Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения Специальности: 080504 Государственное и муниципальное управление

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Гуманитарный факультет

Кафедра связей с общественностью, истории и политологии

ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В РОССИИ

Методические указания

к изучению дисциплины и выполнению контрольной работы

для студентов заочной формы обучения

Специальности: 080504 Государственное и муниципальное управление

Санкт-Петербург

2004


Допущено к изданию

редакционно-издательским советом СПбГИЭУ
в качестве методических указаний

Составители:

ст. преп. Л.Г. Мурашов

ассист. Н.А. Гончаренко

Рецензенты:

канд. ист. наук, доц. (СПбГИЭУ) Н.В. Полякова

Подготовлено на кафедре

связей с общественностью, истории и политологии

Одобрено научно-методическим советом

гуманитарного факультета

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителями

© СПбГИЭУ, 2004


СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения 4

2. Методические указания к изучению дисциплины 5

3. Методические указания к выполнению контрольной работы 6

3.1 Выбор и утверждение темы 6

3.2 Библиографический поиск и отбор литературы 6

3.3 Составление плана, конспектирование и написание

контрольной работы 6

3.4 Требования к оформлению контрольной работы 8

3.5 Цитирование и оформление сносок 9

Приложение А 10

Приложение Б 11

Приложение В 13

Приложение Д 17

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Образование Российской Федерации неизбежно поставило вопрос о формировании новой российской государственности и ее важнейшего атрибута - новых органов власти и управления в центре и на местах. Сложность этого процесса состоит в том, что прежние институты советского государственного управления ликвидированы, а формирование системы институтов нового государственного управления еще не завершено.

В этой связи изучение многовекового опыта отечественного государственного управления приобретает особо важное значение.

Основным содержанием дисциплины является процесс формирования и развития государственного управления, всех элементов государственного механизма и соответствующих им учреждений и органов.

Основная цель изучения дисциплины «История государственного управления в России» - помочь формированию у будущих управленцев исторического мышления в той его части, которая касается процесса становления и развития государственного управления, всех элементов государственного механизма и соответствующих им учреждений и органов.

Наряду со знанием базовых фактов, имен и главных идей реформаторов государственных институтов власти и управления в учебную задачу курса входит формирование у студентов умения критически осмысливать и усваивать исторический опыт отечественного государственного управления. Понимание общего и особенного в историческом пути развития государственного управления в России должно помочь будущим управленцам в их практической деятельности. Такие задачи выполнимы лишь при условии развития у студентов навыков самостоятельного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала, умения работать с научной литературой.

История государственного управления в России - неотъемлемая часть отечественной истории, что обусловливает ее вхождение в систему гуманитарных наук. Только в совокупности гуманитарные науки способны решить в диалектическом единстве главную задачу, стоящую перед человечеством: познание прошлого и современного состояния общества с целью выяснения его закономерности, понимания его настоящего и будущего, в том числе настоящего и будущего государственного управления в России. В результате изучения дисциплины студент должен:

- иметь представление об основных этапах развития государственного управления в России;

- знать базовые исторические факты, события, имена реформаторов, внесших свой вклад в становление государственных институтов власти и управления;

- иметь навыки анализа фактов и явлений государственной жизни на основе исторических материалов

- иметь представление об основных тенденциях развития современного государственного управления.

- иметь навыки самостоятельно работать с исторической литературой, логично излагать свои мысли. Для этого рекомендуется хорошо владеть темой контрольной работы и уметь излагать изученную проблему своими словами.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ

ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины «История государственного управления в России» студент заочник должен начать с ознакомления с данным методическим пособием. Процесс овладения учебным материалом включает в себя написание контрольной работы по дисциплине, самопроверку по предложенному перечню контрольных вопросов по дисциплине, а также знакомство студента с основными понятиями и категориями дисциплины с помощью предложенного «Содержания дисциплины (извлечения из рабочей программы дисциплины)».

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

3.1 Выбор и утверждение темы

От правильного выбора темы в значительной степени зависит успех всей работы. Студент выбирает тему самостоятельно или с помощью преподавателя. В Приложении А дается примерная тематика контрольных работ по истории государственного управления в России. Эти темы носят рекомендательный характер. Если интересующая студента тема не учтена в прилагаемом списке, то по согласованию с руководителем занятий студент может предложить свою тему. Выбранную тему, как правило, утверждают в начале семестра.

