Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Социальная психология и этика делового общения» для студентов заочной формы обучения всех специальностей 2006

Федеральное агентство по образованию РФ

ФГОУ СПО Комсомольский – на – Амуре

Техникум информационных технологий и сервиса

Методические указания

и контрольные задания

по дисциплине «Социальная психология

и этика делового общения»

для студентов заочной формы обучения

всех специальностей

2006

Рассмотрено кафедрой

Общегуманитарных и социально-экономических дисциплин

___________зав.кафедры

Ковалева Л.А.

«_____»_____________2006 г.

Утверждено

Зам.директора по УР

______________Медведева Н.П.

«_____»____________2006 г.

Составил:

Преподаватель Комсомольского-на-Амуре

техникума легкой промышленности:

Пелевина Г.И.

Рецензенты:

-2-

Содержание

1. Введение

2. Требования к оформлению работы

3. Примерное содержание учебной дисциплины

4. Варианты контрольной работы

5. Вопросы к зачету

6. Рекомендуемая литература

-3-

1. Введение

Данная дисциплина призвана помочь студентам преодолеть стереотипы командно-административного типа мышления, выработать умение руководить людьми, способность анализировать любые самые сложные деловые ситуации, не бояться новизны решений, помочь даже из негативного опыта извлекать позитивные выводы, приучить к постоянному самоанализу и объективной оценке своих действий и окружающих людей. Особое внимание обращено на саму форму предпринимательского поведения, на различные аспекты общения.

Эта дисциплина тесно связана с такими науками, как философия, социология, история, социальная психология, менеджмент, но обладает своей спецификой: не только дает полезные советы современному предпринимателю в области общения, но и объясняет, почему он должен так себя вести, учитывая особенности той социальной сферы, в рамках которой происходит реальное деловое общение.

В ходе выполнения контрольной работы студент самостоятельно работает с учебными источниками, выбирает и осмысливает материал, определяет собственную точку зрения. Автор контрольной работы должен продемонстрировать умение систематизировать материал в соответствии с логикой выбранной темы.

-4-

2. Требования к оформлению контрольной работы:

1) Объем контрольной работы должен составлять 20-24 страницы рукописного текста или 8-10 страниц машинописного или компьютерного текста (формат А4, шрифт – 12, интервал – 1,5).

2) Работа предваряется планом, изложение каждого вопроса заканчивается выводом, работа завершается списком литературы;

3) Контрольная работа должна быть сдана в учебную часть в соответствии с графиком до начала сессии.

4) В случае неудовлетворительного выполнения домашняя контрольная работа должна быть переделана в установленные сроки.

5) Номер темы работы определяется последней цифрой индивидуального номера студента (определяется по групповому журналу).

-5-

3. Примерное содержание учебной дисциплины

1. Введение. Социальная психология делового общения.

Цели и задачи курса, исторический аспект развития социальной психологии. Основные этапы направления: античный период, эпоха Нового времени, психология народов и психология толпы. Теория психологической защиты личности, способы защиты. (Аристотель, Платон, О.Конт, В.Ключевский, Т. Лебон, Э.Фрейд).

Вопросы для самоконтроля:

1. Что является предметом изучения психологии делового общения?

2. Как национальность влияет на общение?

3. В чем особенности поведения индивида в толпе?

2. Психология общения

Деловое общение. Процессы восприятия и понимания в общении. Механизмы межличностного и межгруппового общения. Средства коммуникации: вербальные и невербальные. Умение слушать. Общение как взаимодействие – ориентация на контроль и понимание. Основные этапы делового общения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите механизмы межличностного общения.

2. Какие факторы влияют на создание стереотипов?

3. В чём сущность теории трансакционного анализа?

3. Деловое общение в рабочей группе

Понятие рабочей группы. Признаки зрелости рабочей группы. Типы взаимоотношений в рабочей группе. Морально-психологический климат и основные этапы его формирования. Взаимосвязь темперамента и общения. Проблема лидерства в группе. Типы лидеров.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем отличается рабочая группа от других малых групп?

2. Перечислите признаки зрелости рабочей группы?

3. Как влияет неформальная структура на формирование морально-психологического климата?

