Главная              Рефераты - Разное

Психологический портрет российского предпринимателя(в отечественной литературе и истории) - реферат

Психологический портрет российского предпринимателя(в отечественной литературе и истории)

Содержание

Введение. 3

1. История становления предпринимательства в России. 4

1.1 Характеристика первых российских предпринимателей: купцы и торговцы 4

1.2 Психологический портрет известных предпринимателей 17-20 веков. 7

2. Психологический портрет современного российского предпринимателя. 10

2.1 Специфические особенности российского предпринимателя. 10

2.2 Личность российского предпринимателя и мотивы его деятельности. 16

2.3 Психологическая характеристика отдельных российских предпринимателей 21 века. 22

Заключение. 26

Список литературы.. 27

Введение

Предпринимательство известно с древних времен, в России этим прибыльным делом стали заниматься с 17 века, и именно с этого периода развивались персональные черты и особенности российского предпринимателя. Психология общества меняется с течением времени, как меняется язык, культура, наука и техника, вместе с этим меняются условия и способы ведения бизнеса, а значит и психология предпринимателей. Российский предприниматель – это уникальное явление, поскольку российский деловой человек очень отличается от своих зарубежных коллег по бизнесу, благодаря неповторимому и самобытному менталитету и исконно русским чертам характера и умению вести дела.

Данная работа посвящена проблеме психологического портрета российского предпринимателя. Актуальность темы состоит в том, что психологический портрет российского предпринимателя представляет огромный интерес для современной психологической, социологической и экономической науки, поскольку, в условиях постоянно развивающейся экономики, становления гражданского общества закономерно меняются представления о предпринимательстве, предпринимателях, их роли в развитии экономического потенциала страны.

Для достижения поставленной цели нами будут решаться следующие задачи: описание становления российского предпринимательства, рассмотрение психологических характеристик и особенностей современного российского предпринимателя, сопоставление психологии предпринимателей 17-19 веков и современных деятелей бизнеса.

1. История становления предпринимательства в России

1.1 Характеристика первых российских предпринимателей: купцы и торговцы

Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом. Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку.

До XIX в. на Руси предпринимателями были купцы-первопроходцы (в отношении которых термин «предприниматель» сегодня носит дискуссионный характер), а также другие торговцы (бояре, чиновники); позже этот слой незначительно пополнялся за счет выходцев из дворянской среды и разночинцев. После издания Александром I в 1803 г. «Указа о вольных хлебопашцах», разрешающего помещикам отпускать крестьян на волю за денежный выкуп, российское предпринимательство пополнило свои ряды деловыми людьми крестьянского происхождения. Проведение в жизнь великой реформы 1861 г. ознаменовало собой начало нового революционного этапа в развитии российского предпринимательства, когда массы освободившихся крестьян стали наемными рабочими на частных предприятиях или смогли организовать собственное дело. Глубоко народная по своему происхождению личностная сущность российского предпринимателя дает достаточные основания считать одним из важнейших факторов формирования его ментальности религиозное воспитание и окружение[1] .

Оплотом развития предпринимательства на Руси становились города, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли купцы, бобровники, бортники, звероловы, лыкодеры и другие тогдашние "промышленники". Места эти получали названия погостов. После принятия христианства здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь, складывались товары, а также хранились торговые договоры.

Первый русский свод законов "Русская правда" был пронизан духом предпринимательства. Он мог возникнуть только в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. В своде законов четко были определены такие понятия как краткосрочный и долгосрочный займы, торговая комиссия и вклад в торговое компанейское предприятие, торговый кредит и другие; давался определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел. Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Новгородский предприниматель купец Климята (Клемент), живший в конце XII - начале XIII века, сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов.

В эпоху Ивана Грозного символом русского предпринимательства становится энергичная деятельность купцов Строгановых. Самый знаменитый основатель рода Строгановых Аника Федорович продолжил и довел до совершенства сольвычегодские варницы и построил множество варниц на Кольской губе. Он также вел большую торговлю с иностранными купцами. Строгановы торговали и с народами Урала и Приуралья, что способствовало началу активного освоения русскими людьми Урала и Сибири[2] .

В XVII веке в Москве торговое, купеческое сословие из разряда тяглых людей выделяется в особую группу городских или посадских людей, которая в свою очередь разделялась на гостей, гостиную и суконную сотни и слободы. Самое высшее и почетное место принадлежало гостям. Звание это получали от царя самые крупные предприниматели с торговым оборотом не меньше 20 тысяч в год. Они были свободны от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины[3] .

Сфера деятельности русских купцов и предпринимателей XVII века была огромна, отражала всю географию экономического освоения России. Из Москвы брали начало 6 основных путей торгово-предпринимательской деятельности русских купцов: Беломорский (Вологодский), Новгородский, Поволжский, Сибирский, Смоленский и Украинский.

