Департамент Обр
Утвержден
Советом по образованию
МО «Осташковский район»
__________________________
Протокол №___ от_________
Состояние и результаты развития
муниципальной системы образования
МО «Осташковский район»
2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
Вступительное слово…………………………………………………………….
|
с. 2
|
Введение
Общая характеристика муниципального образования МО«Осташковский район» ……………………………………………………
|
с. 4
|
1.
|
Цели и задачи муниципальной системы образования …………………….
|
с. 6
|
2.
|
Доступность образования …………………………………………………….
|
с. 7
|
3.
|
Результаты деятельности ……………………………………………………..
|
с. 12
|
4.
|
Условия обучения и эффективность использования ресурсов ……………
|
с. 16
|
5.
|
Меры по развитию системы образования МО «Осташковский район»….
|
с. 25
|
Заключение ………………………………………………………………………
|
С.29
|
«
Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире в
XXI
веке, обеспечит достойную жизнь всем нашим гражданам».
(Из Послания Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева: «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).
В современных условиях структурные изменения э
кономики на всех уровнях, эффективность и конкурентоспособность предприятий и учреждений, благополучие в обществе в значительной степени зависят от образования, качество которого измеряется успешностью людей, это образование получивших. Первостепенной задачей современной общеобразовательной школы является достижение нового качества образования.
Современное качество неразрывно связано с востребованностью образования в обществе, его соответствием сегодняшним и завтрашним требованиям – как экономическим, так и социальным.
Наиболее важными для общества вопросами являются:
· доступность образования – все ли дети учатся, насколько обеспечено равенство доступа к качественному образованию;
· какого качества образования получают наши дети и молодежь;
· какие условия получения образования созданы в наших образовательных учреждениях;
· в какой степени система образования района соответствует запросу учащихся и родителей, требованиям современной жизни.
Каждый учебный год, прожитый системой – похож и непохож на предыдущий. Но задача всегда остается неизменной – развитие муниципальной системы образования. С наступлением осени приходит время осмыслить то, что получилось, ответить на вопросы: Как содержательно развивается система образования? Повысилось ли качество? В этом году впервые предстоит сопоставить перспективы развития системы образования района с основными направлениями, определенными в образовательной инициативе «Наша новая школа».
Ежегодный Публичный доклад – это попытка показать ключевые, стратегические цели работы системы образования МО «Осташковский район». Доклад ориентирован на широкую публику, размещён на сайте в сети Интернет, предложен к обсуждению общественности, в сокращенном варианте озвучен на августовской районной педагогической конференции, на встрече с работниками бюджетной сферы города и района, т.е. доступен населению и призван привлечь внимание общественности к изменениям, которые происходят в системе образования на всех её уровнях.
Представленные материалы помогут работникам образовательных учреждений, органам представительной и исполнительной власти, общественным организациям, родительским и Управляющим советам, Муниципальному совету по развитию системы образования и другим заинтересованным лицам оценить уровень образовательных возможностей, которые обеспечивает система образования МО «Осташковский район»
И.В.Андронова, заведующая отделом образования администрации МО»Осташковский район»
г Отдел образования администрации
МО «Осташковский район»
172 730 Тверская обл, г.Осташков,
Ленинский пр., д.46
Телефон/факс 8(48235)5-15-74/5-11-14
E-mail: ppobrost@
yandex.
ru
Доклад размещён в сети Интернет по адресу:
http://sk1ost.narod.ru/
ВВЕДЕНИЕ.
Общая характеристика
муниципального образования «Осташковский район».
Оста́шковский райо́н — административная единица на северо-западе Тверской области России. Район образован в 1929 году
. Площадь 3202 км². Административный центр — город Осташков
, расположен на Валдайской возвышенности, на полуострове в южной части озера Селигер, в 198 км к западу от Твери. Осташков связан автомобильными и железными дорогами с Москвой, Петербургом и другими городами России. Осташков очень колоритный старинный городок, удаленный от федеральных дорог и крупных населенных пунктов, сейчас Осташков является столицей и воротами Селигера. Здесь привыкли к туристам и принимают их с любовью. Население Осташковского района составляет 6,8 тыс. человек, в городе Осташкове проживают 19,7 тыс. Всего в районе насчитывается 245 населённых пунктов.
из них 85% населенных пунктов с количеством жителей до 30 человек.
С 2006 года в состав района входят 12 поселений, из них городских — 1 (г. Осташков), сельских — 11
-
Ботовское сельское поселение
- Ждановское сельское поселение
- Залучьенское сельское поселение
- Замошское сельское поселение
- Мошенское сельское поселение
- Свапущенское сельское поселение
- Святосельское сельское поселение
- Сиговское сельское поселение
- Сорожское сельское поселение
- Хитинское сельское поселение
- Щучьенское сельское поселение
В г. Осташкове и районе имеются достаточно крупные промышленные предприятия,: ЗАО «Осташковский кожевенный завод», ОАО «Завод Луч», Филиал ОАО «Тверьхлебпром» — Осташковский хлебокомбинат, ООО «Радуга», ООО «Софья», ООО «Миармлес».
