Главная              Рефераты - Разное

Курс лекций учебной дисциплины «Интернет» по специальности 080507 (061100) менеджмент организации - реферат

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КУРС ЛЕКЦИЙ

учебной дисциплины «Интернет»

по специальности 080507 (061100)

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

Часть 2

Ростов-на-Дону

2006

Курс лекций разработан преподавателем Кугушевой Т.В.

Научный редактор:

канд. тех. наук, доц. Григан А.М.

Ответственный за выпуск:

д-р экон. наук, проф. Чернышев М.А.

Рецензент:

канд. экон. наук, доц. Анопченко Т.Ю.

Компьютерная верстка:

преп. Кугушева Т.В.

Печатается в соответствии с решением кафедры теории и технологий в менеджменте экономического факультета РГУ, протокол № 1 от 22.09.2006

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 5 Введение в технологию создания Web-сайтов................................. 4

5.1 Виды Web-сайтов................................................................................... 4

5.2 Схема сайта. Разделы.............................................................................. 8

5.3 Формулировка цели проекта и определение целевой аудитории....... 11

5.4 Формирование карты сайта и определение навигационной схемы сайта............................................................................................................................... 14

5.5 Формирование макет страницы............................................................ 17

5.6 Определение дизайна страницы........................................................... 18

5.7 Реализация и необходимый инструментарий...................................... 19

5.7 Тестирование и выбор хостинга. Регистрация адреса......................... 24

5.8 Рекламирование. Регистрация в поисковых службах.......................... 26

5.9 Обслуживание web-страницы............................................................... 29

Тема 6 Электронная коммерция в среде Интернет. Системы дистанционного образования. Работа в сети Интернет.................................................................. 31

6.1 Электронная коммерция и электронный бизнес. Модели интеграции информационных технологий в хозяйственную деятельность предприятия..... 31

6.2 Системы дистанционного образования................................................ 35

6.3 Телеработа и распределенный офис..................................................... 38

Тема 5 Введение в технологию создания Web-сайтов

5.1 Виды Web-сайтов

Итак, что такое сайт. Это набор страниц в формате HTML, которые лежат на Web-сервере. Web-сервер - это постоянно подключенный к Интернету компьютер, который передает эти странички по запросу пользователей. HTML расшифровывается как "язык гипертекстовой разметки".

Причины, по которым люди решают подготовить и опубликовать во Всемирной сети собственный web-ресурс, могут быть совершенно различными. Если речь идет о домашней страничке, то основным движущим фактором для web-мастера является стремление разместить в Сети информацию, которую в последствии можно использовать при поиске работы или интерактивном общении с другими людьми посредством Интернета. Иногда домашняя страничка служит средством для публикации, например, литературных произведений, рисунков, музыки или научных исследований автора. Таким способом владелец странички может найти издателя для своих рассказов, организаторов выставки для своих картин, продюсера для музыкального проекта или спонсора, готового профинансировать его разработки. В ряде случаев посредством домашней странички можно просто зарабатывать деньги.

Некоммерческий сайт, представляющий посетителям информацию по какой-либо конкретной тематике, вырастает, как правило, из хорошо продуманной, грамотно выполненной и регулярно обновляемой домашней странички. Каким бы ни был подобный ресурс — развлекательным порталом, музыкальным сайтом или проектом, посвященным съемке и монтажу любительского видео, он создается обычно с теми же целями, что и домашняя страница. Иногда помимо чисто практических интересов, которыми руководствуется владелец некоммерческого сайта, им движет честолюбие в лучшем смысле этого слова, то есть стремление обрести популярность и признание у сетевой аудитории. Никто не говорит, что это плохо или аморально. Наоборот, по статистике большинство талантливых и популярных проектов российского Интернета было создано именно честолюбивыми авторами. Ну, и, конечно, не следует забывать о том, что web-дизайн — это весьма молодая и быстро развивающаяся сфера Интернет-технологий, в которой всегда найдутся высокооплачиваемые вакантные места для толковых специалистов. Налицо тенденция активного освоения Интернета малым и средним бизнесом, в русскоязычную часть Всемирной сети стали вливаться большие деньги, поскольку данный вид капиталовложений является сегодня одним из наиболее перспективных. Разумеется, по мере насыщения рынка сформируется повышенный спрос на web-дизайнеров и программистов Интернет-приложений, а спрос, как известно, рождает предложение.

Что же представляет собой тот «полигон», на котором начинающий web-мастер может испытать собственные силы и способности? Разумеется, это собственная домашняя страничка, ваш первый самостоятельный проект или первый любительский некоммерческий сайт, который вы можете создать собственными руками.

Коммерческие Интернет-проекты организуются с расчетом на получение финансовой прибыли, причем эта прибыль может быть как прямой, так и косвенной. Под косвенной прибылью подразумеваются те неоспоримые преимущества, которые дает грамотно подготовленный web-сайт его владельцам: по сравнению со стоимостью традиционной рекламы, реклама в Интернете практически бесплатна, что с учетом огромной аудитории Всемирной сети является огромным плюсом. Более того, компания-владелец web-ресурса получает в свое распоряжение именно целевую аудиторию, поскольку ее сайт будут посещать лишь те пользователи, которые нашли его по набору ключевых слов, введенных в форму запроса поисковых машин или в соответствующем тематическом разделе интерактивных каталогов. Web-страница является лучшим и наиболее выгодным решением при поиске как отечественных, так и зарубежных партнеров и потенциальных клиентов. Никакой иной способ рекламы не даст вам такой приток заинтересованных лиц и заказчиков, как хорошо продуманный и правильно разработанный web-сайт.

Получение прямой прибыли подразумевает создание проекта, изначально рассчитанного на привлечение финансовых средств непосредственно из Интернета. Существуют компании, живущие только за счет созданных силами их сотрудников web-ресурсов. Это могут быть поисковые машины или информационные порталы, продающие на своих страницах рекламное пространство; Интернет-магазины, посетители которых могут заказать какой-либо товар прямо в режиме on-line, получив его впоследствии по почте; система интерактивных аукционов или виртуальное рекламное агентство. Возможностей зарабатывать деньги в Интернете такое множество, что их трудно было бы даже кратко описать , поэтому данному вопросу посвящена отдельная тема. Как бы то ни было, разработка коммерческого проекта, безусловно, требует большого времени и продолжительного, кропотливого труда.

Что же касается видов сайтов, то четкой классификации WWW - страничек пока что не создал никто. Однако из всей совокупности множества сайтов можно выделить их следующие виды:

1. "Домашняя страничка" или home page. Самый простой, доступный всем тип сайта. Девиз ее автора - "Слава мне, любимому!" Вот, дескать, живет в таком-то городе г-н Вася Пупкин, и любит он то-то и то-то, росточка такого-то, занимается тем-то и тем-то... Такой подход заведомо обречен на неудачу - в том случае, если вы жаждете с помощью этой странички добиться всепланетной известности. Таких страничек в океане Сети - миллионы. И вероятность того, что на созданный вами мини-сайт тут же повалит куча народу, практически равна нулю.

Однако же в том случае, если вы хотите просто создать свою "визитную карточку", которой можно хвастаться перед друзьями и покорять женские сердца - лучше домашней странички не найти. Как правило, "домашний сайт" состоит из 4-5 отдельных страничек-документов. Заглавная может содержать краткую биографическую справку о вашей особе и то, в каком стиле вы ее напишите - серьезном или юмористическом - решать вам. Вторую страничку разумно отдать под ваше хобби, на третьей будет коллекция фотографий, четвертую выделите под неизбежную коллекцию ваших любимых ссылок... Все! Крохотное сетевое досье готово.

"Виртуальное резюме" Еще более простой тип странички - на этот раз действительно странички, поскольку никакой разветвленной структуры в этом случае не нужно. Один-единственный документ, в котором сжато и лаконично изложены все важные данные о вашей особе - год и место рождения, образование, специальность, опыт работы и т.д. Такая страничка - вещь весьма специфическая: держать ее в Сети постоянно нет никакого смысла. Но в тот момент, когда вы отправитесь на поиски работы, она может сослужить вам очень неплохую службу.

2. "Интернет - стенгазета". Чаще такую страничку называют WWW-обозрением. По сути дела, это - настоящая сетевая газета, которую делает один человек. Обозрение - это уже не застывшая в своем развитиии "домашняя страничка", а живой, постоянно обновляющийся организм, который вам нельзя оставлять без внимания даже на неделю! Что обозревать? Как это ни смешно - никакой разницы. Ибо центральным элементом любого Web-обозрения остается все же фигура обозревателя, узнаваемый стиль его творений. Сегодня вы можете писать о событиях в Югославии, завтра - о рецепте мясного торта, который вы сваяли в ознаменование 30-й годовщины покупки любимого хомячка. И все равно почитатели вашего таланта будут читать взахлеб...при условии, что оный талант и живой стиль у вас имеется. И если у вас получится - добро пожаловать в число "звезд" русского Интернета!