Петр I создал благоприятные условия для реализации лучших качеств русского предпринимателя и работника. Он сделал ставку на использование их творческой инициативы и самостоятельности. Петр I, по словам академика Струмилина, своими реформами впервые открывал широкую дорогу индустриальному предпринимательству.

Первые российские предприниматели отличались огромной работоспособностью, умением вести переговоры и торговаться, а также ярко выраженными лидерскими качества, безграничным упорством и желанием заработать. Зачастую в успешные предприниматели пробивались никому неизвестные работяги с мануфактур и заводов, неустанно работающих и добивающихся своей заветной цели. Стремление к успеху и умение использовать свои таланты и предприимчивость позволяли многим простым людям добиваться ошеломляющих результатов.

1.2 Психологический портрет известных предпринимателей 17-20 веков

Русское предпринимательство было крепко своей родовой преемственностью и сословной сплоченностью. Купеческие ряды поддерживали друг друга, роднились между собой. Широкое развитие частной инициативы снизу породило мощное промышленное движение.

Одними из самых успешных предпринимательских династий по праву считаются Гучковы. Мальчишка, привезенный в Москву и отданный в учение на фабрику,— сколько подлинных и беллетристических биографий начиналось с этой обычной ситуации. Не исключение и биография семьи московских промышленников Гучковых, которые стали считаться жителями первопрестольной с того момента, когда Федор Гучков, сын крестьянина Малоярославского уезда Калужской губернии подростком был отправлен на одну из московских фабрик[4] . Конечно, он не вел дневников и не был объектом внимания современников, и потому мы, вероятно, уже никогда не узнаем, как ему удалось в не слишком продолжительный срок скопить сумму, достаточную для открытия пусть небольшого, но собственного дела. Вероятно, прежде всего принадлежность к старообрядчеству стала одним из решающих факторов — умеренные во всем, старообрядцы славились в России умением упорно, почти без роздыха, трудиться и — что немаловажно — абсолютным трезвенничеством; и очень возможно, что те деньги, которые пропивали его собратья по ремеслу в престольные праздники, Федор накапливал для осуществления честолюбивой мечты — стать самостоятельным хозяином.

Так или иначе, к концу XVIII века в селе Семеновском, одном из ближайших пригородов Москвы, уже работали пять принадлежавших Федору Алексеевичу Гучкову ткацких станов, на которых и он сам продолжал трудиться наравне со своими работниками. Первым в Москве он освоил производство шалей из шелка «на турецкий и французский манер», которые сам же и окрашивал. Популярность некоторых его изделий стала вскоре столь высока, что в лавках выстраивалась очередь — на фабрике Гучкова велась система предварительной записи покупателей: поднимать же цену Федор Алексеевич не желал, думая прежде всего о создании устойчивой репутации и утверждении на Рынке своей продукции.

Вскоре деятельное участие в работе фирмы стали принимать сыновья Федора — Ефим и Иван. Фабрика Гучковых считалась крупнейшей в дореформенной Москве. В 1853 году она располагала 1000 ручных станов, 60 механическими, на которых работали 1850 человек. Годовая продукция оценивалась в 700 тысяч рублей. В ноябре 1854 года пожар уничтожил главный корпус фабрики с машинами и материалами, но к началу 60-х годов производство было восстановлено — и это несмотря на более чем полумиллионные убытки, ведь сгоревшая фабрика не была застрахована.

После смерти Ефима и Ивана Гучковых семейное дело продолжили в основном дети Ефима Федоровича — Иван, Николай и Федор, которые 1 января 1861 года, вскоре после смерти родителя, открыли торговый дом «на правах полного товарищества» «Ефима Гучкова сыновья». Естественно, с 1861 года, когда фабрика была восстановлена, торговля велась в основном продукцией собственного производства, которая была удостоена Большой серебряной медали на выставке в Санкт-Петербурге в 1861 году; к 1868 году фабрика давала товаров на 600 тысяч рублей, а в 70-х годах — на 1 миллион 200 тысяч[5] .

Основной психологической особенностей данной семьи предпринимателей является огромное трудолюбие, упорство и желание – три составляющие успеха семьи.

Не менее известными и успешными считаются семья Морозовых. Морозовы — одна из самых знаменитых фамилий в истории предпринимательства. От крестьянских корней они получили упорство в достижении цели и невероятную работоспособность. Красивая легенда об основателе династии Савве Морозове рассказывает: свой товар — красиво отделанные кружева, ленты, бахрому — он носил сам, пешком от владимирского села Зуева (сто верст от Москвы); уходил засветло, а к вечеру уже входил со своим красным товаром в богатые дома Москвы. Конкурентоспособность его товара была настолько высока, что вскоре скупщики стали выходить ему навстречу, чтобы первыми взять товар.

