Проект по патриотическому воспитанию младших школьников
«Моя родина - Россия»
в рамках реализации программы воспитания школьников МОУ СОШ №4 «Я – гражданин»
Участники проекта – обучающиеся 1-4 классов, классные руководители 1-4 классов, родители.
Правовая база для составления проекта:
· Конвенция ООН о правах ребенка
· Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
· Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)
· Методические рекомендации Минобразования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования России от 3101.2001г. №90/30 - 16)
· «Примерная программа воспитания и социализации учащихся» . Начальное общее образование. ФГОСы третьего поколения
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежности России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Социально-экономические условия жизни ограничили круг общения школьников. Отсутствие многообразия учреждений культуры, специализированных объектов патриотического воспитания, таких как музей, мемориальные комплексы, культурно-этнографические центры учреждений и дополнительного образования привели к ограничению средств развития школьника. Кроме того, в результате урбанизации разрушаются вековые устои традиционной русской семьи
. Отсутствие перспективы социального и экономического развития накладывает свой отпечаток на мировоззрение современных взрослых людей, что в свою очередь оказало отрицательное воздействие на гражданско-патриотическое воспитание младшего поколения. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Цель проекта:
Основная цель данного проекта формирование основ патриотизма -
воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к истории, традициям культуре своей семьи, малой родины, Отечества в целом.
Воспитательные задачи проекта:
· формирование толерантности школьников через пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям; одноклассникам.
· формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению родословной своей семьи, истории, культуры, традиций своего края, родины, жизни земляков, верно служивших и служащих Родине;
· приобщение юного поколения россиян к духовному наследию, богатствам отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской и мировой культуры.
Принципы реализации проекта:
· личностно- ориентированная направленность: формирование ведущих интегративных качеств личности;
· деятельностный подход: воспитание и развитие личности в результате практической деятельности;
· оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;
· средовый подход: педагогизация воспитательной среды в социуме, неразрывная связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными учреждениями.
· непрерывная педагогическая диагностика, переходящая в самодиагностику, самопознание;
Содержательные линии проекта:
Образовательная
– содержит идеи, теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические и другие особенности каждой семьи, родного края, Отечества в целом .
Ценностная –
предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной культуры, культуры народов России, на её изучение, сохранение.
Деятельностная
– способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей семьи, многонационального государства, в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая
– предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Срок реализации проекта– 4 года (2010 – 2013)
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Поэтому в системе самосовершенствования личности субъект воспитания на данном этапе развития получил условное название «исследователь». Реализация проекта рассчитана на весь курс начального образования и представляет собой четыре ступени развития.
1 класс «Я, ты, он, она – вместе дружная семья…».
2 класс «Я люблю моё Заполярье».
3 класс «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить».
4 класс «Нас много, а родина одна – Россия».
Средства реализации проекта:
Возможные формы активных воспитательных мероприятий:
1. Мероприятия, посвящённые важным историческим датам
2. Деловые игры;
3. Диспуты, викторины;
4. Исследовательская деятельность,
5. Коллективные творческие дела;
6. Смотры-конкурсы, выставки;
7. Соревнования;
8. Экскурсии, поездки, походы;
9. Трудовые дела: акции, операции
10. Тренинги общения
11. Устный журнал «Путешествие по городам»;
12. Конкурс творческих проектов ( альбомы, презентации, сочинения, рисунки, плакаты )«У фамильного древа»;
13. Виртуальная экскурсия «Путешествие в прошлое и настоящее» (в детство наших родителей, бабушек, дедушек, дальних и близких родственников, нашего города, края, страны)
14. Семейные гостиные:
- «Духовно нравственные основы русского народа».
- «Пишем историю своей семьи».
- «Родословная семьи»
- «Передача героических и трудовых традиций семьи новым поколениям».
15. Организация работы объединений по интересам:
- Клуба юных знатоков истории Малой России;
- Детской Службы Милосердия;
- Интер - клуба «Дружба» (история, культура, традиции, обычаи, обряды, игры, забавы, игрушки, праздничный венок народов, проживающих на территории малой и большой Родины);
- Центр разработки и реализации социально значимых проектов (посильное участие в решении проблем Малой Родины, родного края
).
