Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания для подготовки к госэкзамену по истории зарубежной культуры Вопрос Отличительные особенности первобытной культуры

Методические указания для подготовки к госэкзамену по истории зарубежной культуры

Вопрос 1. Отличительные особенности первобытной культуры .

Обратите внимание на то, что первобытность - самый древний тип культуры, который существовал на Земле, самый продолжительный тип культуры, самый единообразный тип культуры, тип культуры, который в ограниченном варианте сохраняется и сегодня.

Хронологические рамки первобытности определяются из разных оснований:

- 2,5 мл. лет до н. э. – появление первых орудий труда;

- 1 мл. лет до н.э. – использование огня;

- 250 тыс. лет до н.э. – появление ранних форм верований;

- 40 тыс. лет до н.э. – «неолитическая» революция, т.е. переход от присваивающих форм хозяйства к производящим формам. Некоторые ученые считают, что с этого времени начинается становление социума.

На этом этапе человек использовал каменные орудия труда, поэтому иногда этот период называют каменным веком. Основные периоды каменного века:

-палеолит (древнекаменный век)

-мезолит (среднекаменный век, появления миниатюрных каменных орудий, лука и стрел)

-неолит (завершающий этап использования орудий труда, переход к производящему хозяйству)

- энеолит (медно-каменный век, вытеснения каменных орудий медными и бронзовыми орудиями)

- железный век (завершение первобытной и раннеклассовой истории человеческой культуры)

Основные черты первобытности:

- синкретический характер (соединение, нерасчлененность первоначального неразвитого состояния, слитность материальной и духовной деятельности человека);

- господство коллективного разума над индивидуальным ( существование «мы» - бытия и отсутствие «я» - бытия );

- бесписьменный период;

- зарождение регулирования социальных отношений с помощью табу, - абсолютного запрета на какое-то действие, слово, предмет;

- ритуализация всех форм деятельности;

- мифологизация мышления (миф выполнял гносеологическую, онтологическую, аксеологическую, воспитательную и т.д. функции).

Вопрос 2. Формы первобытных верований .

Следует отметить, что верования теснейшим образом связаны с религией. Но религия, в отличие от разрозненных верований, представляет собой стройную систему взглядов, отражающих веру человека в существование сверхъестественной сущности – бога. Становление религии связано с образованием института религии, что происходит в условиях формирования цивилизации.

Возникновение ранних форм верований связано, как считает Э. Тайлор, с анимизмом (от лат. – душа), одухотворением всего, что окружает человека.

К ранним формам верований относится:

-тотемизм – вера человека в сверхъестественную связь с тотемом (тотем – индейск-.его род) – животное, считающиеся родоначальником племени;

-фетишизм - вера в сверхъестественную силу каких-либо предметов, и, прежде всего, созданных самим человеком ( фетиш француз.- амулет)- реальный неодушевленный предмет, наделяемый сверхъестественной силой);

- магия ( греч. – волшебство). Под магией понимается совокупность обрядов, основанная на вере в способность человека воздействовать на силы природы и потустороннего мира.

Место магии в первобытном обществе описал Дж.Фрэзер в работе «Золотая ветвь».Он показал, что в первобытном обществе выделяются две фигуры: жрец и маг. В работе также показано, что все форме верования коренятся в условиях жизни первобытных людей и определяют всю их жизнедеятельность: эротические обряды, погребальный культ и т.д.

Пережитки фетишизма, тотемизма, магии существуют и в религиях классовых обществ, в современных мировых и национальных религиях.

Вопрос 3. Особенности первобытного искусства .

Прежде всего, обратите внимание на то, что о первобытном искусстве, в прямом смысле этого слова, говорить нельзя. Искусство здесь не выделяется как особая форма деятельности, оно вплетено в производственную деятельность и, зачастую, является одной их форм ритуала. Поэтому его называют «праискусством». Вместе с тем, оно играет огромную роль в становлении мышления первобытного человека, освоении окружающего мира и самого себя. (К.Ясперс «Смысл и назначение истории» о «доистории».

Французский исследователь первобытной культуры А.Брель систематизировал пещерные рисунки первобытности и составил следующую схему:

- эпоха мустье, преджудожественная эпоха, в которой отсутствует какое-либо художественное освоение мира первобытным человеком;

- эпоха ориньяк , в которой господствует натурализм. Изображаются контурно только животные, в статике, без раскраски. Здесь наблюдаются черты художественного схематизма.

- эпоха солютре , как бы забвение художественного освоения мира.

- эпоха мадлен , которую называют «первобытной классикой». На этом этапе проявляется интерес к детализации изображения. Изображается, прежде всего, человек, сцены из повседневности, охоты и т.п. Передается движение, появляется рельефное изображение и раскраска. Однако на последнем этапе эпохи мадлен прослеживается стилизация, замена живых образов знаками и символами. Многие ученые считают, что это является основой для формирования письменности.

В эпоху мадлен появляются скульптурные изображения. Это различные идолы и каменные бабы. Некоторые из них называют «палеолитическими Венерами», так как в этих изображениях подчеркиваются вторичные половые признаки женщин.

Интересны и виды погребений. Это мегалиты (большие камни): менгиры (длинные камни), кромлех (пояс из каменных блоков и плит), дольмены (имеющие форму П-образного портала).

4. Характерные черты цивилизаций Древнего мира.

Обратите внимание но то, что культурно-исторический этап, именуемый «культурой древних цивилизаций», является чрезвычайно значимым и во многом ключевым для понимания всей истории человечества. Именно древний мир сделал решительный шаг к созданию особого типа самоорганизации человечества, впервые создав государственную систему, или «цивилизацию» ( от лат. civil- гражданский).

В науке выделят ряд сходных черт, отличающих цивилизации от ранних, первобытных культур.

- окончательный переход от присваивающей деятельности к деятельности присваивающей;

- переход от синкретичности к дифференциации (разделению) форм общественной жизни (выражающейся, в первую очередь, в появлении классов и государств), а также дифференциации трудовой деятельности и сфер самой культуры;

- в отличие от бесписьменных первобытных культур, все цивилизации обладают письменностью, что позволяет не только обеспечить функционирование сложнейшей государственной и экономической системы, но и способствуют возникновению принципиально нового понимания времени;

- возникновению исторического времени в противовес хронотопической (хронотоп – представление об единстве пространства и времени) нерасчлененности первобытного сознания. Об истории принято говорить, начиная с древних цивилизаций.

