Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания к выполнению организационно-экономической части дипломного проекта студентами специальности 26. 02. 02 “Технология хлебопекарного, кондитерского и макаронного производства “ Утверждено

МИНИСТЕРСТВ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПИЩЕВЫХ ПРОИЗВОДСТВ

Молодых Н.Н., Солодкова Т.И., Кружкова Р.В.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению организационно-экономической части дипломного проекта студентами специальности 26.02.02 “Технология хлебопекарного, кондитерского и макаронного производства “

Утверждено

Научно-методическим Советом ИЭиП

Москва 2005

Содержание

Общие положения

Содержание разделов…………………………………………………….

Раздел 1. Сущность проекта и характеристика товара.

Раздел 2. Маркетинговое исследование рынка

Раздел 3. Производственная программа предприятия

Раздел 4. Расчет инвестиционных затрат

Раздел 5. Расчет затрат на производство, цены и прибыли от реализации

Раздел 6. Расчет показателей экономической эффективности и конкурентоспособности

Раздел 7. Мероприятия по продвижению товара на рынке.

Рекомендуемая литература.

Приложения.

Общие положения

Методические указания определяют основное содержание и объем организационно-экономической части дипломного проекта ”Инвестиционный проект строительства (реконструкции) предприятия хлебопекарной, кондитерской, макаронной промышленности”.

Организационно-экономическая часть, представляемая в дипломной работе отдельной главой, имеет целью:

- анализ современного состояния и перспектив развития исследуемой отрасли промышленности;

- обоснование целесообразности строительства нового или реконструкции действующего предприятия;

- оценку эффективности проекта.

Организационно-экономическая часть дипломного проекта выполняется в форме бизнес-плана и содержит следующие разделы:

- 1. Сущность проекта и (или) характеристика товара (работ, услуг).

- 2.Маркетинговое исследование рынка .

- 3.Производственная программа предприятия.

- 4.Расчет инвестиционных затрат на строительство (реконструкцию).

- 5.Расчет затрат на выпуск продукции, цены и прибыли от реализации.

- 6.Расчет показателей экономической эффективности и конкурентоспособности.

- 7.Мероприятия по продвижению товара на рынке.

При выполнении экономической части дипломного проекта рекомендуется использовать литературные источники, нормативные материалы проектных организаций, технические характеристики оборудования, отчетные данные предприятий, собранные в период прохождения преддипломной практики и другие.

Итоговые технико-экономические показатели, характеризующие инвестиционный проект, представляются на защите в специальной таблице, выполненной на листе ватмана или другом наглядном носителе информации в соответствии с установленными требованиями ГАКа.

Основные вопросы к защите экономической части дипломного проекта:

- экономическая целесообразность проектирования;

- система маркетинговых исследований;

- количественные и качественные характеристики продукции;

- определение спроса на продукцию;

- оценка конкурентоспособности продукции;

- техника расчета показателей, характеризующих инвестиционный проект.

Содержание разделов организационно-экономической части,

указания по их выполнению.

Раздел 1. Сущность проекта и характеристика товара .

В этом разделе излагается содержание проекта: новое строительство предприятия (цеха), реконструкция действующего завода (цеха), совершенствование технологии, разработка новых видов изделий и т.д.

Отмечаются стратегические цели инвестиционного проекта: обеспечение устойчивых доходов, рост производства, расширение рынка сбыта и сфер влияния, освоение новых рынков, повышение качества продукции и т.п.

При характеристике продукта указывается: какие потребности он призван удовлетворить, его специфические особенности, внешний вид, уникальность технологии, качественные характеристики, оригинальность упаковки, преимущества и отличия по сравнению с продукцией конкурентов, защищенность данного продукта или технологии патентами, авторскими свидетельствами. Желательно представить образец продукции или его изображение.

Раздел 2. Маркетинговые исследования рынка .

В этом разделе приводится анализ состояния и основные направления развития изучаемой отрасли, в том числе изменение структуры, ассортимента продукции, среднедушевое потребление продукции и прогнозируемые тенденции его развития, состояние технической базы отрасли или отдельных предприятий. Анализ выполняется на основе изучения отраслевых и других периодических изданий, статистических сборников.

По предприятию-объекту исследования приводятся сведения об объеме и ассортименте вырабатываемой продукции, местоположению предприятия и др.

