Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания №509 по прохождению преддипломной практики для студентов всех форм обучения

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

Филиал в г. Чебоксары

Кафедра экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве

ПРЕДДИПЛОМНАЯ ПРАКТИКА

Методические указания №509

по прохождению

преддипломной практики

для студентов всех форм обучения

Специальности 080502/8 «Экономика и управление на предприятии (туризма и гостиничного хозяйства)», 080502/0 «Экономика и управление на предприятии (здравоохранения)»

Чебоксары 2009


ББК 65.433+65.495

П 71

Методические указания по прохождению преддипломной практики для студентов всех форм обучения специальности 080502/8 «Экономика и управление на предприятии (туризма и гостиничного хозяйства)», 080502/0 «Экономика и управление на предприятии (здравоохранения)»

СОСТАВИТЕЛИ: к.э.н., доцент, зав.кафедрой экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве Кушнаренко Е.П.

ассистент кафедры экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве Артюшкина Н.И.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Зав.кафедрой государственного управления филиала Волго-Вятской академии государственной службы в г.Чебоксары, к.э.н., доцент

Лазарева Н.А.

К.э.н., доцент, зав. кафедрой финансов и банковского дела

Кириллова Н.В.

Рекомендовано к изданию Редакционно-издательским советом Филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Чебоксары

Протокол № от 200 г.

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета, представленного составителем (ями)

©Филиал СПбГИЭУ в г. Чебоксары,

Ядринское шоссе, д.3

Содержание

1.Общие положения …………………………………………………………………4

2. Цель и задачи преддипломной практики………………………………………...4

3. Организация преддипломной практики…………………………….……............6

4. Требования к оформлению отчета по преддипломной практике………………9

5. Оценка итогов преддипломной практики……………………………………….14

6. Перечень литературы …………………………………………………………….14

6.1. Перечень литературы для специальности 080502/8 «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства»…………….15

6.2. Перечень литературы для специальности 080502/0 «Экономика и управление на предприятии здравоохранении»…………………………….…..16

Приложение 1. Образец оформления титульного листа ……................................18

Приложение 2. Пример оформления календарного плана прохождения преддипломной практики…………………………………….........19

Приложение 3. Пример оформления дневника прохождения преддипломной практики…………………………………………………………….20

Приложение 4. Образец отзыва о прохождении преддипломной практики ………………………………………………………………………21

1. Общие положения

Преддипломная практика является завершающим этапом подготовки специалистов по экономике и управлению на предприятии отрасли и проводится для овладения выпускником первоначальным профессиональным опытом, проверки профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности и сбора материалов для выполнения выпускной квалификационной работы, расширения и закрепления теоретических и практических знаний студентов, полученных ими на всех видах аудиторных и внеаудиторных занятий, закрепление у них приобретенных ранее и формирование новых умений и навыков профессиональной работы по специальности, систематизации материалов для дипломной работы.

Преддипломная практика проводится на предприятиях, в организациях сферы туризма и здравоохранения. Продолжительность и сроки проведения практики определяются учебным планом по специальностям «Экономика и управление на предприятии (туризма и гостиничного хозяйства)», «Экономика и управление на предприятии (здравоохранения)». Места проведения преддипломной практики определяются договорами, заключенными между ВУЗом и предприятиями, и организациями, контрактами между студентами и предприятиями - местами настоящей и будущей работы выпускников.

Практическая подготовка студентов специальности 080502/8 связана с теоретическим обучением, с такими учебными дисциплинами как: экономика отрасли (туризма), экономика предприятий туризма, анализ и диагностика хозяйственной деятельности предприятия, управление персоналом, управление турфирмой, организация общественного питания туристов и др., а специальности 080502/0 связана с теоретическим обучением таких учебных дисциплин как: экономика отрасли (здравоохранение), экономика отрасли (здравоохранения), маркетинг, менеджмент, организация производства на предприятии (здравоохранения), анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия и др.

2. Цель и задачи преддипломной практики

Целью проведения преддипломной практики является обобщение знаний и навыков работы студентов по специальности, подготовка студентов к выполнению дипломного проекта и к будущей производственной деятельности в качестве менеджера.

