Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации для студентов петрозаводск 1998 - реферат

Петрозаводский государственный университет

Кафедра культурологии

РЕФЕРАТ

ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Петрозаводск 1998

Рекомендованы к печати на заседании кафедры культурологии Петрозаводского государственного университета от 21 ноября 1997 года.

Печатаются по решению редакционно-издательского совета

Петрозаводского университета

СОСТАВИТЕЛЬ:

ПИВОЕВ В. М., доктор философских наук, профессор

?????? ???????

?????????????? ??? ?????????

?? “?????????”

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕФЕРАТА

Слово “реферат” происходит от латинского refero, что означает “пересказывать, воспроизводить, докладывать, сообщать”. Под рефератом понимается краткое изложение, обзор материала по какой-то проблеме, сокращенное содержание книги. Рефератом также называют краткий доклад с обзором существующих готовых материалов по какой-либо проблеме, однако при этом все равно, как правило, автор готовит письменные план и конспект того сообщения, которое он делает на семинаре или конференции. Референтом называют человека, который готовит обобщение большого объема информации, с целью сэкономить время на ее осмысление и подготовку решения.

Рефераты могут различаться по форме и содержанию, но общее у них то, что они содержат краткое, обобщенное изложение информации по интересующей проблеме. Как правило, контрольные работы студентами-заочниками выполняются в форме реферата. Часто рефераты используются на семинарских занятиях по культурологии. Или, например, на защите дипломной работы студент должен кратко, в реферативном виде доложить о результатах своей разработки избранной темы. Соискатель ученой степени, написав диссертацию, представляет также автореферат, где в сокращенном, сжатом виде излагает свои выводы и аргументы.

Реферат обычно пишется в процессе изучение одной из важных учебных проблем курса культурологии. Цель реферата при этом - показать, как осмыслена эта проблема. Есть также дополнительные цели: выработка навыков самостоятельной учебно-исследовательской работы, обучение методике анализа, обобщения, осмысления информации и проверка знаний студента по прочитанному специальному курсу. Реализация этих целей осуществляется путем последовательного решения ряда задач:

- изучение литературы по намеченному вопросу;

- изучение информации, имеющейся в литературе или в ресурсах Интернета;

- сбор и обобщение материала;

- составление плана реферата;

- написание реферата;

- оформление реферата.

Реферирование предполагает, главным образом, изложение чужих точек зрения, сделанных другими учеными выводов, однако не возбраняется высказывать и свою точку зрения по освещаемому вопросу хотя бы в гипотетической форме как предположение, которое может быть исследовано, доказано и аргументировано впоследствии. Более того, реферат преследует цель выработки своего отношения к изучаемой проблеме.

Реферат отличается от курсовой и дипломной работы тем, что степень творчества в реферате меньше. В реферате дается только первичное осмысление и обобщение определенного объема информации, накопленной учеными и изложенной в литературе. Курсовая работа - это работа следующей ступени по характеру сложности и объему требований, она предполагает реферирование как составную, вступительную часть, затем выполняется творческое задание по реализации учебного вопроса, разработке своей идеи, где студент должен показать как он усвоил информацию и методы осмысления учебного материала. Курсовая работа должна включать в себя больший потенциал учебно-исследовательской работы. И третий, самый высокий уровень - дипломная работа, где студент разрабатывает свою самостоятельную тему.

При обсуждении и защите реферата полезно привлечь других студентов, которые познакомятся с текстом заранее и могут выступить с его оценкой. При этом могут использоваться две жанровых формы: отзыв и рецензия. Отзыв предполагает высказывание обобщенной, пусть даже субъективной, оценки или просто впечатления о реферате, без подробного анализа всех позитивных и негативных черт выполненной работы, в то время как рецензия - это объективная, обстоятельная и подробная оценка всех до мелочей элементов реферата. Если отзыв может быть на устный реферат, то рецензия требует обстоятельного ознакомления с текстом, его изучения и оценки.