- Целью маркетингового исследования, выполняемого в экономической части дипломного проекта, является определение прогнозируемого объема и ассортимента продукции нового или реконструируемого производства.

- Методика проведения маркетингового исследования зависит от характера необходимой информации – количественная или качественная. Известные способы проведения маркетингового исследования: анкетирование респондентов, проведение исследования методом фокус-групп.

- Маркетинговое исследование в форме анкетирования нацелено на получение количественных сведений об ожидаемом потреблении конкретного вида продовольствия, метод фокус-групп – на получение качественных характеристик.

- Ни одно предприятие не работает в изоляции. На него воздействуют внешние и внутренние факторы макро и микро среды. Осуществляя свою деятельность в этих условиях, промышленное предприятие старается либо сохранить свои позиции на рынке однородной или идентичной продукции, либо укрепить их, ставя перед собой различные цели.

Наиболее характерные цели:

- - увеличение выпуска и реализации продукции;

- - изменение ассортимента;

- -внедрение инноваций.

Определившись с поставленными в дипломном проекте целями и задачами, следует перейти непосредственно к проведению маркетингового исследования в форме анкетирования. Оно состоит из следующих этапов:

- 1. Разработка анкеты.

- 2. Подготовка к анкетированию.

- 3. Непосредственно анкетирование.

- 4. Обработка результатов.

- 5. Определение спроса.

При разработке анкеты для проведения опроса респондентов необходимо учитывать, что вопросов должно быть ограниченное количество, в то же время число их должно быть достаточным, чтобы получить необходимую информацию. Среди них возможны вопросы отражающие социокультурные факторы (учитывающие влияние народных национальных традиций, религиозных обычаев, семейного положения, состояния здоровья людей, уровень общей культуры и т.п.); экономические факторы (уровень доходов населения, обеспеченность населения жильем, уровень потребления товара, льготы различным категориям населения и т.п.); демографические факторы (изменение возрастной структуры общества, различных групп населения, его отношения к конкретному товару); факторы изменения природной среды, научно-технические и политические факторы. Количество вопросов не должно превышать 10.

Подготовка к анкетированию заключается в следующем: разработав анкету студент должен согласовать ее с преподавателем, провести пробное анкетирование, чтобы исключить сложные вопросы, вопросы, дублирующие друг друга, нечетко поставленные вопросы. После уточнения анкеты переходят к анкетированию.

Анкетирование респонтентов. Опрашиваемая аудитория должна быть представлена респондентами разных возрастов, места опроса определяет анкетер самостоятельно. Количество опрашиваемых не менее 50.

Обработка результатов исследования. Результаты анкетирования оформляются таблицей с указанием номера анкеты и распределением ответов в зависимости от их характера, определяется структура ответов (в %) по группам респондентов, определяется средняя по группе величина, а затем средневзвешенный показатель.

Численность населения на перспективу может быть определена на основании фактических данных в динамике роста населения города либо на основании коэффициента естественного роста населения:

где Т – коэффициент роста населения;

k – коэффициента естественного роста населения;

t – перспектива(5-10лет)

Численность населения на перспективу определяется умножением численности населения города в год проектирования на коэффициент роста населения.

Определение спроса на конкретный вид продукции. На этом завершающем этапе исследования рассчитывается потребность или же спрос в исследуемом продукте. Для выполнения необходимых расчетов используются данные предыдущего раздела.

Размер фактического спроса продукта рассчитывается по следующей формуле:

где – величина потребительского спроса на продукт i-го вида;

Ч – численность населения выбранного региона исследования;

– величина фактического удельного потребления i-го продукта.

Проведение исследования методом фокус-групп нацелено на получение качественных характеристик продукции, планируемой к выпуску. Вопросы, которые обсуждаются в ходе исследования, касаются оттенков вкуса, особенностей дизайна, процедур послепродажного обслуживания и т.п.

Проведение такого исследования нуждается в заранее разработанном сценарии, где оговаривается количество опрашиваемых, их должности и профессиональные характеристики, место проведения фокус-группы, перечень вопросов для обсуждения. При этом, лицу проводящему исследование отводится роль координатора исследования. Его задача – направлять разговор в нужное русло.