Савва Морозов, с присущими ему решительностью, упорством, безошибочной интуицией, энергичностью, склонностью к оправданному риску, изобретательностью и природной смекалкой, может служить примером современным бизнесменам. Его дело расширялось и увеличивались доходы. В начале XIX века Савва Морозов за огромные по тем временам деньги, 17 тысяч рублей, получил "вольную" от дворян Рюминых и был зачислен в купцы первой гильдии. Еще через два десятка лет Морозовы получили потомственное почетное гражданство, а родоначальник клана имел свой дом в Москве. Крупнейшей морозовской фирмой была Никольская мануфактура, где делами сперва заправлял сам "Савва Первый", а затем его младший сын Тимофей[6] .

С.Т. Морозов пользовался влиянием в предпринимательских кругах, много лет возглавлял Ярмарочный комитет на крупнейшем российском "торжище" — в Новгороде. Именно его выдвинуло купечество для приветствия и поднесения хлеба-соли на Всероссийской промышленной выставке государю-императору. Получал он и знаки "монаршей милости": ему было присвоено звание мануфактур-советника, он состоял членом "высочайше утверждаемого" Московского отделения Совета торговли и мануфактур. Брался Морозов и за новые дела: основал, например, крупное химическое акционерное общество "С.Т. Морозов, Крель и Оттман", зарегистрированное в Германии, но владевшее предприятием в России и специализировавшееся на производстве красителей.

Психологический портрет Морозова можно определить следующим образом: умение преодолевать консерватизм купеческой среды, в которой вырос, ее старые авторитеты и архаичные представления, религиозные и корпоративные предрассудки; великолепное деловое чутье и предпринимательская хватка, но главная черта – это фантастическое трудолюбие. Все это сочеталось с щедростью и филантропией, неприхотливостью в быту и простотой в общении. Можно сказать, что Савва Морозов представляет собой практически идеальный психологический портрет российского предпринимателя, присущие ему черты совсем не утратили актуальности со временем, а наоборот, стали как нельзя более современными.

2. Психологический портрет современного российского предпринимателя

2.1 Специфические особенности российского предпринимателя

Описание личности предпринимателя является одним из первых шагов начинающего бизнесмена к предпринимательской деятельности. Одним из первых создателей психологического портрета предпринимателя является В. Зомбарт, утверждавший, что дух предпринимательства — одна из составляющих частей капиталистического духа, наряду с мещанством и бюрократичностью[7] .

Определение предпринимательства акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателей комплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко. Кросскультурные же исследования определили, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социального неодобрения, чем, к примеру, немецкие. Это связано с развитием российского предпринимательства в условиях несбалансированного рынка, без реальной и последовательной поддержки со стороны государства, в социокультурной среде неодобрения, и демонстрирует открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.

Считается, что предприниматель должен обладать следующими качествами:

- завоевателя (духовная свобода, воля и энергия, упорство и постоянство);

- организатора (способность правильно оценивать людей, заставлять их работать, координируя их действия);

- торговца (способность вербовать людей без принуждения, возбуждать в них интерес к своей продукции, внушать доверие).

В рамках социально-психологической теории депривации (процесс сокращения или лишения возможности удовлетворения жизненных потребностей индивидов или групп) было установлено, что выходцы из социально ущемленных слоев населения и национальных меньшинств имеют более высокий предпринимательский потенциал, чем представители имущих слоев.

В ходе исследований, проведенных журналом «Большой Бизнес» в 2006 г. с целью выявления основных психологических и деловых качеств успешного предпринимателя, были выделены следующие наиболее значимые качества российского предпринимателя[8] :

1) выраженная способность к стратегическому планированию;

2) принятие оптимальных и своевременных перспективных решений о выделении и распределении работников и ресурсов;

3) стремление увеличить число своих обязанностей за счет расширения масштабов деятельности или в результате перехода на работу более высокого уровня;

4) умение принимать решения творчески и рационально в условиях повышенного риска;

5) исключительная уверенность в собственных силах;

6) стремление иметь значительные права и нести большую ответственность;

7) смелое принятие решений, требующих определенных жертв;

8) стремление к самообучению в контактах и общении;

9) склонность к интуитивному предвидению и абстрактному анализу хода развития сложных процессов и критических ситуаций;

10) отношение к работе как главной ценности, в которую вкладываются все способности и силы;

11) концентрация внимания на решении проблемы, а не на выявлении виновников, желание работать с подчиненными, которые не боятся риска и умеют принимать самостоятельные решения;

12) собственническое отношение к реализуемым идеям и результатам их внедрения.

