Главная              Рефераты - Разное

Данная тема является актуальной, потому что она очень важна для организации. Чтобы эффективно управлять организацией, надо правильно использовать социальные ме - реферат

Введение

Данная тема является актуальной, потому что она очень важна для организации. Чтобы эффективно управлять организацией, надо правильно использовать социальные методы управления.

Методы управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Метод управления относится к содержанию процесса управления, поскольку означает способ осуществления деятельности по управлению. Методы управления характеризуют то, как управления осуществляется, какими наиболее типичными способами обеспечивается согласование видов работ в совместном трудовом процессе. Обычно выделяют такие основные группы методов управления: экономические, административные, социальные, социально- психологические и самоуправление. Характеризуя методы управления, необходимо раскрывать их направленность, содержание и организационную форму. Направленность методов управления выражает их ориентированность на конкретную систему (объект) управления.

Содержание - это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма - специфическое воздействие на реально сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

В практике управления, как правило, одновременно применяются различные методы и их сочетания (комбинации), которые органически дополняют друг друга, находятся в состоянии динамического равновесия.

С методами решения проблем и управленческих задач тесно связаны технологии выработке и реализации социальных решений: методы и технологии близки по форме, и по содержанию.

Социальная технология- это упорядоченная во времени и в пространстве последовательность процессов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, объемов, направленных на достижение поставленной цели.

В социальную технологию входит технологизация. Технологизация социального управления – важнейший компонент технологизации (технологизации социального времени и пространства), обеспечивающий регулирование поведения и взаимодействия социальных объектов на основе «тиражирования» общепринятых или инновационных образцов социальной деятельности, внедрения социальных алгоритмов.

Целью технологизации является выработка средств для реализации социальных проектов и решений.

Предметом нашего исследования являются методы и технологии в социальном управлении.

Объектом управления выступают предприятия, организации, объединения и коллективы трудящихся.

Целью исследования являются изучение методов и усовершенствование социальных технологий.

Задачи:

1. Изучить методы социального управления и их роль в развитии общества

2. Изучить основные социальные технологи

3. Изучить литературу

Тема разработана достаточно хорошо, нами была использована следующая литература: В. Н. Иванов и В.И. Патрушев «Основы социального управления», В. Мухин « Теория организации», Н. П. Зайцев «Управление: история, наука, культура», журнал под редакцией В. Г. Смоляков « Социально- гуманитарные знания», Е. Л. Драчева и Л. И. Юликов «Менеджмент», так как доступно хорошо изложен материал.

В ходе исследования нами использовались методы анализа, сравнения и исследования литературы.

Нами предполагается, что данная тема является важной для изучения, так как руководитель как человек, который в основном «делает дело чужими руками», должен быть профессионалом в области управления персоналом, знать психологию общения, методы мотивации, контроля и т.п.

Методы и технологии социального управления являются актуальной и они нуждаются в дальнейшем исследовании.

I. Методы социального управления и их роль в развитии общества

1.1 Экономические методы и стимулирование сотрудника

Экономический метод управления представляет собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается экономический эффект. Это своего рода экономический механизм в хозяйственных отношениях. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых трудовой коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием (приказы, директивы, указания и т.п.), сколько экономическим стимулированием. Экономическое стимулирование представляет собой метод управления, опирающийся на экономические интересы работников. Его основу составляет формирование доходов предприятий и организаций, а также каждого работника в зависимости от личного вклада. Система экономического стимулирования есть совокупность разрабатываемых и осуществляемых мероприятий, направленных на усилие заинтересованности персона и каждого работника в получении возможно высокой прибыли. Экономическое стимулирование базируется на следующих основных принципах:

- взаимосвязь и согласованность целей экономического стимулирования с целями развития организации;

- дифференциация экономического стимулирования, направленная на реализацию необходимых изменений в структуре производства;

- сочетание экономического стимулирования с другими методами мотивации;

- сочетание экономического стимулирования с экономическими санкциями, предусматривающими материальную ответственность организаций и отдельных работников(1).

Важным методом воздействия на экономическое развитие является планирование. В настоящее время вместо директивных подобных показателей устанавливаются определенные индикативные показатели. Нередко индикативные показатели в литературе трактуются как совокупность показателей, которые никого ни к чему не обязывают. Таким образом, вольно или невольно воспроизводится пресловутая «классическая формула, что всякие недирективные планы - это «планы- прогнозы», «планы- догадки». Высокая эффективность индикативных планов определяется рядом факторов и прежде всего тем, что для их реализации приводится в действие хороший экономический, правовой, административный инструментарий.

Большой эффект в экономическом управлении дают комплексные целевые программы. Решая преимущественно экономические задачи, целевые программы в связи с этим и на основе этого решают многие разнообразные социальные программы. Социальное мероприятие в любой целевой программе направлены на совершенствование условий жизни людей, они призваны предупреждать, предотвращать социальные конфликты. Как показывает опыт разработки и реализации целевых программ, необходимость возникает тогда, когда появляется достаточно большое количество экономических и социальных проблем, которые не могут быть решены в результате стихийного воздействия отдельных производителей по законом рынка. Именно такая ситуация сложилась в сегодняшних условиях России. Опыт различных стран показывает, что успеха можно добиться лишь при оптимальном сочетании экономических и социокультурных фактов. И в нашей стране социокультурные проблемы в перспективе должны стать ядром, вокруг которых будут объединяться социальные группы, в том числе и трудовые коллективы. В современных условиях экономическая эффективность все в большей степени становится зависимой от содержания и характера социальной деятельности людей: уровня их культуры, образования, профессиональной подготовки, степени понимания стоящих перед ними задач, убежденности в их практической реализации, их технического и научного творчества, т.е. от человеческого фактора(5).

