Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания Форма ф со пгу 18. 2/05 Министерство образования и науки Республики Казахстан

Методические указания Форма

Ф СО ПГУ 7.18.2/05

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Павлодарский государственный университет им. С.Торайгырова

Кафедра Отраслевой экономики

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к курсовой работе

по дисциплине «Лесоуправление»

для студентов специальности 050807 «Лесохозяйственное дело»

Павлодар

Лист утверждения к Форма
методическим указаниям Ф СО ПГУ 7.18.1/05

УТВЕРЖДАЮ

Декан ФЭФ

____________ Т.Я.Эрназаров

«____»____________2008г.

Составитель: доцент_________________Р.П.Титкова

Кафедра Отраслевой экономики

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к курсовой работе

по дисциплине «Лесоуправление»

для студентов специальности 050807 «Лесохозяйственное дело»

Рекомендовано на заседании кафедры

«28» августа 2008 г., Протокол № 1

Заведующий кафедрой _________________ Р.П. Титкова

Одобрено методическим советом Финансово-экономического факультета

«29» августа 2008г., протокол № 1

Председатель УМС ______________ Л.А.Сидорова

Содержание


1 Общие положения

2 Выбор темы и требования к оформлению и защите курсовой работе

3 Перечень тем курсовых работ

4 Методические указания к выполнению курсовой работе

5 Список рекомендуемой литературы

1 Общие положения

Цель курсовой работы по дисциплине «Лесоуправление»:

- развитие у студентов практических навыков в самостоятельной творческой работе в области совершенствования организационной структуры управления предприятием; планирования производственной программы; расчета фонда оплаты труда; калькулирования себестоимости продукции; организации труда и технического нормирования; формирования бизнес-плана; производственного цикла лесовыращивания; организации обслуживания производства и планирования лесного дохода предприятия.

Пояснительная записка курсовой работы должна содержать следующую структура:

- план;

- введение с обоснованием акту

- основную часть;

Заключение;

Список использованных источников;

- приложения (при необходимости).

Курсовая работа выполняется по фактическим материалам предприятия (по данным производственных практик студентов) в объеме 40-45 страниц рукописного текста или 30 страниц печатного текста.

2 Выбор темы и требования к оформлению и защите курсовой работы

Студент выбирает номер темы курсовой работы по последней цифре зачетки, либо по согласованию с преподавателем.

Пояснительная записка курсовой работы может быть написана от руки или отпечатана в соответствии с методической инструкцией МИ ПГУ 4.01. 1-05

Пояснительная записка курсовой работы оформляется в соответствии с Правилами оформления учебной документации (МИ ПГУ 4.01.2-06).

Оформленная и подписанная студентом курсовая работа представляется на подпись руководителю.

Если курсовая работа выполнена в срок и удовлетворяет требованиям, предъявляемым к ним, то руководитель допускает студента к защите курсовой работа.

Студенты, выполнившие курсовую работу позже установленного срока, допускаются к защите курсовой работы с разрешения заведующего кафедрой.

Защита курсовой работы проводится по графику, утвержденному заведующим кафедрой не позднее, чем за одну - две недели до начала сессии.

Защита курсовой работы проводится на заседании комиссии из трех человек, утвержденной заведующим кафедрой при непосредственном участии руководителя курсовой работы.

Для защиты курсовой работы студент выступает с коротким докладом продолжительностью 3-5 минут, и отвечает на вопросы членов комиссии.

Качество выполнения и защиты курсовой работы оценивается по сто бальной шкале с переводом в цифровой эквивалент, буквенную и традиционную оценку. В зачетную книжку выставляется оценка в традиционной форме оценок ( «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»).

При выставлении оценок принимается во внимание:

- качество доклада при защите;

- уровень теоретической, научной и практической подготовки студентов4

- оформление пояснительной записки;

- отзыв руководителя курсовой работы.

Повторная защита курсовой работы с целью повышения положительной оценки не допускается.

3 Перечень тем курсовых работ

Тема 1 Общая характеристика предприятия (на примере лесного и лесопаркового хозяйства)

Тема 2 Совершенствование организационной структуры управления предприятием (на примере лесного и лесопаркового хозяйства)

Тема 3 Совершенствование управления производством (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства).

Тема 4 Управлением персоналом (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства).

Тема 5 Планирование производственной программы (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства).

Тема 6 Информационная система управления (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства).

Тема 7 Планирование фонда оплаты труда (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства).