4. Стиль руководства. Конфликты и пути их решения

Стиль руководства как способ реализации поставленных задач. Стиль мышления. Выбор стиля руководства. Понятие конфликтной ситуации. Причины и стадии протекания конфликта. Поведение в конфликтной ситуации.

-6-

Вопросы для самоконтроля:

1. От чего зависит выбор стиля руководства?

2. Перечислите основные качества руководителя.

3. Назовите универсальные источники конфликта.

5. Общение и этика

Этика как наука и морали. Понятие культуры общения. Взаимосвязь моральных отношений и делового общения. Этикет и профессиональная этика. Нормы профессиональной этики.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как связаны общественное мнение и нравственное поведение?

2. Перечислите основные составляющие культуры общения.

3. Каковы основные принципы профессиональной этики?

6. Деловой этикет

Правила этикета: приветствие, представление, обращение, умение задавать вопросы. Общение с клиентом. Умение вести переговоры, переписку, строить телефонный разговор. Этикет и такт.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем различаются этика и этикет?

2. Почему профессионал должен владеть и соблюдать правила этикета?

3. Перечислите основные правила ведения переговоров?

-7-

Контрольная работа № 1

Вариант I

1. Исторический аспект развития социальной психологии, основные направления.

2. Проблемы лидерства в рабочей группе. Типы лидеров.

3. Правила этикета: приветствия, обращения, умения задавать вопросы.

Литература:

1) Лавриненко В.Н. – Социальная психология и этика делового общения. М. 1997 г.

2) Рогов А.В. – Психология. М. 1999 г.

3) Васильева Т.И. – Правила этикета. Краткий справочник. М. 1992 г.

Вариант II

1. Восприятие и понимание в процессе общения.

2. Стиль руководства как способ реализации поставленных задач.

3. Особенности делового телефонного разговора. Его структура.

Литература:

1) Лавриненко В.Н. – Социальная психология и этика делового общения. М. 1997 г.

2) Рогов А.В. – Психология. М. 1999 г.

3) Бороздина Г.В. – Психология делового общения. М. 2000 г.

4) Пелих А.С. – Имидж делового человека. М. 1997 г.

Вариант III

1. Общение как коммуникация. Передача информации вербальными средствами. Роль обратных связей.

2. Основные стили поведения руководителя.

3. Структура делового письма. Основные требования к деловой переписки.

Литература:

1) Бороздина Г.В. – Психология делового общения. М. 2000 г.

2) Рогов А.В. – Психология. М. 1999 г.

3) Васильева Т.И. – Правила этикета. Краткий справочник. М. 1992 г.

4) Пелих А.С. – Имидж делового человека. М. 1997 г.

-8-

Вариант IV

1. Невербальные средства общения. Искусство слушать и слышать.

2. Причины и психология конфликтов в деловом общении.

3. Современные виды делового этикета, его функции и нормы.

Литература:

1) Лавриненко В.Н. – Социальная психология и этика делового общения. М. 1997 г.

2) Рогов А.В. – Психология. М. 1999 г.

3) Бороздина Г.В. – Психология делового общения. М. 2000 г.

4) Холопова, Лебедева – Протокол и этикет для деловых людей. М. 1995 г.

Вариант V

1. Общение как взаимодействие. Восприятие положения партнера.

2. Выбор стиля руководства в рабочей группе.

3. Роль делового этикета в бизнесе.

Литература:

1) Лавриненко В.Н. – Социальная психология и этика делового общения. М. 1997 г.

2) Рогов А.В. – Психология. М. 1999 г.

3) Курбатов В.И. – Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону. 1996 г.

4) Пелих А.С. – Имидж делового человека. М. 1997 г.

Вариант VI

1. Основные этапы делового общения, их характеристика.

2. Взаимосвязь нравственности и общения в современном обществе.

3. Основные правила ведения переговоров, деловых бесед, совещаний.

Литература:

1) Лавриненко В.Н. – Социальная психология и этика делового общения. М. 1997 г.

2) Курбатов В.И. – Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону. 1996 г.

3) Бороздина Г.В. – Психология делового общения. М. 2000 г.

4) Радугин А.А. – Педагогика и психология. М. 1999 г.

-9-

Вариант VII

1. Рабочая группа как социально-психологическая общность людей.

2. Понятие конфликтной ситуации. Причины и стадии протекания конфликта. Поведение в конфликтной ситуации.