При оценке реферата опираются на следующие критерии:

сумел ли автор подобрать достаточный список литературы, необходимый для осмысления вопроса, обозначенного в качестве темы;

составил ли он логически обоснованный план, соответствующий сформулированной цели и поставленным задачам;

удалось ли ему собрать необходимый материал и осмыслить его правильно;

умеет ли автор анализировать материал;

отвечает ли реферат требованиям объективности, корректности, грамотности, логичности, аргументированности, доказательности, ясности стиля и четкости изложения;

овладел ли студент навыками осмысления феноменов культуры;

достаточно ли обоснованы выводы, соответствуют ли они поставленным задачам;

какие методы в работе над рефератом он использовал;

насколько самостоятельно он выполнил работу;

правильно ли оформлены реферат в целом, ссылки на использованные источники, список литературы.

СОСТАВЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИИ

Прежде чем приступить к непосредственному сбору материала, нужно составить список литературы, где освещен вопрос, по которому должен быть подготовлен реферат. В программе курса культурологии по каждой теме есть краткий список рекомендуемой литературы. Можно начать с него, затем подойти к преподавателю и посоветоваться с ним о том, какой литературой лучше воспользоваться и где ее найти. В каждой библиотеке есть алфавитный библиографический и систематический предметный каталоги, где можно подобрать нужную литературу, если уметь ими пользоваться. За советом можно также обратиться в справочно-библиографический отдел библиотеки, а также воспользоваться Книжной летописью, Летописями журнальных статей, газетных статей, Картографической летописью, Летописью рецензий и ИЗО изданий. Есть также Ежегодники книги, реферативные журналы и аннотированные указатели. В справочно-биб-лиографическом отделе университетской библиотеки есть компьютер, введя в который ключевое слово, можно получить список литературы и журнальных статей по интересующей теме.

Для начала поиска библиографической информации можно также воспользоваться энциклопедиями, энциклопедическими словарями, где в конце статей, как правило, дается список дополнительной литературы. Например, нужно написать реферат по теме “Народная смеховая культура эпохи Возрождения”. В названии темы есть два ключевых термина: “смеховая культура” и “Возрождение”. Можно начать с Большой Советской энциклопедии и найти там статью “Возрождение”, в конце которой дан список литературы по Возрождению. Сложнее со “смеховой культурой”, такого термина в энциклопедии нет, но преподаватель порекомендует книгу М. М. Бахтина “Творчество Франсуа Рабле и народная смеховая культура средневековья и Ренессанса” (М., 1965) и Д. С. Лихачева “Смех в Древней Руси” (Избранные работы: В 3 т. Л., 1987. Т. 2. С. 343-417).

При работе по темам, связанным с древними культурами, полезно обратиться к энциклопедии “Мифы народов мира” в 2 томах (М., 1980-1982) и найти статью, излагающую мифологию нужного народа или страны; в конце статьи есть список дополнительной литературы, где эти мифы излагаются более подробно.

СБОР МАТЕРИАЛА

Материал для реферата собирают из той литературы, которая порекомендована руководителем или найдена самим автором в процессе составления библиографии. При этом изучать эту литературу можно по-разному. Одни монографии и статьи нужно читать, штудировать внимательно, конспектируя (если книга является собственностью автора, можно делать подчеркивания карандашом, в библиотечных книгах это запрещено). Другие же только просматривать в поисках любопытных деталей и фактов и делать выписки. Полезно научиться скорочтению, чтобы ускорить темпы переработки литературы (См.: Лиу М. и Э. де. Как научиться быстро читать // Димнет Э Искусство думать. Лиу М. и Э. де. Как научиться быстро читать. Минск., 1996. С. 187-491).

В процессе изучения литературы используют методы конспектирования и выписок. Конспект - это краткое выражение основного содержания статьи или книги, главного смысла, пересказанного своими словами или в виде цитат.

Конспекты бывают нескольких видов: плановые, текстуальные, свободные и тематические. Плановые конспекты - это конспектирование книги по ее плану, по разделам, главам и параграфам, такой конспект полностью отражает структуру книги. Его можно строить в форме вопросов и ответов. Второй тип конспекта представляет собой собрание цитат, которое дает основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей. Третий тип конспекта - комбинированный, сочетает цитаты с пересказом своими словами содержания отдельных разделов. И четвертый - предполагает подбор цитат из разных источников или пересказ чужих мыслей, разнесенных по рубрикам, по пунктам плана, раскрывающим содержание темы.

