Документ содержит 56 страниц, 3 таблицы, 2 рисунка.
В документе описывается концепция электронного образовательного ресурса модульной архитектуры по предмету «История» включающая цели и задачи создания ЭОР, тематическое планирование учебного курс, количество предполагаемых к разработке электронных учебных модулей И, П, К – типов для каждого подраздела темы. В документ включены описания направлений использования разрабатываемых ЭУМ в практике педагога-предметника, описание возможных педагогических методов и технологий использования ЭУМ, описание и обоснование возможных форм организации учебной деятельности обучаемых, а также описание дидактических моделей проведения уроков. Рассмотрены пути реализации электронных учебных модулей различных типов.
Целью создания электронного образовательного ресурса модульной архитектуры по истории является обеспечение наиболее эффективной реализации образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего (базовый уровень) образования в учреждениях общего и среднего профессионального образования.
1) воспитание гражданственности и национальной идентичности на основе восприятия учащимся своей личностной связи с историей и современным днем Российского государства;
2) развитие общеучебных и предметных умений и навыков, способности определять собственную позицию по отношению к исторической реальности, осмысленно формулировать собственные суждения и самостоятельно делать выводы, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
3) формирование целостного представления о сущности, характерных чертах и особенностях российской цивилизации, месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
4) овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
5) формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;
6) формирование способности осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию
Помимо перечисленных общепредметных задач, электронный образовательный ресурс по истории позволяет решать следующие задачи, связанные с повышением эффективности образовательного процесса:
1) способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении исторически возникших форм человеческого взаимодействия;
2) развивает способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем;
3) развивает умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
4) способствует решению проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся посредством включения их в эмоционально-насыщенную деятельность, организуемую посредством мультимедиа-средств;
5) расширяет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд, виртуальные объекты и др.);
5) создает возможность изучать материал по индивидуальным образовательным траекториям с учетом личных склонностей и уровня развития исторических знаний обучающихся;
3) позволяет в значительной мере решить проблему обеспечения наглядности в преподавании истории;
4) дает школьникам возможность самостоятельного определения уровня своей предметной подготовки;
5) открывает возможности для использования электронных форм обучения, не связанных жесткими рамками классно-урочной учебной деятельности.
Перечень тем соответствует требованиям Федерального компонента образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования и примерным программам основного общего и среднего (полного) общего образования.
Основные содержательные линии ЭОР модульной архитектуры по предмету «История» реализованы в рамках двух крупных тематических блоков – «История России» и «Всеобщая история». Тематически и учебный контент каждого из указанных блоков распределен по электронным учебным модулям, являющимися автономными, содержательно и функционально полными образовательными ресурсами, предназначенными для решения определенных учебных задач и реализующими определенные компоненты учебного процесса (получение информации, практические занятия, контроль). Предполагается синхронно-параллельное освоение учебного материала модулей, отражающих материалы по «Истории России» и «Всеобщей истории». Структуризация материала в электронных учебных модулях основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.
Всего по предмету «История» будет разработано не менее 700 ЭУМ для основного общего образования и не менее 300 ЭУМ для среднего (полного) общего образования.
Предлагается следующее разделение совокупного контента по предмету на автономные модули по учебным темам, подтемам, темам ЭУМ (элементам курса) и компонентам учебного процесса (получение информации, практические занятия, контроль) с учетом формирования аналогов-вариативов по исполнению (технологическому, методическому, содержательному).
Тема
|
Подраздел темы
|
Тема ЭУМ
|
ЭУМ И - типа
|
ЭУМ П - типа
|
ЭУМ К - типа
|
История России. 6 класс.
|
|
|
|
История России с древности до ХV вв.
|
Народы и государства на территории нашей страны в древности
|
Народы и государства на территории нашей страны в древности
|
1
|
1
|
1
|
Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)
|
Расселение и соседи восточных славян
|
2
|
2
|
2
|
Хозяйственные занятия и общественный строй восточных славян
|
2
|
Язычество древних славян
|
1
|
Предпосылки образования государства у восточных славян
|
1
|
1
|
Древнерусское государство (IX – начало XII в.)
|
Новгород и Киев – центры древнерусской государственности
|
1
|
1
|
2
|
Первые Рюриковичи
|
1
|
2
|
Внешняя политика первых киевских князей
|
2
|
Крещение Руси
|
2
|
Расцвет Руси при Ярославе Мудром
|
2
|
Княжеские усобицы
|
1
|
Международные связи Древней Руси
|
2
|
1
|
Киевская Русь в правление Владимира Мономаха
|
1
|
Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.)
|
Удельный период истории Руси
|
1
|
2
|
2
|
Господин Великий Новгород
|
2
|
Владимиро-Суздальское княжество
|
2
|
Галицко-Волынская земля
|
1
|
Культура Руси в домонгольское время
|
Повседневная жизнь и быт Киевской Руси
|
1
|
1
|
2
|
Художественная культура древней Руси
|
1
|
Борьба с внешней агрессией в XIII в.
|
Образование монгольской державы
|
1
|
2
|
2
|
Походы Батыя на Русь
|
1
|
Золотая Орда и Русь
|
2
|
Экспансия с Запада. Александр Невский
|
1
|
1
|
Складывание предпосылок образования Российского государства
(вторая половина XIII – середина XV вв.)
|
Предпосылки образования единого государства
|
1
|
1
|
2
|
Начало объединения русских земель вокруг Москвы
|
2
|
Русские земли в составе Великого княжества Литовского
|
1
|
1
|
Борьба против ордынского ига. Куликовская битва
|
1
|
1
|
Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский
|
1
|
Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв.