Предприниматель в России ассоциируется с хорошим здоровьем, неиссякаемой энергией и оптимизмом. Литературные данные и выполненные исследования доказывают лишь обязательное наличие компонентов, приведенных в мотивационно-волевом блоке, ибо предприниматель прежде всего фигура действующая, активная, ищущая. Эти компоненты присутствуют в его психологическом портрете независимо от формы предпринимательства (производственное, коммерческое, финансовое).

К важным для психологического портрета российского предпринимателя качествам относятся[9] :

- в интеллектуальном блоке: компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление;

- в коммуникативном блоке: талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умение идти против течения;

- в мотивационно-волевом блоке: склонность к риску; внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи.

Западные, а особенно американские, теории мотивации признают в качестве главного стремления человека тягу к успеху. Успех — это удача в достижении какой-либо цели, общественное признание, хорошие результаты в работе. И предприниматель, «предпринимая» какое-либо «предприятие», рассчитывает на его успех. Современные отечественные социологи отмечают сложность этого явления и многообразие условий успеха предпринимательства. Он может быть достигнут вследствие действия одного или нескольких факторов, обстоятельств, причин и быть результатом достаточно разных форм поведения. На достижение предпринимательского успеха могут повлиять:

· простое везение (оказался случайно в нужное время в нужном месте и при этом сумел не упустить шанс);

· активный поиск «того самого выигрышного варианта» с использованием метода проб и ошибок;

· компетентный расчет различных комбинаций и выбор оптимального варианта на основе теоретических изысканий;

· получение и использование в благоприятное время конфиденциальной информации или ресурса другого вида;

· использование собственных уникальных способностей, опыта, компетентности в качестве товара, дающего доход.

К этим особенностям можно добавить общую точку зрения российских специалистов в сфере бизнеса на мотивы и набор профессиональных качеств российского предпринимателя.

Мотивы:

· желание быть хозяином своей судьбы;

· стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от остальной, слить работу и жизнь воедино, изменить принцип «работать, чтобы жить» на «жить, чтобы работать»;

· желание получать достойное вознаграждение за свой труд и значительно улучшить свое материальное положение.

В условиях современного постиндустриального общества, когда каждый является реальным или потенциальным участником процессов, существенно влияющих на жизнь других людей, а иногда и человечества в целом, когда благодаря достижениям цивилизации любой человек может оказаться в ситуации, где от его поведения зависит благополучие или даже судьба многих, возрастает роль нравственности. Предприниматели по своему статусу определяют благополучие нанимаемых ими людей и окружающих организаций, входящих в сферу их деятельности.

Предпринимательский риск — это опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное их использование. Предпринимательский риск может быть понят как потери: материальные, трудовые (рабочее время, финансы), ущерб здоровью и жизни, престижу, а также морально-психологический ущерб. Чертами предпринимательского риска, по мнению некоторых авторов, являются противоречивость, альтернативность и неопределенность. Таким образом, занятие предпринимательством всегда связано с риском или опасностью.

Любая человеческая деятельность, в том числе и предпринимательская, имеет определенную структуру. Она содержит цели — будущие результаты, на достижение которых направлена деятельность, потребности, мотивы, побуждающие к деятельности, предмет, видоизменение которого возможно для достижения цели, знание об этом предмете, способы и средства достижения цели, а также условия деятельности.

Отличительные черты предпринимательства, направленные на получение прибыли как главную цель, это самостоятельность, ответственность, неопределенность, рискованность, творчество, новаторство, инициативность.

Предпринимательство — новаторская деятельность людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемой предпринимателями, которые обладают редкими способностями, позволяющими нести бремя не только отличительных черт этой деятельности, но и развивающими экономику функций с целью получения прибыли[10] .

Поскольку предпринимательская деятельность является массовой, поисковая активность становится фактором выживания системы, особенно ярко проявляющейся в периоды запретов на ее существование. Любая деятельность не может исчезнуть по желанию отдельного человека или группы людей, если является объективно существующей, необходимой для общества. Любая система функционирует по своим законам, традициям, нормам, которые нужно знать и соблюдать для достижения желаемых и общественно полезных результатов.

Психологический портрет предпринимателя выделяет личностные черты, отличающие его от других людей. Зарубежные и отечественные авторы единодушны относительно ряда черт, характерных для предпринимателя. Это творческая экономическая активность, принятие риска, общительность, стремление к самореализации, стрессоустойчивость и др. Имеется и ряд отличий, позволяющих выделить особенности отечественного предпринимателя в сравнении с зарубежным. Это слабая включенность в социум, низкая оценка полезности его деятельности со стороны социума, невысокая оценка нравственных качеств предпринимателя со стороны социума и т.п.

2.2 Личность российского предпринимателя и мотивы его деятельности

Следует заметить, что личность современного российского предпринимателя не может не отражать черты российского менталитета, считающегося одним из самых необъяснимых с психологической точки зрения.