Метод конспектирования применяют в том случае, если по теме реферата имеется одна или две монографии, которые нужно изучить полностью, от начала до конца. Метод выписок используется в случае, если литературы по теме реферата много. Тогда отбирают самые фундаментальные работы для обстоятельного изучения и конспектирования, остальные же просматривают, делая выписки в тех случаях, когда обнаруживают необходимые для раскрытия содержания темы мысли, идеи, высказывания.

Выписки делать нужно со ссылками на статью или монографию, откуда взята цитата. Например: Свасьян К. А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу // Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль, 1993. Т.1. Гештальт и действительность. С. 27.

Выписки делают на отдельных листках, сверху крупными буквами, можно цветным фломастером, указывают ключевое слово, к которому относится выписка. Например:

РОМАНТИКИ О РЕЛИГИИ

“Религия, дорогой друг, дело для нас отнюдь не шуточное, а самое наисерьезнейшее, ибо настало время основать новую религию. Это для нас основное, это - задача всех задач. Да, я уже ясно вижу величайшее рождение новой эпохи, скромное и незаметное, подобно древнему христианству, в котором никак нельзя было бы предположить, что оно вскоре поглотит Римскую империю, это новое рождение в своих огромных волнах утопит великую катастрофу - Французскую революцию, основное назначение которой может быть в том и заключается, что она ускорила рождение этой новой эры...” (Шлегель Ф. Письмо к Новалису // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 150).

Выписки, относящиеся к выбранной теме, можно складывать в отдельный конверт, папку, а при работе на компьютере - в отдельный файл. Туда же помещают записанные собственные мысли и соображения, которые приходят в голову в связи с чтением литературы.

Если время терпит, то можно накапливать материалы достаточно долго, складывая в папку даже те выписки, которые относятся к теме косвенно, но когда срок сдачи реферата приближается, приходится ускорять работу по сбору материала и его систематизации, обобщению и составлению плана реферата.

ОСМЫСЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА

Когда накоплен достаточный материал в виде цитат, размышлений, таблиц, схем и иллюстраций, можно приступать к его осмыслению и систематизации. Если записи сделаны на листках бумаги, то их раскладывают и группируют по смыслу, стремясь отыскать содержательные и логические связи.

Немного сложнее это сделать на экране компьютера, потому что одновременно не вывести в поле зрения все подготовленные тексты, приходится опираться на память.

Как осмысливается материал?

Сначала уясним себе, что значит - осмысление, что такое - смысл? М. М. Бахтин на этот вопрос ответил так: смысл - это то, что отвечает на какой-то вопрос. Если нечто ни на какой вопрос не отвечает, то оно лишено смысла. Таким образом, осмысле-ние - это поиски ответов на вопросы, нас интересующие. Следовательно, у автора реферата должен быть свой интерес к рассматриваемой теме, отражающий его потребности. Тогда возникнут вопросы, и в ответ на них появится смысл.

Исходя из поставленных задач, в ходе осмысления материала отыскиваются ответы на вопросы: “что? где? когда? почему? зачем и для какой цели?” Ответы должны быть обоснованными, то есть представлены аргументы, доказывающие справедливость выводов. Ответы должны быть непротиворечивыми, за исключением случаев иррационально-сложных феноменов, где возможны ситуации дополнительности и диалектического противоречия.

Нередко осмысление понимают как описание и объяснение фактов, такую задачу обычно ставят перед собой историки - описать, как это было “на самом деле”. Но этого недостаточно, для культурологии нужно обнаружить перспективы, отдаленные последствия описываемых феноменов и процессов. Лишь после этого можно говорить, что работа выполнена до конца.

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РЕФЕРАТА

План реферата отражает в концентрированном виде его суть. Это схематическое выражение того, что хочет сказать автор. Учитывая ограниченный объем внимания человека, план должен быть лаконичным, чтобы можно было, взглянув на него, легко понять, что стоит за ним, что будет раскрыто в тексте.

