Учебное пособие: Методические указания для студентов всех форм обучения Кемерово 2006
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кемеровский технологический институт
пищевой промышленности
Т.В. Батурина, С.В. Ивлев
Практические занятия по дисциплине
«социология»
Методические указания для студентов всех форм обучения
Кемерово 2006
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Настоящая программа разработана на основе требований Государственного Федерального Образовательного стандарта Высшего профессионального образования (М., 1995), Рабочей программы и Плана семинарских занятий кафедры социологии Российского государственного торгово-экономического университета (составители: доцент Т.В. Борисенко, доцент В.П. Потапов. Под ред. профессора В.П. Тоцкого, 1998) и опыта преподавания социологии в Кемеровском институте (филиале) РГТЭУ (учебно-методические комплексы по социологии: к.и.н., доцента С.П. Батурина, Кемерово, 1998, 2001).
Тема 1.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.
ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
Предметная область социологии. Специфика социологического познания. Социология в системе гуманитарных и социальных наук: философия и социология, социология и экономика, социология и история, социология и политология, социология и право и т. д. Специфика объекта социологии. Структура и уровни социологического знания. Макро- и микросоциология. Понятие социального факта. Понятие социального. Социологические законы и категории. Функции социологии в обществе. Методы и законы социологии.
Тема 2.
СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
Исторические условия, социальные предпосылки и источники формирования социологии как науки. Основные этапы развития социологии: начальный период (40-е гг. XIX – конец XIX в.); история русской социологии (до 1917 г.); классическая социология (конец XIX - начало XX вв.). Чикагская школа. Основные напрвления современной социологии: функционализм, конфликтология, символический интеракционизм, эмпирическая социология.
Тема 3.
ОБЩЕСТВО КАК ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА
Понятие общества и системы. Системообразующие признаки (цель, иерархия, управляемость и т. д.). Взаимодействие природы и общества. Общество с позиций социального детерминизма и функционализма. Концепция общества в индивидуализме. Типология обществ. Эволюция общества. Социальное действие и взаимодействие. Социальные связи и механизм их регуляции. Социальные отношения. Социальные группы и социальные общности. Социальные институты. Социальные конфликты. Особенности социальной структуры современного российского общества. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
Тема 4.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ
И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
Понятие социальной структуры. Методологические основания для структурирования общества. Социальные классы и страты (слои). Социальное неравенство как основа социальной стратификации. Основания (критерии) социальной стратификации. Вертикальная и горизонтальная стратификация. Понятие среднего класса и его влияние на социальную систему. Маргинальные слои и группы общества. Последствия маргинализации. Человек в иерархической структуре. Социальная мобильность, ее виды и последствия. Особенности социальной структуры современного российского общества.
Тема 5.
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Понятия и основные признаки культуры. Культура и природа. Культура и сознание. Менталитет. Воплощение культуры. Культура и действие: образцы поведения. Преемственность культуры. Основные элементы культуры: язык, знания, убеждения, ценности, нормы, традиции, обычаи, идеология. Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции. Социокультурный процесс. Целостность культуры и механизмы ее воспроизводства. Изменения в культуре. Влияние культуры на социальные и экономические отношения. Понятие и виды субкультур. Массовая культура и контркультура.
Тема 6.
СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Понятия: человек, индивид, личность. Структура личности по З.Фрейду. Основные проблемы социологии личности. Личность в системе социальных связей. Личность как субъект и объект общественных отношений. Социальный статус. Социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества. Социализация личности: сущность, этапы, институты. Роль природных, экономических и социокультурных факторов в социализации. Девиантное поведение: сущность, формы, последствия. Индивидуализм и коллективизм как социальные установки личности. Ценностные ориентации личности. Личный успех. Типы личности. Биосоциальная природа человека.
Тема 7.
СОЦИОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие организации. Основные черты организации. Структура организаций. Ценности организаций. Роль неформальных групп в деятельности организаций. Понятие управления, формы управленческой деятельности. Функционирование организаций. Типология организаций. Социальная природа управления. Структура управления. Иерархия. Лидерство и стиль руководства организацией. Методы оценки деятельности руководителей. Инновационный процесс: этапы, стратегии и проблемы. Формальные и неформальные организации. Власть и авторитет. Теория бюрократии М. Вебера.
Тема 8.
СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ
Понятие и основные признаки семьи. Двойственный характер семьи: семья как социальный институт и как социальная группа. "Брак" и его роль в обществе. Функции семьи. Брачные семьи и "гражданский брак". Исторические формы семьи. Типология семьи. Демографическая ситуация и проблемы семьи в современной России. Насилие в семье.
Тема 9.
СОЦИОЛОГИЯ ВЛАСТИ
Понятие, происхождение, признаки власти. Функции власти в обществе. Потребность власти. Субъекты власти. Правящая элита; структура правящей элиты. Механизм политической власти в обществе и его функции: господство, руководство, управление, организация, контроль. Легитимность власти; способы достижения и типы. Государство как инструмент власти. Аксиомы государственной власти. Принцип разделения властей. Основные тенденции в процессе развития власти. Учение М. Вебера о бюрократии и современность.
Тема10.
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ЭМПИРИЧЕСКОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Основные элементы программы и этапы социологического исследования. Основные теоретические процедуры. Основные исследовательские стратегии. Сбор, обработка и анализ данных. Методы сбора данных: контент - анализ, наблюдение, анкетный опрос, интервью, социальный эксперимент, работа с письменными документами. Подготовка первичного социологического материала к обработке на ЭВМ. Обработка на ЭВМ. Анализ и интерпретация полученных эмпирических данных. Назначение и специфика инструментария исследования. Подготовка отчета о проведенном исследовании.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА "СОЦИОЛОГИЯ"
№ п/п
Наименование темы
Всего часов
В том числе
лекций
семинар
Введение
1
-
1
1.
Социология как наука.
Предмет и функции социологии.
6
4
2
2.
Становление и основные этапы развития социологии.
6
4
2
3.
Общество как целостная система.
6
4
2
4.
Социальная структура общества. Социальная стратификация и социальная мобильность.
6
4
2
5.
Социология культуры.
4
2
2
6.
Социология личности.
6
4
2
7.
Социология организации.
4
4
-
8.
Социология семьи
4
2
2
9.
Социология власти
2
2
-
10.
Методология и методика эмпирического социологичес- кого исследования
6
4
2
Итого:
51
34
17
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Целью изучения данной дисциплины является ознакомление студентов с историей и основными разделами социологии, ее предметом и системой категорий. В процессе изучения будут раскрыты понятия: "социальная система", "социальная структура", "социальная стратификация", "социальная мобильность", "социальная связь", "социальное действие", "социальные институты", "социальный статус", "социокультурный процесс", "личность", "социализация личности", "генеральная совокупность", "выборочная совокупность", "семья", "брак", "власть", "элита", "государство" и др.
Освоение системы категорий помогает студентам в процессе их социализации, в приобретении знаний и навыков, необходимых будущим специалистам для их производственной, в том числе управленческой деятельности.
Основным источником информации при изучении социологии для студентов, прежде всего, станут учебные лекции и семинарские занятия.
В качестве учебных пособий, системно излагающих проблемы социологии, можно рекомендовать следующие:
1. Зинченко Г.П. Социология для менеджеров. – Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2001. – 352 с.
2. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов. – Екатеринбург: Деловая книга. М.: Издательская корпорация "Логос", 1999. – 368 с.
3. Кравченко А.И. Социология для экономистов: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 336 с.
4. Маршак А.Л. Социология: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2002. – 317 с.
5. Основы социологии: Курс лекций, в 2-х частях // Под ред. А.Г. Эфендиева. М.: Знание, 1994. – 352 с.
6. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. М.: Центр, 1997. – 160 с.
7. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1996. – 560 с.
8. Социология: Учебник для вузов // В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.
