Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Ульяновский государственный технический университет

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению дипломного проектирования

по специальности 08080165 «Прикладная информатика (в экономике)»

Составители

Наместников А. М., Суркова Е. В.,
Евсеева О.Н.

Ульяновск 2008

УДК 656.51

ББК

М-

Рецензент: доцент кафедры «Вычислительная техника» канд. техн. наук Мартынов А.И.

Одобрено секцией методических пособий научно-методического совета университета

М-__ Методические указания по выполнению дипломного проектирования по специальности 08080165 «Прикладная информатика (в экономике)» / Сост. А. М. Наместников, Е. В. Суркова, О. Н. Евсеева Ульяновск, УлГТУ; 2008. –28 с.

Настоящие методические указания посвящены изложению основных требований и рекомендаций студентам по выполнению и оформлению выпускной квалификационной работы и подготовке к ее защите. Предназначены для студентов, выпускаемых кафедрой «Информационные системы» по специальности 08080165 «Прикладная информатика (в экономике)».

УДК 656.51

ББК

©

Наместников А. М., Суркова Е. В., Евсеева О.Н., составление, 2008

ISBN ____-___-_____-_ ©

Оформление. УлГТУ, 2008

Содержание

Общие положения.. 4

Выполнение и защита дипломных проектов.. 5

График дипломного проектирования.. 6

Выбор и утверждение темы дипломного проекта.. 7

Структура и содержание дипломного проекта.. 8

Оформление пояснительной записки.. 12

Рубрикация и заголовки. 14

Перечисления, знаки и числа в тексте. 15

Сокращения и условные обозначения. 16

Единицы измерения и размерности. 17

Индексы буквенных обозначений. 17

Правила написания математических формул. 17

Таблицы и выводы.. 18

Оформление иллюстраций. 20

Правила составления списка литературы.. 20

Правила оформления приложения. 22

Рекомендации по проверке дипломного проекта.. 22


Общие положения

Информатик-экономист – это специалист, который:

получил специальное образование в области информатики и занимается созданием, внедрением, анализом и сопровождением профессионально-ориентированных информационных систем в экономике;

является профессионалом в области применения информационных систем, решает функциональные задачи, а также управляет информационными, материальными и денежными потоками в экономике.

Информатик-экономист имеет дело с профессионально-ориентированной оболочкой, которую он проектирует, создаёт и применяет, состоящей из специальных программных средств, информационного обеспечения и организационных мероприятий поддержки функционирования конкретных процессов в области применения.

Выпускник – информатик специальности «Прикладная информатика (в экономике)» в своей практической деятельности анализирует, прогнозирует, моделирует и создает информационные процессы и технологии в рамках профессионально-ориентированных информационных систем.

Объектами профессиональной деятельности информатика-экономиста являются:

- информационные процессы, которые определяются спецификой предметной области;

- функциональные процессы и базы данных в предметной области, мероприятия по выработке управленческого решения или разработка экспертного заключения, информационные потоки, ресурсы (материальные, информационные и иные нематериальные, денежные и др.) в организациях (органы государственного и муниципального управления, финансовые и экономические учреждения, органы налогообложения, органы правопорядка и социальной защиты, воспитательные и образовательные учреждения, суды, органы юстиции, таможня, образовательные и воспитательные учреждения, информационные центры, архивы, фонды и библиотеки, органы государственной статистики, органы управления на предприятиях различных организационно-правовых форм);

- новые направления деятельности в области применения, которые требуют внедрения компьютерного оборудования, локальных вычислительных сетей и (или) средств выхода в глобальные информационные сети для осуществления сбора, хранения, анализа, обработки и передачи информации, необходимой для обеспечения функциональных процессов;

- профессионально-ориентированные информационные системы, в том числе информационные системы в административном управлении, в банковском деле, в страховом деле, в налогообложении, в бухгалтерском учете и аудите, информационные системы фондового рынка, информационные системы в антикризисном управлении, в таможенном деле, в оценочной деятельности, в маркетинге и рекламе.

Выполнение и защита дипломных проектов

В соответствии с требованиями «положения об итоговой аттестации выпускников вузов российской федерации»[1] , каждый студент по завершении профессиональной образовательной программы выполняет выпускную квалификационную работу в форме дипломного проекта (дипломной работы).

Дипломный проект рассматривается как конечный результат профессиональной подготовки по специальности и выполняется на последнем году обучения. Он должен представлять собой самостоятельно выполненное и законченное исследование по избранной проблеме, содержащее постановку и исследование теоретической или практической проблемы, обоснование ее актуальности на основе изучения научной и учебной литературы и обобщения опыта и практики разработки, внедрения и сопровождения информационных систем и методов анализа и обработки информации, иметь теоретическое и практическое значение. Дипломный проект должен дать экзаменационной комиссии полное представление о профессиональной подготовке выпускника, его соответствии профилю специальности и присваиваемому уровню квалификации.