Тема 8 Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства).

Тема 9 Организация труда (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства).

Тема 10 Организация технического нормирования труда (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства).

Тема 11 Продуктивность лесов, пути повышения продуктивности лесов и лесных земель (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства).

Тема 12 Научно-технический прогресс и инновации в лесном и лесопарковом хозяйстве (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства).

Тема 13 Формирование бизнес-плана по лесохозяйственному производству

Тема 14 Производственный цикл лесовыращивания

Тема 15 Организация обслуживания производства

Тема 16 Планирование лесного дохода предприятия

4 Методические указания к выполнению курсовой работы

В теме 1 «Общая характеристика предприятия (на примере лесного и лесопаркового хозяйства)» должны быть рассмотрены вопросы:

- цели и задачи предприятия;

- масштаб деятельности предприятия;

- миссия и имидж предприятия;

- характер производственной кооперации; система снабжения и сбыта;

- географическое положение, климатические и природные условия предприятия;

- степень механизации и автоматизации производства процессов управления;

- уровень специализации, кооперирования и концентрации производства;

- организационная структура производства (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер организационных отношений между ними);

- производственная структура предприятия;

- стратегия и тактика управления предприятием;

- уровень организационной культуры.

В теме 2 « Совершенствование организационной структуры управления предприятием (на примере лесного и лесопаркового хозяйства)» должны быть рассмотрены вопросы:

- организационная структура управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы;

- характер организующих отношений между структурными подразделениями;

- компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения;

- методы, применяемые на предприятии для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом уровне;

Структура и функции аппарата управления предприятием;

- регламентация деятельности структурных подразделений, их внутренняя структура, связь с другими подразделениями;

- эффективность и экономичность структуры управления, механизм её совершенствования.

Выполняя данную тему, студент должен показать схемы организационных структур управления предприятием, его структурные подразделения, на базе которых выполняется курсовая работа. Студент должен обосновать основные мероприятия по совершенствованию организационной структуры.

В теме 3 «Совершенствование управления производством (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства)» студент должен рассмотреть вопросы:

- производственная функция предприятия;

- структура организационной системы, включающая подсистемы обеспечения, планирования и контроля;

- операционное планирование выпуска продукции;

- нормирование труда и управление запасами;

- календарное планирование и диспетчеризация производства;

- мотивация и стимулирование труда в целях активизации человеческого фактора;

- управление производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена.

В курсовой работе должна быть рассмотрена организация учета, анализа и планирования производства; процесс планирования объемов выпуска продукции, работа службы маркетинга: обоснование производственной программы с учетом производственных мощностей; система показателей, характеризующих производственную деятельность предприятия; система сбыта продукции.

В теме 4 « Управлением персоналом (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства)» студент должен рассмотреть вопросы:

- профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала);

- планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориями персонала);

- процесс подбора кадров руководителей и специалистов;

- система материального и морального стимулирования;

- функции управленческого персонала;

- требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям общей и социальной подготовки;

- система работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение);

- методы повышения эффективности управленческого труда.

В теме 5 « Планирование производственной программы (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства)» должны быть рассмотрены вопросы:

- организация учета, анализа и планирования производства на предприятии;

- методика разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию или какому-либо базовому производственному подразделению;

- процесс планирования объемов выпуска продукции и разработки соответствующих программ маркетинга, обоснование необходимости их использования на данном предприятии;

- методы и приемы, используемые при обосновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых резервов;

- система показателей производственной программы, характеризующая производственную деятельность;

- система организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, её эффективность;

- система товародвижения, сбыта и продвижения продукции на предприятии;

- система управления маркетингом на предприятии.

В теме 6 « Информационная система управления (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства)» студент должен рассмотреть вопросы:

- массивы информации;

- коммуникационный процесс;

- коммуникации между уровнями управления и подразделениями;

- коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики);

- характеристика общей схемы информационных потоков в организации;

- информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);

- средства передачи и преобразования информации;

- документооборот предприятия и его характеристика;

- организация делопроизводства, рационализация документооборота предприятия;

- пути устранения недостатков коммуникационного процесса;

- совершенствование коммуникаций в организации.