9. Социология: Учебное пособие // Под ред. Э.В. Тадевосяна. М.: Знание, 1995. – 272 с.
10. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие // Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. М.: Аспект-Пресс, 1996. – 461 с.
11. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. 2-е изд. М.: Логос, 1996. – 360 с.
12. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие. М.: Юрист, 1997. – 344 с.
13. Шпак Л.Л. Социология: Курс лекций для студентов. Кемерово: КемГУ, 1993. – 119 с.*
*Более подробный список литературы по различным темам курса имеется в Плане семинарских занятий, после каждой темы.
В качестве материалов справочного характера необходимо использовать следующие издания:
1. Тадевосян Э.В. Словарь – справочник по социологии и политологии. - М., 1996.
2. Социология: Словарь – справочник. - М., 1988.
3. Социологический справочник. - Киев, 1990.
4. Современная западная социология: Словарь. - М., 1990.
5. Американская социологическая мысль: Тексты. - М., 1994.
6. Социология: Хрестоматия для вузов. - М., 1997.
Для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам, для написания докладов и рефератов студентам необходимо активно использовать такие журналы:
Одной из форм текущего контроля при ихучении социологии является написание докладов и рефератов. Реферат оформляется по единым требованиям в рукописном или машинописном варианте. Рукописный текст выполняется в объеме не менее 20 листов, машинописный – не менее 16 страниц (1,5 интервал, 14 шрифт). Реферат должен содержать: правильно оформленный титульный лист (образец см. ниже), план, основной текст, список использованной литературы (не менее 4 наименований) с полными выходными данными. Выступление на меитнарском занятии с защитой реферата – 15-20 минут.
Доклад – это устное выступление на семинарском занятии по конкретной проблеме (теме) в течение 5-10 минут. Текст выступления не оформляется и не сдается преподавателю.
Тематика докладов и рефератов дана после каждой темы семинарских занятий.
При подготовке к семинару студентам необходимо, прежде всего, просмотреть конспект лекции и соответствующие разделы (главу, параграф) рекомендуемых учебных пособий, затем прочитать тот или иной источник, материалы справочного характера. Для лучшего усвоения прочитанного надо обязательно сделать конспект изучаемых работ по соответствующей теме семинарского занятия.
ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РФ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
Кафедра философии и социологии
Р Е Ф Е Р А Т
По дисциплине "СОЦИОЛОГИЯ"
На тему: "СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ"
Выполнил(а): Проверил:
Ф.И.О. Батурин
группа СК – 021, Сергей Петрович,
ф-т коммерции и маркетинга, к.ист.н., доцент кафедры
очной формы обучения философии и социологии
Кемерово 2004
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
И ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ
по курсу "СОЦИОЛОГИЯ"
Тема 1.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА.
ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ СОЦИОЛОГИИ
Вопросы:
1. Объект и предмет социологии, её место в системе наук об обществе.
2. Структура социологии. Макро- и микросоциология.
3. Раскройте содержание понятий: "социальное", "социальные факты".
4. Функции, методы и законы социологии.
Основная литература:
1. Кравченко А.И. Социология для экономистов: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. Гл.4.
2. Зинченко Г.П. Социология для менеджеров. – Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2001. – Гл.1.
3. Маршак А.Л. Социология: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2002. - Раздел II. - § 1,2.
4. Основы социологии. Курс лекций. Изд.2. Ч.1. // Под ред. А.Г. Эфендиева. - М., 1994. Раздел 1.
5. Социология. Учебное пособие // Под ред. Э.В. Тадевосяна. - М., 1995. Гл.1.
6. Социология. Учебник для вузов // Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 1998. Раздел 1.
Дополнительная литература:
1. Балог А. Социология – мультипарадигмальная наука // Социс, 2002. - №7.
2. Бороноев А.О., Ельмаев В.Я., Орлов В.Н. О предмете социологии как общей науки об обществе // Социс, 1991. - №5.
