Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольных работ для студентов заочного отделения Гродно 2004

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Департамент образования, науки и кадров

УО « Гродненский государственный аграрный

университет »

КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ В АПК

КООПЕРАЦИЯ

В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ

коМПЛЕКСЕ

методические указания

по изучению дисциплины и

задания для контрольных работ

для студентов заочного отделения

Гродно 2004


УДК 631.115

Составил: ассистент Руденко Д.В.

Рецензент: к. э. н., доцент Высокоморный В.И.

Рекомендовано методической комиссией заочного факультета «4» июня 2004 г., протокол №

Кооперация в агропромышленном комплексе. Методические указания по изучению дисциплины и задания для контрольных работ для студентов заочного отделения. Сост. Д. В. Руденко. Гродно, 2004, 23 с.

В методические материалы включены тематические планы лекций и семинарских занятий, тематика контрольных работ, рекомендации по их выполнению и список литературных источников по курсу.

Для студентов экономического факультета заочного отделения

© УО «Гродненский государственный аграрный университет», 2004 г.

© Руденко Д. В., 2004 г.


ВВЕДЕНИЕ

Агропромышленный комплекс Республики Беларусь представляет собой сложную многофункциональную и многоотраслевую систему, все звенья которой участвуют в производстве конечных продуктов потребления сельскохозяйственного происхождения и находятся в определенной взаимообусловленности и взаимозависимости. С переходом к рыночным отношениям, когда экономическая свобода товаропроизводителей значительно расширяется, но в то же время усиливается их зависимость от партнеров по производству конечных продуктов, особое значение приобретает формирование саморегулируемых и самоуправляемых формирований, работающих на принципах кооперации и получающих развитие при производстве продукции, ее переработке и реализации.

Целью изучения курса "Кооперация в агропромышленном комплексе" является приобретение студентами более глубоких знаний по вопросам развития интеграционных процессов в агропромышленном комплексе и его продуктовых подкомплексах, овладение механизмом регулирования внутриотраслевых и межотраслевых связей предприятий АПК, обеспечивающих сбалансированное и устойчивое развитие всех его сфер и звеньев.

В процессе изучения студенты должны:

- выяснить предпосылки и механизм действия объективных экономических законов, в результате которых формируется и функционирует агропромышленный комплекс, изучить сущность его технологических, организационных и экономических взаимосвязей;

- ознакомиться с различными аспектами структуры АПК, характеризующимися ее показателями и изменениями, происходящими в структуре АПК республики в условиях рынка;

- изучить сущность и роль кооперации и агропромышленной интеграции в АПК, рассмотреть направления, формы и изучить принципы создания и функционирования различных интегрированных формирований в продуктовых подкомплексах АПК;

- овладеть экономическим механизмом, регулирующим взаимоотношения в рамках АПК.

Настоящие методические указания разработаны в соответствии с типовой учебной программой.

Первый раздел методических указаний содержит основные темы теоретического изучения курса, что позволит студенту при самостоятельной работе в межсессионный период охватить весь курс вопросов дисциплины согласно учебной программы.

Процесс обучения на заочном факультете предусматривает как аудиторные (лекционные и семинарские занятия), так и внеаудиторные, самостоятельные занятия студентов. К последним относятся контрольные работы, подготовка к семинарским занятиям, написание рефератов.

Для закрепления изучаемого материала студентам-заочникам необходимо выполнить контрольную работу по индивидуальному заданию, позволяющему студенту целенаправленно в достаточном объеме изложить освоенный материал. Порядок выполнения контрольной работы и индивидуальные задания изложены во второй части методических указаний.

Индивидуальная работа студентов содействует боле глубокому освоению лекционного курса, приучает студентов к самостоятельной работе с учебной и другой специальной литературой. Если вышеупомянутая учебная нагрузка успешно выполнена студентом, то в конце семестра он допускается до сдачи экзамена по дисциплине.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

чтения лекций и проведения семинарских занятий

по курсу «Кооперация в АПК»

№ п/п

Наименование тем

Всего

часов

в том числе

лекции

семинарские

занятия

1.