В теме 7 «Планирование фонда оплаты труда (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства)» студент должен рассмотреть вопросы:

- профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала);

- тарифную систему организации оплаты труда; элементы тарифной системы;

- бестарифную систему оплаты руда и возможности её использования на предприятии;

- систему материального и морального стимулирования;

- требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям общей и социальной подготовки;

- состав фонда оплаты труда (тарифныйфонд, доплаты до часового, дневного, месячного фонда);

В курсовой работе необходимо рассчитать годовой фонд заработной платы работников предприятия (отдела, подразделения).

В теме 8 «Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства)» студент должен рассмотреть вопросы:

- понятие себестоимости продукции;

- группировка затрат по ряду признаков;

- калькулирование затрат;

- смета затрат на производство;

- зарубежный опыт учета затрат в условиях рынка;

- формирование и распределение пробыли (дохода) на предприятии;

- показатели рентабельности производства.

В курсовой работе студенту необходимо рассчитать (по выбору):

- себестоимость отвода лесосек;

- себестоимость рубок ухода в молодняках;

- себестоимость прореживания;

- себестоимость проходных рубок

- себестоимость санитарных рубок;

- себестоимость лесопосадочных работ.

Таблица 1 – Планирование себестоимости продукции рекомендуется оформить в табличной форме

Наименование затрат

Затраты на годовой выпуск

Затраты на единицу продукции

1 Сырье и основные материалы

2 Возвратные отходы (вычитаются)

3 Покупные и комплектующие изделия и полуфабрикаты

4 Топливо и энергия для технологических целей

5 Основная заработная плата основных производственных рабочих

6 Дополнительная заработная плата

7 Отчисления от заработной платы основных производственных рабочих

8 Расходы на освоение и подготовку

9 Цеховые расходы

10 Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования

Итого производственная себестоимость

В курсовой работе студенту рекомендуется рассчитать показатели прибыли и рентабельности производства.

В теме 9 «Организация труда (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства)» студент должен рассмотреть вопросы:

- сущность и задачи организации труда;

- социологические, психологические и физиологические основы организации труда;

- разделение и кооперация труда на лесохозяйственном предприятии;

- бригадная форма организации труда;

- организация подготовки и повышение квалификации работников.

В курсовой работе студент должен разработать мероприятия по совершенствованию организации труда на предприятии.

В теме 10 «Организация технического нормирования труда (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства)» студент должен рассмотреть вопросы:

- сущность и задачи нормирования труда;

- классификация затрат рабочего времени и времени использования оборудования.

- виды норм труда и методы нормирования, используемые на предприятии;

- методы изучения затрат рабочего времени наблюдением (фотография рабочего времени, хронометраж, фотохронометраж);

- нормативная база технического нормирования;

- методы нормирования труда специалистов и служащих;

- организация и порядок пересмотра действующих и внедрения технически обоснованных норм труда;

- стимулирование работы по технически обоснованным нормам.

Студенту желательно выполнить хронометраж либо фотохронометраж рабочего дня рабочего либо бригады рабочих.

В теме 11 «Продуктивность лесов, пути повышения продуктивности лесов и лесных земель (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства)» студент должен рассмотреть вопросы:

- понятие и показатели продуктивности лесов;

- оптимальная лесность регионов;

- основные пути воспроизводства лесных ресурсов;

- простое и расширенное, экстенсивное и интенсивное их воспроизводство;

- резервы экстенсивного пути увеличения лесных площадей;

- критерии оценки продуктивности лесов и лесопользования;

В курсовой работе студент должен рассчитать показатели продуктивности лесов; разработать мероприятия по повышению продуктивности лесов и лесных земель.

В теме 12 «Научно-технический прогресс и инновации в лесном и лесопарковом хозяйстве (на примере предприятия лесного и лесопаркового хозяйства)» студент должен рассмотреть вопросы:

- роль новой техники и технологии в лесном и лесопарковом хозяйстве;

- показатели, характеризующие интенсивность лесного хозяйства;

- понятие, сущность и особенности инвестиций в лесном, лесопарковом хозяйстве;

- источники инвестиций;

- общая и сравнительная экономическая эффективность капитальных вложений;

- приоритетные направления капитальных вложений в лесное и лесопарковое хозяйство (охрана лесов, лесовосстановление и лесоразведение и социальная инфраструктура);

Должны быть рассмотрены применительно к конкретному предприятию.