Задачами , решаемыми студентами в ходе преддипломной практики, в соответствии с ее целью являются:

- углубление и закрепление профессиональных знаний, умений и навыков, полученных студентами при изучении предусмотренных государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 080502 и учебным планом дисциплин общего профессионального и специального циклов, а также дисциплин специализации;

- приобретение новых узкоспециализированных знаний, умений и навыков, ориентированных на конкретное рабочее место;

- ознакомление с отраслевой нормативно-методической и профессионально-распорядительной документацией, и системой должностных инструкций, регламентирующих работы по приобретаемой квалификации и специальности;

- приобретение навыков оформления отчетных материалов при решении проектных экономико-управленческих задач;

- приобретение навыков обращения и авторской обработки экономико-управленческой информации, выступления с докладом по научно-методической конференции по итогам практики и защиты отчета;

- сбор, систематизация и предварительная обработка материалов по теме дипломной работы.

В период преддипломной практики студенты должны:

- изучить характер деятельности предприятия в условиях реформирования экономики;

- проанализировать по данным финансовой и бухгалтерской отчетности финансовое положение предприятия, оценить его платежеспособность, перспективы развития;

- ознакомиться с методическими материалами и процедурой изменения организационно-правовой формы предприятия;

- ознакомиться со структурой аппарата управления предприятия и его динамикой под влиянием перехода к рыночным экономическим отношениям;

- изучить организацию и содержание экономической, организационной, плановой и управленческой работы на предприятии;

- приобрести навыки решения экономических, организационно-плановых и управленческих задач, проанализировать их структуру на конкретном рабочем месте при прохождении практики;

- приобрести навыки работы по сбору, обработке, систематизации и анализу экономической, плановой и управленческой информации;

- изучить основные правовые и нормативные документы и материалы, регулирующие и определяющие деятельность предприятия;

- на основе определения круга своих профессиональных интересов и учета профиля предприятия совместно с руководителями практики от кафедры и предприятия выбрать и уточнить тему выпускной квалификационной работы.

После выбора, уточнения и утверждения темы выпускной квалификационной работы и получения от руководителя задания на ее выполнение студент в процессе преддипломной практики должен решить следующие задачи:

- изучить учебную, научную и специализированную литературу, правовые, нормативные и организационно-распорядительные документы, справочные материалы по проблеме и теме, выбранной для выполнения дипломной работы;

- проанализировать отраженный в литературе отечественный и зарубежный опыт решения задач по теме дипломной работы и определить возможности его использования;

- исследовать возможность экономико-математической формализации решаемой задачи с использованием адекватных характеру задачи методов исследования операций и вычислительной техники;

- собрать, систематизировать, проанализировать и обобщить первичную экономико-управленческую информацию по теме дипломной работы;

- используя результаты обработки и анализа исходной информации, выполненных расчетов, подготовить обоснованные выводы, предложения и рекомендации.

Преддипломная практика завершается написанием, оформлением в соответствии с нормативными требованиями и представлением на кафедру согласованного с руководителем практики от предприятия отчета по практике и систематизированных материалов по теме выпускной квалификационной работы.

3. Организация прохождения преддипломной практики

В течение 7 недель студенты должны пройти практику, по результатам самостоятельной работы составить отчет о прохождении практики и защитить его в установленные сроки (в соответствии с графиком защиты).

В период прохождения практики составляется расписание консультаций преподавателей со студентами.

Непосредственное организационное и учебно-методическое руководство практикой обеспечивает выпускающая кафедра.

Ответственный за организацию и проведение практики на кафедре:

- осуществляет организационное и методическое руководство преддипломной практикой студентов и контроль за ее проведением;

- обеспечивает выполнение подготовительной и текущей работы по организации и проведению практики;

- назначает из числа опытных преподавателей кафедры руководителей практики и дипломных работ студентов;

- распределяет студентов по местам практики;

- готовит совместно с ВУЗом организационные собрания студентов перед началом практики;

- принимает участие в разработке и корректировке перечня тем дипломных работ студентов;

- организует консультации для студентов в период практики, составляет расписание консультаций;

- совместно с заведующим кафедрой формирует комиссию по приему защиты отчетов студентов о преддипломной практике, разрабатывает график её заседаний;

- в двухнедельный срок после окончания практики готовит отчет об её итогах.