3. Бороноев А.О., Смиронов П.И. О понятиях "общество" и "социальное" // Социс, 2002. - №8.
17. Покровский Н.Е. Социология, социологическая культура и их место в современном российском обществе // ОНС, 2002. - №2.
18. Портянкин Б.А. Размышляя о микро- и макросоциологии // Социс, 1992. - №1.
19. Романов П.В. Микроуровень социальной реальности: Возможности междисциплинарного подхода // Социс, 2002. - №3.
20. Руткевич М.Н. О предмете социологической науки: три методологических вопроса // Социс, 1991. - №7.
21. Сорокин П.А. Социология как наука // Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. - М., 1992. - С. 156-189.
22. Структура и уровни социологического знания: традиции и новые концепции (Интервью с А. Бороноевым, А. Кравченко, В. Култыгиным, Г. Татаровой, Ж. Тощенко, В. Ядовым) // Социс, 2003. - №9.
23. Тернер Дж. Структура социологической теории. - М., 1985.
24. Тощенко Ж.Т. Методологические проблемы социологии как основа построения курса // Социс, 1993. - №10.
1. Роль социологии в социальном реформировании общества.
2. "Социальные факты" в социологии.
3. Что такое "социальное"?
4. Связь социологии с социальной философией, историей, социальной психологией и другими науками об обществе.
5. В чём специфика социологического знания?
6. Структура социологического знания
Тема 2.
СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ
Вопросы:
1. Социологические воззрения в донаучный период.
2. Возникновение социологии как науки (О. Конт, Г. Спенсер).
3. Классическая социология начала XX в. (М. Вебер, Э. Дюркгейм).
4. Социология марксизма.
5. Основные направления современной социологии:
а) Эмпирическая социология: Чикагская школа (У. Томас,
Ф. Знанецкий, Р. Парк, Э. Берджес, Дж. Мид);
б) Функционализм (Р.Мертон) и структурный функционализм
(Т. Парсонс);
в) Конфликтологические теории (К. Маркс, Р. Дарендорф, Л.
Козер, Р. Миллс);
г) Символический интеракционизм (Дж. Г. Мид, Джордж
Хоманс);
6. Развитие социологической мысли в России в конце XIX - начале XX вв. (Н.К. Михайловский, П.А. Кропоткин, М.М. Ковалевский, П.Л. Лавров, Л.И. Петражицкий, Н.И. Кареев, Е.В. Де – Роберти, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.).
Основная литература:
1. Батурин С.П. История социологии: Учебно-методическое пособие. В 2-х ч. – Кемерово, 2001.
2. Зинченко Г.П. Социология для менеджеров. – Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2001. – Гл.2.
3. История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов // Под ред. Г.В. Осипова. - М., 1999.
4. Кравченко А.И. Социология: Учебник для студентов вузов. - Екатеринбург, М., 1999. Гл.1, п.1.
5. Кравченко А.И. Социология для экономистов: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. Гл.1.
6. История социологии в Западной Европе и США. - М., 1993.
7. Давыдов М.Н., Ковалев С.М. Очерки по истории теоретической социологии XIX – нач. XX вв. - М., 1994.
8. Маршак А.Л. Социология: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2002. – Раздел I. - § 3.
9. Социология: Учебное пособие (Под. ред. Э.В. Тадевосяна). - М.: Знание, 1995. Глава 2, пп. 2-5.
10. Социология. Учебник для вузов // Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 1998. Раздел 2. Главы 4,5.
Дополнительная литература:
1. Американская социологическая мысль: Тексты. - М., 1994.
2. Американская социология: перспективы, проблемы, методы. - М., 1972.
3. Антология русской классической социологии. - М., 1995.
4. Арон Р. Этика развития социологической мысли. - М., 1993.
5. Арутюнян Ю.В., Дробишева Л.М. Этносоциология: пройденное и новые горизонты // Социс, 2000. - №4.
6. Бытыгин Г.С. Огюст Конт: взгляд из России // Вопросы философии, 2002. - №8.
7. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.
8. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. (Социология М. Вебера и веберовский ренессанс). - М., 1991.
3. Антонов А.И., Сорокин С.А. Судьба семьи в России XXI века: Размышление о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции. – Пушкино (Моск. обл.), 2000. – 416 с.
4. Артюхов А.В. Государственная семейная политика и её особенности в России // Социс, 2002. - №7.
5. Бернард Ч., Шлаффер Э. Без нас вы ничто: женщины в жизни мужчин. - М., 1993.
6. Богданова Л.П., Щукина А.С. Гражданский брак в современной демографической ситуации // Социс, 2003. - №7.
7. Бодрова В.В. Репродуктивное поведение как фактор депопуляции в России // Социс, 2002. - №6.
8. Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. - М., 1996.
9. Волоков А.Г. Семья - объект демографии. - М., 1986.
10. Голод С.И. "Будущая семья: какова она?" - М., 1990.
28. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М., 1983.
29. Тулеусов Ф.С. Семья и постиндустриальная цивилизация // Вопросы философии, 2001. - №12.
30. Турецкая Г.В. Деловая активность женщин и семья // Социс, 2001. - №2.
31. Харчев А.Г. Нравственность и семья. - М., 1981.
32. Шимин Н.Д. Семья как общественное явление. - Воронеж, 1989.
33. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К. Маркс, Ф. Энгельс. – Соч. - Т.21.
Тематика докладов и рефератов:
1. Социология семьи.
2. Функции семьи в обществе.
3. Насилие в семье.
4. Демографическая ситуация и проблемы семьи в современной России.
5. Взаимосвязь семьи и государства.
6. Семья как субъект социализации.
Тема 10.
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА
ЭМПИРИЧЕСКОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Вопросы:
1. Что такое "эмпирическое социологическое исследование? Его программа, виды и этапы.
2. Методы сбора данных в социологических исследованиях:
а) письменный опрос (анкетирование);
б) устный опрос (интервью);
в) наблюдение;
г) эксперимент;
д) контент-анализ;
е) работа с письменными документами.
3. Подготовка первичного социологического материала к обработке на компьютере, и сама обработка.
4. Группировка, анализ, обобщение и интерпритация полученных в ходе исследования данных.
Основная литература:
1. Маршак А.Л. Социология: Учебное пособие. – М., 2002. – Раздел 2.
2. Методы сбора, доработки социологической информации. Лекции по курсу "Методика социологических исследований". - Л., 1984.
3. Новикова С.С. Введение в прикладную социологию. Анкетирование: Учебное пособие. – М., 2000. – 102 с.
4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. - М.: Центр, 1997. Тема 14.
5. Социология. Основы общей теории: Учебное пособие // Под. ред. Г.В. Осипова и др. - М., 1996. Раздел 4.
6. Социология: Учебник для вузов (Под ред. проф. В.Н. Лавриненко). - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - Раздел 4.
Дополнительная литература:
1. Антипина Г.С. Теоретико – методологические проблемы исследования малых социальных групп. - М., 1982.
2. Батыгин Г.С. Обоснование научного метода в прикладной социологии. - М., 1986.
3. Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологических исследованиях. - М., 1974.
4. Гречихин В.Г. Лекции по методам и технике социологического исследования. М., 1988.
5. Здравомыслов А.Г. Методология и процедуры социологических исследований. - М., 1969.
6. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. - М., 1987.
7. Как провести социологическое исследование. - М., 1990.
8. Клименко А.И. Практика тестирования. - М., 1991.
9. Мартэн Д. Социальные измерения трансформации и модернизации: теоретические уроки эмпирических исследований // Социс, 2002. - №8.
10. Мацковский М.С., Ермакова О.В. Методические переработки социологической информации // Проблемы обработки и автоматизированного поиска социологической информации. - М., 1977. - С. 54-83.
11. Методы сбора информации в социологических исследованиях. В 2-х кн. - М., 1990.
12. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. - М., 1975.