Главная              Рефераты - Разное

Конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения (ооо прогресс) - реферат

Конкурентоспособность предприятия и пути ее повышения (ООО Прогресс)

Содержание

Введение 3

Глава 1. Оценка конкурентоспособности предприятия – исследования и проблемы. 5

1.1. Конкуренция как объект теории и практики менеджмента 5

1.2. Базовые стратегии завоевания торговым предприятием конкурентного преимущества 15

1.3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия 24

Глава 2. Анализ и оценка конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Прогресс» 28

2.1. Характеристика деятельности торгового предприятия ООО «Прогресс» 28

2.2. Оценка конкурентных преимуществ в условиях угроз для конкуренции на основе его центрального подразделения – супермаркета № 8 «Прогресс» 34

2.3. Маркетинговые исследования и оценка конкурентоспособности ООО «Прогресс» на рынке 37

2.4. Проведение SWOT-анализа по данным супермаркета «Прогресс» для определения перспективных направлений в дальнейшем развитии 48

Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности ООО «Прогресс» 59

3.1. Необходимость исследования конъюнктуры рынка и прогнозирования спроса 59

3.2. Экономическая эффективность от внедрения предложений по увеличению конкурентоспособности 64

Заключение 70

Список литературы 74

Приложение. Матрица SWOT-анализа супермаркета №8 торговой сети «Прогресс»

Доклад.

Раздаточный материал


Введение

В современных условиях социально-экономического развития России одной из наиболее характерных особенностей является усиление конкуренции. А

ководству надо представлять силу конкурентной позиции своего предприятия и свои конкурентные преимущества.

ие конкурентной борьбы приводит к монополизированной экономике.

Главная цель дипломного проекта состоит в разработке путей повышения конкурентоспособности ООО «Прогресс» на рынке.

Для достижения данной цели предстоит решить следующие задачи:

- изучить теоретический материал по данной теме: всех теоретических аспектов конкурентоспособности, деятельности конкурентных фирм на современном рынке

, статистический, метод сравнений, основанный на личных наблюдения автора, прогнозный метод.


Глава 1. Оценка конкурентоспособности предприятия – исследования и проблемы.

1.1. Конкуренция и конкурентоспособность как объект теории и практики менеджмента

Конкуренция на рынке – это состязание между производителями или продавцами товаров, а в общем случае – между любыми экономическими, рыночными

- ью либо частично.

Методы конкуренции определяются типами рынка (видами конкуренции), требованиями потребителей и позиционированием предприятия. Типом рынка принято считать особую рыночную ситуацию, значительно отличающуюся от

- ных предприятий совершенно - взаимозаменяемы (являются полными товарами- Но рынок совершенной конкуренции не стимулирует научно-

, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует.

Смысл этой

промежуточное положение между совершенной (идеальной, чистой) и олигополистической конкуренцией (табл.1).

Таблица 1

Типы рынков в зависимости от характера конкуренции на них

Параметры

Совершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

Один продукт и одна фирма

Практически полный контроль

Товарная дифференциация

Нет

Лёгкость входа

Очень трудный

Итак, основные черты монополистической конкуренции - это:

- дифференциация продукта;

которым продаются данные товары. Олигополия подразделяется на предметную,

зависит от ряда таких факторов, как[1] :

- конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;

- вид производимого товара;

быть приятно или неприятно потребителю как покупателю, как челове­ку, как члену той или иной социальной группы и т. д.

2. Покупатель — главный оценщик товара. А это приводит к очень важной в

ю сложность и все тонкости рыночного процесса. Для них конкурентоспособность стала просто удобным, концентрирующим внимание и мысль термином, за которым выстраивается все разнообразие стратегических и тактических приемов

- конкурента.

Понятия «конкурентоспособность» и «менеджмент» взаимосвязаны, и их соотношение носит двойственный характер. С одной стороны, уровень конкурентоспособности предприятия является совокупным интегральным показателем

- -экономическими, производственными системами;

, отрасли, региона, всего национального хозяйства.

1.2. Базовые стратегии завоевания торговым предприятием конкурентного преимущества

Стратегический менеджмент к базовым стратегиям относит такие стратегии, которые

- цию технологически новой продукции на новых рынках; концентрическая

.