|
Иван III – государь вся Руси
|
1
|
2
|
1
|
Завершение объединения русских земель
|
2
|
Свержение ордынского ига
|
2
|
Российское государство на рубеже XV-XVI вв.
|
1
|
Русская культура второй половины XIII – XV вв.
|
Факторы развития русской культуры в XIII – XV вв.
|
1
|
2
|
1
|
Общественная мысль Руси XIII – XV вв.
|
1
|
Искусство Руси в XIII – XV вв.
|
2
|
История России в XVI – начале ХХ в.
|
Российское государство в XVI в.
|
Россия в начале XVI в.: территория, население, характер экономики
|
1
|
1
|
1
|
Реформы Избранной Рады
|
1
|
1
|
Опричнина и ее итоги
|
1
|
Внешняя политика Ивана Грозного
|
1
|
1
|
Иван Грозный: исторический портрет
|
1
|
1
|
Русская культура XVI в.
|
Общественная мысль и литература XVI в.
|
1
|
2
|
1
|
Архитектура и живопись XVI в.
|
История России. 7 класс.
|
|
|
|
История России в XVI – начале ХХ в.
|
Россия на рубеже XVI-XVII вв.
|
Россия в конце XVI в.: предпосылки Смуты
|
1
|
1
|
2
|
Правление Бориса Годунова
|
1
|
Самозванство
|
2
|
1
|
Польская и шведская интервенция
|
1
|
1
|
Борьба с внешней агрессией. I и II ополчения.
|
1
|
Россия в первой половине XVII в.
|
Ликвидация последствий Смуты. Воцарение Романовых
|
1
|
1
|
2
|
Внутренняя и внешняя политика Михаила Федоровича
|
1
|
Территория и хозяйство России в первой половине XVII в.
|
1
|
1
|
Россия во второй половине XVII в.
|
Политическое развитие России во второй половине XVII в.
|
1
|
2
|
2
|
«Соборное Уложение» - кодекс феодального права России
|
1
|
Раскол в Русской православной церкви
|
1
|
1
|
Социальные движения второй половины XVII в.
|
1
|
1
|
Основные направления внешней политики XVII в.
|
2
|
2
|
Сибирь в XVII в.
|
1
|
Русская культура XVII в.
|
Общественная мысль и литература XVII в.
|
1
|
1
|
1
|
Архитектура и живопись
|
1
|
Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII вв.)
|
Предпосылки реформ первой четверти XVIII в.
|
1
|
1
|
2
|
Регентство Софьи. Воцарение Петра I.
|
1
|
1
|
Первые годы царствования Петра
|
1
|
Северная война: начало
|
1
|
2
|
Полтавская битва
|
2
|
Завершение Северной войны
|
1
|
Административные реформы Петра I
|
2
|
2
|
Социально-экономические преобразования первой четверти XVIII в.
|
2
|
Культура России в первой четверти XVIII в.
|
1
|
1
|
Европеизация быта и нравов
|
2
|
Петр I: исторический портрет
|
1
|
1
|
Эпоха дворцовых переворотов
|
Эпоха дворцовых переворотов: события на троне
|
1
|
2
|
2
|
Внутренняя политика России эпохи дворцовых переворотов
|
2
|
Внешняя политика России во второй четверти XVIII в.
|
1
|
Россия во второй половине XVIII в.
|
Екатерина II: исторический портрет
|
1
|
2
|
2
|
Просвещенный абсолютизм в России
|
2
|
Социальные движения второй половины XVIII в. Е.И.Пугачев
|
1
|
Внутренняя политика Екатерины II после крестьянской войны
|
2
|
Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в.
|
1
|
1
|
Царствование Павла I
|
1
|
1
|
Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.
|
2
|
1
|
Русско-турецкие войны
|
1
|
1
|
Русское военное искусство
|
1
|
Русская культура второй половины XVIII в.
|
Образование и наука
|
1
|
2
|
2
|
Литература и искусство
|
1
|
Быт и нравы различных слоев населения
|
2
|
История России. 8 класс.
|
История России в XVI – начале ХХ в.
|
Социально-экономическое развитие первой половины XIX в.
|
Территория и население России в начале XIX в.
|
1
|
1
|
2
|
Сельское хозяйство: кризис крепостничества
|
1
|
1
|
Развитие промышленности и транспорта в первой половине XIX в.
|
1
|
Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX в.
|
Александр I: исторический портрет
|
1
|
1
|
2
|
«Дней Александровых прекрасное начало…»
|
2
|
Внешняя политика России в начале XIX в.
|
2
|
2
|
Отечественная война 1812 г.
|
2
|
Бородинское сражение
|
1
|
Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе
|
1
|
Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны
|
1
|
1
|
Первые тайные организации декабристов
|
2
|
2
|
Северное и Южное общества и их программы
|
2
|
Восстание 14 декабря 1825 г.
|
1
|
Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX в.
|
Внутренняя политика Николая I
|
1
|
1
|
2
|
Теория официальной народности в общественной мысли России
|
1
|
2
|
Западники и славянофилы
|
2
|
Русский утопический социализм
|
1
|
Внешняя политика второй четверти XIX в. Крымская война
|
2
|
2
|
Кавказская война
|
1
|
Русская культура первой половины XIX в.
|
Образование и наука
|
1
|
2
|
2
|
Золотой век русской литературы
|
1
|
Основные стили в художественной культуре
|
2
|
Повседневная жизнь и быт
|
2
|
Великие реформы 60-70-х гг. XIX в.
|
Предпосылки и подготовка крестьянской реформы
|
1
|
1
|
2
|
Отмена крепостного права
|
2
|
Реализация реформы 1861 г.
