Главная              Рефераты - Разное

Образовательной программы «Служу Отечеству пером» учителя начальных классов Лукашовой Ольги Анатольевны - реферат

Материалы для участия

в региональном этапе Всероссийского конкурса

«За нравственный подвиг учителя»

в номинации

«Лучшая инновационная разработка года»

по теме

«Изучение основ детской журналистики

в системе духовно-нравственного воспитания младших школьников»

(Из опыта реализации образовательной программы

«Служу Отечеству пером»)

учителя начальных классов

муниципального

общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная

школа № 1»

г. Кандалакша Мурманской области

Лукашовой Ольги Анатольевны

г. Кандалакша

2010 г.

г. Кандалакша

2010 год

Из опыта реализации

образовательной программы

«Служу Отечеству пером»

учителя начальных классов

Лукашовой Ольги Анатольевны

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

Сведения об авторе


Лукашова Ольга Анатольевна

учитель начальных классов

муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

город Кандалакша Мурманской области

I квалификационная категория

Стаж педагогической работы – 26 лет

Член редакционной коллегии Всероссийской газеты «Добрята»,

издательство «Твердыня», город Томск

Введение

«Ты живёшь среди людей …

каждый твой поступок,

каждое твоё желание отражается

на окружающих тебя людях»

В.А. Сухомлинский

Многие жизненные ценности, правила поведения человека в обществе, с другими людьми, духовные качества, проявляющиеся в этом поведении, закладываются в человеке с раннего детства. Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для себя и в себе делают нас теми, кем мы становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаённым дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснения их целей, неудач и побед. Вот почему важно чаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшее Зло, или увидеть в них отражение наших неверных поступков.

Сегодня, как никогда раньше, важным для педагога является обращение к духовным и нравственным истокам становления маленького человека.

К духовным и нравственным величинам относятся чувства, эмоции, мысли, убеждения, желания, сознание, мышление, мораль, устремления, и такие понятия, как культура, образованность, духовная красота, а также милосердие, любовь и многое другое. Эти величины не измеришь метрами, не взвесишь, не пощупаешь, но они не менее материальных ценностей активно участвуют в нашей жизни. И более того, именно духовные и нравственные величины влияют на качество физических величин. К примеру, если человек сам добрый, уступчивый, миролюбивый, то эти качества повлияют и на его быт, и на круг его общения, и на возможность более удачно устроиться в жизни. И, наоборот, от злого, необщительного, придирчивого, жадного человека все желают

держаться подальше. То есть качество духовных и

нравственных ценностей определяет ценность

материального мира. 1

Что есть духовность?

Синтез совершенства.

Стремленье духа к новой высоте.

Путь к Богу –

Утверждает духовенство,

Мудрец ответит просто – путь к себе,

Поэт с художником подскажут –

Вдохновенье,

Певец и композитор – песнь души,

Политик – совесть,

Физик – убежденье,

И все они по-своему правы .

Духовность – это творчества начало,

Полёт души, что в высь устремлена,

В которой звонкой песней зазвучала

Космической гармонии струна.

Духовность не имеет постулатов,

В ней Дух святой,

Лишь с нею мы богаты .

О. Рубежов

Духовность – понятие многогранное. И как определить ту грань, которая станет основополагающей в работе с детьми? Этот вопрос каждый педагог решает для себя сам. Вместе с тем учитель решает ещё одну важную задачу: как найти интересную, яркую форму работы духовно-нравственного воспитания маленьких детей. Ведь только яркие, незабываемые образы и впечатления оставят в памяти ребёнка прочный след и дадут ростки формирования нравственной и духовной личности.

В 2008 году, имея за плечами 25-летний стаж педагогической работы, я познакомилась с новой образовательной программой «Служу Отечеству пером», которая стала основой моей воспитательной системы и работы с классным коллективом. Авторы программы - творческий коллектив педагогов дополнительного образования из города Томска (Т.В. Горчакова, Л.Н. Бударина, Т.В. Коростелева).