Наиболее эффективное сочетание экономических и социальных показателей осуществляется в планах экономического и социального развития предприятия, района, города, региона. План социально- экономического развития коллектива- это научно обоснованная, материально обеспеченная программа взаимоувязанных мероприятий организационного, технического, экономического и социального характера.

Существует множество и других научных инструментариев для повышения эффективности экономических подсистем управления.

«Менеджерская сетка»- стоится на комбинации двух фундаментальных составляющих работы менеджера: отношение к производству и отношение к людям.

Внимание к производству означает концентрацию усилий менеджера на формировании успешных идей, объеме продаж, качестве обслуживания, реализации решений вышестоящего руководства и т.п. Внимание к людям предполагает создание творческой атмосферы: привлечение персонала к участию в принятии решений, обеспечение справедливости системы оплаты и т.д. Различные позиции на сетке выражают типичные модели такого поведения. Модель поведения менеджера, при которой он полностью сконцентрирован на производстве, называется моделью управления на основе задач. Если менеджер придает исключительное значение человеческим отношениям, то такая модель его поведения называется «управление сельским клубом». Людей не принуждают к работе, они используются поддержкой. Сотрудники стараются избегать взаимной критики. Новые цели или идеи, которые могут нарушить взаимоотношение людей, не внедряются. Оптимальной моделью поведения менеджера является такая модель, которая обеспечивает гармоничное сочетание двух предыдущих моделей - интеграцию людей вокруг производства. Это- модель «управление группой». Здесь человеческие взаимоотношения формируются на основе решаемой задачи, поиска эффективных способов ее осуществления. Сотрудники ориентированы на достижение более высокой производительности труда и удовлетворенности успешным результатом. Менеджер несет ответственность за то, чтобы цели были ясными и реальными. Модель «управление группой» обеспечивает долговременное развитие организации доверительное отношение между сотрудниками. Вся культура организации должна изменятся в направлении этой модели, для чего используется технологии организационного развития(3).

Маркетинг - комплексная и целенаправленная деятельность в области научно- технических разработок, производства и рынка, система действий, связанных с изучением рыночной конъюнктуры, специфики спроса, забросов потребителей, перестройкой производства в соответствии с требованиями рынка в целях достижения оптимального конечного результата хозяйствования. Маркетинг ориентирован на согласование возможностей предприятия и запросов рынка, активное воздействие на спрос, на формирование потребностей в целях удовлетворения интересов потребителя и предприятия.

Основные принципы маркетинга могут быть сгруппированы следующим образом: во- первых- это производство продукции, основанное на точном знании потребностей покупателей, рыночной ситуации и реальных возможностей фирмы; во- вторых- наиболее полное удовлетворенное потребностей покупателя, обеспечение его средствами или комплексом средств для решения конкретных проблем; в- третьих- эффективная реализация продукции и услуг на определенных рынках в запланированных объемах и в намеченные сроки; в – четвертых- обеспечение долговременной прибыльности производственно- коммерческой деятельности фирмы, основой которой является наличие постоянного задела научно- технических идей и разработок для подготовки производства товаров новизны; в- пятых- единство стратегии и тактики поведения производителя в целях активного приспособления к изменяющимся потребностям покупателей при одновременном воздействии на формирование и стимулирование потребностей(6).

Итак, нами рассмотрено:

1. Экономический метод управления представляет собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается экономический эффект.

2. Экономическое стимулирование представляет собой метод управления, опирающийся на экономические интересы работников.

3. Важным методом воздействия на экономическое развитие является планирование.

1.2. Основные группы методов

Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Слово «метод» греческого происхождения (methodos – в переводе означает способ достижения какой - либо цели). Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. Методы управления характеризуют то, как управление осуществляется, какими наиболее типичными способами обеспечивается согласование видов работ в совместном трудовом процессе.

Направленность методов управления выражает их ориентированность на конкретную систему (объект) управления.

Содержание- это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма - специфическое воздействие на реально сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания, которые органически дополняют друг друга, находятся в состоянии динамического равновесия.

Можно выделить следующие методы управления:

- социальные и социально- психологические, применяемые с целью повышения социальной активности людей;

- экономические, обусловленные экономическими стимулами;

- организационно - административные, основанные на прямых директивных указаниях;

- самоуправление как разновидность саморегулирования социальной системы(5).

В более общем виде все методы управляющего воздействия можно разделить на две группы: основные и комплексные. К основным относятся такие, в которых четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методов управления требованиям тех или иных объективных законов. Сложными, или комплексными, методами социального управления являются комбинации основных методов.

По содержанию методы социального управления отражают требования различных объективных законов социального развития: экономических, организационно- технических, демографических, социологических, психологических и т.д.

Социальные методы управления связаны со способами достижения социальных целей общества не только экономическими, организационно- административными способами мотивации человеческого поведения, но и непосредственно: через постановку социальных целей, повышение качества жизни, укрепление социальных организаций, повышение социальной зрелости общества, его отдельных структур. Являясь основными, социальные методы выступают и как комплексные, но в этом комплексе в соответствии с требованиями объективных закономерностей (возрастания роли социального фактора) они во многом определяют содержательный аспект управления и задают вектор развития всех другим методам воздействия. Например, наряду с экономическим стимулированием сегодня широко используется стимулирование творческим трудом, большей социальной защищенностью, качеством социального воздействия, чувством социального сопричастности к делам фирмы и т.п. Социальные методы включают широкий спектр методов социального нормирования, социального регулирования, морального стимулирования и др. Методы социального нормирования позволяют упорядочить социальные отношения между социальными группами, коллективами и отдельными работниками путем введения различных социальных норм. Социально- политические методы включают социальное образование и привлечение работников к участию в социальном управлении. К конкретным методам социального нормирования относятся правила внутреннего трудового распорядка, правила внутрифирменного этикета, формы дисциплинарного воздействия.