16. Создание семейных книг «Гордость нашей родни», «Трудовая слава моей семьи», «Наши династии» и др
Ожидаемые результаты реализации проекта:
Реализация данного проекта предполагает сформированность
:
· начальной системы краеведческих знаний,
· устойчивого интереса к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
· уважительного и бережного отношения к памятникам архитектуры и культуры;
· любви и бережного отношения к родной природе;
· посильного служения Отечеству: активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
· уважительного и доброжелательного отношения к людям, самоуважения и соблюдение правил культуры.
Содержание воспитания по ступеням:
1 класс - «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
Задачи:
1. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи. к близким людям.
2. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине.
3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том, откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера.
2 класс – «Я люблю моё Заполярье»
Задачи:
1. Воспитание люби к месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее;
2. Развитие творческой активности.
3. Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.
Содержание программного материала: Мурманская область – частица России. История города и края в истории России. Архитектурные и культурные памятники города и области. Административное деление области, символика. Природа и экологические проблемы. Выдающиеся люди земли Кольской. Работа по восстановлению фактов из жизни далеких предков, изучение значения жизни земляков, родственников в истории страны во время ВОВ, Афганской и чеченской войн.
3 класс – «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»
Задачи:
1. Воспитание люби к семье, родным и близким людям; уважения к историческому прошлому и настоящему малой и большой родины;
2. Развитие творческой активности.
3. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению связей истории своей семьи с историей своего края, своего Отечества.
Содержание программного материала: отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны; узнать об интересных людях: героях войны, труда, людях искусства и т.п.; народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи русских народов. Наша Родина в живописи, песнях и стихах. Сотрудничество как основа добрых, созидательных отношений между людьми, исключающих национальные и политические конфликты.
4 класс –
«Нас много, а родина одна – Россия».
Задачи:
1. Утверждение национально – патриотических ценностей, привитие чувств уважения к природе, истории Апатит, Кольского края, России, к культуре, традициям и обычаям разных народов России.
2. Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.
3. Развитие чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины, желания их сохранять, возрождать и умножать.
4. Привитие молодому поколению нравственного иммунитета против низкопробной культуры, захлестнувшей нашу страну.
5. Обучение полезному времяпровождению в свободное от учебы и других занятий время с использованием традиций народной культуры.
Содержание программного материала: Россия – наша Родина, символы государства, историческая справка, географическая справка, народы, населяющие страну, особенности их культуры и истории; ознакомление с образцами народного искусства; природное разнообразие, охрана природы, основы экологической культуры, роль природы в сохранении здоровья человека.
Критерии эффективности проекта:
Обучающиеся 1-2 классов
Знаю:
-что такое семья и для чего она создается;
-историю своего рода, своей семьи;
-историю семейных реликвий;
-традиции и обычаи своей семьи;
-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям; характер и личностные особенности своих родных, их привычки, интересы и потребности;
-роль каждого члена семьи в ее жизни;
-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;
-состояние здоровья членов моей семьи;
-материальное положение семьи;
-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;
-круг знакомств семьи;
-важные даты в жизни семьи (день рождения семьи, дни рождения и именины членов семьи и др.);
-семейный этикет;
-свои права и свои семейные обязанности;
-как и чем я могу помочь своим близким.
Умею:
-любить свою семью и всех своих родных и близких;
-быть благодарным;
-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;
-понять и прощать, сочувствовать и помогать;
-уважать мнение других членов семьи;
-в согласии делать общие дела;
-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;
-составить родословную моей семьи, вести семейную летопись;
-хранить семейные реликвии;
-донести сведения о своем роде, своей семье до будущих своих своих детей и внуков;
-разумно пользоваться своими правами в семье;
-добросовестно выполнять свои обязанности;
-заботиться о старших и младших членах семьи;
-ухаживать за собой, не добавляя проблем старшим членам семьи;
-строить взаимоотношения с родными и близкими мне людьми, общаться с ними на уровне культуры отношений и общения;
-правильно выходить из конфликтных ситуаций, возникающих в семье;
-вести здоровый образ жизни;
-оказывать посильную помощь в решении проблем семьи в целом и проблем каждого члена семьи в частности;
-создавать домашний уют, оказывать помощь в решении бытовых вопросов жизни
семьи;
-организовывать семейные праздники, игры, забавы, развлечения;
-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов достойными человека
способами;
-делать приятное своим родным и близким.