Для реализации индивидуального подхода в период преддипломной практики каждому студенту от кафедры назначается преподаватель , который обязан :

- обеспечивать целевой характер и высокое качество прохождения студентами преддипломной практики, ее соответствие учебному плану и программе практики;

- разрабатывать тематику индивидуальных заданий (для календарного плана);

- согласовывать программу и график прохождения студентами практики с руководителями практики от предприятий;

- участвовать в проведении всех организационных и методических мероприятиях по практике;

- способствовать закреплению за студентами рабочих мест, соответствующих программе практики;

- осуществлять периодический и текущий контроль за прохождением студентами преддипломной практики, ее соответствием программе практики;

- предотвращать и исключать случаи использования студентов для выполнения работ, не соответствующих программе практики;

- проводить консультации студентов по всем вопросам практики;

- обеспечивать равномерную работу студентов по составлению отчетов по практике;

- оказывать методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к выпускной квалификационной работе;

- проверять отчеты и дневники студентов по завершении практики, участвовать в работе комиссии по приему защиты отчетов по практике;

- систематизировать материалы по итогам практики, сформулировать рекомендации по совершенствованию организации и содержанию преддипломной практики.

Преддипломная практика студентов должна проходить в одном из подразделений предприятия (организации, учреждения), выполняющего экономические, плановые, организационные или управленческие функции, или их комплекс. Имея рабочее место в одном из таких подразделений, студенты знакомятся с деятельностью других подразделений по мере выполнения программы практики.

Во время прохождения практики студенты соблюдают и выполняют все требования, действующие на предприятии, правила внутреннего трудового распорядка. На время практики студент может быть принят на вакантную должность с выполнением конкретного производственного задания и оплатой. В этом случае на него распространяются все положения трудового законодательства и положения соответствующей должностной инструкции.

Для обеспечения ориентированного на специфику предприятия и его подразделения руководства практикой от предприятия назначаются руководители из числа квалифицированных и опытных специалистов.

Руководитель практики от предприятия обязан:

- организовать практику студентов в полном соответствии с положением и программой практики;

- обеспечить студентов рабочими местами в соответствии со специальностью и создать необходимые условия для получения студентами в период практики информации о технике и технологии производства, организации производства и труда, экономике и управления производством, соблюдении студентами правил техники безопасности и т.д.;

- совместно с руководителем практики от кафедры при участии студента разработать календарный план-график прохождения практики и осуществлять контроль за выполнением;

- оказать студенту содействие в выборе и уточнении темы дипломной работы, представляющей практический интерес для предприятия;

- оказать помощь студенту в сборе, систематизации и анализе первичной технико-экономической информации на предприятии для выполнения дипломной работы;

- обеспечить студентов необходимыми консультациями по всем вопросам, входящим в задание по преддипломной практике и дипломной работе, с привлечением специалистов предприятия;

- контролировать выполнения студентом задания на практику и правил внутреннего распорядка;

- по окончании практики дать заключение о работе студента с оценкой фундаментальной, общепрофессиональной и специальной подготовки, отношения к выполнению заданий и программы практики.

В период практики студенты обязаны :

- соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;

- изучать действующие стандарты, технические условия, должностные обязанности, положения и инструкции по эксплуатации ВТ, периферийного и офисного оборудования, требования к оформлению технической документации;

- осваивать отдельные компьютерные программы, используемые в профессиональной деятельности;

- выполнять правила трудового распорядка предприятия (организации);

- полностью и самостоятельно выполнять задания, предусмотренные программой и календарным планом практики;

- осуществлять сбор, систематизацию, обработку и анализ первичной экономико-управленческой информации и иллюстративных материалов по теме выпускной квалификационной работы;

- обеспечивать необходимое качество и нести равную со штатными работниками ответственность за выполняемую работу по плану подразделения и ее результаты;

- регулярно вести записи в дневнике практики о характере выполняемой работы и заданий и своевременно представлять его для контроля руководителям практики;

- подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего трудового распорядка, строго соблюдать правила охраны труда;

- представлять руководителю практики отчет о выполнении всех заданий, защищать его в установленный срок.

4. Требования к оформлению отчета по преддипломной практике

Самостоятельная работа предусматривает сбор и обработку полученной информации в процессе прохождения преддипломной практики, а также написание отчета по практике.

Для написания отчета студент может использовать:

· учебную, методическую и научную литературу;

· периодические источники, соответствующие профилю дисциплины;

· справочно-правовую систему «Гарант» и «Консультант Плюс»;

· прикладные программы Excel, Power Point, Access;

· Internet-ресурсы.

По завершении преддипломной практики студенты в недельный срок представляют на выпускающую кафедру:

- заполненный по всем правилам отчет о практике, подписанный руководителями практики от кафедры и от предприятия;

- отзыв руководителя практики от предприятия о работе студента в период практики с оценкой уровня и скорости выполнения им задания по практике, отношения к выполнению программы практики, дисциплины и т.п.;

- материалы к выполнению выпускной квалификационной работы.

