спасение только по вере. Отказ от значения добрых дел (благочестия). Светский глава Церкви. Устранение священства как посредствующей инстанции между человеком и Богом. Лютеранство, кальвинизм и англиканство Модернистский протестантизм. Протестантские культы.

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ.

7. Психосемантика языческого миросозерцания.

Психология сознания и человеческого бытия в пантеистической, мистической демонологии. Пантеизм, гилозоизм, мистицизм. Антропологизм. «Героика» единоборства язычника со злыми духами. Конвенции с демоническими силами, ритуалы обманных манипуляций и конформизма с потусторонними существами.

Славянский языческий мир. Трехслойная семантика мира. Символика: Востока и Запада, мужского и женского начала, флоры и фауны, профессий, семейных ролей, дома, поля, леса, земли и неба, природных стихий. Ритуалы мистического поведения.

Психологический анализ квазирелигиозного сознания и поведения. Психолого – культурологический сравнительный анализ менталитета, характера, моделей бытия в мире.

Европейский путь. Русский путь. Современное европейское общество. Современное российское общество. Квазирелигиозность: наука, искусство, идеология. Квазирелигиозные формы: коммунизма рыночного общества. Советские инверсивные символы: Идеология - коммунистические догматы. Квазирелигозные формы постсоветского общества.

8. Психологический анализ умственной сферы.

Типология умственной организации. Стороны ума. Личностные качества ума. Добродетели ума. Пороки ума.

9. Психологический анализ чувственной сферы.

Психология чувственного мира. Структура чувств. Античувства. Чувства внешние и внутренние. Добродетели и пороки чувств. Социальные, культурные формы чувств.

10. Психологический анализ волевой сферы.

Психология воли. Формирование пороков и добродетелей. Волевые процессы ума: Волевые процессы в чувственной сфере Волевой характер личности.

11. Психология нрава, страстей и характера.

Понятие страсти. Витальные страсти. Любодейные страсти. Корыстная страсть стяжательства. Гнев. Печаль. Уныние. Тщеславие. Гордость.

Психология Характера. Душевный характер. Духовный характер. Добродетели.

В). Темы рефератов.

1. Взаимосвязи и соотношения: мировые религии и типы культур, типы обществ и типы человека.

2. Классификация и духовно-психологическая характеристика религиозных миросозерцании.

3. Семантика духовного мира и психология символического восприятия мироздания.

4. Запад - Восток: контраст культурных и религиозных парадигм.

5. Славянский мистический символизм.

6. Ритуалитет мистического поведения.

7. Европа и Россия. Культурно-психологическая типология.

8. Европейский путь и «Прометевский, героический человек» (В. Шубарт).

9. Русский путь и «Иоаннический, мессианский человек».

10. Католические и протестантские парадигмы жизни.

11. Отношений к миру и к Богу в православии и католицизме.

12. Отношений к миру и к Богу в православии и пртестантизме.

13. Сдвиг европейской религиозности на внешний, символический план.

14. Духовные различия: католицизм, протестантизм, православие.

15. Психология Европы (прогрессизм, корпоративность, индивидуализм).

16. Принцип соборности в русской православной психологии.

17. Религиозно-психологические характеристики «внешнего» и «внутреннего» человека.

18. Трехчастие души: Ум - Чувства - Воля.

19. И.А. Ильин о феномене «расколотого человека».

20. Психология аскезы.

21. Современное российское общество: ценности, идеалы, нравы.

22. Трехслойная ментальность: русская, советская, постсоветская.

23. Смещение менталитета и характера.

24. Аксеологические сдвиги.

25. Квазирелигиозность: социальная инверсия религиозных символов.

26. Квазирелигизное мышление и чувства.

27. Квазирелигозные нормы и ритуалитет в общественной и личной жизни.

28. Квазирелигиозная этика и эстетика.

29. Личностные качества ума.

30. Духовные личностные качества ума: добродетели и пороки.

31. Чувства как духовного органа души.

32. Система чувств, их функциональное здоровье и патологии.

33. Духовные и душевные чувства.

34. Неполнота и смешанный характер душевных чувств.

35. Психология страстных изменений в чувственной сфере человека.

36. Психология воли: атрибуты разумности, духовности, совестности воли.

37. Волевые процессы ума и чувств.

38. Страстная и бесстрастная воля.

39. Страсть как деформация всех сферы личности ее нрава и характера.

40. Православное учение о страстях и характере психологических изменений.

41. Психология мужчины и женщины в религиозно-психологическом понимании.

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ

Основная литература:

1. Артамонов Г.Н. Душа: внутренний мир человека. М., ГУУ, 2005. 343 с.

2. Васильев Л. С. История религий Востока. М., Университет, 2000. 432с.