В Древних цивилизациях происходит интенсивное развитие земледелия. Масштабы земледельческих работ неизбежно привели к техническим, организационно-управленческим, социальным и культурным изменениям. Вот лишь некоторые наиболее значимые перемены в жизнедеятельности наших предков, связанные с технологической земледельческой революцией:

- растущая потребность в рабочей силе, в качестве которой стали использоваться рабы ;

- усложнение форм хозяйственной и общественной жизни привели к становлению жестко фиксированной классовой структуры рабовладельческого общества;

- необходимость регулировать и регламентировать взаимодействие разных социальных слоев вылилось в формирование строгой иерархической государственной структуры деспотического типа. Деспотия (неограниченная власть) – государство с абсолютной самодержавной, монархической властью;

Потребность в сохранении целостности и незыблемости подобной структуры способствовало формированию культуры традиционного типа . Главной характеристикой культуры данного типа является передача на протяжении столетий и тысячелетий, из поколения в поколение исторических сложившихся обычаев, порядков, правил.

Социальная структура Древних цивилизаций вела к сакрализации , или обожествлению, власти. Это способствовало выделению и усилению касты жрецов и формированию более зрелого, по сравнению с первобытными верованиями, типа религии – политеизма , или многобожия.

Усложнение социальной структуры и разделение труда на физический и умственный приводит к тому, что

- появляются первые научные знания (астрономия, геометрия, инженерное дело, медицина и т.п.). Научные знания в древнем мире имели, как правило, прикладной характер. Они были сакрализированы и явились достоянием исключительно жрецов. Жрецы руководили и системой школьного образования, где обучили письму и счету, но где не велась передача знаний.

- развивается искусство , которое обретает не только культовый, но и светский характер, выделяется особая профессиональная художественная деятельность, обретая форму как традиционно народную, так и элитарную (которая создается профессиональными творцами по заказу привилегированной части общества).

5. Цивилизации Древнего Египта и Месопотамии: сравнительный анализ .

Прежде всего, отметьте что к цивилизациям, которые зародились примерно 5 тыс. лет до н.э. и которые претендуют на « пальму первенства», относится Древний Египет и Месопотамия. Их еще называют цивилизациями Древнего Востока. Термин «Древний Восток» не совсем совпадает с современным понятием Востока, с географическими границами Азии. Так, культуры Дальнего Востока, Центральной и Южной Азии к Древнему Востоку не относятся, а культура Древнего Египта, располагавшаяся на территории Африки, является ярким образцом древневосточной культуры. Это объясняется тем, что термин «Древний Восток», укрепившийся в науке, восходит к античной, а точнее римской традиции, где Востоком называли восточные провинции Рима .

Культуры Древнего Египта и Месопотамии демонстрируют типологическую общность , (на которую уже было обращено внимание выше в вопросе № 4).Вместе с тем, в них есть существенные отличия.

В основе мировоззрения человека древнего Египта лежала идея вечности . Она была обусловлена:

- географической и культурной изолированностью Древнего Египта;

- особенностью сельскохозяйственной деятельности, связанной с регулярными разливами Нила;

- демографическим характером (основное население Египта – один этнос, копты);

- сильной централизацией и сакрализованностью государственной власти (фараон – бог);

- характером мифологических представлений, где ключевым мифом является миф об Осирисе, основанным на архетипе (прообразе) умирающего и воскресающего бога.

Миф об Осирисе и его сыне Горе обосновывал и божественную природу власти фараона и сакральность государства . Миф об Осирисе был также связан с решением вопроса о жизни и смерти. Идея грядущего возвращения к жизни распространяется на каждого человека. Этой оптимистической уверенностью в бессмертии объясняется столь важный для древнеегипетской культуры заупокойный культ с его традицией сохранения мумифицированного тела.

Древнеегипетский пантеон (совокупность всех богов религии) сложен и запутан. Каждый ном (область) имел своих наиболее почитаемых богов. Базой египетской мифологии стали тотемические представления, которые оказались настолько прочными, что на протяжении нескольких тысячелетий египтяне изображали своих богов не только антропоморфными (в виде человека), но и зооморфными (в виде животного).

Заупокойный культ и ритуализация всей общественной жизни нашли отражение в преимущественно культовому характеру искусства Древнего Египта: строительству пирамид (комплекс пирами в Гизе), грандиозных храмовых комплексов, характере скульптуры и живописи, помпезных театрализованных мистериях и т.п.Даже правовые нормах египтяне закрепили в сакральных текстах, помещаемых в гробницах, - «Книге Мертвых».

Все выше указанное способствовала особым свойствам древнеегипетской культуры: монументальности, каноничности, нормативности.

В отличие от размеренной древнеегипетской истории, история народов Месопотамии , (иногда называемой Междуречьем или Двуречьем) живших вблизи Тигра и Евфрата, была наполнена бурными событиями: возвышением больших и малых государств, из которых на протяжении нескольких тысяч лет (5 – 1 тыс. до н.э.) особенно выделялись Шумеры, Вавилон, Ассирия, Персия.

В культуре Месопотамии господствующей идеей стала не идея вечности и незыблемости, как в Египте, а идей бренности, преходящего всего сущего. Она была обусловлена:

- особенностями земледелия, зависящего от нерегулярных осадков, разливов рек, подъемов соленых вод;

- смешением этносов и сменой культур, а следовательно, динамикой развития;

- непрерывными войнами, носившими истребительный характер.

В соответствии с мифологической картиной мира Месопотамии, кратковременная жизнь человека на этой земле имела продолжение – вечное пребывание в загробном мире , там, откуда нет возврата. Идеей бренности проникнуты строки Книги Екклесиаста – самой трагической из всех библейских книг. В политеистических религиях этого региона, наряду с культом богов различных стихий, особое место занимают астральные культы.

В Месопотамии претерпевает изменение и идея государственности. Деспотическое государство частично десакрализуется . Царь считается сопричастным божеству, но он уже не бог, а смертный человек (например, Гильгамеш).

В этой связи в Месопотамии возникает необходимость в фиксировании светских правовых норм. Вавилонский царь Хаммурапи создал самый древний из известных нам свод законов . Взаимоотношение всех социальных слоев и отдельных людей, таким образом, стало регулироваться не их личной волей (например, кровной местью), и даже не божественной волей (как, например, суд Осириса), а государством. Возникает тоталитарное государство , где полному (тотальному) контролю подчинены все сферы культуры.

Это приводит к тому, что по сравнению с культурой древнего Египта культура Месопотамии становится более светской.

Изменился и сам человек. С одной стороны, он осознавал себя вписанным в вечно изменчивое и одновременное стабильное в своем циклическом движении мироздание. С другой стороны, он был поставлен перед необходимостью личностного самоопределения, необходимостью выбора. Не случайно именно в данной культуре впервые появляются образы полубогов и героев, противостоящих богам (например, библейская история грехопадения).

В Месопотамии возникают и первые две империи: ассирийская и персидская .

Особый интерес представляет и государственная религия Персии (Сасанидский Иран) – зороастризм. Религия поклонения огню. Впервые появляется пророк, живущий на Земле (Заратуштра) . Пророк сформулировал этическую триаду: благие мысли – благие слова – благие дела. Канон зороастризмы - Авеста .

6. Культура Древнего Китая и его самобытные черты.