3. "Виртуальный фэн-клуб". Вторая по численности \после домашних страничек\ группа сетевых творений. Музыка. Книги. Кино. Живопись. Туризм. Коллекционирование. Работа. Компьютер. Перечислять категории, которым может быть посвящен ваш сайт, можно до бесконечности. Главное - что такая страничка будет уже интересна не только вам одному, но и многим другим людям. Создав грамотную, живую и интересную страничку, вы тем самым неизбежно соберете вокруг себя множество интересных вам людей...

4. "Сетевое издание" , журнал, газета, альманах, агентство новостей - выбор названий велик... Динамичный, часто обновляемый и объемный сайт, вобравший в себя лучшие черты "фэн-клуба" и "обозрения". Такой сайт может состоять уже из сотен и даже тысяч документов.

"Виртуальные представительства" организаций. Диапазон сайтов в этой группе огромен: от крохотной странички небольшой фирмы - сборщика компьютеров до гигантских "корпоративных сайтов" , таких "китов" бизнеса, как Microsoft, а так же правительственных структур или общественных объединений.

5.2 Схема сайта. Разделы

Перед тем как приступить собственно к разработке страниц, подумайте о том, каков будет "костяк" вашего будущего сайта. Ведь, согласитесь, редко можно встретить сайт, состоящий из 1-2 страничек, на практике их бывает не меньше десятка. Скажу сразу - гнаться за большим количеством страниц не следует. Ведь наша с вами задача - не заваливать несчастного пользователя громадным количеством полупустых разделов, а грамотно соблюсти баланс между объемом информации на каждой страничке и количеством оных.

Пользователи серьезных WWW-редакторов ( например, FrontPage , DreamWeaver или Namo WebEditor) изначально могут создать в них не просто отдельную страничку , а целый сайт с готовой структурой. Особенно преуспели в этом отношении создатели FrontPage и Namo WebEditor, оснастившие эти программы обширной библиотекой шаблонов готовых "домашних страничек".

Каждый сайт, как и его создатель, индивидуален, поэтому было бы наивно с важным видом преподносить мудрые рекомендации на все случаи жизни. Но практика показывает, что без некоторых разделов все же не обойтись.

Титульная страничка. Та самая, на которой пользователь оказывается сразу же при входе на сайт. Именно она - лицо вашего проекта и ваша, как дизайнера, "визитная карточка".

К титульной страничке предъявляется несколько простых, но важных требований. Первое: она в любом случае должна быть функциональной - поместив на ней лишь красивую картинку - "визитку" и кнопку "Щелкни, чтобы войти", вы явно не продемонстрируете хорошего вкуса. Второе: страничка обязательно должна содержать полное навигационное меню, т.е. список всех страниц вашего сайта. Третье: в качестве информационной начинки она может содержать краткую информацию о вашем проекте, или же новости странички.

Новости. Некоторые, впрочем, предпочитают отводить новостям отдельную страничку, но без этого раздела на уважающем себя сайте в любом случае не обойтись. С ее помощью посетитель, случайно посетивший ваши "виртуальные хоромы", может легко выяснить, как часто автор обновляет свое творение - а значит, стоит ли зайти сюда еще раз в ближайшее время.Эта страничка и вас заставит уделять сайту побольше времени: странички, содержимое которых не обновляется месяцами, быстро теряют пользователей.

Ссылки. Куда же без них? Ведь каким бы замечательным не был ваш сайт, наверняка его посетителям будут интересны и другие странички аналогичной тематики. Прятать голову в песок и делать вид, что вы один во всей вселенной - явно не лучший выход. Куда честнее и практичнее сразу же создать библиотеку ссылок по данному направлению - это может стать лишним козырем в вашу пользу. Только, ради бога, не заполняйте эту страницу стандартным перечнем поисковых систем и хаотической смесью из ссылок на самые популярные страницы Сети - для этого есть каталоги...

Гостевая книга. Хотите знать, что думают о вашем сайте посетители? Хотите познакомится с коллегами по увлечению? Нет ничего легче - добавьте на сайт гостевую книгу, в которой случайные гости созданного вами уголка виртуального пространства смогут навеки зафиксировать свой бурный восторг или бурное негодование. Структура гостевой книги крайне проста - просто цепочка отзывов - и не предполагает активного общения. Именно поэтому гостевую книгу используют, в основном, маленькие сайты с небольшим числом посетителей.

Когда же у ваших гостей возникает жажда общения друг с другом, и таких гостей набирается достаточное количество, пора переходить от гостевой книги к "форуму", позволяющему создавать "деревья" сообщений, сгруппированных по веткам-темам. В форуме на каждое сообщение можно поместить множество отзывов или комментариев, каждый из которых, в свою очередь, может стать отправной точкой для новой дискуссии. Чтобы создать форум или гостевую книгу "с нуля", необходимо написать специальную программу - скрипт. Но можно легко обойтись и без этого, благо в Сети существует энное количество "стартовых площадок", позволяющих любому пользователю оснастить свой сайт желаемым довеском.

Об авторе. Скромное жизнеописание на пару абзацев, небольшая фотография... Многие считают, что без этого вполне можно обойтись даже на персональной странице. Однако так приятно видеть за строками текста его создателя - живого человека! И часто хочется узнать о нем побольше...

Навигационное меню. Оно может занимать отдельную страничку, а может просто отвоевать для себя уголок на каждой страничке вашего сайта. Как правило, для размещения меню используется левый или нижний край странички.

Никаких особых стандартов на количество разделов, их название и объем, в природе, впрочем, не существует. Помните только об одном: названия всех разделов вашего сайта в обязательном порядке должны быть вынесены в навигационное меню не только на первой, но и, желательно, на каждой отдельной страничке вашего сайта.

5.3 Формулировка цели проекта и определение целевой аудитории

Как и любое дело, создание веб-сайта, будь то домашняя страничка, развлекательный или коммерческий сервер, нужно начинать с принципиального плана. Надо понять ради чего вы хотите запустить новый проект - сформулировать цель этого проекта. Естественно, что все остальные этапы создания и работы сайта определяются целью сайта. Поэтому первым делом нужно сесть, положить перед собой белый лист бумаги и написать на нем вдумчивое и развернутое обоснование того, для чего вы хотите запустить новый проект, какие у вас есть цели и почему они актуальны (хотя бы и для вас одного). Если вы работаете в команде, то изложение плана на бумаге имеет колоссальное значение для полноценной работы вашей команды. Кто и как поймет то, что вы сумбурно или с недоговорками объясните на словах - неизвестно, а бумага - это четко изложенная инструкция.

Одним из самых важных вопросов является определение состава потенциальных посетителей вашего сайта. Нужно понять кто ваши читатели - школьники или люди за 30, одинокие мужчины или замужние женщины, поклонники джаза или любители тяжелого металла? Каждая из этих категорий людей предъявляет свои специфические требования к сайту. Точный выбор аудитории, к которой вы адресуетесь, во многом определяет облик сайта. От этого зависит дизайн, содержание, количество текста, его сложность, места раскрутки, баннеры и многое другое.

Содержание: школьник, который учится в 8-9 классе, наверное, не будет читать свежие котировки ценных бумаг, а пожилая дама не будет читать такие издания как ComputerWeek.

Стиль, которым вы пишете: у разных людей разный словарный запас (не только больше меньше - есть еще и профессиональные навыки), а частое использование слов вроде "конвергенция", "реэкстракция" или "парадигма" резко сужает вашу аудиторию.

Оформление: не следует оформлять финансовый бюллетень также как журнал "Птюч". Даже сами принципы навигации по сайту и его (сайта) организации различаются в зависимости от целевой аудитории.

Если Вы публикуете свой труд, рассчитываемый на долгое вдумчивое чтение, тогда позаботьтесь о читабельности, постарайтесь исключить отвлекающие динамические эффекты, подберите правильное, не утомляющее цветовое сочетание фона и текста, постарайтесь задать стиль, соответственно содержанию. И наоборот: сократите текстовые блоки до минимума, если Вы создаете сайт, дающий посетителю, прежде всего визуальную и другую мультимедийную информацию.