Программа привлекла моё внимание своей оригинальностью, новизной. В ней соединились различные аспекты работы с детьми: духовно-нравственное воспитание, развитие творческих способностей младших школьников и изучение журналистики, как части современного процесса информатизации.

В одной древней притче раскрывается ценность духовности и нравственных начал в человеке.

Какой «свет» имеет человек?

Один мудрец беседует с царём:

- Какой свет имеет человек?

- Свет солнца, о, царь!

- Когда солнце зашло, какой свет имеет человек?

- Луна служит ему светом.

- А когда зашли солнце и луна?

- Огонь служит светом.

- А когда зашло солнце, зашла луна, и погас огонь, что служит ему светом?

- Речь служит ему светом… Поистине, государь, человек идёт туда, где произносится речь, пусть даже там нельзя различить и собственной руки.

- А когда солнце зашло, зашла луна, погас огонь, и замолкла речь, какой свет имеет человек? Что остаётся человеку в полном молчании, без мелькающих образов вещей, без слов даже, наедине с самим собой? Есть ли внутри него творческий источник жизни, или он зависит целиком от окружающего и не имеет опоры в самом себе?

Проблема как научить детей свободно владеть словом, языком, речью волнует каждого педагога начальной школы. А как направить эти знания на совершенствование духовного мира ребёнка, формирование нравственного начала? Программа дополнительного образования «Служу Отечеству пером» дала мне как учителю большие возможности для объединения данных направлений в работе со своими учениками.

Описание программы «Служу Отечеством пером»

Образовательная программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» создана в 2008 году педагогами дополнительного образования из города Томска Горчаковой Т.В., Будариной Л.Н., Коростелёвой Т.В..

Цель программы : Формирование нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у детей младшего школьного возраста.

Программа по основам детской журналистики «Служу Отечеству пером» является частью большого Всероссийского проекта «Мы строим Добрый мир» . Целью проекта является воспитание у детей патриотизма, укрепление в детском сознании понятия добра как духовно-нравственной основы человека.

Данная Программа разработана на основе федеральных программ:

· «Дети России»

· «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг.»

· «Программа профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков»

· «Система начального обучения Л.В.Занкова»

· «Система начального обучения Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой, 2000-2100 гг.»

Основополагающие принципы программы

· Личностный – готовность к самостоятельной деятельности по

сбору и обработке информации, развитие самодеятельности, умение отстаивать свои убеждения и реализовывать их.

· Принцип творчества – формирование образного и логического

мышления через понимание смысла слова и текста, развитие литературного творчества и рукотворчества через идею Добра.

· Принцип ответственности – развитие ответственности за

порученное дело. Воспитание чувства ответственности за написанное слово, дело. «От твоего материала зависит настроение, расширение кругозора читателей».

· Принцип справедливости – материалы должны быть правдивыми,

актуальными, злободневными и общественно значимыми. «Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступали с вами».

· Принцип системности и последовательности – обучение

в соответствии с возрастными особенностями детей. Учебный материал программы разделён на образовательные модули – от простого к сложному. Каждый материал обязательно несёт и развивает основную тему курса.

· Принцип психологической комфортности – ориентация

на добрую информацию и положительные эмоции.

Формы реализации программы:

· праздники «Старт программы»;

· занятия журналистских групп;

· выпуск стенных газет;

· выпуск школьных газет;

· слёты;

· фестивали;

· экскурсии;

· родительские собрания;

· индивидуальные консультации;

· выставки;

· творческие отчёты;

· издание творческих сборников.