Согласно разработанной стратегии социально-экономического развития Осташковского района, малый бизнес входит в число точек роста экономики района и является одним из приоритетных направлений его развития.
Расширяющаяся сфера туризма призвана в ближайшее время сформировать современный туристический рынок на территории МО “Осташковский район”; увеличить налогооблагаемую базу и доходы бюджета; стимулировать развитие экономики - транспорта, связи, торговли; помочь образованию новых рабочих мест; привлечь инвестиции в экономику района.
Требования инновационного развития экономики и современные потребности общества находят свое отражение в области совершенствования муниципальной системы образования. Образовательные учреждения района переходят на инновационный путь развития, следуют за рынком, а в ряде случаев, формируют его сами.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Целеполагание государственной политики в области образования на современном этапе определяет цели муниципальной программы развития – повышение качества и доступности предоставляемых образовательных услуг населению МО «Осташковский район» за счет эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов.
Главным становится содержание образования, которое рассматривается как многокомпонентное и многовариативное явление, способное учитывать индивидуальные особенности и личностный опыт учащихся. В связи с чем деятельность отдела образования и образовательных учреждений города осуществлялась в соответствии с определенными на 2011 год приоритетными задачами и направлениями деятельности:
· Достижение качества образовательных результатов обучающихся
· Обеспечение качества условий предоставления образовательных услуг
· Совершенствование управления муниципальной системой образования
2.ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ
В настоящее время на территории района сложилась следующая система образования:
· общеобразовательные учреждения
- 14,
обучающихся – 2122 человека;
в городе – 3, обучающихся - 1850 человек;
на селе - 11, обучающихся - 272 человека;
средних школ - 4, (в городе -3, на селе - 1);
основных школ – 5, (в городе – нет, на селе - 5);
начальных школ -5 , (в городе - нет, на селе -5)
Численность детей школьного возраста снизилось с 2690 человек в 2004/2005 уч.году до 2122 человек в 2011/2012 учебном году.
Занятия в школах проводятся преимущественно в первую смену, две смены сохранились лишь в МОУ «СОШ №3», но с малым количеством классов.
Это позволяет улучшать качество образования и создавать комфортную среду - выдерживаются требования к продолжительности перемен, начала занятий. Появилась возможность организовать работу школ во вторую половину дня, расширяя спектр услуг дополнительного образования.
Одним из показателей доступного качественного образования является средняя наполняемость классов
. Учитывая требования программы модернизации образования, средний показатель не должен быть менее 25 человек в городе и 14 на селе. Средняя наполняемость классов
:
2007-08уч.г.
|
2008-09уч.г.
|
2009-10уч.г.
|
2010-2011уч.г.
|
201-2012 уч.г.
|
Город
|
23,6
|
24
|
23,9
|
23,8
|
24
|
Село
|
4,5
|
4,5
|
5
|
5,9
|
5,7
|
В городе работает межрайонная психолого-медико-педагогическая комиссия, которая ежегодно обследует, в среднем, 20 детей из Осташковского и близлежащих Пеновского, Селижаровского районов и ЗАТО «Солнечный»
Численность детей, обучающихся в классах коррекции и общеобразовательных классах по программам VII и VIII вида
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
Село
|
8
|
5
|
5
|
3
|
4
|
Город
|
19
|
25
|
7
|
10
|
13
|
ВСЕГО
|
27
|
30
|
12
|
13
|
17
|
Численность детей, находящихся на индивидуальном обучении
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
Село
|
21
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Город
|
25
|
22
|
32
|
28
|
29
|
ВСЕГО
|
26
|
22
|
32
|
28
|
29
|
Осенью 2009 года в соответствии с приказом Департамента образования Тверской области от 21.08..2009.года № 348/1-08 МО «Осташковский район» вступило в проект дистанционного образования детей инвалидов Тверской области. Центром дистанционного образования детей-инвалидов на территории МО «Осташковский район» утверждена МОУ «Гимназия № 2». В настоящее время в проекте принимают участие 7 детей с ограниченными возможностями здоровья.
· учреждения дополнительного образования –
2,
в городе –2; Платных услуг МОУДОД района не оказывают.
МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» в 2011 году был реорганизован путём присоединения к МОУ ДОД «Дом детского творчества»
Процент охвата детей района дополнительным образованием в соответствующих учреждениях в связи с этим падает
Одновременно, с внедрением новых ФГОС второго поколения, процент охвата дополнительным образованием за счет введения часов внеурочной деятельности первоклассников в общеобразовательных учреждениях увеличивается.