Сущность и принципы с/х кооперации, учения о кооперации

4

2

2

2.

Понятие АПК и его структура. Принципы формирования АПК

4

2

2

3.

Межхозяйственная кооперация и агропромышленная интеграция

4

2

2

4.

Создание кооперативных формирований, современные тенденции развития кооперации в республике

4

2

2

5.

Основы создания и функционирования кооперативов за рубежом

4

2

2

6.

Межотраслевые взаимосвязи в отдельных продуктовых подкомплексах

4

2

2

ИТОГО:

24

12

12


ПЛАНЫ ЛЕКЦИОННЫХ И СЕМИНАРСКИХ
ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Сущность и принципы сельскохозяйственной
кооперации, учения о кооперации

1. Понятие кооперации.

2. Цели и задачи дисциплины «Кооперация в АПК».

3. Виды и формы кооперации.

4. Появление и история развития кооперативного движения.

5. История учений о кооперации и этапы его развития.

6. Учение А. В. Чаянова о сельскохозяйственной кооперации.

7. Современные учения о сельскохозяйственной кооперации.

Основные понятия и проблемные вопросы:

Объективные предпосылки развития кооперации как специфической формы разделения труда. Роль научно-технического прогресса в углублении разделения труда и развитии интеграционных процессов в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности. Взаимосвязь и взаимовлияние специализации и кооперации.

Исторические корни кооперации. Кооперация как всеобщее свойство природного мира и человеческого общества в теориях философов, социологов и экономистов.

Роль кооперации для России. Вклад русских ученых в развитие кооперативного движения и социальное переустройство России, сущность их взглядов. Учение А.В. Чаянова о крестьянском хозяйстве и кооперации.

Сущность марксистско-ленинского учения о кооперации, практическое осуществление его основных положений и последствия в сельском хозяйстве. Идеи современных экономистов-аграрников о кооперативной организации сельского хозяйства.

Литература :

1. Дудникова Е. Аграрные реформы России начала и конца XX века: попытка сравнительного анализа // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2003. - №5. – С.24-26

2. Лукманов Д. Вопросы реформирования земельных отношений в свете аграрной реформы П. А. Столыпина // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2003. - №6. – С.50-54

3. Никонов А. А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVIII-XX вв.). 2-е изд. – Минск: Ураджай, 1996

4. Прокопович С. Н. Кооперативное движение в России. 2-е изд. М., 1918

5. Туган-Барановский М. И. Социальные основы кооперации. 3-е изд. М., 1922

6. Чаянов А. В. Крестьянское хозяйство // Избр. труды. М.: Экономика, 1989

Тема 2. Понятие АПК и его структура.

Принципы формирования АПК.

1. Определение АПК.

2. Экономическое и социальное значение АПК.

3. Структура АПК и соотношение отраслей.

4. Производственная и социальная структура АПК.

5. Размещение и специализация производства.

6. Концентрация производства.

7. Индустриализация сельскохозяйственного производства.

Основные понятия и проблемные вопросы:

Агропромышленный комплекс как высшая форма организационно-технологического единства взаимосвязанных производств, его сущность и функции. Место и роль агропромышленного комплекса в экономике Республики Беларусь.

Объективные предпосылки и факторы формирования АПК. Закон углубления разделения труда и механизм его проявления. Роль научно-технического прогресса в углублении разделения труда и формировании технологических взаимосвязей между обособленными отраслями АПК.

Объективные экономические законы, способствующие развитию экономических связей в АПК, механизм их действия. Сущность и виды организационных взаимосвязей предприятий и отраслей АПК. Методы изучения закономерностей, тенденций и динамики развития отраслей АПК.

Понятие структуры АПК. Сущность функциональной структуры АПК как объекта планирования и принципы ее построения. Показатели функциональной структуры АПК, ее современное состояние, тенденции изменения в динамике и на перспективу.