Формы интеграции программы в основные направления

воспитательной системы класса

Образовательная программа «служу Отечеству пером» реализуется мной в течение

двух лет. Вначале вся работа проводилась в рамках кружка детской журналистики. Но очень скоро программа органически соединилась с различными направлениями воспитательной работы с учащимися и стала основой для создания воспитательной системы класса. Сегодня для меня программа «Служу Отечеству пером» - это основной и значимый аспект в системе духовно-нравственного воспитания младших школьников. А результатом работы по каждому направлению воспитательной работы с классным коллективом является опыт литературного и журналистского творчества ребят : рукописные книги, статьи в местной газете «Нива», статьи и рисунки во Всероссийской газете «Добрята», основателями которой стал также авторский коллектив программы «Служу Отечеству пером».

Направление - Юные книголюбы

В последние годы во всем мире значительно снизился интерес к книге. У нас, некогда самой читающей нации в мире, чтение перестает быть безусловной национальной ценностью. Современный человек активно осваивает аудиовизуальную культуру, книга для него постепенно превращается в ненужную роскошь. Все это таит в себе серьезную опасность для духовного, нравственного, интеллектуального потенциала страны, будущего отечественной науки, культуры и России в целом. Чтение – не развлечение, а процесс воспитания собственной души, требующий от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления, поиска ответов на поставленные автором вопросы. Чтение развивает интеллект, формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность. Читающий человек – мыслящий человек. Данное утверждение бесспорно. Вернуть книгу в руки ребенка непросто. Сегодня у детей и их родителей много соблазнов: аудиокниги, электронные книги, мультфильмы, фильмы. Но, на мой взгляд, живого общения с книгой ничто не может заменить. Погружение в мир произведения, построение собственных, а не экранных, предлагаемых нам представлений, развитие фантазии и творческого домысливания, - сколько возможностей даёт непосредственное общение с книгой. Учителю нужно умело построить учебный и воспитательный процесс, чтобы книга стала необходимым компонентом в жизни ребёнка. Важно организовать деятельность детей таким образом, чтобы они сами пришли к пониманию значимости чтения книг.

Наш класс – частый гость Центральной детской библиотеки. Викторины, конкурсы, встречи с писателями: Николаем Колычевым, Олегом Бундуром, обсуждение книг, театрализованные постановки – это основные мероприятия, реализуемые в рамках направления «Юные книголюбы».

На уроках часто ребятам задаются вопросы «Почемучки», ответы на которые нужно найти в книгах.

Отрадно видеть, когда ребята приносят в класс новые книги, прочитанные ими самостоятельно, и с интересом рассказывают о героях этих книг своим одноклассникам на переменах, на уроках литературного чтения, на занятиях кружка по детской журналистике.

Особое место занимает создание учениками рукописных книг. Каждый стремится стать автором новой книги. Сначала эту работу мы проводили совместно с городским детским литературным обществом «Фениксята », которым руководит Маслюк Галина Павловна. Теперь мы создаём рукописные книги самостоятельно. За два года было создано 10 рукописных книг:

2009 год

1. «Книга природы» (коллективный сборник).

2. «Природа нашего края» (фоторепортаж, Тимонин Сергей).

3. «Моя семья» (Товмасян Арегназ).

4. «Моя семья» (Яковлева Дарья).

5. Сказка «Спор грибов» (Кононов Вадим).

2010 год

1. «Книга Севра» (коллективный сборник сказок, рассказов, стихов).

2. «Растительный и животный мир нашего края» (Кобзев Михаил).

3. «65-летию Победы посвящаем…» (коллективный сборник стихов).

4. «У природы нет плохой погоды» (коллективный сборник).

5. «Книга профессий» (коллективный сборник).

Ребята стали участниками XII Международного конкурса детской рукописной книги

«Мы на севере живём» и XIII Международного конкурса детской рукописной книги «Как хорошо на свете без войны».

Результат:

* Благодарственное письмо МБУ «Кандалакшская централизованная библиотечная система» за организацию выступления детей «Представляем юбиляра – журнал «Мурзилка» на общегородском празднике «Большой книжкин день», 2009 г.

