Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации изучению повести И. Пантелеева «Чужой» - реферат

Методические рекомендации изучению повести И. Пантелеева «Чужой».

Нравственные аспекты жизни современного человека являются центральными в повести Ивана Пантелеева «Чужой», изучаемой в 7 классе. Хотя страницы жизни И. Пантелеева, его рассказ «Голубые звезды» уже хорошо знакомы ребятам, беседа о его детстве, о эпизодах его военной биографии, становлении его как писателя позволят учителю активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, подготовить их к работе над новым произведением. Этой задаче подчинено и тестовое заданием по биографии И. Пантелеева.

В своем произведении «Чужой» писатель размышляет над важнейшими проблемами современности: каковы жизненные ценности современного человека? Почему разрушается современная семья? Как выжить подростку в наше сложное время?

Типологически повесть И. Пантелеева примыкает к ряду произведений русской литературы 1980-90-х гг., повествующих о разрушении семьи, о разрыве родовых связей, о девальвации семейных ценностей (Абрамов Ф. «Дом», В. Распутин «Прощание с Матерой», «Пожар» и др.). Российские писатели горестно констатируют гибель родовых связей современного человека как необратимый процесс, грозящий, в конечном счете, смертью всему живому.

Произведение красноярского писателя Ивана Пантелеева, рассказывающего о судьбе 11-летнего Леньки, у которого сначала умирает отец, затем спивается и умирает мать, не может оставить равнодушным никого из сегодняшних подростков. Их сочувствие герою повести, сострадание ему, надежда на то, что Ленька, став взрослым, построит в конце-концов себе дом, в котором тепло и уютно будет каждому, переживающему какие-либо жизненные сложности, вселяет в нас надежду на то, что изучение произведений подобной тематики и проблематики плодотворно скажется на отношении ребят к окружающему миру, людям и природе.

Для работы на уроке учитель может воспользоваться фрагментами повести, предлагаемыми в разделе «Дополнительные материалы». Но наш опыт показывает, что, заинтересовавшись судьбой Леньки, семиклассники с удовольствием читают полностью все произведение.

Можно дать задание ребятам прочитать повесть дома. В таком случае изучение произведения рекомендуем начать с традиционной беседы, позволяющей учителю судить о том, как внимательно была прочитана учащимися эта повесть. Если же по каким-либо причинам повесть не была прочитана, можно построить урок на чтении отдельных фрагментов произведения в классе с последующим их обсуждением.

Предлагаем для анализа следующие эпизоды: «Смерть матери», « В больнице», « Ленька на горе», «Приезд бабы Веры», «Пожар». Ряд вопросов, предлагаемых в разделе «Знаете ли вы содержание произведения», направлен на проверку знания учащимися текста, необходимого для характеристики главного героя повести:

При анализе первого эпизода («Смерть матери») важно обратить внимание учащихся на обстоятельства смерти матери Леньки ( «расхристанная», «бутылка хрястнулась о никилированную спинку кровати», «тяжелый винный дух вмиг напитал комнату»). Писатель передает атмосферу неприязни к умершей женщине. Особенно ярко это проявляется в использовании эпитета «расхристанный» («растерзанный»), который отсылает читателя к подвигу Христа, свершенному во имя спасения людей. Мать Леньки, попавшая под воздействие алкоголя, сама является источником своих мук.

Неприязненное отношение к молодой женщине видим мы и у окружающих: «…тетка Ливаниха заругалась …»; «Лешая», «Не могла, как люди… дура». Обратим внимание на поведение жителей Заихи, пришедших попрощаться с покойницей: « Бабы горестно вздыхали, блаженно вытирали слезы платком». Используя эпитет «блаженно», повествователь подвергает сомнению искренность их горя: слово «блаженно» родственно слову «блаженный», что, по данным словаря С. И. Ожегова, означает «в высшей степени счастливый».

И только Ленька доведенную хмелем до смерти женщину называет «мамой», и, осознавая страшную потерю, «обреченно плакал, плакал долго и горько, до икоты и, лишь обессилив вконец, затих…». Так уже в первом эпизоде повести Ивана Пантелеева мы встречаем равнодушие большинства сельчан к чужому горю, прикрытое напускным, внешним сочувствием. Никто из них не обратил внимания на несчастного ребенка. И только брат Витька, которого в деревне прозвали «Марьиным недоумком», так как был «на вине замешанный, почувствовал, как плохо Леньке и вызвал фельдшера Саяну Петровну, которая и отправила Леньку в больницу.

