Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов 2 курса всех специальностей Москва 2006

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

ИНФОРМАТИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

для студентов 2 курса всех специальностей

Москва – 2006


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

ИНФОРМАТИКА

Методические указания

по выполнению курсовой работы

для студентов 2 курса всех специальностей

Кафедра автоматизированной обработки

экономической информации

Курс – 2

Лекции – 20 ч.

Лабораторные работы – 16 ч.

Курсовая работа – 2 курс

Всего часов – 36

Экзамен – 2 курс

Москва – 2006


Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине "Информатика" подготовили: Безрядина Г. П., Дулькин В. Н., Коноплева И. А., Кричевская О. Е., Орлов В. А., Парфенова А. В., Хохлова О. А.

Методические указания по выполнению курсовой работы одобрены на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ.

Председатель НМС, проректор по УМР, проф. Дайитбегов Д. М.

Информатика . Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов 2-го курса всех специальностей. – М.: ВЗФЭИ, 2006.

Ó Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ), 2006


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. 5

1. Цель и организация выполнения курсовой работы... 5

2. Требования к оформлению курсовой работы... 8

3. Структура курсовой работы... 10

4. Тематика теоретической части курсовой работы... 16

5. Пример и методические указания по оформлению практической части курсовой работы... 18

6. Варианты заданий для выполнения практической части курсовой работы... 25

Литература.. 65

Введение

Современный уровень технологии обработки экономической информации предопределяет необходимость изучения студентами экономических специальностей дисциплины “Информатика”.

В соответствии с учебным планом подготовки экономистов студенты всех специальностей в процессе усвоения дисциплины “Информатика” должны овладеть теоретическими знаниями, приобрести навыки практической работы на персональном компьютере (ПК) и выполнить курсовую работу. Полученные по данному предмету знания являются основой для овладения дисциплинами “Информационные системы в экономике”, “Информационные системы бухгалтерского учета”, “Информационные системы маркетинга”, “Компьютерные информационные технологии в финансовом менеджменте”, “Компьютерные информационные технологии обработки налоговой информации”, “Информационные технологии управления” и другими дисциплинами специализации.

Вашему вниманию представлены методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине “Информатика”.

1. Цель и организация выполнения курсовой работы

Выполнение и защита курсовой работы является одной из важнейших форм учебной работы. Оно имеет целью привить навыки самостоятельной работы, выявить знания студентов по данной дисциплине и умение применять эти знания в практической работе по выбранной ими специальности.

В процессе выполнения курсовой работы студент должен самостоятельно работать с учебной и научно-технической литературой, уметь обобщать полученные знания, делать обоснованные выводы, формулировать рекомендации по выбору технических и программных средств для решения конкретной задачи, продемонстрировать навыки владения ПК и пакетами прикладных программ (ППП).

В ходе выполнения курсовой работы должны быть изучены и проанализированы вопросы, связанные с различными аспектами использования компьютерной техники для решения экономических и управленческих задач, в том числе по месту работы студента.

Организация выполнения курсовой работы включает ряд этапов.

Прежде всего, студент должен ознакомиться с рекомендуемой учебной литературой и внимательно изучить методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине “Информатика”.

Курсовая работа состоит из теоретической и практической частей. Номер варианта курсовой работы совпадает с номером студента в списке его группы (на момент начала лекций по дисциплине “Информатика”). Студент может выбрать одну из двух тем теоретической части. Номер темы теоретической части равен номеру варианта курсовой работы или отличается от него на число 25. Темы теоретических частей курсовых работ приведены в п. 4, а задания практических частей – в п. 6.

Допускается выбор студентом темы вне списка, но связанной с проблемами изучаемой дисциплины, актуальной и применимой в практической деятельности студента. Выбранная таким образом тема должна быть согласована с руководителем.

Руководителями курсовых работ являются преподаватели кафедры “Автоматизированной обработки экономической информации” (АОЭИ).

Руководитель, в соответствии с установленным графиком, осуществляет консультации, на которых студент может уточнить содержание теоретической и/или практической частей курсовой работы.

Завершенная работа сдается руководителю в установленные учебным графиком сроки на рецензию. Руководитель оценивает содержание работы, степень самостоятельности ее выполнения, уровень грамотности. В рецензии он отмечает положительные стороны работы и ее недостатки и определяет, допускается ли она к защите (собеседованию). Рецензия пишется в двух экземплярах. Один экземпляр рецензии вкладывается в курсовую работу и передается студенту для подготовки к собеседованию, другой – сдается преподавателем на факультет. Если студент не допущен к защите, то курсовая работа должна быть доработана согласно замечаниям руководителя.

Собеседование позволяет выявить уровень знаний студента по выбранной теме, степень его самостоятельности в выполнении курсовой работы. Результаты собеседования оцениваются на “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно” или “неудовлетворительно”.

К экзамену по дисциплине “Информатика” допускаются только те студенты, которые успешно защитили курсовую работу.

2. Требования к оформлению курсовой работы

При оформлении курсовой работы необходимо руководствоваться следующим:

• курсовая работа оформляется на ПК с использованием текстового редактора;

• объем курсовой работы не должен превышать 25 страниц машинописного текста формата А4 (шрифт – Times New Roman , размер шрифта – 14 пунктов , междустрочный интервал – полуторный );

• при форматировании текста следует устанавливать выравнивание по ширине (по левому и правому полям), отступ первой строки абзаца – 1 см;

• объем текста теоретической части – не более 8-10 страниц;

• страницы должны быть пронумерованы и иметь поля для брошюрования работы и замечаний рецензента (слева и справа не менее 25 мм);

• каждую структурную часть курсовой работы нужно начинать с нового листа; точку в конце заголовка структурной части работы не ставят;

• для формирования оглавления[1] курсовой работы следует воспользоваться встроенными в Microsoft Word форматами стилей заголовков;

• необходимо стремиться к ясности, краткости и самостоятельности изложения материала;

• каждая цитата, заимствованные цифры и факты должны сопровождаться ссылкой на источник, описание которого приводится в списке использованной литературы (в ссылке указывается номер источника по списку и номера страниц, например, [2, С. 15–16]);

• все аббревиатуры и сокращения слов, за исключением заведомо общепринятых, должны быть расшифрованы в тексте курсовой работы при первом употреблении;