Учреждения дополнительного образования успешно участвуют в областных и всероссийских творческих конкурсах и соревнованиях.
Так, например, ДЮСШ уже несколько лет подряд становится победителем областного смотра-конкурса учреждений спортивной направленности.
Действующая в городе сеть муниципальных образовательных учреждений позволяет реализовать требования законодательства в сфере образования в части предоставления общедоступного и бесплатного начального, основного и среднего общего образования, дополнительного образования детей. В то же время пока город не обеспечивает в полной мере существующую потребность в общедоступном дошкольном образовании.
· дошкольные образовательные учреждения –
11,
в городе – 7;
на селе - 4
Численность воспитанников в детских садах
Рост численности детей в ДОУ обусловлен увеличением количества детей в городе от 0 до 6 лет.
Но это увеличение, а также стремление родителей отдать ребенка в ДОУ с более раннего возраста (до 3-х лет) создало проблемную ситуацию с нехваткой мест.
Это привело к необходимости принятия мер по удовлетворению возросшей потребности в устройстве детей в дошкольные образовательные учреждения.
В 2009 учебном году начат комплекс мероприятий, направленный на обеспечение услугой дошкольного образования детей от 1,5 до 7 лет: открытие двух дополнительных групп в городском МДОУ «Звёздочка» (на 40 мест), дополнительной группы в сельском МДОУ «Родничок» (10 мест), группа кратковременного пребывания в МОУ «Сорожская ООШ» (12 чел.) В 2010г. Открыты ещё 2 группы в МДОУ «Звёздочка». В 2011 г. открыт новый детскй сад «Незабудка» на 40 мест и ещё одна дополнительная группа в МДОУ детский сад №5 «Звёздочка» на 20 мест. В сентябре 2011г начат ремонт здания детского сада «Сказка», новый детский сад на 60 мест планируется открыть в первом квартале 2012 г.
Однако все эти мероприятия в настоящее время пока не позволяют справиться с дефицитом мест в детских садах. Данная проблема может быть снята за счет дальнейшего расширения сети учреждений дошкольного образования.
3.РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Объективно оценить эффективность образовательного процесса в школах района позволяет Единый Государственный Экзамен.
В прошедшем учебном году ЕГЭ сдавали 107 выпускников 11 классов. 105 человек прошли итоговую аттестацию и получили аттестаты о среднем (полном) общем образовании.
10 человек закончили школу с медалью «За особые успехи в учении» (9 золотых и 1 серебряный медалист)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
|
МЕДАЛЬ
|
Количество выпускников
|
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»
|
Золотая медаль
|
2
|
Серебряная
медаль
|
1
|
МОУ «Гимназия № 2»
|
Золотая медаль
|
1
|
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»
|
Золотая медаль
|
4
|
МОУ «Совхозовская средняя общеобразовательная школа»
|
Золотая медаль
|
2
|
Результативность Единого Государственного Экзамена можно проследить по среднему баллу по каждому из сдаваемых предметов
Результаты выше среднего регионального балла по русскому языку, математике, географии, химии, биологии, информатике и литературе
В целом, картина удовлетворительная. По большинству предметов виден рост среднего балла. Но рост этот не достаточный. Потому что в рейтинге ОУ области район занимает не самые высокие места.
Всего в области 281 ОУ.
ЕГЭ по русскому языку:
Совхозовская СОШ – 22 место
СОШ №1 – 102 место МО 22 место в рейтинге
СОШ №3 – 140 место
Гимназия №2 – 154 место
ЕГЭ по математике:
Совхозовская СОШ – 25 место
СОШ №1 – 96 место МО 36 место в рейтинге
СОШ №3 – 166 место
Гимназия №2 – 179 место
Государственная (итоговая) аттестация для выпускников 9 классов была организована в новой форме. Предметы по выбору не сдавались. Экзамены сдавали 193 выпускника.
Результаты основных экзаменов (в сравнении с прошлым годом) представлены на слайдах.
Русский язык
Средний оценочный балл
|
Средний тестовый балл
|
Качество
|
2008-2009 уч.г.
|
3,4
|
12,7
|
36%
|
2009-2010 уч.г.
|
3,2
|
11,4
|
36%
|
2010-2011 уч.г.
|
3,5
|
10,5
|
45%
|
Математика
Средний оценочный балл
|
Средний тестовый балл
|
Качество
|
2008-2009 уч.г.
|
3
|
4
|
14%
|
2009-2010 уч.г.
|
2,9
|
8,8
|
20,4%
|
2010-2011 уч.г.
|
3,4
|
12,5
|
43%
|
Широкое внедрение эксперимента по ЕГЭ, связанное с увеличением числа предметов и количества выпускников, сдававших экзамен в такой форме, потребовало от организаторов слаженной и высокопрофессиональной работы. Для проведения итоговой аттестации в качестве организаторов из года в год практически привлекаются одни и те же педагоги. В основном у многих данный процесс отработан до автоматизма, в связи с чем аттестация в пунктах проведения ЕГЭ проходит без нарушения законодательства.