Итогом исследования является уточненное представление о выпускаемом продукте, оформлении упаковки, оттенках вкуса и т.п.

Раздел 3. Производственная программа предприятия .

В качестве показателей производственной программы рассчитывают суточную производительность линии (цеха или предприятия), рабочий период линии (предприятия, цеха) и годовой объем производства в натуральном измерении.

Годовой объем выпуска продукции определяется по формуле:

Vi = Вc ут . ×Тг

где В – суточная производительность линии по производству i –го вида продукции, тонн/сутки;

Тг – плановый рабочий период предприятия (линии), сут.

Рабочий период предприятия определяется по формуле:

Тг = КФВ – КР – ТР – П – ВД

Где Тг - рабочий период предприятия, сут.;

КФВ - календарный фонд времени,сут.;

КР – продолжительность капитального ремонта, сут.;

ТР – продолжительность текущего ремонта, сут.;

П – количество официальных праздников и нерабочих дней в году, сут.;

ВД – количество выходных дней при прерывной рабочей неделе, сут.

При планировании рабочего периода предприятия перечень и продолжительность плановых остановок принимается на основании нормативов, имеющих место в отраслевой системе ППР .Например, продолжительность капитального ремонта на хлебопекарном предприятии равна 20 суткам, текущий ремонт и осмотр проводится 1 раз в 2 месяца и подолжается 48 часов и т.д.(приложение таблица 13)

Результаты расчета производственной программы предприятия (цеха) сводятся в таблицу № 1

Таблица № 1

Производственная программа предприятия (цеха)

Продукция

Суточная производитель-

ность, т/сут.

Рабочий период,

Сутки

Годовой объем,

т/год

Продукт А

Продукт Б

Продукт В

Продукт Г

Раздел 4. Расчет инвестиционных затрат.

Внедрение в производство того или иного инвестиционного проекта должно обеспечивать промышленному предприятию получение соответствующего экономического эффекта, который может быть выражен в натуральных или стоимостных показателях.

В общем случае расчет показателей экономической эффективности сводится к расчету инвестиционных (капитальных) затрат, текущих затрат (себестоимости продукции), дополнительной прибыли от снижения текущих затрат (себестоимости продукции), прироста прибыли от реализации продукции или снижения брака.

В составе инвестиционных (капитальных) затрат должны быть учтено:

- затраты на проектирование (в необходимых случаях);

- затраты на приобретение земельного участка (в необходимых случаях)

- затраты на строительные работы (в необходимых случаях);

- затраты на приобретение оборудования;

- затраты на его монтаж;

- затраты на демонтаж заменяемого оборудования.

Затраты на приобретение оборудования включают

- оптовая (рыночная, договорная) цена оборудования;

- стоимость запасных частей;

- затраты по таре и упаковке;

- расходы по комплектации;

- расходы на транспорт.

Затраты на монтаж оборудования включают:

- -прямые затраты (расходы на оплату труда);

- накладные расходы;

- плановые накопления.

Затраты на демонтаж оборудования определяются по укрупнённому нормативу в % от капитальных затрат связанных с приобретением и установкой этого оборудования –30,0 – 50,0% в зависимости от назначения демонтируемого оборудования (металлолом, продажа и т.п.)

Раздел 5. Расчет затрат на выпуск продукции, цены и прибыли от реализации продукции.

Планирование затрат на выпуск продукции осуществляется в разрезе статей калькуляции по каждому из запланированных видов изделий, при этом одновременно осуществляется расчет себестоимости товарной продукции каждого вида изделий и единицы продукции. Итоги расчетов сводятся в таблицу № 2.

Таблица №2

Калькуляция себестоимости продукции

Статьи калькуляции

Всего, тыс.руб.

На 1 тонну,

тыс. руб.

1

Сырье и материалы за вычетом возвратных отходов

2

Вспомогательные материалы

3

Транспортно-заготовительные материалы

4

Топливо и энергия на технологические цели

5

Заработная плата производственных рабочих

6

Единый социальный налог

7

Расходы на подготовку и освоение производства

8

Расходы на обслуживание и управление производством

Итого цеховая себестоимость

9

Общепроизводственные расходы

10

Прочие производственные расходы

Итого производственная себестоимость

11

Коммерческие расходы

Всего полная себестоимость

Планирование себестоимости вырабатываемой продукции (работ, услуг) выполняется способом прямого счета с элементами нормативного планирования.