• для объяснений иностранных и малоизвестных научных терминов в курсовой работе используются сноски [2] со сквозной нумерацией по всей работе;

• при представлении табличного материала над правым верхним углом таблицы помещают надпись “Таблица” с указанием ее порядкового номера (например, Таблица 5), снабжают тематическим заголовком, который располагают посередине страницы и начинают с прописной буквы (без точки в конце);

• приводимые в работе иллюстрации (схема, диаграмма, график, технический рисунок, фотография) должны быть выполнены четко, аккуратно, разборчиво и иметь номер и подрисуночную подпись, например,

Рис. 4. Базовая конфигурация компьютерной системы

• табличному и графическому материалу по тексту необходимо давать пояснения и делать на таблицы и иллюстрации ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми они помещены в работе;

• после того как материалы курсовой работы полностью подготовлены, рекомендуется с использованием средств текстового процессора проверить, не содержат ли они орфографических и синтаксических ошибок, и исправить, если они будут найдены;

• курсовая работа представляется на рецензию в сброшюрованном[3] виде (листы должны быть скреплены по левому краю).

3. Структура курсовой работы

При выполнении курсовой работы рекомендуется следующая структура:

Титульный лист

Оглавление

Введение

Теоретическая часть

Практическая часть

Список использованной литературы

Приложения


Титульный лист является первой страницей курсовой работы, однако не нумеруется. Образец оформления титульного листа приведен на рис. 1.

Рис. 1. Пример оформления титульного листа курсовой работы

В оглавлении приводятся все заголовки структурных частей работы (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом) с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение к курсовой работе должно содержать общие сведения о теоретической и практической части курсовой работы:

• краткое обоснование актуальности темы теоретической части курсовой работы;

• перечень вопросов, которые раскрывают тему;

• наименование задачи, которая будет решена с использованием пакета (пакетов) прикладных программ на ПК и описана в практической части курсовой работы;

• краткие характеристики ПК и программного обеспечения, использованных для выполнения и оформления курсовой работы.

Теоретическая часть имеет целью углубить знания отдельных разделов курса и показать умение студента работать с литературой и текстовыми редакторами на ПК.

План изложения теоретической части должен быть продуман и составлен студентом после проработки литературных источников и согласован с руководителем.

Рекомендуется следующий план теоретической части .

Введение

Во введении формулируется объект изучения. Объектом изучения может быть процесс, явление или некая система. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом изучения. На него и должно быть направлено основное внимание.

1. Основные понятия, используемые при изучении объекта

Раскрываются основные понятия, используемые в выбранной теме. Например, в теме “Классификация программного обеспечения ПК” дается общее представление о программном обеспечении ПК. Кратко характеризуется каждый вид программного обеспечения.

По объему раздел не должен превышать одной страницы машинописного текста.

2. Классификация элементов объекта

Дается общая схема классификации и краткая характеристика элементов объекта.

По объему раздел не должен превышать одной страницы машинописного текста.

3. Подробная характеристика элементов объекта

На каждый пункт следует отвести не менее двух страниц машинописного текста.

При этом желательно по каждому пункту привести аналитическую таблицу развития описываемых элементов объекта изучения. В таблицах такого рода наименования строк должны содержать названия свойств данного элемента объекта, а названия столбцов – наименования рассматриваемого элемента в его развитии.

Заключение

В этой части работы кратко и логически стройно излагаются итоги изучения объекта. Оно завершается обзором перспектив изучаемой проблемы.

При оформлении теоретической части желательно привести иллюстративный материал (блок-схемы, аналитические таблицы применяемых элементов объекта изучения, рисунки).

При выполнении практической части курсовой работы, состоящей из решения экономической задачи на ПК, студент может использовать несколько доступных ему пакетов прикладных программ: табличный процессор, систему программирования и др.

При использовании систем программирования (например, Visual Basic, Delphi и др.) по согласованию с руководителем возможен выбор темы теоретической части, связанной с данным программным средством.

В практической части курсовой работы при оформлении отчета следует руководствоваться приведенным ниже планом, а также примером и методическими указаниями по оформлению практической части курсовой работы (см. стр. 18–24).

1. Общая характеристика задачи

Раздел “Общая характеристика задачи” содержит наименование экономической задачи, условия, цель и место ее решения (подразделение организации).

2. Описание алгоритма решения задачи

В этом разделе необходимо перечислить этапы проектирования форм выходных документов и в качестве иллюстраций представить следующее:

• таблицы (документы) с исходными данными;

• структуру шаблона [4] выходного документа;

• шаблон выходного документа, показав его расположение на рабочем листе табличного процессора;

• выходной документ;

• графическое представление результатов.

Можно представить макрос по созданию выходного документа (с комментариями).

Если студент не имеет возможности выполнить практическую часть курсовой работы на ПК дома или на работе, то он может выполнить ее в компьютерном зале ВЗФЭИ в дневное время по согласованию с работниками лаборатории компьютерной техники.

После изложения практической части студент приводит список литературы , использованной им при написании курсовой работы. В список включаются только те источники, которые использовались при подготовке курсовой работы и на которые имеются ссылки в работе.

При описании литературного источника необходимо указать:

фамилии и инициалы авторов,

название книги, статьи,

место издания,

издательство,

год издания,

объем (количество страниц).

Для материалов из Интернета указывают:

фамилии и инициалы авторов,

полное название материала,

Интернет-адрес,

дату просмотра материала в Интернете.

Ниже приведены примеры описания некоторых видов литературных источников.

Книга одного и более авторов

Когаловский М.Р. Энциклопедия технологий баз данных. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 800 с.

Информационные технологии управления / Под ред. Титоренко Г.А. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 439 с.

Статья из журнала

Коржов В. Internet на космической скорости // Мир ПК. – 2001. – №1. С. 86–87.

Публикации в сети Интернет

Микушин А. В. Микропроцессоры. – http://www.computer-museum.ru/technlgy/proclect/content.htm (16.04.06)

Александр Евангели. Новое поколение глобальных сетей // BYTE/Россия, №7, 2005. – http://bytemag.ru/?ID=604029 (20.04.06)

В приложениях помещают материалы, которые дополняют текст основной части работы. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, диаграммы, схемы, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова “Приложение” и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки.

