Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по подготовке к зачетам, экзаменам и написанию курсовых работ для студентов 2 курса заочной формы обучения (специальность 080507 «Менеджмент организации», на базе среднего общего образования) - реферат

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

КАМЧАТСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И ТУРИЗМА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке к зачетам, экзаменам и написанию курсовых работ

для студентов 2 курса заочной формы обучения

(специальность 080507 «Менеджмент организации», на базе среднего общего образования)

ПЕТРОПАВЛОВСК – КАМЧАТСКИЙ - 2011

Жежерова В.П., Кормочи Е.А., Сарайкина О.В., Сметанин А.Н., Сидорова А.С., Блинова Л.А., Каразия Н.А., Улько Е.В., Себекина Т.А., Бирич Е.А. Методические рекомендации по подготовке к зачетам, экзаменам и написанию курсовых работ для студентов 2 курса заочной формы обучения (специальность 080507 «Менеджмент организации», на базе среднего общего образования). Под общ. редакцией зав. кафедры «Менеджмент и туризм» к.пс.н. Буряк Л.Г.

Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебно-методическим материалам. Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей, интересующихся вопросами менеджмента организации.

Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Менеджмент и туризм» Камчатского филиала ФГБОУ ВПО «РГУТиС». Протокол № 1 от «12» сентября 2011 г.

РГУТиС, 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Состав учебных дисциплин…………………………………………………………………………

4

2.

Общие положения по отработке учебного плана 3-го и 4-го семестров обучения……………

4

3.

Философия……………………………………………………………………………………………

Социология……………...……………………………………………………………………………

Культурно-исторические центры Камчатки………………….……………………………………

Математика….……………………………………………………………………………………….

История менеджмента……………………………………………………………………………….

Теория организации……...…………………………………………………………………………..

Мировая экономика…………………..……………………………………………………………...

Статистика….…………………………………………………………………………………………

Экономика фирмы ...………………………………………………………………………………....

Бальнеология……………..…………………………………………………………………………..

5

6

7

9

10

11

12

16

19

21

4.

Курсовая работа и ее характеристика…………………………………………………………...

23

5.

Условия проведения экзамена………………………………………………………………………

24

6.

Условия проведения зачета………………………………………………………………………….

25

  1. Состав учебных дисциплин 3-го и 4-го семестров обучения

п/п

Наименование

дисциплины

Формы контроля знаний студентов

3 семестр

4 семестр

к/р

курс

зачет

экзамен

к/р

курс

зачет

экзамен

1.

Иностранный язык

+

2.

Философия

+

3.

Социология

+

4.

Культурно-исторические центры Камчатки

+

5.

Математика

+

6.

История менеджмента

+

7.

Теория организации

+

8.

Мировая экономика

+

9.

Статистика

+

10.

Экономика фирмы

+

11.

Бальнеология

+

Всего

0

0

1

5

0

0

1

4

2. Методические рекомендации

2.1. Общие положения по отработке учебного плана (программы) 3-го и 4-го семестров обучения.

В межсессионный период студентам заочной формы обучения предстоит самостоятельно освоить учебные дисциплины, представленные в разделе «Состав учебных дисциплин». В процессе изучения учебных дисциплин необходимо выполнить самостоятельную работу - написать курсовую работу по одной из указанных по дисциплине тем.

Курсовая работа может быть выслана Вами в университет или лично представлена в учебную часть.

Срок сдачи работы - за один месяц до начала экзаменационной сессии, но не позднее, чем за две недели.

В ходе сессии планируется проведение лекционных, практических, семинарских и лабораторных занятий. В этот же период осуществляется текущий контроль знаний студента в рамках будущей профессиональной деятельности, а также итоговый контроль выходных знаний подготовки специалиста. Особое внимание обратите на индивидуальное образование, так как согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, на аудиторные занятия отводится 10% объема часов учебной дисциплины, остальная часть – 90% - изучается студентами самостоятельно.

За более подробной информацией обращайтесь в деканат заочного отделения или к преподавателю учебной дисциплины.

3. Перечень вопросов для подготовки к экзамену, зачету, тем письменных (курсовых) работ по учебным дисциплинам.

3.1.Русский язык и культура речи

3.1.1. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Роль философии в развитии человека и общества. Функции философии.

2. Основной вопрос философии. Структура философского знания.

3. Философия и частные науки.

4. Философия как мировоззрение.

5. Особенности древнекитайской философии. Основные философские школы Древнего Китая.

6. Особенности древнеиндийской философии. Основные философские школы Древней Индии.

7. Уникальность и основные этапы античной философии.

8. Основные философские проблемы ранней греческой философии. Милетская, Пифагорская, Элейская школы. Гераклит. Демокрит.

9. «Золотой век» античности: софисты, Сократ, Платон, Аристотель.

10. Основные направления в философии поздней античности: эпикуризм, неоплатонизм.

11. Патристика и схоластика, их представители (Аврелий Августин, Фома Аквинский).

12. Общая характеристика и исторические особенности Возрождения, его связь с культурой античности и средневековья.

13. Натурфилософия (космология), диалектика и пантеизм: становление научного знания. Н. Кузанский, Н. Коперник, Дж. Бруно.

14. Общая характеристика, особенности философии нового времени. Научная революция XVII века и формирование механико-математической картины мира. И. Ньютон.

15. Проблема метода познания как центральная проблема философии Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

16. Исторические особенности и главные проблемы немецкой классической философии.

17. И. Кант. «Критика чистого разума», «Критика способности суждения» - новые проблемы.

18. Философская концепция Г. Гегеля: диалектический метод и система. Логика и теория познания Гегеля.

19. Кризис европейского рационализма и возникновение неклассической философии в середине XIX в.

20. Позитивизм: проблемы и исторические формы.

21. Экзистенциализм: проблемы и основные положения.

22. Западная философия 60-90-х годов ХХ столетия (герменевтика, структуризм, постмодернизм).

23. Понятие бытия. Материи. Идея единства мира.

24. Движение как способ существования материи, его основные формы.

25. Пространство и время. Современные представления о пространстве и времени.

26. Основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон отрицания.

27. Категории диалектики и альтернативы диалектики (метафизика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм).

28. Биологическая эволюция и проблема происхождения человека.

29. Природа сознания. Отражение как всеобщее, атрибутивное свойство материи, его специфика в неживой и живой природе.

30. Проблема генезиса и развитие сознания: роль труда, общения и языка в его формировании.

31. Структура и функции сознания.

32. Сознание и язык. Проблема бессознательного.

33. Основной вопрос гносеологии – вопрос о познаваемости мира: агностицизм, скептицизм, релятивитзм.

34. Чувственный и рациональный уровни познания и их формы.

35. Проблема истины в философии и науке. Свойства истины. Критерии истины.

36. Понятие науки. Закономерности развития науки.

37. Структура, методы и формы научного познания.

38. Понятие и развитие социальной философии.

39. Проблема способа существования и развития общества.

40. Понятие общественно-экономической формации.

41. Цивилизации как формы существования и развития общества.

42. Типы цивилизаций. Содержание и основные признаки информационной цивилизации.

43. Производство как процесс взаимодействия материального и духовного факторов.

44. Понятие социальной структуры. Виды социальных общностей.

45. Классы и их роль в системе социальных связей.

46. Социальная дифференциация в информационном обществе.

47. Понятие, сущность и функции культуры. Культура и цивилизация.

48. Происхождение государства, его функции в жизни общества. Исторические типа государственного устройства.

49. Гражданское общество и правовое государство.

50. Проблемы смысла и содержание бытия человека. Нравственные ценности: свобода и ответственность, добро, идеал, совесть.

51. Справедливость как понятие этики. Соотношение морали, права, справедливости.

52. Эстетические ценности и их роль жизни человека.

53. Религиозные ценности и свобода совести.

54. Общая характеристика глобальных проблем современности.

Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!

Основная литература:

1. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 2006.

2. Губин В.Д. Основы философии. – М., 2005.

3. Гуревич П.С. Введение в философию. – М., 2007.

4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. – М., 2005.

5. Кохановский В.П. Философия и методология науки. – Ростов н/Д., 2007.

6. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2005.

7. Философия. / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д., 2006.

8. Философия: Учебник для вузов / Под ред.проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М., 2006.