Каждая отдельная работа требует индивидуального подхода и тщательной проработки. В общем случае - вы определяете свою целевую аудиторию, затем выделяете ее основные черты и характеристики и, уже с учетом полученных данных, строите свой сайт.

Прежде чем выкладывать материалы на сайт, необходимо их для этого подготовить. Причем подготовка материалов, включает в себя не только их непосредственное создание, но и целый комплекс мер по их предварительной обработке.

Все материалы сайта должны быть единообразны внутри каждой категории. То же самое касается и визуальных материалов: они выглядят значительно аккуратнее, если приведены к одному размеру (или, если это невозможно, то к одинаковой ширине или высоте). Пожалуй, единообразие материалов - это наиболее важное к ним требование. Особенно это касается корпоративных и других сугубо официальных сайтов. То есть, унификация содержимого сайта придает ему солидность и строгость во внешнем виде. Сайт, на котором вся информация строго структурирована и выглядит специально для этого сайта написанной, воспринимается значительно серьезнее, нежели тот, материалы которого "надерганы" из разнородных источников.

Работа с текстами.

Каждый текст имеет свою собственную направленность, рассчитанную на наиболее легкое восприятие целевой аудиторией, то есть теми людьми, для которых он непосредственно предназначен. Поэтому при написании текста вы должны четко представлять себе к кому вы обращаетесь, что вы хотите сказать, чтобы ваши читатели не были дезориентированы. Соответственно, когда вы "направляете" текст на какую-либо конкретную социальную группу, то вы делаете это с помощью стилистики и словарного запаса, используемого в тексте. Достаточно очевидно, что использование простонародных выражений не всегда подходит для сайта, который распространяет биржевые сводки и новости, а большое количество компьютерных терминов может смутить неквалифицированного пользователя, которых в Сети становиться все больше и больше, о чем многие забывают. Задачей редактора в данном случае будет являться подбор оптимальной стилистики и направленности текста и постоянное следование ей. Текст должен быть относительно ровным (длина фразы, количество знаков препинания и т.д.), но не слишком однообразным, потому что, в этом случае его будет совершенно невозможно читать. Работая над стилистикой текста, не стоит забывать о грамматике. Люди очень чувствительны к ошибкам в тексте и легко их ловят, тем более, что чужой текст обычно читают значительно внимательнее чем свой собственный. Отдельно стоит поговорить о заголовках. Частой ошибкой издателей (не только web) являются неподходящие, неуместные заголовки. Заголовки, точно отражающие смысл последующего за ними текста достаточно скучны и непривлекательны, хотя и исчерпывающе информативны.

Работа с изображениями

Сейчас мы говорим только о тех картинках, которые составляют содержание вашего сайта, а не являются элементами его оформления. Чаще всего, контентными изображениями являются семейные фотографии (походные, свадебные, институтские и пр.), иллюстрации продаваемой продукции, рисунки или картины (особенно, если сайт посвящен художнику), кадры из фильмов, скриншоты игрушек. И тут следует учитывать современные скорости работы телекоммуникационного оборудования, не в состоянии предоставить веб-мастерам того комфорта при работе с изображениями, который есть у дизайнеров печатной продукции. В результате, вы, как веб-мастер, все время должны помнить об объеме получающегося изображения, чтобы вашим посетителям не пришлось полчаса ждать его загрузки. Существует два основных формата графических данных, используемых в веб-мастеринге - это GIF и JPEG, хотя они и не единственные, но на данный момент наиболее распространенные. Формат GIF используется для презентационной (деловой) графики: схем, диаграмм, графиков, а также для анимации, однако если в вашем распоряжении есть подлежащая выкладыванию на сайт цветная фотография, то лучше использовать JPEG.

5.4 Формирование карты сайта и определение навигационной схемы сайта

Имея на руках результаты анализа целевой аудитории и профили будущих посетителей, пришло время сделать набросок "карты сайта". Это графическая диаграмма, показывающая путь продвижения посетителя по сайту. Карта должна включать в себя каждую его страницу и то, в какой зависимости они находится относительно других страниц и материалов. Навигация сайта напрямую зависит от количества и глубины содержания представляемого материала, а его стиль и тон окажут влияние на визуальный язык композиции.

Гиперссылки

Web-сайт - группа HTML-документов, объединенных по смыслу и имеющих одинаковое дизайнерское решение. HTML-документ- это текстовый файл с расширением .html или .htm, в котором тест размечен HTML-тегами. Каждая страница (HTML-документ) является обычным текстовым файлом и содержит, во-первых, текст, нужный человеку, и, во-вторых, некоторые инструкции человеком невидимые. Эти инструкции условно можно разделить на два типа: описание внешнего вида документа (размер букв, тип шрифта, элементы оформления) и ссылки на другие ресурсы (это могут быть другие страницы, изображения, серверы и т.п.), которые, собственно, и делают из текста гипертекст. Гипертекстовые ссылки выделенные области документа, позволяющие переходить к другому документу, содержащему связанную информацию. С помощью гипертекстовых ссылок пользователь может обращаться к информации в других документах, связанных с данной темой. Выбирая подсвеченные слова, выделенные изображения и графику в тексте документа и щелкая по ним мышью, вы можете перемещаться в любом направлении и "перескакивать" на другие интересующие вас документы, независимо от того, где эти документы находятся. С помощью ссылок осуществляется навигация по web-сайту.

Навигация

Навигация бывает двух типов: вертикальная и горизонтальная. Горизонтальная - это линейная навигация (вширь), когда вы просматриваете страничку за страничкой и можете перейти только либо вперед, либо назад. Нелинейная навигация - вы можете переходить в любое место сайта. Вертикальная навигация - это иерархическая навигация (вглубь).

При создании сайта очень важным моментом является определение его структуры. Нарисуйте для себя схему вашего узла, обозначьте стрелками связи по ссылкам между страницами и подумайте о том - легко ли будет ориентироваться посетителю во всех этих переходах, не заблудится ли он в вашем лабиринте. Замечено, что ориентироваться в дереве разветвлений с глубиной проникновения более чем на три уровня становится очень сложно, ведь посетитель заходя на ваш сайт, ориентируется в его структуре как если бы, например, он действительно бродил по огромному зданию, с его этажами, коридорами и комнатами.

При такой организации web-документа отдельные его страницы, связанные ссылками, даже могут физически находиться на совершенно удаленных друг от друга серверах, и все будет нормально функционировать незаметно для пользователя, хотя если один из серверов окажется, вдруг недоступен по какой-либо из причин, то соответственно часть вашего документа посетители не увидят. Важно помнить, что навигация должна быть удобной и доступной из любой части каждой вашей страницы, и должна быть налажена как между отдельными страницами сайта, так и между отдельными частями внутри одной страницы.

При отборе информации, жизненно необходимо ее структурировать, уметь выделять наиболее важное. Нередко можно слышать возражение, что на сайте важна вся информация, и необходимо акцентировать ее всю. Но, на самом деле, так не бывает и даже в самой важной информации есть порция наиболее важной. Хорошая структурированность сайта обеспечивает половину успеха при его создании. При составлении структуры будущего сайта, подавите в себе желание поместить все пункты меню на одну страничку. Человек комфортно воспринимает не более 7-ми пунктов, и их большее количество вызывает подсознательное отторжение при просмотре. Слишком сложное не вызывает желания разбираться.

Для того, чтобы этого избежать и используется иерархическое построение меню. Правильное структурирование информации позволяет нам выделить основные разделы сайта, а все второстепенные разделы будут доступны после выбора одного из основных. Описанное замечание относится также и к меню 2-го уровня - при большом количестве пунктов, имеет смысл ввести меню 3-го уровня. Но не более! Будет уже слишком. Если же информации, все же, настолько много, что не получается структурировать ее в 3 уровня меню, то имеет смысл выделить отдельные подсайты, каждый из которых будет отвечать за свою область.

5.5 Формирование макет страницы

Другим важным вопросом является создание макета вашей странички. Макет - это набор правил, по которым располагаются элементы страницы. Как один из основополагающих элементов стиля, макет создает в документе единство, ощущение неделимого образного ряда. То есть макет упорядочивает документ, делает его, в общем случае, легко читаемым и более удобным для восприятия. Для создания макета необходимо четко представлять себе количество и характер элементов на странице, а следовательно, вам необходимо заранее определить типы материалов и их объем. Ну, с типами все довольно просто, так как вы определили их еще при планировании сайта. А что касается объема, то фактически есть два варианта: либо вы подгоняете макет под объем материалов, либо вы подгоняете объем материалов под заранее созданный макет. На самом деле, прибегать к первому варианту приходиться крайне редко, например, при работе с авторскими или другими специфическими материалами, которые не подлежат редактированию. Во всех же остальных случаях, любой материал - картинка или текст может быть доработан в соответствии с требованиями макета.