Обращаясь к культуре Древнего Китая, обратите внимание на то, что отличительной чертой китайской цивилизации стало то, что преобладающим расовым типом там были монголоиды (хотя есть ученые, которые утверждают, что определенную роль в процессе генезиса китайской цивилизации сыграли мигрировавшие в стороны Средней Азии индоевропейские племена). Государственность в Китае возникла во ΙΙ тыс. до н.э.

Китайская цивилизация обладала всеми чертами культур Древнего мира, и имела и свою самобытность. В ней особую роль занимали такие культы, как культ природы и культ предков. Даже обожествление царской власти появляется позже этих культов. Именно эти культы обусловили появление в Древнем Китае основных идеологических направлений, которые впоследствии трансформировались в философско-религиозные учения , которые сыграли огромную роль в истории Китая.

Даосизм возник на рубеже VI – V вв. до н.э. Его основателем был мудрец Лао-Цзы, автор книги «Книга о Дао и дэ ». Дао – означает путь (правило, порядок, смысл, закон и т.п.) Дао – это объективный закон , которому подчинен весь мир. Сам мир состоит из неделимых материальных частиц и находится в постоянном изменении : (прямое становится кривым, ветхое - новым, полное - неполным и т.д.). Даосизм утверждает, что человек не может изменить естественный порядок вещей и должен предоставить вещам развиваться самим по себе Исконная естественность не требует от человека никаких усилий и покоится на естественных природных ритмах. Удел человека – пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь Дао. Теория недеяния – основной принцип даосизма. Однако дао, утверждал Лао-Цзы, будучи непознанным до конца, материализуется в дэ – человеческом достоинстве.

Конфуцианство возникает примерно в те же времена. Его основатель – Конфуций . Его учение - это прежде всего свод правил, моральных установок, в основе которых лежала идеализация древности, идея необходимости соблюдать устоявшиеся нормы жизни. Культ предков перерос в культ повиновения старшим по возрасту и должности . В III в. до н.э. Конфуций был канонизирован, а конфуцианство превращается в государственную религию. На рубеже нашей эры в Китае распространяется буддизм.

Все религиозные системы Китая были основаны на послушании, приоритета коллективных интересов над индивидуальными, идеи созерцательности, подражании природе. Эти идеи определяли:

- повседневный образ жизни китайцев, регламентацию быта;

-национальную психологию (догматизм, конформизм, упорство в трудовой деятельности )

В Древнем Китае почиталось гуманитарное знание, но было сделано много открытий в области точных и технический наук. Среди них: в астрономии составлен звездный каталог, карты звездного неба, первый небесный глобус ; в медицине в лечебной практике применялись наркотики, иглоукалывание, прижигания и т.п. Из технических изобретений можно выделить магнитный прибор (предшественник компаса), водяную мельницу, машину-насос, механические часы, сейсмограф и многое другое.

Своеобразие культуры Древнего Китая проявилось и в художественной культуре

Книга песен и стихов «Книга песен» и философско- литературное произведение «Книга перемен» до сих пор считаются шедеврами китайской литературы.

Необычны и достижения Древнего Китая и в области архитектуры . Для Китая типичным были здания, которые состояли из опор в виде деревянных столбов. Покрыты они были черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края – пагода .

В Древнем Китае существовали различные виды театрализованных преставлений: цирк, театр мимов, театр кукол, театр теней. В музыкально-драматических представлениях артисты считались медиумами, посредниками между людьми и духами.

Особое место занимало прикладное искусство: изготовлялись бронзовые зеркала, лаковые изделия и фарфор. Была развита резьба по нефриту и кости. Особое место занимало производство шелка.

7. Отличительные черты Культуры Древней Индии.

Следует отметить, что Древнеиндийская цивилизация возникает примерно в середине IV в. до н.э. и существует до VI в. н.э. Особенность духовной жизни Древней Индии формируется под воздействием религиозных воззрений, которые накладывают отпечаток на социальную организацию государственных образований на территории Индостана.

Важную роль в становлении Культуры Древней Индии играют следующие религиозные воззрения.

1. «Священные знания» Вед. Веды (знания) памятник древнеиндийской литературы конца ΙΙ тыс. до н.э. Эти произведения, написанные на санскрите, считаются «божественным откровением». Они составляют целый пласт культуры древне Индии – ведическую культуру. Основу ее составляют четыре сборника: Риг-Веда (книга гимнов), Сама-Веда (сборник ритуалов), Яджур-Веда (молитвенные формулы), Атхар-Веда (сборник заклинаний). Они включали в себя на только религиозные смыслы, но давали представления обо всех аспектах жизни. Позднее ведическая литература дополнилась философско-религиозными комментариями: Брахманами, Упанишадами, Араньяками . В ведический период в Индии создаются и два великих эпоса: Махабхарата и Рамаяна . Героями этих эпосов является не только не только простые люди и исторические персонажи, но и боги Шива, Вишна, Кришна, Рама. Обе поэмы рассматриваются как священные книги, как руководство при решении спорных религиозных, философских и моральных проблем.

2. В начале Ι тыс. до н.э. возникает Брахманизм. Брахманизм дал религиозное обоснования общественному неравенству и объявил страдания и бедствия людей несущественными, поскольку весь мир – это лишь иллюзия. Единственно реальным остается мировой дух. Ключевым элементом брахманизма, сохранившимся в индийской религии и философии, является сансара ( блуждание, переход, перевоплощение души). То есть - теория перерождения . Цепь воплощений бесконечна и зависит от человеческой судьбы – кармы (деяние, поступок). В этот период определилось деление на социальные группы, различающиеся между собой общественным положением – варны ( цвет). Это высшие варны брахманов (белые одежды) и кшатриев (красные одежды),многочисленная варна людей, занятых в сельском хозяйстве, ремесле, торговле вайшиев (желтые одежды), низшая варна шудр (черные одежды). Это деление общества на варны закрепилось в законодательств: «Законах Ману ». Позже возникает деление людей по профессиям – касты.

3. В VI в.до н.э. в Индии появляются новые религиозные течения . Сохранив учение о перерождении душ и воздаяния за поступки, эти теории отвергали авторитет Вед и социальное деление на варны. К ним относятся: джайнизм и буддизм . Сторонники Джайны принимали аскетизм как средство освобождения от кармы и достижения нирваны (высшее состояние, цель человеческий устремлений). Наиболее ортодоксальные проповедовали отказ от одежды и пищи в конце жизни. Более успешную попытку варно-кастового строя осуществил буддизм. Буддизм – самая ранняя по времени появления мировая религия. Подвергая осуждению брахманизм за пристрастие к богатой жизни, а джайнизм – за жесткую аскезу, Будда высказался за средний путь. Центральным в учении Будды считаются «четыре благородной истины» : жизнь есть страдание; причина страдания – стремление к наслаждению; прекращение страдания приходит через уничтожение желаний, путь к которому лежит через реализацию ряда условий и норм поведения, предполагающих предотвращение и пресечения зла, способствующих возникновения добра. В конце этого пути наступает полная свобода и озарение - нирвана. Но буддизм так и не стал ведущей религией Индии, так как противоречил установившемуся кастовому строю.