* Благодарственное письмо МБУ «Кандалакшская централизованная библиотечная система» за организацию участия детей в XII Международном конкурсе детской рукописной книги «Мы на Севере живём», 2009 г.

* Благодарственное письмо МБУ «Кандалакшская централизованная библиотечная система» за коллективный сборник «Книга о природе», 2009 г.

* В 2010 году ребята стали призёрами XIII Международного конкурса детских рукописных книг.


Направление Юные друзья природы

У каждого народа имеется своя, сложившаяся в течение духовно-нравственная система воспитания. Она передает от старшего поколения младшему все самое лучшее, охватывает все стороны подготовки ребенка к будущей жизни, и дает прекрасные результаты в нравственном становлении личности. Нормы народной морали учат доброте, уважению к человеку, патриотизму. Душа ребенка тянется к любви. Тот, кто любим, тот и открыт для воспитателя. Нужно сделать так, чтобы школа стала тем местом, где ребенок получит импульс тепла и участия. А для этого нужна интересная, отвечающая общечеловеческим потребностям, возрастным особенностям учащихся реальная жизнь, с разнообразными видами деятельности, имеющими познавательно – мировоззренческую направленность. Чтобы каждый воспитанник мог найти себе дело по душе, ощутить чувство успеха, уверенности в себе, всё то, без чего невозможно сформировать достоинство и нравственную устойчивость человека.

Требования к разносторонности личности учащихся не исключает некоторого вычленения основных направлений в воспитательной системе педагога. Одно из таких направлений в моей воспитательной системе - «Юные друзья природы», где основополагающим принципом является: “Я - часть природы, живу по законам природы».

Человек не может существовать вне природы. Он и есть сама природа. И то, как мы, люди, относимся к своему дому: ведём себя как нерачительные, бездумные хозяева, или бережём то, что даёт нам жизнь, - в этом отражается наше самосознание, наша нравственная позиция, позиция гражданина. И пусть этот гражданин пока ещё очень маленький. Но познание окружающего мира и осознание своего места в этом мире начинается именно с младшего школьного возраста.

Целями и задачами данного направления являются следующие:

· Выработать умение и привычку соблюдать правила поведения в природе; не загрязнять окружающую среду.

· Воспитывать бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным; природным богатствам.

· Воспитывать нетерпимое отношение к жестокому обращению с птицами, насекомыми, растениями.

· Привить интерес к природным явлениям.Дать начальные представления о влиянии человека на природу и разумное ее использование.

·

Реализация направления «Юные друзья природы» осуществляется через:

· постижение общечеловеческих ценностей (природа, любовь, забота, бережное отношение, охрана);

· участие в общешкольных мероприятиях на экологическую тему (праздниках, походах, вечерах);

· проведение в классе мероприятий на экологическую тематику;

· организация различных акций по охране природы, участие в этих акциях, движениях.

Основные мероприятия:

· посещение эколого-биологической станции г. Кандалакша;

· организация ухода за животными в ДЭБС;

· изготовление кормушек для птиц, размещение их в скверах города;

· подкормка птиц в зимнее время года;

· сочинение загадок, стихов, рассказов, сказок о природе Заполярья;

· активное участие в муниципальных экологических конкурсах;

· изготовление поделок из природного материала;

· участие в конкурсах рисунков «Береги природу!»

Большую работу в направлении экологического образования учащихся ведёт педагог Детской эколого-биологической станции г. Кандалакши Половохина Валентина Юрьевна. Все знания, которые ребята получают на занятиях у Валентины Юрьевны, они пытаются выразить через литературное творчество: сочиняют загадки о природе, составляют кроссворды, ребусы, создают рукописные книги о природе. В 2010 году класс участвовал в конкурсе «Письмо Президенту России». Ребята сочинили эссе на тему «Только ли государства должны действовать для предотвращения надвигающейся глобальной экологической катастрофы?».

Результат:

* Грамота управления образования за I место в городском экологическом конкурсе «Животный мир Заполярья», апрель 2009 г.