Методы социального регулирования используются для упорядочения социальных отношений путем выявления и регулирования интересов и целей различных коллективов, групп и индивидуумов. К ним относятся договоры, взаимные обязательства, системы отбора, распределения и удовлетворения социальных потребностей. Методы морального стимулирования используется для поощрения коллективов, групп, отдельных работников, достигших определенных успехов в профессиональной деятельности. Социальные методы управления включают в себя социально- психологические способы и приемы воздействий на процесс формирования и развития коллектива, на процессы, протекающие внутри него. Данные методы основаны на использовании социально- психологических механизмов, действующих в коллективе, в состав которого входят формальные и неформальные группы, личности с их ролями и статусами, связанными системой взаимоотношений и социальных потребностей и др. Социально- психологические методы управления прежде всего отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. Среди способов мотивации выделяют внушение, убеждение, подражание, вовлечение, принуждение и понуждение, побуждение и др.

Целями применение социально- психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей человека, его всестороннее гармоничное развитие и повышение на этой основе трудовой активности личности и эффективной деятельности коллективов (1).

Социально- психологические методы управления признаны воздействовать на сознание, чувства, настроение, убеждения, привычки людей с тем, чтобы обеспечивать формирование отношений сотрудничества в трудовых коллективах, достижение высоких показателей в труде. Процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения личных или групповых целей называется мотивацией, которая бывает двух видов: внешняя и внутренняя. К внешним мотивам можно отнести заработную плату, продвижение по служебной лестнице и т.д., а внутренним – возможность творчества, самореализации человека, уважение со стороны коллег и руководства. Как правило, поведение человека определяется факторами как первого, так и второго порядка.

Психологические методы управления направлены на регулирования отношений между людьми путем оптимального подбора и расстановки персонала. К ним относятся методы комплектования малых групп, гуманизации труда, профессионального отбора и обучения и др. Методы комплектования малых групп позволяют определить оптимальные количественные и качественные отношения между работниками с учетом психологической совместимости. К методам гуманизации трудам относятся использование психологического воздействия цвета, музыки, исключение монотонности работы, расширение творческих процессов и т.д. Методы профессионального отбора и обучения направлены на профессиональную ориентацию и подготовку людей, которые по своим психологическим характеристикам наиболее соответствуют требованиям выполняемой работы.

В целом к социальным и психологическим методам относятся способы управляющего воздействия, опирающего на объективные законы социального развития и законы психологии. Объектом воздействия здесь являются социальные и психологические процессы на уровне народонаселения, производственного коллектива или его структурного звена, отдельного работника.

Организационно- административные методы базируются на власти . дисциплине и ответственности. Организационно- административное воздействие осуществляется в следующих основных видах:

- Прямое административное указание, которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляющим объектом или лицам, воздействуют на конкретно сложившуюся ситуацию.

- Установление правил, регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур административного воздействия.

- Разработка и внедрение рекомендаций по организации и совершенствованию тех или иных процессов, подвергаемых организационно- административному воздействию.

- Контроль и надзор за деятельностью организаций и отдельных работников.

Основной формой реализации и применения организационно- административных методов управления является распорядительство и оперативное вмешательство в процесс управления в целях координации усилий его участников для выполнения поставленных перед ними задач(1).

В целом объективной основой использования организационно- административных методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления - функция организации, задача организационно- административной деятельности состоит в координации действий подчиненных.

Организационно- административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддерживания трудовой дисциплины и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, социального регулирования.

В рамках организации возможны такие формы проявления организационно- административных методов:

1. Обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.).

2. Согласительные меры (консультации, компромиссы).

3. Рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение).

Организационно- административные методы отличаются от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний: их невыполнение рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Это методы преимущественно принуждения, которые сохраняют свою силу до тех пор, пока труд не превратится в первую жизненную потребность.

Одной из главных задач современной системы управления является создание наиболее благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые проявляются благодаря использованию разных методов управляющего воздействия, расширяющих права и ответственность разных субъектов самоуправления (3).

Организационно- административные или организационно- распорядительные методы управления представляют собой совокупность приемов и средств прямого управляющего воздействия на организационные отношения, которые складываются между работниками в процессе производства. Такое управляющее воздействие осуществляется по трем направлениям: организационно- распорядительские методы используются при регулировании связей и отношений между элементами управляемой системы, т.е. между технологией, организацией производства и труда, между трудовыми действиями работников разной специализации; организационно- распорядительскому воздействию подвергаются связи и соотношения внутри управляющей системы, в частности распределение управленческих санкций и отношений подчиненности между руководителями и специалистами; объектом организационно- распорядительского воздействия являются формы воздействия между управляющей и управляемой системами.

Организационно- административные методы управления по каждому из указанных направлений применяются при создании соответствующих систем и установлений в них необходимых количественных пропорций и качественного соответствия между составными частями и элементами. Они используются для обеспечения четкого взаимодействия во времени и пространстве между всеми элементами систем. Помогая успешно решать подобные задачи, организационно- административные методы служат эффективным средством предупреждения стихийности и самотека в процессе производства, способствуют рациональному использованию средств производства и рабочего времени.

Распорядительское воздействие на управляемый объекты осуществляется через административные акты- приказы, распоряжения и указания, которые представляют собой юридическую форму оперативных организационных команд. Применение той или иной юридической формы зависит от содержания команды и от управления, на котором эти команды разрабатываются. В форме приказов, как правило, выражается требование руководителя к подчиненным выполнять наиболее важную задачу оперативного характера, связанную со значительными затратами средств и времени. Приказы применяются в случае частичных изменений в организационной структуре или распределении обязанностей, а также для юридического оформления решений, связанных с административным поощрением или административным наказанием работников. Приказы издаются руководителями верхнего уровня управления. В зависимости от значения и характера распоряжений они издаются в письменной форме или в виде устного требования.

