Методические рекомендации и указания по выполнению курсовой работы 19 6 Оформление курсовой работы 20 7 Список литературы 22 8 Расчетный раздел 24 - реферат
Дисциплина «Бухгалтерский управленческий учет» представляет направление менеджмента, связанное с практической необходимостью расширения и усиления функций бухгалтерского учета, использованием его аналитического потенциала в качестве основного и достоверного источника управленческой информации.
Важным этапом обучения студентов по специальности «Бух-галтерский учет и аудит» является самостоятельное выполнение ими курсовых работ.
Структура курсовой работы включает введение, теоретический раздел (структурированный по главам, параграфам), расчетный раздел, заключение, список литературы, приложения.
Перед каждой главой или параграфом должна быть поставлена совершенно конкретная цель. При этом нужно следить за тем, чтобы содержание параграфа точно соответствовало его цели и названию. Изложение материала должно быть последовательным и логичным. Все разделы необходимо увязывать между собой, уделяя особое внимание «переходам» от одного раздела к другому, от вопроса к вопросу.
Введение
Во введении излагается актуальность выбранной темы (соответствие темы современным требованиям развития управленческого учета во взаимосвязи с практикой ведения учета, формирования учетной информации для целей контроля, анализа и принятия управленческих решений в организации). Прочитанные монографии, статьи в специальных журналах и других источниках по заданной проблеме могут служить основанием для отражения в краткой форме различных точек зрения и выбора той, которая наиболее отвечает предмету исследования.
Теоретический раздел
Первая глава
Первая глава, как правило, определяет теоретические проблемы и направления их решения. Большое значение имеет правильная трактовка понятий, их точность. Студент должен осмыслить высказывания авторов, стоящих на разных теоретических позициях, и показать, какие из них, с его точки зрения, являются более правильными. Он может принять их полностью или частично со своими изменениями и дополнениями, аргументируя это должным образом. Употребляемые термины должны быть общепринятыми, либо приводится ссылка на автора. Внутри главы выделяется несколько параграфов.
Студенту рекомендуется использовать следующие литературные источники по исследуемым направлениям:
· кодексы;
· законы РФ по вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности, построения учетной системы, налогообложения и т.д.;
· указы Президента РФ;
· положения по бухгалтерскому учету, касающиеся объекта исследования;
· постановления исполнительных органов власти РФ;
· инструктивные и методические указания Министерства финансов и других ведомств.
Целесообразно использовать монографии, учебники, учебные пособия, справочники, статьи, публикуемые в журналах и газетах.
Вторая глава
Во второй главе отражается действующая практика ведения учета и отчетности, дается оценка соответствия действующей системы учета целям управления организации. Раскрываются назначение и содержание современных методов управленческого учета.
Содержание второй главы курсовой работы иллюстрируется таблицами, схемами, диаграммами и другими материалами, которые размещают по тексту работы или в виде приложений.
Третья глава
Третья глава является результатом выполненной работы. В ней излагаются пути решения выявленных проблем, обоснованных с позиций экономической целесообразности и перспектив использования в практической деятельности организации.
Расчетный раздел
В расчетном разделе курсовой работы предлагается десять вариантов заданий на отработку навыков расчетов затрат и результатов в контроллинге. Первый вариант выполняют студенты, фамилии которых начинаются с букв А, И, Л.
Второй вариант — для студентов, фамилии которых начинаются с букв Б, Е, Ш.
Третий вариант — для студентов, фамилии которых начинаются с букв П, Х, Ю.
Четвертый вариант — для студентов, фамилии которых начинаются с букв Р, Ф, Щ.
Пятый вариант — для студентов, фамилии которых начинаются с букв С, Ц, Э.
Шестой вариант — для студентов, фамилии которых начинаются с букв В, Г, К.
Седьмой вариант — для студентов, фамилии которых начинаются с букв Я, З, М.
Восьмой вариант — для студентов, фамилии которых начинаются с букв Ж, Н, У.
Девятый вариант — для студентов, фамилии которых начинаются с букв Ч, Д.
Десятый вариант — для студентов, фамилии которых начинаются с букв Т, О.
Заключение
Заключительная часть курсовой работы представлена выводами и предложениями, которые в сжатом виде отражают содержание всей работы, ее сущность, теоретическое и практическое значение, решение поставленных задач. Вначале обобщаются все полученные по итогам работы результаты, характеризующие состояние данного вопроса, а затем на основании сделанных выводов даются предложения (рекомендации).
Список литературы
приводится в алфавитном порядке авторов и названий. При этом обязательно включаются:
Тему теоретического раздела курсовой работы студент выбирает самостоятельно, руководствуясь своими интересами. Требования к этой части работы:
· актуальность выбранной темы, подтверждение ее с выделением проблемных аспектов исследования;
· раскрытие темы;
· наличие конкретных выводов и предложений.
Выполняя работу, студент должен как можно шире привлекать современную информацию по теме. В перечень используемой литературы включаются нормативно-законодательные акты РФ, работы отечественных и зарубежных авторов, статьи из журналов и газет. При использовании материалов различных авторов (статьи, монографии, учебники и т.д.) необходимо делать ссылки на источники с указанием наименования труда, издательства, места и года издания, страницы.
Выбрав тему, студент определяет содержание курсовой работы по главам и параграфам.
Последовательность выполнения работы:
· изучение действующих положений и инструкций;
· изучение специальной экономической литературы (учебников, монографий, брошюр и т.д.), экономических журналов и газет (при этом студент вначале знакомится с новыми изданиями и лишь после этого обращается к более ранним публикациям);
· тщательное ознакомление (особенно в курсовых работах студентов заочного обучения) с организацией учета на предприятии или в организации и критическая оценка его автором;
· иллюстрация текста необходимыми документами и учетными регистрами в заполненном виде, относящимися к теме курсовой работы.
В курсовой работе не всегда целесообразно использовать весь законспектированный и собранный материал, лучше выбрать такие данные, которые позволят дать характеристику по исследуемому объекту, четко обосновать принятые решения. При написании работы не допускается дословное переписывание из литературных источников. Формулы и справочные материалы должны иметь ссылки на источник.
Цифровой материал, помещаемый в курсовой работе, рекомендуется оформлять в виде таблиц. Оформление таблиц показано по тексту методических указаний.
Ссылки в тексте на таблицы дают в сокращенном виде (например: табл. 1.1, табл. 1.2 и т.д.).
Над таблицей указывается единица измерения. Если в таблице несколько единиц измерения, их указывают в каждой графе или строке.
Таблицы следует печатать так, чтобы:
· текст внутри таблиц не выходил за линии, ограничивающие графы;
· примечания и сноски к таблице размещались непосредственно под ней;
· был указан отчетный период (месяц, квартал, год).
Курсовая работа должна быть оформлена в соответствии с ГОСТом. Приложения иллюстрируют практический материал, отражающий направления исследования.
Приложения обозначаются буквами русского алфавита.
Текст должен быть написан на одной стороне стандартного листа (ф. А4) и выполнен на компьютере с использованием текстового редактора Word 2003, размер шрифта 14, междустрочный интервал 1,5. Размер полей страниц курсовой работы следующий:
· слева — 2,5 см;
· сверху — 2 см;
· снизу и справа — 1,5 см.