Рассмотрим базовые стратегии завоевания торговыми предприятиями конкурентных преимуществ (рис.1).

Рис.1 Базовые стратегии конкуренции и конкурентные преимущества

Выбирая масштаб конкуренции и оптимальное сочетание видов деятельности, предприятие, по

ентные стратегии завоевания конкурентных преимуществ М. Портер представил в виде матрицы базовых стратегий:

Рис.2 Матрица базовых стратегий М. Портера

Условное разделение на квадранты в данной матрице не означает, что в каждом случае

и услуг торгового предприятия должно обладать минимальным уровнем или сочетанием выгод, равно желаемых всеми покупателями на розничном рынке., и цен, которые в состоянии поддерживать предприятие торговли. На рисунке 3 представлен баланс конкурентных преимуществ;

Рис.3 Баланс конкурентных преимуществ

В этом балансе повышение внутреннего преимущества позволяет направить освободившиеся ресурсы на увеличение внешних преимущества, а проигрыш по издержкам компенсируется через создание внешних преимуществ, за которые

тного преимущества) достигать снижения уровня издержек и, соответственно, цен.

Таким образом, в торговле можно выделить так называемый «внутренний» эффект масштаба,

выделенных ключевых факторах успеха.

Сильная конкуренция способствует тому, что многие дискаунтеры за рубежом стали предлагать не только низкие цены, но и качество, не уступающее супермаркетам.

Главные критерии дифференциации – соответствие целевой аудитории и совместимость

е запросов узкой группы покупателей. Она может базироваться либо на стратегии снижения издержек, либо на стратегии дифференциации. Хотя М. Портер и разделил стратегию лидирования в нише на два квадранта, надо сказать, что преимущественное использование первой стратегии лидерства в нише (снижение издержек) в торговле встречается редко, так как любая форма концентрации

Выбрав в качестве стратегического направления развития ориентацию на один из

4. конкурентной силы поставщиков;

5. конкурентной силы покупателей.

Таким образом,

- .

Дифференциация продукции ориентирована на покупателей, которые готовы заплатить больше, но за более высокое качество или за более широкий выбор потребительских качеств товаров или услуг.

Дифференциация

- товаров-заменителей;

- повышенная рентабельность увеличивает устойчивость к возможному повышению цен сильными поставщиками.

Третья стратегия Му предприятия нет достаточного количества ресурсов для освоения широких рыночных сегментов;

- отраслевые сегменты существенно различаются по размерам, темпам роста и интенсивности давления со стороны конкурентов;

- существуют

- жками;

- ти, способные привлечь высококвалифицированных рабочих, исследователей, творческих людей.

стратегий требует выбора особого рода экономических ресурсов и навыков, а также определённых управленческих действий и принятия рациональных управленческих решений.

1.3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия

Поскольку исследуемое предприятие является предприятием розничной. Его конкурентоспособность определяется тремя факторами:

- конкуренцией;

- конкурентными преимуществами;

необходимые для продавца:

- умение общаться с клиентами;

- способность найти нестандартное решение;

го закупочная и соответственно конечная цена товара под собственной маркой торгового предприятия оказывается ниже стоимости товаров, выпускаемых производителями

о группам, видам, сортам, моделям, фасонам, размерам и другим признакам»[2] .

Торговый ассортимент может быть:

накам: однородность сырья, способ изготовления, потребительское назначение.

Широта

лжны выбираться с учётом целей и задач, которые ставит перед собой розничное предприятие, и предпочтений покупателей.

Глубина торгового ассортимента не должна быть избыточной, потому что зачастую изобилие

- гового ассортимента.


Глава 2. Анализ и оценка конкурентоспособности торгового предприятия ООО «Прогресс»

2.1. Характеристика деятельности торгового предприятия
ООО «Прогресс»

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Прогресс» является предприятием розничной торговли, т.е. розничной торговой сетью, представляющей собой совокупность двух специализированных магазинов и трех

й в разнообразном и качественном питании. Мы создаём другие возможности для

8. Его деятельность является частью деятельности всей торговой сети, влияющей на её конкурентоспособность в равной степени, как и все остальные подразделения сети. Торговая сеть «Прогресс» обслуживает продуктами питания и товарами повседневного спроса (мыло, шампуни, зубная паста, и т.д.)

нансовых функций.