4. Тематика теоретической части курсовой работы

Перечень тем теоретической части курсовой работы по дисциплине “Информатика” (с указанием соответствующих тем программы курса) представлен в следующей таблице.

Тема 1. Предмет и задачи информатики, ее место в процессе управления

1.

История развития информатики

2.

Роль информационного ресурса в развитии современного общества

3.

Место информатики в процессах управления

Тема 2. Теоретические основы информатики

4.

Применение алгебры высказываний в информатике

5.

Применение теории графов в информатике

6.

Основные структуры данных

7.

Алгоритмы сортировки

Тема 3. Технические средства реализации информационных процессов

8.

Классификация компьютеров и их систем

9.

Архитектура современного ПК

10.

Назначение, состав и основные характеристики микропроцессоров ПК

11.

Виды и основные характеристики памяти ПК

12.

Устройства для долговременного хранения данных на ПК

13.

Внешние интерфейсы ПК (порты LPT, COM, шины SCSI, USB)

14.

Тенденции развития персональных компьютеров

15.

Использование портативных компьютеров в современных информационных технологиях

16.

Режимы компьютерной обработки данных

Тема 4. Программные средства реализации информационных процессов

17.

Назначение, эволюция и классификация операционных систем

18.

Сетевые возможности ОС MS Windows

19.

Направления развития операционных систем

20.

Средства и технологии обработки текстовой информации

21.

Средства и технологии обработки графической информации

22.

Настольные СУБД

23.

Создание мультимедийных презентаций

24.

Деловая графика

25.

Создание списков и баз данных в среде MS Office

26.

Обмен данными в MS Office

27.

Использование пакетов прикладных программ в экономической деятельности

28.

Обмен данными в приложениях ОС Windows

29.

Надстройки MS Excel

30.

Обзор встроенных функций MS Excel

31.

Инструментальные средства пользователя в среде MS Office

Тема 5. Разработка программных средств для решения экономических задач

32.

Общие принципы разработки программных средств

33.

Модульное и объектно-ориентированное программирование

34.

Инструментарий технологии программирования (в т.ч. проблемно-ориентированные языки программирования)

Тема 6. Компьютерные сети и телекоммуникации

35.

Каналы связи в компьютерных сетях

36.

Эталонная модель открытых систем OSI

37.

Методы доступа к передающей среде в ЛВС

38.

Корпоративная сеть Интранет

39.

Принципы, технологии, протоколы сети Интернет

40.

Тенденции развития сети Интернет

41.

Основные компоненты WWW (HTML, URL, HTTP, CGI)

42.

Сервисы сети Интернет для интерактивного общения (аудио- и видеоконференции, IP-телефония, IRC, ICQ)

Тема 7. Защита информации

43.

Предметная область информационной безопасности

44.

Современные антивирусные системы

45.

История развития криптографии

46.

Технические средства промышленного шпионажа

47.

Технические средства защиты от утечки информации

48.

Защита пользователя от информационных перегрузок

49.

Криптографические методы защиты информации и их использование при работе в сети

50.

Защита информации от искажения в условиях естественных помех

5. Пример и методические указания по оформлению практической части курсовой работы

Рассмотрим следующую задачу.

Фирма ООО «Инициатива» осуществляет деятельность, связанную со строительными работами и продажей строительных материалов. Цены на товары и услуги представлены на рис. 2, данные о фирмах, заказы которых должны быть выполнены в сентябре 2005 г. – на рис. 3.

• Построить таблицы по приведенным ниже табличным данным (рис. 2, 3, 4).

• Организовать межтабличные связи для автоматического заполнения граф: «Наименование фирмы», «Наименование товара» и автоматический подсчет суммы заказов каждой фирмы-заказчика в выходных документах (рис. 4, 5).

• Результаты вычислений представить в виде таблицы, содержащей итоговые суммы за месяц по каждой фирме-заказчику, по фирме ООО "Инициатива" и в графическом виде.

• Рассчитать и заполнить форму заказа (рис. 5).

Код товара

Наименование товара

Характеристика товара

Единица измерения

Цена, руб.

1

Изготовление дверей

Материал фирмы, сосна, влажность 8%

кв. м.

3000,00

2

Изготовление фундамента

Материал фирмы, бетон

куб. м.

1200,00

3

Кровельные работы

Материал фирмы, оцинкованная сталь

кв. м.

300,00

4

Пиломатериалы

Хвойные породы дерева

куб. м.

3000,00

Рис. 2. Базовый прайс-лист

Код фирмы

Наименование фирмы

Адрес

Телефон

Контактная персона

1

Сервис

Кутузовский пр., 2

222-22-32

Сидоров В.В.

2

Проект-М

ул. Ботаническая, 3

331-09-65

Бородин К.П.

3

Факториал

ул. Тверская, 15

976-43-23

Власова И.А.

4

Приват

ул. Ордынка, 33

123-34-56

Столетова С.М.

5

Медик

ул. Грибоедова, 46

456-34-12

Кравченко А.И.

Рис. 3. Список фирм-заказчиков

Дата

Наименование фирмы

Код фирмы

Код заказа

Наименование товара

Код товара

Количество

Сумма, руб.

02.09.05

4

19

4

30

02.09.05

4

19

1

10

05.09.05

5

20

1

34

05.09.05

5

20

4

100

08.09.05

1

21

2

120

15.09.05

2

22

4

56

15.09.05

2

22

3

200

17.09.05

3

23

2

23

30.09.05

4

24

3

200

Рис. 4. Список заказов за месяц

ООО "Инициатива"

Заказ №______

Дата выполнения

___________

Наименование фирмы

Код фирмы

Наименование товара

Код товара

Количество

Сумма, руб.

ИТОГО

Принял

____________

Дата

____________

Рис. 5. Форма заказа

В отчете по практической части алгоритм решения задачи следует представить в соответствии с приведенным примером.


Описание алгоритма решения задачи

1. Запустить табличный процессор MS Excel.

2. Создать книгу с именем «Инициатива».

3. Лист 1 переименовать в лист с названием Товары.

4. На рабочем листе Товары MS Excel создать таблицу базового прайс-листа.

5. Заполнить таблицу базового прайс-листа исходными данными (рис. 6).