С целью выявления и стимулирования одаренных детей, роста престижа знаний в районе проводились предметные олимпиады среди учащихся 8-11 классов. Результат-151 призовое место, из них-28 первых. Всего в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 448 человек из 6 школ района (СОШ №1, СОШ №3, Гимназия №2, Сорожская и Ворошиловская основные школы, Совхозовская средняя общеобразовательная школа). На областном уровне соревновалось 20 наших учеников. В число призёров вошли двое: Яна Белова – учащаяся МОУ СОШ №1, завоевавшая I место по физической культуре и Александр Розин – учащийся Гимназии, вошедший в пятёрку призёров по биологии.
Широкое распространение последнее время получают дистанционные интернет – конкурсы. Так, например, прошедший год для Гимназии отмечен тесным сотрудничеством с автономной некоммерческой организацией «Центр развития молодёжи». 455 детей участвовали в 5 разных проектах Центра, более десяти учащихся стали победителями на региональном уровне.
Педагоги городских школ становятся регулярными участниками сетевых проектов «Сети творческих учителей». Дистанционные конкурсы – находка для педагогов и учащихся сельских школ, для воспитанников детских садов, но, к сожалению, эту возможность мы не используем.
Успешно участвует в областных, всероссийских и международных соревнованиях МОУ ДОД «ДЮСШ».
За этот год ДЮСШ подготовлено 178 обучающихся массовых разрядов, 14 перворазрядников, 5 кандидатов в мастера спорта по боксу и греко-римской борьбе, 3 мастера спорта по греко-римской борьбе и спортивной гимнастике.
Двое обучающихся ДЮСШ являются членами сборной Центрального Федерального округа по греко-римской борьбе, 26 обучающихся – членами сборной Тверской области по различным видам спорта. Наши спортсмены побеждают на окружных чемпионатах и первенствах России.
ДЮСШ уже пятый год подряд становится победителем областного смотра-конкурса среди учреждений спортивной направленности.
4. УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ
Финансовое обеспечение отрасли происходит посредством как текущего финансирования за счет бюджетов всех уровней, необходимого для устойчивого функционирования муниципальной системы образования, так и дополнительного целевого финансирования мероприятий и проектов, направленных на решение задач развития системы образования.
Обобщенная модель финансирования образовательного учреждения:
Объем расходов на финансирование учреждений образования по Программе развития на начало 2011 года наглядно представлен в следующей таблице:
О7 01
|
Дошкольное образование
|
59197940,58
|
в т.ч. Местный бюджет
|
16986340,62
|
Областные средства-субсидия
|
34283825,96
|
Внебюджетные ср-ва
|
7927774
|
О7 02
|
Общее образование
|
110555663,43
|
в т.ч. Местный бюджет
|
17222673,88
|
Областные средства
|
86805071,55
|
в т.ч.субвенция на об.соц. гар.
|
59034000
|
в т.ч. субсидии из областного ФСР на выравнивание обеспеченности МО Тв.обл. по рализации ими отд.расх. обязательств
|
25501071,55
|
в т.ч. субсидии из областного ФСР по обеспечению уч-ся горячим питанием
|
2270000
|
Федеральные средства
(классное руководство)
|
1249500
|
Внебюджетные средства
|
5278418
|
О7 05
|
Профессиональная подготовка,
|
304750,00
|
переподготовка и повышение
|
квалификации
|
в т.ч. Местный бюджет
|
304750,00
|
О7 07
|
Молодежная политика и
|
217000
|
оздоровление детей
|
в т.ч. Местный бюджет
|
Внебюджетные ср-ва
|
217000
|
О7 09
|
Другие вопросы в области
|
образования
|
14560389,70
|
в т.ч. Местный бюджет
|
9900165,21
|
Областные средства
|
1253832,49
|
1004
|
Компенсация части родительской платы
|
1540400
|
Областные средства
|
1540400
|
Всего по отрасли
|
186376143,71
|
в т.ч. Местный бюджет
|
44413929,71
|
Областные средства
|
123883130
|
Федеральные средства
|
1249500
|
Внебюджетные ср-ва
|
16829584
|
Доля расходов на образование в бюджете муниципального образования представлена на следующей диаграмме:
Реализация государственных гарантий прав граждан на получение общего образования осуществляется на принципах нормативного подушевого финансирования в части объема региональной субвенции, направляемой в бюджет муниципального образования, в соответствии с методикой расчета норматива и субвенций муниципальным образованиям. Далее с помощью поправочных коэффициентов денежные средства распределяются образовательным учреждениям. Говоря об инновациях в образовании, нельзя не отметить, тот факт, что ключевой фигурой на современном этапе развития стал Учитель. Поэтому не случайно одно из первых направлений, проводимых при реализации комплексного проекта модернизации образования – это изменения в оплате труда педагогов. После того, как с 1марта 2009 года все ОУ района перешли на новую систему оплаты, в фонде оплаты и в зарплате педагогов появились две части – базовая и стимулирующая, которая позволила поощрять учителей, воспитателей и других работников за достигнутые высокие результаты и востребованное гражданами современное качество труда. Распределение стимулирующей части – задача управляющих советов, советов школ, специально уполномоченных комиссий и руководителей. Мы все должны демократично и объективно подходить к поощрению труда педагога.. Если педагог вносит вклад в развитие учебно-воспитательного процесса, его ученики дают высокие показатели обученности, они хорошо воспитаны, такой учитель достоин денежного поощрения..