3.2. Социология

3.2.1. Вопросы для подготовки к зачету

1. Социология как наука (объект, предмет, функции социологии, структура социологического знания).

2. Методология и методика социологического исследования.

3. Предыстория и социально-философские предпосылки возникновения социологии.

4. Позитивистская социология О. Конта.

5. Социологические воззрения Э. Дюркгейма.

6. «Понимающая» социология М. Вебера.

7. Социология П. Сорокина.

8. Социология Т. Парсонса.

9. Социологическая теория марксизма.

10. Социологическая мысль в России.

11. Общество: понятие, признаки и классификация. Теории общественного развития.

12. Социальные институты: понятие, функции, типология. Институционализация и развитие социальных институтов.

13. Характеристика и тенденции развития основных социальных институтов в России.

14. Социальные группы: понятие, разновидности, закономерности функционирования.

15. Малая социальная группа: лидерство и групповая динамика.

16. Социальные общности как источник социальных изменений.

17. Социальные организации. Бюрократия как тип социальной организации.

18. Специфика, формы и последствия массового поведения.

19. Социальная стратификация, её сущность и показатели. Исторические типы стратификационных систем.

20. Роль социального неравенства в стратификации общества. Стратификационная система в России.

21. Социальная мобильность: сущность и основные типы. Каналы мобильности. Специфика социальных перемещений в современной России.

22. Личность как активный субъект социального взаимодействия. Теории развития личности.

23. Сущность и этапы социализации личности. Агенты и институты социализации.

24. Взаимосвязь личности и общества. Социальный статус и социальная роль.

25. Социально-территориальная и социально-этническая организация общества.

26. Социальные конфликты: типология, причины и стадии развития, способы разрешения.

27. Политическая социология: основные направления исследования.

28. Взаимосвязь государства и гражданского общества. Принципы правового государства.

29. Социология массовой коммуникации.

30. Институт религии: понятие, сущность, структура и функции религии. Причины возникновения и существования религии.

31. Социологическое понимание культуры. Элементы, формы и разновидности культуры. Механизмы распространения культуры.

32. Наука и искусство как институты культуры. Образование: сущность и функции. Основные институты образования.

33. Семья как социальная группа и социальный институт. Историческое развитие семьи. Этапы жизненного цикла семьи.

34. Природа девиации. Основные теории девиантного поведения.

35. Социальный контроль как механизм регуляции поведения людей. Формы контроля.

36. Социальные изменения: реформы и революции. Социальное развитие и социальный прогресс.

37. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

38. Современные тенденции развития международных отношений. Место России в мировом сообществе.

Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!

Основная литература:

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. – М., 2005.

2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. – М., 2006.

3. Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.Н. Общая социология. – М.. 2005.

4. Казаринова Н.В., Филатова О.Т., Хренов А.Е. Социология. – М., 2007.

5. Кончанин Т.П., Подопригора С.Я., Яременко С.Н. Социология. – Ростов н/Д, 2007.

6. Кравченко А.И. Социология. – М., 2006.

7. Общая социология / Под общ. ред. А.Г. Эфендиева. – М., 2005.

8. Социология / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2006.

3.3. Культурно-исторические центры Камчатки

3.3.1. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Туристские центры на Камчатке.

2. Древнейшие обитатели Камчатки и их культуры.

3. Районы и поселки Камчатского края и их культурные традиции.

4. Первые русские острожки как носители европейской культуры.

5. Главная цель второй Камчатской экспедиции, ее участники.

6. Путешествие Беринга и Чирикова к берегам земли «Иан де Гама».

7. Героическая оборона города от англо-французской эскадры.

8. Почетные жители города.

9. Камчадалы – герои Великой Отечественной войны.

10. Исторические памятники Петропавловска-Камчатского.

11. Владимир Атласов. Его роль в истории полуострова.

12. Коренные народы Камчатки и их культура.

13. Коряки. Фольклор: сказания, песни, танцы, обряды.

14. Ительмены. Фольклор: сказания, песни, танцы, обряды.

15. Эвены. Фольклор: сказания, песни, танцы, обряды.

16. Роль С. П. Крашенинникова в понимании этноса камчадалов.

17. Рикорд П.И. Изменение статуса Петропавловской гавани.

18. Алеуты. Фольклор: сказания, песни, танцы, обряды.

19. Народные промыслы коренных народов Камчатки.

20. Чукчи. Фольклор: сказания, песни, танцы, обряды.

21. Посещение гавани Жаном Франсуа Гало де Лаперузом.

22. Производство традиционной одежды камчадалов.

23. Технология организации этнографических туров.

24. Организация событийных туров, посвященных традиционным праздникам коренных народов.

25. Крузенштерн И.Ф. Его вклад в развитие Камчатки.

26. Собачьи гонки «Берингия» и их культурно-этническое значение.

27. Развитие мореплавания на Камчатке во второй половине 19 века.

28. Природный парк Быстринский.

29. Первопроходцы на Камчатке.

30. Петропавловск-Камчатский как культурно-исторический центр Камчатского края в наши дни.

31. Происхождение названий географических объектов. Приведите примеры.

32. Основные населенные пункты как культурно-исторические центры Камчатки.

33. Археологические стоянки на территории Камчатского полуострова.

34. Краеведческий музей. История, характеристика. Описание экспозиций.

35. Геологический музей в пос. Сероглазка. История, характеристика. Описание экспозиций.

36. Камчатский краевой драматический театр. История, характеристика.

37. Основание Петропавловска-Камчатского Музей боевой славы. История, характеристика. Описание экспозиций.

38. Камчатская хоровая капелла и другие хоровые коллективы.

39. Село Мильково. Основание, происхождение названия, история.

40. Музей лосося. История, характеристика. Описание экспозиций.

41. Пос. Оссора. Основание, происхождение названия, история.

42. Этнографический музей села Эссо. История, характеристика, экспозиции.

43. Поселок Анавгай как культурно-исторический поселок эвенов.

44. Известные Камчатские ансамбли: Мэнго. История создания, культурное значение.

45. Типология туристских центров. Цикл рекреационной деятельности.

46. Пос. Тымлат – историческое место корякской культуры.

Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!

Основная литература:

1. Бугаев В.Ф. Лучшие годы нашей жизни (субъективная автобиография). – Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс, 2009. – 188 с.

2. Воздушная гавань Камчатки: 55 незабываемых лет (под общей редакцией Тведохлеба А.И.). – Петропавловск-Камчатский, 2003. – 94 с.

3. Гуков Г.В. Чье ты имя носишь растение? Сто пятьдесят кратких биографий. Изд. 2-е. – Владивосток: Наука, 2001. – 400 с.

4. Николаев Н. Чудо каждого дня (или малеькие летописи необычайных происшествий в природе). – Петропавловск-Камчатский, 1995. – 211 с.

5. Курохтина Н.И. Камчатка: от открытия до наших дней. Популярный историко-краеведческий справочник. – Петропавловск-Камчатский, 2008. – 240 с.

6. Пирагис А.П. Петропавловск-Камчатский. Улицы города рассказывают. – Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное изд., Камчатское отделение, 1986. – 63 с.

7. Подвижники возрождения и развития культуры народов Камчатки. Каталог передвижной портретной галереи подвижников, утвержденной фондом компенсации (в пользу народов севера). Вып. 1. – Петропавловск-Камчатский: РАО КОТ, 1993.

8. Сметанин А.Н. Камчатский край. Курс лекций. – Петропавловск-Камчатский: КФ РГУТиС, 2009. – 207 с. (электронный вариант).

3.4. Математика

3.4.1. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Основные сведения о матрицах. Действия над матрицами.

2. Определители 2-го и 3-го порядков.

3. Свойства определителей

4. Определители высших порядков.

5. Обратная матрица.

6. Строчечный ранг матрицы.

7. Столбцовый ранг матрицы

8. Минорный ранг матрицы

9. Теорема Кронекера-Каперри.

10. Понятие алгебраического дополнения

11. Системы n линейных уравнений с n неизвестными. Формулы Крамера.

12. Метод Гаусса.

13. Понятие вектора.

14. Координаты вектора.

15. Линейные комбинации векторов.

16. Скалярное произведение.

17. Условие ортогональности двух векторов

18. Векторное произведение.

