Главная              Рефераты - Разное

По истории информатики на тему - реферат

Санкт Петербургский государственный университет информационных технологий механики и оптики

Реферат

По истории информатики на тему

“История развития технологий

WEB 2.0 и Wikipedia”

Аспирант:

Кукушкин С. Г.

Кафедра:

ПЭ и М

Специальность:

08.00.05

Санкт-Петербург

2008 г.


Оглавление

Введение. 3

1. Появление термина Веб 2.0. 3

2. Основы Веб 2.0. 4

3. Ключевые принципы Веб 2.0. 6

1. Веб как платформа. 6

2. Чем больше людей использует сервис, тем автоматически он становится лучше. 6

3. Охват длинного хвоста засчет самообслуживания пользователей. 6

4. Контроль над уникальными, сложными для воссоздания источниками данных, которые могут быть обогащены за счет пользователей. 7

5. Отношение к пользователям как к соразработчикам. 7

6. Упрощенные модели разработки пользовательских интрефейсов и упрощенные бизнес-модели. 8

7. Софт должен работать поверх устройств. 8

8. Привлечение коллективного разума. 8

4. История Википедии. 9

5. Ключевые факты и современное состоятие Википедии. 10

Заключение. 10

Список литературы.. 11

Введение

Появление термина Веб 2.0 принято связывать со статьёй «Tim O’Reilly — What Is Web 2.0» от 30 сентября 2005 года, впервые опубликованной на русском языке в журнале «Компьютерра» (№№ 37 (609) и 38 (610) от 14 и 19 октября 2005 года соответственно)

В этой статье Тим О’Рейли привязал появление большого числа сайтов, объединённых некоторыми общими принципами, с общей тенденцией развития интернет-сообщества, и назвал это явление Веб 2.0., в противовес «старому» Веб 1.0.

В ходе работы над рефератом мы попытемся проследить историю развития технологий веб 2.0: осветим появление термина веб 2.0, выделим и подробно исследуем ключевые идеи и принципы, присущие приложениям веб 2.0 на конкретных примерах, а также подробно остановимся на Wikipedia одном из самых значимых инновационных проектов в исследуемой области.

1. Появление термина Веб 2.0

Значение термина веб 2.0 до сих пор является предметом многочисленных споров.

Как пишет сам О’Рейли в своей статье Что такое WEB 2.0 концепция Веба 2.0 родилась в 2005 году на совместном мозговом штурме издательства O’Reilly Media и компании MediaLive International. На их первой встрече, они определяли Веб 2.0, отталкиваясь от конкретных примеров:

Web 1.0 Web 2.0

DoubleClick --> Google AdSense

Ofoto --> Flickr

Akamai --> BitTorrent

mp3.com --> Napster

Britannica Online --> Wikipedia

personal websites --> blogging

evite --> upcoming.org and EVDB

domain name speculation --> search engine optimization

page views --> cost per click

screen scraping --> web services

publishing --> participation

content management systems --> wikis

directories (taxonomy) --> tagging ("folksonomy")

stickiness --> syndication

Список был достаточно большим. Но почему одно приложение специалисты O’Reilly Media и компании MediaLive International отнесли к Вебу 1.0, а второе - к категории Веб 2.0?

2. Основы Веб 2.0

Проанализировав наиболее успешные проекты Веба 1.0 и самые интересные новые приложения, Тим О‘Рейли совместно с коллегами выделили основные принципы Веба 2.0:

Рисунок 1. Основы Web 2.0.

На рисунке 1 показана карта Веб 2.0, созданная во время мозгового штурма на конференции FOO Camp в 2005 году.“Ее нельзя назвать завершенной, но она иллюстрирует многие ключевые идеи Веб 2.0” – так отзывается о ней сам Тим О‘Рейли.

Тим О‘Рейли утверждает, что “как многие важные концепции, Веб 2.0 не имеет четких границ. Это, скорее, центр притяжения. Вы можете представить себе Веб 2.0 как множество правил и практических решений. Они объединены в некое подобие солнечной системы, состоящей из узлов, каждый из которых построен с учетом некоторых или всех описанных правил и находится на определенной дистанции от центра”.