Средняя заработная плата работников образования (руб.).
За 2011 год произошло существенное укрепление и развитие материально-технической базы МОУ.
На выполнение работ по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений из средств местного бюджета было выделено – 9 794 тыс.руб. Указанная сумма израсходована на ремонт крыши здания в МОУ «СОШ №3», замену оконных блоков в МОУ «Гимназия №2» и в МОУ «Сорожская ООШ», частичный ремонт крыши и косметический ремонт помещений в здании начальной школы МОУ «СОШ №1», капитальный ремонт септика в МОУ «Зареченская НОШ», ремонт пищеблока в МДОУ д/с «Улыбка», ремонт медицинского кабинета МДОУ д/с «Солнышко», подготовка новой группы и частичный ремонт системы отопления в МДОУ д/с «Звёздочка», ремонт системы и мелкий текущий ремонт во всех ОУ города.
Реализация федеральной целевой программы «Информатизация системы образования» и подключение школ к Интернету дает возможность внедрить в учебный процесс современные технологии обучения.
За последние годы в районе сложились предпосылки для полноценной информатизации образования.
Количество ИЦШ
|
5
|
Количество кабинетов информатики
|
5
|
Кол-во компьютеров в предметных кабинетах
|
249
|
Количество учащихся на 1 компьютер
|
8,5
|
Кол-во компьютеров, используемых в управлении образовательным процессом
|
29
|
Количество образовательных учреждений, имеющих доступ к сети Интернет
|
14
|
Численный состав педагогических работников
.
С каждым годом уменьшается доля педагогов, имеющих стаж работы менее 5,10 и 20 лет. По-прежнему, возрастной состав педагогических кадров неуклонно приближается к предпенсионному . Количество педагогов старше 45-лет:
2005 год
|
2007 год
|
2008 год
|
2009 год
|
2010 год
|
2011 год
|
14,2%
|
23,3%
|
25%
|
25,6%
|
28%
|
34,4%
|
Возрастной состав педагогов
Молодых педагогов в образовательные учреждения приходит не много. В 2011 году прибыл всего 2 молодых специалиста, ( в 2010 г- 7). В то же время растёт число педагогических вакансий, особенно остро район нуждается в специалистах по преподаванию информатики, иностранного языка (немецкого и английского), музыки, химии, технологии
Современному обществу нужен человек инициативный, творческий, готовый адаптироваться в окружающем мире. Готовить такого выпускника должна школа, а значит, сегодня возрастает роль педагога, умеющего креативно мыслить, владеющего передовыми инновационными технологиями, занимающегося опытно-экспериментальной деятельностью. Сегодня ценится не только профессионализм учителя, но и его стремление постоянно учиться, повышать своё мастерство. Каждый педагог должен понимать: все, что сегодня получит ученик в образовательном учреждении – это инвестиции в будущее страны.
В силу своих возможностей мы стараемся обеспечить непрерывное профессиональное развитие педагогических работников района, обогатить их творческий потенциал, привлечь их к всевозможным формам обобщения и распространения передового опыта.
Различными формами курсовой переподготовки было охвачено 104 педагогических работника. В том числе директора всех школ (за исключением вновь принятых) прошли курсы повышения квалификации по программе «Менеджмент в образовании с учётом требований новых федеральных государственных образовательных стандартов»
За истекший учебный год 17 учителей аттестовались и подтверждали высшую квалификационную категорию. Развитию профессионального мастерства, поддержке творчески работающих педагогов служат проводимые в районе конкурсы педагогического мастерства «Учитель года».
В этом году в нём приняли участие 7 педагогов, 1 место по результатам конкурса «Учитель года» заняла Морозова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №2», она принимала участие и достойно представила район на областном учительском конкурсе. Радует, что педагоги городских школ, ежегодно, начиная с 2006 года, активно участвуют в конкурсе ПНПО.
В этом году в конкурсе участвовали 2 педагога района. Цыганова Светлана Викторовна – учитель начальных классов МОУ «СОШ №3» и Ахмедова Елена Валентиновна учитель информатики МОУ «СОШ №1». Елена Валентиновна выиграла грант второй раз за свою педагогическую карьеру.