Распоряжение применяются для выражения требований к подчиненным по решению отдельных вопросов кратковременного характера. Они также могут оформляться в устной форме. Распоряжения подготавливаются и передаются на уровне функциональных отделов и служб в пределах их компетенции. Устные указания обычно касаются руководителями всех уровней управления. У руководителей среднего и нижнего звена управления указания служат единственной формой распорядительного воздействия. Средства организационного и распорядительного воздействия на объекты управления тесно взаимосвязаны и составляют единую систему организационно- административных методов управления. Положения, инструкции и нормативы предопределяют направления и содержание оперативного распорядительства. В свою очередь, приказы, распоряжение и указания по отношению к административным актам длительного действия служат средством оперативного контроля и регулирования. Недооценка каких- либо методов приводит к снижению эффективности управления. Так, несовершенство организационного воздействия увеличивает объем распорядительской деятельности, делает ее бессистемной. И, наоборот, четкое организационное регламентирование и нормирование вносят порядок в процесс производства, позволяют экономить затраты управленческого труда на организационное распорядительство. Даже самые подробные положения и инструкции без умелого и четкого оперативного распорядительства не дают нужного эффекта. Обоснованные и своевременные организационные команды обеспечивают гибкость управления. Поэтому необходимо комплексное применение и совершенствование всех средств организационно- распорядительного воздействия. Известно, что объективной основой функционирования организационно- административной подсистемы управления, являются организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления - функция организации, задача организационно- административной деятельности состоит в координации действий подчиненных. Критикуя рычаги административного управления, следует иметь в виду, что никакие другие методы не смогут существовать без организационно- административного воздействия, которое обеспечивает четкость, дисциплинированность и порядок работы коллектива(1). Одной из главных задач современной системы управления является наиболее благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые появляются благодаря использованию разных методов управляющего воздействия, расширяющих права и ответственность разных субъектов самоуправления. Самоуправление предстает как процесс превращения человека, трудового коллектива из объекта управленческой деятельности в ее субъект. Это особый вариант организации управления, когда каждый из них решает вопросы в пределах отведенных полномочий, распределения ресурсов, трудовых функций и совместного заработка. Речь идет об ассоциациях трудящихся, регулирующих реальное соединение работников со средствами производства и распределение по труду, то есть осуществляющих ключевые организационно- экономические процессы. Самоуправление в этом смысле соединяет в себе труд и управление, иными словами, складывается новый тип социально- экономических отношений между равноправными субъектами в процессе их совместной трудовой деятельности по поводу управления. Самоуправление предусматривает не только выбор и самостоятельное принятие субъектом управления тех или иных решений, но и их обязательное выполнение. Кроме того, каждый член коллектива несет личную ответственность за выполнение решений. С одной стороны, оно предполагает определенную ответственность организационно- хозяйственных звеньев учреждения по отношению к высшим органам управления, то есть наделение правом принимать самостоятельное решение по ряду вопросов (в данном случае речь идет не о самоуправлении, а об участии в управлении), а с другой стороны, полную самостоятельность на базе слияния субъекта и объекта управления(5).

Самоуправление возможно только в таких экономических условиях, в которых каждый работник и трудовые коллективы реализуют себя в качестве субъекта собственности. В условиях самоуправления труд соединяется с управлением через отношения собственности. Так как экономической формой их реализации является корпоратизм, то более благоприятные условия для развития самоуправления складывается на нижнем уровне, где корпоративные отношения проявляются более значимо, их развитие и внедрение подводит прочных экономический фундамент под процессы самоуправления и демократизации всей деятельности местных субъектов управления. Анализ участия в управлении коллективом показывает, что одна часть работников занимается управлением активно, а другая (большая часть)- пассивно. Это объясняется их неравным доступом к управленческой деятельности из-за различий в компетентности, предполагающей, кроме профессиональных качеств, и информированность членов трудового коллектива о течении производственно- хозяйственных процессов. Не имея достаточного количества информации, общество, трудовой коллектив (отдельные его члены) лишены возможности не только принимать управленческие решения, но и участвовать в их подготовке и реализации, качественно выполнять функцию контроля.

В целом методика комплексной мотивации людей включает три основные группы:

1) приемы мотивации работников: постановка перед работником четких и достижимых целей, модификация поведения, переподготовка;

2) приемы мотивирования работы: усовершенствование рабочих мест и расширение сферы деятельности работников, гибкий график работы, телекоммуникации и домашние офисы, сокращение рабочего времени и деление функциональной нагрузки как способ минимизировать число увольнений;

3) приемы мотивирования организационной деятельности: расширение полномочий сотрудников, участие в достижении целей

В целом очень важно понять, что возможности использования различных методов управления неразрывно связаны с саморазвитием социальных систем, которые все в большей мере становятся субъектами управления, решают все большее количество назревших вопросов на основе самоуправления. Важно отметить, что использование сложной техники управления, нацеленной на саморазвитие управляющей системы, возможно:

a) с помощью совокупности методов (экономических, административно- организационных, социальных, политических, духовно- культурных);

b) с наполнением их научным содержанием, прежде всего социальным проектированием.

Важное место в управлении социальными системами в настоящее время занимает прогнозирование. Всякое, даже самое элементарное, решение предполагает определенное предвидение, поскольку этим решением проектируется действие в будущем. Выборка эффективных решений, особенно глобального и стратегического характера, требует умение предвидеть главные направления развития в данной сфере общества в целом и действовать сообразно с их закономерностями. Только на основе верных, научно обоснованных прогнозов можно действовать с перспективой, и результаты деятельности субъективного фактора совпадут в наибольшей степени с замыслом государственной политики, с преследуемыми субъектом управления целями. Прогноз как форма социального предвидения описывает возможную степень достижения тех или иных целей в зависимости от способа наших действий. Прогноз выполняют ряд функций: ориентировочную, нормативную, предупредительную и др. Они нацеливают органы управления на решение перспективных проблем, определяют условия, при которых можно реализовать прогностическую модель, предупреждают о возможных отклонениях от нее. Таким образом, прогнозы выступают как необходимый элемент всего процесса управления, содействуют его оптимизации. Прогнозирование, как и моделирование,- это сложная научно- исследовательская и логико- конструктивная деятельность. Она должна быть организована так, чтобы давать необходимую информацию при подготовке управленческих решений. Прогнозирование имеет задачей не констатировать возможное будущее, а помогать плановой деятельности, содействовать ее оптимизации (6).