Понятие отраслевой структуры АПК как объекта управления, ее взаимосвязь с функциональной структурой и показатели, ее характеризующие. Отраслевой состав сфер АПК. Территориальная и продуктовая структура АПК и критерии ее выделения.

Конечный продукт АПК как основной оценочный показатель его деятельности. Структура стоимости конечного продукта АПК и тенденции ее изменения на перспективу.

Литература:

1. Попков А. А. Агропромышленный комплекс Республики Беларусь на этапе вхождения в мировую экономику // Белорусское сельское хозяйство. – 2002. - № 6. – С. 2-8

2. Реформирование агропромышленного комплекса: Учеб. метод. и практ. пособие / Под ред. В. Г. Гусакова.- Минск: Учреждение «БелНИИ аграрной экономики», 2002.

3. Экономика предприятий и отраслей АПК : Учеб. пособие / Под общ. ред. В. С. Тонковича, Л. Ф. Догиля. – Минск: БГЭУ, 1996.

Тема 3. Межхозяйственная кооперация

и агропромышленная интеграция

1. Понятие межхозяйственной кооперации и направления ее развития.

2. Классификация межхозяйственных формирований.

3. Организационные формы и виды межхозяйственных формирований.

4. Понятие агропромышленной интеграции (АПИ).

5. Эффективность и направление развития АПИ.

6. Виды и формы АПИ.

Основные понятия и проблемные вопросы:

Виды и принципы кооперации. Факторы и условия развития горизонтальной кооперации при производстве сельскохозяйственной продукции. Сущность и направления межхозяйственной кооперации в сельском хозяйстве.

Межхозяйственные предприятия (МХП) - низшая форма межхозяйственной кооперации. Понятие МХП и принципы их создания, виды участия и направления деятельности. Порядок формирования уставного фонда МХП. Управление деятельностью межхозяйственного предприятия. Механизм распределения прибыли от совместной деятельности МХП.

Хозяйства, осуществляющие функции МХП, их особенности и направления деятельности, организуемой на кооперативной основе. Отличительные черты хозяйств, осуществляющих функции МХП, от межхозяйственных предприятий и традиционных сельскохозяйственных предприятий.

Понятие вертикальной кооперации. Агропромышленная интеграция как вид вертикальной кооперации. Условия и факторы, влияющие на развитие агропромышленной интеграции. Направления агропромышленной интеграции. Признаки классификации межхозяйственных и агропромышленных формирований.

Понятие производственных объединений в сельском хозяйстве, принципы и порядок их создания и управления деятельностью. Отличительные черты производственных объединений от межхозяйственных предприятий. Виды производственных объединений и принципы разделения труда в них.

Понятие производственных и научно-производственных систем (ПС и НПО) в сельском хозяйстве, их цели и задачи. Направления деятельности производственных систем, механизм их создания и функционирования. Перспективы развития интеграционных процессов в производственных системах.

Агрофирмы как новые формы организации производства, закупки и реализации продукции. Понятие, принципы создания и функционирования агрофирм, направления их деятельности. Отличительные черты агрофирм от других форм кооперированного производства.

Понятие агропромышленных предприятий (АПП), механизм их создания и функционирования. Направления деятельности АПП, их характерные особенности, отличительные черты от других интегрированных формирований и подсобных производств. Организация деятельности промышленного производства в составе АПП и обеспечение его сырьем для переработки. Перспективы создания и функционирования АПП в республике.

Понятие агропромышленного объединения (АПО), порядок создания и управление его деятельностью. Функции Совета объединения, головного хозяйства и генерального директора. Принципы и преимущества участия хозяйств в работе объединения и их задачи созданию устойчивой сырьевой зоны.

Механизм производственно-экономических взаимосвязей предприятий, входящих в АПО, их перспективы. Сущность акционерных отношений участников АПО и направления их совершенствования.

Агрокомбинаты как высшая форма интегрированного производства продукции АПК на уровне района. Порядок и принципы создания агрокомбинатов и участия в их деятельности сельскохозяйственных, перерабатывающих и других предприятий АПК.