4. Во II в. н.э. возникает комплекс религиозных верований – индуизм , который и сегодня является официальной религией Индии. Объединяющим началом индуизма, исповедуемого жителями Индии и поныне, служат: признание Вед, учение о карме, сансаре и кастах (варнах). Особо почитается индусами триада богов: Брахма, Вишна, Шива . Индуизм приблизил этих богов к земным условиям.

В древней Индии почитались знания. Здесь сформулирована десятичная система счисления, создана общепринятая ныне система начертания чисел, заложены основы тригонометрии, алгебры, астрономии, медицины.

8.Современность и культурное наследие древних цивилизаций .

Здесь надо показать , что культуры древнего мира и Античность заложили основы для всех сфер культуры будущих поколений. Там закладывались основы классовой структуры, государственности, научных, религиозных, философских, художественных традиций. Так, например, в Древности и античном мире сформировались все существующие и поныне формы государственного правления: деспотия, тирания, тоталитаризм, республика демократия. Именно там сформировались многие мировые религии, существующие и поныне. Не потеряли актуальность многие научные знания Древнего мира. Так, например, мы и сегодня пользуемся шестидесятеричной системой счисления (деления часа, градуса) и живем по календарю, основанному на вавилонском календаре. И это напоминает нам сегодня о преемственности поколений.

9. Понятие об античном мире и особенностей восприятия древних греков.

Обратите внимание на то, что понятие «античность» (от.лат.- древний) стали употреблять в эпоху Возрождения для характеристики древней культуры греков и римлян, населявших территории Средиземноморья и Причерноморья, острова Ионического и Эгейского морей.

Слова «Греция» и «греки» - латинского происхождения. Сами греки называли себя «эллинами », а свою страну – «Элладой ».

В развитие культуры Греции можно выделить несколько периодов:

-минойская культура (конец ΙΙΙ тыс. до н.э. – 12 век до н.э.)- время господства греков-ахейцев, Эгейской цивилизации;

-гомеровский период (12 в. до н.э. – 8 в. до н.э.) – «темные века», связанные с культурным упадком, последовавшим за гибелью Эгейской цивилизации;

- период архаики (8 в. до н.э. - 5 в до н.э.) – это время становления этнического самосознания греков на основе единства языка, религиозных верований м схожего образа жизни;

- классический период ( 5 – 4 вв. до н.э.) – время расцвета древнегреческой культуры. В этот период сложилась рабовладельческая демократия, а греческие города объединяются в два политических союза, один из которых возглавляли Афины, а другой – Спарта. В эпоху классики достигают наивысшего расцвета философия, наука, литературы, театр, ведущие виды искусства – монументальная живопись, скульптура, музыка, складывается система образования. Феномен классической (образцовой) эпохи нередко называют «греческим чудом ».

- период эллинизма ( конец 4-го в. до н.э. – 1 в.до н.э) - период распространения греческой культуры на покоренные восточные цивилизации. Начало этой эпохи было ознаменовано завоеваниями Александра Македонского. В конце эллинистического периода Греции теряет независимость и становится частью Римской республики.

В древнегреческой религии выделяют два периода:

- доолимпийский , для которого черты тотемизма, культа мертвых, древнегреческих героев, как Геракл;

- олимпийский, где складывается пантеон богов, обитающий на горе Олимп.

В отличие от других Древних культур, античная культура по своему характеру космологична. Существование Космоса (гр.- порядок, Вселенная) греки объясняли рациональными, отличными от сугубо религиозных, причинами. Античные греки стремятся создать позитивные знания о Вселенной на основе закона. Космос для греков является воплощением мирового порядка, а также воплощением гармонии, меры, а, следовательно, и красоты . Проблемы устройства Космоса занимают особое место в греческой философии. Зарождается наука о природе – натурфилософия. Натурфилософия стояла у истоков греческой и будущей европейской культуры.

Грекам, более других народов Древнего мира свойственен антропоморфизм и антропоцентризм.

В понимании античного грека упорядоченность Космоса соизмерима идеальной красоте человека, как внешней, так и внутренней. Идеалом в Древней Гречи был человек, достигший калокагатии – эстетической гармонии телесного и духовного начал.

Античный идеал калокагатии неразрывно связан с состязательным принципом. Состязание, игра, борьба (гр.- агон) – важнейшая черта античной культуры. Агонистичность (состязательность) была органически присуща всем сферам жизнедеятельности: спортивной, интеллектуальной, музыкальной поэтической (Олимпийские игры, Истмийские игры, Пифийские игры, Немейские игры).

В интеллектуальном агоне заложены основы диалектики, суть которой заключалась в умении отстаивать свои убеждения. Этот принцип лежал и в основе ораторского искусства и науки риторики.

Для древних греков важно было достичь не только состояния внутренней гармонии, но и свободы . Граждане Эллады свободу отождествляли с самодостаточностью – автаркией .

10. Культурологические особенности художественной культуры Древней Греции .

Обращаясь к характеристике художественной культуры Древней Греции, важно заметить, что для древних греков было важно соразмерять меру во всем, стремиться к всеобщей гармонии. Мера, гармония и красота – эти категории являются универсальными для понимания сущности античной культуры, особенно искусства.

Такой подход в искусстве особенно ярко проявился эпоху классики. Именно в период классики формируются «образцы» в различных видах искусства, и оно отражает антропоцентрическое мировоззрение древних греков.

В архитектуре формируется ордерная система – строго определенное соотношение, пропорции между несомыми и несущими частями здания – колоннами и перекрытием.

Особенность греческих архитектурных ордеров представляет собой еще одно воплощение антропологической идеи, так как пропорции архитектурных сооружений соответствовали идеальным телесным формам человека. Складываются основные архитектурные ордера :

- дорический ордер , отличающийся простотой и мужественностью, строгой капителью (верхом колонны). В этом проявляется мужское начало. Неслучайно поэтому дорические колонны иногда заменяются мужскими фигурами - куросами или атлантами;

-ионический ордер , которому свойственны легкость и стройность. Капитель украшена волютами (завитками). Колонны этого ордера иногда заменяются женскими фигурами – кариатидами;

-коринфский ордер отличается особой изысканностью. Капитель украшена букетом листьев декоративного растения.

Антропоцентрическое мировоззрение древних греков проявляется и в том, что ведущим видом искусства в Древней Греции становится пластика. Греческая скульптура коренным образом отличается от древних цивилизаций, в которых скульптура была сакрализованна. Именно в Греции появляется обнаженная «натура» и греки восхищаются телесностью как проявлению красоты. Скульптурные произведения соотносятся с идеальными пропорциями человеческого тела. В эпоху классики был широко известен ваятель Поликлет . Именно он написал трактат «Канон», в котором он описал идеальные пропорции человеческого тела.