Проанализировав карту Веб 2.0, а также правила и практические рекоммендации, выработанные на конференции FOO Camp специалистами O’Reilly Media, включая Тима О’Рейли и компании MediaLive International мы выделили ключевые принципы WEB 2.0:



Далее мы подробнее остановимся на каждом из 7 принципов, выделенных нами на рис. 2

3. Ключевые принципы Веб 2.0

  1. Веб как платформа .

Google с момента своего создания был веб-приложением. Это сервис, за доступ к которому прямо или косвенно платили пользователи. Ни один из привычных недостатков старой софтверной индустрии характерен ему не был. Вместо запланированных релизов - постоянное улучшение продукта. Вместо лицензирования или продаж - просто использование. Нет нужды заботиться о портировании ПО на другие платформы - все, что нужно для запуска Google, - это расширяемый массив из обыкновенных ПК с запущенной открытой ОС плюс собственные приложения и утилиты, которых никто за пределами компании не увидит. Фактически стоимость ПО была пропорциональна масштабу и динамичности данных, с которыми оно помогало управляться.

Сервис Google это не сервер, хотя доставка сервиса обеспечивается массивом интернет-серверов, - и не браузер, хотя пользователь получает доступ к сервису именно через него. И это не прославленный поисковик, хранящий контент, позволяющий пользователю осуществлять поиск. Как и телефонный звонок, который случается не на концах телефонной линии, а в сети между ними, сервис Google осуществляется в пространстве между браузером, поисковиком и целевым сервером, на котором содержится искомое. Google - это посредник между пользователем и его/ее онлайновым опытом.

Как и DoubleClick, Akamai был оптимизирован для работы с головой, а не хвостом, ориентирован на центр, а не на окраины. Несмотря на то что сервис Akamai работал на благо тех, кто находился в конце "длинного хвоста", облегчая им доступ к популярным сайтам, деньги свои компания получала именно от сайтов.

2. Чем больше людей использует сервис, тем автоматически он становится лучше.

BitTorrent сделал огромный шаг к децентрализации Интернета. Каждый клиент является и сервером, файлы разбиваются на фрагменты, которые могут быть загружены из разных источников, незаметно принуждая пользователей предоставлять друг другу каналы и данные. Чем популярнее файл, тем быстрее он может быть доставлен, так как больше пользователей обеспечивает суммарную пропускную способность и больше фрагментов целого файла доступно в Сети.

Таким образом BitTorrent демонстрирует нам ключевой второй принцип Веб 2.0: чем больше людей использует сервис, тем автоматически он становится лучше. Если Akamai вынужден добавлять серверы для улучшения качества услуг, то каждый пользователь BitTorrent приходит на вечеринку со своими ресурсами. Это имплицитная "партнерская архитектура", встроенная этика кооперации, согласно которой сервис действует в первую очередь как разумный посредник, соединяющий края друг с другом и использующий для этого ресурсы самих пользователей.

3. Охват длинного хвоста засчет самообслуживания пользователей.

Overture и Google добились успеха, потому что поняли концепцию "длинного хвоста" (терминология Криса Андерсона) - "коллективной мощи маленьких сайтов, которые поставляют значимую часть контента". Предложение DoubleClick подразумевает подписание официального контракта, ограничивая рынок до нескольких тысяч крупных сайтов. Overture и Google отыскали способ размещения рекламного модуля практически на любой странице. Больше того, они предпочли рекламным форматам, ориентированным на издателей и агентства (баннеры, поп-апы), менее навязчивые, привязанные к контексту и дружелюбные к пользователю текстовые рекламные блоки.

Урок Веба 2.0: сделайте упор на пользовательские сервисы и алгоритмическую обработку данных, чтобы дотянуться до самых краешков веба, обращайте внимание не только на голову, но и на хвост.

Неудивительно, что другие истории успеха Веба 2.0 демонстрируют нам примерно то же поведение. eBay разрешил единичные транзакции стоимостью в несколько долларов между физическими лицами, исполняя роль автоматического посредника.

4. Контроль над уникальными, сложными для воссоздания источниками данных, которые могут быть обогащены за счет пользователей.