В основной части супермаркета № 8 осуществляется продажа товара. Недавно принята на работу управляющая по заказам. Она, наряду с генеральным директором, бухгалтерией, заведующей магазином и т.д., входит в

Итак,

рным технологиям – высшее образование;

- защищает в текущем году диплом по финансовому менеджменту – 1;

чают высшее экономическое образование (специальность «Менеджмент организации»).

Рис 4. Организационная структура супермаркета «Прогресс».

Я, проведя анализ различных организационных структур, убеждена, что в

супермаркета «Прогресс» получает установленный твёрдый оклад независимо от прибыли.

Супермаркет открыт с 8.00 до 24.00 ежедневно, без выходных. Кассиры работают по

риобрести продукты для диабетиков).

Покажем место и долю магазина «Прогресс» на рынке (табл.2).

Таблица 2

Место и доля магазина «Прогресс» на рынке ближайших конкурентов, тыс.руб.

Супермаркеты

Объем продаж

Доля рынка, %

Темпы роста рынка, %

Магазин «Дикси»

20

Магазин «Магнит»

34

Магазин «Прогресс»

20

Другие

7

Из табл.2 видно, что магазин «Прогресс» имеет довольно высокий оборот,

агнит».

Рис.5. Доля магазина «Прогресс» на рынке

Все три супермаркета находятся недалеко друг от друга. И, кроме того, указанные магазины

прогресс, возросла, так как вырос объём потребления продуктов (табл.3)

Таблица 3

Основные экономические показатели деятельности ООО «Прогресс», тыс.руб.

Показатели

2009

2010

Отклонения. (+; -)

166 000

173 000

Прибыль от продаж

Рентабельность

Увеличение каждого из показателей свидетельствует о перспективах роста повлекло увеличение выручки от продажи – на 166 000 тыс. руб.

2.2. Оценка конкурентных преимуществ в условиях угроз для
конкуренции на основе его центрального подразделения – супермаркета № 8 «Прогресс»

Рынок, на котором функционирует супермаркет «Прогресс», изобилует конкурентами. Большинство

куренты, также имеет удобное и выгодное месторасположение для постоянных жителей.

частного сектора. Но магазин посещают и жители других районов города, особенно вечером людей привлекает удлинённый рабочий день магазина.

Магазин «Прогресс»

ние. Только это поможет защитить свои границы и позволит определить самые

Преимущества и недостатки конкурентоспособности магазина можно показать в табл.4.

Таблица 4

Преимущества и недостатки конкурентоспособности
магазина «Прогресс»

Преимущества

Недостатки

Способность к развитию торговой сети «Прогресс» в имеющихся экономических и конкурентных условиях

т имеет недостатки: высокие цены и действующую систему скидок, рассчитанную на покупателей только с высокими доходами.

Большое списание продуктов говорит о том, что в магазине не проводится анализ приоритетов ьное количество заказа, время доставки и стабильность поставок.

2.3. Маркетинговые исследования и оценка конкурентоспособности ООО «Прогресс» на рынке

Как было уже сказано выше, супермаркет «Прогресс» имеет широкий ассортимент

, причём таким образом, чтобы результаты не были озвучены и дошли до ушей руководства.

Опрашивались и собственные сотрудники магазина о причинах ухода клиентов без покупок или с очень небольшим объёмом покупок. Называлась главная причина –

1. Торговая сеть ЗАО «ТАНДЕМ-МАГНИТ»;

2.

конкурентная среда сформирована не только внутриотраслевыми конкурентами, торгующими аналогичной продукцией на местном рынке. Есть фирмы,

льственных товаров. Форма торгового обслуживания – преимущественно самообслуживание, потому что предприятия розничной торговли в

ся очереди от момента открытия и до закрытия. Покупателей устраивают цены и ассортимент свежей продукции, которая завозится в магазины дважды в день. Это

супермаркетов и открывать супермаркеты не в центре России, где очень сильна конкуренция, а в других регионах.

Торговый центр «Дикси» занимает огромную площадь. В нём можно приобрести

азины сами исследуют рынок, формируют ассортимент, проводят ценообразование, обеспечивают продвижение товарного знака. Каждый универсам франчайзинг подключен к информационной сети «Копейка» и пользуется её программным обеспечением. Деятельность франчайзинг сводится к обеспечению

азина к потребителям.