Следующий эпизод («В больнице») показывает, как искренне заинтересованы в здоровье и судьбе Леньки «деды-бессердечники»: «ему жилось славно, за ним заботливо ухаживали деды, подкармливали, даже глухой Шубин и тот всегда угощал его чем-нибудь вкусным, домашним». Так И. Пантелеев использует композиционный прием, который заставляет нас вспомнить построение эпопеи Л. Н. Толстого: эпизод разъединенности людей сменяется эпизодом единения. Но в отличие от романа Л. Н. Толстого, в повести И. Пантелеева тенденция к объединению менее выражена, чем тенденция к разъединению.

Попытавшись устроить свою жизнь и натолкнувшись на равнодушие знакомых людей, особенно бывшего отцовского друга Ефрема Евсеича, Ленька отправился в свое заветное место, в пещеру на склоне горы, откуда «вся деревня как на ладони» видна, чтобы осмыслить открывшуюся ему горькую истину: «Доверчиво обнаженное мальчишечье сердце не хотело соглашаться: как это, в своей родной деревне и — чужой! Он что, виноват, что у него умерла мама?.. Нет, что-то не додумали взрослые, не может быть на свете такой несправедливости…»

Пейзаж является важнейшим средством создания художественного образа. В произведениях И. Пантелеева роль пейзажа весьма значительна. Достаточно вспомнить зарисовки Агула и звездного неба в его рассказе «Голубые звезды», лесной грозы в «Лебеденке». В повести «Чужой» также важна роль пейзажа. «Несуразная Заиха», разбросавшая свои подворья как попало, не отличалась красотой: «… вдоль безымянного ручья разбрелись в беспорядке подворья, новые и старые, казенные и частные, всякие». А когда–то эти места привлекли внимание первых поселенцев своей красотой и природными богатствами. Сейчас же «задыхались от пыли и бензиновой копоти и хлипко дрожали от тяжкой поступи лесовозов, тракторов и прочей наступательной леспромхозовской техники столовая, школа, детсад и вечно пустой клуб с пудовым амбарным замком на двери». Люди становились все более и более равнодушными к окружающему миру, забывая о своей ответственности перед ним. Когда тетка Ливаниха ругала поселок («Несуразная наша Заиха»), ни одна из баб не заступилась за деревню, промолчали все.

Деревне противостоит окружающая природа: подступающая с востока гора, на склонах которой множество пещер, растут на ней не толькомолодые невзрачные березки, но и колючие кусты шиповника, весной - усеянные яркими цветами, а летом - усыпанные спеющими ягодами. Эта красота окружающего мира открывается в повести только Леньке, неравнодушному проявлениям добра и зла в мире, пытающемуся бороться за родной дом.

Иван Пантелеев показывает, как редеет круг близких Леньке людей: умирает дед Леонтьич, увозит баба Вера брата Витьку. Отчим торопится отправить Леньку из родного дома в детдом. В отчаянии Ленька поджигает свой дом, а затем, осознав, что произошло, пытается победить пламя. Собрались соседи и случайные свидетели происшествия, обсуждали пожар, но никто не посочувствовал сироте, «полуголому отрепышу в саже и волдырях с опаленными спутанными волосами и опухшим лицом». И только Люся, санитарка больницы, пыталась добиться людского сочувствия: «Что же это такое делается, а... Люди! Да вы не видите, ли чо ли,— ребенка в больницу быстрей надо!». Так проявляется кольцевая композиция повести: в начале произведения мальчик попадает в больницу; в конце повести Ленка также отправляется в больницу. Вряд ли мы можем ожидать, что в этот раз односельчане будут сочувствовать ему, навещать его. Так замыкается круг одиночества 11-летнего подростка.

Размышляя о героях повести, нельзя не отметить, что они все одиноки: и мать Леньки Сизова, и его отчим, и брат Витька. Дом как знак родовых связей, как знак принадлежности человека семье, прикрепленности земле, как знак причастности его к определенным жизненным ценностям перестал существовать. Он не может быть восстановлен. И даже если у Леньки Сизова будет дом, он будет другим. Так Иван Пантелеев воплощает в повести свое представление о жизни 1970-80-х гг. как периоде разрушения традиционных ценностей русской семьи.