Рис. 6. Расположение таблицы «Базовый прайс-лист » на рабочем листе Товары MS Excel

6. Лист 2 переименовать в лист с названием Заказчики.

7. На рабочем листе Заказчики MS Excel создать таблицу, в которой будет содержаться список фирм-заказчиков.

8. Заполнить таблицу со списком фирм-заказчиков исходными данными (рис. 7).

Рис. 7. Расположение таблицы «Список фирм-заказчиков » на рабочем листе Заказчики MS Excel

9. Разработать структуру шаблона таблицы «Список заказов за месяц » (рис. 8).

Колонка электронной таблицы

Наименование (реквизит)

Тип данных

Формат данных

длина

точность

A

Дата

дата

8

B

Наименование фирмы

текстовый

50

C

Код фирмы

числовой

5

D

Код заказа

числовой

5

E

Наименование товара

текстовый

50

F

Код товара

числовой

5

G

Количество

числовой

10

Y

Сумма, руб.

числовой

20

2

Рис. 8. Структура шаблона таблицы «Список заказов за месяц »

10. Лист 3 переименовать в лист с названием Список заказов.

11. На рабочем листе Список заказов MS Excel создать таблицу, в которой будет содержаться список заказов за месяц.

12. Заполнить таблицу «Список заказов за месяц » исходными данными (рис. 9).

Рис. 9. Расположение таблицы «Список заказов за месяц » на рабочем листе Список заказов MS Excel

13. Заполнить графу Наименование фирмы таблицы «Список заказов за месяц », находящейся на листе Список заказов следующим образом:

Занести в ячейку C3 формулу: =ЕСЛИ(C3="";"";ПРОСМОТР(C3;Заказчики!$A$3:$A$7;Заказчики!$B$3:$B$7)).

Размножить введенную в ячейку C3 формулу для остальных ячеек (с C4 по C11) данной графы.

Таким образом, будет выполнен цикл , управляющим параметром которого является номер строки.

14. Заполнить графу Наименование товара таблицы «Список заказов за месяц », находящейся на листе Список заказов следующим образом:

Занести в ячейку F3 формулу: =ЕСЛИ(F3="";"";ПРОСМОТР(F3;Товары!$A$3:$A$7;Товары!$B$3:$B$7)).

Размножить введенную в ячейку F3 формулу для остальных ячеек данной графы (с F4 по F11).

15. Заполнить графу Сумма, руб. таблицы «Список заказов за месяц », находящейся на листе Список заказов следующим образом:

Занести в ячейку I3 формулу: =ПРОСМОТР(G3;Товары!$A$3:$A$6;Товары!$E$3:$E$6)*H3.

Размножить введенную в ячейку I3 формулу для остальных ячеек (с I4 по I11) данной графы.

16. В таблице «Список заказов за месяц » вставить автоматические промежуточные (для каждой фирмы) и общие итоги в списке по полю Сумма, руб . (рис. 10).

Рис. 10. Список заказов, выполненных фирмой ООО «Инициатива» в сентябре 2005 г.

17. Лист 4 переименовать в лист с названием Форма заказа.

18. На рабочем листе Форма заказа MS Excel создать форму заказа.

19. Путем создания межтабличных связей заполнить созданную форму полученными данными из таблицы «Список заказов за месяц » (рис. 11).

Рис. 11. Форма заказа фирмы «Проект-М»

20. Лист 5 переименовать в лист с названием График.

21. На рабочем листе График MS Excel создать сводную таблицу. Путем создания межтабличных связей автоматически заполнить графы Наименование фирмы и Всего, руб. полученными данными из таблицы «Список заказов за месяц » (рис. 12).

22. Результаты вычислений представить графически (рис. 12).


ООО ”Инициатива”

Итоговые суммы заказов по фирмам-заказчикам на сентябрь 2005 г.

Наименование фирмы

Всего, руб.

Медик

402000.00

Приват

180000.00

Проект-М

228000.00

Сервис

144000.00

Факториал

27600.00

Общий итог

981600.00

01.10.05 Менеджер Павлов А.С.

Рис. 12. Сводная таблица и графическое представление результатов вычислений


6. Варианты заданий для выполнения практической части курсовой работы

Предложенные экономические задачи следует решать с использованием табличного процессора MS Excel.

Отсутствующие числовые значения данных и единицы их измерения задаются студентами самостоятельно.

ВАРИАНТ 1

Предприятие ООО «Энергосбыт» осуществляет деятельность, связанную с обеспечением электроэнергией физических и юридических лиц, и производит расчеты по предоставленным услугам. Данные, на основании которых производятся расчеты по оплате, представлены на рис. 1.1.

1. Построить таблицу согласно рис. 1.1.

2. Результаты вычислений представить в виде таблицы, содержащей данные о расходе электроэнергии и сумму к оплате (рис. 1.2), и в графическом виде.

3. Организовать межтабличные связи для автоматического формирования квитанции об оплате электроэнергии.

4. Сформировать и заполнить квитанцию об оплате электроэнергии (рис. 1.3).

Показания электросчетчиков

Месяц:

Декабрь 2005

Код
плательщика

ФИО
плательщика

Адрес

Показания счетчика
на начало месяца, КВт

Показания счетчика
на конец месяца, КВт

001

Коломиец И.И.

проспект Мира, 44-5

44578

44623

002

Гудзенчук А.А.

проспект Мира, 44-6

33256

33342

003

Матвеев К.К.

проспект Мира, 44-7

14589

14705

004

Сорокин М.М.

проспект Мира, 44-8

78554

78755

005

Ивлев С.С.

проспект Мира, 44-9

25544

25601

Рис. 1.1. Данные о показаниях электросчетчиков

Расчет оплаты электроэнергии

Тариф за 1 КВт

1,40р. Месяц:

Декабрь 2005

ФИО
плательщика

Код
плательщика

Расход электроэнергии
за месяц, КВт

К оплате, руб.

Коломиец И.И.

001

Матвеев К.К.

003

Ивлев С.С.

005

Гудзенчук А.А.

002

Сорокин М.М.

