ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЕФРЕМОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по составлению плана
воспитательной работы в учебной группе
В помощь классным руководителям
Ефремов
2010
Уважаемый классный руководитель! Скоро новый учебный год, и пришла пора составить план воспитательной деятельности классного руководителя. Для того чтобы облегчить Вашу работу, предлагаем вам методические рекомендации по составлению плана.
План воспитательной работы классного руководителя состоит из разделов:
1. Аналитическая часть (анализ воспитательной деятельности за прошедший год и характеристику группы).
2. Цели и задачи воспитательной деятельности на новый учебный год.
3. Основные направления деятельности с группой.
4. Индивидуальная работа со студентами.
5. Работа с родителями.
6. Работа с преподавателями – предметниками.
7. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в группе (диагностики и их результаты).
8. Дневник классного руководителя (список студентов, подробные данные о студенте и членах семьи, занятость в кружках, секциях, творческих коллективах, поручения, список актива, график дежурства, дневник педагогических наблюдений).
1.Аналитическая часть (анализ воспитательной деятельности за прошедший год и характеристика группы) состоит из следующих разделов:
а) Анализ развития студентов группы:
· характеристика социального состава студентов;
· результаты учебных достижений студентов по итогам года;
· посещаемость студентами учебных занятий;
· уровень нравственного, интеллектуального, эстетического, физического развития;
· уровень сформированности познавательных интересов;
· творческие способности, в какой мере реализуются;
· успехи и достижения отдельных студентов группы, рост личностных достижений, наиболее яркие проявления индивидуальных способностей студентов группы;
· студенты «Группы риска», индивидуальные особенности, потребности, ведущие мотивы поступков, приемы работы с ними;
· основные ценностные ориентиры студентов группы (особенности отношения студентов группы к людям, колледжу, труду, учебе, группе);
· степень влияния окружающих (сверстников, родителей, друзей по двору, кого-либо ещё);
· занятия в предметных кружках, спортивных секциях, творческих коллективах.
б) Анализ развития коллектива группы:
· социально-психологический микроклимат в группе (характер взаимоотношений в группе: тактичность, вежливость, внимание, доброжелательность, отношение к преподавателям, колледжу);
· развитие общественной активности студентов (уровень сформированности самоуправления, организованность, участие в творческих конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях, социально значимых проектах и т.п.);
· адаптация, «интеграция» новичков в учебной группе;
· особенности общественного мнения в группе и его влияние на интересы, и поведение, кто оказывает наибольшее влияние на формирование общественного мнения).
в) Анализ организации воспитательного процесса в группе:
· что из содержания воспитательных мероприятий в группе было принято наиболее охотно; где студенты проявили себя активными организаторами, а где остались равнодушными, почему;
· какие дела способствовали сплочению и развитию учебной группы как коллектива;
· какие методы, формы и средства воспитательного взаимодействия наиболее положительно повлияли на студентов;
· участие студентов группы в жизнедеятельности колледжа (олимпиады, конкурсы, соревнования и т.п.);
· взаимодействие с общественными организациями и учреждениями культуры и дополнительного образования.
г) Анализ педагогического взаимодействия с семьями студентов и родительским активом:
· частота и характер контактов с семьями;
· влияние родителей студентов на воспитательную деятельность в группе;
· результативность организации родительских собраний в группе;
· эффективность индивидуальной работы с родителями;
· особенности взаимодействия с родительским активом;
· взаимодействие с проблемными семьями.
д) Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих в группе:
· преподаватели – предметники;
· педагог - психолог;
· социальный педагог;
· медсестра;
е) Выводы
Плюсы и минусы воспитательной деятельности, что получилось, что нет, почему; перспективные цели и задачи.
2. Цели и задачи воспитательной деятельности на новый учебный год.
должны вытекать из анализа тех проблем, которые есть в Вашей учебной группе, и из воспитательной программы, по которой работает колледж. Например, могут быть такими:
- Создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого студента.
- Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностного общения, воспитание толерантности.
- Развитие познавательной активности студентов.
- Содействовать формированию нравственной позиции студентов.
3. Основные направления деятельности с группой.