* I место в конкурсно-игровой программе «Поиск клада» в рамках городской недели туризма.

* Грамота за I место в конкурсе «Загадки родной природы» в рамках городской недели «Экологический калейдоскоп», 2010 г.

НаправлениеМилосердие

Тема духовности и нравственности мира безгранична. Её можно исследовать всю жизнь, но начинать нужно обязательно в раннем детстве.

Очень важно, чтобы ещё в детстве ребёнок узнал и принял целый ряд духовно-нравственных законов и правил:

· нехорошо обманывать;

· нельзя обижать младших;

· надо уважительно относиться и заботиться о старших;

· надо любить родителей;

· надо помогать людям.

Задача учителя – научить детей действовать в соответствии с этими понятиями.

Дети, по словам Алексия II, « … каждый день и каждый час взрослеют…» и должны ценить « … драгоценное время детства, отрочества, юности, время, которое дано, чтобы человек обогатился бы знаниями, приобрёл этические навыки, нашёл своё призвание и построил храм своей души, доставляя радость окружающим!»

На мой взгляд, главной ценностью «храма души» человека должно быть милосердие - умение при собственном благополучии видеть проблемы других людей, живущих рядом с тобой, и умение быть готовым помочь в трудную минуту тем, кто в этом нуждается.

Нет ничего дороже человеческой жизни, сокровенного “я” человека, его индивидуального счастья. Но самой природой человек предназначен для жизни в обществе, среди людей. И как ты будешь жить среди окружающих тебя людей: в согласии, в мире, в любви или во вражде, ссорах и вечных склоках, это зависит от того, чем наполнена твоя душа, что живёт в твоём сердце.

Древние философы считали милосердие главной человеческой добродетелью.

Но маленькому ребёнку трудно объяснить смысл таких сложных философских понятий, как добродетель, милосердие. У них ещё маленький жизненный опыт. И как правило, этот опыт не омрачён серьёзными жизненными потерями, неудачами, невзгодами, лишениями. Как же объяснить нашим благополучным детям, что рядом с нами живут такие же ребята, но с другой судьбой. Эти ребята смеются очень редко, и глаза их часто бывают грустными. Таким ребятам нужна помощь. И в наших детских силах им помочь. Подарить игрушку, и ничего, что она уже не новая. Организовать для этих ребят небольшой концерт. Сочинить стихотворение, разучить его вместе. Можно просто погулять и поиграть в весёлую игру.

Считаю, что именно так, не словами, красивыми фразами, долгими беседами, а участием в хорошем, добром деле можно в маленьком школьнике воспитать не только гражданина, а Человека.

На занятиях кружка детской журналистики с ребятами определили заповеди ДОБРА:

• Старайся делать добро!

• Бойся обидеть человека!

• Люби и прощай людей!

• Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали

по отношению к тебе!

• Познай мир и себя!

• Стремись найти свою цель в жизни!

• Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

• Лучше отдай свое, чем возьми чужое!

В рамках направления «Милосердия» вместе с ребятами:

· организуем сбор одежды, игрушек, книжек для малышей из Дома ребёнка;

· посещаем детей – сирот, организуем совместные прогулки, игры;

· пишем письма болеющим детям из класса, своими руками делаем для них поделки с сюрпризом.

С ребятами мы придумали «Копилку добрых дел». Каждый может написать о том, что он сделал доброго и хорошего - не для себя, а для другого человека: родителей, друга, бабушки, или совсем постороннего и незнакомого ему человека. В своих небольших сочинениях, которые они стараются красиво оформить, ребята рассказывают не только о том, что они сделали, они делятся своими ощущениями и впечатлениями, которые остаются в их душах. Часто можно прочитать в этих детских откровениях: «Я был счастлив, когда…».