Прямым счетом определяются наибольшие по удельному весу статьи затрат: стоимость сырья и материалов за вычетом возвратных отходов, стоимость топлива и энергии на технологические нужды, заработная плата производственных рабочих с ЕСН. Другие статьи планируются по укрупненным нормативам в процентах от стоимости сырья и материалов.

В соответствии с выбранной рецептурой изделия рассчитывается количество и стоимость сырья и материалов, необходимых для приготовления запланированного объема продукции.

Потребность в сырье в хлебопекарной отрасли определяется по нормам расхода сырья на 100 кг муки, в кондитерской и макаронной отраслях - по нормам расхода сырья на 1 тонну готовой продукции.

Количество расходуемой муки в производстве хлебо-булочной продукции определяется исходя из нормы выхода готовой продукции (%).

,

Где qм – количество муки, т;

ji – выход хлеба при определенной влажности, %;

Vi – плановый объем выработки продукции, т.

К другим видам сырья относят соль, дрожжи, сахар, жиры и другие компоненты, используемые в производстве продукции.

Если норма расходования компонентов построена в расчете на муку, годовая потребность в сырье рассчитывается по формуле:

где Ni –норма расхода материалов i-го вида, кг на 100 кг муки.

Годовая потребность в таких видах сырья как масло растительное, маргарин и лецитин (норма построена на 1 тонну готовой продукции) рассчитывается по формуле:

где Ni –норма расхода материалов i-го вида, кг на 1 тонну готовой продукции.

Цены на сырье и материалы следует определять по сборникам “Товары и цены” на действующий период времени (без НДС).

Данные о потребности в сырье, его стоимости и сводятся в таблицу №3

Таблица №3

Сводная потребность в сырье на выпуск продукции

Сырье

Цена ед.

безНДС,руб.

1-ый вид продукции

2-ой вид продукции

Кол-во, тонн

Стоимость, руб.

Кол-во, тонн

Стоимость, руб.

1.

2.

3.

4.

5.

Итого

Итоги сводной таблицы могут быть прямо включены в себестоимость продукции каждого вида по статье калькуляции “Стоимость сырья и материалов за вычетом возвратных отходов”.

Стоимость вспомогательных материалов рассчитывается по видам продукции на основе норм расхода в рублях на единицу готовой продукции (например, 450 рублей на 1 тонну готовой продукции). Возможно планирование этих расходов по уровню предыдущего года с учетом корректировки на условия планируемого периода (в случае, когда выпуск продукции планируется на действующем предприятии).

Транспортно-заготовительные расходы планируют на основе укрупненного норматива 2-4% от стоимости сырья. Техника расчета указанных затрат единая для хлебопекарного, макаронного, кондитерского производств.

Расчет количества и стоимости топлива и электроэнергии на технологические нужды зависит от вида технологического оборудования, участвующего в процессе производства

Норма расходования топлива выражается в м3 условного топлива на 1 тонну вырабатываем ой продукции, норма расходования электроэнергии – в кВт∙ч/т (табл. №4).

Таблица №4

Виды продукукции

Удельные нормы расходования топлива и энергии

Газ, м3

Эл/эн, кВт

Вода, м3

Холод,ккал

Пар, кг

Булка

Печенье

Карамель

Макароны

Пряники

Нормы расходования топлива и энергии берутся на предприятии – объекте преддипломной практики либо из Приложения табл.№11

Стоимость энергетических ресурсов рассчитывается исходя их цен, фактически имеющих место на предприятиях пищевой промышленности соответствующего региона. При этом, цены на ресурсы не включают налог на добавленную стоимость (НДС), а при расчете стоимости топлива используют коэффициент перевода условного топлива в натуральное ( для газа 1,2).

Результаты расчета численности и годового фонда заработной платы производственных рабочих представляют собой фрагмент штатного расписания (Таблица 5).

Таблица №5

Фрагмент штатного расписания предприятия (цеха)

Професcия

Кол-во,

чел.

Тариф-

ная став-

ка, руб/ч

Доплаты

Премии

Вознаг-

раждение

Всего

ФЗП

Пекарь

Кочегар

Оператор

Машинист

Тестовод

Численность производственных рабочих может быть рассчитана по нормам времени, нормам выработки и нормам обслуживания.