Всего в районе 14 победителей.
В разрезе школ это выглядит следующим образом
1 победитель в Мошенской ООШ, 1- МОУ СОШ №3, 5 – МОУ СОШ №1,
и 7 победителей в Гимназии
Самая значимая педагогическая награда два дня назад была вручена директору и учителю биологии и экологии МОУ «Гимназия №2» Пашинской З.М. Указом президента РФ от 8 июля 2011г. Ей присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», так же в этом году Зинаида Михайловна стала победителем регионального конкурса инновационной деятельности, направленной на развитие системы образования и экономики региона и её имя занесено во всероссийскую энциклопедию «Лучшие люди России»
Если говорить о конкурсном движении, то необходимо отметить, что «непаханым» остаётся поле конкурсов «Воспитатель года» и «Сердце отдаю детям». Очень хочется, чтобы в новом учебном году активизировались воспитатели и работники учреждений дополнительного образования. Потенциал у нас есть. Есть и первые шаги в этом направлении тренер-преподаватель МОУ ДОД «ДЮСШ», Михайлович Галина Николаевна принимала участие в региональном конкурсе инновационной деятельности, направленной на развитие системы образования и экономики региона
Обеспечение качественного образования невозможно без решения вопросов по сохранению здоровья обучающихся и воспитанников.
«Здоровый ребенок — здоровое будущее» - это не лозунг для нашего района, а реальная задача, на решение которой направлены усилия не только отдельно медицинских, педагогических работников, родителей — в городе выстроена целая система, которая позволяет объединять и приумножать усилия всех заинтересованных сторон.
С 2006 года образовательными учреждениями города утверждены и реализуются программы здоровья, в которой определены мероприятия по внедрению здоровьесберегающих технологий и методов оздоровления учащихся и воспитанников в ходе образовательного процесса
Предметы школьного компонента, направленные на формирование здорового образа жизни реализуются во всех общеобразовательных школах (физкультура 2-3 часа, ЛФК, ритмика и хореография, ОБЖ, экология человека)
Здоровьесберегающее пространство образовательных учреждений представлено комплексом оздоровительных услуг: медицинских кабинетов – 9 (во всех городских школах и дошкольных учреждениях). В городе ОУ не обеспечены медицинскими кадрами в должной мере, хотя все три мед.кабинета подготовлены к процедуре лицензирования. На селе медобслуживание осуществляется на базе ФАПов .
К началу 2010 г. В 9 общеобразовательных учреждениях района открыты кабинеты здоровья, в 5 малокомплектных сельских школах оформлены уголки здоровья, учащиеся этих начальных школ могут использовать в своей работе кабинеты школ базовых.
На сегодняшний день во всех образовательных учреждениях города созданы необходимые условия для обеспечения учащихся и воспитанников горячим питанием. При количестве учебного времени и интенсивности нагрузок, которые сегодня выпадают на долю учеников, вопросы рациональной организации питания детей в школе стоят особенно остро.
Питание учащихся начальной школы является бесплатным. Среди учащихся 5-11 классов 327 чел с 1 сентября 2010г. Питались бесплатно по лини соцзащиты.
Стоимость бесплатного питания на одного учащегося в день составляет 30 руб.
Сегодня стоит задача – обеспечение гарантированного и качественного питания обучающихся во всех учреждениях образования для всех детей их посещающих. Предстоит обеспечить приведение условий по организации питания детей в общеобразовательных учреждениях в соответствие с санитарными правилами и нормами; продолжить формирование культуры правильного рационального питания среди обучающихся и родительской общественности, как составной части общечеловеческой культуры.
Организация отдыха детей в каникулярное время обеспечивалась на основе плана организации оздоровления, отдыха и занятости детей, согласно которому каникулы рассматриваются как продолжение социального воспитания, получаемого детьми в течение учебного года. При подготовке к летней кампании 2011 года, сохранены традиции в организации отдыха детей.
В лагерях дневного пребывания летом 2010 года отдохнули 815 детей, 245 побывали в загородном лагере «Чайка». Всего организованными формами отдыха были охвачены более двух тысяч детей, проживающих на территории МО «Осташковский район»
Ещё одним социальным аспектом и одновременно направлением деятельности по обеспечению доступности качественного образования является организация подвоза учащихся. К 5 единицам школьного транспорта, участвующим в подвозе в 2011 году добавились 2 автобуса ПАЗ. Теперь в автопарке МАУ «Школьные перевозки» 7 единиц школьного транспорта, 6 из них используются при доставке детей к месту учёбы. Все они соответствуют нормам ГОСТ -98, летом 2011г. весь транспорт оборудован системой ГЛОНАСС.
Подвозом пользуется более 100 учащихся из 5 базовых школ района.