Отчет о практике является основным документом, характеризующим и подтверждающим прохождение студентом преддипломной практики, в котором отражается его текущая работа в процессе практики:

- календарный план выполнения студентом программы практики с отметками о полноте и уровне его выполнения, закрепленный подписью руководителя и печатью организации (представлен в приложении 2);

- дневник прохождения преддипломной практики, закрепленный подписью руководителя и печатью организации (представлен в приложении 3);

- анализ состава и содержания выполненной студентом практической работы с указанием структуры, объемов, сроков выполнения и ее оценки руководителем практики от предприятия;

- перечень и аннотированный обзор использованной студентом научной литературы (монографии, научные сборники и статьи, реферативные издания), нормативных материалов (стандарты, отраслевые руководящие и методические материалы и др.) и Internet-ресурсов;

- выводы и предложения студента по практике;

- отзыв от руководителя практики от предприятия, закрепленный подписью руководителя и печатью организации (представлен в приложении 4);

В процессе выполнения отчета студент должен пользоваться литературными источниками за последние 5 лет, в количестве - не менее 25 и Internet-ресурсами.

Отчет по прохождении практики – основной документ, характеризующий и подтверждающий прохождение студентом преддипломной практики.

Структура отчета по преддипломной практике:

1. Титульный лист (представлен в приложении 1);

2. Направление на прохождение практики от Филиала СПбГИЭУ;

3. Календарный план прохождения практики (представлен в приложении 2);

4. Дневник прохождения практики (представлен в приложении 3);

5. Отзыв руководителя практики от предприятия (организации), закрепленный печатью организации (представлен в приложении 4);

6. Содержание включает: введение, наименование всех разделов, подразделов основной части, заключение, библиографический список, приложения с указанием начальных номеров страниц;

7. Введение;

Во введении дается краткая историческая справка о предприятии или организации, с деятельностью которого ознакомился студент во время практики; выявляется актуальность деятельности предприятия, описываются задачи и цели преддипломной практики.

8. Основная часть должна включать следующие разделы:

1) Технико-экономическая характеристика предприятия должна быть краткой, содержать основные сведения об изучаемом объекте и проблемах его развития. Объём этой части не должен превышать 10-15 страниц.

В этом разделе целесообразно отразить:

· основные параметры предприятия (особенности объекта, специализацию производства, характер выпускаемой продукции и услуг, технический уровень и качество продукции, услуг, количественные характеристики по объёмам и структуре продукции, услуг, численности персонала и др.);

· производственную и организационную структуру предприятия, функциональные связи между подразделениями;

· характеристику основных факторов производственного и трудового процесса (состав и структура основных и оборотных производственных фондов; состав, структура и квалификация кадров; структура затрат на производство продукции или услуг).

Характеристика предприятия заканчивается таблицей с динамическими рядами основных технико-экономических показателей работы предприятия за последние годы (4-5 лет).

2) Структурный анализ функционирования предприятия должен выявить недостатки в его работе, вскрыть резервы и наметить направления их эффективного использования. Анализ технических и организационных сторон предприятия проводится по характеристикам, которые непосредственно связаны с темой дипломного проекта.

В зависимости от темы проекта внимание студента должно быть направлено на более глубокий анализ:

· результатов деятельности (производственных, экономических, технического развития, социального развития);

· оценку финансового положения и общую оценку эффективности работы предприятия;

· эффективности использования ресурсов объекта анализа (трудовых, материальных, основных фондов; затрат на производство);

· уровня техники, технологии и организации производства;

· состояния использования трудового потенциала на предприятии;

· рынка сбыта, спроса и предложения;

· рынков капитала;

· рынков средств производства;

· рыночной конъюнктуры;

· рынка труда.

9. Выводы и предложения;

10. Библиографический список содержит сведения об источниках, использованных при выполнении отчета;

11. Приложения (выносятся материалы иллюстративного характера и первичные документы предприятия).

Отчет по преддипломной практике оформляется в соответствии со следующими требованиями:

1. Страницы в отчете должны быть пронумерованы и скреплены с помощью скоросшивателя. Ни в коем случае не допускается скрепление листов при помощи канцелярской скрепки.