Вернемся к собственно самому макетированию - вам предстоит создать таблицу, отвечающую нескольким требованиям.

Во-первых, она должна содержать пространство для каждого возможного элемента на странице, то есть, создавая таблицу, вы должны предусмотреть место для каждого элемента, который вы захотите на данной странице поместить вне зависимости от того, будет он реально присутствовать на каждой странице, сверстанной по этому макету, или только на некоторых.

Во-вторых, в создаваемой таблице должно быть минимальное количество ячеек, которое будет удовлетворять вышеозначенному требованию. Это позволит вам легче управлять таблицей (то есть упрощает процесс верстки), и, кроме того, вы несколько сокращаете объем кода, уменьшая тем самым нагрузку на сервер и время, необходимое для загрузки страницы. На самом деле, язык HTML не обладает, мягко говоря, широкими возможностями для макетирования, однако, вы можете жестко задавать ширину столбцов и объединять любые рядом стоящие ячейки.

В-третьих, таблица должна быть достаточно гибкой, чтобы в нее можно было поместить широкий диапазон непредусмотренных элементов. Вам предстоит создать свою таблицу, исходя из вышеозначенных предпосылок.

Особенности WWW и собственно языка HTML приводят к тому, что вид вашей страницы зависит от настроек конкретного компьютера пользователя. Что же касается макета, то здесь вы ограничены по большей части экранным разрешением (то есть количеством точек, которые способен отображать среднестатистический монитор). Задача создания макета наполовину состоит из решения задачи, как разместить все элементы на ограниченном поле страницы так, чтобы полученный результат выглядел гармонично и аккуратно.

5.6 Определение дизайна страницы

После того как создан макет и подготовлены материалы, можно заняться дизайном. Основные дав направления в дизайне это выбор цветовой гаммы и шрифтов. Начните с того, что разработайте цветовую гамму для вашего сайта. В работе обязательно учитывайте направленность вашего сайта, его задачи, контролируйте образ, который возникает у посетителя вашего ресурса, поскольку цветовая гамма имеет не только эстетическое, но и глубокое психическое влияние на человека. Крайне желательно иметь единую цветовую гамму по всему сайту, по крайней мере, если вы нарушаете это единство, то должны четко осознавать в каких целях вы привносите диссонанс на свой ресурс. Очевидно, что дизайн ресурса (аналогично единообразию макета и как следствие этого), должен быть выдержан в едином стиле для обеспечения комфорта пользователя и создания цельного впечатления от узла, как от неделимого источника информации (развлечений, покупок etc.), а не как набора отдельно взятых страниц. И одним из механизмов создания единого облика является цветовая гамма. Стоит обратить пристальное внимание на общность шрифтового и графического оформления. Используйте единый шрифтовой тег для всех заголовков ресурса, для близких по смыслу элементов и пр. Очень важная область дизайна - типографика - шрифтовое решение композиции. К сожалению, в отличие от печатных изданий, современные веб-возможности ограничены двумя группами очень похожих и не очень красивых шрифтов: рублеными (Arial, Verdana etc.) и антиквами во главе с Times New Roman. Все остальные шрифты могут оказаться не установленными на компьютере пользователя, и их использование регулярно приводит к невозможности посетителем прочесть ваше послание, - вместо текста будут показаны жуткие закорючки. Если же вам необходимо написать текст каким-нибудь особенным шрифтом, то используйте gif изображение для всего текста (например, для заголовков) или для каждой буквы в отдельности, что гораздо экономичнее, но чрезвычайно трудоемко (так, например, сделан сайт журнала "КАК"). Тем не менее, как бы вы не ухищрялись, использование текста в виде картинок приведет к многократному увеличению объема страницы, что крайне нежелательно, учитывая современные средства связи и загрузку интернет-каналов. Поэтому стоит подумать о том, чтобы суметь выразить представляемые вами образы существующими средствами, не используя громоздкие картинки.

5.7 Реализация и необходимый инструментарий

Перейдем к созданию сайта. Как было сказано выше, структура сайта представляет собой совокупность отдельных страниц, где каждая страница описывается одним персональным файлом-сборкой и некоторым количеством дополнительных файлов-включений. То есть, для каждой страницы у вас должен быть один общий файл (Htm, Html, Shtml, Dhtml, Xml и т.д.), который описывает структуру страницы, а к нему прилагаются картинки, возможно, программные модули, дополнительные модули, таблицы стилей и прочее, что может понадобиться на этой странице. Очень важно - на каждую страницу сайта должен быть создан свой, отдельный и единственный файл-сборка, - именно этот файл и будет выдаваться сервером в ответ на запрос от браузера, именно на него вы будете ставить ссылки в навигации по сайту.

Для того чтобы web-мастер чувствовал себя максимально комфортно при разработке нового проекта, помимо рабочего места и персонального компьютера ему необходим определенный набор программного обеспечения, базовый инструментарий, без которого создателю web-сайта просто не обойтись.

Сайт в Интернете практически всегда располагается на удаленном сервере, который может работать под одной из версий Unix или под NT, причем первый вариант встречается значительно чаще. Если ваш сервер расположен на Unix-сервере, то следует быть очень внимательным с названиями файлов и ссылками на них, поскольку Unix различает прописные и заглавные буквы и воспринимает их, как разные, следовательно, ссылка на страницу Beretta.html, записанная как beretta.html, будет неработоспособной.

Существует два основных варианта создания HTML-страниц. Первый - это работа с техническими редакторами, такими как Home Site, Hot Dog, Ultra Pad и др. (при необходимости можно использовать любой текстовый редактор, например Notepad, но по ряду причин удобнее использовать специализированные).

Элементы на странице связаны тегами - операторами языка разметки страниц HTML. В отличие от других языков описания страниц, HTML чрезвычайно прост. Между собой отдельные страницы узла связаны гиперссылками, которые задаются специальными тегами. С помощью гиперссылок можно связать не только любые две страницы, но и вообще два произвольных объекта, так, чтобы при щелчке на первом, браузер переходил на второй. Именно таким образом организуется оглавление, если оно расположено на одной странице с текстом.

Документы, размеченные при помощи этого HTML-языка визуализируются браузерами конечных пользователей в большинстве случаев одинаково , благодаря тому, что "понимают" и правильно обрабатывают структурные элементы HTML. Исходный код представляет собой текст, между строк которого вставляются элементы разметки, посетителю страницы эти элементы не видны, а виден результат их воздействия на документ.

Элементы разметки состоят из заключённых в угловые скобки (< и >) дескрипторов - тэгов(tags) и их атрибутов. Совокупность открывающего (< >) и закрывающего (< / >) дескрипторов - есть контейнер. Элементы HTML подразделяются на структурные - которые организуют текст и на форматирующие - которые задают его стиль.

Файл HTML - это обычный текстовый файл с расширением htm или html, содержащий текст страницы, который мы видим в браузере и некоторые управляющие записи - теги.
Тэг - оформленная единица HTML-кода. Например, <HEAD>, <FONT ...>, <BODY>, <HTML> и так далее. Тэги бывают начальными (открывающими) и конечными (закрывающими, начинающимися со знака "/"). За каждым открывающим тегом обычно следует закрывающий.
Например, вышеуказанным тэгам соответствуют закрывающие тэги </HEAD>>, <</FONT>, </BODY>, </HTML>. Теги могут указывать браузеру, каким шрифтом отображать текст, вставить в страницу картинку, гиперссылку, указывать расположение текста и т.д. Теги заключены в треугольные скобки. Заглавные буквы в теге или строчные, значения не имеет.

Основные этапы процесса создания документа HTML ручками, не прибегая к специализированным приложениям:

Набор содержимого в любом из текстовых редакторов (например) и сохранение обычного текстового файла.

Логическое и физическое форматирование текста (разбивка на абзацы, блоки, заголовки и пр., внешнее их оформление) при помощи тэгов и сохранение текстового файла с расширением .htm или .html

Организация переходов по гиперссылкам документа при помощи элемента < А > - основного связующего элемента языка HTML.

Внедрение в документ необходимых объектов: рисунков, таблиц, видео клипов, аудио файлов, апплетов Java, скриптов и т.д. и т.п. опять же при помощи тэгов языка HTML.