3. Вебер М. Работы по социологии религии и культуры. - М., 1991. Вып. 1,2.

4. Веремчук В.И. Социология религии. учеб. пособие. М., ЮНИТИ, 2004. 254 с.

5. Зенько Ю.М. Психология и религия. СПб., Алетейя , 2002. 383 с.

6. Зеньковский В.В. прот. Основы христианской философии. М., 1996.

7. Злобин Н.С. Культура и духовное производство. - М., 1980.

8. История религии. Т.1-2. Допущено М-вом образования РФ; / Ред. И.Н.Яблокова. М., Высш. школа, 2002. 463с.

9. История религий в России / Ред. Н.А. Трофимчука. М.: РАГС, 2001. 591с.

10. Основы религиоведения: учебник для студ. вузов ; Рекомендовано М-вом образования РФ; Под ред. И.Н.Яблокова.. М., Высш. школа, 2002. 511 с.

11. Платон (Игумнов), архим. Православное нравственное Богословие. М. 1994.

12. Русская религиозная антропология. Т. 1,2. М. 1997.

13. Свешников Вл. прот. «Очерки христианской этики». М. 1999.

14. Современные секты и неоязычество в России. М. 1998.

15. Тихомиров Л.А. Религиозно философские основы истории. М., 1997.

16. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., Республика, 2005. 543 с.

17. Феофан Затворник, свят. Начертания христианского нравоучения. Т. 1,2. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. 1994.

18. Феофан Затворник, свят. Что такое духовная жизнь и как на нее настроиться?. М. 1992.

Дополнительная литература:

1. Авдеев Д.А., Невярович В.К. Нервность и неврозы с точки зрения православных врачей. Русский хронограф. 1999.

2. Архимандрит Рафаил. Церковь и мир на пороге апокалипсиса. М. 1999.

3. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993. С. 54-84.

4. Василенко Л.И. Краткий религиозно-философский словарь. М., Истина и Жизнь, 2000. 256с.

5. Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. Т. 1-4, 1996-1997.

6. Вундт В. Миф и религия. М., 1910.

7. Гармаев А. (священник) Психопатический круг в семье. М. 2000.

8. Громов И.А. Западная социология. СПб., ДНК, 2003. 559 с.

9. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М. 1996.

10. Иеромонах Анатолий (Берестов) А. Печерская «Православные колдуны» - кто они? М., 1998.

11. Ильин И. А. Путь к очевидности. М. 1993.

12. Казаков О., Раков А. Четыре ответа на приглашение в ад. М., СПб.

13. Кравченко А.И. История отечественной социологии : учеб. пособие. М., Акад. Проект, 2005. 620 с.

14. Кремень В. И. Последнее искушение. «Тайное знание» в свете Православия. М.:

15. Кураев А., проф. диакон. Кто послал Блаватскую? Теософия, Рерихи и Православие. М. 2000.

16. Кураев А., проф. диакон. Раннее христианство и переселение душ. М. 1998.

17. Кураев А., проф. диакон. Сатанизм для интеллигенции. Т. 1,2. М. 1997.

18. Кураев Андрей (диакон). Протестантам о православии. М. 1997.

19. Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.

20. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991.

21. Лука (Войно–Ясенецкий), архиепископ. Дух, душа и тело. Свято-Тихоновский Богословский Институт. Москва 1997.

22. Лурье С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы. Допущ. М-вом образования РФ; М., Акад. Проект, 2003. 623с.

23. Мейендорф Иоанн, прот. Византийское богословие. Минск, 2001.

24. Мейендорф Иоанн, прот. Православие и современный мир. Минск, 1995.

25. Народы и религии мира: Энциклопедия /Ред. В.А. Тишков. М., 2000. 928с.

26. Несмелов В.И. Наука о человеке. В 2 т. М., Сретенский монастырь. 2004.

27. Николаева О. Православие и культура. М. 2002.

28. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. М., Центр, 2001. 240 с..

29. Религии народов современной России: словарь. / Ред. кол. М.П. Мчедлов. М., Республика, 2002. 624 с.

30. Серафим Роуз. Религия будущего. СПб. 1994.

31. Современные секты и неоязычество в России. М. 1998.

32. Соловьев В. Россия и вселенская церковь. М., 1911.

33. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов и др. Минск, Книжный Дом, 2003. 1311 с.

34. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М. 1995.

35. Флоровский Г.В., прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

36. Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М., 1998.

37. Честертон Г.К. Вечный человек. М., 1991

38. Шендрик А.И. Социология культуры. М., ЮНИТИ, 2005. 495 с.

39. Шмеман Александр, прот. Исторический путь Православия. Париж, 1985.