2. Отчет выполняется на бумаге форматом А4 (210 x 290 мм.), с одной стороны листа, при соблюдении следующих условий:

- ширина всех полей – 25 мм;

- шрифт – Times New Roman;

- размер шрифта – 14;

- межстрочный интервал – 1 или 1,5;

- интервал между словами – 1 знак;

- абзацный отступ – 1.25;

- выравнивание текста – по ширине;

- цвет шрифта – черный;

- нумерация страниц - по центру внизу (титульный лист, календарный план, дневник, отзыв от предприятия, оглавление не нумеруются). Нумерация страниц начинается с введения;

- объем работы около 20-35 листов;

- титульный лист работы оформляется по образцу (приложение 1);

- календарный план прохождения практики (приложение 2);

- дневник прохождения практики (приложение 3);

- отзыв руководителя практики от предприятия (организации), закрепленный печатью организации (приложение 4);

- таблицы;

Данные статистических наблюдений и их обработка, исходная информация для анализа, горизонтальный и вертикальный анализ, как правило, приводятся в таблицах. Таблица – это перечень сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Ширина таблицы не должна превышать ширину полосы текста. Слова в названии таблицы, в заголовках граф, в боковике таблицы переносить и сокращать нельзя. В шапке таблицы (как и в боковике) используют не полные наименования единиц (например: метры, рубли, килограммы, штуки), а их принятые сокращения (м, руб., кг, шт.). В тексте допускается сокращение слов «Таблица» и «Рисунок» в следующем виде «Табл.__», «Рис.__». При необходимости таблицы можно располагать в альбомном формате.

Таблицы в тексте нумеруют последовательно, арабскими цифрами, сквозной нумерацией,

например, Таблица 1;

После номера таблицы дается ее название,

например ,

Таблица 1.

Состав, динамика и структура имущества туристской фирмы.

Таблицы не должны содержать «разрывов», не допускается отрыв шапки от основной части таблицы .

Виды таблиц, правила их построения, виды и правила построения графиков и диаграмм приводятся в учебниках по общей теории статистики.

Таблицы большого размера размещают на нескольких страницах. В этом случае графы таблицы нумеруют. При продолжении на следующей странице не повторяют ни названия таблицы, ни граф – их обозначают только соответствующими цифрами. При переносе таблицы на следующую страницу над ней нужно добавить слова «Продолжение таблицы … ». Такие таблицы большого размера рекомендуется включить в Приложение.

Например,

Таблица 2.

Количественные показатели объемов деятельности туристской фирмы.

№ п/п

Наименование показателей

2006 г.

2007 г.

Изменение (+, -)

1

2

3

4

5

1

Численность обслуженных туристов

15411

18109

+ 2698

Следующая страница

Продолжение таблицы 2.

1

2

3

4

5

2

Из числа принятых:

- иностранные граждане

-

210

+ 210

Таблицы и рисунки должны сопровождаться пояснениями.

На все таблицы, рисунки и приложения в тексте отчета должны быть приведены ссылки .

- Рисунки;

При выполнении отчета студент разрабатывает необходимый иллюстративный материал : диаграммы, графики, схемы, чертежи и представляет их на рисунках с соответствующими надписями, располагающимися по центру страницы,

Например ,

Рис. 1. Организационная структура управления ОАО «Отель»

При построении рисунков рекомендуется использовать встроенные приложения WORD. Рисунки должны быть сгруппированы. Надписи на рисунке выполняются шрифтом 14-го или 12-го кегля. Все внутренние рисуночные тексты и буквенные обозначения должны располагаться в «рамках текста».

Чертежи выполняются в соответствии с правилами, установленными стандартами Единой системы конструкторской документации (ЕСКД): ГОСТ 2.301-68 и др. Основные буквенные обозначения, применяемые в конструкторских документах всех отраслей, установлены в ГОСТ 2.321-84.

- Формулы

Формулы должны быть набраны в редакторе формул. Перед их набором необходимо произвести настройку редактора формул (или проверить существующие установки). Формулы необходимо располагать по центру текста, нумерация формул должна быть выровнена и прибита к правому краю ,

например ,

Е =

(1)

- Сноски и ссылки

Библиографические ссылки и сноски могут быть оформлены следующими способами:

· ссылка в тексте на порядковый номер источника в списке использованной литературы заключается в квадратные скобки, указывается номер страницы, на которую делается ссылка,

например ,

«На основании статистических данных о целях путешествия иностранных туристов в Российскую Федерацию [8, с.25].».

