Главная              Рефераты - Разное

Департамент Обр Утвержден Советом по образованию мо «Осташковский район» - реферат

Департамент Обр

Утвержден

Советом по образованию

МО «Осташковский район»

__________________________

Протокол №___ от_________



Состояние и результаты развития

муниципальной системы образования

МО «Осташковский район»

2011 год

СОДЕРЖАНИЕ

Вступительное слово…………………………………………………………….

с. 2

Введение

Общая характеристика муниципального образования МО«Осташковский район» ……………………………………………………

с. 4

1.

Цели и задачи муниципальной системы образования …………………….

с. 6

2.

Доступность образования …………………………………………………….

с. 7

3.

Результаты деятельности ……………………………………………………..

с. 12

4.

Условия обучения и эффективность использования ресурсов ……………

с. 16

5.

Меры по развитию системы образования МО «Осташковский район»….

с. 25

Заключение ………………………………………………………………………

С.29

« Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире в XXI веке, обеспечит достойную жизнь всем нашим гражданам».

(Из Послания Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева: «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

В современных условиях структурные изменения э кономики на всех уровнях, эффективность и конкурентоспособность предприятий и учреждений, благополучие в обществе в значительной степени зависят от образования, качество которого измеряется успешностью людей, это образование получивших. Первостепенной задачей современной общеобразовательной школы является достижение нового качества образования.

Современное качество неразрывно связано с востребованностью образования в обществе, его соответствием сегодняшним и завтрашним требованиям – как экономическим, так и социальным.

Наиболее важными для общества вопросами являются:

· доступность образования – все ли дети учатся, насколько обеспечено равенство доступа к качественному образованию;

· какого качества образования получают наши дети и молодежь;

· какие условия получения образования созданы в наших образовательных учреждениях;

· в какой степени система образования района соответствует запросу учащихся и родителей, требованиям современной жизни.

Каждый учебный год, прожитый системой – похож и непохож на предыдущий. Но задача всегда остается неизменной – развитие муниципальной системы образования. С наступлением осени приходит время осмыслить то, что получилось, ответить на вопросы: Как содержательно развивается система образования? Повысилось ли качество? В этом году впервые предстоит сопоставить перспективы развития системы образования района с основными направлениями, определенными в образовательной инициативе «Наша новая школа».

Ежегодный Публичный доклад – это попытка показать ключевые, стратегические цели работы системы образования МО «Осташковский район». Доклад ориентирован на широкую публику, размещён на сайте в сети Интернет, предложен к обсуждению общественности, в сокращенном варианте озвучен на августовской районной педагогической конференции, на встрече с работниками бюджетной сферы города и района, т.е. доступен населению и призван привлечь внимание общественности к изменениям, которые происходят в системе образования на всех её уровнях.

Представленные материалы помогут работникам образовательных учреждений, органам представительной и исполнительной власти, общественным организациям, родительским и Управляющим советам, Муниципальному совету по развитию системы образования и другим заинтересованным лицам оценить уровень образовательных возможностей, которые обеспечивает система образования МО «Осташковский район»

И.В.Андронова, заведующая отделом образования администрации МО»Осташковский район»


г Отдел образования администрации

МО «Осташковский район»

172 730 Тверская обл, г.Осташков,

Ленинский пр., д.46

Телефон/факс 8(48235)5-15-74/5-11-14

E-mail: ppobrost@ yandex. ru

Доклад размещён в сети Интернет по адресу:

http://sk1ost.narod.ru/

ВВЕДЕНИЕ.

Общая характеристика муниципального образования «Осташковский район».

Оста́шковский райо́н — административная единица на северо-западе Тверской области России. Район образован в 1929 году . Площадь 3202 км². Административный центр — город Осташков , расположен на Валдайской возвышенности, на полуострове в южной части озера Селигер, в 198 км к западу от Твери. Осташков связан автомобильными и железными дорогами с Москвой, Петербургом и другими городами России. Осташков очень колоритный старинный городок, удаленный от федеральных дорог и крупных населенных пунктов, сейчас Осташков является столицей и воротами Селигера. Здесь привыкли к туристам и принимают их с любовью. Население Осташковского района составляет 6,8 тыс. человек, в городе Осташкове проживают 19,7 тыс. Всего в районе насчитывается 245 населённых пунктов. из них 85% населенных пунктов с количеством жителей до 30 человек.