У всех перечисленных магазинов ассортимент товаров и продуктов устойчивый. Покупатели знают, что, по какой цене и где можно приобрести тот или иной товар

х свою деятельность в регионах России. Большинство магазинов и супермаркетов, универсамов предлагает потребителям схожий ассортимент продуктов и товаров,

ть производители, которые имеют свою собственную сеть магазинов, являясь

, торговая сеть «Прогресс» не пользуется услугами поставщиков или посредников, представляющих собой субъекты маркетинговой среды.

Конечно, у магазина «Прогресс» должны быть источники конкурентных преимуществ,

кета является отсутствие конкурентной политики, не решаются вопросы её выработки, не определяются способы её ведения.

Не

На первом этапе исследования рынка определяется его обобщающая характеристика, прежде всего ёмкость рынка, доля рынка магазина и т.д.

Представим основные показатели анализа молока и молочной продукции магазина №8 в табл.5.

Таблица 5

Основные показатели анализа молока и молочной продукции магазина «Прогресс»

Исследуемые объекты

Оценка

Темпы роста рынка

3%

Продолжение табл.5

1

2

Но большинство показателей конкурентоспособности - качественные характеристики, которые невозможно измерить, а только описать на основе высказываний

Следующий этап анализа рынка – определение его структуры. Параметры

(табл.6).

Таблица 6

Динамика продажи хлеба и хлебобулочных изделий
магазина «Прогресс»

Реализуемая продукция

Реализовано продукции

2009

2010

тонн

% к итогу

тонн

% к итогу

100

25,4

0,4

50,2

6,2

16,9

0,9

Как видим, структура хлебной продукции магазина на второй год значительно изменилась. Снизился объём реализуемой хлебной продукции. На второй год

много торговых точек и магазинов, где реализуются такие же изделия из муки 1-го и высшего сорта и даже с более широким ассортиментом их.

2.4. Проведение SWOT-анализа по данным супермаркета «Прогресс» для определения перспективных направлений в дальнейшем развитии

SWOT-анализ предполагает сначала выделение сильных и слабых сторон, а также

- едение акции «Товар дня»;

- продажа продукции и товаров со скидками и по сниженным ценам (Для проведения SWOT-анализа выяснены также новые угрозы и возможности.

Угрозы:

- и взаимное партнёрство с другими торговыми сетями;

).

и возможности; СЛУ – слабость и угрозы.

На каждом из полей будем рассматривать парные комбинации и выделим те, которые и широкий продуктовый и товарный ассортимент – создание системы приемлемых скидок и поощрений потребителей.

- конкурентной борьбы;

- систематическое проведение акции «Товар дня» - изменение потребностей и вкусов потребителей;

- Есть ли сильная сторона у супермаркета, чтобы использовать её для

анализа. Здесь надо отыскать такие возможности, за счёт которых магазин мог бы преодолеть свои слабости:

- большое списание продуктов – обслуживание дополнительных групп

- слабая политика продвижения товаров – возможность поиска грамотных специалистов по менеджменту и маркетингу;

, мотивацией, корпоративной культурой и т.д. Поскольку недостатком сетевой структуры относится отсутствие непосредственного контроля со стороны центральной организации, то возрастает степень неопределённости, потому что выполнение

- е требований поставщиков;

- большое списание продуктов – изменение вкусов и предпочтений потребителей;

- высокая стоимость продуктов и товаров – законодательное регулирование цен;

на состоятельных потребителей. Снижать цены, понижать и без того низкие скидки, искать другие пути и условия стимулирования продаж - это непросто. Новые конкуренты могут к тому же появиться на рынке с товарами,

асёт от растущей конкуренции на рынке, потому что потенциальные конкуренты и их появление на местном рынке - всегда реальная угроза. Исследование

- относительно высокие к ней требования;

- небольшая опасность скорого появления конкуренции.


Глава 3. Пути повышения
конкурентоспособности ООО «Прогресс»

3.1. Необходимость исследования конъюнктуры рынка и
прогнозирования спроса

Конъюнктурой рынка принято называть обобщающий показатель,

ах, происходящих внутри неё самой, так и о том, что происходит в окружающей среде.

