Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по проведению самостоятельной работы студентов

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»

ФГОУВПО «РГУТиС»

Факультет Технологий и дизайна .

(название факультета)

Кафедра Материаловедение и товарная экспертиза .

(название кафедры)

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

__________д.э.н., профессор Новикова Н.Г.

«_____»_______________________200__г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Дисциплина ОПД.В.04 Идентификация и фальсификация товаров .

(индекс, наименование дисциплины)

Специальность 080401.65 Товароведение и экспертиза товаров .

(в области стандартизации, сертификации и управления качеством) .

(код, наименование специальности)

Москва 2009г.


Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов составлены на основании рабочей программы дисциплины ОПД.В.04 Идентификация и фальсификация товаров.

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов рассмотрены и утверждены на заседании кафедры

«Материаловедение и товарная экспертиза» .

(название кафедры)

Протокол № ________ «____»______________200_г.

Зав кафедрой Тюменев Ю.Я.

Методические указания рекомендованы Научно-методической секцией

_____________Факультета технологий и дизайна _________________

(название факультета)

Протокол №_______ «_____» ____________________200__г.

Председатель

Научно-методической секции Тюменев Ю.Я.

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов одобрены Научно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС»

Протокол № ________ «____»_______________200_г.

Ученый секретарь

Научно-методического совета к.и.н., доц. Юрчикова Е.В.

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов разработал:

Преподаватель кафедры

«Материаловедение и товарная экспертиза» Мухамеджанова О.Г.

(название кафедры)

Содержание

стр.

Введение

4

1.

Значение самостоятельной работы студентов в образовательном процессе

4

2.

Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Идентификация и фальсификация товаров»

6

3.

Требования к самостоятельной работе студентов

9

4.

Контроль выполнения самостоятельной работы студентов

10

Рекомендуемая литература

12

Введение

Одним из условий при подготовке высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда является повышение роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, развитие навыков самостоятельной работы, стимулирование профессионального роста и творческой активности студентов.

Правильно организованная самостоятельная работа студентов имеет огромное образовательное значение, является одним из главных условий в достижении высоких результатов в приобретении профессиональных знаний.

Целью данных методических указаний является определение требований и условий, необходимых для эффективной организации самостоятельной работы по дисциплине «Идентификация и фальсификация товаров» студентов 4 курса обучающихся по специальности «Товароведение и экспертиза товаров», специализация «Товароведение и экспертиза товаров в области стандартизации, сертификации и управления качеством»

Задачи:

- создать условия для организации самостоятельной работы студентов;

- способствовать формированию у студентов навыков в области учебной, научно-исследовательской и практической самостоятельной работы;

- содействовать развитию и углублению профессиональных научных и практических интересов студентов;

- способствовать формированию профессионально значимых качеств, знаний, умений и навыков будущих специалистов;

- создать условия для гармоничного творческого развития личности студента.

1. Значение самостоятельной работы студентов в образовательном процессе.

Формирование творческой личности специалиста, способного к самообразованию, к саморазвитию, учитывающего и реализующего в практической деятельности последние достижения научно- технического процесса, возможно лишь при переводе студента в активного потребителя знаний, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути её решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. Это предполагает перевод образовательного процесса на активные методы обучения, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учётом потребностей и возможностей личности. В этих условиях необходимо добиться систематической внеаудиторной работы, а для этого необходимо усиление контроля со стороны преподавателя за этой областью деятельности студента. Многие студенты испытывают большие затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с учебной и научной литературой, умение четко и ясно излагать свои мысли. Достаточно часто можно наблюдать неумение студентов планировать своё время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности, полное отсутствие психологической готовности к самостоятельной работе, незнание общих правил её организации. С этой целью необходимо студентов научить:

- основам самостоятельной работы с лекцией, учебником, журналом;

- приёмам запоминания,

- конспектированию;

- подготовке сообщений, докладов, рефератов, отчетов и т.д.