С 2006 года в состав района входят 12 поселений, из них городских — 1 (г. Осташков), сельских — 11

  • Ботовское сельское поселение
  • Ждановское сельское поселение
  • Залучьенское сельское поселение
  • Замошское сельское поселение
  • Мошенское сельское поселение
  • Свапущенское сельское поселение
  • Святосельское сельское поселение
  • Сиговское сельское поселение
  • Сорожское сельское поселение
  • Хитинское сельское поселение
  • Щучьенское сельское поселение

В г. Осташкове и районе имеются достаточно крупные промышленные предприятия,: ЗАО «Осташковский кожевенный завод», ОАО «Завод Луч», Филиал ОАО «Тверьхлебпром» — Осташковский хлебокомбинат, ООО «Радуга», ООО «Софья», ООО «Миармлес».

Согласно разработанной стратегии социально-экономического развития Осташковского района, малый бизнес входит в число точек роста экономики района и является одним из приоритетных направлений его развития.

Расширяющаяся сфера туризма призвана в ближайшее время сформировать современный туристический рынок на территории МО “Осташковский район”; увеличить налогооблагаемую базу и доходы бюджета; стимулировать развитие экономики - транспорта, связи, торговли; помочь образованию новых рабочих мест; привлечь инвестиции в экономику района.

Требования инновационного развития экономики и современные потребности общества находят свое отражение в области совершенствования муниципальной системы образования. Образовательные учреждения района переходят на инновационный путь развития, следуют за рынком, а в ряде случаев, формируют его сами.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Целеполагание государственной политики в области образования на современном этапе определяет цели муниципальной программы развития – повышение качества и доступности предоставляемых образовательных услуг населению МО «Осташковский район» за счет эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов.

Главным становится содержание образования, которое рассматривается как многокомпонентное и многовариативное явление, способное учитывать индивидуальные особенности и личностный опыт учащихся. В связи с чем деятельность отдела образования и образовательных учреждений города осуществлялась в соответствии с определенными на 2011 год приоритетными задачами и направлениями деятельности:

· Достижение качества образовательных результатов обучающихся

· Обеспечение качества условий предоставления образовательных услуг

· Совершенствование управления муниципальной системой образования

2.ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время на территории района сложилась следующая система образования:

· общеобразовательные учреждения - 14,

обучающихся – 2122 человека;

в городе – 3, обучающихся - 1850 человек;

на селе - 11, обучающихся - 272 человека;

средних школ - 4, (в городе -3, на селе - 1);

основных школ – 5, (в городе – нет, на селе - 5);

начальных школ -5 , (в городе - нет, на селе -5)

Численность детей школьного возраста снизилось с 2690 человек в 2004/2005 уч.году до 2122 человек в 2011/2012 учебном году.


Занятия в школах проводятся преимущественно в первую смену, две смены сохранились лишь в МОУ «СОШ №3», но с малым количеством классов.

Это позволяет улучшать качество образования и создавать комфортную среду - выдерживаются требования к продолжительности перемен, начала занятий. Появилась возможность организовать работу школ во вторую половину дня, расширяя спектр услуг дополнительного образования.

Одним из показателей доступного качественного образования является средняя наполняемость классов

. Учитывая требования программы модернизации образования, средний показатель не должен быть менее 25 человек в городе и 14 на селе. Средняя наполняемость классов :


2007-08уч.г.

2008-09уч.г.

2009-10уч.г.

2010-2011уч.г.

201-2012 уч.г.

Город

23,6

24

23,9

23,8

24

Село

4,5

4,5

5

5,9

5,7

В городе работает межрайонная психолого-медико-педагогическая комиссия, которая ежегодно обследует, в среднем, 20 детей из Осташковского и близлежащих Пеновского, Селижаровского районов и ЗАТО «Солнечный»

Численность детей, обучающихся в классах коррекции и общеобразовательных классах по программам VII и VIII вида

2007

2008

2009

2010

2011

Село

8

5

5

3

4

Город

19

25

7

10

13

ВСЕГО

27

30

12

13

17

Численность детей, находящихся на индивидуальном обучении

2007

2008

2009

2010

2011

Село

21

-

-

-

-

Город

25

22

32

28

29

ВСЕГО

26

22

32

28

29

Осенью 2009 года в соответствии с приказом Департамента образования Тверской области от 21.08..2009.года № 348/1-08 МО «Осташковский район» вступило в проект дистанционного образования детей инвалидов Тверской области. Центром дистанционного образования детей-инвалидов на территории МО «Осташковский район» утверждена МОУ «Гимназия № 2». В настоящее время в проекте принимают участие 7 детей с ограниченными возможностями здоровья.

· учреждения дополнительного образования – 2,

в городе –2; Платных услуг МОУДОД района не оказывают.

МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» в 2011 году был реорганизован путём присоединения к МОУ ДОД «Дом детского творчества»

Процент охвата детей района дополнительным образованием в соответствующих учреждениях в связи с этим падает

Одновременно, с внедрением новых ФГОС второго поколения, процент охвата дополнительным образованием за счет введения часов внеурочной деятельности первоклассников в общеобразовательных учреждениях увеличивается.