Анализируя исторические корни российского менталитета в связи с общественностью и соборностью, нельзя не обратить внимание на такие грани русской ментальности, как равенство и социальная справедливость, а также на настороженное отношение к частной собственности и особенное отношение к деньгам и богатству вообще. Социальное неравенство и прежде и теперь весьма болезненно воспринимается в русской народной ментальности.

Первый и, пожалуй, наиболее яркий фактор российского менталитета связан с историей крепостного права. По переписи конца XIX века в России более 80% населения составляли крестьяне. А в течение почти тысячелетия до этого в России существовали различные формы крепостничества, которое со временем изменялось только в сторону ужесточения. Если посмотреть по своей сути, то жизнь крестьянина делилась на две неравные части. Большую часть рабочего времени он трудился на помещика. Остальное время — работал на самого себя. Если крестьянин хорошо выкладывался, работая на хозяина, то ему не оставалось сил также качественно работать и на себя. Поэтому в менталитете четко закрепилось разделение между «работой на себя» и «работой на хозяина»[11] .

В итоге качество реализации проекта зависит от того, как участник проекта воспринимает своей проект. Если он считает свое участие в проекте работой на себя, то его отношение к средствам производства, к организации проекта и результатам проекта становится позитивным. Когда участник проекта воспринимает свою деятельность в проекте как «работу на хозяина», то его мотивация и ответственность резко снижается, а все эффекты отчуждения в его случае становятся явными. В этом случае у него может развиваться потребительское отношение к проекту и руководству проекта и материнской организации.

Российская культура по своей природе тесно связана с сельским хозяйством, которое в сравнительно древние времена было подзольно-подсечным. То есть, племя приходило в лес, сжигало и выкорчевывало все деревья, несколько лет сеяло на этой более плодородной от золы почве и переходило на следующее место. При таком ведении растениеводства, естественно, важнее всего было выбрать правильное место, а не сохранить его для потомков[12] .

Кроме того, сельское хозяйство в нашей стране всегда относилось к категории рискованного. Если засеять поле раньше времени — заморозки могут все сгубить, если слишком поздно - урожай не успеет вызреть. Отсюда большая зависимость от внешних явлений и ситуаций и неготовность в полной мере брать ответственность на себя.

При выраженном умеренном и континентальном климате все зависит от одного урожая в году, и поэтому есть два периода в году, когда работа идет практически без сна и отдыха (посевная и жатва), а зимой — главное минимально расходовать запасы и по возможности беречь силы до весны.

Отсюда в русском языке множество сельскохозяйственных метафор: «сеять доброе, светлое, вечное», «посадить в тюрьму», «окучивать клиентов», «вырастить новое поколение или смену» и так далее.

Особенности менталитета, имеющие истоки в метафоре «выращивания» по отношению к задаче управления проектами:

• внешний локус контроля: состояние, когда человек склонен искать и находить причины собственных неприятностей, удач и провалов во внешнем мире, а не в себе и своих способностях, когда человек ищет причины не делать вместо того, чтобы искать способы того, как сделать;

• неравномерность в исполнении работ, неровный график работоспособности, авральное решение задач, которое перемежается с длительными периодами «раскачки» или сниженной работоспособности;

• готовность ожидать наступления более благоприятных условия для реализации работ проекта, стремление приостанавливать или переносить исполнение работ, если внешние условия не располагают к их выполнению;

• способность находить «объективные» причины отсутствия любых результатов;

• способность в сжатые краткие сроки выполнять неимоверный объем работ, иногда даже без ущерба для качества;

• подсознательная уверенность, что начатая однажды работа, в конце концов, может закончиться и «без моего участия», растет же трава сама по себе;

• недостаток заботы о том, кто выполняет последующую операцию или работу, поэтому человек может качественно выполнить свою часть работы, например, завинтить болт, но так, что потом будет сложно выполнить последующий технологический шаг, например, завинтить так, что его уже никак не развинтить.

Российский менталитет приобрел статус универсальной оправдательной причины неудач внедрения «правильных» теорий. Ему действительно нельзя отказать в праве считаться важнейшим фактором бизнеса. Однако это не такой изменчивый фактор, как, например, потребительский рынок или налогооблагаемая база. Менталитет формируется годами, ошибиться в его учете возможно, но для этого его надо просто игнорировать.

Клановость и родственные связи у нас превалируют в делах над соображениями эффективности и целесообразности. Большинство руководителей скорее готовы взять на работу, например, менеджером по рекламе, брата жены шофера, обслуживающего фирму, чем человека с улицы, который «ничем себя не зарекомендовал и неизвестно, что собой представляет». Логичное обоснование, разумеется, есть: за вновь принятого человека в каком-то смысле отвечает работающий в фирме родственник. Тот момент, что профессиональные качества кандидата тоже могут быть важны для планируемой работы, отходит на второй план.