Для того, чтобы в последствии изменить любой из созданных файлов, достаточно открыть его при помощи того же Notepad откорректировать и сохранить изменения. Браузер Internet Explorer позволяет делать прямо в нем самом, для этого необходимо в меню Вид выбрать просмотр В виде HTML, или кликнуть правой кнопкой мыши и выбрать тот же пункт меню. Для того, чтобы увидеть изменения в документе достаточно в меню Вид выбрать обновить, либо кликнуть в панели управления браузера на значке

В таких редакторах вы самостоятельно пишете код, видя перед собой именно текстовую страничку с тегами. Конечно, редактор поможет вам в написании тегов, проверит за вами строгость кода, даст посмотреть, ваше творение в окне браузера, однако основная работа будет состоять именно из скрупулезного написания, проверки и подгонки тегов. Второй вариант - это WYSIWYG редакторы, с помощью которых вы создаете визуальную картинку вашей страницы, то есть, имеете дело непосредственно с блоками информации, которые произвольно располагаете на странице, как это делается, например, в Word или Page Maker. Самым известным в этой области редактором является, пожалуй, Front Page производства Microsoft, а самым лучшим (по отзывам многих дизайнеров) - Macromedia Dream Weaver. Принципиальная разница между этими двумя методами только в подходе: вы либо "делаете" страницу, либо "программируете" ее. Соответственно, дизайнерские вещи, наверное, проще делать в WYSIWYG редакторах, тогда как скоростная верстка - это удел Home Site и подобных ему. Отсюда вытекают и особенности той или иной верстки: программирование всегда более точная, более структурированная работа, чем визуальное редактирование. Кроме двух вышеописанных способов для создания HTML-страницы можно использовать множество "посторонних" программ, которые умеют сохранять свои данные в этом формате.

Ниже предложен полный список средств, которыми вы должны располагать перед тем, как возьметесь за разработку своего первого Интернет-проекта. Данные программы рассчитаны на использование под управлением Microsoft Windows 9X. Итак, для полноценной работы web-дизайнеру необходимы:

Среда разработчика документов HTML — так называемый WYSIWYG-peдактор, рекомендуется программа Microsoft FrontPage версии 98 или 2000, либо FrontPage Express.

Редактор векторной графики, рекомендуется CorelDraw Версии 8 или 9.

Редактор растровой графики, рекомендуется Adobe Photoshop версии 4.0или выше.

Броузер Microsoft Internet Explorer версии 4.0 или 5.0.

Броузер Netscape Navigator версии 4.01 или выше.

Перекодировщик кириллицы, рекомендуются программы ConvHTML и SNKDECode.

Оптимизатор HTML, рекомендуется UtilMind HTML Compressor версии 1.5или выше.

Оптимизатор растровых изображений GIF, рекомендуется программа Gif-Clean 32.

Оптимизатор растровых изображений JPEG, рекомендуется программа JPEGCleaner версии 2.1 или выше.

Редактор GIF-анимации, рекомендуется программа Ulead GifAnimator.

Фрагментатор графики, рекомендуется программа PictureDiser.

FTP-клиент, рекомендуется программа CuteFTP.

Значительная часть этих приложений доступна в Интернете для свободного копирования в виде версий freeware и shareware.

5.7 Тестирование и выбор хостинга. Регистрация адреса.

После того, как вы закончили создавать сайт, и перед тем как разместить его в сети, необходимо провести тестирование. Могут возникнуть проблемы с отображением кодировок, регистром букв в названиях файлов, правильным распознаванием URL.

Оцените ваш сайт на предмет читабельности: хорошо ли виден текст на данном фоне, разбит ли он на абзацы, не слишком ли пестрит и рябит в глазах от всевозможной анимации, и правильно ли отображается шрифт и если использование конкретного шрифта не продиктовано соображениями дизайна, то лучше использовать шрифт по умолчанию. Предоставьте посетителю возможность отключить фоновые звуки и обязательно проверьте орфографию, особенно если ваш сайт рассчитан на серьезную аудиторию.

Проверьте, как отображается узел в вашем браузере, а также обязательно посмотрите его в других браузерах, желательно от разных производителей и разных версий. Просмотрите сайт на разных компьютерах с различными пользовательскими настройками, а также на мониторах с различным разрешением и возможностями цветопередачи. Теоретически большинство людей работают с разрешением 800x600, хотя практически во всех интернет-кафе, фирмах, и пр. экзотикой считаются мониторы с диагональю 19" и более. Диагональ 17" - теперь уже стандарт, а пользователи на таких мониторах используют разрешение не ниже чем 1024x768.

Когда у вас есть более или менее готовый сайт его необходимо разместить в Сети, причем таким образом, чтобы он был доступен для просмотра посетителям. Для этого существуют хостинг-провайдеры, то есть кампании, предоставляющие услуги по размещению сайтов в Интернете. Они предоставят вам некоторый объем дискового пространства на сервере, непосредственно доступном из Сети по TCP/IP протоколу, а также некоторый пакет дополнительных сервисов. Теперь, если вы правильно скопируете файлы своего сайта на выделенную вам область диска сервера, то сайт станет доступным для посетителей.

На данный момент имеется фантастическое количество предложений хостинга, способных удовлетворить любые потребности: от самых скромных до наиболее сложных. Существует два основных вида хостинга: платный и бесплатный. В первом случае вы оплачиваете помесячно фиксированную арендную плату за пакет услуг. Во втором же случае вы получаете услуги хостинга бесплатно, но на страницах вашего сайта демонстрируется реклама хостинг-комании. Вариантов бесплатного хостинга сейчас не меньше, чем платного, более того, можно найти такие варианты, стоимость которых при покупке у платного хостинг-провайдера достигала бы 100 $ в месяц и более. Таким образом, выбор того или иного варианта основывается не на пакете предоставляемых услуг, а на задачах сайта и его бюджете - именно они будут определять целесообразность использования того или иного сервиса.

Так, например, не имеет смысла размещать домашнюю страницу или небольшой персональный проект на платном хостинге, поскольку, финансовой отдачи вы все равно, скорее всего, не получите. С другой стороны, сайт коммерческой фирмы, на который жалко отдать 20-30 $ в месяц, выглядит, по меньшей мере, несолидно. Бесплатный хостинг, как показывает практика, обычно работает медленнее приличного платного, то есть ваши посетители будут вынуждены дольше ожидать окончания загрузки страницы. Кроме того, на бесплатном хостинге сложно организовать автоматизированные системы - базы данных, самообновляющиеся каталоги и пр., хотя последнее время стали появляться бесплатные системы, в пакет которых входят и такие услуги. Кроме того, далеко не все бесплатные хостинг-провайдеры согласятся бесплатно же поддерживать ваше собственное доменное имя, если вдруг вы захотите его приобрести.

Помимо дискового пространства (чтобы было где приклонить голо­ву), вашему сайту необходимо еще и имя — адрес, по которому ваша страничка будет доступна для всех посетителей Сети.

Что из себя представляет этот адрес (URL), что такое «доменное имя» и каких пород эти звери бывают, было сказано раннее.

5.8 Рекламирование. Регистрация в поисковых службах.

Реклама - двигатель прогресса. Займемся рекламой вашего сайта. Перовым делом определим, что же нужно рекламировать. Это, безусловно, титульная или входная страница (именно она является входной для сайта, именно она может сразу дать общее представление обо всем сайте и его тематике.), титульные страницы самостоятельных разделов, а также отдельные модули, например такие как: лента новостей, доска объявлений и пр.

Внимательно изучите дизайн и макет страницы, которую вы в данный момент собираетесь готовить к маркетинговой кампании, оцените организацию свободного пространства на ней. Многие каталожные системы просят (а иногда - требуют) включения их кнопки в индексируемый ресурс, есть ли у вас место для этого? У вас также возникнет необходимость поставить счетчик для рейтинга и, возможно, не один. То же самое необходимо решить относительно баннеров, которые вы захотите поставить на странице, чтобы участвовать в баннерном обмене. Оптимальным (и, как мне кажется, единственно верным) решением является с самого начала строить сетку с учетом размещения на странице баннеров и кнопок, тогда у вас не возникнет проблем с размещением рекламы, поскольку она изначально заложена в сетку макета.

Большинство людей находят нужную информацию в Интернете с помощью поисковых машин. Таким образом, поисковая машина является одним из главнейших поставщиком новых посетителей. Поисковый робот располагает документы на странице результатов поиска в порядке убывания их соответствия запросу. Одним из важнейших параметров соответствия запросу документа является частота употребления ключевого слова в тексте.