Литература:

1. Агропромышленный комплекс в условиях перехода к рынку / Б. М. Шапиро, В.Г. Гусаков, В.Г. Гаркун и др.; Под общ. ред. Б.М. Шапиро, В.Г. Гусакова.-Минск: ЗАО «Армита-Маркетинг-Менеджмент», 1997

2. Мирочицкая И. В. Организация и планирование агропромышленного комплекса: Учеб. пособие в 3 ч. Минск, 1989

3. Щербенок А. Развитие кооперации и интеграции в агропромышленном комплексе // Агроэкономика. – 2001. - № 4. – С. 10-11

4. Эффективность специализации и кооперации в сельском хозяйстве Республики Беларусь. Под ред. Ильиной З. М. Минск: Учреждение «БелНИИ аграрной экономики», 2002

Тема 4. Создание кооперативных формирований,

современные тенденции развития кооперации в республике

1. Основные принципы создания совместных сельскохозяйственных производств.

2. Выбор видов кооперации и партнеров по ней.

3. Организационно-экономическое обоснование и определение эффективности кооперации.

4. Взаимоотношение предприятий перерабатывающей промышленности с поставщиками сырья.

5. Концепции формирования кооперативно-интеграционных структур.

6. Перспективы развития интеграционных процессов в АПК.

Основные понятия и проблемные вопросы:

Цель и задачи организационно-экономического обоснования (ОЭО) кооперированных формирований в АПК республики. Содержание и последовательность организационно-экономического обоснования кооперированного формирования.

Методические подходы к ОЭО кооперированного формирования. Выбор направления и формы кооперации с хозяйствами-участниками. Обоснование размеров и определение мощности кооперированного производства в межхозяйственном формировании (на примере одной из отраслей).

Обоснование программы развития головного хозяйства.

Расчет потребности головного хозяйства в ресурсах, определение источников их поступления, необходимости и степени участия кооперирующихся хозяйств в ресурсообеспечснии.

Разработка механизма экономических отношений кооперирующихся хозяйств.

Аграрно-финансовые промышленные группы – как новая форма интеграции в АПК

Литература :

1. Барановский С. И. Проблемы развития перерабатывающей промышленности АПК и пути их решения.- Минск: БелНИИАЭ, 1998

2. Буздалов И. Проблемы и перспективы развития сельскохозяйственной кооперации в России // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2003. - № 2. – С.3-11

3. Мирочицкая И. В., Ботян А. Е., Бычков Н. А. Организационно-экономические основы создания и функционирования совместных производств сельскохозяйственных и промышленных предприятий на основе кооперации. Минск, 1993

4. Организация системы сбыта сельскохозяйственной продукции: Учеб. пособие / З.М. Ильина, П. В. Лещиловский, И. В. Мирочицкая и др. – Минск: БГЭУ–Пинский филиал, 2001.

5. Попова Е. Развитие сельской кредитной кооперации на современном этапе // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2003. - № 6. – С.24-25

Тема 5. Основы создания и функционирования

кооперативов за рубежом

1. Кооператив – особая форма хозяйственной деятельности.

2. Основные принципы кооперативной деятельности за рубежом.

3. Классификация кооперативов за рубежом.

4. Основы создания кооперативов.

5. Функционирование и управление кооперативом.

6. Финансирование кооперативов, источники капитала.

7. Информирование членов кооператива, методы коммуникации.

Основные понятия и проблемные вопросы:

Понятие кооперативной деятельности и кооператива. Характерные особенности кооперативного предприятия.

Принципы кооперативной деятельности за рубежом. Классификация кооперативов. Организационные шаги по созданию кооперативов.

Система управления кооперативом.

Методы хозяйственной деятельности кооператива, механизм покупки продуктов и расчетов с членами кооператива, учет поставок продукции.

Принципы финансирования кооперативов, контроль над инвестициями и использованием капитала.