Итак, нами рассмотрено:

1. Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.

2. Можно выделить следующие методы управления: социальные и социально- психологические, применяются с целью повышения социальной активности людей, административные методы управления организационно- административные, базируются на власти, дисциплине и ответственности. перед ними задач. В целом объективной основой использования организационно выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления.

3. Методы социального управления являются важнейшим средством реализации законов и принципов управления.

4. Все многообразие (экономические, социальные, психологические, организационно-административные и др.) являются эффективным только тогда, когда субъект управления на основе системного анализа использует ту их совокупность, которая необходима в данной конкретной управленческой ситуации, представляющий сегодня комплекс сложных явлений (экономических, социальных, политических и духовно- культурных). Одной из главных задач современной системы управления является создание благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые проявляются только с расширением инициативы и ответственности каждого субъекта самоуправления, более широкого использования методов саморазвития и самоуправления. Для достижения этих целей необходимо более применение научных методов управления (моделирование, эксперимента, информационных технологий).

II. Основные социальные технологии

2.1. Технологизация социального управления

Технологизация социального управления - важнейший компонент социальной (технологизации социального времени и пространства), обеспечивающий регулирование поведения и взаимодействия социальных объектов на основе «тиражирования» общепринятых или инновационных образцов социальной деятельности, внедрения социальных алгоритмов. Осуществляя эту деятельность, субъект социального управления становится социальным технологом.

Этапы технологизации:

· активный экспериментальный поиск;

· экспертиза;

· системное использование;

· мониторинг.

Смыслы технологизации:

«Частичная социальная инженерия», по К. Попперу, дает возможность поставить под контроль некоторые параметры процесса социальных изменений. В этом случае социальные технологии выступают как программы и методы реконструирования социальных систем.

Социальная инженерия в широком смысле - совокупность подходов социальных наук, направленных на регулирование социальных институтов, взаимодействия людей друг с другом и социальными институтами. Можно сказать иначе- это конкретное применение достижений общественных наук в решении социальных проблем. Социальная инженерия в узком смысле- совокупность (и теоретическое обоснование) реформ государства, корпораций, направленных на регулирование социальной жизни, приспособление социальных отношений к изменяющейся обстановке(7).

Цель технологизации - выработка средств для реализации социальных проектов и решений.

Теоретико-методологические основания технологизации:

· Социологический позитивизм. Стали традиционными взгляды на то, что знание существует только в виде предложений, человек не может установить законы социального развития.

· Структурно-функциональный подход. Общество надо «разложить» на отдельные сегменты. Чтобы «улучшить» общество, достаточно улучшить каждый сегмент в отдельности.

· Социальная детерминация. «Характер социальной технологии, ее особенности,- подчеркивает Ж. Т. Тощенко, обусловлены внутренней природой самого объекта технологизации и социальной установкой на ее разработку и внедрение».

Результаты труда социального инженера:

- «управление решения, проекты, программы;

- сплошные социальные группы, управленческие команды;

- изменение мотивации;

Технологизация управления социальными процессами с помощью процедур позволяет решить следующие задачи:

- зафиксировать перечень оптимально необходимых операций, обеспечивающих регулирование социального процесса;

- обеспечить стандартизацию процесса управления за счет сокращения количества операций, снижение издержек на подготовку персонала;

- найти оптимальные формы объединения действий заказчиков и исполнителей;

- сократить время на выполнение отдельных задач;

- четко определить границы действия каждого исполнителя;

- использовать механизмы стимулирования и ответственности, максимально сократить информационные потоки, осуществлять их ввод на ЭВМ;

- по мере освоения первоначального поставленных в технологии задач наращивать сложность и развивать их в меру возможностей субъекта управления;

- измерить и определить алгоритмы социальных действий, создающих устойчивость социальных процессов;

- повысить уровень социологической культуры, создать объективные условия вовлечения людей в социальное управление.

Практика технологизации:

- Мероприятия и программы, осуществляемые в национальном масштабе, на уровне правительств или отдельных правительственных служб (борьба с наркоманией, нищетой, преступностью). Классическим примером подобных программ являются «Новый курс» Ф.Д. Рузвельда, «Новые рубежи» Д. Кеннеди, «Великое общество» Л. Джонсона. В сегодняшней российской действительности в роли такой программы правительства выступила система мер по выходу из кризиса.

- Практические мероприятия по воздействию на отдельные группы, индивидов, прежде всего на производстве (смягчение конфликтов, установлений причин разногласий, создание делового партнерства).

Основные проблемы технологизации:

- Социальная организация труда;

- Отклоняющееся (девиантное) поведение (алкоголизм, наркомания, преступность, суицид, проституция);

- «социальная дезорганизация» (бедность, безработица, перенаселение, неуправляемость).

Ресурсы социальных технологий.

В подобном представлении социальных технологий можно выделить следующую специфику. Ресурсы социальных технологий черпаются из многих областей. Так, технологическое развитие является следствием фундаментальных и прикладных исследований, научных и промышленных технологий, социально- политической сферы. В разработке и внедрении социальных технологий находят применение разнообразные методики: схемы потоков, матричные методы, таблицы решений и сопоставлений, эвристические методы. Применение социальных технологий в подобной интепреации довольно широкое, однако, это не единственный способ целенаправленного воздействия на социальный объект.