В Греции в эпоху классики формируются образцы основных театральных жанров : трагедии (гр. – песнь козлов) и комедии (гр.- песнь свободных поселян). Несмотря на то, что театральное искусство выросло из Дионисийских мистерий, в эпоху классики театр в Греции стал рупором государственной политики, главным наставником и воспитателем граждан. Антропоцентрическое мировоззрение древних греков проявляется и в том, что целью посещения театра становится достижения эффекта катарсиса (очищения). Его сущность заключается в проявлении духовности через сострадания героям трагедии и сопричастности к высшим идеалам общества.

11.Отличительные особенности культуры Древнего Рима.

Прежде всего, важно заметить, что город Рим, по преданию, основан сыновьями бога войны Марса Ромулом и Ремом. Ромул стал первым правителем Рима. Долгое время считалась легендарной версия о том, предком основателей Рима был герой Троянской войны Эней. Но, благодаря археологическим раскопкам, установлена связь античного Рима с троянской эпохой.

Культура Древнего Рима является следующей эпохой античной культуры. История римской культуры делится на следующие периоды:

- царский или этрусский период (VIII –VI вв.до н.э.) ознаменовал основанием города Рима в 753 г. до н.э. название данного периода связано с правлением семи царей, некоторые из которых происходили из этрусков, народа, оказавшего на римскую культуру огромное влияние. У этрусков римляне учились инженерному делу, строительству; военному мастерству. Они позаимствовали у этрусков сословное деление, правовую систему, некоторые религиозные представления и обряды (гладиаторские бои), гадания по внутренностям животных, одежду (тоги), написание цифр и т.д.;

-период республики (V в до н.э. – 30 г. до н.э.) период развития классической формы рабовладения. Это было время бурного строительства городов, крупномасштабных инженерных сооружений; в политической сфере – правления народного собрания, сената и консулов. В этот период формировалась римская правовая система и ораторское искусство. Территория расширилась за счет многочисленных войн. Завоевание Эллады приводит к воздействию греческой культуры на римскую. Греческий язык становится языком высшего общества. У эллинов римляне заимствовали мифологию и философию, литературу и театральной искусство, архитектуру и скульптуру;

- период Римской империи (31 г. до н.э.- 475 г. н.э.) – время правления императоров. Рим достигает высшего могущества и расцвета культуры благодаря многочисленным завоеваниям в Европе, Азии, Африке. Происходит распространение римской культуры на завоеванных территориях, но и обогащение последней за счет культурных достижений других народов.

Но к концу этой эпохи единое Римское государство в результате внутренних противоречий и внешней экспансии пришло в упадок. Распавшееся на две части – Западную и Восточную Римские империи могущественное государство Древнего мира прекратило свое существовании. С падением Рима завершилась не только история античности, но история и древнего мира.

Опираясь на исторические факты, многие исследователи считают римскую культуру сугубо подражательной. Однако это не совсем так. Вернее говорить о своеобразном синтезе греческой и римской культуры. Античная культура сформировала два архетипа человеческой личности. Греция формировала гармонического человека . А для римлян больше характерен человек героический , стремящийся упорядочить мир преобразующей силой.

Безусловной заслугой Римской культуры явилось стремление установить приоритет закона над властью. Только в Риме возникла целостная система государственности и законности – знаменитое римское право .

Древнеримская культура отличалась большей прагматичностью и целесообразностью по сравнению с древнегреческой.

Подтверждением тому – интенсивное дорожное строительство, сооружение акведуков (наземного водопровода), терм (бань), клоаки (канализации).

Изобретение нового строительного материала – бетона – придает характерные черты римскому зодчеству. Здесь строятся арки, своды, купола . К шедеврам римского зодчества относятся: амфитеатры, форумы, триумфальные арки и триумфальные колонны.

Римские скульпторы не только копировали произведения греческих ваятелей, но и достигли успеха в создании реалистического скульптурного портрета, точности в передачи индивидуальных черт.

12. Понятие Средневековья. Становление средневековой культуре в странах Западной Европы.

Прежде всего, дайте определение средневекового типа культуры. Средними Веками или эпохой Средневековья первоначально назвали период в истории Западной Европы между Античностью и Новым Временем, охватывающий более тысячелетия – с V по XVвв. Позже, когда культурологи выделили наиболее характерные черты средневековой культуры, расширилось смысловое поле этого понятия.

В современной культурологии под средневековой культурой понимают общеисторический тип культуры, следующий за культурой Древнего Мира. Специфическими чертами культуры Средневековья являются:

- натуральное хозяйство феодальное государственное устройство;

- господствующая роль религии и религиозного мировоззрения в жизни общества;

- становление национально-государственных типов культур.

На чем основывалась культура западного средневековья?

1. Во-первых , ее духовным основанием явилось христианство.

В средневековой культуре в странах Западной Европы христианская религия доминировала во всех сферах жизнедеятельности общества. Оно предлагало человеку стройную систему знаний о мире и его устройстве. В качестве основных черт этой модели можно выделить: монотеизм (единобожие) и теоцентризм. Доступны были для человека и нормы общежития – декалог (десять библейских заповедей.) В ходе исторического развития Средневековой культуры христианство разделилось на три ветви:

- католичество и православие ( 1054г.)

-протестантизм (14-17 в.)

2. Во-вторых , античные предпосылки, традиции греко-римской культуры

Античными предпосылками Средневековья стали:

- греческая философия и система классического образовании: тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадриум (геометрия, арифметика, музыка, астрономия);

- римская правовая система.

3. В третьих , германско-варварский элемент

Германско-варварский элемент – это дух варварства , индивидуальная независимость, мужественность, готовность не только победить, но и умереть за победу.

Западное европейское Средневековье принято делить на три основные периода:

- раннее Средневековье (V в. по X в.). Становление культуры. Основные субъекты культуры этого времени - монахи, феодалы, крестьяне, ремесленники.

-высокое (классическое ) Средневековье (с X в. по XIV в.). Основные субъекты культуры – рыцари . Развитие городской культуры. Возникновение университетов. Развитие схоластики в науке. Крестовые походы.

- позднее Средневековье (XIV в.- XV в.) Эпоха кризиса. «Смеховая культура».

13. Отличительные черты западноевропейского Средневековья.

Вспомните, что термин «Средние века» возник в Италии в среде гуманистов. С момента возникновения ему был присущ оттенок негативизма. Однако романтики 19-го века высоко оценили роль Средневековья в истории культуры.

И в самом деле, в эту эпоху, зародившуюся в хаосе великого переселения народов, закладывались основы европейской цивилизации, так как в древние времена Европы как культурно-исторической общности еще не было. Нравственное и политическое лицо современного мира, многие культурные ценности, лежащие в основе современной цивилизации, уходят корнями в «темные века» (как их называли гуманисты). Это была эпоха со своей, не похожей ни на какую другую, системой ценностей и идеалов, оставившая значительный след в культурном развитии человечества.