Действую:
-участвую в составлении родословной моей семьи, ее летописи;
-берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;
-поддерживаю родственные связи с родственниками, живущими вне моего дома; -добросовестно выполняю свои обязанности по дому;
-посильно участвую в решении семейных проблем;
-участвую в организации досуга семьи;
-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;
-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;
-берегу мир и покой моей семьи;
-готовлюсь стать продолжателем рода, к созданию своей собственной семьи
Обучающиеся 3 - 4ых классов:
Знаю:
-историю России;
-историю Малой Родины и родного края;
-историю своего народа и его нравы;
-историю религий народов исконно проживающих на территории Самарской области;
-историю государственных символов России;
-имена и историю жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
-национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;
-что входит в понятие «русская душа», «менталитет народа»;
-духовные и нравственные основы россиян;
- свой родной язык;
-родную литературу;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный
календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыка, архитектура, кино, театр и др.
-основы национальной кухни;
-основы народной медицины.
Умею:
-рассказать об истории своего Отечества;
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях);
-рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;
-грамотно изъясняться и писать на своем родном языке, использовать в своей речи
живое слово своего народа;
-отличить подлинное искусство своего народа от искусства низкопробного, массового;
-петь песни своего народа;
-рассказывать народные сказки, предания и сказания;
-исполнять традиционные народные танцы, пляски;
-готовить национальные блюда;
-готовить и проводить народные праздники;
-играть в народные игры, водить хороводы;
-использовать в своей одежде и в убранстве своего дома, своей квартиры народные
мотивы;
-правильно использовать рецепты народной медицины;
-изготавливать изделия из серии народных промыслов;
-ценить красоту и богатства родной природы;
-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины;
-умею правильно анализировать события, происходящие в моей стране.
Действую:
-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;
-овладеваю богатствами духовного наследия России;
-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов, знаю текст и мелодию Гимна РФ, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб России среди других гербов;
-читаю книги и смотрю фильмы, посвященные моему Отечеству и жизни замечательных людей;
-беру пример с достойных граждан своего Отечества, изучаю их жизнь и их деяния;
-отношусь к Другим людям, следуя нравственному кодексу чести моего народа;
-не нарушаю правила человеческого общежития и законы моего государства;
-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;
-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;
-готовлю и провожу дома и в школе народные праздники;
-участвую в сохранении и возрождении памятников истории и культуры;
-хожу в походы по родному краю;
-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим
меньшим;
-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы;
-участвую в социально-значимых проектах, направленных на улучшение окружаю-
щей жизни;
-вношу свой посильный вклад в решение проблем страны.
Диагностическая программа изучения эффективности реализации проекта
Основные отношения показатели воспитанности
|
Признаки и уровни формирующихся качеств
|
1.Патриотизм
1.1. Отношение к родной природе.
|
3-любит и бережёт природу, побуждает к бережному отношению других;
2—любит и бережёт природу;
1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
0 – природу не ценит и не бережёт.
|
1.2. Гордость за свою страну.
|
3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
2 – интересуется историческим прошлым;
1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
0 – не интересуется историческим прошлым.
|
1.3. Служение своими силами.
|
3 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
2 – находит дела на службу малому Отечеству;
1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству.
|
1.4. Забота о своей школе.
|
3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других;
2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
1 – в делах класса участвует при побуждении;
0 – в делах класса не участвует, гордости за школу не испытывает.
|
Отношение к умственному труду
2.Любознательность
|
|
2.1. Познавательная активность
|
3 –сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
2 – сам много читает;
1 – читает при побуждении взрослых, учителей;
0—читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует.
|
2.2.Стремление реализовать свои интеллектуальные способности.
|
3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
2 – стремится учиться как можно лучше;
1 – учится при наличии контроля;
0 – плохо учится даже при наличии контроля.
|
2.3.Саморазвитие.
|
3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
2 –есть любимое полезное увлечение;
1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения учителя;
0 – во внеурочной деятельности не участвует.
|
2.4. Организованность в учении.
|
3 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
2 – работу на уроке и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно;
1 – работает на уроке, и домашние задания выполняет под контролем;
0 – на уроках невнимателен, домашние задания не выполняет.
|
Отношение к физическому труду
3. Трудолюбие.
|
|
3.1 Инициативность и творчество в труде.
|
3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
2 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
1 – участвует в полезных делах класса, в школе, организованных другими;
0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу, и творчество не проявляет.
|
3.2. Самостоятельность в труде.
|
3 –хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
1 – трудится при наличии контроля;
0 – участия в труде не принимает.
|
3.3.Бережное отношение к результатам труда.