В дипломном проекте по специальности «Прикладная информатика (в экономике)» проявляются уровень фундаментальной и специальной подготовки студента, полученные навыки по самостоятельному решению актуальных практических задач по разработке, внедрению и сопровождению информационных и экономико-математических моделей и технологий в областях специализации выпускника. Объект дипломного проектирования выбирается, как правило, по месту прохождения преддипломной практики. Общий уровень подготовки студента оценивается в процессе защиты дипломного проекта перед государственной аттестационной комиссией.

Требования к выпускной квалификационной работе информатика-экономиста сформулированы в п. 7.2 государственного образовательного стандарта[2] . Выпускная квалификационная работа информатика (с квалификацией по областям) представляет собой законченную разработку (дипломный проект) в профессиональной области, в которой:

- сформулирована актуальность разработки и место решаемой задачи информационного обеспечения в предметной области;

- проанализирована информация, полученная из литературных источников, а также с помощью глобальных сетей, по функционированию подобных систем в данной области или в смежных предметных областях;

- определены и конкретно описаны выбранные выпускником объемы, методы и средства решаемой задачи, иллюстрируемые данными и формами выходных документов, используемых при реализации поставленной задачи информационного обеспечения на модельном примере (но на реальной вычислительной технике, работающей в составе профессионально-ориенти­рованной информационной системы);

- проанализированы пути, способы решения поставленной задачи, а также оценивается экономическая, техническая и (или) социальная эффективность их внедрения в реальную информационную среду в области применения.

Дипломник должен обладать следующими знаниями:

- системный анализ;

- математическое, функциональное и имитационное моделирование;

- моделирование данных,

- моделирование программных систем;

- теория проектирования информационных систем, включая базы данных;

- теория алгоритмов;

- интеллектуальные системы;

- теория разработки и стандартизации программных систем;

- анализ хозяйственной деятельности предприятия;

- бухгалтерский учет;

- менеджмент, маркетинг;

- налогообложение.

Дипломник должен обладать следующими навыками:

- исследование, анализ и моделирование предметной области;

- моделирование проектируемой информационной системы;

- реализация информационной системы на одном из языков высокого уровня (С++, Delphi, C#, Java и др.);

- реализация предметно-ориентированной информационной системы на платформе 1С: Предприятие 7.7 и 1С: Предприятие 8.0;

- реализация СУБД на основе одного из инструментов: FoxPro, Oracle, MS SQL Server, MySQL и др.;

- расчет экономической эффективности проекта;

- формирование проводок и операций бухгалтерского учета;

- составление бухгалтерских отчетов;

- оценка хозяйственной деятельности предприятия.

График дипломного проектирования

Основные этапы и выполняемые работы дипломного проектирования привязаны к графику учебного процесса и приведены в таблице 1.


Таблица 1

График дипломного проектирования

Период учебного процесса

Кол-во недель

Ориентировочные сроки

Выполняемые работы

учебный
семестр

8 недель

Ноябрь-декабрь

выбор и согласование с руководителем темы дипломного проекта

зачетная
неделя

1 неделя

Декабрь

подача заявления на выпускающую кафедру о закреплении за дипломником темы и руководителя

каникулы

1 неделя

Декабрь-Январь

выход приказов о:

темах дипломных проектов,

местах прохождения преддипломной практики

сессия

3 недели

Январь

каникулы

1 неделя

Январь

преддипломная

практика

6 недель

Февраль-Март

сбор фактического материала по теме диплома; обзор состояния вопроса и анализ предметной области; составление плана работы

государственный
экзамен

2 недели

Март

дипломное
проектирование

2 недели

Апрель-Май

систематизация материала; описание бизнес-процессов, формулировка постановки задачи, подготовка обзора состояния вопроса

2 недели

решение задач экономического раздела дипломного проекта

6 недель

проектирование и разработка предметно-ориентированной информационной системы

2 недели

оформление проекта

Защита

2 недели

Июнь

защита проекта перед Государственной
аттестационной комиссией

Выбор и утверждение темы дипломного проекта

В соответствии с уставом УлГТУ, студенту предоставляется право самостоятельного выбора темы дипломного проекта. При выборе темы каждый студент оформляет заявление на имя заведующего кафедрой о прохождении преддипломной практики и написании дипломного проекта под руководством конкретного преподавателя (приложение 1).

Прежде чем сформулировать тему дипломного проекта, студенту совместно с руководителем от кафедры необходимо окончательно уточнить цель, объект, предмет, проблему исследования.

Объект исследования . Объектом исследования может выступать хозяйствующий субъект (учреждение, предприятие, хозяйственное общество, холдинг) или крупное его подразделение, на базе которого проводится исследование и для которого студентом- дипломником разрабатываются методики и технологии для последующего внедрения их на практике.

Предмет исследования . В качестве предмета исследования может выступать процесс, сфера, вид управленческой деятельности, методологические и методические проблемы системы управления, которые подлежат исследованию с целью совершенствования, либо создания вновь в рамках выбранного объекта.