Культуре западноевропейского Средневековья присущи такие черты:

-восприятие мира через призму религии. Бог превыше всего, монашество («молящиеся») – самый почетный труд («воюющие» и «трудящиеся» ниже).

-проповедь ничтожности разума, греховности плоти , культ аскетизма;

-традиционализм , выражавшийся в ревностном отношении к традициям, установившемуся порядку;

-ретроспективность – верность и обращение к идеалам прошлого «чем древнее – тем подлинней»;

-символизм , как иносказательное, образно-символическое, проникнутое мистическим смыслом отражение действительности;

-дидактизм , поучительность, наставительность культуры;

-универсальность и энциклопедичность знаний лучших представителей;

-догматизм , опирающийся на незыблемые догмы;

-авторитарность, непреложность системы ценностей и норм;

-анонимность и ограниченность свободы творчества.

Институт церкви и христианское вероучение определили и характер художественной культуры Средневековья: архитектуры, скульптуры, живописи, театра, литературы, музыки и т.п..

14.Возрождение как культурологическая эпоха и ее сущность.

Характеризуя эпоху Возрождения, прежде всего, обратите внимание на то, что понятие «Возрождение» или Ренессанс (фр.) возникло поначалу как характеристика эпохи обновления итальянской культуры, подъема в литературе, искусстве, науке после долгого упадка культуры Средневековья (согласно распространенной тогда точки зрения на «темные» века как периода беспросветного варварства и невежества).

В современной науке существует несколько концепций Возрождения:

- с традиционной точки зрения Возрождение трактуется как явление исключительно итальянское, уникальное и непревзойденное;

- согласно другой концепции, Возрождению присуще определенные закономерности, которые распространяются на всю западную культуру;

- третья концепция рассматривает Возрождение как универсальное явление, присущее разным народам и в разные времена.

Однако все исследователи сходятся на том, что именно итальянское Возрождение стало классическим проявлением революции в культуре в период зарождение раннебуржуазных отношений.

Наиболее благоприятные условия для развития новой культуры сложились в XIV в. во Флоренции. Демократизм , царивший в этом независимом государстве, способствовал свободному творчеству, общению деятелей культуры с народом. Большинство крупнейших писателей и художников Возрождения были флорентийцами.

В мировоззренческом плане Возрождение – это эпоха открытия мира и человека. Непререкаемое в Средние века главенство богословия над наукой было поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума , который становится высшим мерилом истины. Подчеркивая свой интерес ко всему человеческому в противовес божественному, представители светской интеллигенции назвали себя гуманистами.

Термин «гуманизм » означает изучение всего, что связно природой человека, его духовным миром. Этот термин отражает антропоцентризм культуры Ренессанса, возрождавшей отношение к действительности, свойственной, в свое время, античности.

Возникает представление о том, что демиургом является не только Бог, но и его творение – человек. Поэтому человек – земной бог , если он творец. Мыслители Возрождения полагали, что человек, наделенный богом свободной волей, является творцом самого себя , и это выделяется из природы. Гуманисты утверждали, что достоинство человека определяется не его социальным положением, а личностными качествами: умом, образованностью, творческой энергией, предприимчивостью.

Однако эпоха Возрождения не может рассматриваться только как одновекторный, исключительно поступательный процесс . Прежде всего, следует обратить внимание на противоречивость концепции неограниченной воли и способности человека к самосовершенствованию. Гуманистическая направленность ее не гарантировала вовсе от подмены понятия свободы личности, низменного своеволия – по сути, на антиподы гуманизма. Пример тому могут служить взгляды итальянского мыслителя Н.Микиавелли, оправдывающие любые средства для достижения цели, и Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы, видевший идеал социальной гармонии в обществе, регламентирующие все сферы жизни.

Наиболее ярко идеи Возрождения нашли отражение литературе и изобразительном искусстве.

15.Соотношение эпохи Возрождения и Реформации.

Обращаясь к этому вопросу, следует отметить, что гуманизм не был народным движением. Культура Возрождения была элитарной, доступной образованным людям и оставалась чуждой широким массам. Гораздо более сильное воздействие на общество в эпоху Возрождения оказала Реформация.

Реформация – народной движение, направленное против католической церкви и приведшее в XVI столетии к возникновению протестантизма. Лидерами были Лютер в Германии и Кальвин в Швейцарии. Протестантизм отказался:

- от противопоставления института духовенства мирянам;

- упростил религиозный культ;

- поставил задачу сделать вероучение доступным для верующих.

Благодаря Реформации, монополия папство на посредничество в общении человека с Богом рухнула.

Несмотря на очевидные различия, а в чем-то и противоположность взглядов гуманистов и протестантов на человека и Бога, веру и разум, отметим, что их сближает.

Во-первых , - это бескомпромиссная, хотя и с разных позиций, критика католической церкви.

Во-вторых , и гуманизм, и Реформация способствовали появлению индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного в своих суждениях и поступках , и тем самым оказали сильнейшее воздействие на развитие всей западной цивилизации.

В-третьих, и гуманизм, и Реформация способствовали секуляризации .

Поэтому их можно рассматривать как переходный этап к культуре Нового времени. Закономерен вывод о том, что Возрождение и Реформация – две ветви (светская и религиозная ) новой культуры поднимающегося раннебуржуазного общества, в котором нужен был новый человек – человек дела .

Борьба между католицизмом и протестантизмом имела для судеб ренессансной культуры трагические последствия. Церковь ответила на Реформацию усилением действий инквизиции. Атакуемая со всех сторон, культура Возрождения задохнулась в условиях религиозной нетерпимости.

16. Новое время как тип западноевропейской культуры.

В этом вопросе, главное – понять, что культура Нового времени – это и есть западноевропейская культура. В Новое время – с XVII века до конца XIX века – культура западноевропейских стран обрела ту развитую форму, которая выделила Европу из всего остального.

Главной , отличительной ее особенностью стало господство нового, научного мировоззрения (а не религиозного, как прежде). Человек Нового времени стал смотреть на мир сквозь призму науки и себя самого стал воспринимать как главного деятеля истории.

Контуры новоевропейской культуры были заложены Возрождением и Реформацией. Духовная атмосфера общества изменилась. Английская революция в XVΙΙ и французская в XVΙΙΙ веке ознаменовали наступление новой эры в истории Европы и становление новой Европейской культуры.

Ориентация на науку, открытия новых знаний и установки на изобретения, придают культуре Нового времени особую динамику развития . Уходит ретроспективное мышление, и рождается перспективное мышление, ориентированное на будущее.