3.2 Библиографический поиск и отбор литературы

Выбрав тему, студенту необходимо определиться с литературой, которую он будет использовать при написании контрольной работы. Помощь в выборе литературы окажут консультации преподавателя и библиографа.

Ознакомившись с литературой по теме контрольной работы, студент отбирает для работы несколько (5 – 10) книг, статей. Выбирая книгу или статью, следует обратить внимание на автора и выходные данные работы (место издания, год) и учитывать это при написании работы. В нашем издании есть примерный список литературы (пользоваться именно этими книгами не обязательно, просто это самые последние издания по некоторым интересующим вас проблемам). Есть редкие темы, по которым мало доступной для студентов литературы. Их не стоит пугаться, если они представляют для вас действительный интерес. Рекомендуемый список литературы дан в Приложении Д.

3.3 Составление плана, конспектирование и написание

контрольной работы

Определившись с темой и литературой, следует составить план контрольной работы. План должен состоять из 2 – 3 пунктов, введения и заключения, списка использованной литературы. Не перегружайте план чрезмерным количеством лишних пунктов, ведь в этом случае вы не сможете полноценно раскрыть каждый из них. Пункты плана должны быть логически последовательны. Следует учитывать, что план отражает структуру работы. Каждый пункт плана должен быть раскрыт, поэтому необходимо тщательно продумывать их названия.

Студенты могут составить различные приложения: таблицы, графики или иллюстрации и разместить их в конце реферата, если это может помочь в раскрытии темы.

Изучение выбранной литературы производится в соответствии с планом. При чтении книг и статей рекомендуется выписывать на отдельные карточки или вносить в компьютер основные факты, которые могут быть непосредственно задействованы в работе. Каждая выписка должна сопровождаться выходными данными книги с указанием страницы, откуда сделана эта запись. Все это позволит вам в дальнейшем быстро и четко скомпоновать собранный материал в соответствии с пунктами плана.

Студенту следует стремиться излагать материал своими словами, избегая чрезмерной наукообразности и публицистичности. Язык изложения должен быть простым и кратким. Рекомендуется избегать непонятных терминов, а если такие используются, то следует объяснять их значение в скобках или сносках.

Выбрав тему, литературу, составив план, студент приступает к написанию работы.

Во введении необходимо объяснить, почему выбрана именно эта тема, обосновать ее актуальность, сформулировать цель и основные вопросы, которые предполагается раскрыть в работе. Здесь же дается краткая оценка используемой литературы.

Сделанные в процессе подготовки к написанию работы выписки из литературы можно использовать для подтверждения тех или иных взглядов на проблему. Используемые цитаты вводятся в текст без сокращений, берутся в кавычки и на них делаются сноски внизу страницы. Следует избегать слишком длинных цитат и не злоупотреблять их количеством.

В заключении студентам следует обобщить уже изложенный материал, сделать выводы и указать, что нового лично для себя они вынесли из работы над контрольной работой.

Делая выводы, студенты должны учитывать различные точки зрения разных исследователей по данной проблеме и отметить, какая точка зрения им в большей степени импонирует.

Контрольная работа должна быть действительно самостоятельной работой студентов, допустимо использование ресурсов сети Интернет, но без бездумного переписывания материала.

3.4 Требования к оформлению контрольной работы

Студенту необходимо правильно оформить контрольную работу. Она должна быть выполнена аккуратно, на листах формата А-4 (297х210), расположенных вертикально. На каждом листе надо соблюдать поля: слева – 20 мм, снизу – 20 мм, сверху – 20 мм, справа – 10 мм. Листы должны быть скреплены слева. Все страницы работы следует пронумеровать, начиная со второй, арабскими цифрами (2,3,4 и т.д.). Номер проставляется вверху, в центре страницы, с учетом поля.

Текст пишется от руки или печатается только на одной стороне листа. Работа может быть выполнена и на компьютере. Объем контрольной работы составляет около 20 машинописных страниц через 2 интервала. Если работа выполняется письменно или на компьютере, то студент должен сам определить количество листов пропорционально норме.

Оформление титульного листа показано в Приложении Е.