Очевидно - и тому есть множество примеров, - что в эпоху интернета тот, кто владеет БД, владеет и рынком, а значит, получает львиную долю прибыли. И если сохранить рыночное преимущество, контролируя API, все труднее, контроль над важными источниками данных обеспечить значительно проще. Особенно если эти источники дорого воссоздать (или они были обогащены с помощью пользователей сервиса). Взгляните на копирайты на картах от MapQuest, maps.yahoo.com, maps.yandex.ru, maps.msn.com или maps.google.com. Везде будет пометка "Maps copyright NavTeq, TeleAtlas" или "Images copyright Digital Globe" (поставщик спутниковых изображений). Все эти компании изрядно вложились в свои БД. (NavTeq потратила на создание БД с названиями улиц и маршрутами 750 млн. долларов. Digital Globe - 500 млн. долларов, чтобы запустить собственный спутник.

Данные, несомненно, и есть единственный важный компонент подобных приложений, тогда как сам софт по большей части поставляется в открытом виде, а даже если и нет - все равно вполне доступен.

Но возьмем для начала в качестве примера Amazon. Изначально его БД была построена на регистре кодов ISBN от R.R.Bowker. Базы конкурентов, соответственно, не имели существенных отличий. Но в отличие от MapQuest, Amazon без устали дополнял данные, добавляя информацию, предоставленную издателем, - обложки, содержание, оглавление и даже фрагменты из книг. Что важнее, Amazon привлек пользователей для написания аннотаций, и теперь именно Amazon - а вовсе не Bowker - является главным источником библиографической информации для филологов и библиотекарей, не говоря уж о простых пользователях. Также в Amazon был разработан уникальный идентификатор ASIN, покрытие которого шире, чем у ISBN. В общем, Amazon догнал и перегнал своих поставщиков информации.

Первой на рынке веб-карт была MapQuest в 1995 году, за ней пришла Yahoo!, потом – Microsoft, а недавно к ним присоединился Google – при этом все компании лицензируют у поставщиков информации, по сути, одни и те же данные. Представьте, что точно так же поступила бы MapQuest: привлекла бы пользователей к аннотированию карт и маршрутов и даже к созданию новых информационных слоев. Бороться с такой компанией конкурентам, у которых в наличии только оригинальные лицензированные данные, было бы куда труднее. Именно этим сейчас занимается Google. Google Maps - это эксперимент по созданию конкуренции между поставщиками данных и разработчиками приложений. Упрощенная модель программирования от Google привела к появлению множества дополнительных сервисов, которые построены на совмещении функциональности Google Maps с другими данными, доступными в интернете. Так, например, housingmaps.com позволяет накладывать на карты от Google риэлторские объявления от Craigslist. На выходе у нас получается новое интерактивное приложение, превосходный пример смешивания технологий.

5. Отношение к пользователям как к соразработчикам.

Пользователей нужно воспринимать как соразработчиков - как, например, принято при разработке открытого софта (даже если само ПО вряд ли будет выпущено под открытой лицензией). Максима открытого софта - "выпускай релизы раньше и чаще" - теперь формулируется еще жестче: "бесконечная бета-версия". Программы обновляются ежемесячно, еженедельно и даже ежедневно. Не случайно на логотипах таких проектов, как Gmail, Google Maps, Flickr, del.icio.us и т. п., словечко "beta" может висеть годами. Отслеживание поведения пользователей в реальном времени позволяет видеть, какие новые свойства используются и как они используются - и это еще одна ключевая составляющая успеха технологии. Веб-разработчик одного из раскрученных сетевых сервисов отмечает: "мы добавляем два-три новых свойства в разные части сайта каждый день, и если пользователям они не нравятся - мы отказываемся от этих нововведений. Если нравятся - внедряем на всем сайте".

6. Упрощенные модели разработки пользовательских интрефейсов и упрощенные бизнес-модели.

Успех веба во многом обязан тому, что большая часть теоретических построений, посвященных гипертексту, была отброшена в пользу простых прагматичных решений, которые и послужили основой идеальной конструкции. RSS стал, возможно, единственным широко распространенным веб-сервисом именно потому, что он прост. А сложные корпоративные наборы все еще ждут своего часа.