Объем теоретической части работы не должен превышать 25 страниц. Титульный лист и задание на выполнение курсовой работы должны оформляться по единой форме, разработанной и утвержденной кафедрой (см. приложения А, Б).
На титульном листе работы указывается наименование вуза и кафедры, специальность, фамилия и инициалы студента, тема курсовой работы, ученое звание, должность, фамилия и инициалы научного руководителя.
Задание на подготовку курсовой работы должно иметь дату выдачи и подпись студента.
После получения задания и его согласования студент самостоятельно приступает к его выполнению. Каждую главу следует начинать с новой страницы.
Нумерация страниц курсовой работы сквозная. Первой страницей является титульный лист, второй — задание на подготовку курсовой работы, третьей — содержание дипломной работы, с четвертой — начинается содержательная часть. Номер страницы проставляется арабскими цифрами в правом верхнем углу. На странице 1 (титульный лист) и 2 (задание) номер страницы не ставят.
Заголовки граф и параграфов работы должны точно отражать содержание относящегося к ним текста. Содержание не должно излагаться от первого лица.
Курсовая работа, отвечающая всем указанным выше требованиям, должна быть сдана на кафедру в срок, установленный кафедрой.
1. Гражданский кодекс РФ (Часть первая) от 30.11.94 № 51-ФЗ.
2. Гражданский кодекс РФ (Часть вторая) от 26.01.96 № 14-ФЗ.
3. Налоговый кодекс ч. 1.2.
4. Трудовой кодекс РФ.
5. Федеральный закон РФ от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
6. Постановление Правительства РФ от 03.03.98 № 283 (в посл. ред.) «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».
4. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях / А.М. Кар-минский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. — М.: Финансы и статистика, 2006. — 256 с.
5. Хруцкий В.Е. Внутрифирменное бюджетирование. Настольная книга по постановке финансового планирования. — М.: Финансы и статистика, 2004. — 400 с.
6. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. — М.: Дело и сервис, 2004. — 544 с.
7. Скоун Т. Управленческий учет: Как его использовать для контроля бизнеса: Пер. с англ. / Под ред. Н.Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ, 2005. — 179 с.
8. Каплан Роберт С., Нортон Дэйвид П. Организация, ориентированная на стратегию: Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.
9. Каплан Роберт С., Нортон Дэйвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.
10. Друри К. Учет затрат методом стандарт-кост. - М.: Аудит-Юнити, 2004. — 125 с.
11. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Учеб. пособие для вузов: Пер. с англ. / Под ред. Н.Д. Эриашвили; предисловие проф. П.С. Безруких. — М.: Аудит, ЮНИТИ, 2005. — 783 с.
12. Карпова Т.П. Управленческий учет: учебник для вузов. — 2-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 351 с.
13. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления: Пер. с нем. Ю.Г. Жукова, С.Н. Зайцева / Под ред. С.А. Николаевой. — 4-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 92 с.
14. Мюллендорф Р., Карренбауэр М. Производственный учет. Снижение и контроль издержек. Обеспечение их рациональной структуры: Пер с нем. М.И. Корсакова. — М.: ФБК-Пресс, 2006. — 148 с.
15. Управленческий учет: Учеб. пособие / Под ред. А.Д. Ше-ремета. — 2-е изд. — М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2006. — 512 с.
16. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. — 5-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 798 с.
17. Шеремет А.Д. Управленческий учет. — М.: ИДФБК-Пресс, 2006.
Цель:
закрепление теоретических знаний и получение практических навыков по использованию методов аккумулирования затрат, распределения косвенных расходов, учета и калькулирования затрат. Для выполнения расчетной части необходимо знание таких теоретических разделов, как «Классификации затрат», «Позаказный метод учета и калькулирования затрат», «Методы распределения затрат вспомогательных и обслуживающих подразделений», «Методы распределения косвенных затрат по объектам калькулирования», «Организация управленческого учета», «Маржинальный доход и методы списания постоянных расходов», «Порядок расчета прибыли в системе учета полных затрат и при маржинальном подходе».
Задание на расчетную часть работы
Структура расчетного задания соответствует структуре расчетов затрат и результатов на предприятии и включает следующие разделы:
1. Расчет затрат по элементам.
2. Расчет затрат по местам их возникновения.
3. Расчет себестоимости продукции (калькуляции).
4. Расчет финансовых результатов производственной деятельности предприятия за период на основе принципа полных затрат.
5. Расчет затрат и финансовых результатов производственной деятельности предприятия за период на основе принципа неполных затрат.
Описание исходной ситуации
Предприятие производит и продает продукцию двух типов: ПХ и ПУ. Продукция относится к группе бытовой техники. За расчетный период было изготовлено ПХ — 19 000 шт., ПУ — 2100 шт. Продано: ПХ — 20 000 шт., ПУ — 2000 шт.
В приложении А показаны документы, используемые на предприятии при расчете затрат на производство, сбыт, расчете финансовых результатов.
Исходные данные
Таблица 1 — ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ
КОД
НАИМЕНОВАНИЕ
ОБОЗНАЧЕНИЕ
1
2
Продукция № 1
Продукция № 2
ПХ
ПУ
Таблица 2 — Перечень затратных групп
КОД СЧЕТА
ЗАТРАТ
НАИМЕНОВАНИЕ ЗАТРАТ
Сырье и основные материалы: покупные изделия
Вспомогательные материалы
Инструменты
Вода и электроэнергия со стороны
Заработная плата основных производственных рабочих
Заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих
Оклады
Отчисления на социальное страхование
Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования; затраты на ремонт, производимый сторонними организациями за счет предприятия
Налоги, сборы, пошлины, взносы
Страховые взносы
Фрахт
Командировочные расходы
Почтово-телеграфные расходы
Расходы на рекламу
Прочие расходы
Калькуляционная амортизация
Патентно-лицензионные расходы
Таблица 3 — ПЕРЕЧЕНЬ МЕСТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАТРАТ
Код
Наименование
Обозначение
1000
1500
2000
2100
2200
3000
4000
5000
Централизованная служба водоснабжения
Централизованная служба энергоснабжения
Подготовка производства
Механическая обработка
Сборка
Материально-техническое снабжение службы
закупок и складское хозяйство
Управление
Сбыт (продажа)
ЦСВ
ЦСЭ
ПП
МО
Сб
МТС
У
С
Раздел 1. Расчет затрат по затратным группам
Задание
.1. Провести кодировку затрат в табл. 2 в соответствии с планом счетов.
.2. Провести кодировку на документах 1—23 из приложения В:
· на каждом документе проставить код счета затрат;
· кроме того, на каждом документе, когда это возможно, проставить код места возникновения затрат (МВЗ) и код вида продукции;
· отсортировать документы, которые не подлежат учету в системе расчетов затрат и результатов (то есть не относятся к процессам производства и сбыта продукции).
.3. Заполнить Сводную ведомость затрат (табл. 4); при этом необходимо пользоваться документами № 1—23 (за исключением отсортированных). Обратить внимание, что в ведомости затраты сгруппированы в укрупненные блоки — прямые затраты, косвенные и специальные прямые затраты. По каждому блоку подсчитывается соответствующая сумма затрат.