Учреждения дополнительного образования успешно участвуют в областных и всероссийских творческих конкурсах и соревнованиях.

Так, например, ДЮСШ уже несколько лет подряд становится победителем областного смотра-конкурса учреждений спортивной направленности.

Действующая в городе сеть муниципальных образовательных учреждений позволяет реализовать требования законодательства в сфере образования в части предоставления общедоступного и бесплатного начального, основного и среднего общего образования, дополнительного образования детей. В то же время пока город не обеспечивает в полной мере существующую потребность в общедоступном дошкольном образовании.

· дошкольные образовательные учреждения – 11,

в городе – 7;

на селе - 4

Численность воспитанников в детских садах


Рост численности детей в ДОУ обусловлен увеличением количества детей в городе от 0 до 6 лет.

Но это увеличение, а также стремление родителей отдать ребенка в ДОУ с более раннего возраста (до 3-х лет) создало проблемную ситуацию с нехваткой мест.

Это привело к необходимости принятия мер по удовлетворению возросшей потребности в устройстве детей в дошкольные образовательные учреждения.

В 2009 учебном году начат комплекс мероприятий, направленный на обеспечение услугой дошкольного образования детей от 1,5 до 7 лет: открытие двух дополнительных групп в городском МДОУ «Звёздочка» (на 40 мест), дополнительной группы в сельском МДОУ «Родничок» (10 мест), группа кратковременного пребывания в МОУ «Сорожская ООШ» (12 чел.) В 2010г. Открыты ещё 2 группы в МДОУ «Звёздочка». В 2011 г. открыт новый детскй сад «Незабудка» на 40 мест и ещё одна дополнительная группа в МДОУ детский сад №5 «Звёздочка» на 20 мест. В сентябре 2011г начат ремонт здания детского сада «Сказка», новый детский сад на 60 мест планируется открыть в первом квартале 2012 г.

Однако все эти мероприятия в настоящее время пока не позволяют справиться с дефицитом мест в детских садах. Данная проблема может быть снята за счет дальнейшего расширения сети учреждений дошкольного образования.

3.РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Объективно оценить эффективность образовательного процесса в школах района позволяет Единый Государственный Экзамен.

В прошедшем учебном году ЕГЭ сдавали 107 выпускников 11 классов. 105 человек прошли итоговую аттестацию и получили аттестаты о среднем (полном) общем образовании.

10 человек закончили школу с медалью «За особые успехи в учении» (9 золотых и 1 серебряный медалист)

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МЕДАЛЬ

Количество выпускников

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1»

Золотая медаль

2

Серебряная

медаль

1

МОУ «Гимназия № 2»

Золотая медаль

1

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»

Золотая медаль

4

МОУ «Совхозовская средняя общеобразовательная школа»

Золотая медаль

2

Результативность Единого Государственного Экзамена можно проследить по среднему баллу по каждому из сдаваемых предметов

Результаты выше среднего регионального балла по русскому языку, математике, географии, химии, биологии, информатике и литературе

В целом, картина удовлетворительная. По большинству предметов виден рост среднего балла. Но рост этот не достаточный. Потому что в рейтинге ОУ области район занимает не самые высокие места.

Всего в области 281 ОУ.

ЕГЭ по русскому языку:

Совхозовская СОШ – 22 место

СОШ №1 – 102 место МО 22 место в рейтинге

СОШ №3 – 140 место

Гимназия №2 – 154 место

ЕГЭ по математике:

Совхозовская СОШ – 25 место

СОШ №1 – 96 место МО 36 место в рейтинге

СОШ №3 – 166 место

Гимназия №2 – 179 место

Государственная (итоговая) аттестация для выпускников 9 классов была организована в новой форме. Предметы по выбору не сдавались. Экзамены сдавали 193 выпускника.

Результаты основных экзаменов (в сравнении с прошлым годом) представлены на слайдах.

Русский язык

Средний оценочный балл

Средний тестовый балл

Качество

2008-2009 уч.г.

3,4

12,7

36%

2009-2010 уч.г.

3,2

11,4

36%

2010-2011 уч.г.

3,5

10,5

45%

Математика

Средний оценочный балл

Средний тестовый балл

Качество

2008-2009 уч.г.

3

4

14%

2009-2010 уч.г.

2,9

8,8

20,4%

2010-2011 уч.г.

3,4

12,5

43%

Широкое внедрение эксперимента по ЕГЭ, связанное с увеличением числа предметов и количества выпускников, сдававших экзамен в такой форме, потребовало от организаторов слаженной и высокопрофессиональной работы. Для проведения итоговой аттестации в качестве организаторов из года в год практически привлекаются одни и те же педагоги. В основном у многих данный процесс отработан до автоматизма, в связи с чем аттестация в пунктах проведения ЕГЭ проходит без нарушения законодательства.