То же стремление к простоте наблюдается и у других "настоящих" веб-компаний. Возьмем Google Maps. Простой AJAX-интерфейс был быстро "разобран" хакерами, которые затем сумели использовать поставляемые данные для организации новых сервисов.
Картографические веб-сервисы были доступны и раньше: от GIS-вендоров (ESRI, например) и таких компаний, как MapQuest и Microsoft MapPoint. Однако Google Maps завоевал мир, благодаря своей простоте. И если экспериментирование с данными веб-сервисов от "настоящих" вендоров требовало заключения контракта, то Google Maps был спроектирован так, что данные можно было сразу использовать в своих целях - и хакеры очень скоро научились это делать.

7. Софт должен работать поверх устройств.

Еще одна особенность Веба 2.0, которая заслуживает упоминания, это то, что теперь веб не привязан к платформе ПК. Перед уходом из Microsoft разработчик Дэйв Стац (Dave Stutz) дал своему бывшему работодателю совет: "обеспечить высокую прибыль способно программное обеспечение, работающее поверх устройств".

В настоящий момент лучшим примером нового подхода является iTunes. Это приложение без проблем соединяет карманное устройство с грандиозной веб-базой, оставляя ПК роль локального кэш-сервера и контрольной станции. Попытки донести веб-контент до мобильных устройств, разумеется, предпринимались и раньше, но связка iPod/iTunes является одним из первых приложений, соединяющих в единую цепочку сразу несколько устройств. Другой хороший пример подобного подхода - цифровой видеомагнитофон TiVo.

8. Привлечение коллективного разума.

Главный принцип, лежащий за успехом гигантов, рожденных в эпоху Веба 1.0, гигантов, которые выжили и сделали Веб 2.0 таким, какой он есть, заключается в том, что они усилили веб-технологии за счет коллективного разума:

• В основе веба лежат ссылки. Когда пользователи создают новый контент и новые сайты, они с помощью пользователей, обнаруживших этот контент и поставивших на него ссылки, попадают в структуру веба. Во многом это напоминает формирование синапсов в мозге, когда ассоциации закрепляются за счет многократного повторения или яркости переживаний: точно так же паутина связей разрастается за счет коллективной активности всех веб-пользователей.

• Yahoo! - первая успешная интернет-компания. Она родилась как каталог или как директория ссылок - результат старательной работы тысяч, а затем и миллионов пользователей. И хотя Yahoo! с тех пор диверсифицировала свой бизнес, создавая самый разный контент, собранная пользователями коллекция до сих пор является ее главным активом.

• Прорыв Google в поиске, в мгновение ока сделавший компанию безоговорочным лидером рынка, был основан на PageRank, методе, использующем для обеспечения наилучших результатов прежде всего ссылочную структуру веба, а не характеристики проиндексированных документов.

• Продукт eBay - коллективная активность всех пользователей. Как и сам веб, eBay рос вместе с ростом пользовательской активности, и роль компании - это роль открывателя контекста, в котором может реализоваться пользовательская активность. Больше того, конкурентное преимущество eBay заключается исключительно в критической массе продавцов и покупателей.

• Amazon торгует теми же товарами, что и его конкуренты. У них те же описания продуктов, те же изображения обложек и тот же редакторский контент от производителей. Но Amazon научился привлекать пользователей. У Amazon на порядки больше пользовательских обзоров; приглашения поучаствовать в работе сервиса размещены буквально на каждой странице - и что еще важнее, компания использует пользовательскую активность для обеспечения более качественных результатов поиска. Если поиск на Barnesandnoble.com обычно ведет на собственные продукты компании или проплаченные результаты, то результаты поиска на Amazon - это самые востребованные продукты, популярность которых вычисляется в реальном времени не только на основании продаж, но и с учетом других факторов, которые работники Amazon называют flow (поток). Неудивительно, что Amazon, на порядки опережающий конкурентов по активности пользователей, опережает их и в финансовом отношении.

Однако одним из самых значимых инновационных проектов стала Wikipedia - онлайновая энциклопедия, построенная вокруг неправдоподобной идеи, что энциклопедическая статья может быть добавлена любым пользователем и отредактирована другим. Радикальный эксперимент в области доверия.