.4. Описать и дать интерпретацию результатов этапа. Описать проблемы, с которыми сталкиваются на практике при выполнении этого этапа работ.
Методические указания
Для выполнения этого раздела необходимо изучение темы «Классификация затрат».
Затраты на производство продукции традиционно анализируются по четырем основным аналитическим разрезам: элементам затрат, статьям калькуляции, видам продукции, местам возникновения затрат.
Общеизвестны две взаимодополняющие группировки затрат по экономическому содержанию: поэлементная (по экономическим элементам) и калькуляционная (по статьям затрат). Перечень этих элементов и статей представляет собой состав себестоимости продукции. Структура же себестоимости продукции — это соотношение этих элементов/статей между собой, выраженное в процентах к общему итогу.
Классификация по экономическим элементам используется для определения общей суммы затрат организации. Элементы затрат — это экономически однородные затраты. Статьи калькуляции могут состоять из разнородных в экономическом смысле затрат, и ряд статей калькуляции включает все экономические элементы затрат, т.е. является комплексным.
Классификация затрат по статьям калькуляции позволяет выявить конкретный объект и направление использование затрат, определить себестоимость единицы продукции. Структура себестоимости по калькуляционным статьям показывает соотношение прямых и косвенных затрат, направления использования, места возникновения затрат. Она позволяет выделить расходы цеха или подразделения предприятия.
Под местом возникновения затрат (МВЗ) понимается место потребления ресурсов при осуществлении технологических процессов и бизнес-процессов. В данном случае в качестве МВЗ выделяют подразделения основного, вспомогательного и обслуживающего производства, а также отделы сбыта, снабжения, общее управление.
Для формализации и последующей автоматизации расчетов на подготовительном этапе работы требуется провести кодировку видов продукции, затрат, мест возникновения затрат. Виду продукции присваивается код — 1 или 2. Кодировку затрат по статьям проводят в соответствии с рабочим планом счетов. Кодировка МВЗ для упрощения расчетов приведена единая для всех по фактическим данным предприятия.
На следующем этапе начинается работа со счетами, поступившими на предприятие в течение отчетного периода, и внутренними учетными документами. Все документы могут быть соотнесены с определенным видом затрат. Некоторые счета могут быть прямо связаны с видами продукции и МВЗ, другие относятся к деятельности предприятия в целом. Там, где возможно установить зависимость между затратами и видами продукции и МВЗ, необходимо это сделать. Результаты работы этого этапа — заполнение таблицы в верхней части документов № 1—23.
Документ №___
Код счета затрат
Код места возникновения затрат
Код вида продукции
414
2100
1
Например, основная заработная плата основных производственных рабочих однозначно соотносится с каждым видом продукции, так как определяется исходя из трудоемкости изготовления данного вида продукции. Код места возникновения затрат в данном документе проставить невозможно, так как трудоемкость не разделена по операциям мехобработки и сборки. На счетах, полученных от инструментального завода, ремонтных мастерских, уже указаны места возникновения затрат и соответствующие суммы, поэтому задача сводится только к проставлению кода указанного МВЗ. На практике этот этап сложнее, так как требуется предварительно учитывать, что за инструмент был заказан и для какого МВЗ.
На предприятие за отчетный период поступает множество счетов, не все из которых имеют отношение к производственному процессу, снабжению или сбыту. Поэтому ставится задача провести сортировку документов, выделив из общей массы те, которые будут нужны для расчета затрат на производство и сбыт.
Результаты работы сводят в таблицу 4, в которой затраты собирают по отдельным затратным группам. Все затраты в табл. 4 группируют по трем укрупненным блокам — прямые, косвенные и прямые специальные. К специальным затратам относят затраты на лицензирование и фрахт. Прямые затраты непосредственно связаны с видами продукции.
Таблица 4 — СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ ЗАТРАТ
Номер учетного документа
Номер счета затрат
Наименование затратной группы
Сумма, руб.
Способ
распределения
Прямые затраты
В соответствии с документами по отдельным видам изделий
Сырье и основные материалы
пылесос домашний ПХ
пылесос промышленный ПУ
Зарплата основных рабочих
пылесос домашний ПХ
пылесос промышленный ПУ
Сумма 1
Косвенные затраты
В соответствии с документами по отдельным местам возникновения затрат
Вспомогательные материалы
Инструмент
Вода/электроэнергия
Зарплата вспомогательных рабочих
Оклады
Отчисления на соц. нужды
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
Налоги, сборы, взносы
Страховые взносы
Командировочные расходы
Почтовые расходы
Расходы на рекламу
Окончание табл. 4
Прочие расходы
Калькул. амортиз.отчисления
Сумма 2
Спец. прямые затраты
В соответствии с документами по отдельным видам изделий
Фрахт (спец. расходы сбыта)
пылесос домашний ПХ
пылесос промышленный ПУ
Лицензионный сбор, спец. расходы по изготовлению
пылесос домашний ПХ
пылесос промышленный ПУ
Сумма 3
Всего (сумма 1—3)
Таблица 5 — ВЕДОМОСТЬ УЧЕТА ЗАТРАТ ПО ЭЛЕМЕНТАМ И МЕСТАМ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
№
Код элемента затрат
Сумма
МВЗ обслуживающие
и вспомогательные
МВЗ основные
Центр. служба водоснаб.
1000
Центр.
служба энергоснаб.
1500
Подго-товка
пр-ва
2000
Мехобработка
2100
Сборка
2200
Сум-ма
2100 + 2200
МТС
3000
Управление
4000
Сбыт
5000
1
расч.
*
*
*
*
*
расч.
*
*
*
2
расч.
*
*
*
*
*
расч.
*
*
*
3
расч.
*
*
*
*
*
расч.
*
*
*
4
расч.
*
*
*
*
*
расч.
*
*
*
5
расч.
*
*
*
*
*
расч.
*
*
*
6
расч.
*
*
*
*
*
расч.
*
*
*
7
расч.
*
*
*
*
*
расч.
*
*
*
8
расч.
*
*
*
*
*
расч.
*
*
*
9
расч.
*
*
*
*
*
расч.
*
*
*
10
расч.
*
*
*
*
*
расч.
*
*
*
11
расч.
*
*
*
*
*
расч.
*
*
*
12
расч.
*
*
*
*
*
расч.
*
*
*
13
расч.
*
*
*
*
*
расч.
*
*
*
14
расч.
*
*
*
*
*
расч.
*
*
*
15
расч.
*
*
*
*
*
расч.
*
*
*
16
Сумма 1—15
расч.
*
*
*
*
*
расч.
*
*
*
17
Распределение затрат с МВЗ 1000
–
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
18
Сумма 16—17
–
–
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
19
Распределение затрат с МВЗ 1500
–
–
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
Окончание табл. 5
20
Сумма 18—19
–
–
–
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
21
Распределение затрат с МВЗ 2000
–
–
–
–
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
22
Сумма 20—21
–
–
–
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
23
Процент косвенных затрат, относительно базы распределения, по прошлому году
–
–
–
–
130 %
135 %
–
6 %
12 %
17 %
* — из документов 1—23.
Итогом этого этапа является информация об общей сумме затрат и об ее структуре. Таблица 4 дает возможность просчитать долю прямых затрат в общей сумме; долю косвенных затрат; проанализировать косвенные затраты — какие затраты преобладают в их составе.