Другая особенность – повальная тенденция считать прибыль сначала в чужом кармане, а потом в своем. Трудно сказать, сколько обоюдовыгодных сделок расстраивается по этой причине. Даже если других вариантов нет и не будет, одна договаривающаяся сторона может, например, не продать, только потому, что другая на этом «слишком много заработает». Есть довольно злая иллюстрация из категории «народной мудрости», гротескно отражающая ту же особенность: говорят, что если у европейца сосед построил дачу – он будет работать больше, чтобы построить такую же; если у нашего человека – он ее спалит.

Менталитет формируется годами, и у нас эти годы пришлись на эпоху двойных стандартов российского социализма. Громкие декларации и «правильные» заявленные цели благополучно сочетались с вполне жизненной практикой, делалось, в сущности, то, что можно было делать, а оформлялось, как того требовала общественная мораль. За эти годы мы потеряли (если она когда-нибудь была) свободную инициативу и ориентацию на собственные силы. Гениальный политолог 15 века Никколо Макиавелли писал, что для государств, порабощенных с самого начала, свобода почти невозможна, т.к. они просто не умеют быть свободными. Применительно к нашей ситуации можно сказать, что внутренняя свобода для нас труднодостижима, т.к. почти всю сознательную жизнь «среднего» поколения она подавлялась жизненными обстоятельствами[13] .

В бизнесе этот фактор находит прямое отражение: в большинстве фирм, где владельцы управляют через исполнительных директоров, первые не готовы дать, а вторые не могут взять на себя ответственность даже за оперативные решения.

На западе относительно распространены идеи социально ответственного предпринимательства и социально этичного маркетинга. Считается, что организация должна достигать своих целей таким образом, чтобы это шло на пользу обществу. В российском бизнесе высокие идеи не получили заметного распространения. С одной стороны, основная масса предприятий еще не может позволить себе роскошь отвлечься от собственного выживания. С другой, - из полутора десятков категорий ценностей у нас доминируют накопление богатства, власть, признание. Однако привычка к двойной морали в данном случае явно служит общественной пользе: успех и достаток требуют демонстрации определенного стиля поведения, и то, что предприниматели не сделали бы из убеждения, они делают ради имиджа.

Молодое поколение современных российских предпринимателей обладает личностью, несколько отличающейся от предыдущего поколения людей бизнеса, и именно им присущи следующие особенностями:

- поиск возможностей и инициативность (способность видеть и использовать новые или необычные деловые возможности, готовность действовать до того, как к этому вынудят обстоятельства);

- упорство и настойчивость (готовность к неоднократным усилиям для встречи «вызова» или преодоления препятствия, изменения стратегии достижения цели);

- риск (предпочтение ситуаций «вызова»), но и взвешенность поступков, контроль результатов;

- ориентация на эффективность и качество (поиск путей делать все лучше, быстрее и дешевле, стремление к достижению совершенства);

- вовлеченность в рабочие контакты (ответственность и личные жертвы для выполнения работы);

- целеустремленность (долгосрочное видение, корректирование краткосрочных задач);

- информированность (личное участие в сборе информации о клиентах, поставщиках и конкурентах, использование в этих целях личных контактов);

- способность убеждать и устанавливать связи;

- независимость и уверенность в себе (готовность полагаться лишь на себя в ситуации противостояния или в случае отсутствия успеха, вера в свою способность выполнить трудную задачу).

Как полагают многие ученые, что научить предпринимательству нельзя. Для этого рода деятельности необходимы особые способности. Природной же предпосылкой развития способностей является наличие задатков — некоторых врожденных анатомо-физиологических особенностей мозга и нервной системы. К задаткам, согласно позиции отечественного психолога В. А. Крутецкого, относятся типологические свойства нервной системы, природные свойства анализаторов, индивидуальные варианты функционирования коры головного мозга.

Люди обладают врожденными индивидуальными различиями в задатках. Потому у некоторых имеются преимущества в овладении определенной деятельностью. Задатки определяются генетической программой и проявляются в виде способностей — прижизненных образований, формирующих социальный опыт человека, условия его жизни, обучения и воспитания.

Предпринимательская деятельность – труд весьма нелегкий, требующий мобилизации всех человеческих способностей и усилий. Именно деятельностный компонент наиболее важен в предпринимательстве. Предпринимательская деятельность в первую очередь направлена на удовлетворение личных интересов. Но в то же время, думая о собственной выгоде, предприниматель неизменно решает задачи общественного развития.

Отличия в процессах возникновения и функционирования предпринимательской деятельности в отечественной и зарубежной экономике налагают отпечаток на сформировавшийся в общественном мнении и в средствах массовой информации России или Зарубежья образ делового человека.