Литература :

1. Ефременко Н. Кооперация в аграрном секторе Канады // Агроэкономика 1999.- № 11.

2. Руденко Д. В. Основы создания и функционирования кооперативов за рубежом. Лекция для студентов экономического факультета по предмету «Кооперация в АПК». Гродно: УО «ГГАУ», 2003

3. Сельскохозяйственная кооперация: теория, мировой опыт, проблемы возрождения. 2-е изд., перераб. и доп. /Коллектив авторов; Отв. ред. И.Н. Буздалов. М. «Армита-Маркетинг, менеджмент», 1998

4. Структура колхоза, кооператива и акционерного общества на пути в XXI век: Материалы междунар. семинара. Минск, 28 марта 1999 г. – Минск БГЭУ, 1999

5. Фрумкин Б. Сельская кредитная кооперация в странах Центрально-Восточной Европы – новый этап // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2003. - №1. – С.8-13

Тема 6. Межотраслевые взаимосвязи в отдельных

продуктовых подкомплексах

1. Понятие продовольственного комплекса и продуктового подкомплекса.

2. Классификация и структура продуктовых подкомплексов.

3. Значение и отраслевой состав подкомплекса

4. Современное состояние и проблемы развития

5. Организация сбыта и переработки продукции

6. Организационные формы кооперации в подкомплексе

Основные понятия и проблемные вопросы:

Продуктовая структура АПК и принципы выделения продуктовых подкомплексов. Характерные черты состава и структуры продуктовых подкомплексов. Виды продуктовых подкомплексов АПК Беларуси.

Значение каждого подкомплекса для народного хозяйства Беларуси и его роль в формировании рынка продовольствия.

Отрасли и предприятия, входящие в состав каждого подкомплекса республики и организационно-технологические взаимосвязи между ними в схеме движения продукции от поля до потребителя.

Современное состояние подкомплекса и тенденции в производстве его продукции в республике. Состояние и проблемы продовольственных отраслей подкомплекса.

Существующая система реализации продукции и направления ее развития на перспективу.

Организация переработки продукции и реализации конечной продукции. Пути и формы разгосударствления и приватизации перерабатывающих предприятий в подкомплексе.

Формы кооперации при производстве продукции подкомплекса. Направления и формы интеграции производства, закупок и переработки продукции.

Литература :

1. Гусаков В. Г. Организационно-экономический механизм стабилизации развития сельскохозяйственного производства и укрепления основ продовольственной безопасности. // Агроэкономика. – 2004. - № 1 – С.3-19

2. Ильина З. М. Мирочицкая И. В. Рынки сельскохозяйственного сырья и продовольствия: Учеб. пособие. Минск: БГЭУ, 2000

3. Ильина З. М. Рынок продовольствия и сельскохозяйственного сырья: методология, проблемы формирования, перспективы развития. – Минск: БелНИИЭИ АПК, 1998

4. Прогноз социально-экономического развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь до 2015 / Ю. Д. Мороз, В. Г. Гусаков, З. М. Ильина и др. - Минск: БелНИИАЭ, 1999

5. Сельскохозяйственные рынки / В.В. Шайкин, Р.Г. Ахметов, Н. Я. Коваленко и др.- М.: Колос, 2001


ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Основной формой проверки самостоятельной работы студента заочной формы обучения является контрольная работа. Студенты, не выполнившие ее, не допускаются к экзамену.

При выполнении контрольных работ студенты совершенствуют и закрепляют полученные знания, приобретают навыки подготовки научных работ и выступлений; учатся логично и последовательно излагать свои мысли, защищать свою точку зрения. Студенты учатся анализировать и прогнозировать развитие объективных экономических проблем.

Контрольная работа по дисциплине «Кооперация в АПК» состоит из трех вопросов. Работа выполняется в следующей последовательности.

В начале следует выбрать вопросы контрольной работы из приведенного ниже списка, которые определяются следующим образом. По таблице выбираются номера вопросов, в строке по начальной букве фамилии студента, и столбца, выбираемого по трем последним цифрам номера зачетной книжки (шифра). Если среди последних цифр зачетки встречаются повторяющиеся, то повторяющаяся цифра увеличивается на единицу.