19. Условие коллинеарности двух векторов

20. Смешанное произведение.

21. Условие компланарности трех векторов

22. Прямая на плоскости.

23. Общее уравнение прямой

24. Уравнения прямой.

25. Способы задания прямой.

26. Условия параллельности и перпендикулярности двух прямых.

27. Расстояние от точки до прямой

28. Угол между двумя прямыми.

29. Общее уравнение кривой второго порядка.

30. Эллипс.

31. Эксцентриситет и директрисы эллипса

32. Гипербола.

33. Эксцентриситет, директриса и асимптоты гиперболы

34. Парабола, ее директриса.

35. Числовые последовательности.

36. Ограниченные и неограниченные последовательности.

37. Бесконечно большие последовательности.

38. Бесконечно малые последовательности

39. Сходящиеся последовательности.

40. Понятие предела сходящейся числовой последовательности

41. Предел функции в точке и на бесконечности.

42. Бесконечно малые функции

43. Бесконечно большие функции и их свойства.

44. Основные теоремы о пределах.

45. Признаки существования предела.

46. Замечательные пределы.

47. Непрерывность функции.

48. Основные теоремы о непрерывностях

49. Точки разрыва функций

50. Классификации точек разрыва.

Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!

Основная литература:

1. Баврин И. И. Высшая математика: Учебник.- М: Академия: Высшая школа, 2000.

2. Шипачев В. С. Высшая математика: Учебник для вузов.-4-е изд, стер.-М: Высшая школа,1998.

3. Гусак А.А. и др. Справочник по высшей математике.- М: ТетраСистемс,1999.

4. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика Учеб. пособие.-7-е изд.стер.- М: Высшая школа,2000.

5. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика Учеб. пособие.-8-е изд.стер. -М :Высшая школа,2002

6. Чистяков В. П. Курс теории вероятностей.-5-е изд.-М.: Агар, 2000.

7. Гмурман В. Е. Руководство к решению задач по теории вероят­ностей и математической статистике:Учеб.пособие.-5-е изд., стер.- М. Высшая школа,2000

8. Беклемишев Д.В. Курс аналитической геометрии и линейной алгебры.- М. Наука, 1984 г.

9. Бугров Я.С., Никольский С.М. Элементы линейной алгебры и аналитической геометрии.- М. Наука, 1988.

10. Бугров Я.С., Никольский С.М. Высшая математика.- М. Наука, 1988.

11. Гусак А.А. Высшая математика в двух томах. –Минск. изд. БТУ им В.И. Ленина, 2002

12. Пискунов Н.С. Дифференциальное и интегральное исчисления для втузов.- М.: Наука,1985

13. Ильин В.А., Позняк Э.Г. Линейная алгебра.- М.: Наука 1981

14. Ильин В.А., Позняк Э.Г. Аналитическая геометрия.- М.: Наука 1981

15. Кудрявцев Л.Д. Курс математического анализа. -М. Наука 1989.

3.5. История менеджмента

3.5.1. Вопросы для подготовки к зачету

1. Становление и развитие управления как целостного учения.

2. Основные школы управленческой мысли.

3. Отражение вопросов управления в древнейших источниках (Веды, Хаммурапи, Артхашастра и др.)

4. Менеджеризм.

5. Революция менеджеров.

6. Объекты управления (государство, армия, церковь, школа, семья).

7. Взгляды на управление Гастева А.К. и Керженцева П.М.

8. Вклад Розмирович Е.Ф. в развитие науки управления.

9. Макгрегор и его теория менеджмента.

10. Теории менеджмента X, Y, Z. Их особенности и отличия. Авторство.

11. Основные отечественные концепции управления в 1920-1930 гг. и спустя полвека.

12. Основатели и сторонники различных школ управления. Общее в их взглядах на управление и различия.

13. Витке Н.А. и его направление в менеджменте.

14. Суть теории Тейлора Ф.У.

15. Супруги Гилбрет (Ф.Гилбрет и Л.Гилбрет) их исследования в области управления.

16. Гантт Г. и научная организация труда.

17. Макиавелли Н. об управлении.

18. Фома Аквинский. Научные труды. Вопросы управления.

19. Лютеранство, кальвинизм об управлении.

20. “Домострой”.

21. Вклад Сперанского М.М. в науку управления.

22. Русские цари и их деяния в совершенствовании управления государством.

23. Революционные преобразования в странах Западной Европы и изменения в системе управления государством.

24. Теории мотивации.

25. Э.Мейо и его сторонники.

26. Тейлоризм.

27. Фордизм.

28. А.Файоль и его теоретические воззрения.

29. Идеи рационализации управления.

30. Реформы управления Ивана IV.

31. Реформы управления Петра I.

32. Реформы управления Екатерины II.

33. Реформы управления Александра I.

34. Реформы управления Александра II.

35. Преобразования государственного управления Павла I.

36. Завершение промышленного переворота в России и совершенствование управления.

37. Промышленный переворот в странах Западной Европы и преобразование систем управления в государствах.

38. «Военная демократия».

39. Право и управление (Теория и практика). Особенности, общие черты и отличия.

40. Термины: полицейский, управляющий, администратор, менеджер, их интерпретация, развитие и отличия.

41. Власть светская и ее организация, тождественность с управлением.

42. Власть церковная и ее организация, тождественность с управлением.

43. Сочетание светской и церковной власти.

44. Идеи самоуправления, их особенности, отличие от государственного управления.

45. Земское движение.

46. Современные течения в менеджменте.

47. Системы управления, их общие черты и отличия.

48. Стили управления и их адекватность системам управления.

49. Методы управления.

Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!

Основная литература:

1. Бобрышев Д.М., Семенцов С.П. История управленческой мысли. М., 2000 г.

2. Гвишиани Д.М. Организация и управление. М., 2001.

3. История менеджмента. Под ред. Д.В. Валового, М., 2000.

4. Кравченко А.И. История менеджмента. М., 2002.

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 2001.

6. Семенова И.И. История менеджмента. М., 2004.

3.6. Теория организации

3.6.1. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Теория организации в системе наук.

2. Эволюция взглядов на организацию.

3. Понятие и сущность организации.

4. Организация и управление.

5. Сущность системного подхода к проектированию организации.

6. Внутренняя и внешняя среда организации.

7. Жизненный цикл организации.

9. Сущность структурного подхода к организации.

10. Централизация и децентрализация.

11. Линейно — функциональные и дивизиональные структуры.

12. Проектное и матричное управление. Бюрократические системы.

13. Управленческие решения и координация в организациях.

14. Организация и методы принятия управленческих решений.

15. Координация в организации.

16. Коммуникации в организации.

17. Статус собственности и статус управления.

18. Формы организации предприятий.

19. Организация малых предприятий.

20. Интеграция организаций: Корпоративные организации. Финансово-промышленные группы.

21. Интеграция организаций: Транснациональные компании. Международные совместные предприятия.

22. Значение и задачи организационного проектирования.

23. Основные методологические принципы формирования организационных структур.

24. Оценка эффективности организационных проектов и корректировка организационных структур.

25. Этапы и методы реорганизаций.

26. Государственная поддержка предприятий.

27. Эффективность организационных изменений.

28. Эволюция организационных форм.

29. Новые требования к построению организаций.

30. Основные свойства организации будущего.

31. Понятие зависимости, закона, закономерности.

32. Основополагающие законы организации.

33. Принципы организации.

34. Понятие управленческой структуры.

35. Взаимосвязь управленческой и организационной структур.

36. Основополагающие правовые признаки предприятия.

37. Хозяйственные товарищества, общества и кооперативы.

38. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

39. Некоммерческие организации: потребительские кооперативы, учреждения и объединения юридических лиц.

40. Понятие и элементы организационной культуры.

41. Функции организационной культуры.

42. Виды организационных культур. Имидж организации.

Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!

Основная литература:

1. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник.- 3.-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2002.

2. Рогожин СВ., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебное пособие/ Под ред. Рогожина С.В, Рогожиной Т.В.-М.: Издательство «Экзамен», 2003.

3. Смирнов Э.А. Теория организации. Учебное пособие.-М.: ИНФРА-М, 2000.

4. Теория организации/ Под редакцией В.А. Алиева.- М.: Луч, 2001.