|
1
|
Реформы 1860-1870-х гг.
|
1
|
1
|
Общественное движение в 1850-1860-х гг.
|
2
|
1
|
Революционные организации и кружки середины 60-х – начала 70-х гг. XIX в.
|
1
|
Россия в конце XIX в.
|
Социально-экономическое развитие пореформенной России: промышленность и транспорт
|
2
|
2
|
2
|
Социально-экономическое развитие пореформенной России: развитие капитализма в сельском хозяйстве
|
2
|
Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в.
|
1
|
1
|
Внутренняя политика Александра III
|
1
|
1
|
Общественное движение в 1870-1890-е гг. Либеральная оппозиция в 1870-1890-е гг.
|
1
|
2
|
Идеология революционного народничества
|
2
|
Народнические кружки и организации. «Народная воля»
|
2
|
Первые рабочие организации. Распространение марксизма в России
|
1
|
Внешняя политика России во второй половине XIX в.
|
1
|
1
|
Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
|
1
|
Русская культура второй половины XIX в.
|
Образование и наука
|
1
|
1
|
1
|
Литература и искусство
|
2
|
Повседневная жизнь и быт русского населения
|
1
|
История России. 9 класс.
|
История России в XVI – начале ХХ в.
|
Россия в начале ХХ в.
|
Социально-экономическое развитие России в начале ХХ в.
|
1
|
2
|
2
|
Политический строй и внутренняя политика самодержавия в начале ХХ в.
|
2
|
Общественное движение в начале ХХ в. Революция 1905 г.
|
2
|
Внешняя политика России в начале ХХ в. Первая мировая война
|
1
|
Российская культура на рубеже XIX – ХХ вв.
|
Образование и наука на рубеже веков
|
1
|
1
|
1
|
Художественная культура в начале ХХ в.
|
1
|
Новейшая и современная история России
|
Россия в годы революции и гражданской войны
|
Революция 1917 г. Падение монархии
|
1
|
1
|
2
|
Внешняя и внутренняя политика Временного правительства
|
2
|
Провозглашение советской власти в октябре 1917 г.
|
2
|
Становление советской системы управления
|
1
|
1
|
Брестский мир и его значение
|
1
|
Гражданская война: причины и основные этапы
|
2
|
1
|
«Белые» и «красные» в Гражданской войне
|
2
|
Итоги Гражданской войны
|
1
|
СССР в 1920-е гг.
|
НЭП: сущность, итоги и значение
|
2
|
2
|
1
|
Образование СССР
|
1
|
Борьба за власть в партии большевиков
|
1
|
Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг.
|
2
|
СССР в 1930-е гг.
|
Советская модель модернизации. Индустриализация.
|
2
|
1
|
2
|
Коллективизация сельского хозяйства
|
1
|
Политическая система сталинизма
|
2
|
2
|
СССР в системе международных отношений в 1930-е гг.
|
1
|
Духовная жизнь советского общества в 1920 - 1930-е гг.
|
1
|
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
|
СССР накануне Великой Отечественной войны
|
1
|
2
|
2
|
Боевые действия на начальном этапе Великой Отечественной войны
|
2
|
Коренной перелом в войне. Военные действия на завершающем этапе войны
|
2
|
Советский тыл в годы войны. Партизанское движение в тылу врага
|
2
|
СССР в антигитлеровской коалиции
|
1
|
Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг.
|
Внешняя политика СССР в послевоенные годы. «Холодная война»
|
1
|
1
|
1
|
Советское общество в 1945-1953 гг. Апогей сталинизма.
|
1
|
СССР в 1953-1964 гг.
|
Общественно-политическая и духовная жизнь страны в 1950-1960-е гг. «Оттепель»
|
2
|
2
|
2
|
Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг.
|
1
|
СССР в системе международных отношений серединеы50-х – середины 60-х гг.
|
1
|
СССР в 1960-е – начале 1980-х гг.
|
Экономическое развитие СССР в 60-80-е гг. ХХ в.: реформы и стагнация
|
2
|
2
|
1
|
Усиление консервативных тенденций в политической системе СССР в 1960-1980-е гг.
|
1
|
Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг.
|
1
|
Советское общество в 1985 – 1991 гг.
|
Социально-экономические преобразования в СССР в период «перестройки»
|
1
|
2
|
2
|
Демократизация политической жизни СССР в 1985-1991 гг.
|
2
|
«Новое политическое мышление» во внешней политике СССР в период «перестройки»
|
1
|
Российская Федерация на рубеже ХХ – XXI вв.
|
Российская Федерация в 1991 – 1999 гг.: экономические и политические реформы
|
1
|
2
|
1
|
РФ на рубеже II и III тысячелетий: курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. В.В.Путин.
|
2
|
История России. 10 класс.
|
|
|
|
Введение
|
История России – часть всемирной истории
|
Особенности становления и развития российской цивилизации
|
1
|
1
|
Источники по истории России
|
Русь с древности до середины ХV вв.
|
Народы и древнейшие государства на территории России
|
Формирование славянского этноса
|
1
|
1
|
1
|
Восточные славяне в древности
|
1
|
Соседи восточных славян
|
1
|
Русь в IX – начале XII вв.
|
Образование Древнерусского государства.
|
1
|
1
|
1
|
Общественный строй Киевской Руси
|
1
|
1
|
Внутренняя политика киевских князей
|
1
|
1
|
Русь в системе международных отношений
|
1
|
1
|
Культура древней Руси
|
1
|
1
|
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.
|
Политическая раздробленность Руси
|
1
|
1
|
2
|
Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв.
|
1
|
Культура Руси ХII - начала XIII вв.