Фонд оплаты труда работника рассчитывается умножением величины часовой оплаты труда(тарифная ставка) на годовой фонд рабочего времени в часах.

Фонд рабочего времени одного работника определяется по формуле:

ФРВ= КФВ – ВД – ПР – О – Б

где КФВ – календарный фонд времени, дн;

ВД – количество выходных дней в году;

ПР – количество праздников и нерабочих дней в году;

О – продолжительность отпуска;

Б – среднее число дней временной нетрудоспособности.

Фонд заработной платы производственных рабочих складывается из фонда оплаты труда по тарифу, доплат за работу в вечернее время суток, доплат за работу в ночное время суток, доплат за работу в праздничные дни, премий, вознаграждения по итогам работы за год, платы за отпуск.

Перечень выплат в составе фонда оплаты труда работников определяется на основе Трудового Кодекса РФ, Гражданского Кодекса РФ и других законодательных актов РФ.

Прямым счетом, как правило, рассчитывают первую часть фонда, а именно годовой фонд заработной платы по тарифу. Доплаты и премии планируют по укрупненному нормативу в % от тарифной части фонда.

При проектировании фонда оплаты труда производственных рабочих доплаты за работу в вечернее время планируются в размере 12,5% от фонда заработной платы по тарифу, доплаты за работу в ночное время – 21,8%, в праздничные дни – 4,0%, оплата дней отпуска 16,6%.

Единый социальный налог определяется по ставкам, установленным Налоговым Кодексом РФ. С 1 января 2005 года ставка ЕСН равна 26% от фонда оплаты труда работников.

Все последующие статьи затрат являются комплексными и рассчитываются на основе укрупненных нормативов от стоимости сырь или фонда оплаты труда производственных рабочих.

Затраты на подготовку и освоение производства включают пусковые расходы по проверке готовности новых предприятий, цехов, агрегатов к вводу в эксплуатацию, наладку оборудования и т.п. Размер этих затрат составляет примерно 8-10% от фонда оплаты труда производственных рабочих.

К расходам на обслуживание и управление производством относятся расходы, непосредственно связанные с управлением и организацией производства. Сюда включаются затраты на содержание и эксплуатацию оборудования, включая стоимость ремонта и амортизационные отчисления от стоимости основных средств производственного назначения; расходы на оплату труда с ЕСН ремонтных рабочих, цехового аппарата управления, расходы по операциям с тарой и другие. В кондитерской и макаронной отраслях эти суммы составляют 90-150% от фонда оплаты труда производственных рабочих. Для хлебопекарных предприятий при бесцеховой структуре предприятия эти затраты могут быть включены в общепроизводственные расходы.

Общепроизводственные расходы могут быть рассчитаны для кондитерской и макаронной отраслей в размере 60-100% от фонда оплаты труда производственных рабочих. В хлебопекарной отрасли эти расходы могут составлять до 250%, если в их состав включены расходы на обслуживание и управление производством.

Статья калькуляции “Прочие производственные расходы” содержит расходы на сертификацию продукции; платежи по процентам за кредиты банков в пределах учетной ставки; плату за землю, водный , транспортный и другие налоги в составе себестоимости; оплату услуг сторонних организаций и другие платежи. Затраты составляют 1-1,5% от итога предыдущих статей.

Коммерческие расходы (внепроизводственные) включают затраты на реализацию продукции, рекламу, участие предприятия в конкурсах, выставках и т.д. Они могут составлять 4-6% от производственной себестоимости продукции.

При расчете цены вырабатываемой продукции используют затратный метод ценообразования, в основе которого полная себестоимость вырабатываемой продукции и норма прибыли ( рентабельность R). При проектировании уровня рентабельности учитывают результаты маркетингового исследования и уровень цен на рынке однородной или идентичной продукции.

Цоптовая = С/С + Прибыль

Цоптово-отпускная = С/С + Прибыль + НДС

Црозничная = С/С + Прибыль + НДС + надбавки

Расчет цены выполняется по следующей форме:

Таблица №6

Формирование цены проектируемого продукта

Показатели

Ед.изм.

Продукт А

Продукт Б и др.