Размышляя о персонажах повести «Чужой» ( ребенок теряет одного из родителей, второй – спивается, перестает заниматься детьми, порядок в семье пытается навести бабушка…), нельзя не вспомнить картины другого детства- Вити Потылицына, героя автобиографических произведений В. П. Астафьева (« Перевал», «Последний поклон»). Сходство наблюдается не только в характере главного героя- подростка, но и в характере представительниц старшего поколения, Бабы Веры («Чужой») и Катерины Петровны («Последний поклон»). Хотя бабу Веру жители Заихи не называли «генералом», как Катерину Петровну, но, сравнив ее с солдатом, признали право этой «грозной» «настырной старухи » сделать без очереди покупки в сельском магазине. Напоминает Катерину Петровну баба Вера и неумением сидеть без дела и своим отношением к огороду – кормильцу семьи. Как герои «Последнего поклона» верили, что с Катериной Петровной не пропадут, «лишь бы она не сдала, не свалилась» ( «Ангел- хранитель»), так и в повести И. Пантелеева баба Вера – опора многодетной семьи: «У дочки живу. У ней три девчонки да мальчишка Димка по четвертому году, а мужа-то нету — один помер, а другого выгнала — потаскун да пьяница оказался. Одной-то ей с ребятишками маята — не управиться. Я у ней вроде как нянька — помогаю детишек ростить. А сейчас вот еще Витька на мою шею…». Правда, помогая дочери, отказалась она от попытки спасти своего сына, советуя Леньке: «Только за отчима, сынка моего неладного, держаться не след — сгинешь. Ему самому нянька требуется… ». Забрав Витьку, уезжает она из Заихи, оставив Леньку со своим непутевым сыном, от которого сама ничего хорошего не ожидает. В отличие от астафьевской героини Катерины Петровны, хранительницы семейного очага, у бабы Веры нет собственного угла: «Своего-то дома у меня нету — сгорел в одночасье. Строить новый силов нет и нужды особой». Возможно, поэтому она не задумывается о привязанности Леньки к родному дому.

Так, к финалу повести Ленька остается еще более одиноким, чем в начале произведения. И. Пантелеев не оставляет читателю надежды на то, что Ленька после больницы может вернуться в родную деревню: ему некуда и не к кому возвращаться.

Леньке Сизову остро сопереживают семиклассники. Им понятна и его тревога о своем будущем, и горечь чувства потери близких людей, и драматизм переживания своего одиночества. Творческие задания, выполнением которых завершается изучение повести Ивана Пантелеева, свидетельствуют о том, что нравственная проблематика произведения остро воспринимается школьниками. Создавая иллюстрации, представленные в разделе «Дополнительные материалы», учащиеся чаще всего изображают Леньку Сизова рядом с домом, вышедшим из дома, стоящим спиной к дому, но не в доме. Многие учащиеся изображают пожар- гибель дома.

Для мини-сочинений были предложены следующие темы:

1. Как вы понимаете название повести И. Пантелеева «Чужой»?

2. Почему Ленька поджег свой дом?

3. О чем заставила меня задуматься повесть Ивана Пантелеева «Чужой».

4. Письмо Леньке Сизову, герою повести Ивана Пантелеева «Чужой».

Наиболее показательными для позиции ребят являются следующие сочинения.

Пастухова Катя: « Я думаю, что повесть называется «Чужой», потому что Лёнька был для всех чужим. Только родная мама его очень любила, но потом мама стала выпивать с отчимом за компанию. Вскоре она умирает. Приезжает бабушка Вити и забирает его с собой. Лёня остался один. Вскоре мальчик узнал, что мама перед смертью отписала ему дом, но отчим не хочет с ним жить. Мальчик поджёг дом, чтобы он не достался злому отчиму. Это произведение заставило меня задуматься об отношениях в моей семье».

Филиппов Антон: « На уроках литературы мы познакомились с повестью «Чужой» известного писателя Ивана Ивановича Пантелеева. В произведении рассказывается о судьбе мальчика Лёньки, который потерял в раннем детстве папу и маму. Мальчик остаётся жить с отчимом и братом Витей. Отчиму Лёнька не нужен. Опекунство над ним никто не решается взять. Мальчик сразу становится чужим для всех.

Это произведение заставило меня задуматься о том, как тяжело потерять своих близких и остаться одному. Давайте будем уважать, любить и ценить маму, папу, бабушку, дедушку и других близких людей».

Васильев Андрей: « Это произведение заставило меня задуматься о том, что в жизни не всегда бывает всё хорошо. У Лёньки насупили трудные времена. Лишившись родителей, он стал совсем одиноким в этом огромном мире.

Эта повесть тронула меня. Очень жаль Лёньку, детей, живущих в интернатах и детских домах. Ведь дети без родителей, что планета Земля без солнца. Хочется, чтобы взрослые никогда не обижали детей».

Московская Мария: « Здравствуй, Лёня! Я узнала о твоей трудной судьбе и решила написать тебе письмо. Лёня, понимаю, что ты не хочешь в детский дом, но нужно решиться. Ты получишь профессию, образование, сможешь потом помочь Вите.