Таблица

Номера вариантов вопросов для контрольной работы

Первая буква фамилии студента

Цифры шифра зачетки

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А-В

1

9

17

25

33

41

49

57

65

73

Г-Е

2

10

18

26

34

42

50

58

66

74

Ж-И

3

11

19

27

35

43

51

59

67

75

К-Л

4

12

20

28

36

44

52

60

68

76

М-Н

5

13

21

29

37

45

53

61

69

77

О-Р

6

14

22

30

38

46

54

62

70

78

С-Х

7

15

23

31

39

47

55

63

71

79

Ц-Я

8

16

24

32

40

48

56

64

72

80

Например , студент Петров И. М., имеющий зачетную книжку 99-005, должен найти строку, обозначенную буквами О-Р и столбцы 0, 1 и 5. Соответственно он будет писать контрольную работу по 6, 14 и 46 вопросу.

Затем студенту следует ознакомиться со всем учебным материалом по данному курсу и обратить особо внимание на выбранные вопросы.

Писать работу можно лишь после того, как подобраны несколько литературных источников по выбранным вопросам. Рекомендуется не торопиться переписывать найденный материал с первого попавшегося источника, так как не все книги одинаковы и равноценны по изложению и поэтому желательно из множества источников отобрать лучшее.

Каждый вопрос должен быть изложен последовательно и структурировано. Допускается разбивать вопрос на отдельные параграфы либо пункты.

Не следует просто переписывать текст из учебников крупным почерком для того, чтобы набрать нужный объем работы. Смысл контрольной работы заключается не в объеме, а в содержании и полном раскрытии темы. Рекомендуется рассматривать вопрос в строгой логической последовательности, глубоко и всесторонне, чтобы не возникла поверхностность суждений и выводов. Рекомендуемая литература приведена после каждой темы курса, а так же после списка контрольных вопросов. Однако не следует ограничиваться только этими источниками.

Работа заметно выигрывает, когда в ней используются новые фактические и статистические данные, а также, если вопросы подкрепляются примерами из практики. Студентам желательно читать и ссылаться на периодические экономические издания (журналы «Агроэкономика», «Белорусское сельское хозяйство», «Международный сельскохозяйственный журнал»; газеты «Белорусская нива», «Национальная экономическая газета» и другие), следить за изменениями экономической политики.

Умение студента соединить теорию с практикой показывает высокий уровень знаний и подготовки. При выполнении работы следует использовать справочную литературу, текущее законодательство Республики Беларусь.

В заключении студент делает выводы из приведенного исследования. В списке литературы указываются все источники, использованные студентом при написании контрольной работы.

ОФОРМЛЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Работа выполняется в обыкновенной школьной тетради и имеет обычно объем 20-25 страниц. На титульном листе указывается полное название университета, факультет, специальность, по которой студент обучается, тема контрольной работы, фамилия и инициалы студента, номер зачетной книжки.

На первой странице приводится план контрольной работы с указанием страниц по каждому пункту или разделу. Страницы в плане работы проставляются в правой крайней колонке. В тексте работы страницы нумеруются вверху посередине, начиная с третьей, считая титульный лист первой.

Каждый раздел работы начинается с новой страницы. Цитаты, цифры, фактический материал должны иметь сноски.

Работа пишется шариковой ручкой синего или черного цвета. Используемые в работе таблицы и графики должны быть аккуратно оформлены и иметь названия и нумерацию в порядке возрастания.

Текст должен быть написан разборчивым почерком с соблюдением интервалов и полей для заметок рецензента. Не допускаются перечеркивания, вставки, произвольные сокращения слов и обозначений, не принятое в литературе.

В конце работы приводится список использованной литературы, оформленный в соответствии с утвержденными правилами. В работе необходимо оставить один чистый лист для написания рецензии.