Раздел 2. Расчет затрат по местам
их возникновения
Задание
2.1. Распределить косвенные затраты по местам их возникновения. Ведомость учета затрат по МВЗ и статьям затрат приведена в табл. 5. Из табл. 4 все косвенные затраты переносятся в ведомость учета затрат по МВЗ и статьям (табл. 5, гр. 3), и определяется общая сумма. Из документов 1—23 затраты заносятся в графы 4—11 в соответствии с исходной информацией об их местах возникновения.
Рассчитываются фактические затраты по каждому месту возникновения затрат (строка 16).
Осуществляется контрольная сверка сумм затрат по всем МВЗ (стр. 16, гр. 3).
2.2. Распределить затраты с первичных МВЗ на последующие в соответствии с процентами потребления услуг, приведенными в табл. 6.
Таблица 6 — ПРОЦЕНТ ПОТРЕБЛЕНИЯ УСЛУГ ЦСВ, ЦСЭ, ПП, ПРОЧИМИ МЕСТАМИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАТРАТ
МВЗ — производитель услуг
Код МВЗ — потребителя услуг
1000
1500
2000
2100
2200
3000
4000
5000
ЦСВ
0
10 %
4 %
40 %
20 %
18 %
5 %
3 %
ЦСЭ
0
0
5 %
25 %
37,5 %
13,75 %
12,5 %
6,5 %
ПП
0
0
0
2/3
1/3
0
0
0
2.3. Рассчитать коэффициенты косвенных затрат по форме, приведенной в табл. 8. Предварительно определить издержки производства (табл. 7) с учетом данных о движении складских запасов.
Таблица 7 — РАСЧЕТ ИЗДЕРЖЕК ПРОИЗВОДСТВА, тыс. руб.
Показатели
Фактические значения
%
Сумма
ПД
ПП
Прямая заработная плата на обработке
–
250
120
130
Косвенные затраты на обработке
Расч.
из табл. 5
расч.
расч.
Прямая заработная плата на сборке
–
400
188,75
211,25
Косвенные затраты на сборке
из табл. 5
расч.
расч.
Материалы прямые
–
из табл. 4
из табл. 4
из табл. 4
Косвенные затраты на материалы
Расч.
из табл. 5
расч.
расч.
Спец. расходы на изготовление (фрахт + лицензия)
–
из табл. 4
расч.
расч.
Затраты на производство
–
сумма вышестоящих затрат
расч.
расч.
+ Уменьшение складских запасов
–
из условий
из условий
из условий
– Увеличение складских запасов
–
из условий
из условий
из условий
Затраты на реализованную продукцию
–
расч.
расч.
расч.
Таблица 8 — РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТОВ КОСВЕННЫХ ЗАТРАТ
Сфера возникновения
База распределения
Коэффициент косвенных затрат
МВЗ
Фактические затраты МВЗ
Наименование базы распределения
Затраты
МТС
из табл. 5
Прямые материалы
из табл. 4
Обработка
из табл. 5
Прямая заработная плата (обработка)
из табл. 7
Сборка
из табл. 5
Прямая заработная плата (сборка)
из табл. 7
Управление
из табл. 5
Затраты на реализованную продукцию
из табл. 7
Окончание табл. 8
Сбыт
из табл. 5
Затраты на реализованную продукцию
из табл. 7
2.4. Описать и дать интерпретацию результатов этапа. Описать проблемы, с которыми сталкиваются на практике при выполнении этого этапа работ.
Методические указания
Для выполнения этого раздела необходимо изучение темы «Прямой метод распределения затрат вспомогательных подразделений», «Движение затрат на промышленном предприятии».
Косвенные затраты представляют собой набор разнородных затрат. Для большинства МВЗ эти затраты включают в себя вспомогательные материалы, инструмент, заработную плату работников данного МВЗ, отчисления на социальные нужды, расходы по содержанию оборудования, амортизацию, прочие расходы. Некоторые косвенные затраты, например налоги, соотносятся с деятельностью организации в целом и поэтому отнесены к МВЗ «Управление». Расходы на рекламу связывают с деятельностью МВЗ «Сбыт». Косвенные затраты в табл. 4 собраны в привязке к статьям затрат. Это позволяет судить о размерах затрат, но не дает информации о том, где и по какой причине возникли эти затраты. Данные о затратах в привязке к МВЗ находятся в документах 1—23. Ставится задача — получить сводную информацию о затратах по каждому МВЗ. Эта задача решается путем простого переноса информации из массы различных документов в один. Вначале из табл. 4 выбирают сумму по данной статье и переносят в гр. 3. Затем из документов 1—23 переносят затраты в гр. 4—11. Таким образом, таблицу заполняют по строкам 1—15 и итоговая строка 16 дает информацию о сумме затрат по каждому месту их возникновения. После заполнения этой части таблицы необходимо провести контрольную сверку — итог по гр. 3 и по стр. 15 должен совпадать. Необходимо обратить внимание, что в этой таблице речь идет только о косвенных затратах, ни основных материалов, ни прямой заработной платы в табл. 5 нет.
После того, как все косвенные затраты сгруппированы по МВЗ, возникает задача — каким образом соотнести их с видами продукции.
Поскольку косвенные затраты не могут быть отнесены на продукцию прямо, то их распределяют на виды продукции пропорционально принятой базе.
В работе выделено восемь МВЗ, все они выполняют различные функции. Только два МВЗ занимаются выпуском готовой продукции, другие МВЗ создают условия для ее производства. Службы водо- и энергоснабжения оказывают услуги всем без исключения МВЗ, но не занимаются выпуском готового продукта. МВЗ «Подготовка производства» оказывает услуги только двум МВЗ, которые относятся к основному производству — мехобработке и сборке. МВЗ «Снабжение», «Управление», «Сбыт» являются самостоятельными конечными МВЗ, и они также прямо не связаны с выпуском готового продукта.
Затраты обслуживающих и вспомогательных МВЗ не могут быть отнесены на готовую продукцию сразу и требуют предварительного распределения на МВЗ-потребителей их услуг. Например, код 1000 соответствует месту возникновения ЦСВ. Эта служба оказывает услуги всем остальным МВЗ. Потребление услуг в % всеми остальными МВЗ дано в табл. 6. Поскольку ЦСВ не оказывает услуг себе самой, то в таблице это отражается как 0 в ячейке ЦСВ-1000.
Распределение затрат обслуживающих и вспомогательных МВЗ (ЦСВ, ЦСЭ, ПП) может происходить как прямым, так и пошаговым методом. В работе предлагается провести расчет в три шага. Таким образом, затраты этих трех МВЗ распределяют по таким МВЗ, как мехобработка, сборка, МТС, управление, сбыт. На следующем этапе необходимо перераспределить косвенные затраты с этих МВЗ на два вида продукции. Деление производится на основе индивидуальных баз распределения. Для этого определяются коэффициенты косвенных затрат (задание 2.1, 2.2). В качестве базы распределения выбирается показатель, который определяет сумму и динамику затрат по каждому МВЗ. Например, для МТС в качестве базы выбирается стоимость прямых материалов для изготовления продукции. Для мехобработки в качестве базы выбирается заработная плата основных производственных рабочих, занятых механической обработкой. По МВЗ «Сборка» сумма косвенных затрат будет изменяться в зависимости от заработной платы сборщиков. По МВЗ «Управление», «Сбыт» в качестве базы распределения косвенных затрат принимают затраты на производство реализованной продукции.