Содержание работы определяются теми направлениями деятельности, которые традиционно являются основой воспитательной системы колледжа.
Содержание работы с группой предполагает планирование по следующим аспектам:
- участие в делах колледжа;
- планирование внеаудиторных дел по самым разным направлениям, различные формы организации групповых дел;
- сотрудничество с преподавателями, работающими в группе;
- сотрудничество с родителями;
- индивидуальная работа со студентами;
- сотрудничество с общественными организациями;
- сотрудничество с различными службами колледжа;
4. Индивидуальная работа со студентами.
1. Формы работы:
· Изучение индивидуальных особенностей студентов, специфики условий и процесса их развития. Установление межличностных контактов с каждым студентом.
· Создание условий в учебном коллективе для проявления и развития индивидуальных возможностей студентов.
· Оказание индивидуальной помощи детям, испытывающим затруднения в адаптации к жизнедеятельности группы и отношениях с преподавателями, выполнении правил и норм поведения в учебном заведении и за его пределами.
· Взаимодействие с родителями, администрацией, социально – психологической службой и другими службами с целью индивидуального развития студентов, коррекции отклонений в интеллектуальном, нравственном и физическом становлении их личности.
· Содействие воспитанникам в деятельности по самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию, самоопределению.
· Диагностика результатов обучения, воспитания и развития каждого студента, учет их личностных достижений.
2. Форма плана работы со студентами:
План индивидуальной работы со студентами группы.
№ п/п
|
Фамилия, имя студента
|
Мир увлечений
|
Основные личностные достижения
|
Главные проблемы в развитии
|
Формы и способы педагогической поддержки
|
Дата (месяц)
|
|
|
|
|
|
1.
2.
3.
4.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Работа с родителями.
1. Формы работы:
· Изучение семей воспитанников; формирование банка данных о семье и методах воспитания в семье; корректировка воспитания в семьях отдельных студентов.
· Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно - воспитательного процесса, организуемого колледжем.
· Педагогическое просвещение родителей.
· Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
· Взаимодействие с общественными организациями и специалистами (педагог-психолог, социальный педагог, Совет профилактики, медработник).
· Педагогическое руководство выборами и деятельностью родительского комитета, помощь в планировании и организации деятельности.
2.Правила индивидуальной работы с родителями:
· Нельзя встречаться с родителями только по поводу ЧП.
· Найди удобное место, и определить время разговора с родителями.
· Наберитесь терпения выслушать.
· Уместно начать разговор с родителями с самого маленького положительного штриха.
· Закончите беседу не упреками и угрозами или предупреждениями, а конкретными рекомендациями и советами.
· Закончите беседу так, чтобы родитель ушел домой с оптимизмом.
3.Формы работы с родителями:
- референдум;
- День открытого телефона;
- День открытых дверей;
- философский стол;
- публичная лекция;
- конференция;
- беседа;
- лекторий;
- гостиная, круглый стол;
- диспут;
- тематические консультации;
- вечер вопросов и ответов;
- открытые уроки;
- открытый классный час;
- клуб молодой семьи;
- педагогические практикумы;
- переписка с родителями;
- деловые игры с родителями;
- анкетирование.
- тестирование.
- обмен опытом,
- обзор педагогической литературы.
4. Форма плана работы с родителями.
План работы с родителями
Месяц
|
Работа с родительским комитетом (тематика заседаний и мероприятий)
|
Педагогическое просвещение (темы родительских собраний)
|
Индивидуальная работа (посещение семей, встречи с родителями)
|
Работа с общественностью и специалистами (педагог - психолог, социальный педагог, медсестра, библиотека, общественные организации и т.п.)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Сентябрь
|
|
|
|
|
Октябрь
|
|
|
|
|
Ноябрь
|
|
|
|
|
Декабрь
|
|
|
|
|
Январь
|
|
|
|
|
Февраль
|
|
|
|
|
Март
|
|
|
|
|
Апрель
|
|
|
|
|
Май
|
|
|
|
|
Июнь
|
|
|
|
|
6. Работа с преподавателями – предметниками.