|
3 – бережёт личное и общественное имущество, стимулирует к этому других;
2 – бережёт личное и общественное имущество;
1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
0 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.
|
3.4. Осознание значимости труда
|
3 -- осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
2 – осознаёт значимость труда, сам находит работу по своим силам;
1 – не имеет чёткого представления о значимости труда, по выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
0 – не осознаёт значимости труда, не умеет и не любит трудиться.
|
Отношение к людям
4. Доброта и отзывчивость
|
|
4.1. Уважительное отношение к старшим.
|
3 – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 – уважает старших;
1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 – не уважает старших, допускает грубость.
|
4.2.Дружелюбное отношение к сверстникам.
|
3 – отзывчив к друзьям и близким, уважительно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 – проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 – груб и эгоистичен.
|
4.3. Милосердие.
|
3 -- сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 – сочувствует и помогает слабым и больным;
1 – помогает слабым, больным при условии наличия контроля или поручения;
0 – неотзывчив, иногда жесток.
|
4.4. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми.
|
3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других;
2 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 – не всегда честен;
0 – нечестен.
|
Отношение к себе
5. Самодисциплина.
|
|
5.1. Развитая добрая воля.
|
3 – проявляет добрую волю и стремится развивать её, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли;
2 – проявляет добрую волю, стремиться развивать её;
1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 – силой воли не обладает и не стремится её развивать.
|
5.2.Самоуважение, соблюдение культуры поведения.
|
3 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 – добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 – нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 – нормы и правила поведения не соблюдает.
|
5.3. Организованность и пунктуальность.
|
3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 – своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 – начатые дела не выполняет.
|
5.4. Требовательность к себе.
|
3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 – требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.
|
Основные (примерные) мероприятия по реализации проекта:
№
|
Название мероприятия
|
Форма
|
Класс
|
1
|
Русь, Россия, Родина моя
|
Праздник - КТД
|
1,2,3,4.
|
2
|
День матери
|
Праздник- КТД
|
1,2,3,4
|
3
|
Хранители земли русской
|
Праздник- КТД
|
1,2,3,4
|
4
|
Мой милый город, я тебя люблю
|
Праздник- КТД
|
1,2,3,4
|
5
|
Откуда берутся грязнули?
|
Игра-путешествие
|
1
|
6
|
Праздник урожая
|
Игра-соревнование
|
1,2,3,4
|
7
|
Приятного аппетита! Этикет за столом.
|
Игровой тренинг
|
1,2,3,4
|
8
|
Как украсить дом к Новому году.
|
Урок творчества
|
1,2,3,4.
|
9
|
Вежливые слова
|
Беседа, игровой тренинг.
|
1,2.
|
10
|
Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома.
|
Беседа
|
1,2.
|
11
|
Честной семик. Масленица.
|
Игровая программа.
|
1,2,3,4
|
12
|
Из бабушкиного сундука.
|
Праздник-выставка.
|
1,2,3,4
|
13
|
Красота родной природы
|
Фотовыставка
|
1.
|
14
|
Папа, мама, я – спортивная семья.
|
Спортивный праздник.
|
1,2,3,4.
|
15
|
Режим дня.
|
Беседа.
|
1,2.
|
16
|
История школы
|
Экскурсия в школьный музей.
|
1,2.
|
17
|
Составляем правила поведения в коллективе.
|
Аналитическая беседа
|
2.
|
18
|
История улиц в истории города
|
Игра-путешествие.
|
2.
|
19
|
Семейные династии
|
Мини - проект.
|
3
|
20
|
Мир профессий. Кем быть?
|
Деловая игра.
|
2
|
21
|
Святые места Мурманской области и города
|
Экскурсия, мини- проект.
|
4
|
22
|
Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна.
|
Беседа
|
1,2.
|
23
|
Труд в почете любой! Мир профессий большой.
|
Игровой классный час
|
1,2.
|
24
|
Оформление цветника, уборка территории около обелиска павшим в ВОВ воинам-землякам.
|
Трудовое дело.
|
1,2,3,4.
|
25
|
Поздравление ветеранов ВОВ.
|
Акция. Выступление, подарки.
|
2,3,4.
|
26
|
Береги природу.
|
Акция. Конкурс плакатов, рисунков
|
2,3,4
|
27
|
Защитим родную природу.
|
Акции. Уроки окружающего мира.
|
2,3.
|
28
|
Учись учиться.
|
Беседа.
|
2.
|
29
|
День Защитника Отечества.