С целью выявления и стимулирования одаренных детей, роста престижа знаний в районе проводились предметные олимпиады среди учащихся 8-11 классов. Результат-151 призовое место, из них-28 первых. Всего в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников приняли участие 448 человек из 6 школ района (СОШ №1, СОШ №3, Гимназия №2, Сорожская и Ворошиловская основные школы, Совхозовская средняя общеобразовательная школа). На областном уровне соревновалось 20 наших учеников. В число призёров вошли двое: Яна Белова – учащаяся МОУ СОШ №1, завоевавшая I место по физической культуре и Александр Розин – учащийся Гимназии, вошедший в пятёрку призёров по биологии.

Широкое распространение последнее время получают дистанционные интернет – конкурсы. Так, например, прошедший год для Гимназии отмечен тесным сотрудничеством с автономной некоммерческой организацией «Центр развития молодёжи». 455 детей участвовали в 5 разных проектах Центра, более десяти учащихся стали победителями на региональном уровне.

Педагоги городских школ становятся регулярными участниками сетевых проектов «Сети творческих учителей». Дистанционные конкурсы – находка для педагогов и учащихся сельских школ, для воспитанников детских садов, но, к сожалению, эту возможность мы не используем.

Успешно участвует в областных, всероссийских и международных соревнованиях МОУ ДОД «ДЮСШ».

За этот год ДЮСШ подготовлено 178 обучающихся массовых разрядов, 14 перворазрядников, 5 кандидатов в мастера спорта по боксу и греко-римской борьбе, 3 мастера спорта по греко-римской борьбе и спортивной гимнастике.

Двое обучающихся ДЮСШ являются членами сборной Центрального Федерального округа по греко-римской борьбе, 26 обучающихся – членами сборной Тверской области по различным видам спорта. Наши спортсмены побеждают на окружных чемпионатах и первенствах России.

ДЮСШ уже пятый год подряд становится победителем областного смотра-конкурса среди учреждений спортивной направленности.

4. УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ

Финансовое обеспечение отрасли происходит посредством как текущего финансирования за счет бюджетов всех уровней, необходимого для устойчивого функционирования муниципальной системы образования, так и дополнительного целевого финансирования мероприятий и проектов, направленных на решение задач развития системы образования.

Обобщенная модель финансирования образовательного учреждения:

Объем расходов на финансирование учреждений образования по Программе развития на начало 2011 года наглядно представлен в следующей таблице:

О7 01

Дошкольное образование

59197940,58

в т.ч. Местный бюджет

16986340,62

Областные средства-субсидия

34283825,96

Внебюджетные ср-ва

7927774

О7 02

Общее образование

110555663,43

в т.ч. Местный бюджет

17222673,88

Областные средства

86805071,55

в т.ч.субвенция на об.соц. гар.

59034000

в т.ч. субсидии из областного ФСР на выравнивание обеспеченности МО Тв.обл. по рализации ими отд.расх. обязательств

25501071,55

в т.ч. субсидии из областного ФСР по обеспечению уч-ся горячим питанием

2270000

Федеральные средства (классное руководство)

1249500

Внебюджетные средства

5278418

О7 05

Профессиональная подготовка,

304750,00

переподготовка и повышение

квалификации

в т.ч. Местный бюджет

304750,00

О7 07

Молодежная политика и

217000

оздоровление детей

в т.ч. Местный бюджет

Внебюджетные ср-ва

217000

О7 09

Другие вопросы в области

образования

14560389,70

в т.ч. Местный бюджет

9900165,21

Областные средства

1253832,49

1004

Компенсация части родительской платы

1540400

Областные средства

1540400

Всего по отрасли

186376143,71

в т.ч. Местный бюджет

44413929,71

Областные средства

123883130

Федеральные средства

1249500

Внебюджетные ср-ва

16829584

Доля расходов на образование в бюджете муниципального образования представлена на следующей диаграмме:

Реализация государственных гарантий прав граждан на получение общего образования осуществляется на принципах нормативного подушевого финансирования в части объема региональной субвенции, направляемой в бюджет муниципального образования, в соответствии с методикой расчета норматива и субвенций муниципальным образованиям. Далее с помощью поправочных коэффициентов денежные средства распределяются образовательным учреждениям. Говоря об инновациях в образовании, нельзя не отметить, тот факт, что ключевой фигурой на современном этапе развития стал Учитель. Поэтому не случайно одно из первых направлений, проводимых при реализации комплексного проекта модернизации образования – это изменения в оплате труда педагогов. После того, как с 1марта 2009 года все ОУ района перешли на новую систему оплаты, в фонде оплаты и в зарплате педагогов появились две части – базовая и стимулирующая, которая позволила поощрять учителей, воспитателей и других работников за достигнутые высокие результаты и востребованное гражданами современное качество труда. Распределение стимулирующей части – задача управляющих советов, советов школ, специально уполномоченных комиссий и руководителей. Мы все должны демократично и объективно подходить к поощрению труда педагога.. Если педагог вносит вклад в развитие учебно-воспитательного процесса, его ученики дают высокие показатели обученности, они хорошо воспитаны, такой учитель достоин денежного поощрения..