Необходимое применение социальных технологий обусловлена достаточно очевидными вещами. Прежде всего, это то, что модель, проект, а значит, мысль предшествует практическому действию. А также это то, что рационализируется последовательность действий. Суть социальных технологий не в том, что делать, а в том, в какой последовательности это делать. Наконец, важным резоном в пользу социальных технологий является то, что необходимо проектировать и прогнозировать последствия действий. Это и есть путь социального проектирования. Проблемы, а соответственно и этапы этого пути, согласно Н.С. Данакину, могут быть представлены следующем образом. Прежде всего, это онтологические обоснование социальных технологий. Дело в том, что в основе социальных технологий всегда находится один или несколько социальных процессов. Социальные технологии как последовательность операции- это тоже социальный процесс. Согласно этому, главным критерием применимости социальной технологии является возможность ее корреспонденции как процесса по отношению к социальному процессу, выступающему объектом ее применения. Если исключить этот процесс совместимости, то вольно или невольно будет воспроизводиться ограниченность рассмотренного выше подхода Э. Томаса, где объект социальной технологии- совокупность сложившегося положения дел. Процессуальность - главный критерий онтологического обоснования социальной технологии. Однако представления о совместимости двух социальных процессов недостаточно. Нужно еще критически оценивать эти процессы с точки зрения полноты, достаточности, адекватности. Для этого процесс анализируется с точки зрения его вида, типа, характерологических особенностей, внутреннего механизма сопутствующих условий, интенсивности, направленности. Таким образом, формируется исчерпывающий «реестр» социальных процессов(4).

Понятие технологизации процесса.

При анализе социальных процессов выявляются его носители, субъекты, а в связи с этим его субъективные и объективные предпосылки. Установлению подлежат и организационные формы социальных процессов, их искажения, деформации, эволюционные формы социальных процессов. Решение указанных вопросов напрямую ставит проблему того, что нужно проектировать, любая социальная технология, имеющая своей целью проектирование и внедрение, ориентирована на технологизацию соответствующего процесса. При этом смысл технологизации заключается, как правило, в следующем:

1. формирование процесса;

2. придание ему целевой направленности;

3. оптимизация социального процесса;

4. обеспечение устойчивости социального процесса;

5. создание механизма саморегуляции;

6. обеспечение благоприятных сопутствующих условий.

Конечно, перечисленные позиции не выражает всего спектра социальных технологий, но это важные этапы их реализации(7).

Итак, социальная технология- это, прежде всего разработка методов и методик результативного целенаправленного и рационального целенаправленного социального воздействия. Однако это воздействие не сводится к совокупности, механическому набору операций. В технологической последовательности эти операции координированы и субординированы, упорядочены и регламентированы. Системе методов воздействия должны быть присущи внутренняя согласованность, упорядоченность и последовательность. Так, в поисковом варианте прогнозирование следует за диагностикой и предшествует формирование целей. Цели следует из прогноза, в противном случае прогнозирование теряет свою объективную основу и эвристический потенциал и выражается в абстрактное оправдание любых целей, производных из конъюнктурного или иллюзорного идеала.

Следующая группа проблем - проблемы ценностного характера, определяющие то, почему и зачем необходимо формировать и внедрять социальные технологии. Здесь уместно будет привести несколько доводов «pro» и «contra” социальных технологий. Существующие возражение против социальных технологий сводится, как правило, к тому, что это избыточное понятие. Технология, например, деловых отношений не сводится к их методике. Методика исходит из активности того, кто ее применяет, использует или внедряет, и пассивности того, в отношении кого или чего она применяется. В отличие от этого социальная технология проистекает из логики функционирования и развития социального объекта. Наконец, социальная технология- это не просто этапность двух социальных процессов: процесса изменения социального объекта и процесса самой социальной технологии.

Отличием социальных технологий от методик воздействия является и то, что они вариативны, т.е. предполагают высокую степень динамичности, обобщенности, адекватности социальных технологий меняющимся условиям, новым, в том числе нестандартным, ситуациям. Социальные технологии строятся на основе принципа саморегуляции, самоностраивания и самокоррекции. Использование социальных технологий предполагает своеобразную интерпретацию принципа дополнительности, полагая под этим то, что разные социальные технологии не исключают друг друга, а наоборот, дополняют.

Рассмотренные подходы к определению специфики социальных технологий позволяют рассматривать их как специфический социальный механизм самоорганизации, динамика, формы, механизм, доминанта и стратегические линии которых являются предметом нашего анализа.

Итак, нами рассмотрено:

1. Технологизация социального управления - важнейший компонент социальной (технологизации социального времени и пространства), обеспечивающий регулирование поведения и взаимодействия социальных объектов на основе «тиражирования» общепринятых или инновационных образцов социальной деятельности, внедрения социальных алгоритмов.

2. Социальная инженерия в широком смысле - совокупность подходов социальных наук, направленных на регулирование социальных институтов, взаимодействия людей друг с другом и социальными институтами.

3. Теоретико-методологические основания технологизации

2.2. Инновационные технологии в социальном управлении

В данный момент российское общество переживает острый социально- экономический и духовно - нравственный кризис, и для успешного реформирования и развития российского общества необходимо эффективное использования инновационных социальных технологий.

Социальная технология - это упорядоченная во времени и пространстве последовательность процессов социальных деятельности, совокупность навыков, методов, объемов, направленных на достижение поставленных целей, реализацию социального заказа; также это, прежде всего, разработка методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального воздействия. Социальные технологии разделяют на базовые и частные. К первым относятся технологии стратегического проектирования социального объекта, т.е. гармонизация индивидуального, личностного и общественно значимого, выдвижение таких целей социальных технологий, которые гуманистичны по своей природе, развитие творческих способностей и активности социального субъекта. Частые социальные технологии - разновидность форм тактико-оперативного воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически- предметное урегулирование отношений и операций оптимизации социальных взаимодействий на разных уровнях.