Одним из важнейших источников информации являются исследования рынка. В первую

печения предприятия предметами труда, традиционны и определяются логикой снабжения:

- что закупить;

- сколько закупить;

- у кого закупить;

- на каких

всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на конкретный рынок.

Выбор поставщиков включает поиск информации о поставщиках, создание

мо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом

поставки, ассортименту, комплексности, качеству и количеству поставляемой продукции.

Изучение конкурирующих предприятий торговой сети «Прогресс» должно сводиться к анализу текущей политики и потенциальных шагов ближайших конкурентов. Это трудная задача, но верно оцененные действия конкурентов дают предприятию возможность подготовиться к ним и использовать открывающиеся возможности. Намерения ближайших конкурентов могут потребовать подготовки предприятий к защите своих позиций или разработки плана активных наступательных действий в случае, если есть предпосылки к

сть планировать систему ответных мер для поддержки собственной стратегии

ке, и спрос на продаваемую супермаркетом продукцию увеличится, если будут соблюдаться следующие приёмы стимулирования торговли:

- ателей;

- выпуск и реализация новых изделий.

Рассмотрим экономическую эффективность предложенных мероприятий.

3.2. Экономическая эффективность от внедрения предложений по увеличению конкурентоспособности

В целях повышения конкурентоспособности супераркета ООО «Прогресс» можно

Таблица 15

Перечень и количество вновь выпускаемых изделий

Наименование изделия

Кол-во изделий, выпускаемых в 2011 г.,шт.

Кол-во изделий, выпускаемых в 2012 г., шт

Отклонения

(+;-)

1

2

3

4

+240

+150

+150

+150

Итого:

10180

11420

+1240

Всего предлагается ввести в производство 11420 шт изделий разного вида колбасных изделий, что по сравнению с предыдущим годом больше на 1240 шт.

Таблица 16

Расчет затрат на вновь выпускаемые изделия

Наименование изделия

Статья затрат

Сумма, тыс. руб.

Удельный вес, %

1

2

3

4

Итого

52,184

100%

Продолжение табл.16

1

2

3

4

Итого

43,792

100%

Всего

290,205

Общая сумма затрат на выпуск колбасных изделий составила – 290,205 тыс. руб.

Предлагается сократить поставку других колбасных изделий (в частности, продукцию компании «Личная История), особо не пользующихся спросом (таблица 17).

Таблица 17

Показатели по выпуску колбасных изделий компании
«Личная История»

Показатели

2009 г.

2010 г.

Отклонения (+;-)

Количество, шт.

-826

Выручка, тыс.руб.

-115,7

Себестоимость проданной продукции, тыс.руб.

-92,5

Прибыль от продаж

33,6

10,4

-23,2

Сокращение производства колбасных изделий компании «Личная История» произошло

иям. В таблице приведены цены с учетом рыночных цен на продукцию (таблица 18).

Таблица 18

Перечень изделий с учетом рыночных цен и выручка по ним

Наименование изделия

Количество

Цена реализации, руб.

Выручка, руб.

1

2

3

4

Сервелат «Кремлевский Альфа»

Продолжение табл.18

1

2

3

4

Сервелат «Рождественский Альфа»

Сервелат «Московский Альфа»

Колбаса «Молочная Альфа»

Колбаса «Докторская Альфа»

Колбаса «Русская Альфа»

ИТОГО

С учетом предлагаемых цен выручка по вновь вводимым колбасным изделиям составит

. рублей

С учетом вышеизложенного предложения изменения и динамика экономических показателей приведены в таблице 19.

Таблица 19

Основные экономические показатели после проведенных мероприятий, связанные с реализацией колбасных изделий

Показатели

2010 г.

2011 г.

Отклонения (+;-)

Выручка

Себестоимость

Валовая прибыль

После проведенных мероприятий по выпуску новых колбасных изделий, выручка увеличится

При покупке товара на сумму свыше 700 рублей – 3%;

свыше 1500 рублей - 6%;

свыше 3000 рублей - 9%.

При покупке товаров

повысят конкурентоспособность супермаркета «Прогресс» на продуктовом рынке.


Заключение

Конкуренция на рынке – это состязание между производителями или продавцами товаров, а в

ой сети «Прогресс» являются:

магазина «Прогресс» являются:

- удлиненный рабочий день с 8.00 до 24.00, что очень удобно для потребителей;

Поэтому супермаркету необходимо активно информировать своих потребителей о продукции; находить наилучшие сбытовые решения. Для этого нужна хорошо отлаженная информационная система сбыта. В ней должна содержаться позиция супермаркета на рынке; отношения на рынке - спрос, торговля,

не получает.