Буду в Армии служить
|
Праздник, игра-соревнование. конкурс для мальчиков
|
1,2,3,4.
1-4
|
30
|
Участие в проведении «Дня здоровья».
|
|
1,2,3,4.
|
31
|
Зов леса.
|
Спортивно-интеллектуальная игра.
|
1,2,3,4.
|
32
|
Первые поселенцы на Кольской земле.
Погост, селение, городища.
|
Беседа. Заочная экскурсия
|
4.
|
33
|
Семейные походы по родному краю
|
Экскурсия
|
1, 2,3,4.
|
34
|
Кировско-Апатитский район на карте Мурманской области. Символика
|
Игра-путешествие по карте.
|
4.
|
35
|
Население нашего города. Трудовые традиции
|
Беседа, встреча с интересными людьми.
|
4.
|
36
|
Какие люди в городе, где я живу!
(художники, поэты, музыканты)
|
Беседа, экскурсия.
|
4
|
37
|
Фольклор, традиции, обычаи.
|
Устный журнал.
|
3, 4
|
38
|
Традиционные промыслы.
|
Игра-путешествие, встречи.
|
3, 4
|
39
|
Краеведческий музей «Освоение Севера»
|
Экскурсия.
|
4.
|
40
|
Настоящий мальчишка, какой он?
|
Классный час.
|
3, 4
|
41
|
«Когда все вместе».
|
Конкурсная семейная программа.
|
3, 4
|
42
|
Золотые правила этики
|
Классный час.
|
2, 3.
|
43
|
Мир природы «На лесной полянке»
|
Экскурсия-тренинг поведения.
|
3 ,4.
|
44
|
Городок весёлых затей.
|
Конкурс-выставка.
|
З., 4
|
45
|
Государственные символы России.
|
Классный час.
|
1,2,3,4.
|
46
|
Народы севера России.
|
Игра-путешествие.
|
4.
|
47
|
Мурманская область на карте России.
|
Игра-путешествие по карте.
|
4.
|
48
|
История Мурманской области в истории России.
|
Беседа
|
4.
|
49
|
Памятники культуры и архитектуры города.
|
Игра-путешествие.
|
4.
|
50
|
Природа Мурманской области.
|
Интеллектуальная игра, работа с картой.
|
4.
|
51
|
Экскурсия в город
|
Поездка-экскурсия.
|
4.
|
52
|
Экскурсия в города Мурманской области (по выбору).
|
Поездка-экскурсия, виртуальное заочное путешествие.
|
4.
|
53
|
Первые поселения и промыслы на севере России.
|
Классный час.
|
4.
|
54
|
Экологические проблемы Мурманской области.
|
|
|
55
|
Все работы хороши, выбирай на вкус!
|
Утренник.
|
4.
|
56
|
Честь имею.
|
Классный час.
|
4.
|
57
|
Кому нужна моя помощь?
|
Классный час.
|
4.
|
58
|
Умеем ли не обижаться?
|
Классный час.
|
4.
|
59
|
История моей семьи в истории Мурманской области.
|
Проектная деятельность.
|
4.
|
60
|
Мероприятия, посвященные государственным праздникам России
|
|
1, 2, 3, 4
|
61
|
«По волнам нашей памяти»
|
Утренник
|
3,4
|
62
|
Детство наших бабушек и дедушек
|
Устный журнал
|
1,2
|
63
|
Я на бабушку похожа
|
Классный час.
|
1,2
|
64
|
«Если бы я был (а) мамой, папой»
|
Сочинение
|
3,4
|
65
|
Рисуем милой мамочки портрет
|
Конкурс рисунков
|
1, 2, 3, 4.
|
66
|
Кто, кто в моем доме живет?
|
Беседа
|
1
|
67
|
Профессии в моей родословной
|
Классный час.
|
1
|
68
|
Чтим великий День Победы
|
Классный час.
|
1, 2, 3, 4
|
69
|
Кто я, какие мы?
|
Классный час.
|
1
|
70
|
Традиции семьи в песнях, играх и обрядах
|
Игровой классный час
|
1,2
|
71
|
Зачем человеку семья
|
Классный час - диспут
|
2, 3
|
72
|
Семейные реликвии
|
Классный час.
|
3
|
74
|
Семейные династии
|
Мини проект
|
3
|
75
|
Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой
|
Устный журнал
|
3
|
76
|
Мир дому моему, мир дому твоему
|
Мини проект
|
2
|
|