Когда вы проанализируете текст на странице, то у вас образуется список из нескольких ключевых слов, которые достаточно точно и ярко характеризуют ваш ресурс. Переработайте текст на странице (речь идет только о той странице, которую вы собираетесь рекламировать), так, чтобы выбранные вами ключевые слова там не только встречались, но встречались регулярно (в среднем не менее 5-10 раз). В этом ключе надо переработать не только сам текст, но и название страницы, которое отображается в заголовке браузера, подписи к рисункам и пр.

Очевидно, что оптимизировать страницу под несколько ключевых слов крайне сложно, поэтому постарайтесь обойтись двумя-тремя словами, для этого выберите несколько "самых красивых" слов и подстраивайте страницу именно под них. Вследствие особенностей поисковых машин имеет смысл обратить особое внимание на первый килобайт текста страницы и работать целенаправленно с ним.

Что ж, теперь вам осталось выполнить только одну, очень ответствен­ную операцию — оповестить о вашей страничке сетевую обществен­ность. Ведь вы же не хотите, чтобы ее посетителями остались лишь двое-трое ваших друзей? Как и любое другое средство массовой информации, без читателей страничка ваша мертва и у вас быстро пропадет охота ее поддерживать...

Вывод — страничку нужно рекламировать. Преподнести ее вашим будущим читателям, как конфетку в красивой, перевязанной ленточкой коробке.

А лучше всего сделать так, чтобы ваша страничка попадалась на гла­за только тем, кому она реально необходима, тем, кто ищет в Сети ин­формацию по той же теме, которой посвящен и ваш сайт.

Вывод — вам необходимо «подружиться» с поисковыми системами Сети. Ведь именно их рекомендациям мы чаще всего следуем, путеше­ствуя по необъятным просторам Интернет.

Поисковых систем, как мы знаем, в Сети много.

Зайдя на любой поисковый сайт, вы наверняка обнаружите на нем кнопку «Добавить ресурс» («Добавить адрес», «Add URL»). «Подводных камней» здесь не так много. Пожалуй, главная тон­кость — невозможность использования так полюбившихся нам корот­ких адресов-«псевдонимов». Требования поисковика обжалованию не подлежат — в качестве адреса принимается только реальный физичес­кий адрес вашей странички, но никак не псевдоним!

Внимательно отнеситесь и к другому разделу формы — «Ключевые слова» (keywords). Здесь стоит указать самые важные (и популярные) ключевые слова, встретив которые в запросах, поисковик выдаст ссыл­ку на вашу страничку. Они могут дублировать уже знакомое нам поле keywords, которое мы заполняли при создании странички, а могут и до­полнять его.

Не менее важен и другой раздел — Описание странички. Краткость — сестра таланта, говаривали древние. И кажется мне, что в данном кон­кретном случае к их словам стоит прислушаться. Понятно, что описать содержимое большого сайта с помощью двух-трех коротких фраз труд­новато. Особенно, когда описывать-то нечего. Но постарайтесь вложить в эту «мини-рецензию» максимум своих творческих сил — ведь ее будут видеть тысячи пользователей. И не просто видеть, но и решать, стоит ли посещать вашу страничку или нет...

Не забывайте и про то, что на большинстве поисковиков и каталогов адреса в базе данных распределяются по тематическим группам. А стало быть, от правильного выбора раздела тоже многое зависит...

5.9 Обслуживание web-страницы

В процессе ознакомления с материалами вашего сайта у посетителей может возникнуть к вам ряд вопросов по существу освещаемых тем, предложений и просто пожеланий. Это может быть кто угодно - ваш оппонент предлагающий развернуть дискуссию, клиент вашей фирмы, который так и не смог разобраться с механизмом оплаты товара или Web-мастер сайта с подобным контентом изъявил желание обменяться с вами баннерами. Разместите на своем сайте ссылку на адрес электронной почты для обратной связи.

Реагируйте на критику и замечания присылаемые вам от посетителей сайта, из их субъективных мнений складывается объективная оценка вашему сайту - прислушайтесь к их мнению. Очень часто Web-мастера размещают на своём сайте гостевую книгу - это делает общедоступными все отзывы и предложения.

Если ваш сайт не представляет из себя on-line визитку фирмы, на которой просто указаны общие сведения о ее деятельности и размещена контактная информация, тогда вам необходимо время от времени обновлять и дополнять ее содержимое. Совершенствуя свой сайт, обновляя его контент, выносите в отдельные разделы новшества или ссылки на них, выделяйте значками или цветом информацию о новшествах и о дате предыдущего и будущих обновлений, как удачное решение можно порекомендовать использовать анонсы.

Некоторые информационные сайты новостей практикуют ежедневные обновления, а иногда и ежечасно и пользуются заслуженной популярностью, но такой стиль работы требует много рабочего времени и материала.

Наступит момент, когда новостей на вашем сайте станет слишком много, а некоторые из них устареют, тогда нужно редактировать анонсы и список новостей, если устаревшая информация может в последствии пригодиться, организуйте ее в архив, с доступом для желающих там "покопаться". Если вы испытываете затруднения с материалами для обновления, с темами или просто вам не хватает на это времени, попробуйте привлечь для этих целей самих посетителей сайта. Организуйте доступное добавление новостей, предлагайте посетителям обмениваться информацией, подобно хорошо организованному бизнесу, ваш сайт станет в какой-то степени самодостаточным, а вам останутся заботы по его администрированию.

Тема 6 Электронная коммерция в среде Интернет. Системы дистанционного образования. Работа в сети Интернет

6.1 Электронная коммерция и электронный бизнес. Модели интеграции информационных технологий в хозяйственную деятельность предприятия

Современные сервисы Интернета позволяют решать практически любые задачи взаимодействия продавца и покупателя. Все большее количество товаров сегодня выгоднее покупать в Интернет-магазинах, которые обеспечивают определенные преимущества, как продавцам, так и покупателям. Это:

- экономия времени при поиске товара на основе круглосуточного доступа к информации;

- более широкий выбор;

- многие софт-товары нельзя приобрести нигде, кроме как в Интернет-магазине;

- выбор необходимой комплектации (сборка под заказ). Пользователь может собрать нужную кон­фигурацию (из представленных комплектующих) и узнать, сколько она будет стоить;

- возможность разместить заказы на товары, которые еще только готовятся к выпуску;

- возможность сравнить цены нескольких производителей.

Для продавца это:

- возможность более гибко планировать ресурсы (заказы от покупателей поступают заранее) и лучше отслеживать бизнес-цикл;

- снижение затрат на аренду помещений, рекламу, размещение заказов;

- возможность расширить территорию торговли за счет пользователей Интернета;

- собственное представительство в Интернете;

- снижение количества посредников.

Электронная коммерция может вестись на различных уровнях, на­чиная с простого представительства компании в сети, до электронной поддержки совместной деятельности, осуществляемой несколькими компаниями (например, аутсорсинг или виртуальное предприятие). Электронная коммерция, по сути, имеет глобальный характер. На ин­тернациональном уровне по сравнению с внутринациональным элек­тронная коммерция усложняется такими факторами, как различия в налогообложении, таможенных сборах и правилах банковской деятель­ности.

В зависимости от участников электронная коммерция подразделя­йся на основные секторы коммерческого взаимодействия между:

юридическими лицами, организациями (Business-to-Business — В2В);

юридическими и физическими лицами (Business-to-Customer — В2С);

юридическими лицами и государственными организациями (Business-to-Government — B2G);

физическими лицами (Customer-to-Customer — С2С);

государственными организациями и физическими лицами (Government-to- Customer — G2C).

Рассмотрим разновидности отношений между участниками, их модели и информационные технологии, используемые в электронной коммерции.

В2В: торгово-закупочные площадки (e-procurement, SCM, e-dis-tribution, CRM, e-market); аутсорсинг; электронные платежные систе­мы; виртуальные предприятия; электронные биржи; электронные аук­ционы; Интернет-трейдинг; Интернет-инкубаторы; Интернет-реклама; системы мобильной коммерции (m-commerce); системы страхования и перестрахования; доски объявлений (Bulletin Board Systems — BBS); информационные бизнес-системы.

В2С: торговые ряды; электронные витрины и каталоги; электрон­ные магазины; электронные аукционы; Интернет-трейдинг; электрон­ные платежные системы; Интернет-страхование; системы телеработы; системы вирусного маркетинга; Интернет-реклама; спонсорские про­граммы; туристические и прочие услуги.

B2G: участие в электронных торгах по закупке продукции для госу­дарственных нужд; выполнение государственных заказов; предоставле­ние налоговой, статистической, таможенной и другой отчетности.

С2В: частные услуги; участие в опросах и других рекламных акци­ях; участие в партнерских и спонсорских программах.