Средняя заработная плата работников образования (руб.).

За 2011 год произошло существенное укрепление и развитие материально-технической базы МОУ.

На выполнение работ по капитальному и текущему ремонту зданий и сооружений из средств местного бюджета было выделено – 9 794 тыс.руб. Указанная сумма израсходована на ремонт крыши здания в МОУ «СОШ №3», замену оконных блоков в МОУ «Гимназия №2» и в МОУ «Сорожская ООШ», частичный ремонт крыши и косметический ремонт помещений в здании начальной школы МОУ «СОШ №1», капитальный ремонт септика в МОУ «Зареченская НОШ», ремонт пищеблока в МДОУ д/с «Улыбка», ремонт медицинского кабинета МДОУ д/с «Солнышко», подготовка новой группы и частичный ремонт системы отопления в МДОУ д/с «Звёздочка», ремонт системы и мелкий текущий ремонт во всех ОУ города.

Реализация федеральной целевой программы «Информатизация системы образования» и подключение школ к Интернету дает возможность внедрить в учебный процесс современные технологии обучения.

За последние годы в районе сложились предпосылки для полноценной информатизации образования.

Количество ИЦШ

5

Количество кабинетов информатики

5

Кол-во компьютеров в предметных кабинетах

249

Количество учащихся на 1 компьютер

8,5

Кол-во компьютеров, используемых в управлении образовательным процессом

29

Количество образовательных учреждений, имеющих доступ к сети Интернет

14

Численный состав педагогических работников .

С каждым годом уменьшается доля педагогов, имеющих стаж работы менее 5,10 и 20 лет. По-прежнему, возрастной состав педагогических кадров неуклонно приближается к предпенсионному . Количество педагогов старше 45-лет:

2005 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

14,2%

23,3%

25%

25,6%

28%

34,4%

Возрастной состав педагогов


Молодых педагогов в образовательные учреждения приходит не много. В 2011 году прибыл всего 2 молодых специалиста, ( в 2010 г- 7). В то же время растёт число педагогических вакансий, особенно остро район нуждается в специалистах по преподаванию информатики, иностранного языка (немецкого и английского), музыки, химии, технологии

Современному обществу нужен человек инициативный, творческий, готовый адаптироваться в окружающем мире. Готовить такого выпускника должна школа, а значит, сегодня возрастает роль педагога, умеющего креативно мыслить, владеющего передовыми инновационными технологиями, занимающегося опытно-экспериментальной деятельностью. Сегодня ценится не только профессионализм учителя, но и его стремление постоянно учиться, повышать своё мастерство. Каждый педагог должен понимать: все, что сегодня получит ученик в образовательном учреждении – это инвестиции в будущее страны.

В силу своих возможностей мы стараемся обеспечить непрерывное профессиональное развитие педагогических работников района, обогатить их творческий потенциал, привлечь их к всевозможным формам обобщения и распространения передового опыта.

Различными формами курсовой переподготовки было охвачено 104 педагогических работника. В том числе директора всех школ (за исключением вновь принятых) прошли курсы повышения квалификации по программе «Менеджмент в образовании с учётом требований новых федеральных государственных образовательных стандартов»

За истекший учебный год 17 учителей аттестовались и подтверждали высшую квалификационную категорию. Развитию профессионального мастерства, поддержке творчески работающих педагогов служат проводимые в районе конкурсы педагогического мастерства «Учитель года».

В этом году в нём приняли участие 7 педагогов, 1 место по результатам конкурса «Учитель года» заняла Морозова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №2», она принимала участие и достойно представила район на областном учительском конкурсе. Радует, что педагоги городских школ, ежегодно, начиная с 2006 года, активно участвуют в конкурсе ПНПО.

В этом году в конкурсе участвовали 2 педагога района. Цыганова Светлана Викторовна – учитель начальных классов МОУ «СОШ №3» и Ахмедова Елена Валентиновна учитель информатики МОУ «СОШ №1». Елена Валентиновна выиграла грант второй раз за свою педагогическую карьеру.

Всего в районе 14 победителей.