Направление «Журналистика»

Сказка «Уголёк – цвет родного очага» (Серафим Серов, 9 лет), стихотворение «Сюрприз на пне» (Маргарита Шершнёва, 9 лет), рассказ «Приключения листочка» (Катя Заиканова, 9 лет), рассказ «Мгновения Красоты» (Михаил Кобзев, 9 лет), «Сказка о снежинке» (Наташа Кочерган, 9 лет) – это лишь небольшой список публикаций ребят моего класса, чьи работы были напечатаны в 2009-2010 учебной году на страницах Всероссийской газеты «Добрята».

Не без гордости могу сказать, что сегодня мои третьеклашки - авторы многих творческих работ, опубликованных на страницах этой замечательной газеты.

Стараюсь и сама не отставать от юных журналистов. В каждом номере газеты есть представление моего опыта работы.

С января 2010 года нашим авторам предоставлена целая страничка для публикации своих творческих работ.

Основные мероприятия:

· создание фильма о классной организации «Добрята»;

· работа по созданию школьной стенной газеты;

· участие в городских и региональных конкурсах рисунков;

· написание статей в газету «Нива»;

· сотрудничество со Всероссийской детской газетой «Добрята»;

· популяризация программы «Служу Отечеству пером» - привлечение к сотрудничеству учащихся других классов и других школ.

Программа «Служу Отечеству пером» даёт большие дополнительные возможности развития детей. Наряду с формированием основ духовно- нравственного становления личности, идёт активное развитие учащихся в области филологии. Наблюдения показывают, что у ребят развивается речь, орфографическое чутьё, закладываются основы тонкого понимания русского языка, бережного отношения к нему, расширяется кругозор. Это ли не ценно сейчас, когда безграмотность становится обычным явлением нашей жизни, уже давно никого не шокирующим.

Благодаря программе «Служу Отечеству пером» удалось создать добрый,

светлый и трогательный мир существования детей в самой обычной школе. Работа по этой программе помогает организовать жизнь детей с верой в обязательную победу добра в жизни. Важные духовные вопросы осмысливаются в детских работах, которые можно назвать «Пробой пера…».

Результат:

* Почётная грамота детского центра «Добрята» за I место в конкурсе редакции Всероссийской газеты «Добрята» «Путешествие в мир растений», 2009 г.

* Благодарность Детского центра «Добрята», редакции всероссийской газеты «Добрята» Ольге Анатольевне Лукашовой за активное участие во Всероссийском проекте «Мы строим Добрый мир» и плодотворное сотрудничество с детской увлекательно - познавательной газетой – журналом «Добрята».

* Диплом за I место во всероссийском конкурсе «Новогодняя радуга чудес» в рамках проекта «Мы строим добрый мир» редакции всероссийской газеты «Добрята».

В этом году нам поступило приглашение к сотрудничеству с коллективами из городов Октябрьский (Башкортостан), Великие Луки. Ребята и педагоги сегодня имеют желание обмениваться опытом, идеями, своими проблемами и достижениями, и не просто в масштабах одного города, но и других городов, и даже стран. В декабре 2009 года от авторов программы поступило приглашение к участию в международном сотрудничестве в рамках программы «Служу Отечеству пером».


Взрослые и дети

Духовно-нравственное воспитание детей невозможно представить без участия родителей. И не простого одобрения или стороннего наблюдения, а активного участия в становлении, развитии своего ребёнка, в тесном сотрудничестве и сотворчестве с ним. В процессе становления личности семья играет главную роль: это ступенька социализации и самосознания ребёнка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение они имеют в первые годы пребывания детей в школе.

Привлечение родителей к школьной жизни своего ребёнка расширяет их опыт воспитательной деятельности, меняет их отношение к самой школе. Совместные дела со своими детьми способствуют пониманию того, что воспитание детей – это своеобразное искусство, которое требует терпения, а также большого желания познать ребёнка, помогают найти язык общения, положительно воздействуя на формирование личности ребёнка. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, родители становятся не сторонними наблюдателями, а союзниками педагога и школы. Только в этом случае можно говорить о целостном подходе в воспитании ребёнка.