Под самостоятельной работой студента понимается самостоятельная деятельность как в ученой аудитории под руководством преподавателя, так и вне аудитории и в отсутствии преподавателя. Самостоятельная работа реализуется: - непосредственно на лекциях, семинарских и лабораторных занятиях; в контакте с преподавателем вне расписания: на консультациях по учебной дисциплине, при выполнении индивидуальных заданий, при выполнении курсовой работы, написание рефератов и т.д. Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются. Таким образом самостоятельная работа может быть как в аудитории, так и вне её. Вместе с тем, когда речь идет об организации самостоятельной работы, чаще всего имеется в виду самостоятельная внеаудиторная работа. С целью повышения эффективности выполнения самостоятельной работы студентов по дисциплине «Идентификации и фальсификации товаров» из следующих предпосылок:

- она должна быть конкретной по её предметной направленности (вопросы для подготовки к выполнению лабораторных работ должны быть чётко сформулированы, темы для выполнения индивидуальных заданий должны иметь однозначное толкование);

- самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой её результатов (опрос студентов перед выполнением лабораторных работ, проведение контроля с помощью тестовых заданий и др.)

Контроль самостоятельной работы и оценка её результатов осуществляется как единство двух форм: самоконтроль и самооценка студента и контроль и оценка со стороны преподавателя. Для успешной реализации самостоятельной работы необходимо обеспечить каждого студента:

- информационными ресурсами (учебником, учебными пособиями, нормативной документацией на материалы, справочниками, обучающими программами и т.д.);

- методическими материалами (методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Идентификация и фальсификация товаров», методические указания по выполнению курсовой работы, пособия, практикумы и т.д.);

- контролирующими материалами (тестовыми задания);

- временными ресурсами;

- консультациями (преподаватель);

- возможностью публичного обсуждения теоретических или практических результатов, полученных студентом самостоятельно.

2. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Идентификация и фальсификация товаров».

В рамках действующего рабочего учебного плана по специальности «Товароведение и экспертиза товаров» еженедельный объём самостоятельной работы студента, обучающегося по дневной форме, по дисциплине «Идентификация и фальсификация товаров» составляет 26 часов. В ходе самостоятельной работы должен освоить теоретический материал по следующим разделам учебной дисциплины:

- виды, способы и методы фальсификации непродовольственных товаров

- виды, способы и методы фальсификации продовольственных товаров

Студент должен закрепить теоретические знания и приобрести практические навыки в области идентификации и фальсификации продовольственных и непродовольственных товаров. Полученные знания и практические навыки студент должен применить для формирования собственной позиции (написание доклада, дипломном проектировании и т.д.) Условно, самостоятельную работу студентов можно разделить на обязательную и контролируемую.

Обязательная самостоятельная работа обеспечивает подготовку студентов к текущим практическим работам. Результаты такой подготовки проявляются в активности в период еженедельного опроса студентов перед выполнением практических работ, а также в качественном уровне их выполнения, оформления и защиты отчетов по выполненным работам. Оценки, полученные по результатам аудиторной работы, формируют оценку текущей успеваемости студента по дисциплине «Идентификации и фальсификации товаров».

Контролируемая самостоятельная работа направлена на углубление и закрепление знаний студентов, развитие аналитических навыков по идентификации различных товаров и выявление их фальсификации.

Задания для самостоятельной работы включают подготовку к лекциям и практическим работам, подбор и изучение литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме учебной дисциплины, написание рефератов. Задания для самостоятельной работы сформулированы в Методических указаниях по выполнению практических работ по дисциплине «Идентификация и фальсификация товаров».

Темы рефератов:

1. Виды фальсификации меда. Критерии и методы обнаружения фальсификации меда.

2. Виды фальсификации кондитерских изделий. Критерии и методы обнаружения фальсификации кондитерских изделий.

3. Виды фальсификации зерномучных товаров. Критерии и методы обнаружения фальсификации зерномучных товаров.

4. Виды фальсификации алкогольных напитков. Критерии и методы обнаружения фальсификации алкогольных напитков.

5. Виды фальсификации молока и молочных товаров. Критерии и методы обнаружения фальсификации молока и молочных товаров.

6. Виды фальсификации мясных товаров. Критерии и методы обнаружения
фальсификации мясных товаров.

7. Виды фальсификации рыбных товаров. Критерии и методы обнаружения
фальсификации рыбных товаров.

8. Виды фальсификации безалкогольных напитков. Критерии и методы
обнаружения фальсификации безалкогольных напитков.

9. Виды фальсификации пищевых жиров. Критерии и методы обнаружения
фальсификации пищевых жиров.

10.Виды фальсификации текстильных товаров. Критерии и методы

обнаружения фальсификации текстильных товаров.