Основными инновационными социальными технологиями являются проектирование, прогнозирование и моделирование(5).

Проектирование (от лат. projectus- брошенный вперед)- это процесс создания прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно - теоретически и планового развития новых процессов и явлений. Социальное проектирование использует специальные методики. Методики социального проектирования - это способы достижения цели при эффективном социальном проектировании. Среди этих методик следует выделить следующие:

· методика матрицы идей - это когда на основе нескольких независимых переменных составляют различные варианты решений;

· методика вживания в роль - помогает получать более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования;

· метод аналогии - осуществляется на основе подобия, сходства предметов в каких- либо свойствах, признаках или отношениях, формируется предположение о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования;

· метод ассоциации- с учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменить объект воздействия;

· метод «мозгового штурма»- связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренций, с возможностью сопоставления;

«Мозговой штурм»- это способ коллективного генерирования идей, стимуляции творческой активности и продуктивности интеллектуальной деятельности. Основная особенность метода состоит в том, что период свободного творчества и выдвижения идей, предложений и гипотез, призванных решить некоторую проблему, четко отделен от этапа критической оценки полученной информации. Главная цель - добиться максимального количества разнообразных предложений по конкретной проблеме от каждого участника обсуждения. Процесс коллективного обсуждения проходит под руководством ведущего в соответствии с определенным алгоритмом и рядом формальных правил. В настоящее время различные варианты (модификации) технологии «мозгового штурма» используется в процессах решения управленческих, исследовательских и учебных задач(4).

· методика синектики- несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

« Синектика»- это технология выявления проблемных ситуаций и решения возникающих задач. Процедура состоит из трех этапов. На первом анализируются проблемы, сформулированы лидером группы. Затем каждый участник обсуждения выдвигает свои проблемы, и они также тщательно обсуждаются. По завершении этих двух этапов выявляется какая-то общая модель решения. На третьем этапе все обобщения, а также выявленная модель подвергаются интенсивному исследованию. В обсуждении на этом этапе принимают участие не только члены группы, защищающие свою коллективную идею (модель), но и приглашенные эксперты. Задача экспертов состоит в том, чтобы помочь членам группы принять правильное решение(2).

Для эффективного социального проектирования необходимо предвидение тенденций и перспектив возможного развития социальных систем, объектов общественных явлений, процессов, что является прогнозированием.

Прогнозирование - социального теория познания. Это форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программировании и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития.

Прогнозирование, как любая технология социального управления, имеет свою методологию. Методология прогностических исследований опирается на наиболее ценные теоретические знание многих наук: исторических, математических, философии, социологии. В основе методологии прогнозного исследования лежит принцип целостного, системного, комплексного рассмотрения объекта, учет его иерархической соподчиненности, его взаимосвязей как по вертикали (по уровню), так и по горизонтали (со смежными областями), зависимость от внешних факторов и внутренних изменений(5).

Наиболее распространительными методами прогнозирования являются метод Дельфы, экспертный метод, метод морфологического синтеза , методы прогнозных сценариев и прогнозных граф, метод моделирования выбора оптимального решения.

Экспертный метод.

Экспертный метод, а вернее, система экспертных методов, включает в себя экспертные оценки, аналитические записки, сопоставление различных экспертных данных и различные формы их согласования в виде публичного обсуждения, круглых столов, «мозгового» штурма и т.п. Качество экспертной оценки, ее надежность, полнота и обоснованность в решающей степени зависят от выборной методики сбора и обработки индивидуальных экспертных значений, которая включает следующие этапы:

- выбор состава экспертов и оценка их компетенции;

- составление анкет для опроса экспертов;

- получение экспертных заключений;

- оценка согласования мнений экспертов;

- оценка достоверности результатов;

- составление программы для обработки экспертных заключений.

Морфологический синтез.

Данный метод также играет большую роль в прогнозировании. Этот метод предусматривает получение систематической информации по всем возможным параметрам изучаемой проблемы. Метод морфологического синтеза предполагает полное отсутствие какого-либо предварительного суждения или обсуждения. Данный метод отвечает на следующие типы вопросов:

- какие средства необходимы для получения прогнозной информации;

- какова последовательность наступления событий;

- как проследить применение всех средств, или всех методов, или всех этапов решения данной проблемы? Но особенно значимое в этом методе требование - не упустить ни одной возможности, ничего не отбрасывая без предварительного исчерпывающего исследования.

Прогнозные сценарии.

В числе методов, применяемые в социальном проектировании, значительную роль выполняют прогнозные сценарии. С их помощью устанавливается логическая последовательность с целью показать, как исходя из реальной ситуации, может шаг за шагом развертывается будущее состояние объекта исследования, социального процесса и явления.

Основное значение прогнозного сценария связано с определением перспектив развития, основной его линии, а также с выявлением основных факторов фонда развития и критериев для оценки уровней достижения цели.

Прогнозные графы.

Прогнозные графы являются математическими моделями прогнозных сценариев. Они могут ориентированными или неориентированными, содержать или не содержать циклы. Совместно с «деревом целей» они определяют развитие объекта в целом, участвуют в формулировке прогнозных целей, сценария, в определении уровней и критериев эффективности прогнозов.

Метод моделирования выбора оптимального решения.

Данный метод связан с поиском альтернатив развития, что дает возможность отобрать оптимальный для данных условиях вариантов задача выбора оптимального варианта долгосрочного перспективного развития требует определения критерия оптимальности, который должен отображать эффективность функционирования системы и иметь простое математическое выражение. Среди методов решения задач оптимизации широко распределено линейное программирование. Таким образом, социальное прогнозирование базируется на различных методах изучения объективных закономерностей научно- технического и социального прогресса, а также на моделировании их будущего развития с целью формирования, обоснование и оптимизации перспективных решений(4).