3. Нормы профессиональной этики предпринимателя.

Литература:

1) Лавриненко В.Н. – Социальная психология и этика делового общения. М. 1997 г.

2) Казаков, Кондратьева – Психология. М. 1989 г.

3) Бороздина Г.В. – Психология делового общения. М. 2000 г.

4) Пелих А.С. – Имидж делового человека. М. 1997 г.

Вариант VIII

1. Формирование морально-психологического климата в коллективе.

2. Этика как наука о морали. Взаимосвязь моральных отношений и нравственного поведения.

3. Роль визитных карточек в этикете. Структура визитной карточки. Требования к оформлению и использованию.

Литература:

1) Лавриненко В.Н. – Социальная психология и этика делового общения. М. 1997 г.

2) Рогов А.В. – Психология. М. 1999 г.

3) Бороздина Г.В. – Психология делового общения. М. 2000 г.

4) Холопова, Лебедева – Протокол и этикет для деловых людей. М. 1995 г.

Вариант IX

1. Неформальная структура рабочей группы, особенности её формирования.

2. Связь темперамента и делового общения.

3. Функции этикета. Соотношения такта и делового этикета.

Литература:

1) Лавриненко В.Н. – Социальная психология и этика делового общения. М. 1997 г.

2) Рогов А.В. – Психология. М. 1999 г.

3) Шевандрин А.С. Социальная психология в образовании. М. 1996 г.

-10-

4) Пелих А.С. – Имидж делового человека. М. 1997 г.

Вариант X

1. Стресс, его причины и основные стадии развития. Выход из стрессовой ситуации.

2. Деловое общение в рабочей группе: признаки зрелости рабочей группы, типы взаимоотношений.

3. Правила этикета: знакомство, представление, общение в деловом общении.

Литература:

1) Лавриненко В.Н. – Социальная психология и этика делового общения. М. 1997 г.

2) Рогов А.В. – Психология. М. 1999 г.

3) Шевандрин А.С. Социальная психология в образовании. М. 1996 г.

4) Васильева Т.И. – Правила этикета. Краткий справочник. М. 1992 г.

-11-

Вопросы к зачету по предмету

«Социальная психология и этика делового общения»

1. Цели и задачи курса. Предмет социальной психологии;

2. Исторические аспекты развития социальной психологии;

3. Восприятие и понимание в процессе общения;

4. Общение как коммуникация. Невербальные средства общения

5. Передача информации вербальными средствами;

6. Роль обратных связей в передаче информации;

7. Общение как взаимодействие. Основные этапы делового общения;

8. Рабочая группа как социально-психологическая общность;

9. Формирование морально-психологического климата;

10. Неформальная структура рабочей группы, ее формирование;

11. Связь темперамента и делового общения;

12. Проблемы лидерства в рабочей группе. Типы лидеров;

13. Стиль руководства как способ реализации поставленных задач;

14. Выбор стиля руководства;

15. Причины и психология конфликтов;

16. Основные стили поведения руководителя в конфликтах;

17. Стресс и психическое здоровье;

18. Содержание понятия «Культура общения»

19. Особенности и нормы профессиональной этики в деловом общении;

20. Связь нравственности и общения в современном обществе;

21. Современные виды делового этикета, его функции и нормы;

22. Деловой телефонный разговор и его структура;

23. Особенности деловой переписки. Структура делового письма;

24. Роль делового этикета в бизнесе.

-12-

Литература:

1. Г.Н. Бороздина. – Психология делового общения. М.: 2000 г.

2. Т.И.Васильева. – «Правила этикета». М.: 1992 г.

3. Казаков, Кондратьева. - «Психология». М.: 1989 г.

4. В.И.Курбатов. – Стратегия делового успеха. Ростов-на-Дону: 1996 г.

5. А.С.Пелих. – «Имидж делового человека». М.: 1997 г.

6. А.А.Радугин. – «Педагогика и психология». М.: 1999 г.

7. А.В. Рогов. – «Психология». М.: 1999 г.

8. Социальная психология и этика делового общения. Под редакцией В.Н.Лавриненко. М.: 1997 г.

9. Холопова, Лебедева. – «Протокол и этикет для деловых людей». М.: 1995 г.