План может составляться разными путями: первый путь - взять за исходную точку избранную тему и, исходя из нее, сформулировать цель и задачи, они дадут названия разделов и параграфов реферата;

второй путь - исходить из собранного материала, логика которого подскажет структуру изложения;

третий - смешанный, сочетающий тот и другой подходы.

Обычная структура плана включает в себя:

1). Введение , в котором содержатся обоснование темы и ее значимости, объяснение причин, почему выбрана именно данная тема, чем обусловлен интерес к ней. Затем дается обзор литературы по выбранной теме. Хорошо бы предложить классификацию существующих точек зрения на проблему, если она достаточно хорошо изучена. Если же она изучена плохо, не привлекала к себе внимание ученых, то это нужно отметить, ибо возможность для творчества здесь увеличивается. Во введении должна быть четко сформулирована цель, которую автор ставит перед собой, и с помощью каких задач она будет реализоваться.

2). Основная часть реферата обычно состоит из двух разделов: а) теоретического осмысления проблемы и б) изложения эмпирического, фактического материала, который аргументировано подтверждает изложенную в первом разделе основной части теорию. При этом нужно отметить, что цитата с оценочным суждением не считается аргументом, хотя приведением суждений авторитетных ученых часто злоупотребляют, считая, что чем авторитетнее мнение, тем оно убедительнее. Основная часть должна соотноситься с поставленными задачами. Возможна даже разбивка основной части на столько параграфов (подразделов), сколько поставлено задач.

3). Заключение содержит результаты осмысления проблемы, выводы, к которым приходит автор реферата, а также оценку значимости этих выводов для практики или для дальнейшего изучения проблемы, ибо нередко реферат перерастает в курсовую или дипломную работу. Выводы должны прямо соответствовать поставленным задачам. Если же такого соответствия нет, то необходимо вернуться к введению и переформулировать задачи, чтобы добиться этого соответствия. Иногда приходится менять название реферата, но в этом случае необходимо согласовывать его (новое название) с руководителем.

НАПИСАНИЕ РЕФЕРАТА

Когда материал собран, осмыслен, составлен план, - можно приступать к изложению.

Существует два обычных метода работы над рефератом. В первом случае начинают последовательно писать весь текст от введения до заключения. Преимущества такого последовательного изложения в связности и логичности текста, где все взаимосвязано и следует одно за другим. Однако многие предпочитают работать с ножницами и клеем. Написав страницу, обнаруживают, что нужно разъяснить и дополнить какое-то место. Разрезают страницу и вклеивают дополнение или необходимую цитату. После этого реферат приходится переписывать набело. Для тех, кто привык работать именно так, методом “мозаики”, великолепные возможности предоставляет компьютер, где можно легко вставлять и переставлять куски текста, цитаты с одного места на другое, дописывать и переписывать фрагменты текста.

Надо заметить, что в последние годы на рынке появились готовые рефераты на компакт-дисках по наиболее распространенным темам, которые подготовлены студентами и аспирантами столичных вузов и собраны в так называемую “Московскую коллекцию рефератов”, доступную через Интернет.

Преподаватели обычно просматривают такие компакт-диски с рефератами и поэтому впоследствии легко отличают списанный чужой реферат от самостоятельно подготовленного (критерии различения есть, но они держатся в секрете). Кроме того, каждый преподаватель предлагает студентам свои формулировки тем рефератов, которые редко совпадают с теми, что есть на CD. Поэтому лучше все-таки работать самостоятельно, а не пользоваться чужими заготовками.

Конечно, писать самому трудно, но рефераты для того и используются в учебном процессе, чтобы помочь студенту выработать навыки письменного и устного изложения результатов самостоятельного осмысления собранного материала.

Реферат должен быть написан грамотным русским языком с соблюдением стилистических норм, соответственно и устное выступление должно отвечать этим требованиям, чтобы докладчик не походил на героя Н. В. Гоголя: “Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большей частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы, так что весьма часто, начавши речь словами: “Это, право, совершенно того”, а потом уж и ничего не было, и сам он позабывал, думая, что все уже выговорил” (Гоголь Н. В. Шинель // Собр. соч. в 7 т. М.: Худож. лит., 1977. С. 123).