С2С: доски объявлений; Интернет-аукционы; системы Р2Р; систе­мы вирусного и многоуровневого маркетинга.

C2G: выборы; участие в опросах общественного мнения; уплата нало­гов, сборов, штрафов; представление заявок, жалоб, обращений граждан.

G2B (электронное правительство): системы распределения государ­ственных заказов; электронные тендеры; обеспечение контакта с на­логовыми, таможенными органами, органами государственной серти­фикации и лицензирования, администрациями и т.д.; юридические и Информационно-справочные службы; геоинформационные системы.

G2C (электронное правительство): системы социального обслу^й вания (пенсии, пособия, льготы и т.п.); системы коммунального об служивания; юридические и информационно-справочные службы; гео. информационные системы.

G2G (электронное правительство): выборы; автоматизированные системы сотрудничества в таможенной, налоговой, правоохранитель­ной сферах; геоинформационные системы.

В простейшем случае интернет-магазин — это совокупность интернет-витрины (информация о про­дукции и услугах) и торговой системы (интегрирует систему продаж компании в систему электрон­ной торговли).

Заказать диск или книгу в зарубежном магазине также легко, как и в российском, однако не стоит забывать, что в стоимость заказа будет включена стоимость доставки, а в некоторых случаях и таможенный сбор. Следует отметить, что стоимость товара зависит не только от дальности и способа доставки, но и от вида платежа.

Вариантов оплаты услуг интернет-магазина великое множество, однако все их можно условно разделить на две группы: онлайновые и оффлайновые.

Оффлайновые виды оплаты

Очевидно, что заказ в интернет-магазине осуществляется онлайновым способом, и эта задача давно и успешно решена. А вот с оплатой в онлайне все далеко не так просто. Как только дело доходит до перевода денег, сразу возникают проблемы, связанные с обеспечением безопасности, для разреше­ния которых требуется применение достаточно сложных технологий. Поэтому первое и самое простое решение задачи — заказ в онлайне, оплата в оффлайне.

Заказ в виртуальном магазине — оплата в обычном

Покупатель выбирает товар в интернет-магазине, заполняет форму (размещает заказ), а торговая фирма контролирует наличие заказанных товаров в реальном магазине. Сделав заказ, покупатель идет затем в обычный магазин, где оплачивает покупку. В этой схеме интернет-магазин, по сути дела, играет роль витрины, а сама сделка происходит в обычном магазине. Используя дан­ный способ оплаты, покупатель уверен, что нужный товар ждет его в магазине, может оценить надежность фирмы-продавца, судя по ее магазину, и знает, кому предъявить претензии. Такая фор­ма оплаты хороша только для тех покупателей, которые живут рядом с магазином, и для фирмы-продавца, которая организует онлайновый магазин вдобавок к оффлайновому.

Оплата наличными при доставке товара курьером

В России схема покупки, при которой заказ происходит в интернет-магазине, а оплата осуществля­ется курьеру наличными, является наиболее распространенной. Выбрав товар в интернет-магазине, покупатель размещает заказ, в котором указывает адрес доставки. Курьер привозит товары по указанному адресу и получает деньги. Все необходимые финансовые документы (гарантийный талон, товарный чек и т. п.) курьер передает вместе с заказом.

Пользователь, прежде чем оплатить заказ, может проверить товар, задать вопросы и отказаться от покупки в случае брака — таким образом, вероятность обмана покупателя в этом случае не выше, чем в обычном магазине.

Недостатки данного способа оплаты проявляются при доставке дешевых товаров, соизмеримых по стоимости со стоимостью оплаты курьера. Следует также отметить,что некоторые покупатели опаса­ются впускать в квартиру незнакомого человека — курьера.

Часто интернет-магазины предлагают вместо доставки самовывоз. В этом случае покупателю предла­гается самому забрать товар, сэкономив на доставке.

Стоимость доставки зависит от ее дальности и срочности. Доставка в пределах города, как правило, осуществляется курьерской службой соответствующего интернет-магазина, доставка в другие регио­ны — различными специализированными курьерскими службами. Например, международная курь­ерская служба TNT может доставить заказ лично в руки в любую точку земного шара всего за 2—4 дня.

Наложенный платеж

Данный способ предполагает доставку почтой и оплату в почтовом отделении перед получением това­ра. За почтовые услуги придется доплатить примерно 10% от стоимости заказа. Помимо дополни­тельной стоимости этот способ имеет еще один недостаток: проверить товар можно только после оплаты. Однако для ряда удаленных районов доставка почтой — единственно возможный способ получить заказ.

Предоплата на счет банковским переводом

После размещения заказа покупателю выставляется счет, который физические лица могут оплатить банковским переводом на счет интернет-магазина. Например, при оформлении через Сбербанк РФ комиссия обычно составляет 3% от стоимости заказа. Частные лица могут также оформить платеж почтовым переводом денег на счет интернет-магазина, что обойдется дополнительно в 10% от сто­имости заказа.

Юридические лица оплачивают заказ согласно выписанному счету с расчетного счета организации. Данный вид оплаты больше подходит для организаций.

Онлайновые методы оплаты

При покупке многих неэлектронных товаров без доставки или похода в магазин не обойтись, поэтому офлайновая форма оплаты является вполне приемлемой. Однако если вы хотите приобрести элект­ронные товары, которые можно скачать непосредственно из Сети, то желательно использовать и электронные формы платежа. Здесь речь идет о покупке программного обеспечения, информации, платных электронных вариантов газет и журналов и т. д.

Оплата при помощи кредитной карты

Покупатель выбирает товар, размещает заказ и на сайте интернет-магазина вводит в специальное поле номер кредитной карты. Для того чтобы информация о реквизитах кредитной карты не стала доступна третьей стороне, обмен данными ведется в защищенном режиме. После этого интернет-магазин обращается в банк покупателя для подтверждения его кредито­способности. Получив подтверждение, магазин блокирует определенную сумму и отправляет товар потребителю электронным способом .

Следует отметить, что для оплаты в Интернете подходят далеко не все кредитные карты. Большин­ство интернет-магазинов принимает к оплате карточки трех типов: American Express, Visa и MasterCard. В России банковские счета имеет гораздо меньше пользователей, чем на Западе, поэтому все боль­шую роль приобретают разного рода небанковские платежные системы. Они отличаются от банков тем, что выпускают под денежные средства, депонированные в банке, собственные электронные платежные средства. Банковские деньги обмениваются на платежные средства системы и обратно.

6.2 Системы дистанционного образования

Одна из тенденций в современном мире заключается в том, что по мере внедрения компьютерной техники взаимодействие между людьми все меньше требует живого общения. Его заменяют элект­ронная почта, телеконференции, электронные форумы и т. д. Отношения между работодателем и служащим приобретают форму телеработы, а между студентами и преподавателями форму дистанци­онного обучения (ДО). Уже сегодня десятки миллионов людей в мире работают и учатся, не выходя из дома, и, видимо, эта тенденция будет развиваться.

Интернет-технологии дистанционного обучения особенно эффективны, когда количество обучаемых по фиксированной специальности превышает 100—200 человек. Поэтому не удивительно, что дан­ный подход широко используется во всем мире в крупных корпорациях, концернах и банках.

Систему ДО можно определить как тип образования, при котором студенты самостоятельно работают дома и контактируют с преподавателем и другими студентами при помощи e-mail, электронных фо­румов, видеоконференций и других форм сетевого общения. Система ДО должна обеспечить студен­та не только учебной программой, но и возможностью сетевого контакта с преподавателем, дать возможность задавать преподавателю вопросы, оперативно получать комментарии, а также общаться со студентами, изучающими тот же курс. Задача организации ДО имеет две подзадачи. Первая со­стоит в обеспечении содержания курсов и подборе преподавателей. Вторая — в приобретении про­граммного комплекса, который бы обеспечивал инструментальные средства создания обучающих программ, автоматизированные рабочие места, а также средства поддержки базы данных для ведения статистики и принятия административных решений.

Следует различать автоматизированные программные системы для создания ДО (сокращенно АСДО) и, собственно, решения, реализованные на их базе, — так называемые центры ДО (ЦДО).

Центры дистанционного образования (ЦДО)

В последнее время все больше московских вузов предлагают проекты в области ДО. Одним из наибо­лее мощных проектов в этой области является Центр дистанционного обучения Московского Инсти­тута Электроники и Математики (http://dlc.miem.edu.ru), где существует заочная форма обучения с использованием дистанционных технологий.