11.Виды фальсификации швейных товаров. Критерии и методы обнаружения

фальсификации швейных товаров.

12.Виды фальсификации обувных товаров. Критерии и методы обнаружения

фальсификации обувных товаров.

13.Виды фальсификации пушно-меховых товаров. Критерии и методы обнаружения фальсификации пушно-меховых товаров.

14.Виды фальсификации мебельных товаров. Критерии и методы обнаружения фальсификации мебельных товаров.

15.Виды фальсификации ювелирных товаров. Критерии и методы обнаружения

фальсификации ювелирных товаров.

16.Виды фальсификации бытовых химических товаров. Критерии и методы обнаружения фальсификации бытовых химических товаров.

17.Виды фальсификации стеклянных товаров. Критерии и методы обнаружения

фальсификации стеклянных товаров.

18.Виды фальсификации керамических товаров. Критерии и методы обнаружения фальсификации керамических товаров.

19.Виды фальсификации электробытовых товаров. Критерии и методы

обнаружения фальсификации электробытовых товаров.

20.Виды фальсификации парфюмерно-косметических товаров.

Критерии и методы обнаружения фальсификации товаров парфюмерно-косметических товаров.

3. Требования к самостоятельной работе студентов.

Самостоятельная работа выполняется студентами под руководством преподавателя, осуществляющего аудиторную работу в данной учебной группе. Самостоятельная работа студентов должна:

- быть выполненной лично студентом или являться самостоятельно выполненной частью коллективной работы;

- представлять собой законченную разработку, в которой рассматриваются и анализируются поставленные по определённой теме задачи или по отдельным её аспектам;

- демонстрировать достаточную компетентность автора в рассматриваемых вопросах;

- иметь учебную, научную или практическую направленность и значимость (если это учебная научно- исследовательская работа);

- содержать определенные элементы новизны (если это научно - исследовательская работа).

Самостоятельная работа, представляемая в виде отчета по практическим работам, тестированию оформляется в соответствии с требованиями, изложенными в методических указаниях.

4. Контроль выполнения самостоятельной работы студентов.

Результаты самостоятельной работы студента контролируются преподавателем. Эти результаты учитываются в ходе текущей и итоговой аттестации студента по дисциплине «Идентификации и фальсификации товаров». Наиболее целесообразной формой оценки результатов работы является балльная. При оценке результатов самостоятельной работы студента учитывается уровень сложности задания. В качестве форм контроля знаний рекомендуются следующие:

- текущий контроль усвоения знаний на основе устного ответа на вопросы перед выполнением практических работ по курсу;

- тестирование;

- проверка отчетов по практическим работам и их защита;

- веерный экспресс-опрос;

- промежуточный контроль по окончанию изучения темы или раздела;

- итоговый контроль по дисциплине «Идентификации и фальсификации товаров» в виде зачета в 8 семестре;

- контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины «Идентификации и фальсификации товаров».

Критериями оценки результатов самостоятельной работы студентов являются:

- уровень освоения студентам учебного материала;

- умение студента использовать теоретические знания при решении практических задач;

- обоснованность и четкость изложения материала в отчете;

- сформированные умения и навыки в соответствии с целями и задачами изучения дисциплины.

При балльной оценке результатов самостоятельной работы студента целесообразно принять следующие критерии: оценка «отлично» - при рейтинге 0,93 Rm ах , где Rmax - максимальная сумма баллов за ответы; оценка «хорошо» - при 0,8 Rmax ; оценка «удовлетворительно» - при 0,67 Rmax

Рекомендуемая литература

1. Чепурной И.П. Идентификаця и фальсификация продовольственных товаров: М.: «Дашков и К», 2002.- 460 с.

2. Криштафович В.И., Жебелева И.А.. Идентификация и фальсификация товаров. Лабораторный практикум- М.: «Маркетинг», МУПК, 2001 –42 с.

4. Петрище Ф.А. Теоретические основы товароведения и экспертизы непродовольственных товаров. М.: «Дашков и К», 2004

5. Дзахмишева И.Ш. и др «Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров» М.:Издательство «Дашков и К», 2008

Дополнительная литература

1. Райкова Е.Ю., Додонкин «Теоретические основы товароведения» М., Академия, 2002

2. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. М.: Издательство Норма, 1997 г., 283 с.