3.7. Мировая экономика

3.7.1. Вопросы для подготовки к экзамену

1. Мировая экономика как наука. Предмет, цели, задачи дисциплины.

2. Мировое (всемирное) хозяйство, его сущность и структура.

3. Основные этапы формирования и развития мирового хозяйства.

4. Основные тенденции современного этапа развития мирового хозяйства и МЭО

5. Глобализация мирового хозяйства как тенденция развития мирового хозяйства. Последствия глобализации. Антиглобализм.

6. Основные показатели развития мирового хозяйства.

7. Проблемы развития современного мирового хозяйства.

8. Субъекты мирового хозяйства: национальные хозяйства (государства), региональные хозяйственные объединения, компании (от малых до ТНК), международные экономические организации, физические лица.

9. МРТ

10. Основные факторы становления и развития МРТ.

11. Специализация и кооперация как основные формы МРТ

12. Показатели участия страны в МРТ

13. Современные концепции МРТ.

14. Сущность и формы международных корпораций

15. Этапы развития международных корпораций. Причины возникновения транснациональных корпораций (ТНК), их эволюция и стратегии.

16. Роль международных корпораций в мировом хозяйстве. Современные стратегические модели международных корпораций.

17. Регулирование деятельности ТНК. Проблемы регулирования транснационального бизнеса.

18. Национальное хозяйство как субъект мирового хозяйства. Роль и функции.

19. Классификация стран по уровню экономического развития и экономическому потенциалу.

20. Индустриально- развитые страны и их роль в мировой экономике.

21. Развивающиеся страны в мировом хозяйстве. НИС.

22. Особенности экономического развития стран с переходной экономикой.

23. Неравномерность экономического развития стран.

24. Сущность, этапы, цели региональной экономической интеграции

25. Интеграционные объединения в группе промышленно развитых стран:

26. ЕС (Европейский союз)

27. ЕАСТ (Европейская ассоциация свободной торговли)

28. НАФТА (Соглашение о создании Североамериканской Зоны свободной торговли), АНЧЕРТА (Австралийско-новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей).

29. Особенности международной экономической интеграции развивающихся стран.

30. Интеграционные объединения развивающихся стран: ЛАИ (Латиноамериканская ассоциация интеграции), ЦАОР (Центральноамериканский общий рынок), Андский пакт, КАРИКОМ (Сообщество Карибских государств), МЕРКОСУР (Общий рынок стран Южного Конуса), ОВРГ (организация восточнокарибских государств)

31. Интеграционные объединения развивающихся стран: АСЕАН (Ассоциация стран Юго-восточной Азии), СААРК (Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии)

32. Интеграционные объединения развивающихся стран АТЕС (Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества)

33. Интеграционные объединения развивающихся стран. Арабский мир : САЭЕ (Совет Арабского экономического единства), ССАГПЗ (Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива.

34. Интеграционные объединения развивающихся стран: ЭКОВАС (Экономическое сообщество стран Западной Африки), КОМЕСА (Общий рынок Восточной и Южной Африки), УЭМОА (Западно- Африканский экономический и валютный союз), ОАЕ (Организация африканского единства), ЮДЕАК (Таможенный и экономический союз Центральной Африки), САДК (Южноафриканское сообщество развития)

35. Процессы экономической интеграции стран с переходной экономикой. ЦЕФТА (центрально-европейское соглашение о свободной торговле). СНГ (Содружество независимых государств).

36. СНГ.

37. Понятие и виды ресурсов мирового хозяйства: природные, человеческие, капитальные, предпринимательские ресурсы, информационные ресурсы.

38. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства. Его распределение в различных странах и регионах.

39. Демографическая структура и трудовые ресурсы мировой экономики. Международные миграции населения. Влияние миграции на благосостояние: Проблема “утечки умов”.

40. Глобальные проблемы в мировом хозяйстве. Пути их решения.

41. Экологическая, ресурсная, и продовольственная проблемы

42. Проблема сохранения мира и разоружения: проблема нераспространения ядерного оружия

43. Освоения космоса и Мирового Океана

44. Проблема народонаселения

45. Проблема преодоления отсталости развития стран

46. Проблема борьба с международным терроризмом

47. Международные экономические организации как регулирующие органы в мировой экономике.

48. Межгосударственное регулирование мирохозяйственных связей: становление, эволюция и современная система

49. Международные экономические организации: функции и классификации.

50. Система организации ООН

51. Международные экономические организации, регулирующие мировую торговлю: ГАТТ/ВТО, ГАТС, ЮНКТАД, ЮНСИТРАЛ, МТП, ОПЕК, МОПЕМ, АПЕФ, СИПЕК, ЕОУС, МОКК, МОК, МОНК, МОС

52. Международные валютно-кредитные и финансовые организации.

53. МВФ

54. Всемирный Банк

55. Роль региональных и международных экономических организаций в решении глобальных проблем.

56. Характеристика трех стран по выбору студента: индустриально-развитая, развивающаяся страна, страна с переходной экономикой

57. Сущность и основные формы международных экономических отношений (МЭО) в мировом хозяйстве.

58. Этапы и факторы развития МЭО.

59. Международная торговля в системе МЭО. Основные показатели и категории международной торговли.

60. Классические теории международной торговли.

61. Неоклассические теории мировой торговли.

62. Альтернативные теории мировой торговли.

63. Международная торговля товарами. Сущность, формы, показатели и современные тенденции развития.

64. Международная торговля услугами: особенности, структура, динамика.

65. Методы международной торговли.

66. Виды встречной торговли.

67. Ценообразование в мировой торговли. Виды, особенности и динамика цен.

68. Регулирование международной торговли.

69. Государственная внешнеторговая политика: формы, методы.

70. Тарифные методы регулирования международной торговли.

71. Нетарифные методы регулирования международной торговли.

72. Международное (многостороннее) регулирование внешней торговли.

73. Роль ГАТТ/ВТО в регулировании международной торговли. Принципы ГАТТ.

74. Всемирная торговая организация (ВТО): организационная структура ВТО и механизм ее деятельности.

75. Международный обмен технологиями как форма МЭО.

76. Мировой рынок технологий. Структура и особенности.

77. Основные пути и формы международной передачи научно-технических знаний.

78. Организационные формы международного производственного- технического сотрудничества.

79. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения.

80. Международная миграция капитала: сущность, этапы, факторы, показатели развития.

81. Формы международной миграции капитала.

82. Международная миграция капитала в предпринимательской форме. Прямые и портфельные инвестиции.

83. Мировой рынок иностранных инвестиций и современные тенденции его развития.

84. Миграция капитала в ссудной форме.

85. Мировой рынок ссудных капиталов и его современные особенности.

86. Международный кредит: сущность, принципы и функции, формы.

87. Мировая валютная система: сущность, функции, этапы, эволюция.

88. Валюта, валютные курсы и рынки как основные элементы мировой валютной системы.

89. Валютные курсы. Сравнительная характеристика гибких и фиксированных валютных курсов.

90. Понятия международной и национальной валютных систем, их элементы.

91. Эволюция мировой валютной системы: система золотого стандарта, Бреттон-вудская система, Ямайская система.

92. Роль международного валютного фонда (МВФ) в международных валютно-расчетных отношениях.

93. Сущность, формы и инструменты международных расчетов.

94. Определение и структура платежного и расчетного балансов страны.

95. Методы государственного регулирования платежного баланса.

96. Международная трудовая миграция: причины, формы, современные тенденции.

97. Национальная миграционная политика. Сущность, формы, инструменты.

98. Международное регулирование миграционных процессов.

99. Место и роль России в системе международных экономических отношений.

100. Внешняя торговля России.

101. Россия и ВТО.

102. Международное производственное и научно-техническое сотрудничество РФ.

103. Россия в международном движении капиталов.

104. Россия в процессах международной миграции рабочей силы.

105. Система государственного регулирования МЭО в России.

Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!

Основная литература:

1. Абрамов В.Л. Мировая экономика: учебное пособие. –М.: Дашков, 2005.

2. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.:Экономистъ, 2004

3. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике: Учебное пособие.- М.: гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999.

4. Базылев Н.И. Мировая экономика: учебное пособие. – Мн.: Книжный дом, 2004.