При ссылках на несколько источников, производится их разделение точкой с запятой: [6, с.32; 5, с.7] или без указания страницы: [4, 7, 25].

· подстрочные сноски внизу страницы . В этом случае оформление первоисточников осуществляется в соответствии с Приложением 4, с указанием номера страницы, на которую делается ссылка. В тексте ссылка обозначается цифрой.

например ,

«Матрица Бостонской консалтинговой группы – модель, разработанная Бостонской консалтинговой группой, помогает менеджерам планировать развитие портфеля (набора) сфер деятельности (предприятий)».1

При наборе сносок необходимо использовать строку «Сноска» в опции «Вставка» . Нумерация сносок может быть постраничная или сквозная по всему тексту.

3. Презентация основных элементов отчета выполняется с применением комплексных программ Power Point. Диск с презентацией подшивается к отчету в файле (конверте).

5. Оценка итогов преддипломной практики

Отчет по практике сдается на кафедру экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве, регистрируется и затем передается преподавателю-консультанту.

Отчет оценивается по следующим критериям, соответствующие требованиям данных методических указаний: полнота раскрытия вопросов, изученных во время преддипломной практики; качество оформления отчета.

Работы, не соответствующие названным критериям, а также имеющие явные признаки копирования чужих работ, возвращаются студенту на переработку.

Для защиты отчета студенту рекомендуется подготовить наглядный материал, отражающий выводы по полученной информации на предприятии и предложения студента по совершенствованию деятельности предприятия.

Защита отчета по практике проводится перед специально созданной комиссией, в состав которой включаются: заведующий выпускающей кафедрой (председатель комиссии), ответственный по кафедре за организацию и проведение практики, научные руководители студента по выпускной квалификационной работе.

Студенту следует подготовить доклад на 5 минут для выступления. В процессе защиты студент должен кратко изложить основные результаты проделанной работы, выводы и рекомендации, структуру и анализ материалов, включаемых в выпускную квалификационную работу, оценить их полноту и объем работы, которую необходимо выполнить для завершения дипломной работы.

Окончательная дифференцированная оценка по практике выставляется на основе мнения преподавателя-консультанта, отзыва предприятия и результатов защиты отчета.

Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины в установленный срок или получившие отрицательную оценку могут быть отчислены из Вуза как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном уставом филиала СПбГИЭУ в г.Чебоксары.

6. Перечень литературы

6.1. Перечень литературы для специальности 080502/8 «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства»

Основная литература:

1. Барышев А.Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве: учеб. пособие/ А.Ф. Барышев.- М.: Финансы и статистика, 2007.- 160с.:ил.

2. Быстров С.А. Финансовый менеджмент в туризме. - СПб.: Издательский дом «Герда», 2007.-240с.

3. Вавилова Е.В. Основы международного туризма: Учеб. пос. – М.: Гардарики, 2005. – 160 с.

4. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.-504с.

5. Ветитнев А.М. Интернет - маркетинг санаторно-курортных услуг: учеб.-метод. пособие/ А.М. Ветитнев, Я.А. Ашкинадзе - М.: Финансы и статистика, 2007.-160с.

6. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес (2-е изд.) / Серия «Высшее профессиональное образование». – Ростов-н/Д.: «Феникс», 2004. – 325 с.

7. Волков Ю.Ф. Технология гостиничного обслуживания. –Ростов на Дону: Феникс, 2005.

8. Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.-72с.

9. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

10. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

11. Глухов В.В. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2006.

12. Голова О.Б. Менеджмент туризма: практический курс. - М.: Финансы и статистика, 2007.

13. Замедлина Е.А. Экономика отрасли: туризм.- М.: Альфа-М, 2007.

14. Каурова А.Д. Организация сферы туризма: Учеб. пос. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2004. – 320 с.

15. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Вильямс, 2006.

16. Лойко О.Т. Сервисная деятельность: учеб. пособие для вузов/ О.Т. Лойко, - Издательский центр «Академия», 2008. - 304с.

17. Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания. – М.: Академия, 2005

18. Малахова Н.Н., Ушаков Д.С. Инновации в туризме и сервисе. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2008-224с.

19. Мескон М.Х. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2005.

20. Романов В.А., Цветкова С.Н., Шевцова Т.В., Каращенко В.В. Гостиничные комплексы. Организация и функционирование. Учебное пособие. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007.-224с.

21. Саак А.Э. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны). Учебное пособие/ А.Э. Саак, М.В. Якименко. - СПб.: Питер, 2007.- 432с.