004

ИТОГО

Рис. 1.2 . Расчет оплаты электроэнергии

ООО "Энергосбыт"

Месяц

_______ 20__г.

Код плательщика

001

КВИТАНЦИЯ НА ОПЛАТУ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

ФИО плательщика:

____________

ТАРИФ ЗА 1 КВт

1,40р.

Показания
счетчика
на начало
месяца, КВт

Показания
счетчика
на конец месяца, КВт

Расход
электроэнергии
за месяц, КВт

К оплате, руб.

Рис. 1.3. Квитанция на оплату электроэнергии

ВАРИАНТ 2

Хлебозавод «Колобок» осуществляет деятельность, связанную с выпечкой и продажей хлебобулочных изделий. Данные, на основании которых выполняется калькуляция стоимости выпечных изделий, приведены на рис. 2.1 и рис. 2.2.

1. Построить таблицы по приведенным ниже данным.

2. Результаты вычислений представить в виде таблицы, содержащей расчет стоимости выпечных изделий (рис. 2.2), и в графическом виде.

3. Организовать межтабличные связи для автоматического формирования калькуляции стоимости выпечных изделий.

4. Сформировать и заполнить форму калькуляции стоимости (рис. 2.3).

Расход продуктов

Компоненты
выпечки

Стоимость изготовления
1 кг компонента, руб.

Бисквит

15,00

Тесто песочное

7,00

Крем сливочный

25,00

Крем масляный

23,00

Глазурь

12,00

Рис. 2.1. Данные о стоимости компонентов выпечных изделий

Стоимость выпечных изделий

Изделие

Состав

Количество
компонента
в изделии, кг

Стоимость
изготовления
1 кг компонента, руб.

Стоимость
компонента
в изделии, руб.

Пирожное
бисквитно-кремовое

Бисквит

0,30

15,00

Крем масляный

0,10

15,00

Глазурь

0,05

15,00

Пирожное песочное
со сливочным кремом

Тесто песочное

0,20

12,00

Крем сливочный

0,10

25,00

Рис. 2.2. Расчет стоимости выпечных изделий

Хлебозавод "Колобок"

Расчетный период

с

по

__.__.20__

__.__.20__

Калькуляция стоимости выпечных изделий

Изделие

Состав

Стоимость
компонента
в изделии, руб.

Пирожное
бисквитно-кремовое

Бисквит

Крем масляный

Глазурь

Всего

Пирожное песочное
со сливочным кремом

Тесто песочное

Крем сливочный

Всего

Бухгалтер

Рис. 2.3. Форма калькуляции стоимости выпечных изделий

ВАРИАНТ 3

Предприятие ООО «Красный Октябрь» осуществляет деятельность, связанную с выпуском различных видов деталей для промышленного оборудования. Для анализа качества выпускаемой продукции ежемесячно производится учет бракованной продукции. Данные учета бракованных деталей приведены на рис. 3.1.

1. Построить таблицы по приведенным ниже данным.

2. Выполнить расчет процентного отношения бракованных изделий к общему количеству выпущенных изделий, подвести итоги за месяц.

3. Результаты вычислений представить в виде консолидированной таблицы, содержащей сводные данные о выпуске бракованных изделий за квартал (рис. 3.2), и в графическом виде.

4. Сформировать и заполнить форму сводной ведомости по учету некачественной продукции (рис. 3.2).

Ведомость учета изготовленных деталей за январь 2006 г.

Код

станка

Количество выпущенных деталей, шт.

Количество бракованных деталей, шт.

% брака

1

2600

35

2

3500

57

3

1890

26

4

2780

72

ИТОГО

Ведомость учета изготовленных деталей за февраль 2006 г.

Код

станка

Количество выпущенных деталей, шт.

Количество бракованных деталей, шт.

% брака

1

2980

26

2

3470

45

3

2100

12

4

3150

56

ИТОГО

Ведомость учета изготовленных деталей за март 2006 г.

Код

станка

Количество выпущенных деталей, шт.

Количество бракованных деталей, шт.

% брака

1

2700

42

2

2720

35

3

3140

39

4

3200

26

ИТОГО

Рис. 3.1. Данные о выпуске бракованной продукции по месяцам

ООО "Красный Октябрь"

Расчетный период

с

по

__.__.20__

__.__.20__

СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ УЧЕТА
КАЧЕСТВА ИЗГОТАВЛИВАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ

Код

станка

Количество
выпущенных
деталей, шт.

Количество
бракованных
деталей, шт.

% брака

1

2

3

4

ИТОГО

Главный технолог

Рис. 3.2. Сводные данные о выпуске бракованной продукции за квартал

ВАРИАНТ 4

В бухгалтерии предприятия ООО «Гамма» производится расчет налоговых вычетов, предоставляемых сотрудникам, и формирование платежных ведомостей. Данные для выполнения расчета налоговых вычетов приведены на рис. 4.1. Стандартный налоговый вычет предоставляется каждому сотруднику в размере 400 руб. до тех пор, пока совокупный доход с начала годы не превысит 50 000 руб., налоговый вычет на ребенка предоставляется в размере 600 руб. НДФЛ - налог на доходы физических лиц (13%) рассчитывается с начисленной суммы за минусом размера налогового вычета.

1. Построить таблицы по приведенным ниже данным.

2. Выполнить расчет размера налогового вычета, предоставляемого сотрудникам в текущем месяце, результаты вычислений представить в виде таблицы (рис. 4.2).

3. Сформировать и заполнить форму расчетной ведомости по заработной плате за текущий месяц (рис. 4.3).

4. Результаты расчета заработной платы за текущий месяц представить в графическом виде.

ФИО
сотрудника

Начислено за месяц, руб.

Совокупный доход

с начала года, руб.

Васечкина М.М.

4 890,00

26 000,00

Иванова И.И.

6 800,00

35 000,00

Кузнецова С.С.

5 350,00

42 000,00

Петрова А.А.

7 500,00

54 000,00

Сидорова К.К.

8 200,00

64 000,00

Рис. 4.1. Данные для расчета налоговых вычетов

ФИО
сотрудника

Стандартный налоговый вычет на физ. лицо, руб.

Количество детей,
на которых
предоставляется
налоговый вычет

Размер
налогового вычета
за текущий месяц, руб.

Васечкина М.М.

400,00

Иванова И.И.

400,00

2

Кузнецова С.С.

400,00

2

Петрова А.А.