5. Басовский Л. Е. Мировая экономика: курс лекций. –М: Инфа, 2005.

6. Белькевич Н.Н., Ушаков С.Ф. Международные экономические отношения. – Мн.: БИП-С, 2004.

7. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. – М.: Финансы и статистика, 2004.

8. Внешнеэкономическая деятельность. / Под ред. Б.М. Смитиенко и В.К.Поспелова. – М.: Мастерство, 2002.

9. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности ­ М.: Консалтбанкир, 2001.

10. Грязнов Э.А.. КТНК в России. Позиции крупнейших в мире транснациональных корпораций в российской экономике. М.:Фирма «Инфограф», 2000.

11. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002.

12. Кудров В. Место России в мировой экономике в начале 21 века. МЭ и МО, 2000.

13. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

14. Малкова И. В. Мировая экономика. –М.: Проспект, 2004.

15. Международная экономика. / под общ.ред. Н.В. Черченко. – Мн.:РИВШ, 2006.

16. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. / Под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 2000.

17. Международные экономические отношения. / Под ред. Евдокимова А.И. – М.: ТК-Велби, 2003.

18. Международные экономические отношения. / Под ред. Ливенцева Н.Н. - М.:ТК Велби. Из-во Проспект, 2005.

19. Международные экономические отношения. / Под ред. Рыбалкина В.Е. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

20. Международные экономические отношения. / Под ред. Смитиенко Б.М. – М.:ИНФРА-М, 2005.

21. Международные экономические отношения. / Под ред. Фаминского И.П. – М.: Экономистъ, 2004.

22. Мещерякова Е.В., Малашевич Д.Г. Международные экономические отношения.– Мн.: БГТУ, 2004.

23. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: учеб.пособие / С.Ю. Кричевский, М.И. Плотницкий, Г.В. Турбан и др. / под общ.ред. М.И.Плотницкого, Г.В.Турбан. – М.: «Современная школа», 2006.

24. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник (под. ред. д.э.н., проф. В.П. Колесова и др.) - М., 2000

25. Нухович Э.С, Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Мировая экономика на рубеже 20-21 веков-М., 1995

26. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник - М.: ИНФРА - М, 2002.

27. Россия и страны мира. 2002: Стат. сб ./ Госкомитет России. М., 2002.

28. Россия: интеграция в мировую экономику: Учебник. / Под ред.. Зименкова Р.И. – М.: «Финансы и статистика», 2002.

29. Рутко Д.Ф. Международные экономические отношения.– Мн.: АУПРБ, 2006.

30. Семёнов К.А. Международные экономические отношения. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

31. Силкин В.В.. Прямые иностранные инвестиции в России: правовые формы привлечения и защиты. – М.: Юрист, 2003.

32. Страны и регионы. 2002. Стат. справочник Всемирного банка.. /Пер с анг. – М.: Изд-во «Весь мир», 2003.

33. Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке. / Под ред. Гранберга А.Г.. – М.: Экономика, 2002.

34. Улахович В.Е. Международные организации: Справочное пособие. – М.:АСТ; Мн.: Харвест, 2005.

35. Фомичев В.И. Международная торговля. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2000 (гриф Минобразования РФ).

36. Фомишин С.В. Международные экономические отношения.– М.: ЮРКНИГА, 2004.

37. Щетинин. В.Д. Экономическая дипломатия.– М., Международные отношения, 2002.

38. Экономика России. Ответст.ред. Маклярский Б.М. – 2002г.

39. Яблукова Р.З. Международные экономические отношения в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2004.

Периодические издания:

1. Газета «Бизнес и банки».

2. Газета «Бюллетень иностранной коммерческой информации (БИКИ)».

3. Газета «Ведомости».

4. Газета «Финансовые известия».

5. Газета «Экономика и жизнь».

6. Финансовая газета.

7. Журнал «Банковское дело».

8. Журнал «Внешнеэкономический бюллетень».

9. Журнал «Внешняя торговля».

3.8. Статистика

3.8.1. Вопросы для подготовки к экзамену

Раздел 1.

1. Предмет и метод статистики. Основные категории. Организационная структура Федеральной службы государственной статистики и её основные функции. Задачи государственной и ведомственной статистики в современных условиях.

2. Программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения. Формы, виды и способы статистического наблюдения. Контроль за статистическим наблюдением, пути устранения ошибок.

3. Статистическая отчетность как форма статистического наблюдения. Регистры предприятий и населения. Система ЕГРПО и ее значение в современных условиях.

4. Задачи сводки и ее содержание. Метод группировки и его место в системе статистических методов. Виды статистических группировок.

5. Принципы построения статистических группировок и классификаций. Ряды распределения и их графическое изображение. Сравнимость статистических группировок.

6. Элементы статистических таблиц. Виды таблиц по характеру подлежащего и сказуемого. Основные правила построения статистических таблиц. Чтение и анализ таблиц. Значение статистических таблиц.

7. Элементы статистических графиков. Классификация графиков. Диаграммы и статистические карты. Значение графического изображения статистических данных в анализе статистической информации.

8. Сущность и значение абсолютных показателей, их виды и единицы измерения.

9. Относительные показатели, их виды, единицы измерения; значение относительных показателей для анализа социально-экономических явлений и процессов.

10. Основные способы расчета относительных величин структуры и координации, их значение в анализе.

11. Взаимосвязь между относительными показателями планового задания, выполнения плана и динамики.

12. Сущность и значение средних показателей. Степенные средние: арифметическая, гармоническая геометрическая, квадратическая и способы их расчета.

13. Структурные средние: мода и медиана. Расчет моды и медианы в интервальном ряду.

14. Понятие вариации и ее значение. Абсолютные и относительные показатели вариации.

15. Виды дисперсий и правило их сложения. Дисперсия альтернативного признака. Эмпирический коэффициент детерминации и корреляционное отношение, их использование для определения тесноты связи между признаками.

16. Понятие о закономерностях распределения. Кривая нормального распределения, ее формула, свойства и графическое изображение. Асимметрия и эксцесс.

17. Выборочное наблюдение как важнейший источник статистической информации.

18. Выборочная и генеральная совокупности. Средняя и предельная ошибки выборки. Особенности малой выборки. Основные способы формирования выборочной совокупности.

19. Определение необходимого объема выборки. Оценка результатов выборочного наблюдения и распространение их на генеральную совокупность.

20. Причинно-следственные отношения. Виды связей между признаками.

21. Корреляция и регрессия. Основные методы выявления наличия корреляционной связи между признаками. Расчет коэффициентов корреляции и эластичности, ошибки аппроксимации.

22. Непараметрические методы выявления взаимосвязи между признаками. Расчет коэффициентов ассоциации и контингенции, взаимной сопряженности Пирсона-Чупрова, ранговые коэффициенты корреляции Спирмена и Кендалла.

23. Понятие и классификация рядов динамики. Сопоставимость уровней и смыкание рядов динамики. Цепные и базисные показатели динамики.

24. Показатели изменения уровней ряда динамики: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста и абсолютное значение одного процента прироста.

25. Средние уровни и средние показатели изменения уровней ряда динамики.

26. Компоненты ряда динамики. Виды трендовой компоненты и проверка гипотезы о существовании тенденции развития.

27. Экстраполяция и интерполяция.

28. Классификация индексов. Индексы индивидуальные и сводные. Агрегатная форма индексов и правила ее построения.

29. Средние индексы: арифметические и гармонические. Индексы цепные и базисные. Взаимосвязь индексов.

30. Понятие и основные принципы экономико-статистического анализа. Априорный анализ и его методы. Математико-статистические методы анализа: кластерный анализ, метод главных компонент, факторный анализ.

Раздел 2 Социально-экономическая статистика.

1. Системы показателей экономической статистики. Основные классификации, группировки и номенклатуры. Задачи экономической статистики на современном этапе развития страны.

2. Численность населения и его размещение на территории страны. Естественное движение населения. Расчет коэффициентов рождаемости, смертности, естественного прироста.

3. Миграция населения. Перспективные расчеты численности населения. Показатели социальной характеристики населения.

4. Экономически активное население: занятые и безработные. Классификация населения по статусу в занятости. Баланс трудовых ресурсов.

5. Определение численности и состава занятых лиц. Показатели движения рабочей силы.