Организован льготный проезд учащихся школ на городском автобусе: около 90 ребят ежемесячно приобретают проездные билеты за 50% полной стоимости проезда. Для обучающихся, проживающих в сельской местности, тоже есть льготные проездные билеты, стоимость которых составляет 25% от полной стоимости проезда.
5. МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ МО «ОСТАШКОВСКИЙ РАЙОН»
За годы реализации программ и планов развития в муниципальной системе образования произошли следующие качественные изменения:
· -создана нормативно-правовая база в функционирования и развития муниципальной системы образования;
· - приобретен опыт распределения финансовых средств;
· - повышена степень доступности качественного образования посредством создания базовых школ, образовательных округов и реализации программы «Школьный автобус»;
· - сформированы предпосылки для введения предпрофильной подготовки и профильного обучения;
· - введены новые подходы оценки качества образования выпускников посредством участия в эксперименте по проведению ЕГЭ;
· - осуществлен переход дошкольников и учащихся начальной ступени образовательных учреждений на программы нового поколения;
· - улучшены условия для развития одаренных детей, в том числе через систему олимпиад, творческих конкурсов, интеллектуальных марафонов;
· - в образовательных учреждениях созданы воспитательные системы;
· - произошло повышение эффективности воспитательной работы и социализации личности обучающихся;
· - созданы и развиваются новые модели управления образованием на школьном и районном уровне, управление образованием приобретает государственно-общественный характер;
Действующая Программа развития муниципальной системы образования на 2011-2013 г.г., как и все предыдущие, ориентирована на результат. Ожидаемыми результатами Программы должны стать:
· обеспечение гарантий равного доступа населения к качественным образовательным услугам в соответствии с их потребностями на всех ступенях образования
· Рост доли учащихся, получивших аттестат об основном общем образовании до 99% и сохранение доли учащихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании на уровне 100%
· Рост доли учащихся, сдавших ЕГЭ по обязательным предметам с результатом не ниже 70 баллов до 31%
· Рост активности участия школьников в предметных олимпиадах всех уровней
· Сохранение количества старшеклассников, обучающихся на профильном уровне в пределах 80%;
· Увеличение доли учащихся МОУ, пользующихся услугами школьного автотранспорта до 7%
· Увеличение доли учащихся, получающих образовательную услугу в базовых МОУ до 88%
· Увеличение средней наполняемости классов в городских и сельских школах
· Увеличение количества образовательных учреждений, имеющих все виды благоустройства до 88%
· Увеличение количества компьютеров, приходящихся на 100 учащихся.
· Увеличение доли учреждений, полностью укомплектованных педагогическими кадрами до75%
· Увеличение количества педагогов, прошедших повышение квалификации (в том числе по преподаванию предметов духовно-нравственной и краеведческой направленности)
· Увеличение охвата детей разными формами дошкольного образования с 68% до 70%, сократив количество детей, ожидающих места в МДОУ до 58%
· Увеличение доли педагогических работников, принимающих участие в конкурсах педагогического мастерства, отборах на получение поощрений за инновационную деятельность регионального и федерального уровней до 4%
· Сохранение доли общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в средствах массовой информации, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности на уровне 100%
· Увеличение количества общеобразовательных учреждений, имеющих свои, регулярно обновляемые (не реже двух раз в месяц) сайты в сети Интернет до50%
· Дальнейшее развитие системы ГОУ
Большинство из этих задач достигнуто уже сегодня,на промежуточном этапе.
Но состояние системы образования наряду с достижениями позволяет выявить целый ряд проблем. Это такие проблемы как:
1. Низкий уровень качества и доступности предоставляемых населению образовательных услуг
· Острая нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях
· Не полное соответствие качества услуг, предоставляемых ОУ, запросам современного общества и постоянно растущим требованиям со стороны родителей
2. Низкий показатель качества образовательных результатов обучающихся
· Низкий средний балл по результатам ЕГЭ по большинству предметам
3. Несоответствие условий предоставления образовательных услуг стандартам качества
· Низкие показатели материально-технической базы (растущий износ зданий, отсутствие или несоответствие современным требованиям кабинетов и учебного оборудования)
· Несоблюдение норм наполняемости классов в городских ОУ, несоответствие числа школ и обучающихся в них детей на селе и, как следствие, увеличение затрат на одного ученика
· Понижение престижа профессии учителя и преподавателя, отток квалифицированных кадров в другие, более высокооплачиваемые, сферы и отрасли деятельности, и, как следствие, недостаток педагогических кадров, особенно специалистов-предметников на селе (информатика, английский язык, музыка)
4. Несовершенство управления муниципальной системы образования
· Слабое использование ОУ сети Интернет
· Неэффективное включение сообщества родителей, деловых кругов, финансовых партнеров, инвесторов и др. в управление образовательной сферой общества;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Сегодня перед муниципальной системой образования стоит задача соответствовать не только уровню социально – экономического развития района и потребностей населения, но и перспективным, стратегическим целям развития государства.