400,00

1

Сидорова К.К.

400,00

3

Рис. 4.2. Размер налоговых вычетов, предоставляемых сотрудникам в текущем месяце

ООО "Гамма"

Расчетный период

с

по

__.__.20__

__.__.20__

РАСЧЕТНАЯ ВЕДОМОСТЬ

Табельный
номер

ФИО
сотрудника

Начислено
за месяц, руб.

Размер налогового вычета, руб.

НДФЛ, руб.

К выплате, руб.

0001

Иванова И.И.

0002

Петрова А.А.

0003

Васечкина М.М.

0004

Сидорова К.К.

0005

Кузнецова С.С.

ИТОГО ПО ВЕДОМОСТИ

Гл. бухгалтер

Рис. 4.3. Расчетная ведомость

ВАРИАНТ 5

Агентство по грузоперевозкам «Летучий голландец» предоставляет услуги по перевозке грузов по различным маршрутам. Данные о маршрутах, выполненных в течение недели, по каждому водителю приведены на рис. 5.1. Справочные данные о технических характеристиках автомобилей и протяженности маршрутов приведены на рис. 5.2.

1. Построить таблицы по приведенным ниже данным.

2. Выполнить расчет количества израсходованного топлива каждым водителем и веса перевезенного груза, данные расчета занести в таблицу (рис. 5.1).

3. Организовать межтабличные связи для автоматического формирования ведомости расхода топлива за неделю.

4. Сформировать и заполнить ведомость расхода горючего каждым водителем за неделю (рис. 5.3) .

5. Результаты расчета количества израсходованного топлива за неделю представить в графическом виде.

Сведения о выполненных маршрутах

п/п

ФИО
водителя

Марка
автомобиля

рейса

Выполнено
рейсов, шт.

Протяженность рейса, км

Расход
топлива
на 100 км, л

Израсходовано топлива, л

Грузоподъемность, тонн

Вес перевезенного груза, тонн

1

Соловьев В.В.

КАМАЗ

А112

4

2

Михайлов С.С.

ЗИЛ

С431

3

3

Кузнецов Я.Я.

МАЗ

А112

5

4

Иванов К.К

МАЗ

М023

7

5

Сидоров А.А.

ЗИЛ

В447

2

6

Волков Д.Д.

КАМАЗ

С431

8

7

Быков Л.Л.

КАМАЗ

В447

4

ИТОГО

х

х

х

В СРЕДНЕМ

х

х

х

Рис. 5.1. Данные о выполненных маршрутах

Технические характеристики автомобилей

Протяженность
рейсов

№ п/п

Марка
автомобиля

Расход топлива
на 100 км, л

Грузоподъемность, тонн

№ п/п


рейса

Протяжен - ность
ейса,
км

1

ЗИЛ

42

7

1

А112

420

2

КАМАЗ

45

16

2

В447

310

3

МАЗ

53

12

3

М023

225

4

С431

250

Рис. 5.2. Технические характеристики автомобилей

и данные о протяженности выполняемых рейсов

Агентство по грузоперевозкам "Летучий голландец"

Отчетный период

с

по

__.__.20__

__.__.20__

ВЕДОМОСТЬ РАСХОДА ГОРЮЧЕГО

ФИО
водителя


рейса

Выполнено
рейсов, шт.

Израсходовано топлива, л

Соловьев В.В.

Михайлов С.С.

Кузнецов Я.Я.

Иванов К.К.

Сидоров А.А.

Волков Д.Д.

Быков Л.Л.

ИТОГО

Бухгалтер

Рис. 5.3. Ведомость расхода горючего

ВАРИАНТ 6

В бухгалтерии ООО «Снежок» производится расчет отчислений по каждому сотруднику предприятия:

– в федеральный бюджет,

– фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС - федеральный, ТФОМС - территориальный),

– фонд социального страхования (ФСС).

Процентные ставки отчислений приведены на рис. 6.1. Данные для расчета отчислений в фонды по каждому сотруднику приведены на рис. 6.2.

1. Построить таблицы по приведенным ниже данным.

2. Выполнить расчет размеров отчислений с заработной платы по каждому сотруднику предприятия, данные расчета занести в таблицу (рис. 6.2) .

3. Организовать межтабличные связи для автоматического формирования ведомости расчета ЕСН (единого социального налога ) по предприятию.

4. Сформировать и заполнить ведомость расчета ЕСН (рис. 6.3).

5. Результаты расчета есн по каждому сотруднику за текущий месяц представить в графическом виде.

СТАВКИ ЕСН

Фонд,
в который производится

отчисление

Ставка, %

ТФОМС

2,00

Федеральный бюджет

20,00

ФСС

3,20

ФФОМС

0,80

ИТОГО

26,00

Рис. 6.1. Процентные ставки отчислений

Табельный
номер

ФИО
сотрудника

Начислено за месяц, руб.

Федеральный бюджет, руб.

ФСС, руб.

ФФОМС, руб.

ТФОМС, руб.

Итого, руб.

001

Иванов И.И.

15 600,00

002

Сидоров А.А.

12 300,00

003

Матвеев К.К.

9 560,00

004

Сорокин М.М.

4 620,00

005

Петров С.С.

7 280,00

Рис. 6.2. Данные для расчета ЕСН за текущий месяц по каждому сотруднику

ООО "Снежок "

Расчетный период

с

по

__.__.20__

__.__.20__

ВЕДОМОСТЬ РАСЧЕТА ЕСН

Табельный
номер

ФИО
сотрудника

Федеральный бюджет, руб.

ФСС, руб.

ФФОМС, руб.

ТФОМС, руб.

Итого, руб.

001

Иванов И.И.

002

Сидоров А.А.

003

Матвеев К.К.

004

Сорокин М.М.

005

Петров С.С.

ВСЕГО ПО ВЕДОМОСТИ

Рис. 6.3. Ведомость расчета ЕСН

ВАРИАНТ 7

Фирма ООО «Стройдизайн» осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ по ремонту помещений. Прайс-лист на выполняемые работы приведен на рис. 7.1. Данные о заказанных работах приведены на рис. 7.2.

1. Построить таблицы по приведенным ниже данным.

2. Выполнить расчет стоимости выполняемых работ по полученному заказу, данные расчета занести в таблицу (рис. 7.2).