Кроме проектирования и прогнозирования немаловажную роль в инновационных технологиях играет моделирование, которое является составной частью прогнозирования. Моделирование- метод исследования объектов познания с помощью их модели. Моделью объекта считается его аналог (схема, структура, знаковая система). Моделирование связано с экспериментом, посредством которого прогнозируется поведение оригинала, его свойства, структура и функции на основе анализа свойств, структур и функций заместителя оригинала- модели. Результатом эффективного моделирования является модель. Модель- это аналог оригинала. Она должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как при этом само моделирование теряет смысл. Недопустимо и произвольное моделирование; в этом случае оно не дает должного представления об оригинале модели и также не выполняет свои функции. При социальном моделировании следует учитывать, что все социальные процессы осуществляется людьми, а поступки, мысли, чувства людей не могут иметь числового отображения и не поддаются количественному изменению и контролю. Отсюда следует, что необходимы самые различные модели.

Цели моделирования:

· отобразить состояние проблемы на данный момент;

· выявить наиболее острые моменты, «узлы противоречий»;

· определить тенденции развития и те факторы, влияние которых может скорректировать нежелательное развитие;

· активизировать деятельность государственных, общественных и других организаций и лиц в поисках оптимальных вариантов разрешения социальных задач.

Кроме проектирования, прогнозирования и моделирования существует множество креативных технологий, которые также являются инновационными и несут в себе ряд новых возможностей, позволяющих более эффективно реформировать, развивать российское общество. Главной задачей в настоящее время является эффективное использование их в государственном и социальном управлении.

Основными инновационными социальными технологиями являются проектирование, прогнозирование и моделирование(3).

Итак нами рассмотрено:

1. Социальная технология- это упорядоченная во времени и пространстве последовательность процессов социальных деятельности, совокупность навыков, методов, объемов, направленных на достижение поставленных целей, реализацию социального заказа; также это, прежде всего, разработка методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального воздействия.

2. Социальные технологии разделяют на базовые и частные. К первым относятся технологии стратегического проектирования социального объекта, Частые социальные технологии- разновидность форм тактико- оперативного воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически- предметное урегулирование отношений и операций оптимизации социальных взаимодействий на разных уровнях.

Заключение

Тема является актуальной в связи с тем, что во многих организациях руководители не умеют правильно воспользоваться методами и технологиями социального управления.

Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Можно выделить следующие методы управления: социальные и социально- психологические, применяются с целью повышения социальной активности людей, экономические, обусловленные экономическими стимулами. Экономический метод управления представляет собой совокупность рычагов, с помощью которых достигается экономический эффект, административные методы управления организационно- административные, базируются на власти, дисциплине и ответственности. В целом объективной основой использования организационно-административных выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления.

Методы социального управления являются важнейшим средством реализации законов и принципов управления.

Все многообразие (экономические, социальные, психологические, организационно-административные и др.) являются эффективным только тогда, когда субъект управления на основе системного анализа использует ту их совокупность, которая необходима в данной конкретной управленческой ситуации, представляющий сегодня комплекс сложных явлений (экономических, социальных, политических и духовно- культурных). Одной из главных задач современной системы управления является создание благоприятных условий для реализации возможностей управляемой системы, которые проявляются только с расширением инициативы и ответственности каждого субъекта самоуправления, более широкого использования методов саморазвития и самоуправления. Для достижения этих целей необходимо более применение научных методов управления (моделирование, эксперимента, информационных технологий).

Социальная технология- это упорядоченная во времени и пространстве последовательность процессов социальных деятельности, совокупность навыков, методов, объемов, направленных на достижение поставленных целей, реализацию социального заказа; также это, прежде всего, разработка методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального воздействия. Социальные технологии разделяют на базовые и частные. К первым относятся технологии стратегического проектирования социального объекта, Частые социальные технологии - разновидность форм тактико - оперативного воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически- предметное урегулирование отношений и операций оптимизации социальных взаимодействий на разных уровнях.

Технологизация социального управления - важнейший компонент социальной (технологизации социального времени и пространства), обеспечивающий регулирование поведения и взаимодействия социальных объектов на основе «тиражирования» общепринятых или инновационных образцов социальной деятельности, внедрения социальных алгоритмов. Необходимое применение социальных технологий обусловлена достаточно очевидными вещами. Прежде всего, это то, что модель, проект, а значит, мысль предшествует практическому действию. А также это то, что рационализируется последовательность действий. Суть социальных технологий не в том, что делать, а в том, в какой последовательности это делать. Наконец, важным резоном в пользу социальных технологий является то, что необходимо проектировать и прогнозировать последствия действий.

Реферат состоит из двух глав, и из четырех параграфов в котором использовались восемь источников литературы. В ходе исследования нами доказано, что методы и технологии социального управления являются актуальными и нуждаются в дальнейшем изучении и в постоянном исследовании.

Список литературы

1. Драчева Е.Л. и Юликов М. Н. «Менеджмент», М., 2006

2. Зайцев В.Н. «Управление: история, наука, культура» Петрозаводск, 2007

3. Иванов В.Н., Патрушев В.И. «Основы социального управления», М.,2001

4. Мухин В. «Теория организации», С - П., 2001

5. Смоляков В.Г. «Методы социального управления» ∕ Смоляков В.Г. ∕∕ «социально-гуманитарные знания».- 2006.- №3.- стр. 198-213.

6. Бачурин А. «Повышение роли экономических методов управления»

/Бачурин А.// «экономист».- 2002.-№4- стр. 28-31.

7. Пирогов В. И. «Технологизация» / Пирогов В.И.// « ЭКО, Экономика и

организация промышленности производства».- 2007.-№5.- стр. 123-126.