Проблема . Это рассогласование между желаемым (планируемым) и фактическим состоянием объекта исследования, связанное с отклонением параметров любого из его элементов под взаимным влиянием факторов внешней и внутренней среды, обуславливающих особенности процессов его функционирования.

Цель дипломного проекта . Основной целью дипломной проекта выступает разработка и обоснование комплекса конкретных организационно-технических мероприятий, направленных на минимизацию влияния выявленной проблемы и тем самым на повышение результативности деятельности объекта исследования. В формулировке темы должно найти отражение изменение (улучшение) конечных результатов деятельности объекта исследования после внедрения проекта.

При выборе темы студент должен учитывать свои научные и практические интересы, сформировавшиеся за время учебы, и потребности организации, учреждения, являющегося местом практики, в разработке нужной ему темы.

Во всех случаях тема дипломного проекта должна быть актуальной, соответствовать современному уровню развития информационных технологий, математических и инструментальных средств, быть достаточно конкретной и иметь прикладное значение, как правило, соответствующее специализации выпускника.

Выбранные темы дипломных проектов студентов согласовываются с руководителями от кафедры, утверждаются на заседании кафедры и закрепляются приказом.

Структура и содержание дипломного проекта

Дипломный проект, представляемый к защите, включает пояснительную записку (ПЗ) и иллюстрационные материалы. Пояснительная записка является основным документом, в котором излагаются исчерпывающие сведения о выполненном дипломном проекте. Пояснительная записка оформляется студентом самостоятельно, и после согласия научного руководителя, что подтверждается личной росписью последнего на титульном листе, рассматривается и утверждается заведующим кафедрой.

Материал пояснительной записки должен быть систематизирован и оформлен надлежащим образом. Не следует без особой надобности включать в пояснительную записку общеизвестные сведения, положения, данные, не относящиеся непосредственно к теме проекта, а также сведения, напрямую без дополнительной переработки заимствованные из литературных источников и Internet. При необходимости использовать такие сведения для аргументации своих предложений, расчетов и т.п., необходимо сделать ссылку на соответствующие источники.

Общими требованиями к пояснительной записке являются:

- логическая последовательность и преемственность изложения материала;

- убедительность аргументации выбранных методов анализа, расчетов и предложений;

- краткость и четкость формулировок;

- конкретность изложения результатов работы;

- доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.

Структура пояснительной записки включает:

- титульный лист (Приложение 2);

- задание на выполнение дипломного проекта (Приложение 3);

- аннотация;

- содержание (первый лист в рамке с основной надписью по форме 2, далее – в рамке с основной надписью по форме 2а);

- введение;

- основная часть (главы);

- заключение;

- перечень сокращений, символов и специальных терминов с их определениями (глоссарий);

- список использованной литературы;

- приложения.

В содержании приводятся заголовки разделов, граф, параграфов и т. д. с указанием страниц всех частей работы. При этом заголовки и их рубрикационные индексы должны быть приведены в строгом соответствии с текстом.

Основная часть должна содержать следующие главы:

· Описание предметной области

В главе должен быть представлен материал, поясняющий сущность объекта исследования. Должны быть выделены особенности предметной области, которые будут учтены далее при проектировании и реализации программной системы. Обязательно должны быть приведены модели бизнес-процессов в нотациях IDEF0 и IDEF3, которые имею место в организации, где предполагается внедрять создаваемую информационную систему.

Дипломник должен самостоятельно определить цели и точку зрения на моделирование предметной области, а также границы предметной области.

· Проектирование информационной системы

В главе должен содержаться материал, поясняющий процесс проектирования информационной системы.

Данная глава состоит из двух разделов: техническое задание и моделирование программной системы.

Раздел «Техническое задание» составляется по ГОСТ 34.602-89 и включает в себя следующие разделы:

1. Общие сведения:

· полное наименование системы и ее условное обозначение;

· шифр темы или шифр (номер) договора;

· наименование предприятий разработчика и заказчика системы, их реквизиты;

· перечень документов, на основании которых создается информационная система;

· плановые сроки начала и окончания работ;

· сведения об источниках и порядке финансирования работ;

· порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по созданию системы, ее частей и отдельных средств.

2. Назначение и цели создания системы:

· вид автоматизируемой деятельности;

· перечень объектов, на которых предполагается использование системы;

· наименования и требуемые значения технических, технологических, производственно-экономических и др. показателей объекта, которые должны быть достигнуты при внедрении ИС.

3. Характеристика объектов автоматизации:

· краткие сведения об объекте автоматизации;

· сведения об условиях эксплуатации и характеристиках окружающей среды.

4. Требования к системе:

Несколько подразделов:

· Требования к системе в целом:

а) требования к структуре и функционированию системы (перечень подсистем, уровни иерархии, степень централизации, способы информационного обмена, режимы функционирования, взаимодействие со смежными системами, перспективы развития системы);

б) требования к персоналу (численность пользователей, квалификация, режим работы, порядок подготовки);

в) показатели назначения (степень приспособляемости системы к изменениям процессов управления и значений параметров);

г) требования к надежности, безопасности, эргономике, транспортабельности, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, защите и сохранности информации, защите от внешних воздействий, к патентной чистоте, по стандартизации и унификации.