Работа подписывается студентом, ставится дата выполнения, и сдается на кафедру для проверки.

СОБЕСЕДОВАНИЕ ПО КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Каждая контрольная работа получает предварительную оценку в виде рецензии преподавателя. В рецензии дается общая характеристика работы, анализируются недостатки по структуре и содержанию, даются рекомендации по устранению замечаний и отмечается, допускается ли работа к собеседованию.

Получив работу после проверки, студент должен внимательно ознакомиться с рецензией и замечаниями в тексте. Затем следует обдумать ответы на замечания и подготовиться к собеседованию с преподавателем.

Если преподаватель обнаруживает в работе серьезные ошибки и недостатки, то она вместе с рецензией возвращается студенту для полной или частичной доработки. В случае если работа не допущена к защите, то рекомендуется переработать ее с учетом замечаний преподавателя и вторично сдать на рецензию.

При получении положительной рецензии со студентом проводится собеседование. Цель собеседования – проверить знания студента и оказать помощь в изучении курса перед экзаменом.

Основа для собеседования – рецензия на работу. Студент обязан дать пояснения по всем замечаниям преподавателя и ответить на задаваемые вопросы. В процессе собеседования студент вправе оспорить замечания, с которыми он не согласен. Для доказательства своей точки зрения необходимо привести дополнительные аргументы по сравнению с теми, которые указаны в работе.

После собеседования контрольная работа сдается на кафедру и студент может быть допущен до сдачи экзамена по дисциплине.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Реформа 1861г. в России и ее влияние на развитие кооперации

2. Аграрная наука в пореформенный период

3. Аграрная реформа П. А. Столыпина и ее влияние на развитие кооперации

4. Развитие кооперации в начале XX века

5. Кооперативное движение в 1920-1930 гг.

6. Учение А. В. Чаянова о кооперации

7. Учения о кооперации в 1920-1930 гг.

8. Сущность АПК

9. Размещение и специализация производства

10. Концентрация производства

11. Индустриализация производства

12. Понятие кооперации

13. Принципы межхозяйственной кооперации

14. Экономическое и социальное значение АПК

15. Структура АПК

16. Соотношение отраслей в АПК

17. Предмет и задачи курса «Кооперация в АПК»

18. Производственная структура АПК

19. Социальная структура АПК

20. Направления развития межхозяйственной кооперации

21. Классификация межхозяйственных формирований

22. Организационные формы кооперации

23. Сущность агропромышленной интеграции

24. Понятие агропромышленной интеграции

25. Предпосылки развития агропромышленной интеграции

26. Направления развития агропромышленной интеграции

27. Организационные формы агропромышленной интеграции

28. Агропромышленные предприятия

29. Агропромышленные объединения

30. Агрофирмы

31. Производственные системы

32. Агропромышленные комбинаты

33. Разработка организационно-экономического обоснования

34. Сущность организационно-экономического обоснования

35. Анализ экономического состояния хозяйства

36. Обоснование объема производства.

37. Технико-экономическое обоснование

38. Определение эффективности кооперации

39. Кооператив как особая форма хозяйственной деятельности за рубежом

40. Основные принципы кооперативной деятельности за рубежом

41. Классификация кооперативов за рубежом

42. Основы создания кооперативов за рубежом

43. Структура управления кооперативом

44. Хозяйственные методы кооперативов

45. Принципы финансирования, использование капитала

46. Источники капитала

47. Реформирование предприятий перерабатывающей промышленности

48. Взаимоотношения между поставщиками и переработчиками продукции

49. Формирование кооперативно-интеграционных структур

50. Модель создания и функционирования холдинга

51. Перспективы развития интеграционных процессов в АПК РБ

52. Понятие продуктового комплекса

53. Продуктовые подкомплексы

54. Классификация и структура продуктовых подкомплексов

55. Новые формы организации продуктовых подкомплексов

56. Значение, отраслевой состав и взаимосвязи предприятий хлебопродуктового подкомплекса