В дипломной работе SWOT-анализ выполнен только для основных конкурентов, чтобы реально оценить ситуацию на рынке и наглядно раскрыть силы и

орговли в виде:

- гибкой системы ценообразования;

- скидки, что стимулирует покупателей на совершение большого объёма покупок продукции;

- рекламной

воляют получить прибыль 2390,9 тыс. рублей и окупятся за год.


Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Астрель, 2009.

2. Закон о защите прав потребителей. Официальный текст, действующая редакция. - М.: ЭКЗАМЕН, 2010.

3. Азоев Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы/Г. Л. Азоев. - М.: Новости, 2009. – 334 с.

4. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М: Центр экономики и маркетинга, 2008. – 235 с.

5. Алихашкина Е. Исследование партнеров: выбор и оценка источников поставки. Практический маркетинг. – 2009. - № 3. – с. 16-21.

6. Беляев В. И. Маркетинг: основы теории и практики: Учебник/В. И. Беляев. - М.: КноРус,2009.

7. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. — М.: Тандем, ЭКМОС, 2010. – 456 с.

8. Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия. – Мн.:2002. – 208 с.

9. Гамова В.В. Закупка товаров - важнейший элемент коммерции в условиях рынка. Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2008. - 87 с.

10. Ерёмин В. Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации/В. Н. Еремин. - М.: КноРус, 2009. – 366 с.

11. Ерохина Л. И. Маркетинг в оптовой и розничной торговле: Учебное пособие/ Л. И. Ерохина. - М.: КноРус, 2010. – 417 с.

12. Зайцев Н. А. Экономика, организация и управление предприятием - М.: Инфра - М, 2009. – 445 с.

13. Зайцев Л. Г. Стратегический менеджмент - М.: Экономистъ, 2007. – 336 с.

14. Зуб А. И. Стратегический менеджмент - М.: Велби, 2008. – 376 с.

15. Иванова Е. А. Оценка конкурентоспособности предприятия. - Ростов н /Д: Феникс, 2008. – 296 с.

16. Качалина Л. И. Конкурентоспособный менеджмент. -М.: Эксмо, 2009 – 352 с.

17. Ким С. А. Маркетинг - М.: Дашков и К, 2008. – 217 с.

18. Кузьмина Е. Е. Планирование маркетинга - Ростов н /Д: Феникс, 2007. – 612 с.

19. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент - М.: ЮНИТИ, 2009. – 218 с.

20. Мишин Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур. - М.: Юнити-Дана, 2009. – 451 с.

21. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М: Внешторгиздат, 2009. – 342 с.

22. Панкратов Ф.Г. Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ, «Маркетинг», 1999.- 328 с.

23. Парамонова Т.Н. Маркетинг в розничном торговом предприятии - М.: Издательство МГУК, 2009. – 512 с.

24. Парамонова Т. Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли - М.: КноРус, 2008. – 317 с.

25. Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ.; Под. ред. Е.Д. Щетинина. — М.: Международные отношения, 2009. – 451 с.

26. Управление организацией / Под редакцией А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. - М.: Инфра - М, 2008. – 512 с.

27. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность - М.: Экономика, 2009. – 316 с.

28. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент - М.: Дело, 2007. – 415 с.

29. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации - М.: Эксмо, 2008. – 452 с.

30. Цветков А. Н. Менеджмент - СПб.: Питер, 2008. – 192 с.

31. Черкасова И. О. Маркетинг - СПб.: Нева, 2009. – 216 с.

32. Чечевицына Л. Н. Экономика предприятия - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 442 с.

33. Шилков В. И. Стратегический менеджмент - М.: Форум, 2009. – 315 с.

34. Экономика организации (предприятия) / Под ред. Н. А. Сафронова. - М.: Экономистъ, 2007. – 456 с.

35. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»; Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 2010.- 457 с.


[1] Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М: Центр экономики и маркетинга, 2008. – с.123.

[2] Парамонова Т.Н. Маркетинг в розничном торговом предприятии. М.: Изд-во МГУК, 2009, с. 112.