· Требования к функциям (по подсистемам):

а) перечень подлежащих автоматизации задач;

б) временной регламент реализации каждой функции;

в) требования к качеству реализации каждой функции, к форме представления выходной информации, характеристики точности, достоверности выдачи результатов;

г) перечень и критерии отказов.

· Требования к видам обеспечения:

а) математическому (состав и область применения мат. моделей и методов, типовых и разрабатываемых алгоритмов);

б) информационному (состав, структура и организация данных, обмен данными между компонентами системы, информационная совместимость со смежными системами, используемые классификаторы, СУБД, контроль данных и ведение информационных массивов);

в) лингвистическому (языки программирования, языки взаимодействия пользователей с системой, системы кодирования, языки ввода- вывода, глоссарий);

г) программному (независимость программных средств от платформы, качество программных средств и способы его контроля);

д) техническому;

е) метрологическому;

ж) организационному (структура и функции эксплуатирующих подразделений, защита от ошибочных действий персонала);

з) методическому (состав нормативно-технической документации.

5. Состав и содержание работ по созданию системы:

· перечень стадий и этапов работ;

· сроки исполнения;

· состав организаций — исполнителей работ;

· вид и порядок экспертизы технической документации;

· программа обеспечения надежности;

· программа метрологического обеспечения.

6. Порядок контроля и приемки системы:

· виды, состав, объем и методы испытаний системы;

· общие требования к приемке работ по стадиям;

· статус приемной комиссии.

7. Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие:

· преобразование входной информации к машиночитаемому виду;

· изменения в объекте автоматизации;

· сроки и порядок комплектования и обучения персонала.

8. Требования к документированию:

· перечень подлежащих разработке документов;

· перечень документов на машинных носителях.

9. Источники разработки:

· документы и информационные материалы, на основании которых разрабатывается ТЗ и система.

Раздел «Моделирование программной системы» включает в себя следующие разделы:

· диаграмма вариантов использования;

· диаграмма классов;

· диаграмма состояний;

· диаграмма деятельности;

· диаграмма последовательности;

· диаграмма компонентов;

· диаграмма развертывания.

· Реализация информационной системы

В главе должно быть представлено полное описание реализации системы: блок-схемы алгоритмов основных процедур и функций, структура классов, описание модулей программы.

Должна быть представлена инструкция пользователю, которая содержит основные экранные формы с пояснениями диалоговых элементов. Глава должна содержать инструкцию программисту, где приводится материал по установке и развертыванию программной системы, а также описание процедур и функция с необходимыми пояснениями.

· Расчет экономической эффективности

Глава должна содержать экономические расчеты, которые доказывают целесообразность разработки защищаемой информационной системы.

Оформление пояснительной записки

При оформлении пояснительной записки дипломного проекта в текстовом редакторе следует соблюдать следующие параметры: выбранный шрифт должен быть четким и разборчивым (рекомендуется «times new roman», размер шрифта-14 или «arial» размер -12), печать через 1.5 интервала[3] . Основной объем работы 80-100 страниц.

Названия глав, параграфов, пунктов, подпунктов следует начинать с абзаца, их можно писать более крупным кеглем, чем текст. Допускается выделение интенсивностью (полужирный шрифт). Основной объем работы должен составлять 80-100 машинописных страниц. Объем приложения не ограничен. Текст наносится только с одной стороны листа формата А4, при этом следует соблюдать следующие отступы: слева – 3 см., справа – 1 см., сверху– 2 см., снизу – 2 см.

Каждый раздел (глава) должна начинаться с новой страницы. Названия глав, параграфов, должны соответствовать оглавлению (содержанию) и быть оформлены единообразно во всем документе.

Все страницы работы, начиная с четвертой, должны быть оформлены рамками с основными надписями по форме 2 и 2а (рис. 1,2). Страницы ПЗ следует нумеровать, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту ПЗ. Номер страницы проставляют соответствующей графе основной надписи. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц ПЗ. Номер страницы на титульном листе не проставляют, но учитывают при нумерации. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц ПЗ.

Заполнение граф основной надписи :

В графе 1 – тема дипломного проекта.

В графе 2 – обозначение документа. Для обозначения документов, входящих в дипломный проект, рекомендуется придерживаться структуры, указанной на рис. 3.

В графе 6 – литера «Д» (дипломный проект).

В графе 7 – порядковый номер листа.

В графе 8 – количество листов в пояснительной записке.

В графе 9 – помещают: кафедра ___, учебная группа ___.

В графе 11 указывают фамилии:

в строке «Разраб.» – исполнителя проекта;

в строке «Руков.» – руководителя проекта;

в строке «Н.контр.» – ответственного за соблюдение требований ЕСКД от выпускающей кафедры, если такой назначен;

в строке «Реценз» - рецензента проекта;

в строке «Утвержд.» - заведующего кафедрой

В графе 13 ставят дату тремя парами цифр, разделенными точками, например, 20.05.07. Сокращение «г» и точку в конце даты не ставят.