6. Рабочее время и его использование. Статистика трудовых конфликтов.

7. Основные фонды и методы их оценки. Амортизация основных фондов. Баланс основных фондов. Расчет коэффициентов обновления и выбытия, износа и годности основных фондов. Инвестиции в основные фонды.

8. Оборотные фонды, их виды. Расчет коэффициентов оборачиваемости оборотных фондов, продолжительности одного оборота в днях. Индексы удельных расходов материалов. Материалоотдача и мариалоемкость.

9. Понятие промышленной продукции и степени ее готовности. Статистический учет продукции промышленности в натуральном и стоимостном выражении. Валовой, внутрипроизводственный оборот; валовая, товарная, отгруженная, реализованная и чистая продукция. Оценка качества продукции.

10. Статистика торговли.

11. Статистика услуг. Виды услуг. Основные источники, задачи и показатели статистики услуг.

12. Статистика себестоимости продукции.

13. Статистика производительности труда.

14. Статистика оплаты труда.

15. Статистика экономической конъюнктуры.

16. Система национальных счетов: основные концепции и группы. Использование СНС в макроэкономическом анализе и прогнозировании.

17. Валовой внутренний продукт (ВВП). Методы его расчета и переоценки. Международные сопоставления ВВП и его компонентов на основе ППСВ.

18. Статистический учёт доходов и расходов населения. Показатели дифференциации и концентрации доходов населения.

19. Статистические показатели потребления населением товаров и услуг, уровня и границ бедности; обобщающие показатели УЖН.

20. Статистика государственных финансов.

21. Статистика денежного обращения.

22. Система показателей статистики цен. Принципы и методы регистрации цен. Индексы цен Ласпейреса, Пааше, Фишера.

23. Сущность и виды инфляции. Источники и задачи статистического изучения инфляции. Методы оценки уровня и динамики инфляции. Взаимосвязь инфляции с другими экономическими явлениями.

24. Система показателей биржевой статистики. Котировка биржевых цен. Методы анализа биржевой конъюнктуры.

25. Статистика фондового рынка. Виды ценных бумаг. Цена и доходность ценных бумаг. Фондовые индексы. Индексы S P, Доу-Джонса, РТС и др.

26. Статистика финансовых результатов предприятия. Прибыль и ее виды. Рентабельность.

27. Статистика финансов предприятия. Расчет коэффициентов платежеспособности (ликвидности) и финансовой устойчивости предприятия.

28. Статистика научно- технического прогресса.

29. Статистика внешнеэкономических связей. Внешнеторговый оборот страны: экспорт и импорт. Участники внешнеэкономических связей. Методология таможенной статистики.

30. Платежный баланс – основной инструмент макроэкономического анализа и прогнозирования.

Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!

Основная литература:

1. Адамов В.Е. и др. Экономика и статистика фирм: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002.

2. Годин А.М. Статистика: Учебник, 2-е издание – М.: ИТК «Дашков и Ко », 2003.

3. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

4. Едронова В.Н., Едронова М.В. Общая теория статистики: Учебник – М.: Юристъ, 2001.

5. Колесникова И.И. Социально-экономическая статистика: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2002.

6. Назаров М.Г. Курс социально-экономической статистики. – М.: Финстатинформ, 2000.

7. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. О.Э. Башиной, А.А. Спирина. – 5-е издание, доп. и перераб. – М.: Финансы и статистика, 2001.

8.Октябрьский П.Я. Статистика: Учебник. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2003.

9.Статистика:Учебное пособие/Л.П. Харченко и др.; Под ред.
В.Г. Ионова. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; М.:ИНФРА-М, 2001.

10.Статистика: учеб./ И.И. Елисеева; - М. : ТК Велби, Изд – во Проспект, 2005.

11. Теория статистики: Учебник/ Под ред. профессора Р.А. Шмойловой, 4-е издание – М.: «Финансы и статистика», 2003.

12. Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова. – 2-е издание, доп. – М.: ИНФРА-М, 2000.

Дополнительная литература:

1. Долженкова В.Г. Статистика цен: Учебное пособие. – М.: Филинъ: Рилант, 2000.

2. Салин В.Н. и др. Макроэкономическая статистика: Учебное пособие, 2-е издание - М.: Дело и Сервис, 2001.

3. Салин В.Н. Статистика финансов. Учебник. – М.: «Финансы и кредит», 2002 г.

4. Социальная статистика: Учебник. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002.

5. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник /Под ред. д.э.н., профессора И.К. Беляевского, 2-е издание – М.: Финансы и статистика, 2002.

3.9. Экономика фирмы

3.9.1. Вопросы для подготовки к экзамену

1.Общая характеристика и основная цель деятельности предприятия.

2.Основные организационно-правовые формы предприятий.

3.Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества.

4.Основные организационно-правовые формы предприятий. ГУП, МУП, производственные кооперативы.

5.Основные формы объединений предприятий.

6.Сущность и основные черты предпринимательской деятельности.

7.Виды предпринимательства.

8.Производственная и организационная структура предприятий. Инфраструктура.

9.Малые предприятия.

10.Типы производства.

11.Производственный процесс и принципы его организации.

12.Структура производственного цикла.

13.Уставный капитал и имущество предприятия.

14.Классификация внеоборотных активов.

15.Нематериальные активы.

16.Основные средства, их классификация.

17.Основные средства и методы их оценки.

18.Износ и амортизация основных средств. Линейный способ начисления амортизации.

19.Износ и амортизация основных средств. Способ уменьшаемого остатка.

20.Износ и амортизация основных средств. Способ суммы лет срока полезного использования.

21.Износ и амортизация основных средств пропорционально объему продукции.

22.Амортизация ОС для целей налогового учета.

23.Показатели использования ОС.

24.Понятие и классификация оборотных средств.

25.Нормирование оборотных средств.

26.Показатели использования оборотных средств.

27.Кадры предприятий. Структура кадров.

28.Планирование численности работников.

29.Показатели производительности труда.

30.Резервы и факторы роста производительности труда

31.Планирование производительности труда.

32.Тарифная система оплаты труда.

33.Формы и системы оплаты труда.

34.Различные выплаты и доплаты.

35.Планирование ФОТ.

36.Бестарифные системы оплаты труда.

37.Виды группировки затрат, входящих в себестоимость продукции.

38.Виды себестоимости продукции. Классификация затрат, входящих в себестоимость продукции.

39.Планирование себестоимости продукции.

40.Ценообразование.

41.Сущность прибыли, ее источники и виды.

42.Показатели рентабельности.

43.Основные разделы и показатели плана развития предприятия.

44.Производственная программа.

45.Производственная мощность. Расширение узких мест.

46.Инновационная и инвестиционная политика предприятия. Основные задачи и направления.

47.Подготовка производства.

48.Экономическая эффективность инновационных проектов.

49.Сущность и показатели эффективности деятельности предприятия.

Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!

Основная литература:

1.Алехина О. Стимулирующий эффект гибких систем заработной платы // Человек и труд. – 1997.

2.Баканов М.И., Шеремет А.Д Экономика промышленного предприятия М.: Финансы и статистика, 2002.

3.Балабанов И. Т. Планирование финансов хозяйству­ющего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2002.

4.Бланк И.А. Экономика АПК. Киев: Ника-Центр Эльга, 2002.

5.Волгин Н.А., Николаев С.В. Доходы работника и результативность производства: (Проблемы, реалии, перспективы). – М.: Универсум, 1994.

6.Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2003

7.Градов А.П. Экономическая стратегия фирмы - СПб.: Спецлитература, 1995.

8.Громова Р.А. ОПП машиностроительного производства. Учебник – М.: Высш. Шк., 1986.

9.Ефимова О.В. Экономика организации — М.: Бухгалтерский учет, 2003.

10.Загоруйко И., Федоров В. Как управлять персоналом коммерческой организации // Человек и труд. – 1993.

11.Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник – М.:ИНФРА-М, 2002

12.Кайм Р. Организация заработной платы на предприятии // Человек и труд. – 1994.

13.Комарова Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы // Человек и труд. – 1997.

14.Кондратьев Оборотные средства промышленного предприятия \\ Финансы 2003. - №9.

15.Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. — М.: Финансы и статисти­ка, 2000.