Второй лист предназначен для изложения плана работы с указанием названий пунктов, глав или параграфов, страниц. Образец приводится в приложении.

Все сноски даются постранично под основным текстом. Подробно об этом указано в специальном разделе данной методической работы. Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке и размещается в конце контрольной работы.

После списка литературы могут быть помещены различные приложения: таблицы, схемы, диаграммы, иллюстрации и пр.

Все пункты плана должны быть повторены в тексте контрольной работы в той формулировке, в которой они даются в плане.

3.5 Цитирование и оформление сносок

Как правило, у большинства студентов цитирование и оформление сносок вызывает определенные трудности. Цитирование (буквально воспроизведение) текста других авторов в собственном реферате целесообразно тогда, когда нужно привести принципиальные положения, оптимально сформулировать выводы и оценки, авторскую позицию, прямую речь, фрагмент документа и пр. В цитате недопустима любая замена слов. Все цитаты обязательно заключаются в кавычки, обязательно дается ссылка на источник, откуда была взята цитата. Эта ссылка помещается внизу соответствующей страницы реферата.

Допускается передача того или иного эпизода своими словами, тогда в тексте кавычки не ставятся, но в подстрочном примечании указывается – См: Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. - М.: Наука, 1998. С. 11.

Если сноска на используемую работу дается впервые, то необходимо указать автора, название, выходные данные и обязательно страницу, откуда взята информация. Например:

Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. - М.: Наука, 1998. С. 35.

В последующем при ссылке на эту книгу не надо указывать ее выходные данные (место издания и год): Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение… С.49 .

Если в контрольной используется только одна работа данного автора, то в дальнейшем можно писать: Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Указ. соч. С. 59.

Когда студент использует в контрольной работе архивные данные уже опубликованные в научной литературе, необходимо давать сноску на тот источник, откуда почерпнуты сведения, а не на архивы! Сноски на литературу, с которой студент не работал, категорически исключены. В этом случае в сноске указывается: Цит. по: Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. - М.: Наука, 1998 .

Следует отметить, что вся литература, указанная в сносках, должна быть в алфавитном порядке включена в список использованной литературы. В этом списке не указывается литература, на которую не делались ссылки. Важно помнить, что это список использованной студентом литературы для написания данной контрольной работы, а не перечисление всей имеющейся по теме литературы.

Написанная и правильно оформленная контрольная работа сдается студентом на кафедру. Работа считается зачтенной, если правильно раскрыты все пункты плана, а, следовательно, и ее тема. В случае не полного соответствия требованиям, содержавшихся в данных методических рекомендациях, контрольная работа возвращается студенту для доработки.

Приложение А

Темы контрольных работ

1. Организация верховной власти в Древней Руси.

2. Управление в княжествах и землях Киевской Руси.

3. Организация управления Новгородской республики.

4. Русь во второй половине XV в.: от удельных порядков к формированию государственной системы управления.

5. Изменения в центральном и местном управлении Руси во время царствования Ивана IV.

6. Земские соборы XVI-XVII вв.

7. Государственное и региональное управление во второй половине XVII в.

8. «Русская правда» – свод законов Киевской Руси.

9. Реформа государственного управления при Петре I.

10.Государственное управление в конце 20 – начале 60-х гг XVIII в.

11.Реформа губернского, уездного и городского управления при Екатерине II.

12.Реформа государственного управления при Александре I.

13.Централизация власти и управления при Николае I.

14.Реформы и контрреформы государственного, местного управления и самоуправления во второй половине XIX в.

15.Преобразование государственного управления после принятия Манифеста 17 октября 1905 г. Формирование конституционной монархии.

16.Кризис власти в начале 1917 г. и образование двоевластия.

17.Содержание деятельности Временного правительства по управлению страной.

18.Формирование и деятельность административно-командной системы управления в СССР (30 – 80-е гг.).

19.Попытка модернизации управленческого аппарата в СССР в период перестройки (1985–1991 гг.).

20.Распад СССР и общесоюзных органов верховной государственной власти и управления в начале 90 годов XX в.

21.Формирование новых государственных структур власти и управления (1993-2004 гг.).

22.Конституция Российской Федерации (1993 г.).

23.Местное управление Российской Федерации на современном этапе.