В теме 13 « Формирование бизнес-плана по лесохозяйственному производству» студент должен рассмотреть вопросы:

- возможности предприятия (формы);

- виды производительности товаров и оказываемых услуг;

- рынки сбыта товаров и услуг;

- конкуренция на рынках сбыта;

- план маркетинга;

- план производства;

- организационный план;

- правовое обеспечение деятельности фирмы;

- оценки риска и страхование;

- финансовый план;

- стратегия финансирования.

В разделе «Возможности фирмы (резюме) определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, цели и стратегия формы.

Резюме должны дать будущим инвесторам ответы на вопросы:

- что они получают при успешной реализации бизнес-плана;

Каков риск потери ими денег?

В разделе «Виды товаров (услуг) описываются все товары и услуги фирмы, которые предлагаются на рынке покупателям.

Раздел «Рынки сбыта товаров» направлен на изчение рынков и позволяет представить предпринимателю, кто будет покупать его товар.

В разделе «Конкуренция на рынках сбыта» необходимо дать ответы на вопросы, касающиеся конкурентоспособности фирмы, выявить слабые и сильные стороны ведения бизнеса конкурентами и определить наиболее действенные ответные меры.

В план маркетинга включаются следующие вопросы:

- цели и стратегии маркетинга;

- ценообразование;

- схемы распространения товаров;

- методы стимулирования продаж.

План производства определяется на основе объема продаж, номенклатуры и ассортимента продукции, её качества, массы прибыли, уровня рентабельности.

Организационный план включает систему мер, направленных на рациональное сочетание в пространстве и времени элементов и людей, занятых в процессе производства.

В разделе «Правовое обеспечение деятельности фирмы»должна быть отражена организационно-правовые формы предприятия.

В разделе «Оценка риска и страхование» должна быть описана вероятность возникновения потерь или снижения доходов при внедрении проекта.

Среди предупредительных мероприятий можно рекомендовать страхование – как систему мероприятий по созданию денежного фонда, из средств которого возмещаются потери.

В разделе «Финансовый план» показываются доходы и расходы предприятия.

Раздел «Стратегия финансирования» представляется бюджетом времени – это количественные показатели плана, характеризующие доходы и расходы предприятия и его отдельных подразделений, позволяющих определить финансовые результаты и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданной цели.

В теме 14 «Производственный цикл лесовыращивания» необходимо рассмотреть вопросы:

- производственный процесс, его характеристика;

- основные принципы и требования организации производственных процессов;

- производственный цикл выращивания лесных саженцев;

- основы организации поточного производства в лесном и лесопарковом хозяйстве;

В теме 15 «Организация обслуживания производства» должны быть рассмотрены вопросы:

- состав и назначение вспомогательно-обслуживающих служб производства;

- организация транспортного хозяйства;

- организация ремонтного хозяйства;

- складское хозяйство.

В теме 16 «Планирование лесного дохода» студент должен рассмотреть вопросы:

- источники формирования лесного дохода;

- ставки платы за лес на корню и другие виды платежей в бюджет;

- собственные средства, источники их формирования;

Пути увеличения лесного дохода и заинтересованности работников лесного и лесопаркового хозяйства в повышении его размера.


Список рекомендуемой литературы

Основная

1 Лесной Кодекс КР. – Алматы, 1993.

2 Воронин И.В., Куликов М.А. Анализ хозяйственной деятельности лесохозов.

3 Ливенцов В.П., Осьнаков Н.И. и др. Организация и планирование лесохозяйственного планирования. – М.: Лесная промышленность, 1980.

4 Методические указание к составлению техпромфинплана предприятий лесного хозяйства. – М.:1978.

5 Теодоронский В.С., Кожухов Н.И. Экономика, организация и планирование зеленого хозяйства и строительства. – М.: Стройиздат, 1978.

6 Задачник по анализу хозяйственной деятельности лесозаготовительного предприятия, Москва, 1984.

Дополнительная

7 О.С. Виханский, А.И.Наумов. Менеджмент. –М.: Гардарини, 2000. – С. 11-20, 24-56.

8 В.Р. Веснин. Менеджмент. – М.: Проспект, 2004. – С 4-5, 37-65.

9 Герчикова. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ. С. 9-31.

10 Г.Г.Гоцкий. Менеджмент предприятия. – Минск, 2004. – С. 7-30.

11 Дафт Л.Ричард. Менеджмент. С-П.: Питер, 2001. - С. 48-79.

12 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. -М.: Финансы, учет. Аудит, 2000. - С. 3-14.

13 Основы менеджмента / Под ред. А.А.Радугина. –М.: Центр, 2001. - С. 27-52.