22. Саак А.Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме.- СПб.: Питер, 2007

23. Сарафанова Е.В. Маркетинг в туризме. Учебное пособие/ Е.В. Сарафанов, А.В. Яцук.- М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2007.-240с.

24. Севастьянова С.А. Методологические основы развития и системного управления туризмом в регионе. – СПб.: СПбГИЭУ, 2005

25. Туризм и гостиничное хозяйство: Учеб. пос. 2-е изд. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 352 с.

26. Ушков Д.С. Стратегическое планирование в туризме/Д.С. Ушаков. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.-285с.

27. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент Учебник/ Р.А. Фатхутдинов, 5-е изд. - СПб.: Питер, 2007.-496с.

28. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма: Учеб. пос. – 2-е изд. /А.Д.Чудновский, М.А.Жукова, В.С.Сенин. – М.: КНОРУС, 2005. – 448 с.

29. Щербакова С.А. Международный туризм: экономика. Учебное пособие/ С.А.Щербакова.- М.: Финансы и статистика, 2007.-144с

Дополнительная литература:

1. Замедлина Е.А. Экономика отрасли: туризм.- М.: Альфа-М, 2007.

2. Щербакова С.А. Международный туризм: экономика. Учебное пособие/ С.А.Щербакова.- М.: Финансы и статистика, 2007.-144с.

3. Журналы «Турист»;

4. Журналы «Гостиничный бизнес»;

5. Журналы «Турбизнес»;

6. Журналы «Гостиница и ресторан».

Интернет – ресурсы:

1. http://news.yandex.ru

2. http://www.nauka.vkpk.ru

3. http://www.engec.ru/

4. www.culture.vin.com.ua

5. www.cap.ru.

6. www.gks.ru

7. www.russ.ru/bibllio/index.htm.

8. www.biograhy.ru.

9. www.studywel.com.

6.2. Перечень литературы для специальности 080502/0 «Экономика и управление на предприятии здравоохранении»

Основная литература:

1. Габуева Л.А. Механизмы эффективного финансирования здравоохранении/ Под общей ред.д-ра мед. наук, академика РАМН В.И. Стародубова .-М.: МЦФЭР,2007.- 288с.

2. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. Учеб. Пособие. Пер.с нем. – М.: Дело, 2008.-451с.

3. Кадыров Ф.Н. Экономическая служба лечебно-профилактических учреждений. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство»,2007.- 424с.

4. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Вильямс, 2006.

5. Мескон М.Х. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2005.

6. Семенов В.Ю. Экономика здравоохранения: Учебное пособие (Кн. 2). М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. - 472 с.

7. Ступаков И.Н. Доказательная медицина в практике руководителей системы здравоохранения/Под общ. ред.д-ра мед.наук, академика РАМН В.И. Стародубова. – М.: МЦФЭР, 2006.-448с.

8. Стародубов В.И. Финансирование медицинской помощи населению Российской Федерации, ориентированное на результат/Под общ. Ред. Д-ра мед.наук, академика РАМН В.И. Стародубова. – М.: МЦФЭР, 2007.-400с.

9. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент Учебник/ Р.А. Фатхутдинов, 5-е изд. - СПб.: Питер, 2007.-496с.

10. Финансовый контроль в бюджетной сфере: Учеб. Пособие/ Л.П.Кураков, В.В. Нестеров, Р.К. Тихонов и др. – Чебоксары: Изд-во Чуваш.гос. уни-та, 2007.- 452с.

11. Щепин О.П. Организация и экономика предпринимательской деятельности в здравоохранении/Под общ.ред.д-ра мед.наук, академика РАМН В.И. Стародуба. – М.: МЦФЭР, 2006.-432с.

Дополнительная литература:

1. Меляченко Н.Б. Здравоохранение России. Новая концепция организации и развития. - СПб.: Медицинская пресса,2001.-224с.

2. Мельков В.Д. Краткий словарь по экономике здравоохранения/ В.Д. Мельков, М.А. Шаповалова; АстрГМУ.- Астрахань: ГМУ,2001.-60 с.

3. Журнал «Вопросы экономики и управления для руководителей здравоохранения»

4. Журнал «Экономика здравоохранения»

5. Журнал «Советник бухгалтера в бюджетных учреждениях»

6. Журнал «Советник бухгалтера в здравоохранении»

7.«Медицинская газета»

Приложение 1

Образец оформления титульного листа

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

Филиал в г. Чебоксары

Факультет производственного менеджмента

Кафедра экономики и менеджмента в туризме и гостиничном хозяйстве

ОТЧЕТ

о прохождении преддипломной практики

«_________________________________________________________________

наименование организации (предприятия)

_________________________________________________________________»

с ______________________ по _______________________ 200_ г.