|
1
|
1
|
Русь в борьбе с монголо-татарским нашествием
|
2
|
1
|
Русь между Востоком и Западом
|
2
|
Предпосылки объединения русских земель
|
1
|
1
|
1
|
Начальные этапы объединения русских земель
|
1
|
Собирание русских земель во второй половине XIV в.
|
1
|
1
|
Московская Русь в конце XIV – первой половине XV в.
|
1
|
1
|
Великое княжество Литовское и Русское в XIII-XV вв.
|
1
|
Российское государство во второй половине XV – XVII вв.
|
Россия во второй половине XV – XVI вв.
|
Завершение процесса объединения. Иван III
|
1
|
1
|
1
|
Российская государственность XVI в. Реформы середины XVI в.
|
1
|
1
|
Опричнина Ивана Грозного
|
1
|
Внешняя политика России: задачи и основные направления
|
1
|
1
|
Культура и духовная жизнь XIV-XVI вв.
|
1
|
1
|
Смутное время: кризис общества и государства в России
|
1
|
1
|
Россия в ХVII в.
|
Основные тенденции политического развития России XVII в.
|
1
|
1
|
1
|
Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол.
|
1
|
Основные направления внешней политики России и расширение ее территории
|
1
|
1
|
Социально-экономическое развитие России в XVII в.
|
1
|
1
|
Культура и духовная жизнь российского общества в XVII в.
|
1
|
1
|
Российская империя XVIII-XIX вв.
|
Россия в XVIII – середине XIX вв.
|
Петровские преобразования
|
2
|
1
|
2
|
Россия в период дворцовых переворотов.
|
1
|
1
|
Просвещенный абсолютизм в России
|
1
|
1
|
Внешняя политика России XVIII в.
|
2
|
1
|
Особенности социально-экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в.
|
1
|
1
|
Политический строй и внутренняя политика самодержавия в первой половине XIX в.
|
2
|
1
|
Общественное движение в первой половине XIX в.
|
2
|
1
|
Внешняя политика России в первой половине XIX в.
|
1
|
1
|
Культура России XVIII - первой половины XIX вв.
|
2
|
1
|
Россия во второй половине XIX в.
|
Отмена крепостного права
|
1
|
1
|
2
|
Реформы 1860-1870-х гг.
|
1
|
1
|
Социально-экономическое развитие России в пореформенную эпоху
|
1
|
1
|
Общественное движение в 1860 – начале 1880-х гг.
|
1
|
1
|
Контрреформы 1880-1890-х гг.
|
1
|
1
|
Общественное движение в 1880 – 1890-х гг.
|
1
|
1
|
Внешняя политика Россия во второй половине XIX в.
|
1
|
1
|
Культура России второй половины XIX в.
|
1
|
2
|
История России. 11 класс.
|
|
|
|
Россия в годы великих потрясений
|
Россия в начале ХХ в.
|
Россия на рубеже XIX - XX вв.
|
1
|
1
|
2
|
Особенности экономической модернизации России на рубеже веков
|
1
|
1
|
Политический строй России и внутренняя политика Николая II накануне 1905 г.
|
1
|
1
|
Внешняя политика России в начале ХХ в.
|
1
|
1
|
Общественное движение на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги.
|
1
|
1
|
Политическая система страны после 17 октября 1905 г. Российский парламентаризм.
|
1
|
1
|
Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина
|
1
|
1
|
Россия в Первой мировой войне.
|
1
|
1
|
Культура России в конце XIX—начале XX в.
|
1
|
1
|
Революция 1917 г. и Гражданская война в России
|
Предпосылки революции 1917 г. Свержение самодержавия
|
1
|
1
|
1
|
Революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю
|
1
|
1
|
Складывание Советской государственности и ее тип
|
1
|
1
|
Брестский мир и его значение
|
1
|
1
|
Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники.
|
1
|
1
|
Политика «военного коммунизма»
|
1
|
1
|
Становление сталинской модели социализма
|
Советское общество в 1922-1941 гг.
|
Новая экономическая политика. Государственно-политическое устройство страны в 1920-е гг.
|
2
|
1
|
1
|
Поиски путей экономической модернизации в СССР в конце 1920 – 1930-х гг. Индустриализация.
|
1
|
1
|
Коллективизация крестьянства в СССР
|
1
|
1
|
Общественно-политическое развитие СССР в 1930-е гг.
|
1
|
1
|
Духовная и культурная жизнь в СССР 1920-1930-е гг.
|
1
|
1
|
Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами
|
1
|
1
|
Советский Союз в годы Великой Отечественной войны
|
Начальный период Великой Отечественной войны
|
1
|
1
|
1
|
Коренной перелом в Великой Отечественной войне
|
1
|
1
|
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны
|
1
|
1
|
Боевые действия в 1944-1945 гг.
|
1
|
1
|
СССР в антигитлеровской коалиции.
|
1
|
1
|
Причины, цена и значение Великой Победы
|
1
|
1
|
СССР во второй половине ХХ в.
|
СССР в первые послевоенные десятилетия
|
Социально-экономическое положение СССР после войны.
|
1
|
1
|
2
|
Апогей сталинизма
|
1
|
1
|
Внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
|
1
|
1
|
Борьба за политическое лидерство после смерти Сталина. ХХ съезд КПСС
|
1
|
1
|
Советское общество конца 1950-х — начала 1960-х гг. Реформаторская деятельность Н.С.Хрущева.
|
1
|
1
|
Духовная жизнь в СССР в 1945-1964 гг.
|
1
|
1
|
СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг.
|
Стабилизация и консервация политического режима
|
1
|
1
|
1
|
Социально-экономическое развитие СССР: тенденции и противоречия
|
1
|
1
|
СССР на международной арене в середине 1950 – середине 1980-х гг.
|
1
|
1
|
Духовная и культурная жизнь в СССР середины 1960-х - середины 1980-х гг.
|
1
|
1
|
Советское общество в 1985-1991 гг.
|
Попытки модернизации советской экономики
|
1
|
1
|
1
|
Реформирование политической и государственной системы
|
1
|
1
|
Внешнеполитическая стратегия в период «перестройки»
|
1
|
1
|
Духовная и культурная жизнь страны в годы «перестройки»
|
1
|
1
|
Кризис и распад СССР
|
1
|
1
|
Современная Россия
|
Российская Федерация (1991-2006 гг.)
|
Становление новой российской государственности
|
1
|
1
|
1
|
Общественно-политическое развитие России на современном этапе
|
1
|
1
|
Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.
|
1
|
1
|
Участие России в формировании современной международноправовой системы.
|
1
|
1
|
Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества.
|
1
|
1
|
Тема
|
Подраздел темы
|
Урок
|
Количество разрабатываемых ЭУМ
|
И
|
П
|
К
|
5 класс. История древнего мира
|
Первобытная эпоха
|
Собиратели и охотники палеолита
|
Расселение древнейшего человечества
|
1
|
1
|
1
|
Достижения палеолита
|
1
|
Зарождение искусства и религии
|
1
|
У истоков цивилизации
|
Возникновение скотоводства и земледелия
|
1
|
Родоплеменные отношения
|
1
|
Древний Восток
|
Возникновение цивилизаций на Востоке
|
Древний Египет
|
1
|
1
|
1
|
Месопотамия
|
1
|
Древняя Индия
|
1
|
1
|
1
|
Древний Китай
|
1
|
Империя Цинь
|
1
|
Государства Передней Азии
|
Ассирийская военная держава
|
1
|
1
|
1
|
Финикия
|
1
|
Древняя Палестина
|
1
|
Персидская держава
|
1
|
Культурное наследие Древнего Востока
|
Зарождение древних религий: Будда и Конфуций
|
1
|
1
|
1
|
Письменность, научные знания и искусство Древнего Востока
|
1
|
Древняя Греция
|
Древнейшая Греция
|
Крит и Микены
|
1
|
1
|
1
|
Боги и герои Эллады
|
1
|
Поэмы Гомера
|
1
|
Рождение античного мира
|
Греческие полисы и Великая колонизация
|
1
|
1
|
1
|
Афины
|
1
|
Спарта
|
1
|
1
|
1
|
Греко-персидские войны
|
Марафонская битва
|
1
|
1
|
1
|
Персидское завоевание
|
1
|
Классическая Греция
|
Расцвет демократии
|
1
|
1
|
1
|
Хозяйственное развитие Греции в V в. до н.э.
|
1
|
1
|
1
|
Пелопонесская война
|
1
|
Империя Александра Македонского
|
Завоевания Александра Македонского
|
1
|
1
|
1
|
Эллинистический мир
|
Греческий Восток
|
1
|
Культурное наследие Древней Греции
|
Наука, литература и искусство Древней Греции
|
1
|
1
|
1
|
Древний Рим
|
Образование древнеримского государства
|
Легенды и верования древних римлян
|
1
|
1
|
1
|
Патриции и плебеи
|
1
|
1
|
1
|
Республика
|
1
|
Древнеримские законы
|
1
|
Пунические войны
|
Первая пуническая война
|
1
|
1
|
1
|
Война с Ганнибалом. Утверждение господства Рима в Средиземном море
|
1
|
Гражданские войны в Риме
|
Деятельность братьев Гракхов
|
1
|
1
|
1
|
Диктатура Суллы
|
1
|
Юлий Цезарь
|
1
|
1
|
1
|
Римская империя
|
Октавиан Август
|
1
|
1
|
1
|
Цезари Рима
|
1
|
Закат античной цивилизации
|
Возникновение христианства
|
1
|
1
|
1
|
Кризис Римской империи III в. н.э.
|
1
|
1
|
1
|
Раздел империи на Западную и Восточную
|
1
|
Падение Западной Римской империи
|
1
|
1
|
1
|
Культурное наследие Древнего Рима
|
Знания, литература и искусство Древнего Рима
|
1
|
1
|
1
|
6 класс. История Средних веков
|
Западная Европа в Средние века
|
Раннее средневековье
|
Великое переселение народов
|
1
|
1
|
1
|
Христианизация Европы
|
1
|
Раннесредневековая Англия. Походы норманнов
|
1
|
1
|
1
|
Империя Карла Великого
|
1
|
1
|
1
|
Каролингское Возрождение
|
1
|
Классическое средневековье
|
Феодальное общество
|
1
|
1
|
1
|
Католическая церковь
|
1
|
Средневековый город
|
1
|
1
|
1
|
Сословно-представительная монархия
|
1
|
Кризис европейского средневекового общества в XIV – XV вв.
|
1
|
1
|
1
|
Столетняя война
|
1
|
Социальные и религиозные движения
|
1
|
Культурное наследие средневековья
|
1
|
1
|
1
|
Византийская империя
|
Ранняя Византия
|
Образование Византии
|
1
|
1
|
1
|
Деятельность Юстиниана
|
1
|
Трудные испытания Византии
|
Кризис Византии XI – XII вв. Завоевание Константинополя крестоносцами
|
1
|
Поздняя Византия
|
Восстановление Византии. Палеологовское Возрождение
|
1
|
Упадок Византии. Взятие Константинополя турками
|
1
|
Азия, Африка и Америка в Средние века
|
Мусульманский мир
|
Возникновение ислама
|
1
|
1
|
1
|
Арабские завоевания
|
1
|
Османская империя
|
1
|
Центральный и Дальний Восток
|
Индия
|
1
|
1
|
1
|
Китай
|
1
|
Япония
|
1
|
«Доколумбова Америка»
|
Государства Центральной и Южной Америки
|
1
|
7 класс. Новая история. Конец XV – XVIII век
|
Раннее Новое время. Конец XV – XVII вв.
|
Европа на рубеже Средних веков и Нового времени
|
Введение: Основное содержание исторического процесса в Новое время
|
1
|
1
|
1
|
Великие географические открытия
|
1
|
Мир, поделенный пополам
|
Человек раннего нового времени
|
Материальная жизнь
|
1
|
1
|
1
|
Человек в пространстве и времени
|
Человек и общество
|
Эпоха Возрождения
|
Возрождение и гуманизм в Италии
|
1
|
1
|
1
|
Гуманизм за Альпами
|
Искусство Возрождения
|
1
|
Реформация и Контрреформация
|
Реформация и гуманизм. Мартин Лютер и Реформация в Германии
|
1
|
1
|
1
|
Радикальные революционные учения. Народная Реформация
|
Жан Кальвин: его деятельность и учение. Королевская реформация в Англии.
|
1
|
Контрреформация. «Католическая Реформация».
|
1
|
Абсолютизм
|
Характерные черты абсолютизма: суверенитет, централизованная бюрократическая система, постоянное налогообложение, регулярная армия, двор.
|
1
|
1
|
1
|
Международные отношения XVI – XVII вв.
|
Политическая карта Европы к концу XV в. и ее эволюция в XVI – XVII вв. Концепция политического равновесия. Тридцатилетняя война
|
1
|
1
|
1
|
Культура и наука второй половины XVI – XVII вв.
|
Натурфилософия. Алхимия и астрология. Развитие научных знаний: Галилей, Коперник, Бруно, Парацельс, Сервет. Общественная мысль. Боден. Макиавелли и макиавеллизм. Утопическая мысль. Томас Мор.
|
1
|
1
|
1
|
Маньеризм. Барокко. Наука. Сущность «научной революции XVII в.». Изменения в образовании. Протестантские Академии и иезуитские коллегии
|
1
|
Политическое развитие стран Европы в конце XV – первой половине XVII вв.
|
Франция. Религиозные войны. Ришелье и его реформы
|
1
|
1
|
1
|
Англия при Тюдорах. Экономическое и социальное развитие. Правление Елизаветы I
|
1
|
Испания и Нидерландская революция
|
1
|
Новое время. Политическое развитие стран Европы и Северной Америке во второй половине XVII — XVIII вв.
|
Повседневная жизнь в XVII-XVIII вв.
|
Представления о времени и возрасте человека. Изменения в быту. Религиозное сознание в XVII-XVIII
|
1
|
1
|
1
|
Век Просвещения
|
Дехристианизация общественного сознания. Теория естественного права. Теория общественного договора. Идея прогресса. Просвещение и культура. Просвещенный абсолютизм
|
1
|
1
|
1
|
Кризис «старого порядка».
|
Английская революция XVII в.
|
1
|
1
|
1
|
Франция при Старом порядке. Внутренняя и внешняя политика Людовика XIV. Франция в XVIII в. Финансовый кризис.
|
1
|
Английские колонии в Северной Америке и Война за независимость.
|
1
|
Германские земли. Возвышение Пруссии. Фридрих II: реформы, внешняя политика.
|
1
|
Монархия Габсбургов. Реформы «просвещенного абсолютизма» в правление Марии-Терезии и Иосифа II. Национальное движение в Венгрии.
|
1
|
Международные отношения во второй половине XVII-XVIII вв.
|
1
|
Конец Старого порядка
|
Политическое устройство Англии XVIII в. Виги и тори. Становление Британской империи. Промышленный переворот в Англии. Социальные последствия.
|
1
|
1
|
1
|
Французская революция XVIII в. Причины революции. Деятельность Учредительного собрания. Падение монархи. Якобинская диктатура. Деятельность термидорианского Конвента и Директории.
|
1
|
Страны Востока XVI – XVIII вв.
|
Цивилизации Востока в Новое время
|
Политическая карта Азии и Африки на рубеже Нового времени. Особенности общественного устройства стран Востока. Движение Запада на Восток
|
2
|
2
|
2
|
Исламские страны в Новое время: Османская империя, Иран.
|
2
|
Индия, Китай, Япония в Новое время.
|
2
|
Повторение и проверка знаний
|
1
|
1
|
8 класс. Новая история XIX – начало XX века
|
Индустриальная цивилизация Запада
|
Промышленная революция XIX в.
|
Промышленный переворот в Англии, континентальной Европе, Северной Америке. Основные технические изобретения
|
1
|
1
|
1
|
Экономика и индустриальное развитее стран Европы и США. Изменения в обществе. Становление рабочего класса. Появление среднего класса. Новые политические партии
|
1
|
Европа в эпоху наполеоновских войн (1799 - 1815)
|
Превращение Франции в Империю. Административно-правовые реформы. Завоевательные войны Наполеона. Конец империи.
|
1
|
1
|
1
|
Страны Европы и США между наполеоновскими войнами и началом XX в.
|
Консервативно-монархическая реакция в Европе. Венский конгресс. Священный союз. Империи против наций.
|
1
|
1
|
1
|
Англия после наполеоновских войн. Борьба за парламентскую реформу. Чартизм. Рабочее законодательство. Тред-юнионы. Викторианская эпоха. Парламентские реформы 1867, 1884 гг. Возникновение лейбористской партии.
|
1
|
Франция после наполеоновских войн. Реставрация Бурбонов. Июльская революция 1830 г. Июльская монархия.
|
Германия и Австрийская империя. Борьба Пруссии и Австрии за главенство в Германии. Германский Союз.
|
1
|
Общественные движения в первой половине XIX в.: Консерватизм. Либерализм. Рабочее движение. Марксизм. Первый интернационал. Национальные движения в Италии, Ирландии, Польше.
|
2
|
1
|
1
|
Революции середины XIX в.: Февральская революция 1848 г. и установление Второй республики во Франции. Революции в Германии и Австрийской империи. Революции в государствах Аппенинского полуострова.
|
1
|
1
|
1
|
Новые принципы европейской политики. Крымская война и новая расстановка сил на международной арене. «Реальная политика». Противоречия на Балканах. Образование военных союзов в Европе.
|
1
|
1
|
1
|
Объединение Италии
|
1
|
Объединение Германии.
|
Вторая империя во Франции. Парижская коммуна. Франция в конце XIX – начале XX вв. Ж. Клемансо и реформы его правительства.
|
1
|
США в XIX – начале XX в. территориальный рост США. Гражданская война. Отмена рабства. Реформы в период президентства Т. Рузвельта и В. Вильсона
|
1
|
Человек. Наука и культура XIX – начала XX в.
|
1
|
Латинская Америка в XIX – XX вв.
|
Образование независимых государств в Латинской Америке
|
Освободительная война в Латинской Америке и ее результаты
|
2
|
2
|
2
|
Особенности социального, экономического и политического развития латиноамериканских государств
|
2
|
Цивилизации Востока в XIX - XX в.
|
Восток в условиях колониальной экспансии
|
Модернизационные процессы в Японии, Китае и Индии
|
2
|
2
|
2
|
Модернизация и традиции в исламских странах: Османская империя и Иран
|
2
|
Доминирование Запада на Востоке. Создание колониальных империй. Раздел Африки. Включение экономик Востока в моровую экономику.
|
2
|
Повторение и проверка знаний
|
1
|
1
|
9 класс. Всемирная история
|
Введение
|
1
|
1
|
1
|
Мир в начале XX века
|
Мир на рубеже новой эпохи
|
Противоречия мирового развития в начале ХХ века
|
Народы колониальных и зависимых стран на пути к освобождению
|
1
|
Между конфронтацией и компромиссом: формирование военно-политических блоков накануне первой мировой войны
|
Первая мировая война и ее итоги
|
Причины и начальный период войны
|
1
|
1
|
1
|
На фронтах первой мировой войны
|
Проблемы мирного урегулирования после окончания войны. Версальско-Вашингтонская система международных отношений
|
1
|
Новейшая и современная история
|
Пути исторического развития 1920-1930-Х ГГ.
|
Революционные движения в Европе и Азии после первой мировой войны
|
1
|
1
|
1
|
Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг.
|
Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. и переход к смешанной экономике
|
1
|
Авторитарные и тоталитарные режимы в Германии, Италии, и Японии
|
1
|
1
|
1
|
Демократическая альтернатива тоталитаризму: опыт Великобритании, Франции и США
|
1
|
Паневропейское движение и пацифизм на международной арене
|
Человечество во второй мировой войне
|
Кризис Версальско-Вашингтонской системы международных отношений в 1930-е гг. и начало второй мировой войны
|
1
|
1
|
1
|
«Новый порядок» в Европе и Азии. Антигитлеровская коалиция.
|
1
|
Итоги и уроки второй мировой войны. Создание ООН
|
1
|
Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны»
|
Истоки «холодной войны»: от сотрудничества к конфронтации
|
1
|
1
|
1
|
Проблемы международной безопасности и урегулирования региональных конфликтов
|
1
|
Кризис политики «холодной войны» и ее завершение
|
1
|
Евроатлантические страны. 1945-2000 гг.
|
Послевоенное восстановление экономики и создание «общества всеобщего благоденствия»
|
1
|
1
|
1
|
Кризис моделей развития на рубеже 1960-х – 1970-х гг.
|
1
|
Неоконсерватизм 1980-х гг. и переход к «информационному обществу»
|
Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке
|
1
|
Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии
|
1
|
Проблемы модернизации в Азии, Африке и латинской Америке
|
Япония и новые индустриальные страны
|
2
|
1
|
1
|
Китай на пути модернизации и реформирования
|
2
|
Индия во второй половине XX века
|
2
|
Исламский мир: модернизация и традиционализм
|
1
|
Африка к югу от Сахары: опыт независимого развития
|
1
|
Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией
|
1
|
Духовная жизнь и культура народов мира в XX веке
|
Мировоззренческие основы постмодернизма и «крах идеологий»
|
1
|
1
|
1
|
Тенденции развития культуры и искусства
|
1
|
Религия в современной общественной жизни
|
Проблемы мирового развития на рубеже третьего тысячелетия
|
«Новый мировой порядок»: структура и тенденции развития современного мира
|
1
|
1
|
1
|
Глобализация: ее сторонники и противники
|
1
|
«Конфликт цивилизаций»: этнический ренессанс конца XX века
|
1
|
Проблемы устойчиво-безопасного развития человечества
|
1
|
10 класс. Всемирная история
|
История как наука
|
История в системе гуманитарных наук
|
Концепции исторического развития
|
1
|
1
|
1
|
Предцивилизационная стадия истории человечества
|
Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи
|
Первобытная эпоха
|
1
|
1
|
1
|
Цивилизации Древнего мира
|
Архаичные цивилизации Древности
|
Деспотия
|
1
|
1
|
1
|
Античные цивилизации
|
Древняя Греция
|
1
|
1
|
1
|
Древний Рим
|
1
|
1
|
1
|
Классические Цивилизации Востока
|
Индо-буддийская цивилизация
|
2
|
2
|
2
|
Китайско-конфуцианская цивилизация
|
2
|
Иудео-христианская цивилизация
|
1
|
Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе
|
Культурное наследие древних цивилизаций
|
1
|
Цивилизации Средневековья
|
Религиозно-культурные миры Средневековья
|
Возникновение исламской цивилизации
|
1
|
1
|
1
|
Христианская средневековая цивилизация Западной Европы
|
1
|
1
|
1
|
Византийская цивилизация
|
1
|
Кризис европейского средневекового общества в XIV – XV вв.
|
1
|
1
|
1
|
Средневековый Китай
|
2
|
2
|
2
|
Средневековая Япония
|
2
|
2
|
2
|
Культурное наследие средневековых цивилизаций
|
1
|
1
|
1
|
11 класс. Всемирная история
|
История Нового времени
|
Международные отношения в Новое время
|
Вестфальская система международных отношений: основные принципы и конфликты
|
1
|
1
|
1
|
Формирование военно-политических блоков накануне первой мировой войны
|
1
|
История XX в.
|
Мир в 1900 - 1914 гг.
|
Основные направления научно-технического прогресса в начале XX в.
|
2
|
1
|
1
|
Кризис индустриального общества
|
Реформы и революции начала XX в.
|
1
|
Первая мировая война
|
Борьба за передел мира
|
1
|
1
|
1
|
Война и общество
|
Страны Европы и США в 1918—1939 гг.
|
Историческая природа авторитаризма и тоталитаризма ХХ в.
|
1
|
1
|
1
|
Общество в условиях государственно-корпоративных и партократических режимов
|
Демократическая альтернатива тоталитаризму: опыт Великобритании, Франции и США
|
1
|
Развитие техники и культуры в 1920-1930-е гг.
|
2
|
Страны Азии в 1918—1939 гг.
|
Революции и реформы в Турции
|
1
|
1
|
1
|
Освободительные движения в Китае и Индии
|
1
|
Международные отношения в 1920—1930-е гг.
|
Становление и распад межвоенной системы мирового регулирования
|
1
|
1
|
1
|
Вторая мировая война
|
Причины и начальный этап войны. «Новый порядок» в Европе и Азии
|
1
|
2
|
2
|
Вступление в войну СССР и США. Начало антифашистского сотрудничества
|
1
|
Вопросы согласованного регулирования международных отношений в антифашистской коалиции
|
2
|
Итоги второй мировой войны
|
1
|
Мир во второй половине XX в.
|
Формирование глобальной мирополитической системы
|
1
|
3
|
3
|
Страны Западной Европы после окончания войны. «Экономическое чудо» в ФРГ и Италии
|
Развитие интеграционных процессов в странах Западной Европы
|
1
|
«Общество благоденствия» в США
|
1
|
Модели социализма: советская и восточноевропейская
|
1
|
Азиатская модель социализма
|
2
|
Страны Восточной Европы в 1950 - 1980-е гг.: кризисы в «социалистическом лагере»
|
1
|
Крушение колониальной системы
|
1
|
Фундаментализм: в поисках пути между капитализмом и социализмом
|
Развитие культуры во второй половине XX в.
|
1
|
Климат и проблемы инфекционных заболеваний во второй половине XX — начале XXI в.
|
1
|
"Холодная война": причины, происхождение и основные этапы развития
|
Глобальные проблемы мирополитического развития во второй половине ХХ в.
|
1
|
«Новый мировой порядок»: структура и тенденции развития современного мира
|
Урок обобщения знаний
|
0
|
1
|
1
|
Логика формирования педагогических сценариев для программной реализации ЭУМ определяется тем, что каждый модуль является автономным, содержательно и функционально полным образовательным ресурсом, предназначенным для решения определенной учебной задачи, а взаимодействие пользователя с учебным контентом осуществляется посредством выполнения действий над информационными объектами, предъявляемыми в виде связной аудиовизуальной композиции из мультимедиа компонентов. Образовательный контент в электронном учебном модуле разделяется на совокупность структурных единиц верхнего уровня – сцены, в рамках которых пользователю предъявляются мультимедиа компоненты.
Для включения мультимедиа компонентов в сцену предусмотрены: двухмерные медиа-объекты (статические изображения, анимации и текст); объекты для включения аудио и видео фрагментов; объекты для включения и управления ActiveX-компонентами (используются специализированные элементы браузер, flash и quicktime); 3D объекты (3D-сцены и персонажи). Указанные объекты тем или иным образом моделируют (в том числе и в форме структурированного описания) изучаемые свойства реальных явлений, процессов, объектов, их причинно-следственные связи. Эта аудиовизуальная композиция дополнена внедренными в сцену элементами интерактивного управления состоянием элементов сцены.
В соответствии с принципами программированного обучения, рекомендующими осуществлять пошаговую процедуру подачи учебного материала, сцены объединены в совокупность шагов, причем пользователь имеет возможность управлять последовательностью освоения шагов (сцен) и осуществлять познавательную деятельность либо по рекомендованной авторами модуля траектории, либо на основе индивидуальных предпочтений.
Работа с модулями И-типа и К-типа начинается с шага «Цель работы», призванного в отсутствии управляющей деятельности педагога (при индивидуальной работе ученика с ЭУМ) создать предварительную общую ориентировку в характере учебной информации модуля, очертить временные и/или пространственные рамки изучаемых исторических явлений и процессов.
Пример представлен на рис 1.