В разрезе школ это выглядит следующим образом

1 победитель в Мошенской ООШ, 1- МОУ СОШ №3, 5 – МОУ СОШ №1,

и 7 победителей в Гимназии

Самая значимая педагогическая награда два дня назад была вручена директору и учителю биологии и экологии МОУ «Гимназия №2» Пашинской З.М. Указом президента РФ от 8 июля 2011г. Ей присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», так же в этом году Зинаида Михайловна стала победителем регионального конкурса инновационной деятельности, направленной на развитие системы образования и экономики региона и её имя занесено во всероссийскую энциклопедию «Лучшие люди России»

Если говорить о конкурсном движении, то необходимо отметить, что «непаханым» остаётся поле конкурсов «Воспитатель года» и «Сердце отдаю детям». Очень хочется, чтобы в новом учебном году активизировались воспитатели и работники учреждений дополнительного образования. Потенциал у нас есть. Есть и первые шаги в этом направлении тренер-преподаватель МОУ ДОД «ДЮСШ», Михайлович Галина Николаевна принимала участие в региональном конкурсе инновационной деятельности, направленной на развитие системы образования и экономики региона

Обеспечение качественного образования невозможно без решения вопросов по сохранению здоровья обучающихся и воспитанников.

«Здоровый ребенок — здоровое будущее» - это не лозунг для нашего района, а реальная задача, на решение которой направлены усилия не только отдельно медицинских, педагогических работников, родителей — в городе выстроена целая система, которая позволяет объединять и приумножать усилия всех заинтересованных сторон.

С 2006 года образовательными учреждениями города утверждены и реализуются программы здоровья, в которой определены мероприятия по внедрению здоровьесберегающих технологий и методов оздоровления учащихся и воспитанников в ходе образовательного процесса

Предметы школьного компонента, направленные на формирование здорового образа жизни реализуются во всех общеобразовательных школах (физкультура 2-3 часа, ЛФК, ритмика и хореография, ОБЖ, экология человека)

Здоровьесберегающее пространство образовательных учреждений представлено комплексом оздоровительных услуг: медицинских кабинетов – 9 (во всех городских школах и дошкольных учреждениях). В городе ОУ не обеспечены медицинскими кадрами в должной мере, хотя все три мед.кабинета подготовлены к процедуре лицензирования. На селе медобслуживание осуществляется на базе ФАПов .

К началу 2010 г. В 9 общеобразовательных учреждениях района открыты кабинеты здоровья, в 5 малокомплектных сельских школах оформлены уголки здоровья, учащиеся этих начальных школ могут использовать в своей работе кабинеты школ базовых.

На сегодняшний день во всех образовательных учреждениях города созданы необходимые условия для обеспечения учащихся и воспитанников горячим питанием. При количестве учебного времени и интенсивности нагрузок, которые сегодня выпадают на долю учеников, вопросы рациональной организации питания детей в школе стоят особенно остро.

Питание учащихся начальной школы является бесплатным. Среди учащихся 5-11 классов 327 чел с 1 сентября 2010г. Питались бесплатно по лини соцзащиты.

Стоимость бесплатного питания на одного учащегося в день составляет 30 руб.

Сегодня стоит задача – обеспечение гарантированного и качественного питания обучающихся во всех учреждениях образования для всех детей их посещающих. Предстоит обеспечить приведение условий по организации питания детей в общеобразовательных учреждениях в соответствие с санитарными правилами и нормами; продолжить формирование культуры правильного рационального питания среди обучающихся и родительской общественности, как составной части общечеловеческой культуры.

Организация отдыха детей в каникулярное время обеспечивалась на основе плана организации оздоровления, отдыха и занятости детей, согласно которому каникулы рассматриваются как продолжение социального воспитания, получаемого детьми в течение учебного года. При подготовке к летней кампании 2011 года, сохранены традиции в организации отдыха детей.

В лагерях дневного пребывания летом 2010 года отдохнули 815 детей, 245 побывали в загородном лагере «Чайка». Всего организованными формами отдыха были охвачены более двух тысяч детей, проживающих на территории МО «Осташковский район»

Ещё одним социальным аспектом и одновременно направлением деятельности по обеспечению доступности качественного образования является организация подвоза учащихся. К 5 единицам школьного транспорта, участвующим в подвозе в 2011 году добавились 2 автобуса ПАЗ. Теперь в автопарке МАУ «Школьные перевозки» 7 единиц школьного транспорта, 6 из них используются при доставке детей к месту учёбы. Все они соответствуют нормам ГОСТ -98, летом 2011г. весь транспорт оборудован системой ГЛОНАСС.

Подвозом пользуется более 100 учащихся из 5 базовых школ района.

Организован льготный проезд учащихся школ на городском автобусе: около 90 ребят ежемесячно приобретают проездные билеты за 50% полной стоимости проезда. Для обучающихся, проживающих в сельской местности, тоже есть льготные проездные билеты, стоимость которых составляет 25% от полной стоимости проезда.