Для расчета затрат на производство необходимо учесть изменения запасов готовой продукции на складах. В соответствии с проведенной инвентаризацией в конце периода имеются следующие изменения складских запасов: по ПУ увеличение запасов на 100 штук по цеховой себестоимости 597,58 денежных единиц; по ПХ уменьшение запасов по 98 денежных единиц. Зависимость затрат на производство и затрат на реализованную продукцию выражается формулой:
где РП — затраты на реализованную продукцию;
ПП — затраты на произведенную продукцию.
Итогом этого раздела является определение сумм затрат по каждому месту возникновения (табл. 5); расчет затрат на производство продукции; расчет затрат на реализованную продукцию (табл. 7); расчет коэффициентов косвенных затрат (табл. 8).
Раздел 3. Расчет себестоимости единицы
продукции по статьям калькуляции
Задание
3.1. Просчитать калькуляцию для обоих видов продукции, используя форму табл. 9. Необходимые данные по прямым затратам содержатся в табл. 5., по косвенным — в табл. 7 и табл. 8.
3.2. Описать и дать интерпретацию результатов этапа. Описать проблемы, с которыми сталкиваются на практике при выполнении этого этапа работ.
Таблица 9 — КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ ЗАТРАТ КОСВЕННЫМ
МЕТОДОМ
Статьи затрат
%
ПХ
ПУ
З/п на обработке
–
из перв. док
из перв. док
Косв. затраты на обработке
из табл. 7
расч.
расч.
З/п на сборке
–
из перв. док
из перв. док
Косв. затраты на сборке
из табл. 7
расч.
расч.
Стоимость материалов для изготовления
–
из перв. док
из перв. док
Косв. затраты на материалы
из табл. 7
расч.
расч.
Специальные прямые затраты в изготовлении
–
расч.
расч.
Издержки производства
–
расч.
расч.
Косв. затраты в управлении
из табл. 8
расч.
расч.
Косв. затраты в сбыте
из табл. 8
расч.
расч.
Специальные прямые затраты в сбыте
–
расч.
расч.
Себестоимость
–
расч.
расч.
Прибыль
–
расч.
расч.
Цена продажи
–
145
850
Методические указания
Для выполнения этого раздела необходимо изучение темы «Учет полных затрат».
Калькуляция составляется отдельно по каждому виду продукции. Прямые материальные затраты и прямая заработная плата берутся из документов 1, 21 (или таблицы 4 и пересчитываются на единицу продукции). Объем выпуска задан в описании исходной ситуации. Косвенные затраты по обработке, сборке и материалам рассчитываются на основе коэффициентов косвенных затрат (табл. 8). Специальные прямые затраты берутся из первичных документов (затраты на фрахт и лицензирование) и пересчитываются с учетом объема производства. Таким образом рассчитываются затраты на производство продукции. Косвенные затраты в управлении и в сбыте рассчитываются по коэффициентам косвенных затрат (табл. 8). Специальные прямые затраты в сбыте рассчитываются на основе первичных документов и объема продаж.
Итогом раздела является себестоимость единицы продукции.
Раздел 4. РАСЧЁТ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗА ОТЧЁТНЫЙ
ПЕРИОД
Задание
4.1. Рассчитать финансовые результаты деятельности предприятия за период на основе метода учёта полных затрат, используя формы, приведенные в таблицах 10—11.
4.2. Провести расчёт финансовых результатов деятельности предприятия за период на основе метода учёта объёма реализации, используя формы, приведённые в таблицах 12—13.
4.3. Описать и дать интерпретацию результатов этапа. Описать проблемы, с которыми сталкиваются на практике при выполнении этого этапа работ.
Методические указания
Для выполнения этого раздела необходимо изучение темы «Методы учета затрат и их отражение в отчетах о прибыли».
Расчет финансовых результатов предлагается провести в форме записи по счетам и в ступенчатой форме записи. Форма записи по счетам позволяет отслеживать затраты и результаты по источникам и направлениям использования средств (табл. 10). Данные для расчета выручки даны в исходной ситуации, данные по затратам рассчитаны в таблицах 4—8. Порядок расчета обозначен буквами.
Таблица 10 — РАСЧЕТ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ПО МЕТОДУ УЧЕТА ПОЛНЫХ ЗАТРАТ, ФОРМА ЗАПИСИ ПО СЧЕТАМ, руб.
Показатель
Сумма
Показатель
Сумма
Затраты на производство
из табл. 7
Выручка ПХ
а
Косвенные затраты в управлении
из табл. 8
Выручка ПУ
в
Косвенные затраты сбыта
из табл. 8
Увеличение запасов готовой продукции (+)
из табл. 8
Специальные прямые затраты сбыта
из табл. 4
Уменьшение запасов готовой продукции(+)
из табл. 7
Прибыль
е
Итого
д
Итого
с
Ступенчатая форма записи акцентирует внимание на движении запасов готовой продукции. Изменение запасов готовой продукции и незавершенного производства учитывается отдельными строками. (В данном случае для упрощения расчетов принято НЗП = 0).
Таблица 11 — РАСЧЕТ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ПО МЕТОДУ УЧЕТА ПОЛНЫХ ЗАТРАТ, СТУПЕНЧАТАЯ ФОРМА ЗАПИСИ, руб.
Показатель
Сумма
Выручка
а
Увеличение запасов готовой продукции (+)
из табл. 7
Уменьшение запасов готовой продукции (–)
из табл. 7
Промежуточный результат
в
Общие затраты за период (–)
с
Финансовый результат
д
Следует обратить внимание, что исходные и результирующие данные, представленные в таблицах 10—11, совпадают, так как изменяется только форма представления материала в зависимости от целей рассмотрения.
Таблица 14 — РАСЧЕТ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ПО МЕТОДУ УЧЕТА ЗАТРАТ РЕАЛИЗАЦИИ, ФОРМА ЗАПИСИ ПО СЧЕТАМ, руб.
Показатель
Сумма
Показатель
Сумма
Затраты на реализованную продукцию
из табл. 7
Выручка ПХ
а
Косвенные затраты в управлении
из табл. 8
Выручка ПУ
в
Косвенные затраты сбыта
из табл. 8
Специальные прямые затраты сбыта
из табл. 4
Прибыль
е
итого
д
итого
с
При расчете прибыли по методу учета затрат реализации следует обратить внимание на то, что в отличие от табл. 10—11, в основу расчетов положены затраты на реализованную продукцию (не на произведенную продукцию).
Таблица 13 — РАСЧЕТ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ПО МЕТОДУ УЧЕТА ЗАТРАТ РЕАЛИЗАЦИИ, СТУПЕНЧАТАЯ ФОРМА ЗАПИСИ, руб.
Показатель
Сумма
Выручка
а
Затраты на реализованную продукцию
из табл. 7
Косвенные затраты в управлении
из табл. 8
Косвенные затраты сбыта
из табл. 8
Специальные прямые затраты сбыта
из табл. 4
Финансовый результат
в
Следует обратить внимание, что исходные и результирующие данные, представленные в таблицах 12—13, совпадают, так как изменяется только форма представления материала в зависимости от целей рассмотрения.