2.3 Психологическая характеристика отдельных российских предпринимателей 21 века

Современный этап российского предпринимательского движения начинается с перестройки нашего общества, провозглашенной в середине 80-х годов, и продолжается уже в течение трех десятилетий, которые имеют поистине судьбоносный характер для российского предпринимательства.

В начале девяностых годов двадцатого века в российском обществе происходят радикальные изменения по отношению к частной собственности и предпринимательской деятельности. После семидесяти лет запрета частной собственности государство впервые признает ее равноправие наряду со всеми другими формами собственности (в частности государственной) и декларирует свободу предпринимательской деятельности. Принимается ряд важных законодательных актов, закладывающих основы новой смешанной экономики, для которой характерен плюрализм форм собственности и организационных структур. Начинается бурный процесс их развития.

Сегодня в России огромное количество очень успешных предпринимателей, состояния которых не уступают западным воротилам делового мира.

Одна из наиболее ярких фигур российского бизнеса, известная не только в России, но и во всем мире, - это личность Романа Абрамовича. По-мнению журнала «Большой Бизнес», Роман Абрамович «при жизни стал героем народного эпоса»[14] . Губернатор Чукотки – это редкое явление в сфере российского бизнеса. Выходец из народа стал поистине успешным человеком в бизнесе благодаря таким психологическим и деловым качествам, как:

· стремление к самостоятельности, автономности, независимости;

· стремление к достижениям в трудовой деятельности, к карьере и власти;

· инициативность и предприимчивость, деловая активность;

· умение действовать в критических ситуациях, в условиях недостатка информации;

· настойчивость и умение брать ответственность на себя.

Р. Абрамович преуспел не только в бизнесе, но и политике, а также в меценатстве. Ему присущи основные черты мецената: хозяйственность, связанная с рациональным ведением дел, разумной экономией и бережливостью; деловая мораль, являемая коммерческой солидностью и благонадежностью, верностью договору и строгим ведением отчетности.

Не менее успешным в мире российского большого бизнеса является Олег Дерипаска. Целеустремленность и вера в собственные силы, смекалка вкупе с лукавством и помощь высоких покровителей – вот основы успеха второго (а по некоторым данным – первого) богатейшего человека в России. Одаренность в сфере бизнеса Дерипаска проявил еще в студенческие годы и сам стал героем легенды, гласившей, что он продал некоему государственному предприятию десятки тонн сахара, на чем неплохо заработал.

Олег Дерипаска искал счастье, меряясь силами с монстрами российской политики и бизнеса. Его деловые подвиги начались с основания в 1991 году «Военной финансово-инвестиционной компании», которая выступила в качестве соучредителя ТОО «Росалюминий» и стала фундаментом алюминиевой империи молодого бизнесмена. Работа в течение 90-х годов была направлена на создание крупнейшего алюминиевого предприятия в стране. И таковое появилось на пороге нового века. На пути к успеху предпринимателю пришлось победить много противников. Зато и сторонников он приобрел не мало.

Олега Дерипаску характеризуют следующие черты:

- ясное понимание предпринимательства;

-отделение фактов от мифов;

-умение давать взвешенные оценки;

-умение находить нестандартные решения;

-умение вести себя и принимать решения в условиях неопределенности;

-умение вырабатывать новые коммерческие идеи;

-умение оценивать перспективность новых идей;

-знания, необходимые для создания нового дела;

-умение оценить внешнюю ситуацию;

Елена Батурина, глава компании «ИНТЕКО» и по совместительству супруга московского градоначальника Елена Батурина – настоящая богиня российского корпоративного мира, единственная женщина-миллиардер. В своем роде не менее влиятельная, чем сестра и третья законная супруга Зевса Гера, воспетая Гомером[15] . Принято считать, что именно удачное замужество и супружество помогли Елене взметнуться так высоко, сделав ее самой могущественной женщиной в российском бизнесе. Но несмотря на подобные утверждения, Елена действительно прирожденный бизнесмен и обладатель качеств, присущих успешному бизнесмену:

• гибкость мышления и аналитический склад ума;

• умение генерировать идеи;

• творческое мышление;

• широта мировоззрения;

• смекалка;

• умение находить нестандартные решения.

Российские предприниматели обращают внимание на важность в процессе деятельности ориентации на субъективный фактор – людей нельзя воспринимать только как источник наживы, так как этот путь конечен. Непрагматические шаги в бизнесе в итоге приносят, как ни парадоксально, большую прибыль, чем жесткое стремление к ней. Следовать этическим принципам, как показывает практика, всегда выгодно в целом, надо только знать и понимать их.