5. МЕРЫ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ МО «ОСТАШКОВСКИЙ РАЙОН»

За годы реализации программ и планов развития в муниципальной системе образования произошли следующие качественные изменения:

· -создана нормативно-правовая база в функционирования и развития муниципальной системы образования;

· - приобретен опыт распределения финансовых средств;

· - повышена степень доступности качественного образования посредством создания базовых школ, образовательных округов и реализации программы «Школьный автобус»;

· - сформированы предпосылки для введения предпрофильной подготовки и профильного обучения;

· - введены новые подходы оценки качества образования выпускников посредством участия в эксперименте по проведению ЕГЭ;

· - осуществлен переход дошкольников и учащихся начальной ступени образовательных учреждений на программы нового поколения;

· - улучшены условия для развития одаренных детей, в том числе через систему олимпиад, творческих конкурсов, интеллектуальных марафонов;

· - в образовательных учреждениях созданы воспитательные системы;

· - произошло повышение эффективности воспитательной работы и социализации личности обучающихся;

· - созданы и развиваются новые модели управления образованием на школьном и районном уровне, управление образованием приобретает государственно-общественный характер;

Действующая Программа развития муниципальной системы образования на 2011-2013 г.г., как и все предыдущие, ориентирована на результат. Ожидаемыми результатами Программы должны стать:

· обеспечение гарантий равного доступа населения к качественным образовательным услугам в соответствии с их потребностями на всех ступенях образования

· Рост доли учащихся, получивших аттестат об основном общем образовании до 99% и сохранение доли учащихся, получивших аттестат о среднем (полном) общем образовании на уровне 100%

· Рост доли учащихся, сдавших ЕГЭ по обязательным предметам с результатом не ниже 70 баллов до 31%

· Рост активности участия школьников в предметных олимпиадах всех уровней

· Сохранение количества старшеклассников, обучающихся на профильном уровне в пределах 80%;

· Увеличение доли учащихся МОУ, пользующихся услугами школьного автотранспорта до 7%

· Увеличение доли учащихся, получающих образовательную услугу в базовых МОУ до 88%

· Увеличение средней наполняемости классов в городских и сельских школах

· Увеличение количества образовательных учреждений, имеющих все виды благоустройства до 88%

· Увеличение количества компьютеров, приходящихся на 100 учащихся.

· Увеличение доли учреждений, полностью укомплектованных педагогическими кадрами до75%

· Увеличение количества педагогов, прошедших повышение квалификации (в том числе по преподаванию предметов духовно-нравственной и краеведческой направленности)

· Увеличение охвата детей разными формами дошкольного образования с 68% до 70%, сократив количество детей, ожидающих места в МДОУ до 58%

· Увеличение доли педагогических работников, принимающих участие в конкурсах педагогического мастерства, отборах на получение поощрений за инновационную деятельность регионального и федерального уровней до 4%

· Сохранение доли общеобразовательных учреждений, имеющих опубликованный (в средствах массовой информации, отдельным изданием, в сети Интернет) публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности на уровне 100%

· Увеличение количества общеобразовательных учреждений, имеющих свои, регулярно обновляемые (не реже двух раз в месяц) сайты в сети Интернет до50%

· Дальнейшее развитие системы ГОУ

Большинство из этих задач достигнуто уже сегодня,на промежуточном этапе.

Но состояние системы образования наряду с достижениями позволяет выявить целый ряд проблем. Это такие проблемы как:

1. Низкий уровень качества и доступности предоставляемых населению образовательных услуг

· Острая нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях

· Не полное соответствие качества услуг, предоставляемых ОУ, запросам современного общества и постоянно растущим требованиям со стороны родителей

2. Низкий показатель качества образовательных результатов обучающихся

· Низкий средний балл по результатам ЕГЭ по большинству предметам

3. Несоответствие условий предоставления образовательных услуг стандартам качества

· Низкие показатели материально-технической базы (растущий износ зданий, отсутствие или несоответствие современным требованиям кабинетов и учебного оборудования)

· Несоблюдение норм наполняемости классов в городских ОУ, несоответствие числа школ и обучающихся в них детей на селе и, как следствие, увеличение затрат на одного ученика

· Понижение престижа профессии учителя и преподавателя, отток квалифицированных кадров в другие, более высокооплачиваемые, сферы и отрасли деятельности, и, как следствие, недостаток педагогических кадров, особенно специалистов-предметников на селе (информатика, английский язык, музыка)

4. Несовершенство управления муниципальной системы образования

· Слабое использование ОУ сети Интернет

· Неэффективное включение сообщества родителей, деловых кругов, финансовых партнеров, инвесторов и др. в управление образовательной сферой общества;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сегодня перед муниципальной системой образования стоит задача соответствовать не только уровню социально – экономического развития района и потребностей населения, но и перспективным, стратегическим целям развития государства.