Приложение Б

Перечень контрольных вопросов для проверки знания по дисциплине

Тема 1. Становление государственности и

государственного управления Киевской Руси. IX - XII вв.

1.Какую роль в Древней Руси играло вече?

2.Кому принадлежала верховная власть в Киевской Руси?

3.В чем состоял дуализм княжеской власти в древнерусском государстве?

4.Какие основные группы населения Киевской Руси можно выделить?

5.Когда и почему произошло ослабление Киевской Руси как государственного образования?

Тема 2 Система центрального и местного управления
в Московской Руси XIII – XVII вв.

1.Что представлял собой удельный порядок организации власти и управления?

2.Объясните, каковы были для Руси последствия 250-летних контактов с Золотой Ордой?

3.Каковы были причины возвышения Москвы?

4.Какие функции выполняли приказы?

5.Почему возникло местничество и какую роль оно играло в государственном управлении?

6.Каковы были последствия Смуты для истории российской государственности?

Тема 3. Государственное управление в Российской империи в XVIII в.

1.Какие факты свидетельствовали о формировании в России абсолютной монархии во 2-ой пол. XVII в.?

2.Что означал принцип «камерализма»?

3.В чем сущность политики «просвещенного абсолютизма»?

4.Каково основное содержание «Жалованной грамоты на право вольности и преимущества благородного российского дворянства»?

Тема 4. Государственное управление в Российской империи в XIX в.

1. Каким образом проходило разграничение функций органов государственной власти при Александре I?

2. В чем проявилось усиление военно-бюрократического аппарата при Николае I?

3. В чем причины контрреформ в России в конце XIX в.?

4. Реформирование Александром II местного самоуправления и его последствия.

Тема 5. Государственный строй Российской империи в условиях ускорения буржуазной модернизации (конец XIX - 1917 г.)

1. Какую роль в начале XX в. играл Комитет министров в России?

2. Почему отсутствовал диалог между властью и обществом в России в начале XX в.?

3. Какие цели преследовало Государственное Совещание в августе 1917 г.?

Тема 6. Советское государственное управление (октябрь 1917 – июнь 1941 г.)

1. Формирование советского государственного аппарата. Конституция РСФСР 1918г.

2. Органы власти и управления РСФСР. Управление экономикой, наркоматы. Местное управление.

3. Взаимоотношения РСФСР с другими советскими республиками.

4. Становление государственного управления на основе Конституции СССР и новой конституции РСФСР.

5. План ГОЭРЛО: содержание, реализация последствия.

Теме 7. Советское государственное управление (июнь 1941 – декабрь 1991 гг.)

1. Особенности госуправления в СССР в годы Великой Отечественной войны.

2. Попытка реформирования системы управления в СССР в 50 – середине 60-х гг. Совнархозы.

3. Застойные явления и структурный кризис в СССР в 70–80-х гг.

4. Попытки изменения системы государственного управления во второй половине 1980-х годов.

Тема 8. Российская государственность в конце XX века.

1. Каковы были причины кризиса советской государственности в конце 80 – начале 90-х гг.?

2. В чем основные причины распада СССР?

3. Охарактеризуйте основные разделы Конституции Российской Федерации 1993 г.

4. Каковы полномочия и порядок деятельности Правительства Российской Федерации?

Приложение В

Содержание дисциплины (Извлечение из рабочей программы)

Общие положения

Образование Российской Федерации неизбежно поставило вопрос о формировании новой российской государственности и ее важнейшего атрибута - новых органов власти и управления в центре и на местах. Сложность этого процесса состоит в том, что прежние институты советского государственного управления ликвидированы, а институты нового государственного управления только создаются.

Большое значение в этом смысле имеет накопленный опыт отечественного государственного управления.

Основным содержанием дисциплины является процесс формирования и развития государственного управления, всех элементов государственного механизма и соответствующих им учреждений и органов.

Тема 1. Источниковедение истории государственного управления России.

Исторические источники, классификация, типы источников. Классификация письменных источников. Научная критика письменных источников. Малая (внешняя) критика - техническая, текстовая; толкование: лингвистическое, историческое. Высшая (внутренняя) критика: коммуникационная, содержательная. Роль вспомогательных исторических дисциплин при источниковедческом анализе.