Местоимение “я” в реферате, как и в научной речи, употреблять не принято, лучше его избегать и свое мнение выражать обезличенно. Вместо “я думаю”, “я считаю”, следует употреблять выражения: “думается, что...”, “есть основания предполагать, что...”, “логично предположить, что...”. Впечатление устной речи очень портят “слова-паразиты”: “вот”, “значит”, “так сказать”, “как говорится”, “вообще”. Нежелательно использование слов из уличных арго или жаргонов, которые требуют “переводчика”. Точно так же и в письменном реферате недопустимо использование таких слов и выражений из несоответствующего стиля.

Существуют неписаные нормы употребления цитат в тексте рефератов: на одной странице их не должно быть более трех, если же требуется привести больше, то их лучше давать в пересказе с указанием на источник.

В реферате по культурологии могут быть иллюстрации, сделанные на ксероксе. Их вклеивают в текст или помещают на дополнительных листах после основного текста.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ

Реферат выполняется на стандартных листах формата А4 (21Х29.7 см), которые сшиваются любым способом слева, помещаются в обложку. Реферат может быть выполнен от руки (разборчивым почерком), на пишущей машинке или на компьютере на одной стороне листа (размер шрифта 12 через 1.5 интервала, поля - по 2 см со всех сторон). Страницы реферата должны быть пронумерованы внизу (или сверху) на середине страницы, на титульном листе номер страницы не указывается, но он учитывается в общем числе страниц. Оборотная сторона каждого листа остается чистой. Примерный объем реферата - 20-22 страницы.

Ссылки на использованную литературу обязательны, ибо в этом проявляется культура отношения к чужой мысли, чужому тексту. Существуют правила цитирования:

1) заключать чужой текст в кавычки, а внизу страницы под чертой делать точную ссылку на издание, из которого взята цитата;

2) ссылка необходима и в случае, если чужая идея дана в пересказе своими словами, в этом случае она предваряется пометкой См. ;

3) цитата должна быть законченным по содержанию отрывком текста, если фраза сокращена, то опущенные элементы заменяются многоточием;

4) допускается замена устаревших форм написания современными, с обязательной оговоркой;

5) если из цитируемого отрывка не понятно, о ком или о чем идет речь, возможна вставка в круглых скобках пояснения с указанием на лицо или предмет, после чего следует пометка инициалов автора реферата.

Библиографическое описание выполняется в соответствии с принятыми правилами. На первом месте указывается фамилия автора книги, из которой взята цитата, затем инициалы. Потом следует название книги без кавычек. Если же это сборник, содержащий статьи многих авторов, то сначала указываются фамилия и инициалы автора, затем название статьи. Потом, после двух косых черточек указывается название сборника. Далее указывается место издания, после двоеточия - название издательства (название издательства в библиографических описаниях указывается не всегда, обычно его указывают при составлении списка литературы в конце реферата, а в подстраничных ссылках можно обойтись без него), после запятой - год издания, после точки - страница. Например: Гуревич П. С. Философия культуры. М.: Аспект Пресс, 1995. С.135. Или: Каган М. С. Взаимоотношения наук, искусства и философии как историко-культурная проблема // Гуманитарий. Ежегодник №1. СПб.: Петрополис, 1995. С. 14-28.

Титульный лист реферата оформляется следующим образом:

Петрозаводский государственный университет

Кафедра культурологии

Народная смеховая культура

эпохи Ренессанса

Реферат студентки II курса

экономического факультета, специальность “финансы и кредит”, группа 00000

Ивановой О. С.

Научный руководитель

доцент Петров И. С.

Петрозаводск - 1998

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Каган М. С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. 415 с.

Гуревич П. С. Философия культуры: Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов. Изд. 2-е, доп. М.: Аспект Пресс, 1995. 288 с.

Гуревич П. С. Культурология: Учебное пособие. М.: Знание, 1996288 с.

Пивоев В. М. Миф в системе культуры: Учебное пособие. Петрозаводск: Изд-во ПГК, 1991. 216 с.

Пивоев В. М. Культурология: Введение в историю и философию культуры: Учебное пособие. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1997. Ч.1-2.