Стратегические ориентиры задачи, стоящие перед системой общего образования России, определяются пятью основными направлениями развития общего образования, обозначенными в Национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА»:

1. Обновление образовательных стандартов.

2. Система поддержки талантливых детей.

3. Развитие учительского потенциала.

4. Современная школьная инфраструктура.

5. Здоровье школьников.

По каждому из направлений предстоит целенаправленная работа.

1. В направлении «Обновление образовательных стандартов»:

внедрение образовательных стандартов в начальной школе началось с 1 сентября 2011 года, в связи с чем необходимы:

· усовершенствование материально- технической и методической базы (приобретение новых учебников, современного оборудования)

· систематическая курсовая подготовка и переподготовка учителей, заместителей директоров по УВР в начальной школе и самих руководителей ОУ

· расширение системы независимой оценки качества образовательных достижений при переходе с начальной ступени на основную ступень обучения;

· обеспечение системы мер, повышающих результативность подготовки учащихся к независимой оценке качества (тематические проверки, совещания руководителей, работа методических советов);

· разработка новых образовательных программ начальной школы, внесение изменений в программы развития ОУ, усовершенствование нормативно-правовой базы школ

· разработка и реализация инновационных подходов к обучению детей с особыми образовательными потребностями:

- разработка методических рекомендаций по структурной организации и оптимизации учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений для детей с ослабленным здоровьем, детей-инвалидов;

- разработка и внедрение новых учебных планов (в т.ч. ускоренного индивидуального обучения), учебных программ, интегрированных курсов, педагогических технологий для индивидуальных, групповых и классно-урочных форм обучения больных детей, детей-инвалидов.

· тесное взаимодействие с МДОУ в целях осуществления преемственности детский сад - начальная школа

2. В направлении «Система поддержки талантливых детей»:

· осуществление комплексных подходов по поддержке дальнейшего развития одаренных в области интеллектуальной, творческой и спортивной деятельности (система олимпиад, творческих испытаний, конкурсов, соревнований);

· разработка и внедрение модели дистанционного образования учащихся с особыми образовательными потребностями на базе общеобразовательных учреждений;

· организация специальных лагерей, сборов, школ для одаренных школьников;

3. В направлении «Развитие учительского потенциала»:

· реализация различных технологий повышения квалификации педагогических кадров;

· разработка системы мер по внедрению новой модели аттестации педагогических кадров

· активизация педагогов по участию в профессиональных конкурсах

4. В направлении «Развитие современной школьной инфраструктуры»:

· расширение практики деятельности Управляющих советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и общественности в управлении образовательными учреждениями;

· реализация программ «Школы полного дня»;

· Улучшение материально- технической базы и улучшение качества услуг, предоставляемых МАУ «Школьные перевозки»

5. В направлении «Здоровье школьников»:

· расширение использования новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения, обеспечивающих формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью;

· разработка и внедрение комплексных профилактических программ, направленных на здоровьесбережение школьников: профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений;

· введение 3–его часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений;

· организация Института правильного питания

· урегулирование межведомственного взаимодействия учреждений образования и здравоохранения, в медицинском сопровождении учащихся ОУ и воспитанников МДОУ;

· обновление механизмов и регламентов отслеживания и поддержки здоровья детей, профилактической работы по предупреждению и выявлению заболеваний;

· продуктивная работа кабинетов здоровья в школах

Перспективы развития МДОУ:

Несмотря на лаконичность обозначенной перспективы дошкольного образования в президентской инициативе «Наша новая школа», предусматривается развитие МДОУ по следующим направлениям:

· развитие образовательных услуг в МДОУ;

· вовлечение детей дошкольного возраста, неохваченных организованным дошкольным образованием в социокультурное образовательное пространство МДОУ (индивидуальные консультации с узкими специалистами и педагогическими работниками);

· расширение модели общественного участия в управлении МДОУ;

· совершенствование психолого – педагогической поддержки участников образовательного процесса в МДОУ.

Всё это, безусловно, требует серьёзных изменений в муниципальной образовательной системе, а именно: в создании условий для осуществления учебно-воспитательного процесса, в изменении состояния кадровых ресурсов ОУ, в создании эффективной управленческой команды при сохранении здоровья учащихся. Только такая образовательная политика сможет вывести образовательные учреждения района на совершенно новый качественный уровень, отвечающий социальному заказу общества в предоставлении учащимся оптимальных возможностей для получения качественного образования при эффективном расходовании ресурсов муниципального образования.

Это под силу коллективной мысли и работе органов управления, педагогов, общественности, в ходе которой рождаются продуктивные взвешенные идеи.