И не случайно, за короткий период в западноевропейской культуре происходят существенные изменения в миропонимании и мироощущении, характер которых выразительно прослеживается в смене культурологических эпох и «больших» художественных стилей. Это:

- XVΙΙ век – эпоха Барокко;

- XVΙΙΙ век – эпоха Просвещения;

- конец XVΙΙΙ века начало XΙX века – эпоха классицизма и романтизма;

- вторая половина XΙX века – эпоха реализма

К числу особенностей культуры Нового времени можно отнести:

- формирование нового, индустриального общества;

-ослабление влияния религии на все сферы жизни, что приводит к тому, что культура становится светской;

- повышение авторитета философии, стремление опираться на разум, логику факты;

-ускорение темпов научно-технического прогресса;

- многонациональность и многоязычность;

- контакт и взаимодействие культур , что определило расцвет культуры Европы;

-дух деловитости, практицизма и утилитаризма, который порождается буржуазным предпринимательством.

- стремление к грамотности как общей культурной норме.

Рубеж XΙX – XX веков становится временем разочарования в идеалах европейской культуры и приводит ее к кризису.

17. Противоречивый характер культуры XVΙΙ века.

Следует, прежде всего, заметить, что с XVΙΙ века берет начало культура Нового времени. Во многом – эта переходная эпоха. Эпоха перемен, когда «старое» еще не ушло, а «новое» еще не пришло.

Противоречивый характер эпохи характеризуется тем, что

1. С одной стороны, XVΙΙ век становится эпохой первой европейской научной революции. В это времени находят признания открытия, которые были сделаны в эпоху Возрождения Коперником и Дж.Бруно. Происходит смена общенаучной картины. «Геоцентрическая » картина мира меняется на «гелиоцентрическую» , а человек перестает воспринимать себя «земным богом». В это время закладываются основы научного естествознания. Галилей впервые обратил внимание на разработку методологии науки. Ньютон создал классическую механику. Выдающиеся мыслители XVΙΙ века – Бэкон, Гоббс, Декарт, Лейбниц – освободили философию от схоластики. Основой философского знания стала не слепая вера, а разум, который опирается на факты. Важнейшим методов научного познания становится эксперимент.

Великие географические открытия порождают живой интерес к другим странам и культурам. В моду входит «экзотика» Востока и практический интерес к нему (с Востока везут специи, чай, шелк, фарфор, ковры и т.п.). В Европе появляются зоопарки и дендропарки.

И, хотя, с одной стороны, религия еще остается важнейшим фактором духовной жизни общества, но, с другой стороны, ее безраздельному владычеству над культурой приходит конец. Именно в эту эпоху европейская культура становится светской.

2.С другой стороны, мировоззренческие, политические, экономические изменения порождают ощущение неустойчивости и чувство напряжения. Не случайно, XVΙΙ век порою называют веком «эмоцио», то есть эмоционального напряжения. Это особенно ярко проявляется ведущем в художественном стиле этого времени – барокко. Порою, культуру XVΙΙ века называют эпохой Барокко. Именно этот стиль отражает светский характер культуры, ее эклектику, динамику времени, напряженную эмоциональную насыщенность. Искусство пышно, шумливо, динамично. Стиль Барокко отличается:

- обилием декора и изгибами форм в архитектуре;

- нарочитостью в театральном искусстве;

-зрительными иллюзиями в живописи;

- запутанностью и витиеватостью слова в литературе.

18. Идеология эпохи Просвещения и его культура.

Обратите внимание на то, что суть эпохи Просвещения заключается в том, что в эту эпоху был совершен третий после Возрождения и Реформации духовный переворот, окончательно покончивший со средневековой системой ценностей. Он был интернациональным движением. Провозгласив разум единственным мерилом человека, просветители на первое место поставили искусство, этику и науку как наиболее могучие оружия социального преобразования. В понятие «просвещение» они вкладывали широкий смысл: это и развитие знаний, и гражданское воспитание, и пропаганда новых идей, и разрушение старого мировоззрения. Просвещение в основах своих демократично, это культура для народа. Развенчав политические и правовые нормы старого сословного общества, просветители совершили титаническую работу над созданием позитивной, обращенной. прежде всего, к человеку, вне зависимости от социальной принадлежности, системы ценностей, которая органически вошла в кровь и плоть западной цивилизации.

Эпоха Просвещения имеет три главных признака:

- вера в человека в неограниченные возможности его разума;

- идея равенства ;

- исторический оптимизм .

Для многих европейских государств Просвещение было по своей сути движением:

- революционным (по своей идейной сущности)

- антифеодальным (по социальной направленности)

- абсолютистским (по политической программе)

Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. Просвещение, обычно, отсчитывают от 1689 года, года последней революции в Англии, и конец ее совпадает с концом революции во Франции в 1789 году. В Англии – промышленной революцией, Во Франции – политической , В Германии – философской и эстетической.

Как течение общественной мысли Просвещение представляло неоднородной течение. В области политического устройства общества главным лозунгом стал лозунг: свобода, равенство, братство. На вопрос о том, как этого достичь в государстве, давались неоднозначные ответы, и выдвигались следующие идеи:

- идея просвещенной монархии (Дидро, Вольтер и т.д.)

- идея уравнивания социальных прав граждан, при сохранении их права на частную собственность (Джон Локк)

- идея социального утопизма , то всеобщего материального уравнивания (Оуэн, Сен-Симон, Фурье, Руссо)

Этой эпохе впервые пришлось решать с толь острой форме вопрос о достоинстве человека. В разных сферах культуры он трансформировался по-разному, но всегда приводил к новаторским открытиям.

В философии Просвещение выступало против всякой метафизики (науке о сверхчувственных принципах и началах познания). Оно содействовало развитию всякого рода рационализма (признающего разум основой познания и поведения). Не случайно, в некоторых странах период Просвещения называли именами философов. Во Франции, например, этот период называли веком Вольтера, в Германии – веком Канта.

В области морали и педагогики Просвещение проповедовало идеалы гуманности и возлагало большие надежды на магическую силу воспитания. Так, например, в романе «Эмиль, или воспитание » Руссо особо подчеркнул новую теорию воспитания, выразил новые эстетические и педагогические взгляды.

Просвещение по сути своей было демократично . Просветители происходили из разных слоев: аристократии, дворян, духовенства, служащий, промышленно-торговых кругов. Просветители были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма, сенсуализма и даже божественного провидения.

Именно в эту эпоху искусство обрело окончательно светский характер . XVΙΙΙ век стал веком становления классической музыки , когда она «заговорила» языком человеческих чувств и переживаний и наполнилась пестротой жанров (Гайдн, Бах, Бетховен, Моцарт). Он стал веком развития светского оперного театра. Важное место в искусстве этого периода занимает литература , которая также отличается многожанровостью. И все же ведущее место в литературе эпохи Просвещения занимал роман. Именно в нем более всего отражался дух времени. Появляется так называемый «просветительский роман» (например, «Робинзон Крузо» Д.Дефо как гимн человеческому разуму, или «Коварство и любовь» Шиллера как критика сословных предрассудков и т.д.).

В архитектуре эпохи по-прежнему господствует стиль барокко, однако светская культура создает новый изысканно-аристократический стиль рококо. Термин «рококо» происходит от французского слова «рокайль» - раковина. Для произведений французских художников, творивших в этом стиле, характерны такие черты, как театральность, искусственность, любовная игра, утонченность изнеженных персонажей.