1.Сущность взаимодействия классного руководителя с преподавателями -предметниками
состоит в объединении усилий педагогов, работающих в группе, создании условий для индивидуализации и дифференциации воспитания и обучения.
2.
Наиболее актуальными направлениями
,
составляющими содержание профессионального взаимодействия классного руководителя и преподавателей – предметников являются:
· экологичность образовательного процесса
(сделать процесс образования студентов группы наиболее безопасным, учитывая показания здоровья, индивидуальные психологические особенности и прочие специфические черты коллектива и личности);
· организованность
(обеспечение дисциплины и самоорганизации группы);
· дифференциация и индивидуализация
(учет особенностей студентов при определении ориентиров воспитания и обучения, адресность педагогических вмешательств);
· последовательность и комплексность
влияния на развитие студентов.
3.Формы организации взаимодействия
классных руководителей с преподавателями - предметниками:
· совещание классного руководителя с преподавателями – предметниками, работающими в группе;
· посещение классным руководителем уроков;
· приглашение преподавателей - предметников на родительские собрания;
· групповые встречи классного руководителя с родителями и преподавателями - предметниками;
· индивидуальные беседы классного руководителя с преподавателями –
предметниками.
4.Годовая логика организации взаимодействия
классного руководителя с преподавателями – предметниками должна учитывать:
· проблемы прошлого учебного года - вытекают из анализа
деятельности классного руководителя за предыдущий год;
· адаптационные проблемы (сентябрь);
· завершение учебных семестров, аттестации (ноябрь, апрель);
· индивидуальные проблемы отдельных студентов.
5.Форма плана работы с преподавателями – предметниками может выглядеть так:
Годовой цикл взаимодействия классного руководителя и преподавателей – предметников
Месяцы
|
Совещания классного руководителя с преподавателями - предметниками
|
Индивидуальные беседы с преподавателями - предметниками
|
Приглашение преподавателей – предметников на родительские собрания
|
Посещение классным руководителем уроков
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
Сентябрь
|
|
|
|
|
Октябрь
|
|
|
|
|
Ноябрь
|
|
|
|
|
Декабрь
|
|
|
|
|
Январь
|
|
|
|
|
Февраль
|
|
|
|
|
Март
|
|
|
|
|
Апрель
|
|
|
|
|
Май
|
|
|
|
|
Июнь
|
|
|
|
|
7.
Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в группе (диагностики и их результаты).
Диагностика необходима по той причине, что отсутствие достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности студентов, формировании коллектива группы, состоянии и результатах воспитательного процесса ставит под сомнение педагогическую целесообразность деятельности классного руководителя и его коллег.
В качестве объектов исследования состояния и эффективности воспитательного процесса в группе могут быть избраны:
· развитие личности студентов;
· формирование коллектива группы;
· наличие у студентов и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в группе, колледже.
1.Форма планирования изучения состояния и эффективности воспитательного процесса в группе:
1.
План изучения
состояния и эффективности воспитательного процесса в группе
Сроки изучения
|
Предмет изучения
|
Методы и приемы изучения
|
Субъект изучения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Результаты диагностических исследований
Тема исследования
|
Цель
|
Результаты
|
Выводы и рекомендации
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8.Дневник классного руководителя.
1) Сведения о студенте.
№ п/п
|
Ф.И.О студента
|
Дата рождения
|
Домашний адрес и телефон
|
Занятость в кружках, секциях и творческих коллективах
|
Поручения
|
Сведения о родителях
|
Ф.И.О
|
Место работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2) Список актива:
Органы самоуправления
|
Председатель
|
Члены
|
Староста группы
|
|
|
Председатель совета группы
|
|
|
Учебная комиссия
|
|
|
Комиссия порядка
|
|
|
Комиссия досуга
|
|
|
Комиссия информации
|
|
|
3) График дежурства по группе.
4) Дневник педагогических наблюдений
Дата
|
Мероприятие (тема и форма проведения)
|
Достигло ли мероприятие поставленных целей, наиболее яркие моменты, вызвавшие интерес школьников
|
Что не получилось, анализ причин
|
Кто проявил себя наиболее активно, кто остался не заинтересован
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|