После выполнения расчетов следует сравнить полученные результаты, объяснить, с какой целью используются различные варианты расчетов затрат и финансового результата.
Раздел 5. Расчет затрат и финансовых
результатов производственной
деятельности предприятия за период
на основе принципа неполных затрат
Задание
5.1. Рассчитать себестоимость единицы продукции по переменным затратам, используя исходные данные из приложения В и табл. 14. Расчеты оформить в виде таблиц 15—16.
5.2. Рассчитать финансовый результат деятельности предприятия за период на основе метода маржинального дохода, используя формы, приведенные в таблице 17.
5.3. Описать и дать интерпретацию результатов этапа. Объяснить различие в значениях прибыли по методу полных затрат и методу маржинального дохода.
Таблица 14 — СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ ЗАТРАТ
Код счета затрат
Наименование затратной группы
Сумма тыс. руб.
Переменные затраты, тыс. руб.
Постоянные затраты, тыс. руб.
Прямые затраты
Сырье и основные материалы
–
ПХ
1140
1140
–
ПУ
430,5
430,5
–
Зарплата основных рабочих
–
ПХ
308,75
308,75
–
ПУ
341,25
341,25
–
Сумма 1
Косвенные затраты
Вспомогательные материалы
107
57
50
Инструмент
28,8
28,8
–
Вода/электроэнергия
50
30
20
Зарплата вспомогательных рабочих
166
83
83
Оклады
626
–
626
Отчисления на соц. страх.
?
?
?
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования
47,5
30
17,5
Налоги, сборы, взносы
16
–
16
Страховые взносы
22,1
–
22,1
Командировочные расходы
96,8
–
96,8
Почтовые расходы
55,1
–
55,1
Расходы на рекламу
98
–
98
Прочие расходы
49,79
–
49,79
Калькул. амортиз. отчисления
78,668
–
78,668
Сумма 2
Спец. прямые затраты
Фрахт (спец. расходы сбыта)
ПХ
20
20
–
ПУ
6
6
–
Лицензионный сбор: спец. расходы по изготовлению
ПХ
19
19
–
ПУ
12,6
12,6
–
Сумма 3
Всего (сумма 1—3)
Методические указания
Для выполнения этого раздела необходимо изучение тем «Методы учета затрат и их отражение в отчетах о прибыли», «Учет переменных затрат», «Маржинальный доход».
Себестоимость единицы продукции по переменным затратам складывается из прямых переменных затрат и распределенных косвенных переменных затрат. Деление косвенных затрат на переменные и постоянные дано в приложении Д.
Прямые переменные затраты включают в себя основные материалы, основную заработную плату основных производственных рабочих и специальные прямые затраты (лицензионный сбор). Данные обо всех этих затратах есть как в первичных документах (№ 1—23), так и в табл. 14, которая формируется на их основе.
Таблица 15 — РАСЧЕТ ПРЯМЫХ ПЕРЕМЕННЫХ ЗАТРАТ
НА ЕДИНИЦУ ПРОДУКЦИИ, руб.
Затраты
Продукт
ПХ
ПУ
Основные материалы
60
205
Основная заработная плата основных производственных рабочих
16,25
162,50
Спецзатраты в производстве
1
6
Итого прямых переменных затрат
При расчете данных в табл. 15 учитывался объем производства по видам продукции (см. исходные данные).
Косвенные затраты, в соответствии с табл. 14, составляют 1817,958 тыс. руб. Они включают в себя затраты, которые не связаны непосредственно с процессом изготовления изделия, но создают условия для его производства и сбыта. Это затраты на вспомогательные материалы, заработную плату вспомогательных рабочих, налоги, затраты на рекламу и прочее. Часть из них (261,8 тыс. руб.) относится к переменным косвенным расходам, так как изменяется при изменении объемов производства. Постоянные косвенные затраты не распределяются по видам продукции, так как не связаны напрямую с их выпуском, и не включаются в себестоимость при данном методе расчета. Они учитываются при расчете финансового результата.
Косвенные переменные затраты в производстве могут распределяться на продукты по различным базам распределения. В данном конкретном случае в качестве базы распределения выбрана трудоемкость выпуска продукции. Ставка распределения косвенных затрат рассчитывается следующим образом:
,
где З косв
— косвенные переменные затраты общие, тыс. руб.
Трудоемкость общая
— трудоемкость производственной программы, тыс. час., рассчитанная по обоим изделиям на основе документов № 1, 21 и данных об объемах выпуска продукции.
Ставка распределения переменных косвенных затрат показывает, сколько косвенных расходов приходится на один час работ в основных цехах. Эта ставка является единой для обоих изделий. Для расчета переменных косвенных затрат на единицу продукции используют формулу:
,
где
— переменные затраты на единицу продукции, руб.;
R
— ставка переменных затрат, руб.;
Ti —
Трудоемкость единицы продукции, час/шт.
По результатам этих расчетов можно определить себестоимость единицы продукции по переменным затратам.
Расчет финансового результата производится по маржинальной форме отчетности (табл. 17).
Маржинальный доход — это размер выручки, остающийся после возмещения всех переменных затрат для покрытия постоянных расходов. Рассчитывается как выручка-нетто за вычетом общих переменных расходов.
Таблица 17 — РАСЧЕТ ПРИБЫЛИ НА ОСНОВЕ МАРЖИНАЛЬНОГО ДОХОДА
Показатели
Ед. изм.
Продукт
Итого
ПХ
ПУ
Цена продукции
руб./шт.
из усл.
из усл.
–
Объем продаж
тыс.шт.
из усл.
из усл.
Затраты переменные на ед. прод.
руб./шт.
п.5.1.
п.5.1.
Выручка
тыс.руб.
расч.
расч.
расч.
Спец. затраты сбыта
тыс.руб.
табл.14
табл.14
расч.
Выручка — нетто
тыс.руб.
расч.
расч.
расч.
Затраты переменные общие
тыс.руб.
Маржинальный доход
тыс.руб.
расч.
расч.
расч.
Затраты постоянные
тыс.руб.
–
–
расч.
Прибыль от продаж
тыс.руб.
–
–
расч.
Особенностью маржинальной формы отчетности является то, что финансовый результат рассчитывается по предприятию в целом, так как постоянные косвенные расходы не распределяются на продукцию. По продуктовой группе рассчитывается только маржинальный доход.
По результатам работы следует сравнить значения прибыли предприятия, рассчитанные по методу учета полных и переменных затрат (табл. 11, 17), объяснить причины различия и показать их на цифровом материале.
Таким образом, в варианте № 1 расчетной части рассматривается на примере блок вопросов, связанных с учетом и калькулированием затрат по методу полных и переменных затрат и их отражением в финансовой отчетности предприятия. Выполнение курсовой работы свидетельствует о полном освоении следующих тем курса: затраты на производство и сбыт и их калькулирование; планирование себестоимости по методу полных и переменных затрат; методы распределения косвенных расходов; методы планирования финансового результата и о сформированных навыках практической работы.