Полная себестоимость

Руб/т

Рентабельность

%%

Прибыль

Руб/т

Оптовая цена

Руб/т

НДС

Руб/т

Оптово-отпускная цена

Руб/т

Оптово-отпускная цена 1 штуки (1 кг)

Руб/шт

Для сравнения с розничными ценами возможен расчет розничной цены конкретной продукции. Надбавка в этом случае составляет 30-50%.

Как результат хозяйственной деятельности рассчитывается прибыль от реализации объема каждого запланированного вида продукции

и продукции в целом

Раздел 6. Расчет показателей экономической эффективности и конкурентоспособности.

Для оценки эффективности инвестиционного проекта используют систему показателей, включающих инвестиционные (капитальные) затраты, экономию от снижения себестоимости продукции (при реконструкции цеха или предприятия) или дополнительную прибыль, простую норму прибыли, срок окупаемости инвестиционных (капитальных) затрат, коэффициент эффективности.

Срок окупаемости показывает за какой промежуток времени окупятся финансовые вложения в инвестиционный проект, то есть через какое количество лет предприятие начнет получать прибыль в свое распоряжение.

Срок окупаемости инвестиционных затрат определяется как отношение величины инвестиционных (капитальных) затрат к величине экономии текущих затрат (себестоимости вырабатываемой продукции) либо дополнительной прибыли от реализации продукции.

Ток = ИЗ(КЗ) / (Сб – Спр );

Ток = ИЗ(КЗ) / Пдоп

где: ИЗ(КЗ) инвистиционные (капитальные) затраты;

Сб –себестоимость продукции в базовом периоде;

Спр – себестоимость продукции в проектируемом периоде;

Пдоп – дополнительная прибыль от реализации продукции.

Коэффициент эффективности представляет величину обратную сроку окупаемости.

Простая норма прибыли отмечает долю инвестиций, возмещаемую за счет прибыли в течение одного года работы предприятия. Показатель определяется как отношение чистой прибыли (после налогообложения), полученной за год, к общему объему инвестиций

ПНП = Пч / ИЗ(КЗ)

Для долгосрочных проектов в случаях изменения условий возмещения капитальных затрат, проводят дисконтирование, т.е. приведение инвестиций и прибыли к единому моменту с помощью коэффициента дисконтирования (Кд).

Кд = 1/(1 + r) t

Где: r – темпы изменения ценности денег;

t – номер года с момента начала инвестиций.

Уточнению с помощью коэффициентов дисконтирования подлежит размер прибыли от реализации продукции и соответственно срок окупаемости проекта.

К сроку окупаемости капитальных вложений в зависимости от источника финансирования предъявляются следующие требования:

если финансирование осуществляется за счет собственных средств предприятия, допускается величина срока окупаемости в пределах 6 лет, если имеет место заем средств – в пределах 3 лет, если средства в проект вкладывает иностранный инвестор – не более одного года.

Оценка конкурентоспособности продукции осуществляется по системе единичных показателей конкурентоспособности.

Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют существенный интерес для покупателя, поэтому изучение конкурентоспособности должно начинаться с выявления потребностей потенциальных покупателей, т.е. с выявления “идеального “ товара.

Для кондитерской, хлебопекарной и макаронной отраслей в качестве показателей, влияющих на конкурентоспособность продукции, рассматривают ее вкусовые качества, срок хранения, вес изделия, внешний вид, оригинальность упаковки, оптово-отпускную и розничную цену, наличие добавок, энергетическая ценность продукта и некоторые другие.

В экономической части дипломного проекта применительно к конкретному продукту формируется система показателей конкурентоспособности продукта, указываются величины для “идеального” продукта (с точки зрения потребителя), базового продукта и проектируемого продукта, т.е. планируемого к выпуску на модернизируемом (реконструируемом) предприятии (цехе, линии)

Данные для расчета показателей конкурентоспособности представляют в виде таблицы №7.

Таблица №7

Показатели конкурентоспособности

№№

п/п

Наименование показа-

телей, определяющих

конкурентоспособность

Величина показателей, в т.ч.

Значи-

Мость

показа-

теля

“идеально-

го”товара

Р100

Базового

Товара

Р

Планируе-

мого к вы-

пуску Р1

1

2

3 и

т.д.