Летописи. Законодательные памятники. Актовые материалы. Писцовое делопроизводство. Литературно-публицистические памятники. Политические сочинения и публицистика. Статистические материалы. Периодическая печать. Материалы политических процессов. Документы политических партий и организаций. Делопроизводственная документация государственных учреждений и организаций. Материалы планирования народного хозяйства. Дипломатические документы. Акты законодательных и исполнительных органов Российского государства. Мемуары, дневники, переписка.

Тема 2. Становление государственности и государственного управления Киевской Руси. IX - XII вв.

Общественный строй восточных славян. Ранние формы государственности и становления государственной власти и управления в Древней Руси.

Образование Киевского государства. Форма организации верховной власти в Киевской Руси. Князь и княжеское управление. Организация военных сил. Новгородский вечевой строй. Дружинная дума. Правовое регулирование в Киевской Руси. «Русская правда».

Международные связи Киевской Руси и их значение для укрепления великокняжеской власти. Упадок Киевской Руси и его причины.

Тема 3. Система центрального и местного управления в Московской Руси. XIII - XVII вв.

Управление в Ростово-Суздальской Руси. Удельный порядок. Управление в Русских землях в период монголо-татарского завоевания.

Возвышение Москвы. Установление преемственности и влияния московской великокняжеской власти. Государь Всея Руси Иван III и начало утверждения самодержавной верховной власти. Государственная система управления. Органы центрального управления - приказы. Судебник 1497 г. Боярская дума. Государственные преобразования Ивана IV. Создание системы центрального и местного управления. Земские соборы XVI-XVII вв.

Разрушение Российской государственности в период смутного времени (кон. XVI – нач. XVII вв.). Преодоление последствий смуты и развитие государственного и регионального управления в I пол. XVII в. Самодержавие во второй половине XVIIв. Высший орган государственной власти. Центральное, местное управление. Соборные уложения 1649 г. Начало формирования абсолютной монархии.

Тема 4. Государственное управление в Российской империи в XVIII в.

Абсолютная монархия Петра I. Реформы в области управления. Образование системы бюрократических государственных учреждений. Достоинства и недостатки новой системы государственного управления. Табель о рангах. Государственные учреждения Российской империи с 1725 по 1775 гг. Верховный тайный совет, Кабинет министров, Конференция при высочайшем дворе. Кризис коллегиальной системы управления.

Реформы государственного управления Екатерины II. Причины изменения структуры государственного управления. Усиление централизации в деятельности государственного аппарата. Особенности системы местного управления и самоуправления.

Тема 5. Государственное управление в Российской империи в XIX в.

Реформы государственного управления в начале XIX в. Александр I. Государственный совет и его функции. Образование министерств. Формирование чиновничества, как особой социальной группы. М.М. Сперанский и его проекты реформ государственного управления. Комитет министров и его функции особенности системы местного управления. Управление местными регионами. Взгляды декабристов на проблемы государственного управления в России.

Усиление военно-бюрократического аппарата в годы правления Николая I. Дальнейшая централизация власти и управления. Собственная Его Императорского Величества канцелярия и ее отделения. Издание «Полного собрания законов Российской империи» (1830 г.) и «Свода законов Российской империи» (1833 г.).

Государственная реформа Александра II. Совершенствование государственного управления, особенно в местных органах власти «Положение о земских учреждениях» (1864 г.), «Городовое положение» (1870 г.), образование военных округов и др. Пересмотр правительством Александра III реформ Александра II. Ограничение земского и городского самоуправления. Укрепление и централизация государственного управления.

Тема 6. Государственный строй Российской империи в условиях ускорения буржуазной модернизации (конец XIX в. - 1917 г.)

Организация верховной власти в Российской империи, высшие государственные учреждения России: Государственный совет, Комитет министров, Совет министров, Государственная дума. Законодательная деятельность и формирование конституционной монархии.

Образование чрезвычайных органов государственного управления в период первой мировой войны. Политическая борьба и государственное управление. Крах самодержавия.

Изменения в системе государственного управления после февральской революции. Временное правительство и советы. Двоевластие. Государственное совещание. Демократическое совещание. Предпарламенты. Октябрьский переворот и судьба Учредительного собрания.

Тема 7. Советское государственное управление (октябрь 1917 - декабрь 1991 гг.)