Программа «Служу Отечеству пером» объединила учащихся класса и их родителей. Мамы, папы, дедушки и бабушки стали соавторами работ своих детей, первыми их слушателями и рецензентами. Родители стали активными помощниками в добрых начинаниях детей. Именно папа Федотовой Александры помог организовать акцию «Внимание, переход!», в ходе которой ребята подготовили памятки водителям и вручали их в течение дня тем, кто в этот день был за рулём.

Своеобразным итогом сотрудничества родителей и детей стало проведение родительского собрания «Самые лучшие дети бывают у счастливых родителей!». Родителям для обсуждения были предложены высказывания мудрых людей:

- Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребёнка несчастным, - это приучить его не встречать ни в чём отказа.

- У ребёнка своё особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим.

- Покинут счастьем будет тот,

Кого ребёнком плохо воспитали.

Побег зелёный выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит.

(Саади)

Создание детской организации «Добрята»

Работа по программе «Служу Отечеству пером» стала основой создания на базе моего класса в мае 2009 года детской организации «Добрята».

В торжественной обстановке состоялось посвящение ребят в члены организации. Добрятам были повязаны жёлтые галстуки. Будто лучики солнца, пробившись из-под низкого северного неба, скользнули в класс, обняли каждого ребёнка, да так и остались лежать на детских плечиках. Просто мальчишек и девчонок из 2 «А» школы № 1 приняли в «Добрята», повязав каждому ярко-жёлтые шёлковые галстуки.

- Почему галстуки жёлтые?

- Потому что цвета доброго солнца! (Из статьи в газете «Нива»)


И в заключение …

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданиями, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Чтобы сегодня увлечь ребят интересным делом, каждый день вести их за собой

по дороге Добра, учить их жить в мире и согласии с собой и окружающим миром – учителю надо обязательно быть Личностью.

Каждый из нас должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости, а живой личностью, которая помогает ребёнку познать не только мир, но и самого себя. В наших воспитанниках дремлют задатки разных талантов. Эти таланты раскроются тогда, когда каждый ребёнок встретит в воспитателе ту «живую воду», без которой задатки засыхают и хиреют…

В. Сухомлинский

Непростое это дело - ежедневно, ежечасно, капля за каплей, наполнять сосуд души

ребёнка добром. Для меня, как для педагога ориентиром в работе слова Алексия II, человека, который сам всю свою жизнь нёс людям веру в добро, в духовное начало в человеке: «Забота о детях всегда почиталась священным делом, потому что детство само по себе беззащитно. Вот почему велико и свято дело учительства. Важнейший вопрос педагогики не столько в том, чтобы напитать детей знаниями, но, как и какой водой хотим мы утолять их жажду духовную и есть ли у нас вода живая. У нас самих должна быть и детская простота души, и правда любви, и незыблемость веры.» 3

Информационные источники

1 «Что есть духовность». Из газеты «Банк добрых знаний», akenig.narod.ru/chtoestduhovnost.htm.

2 Якимова И.В., Тихонова И.А., Томашева Л.М..// Духовно-нравственное воспитание младших школьников. // festival.1september.ru/articles/212640/

3 Алексий II. //Слово на открытии VI Международных рождественских образовательных чтений (9 января 1998 года)//. patriarch.voskres.ru/

1. Аверина Н.Г.// О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. - 2005 - №11 - С. 68-71

2. Горчакова Т.В., Бударина Л.Н., Коростелёва Т.В. «Служу Отечеству пером». Образовательная программа по основам детской журналистики. – Томск: Издательство «Твердыня», 2008. – 96 с.

3. Максимова С.И. // Новые книги для новых читателей // «Детский сад от А до Я»,

№ 1 2003 г.

4. Павлова О.А. Тематические классные часы в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007 г.

5. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/ В.А.Сухомлинский –