19. Классицизм и романтизм как стилевые направления западной культуры конца XΙΙΙ начала XΙX века.

Следует, прежде всего, обратить внимание на то, классицизм романтизм конца XΙΙΙ начала XΙX века, становятся не только художественными стилями, но отражают два оппозиционных мировоззрения этой эпохи.

Как художественный стиль классицизм (от.лат.- образцовый) начал складываться в европейском искусстве в XVΙΙ в. Его важнейшей было обращение к принципам античного искусства:

- рационализму

- симметрии, направленности, сдержанности

- строгому соответствию содержания произведения его форме

В развитии классицизма выделяют два этапа:

- XVII век;

- конец XVIII начало XIX века.

Второй этап стал общеевропейским стилем и был связан с буржуазным Просвещением и стал выразителем гражданских идеалов этого времени. Принципы классицизма были основаны на идеях философского рационализма , отстаивающего представления о разумной закономерности мира и прекрасной облагороженной природе. Согласно этой концепции художественное произведение является плодом разума и логики , которые торжествуют и побеждают хаос и текучесть жизни, воспринимаемой чувствами. Для классицистов эстетическую ценность имеет лишь то, что неподвластно времени .

Классицизм выдвинул новые эстетические нормы, поскольку огромное значение придавал общественно-воспитательной функции искусства . Представители классицизма считали, что герои произведений должны быть только положительными, образцами для других, быть стойкими перед жестокостью судьбы. Для них общее выше личного , страсти подчинены общественным интересам. Главный герой в классицизме – образцовый гражданин отечества.

Эстетика классицизма, исходя из ориентации на разумное начало, определила соответствующие требования, т.е. нормативные правила. Была установлена иерархия жанров. Так, в живописи «высокими» жанрами признавались исторические картины, мифологические, религиозные. К «низким» относились пейзаж, портрет, натюрморт. В литературе «высокими» считались трагедия, эпопея, ода, а «низкими» - комедия, сатира, басня.

Классицизму были присущи черты утопизма, идеализации, которые в период его упадка усилились. В середине XIX века классицизм переродился в академизм.

Новым явлением в художественной культуре конца XVIII века стал сентиментализм, явившейся реакцией на чрезмерную рассудительность классицизма. Сентиментализм утверждал чувственную личность, противостоящую личности Просвещения. Отказ от «порочной» цивилизации и слияние человека с природой, идеализация патриархальности, с ее традиционностью и консерватизмом, и пасторальности – таковы характерные темы сентиментализма.

Но более серьезную попытку преодолеть односторонность рационализма предопределил романтизм. Романтизм, который зародился в Германии, где были заложены основы романтического мировоззрения, стал не просто художественным стилем, а общекультурным движением, охватившим самые разнообразные явления общественной жизни. Он охватил все сферы духовной культуры: литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства, но не затронул архитектуру, повлияв в основном на садово-парковое искусство, зодчество малых форм. Возникла и романтическая философия: Фихте, Шеллинг, Шопенгауэр, Кьеркегор.

Идейным ядром романтизма является конфликт личности с действительностью . Романтик – это бунтарь, который отвергает действительность с позиций высшего идеала. Герой романтизма – это исключительная личность в исключительных обстоятельствах.

Интерес к индивидуальности – отличительная черта романтизма.

В отличие от классицизма, романтики идеализирует не античность, а Средневековье , так как считают, что там закладываются основы национальной культуры. Поэтому они обращаются к:

-фольклору (сказке, народной музыке и т.д.);

- воспеванию национальной природы;

-передаче религиозного чувства

Кроме того, просматривается связь романтика со средневековым рыцарем. Поэтому, подобно рыцарю:

- романтик – любитель путешествовать;

-романтик- почитатель возвышенной, а не плотской любви

-романтик – рыцарь чести (дуэли этой эпохи)

-романтик – фаталист (испытывает судьбу в игре).

Две стороны личности - пафос свободы и индивидуализм – весьма сложно проявились в романтической концепции мира и человека.

20.Реализм как новый тип художественной концепции мира.

Обращаясь к этому вопросу, отметьте, что к середине XIX века впервые в истории человечества устанавливается всемирная система хозяйствования, и в сферу общественного производства включаются самые различные пласты действительности.

Соответственно этому, расширяется и предмет искусства: в него втягиваются, приобретая эстетическую ценность,

- и общественные процессы (социологический анализ)

- и тончайшие нюансы человеческой психологии (психологический анализ)

- и природа (пейзаж)

- и мир вещей (натюрморт )

Претерпевает глубокие изменения и главный предмет искусства – человек , общественные связи которого приобретают всеобщий, даже всемирный характер.

Все эти изменения вызвали к жизни новый тип художественной концепции мира, воплотившийся в реализме , который сформировался в 30-40 годах XIX века.

Главным принципом реализма стал показ правдивости деталей и показ типических характеров в типических обстоятельствах .

Реализм не противостоял романтизму, он был его союзником в борьбе против идеализации буржуазных отношений, за национальное и историческое своеобразие произведений искусства (колорит места и колорит времени ).

Главным героем реализма является типичный представитель той или иной социальной среды.

Реализм возник во Франции и Англии в условиях утвердившихся капиталистический отношений. Социальные противоречия и недостатки капиталистического строя определили критическое отношение к нему , прежде всего, писателей-реалистов . Они обличали неравенство, стяжательство, власть денег над человеком, эгоизм, лицемерия, то есть все человеческие пороки, многие из которых были обусловлены социальной действительностью. По своей идейной направленности реализм в литературе становится критическим реализмом . Успехом у публики пользуется жанр романа, позволяющей дать широкое и многоплановое изображение действительности (Бальзак, Золя, Диккенс, Флобер, Теккерей, Голсуорси, Толстой, Достоевский и т.д…)Произведения писателей- реалистов вошли в сокровищницу мировой литературы, так как их творчество было пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

В изобразительном искусстве получают распространение реалистическая портретная и пейзажная живопись, сцены народной жизни, бытовой жанр, исторические сюжеты.

Однако уже к середине XIX века, на фоне, казалось бы, радужных перспектив социально-экономического, технического и научного прогресса появляются признаки надвигающегося кризиса европейской культуры. Выходят в свет работы, проникнутые духом иррационализма и пессимистическими умонастроениями (Шопенгауэр, Кьеркегор).

О приближающемся конце буржуазной культуре говорят такие разные мыслители, как Марс и Ницше.

Разочарование в идеалах сказывается на искусстве. Появляются новые течение в живописи (примитивизм, импрессионизм ), связанные с поисками новых художественных средств. В художественном творчестве приобретает популярность символизм. В моду входит термин декаданс. Под ним понимают настроение усталости, пессимизма, ощущение приближающегося распада и заката культуры.