4. История Википедии

Ещё в 1999 году веб-проект Everything2 дал возможность любому посетителю участвовать в создании сборника всевозможных сведений, однако основатели его не претендовали на создание серьёзного энциклопедического издания.

Поэтому прародителем Википедии принято считать Нупедию — проект энциклопедии на английском языке, реализующий принципы свободы информации. Статьи Нупедии писали учёные и люди из академической среды; основателями были Лоуренс Сэнгер — главный редактор и организатор проекта, и Джимми Уэйлс — тогда исполнительный директор компании Bomis, финансировавшей проект.

Чтобы ускорить пополнение энциклопедии, 15 января 2001 года Уэйлс и Сэнгер открыли сайт «Википедия». Принимать участие в её редактировании теперь мог любой пользователь Всемирной сети.

5. Ключевые факты и современное состоятие Википедии

Википедия получила своё название от используемой ею технологии «вики». В мае были запущены языковые разделы Википедии: русский, немецкий, шведский, французский, итальянский, испанский и т.д.. Сейчас в Википедии существует 264 языковых раздела.

Объём сведений в Википедии и её популярность постепенно росли. По состоянию на июль 2004 года в английском разделе было 0,3 млн статей; в апреле 2005 года — уже более 0,5 млн, а в сентябре 2008 года — более 2,5 млн. Второй по количеству статей — немецкий раздел, в нём к сентябрю 2008 года свыше 0,8 млн статей. Ещё 21 раздел содержит свыше 100 тыс. статей, в их число входит и русская Википедия (текущее число статей — 331 295).

Wiki можно представить как рабочий стол с разложенными черновиками, к которому может подойти любой человек и внести в тексты свои корректировки или написать что-то новое. При этом каждый черновик обладает важным свойством — историей редакций (изменений), по которой можно отследить, как (и кем) документ изменялся во времени и, при необходимости, «вернуть» его в одно из предыдущих состояний.

В остальном wiki подобна обычному веб-сайту: одни ее страницы могут быть вложены в другие (такие многоуровневые документы называются кластерами), могут ссылаться друг на друга с помощью обычных свободных ссылок, содержать загруженные файлы.

Для создания вики-среды необходимо особое ПО — движок вики. Это частный вид системы управления сайтом, довольно простой в своём устройстве и функциональности, ибо почти все действия по структуризации и обработке сведений делаются пользователями вручную.

Заключение

В результате проделанной над рефератом работы была рассмотрена история развития технологий веб 2.0: был изучен вопрос появления термина веб 2.0 в динамике и на примерах прехода пользоваетлей от преимущественного использования одних приложений к другим в ходе развития интернет технологий, были выделены ключевые идеи и принципы концепции веб 2.0, указаны конкретные примеры использования идей и принципов в современных веб приложениях, а также изучена история, концепция и современное состояние одного из самых инновационных проектов в области веб 2.0 – Wikipedia. Выделенные ключевые принципы веб 2.0 позволяют ясно представить основы современных интернет ресурсов и приложений, а также тенденции развития интернет приложений. Данный реферат может представлять практическую пользу предпринимателям, осуществляющим деятельность в области веб приложений и электронной коммерции.

Список литературы

1. Дуэйн О'Брайен (Duane O'Brien) Создание интерактивной производственной wiki-системы с использованием PHP (developerWorks, февраль 2007 г.)

2. О’Рейли Тим, Что такое Веб 2.0?. Компютерра. 21 октября 2005 года

3. Generation next Веб 2.0: происхождение, основы, примеры. Опубликовано 19 июля 2007 года.

http://www.cio-world.ru/community/326284/page2.html

4. Christian Stöcker. INTERVIEW WITH WEB GURU TIM O'REILLY "We're Moving into a New World". 12/04/2006 http://www.spiegel.de/international/0,1518,451152,00.html

5. Martin Streicher. Developing software on an open source stack. Open source provides everything a programmer needs to invent the next big thing. Chief Technology Officer, McClatchy Interactive. 19 Aug 2008

6. Uche Ogbuji, Real Web 2.0: Wikipedia, champion of user-generated content. How Wikipedia encourages users to contribute content. Partner of Zepheira Inc. 04 Sep 2007.

http://www.ibm.com/developerworks/web/library/wa-realweb4/index.html