Другое важное отличие российского предпринимательства от зарубежного – важность межличностных отношений и установление личных связей на разных уровнях. Все это является важным фактором успеха предпринимательской деятельности и вызвано, прежде всего, несовершенством правового пространства. Успешность достижений предпринимателя в этом направлении отчасти определяется его коммуникативными способностями, а также, не зависящими от него факторами, такими как: семейные и родственные связи, место рождения, место учебы и тому подобное. Надежные друзья, сила родственных связей – для российского предпринимателя ценность номер один. Это очень характерно для российского общества, поскольку в условиях переходных периодов, когда экономическое положение страны довольно неустойчиво, а как следствие - неустойчивы и общественные связи – укрепляются связи семейные, родственные. Переходное же состояние экономики, настроение неуверенности в завтрашнем дне для России, к сожалению, типично.

Заключение

Итак, проанализировав психологические особенности российского предпринимателя со времен зарождения предпринимательства в России и до наших дней, можно сделать вывод, что российский предприниматель – это человек, обладающий следующими характеристиками:

1. Экономические характеристики: стремление к умножению богатства; стремление к инновациям и их осуществлению; действия по соединению материальных и денежных средств и труда с целью возрастания их совокупной стоимости.

2. Социальные характеристики: инициативность; организаторский талант.

3. Психологические характеристики: присутствие творческого начала, стремление к новизне и самостоятельности; желание чего-либо добиться; стрессоустойчивость.

Важное отличие российского предпринимательства от зарубежного – важность межличностных отношений и установление личных связей на разных уровнях. Все это является важным фактором успеха предпринимательской деятельности и вызвано, прежде всего, несовершенством правового пространства. Успешность достижений предпринимателя в этом направлении отчасти определяется его коммуникативными способностями, а также, не зависящими от него факторами, такими как: семейные и родственные связи, место рождения, место учебы и тому подобное. Надежные друзья, сила родственных связей – для российского предпринимателя ценность номер один. Это очень характерно для российского общества, поскольку в условиях переходных периодов, когда экономическое положение страны довольно неустойчиво, а как следствие - неустойчивы и общественные связи – укрепляются связи семейные, родственные. Переходное же состояние экономики, настроение неуверенности в завтрашнем дне для России, к сожалению, типично.

Список литературы

1. 50 больших людей большого бизнеса//Большой Бизнес, 2007 №7

2. Виленский А.В. Этапы развития малого бизнеса. // Вопросы экономики, 2002

3. Гавлин М.Л. Российские предприниматели и меценаты. – М.: Альпина Бизнем Букс, 2007

4. Грачев И. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит, 2001

5. Дмитриев А.Л., Семенов А.А. История предпринимательства в России: XIX - начало ХХ века: Материалы Всероссийской научной конференции 25-26 июня 2004 г. – СПб: изд-во СПбГУ, 2005

6. Иванов М. А "Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса. – М.: Академия, 2007

7. Никуленко Т.Г. Психология менеджмента. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

8. Орлов Л.А. Начало купечества. – М.: АСТ, 2002

9. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999

10. Сметанин С.И. История предпринимательства в России: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: Кнорус, 2006

11. Соколов В.М. Российский менталитет и исторические пути Отечества. – М.: Гардарики, 2004

12. Столяренко А.М. Психология менеджмента. – М.: Академия, 2005

13. Филатов А.Д. Как предприниматели попали в Россию//Бизнес для всех, 2003

14. Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. – М.: ЮНИТИ, 2006


[1] Дмитриев А.Л., Семенов А.А. История предпринимательства в России: XIX - начало ХХ века: Материалы Всероссийской научной конференции 25-26 июня 2004 г. – СПб: изд-во СПбГУ, 2005, с.98

[2] Сметанин С.И. История предпринимательства в России: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. – М.: Кнорус, 2006, с.53

[3] Грачев И.К. Развитие малого предпринимательства // Деньги и кредит, 2001. -№1.

[4] Филатов А.Д. Как предприниматели попали в Россию//Бизнес для всех, 2003, №6

[5] Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. – М.: ЮНИТИ, 2006, с.116

[6] Орлов Л.А. Начало купечества. – М.: АСТ, 2002, с.71

[7] Иванов М. А "Организация как ваш инструмент: Российский менталитет и практика бизнеса. – М.: Академия, 2007, с.112

[8] 50 больших людей большого бизнеса//Большой Бизнес, 2007 №7

[9] Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999, с.235

[10] Столяренко А.М. Психология менеджмента. – М.: Академия, 2005, с.134

[11] Никуленко Т.Г. Психология менеджмента. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007, с.129

[12] Соколов В.М. Российский менталитет и исторические пути Отечества. – М.: Гардарики, 2004, с.45

[13] Виленский А.В. Этапы развития малого бизнеса. // Вопросы экономики, 2002. -№7.

[14] 50 больших людей большого бизнеса//Большой бизнес, 2007 №7

[15] Гавлин М.Л. Российские предприниматели и меценаты. – М.: Альпина Бизнем Букс, 2007, с.83