3. Организовать межтабличные связи для автоматического формирования счета, выставляемого клиенту для оплаты выполняемых работ.

4. Сформировать и заполнить счет на оплату (рис. 7.3).

5. Результаты расчета стоимости каждого вида работ по полученному заказу представить в графическом виде.

Прайс-лист

Наименование
работы

Единицы
измерения

Цена за ед. изм., руб.

Замена батарей

шт.

250

Замена ванны

шт.

210

Замена труб

м

240

Наклейка обоев

м2

50

Настилка паркета

м2

75

Побелка потолка

м2

15

Рис. 7.1. Прайс-лист на выполняемые работы

Расчет стоимости выполняемых работ

Наименование
работы

Единицы
измерения

Объем
выполняемых
работ

Цена за ед. изм., руб.

Стоимость
работ, руб.

Замена батарей

шт.

4

Наклейка обоев

м2

20

Замена труб

м

4

Настилка паркета

м2

15

Рис. 7.2. Данные о поступившем заказе

ООО "Стройдизайн"

СЧЕТ № 1

Дата

__.__.20__

ФИО клиента


п/п

Наименование
работы

Единицы
измерения

Объем
выполняемых
работ

Цена за ед. изм., руб.

Стоимость
работ, руб.

1

Замена батарей

шт.

2

Наклейка обоев

м2

3

Замена труб

м

4

Настилка паркета

м2

ИТОГО:

НДС:

СУММА С НДС:

Гл. бухгалтер

Рис. 7.3. Форма счета на оплату выполненных работ

ВАРИАНТ 8

Предприятие ООО «Красный Октябрь» осуществляет деятельность, связанную с выпуском различных видов деталей для промышленного оборудования. Для повышения эффективности функционирования предприятия ежемесячно производится анализ плановых и фактических показателей выпуска продукции. Данные фактических и плановых показателей выпуска продукции приведены на рис. 8.1 и рис. 8.2.

1. Построить таблицы по приведенным ниже данным.

2. Выполнить расчет отклонения фактических показателей от плановых в абсолютной и относительной форме, подвести итоги за месяц.

3. Результаты вычислений представить в виде консолидированной таблицы, содержащей сводные данные о выпущенной продукции.

4. Сформировать и заполнить форму сводной ведомости по учету выпущенной продукции за квартал (рис. 8.3).

5. Результаты плановых и фактических показателей выпуска продукции за квартал по каждой бригаде представить в графическом виде.

Рис. 8.1. Фактические данные выпуска продукции по месяцам

Плановые показатели выпуска продукции

Номер
бригады

План выпуска продукции

Январь

Февраль

Март

1

250

240

270

2

160

150

180

3

210

200

215

Рис. 8.2. Плановые показатели выпуска продукции

ООО "Красный октябрь"

Расчетный период

с

по

__.__.20__

__.__.20__

СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ УЧЕТА ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ

за _ квартал 20__ г.

Номер
бригады

По плану

Фактически

Абсолютное отклонение от плановых показателей

Относительное отклонение от плановых показателей

1

2

3

ИТОГО

Экономист

Рис. 8.3. Сводная ведомость учета выпуска продукции за квартал

ВАРИАНТ 9

Фирма ООО «Титаник» предоставляет услуги по перевозке грузов. Для определения затрат на приобретение материалов ежемесячно ведется учет количества приобретаемого топлива. Данные о ценах и количестве приобретенного топлива в течение месяца приведены на рис. 9.1.

1. Построить таблицы по приведенным ниже данным.

2. Выполнить расчет средней цены 1 л топлива по каждому виду, данные расчета занести в таблицы (рис. 9.1). Средняя цена определяется как отношение общей суммы затрат на приобретение данного вида топлива в течение месяца к общему количеству приобретенного топлива за месяц.

3. Организовать межтабличные связи для автоматического формирования ведомости затрат на приобретение топлива за квартал.

4. Сформировать и заполнить сводную ведомость затрат на приобретение топлива за квартал, определить среднюю цену 1 л топлива за квартал (рис. 9.2) .

5. Результаты расчета средней цены 1 л топлива по каждому месяцу и по каждому виду топлива представить в графическом виде.

Ведомость затрат на приобретение ГСМ за январь 2006 г.

Наименование
материала

1 партия

2 партия

3 партия

Средняя
цена за 1 л

цена,
руб.

кол-во, л

цена,
руб.

кол-во, л

цена,
руб.

кол-во, л

дизельное топливо

14,20

250

14,05

200

14,25

310

бензин АИ-92

15,40

310

15,15

275

15,50

355

бензин АИ-95

16,25

145

16,20

120

16,35

170

Средняя цена 1 л горючего за месяц:

Ведомость затрат на приобретение ГСМ за февраль 2006 г.

Наименование
материала

1 партия

2 партия

3 партия

Средняя
цена за 1 л

цена,
руб.

кол-во, л

цена,
руб.

кол-во, л

цена,
руб.

кол-во, л

дизельное топливо

14,30

240

14,35

250

14,25

270

бензин АИ-92

15,45

320

15,50

320

15,55

300

бензин АИ-95

16,30

160

16,35

180

16,40

150

Средняя цена 1 л горючего за месяц:

Ведомость затрат на приобретение ГСМ за март 2006 г

Наименование
материала

1 партия

2 партия

3 партия

Средняя
цена за 1 л

цена,
руб.

кол-во, л

цена,
руб.

кол-во, л

цена,
руб.

кол-во, л

дизельное топливо

14,50

220

14,45

250

14,55

200

бензин АИ-92

15,65

290

15,60

320

15,75

280

бензин АИ-95

16,45

155

16,40

195

16,50

120

Средняя цена 1 л горючего за месяц:

Рис. 9.1. Данные о затратах на приобретение ГСМ по месяцам

ООО "Титаник"

Расчетный период

с

по

__.__.20__

__.__.20__

СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ ЗАТРАТ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ГСМ за 1 квартал 2006 года

Наименование
материала

январь

февраль

март

Средняя
цена

за 1 л

средняя цена, руб.

количество, л

средняя цена, руб.

количество, л

средняя цена, руб.