Хочется, чтобы тебе встречались только добрые люди, как Люся, Ефрем Евсеич. Не забывай, что говорил тебе Ефрем Евсеич: «Тебе учиться надо, а не деньги зарабатывать». Побираться и воровать ты не будешь, ведь ты честный, гордый, справедливый.

Извини, Лёня, за советы, но я хочу, чтобы у тебя всё сложилось хорошо»

Материалы, представленные в разделе «Дополнительные материалы» (рубрика «Мини-сочинения учащихся»), свидетельствуют о том, что учащиеся восприняли изображенную Иваном Пантелеевым картину мира как предупреждение людям об опасности разрушения семейных и родовых связей.

5.) В приведенных в соответствующем разделе электронной тетради сочинениях содержатся ошибки в жанровом определении повести Ивана Пантелеева. Ребята почему-то называют ее рассказом. Я эти неточности исправила в ниже расположенных мини-сочинениях.

Мини-сочинения

Филиппова Аня.

Повесть «Чужой» - о том, как мальчик Лёнька ищет своё место в жизни после смерти родителей. Мама и папа были для мальчика всем: опорой в жизни, частью души. Сначала умер отец, а потом мама. Для Лёньки это было ужасным ударом, ведь у мальчика больше никого не осталось. Одному Лёньке жить нельзя, ведь ему всего одиннадцать. Вот он и остался с пьющим отчимом. Семья отчима была для мальчика чужой. Лёнька стал никому не нужен. Никто не мог или просто не хотел быть опекуном для него. Мальчика решили отправить в детский дом. Лёньке не соглашался. Отчим разозлился и выгнал мальчика из дома. Так Лёнька стал чужим для всех.

Пастухова Катя.

Я думаю, что повесть называется «Чужой», потому что Лёнька был для всех чужим. Только родная мама его очень любила, но потом мама стала выпивать с отчимом за компанию. Вскоре она умирает. Приезжает бабушка Вити и забирает его с собой. Лёня остался один. Вскоре мальчик узнал, что мама перед смертью отписала ему дом, но отчим не хочет с ним жить. Мальчик поджёг дом, чтобы он не достался злому отчиму. Это произведение заставило меня задуматься об отношениях в моей семье.

Ситников Семён.

На уроке литературы мы познакомились с повестью И. Пантелеева «Чужой». Это произведение о трудном детстве мальчика Лёньки. Когда Лёньке было четыре года, у него умер папа. Позже умирает и мама. У мальчика никого не осталось, кроме отчима. Они всё время ссорились. Однажды отчим выгнал Лёньку из дома. Дождавшись, когда отчим ушёл на работу, мальчик поджигает дом.

Я думаю, что мальчик поджёг дом, потому что он не хотел, чтобы в нём жил недобрый дядя. В этом доме Лёнька жил с мамой, дом был пропитан добром и любовью.

Филиппов Антон.

На уроках литературы мы познакомились с повестью «Чужой» известного писателя Ивана Ивановича Пантелеева. В произведении рассказывается о судьбе мальчика Лёньки, который потерял в раннем детстве папу и маму. Мальчик остаётся жить с отчимом и братом Витей. Отчиму Лёнька не нужен. Опекунство над ним никто не решается взять. Мальчик сразу становится чужим для всех.

Это произведение заставило меня задуматься о том, как тяжело потерять своих близких и остаться одному.

Давайте будем уважать, любить и ценить маму, папу, бабушку, дедушку и других близких людей.

Васильев Андрей.

Это произведение заставило меня задуматься о том, что в жизни не всегда бывает всё хорошо. У Лёньки насупили трудные времена. Лишившись родителей, он стал совсем одиноким в этом огромном мире.

Эта повесть тронула меня. Очень жаль Лёньку, детей, живущих в интернатах и детских домах. Ведь дети без родителей, что планета Земля без солнца. Хочется, чтобы взрослые никогда не обижали детей.

Московская Мария.

Здравствуй, Лёня! Я узнала о твоей трудной судьбе и решила написать тебе письмо. Лёня, понимаю, что ты не хочешь в детский дом, но нужно решиться. Ты получишь профессию, образование, сможешь потом помочь Вите.

Хочется, чтобы тебе встречались только добрые люди, как Люся, Ефрем Евсеич. Не забывай, что говорил тебе Ефрем Евсеич: «Тебе учиться надо, а не деньги зарабатывать». Побираться и воровать ты не будешь, ведь ты честный, гордый, справедливый.

Извини, Лёня, за советы, но я хочу, чтобы у тебя всё сложилось хорошо