16.Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2001.

17.Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельно­сти предприятия. — М.: Проспект, 2000.

18.Колосс Б. Управление деятельностью предприя­тия. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003.

19.Плеханов Ю.В. Управление предприятием // Проблемы теории и практики управления. 2002. - №1, с.15-18.

20.Попов Ю.П., Лушин А.С. Статистическое планирование // Экономика и математические методы. 2003. № 3.

21.Первозванский А.А. О проблемах управления дебиторской задолженностью // Экономика и математические методы. 2002. № 4.

22.Руденко А. И. Экономика предприятия: Учебник -Минск, 1995.

23.Стрижкова Л.Л. Роль макроэкономических иссле­дований в государственное управлении экономи­кой переходного периода. М., 1997.

24.Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: Новое знание, 2002.

25.Экономика предприятия. Учебник для вузов /Л.Я.Аврашков, В.В.Адамчук и др., под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, - 2 изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

3.10. Бальнеология

3.10.1. Вопросы для подготовки к экзамену

1. История развития бальнеологии на Камчатке.

2. Предельно допустимые концентрации (ПДК) в минеральных лечебно-пищевых водах: какие химические вещества относятся к этой группе?

3. Химические ингредиенты, влияющие на бальнеологические качества минеральных вод и лечебных грязей.

4. Категории освоения запасов на месторождениях минеральных вод.

5. Приморские сульфидные грязи.

6. Площадное и трещинно-жильное распространение минеральных вод в РФ, Камчатке.

7. Банные веники как бальнеологический прибор, разновидности веников.

8. Вклад камчатский гидрогеологов в изучение термальных источников (Термальная экспедиция, пос. Термальный; Елизовская гидрологическая экспедиция; ООО «Аква»).

9. Минеральные воды Российской Федерации

10. Сопочные лечебные грязи.

11. Основные методы бальнеологического лечения.

12. Сульфидные лечебные грязи.

13. Грязелечение.

14. Озерно-ключевые сульфидные грязи.

15. Что относится к природным лечебным ресурсам.

16. Типы лечебных грязей.

17. Минеральные воды (определение и примеры).

18. Рапа и ее лечебное воздействие.

19. Ионный состав минеральных вод и формула Курлова.

20. Температура и газовый состав минеральных источников.

21. Радоновые воды и механизм их лечебного воздействия.

22. Бальнеологические особенности русской бани.

23. Бальнеология как научная дисциплина. Бальнеотерапия, бальнеолечебница, бальнеотехника.

24. Перспективы развития бальнеологии на Камчатке.

25. Происхождение пелоидов.

26. Рекреационные и бальнеологические ресурсы Камчатского края.

27. Принципы образования санаторно-курортных зон.

28. Основные свойства минеральных вод.

29. Сероводородные ванны и их лечебное воздействие.

30. Общая минерализация минеральных источников.

31. Бальнеология и курорты России.

32. Состав пелоидов и их основные физико-химические свойства.

33. Структура лечебной грязи.

34. Русаковские термы.

35. Банные термальные источники и их лечебное воздействие.

36. Киреунские источники и их лечебное воздействие.

37. Нижне-Щапинские термы и их бальнеологические особенности.

38. Малкинские термы и их лечебное воздействие.

39. Нижне-Паратунские термальные источники и их лечебное воздействие.

40. Тымлатские термы и их лечебное воздействие.

41. Малкинские лечебно-питьевые воды.

42. Термальные источники Щапенского грабена.

43. Карымские источники и их лечебное воздействие.

44. Семячикские термальные источники и их лечебное воздействие.

45. Налычевские источники и их лечебное воздействие.

46. Деление минеральных вод (холодных и термальных) по температуре.

47. Показания к применению термальных источников.

48. Озеро Утиное как природный резервуар лечебных грязей.

49. Нижне-Семячикские термы.

50. Апачинская СЛТТ.

51. Пущинская СЛТТ.

52. Киреунская СЛТТ.

53. Эссовская СЛТТ.

54. Паужетская СЛТТ.

55. Малкинская СЛТТ.

56. Налычевская СЛТТ.

57. Петропавловско-Елизовская СЛТТ.

58. Паратунская СЛТТ.

59. Местные здравницы.

60. Больше-Банная СЛТТ.

61. Лечебные глины.

Примечание: Возможна корректировка вопросов в пределах учебной программы!

Основная литература:

1. Гидрогеологическое описание п-ова Камчатка и Курильских островов. Том 2. Минеральные источники п-ова Камчатка (№ 1-124). – Л., Фонды Камчатгеологии, 1963.

2. ГОСТ № 13273-88 «Воды минеральные, питьевые, лечебные и лечебно-столовые». – М.: Стандарт, 1988. – 29 с.

3. Дитмар К. Поездка и пребывание на Камчатке в 1851-1855 гг. Часть 1. – Санкт-Петербург, 1901. – 676 с.

4. Куликов Г.В., Жевлаков А.В., Бондаренко С.С. Минеральные лечебные воды СССР (справочник). – М.: Недра, 1991. – 399 .

5. Лодис Ф.А., Семенов В.И. Камчатка – край лечебный. – Петропавловск-Камчатский: ДВ кн. изд-во, КО, 1993. – 151 с.

6. Манухин Ю.Ф., Петров М.А. Ресурсная база санаторно-курортного строительства в Камчатском крае // Стендовый доклад на Всероссийской научной конференции «100-летие Камчатской экспедиции Русского географического общества 1908-1910 гг.», 22-27 сентября 2008 г.. – Петропавловск-Камчатский, 2008.

7. Мурадов С.В. Экологическое решение проблем современного грязелечения. – Петропавловск-Камчатский, 2007. – 266 с.

8. Мурахтанов Е.С., Никончук В.Н., Новосад С.В. Целебные и противорадиационные растения. – Брянск, 2001. – 370 с.

9. Пийп Б.И. Термальные ключи Камчатки. – М.-Л.: изд-во АН СССР, 1937. – 268 с.

10. Сметанин А.Н. Минеральные источники Северо-Восточной Камчатки / Сб. трудов «Исследование и конструирование ландшафтов Дальнего Востока и Сибири». – Владивосток, 1993. – С. 208-217.

11. Сметанин А.Н. Гидрохимический фон лососевых рек Камчатки. – Петропавловск-Камчатский, 1993. – 26 с.

12. Сметанин А.Н., Демидов Н.Т. Возникновение Камчатки и ее природа. – Ростов-на-Дону, 2007. – 408 с., цв.ил.

13. Ступникова Н.А. Оценка экологической ситуации на озере Утином по химическим и микробиологическим показателям // Сб. «Сохранение биоразнообразия Камчатки и прилегающих морей» (материалы научной конференции 29-30 ноября 2005 г.). – Петропавловск-Камчатский, 2005. – С.

14. Справочник туриста. – Петропавловск-Камчатский, 19943. – 228 с.

4 . Курсовая работа и ее характеристика

Выполнение курсовых работ и их положительная оценка является обязательным условием доступа к зачету или экзамену. Студенты, не предъявившие курсовые работы к зачету (экзамену) не допускаются.

Курсовая работа включает в себя: введение, основную часть, заключение, библиографию и приложение.

ВВЕДЕНИЕ. Курсовая работа всегда начинается с введения, в котором осуществляется постановка конкретной проблемы, откуда следует обоснование актуальности темы, ее практическое значение, цель и задачи (под задачами подразумеваются главы работы). Затем оговаривается, какие вопросы, имеющие непосредственное отношение к проблеме, не будут затронуты или будут освещены поверхностно как второстепенные. В завершающей части введения дается краткий обзор основных источников, которые были использованы при написании работы.

Необходимо отметить важное правило - введение, как и заключение, рекомендуется писать после полного завершения основной части. До того, как будет создана основная часть работы, невозможно написать хорошее введение, так как автор еще не вполне овладел материалами по теме.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Содержанием основной части курсовой работы является теоретическое осмысление проблемы и изложение эмпирического (эмпиризм от гр. empeina - опыт), фактического материала. Последовательность изложения того и другого может быть различной. Все зависит от желаний и предпочтений автора.

Чаще всего вначале излагаются основные теоретические положения по исследуемой теме, а затем конкретизируемый текстовой или эмпирический материал, который аргументировано подтверждает изложенную теорию.