Варианты 2—5. СИСТЕМА РАСЧЕТОВ ЗАТРАТ
И РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(на основе принципа полных
и неполных затрат)
Цель:
закрепление теоретических знаний и получение практических навыков по учету и калькулированию затрат на основе принципа неполных затрат. Для выполнения расчетной части необходимо знание таких теоретических разделов, как «Классификации затрат», «Поведение затрат», «Методы распределения затрат вспомогательных и обслуживающих подразделений», «Методы распределения косвенных затрат по объектам калькулирования».
Задание
Структура расчетного задания соответствует варианту 1 и отличается только размерами потребления услуг в прил. Г.
Вариант 6. СИСТЕМА РАСЧЕТОВ ЗАТРАТ
И РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(на основе принципа полных затрат)
Цель:
закрепление теоретических знаний и получение практических навыков по учету и калькулированию затрат на основе принципа неполных затрат. Для выполнения расчетной части необходимо знание таких теоретических разделов, как «Классификации затрат», «Поведение затрат», «Методы распределения затрат вспомогательных и обслуживающих подразделений», «Методы распределения косвенных затрат по объектам калькулирования».
Задание
Структура расчетного задания соответствует структуре расчетов затрат и результатов на предприятии и включает следующие разделы:
1. Работа со сметой затрат.
2. Расчет затрат по местам их возникновения.
3. Расчет себестоимости продукции (калькуляции).
4. Расчет финансовых результатов производственной деятельности предприятия за период на основе принципа полных затрат.
Описание исходной ситуации
Предприятие производит и продает продукцию трех типов: А, В, С. Продукция относится к группе бытовой техники. За расчетный период было изготовлено А — 30000 шт., В — 5200 шт., С — 40 шт. Продано: А — 29050 шт., В — 5400 шт., С — 40 шт.
Исходные данные
Таблица 18 — ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ
КОД
НАИМЕНОВАНИЕ
ОБОЗНАЧЕНИЕ
1
2
3
Продукция № 1
Продукция № 2
Продукция № 3
А
В
С
Таблица 19 — ПЕРЕЧЕНЬ МЕСТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАТРАТ
Код
Наименование
Обозначение
1.0
1.1
1.2
1.3.
2.0
3.0.
3.1.
4.0
5.0
Теплоцентраль
Подготовка производства
Механическая обработка
Сборка
НИОКР
Закупки
Склад
Управление
Сбыт (продажа)
ТЦ
ПП
МО
Сб
НИОКР
МТС
С
У
П
Раздел 1. ВЫДЕЛЕНИЕ ПРЯМЫХ ЗАТРАТ
В СОСТАВЕ ЗАТРАТ
Задание
1.1. Ознакомиться с первичными документами № 1—23 в прил. В, способами кодировки счетов затрат, мест возникновения затрат, видов продукции. В варианте 6 приведена условная кодировка затрат, не связанная с планом счетов.
1.2. В Сводной ведомости затрат (табл. 20) проанализировать затраты, выделить прямые и косвенные; при этом необходимо пользоваться документами № 1—23. По каждому блоку подсчитывается соответствующая сумма затрат.
1.3. Указать в составе косвенных затрат, какие затраты относятся исключительно к постоянным, какие могут включать переменную и постоянную составляющие. Описать проблемы, с которыми сталкиваются при выполнении этого этапа работ.
Таблица 20 — СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ ЗАТРАТ
Код счета элемента затрат
Наименование затратной группы
Сумма, тыс. руб.
400
Сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты
2458,4
401
Вспомогательные материалы
211
403
Вода и электроэнергия со стороны
106,1
404
Инструмент
63,5
416
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (без амортизации)
63
420
Зарплата основных производственных рабочих
560,907
421
Зарплата вспомогательных рабочих
390
430
Оклады
4133
440
Отчисления на социальные нужды
357611
450
Налоги, сборы, взносы
16
461
Страховые взносы
36
462
Почтовые расходы
92
464
Командировочные расходы
193,5
465
Расходы на рекламу
61,4
Окончание табл. 20
469
Прочие расходы
212,3
474
Специальные прямые затраты в производстве
10
476
Спец. прямые затраты сбыта (реклама)
302,5
480
Амортизация
441,609
Всего
Методические указания
Для выполнения этого раздела необходимо изучение темы «Классификация затрат».
Затраты на производство продукции традиционно анализируются по четырем основным аналитическим разрезам: элементам затрат, статьям калькуляции, видам продукции, местам возникновения затрат.
Общеизвестны две взаимодополняющие группировки затрат по экономическому содержанию: поэлементная (по экономическим элементам) и калькуляционная (по статьям затрат). Перечень этих элементов и статей представляет собой состав себестоимости продукции. Структура же себестоимости продукции — это соотношение этих элементов/статей между собой, выраженное в процентах к общему итогу.
Классификация по экономическим элементам используется для определения общей суммы затрат организации. Элементы затрат — это экономически однородные затраты. Статьи калькуляции могут состоять из разнородных в экономическом смысле затрат, и ряд статей калькуляции включает все экономические элементы затрат, т.е. является комплексным.
Классификация затрат по статьям калькуляции позволяет выявить конкретный объект и направление использования затрат, определить себестоимость единицы продукции. Структура себестоимости по калькуляционным статьям показывает соотношение прямых и косвенных затрат, направления использования, места
Таблица 21 — ВЕДОМОСТЬ УЧЕТА ЗАТРАТ ПО ЭЛЕМЕНТАМ И МЕСТАМ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
№
Код затрат
Сумма
МВЗ
обслуживающие
МВЗ основные
ТЦ
1.0
Подг. пр-ва
1.1
Мехобработка
1.2
Сборка
1.3
Сумма
1.2 + 1.3
НИОКР
2.0
Закупки
3.0
Склад
3.1
Управление
4.0
Сбыт
5.0
1
401
211
–
–
60
150
–
–
1
–
–
2
403
106,1
–
–
50
20
3
1,5
13
12
6,6
3
404
63,5
–
–
13
50
–
–
–
–
–
4
416
63
–
–
30
15
–
–
–
–
–
5
421
390
–
–
40
280
–
–
–
–
–
6
430
1433
–
102
55
180
298,5
80
20
304,5
393
7
440
357,611
–
15,3
42,6
124,786
44,8
12
10,35
48,825
58,95
8
450
16
–
–
–
–
–
–
–
–
16
–
9
461
36
–
–
15
3
–
–
–
5
13
10
462
92
–
1,5
–
0,5
5
5
–
10
70
11
464
193,5
–
0,5
–
1
10
2
–
10
170
12
465
61,4
–
–
–
–
–
–
–
–
–
61,4
13
469
212,3
–
15
3
10
36,5
3
0,15
120
24,64
14
480
441,609
37,250
6,823
65,552
26,429
91,981
36,345
77,528
81,464
94,650
15,568
15
Сумма 1—14
3677,020
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
Окончание табл. 21
16
Распределение затрат с МВЗ 1.0
–
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
17
Распределение затрат с МВЗ 1.1 и 3.0
–
–
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
18
Сумма 15—17
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
расч.
возникновения затрат. Она позволяет выделить расходы цеха или подразделения предприятия.