В графе показатели конкурентоспособности продукта указываются те показатели, которые характеризуют важнейшие технологические и потребительские качества предлагаемого на рынок продукта. Его свойства оцениваются по 10-ти бальной шкале. По аналогии оценивается и значимость показателя с точки зрения покупателя.

Далее определяются единичные показатели конкурентоспособности товара (q)

q = Р/Р100 q = Р1100

Обобщающий показатель конкурентоспособности продукта (К) определяется по формуле

Где:qi - единичный показатель конкурентоспособности по параметру;

аi – значимость параметра;

n – число параметров, которые необходимо учитывать при определении К.

Показатель конкурентоспособности проектируемого товара по отношению к базовому продукту определяется как отношение показателя конкурентоспособности базового продукта к показателю конкурентоспособности проектируемого продукта. (Кк = Кпрб ). В том случае, когда соотношение по величине превышает 1 (Кк >1), продукция обладает высокой (достаточно высокой) конкурентоспособностью, в ином случае продукция неконкурентоспособна или недостаточно конкурентоспособна.

Раздел 7 Мероприятия по продвижения товара на рынке

Внедрение на рынок нового вида продукции либо расширение рынка

за счёт выпуска однородной или идентичной продукции сопровождается мероприятиями по её продвижению. В число этих мероприятий входит различного рода реклама и пиар-акции.

В данном разделе экономической части дипломной работы предоставляют 1- 2 мероприятия по продвижение товара.

При выборе вида рекламы и акций руководствуются следующими соображениями:

- реклама товара разрешена;

- затраты на рекламу не превышают норму затрат на эти цели.

Расчёт затрат на рекламу предоставляется в виде сметы. Кроме того разрабатывается график мероприятий по продвижению товара на конкретный период времени (1год, 1кв и т.п.), где указаны виды рекламной акции, сроки их проведения, стоимость каждой акции.

Наиболее популярные виды рекламных акций:

- реклама в периодических изданиях;

- плакаты, листовки, буклеты, проспекты;

- упаковочный материал с символикой и т.п.;

- участие в выставках, праздничных мероприятиях города;

- дегустации в торговых комплексах, школах и т.д.

Экономический результат от проведения акций должен быть подтверждён расчётом с указанием стоимости размещения рекламы, раздаваемых образцов продукции, рекламных материалов, зарплаты провайдеров и иных участников акции и др. расходов.

Результат акции выражается, как правило, приростом объёма продукции и прибыли. Прирост объёмов продукции планируют в размере

1-3% от базового уровня.

Экономическая часть дипломного проекта завершается составлением таблицы технико-экономических показателей, выносимой на защиту (Таблица №8 ).

Таблица №8

Технико-экономические показатели проекта.

п/п

Показатели

Ед. изм.

Значение показателей

До реконст-

рукции

Проект

1

2

3

4

5

1

Производственная мощность

Т/год

2

Выпуск продукции:

-в натуральном выражении

-товарная продукция

Тонн

Тыс.руб.

3

Полная себестоимость

Тыс.руб.

4

Затраты на 1 руб. товарной

Продукции

Тыс.руб.

5

Численность ППП

Чел.

6

Инвестиционные затраты

Тыс.руб.

7

Прибыль от реализации

Тыс.руб.

8

Срок окупаемости инвестиций

Год

9

Коэффициент конкурентоспособности

Доли ед.

Количество и наименование показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, представляемых на защиту дипломного проекта, может отличаться от представленных в таблице №8.

Перечень показателей уточняется с руководителем экономической части дипломного проекта.

Рекомендуемая литература.

1. Л.И. Пучкова, А.С. Гришин, И.И. Шаргородский, В.Я. Черных. Проектирование хлебопекарных предприятий с основами САПР. Учебник. М.:”Колос”,1994.

2. А.Я. Олейникова, Г.О. Магомедов. Проектирование кондитерских предприятий. Учебник. Санкт-Петербург: ГИОРД, 2004.

3. Гончаров В.Д. Маркетинг в пищевой промышленности и торговле.М.:Дели принт., 2001.

4. Методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на хлебопекарных предприятиях. ГНИИХП, М., 2000.

5. Т.М. Панченко. Маркетинг научно-технической продукции. Учебное пособие. МГУПП, М., 1997.