Пример заполнения основной надписи приведен на рис. 4, 5.

ДП–УлГТУ– 08080165–01/0180–2006

Изм.

Лист

№ докум.

Подп.

Дата

Разраб.

ИвановИ.И.

20.05.08

Разработка информационной системы документооборота для подразделений областной администрации

Лит.

Лист

Листов

Руков.

Евсеева О.Н.

23.05.08

Д

2

110

Н.контр.

Наместников А.М.

21.05.08

кафедра ИС

группа ИСЭд-51

Реценз.

Утвержд.

Рис. 4. Пример оформления основной надписи по форме 2

ДП–УлГТУ–08080165–01/0180–2006

Лист

3

Изм.

Лист

№ докум.

Подп.

Дата

Рис. 5. Пример оформления основной надписи по форме 2а

Рубрикация и заголовки

Пояснительная записка делится на разделы, подразделы, и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста ПЗ на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей ПЗ, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отсту­па. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер под­раздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номе­ра подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

Если ПЗ не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела, и номер пункта должен состоять из номеров разде­ла и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта точка не ставится.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзационного отступа (3-5 букв от левого края текста) с прописной буквы. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовках нельзя. Точку в конце заголовка не ставят. Заголовки в содержании пояснительной записки должны точно соответствовать заголовкам в тексте. Не допускаются сокращения заголовков и иная редакция. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Пример нумерации и заголовков разделов, подразделов и пунктов

1 Анализ предметной области задачи документооборота

1.1

1.2 Нумерация пунктов первого раздела

1.3

2 Технические требования…

2.1

2.2 Нумерация пунктов второго раздела

2.3

Если ПЗ имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в преде­лах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками, например:

3 Методы тестирования

3.1 Структурное тестирование

3.1.1

3.1.2 Нумерация пунктов первого подраздела третьего раздела

3.1.3

3.2 Функциональное тестирование

3.2.1

3.2.2 Нумерация пунктов второго подраздела третьего раздела

3.2.3

Если раздел состоит из одного подраздела, то подраздел не нумеруется. Ес­ли подраздел состоит из одного пункта, то пункт не нумеруется. Наличие одного подраздела в разделе эквивалентно их фактическому отсутствию.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости

ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключени­ем ё, з, о, г, ь, и, ы, ъ), после которой ставится скобка.

Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

Пример

а)_______________

б)_______________

1)_________

2)_________

в)_______________

Перечисления, знаки и числа в тексте

Перечисления, состоящие из отдельных слов и небольших словосочетаний (без знаков препинания), пишутся в подбор с текстом со строчных букв и отделяются запятыми.

Пример : …спиральная модель эволюционной стратегии проектирования программных продуктов определяет четыре действия: 1 – планирование, 2 – анализ риска, 3 – конструирование, 4 – оценивание.

Если перечисление состоит из отдельных фраз или развернутых сочетаний со знаками препинания, то каждый элемент пишут с новой строки и отделяют фразы точкой с запятой.

Пример: …спиральная модель эволюционной стратегии конструирования определяет четыре последовательных действия:

– определение целей, вариантов и ограничений (планирование);

– анализ вариантов и распознавание или выбор рисков (анализ риска);

– разработка продукта следующего уровня (конструирование);

– оценка заказчиком текущих результатов конструирования (оценивание).

Нельзя обрывать основную фразу перед нумерованными перечислениями на предлогах и союзах: из, на, от, что, как и т.д.

Математические знаки препинания применяются только в формулах. В тексте их пишут словами.

Пример : …количество классов равно 50.

Исключение составляют знаки (+) и (–) в сопровождении цифр. Например , температура изменяется от – 5°С до + 25°С.

Знаки: °, №, %, >, ln и т.д. применяются только при цифровых или буквенных величинах. Знаки №, % для обозначения множественного числа удваивать не следует.

Пример : Элементы № 1,2 и 5.

Числа с размерностью пишутся только числами. Например: Масса 10 килограммов. Числа до десяти без размерностей или единиц измерения пишутся в тексте словами, свыше десяти - цифрами. Дроби пишутся всегда цифрами, например: 1/2; 3,25.

Количественные числительные, обозначаемые цифрами, пишутся в буквенно-цифровой форме, например: 25 млн.; 150 тыс.; 3 млрд.

При указании пределов измерения значений величин их приводят один раз, например: 35-40 мм; от 1 до 5 м; 7,2 ´ 3,4 мм (а не 7,2 мм ´ 3,4 мм).

Сокращения и условные обозначения

В тексте ПЗ все слова, как правило, должны быть написаны полностью, за исключением: т. е. (то есть), и т. п. (и тому подобное), и т. д. (и так далее), и др. (и другие), и пр. (и прочие).

Все принятые сокращения следует оговорить при первом упоминании термина.

Пример : Создание автоматизированного рабочего места (АРМ) призвано…

В последующем тексте принятое сокращение пишется без скобок.

Сокращают термины, принятые в научной и технической литературе: СВЧ, UML, КД, GDI, ЭВМ и др.

Сокращенные названия учреждений, предприятий, марки изделий, аппаратов и материалов, состоящие из начальных букв слов, входящих в название, пишут прописными буквами без точек и кавычек. Например, УлГТУ – Ульяновский государственный технический университет.

Слово «год» после дат сокращают, оставляя одну букву «г.», а после нескольких дат ставят две буквы «гг.». Например: в 1987 г., в 1985-1997 гг.

В списке литературы год издания обозначается только цифрами без сокращенного слова «г.».

Единицы измерения и размерности

В тексте ПЗ единицы измерения, размерности и обозначения должны полностью соответствовать международной системе СИ.

Единицы измерения и размерности, употребляемые без числовых величин, пишут в тексте полностью словами. В таблицах, выводах, на чертежах и графиках, в расшифровке буквенных формул размерности – с сокращениями.

После условных буквенных обозначений единицы измерения пишутся полностью без сокращений, например, t микросекунд. Сложные размерности пишут сокращенно при условных буквенных обозначениях. Например: a см/с2.

Индексы буквенных обозначений

Нижними (подстрочными) индексами могут быть при буквенных обозначениях:

а) цифры, например: U1 , P3 ;

б) строчные буквы русского, латинского и греческого алфавитов: Ra , Lk , Cвх , Vх , Vy , Uнач , Uвых .

Индексы, представляющие собой сокращение одного русского слова, пишутся без точки на конце как знака сокращения.

Если в состав индекса входит несколько цифр или букв, то они отделяются запятой. Например: Jk,a ; a1,2,3 .

Правила написания математических формул

Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если формула или уравнение не умещается в одну строку, то оно должно переноситься на другую строку.

Переносы формул на другую строку допускаются на знаках равенства, умножения, сложения, вычитания и на знаках соотношения (< , > и т.п.). Не допускаются переносы на знаке деления (:). В случае переноса множителей знак умножения обозначают «x». Знак, на котором сделан перенос формулы, пишут два раза: в конце первой строки и в начале второй.

Переносить на другую строку допускается только самостоятельные члены формулы. Не допускается при переносе разделение показателей степени, выражений в скобках, дробей, а также выражений, относящихся к знакам корня, интеграла, суммы, логарифма, тригонометрических функций и т.п.

Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей ПЗ арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке, например (1). В многострочной формуле номер формулы ставят против последней строки.

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

После формулы помещают перечень символов с расшифровкой их размерностей. Перечень располагают с новой строки после слова «где» в виде колонки; символ отделяют от его расшифровки знаком тире. После расшифровки каждого символа ставят точку с запятой, размерность буквенного обозначения отделяют от текста запятой.

Примеры

1) Активное сопротивление коаксиальной цепи складывается из сопротивления центрального и внешнего проводников и определяется по формуле

= = (1)

где и - активные сопротивления собственного и внешнего проводников, Ом/км;

f - частота, Гц;

- радиусы внутреннего и внешнего проводов соответственно, мм.

2) В формулах точка или знак умножения не ставится перед буквенным символом, после скобки и перед скобкой. Например:

15 a

3) Перед числом, выраженным цифрами, а также между дробями ставится точка или знак умножения. Например:

В пределах пояснительной записки нельзя обозначать одинаковыми буквенными символами разные понятия и разными символами одинаковые понятия.

Таблицы и выводы

Цифровой материал может быть оформлен в виде таблиц и выводов, помещаемых в тексте рукописи. Таблицей называют цифровой и текстовый материал, сгруппированный в определенном порядке в горизонтальные строки и вертикальные графы (столбцы), разделенные линейками. Небольшой и несложный цифровой материал дается текстом, цифровые данные располагаются в виде колонок, называемых выводами.

Нумерация таблиц может быть сквозной или по разделам. Слева над таблицей пишут номер таблицы (например: Таблица 2, Таблица 1.5).На следующей строке по центру располагается название таблицы.

Форма таблицы и все линии в ней выполняются тонкими линиями одинаковой толщины. Заголовок таблицы отделяется линией от остальной части таблицы. При переносе таблицы на другой лист заголовки таблицы повторяют, а в первой части таблицы горизонтальную черту не проводят, за исключением линий, несущих смысловое значение. При переносе таблицы следует переносить ее заголовок на каждую страницу. Название таблицы переносить не следует, однако над ее правым верхним углом необходимо указывать номер таблицы после слова «продолжение». Например: «продолжение таблицы 1».

Заголовки граф таблицы начинают с прописных букв, а подзаголовки со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. В конце заголовков и подзаголовков знаки препинания не ставятся. Заголовки указываются в единственном числе. Графа N п/п без необходимости в таблицу не включается. Повторяющийся в графе таблицы текст, состоящий из одного слова, допускается заменять кавычками, если строки в таблице не разделены линиями. Если повторяющийся текст состоит из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «то же», а далее кавычками. Графы диагональными линиями не разделяются. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок и других символов не допускается. Если цифровые данные в таблице не приводятся, то в графе ставят прочерк (тире).

Пример:

Таблица 2

Основные характеристики светодиодов

Характеристика

Светодиод

Форма профиля показателя преломления

Волокно со ступенчатым профилем

Градиентное волокно

Материал

Кварц

Многокомпонентные стекла

Кварц

Многокомпонентные стекла

Диаметр сердечника, мм

60

130-200

60

130-200

Диаметр оболочки, мм

125-150

350

125-150

350

Затухание, дБ / км

2-5

-

2-5

-

Полоса пропускания, МГц/км

40-65

30

40-65

30

Если цифровые данные в графах таблицы имеют различную размерность, то ее указывают в наименованиях каждой графы или строки. Если параметры имеют одну размерность, то сокращенное обозначение единиц измерения помещают под заголовком таблицы.

Вывод приводят без заголовка, если он является непосредственным продолжением излагаемого материала и грамматически связан с вводной фразой текста, и с заголовком, если вывод имеет самостоятельное значение. Выводы не нумеруются.

Примечания и сноски к таблицам и выводам пишутся непосредственно под ними. Сноски к цифрам и в таблицах и выводах обозначают только звездочками, до четырех. Нумерация сносок отдельная для каждой страницы текста.

Пример

Основные технические характеристики монитора……………CPD-200GST

Максимальное разрешение, пикселов…………………………….1280х1024

Частота горизонтальной развертки, кГц……………………………31,5-64,0

Частота вертикальной развертки, Гц……………………………………60-85

Оформление иллюстраций

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы и т.п.) следует располагать в ПЗ непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Графики с результатами экспериментов следует выполнять с сеткой, но без стрелок. Сетка графика определяется масштабом шкал (равномерных или логарифмических) осей координат. Сетка не приводится на графиках, поясняющих только характер изменения функции. На осях графиков указывают наименование и единицу величины, числовые значения которых помещены у делений шкалы на осях. Если на рисунке имеется несколько графиков, то они вычерчиваются разными линиями (непрерывной, штриховой и т.д.), или разными цветами, или около линий ставят порядковые номера с последующей расшифровкой.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в ПЗ.

Иллюстрации, должны иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рис. 1.1. Слово «Рис.» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают посередине строки следующим образом:

Рис. 1. Схема базы данных

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рис. А.3.

При ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «… в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.


Примеры иллюстраций приведены на рисунках 6-7.

Правила составления списка литературы

Использованные в процессе работы специальные литературные источники указываются в конце дипломного проекта перед приложением. Список использованной литературы входит в основной объем работы. На каждый литературный источник в тексте работы обязательно должна быть хотя бы одна ссылка.

Список литературы составляется в алфавитном порядке. Список адресов серверов internet указывается после литературных источников.

При составлении списка литературы следует придерживаться следующего порядка:

1) законодательные акты и постановления правительства РФ;

2) специальная научная литература;

3) методические, справочные и нормативные материалы, статьи периодической печати.

Для многотиражной литературы при составлении списка указываются: полное название источника, фамилия и инициалы автора, издательство и год выпуска (для статьи – название издания и его номер). Полное название литературного источника приводится в начале книги на 2-3 странице.

Для законодательных актов необходимо указывать их полное название, принявший орган и дату принятия. При указании адресов серверов internet сначала указывается название организации, которой принадлежит сервер, а затем его полный адрес.

Пример списка литературы:

…….

6. Джапарова, Р. Н. К вопросу о сущности и содержании маркетинга // Вестник КРСУ. – 2002.– №3.

7. Информационные системы в экономике: учебник/под ред. проф. В.В. Дика - М.: Финансы и статистика, 1996. - 272 с.

8. Приказ от 26.12.94 № 170 о Положении о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, приказ минфина рф № 170 от 26.12.94.

9. Фирма 1с. Www: http://www.1c.ru

10. ………..

При ссылке на литературу в тексте приводится порядковый номер источника, заключенный в квадратные скобки, и номер страницы, на которой содержится используемый из данного источника материал. В случае дословного цитирования цитата заключается в кавычки (например: «программное обеспечение - это совокупность программ системы обработки данных и программных документов, необходимых для эксплуатации этих программ» [7, с.18]). При использовании или описании мнений, суждений других авторов в своей работе необходимо также указывать номер литературного источника и номер страницы, где излагаются используемые материалы, (например, Иванов И.И. под программным обеспечением понимает совокупность программ системы обработки данных и программных документов, необходимых для использования данных программ [7, с.18]).

Правила оформления приложения

Приложения оформляются как продолжение дипломного проекта на последующих ее страницах, но в основной листаж не включаются. Содержание приложений определяется студентом-дипломником по согласованию с научным руководителем. При этом в основном тексте работы целесообразно оставить только тот иллюстративный материал, который позволяет непосредственно раскрыть содержание излагаемой темы. Вспомогательный же материал выносится в приложения. Объем приложений не ограничивается, поэтому основной листаж можно регулировать за счет переноса иллюстративного материала в приложения или из приложений.