Под местом возникновения затрат (МВЗ) понимается место потребления ресурсов при осуществлении технологических процессов и бизнес-процессов. В данном случае в качестве МВЗ выделяют подразделения основного, вспомогательного и обслуживающего производства, а также отделы сбыта, закупок, общее управление.
Для формализации и последующей автоматизации расчетов на подготовительном этапе работы требуется провести кодировку видов продукции, затрат, мест возникновения затрат. Виду продукции присваивается один из кодов — 1, 2, 3, возможна кодировка буквами. Кодировку затрат по статьям проводят в соответствии с рабочим планом счетов. Кодировка МВЗ для упрощения расчетов приведена в табл. 19.
Результаты работы сводят в таблицу 20, в которой затраты собирают по отдельным затратным группам. Все затраты в табл. 20 группируют по двум укрупненным блокам — прямые, косвенные. Прямые затраты непосредственно связаны с видами продукции.
Итогом этого этапа является информация об общей сумме затрат и об ее структуре. Таблица 20 дает возможность просчитать долю прямых затрат в общей сумме; долю косвенных затрат; проанализировать косвенные затраты — какие затраты преобладают в их составе.
Раздел 2. Расчет затрат по местам
их возникновения
Задание
2.1. Рассчитать фактические косвенные затраты в разрезе мест их возникновения. Ведомость учета затрат по МВЗ и статьям затрат приведена в табл. 21. Для упрощения расчетов табл. 21 уже сформирована по исходным данным. На практике она собирается на основании первичных документов, по образцу прил. В и сметы затрат (табл. 20), в соответствии с исходной информацией о местах возникновения затрат.
Фактические затраты по каждому месту возникновения затрат (строка 15) рассчитываются как сумма затрат по соответствующим статьям. Для проверки правильности расчетов осуществляется контрольная сверка сумм затрат по всем МВЗ (стр. 15, гр. 3).
2.2. Распределить затраты с первичных МВЗ на последующие прямым методом.
Таблица 22 — ПРОЦЕНТ ПОТРЕБЛЕНИЯ УСЛУГ ТЦ ПРОЧИМИ МЕСТАМИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАТРАТ
Код МВЗ
Наименование МВЗ-потребителя
% потребления услуг
1.2 и 1.3
Производство
50 %
2.0
НИОКР
15 %
3.0
Закупки
5 %
3.1
Склад
10 %
4.0
Управление
15 %
5.0
Сбыт (продажа)
5 %
–
Итого
100 %
Затраты на подготовку производства списываются на основное производство в целом.
Затраты по МВЗ «Закупки» (3.0) списываются на МВЗ «Склад» (3.1).
2.3. Рассчитать ставки распределения косвенных затрат для остальных МВЗ по форме, приведенной в табл. 23.
Основная заработная плата производственных рабочих
из табл. 20
расч.
2.0 — НИОКР
из табл. 21
Себестоимость производственная
из табл. 24
расч.
Окончание табл. 23
3.1 — Склад
из табл. 21
Сырье и основные материалы
из табл. 20
расч.
4.0 — Управление
из табл. 21
Себестоимость производственная
из табл. 24
расч.
5.0 — Сбыт
из табл. 21
Себестоимость производственная
из табл. 24
расч.
Методические указания
Для выполнения этого раздела необходимо изучение темы «Прямой метод распределения затрат вспомогательных подразделений», «Движение затрат на промышленном предприятии».
Косвенные затраты представляют собой набор разнородных затрат. Для большинства МВЗ эти затраты включают в себя вспомогательные материалы, инструмент, заработную плату работников данного МВЗ, отчисления на социальные нужды, расходы по содержанию оборудования, амортизацию зданий, прочие расходы. Некоторые косвенные затраты, например, налоги, соотносятся с деятельностью организации в целом и поэтому отнесены к МВЗ «Управление». Расходы на рекламу связывают с деятельностью МВЗ «Сбыт». Косвенные затраты в табл. 21 собраны в привязке к статьям затрат и МВЗ. Это позволяет судить о размерах затрат и о том, где и по какой причине возникли эти затраты. Ставится задача — получить сводную информацию о затратах по каждому МВЗ. Итоговая строка 15 дает информацию о сумме затрат по каждому месту возникновения. После заполнения строки 15 необходимо провести контрольную сверку — итог по гр. 3 и по стр. 15 должен совпадать. Необходимо обратить внимание, что в этой таблице речь идет только о косвенных затратах — ни основных материалов, ни прямой заработной платы в табл. 21 нет.
После того, как все косвенные затраты сгруппированы по МВЗ, возникает задача соотнесения их с видами продукции.
Поскольку косвенные затраты не могут быть отнесены на продукцию прямо, то их распределяют на виды продукции пропорционально принятой базе.
В работе выделено девять МВЗ, все они выполняют различные функции.
Только два МВЗ (1.2 и 1.3) занимаются выпуском готовой продукции, другие МВЗ создают условия для ее производства. Следует обратить внимание, что все МВЗ группируются по характеру деятельности, на вспомогательные МВЗ (1.0 — Теплоцентраль), группу производственных МВЗ (1.1 — Подготовка производства; 1.2 — Мехобработка; 1.3 — Сборка), НИОКР, МТС (3.0 — Закупки и 3.1 — Склад), Управление (4.0) и Сбыт (5.0). Затраты обслуживающих и вспомогательных МВЗ не могут быть отнесены на готовую продукцию сразу и требуют предварительного распределения на МВЗ-потребителей их услуг. Все МВЗ потребляют услуги Теплоцентрали, но в разной пропорции. Затраты Теплоцентрали распределяются на остальные МВЗ в соответствии в соответствии с процентами потребления ими услуг, приведенными в табл. 22.
Затраты на подготовку производства связаны с основным производством, поэтому списываются на основное производство в целом — на столб. 8 (сумма 1.2 и 1.3).
Затраты по МВЗ «Закупки» (3.0) списываются на МВЗ «Склад» (3.1).
Затраты остальных МВЗ (НИОКР, Склад, Управление, Сбыт) распределяются на продукцию по ставкам распределения, приведенным в табл. 23.
Поскольку для МВЗ «НИОКР», «Управление», «Сбыт» в качестве базы распределения выступает производственная себестоимость, то требуется ее расчет (табл. 24).
Таблица 24 — РАСЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ, тыс. руб.
Показатели
Сумма
Сырье и основные материалы
из табл. 20
Косвенные затраты на материалы
из табл. 21, МВЗ «Склад»
Заработная плата основных производственных рабочих
из табл. 20
Косвенные затраты в производстве
табл. 21, МВЗ (1.2+1.3)
Специальные прямые затраты в производстве
из табл. 20
Себестоимость производственная
расч.
Раздел 3. Расчет себестоимости единицы
продукции по статьям калькуляции
Задание
3.1. Составить калькуляцию себестоимости продукции косвенным методом по форме табл. 25.
Таблица 25 — КАЛЬКУЛЯЦИЯ ЗАТРАТ (НА ЕДИНИЦУ ПРОДУКЦИИ), руб.
Статьи затрат
Ставка
А
В
С
Основные материалы
–
44,00
202,00
2200,00
Косв. затраты на материалы (по МВЗ 3.1)
из табл. 23
расч.
расч.
расч.
Заработная плата основных производственных рабочих