Руководитель практики от Филиала СПбГИЭУ в г. Чебоксары

(научный руководитель дипломной работы)

/____________________/ /________________________/ /______________/

должность Ф.И.О. руководителя подпись

Руководитель практики от организации (предприятия)

/____________________/ /________________________/ /______________/

должность Ф.И.О. руководителя подпись

Выполнил (а) студент (ка) группы ________ /__________________/ /_________/

№ группы Ф.И.О. студента подпись

Сдан на проверку «_____» ___________ 200_г. /_______________/

подпись

Допущен к защите «_____» ___________ 200_г. /_______________/

подпись

Оценка __________ «____» ____________ 200_г. /__________________/

подпись

Чебоксары – 200_

Приложение 2.

Пример оформления календарного плана прохождения преддипломной практики

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

прохождения преддипломной практики

«_________________________________________________________________

наименование организации (предприятия)

_________________________________________________________________»

с ______________________ по _______________________ 200_ г.

№ п/п

Дата

Отдел. Вопросы, которые необходимо рассмотреть в отделе

Ф.И.О. руководителя отдела

Примечание*

1.

09.02.09-

14.02.09

Отдел кадров.

- ознакомление с организационной структурой, структурой управления, штатным расписанием;

- ознакомление с профессионально-распорядительной документацией, системой должностных инструкций.

2.

16.02.09-

21.02.09

Планово-экономический отдел:

- ознакомление с отраслевой нормативно-методической документацией;

- ознакомление с основными производственными показателями;

- и т.д.

Календарный план прохождения преддипломной практики должен подробно разбиваться или на каждый день, или понедельно.

Примечание: графа заполняется после прохождения преддипломной практики и ставится отметка о выполнении тех или иных пунктов: «выполнено» или «не выполнено».

Руководитель практики от организации (предприятия)

/____________________/ /__________________/ /____________________/

должность Ф.И.О. руководителя подпись, печать организации


Приложение 3.

Пример оформления дневника прохождения преддипломной практики

ДНЕВНИК

прохождения преддипломной практики

«_________________________________________________________________

наименование организации (предприятия)

_________________________________________________________________»

с ______________________ по _______________________ 200_ г.

№ п/п

Дата

Отдел

Наименование работ

Ф.И.О. руководителя отдела

Примечание*

1

09.02.09

Отдел кадров

- ознакомление с организационной структурой, структурой управления, штатным расписанием;

2

10.02.09

Отдел кадров

- ознакомление с профессионально-распорядительной документацией, системой должностных инструкций.

3

11.02.09

Планово-экономический отдел

ознакомление с отраслевой нормативно-методической документацией;

Дневник прохождения преддипломной практики должен соответствовать календарному плану прохождения преддипломной

* Примечание: графа заполняется после прохождения преддипломной практики и ставится отметка о выполнении тех или иных пунктов: «выполнено» или «не выполнено».

Руководитель практики от организации (предприятия)

/____________________/ /__________________/ /____________________/

должность Ф.И.О. руководителя подпись, печать организации

Приложение 4.

Образец отзыва о прохождении преддипломной практики

ОТЗЫВ

о прохождении преддипломной практики

«_________________________________________________________________

(Ф.И.О. студента)

в период с _______________________ по _______________________ 200_ г.

в ________________________________________________________________

(наименование организации)

За время прохождения практики _________________________________________

(Ф.И.О. студента (ки)

изучил (а) вопросы ____________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

(перечисление изученных вопросов)

Студентом (кой) приобретены следующие знания и практические навыки:

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

в области ____________________ хозяйственной деятельности предприятия.

Студент (ка) проявил (а) особые деловые качества _________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

по следующим направлениям (сферам) деятельности подразделения:

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Полученные профессиональные навыки в процессе теоретического и практического курсов обучения по специальности __________________________

_____________________________________________________________________

уровне готовности студента к работе в сфере ______________________________

_____________________________________________________________________

Практическая значимость выводов по практике ____________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Преддипломная практика может быть оценена на __________________________

(оценка)

Руководитель практики

от предприятия

(с указанием должности)

__________________________

Печать предприятия