Как правило, основная часть состоит из нескольких глав, как минимум двух, при необходимости выделяются пункты.

В Главе 1 обращается внимание на общие теоретические вопросы темы, даются общие понятия, категории или исторические аспекты, показывается степень изученности и др. Объем главы - не более 30% всей работы.

Во 2 и последующих главах отражается сущность темы, излагаются углубленные знания проблемных вопросов, различные точки зрения, составление позиций, определяются недостатки и узкие места изучаемой проблемы. Студент должен высказать свое отношение к социальным связям и причинам, обусловившим реальное состояние изучаемого явления, выделить положительное и определить недостатки и узкие места, сформулировать наиболее эффективные меры по их устранению. При этом излагаемые положения должны подкрепляться результатами изучения и анализа из реальной жизни, личного опыта, публикаций в средствах массовой информации, судебной практики и т.д. Объем этой части - 50-60% от общего объема всей работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор письменного исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части Объем заключения примерно равен объему введения..

БИБЛИОГРАФИЯ. Библиография - это перечень книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и др.).

Библиографический список источников и литературы, использованных при разработке курсовой работы, является обязательным атрибутом любой научно-исследовательской работы.

Библиография включает библиографические описания всех использованных, цитированных или упоминаемых в работе документов, а гак же прочитанную литературу по теме, которая оказала существенное влияние на содержание работы.

ПРИЛОЖЕНИЯ. Приложения могут быть различными: таблицы, схемы. графики. диаграммы, данные социологические опросов, иллюстрации, копии судебных приговоров и т.д. Приложения оформляются после списка источников и литературы и располагаются в порядке ссылок с текста. Каждое приложение начинается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом Приложение. Приложения должны нумероваться последовательно, заглавными буквами (например: Приложение А) и иметь заголовок.

Курсовая работа набирается на компьютере, объем работы (без приложений) составляет не менее 25 листов. Межстрочный интервал составляем 1.5 пункта. 1800 знаков на странице, включая пробелы и знаки препинания. Размер левого поля - 30 мм. правого - 15 мм. верхнего - 20 мм и нижнего 25 мм. Первая строка абзаца - отступ 1,5 см. Таким образом, на странице располагается от 28 до 30 строк.

Каждая структурная часть курсовой работы (введение, глава, заключение, библиография, приложения) начинается с новой страницы. Название располагается симметрично тексту (посередине). Расстояние между названием структурной части и следующим за ней текстом (названием пункта) составляет 1 интервал. Такое же расстояние предусматривается между текстом и названием следующего пункта (подпункта) главы. Интервалы между названием пункта (подпункта) и следующим за ним текстом не предусмотрены.

После заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится точка. Также не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка.

Страницы нумеруются в нарастающем порядке.

Титульный лист включается в общую нумерацию, но номер страниц на нем не проставляется, т.е. первый напечатанный номер будет на листе работы, на котором размещается содержание. Номера страниц проставляются вверху листа с правой стороны.

Для рецензирования курсовой работы необходимо после титульного листа вставить чистый лист (рецензионный лист не нумеруется).

Оформленная работа должна быть прошита в пластиковый скоросшиватель.

Основными критериями оценки курсовой работы являются: всесторонность и глубина разработки проблемы; основательность и полнота использования источников и научной литературы; привлечение нормативных актов и материалов юридической практики; самостоятельность и творческий подход к разработке темы; достоверность и научная обоснованность выводов и практических предложений; логика и последовательность материала; соответствие нормативным требованиям порядка оформления работы; умение работать с документальными и литературными источниками, формулировать основные выводы по результатам анализа конкретного материала; грамотность и стиль изложения.

Работа оценивается на "неудовлетворительно" если: тема, содержание работы не относится к предмету дисциплины; работа перепечатана из Интернета, CD-ROM или других носителей информации; неструктурированный план письменной работы: объем работы менее указанного; в работе отсутствуют ссылки на нормативные и другие источники: оформление работы не соответствует предъявляемым требования (отсутствует нумерация страниц, неверное или неполное оформление библиографии и т.д.).

5. Условия проведения экзамена

1. Порядок проведения экзамена

Экзамен по учебной дисциплине проводится либо устно, либо в форме тестирования в объеме учебной программы в соответствии с учебным планом.

Экзаменационные билеты содержат два (в некоторых дисциплинах - три) теоретических вопроса, или один из вопросов содержит практическую ситуацию, либо задачу.

Студентам, замеченным в помощи друг другу, а также пользующимся учебными пособиями, различного рода записями могут быть заданы дополнительные экзаменационные задания или они могут экзаменоваться без билета.

По истечении 30 минут, данных для подготовки к ответу, студент отвечает на поставленные в билете вопросы.

По окончании ответа на вопросы билета студенту могут задавать дополнительные, уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамен.

Тестовые задания содержат от 40 до 100 вопросов. К каждому вопросы предлагается минимум три варианта ответа, один (или несколько) из которых являются верными. По истечении 30 минут, данных для выполнения тестового задания, лист с ответом сдается преподавателю.

2. Критерии оценки знании студентов

Оценки выставляются за ответы по каждому основному вопросу, за ответ на дополнительный вопрос (вопросы) и выводится итоговая оценка по результатам экзамена.

Оценка за выполнение тестового задания выставляется в зависимости от количества правильных ответов, приблизительно по следующей схеме: 0%-50% - «неудовлетворительно», 51-70% - «удовлетворительно», 71%-90% - «хорошо», 91%-100% - «отлично».

Оценка заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Неудовлетворительные оценки проставляются только в экзаменационной ведомости (в зачетные книжки не заносятся). Неявка на экзамен отмечается в ведомости: «не явился».

Критерии оценки:

«Отлично» - если студент глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно, логически стройно его излагает, тесно увязывает с ответом при видоизменении задания, правильно обосновывает свои выводы и решения, умеет самостоятельно обобщать излагать материал, не допускает ошибок.

«Хорошо» - если студент твердо знает программный материал, грамотно излагает его. Не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос.

«Удовлетворительно» - если студент усвоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала.

«Неудовлетворительно» - если студент не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки.

Студенты, получившие оценку «неудовлетворительно» допускаются к повторной сдаче по разрешению учебной части.

Пересдача на более высокий балл возможна только в исключительных случаях комиссионно в течение текущего учебного года.

6. Условия проведения зачета

ЗАЧЁТ как форма контроля и организации обучения служит приёмом проверки степени усвоения учебного материала, практических, семинарских и лекционных занятий, качества усвоения студентами отдельных разделов учебной программы, сформированных умений и навыков.

Порядок и критерии опенки знаний студентов при проведении зачёта

Зачёт проводится устно или письменно по решению преподавателя, в объёме учебной программы;

1. Преподаватель вправе задать дополнительные вопросы, помогающие выяснить степень знаний студента в пределах учебного материала, вынесенного на зачёт;

2. По решению преподавателя зачёт может быть выставлен без опроса – по результатам работы студента в течение семестра.

3. Положительные результаты сдачи зачёта оцениваются отметкой «зачтено» и проставляются в ведомости и в зачётной книжке студента. Отрицательные результаты - «не зачтено» - только в ведомости;

4. «Зачтено» - если студент глубоко, прочно усвоил программный материал, показывает умение самостоятельно обобщать теоретический материал, грамотно оперирует основными понятиями и терминами, не допускает ошибок;

5. «Не зачтено» - студент не владеет значительной частью программного материала, допускает существенные ошибки, не выполняет задания, установленные преподавателем;

6. Студенты, не сдавшие установленные учебным планом зачёты, к сессии не допускаются.

Буряк Л.Г., Блинова Л.А., Борисова Т.В. Жежерова В.П., Каразия Н.А., Ляшенко В.А., Малюгина О.П. Мещанкин А.В., Набатова А.Г., Набатова Н.А., Ращупкина Т.Ю., Сапаркина А.В., Сметанин А.Н., Стафеева Ю.В., Сутормина Е.В., Тычко Я.А. - преподаватели кафедры «Менеджмент и туризм» Камчатского филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма сервиса».

Компьютерная верстка: Набатова А.Г. - лаборант кафедры «Менеджмент и туризм» Камчатского филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса».