Главная              Рефераты - Разное

Концепция эор модульной архитектуры по предмету «История», обеспечивающего реализацию образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования - реферат

Концепция ЭОР модульной архитектуры по предмету «История», обеспечивающего реализацию образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования

РЕФЕРАТ

Исполнитель: Федеральное государственное научное учреждение

"Республиканский государственный центр многокомпонентных

информационных компьютерных сред"

(ФГНУ "Республиканский мультимедиа центр")

Проект: "Создание электронных образовательных ресурсов нового поколения по предметам базисного учебного плана общего образования " (Ф-11), лот №7 (История)

Москва

2006 г .


СОДЕРЖАНИЕ

1.1. Цели и задачи создания ЭОР по предмету. 3

1.2. Результаты разбиения тем на подразделы, по которым будут разрабатываться ЭУМ; структурированное тематическое планирование учебного курса по «Истории» (по темам, по подразделам тем, по урокам) учебного курса по предмету. 5

1.3. Совокупное количество ЭУМ И, П, К-типов, состав и количество ЭУМ И, П, К – типов, разработанных для каждого подраздела темы, распределение ЭУМ по урокам.. 37

1.4. Особенности разработки ЭУМ различных типов. 37

1.5. Описание направлений использования разрабатываемых ЭУМ в практике педагога-предметника. 43

1.6. Описание возможных педагогических методов и технологий использования ЭУМ в практике педагога-предметника. 47

1.7. Описание и обоснование возможных форм организации учебной деятельности обучаемых при освоении ЭУМ... 49

1.8. Описание дидактических моделей проведения уроков с использованием разрабатываемых ЭУМ всех типов. 51

Аннотация

Документ содержит 56 страниц, 3 таблицы, 2 рисунка.

В документе описывается концепция электронного образовательного ресурса модульной архитектуры по предмету «История» включающая цели и задачи создания ЭОР, тематическое планирование учебного курс, количество предполагаемых к разработке электронных учебных модулей И, П, К – типов для каждого подраздела темы. В документ включены описания направлений использования разрабатываемых ЭУМ в практике педагога-предметника, описание возможных педагогических методов и технологий использования ЭУМ, описание и обоснование возможных форм организации учебной деятельности обучаемых, а также описание дидактических моделей проведения уроков. Рассмотрены пути реализации электронных учебных модулей различных типов.

1. Концепция ЭОР модульной архитектуры по предмету «История», обеспечивающего реализацию образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования

1.1. Цели и задачи создания ЭОР по предмету

Целью создания электронного образовательного ресурса модульной архитектуры по истории является обеспечение наиболее эффективной реализации образовательных программ основного общего и среднего (полного) общего (базовый уровень) образования в учреждениях общего и среднего профессионального образования.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие предметные задачи:

1) воспитание гражданственности и национальной идентичности на основе восприятия учащимся своей личностной связи с историей и современным днем Российского государства;

2) развитие общеучебных и предметных умений и навыков, способности определять собственную позицию по отношению к исторической реальности, осмысленно формулировать собственные суждения и самостоятельно делать выводы, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

3) формирование целостного представления о сущности, характерных чертах и особенностях российской цивилизации, месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

4) овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

5) формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности;

6) формирование способности осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию

Помимо перечисленных общепредметных задач, электронный образовательный ресурс по истории позволяет решать следующие задачи, связанные с повышением эффективности образовательного процесса:

1) способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении исторически возникших форм человеческого взаимодействия;

2) развивает способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем;

3) развивает умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

4) способствует решению проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся посредством включения их в эмоционально-насыщенную деятельность, организуемую посредством мультимедиа-средств;

5) расширяет информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд, виртуальные объекты и др.);

5) создает возможность изучать материал по индивидуальным образовательным траекториям с учетом личных склонностей и уровня развития исторических знаний обучающихся;

3) позволяет в значительной мере решить проблему обеспечения наглядности в преподавании истории;

4) дает школьникам возможность самостоятельного определения уровня своей предметной подготовки;

5) открывает возможности для использования электронных форм обучения, не связанных жесткими рамками классно-урочной учебной деятельности.

1.2. Результаты разбиения тем на подразделы, по которым будут разрабатываться ЭУМ; структурированное тематическое планирование учебного курса по «Истории» (по темам, по подразделам тем, по урокам) учебного курса по предмету

Перечень тем соответствует требованиям Федерального компонента образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования и примерным программам основного общего и среднего (полного) общего образования.

Основные содержательные линии ЭОР модульной архитектуры по предмету «История» реализованы в рамках двух крупных тематических блоков – «История России» и «Всеобщая история». Тематически и учебный контент каждого из указанных блоков распределен по электронным учебным модулям, являющимися автономными, содержательно и функционально полными образовательными ресурсами, предназначенными для решения определенных учебных задач и реализующими определенные компоненты учебного процесса (получение информации, практические занятия, контроль). Предполагается синхронно-параллельное освоение учебного материала модулей, отражающих материалы по «Истории России» и «Всеобщей истории». Структуризация материала в электронных учебных модулях основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.

Всего по предмету «История» будет разработано не менее 700 ЭУМ для основного общего образования и не менее 300 ЭУМ для среднего (полного) общего образования.

Предлагается следующее разделение совокупного контента по предмету на автономные модули по учебным темам, подтемам, темам ЭУМ (элементам курса) и компонентам учебного процесса (получение информации, практические занятия, контроль) с учетом формирования аналогов-вариативов по исполнению (технологическому, методическому, содержательному).

История России

Тема

Подраздел темы

Тема ЭУМ

ЭУМ И - типа

ЭУМ П - типа

ЭУМ К - типа

История России. 6 класс.

История России с древности до ХV вв.

Народы и государства на территории нашей страны в древности

Народы и государства на территории нашей страны в древности

1

1

1

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)

Расселение и соседи восточных славян

2

2

2

Хозяйственные занятия и общественный строй восточных славян

2

Язычество древних славян

1

Предпосылки образования государства у восточных славян

1

1

Древнерусское государство (IX – начало XII в.)

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности

1

1

2

Первые Рюриковичи

1

2

Внешняя политика первых киевских князей

2

Крещение Руси

2

Расцвет Руси при Ярославе Мудром

2

Княжеские усобицы

1

Международные связи Древней Руси

2

1

Киевская Русь в правление Владимира Мономаха

1

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII – первая половина XIII вв.)

Удельный период истории Руси

1

2

2

Господин Великий Новгород

2

Владимиро-Суздальское княжество

2

Галицко-Волынская земля

1

Культура Руси в домонгольское время

Повседневная жизнь и быт Киевской Руси

1

1

2

Художественная культура древней Руси

1

Борьба с внешней агрессией в XIII в.

Образование монгольской державы

1

2

2

Походы Батыя на Русь

1

Золотая Орда и Русь

2

Экспансия с Запада. Александр Невский

1

1

Складывание предпосылок образования Российского государства

(вторая половина XIII – середина XV вв.)

Предпосылки образования единого государства

1

1

2

Начало объединения русских земель вокруг Москвы

2

Русские земли в составе Великого княжества Литовского

1

1

Борьба против ордынского ига. Куликовская битва

1

1

Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский

1

Завершение образования Российского государства в конце XV – начале XVI вв.

Иван III – государь вся Руси

1

2

1

Завершение объединения русских земель

2

Свержение ордынского ига

2

Российское государство на рубеже XV-XVI вв.

1

Русская культура второй половины XIII – XV вв.

Факторы развития русской культуры в XIII – XV вв.

1

2

1

Общественная мысль Руси XIII – XV вв.

1

Искусство Руси в XIII – XV вв.

2

История России в XVI – начале ХХ в.

Российское государство в XVI в.

Россия в начале XVI в.: территория, население, характер экономики

1

1

1

Реформы Избранной Рады

1

1

Опричнина и ее итоги

1

Внешняя политика Ивана Грозного

1

1

Иван Грозный: исторический портрет

1

1

Русская культура XVI в.

Общественная мысль и литература XVI в.

1

2

1

Архитектура и живопись XVI в.

История России. 7 класс.

История России в XVI – начале ХХ в.

Россия на рубеже XVI-XVII вв.

Россия в конце XVI в.: предпосылки Смуты

1

1

2

Правление Бориса Годунова

1

Самозванство

2

1

Польская и шведская интервенция

1

1

Борьба с внешней агрессией. I и II ополчения.

1

Россия в первой половине XVII в.

Ликвидация последствий Смуты. Воцарение Романовых

1

1

2

Внутренняя и внешняя политика Михаила Федоровича

1

Территория и хозяйство России в первой половине XVII в.

1

1

Россия во второй половине XVII в.

Политическое развитие России во второй половине XVII в.

1

2

2

«Соборное Уложение» - кодекс феодального права России

1

Раскол в Русской православной церкви

1

1

Социальные движения второй половины XVII в.

1

1

Основные направления внешней политики XVII в.

2

2

Сибирь в XVII в.

1

Русская культура XVII в.

Общественная мысль и литература XVII в.

1

1

1

Архитектура и живопись

1

Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII вв.)

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в.

1

1

2

Регентство Софьи. Воцарение Петра I.

1

1

Первые годы царствования Петра

1

Северная война: начало

1

2

Полтавская битва

2

Завершение Северной войны

1

Административные реформы Петра I

2

2

Социально-экономические преобразования первой четверти XVIII в.

2

Культура России в первой четверти XVIII в.

1

1

Европеизация быта и нравов

2

Петр I: исторический портрет

1

1

Эпоха дворцовых переворотов

Эпоха дворцовых переворотов: события на троне

1

2

2

Внутренняя политика России эпохи дворцовых переворотов

2

Внешняя политика России во второй четверти XVIII в.

1

Россия во второй половине XVIII в.

Екатерина II: исторический портрет

1

2

2

Просвещенный абсолютизм в России

2

Социальные движения второй половины XVIII в. Е.И.Пугачев

1

Внутренняя политика Екатерины II после крестьянской войны

2

Социально-экономическое развитие России во второй половине XVIII в.

1

1

Царствование Павла I

1

1

Основные направления внешней политики России во второй половине XVIII в.

2

1

Русско-турецкие войны

1

1

Русское военное искусство

1

Русская культура второй половины XVIII в.

Образование и наука

1

2

2

Литература и искусство

1

Быт и нравы различных слоев населения

2

История России. 8 класс.

История России в XVI – начале ХХ в.

Социально-экономическое развитие первой половины XIX в.

Территория и население России в начале XIX в.

1

1

2

Сельское хозяйство: кризис крепостничества

1

1

Развитие промышленности и транспорта в первой половине XIX в.

1

Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX в.

Александр I: исторический портрет

1

1

2

«Дней Александровых прекрасное начало…»

2

Внешняя политика России в начале XIX в.

2

2

Отечественная война 1812 г.

2

Бородинское сражение

1

Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе

1

Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны

1

1

Первые тайные организации декабристов

2

2

Северное и Южное общества и их программы

2

Восстание 14 декабря 1825 г.

1

Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX в.

Внутренняя политика Николая I

1

1

2

Теория официальной народности в общественной мысли России

1

2

Западники и славянофилы

2

Русский утопический социализм

1

Внешняя политика второй четверти XIX в. Крымская война

2

2

Кавказская война

1

Русская культура первой половины XIX в.

Образование и наука

1

2

2

Золотой век русской литературы

1

Основные стили в художественной культуре

2

Повседневная жизнь и быт

2

Великие реформы 60-70-х гг. XIX в.

Предпосылки и подготовка крестьянской реформы

1

1

2

Отмена крепостного права

2

Реализация реформы 1861 г.

1

Реформы 1860-1870-х гг.

1

1

Общественное движение в 1850-1860-х гг.

2

1

Революционные организации и кружки середины 60-х – начала 70-х гг. XIX в.

1

Россия в конце XIX в.

Социально-экономическое развитие пореформенной России: промышленность и транспорт

2

2

2

Социально-экономическое развитие пореформенной России: развитие капитализма в сельском хозяйстве

2

Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в.

1

1

Внутренняя политика Александра III

1

1

Общественное движение в 1870-1890-е гг. Либеральная оппозиция в 1870-1890-е гг.

1

2

Идеология революционного народничества

2

Народнические кружки и организации. «Народная воля»

2

Первые рабочие организации. Распространение марксизма в России

1

Внешняя политика России во второй половине XIX в.

1

1

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

1

Русская культура второй половины XIX в.

Образование и наука

1

1

1

Литература и искусство

2

Повседневная жизнь и быт русского населения

1

История России. 9 класс.

История России в XVI – начале ХХ в.

Россия в начале ХХ в.

Социально-экономическое развитие России в начале ХХ в.

1

2

2

Политический строй и внутренняя политика самодержавия в начале ХХ в.

2

Общественное движение в начале ХХ в. Революция 1905 г.

2

Внешняя политика России в начале ХХ в. Первая мировая война

1

Российская культура на рубеже XIX – ХХ вв.

Образование и наука на рубеже веков

1

1

1

Художественная культура в начале ХХ в.

1

Новейшая и современная история России

Россия в годы революции и гражданской войны

Революция 1917 г. Падение монархии

1

1

2

Внешняя и внутренняя политика Временного правительства

2

Провозглашение советской власти в октябре 1917 г.

2

Становление советской системы управления

1

1

Брестский мир и его значение

1

Гражданская война: причины и основные этапы

2

1

«Белые» и «красные» в Гражданской войне

2

Итоги Гражданской войны

1

СССР в 1920-е гг.

НЭП: сущность, итоги и значение

2

2

1

Образование СССР

1

Борьба за власть в партии большевиков

1

Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг.

2

СССР в 1930-е гг.

Советская модель модернизации. Индустриализация.

2

1

2

Коллективизация сельского хозяйства

1

Политическая система сталинизма

2

2

СССР в системе международных отношений в 1930-е гг.

1

Духовная жизнь советского общества в 1920 - 1930-е гг.

1

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

СССР накануне Великой Отечественной войны

1

2

2

Боевые действия на начальном этапе Великой Отечественной войны

2

Коренной перелом в войне. Военные действия на завершающем этапе войны

2

Советский тыл в годы войны. Партизанское движение в тылу врага

2

СССР в антигитлеровской коалиции

1

Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг.

Внешняя политика СССР в послевоенные годы. «Холодная война»

1

1

1

Советское общество в 1945-1953 гг. Апогей сталинизма.

1

СССР в 1953-1964 гг.

Общественно-политическая и духовная жизнь страны в 1950-1960-е гг. «Оттепель»

2

2

2

Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964 гг.

1

СССР в системе международных отношений серединеы50-х – середины 60-х гг.

1

СССР в 1960-е – начале 1980-х гг.

Экономическое развитие СССР в 60-80-е гг. ХХ в.: реформы и стагнация

2

2

1

Усиление консервативных тенденций в политической системе СССР в 1960-1980-е гг.

1

Внешняя политика СССР в 1964-1985 гг.

1

Советское общество в 1985 – 1991 гг.

Социально-экономические преобразования в СССР в период «перестройки»

1

2

2

Демократизация политической жизни СССР в 1985-1991 гг.

2

«Новое политическое мышление» во внешней политике СССР в период «перестройки»

1

Российская Федерация на рубеже ХХ – XXI вв.

Российская Федерация в 1991 – 1999 гг.: экономические и политические реформы

1

2

1

РФ на рубеже II и III тысячелетий: курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность. В.В.Путин.

2

История России. 10 класс.

Введение

История России – часть всемирной истории

Особенности становления и развития российской цивилизации

1

1

Источники по истории России

Русь с древности до середины ХV вв.

Народы и древнейшие государства на территории России

Формирование славянского этноса

1

1

1

Восточные славяне в древности

1

Соседи восточных славян

1

Русь в IX – начале XII вв.

Образование Древнерусского государства.

1

1

1

Общественный строй Киевской Руси

1

1

Внутренняя политика киевских князей

1

1

Русь в системе международных отношений

1

1

Культура древней Руси

1

1

Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.

Политическая раздробленность Руси

1

1

2

Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв.

1

Культура Руси ХII - начала XIII вв.

1

1

Русь в борьбе с монголо-татарским нашествием

2

1

Русь между Востоком и Западом

2

Предпосылки объединения русских земель

1

1

1

Начальные этапы объединения русских земель

1

Собирание русских земель во второй половине XIV в.

1

1

Московская Русь в конце XIV – первой половине XV в.

1

1

Великое княжество Литовское и Русское в XIII-XV вв.

1

Российское государство во второй половине XV – XVII вв.

Россия во второй половине XV – XVI вв.

Завершение процесса объединения. Иван III

1

1

1

Российская государственность XVI в. Реформы середины XVI в.

1

1

Опричнина Ивана Грозного

1

Внешняя политика России: задачи и основные направления

1

1

Культура и духовная жизнь XIV-XVI вв.

1

1

Смутное время: кризис общества и государства в России

1

1

Россия в ХVII в.

Основные тенденции политического развития России XVII в.

1

1

1

Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол.

1

Основные направления внешней политики России и расширение ее территории

1

1

Социально-экономическое развитие России в XVII в.

1

1

Культура и духовная жизнь российского общества в XVII в.

1

1

Российская империя XVIII-XIX вв.

Россия в XVIII – середине XIX вв.

Петровские преобразования

2

1

2

Россия в период дворцовых переворотов.

1

1

Просвещенный абсолютизм в России

1

1

Внешняя политика России XVIII в.

2

1

Особенности социально-экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в.

1

1

Политический строй и внутренняя политика самодержавия в первой половине XIX в.

2

1

Общественное движение в первой половине XIX в.

2

1

Внешняя политика России в первой половине XIX в.

1

1

Культура России XVIII - первой половины XIX вв.

2

1

Россия во второй половине XIX в.

Отмена крепостного права

1

1

2

Реформы 1860-1870-х гг.

1

1

Социально-экономическое развитие России в пореформенную эпоху

1

1

Общественное движение в 1860 – начале 1880-х гг.

1

1

Контрреформы 1880-1890-х гг.

1

1

Общественное движение в 1880 – 1890-х гг.

1

1

Внешняя политика Россия во второй половине XIX в.

1

1

Культура России второй половины XIX в.

1

2

История России. 11 класс.

Россия в годы великих потрясений

Россия в начале ХХ в.

Россия на рубеже XIX - XX вв.

1

1

2

Особенности экономической модернизации России на рубеже веков

1

1

Политический строй России и внутренняя политика Николая II накануне 1905 г.

1

1

Внешняя политика России в начале ХХ в.

1

1

Общественное движение на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги.

1

1

Политическая система страны после 17 октября 1905 г. Российский парламентаризм.

1

1

Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина

1

1

Россия в Первой мировой войне.

1

1

Культура России в конце XIX—начале XX в.

1

1

Революция 1917 г. и Гражданская война в России

Предпосылки революции 1917 г. Свержение самодержавия

1

1

1

Революция 1917 г.: от Февраля к Октябрю

1

1

Складывание Советской государственности и ее тип

1

1

Брестский мир и его значение

1

1

Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники.

1

1

Политика «военного коммунизма»

1

1

Становление сталинской модели социализма

Советское общество в 1922-1941 гг.

Новая экономическая политика. Государственно-политическое устройство страны в 1920-е гг.

2

1

1

Поиски путей экономической модернизации в СССР в конце 1920 – 1930-х гг. Индустриализация.

1

1

Коллективизация крестьянства в СССР

1

1

Общественно-политическое развитие СССР в 1930-е гг.

1

1

Духовная и культурная жизнь в СССР 1920-1930-е гг.

1

1

Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами

1

1

Советский Союз в годы Великой Отечественной войны

Начальный период Великой Отечественной войны

1

1

1

Коренной перелом в Великой Отечественной войне

1

1

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны

1

1

Боевые действия в 1944-1945 гг.

1

1

СССР в антигитлеровской коалиции.

1

1

Причины, цена и значение Великой Победы

1

1

СССР во второй половине ХХ в.

СССР в первые послевоенные десятилетия

Социально-экономическое положение СССР после войны.

1

1

2

Апогей сталинизма

1

1

Внешняя политика СССР в первые послевоенные годы

1

1

Борьба за политическое лидерство после смерти Сталина. ХХ съезд КПСС

1

1

Советское общество конца 1950-х — начала 1960-х гг. Реформаторская деятельность Н.С.Хрущева.

1

1

Духовная жизнь в СССР в 1945-1964 гг.

1

1

СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг.

Стабилизация и консервация политического режима

1

1

1

Социально-экономическое развитие СССР: тенденции и противоречия

1

1

СССР на международной арене в середине 1950 – середине 1980-х гг.

1

1

Духовная и культурная жизнь в СССР середины 1960-х - середины 1980-х гг.

1

1

Советское общество в 1985-1991 гг.

Попытки модернизации советской экономики

1

1

1

Реформирование политической и государственной системы

1

1

Внешнеполитическая стратегия в период «перестройки»

1

1

Духовная и культурная жизнь страны в годы «перестройки»

1

1

Кризис и распад СССР

1

1

Современная Россия

Российская Федерация (1991-2006 гг.)

Становление новой российской государственности

1

1

1

Общественно-политическое развитие России на современном этапе

1

1

Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия.

1

1

Участие России в формировании современной международноправовой системы.

1

1

Российская культура в условиях радикальных социальных преобразований и информационной открытости общества.

1

1

Всеобщая история

Тема

Подраздел темы

Урок

Количество разрабатываемых ЭУМ

И

П

К

5 класс. История древнего мира

Первобытная эпоха

Собиратели и охотники палеолита

Расселение древнейшего человечества

1

1

1

Достижения палеолита

1

Зарождение искусства и религии

1

У истоков цивилизации

Возникновение скотоводства и земледелия

1

Родоплеменные отношения

1

Древний Восток

Возникновение
цивилизаций
на Востоке

Древний Египет

1

1

1

Месопотамия

1

Древняя Индия

1

1

1

Древний Китай

1

Империя Цинь

1

Государства Передней Азии

Ассирийская военная держава

1

1

1

Финикия

1

Древняя Палестина

1

Персидская держава

1

Культурное наследие Древнего Востока

Зарождение древних религий: Будда и Конфуций

1

1

1

Письменность, научные знания и искусство Древнего Востока

1

Древняя Греция

Древнейшая Греция

Крит и Микены

1

1

1

Боги и герои Эллады

1

Поэмы Гомера

1

Рождение античного мира

Греческие полисы и Великая колонизация

1

1

1

Афины

1

Спарта

1

1

1

Греко-персидские войны

Марафонская битва

1

1

1

Персидское завоевание

1

Классическая Греция

Расцвет демократии

1

1

1

Хозяйственное развитие Греции в V в. до н.э.

1

1

1

Пелопонесская война

1

Империя Александра Македонского

Завоевания Александра Македонского

1

1

1

Эллинистический мир

Греческий Восток

1

Культурное наследие Древней Греции

Наука, литература и искусство Древней Греции

1

1

1

Древний Рим

Образование древнеримского государства

Легенды и верования древних римлян

1

1

1

Патриции и плебеи

1

1

1

Республика

1

Древнеримские законы

1

Пунические войны

Первая пуническая война

1

1

1

Война с Ганнибалом. Утверждение господства Рима в Средиземном море

1

Гражданские войны в Риме

Деятельность братьев Гракхов

1

1

1

Диктатура Суллы

1

Юлий Цезарь

1

1

1

Римская империя

Октавиан Август

1

1

1

Цезари Рима

1

Закат античной цивилизации

Возникновение христианства

1

1

1

Кризис Римской империи III в. н.э.

1

1

1

Раздел империи на Западную и Восточную

1

Падение Западной Римской империи

1

1

1

Культурное наследие Древнего Рима

Знания, литература и искусство Древнего Рима

1

1

1

6 класс. История Средних веков

Западная Европа в Средние века

Раннее средневековье

Великое переселение народов

1

1

1

Христианизация Европы

1

Раннесредневековая Англия. Походы норманнов

1

1

1

Империя Карла Великого

1

1

1

Каролингское Возрождение

1

Классическое средневековье

Феодальное общество

1

1

1

Католическая церковь

1

Средневековый город

1

1

1

Сословно-представительная монархия

1

Кризис европейского средневекового общества в XIV – XV вв.

1

1

1

Столетняя война

1

Социальные и религиозные движения

1

Культурное наследие средневековья

1

1

1

Византийская империя

Ранняя Византия

Образование Византии

1

1

1

Деятельность Юстиниана

1

Трудные испытания Византии

Кризис Византии XI – XII вв. Завоевание Константинополя крестоносцами

1

Поздняя Византия

Восстановление Византии.
Палеологовское Возрождение

1

Упадок Византии. Взятие Константинополя турками

1

Азия, Африка и Америка в Средние века

Мусульманский мир

Возникновение ислама

1

1

1

Арабские завоевания

1

Османская империя

1

Центральный и Дальний Восток

Индия

1

1

1

Китай

1

Япония

1

«Доколумбова Америка»

Государства Центральной и Южной Америки

1

7 класс. Новая история. Конец XV – XVIII век

Раннее Новое время. Конец XV – XVII
вв.

Европа на рубеже Средних веков и Нового времени

Введение: Основное содержание исторического процесса в Новое время

1

1

1

Великие географические открытия

1

Мир, поделенный пополам

Человек раннего нового времени

Материальная жизнь

1

1

1

Человек в пространстве и времени

Человек и общество

Эпоха Возрождения

Возрождение и гуманизм в Италии

1

1

1

Гуманизм за Альпами

Искусство Возрождения

1

Реформация и Контрреформация

Реформация и гуманизм. Мартин Лютер и Реформация в Германии

1

1

1

Радикальные революционные учения. Народная Реформация

Жан Кальвин: его деятельность и учение. Королевская реформация в Англии.

1

Контрреформация. «Католическая Реформация».

1

Абсолютизм

Характерные черты абсолютизма: суверенитет, централизованная бюрократическая система, постоянное налогообложение, регулярная армия, двор.

1

1

1

Международные отношения XVI – XVII вв.

Политическая карта Европы к концу XV в. и ее эволюция в XVI – XVII вв. Концепция политического равновесия. Тридцатилетняя война

1

1

1

Культура и наука
второй половины XVI – XVII вв.

Натурфилософия. Алхимия и астрология. Развитие научных знаний: Галилей, Коперник, Бруно, Парацельс, Сервет. Общественная мысль. Боден. Макиавелли и макиавеллизм. Утопическая мысль. Томас Мор.

1

1

1

Маньеризм. Барокко. Наука. Сущность «научной революции XVII в.». Изменения в образовании. Протестантские Академии и иезуитские коллегии

1

Политическое развитие стран Европы в конце XV – первой половине XVII вв.

Франция. Религиозные войны. Ришелье и его реформы

1

1

1

Англия при Тюдорах. Экономическое и социальное развитие. Правление Елизаветы I

1

Испания и Нидерландская революция

1

Новое время. Политическое развитие стран Европы и Северной Америке во второй половине XVII — XVIII вв.

Повседневная жизнь в XVII-XVIII вв.

Представления о времени и возрасте человека. Изменения в быту. Религиозное сознание в XVII-XVIII

1

1

1

Век Просвещения

Дехристианизация общественного сознания. Теория естественного права. Теория общественного договора. Идея прогресса. Просвещение и культура. Просвещенный абсолютизм

1

1

1

Кризис «старого порядка».

Английская революция XVII в.

1

1

1

Франция при Старом порядке. Внутренняя и внешняя политика Людовика XIV. Франция в XVIII в. Финансовый кризис.

1

Английские колонии в Северной Америке и Война за независимость.

1

Германские земли. Возвышение Пруссии. Фридрих II: реформы, внешняя политика.

1

Монархия Габсбургов. Реформы «просвещенного абсолютизма» в правление Марии-Терезии и Иосифа II. Национальное движение в Венгрии.

1

Международные отношения во второй половине XVII-XVIII вв.

1

Конец Старого порядка

Политическое устройство Англии XVIII в. Виги и тори. Становление Британской империи. Промышленный переворот в Англии.
Социальные последствия.

1

1

1

Французская революция XVIII в.
Причины революции. Деятельность Учредительного собрания. Падение монархи. Якобинская диктатура. Деятельность термидорианского Конвента и Директории.

1

Страны Востока XVI – XVIII вв.

Цивилизации Востока в Новое время

Политическая карта Азии и Африки на рубеже Нового времени. Особенности общественного устройства стран Востока. Движение Запада на Восток

2

2

2

Исламские страны в Новое время: Османская империя, Иран.

2

Индия, Китай, Япония в Новое время.

2

Повторение и проверка знаний

1

1

8 класс. Новая история XIX – начало XX века

Индустриальная цивилизация Запада

Промышленная революция XIX в.

Промышленный переворот в Англии, континентальной Европе, Северной Америке. Основные технические изобретения

1

1

1

Экономика и индустриальное развитее стран Европы и США. Изменения в обществе. Становление рабочего класса. Появление среднего класса. Новые политические партии

1

Европа в эпоху наполеоновских войн (1799 - 1815)

Превращение Франции в Империю. Административно-правовые реформы. Завоевательные войны Наполеона. Конец империи.

1

1

1

Страны Европы и США между наполеоновскими войнами и началом XX в.

Консервативно-монархическая реакция в Европе. Венский конгресс. Священный союз. Империи против наций.

1

1

1

Англия после наполеоновских войн. Борьба за парламентскую реформу. Чартизм. Рабочее законодательство. Тред-юнионы. Викторианская эпоха. Парламентские реформы 1867, 1884 гг. Возникновение лейбористской партии.

1

Франция после наполеоновских войн. Реставрация Бурбонов. Июльская революция 1830 г. Июльская монархия.

Германия и Австрийская империя. Борьба Пруссии и Австрии за главенство в Германии. Германский Союз.

1

Общественные движения в первой половине XIX в.: Консерватизм. Либерализм. Рабочее движение. Марксизм. Первый интернационал. Национальные движения в Италии, Ирландии, Польше.

2

1

1

Революции середины XIX в.: Февральская революция 1848 г. и установление Второй республики во Франции. Революции в Германии и Австрийской империи. Революции в государствах Аппенинского полуострова.

1

1

1

Новые принципы европейской политики. Крымская война и новая расстановка сил на международной арене. «Реальная политика». Противоречия на Балканах. Образование военных союзов в Европе.

1

1

1

Объединение Италии

1

Объединение Германии.

Вторая империя во Франции. Парижская коммуна. Франция в конце XIX – начале XX вв. Ж. Клемансо и реформы его правительства.

1

США в XIX – начале XX в. территориальный рост США. Гражданская война. Отмена рабства. Реформы в период президентства Т. Рузвельта и В. Вильсона

1

Человек. Наука и культура XIX – начала XX в.

1

Латинская Америка в XIX – XX вв.

Образование независимых государств в Латинской Америке

Освободительная война в Латинской Америке и ее результаты

2

2

2

Особенности социального, экономического и политического развития латиноамериканских государств

2

Цивилизации Востока в XIX - XX в.

Восток в условиях колониальной экспансии

Модернизационные процессы в Японии, Китае и Индии

2

2

2

Модернизация и традиции в исламских странах: Османская империя и Иран

2

Доминирование Запада на Востоке. Создание колониальных империй. Раздел Африки. Включение экономик Востока в моровую экономику.

2

Повторение и проверка знаний

1

1

9 класс. Всемирная история

Введение

1

1

1

Мир в начале XX века

Мир на рубеже новой эпохи

Противоречия мирового развития в начале ХХ века

Народы колониальных и зависимых стран на пути к освобождению

1

Между конфронтацией и компромиссом: формирование военно-политических блоков накануне первой мировой войны

Первая мировая война и ее итоги

Причины и начальный период войны

1

1

1

На фронтах первой мировой войны

Проблемы мирного урегулирования после окончания войны. Версальско-Вашингтонская система международных отношений

1

Новейшая и современная история

Пути исторического развития 1920-1930-Х ГГ.

Революционные движения в Европе и Азии после первой мировой войны

1

1

1

Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 1920-е гг.

Мировой экономический кризис 1929-1932 гг. и переход к смешанной экономике

1

Авторитарные и тоталитарные режимы в Германии, Италии, и Японии

1

1

1

Демократическая альтернатива тоталитаризму: опыт Великобритании, Франции и США

1

Паневропейское движение и пацифизм на международной арене

Человечество во второй мировой войне

Кризис Версальско-Вашингтонской системы международных отношений в 1930-е гг. и начало второй мировой войны

1

1

1

«Новый порядок» в Европе и Азии. Антигитлеровская коалиция.

1

Итоги и уроки второй мировой войны. Создание ООН

1

Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны»

Истоки «холодной войны»: от сотрудничества к конфронтации

1

1

1

Проблемы международной безопасности и урегулирования региональных конфликтов

1

Кризис политики «холодной войны» и ее завершение

1

Евроатлантические страны. 1945-2000 гг.

Послевоенное восстановление экономики и создание «общества всеобщего благоденствия»

1

1

1

Кризис моделей развития на рубеже 1960-х – 1970-х гг.

1

Неоконсерватизм 1980-х гг. и переход к «информационному обществу»

Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке

1

Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии

1

Проблемы модернизации в Азии, Африке и латинской Америке

Япония и новые индустриальные страны

2

1

1

Китай на пути модернизации и реформирования

2

Индия во второй половине XX века

2

Исламский мир: модернизация и традиционализм

1

Африка к югу от Сахары: опыт независимого развития

1

Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией

1

Духовная жизнь и культура народов мира в XX веке

Мировоззренческие основы постмодернизма и «крах идеологий»

1

1

1

Тенденции развития культуры и искусства

1

Религия в современной общественной жизни

Проблемы мирового развития на рубеже третьего тысячелетия

«Новый мировой порядок»: структура и тенденции развития современного мира

1

1

1

Глобализация: ее сторонники и противники

1

«Конфликт цивилизаций»: этнический ренессанс конца XX века

1

Проблемы устойчиво-безопасного развития человечества

1

10 класс. Всемирная история

История как наука

История в системе гуманитарных наук

Концепции исторического развития

1

1

1

Предцивилизационная стадия истории человечества

Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи

Первобытная эпоха

1

1

1

Цивилизации Древнего мира

Архаичные цивилизации Древности

Деспотия

1

1

1

Античные цивилизации

Древняя Греция

1

1

1

Древний Рим

1

1

1

Классические Цивилизации Востока

Индо-буддийская цивилизация

2

2

2

Китайско-конфуцианская цивилизация

2

Иудео-христианская цивилизация

1

Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе

Культурное наследие древних цивилизаций

1

Цивилизации Средневековья

Религиозно-культурные миры Средневековья

Возникновение исламской цивилизации

1

1

1

Христианская средневековая цивилизация Западной Европы

1

1

1

Византийская цивилизация

1

Кризис европейского средневекового общества в XIV – XV вв.

1

1

1

Средневековый Китай

2

2

2

Средневековая Япония

2

2

2

Культурное наследие средневековых цивилизаций

1

1

1

11 класс. Всемирная история

История Нового времени

Международные отношения в Новое время

Вестфальская система международных отношений: основные принципы и конфликты

1

1

1

Формирование военно-политических блоков накануне первой мировой войны

1

История XX в.

Мир в 1900 - 1914 гг.

Основные направления научно-технического прогресса в начале XX в.

2

1

1

Кризис индустриального общества

Реформы и революции начала XX в.

1

Первая мировая война

Борьба за передел мира

1

1

1

Война и общество

Страны Европы и США в 1918—1939 гг.

Историческая природа авторитаризма и тоталитаризма ХХ в.

1

1

1

Общество в условиях государственно-корпоративных и партократических режимов

Демократическая альтернатива тоталитаризму: опыт Великобритании, Франции и США

1

Развитие техники и культуры в 1920-1930-е гг.

2

Страны Азии в 1918—1939 гг.

Революции и реформы в Турции

1

1

1

Освободительные движения в Китае и Индии

1

Международные отношения в 1920—1930-е гг.

Становление и распад межвоенной системы мирового регулирования

1

1

1

Вторая мировая война

Причины и начальный этап войны. «Новый порядок» в Европе и Азии

1

2

2

Вступление в войну СССР и США. Начало антифашистского сотрудничества

1

Вопросы согласованного регулирования международных отношений в антифашистской коалиции

2

Итоги второй мировой войны

1

Мир во второй половине XX в.

Формирование глобальной мирополитической системы

1

3

3

Страны Западной Европы после окончания войны. «Экономическое чудо» в ФРГ и Италии

Развитие интеграционных процессов в странах Западной Европы

1

«Общество благоденствия» в США

1

Модели социализма: советская и восточноевропейская

1

Азиатская модель социализма

2

Страны Восточной Европы в 1950 - 1980-е гг.: кризисы в «социалистическом лагере»

1

Крушение колониальной системы

1

Фундаментализм: в поисках пути между капитализмом и социализмом

Развитие культуры во второй половине XX в.

1

Климат и проблемы инфекционных заболеваний во второй половине XX — начале XXI в.

1

"Холодная война": причины, происхождение и основные этапы развития

Глобальные проблемы мирополитического развития во второй половине ХХ в.

1

«Новый мировой порядок»: структура и тенденции развития современного мира

Урок обобщения знаний

0

1

1

1.3. Совокупное количество ЭУМ И, П, К-типов, состав и количество ЭУМ И, П, К – типов, разработанных для каждого подраздела темы, распределение ЭУМ по урокам

Совокупное количество ЭУМ И - типа – не менее 533, П- типа – не менее 288,
К-типа – не менее 179.

1.4. Особенности разработки ЭУМ различных типов

Логика формирования педагогических сценариев для программной реализации ЭУМ определяется тем, что каждый модуль является автономным, содержательно и функционально полным образовательным ресурсом, предназначенным для решения определенной учебной задачи, а взаимодействие пользователя с учебным контентом осуществляется посредством выполнения действий над информационными объектами, предъявляемыми в виде связной аудиовизуальной композиции из мультимедиа компонентов. Образовательный контент в электронном учебном модуле разделяется на совокупность структурных единиц верхнего уровня – сцены, в рамках которых пользователю предъявляются мультимедиа компоненты.

Для включения мультимедиа компонентов в сцену предусмотрены: двухмерные медиа-объекты (статические изображения, анимации и текст); объекты для включения аудио и видео фрагментов; объекты для включения и управления ActiveX-компонентами (используются специализированные элементы браузер, flash и quicktime); 3D объекты (3D-сцены и персонажи). Указанные объекты тем или иным образом моделируют (в том числе и в форме структурированного описания) изучаемые свойства реальных явлений, процессов, объектов, их причинно-следственные связи. Эта аудиовизуальная композиция дополнена внедренными в сцену элементами интерактивного управления состоянием элементов сцены.

В соответствии с принципами программированного обучения, рекомендующими осуществлять пошаговую процедуру подачи учебного материала, сцены объединены в совокупность шагов, причем пользователь имеет возможность управлять последовательностью освоения шагов (сцен) и осуществлять познавательную деятельность либо по рекомендованной авторами модуля траектории, либо на основе индивидуальных предпочтений.

Работа с модулями И-типа и К-типа начинается с шага «Цель работы», призванного в отсутствии управляющей деятельности педагога (при индивидуальной работе ученика с ЭУМ) создать предварительную общую ориентировку в характере учебной информации модуля, очертить временные и/или пространственные рамки изучаемых исторических явлений и процессов.

Пример представлен на рис 1.