57. Современное состояние и перспективы развития хлебопродуктового подкомплекса

58. Проблемы и тенденции развития хлебопродуктового подкомплекса

59. Организационные формы кооперации в хлебопрордуктовом подкомплексе

60. Значение отраслевой состав и взаимосвязи предприятий картофельного подкомплекса

61. Современное состояние, проблемы и перспективы развития картофельного подкомплекса

62. Организационные формы кооперации в картофельном подкомплексе

63. Значение отраслевой состав и взаимосвязи предприятий плодоовощного подкомплекса

64. Современное состояние, проблемы и перспективы развития плодоовощного подкомплекса

65. Организационные формы кооперации в плодоовощном подкомплексе

66. Значение отраслевой состав и взаимосвязи предприятий масложирового подкомплекса

67. Современное состояние, проблемы и перспективы развития масложирового подкомплекса

68. Организационные формы кооперации в масложировом подкомплексе

69. Значение отраслевой состав и взаимосвязи предприятий птицепродуктового подкомплекса

70. Современное состояние, проблемы и перспективы развития птицепродуктового подкомплекса

71. Организационные формы кооперации в птицепродуктовом подкомплексе

72. Значение отраслевой состав и взаимосвязи предприятий молочного подкомплекса

73. Современное состояние, проблемы и перспективы развития молочного подкомплекса

74. Организационные формы кооперации в молочном подкомплексе

75. Организационные формы кооперации в свеклосахарном подкомплексе

76. Значение отраслевой состав и взаимосвязи предприятий свеклосахарного подкомплекса

77. Современное состояние, проблемы и перспективы развития свеклосахарного подкомплекса

78. Значение отраслевой состав и взаимосвязи предприятий мясного подкомплекса

79. Современное состояние, проблемы и перспективы развития мясного подкомплекса

80. Организационные формы кооперации в мясном подкомплексе

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для написания контрольных работ

1. Агропромышленный комплекс в условиях перехода к рынку / Б. М. Шапиро, В.Г. Гусаков, В.Г. Гаркун и др.; Под общ. ред. Б.М. Шапиро, В.Г. Гусакова.-Минск: ЗАО «Армита-Маркетинг, Менеджмент», 1997

2. Дадалко В. А. Сельскохозяйственная кооперация. Минск: ЗАО «Армита-Маркетинг-Менеджмент», 1998

3. Ильина З. М. Мирочицкая И. В. Рынки сельскохозяйственного сырья и продовольствия: Учеб. пособие. Минск: БГЭУ, 2000

4. Никонов А. А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и политика России (XVIII-XX вв.). 2-е изд. – Минск: Ураджай, 1996

5. Прогноз социально-экономического развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь до 2015 / Ю. Д. Мороз, В. Г. Гусаков, З. М. Ильина и др. - Минск: БелНИИАЭ, 1999

6. Реформирование агропромышленного комплекса: Учеб. метод. и практ. пособие / Под ред. В. Г. Гусакова. - Минск: Учреждение «БелНИИ аграрной экономики», 2002.

7. Сельскохозяйственная кооперация: теория, мировой опыт, проблемы возрождения. 2-е изд., перераб. и доп. /Коллектив авторов; Отв. ред. И.Н. Буздалов. М.: «Наука», 1998

8. Структура колхоза, кооператива и акционерного общества на пути в XXI век: Материалы междунар. семинара. Минск, 28 марта 1999 г. – Минск: БГЭУ, 1999

9. Чаянов А. В. Крестьянское хозяйство // Избр. труды. М.: Экономика, 1989

10. Эффективность специализации и кооперации в сельском хозяйстве Республики Беларусь. Под ред. Ильиной З. М. Минск: Учреждение «БелНИИ аграрной экономики», 2002

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………....…3

Тематический план……………………………………..….……5

Планы лекционных и семинарских занятий ………..…………6

Порядок выполнения контрольных работ…………………….15

Оформление контрольных работ ……………………………..17

Собеседование по контрольной работе ………………………17

Вопросы для контрольных работ…………………………..….18