Факультет ДО существует в МИЭТ. По рекламе сервера ДО МИЭТ можно составить впечатление, что же предлагается абитуриентам данного факультета. В частности, на сайте института сообщается, что для поступления необходимо сдать компьютерное тестирование по математике и физике, опла­тить первый семестр и обучаться по дистанционной технологии, даже находясь за пределами Россий­ской Федерации.

После окончания обучения вы получите государственный диплом МИЭТ. В приложении к диплому указываются все дисциплины, которые вы изучили в соответствии с учебным планом, количество часов по ним и оценки, а также оценки за курсовые работы и тема диплома.

Особо следует отметить центр дистанционного обучения www.elearn.ru, разработанный специалиста­ми Компании ГиперМетод на основе АСДО компании eLearning Server 3000. eLearn.ru создан специ­ально для практического ознакомления с возможностями дистанционного обучения и самостоятель­ным построением учебных процессов. Каждый желающий, пройдя предварительную регистрацию, может бесплатно разместить на www.elearn.ru свои учебные материалы и проводить обучение при помощи современных сервисов ДО. Учебный центр предлагает проведение лекций, семинаров, прак­тических занятий в режиме online, применение в обучении видеотрансляций, графических досок, чатов и конференций, а также использование системы тестирования. В учебном центре проводятся семинары для ознакомления пользователей с построением полного цикла дистанционного учебного процесса с помощью АСДО eLearning Server 3000 v 2.0.

Следует отметить, что системы ДО разрабатываются не только для высшей школы. Очень интерес­ный проект выполняется силами компании «Кирилл и Мефодий» по организации так называемой виртуальной школы. Полное название проекта «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия — бесплатная школа для всех!» Ознакомиться с проектом можно по адресу www.vschool.ru.

Это новый интерактивный образовательный портал, который создается в рамках социальной про­граммы и является аналогом общеобразовательной школы в сети Интернет.

Вся программа vSCHOOL.ru соответствует общеобразовательной школьной программе.

В системе использованы интерактивные вопросы и задания, аудиолекции и красочные иллюстра­ции; в справочниках собраны основные законы, формулы и понятия. Общение возможно на базе чатов, конференций, досок объявлений.

Давать обзор западных ЦДО практически бессмысленно в силу того, что большинство крупных уни­верситетов имеют свои системы ДО, и если вы хотите попытать счастья на поприще обучения за рубежом, дистанционное образование сэкономит вам как минимум деньги на перелеты.

6.3 Телеработа и распределенный офис

Все большее количество людей сегодня трудится, не выходя из дома. Удаленный доступ позволяет перевести трудовые взаимоотношения в разряд «телеворкинга» (telework), что обеспечивает эконо­мию огромных средств на командировках, аренде офисного оборудования и т. д. Причем это спра­ведливо не только для тех, кто работает дома в режиме телеработы, но и для тех, кто путешествует по миру. Постепенно появляется все больше технологий, которые позволяют «перевести офис в Web» и седелать работу с вашими документами доступными из любой точки, где есть доступ к Интернету.

Согласно классификации аналитической компании IDC, телеработники или телекомьютеры (telecommuters) — это группа лиц, которые трудятся вне офиса передают данные и документы работо­дателю по Сети. Телеработа может выполняться сотрудниками организации при гибком графике, когда работник проводит часть рабочего времени дома, а также может выполняться так называемыми FreeLancer — внештатными сотрудниками, которые одновременно могут работать в разных организа­циях и проектах.

Телеработа имеет массу преимуществ и для исполнителя, и для работодателя, и для государства. Для исполнителя — это гибкий рабочий график, комфортная обстановка, относительная самостоятель­ность, экономия на транспортных расходах. Для работодателя — это экономия на офисных издерж­ках, возможность найти лучших и дешевых исполнителей, организовывать круглосуточный бизнес-процесс с помощью нескольких телеработников из разных часовых поясов.

Для государства — возможность решить проблемы пробок на дорогах, снизить экологическую нагруз­ку на город и т. п.

Наиболее востребованные типы телеработы это: Web-дизайн, подготовка документов, сетевые иссле­дования, написание статей. Также популярны такие телепрофессии, как телерепетитор, програм­мист, администратор чата или форума и т. д.

Если мы говорим о поиске работы в Сети, то здесь основная проблема телеработы заключается в том, что в Интернете труднее регламентировать трудовые отношения. Исполнитель может некачественно выполнить задание, а работодатель нарушить обязанности по оплате. Для того чтобы снизить риск подобного рода нарушений в Сети, существуют специализированные посреднические площадки. В качестве примера можно привести компанию SmarterWork, которая осуществляет свою деятель­ность посредством сайта www.smarterwork.com.

SmarterWork является посредником — площадкой для встречи соискателей и работодателей. На сайте представлены проекты, которые можно выполнять дистанционно. Географическое положение исполнителя никак не регламентируется. Спектр проектов достаточно широк: от набора текстов до написания программ и Web-дизайна. Принцип работы построен по системе аукционов. Работодатель предлагает проект, соискатели обращаются в поисках работы. SmarterWork отсекает случайных соискателей на основе тестирования. Соискатель для участия в проекте должен дистанционно сдать экзамен, после чего ему присваивается квалификация, которая дает право подавать заявки на участие в проекте.

SmarterWork выступает как типичный посредник — на начальном этапе исполнитель не знает заказчи­ка, а заказчик — исполнителя, все операции осуществляются через SmarterWork. Деньги со счета заказчика переводятся на счет SmarterWork еще до начала выполнения работы исполнителем. Поэтому ситуация, когда часть работы исполнителя окажется неоплаченной недобросовес­тным работодателем, исключается. После того как исполнитель выполнит, а заказчик примет проект, осуществляется оплата со счета SmarterWork в адрес исполнителя. Как посредник, SmarterWork удерживает порядка 10% комиссионных.

Как и на аукционе, возможен торг. Работодатель смотрит на цену предложений и часто имеет воз­можность изучить послужной список соискателя по его предыдущиим работам на SmarterWork, и посмотреть отзывы о нем других работодателей. Раздел My office предоставляет пространство на сайте для размещения рабочих материалов по проекту. Это дает возможность обратиться к третейскому судье в случае возникновения споров. На сайте ведется статистика успешности проектов, по которой можно оценить степень доверия тому или иному работодателю и исполнителю.

Дистанционно можно трудиться не только на компанию, найденную в Интернете. Возможность выполнить работу дистанционно необходима повсеместно, например, человеку, находящемуся в ко­мандировке, полезно иметь доступ к своим документам и офисным инструментам для работы с ними. Подобные решения существуют. Термин «Office on the Web» подразумевает доступ к офисным прило­жениям или сервисам с использованием Интернета и может быть реализован различными способами. И нтернет-досту к дополнительным компонентам MS Office.

Идея перемещения части услуг в Web реализована в популярном офисном пакете Microsoft Office XP. Установив пакет на домашнем компьютере, пользователь получает базовый набор функций, а часть сервисов (например, шаблоны писем и клип-арты) программа предлагает загрузить с Web-сайта Microsoft Office Tools on the Web. He покидая MS Office, вы можете сохранять свои документы в Сети, воспользоваться услугами перевода, загрузить шаблоны документов и писем. В качестве терминалов вполне могут служить маломощные компьютеры. Офис­ные приложения выполняются на терминальном сервере, который при необходимости может предо­ставить большие вычислительные мощности. Главное преимущество такой схемы — это высокая мобильность сотрудников, которые могут получить доступ к своей информации не только с любой рабочей станции в офисе, но и за его пределами.

Список использованных источников

1. Информатика и информационные технологии. Учебник./ Н.Д.Угринович. – М.: Бином. Лаборатория Знаний, 2002. – 512 с.

2. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: Учебник / Под ред. Проф. В.В. Трофимова. – М.: Высшее образование, 2006. -480 с.

3. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия Интернет. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 957 с.

4. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003. – 5-е изд. Перераб. И доп. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 957 с.

5. Маркетинг на базе Интернет-технологий / Т.А. Буренина. - Москва : Благовест-В, 2005. - 151 с.

6. Прохоров А.Н. Интернет: как это работает. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.

7. Административно-управленческий портал: http://www. аup.ru

8. Большая советская энциклопедия: http://encycl.yandex.ru

9. Вирусная энциклопедия: http://www.viruslist.com/ru/viruses/encyclopedia

10. Кафедра теории и технологий в менеджменте ГОУ ВПО «Ростовский государственный университет»: http://www.managment.aaanet.ru

11. Научно-образовательный портал: http://www. eup.ru

12. Образовательный портал: http://www. informika.ru