Культурология (введение в историю и философию культуры): Программа и планы семинарских занятий / Пивоев В. М. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1996. 58 с.

Культурология (философия культуры): Программа и планы семинарских занятий / Пивоев В. М. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1996. 30 с.

Ерасов Б. С. Социальная культурология. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 1996. 592 с.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). СПб.: Искусство-СПб, 1994. 399 с.

Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М.: Гнозис; Изд. группа “Прогресс”, 1992. 272 с.

Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992-1993.

Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов / А. Н. Маркова и др. М.: Культура и спорт; Изд. объединение ЮНИТИ, 1995. 224 с.

Искусство: Живопись: Скульптура: Архитектура: Графика: Книга для учителя: В 3 кн. Изд. 4-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1987-1989.

История Всемирной литературы: В 9 т. М.: Наука, 1983-1994. Т.1-8.

Вийранд Т. Молодежи об искусстве. Таллинн: Кунст, 1990. 208 с.

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1969-1993. Вып. 1-3.

Ильина Т. В. История искусств: Западноевропейское искусство. Изд. 2-е, пер. и доп. М.: Высшая школа, 1993. 336 с.

Ильина Т. В. История искусств: Русское и советское искусство. М.: Высшая школа, 1989. 400 с.

Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993-1995.

Алленов М. М., Евангулова О. С., Лифшиц Л. И. Русское искусство X - начала XX века. М.: Искусство, 1989. 479 с.

Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры культуры. М.: Высшая школа, 1990. 432 с.

Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996. 351 с.

Кочергин А. Н. Научное познание: формы, методы, подходы. М.: Изд-во МГУ, 1991. 79 с.

Составление библиографического описания: Краткие правила. Изд. 2-е, доп. М.: Кн. палата, 1991. 224 с.

Ивин А. А. Искусство правильно мыслить: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1986. 223 с.

Боно Э. де. Рождение новой идеи: О нешаблонном мышлении. М.: Прогресс, 1976. 141 с.

Альберт Ю. В. Библиографическая ссылка: Справочник. Киев: Наукова думка, 1983. 248 с.

Усачева И. В. Самостоятельная работа студентов с книгой: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во МГУ, 1990. 88 с.

Гецов Г. Г. Работа с книгой: Рациональные приемы. Минск: Полымя, 1989. 160 с.

Доблаев Л. П. Психологические основы работы с книгой. М.: Книга, 1970. 72 с.

Поварнин С. И. Как читать книги. М.: Книга, 1978. 53 с.

Примаковский А. П. О культуре чтения: Методы самостоятельной работы с книгой в свете научной организации умственного труда. М.: Книга, 1969. 157 с.

Лезер Ф. Рациональное чтение: более быстрое и основательное. М.: Педагогика, 1980. 155 с.

Димнет Э. Искусство думать. Лиу М. и Э. де. Как научиться быстро читать. Минск: Попурри, 1996. 491 с.

Андреев О. А., Хромов Л. Н. Техника быстрого чтения. Минск: Изд-во БелГУ, 1987. 203 с.

Славин Н. Ф. Работа над дипломным сочинением по истории. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1974. 80 с.

Курсков Ю. В. Письменные работы студентов по истории: Методическое пособие. Изд. 2-е, доп. Петрозаводск: Карел. кн. изд-во, 1965. 64 с.

Работа над дипломным сочинением по русской литературе: Ме тодические указания / Чернова Е. А. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1986. 24 с.

Теплов Б. Ф. Работа над дипломным сочинением по русскому языку: Методическое пособие. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1970. 78 с.

Петров Ю. А. Культура мышления: Методологические проблемы научно-педагогической работы. М.: Изд-во МГУ, 1990. 116 с.

Составитель

Пивоев Василий Михайлович

РЕФЕРАТ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ

Методические рекомендации

Редактор Е. А. Нетылько

Подписано к печати 21.07.98. Формат 60Х84 1/16.

Бумага газетная. Офсетная печать. 1,0 уч.-изд. л.

6 усл. кр.-отт. Тираж 300 экз. Изд. № 90.

Издательство Петрозаводского

государственного университета

Петрозаводск, пр. Ленина, 33