Если приложения однородны по своему составу, то им предшествует отдельный лист с надписью «приложение». В том случае, когда в работе содержатся приложения нескольких видов, они нумеруются последовательно арабскими цифрами: «приложение 1», «приложение 2» и т.д., кроме того, каждое приложение может иметь свое тематическое название. Например: приложение 5. Текст основных программных модулей. На каждое приложение в тексте работы обязательно должна быть хотя бы одна ссылка.

Рекомендации по проверке дипломного проекта

Перед переплетом и последующим предъявлением работы на кафедру необходимо проверить:

1. соответствие названия темы дипломного проекта, указанной на титульном листе и в задании, названию, напечатанному в приказе;

2. идентичность заголовков в оглавлении и в работе, а также их общую редакционную согласованность;

3. правильность подкладки листов (их последовательность и размещение относительно корешка);

4. правильность нумерации рисунков, таблиц, приложений; общую редакционную согласованность таблиц и надписей;

5. наличие ссылок на рисунки, таблицы, приложения, литературу; правильность ссылок;

6. наличие всех подписей на титульном листе и бланке задания;

7. отсутствие карандашных пометок и элементов оформления в карандаше;

8. наличие сквозной нумерации страниц и соответствие ей содержания.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Зав. каф. «Информационные системы»

Ярушкиной Н.Г.

студента гр. ИСЭд-__

___________________

ЗАЯВЛЕНИЕ.

Прошу утвердить тему дипломного проекта «________________________ ___________________________________________________________________» и назначить руководителем ____________________________.

_____________ _____________

(Дата) (Подпись)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Информационные системы»

Генеральный директор предприятия

УТВЕРЖДАЮ

(для которого выполнен реальный проект)

Зав. кафедрой

____________________ / ___________ /

_______________/______________/

подпись, инициалы, фамилия

подпись, инициалы, фамилия

«___»__________________ 20__ г.

«___»_________________ 20__ г.

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Пояснительная записка

Автор дипломного проекта _____________________________ /___________ /

подпись ФИО

Обозначение

дипломного проекта ______________________________________ группа ИСЭд-5_

Специальность 08080165 «Прикладная информатика (в экономике)»

номер, наименование

Руководитель проекта: ___________________________ /_____________/

подпись, дата ФИО

Рецензент: ___________________________ /_____________/

подпись, дата ФИО

Ульяновск 20__ г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Информационные системы»

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой

_______________/______________/

подпись, инициалы, фамилия

«___»_________________ 20__ г.

ЗАДАНИЕ

на дипломный проект

студента _______________________________ курса ____ группы ____________

1. Тема дипломного проекта ___________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

2. Срок сдачи студентом законченного проекта ____________________________

3. Исходные данные к проекту _________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Консультанты по проекту _____________________________________________

____________________________________________________________________

Руководитель от кафедры ____________________________ ______________

подпись фамилия, имя, отчество

Задание принял к исполнению

(Подпись студента) (дата)

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Информационные системы»

ОТЗЫВ

руководителя на дипломный проект

студента ___________________________________________ группы ИСЭд-__

(фамилия, имя, отчество)

Руководитель ________________________________________________________

(должность, фамилия, имя, отчество)

Тема дипломного проекта

____________________________________________________________________

Содержание ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Практическая значимость ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Недостатки ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Оценка ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Подпись_________________________________

“_____” _________________ 200 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Информационные системы»

РЕЦЕНЗИЯ НА ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

Студента _____________________________курса ____ группы ____________

Специальность 08080165Прикладная информатика (в экономике)»

Тема дипломного проекта ____________________________________________

___________________________________________________________________

Актуальность темы __________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Наиболее существенные выводы и рекомендации ________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Наличие самостоятельных разработок автора _____________________________

____________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Практическая ценность разработанных вопросов ______________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Наличие недостатков _______________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Общий вывод _____________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Рекомендуемая оценка _______________________________________________

Рецензент ___________________________________________________________

(должность, место работы, ученая степень, звание, фамилия, имя, отчество)

________________

(подпись)

“______” ________________ 200_ г.

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Последний лист дипломного проекта

Дипломный проект выполнен мною самостоятельно. Использованные в работе материалы из опубликованной научной, учебной литературы и Интернет имеют ссылки на них.

Отпечатано в ____ экземплярах.

Библиография ____ наименований.

Один экземпляр сдан на кафедру.

Фамилия, имя, отчество и подпись студента.

Дата.


[1] Приказ МинОбр от 25.03.2003 № 1155, http://edc.pu.ru/pub1/zip/text/pril1155.rtf

О методических рекомендациях по определению структуры и содержания государственных аттестационных испытаний. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 18 мая 2002 г. № 14-55-359ин/15, http://www.rec.vsu.ru/vestnik/pdf/educ/2002/02/doc3.pdf.

[2] Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность «Прикладная информатика». М., - 2000.

[3]