6. Т.И. Солодкова, Ю.И. Егоров, Н.М. Климкина. Методические указания к выполнению расчетно-аналитической работы “Планирование показателей деятельности промышленного предприятия” (для студентов очной и заочной формы обучения специальности 06.08.). МГУПП, М., 2004.

Приложение

Таблица №9

Годовой режим работы предприятий пищевых отраслей

(при 8-часовом рабочем дне).

Наименование предприятий

Число смен

в году

Хлебозаводы

990

Макаронные фабрики: для основного оборудования

Для фасовочного оборудования

713

476

Кондитерские фабрики

488

Бисквитные цеха

730

Таблица №10

Ориентировочные нормы выхода хлеба и хлебобулочных изделий.

Изделие

Масса, кг

Норма

Выхода,%

Хлеб ржаной формовой

1,0

155,0

Хлеб столовый подовый

0,93

145,8

Хлеб дарницкий подовый

1,25

142,6

Хлеб пшеничный из муки 2 сорта формовой

1,0

138,5

Калач саратовский из муки высшего сорта

1,0

139,5

Батон нарезной из пшеничной муки в.с.

0,5

136,0

Булка городская из пшеничной муки в.с

0,2

133,2

Сайка листовая формовая из пшенич. муки 1 с.

0,2

137,5

Таблица №11

Удельные показатели по отдельным производствам

Показатель

Карамель

Конфетное пр-во

Мучные изделия

До 7000

Т/год

0,5 – 2,0

(рознич.

Сорта)

До 7000

И выше

До 2000

т/год

от 7000

и выше

Расход пара на 1 т

готовой продукции,

кг

1300

1400.

1200

130

130

Расход воды на 1 т

готовой продукции,

м3

10,5

2,5

1,5

1,3

1,3

Расход холода на 1

т готовой продук-

ции, ккал

100000

90000

90000

2000

2000-

50000

Расход эл/энергии

На 1 тонну готовой

Продукции, кВт*ч

75

100

180

105/450

105/450

105/450 – на газе/на электрообогреве.

Таблица №12

Нормы амортизационных отчислений по основным фондам

(в %% к балансовой стоимости ОПФ)

Вид экономической деятельности

Норма аморти-

зации,%

Хлебопекарное производство

12,0

Кондитерское производство

11,8

Макаронное производство

12,0

Таблица №13

Виды и продолжительность плановых остановок

Наименование остановок

Хлебопе-

карное про-

изводство

Кондитер-

ское про-

изводство

Макарон-

ное про-

изводство

Капитальный ремонт

20 суток

(ежегодно)

15

15

Текущий ремонт и осмотр

48 часов

(ежемесячно)

Праздничные дни

11

11

Число выходных дней

90

90

Капитальный ремонт обору-

дования по графику ПТОР

2

Таблица №14

Примерная анкета по определению потребности

в хлебобулочных изделиях.

Уважаемый респондент!

Просим Вас дать ответы на следующие вопросы, касающиеся бесперебойного снабжения ­­_______________________________________

(указать населенный пункт)

хлебобулочными издельями.

1 Какова численность Вашей семьи? ______чел

2.Укажите среднемесячный доход, который приходится в Вашей семье на одного человека.

______ниже 500 руб.

______от 500 до 1000 руб.

_____от 1000 до 2000 руб.

_____от2000 до 3000 руб.

_____свыше 3000 руб.

3. Какое количество хлеба в среднем потребляется в вашей семье ежедневно? _______г/день

4. Какому хлебобулочному изделию Вы отдаете предпочтение?

___________из пшеничной муки

___________из ржаной муки

___________мелкоштучным изделиям

5. Включает ли Ваша семья в рацион кондитерские изделия? Если да, то в каком количестве? _________г/день

6. Интересует ли Вас при покупке изделий производитель?

___________да ___________нет

7.Интересуе ли Вас при покупке изделий упаковка?

___________да ___________нет

Табл.15

Ставки НДС на отдельные виды продукции.

Вид продукции

Ставка,%

Подакцизная

18

Хлебобулочные, кроме кондитерских

10

Мука

10

Соль

10

Сахар

10

Растительное масло

10

Молоко

10

Дрожжи

18

Вода

18

Кондитерские изделия

18

Орехи, какао

18

Изюм т.п.

18