количество, л

дизельное топливо

бензин АИ-92

бензин АИ-95

Средняя цена 1 л горючего за квартал:

Бухгалтер

Рис. 9.2. Ведомость затрат на приобретение ГСМ за квартал

ВАРИАНТ 10

В бухгалтерии предприятия ООО «Александра» рассчитывается ежемесячные отчисления на амортизацию по основным средствам. Данные для расчета начисленной амортизации приведены на рис. 10.1 и рис. 10.2.

1. Построить таблицы по приведенным ниже данным.

2. Выполнить расчет начисленной амортизации в каждом месяце и остаточной стоимости основных средств на конец периода.

3. Организовать межтабличные связи для автоматического формирования сводной ведомости по начисленной амортизации.

4. Сформировать и заполнить сводную ведомость начисленной амортизации по основным средствам за квартал (рис. 10.3).

5. Результаты изменения первоначальной стоимости основных средств на конец квартала представить в графическом виде.

Рис. 10.1. Данные о начисленной амортизации по месяцам

Первоначальная стоимость основных средств

Наименование основного средства

Первоначальная стоимость, руб.

Офисное кресло

2 700

Стеллаж

7 890

Стол офисный

5 600

Стол-приставка

4 200

Норма амортизации, % в месяц

3%

Рис. 10.2. Данные о первоначальной стоимости основных средств

ООО "Александра"

Расчетный период

с

по

__.__.20__

__.__.20__

СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ НАЧИСЛЕННОЙ АМОРТИЗАЦИИ
ПО ОСНОВНЫМ СРЕДСТВАМ ЗА 1 квартал 2006 года

Наименование
основного
средства

Первоначальная
стоимость, руб.

Остаточная стоимость на начало квартала, руб.

Начисленная
амортизация, руб.

Остаточная стоимость на конец квартала, руб.

Стол офисный

Офисное кресло

Стеллаж

Стол-приставка

ИТОГО:

Бухгалтер:

Рис. 10.3. Сводная ведомость начисленной амортизации за квартал

ВАРИАНТ 11

Компания «Страховщик» осуществляет страховую деятельность на территории России по видам полисов, представленных на рис. 11.1. Каждый полис имеет фиксированную цену.

Компания имеет свои филиалы в нескольких городах (рис. 11.2) и поощряет развитие каждого филиала, предоставляя определенный дисконт. Дисконт пересматривается ежемесячно по итогам общих сумм договоров по филиалам.

В конце каждого месяца составляется общий реестр договоров по всем филиалам (рис. 11.3).

1. Построить таблицы (рис. 11.1, 11,2, 11.3).

2. Организовать межтабличные связи для автоматического заполнения граф реестра (рис. 11.3.): «Наименование филиала», «Наименование полиса», «Сумма полиса, руб.», «Сумма скидки по дисконту, руб.».

3. Организовать двумя способами расчет общей суммы полисов по филиалам:

1) подвести итоги в таблице реестра;

2) построить соответствующую сводную таблицу, предусмотрев возможность одновременно отслеживать итоги и по виду полиса.

4. Построить гистограмму по данным сводной таблицы.

Код вида страхового полиса

Наименование

страхового полиса

Сумма

страхового полиса, руб.

101

От несчастного случая

10 000

102

От автокатастрофы

50 000

103

От авиакоатастрофы

60 000

104

Медицинский

25 000

105

Автомобильный

150 000

106

Жилищный

500 000

Рис. 11.1. Виды страховых полисов

Код

филиала

Наименование

филиала

Дисконтный %

с каждого полиса

по филиалу

100

Московский

3%

200

Тульский

2%

300

Уфинский

1%

400

Липецкий

2%

500

Ростовский

3%

600

Воронежский

2%

Рис. 11.2. Список филиалов компании «Страховщик»

Код
филиала

Наименование
филиала

Код страхового полиса

Наименование
полиса

Дата выдачи
полиса

Сумма
полиса, руб.

Сумма скидки по дисконту, руб.

100

101

11.11.05

300

103

12.11.05

200

105

13.11.05

400

102

14.11.05

600

106

11.11.05

500

102

16.11.05

200

105

17.11.05

300

104

12.11.05

300

102

19.11.05

500

101

20.11.05

400

106

11.11.05

600

103

22.11.05

100

105

13.11.05

100

105

24.11.05

600

103

25.11.05

Рис. 11.3. Реестр договоров


ВАРИАНТ 12

Организация ОАО «Триумф» предоставляет некоторые виды кредитов как физическим, так и юридическим лицам под следующие процентные ставки (рис.1). На фирме ведется журнал учета кредитов и их возврата (рис. 12.2). При этом за каждый просроченный день возврата начисляется штраф в размере 1% от суммы кредита.

1. Построить таблицы по приведенным ниже данным (рис. 12.1 – 12.2).

2. Организовать межтабличные связи для автоматического заполнения граф журнала регистрации кредитов (рис. 12.2.): «Наименование кредита», «Сумма возврата по договору тыс. руб.», «Штрафные санкции, тыс. руб.», «Общая сумма возврата, тыс. руб.».

3. Определить наиболее востребованный вид кредита:

1) подвести итоги в журнале регистрации кредитов;

2) построить соответствующую сводную таблицу.

4. Построить гистограмму по данным сводной таблицы.

Код
вида кредита

Наименование
вида кредита

Годовая
ставка, %

100

Бытовой

25

200

Автомобильный

18

300

Предпринимательский

20

400

Жилищный

21

500

На развитие

15

Рис. 12.1. Список видов кредита и ставки по ним в ОАО «Триумф»

Дата выдачи

Заемщик (наименование фирмы или ФИО)

Код вида кредита

Наименование кредита

Сумма кредита, тыс. руб.

Срок возврата по договору

Реальная дата возврата кредита

Сумма возврата по договору, тыс. руб.

Штрафные санкции, тыс. руб.

Общая сумма возврата, тыс. руб.

21.11.05

Иванов И.И.

200

200

21.12.06

22.12.06

22.11.05

Сидоров С.С.

100

25

22.05.06

25.07.06

23.11.05

ИП Терех О.А.

300

350

25.06.06

26.06.06

24.11.05

Селянов Г.Е.

400

850

25.11.10

12.12.05

ЗАО "Днепр"

500

1650

12.12.06

12.11.06