Ликвидация прежних властных структур в центре и на местах. Создание репрессионных органов власти в период гражданской войны. Перестройка системы чрезвычайного управления в условиях послевоенного кризиса.

Становление государственного управления на основе Конституций РСФСР и СССР. Формирование в СССР в 20-30-х гг. административно-командной системы. Создание легитимного партийно-бюрократического аппарата и подмена им функций государственных органов и управления.

Особенности государственного управления в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы. Реформирование управления в СССР в 50 - середине 60-х гг.

Эволюция и стагнация системы государственного управления в СССР в конце 60-х - первой половине 80-х гг. Попытка реорганизации власти и модернизация управленческого аппарата в период перестройки (1985-1991 гг.).

Тема 8. Российская государственность в конце XX века

Первые шаги по формированию новой российской государственности. Демократические выборы в центральные и местные органы власти и управления. Провозглашение Россией государственного суверенитета (июнь 1990 г.). Выборы первого президента России (июнь 1991 г.).

Принятие Конституции Российской Федерации 1993г. Законотворческая деятельность высших органов государственной власти РФ. Создание в России новых государственных структур власти и управления в центре и на местах. Федеративное устройство. Субъекты Российской Федерации. Их компетенция. Правительство Российской Федерации. Полномочия и порядок деятельности.

Местное управление и самоуправление. Порядок формирования, структура и полномочия, трудности и противоречия.

Исторический опыт развития государственного управления. Общее и особенное в государственном строительстве России. Перспективы функционирования новой системы государственного муниципального управления.

Заключение.

Приложение Д

Список рекомендуемой литературы

1. История государственного управления в России (X – XXI вв.): Хрестоматия / Под общ. Ред. Р.Г. Пихон – М.: 2003.

2. Государственное управление в России: Учебник для вузов / под ред. А.М. Марковой. М.: 2002.

3. Бахтурина А.Ю. Окраины Российской империи: государственное управление и национальная политика в годы Первой мировой войны (1914-1917 гг.). М.: 2004

4. Высшие органы государственной власти и управления России IX-XX вв.: Справочник / под ред. А.С. Тураева – СПб.: 2003

5. Ежов М.В., Ежова Г.В. История государственного управления и государственной службы России. Учебное пособие. СПб.: 2004

6. Вернадский Г.В. Древняя Русь: История России / Пер. с англ. Беренштейна Е.П.; Под. ред. Б. Николаева. - М.: 2000.

7. Вернадский Г.В. Монголы и Русь: История России / Пер. с англ. Беренштейна и др. - М.: 2000.

8. Восленский М. Номенклатура: господствующий класс Советского Союза. - М.: 2003.

9. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. - М.: 1998.

10.Демин В.А. Государственная Дума. 1906–1917. Механизм функционирования. - М.: 2000.

11.Жукова Л.А. Земское самоуправление и бюрократия в России: конфликты и сотрудничество. 1864–1917. - М.: 2000.

12.История государственного управления в России. Учебник для вузов / Под ред. В.Г. Игнатова. - Ростов-на-Дону: 1999.

13.История государственного управления в России: Учебник / Под ред. Р.Г. Пихон. - М.: 2002.

14.История государственного управления в России: Учебник для вузов / Под ред. В.Г. Игнатова. - Ростов-на-Дону: 1999.

15.История государственного управления России первой половины XX в.: Учебное пособие. - М.: 2001.

16.История России в новейшее время. 1945–1999: Учебник для вузов. - М., 1999.

17.История России. Атрибуты государственности. Учебное пособие / Под ред. А.А. Резника и др. - СПб.: 1997.

18.Каменский А.Б. Российская империя в XVIII в. Традиции и модернизация. М.: 1999.

19. Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы. - М.: 2003.

20. Курицын В.М. История государства и права России. 1929–1940. - М.: 2000.

21. Маркин В.В., Гошулян В.В. Государственное и региональное управление в истории России: Учебное пособие. - Пенза: 2001.

22. Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. М.: 1999.

23.Протасов А.Г. Учредительное собрание. История рождения и гибели. - М.: 2002.

24.Хоскинс Дис. Россия: народ и империя (1552-1917): пер. с англ. - Смоленск: 2001.

25.Эффективность государственной власти и управления в современной России. - Ростов-на-Дону: 2002.