Стратегические ориентиры задачи, стоящие перед системой общего образования России, определяются пятью основными направлениями развития общего образования, обозначенными в Национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА»:
1. Обновление образовательных стандартов.
2. Система поддержки талантливых детей.
3. Развитие учительского потенциала.
4. Современная школьная инфраструктура.
5. Здоровье школьников.
По каждому из направлений предстоит целенаправленная работа.
1.
В направлении «Обновление образовательных стандартов»:
внедрение образовательных стандартов в начальной школе началось с 1 сентября 2011 года, в связи с чем необходимы:
· усовершенствование материально- технической и методической базы (приобретение новых учебников, современного оборудования)
· систематическая курсовая подготовка и переподготовка учителей, заместителей директоров по УВР в начальной школе и самих руководителей ОУ
· расширение системы независимой оценки качества образовательных достижений при переходе с начальной ступени на основную ступень обучения;
· обеспечение системы мер, повышающих результативность подготовки учащихся к независимой оценке качества (тематические проверки, совещания руководителей, работа методических советов);
· разработка новых образовательных программ начальной школы, внесение изменений в программы развития ОУ, усовершенствование нормативно-правовой базы школ
· разработка и реализация инновационных подходов к обучению детей с особыми образовательными потребностями:
- разработка методических рекомендаций по структурной организации и оптимизации учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений для детей с ослабленным здоровьем, детей-инвалидов;
- разработка и внедрение новых учебных планов (в т.ч. ускоренного индивидуального обучения), учебных программ, интегрированных курсов, педагогических технологий для индивидуальных, групповых и классно-урочных форм обучения больных детей, детей-инвалидов.
· тесное взаимодействие с МДОУ в целях осуществления преемственности детский сад - начальная школа
2.
В направлении «Система поддержки талантливых детей»:
· осуществление комплексных подходов по поддержке дальнейшего развития одаренных в области интеллектуальной, творческой и спортивной деятельности (система олимпиад, творческих испытаний, конкурсов, соревнований);
· разработка и внедрение модели дистанционного образования учащихся с особыми образовательными потребностями на базе общеобразовательных учреждений;
· организация специальных лагерей, сборов, школ для одаренных школьников;
3.
В направлении «Развитие учительского потенциала»:
· реализация различных технологий повышения квалификации педагогических кадров;
· разработка системы мер по внедрению новой модели аттестации педагогических кадров
· активизация педагогов по участию в профессиональных конкурсах
4.
В направлении «Развитие современной школьной инфраструктуры»:
· расширение практики деятельности Управляющих советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и общественности в управлении образовательными учреждениями;
· реализация программ «Школы полного дня»;
· Улучшение материально- технической базы и улучшение качества услуг, предоставляемых МАУ «Школьные перевозки»
5.
В направлении «Здоровье школьников»:
· расширение использования новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения, обеспечивающих формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью;
· разработка и внедрение комплексных профилактических программ, направленных на здоровьесбережение школьников: профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений;
· введение 3–его часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений;
· организация Института правильного питания
· урегулирование межведомственного взаимодействия учреждений образования и здравоохранения, в медицинском сопровождении учащихся ОУ и воспитанников МДОУ;
· обновление механизмов и регламентов отслеживания и поддержки здоровья детей, профилактической работы по предупреждению и выявлению заболеваний;
· продуктивная работа кабинетов здоровья в школах
Перспективы развития МДОУ:
Несмотря на лаконичность обозначенной перспективы дошкольного образования в президентской инициативе «Наша новая школа», предусматривается развитие МДОУ по следующим направлениям:
· развитие образовательных услуг в МДОУ;
· вовлечение детей дошкольного возраста, неохваченных организованным дошкольным образованием в социокультурное образовательное пространство МДОУ (индивидуальные консультации с узкими специалистами и педагогическими работниками);
· расширение модели общественного участия в управлении МДОУ;
· совершенствование психолого – педагогической поддержки участников образовательного процесса в МДОУ.
Всё это, безусловно, требует серьёзных изменений в муниципальной образовательной системе, а именно: в создании условий для осуществления учебно-воспитательного процесса, в изменении состояния кадровых ресурсов ОУ, в создании эффективной управленческой команды при сохранении здоровья учащихся. Только такая образовательная политика сможет вывести образовательные учреждения района на совершенно новый качественный уровень, отвечающий социальному заказу общества в предоставлении учащимся оптимальных возможностей для получения качественного образования при эффективном расходовании ресурсов муниципального образования.
Это под силу коллективной мысли и работе органов управления, педагогов, общественности, в ходе которой рождаются продуктивные взвешенные идеи.
|