Современный уровень технологии обработки экономической информации предопределяет необходимость изучения студентами экономических специальностей дисциплины “Информатика”.
В соответствии с учебным планом подготовки экономистов студенты всех специальностей в процессе усвоения дисциплины “Информатика” должны овладеть теоретическими знаниями, приобрести навыки практической работы на персональном компьютере (ПК) и выполнить курсовую работу. Полученные по данному предмету знания являются основой для овладения дисциплинами “Информационные системы в экономике”, “Информационные системы бухгалтерского учета”, “Информационные системы маркетинга”, “Компьютерные информационные технологии в финансовом менеджменте”, “Компьютерные информационные технологии обработки налоговой информации”, “Информационные технологии управления” и другими дисциплинами специализации.
Вашему вниманию представлены методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине “Информатика”.
Выполнение и защита курсовой работы является одной из важнейших форм учебной работы. Оно имеет целью привить навыки самостоятельной работы, выявить знания студентов по данной дисциплине и умение применять эти знания в практической работе по выбранной ими специальности.
В процессе выполнения курсовой работы студент должен самостоятельно работать с учебной и научно-технической литературой, уметь обобщать полученные знания, делать обоснованные выводы, формулировать рекомендации по выбору технических и программных средств для решения конкретной задачи, продемонстрировать навыки владения ПК и пакетами прикладных программ (ППП).
В ходе выполнения курсовой работы должны быть изучены и проанализированы вопросы, связанные с различными аспектами использования компьютерной техники для решения экономических и управленческих задач, в том числе по месту работы студента.
Организация выполнения курсовой работы включает ряд этапов.
Прежде всего, студент должен ознакомиться с рекомендуемой учебной литературой и внимательно изучить методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине “Информатика”.
Курсовая работа состоит из теоретической и практической частей. Номер варианта курсовой работы
совпадает с номером студента в списке его группы (на момент начала лекций по дисциплине “Информатика”). Студент может выбрать одну из двух тем теоретической части. Номер темы теоретической части равен номеру варианта курсовой работы или
отличается от него на число 25. Темы теоретических частей курсовых работ приведены в п. 4, а задания практических частей – в п. 6.
Допускается
выбор студентом темы вне списка, но связанной с проблемами изучаемой дисциплины, актуальной и применимой в практической деятельности студента. Выбранная таким образом тема должна быть согласована с руководителем.
Руководителями курсовых работ являются преподаватели кафедры “Автоматизированной обработки экономической информации” (АОЭИ).
Руководитель, в соответствии с установленным графиком, осуществляет консультации, на которых студент может уточнить содержание теоретической и/или практической частей курсовой работы.
Завершенная работа сдается руководителю в установленные учебным графиком сроки на рецензию. Руководитель оценивает содержание работы, степень самостоятельности ее выполнения, уровень грамотности. В рецензии он отмечает положительные стороны работы и ее недостатки и определяет, допускается ли она к защите (собеседованию). Рецензия пишется в двух экземплярах. Один экземпляр рецензии вкладывается в курсовую работу и передается студенту для подготовки к собеседованию, другой – сдается преподавателем на факультет. Если студент не допущен к защите, то курсовая работа должна быть доработана согласно замечаниям руководителя.
Собеседование позволяет выявить уровень знаний студента по выбранной теме, степень его самостоятельности в выполнении курсовой работы. Результаты собеседования оцениваются на “отлично”, “хорошо”, “удовлетворительно” или “неудовлетворительно”.
К экзамену по дисциплине “Информатика” допускаются только те студенты, которые успешно защитили курсовую работу.
При оформлении курсовой работы необходимо
руководствоваться следующим:
• курсовая работа оформляется на ПК с использованием текстового редактора;
• объем курсовой работы не должен превышать 25 страниц машинописного текста формата А4 (шрифт – TimesNewRoman
, размер шрифта – 14 пунктов
, междустрочный интервал – полуторный
);
• при форматировании текста следует устанавливать выравнивание по ширине
(по левому и правому полям), отступ первой строки абзаца – 1 см;
• объем текста теоретической части – не более 8-10 страниц;
• страницы должны быть пронумерованы и иметь поля для брошюрования работы и замечаний рецензента (слева и справа не менее 25 мм);
• каждую структурную часть курсовой работы нужно начинать с нового листа; точку в конце заголовка структурной части работы не ставят;
• для формирования оглавления[1]
курсовой работы следует воспользоваться встроенными в Microsoft Word форматами стилей заголовков;
• необходимо стремиться к ясности, краткости и самостоятельности изложения материала;
• каждая цитата, заимствованные цифры и факты должны сопровождаться ссылкой
на источник, описание которого приводится в списке использованной литературы (в ссылке указывается номер источника по списку и номера страниц, например, [2, С. 15–16]);
• все аббревиатуры и сокращения слов, за исключением заведомо общепринятых, должны быть расшифрованы в тексте курсовой работы при первом употреблении;
• для объяснений иностранных и малоизвестных научных терминов в курсовой работе используются сноски[2]
со сквозной нумерацией по всей работе;
• при представлении табличного материала над правым верхним углом таблицы помещают надпись “Таблица” с указанием ее порядкового номера (например, Таблица 5), снабжают тематическим заголовком, который располагают посередине страницы и начинают с прописной буквы (без точки в конце);
• приводимые в работе иллюстрации (схема, диаграмма, график, технический рисунок, фотография) должны быть выполнены четко, аккуратно, разборчиво и иметь номер и подрисуночную подпись, например,
Рис. 4. Базовая конфигурация компьютерной системы
• табличному и графическому материалу по тексту необходимо давать пояснения и делать на таблицы и иллюстрации ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми они помещены в работе;
• после того как материалы курсовой работы полностью подготовлены, рекомендуется с использованием средств текстового процессора проверить, не содержат ли они орфографических и синтаксических ошибок, и исправить, если они будут найдены;
• курсовая работа представляется на рецензию в сброшюрованном[3]
виде (листы должны быть скреплены по левому краю).
При выполнении курсовой работы рекомендуется следующая структура:
Титульный лист
Оглавление
Введение
Теоретическая часть
Практическая часть
Список использованной литературы
Приложения
Титульный лист
является первой страницей курсовой работы, однако не нумеруется. Образец оформления титульного листа приведен на рис. 1.
Рис. 1. Пример оформления титульного листа курсовой работы
В оглавлении
приводятся все заголовки структурных частей работы (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом) с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Введение
к курсовой работе должно содержать общие сведения о теоретической и практической части курсовой работы:
• краткое обоснование актуальности темы теоретической части курсовой работы;
• перечень вопросов, которые раскрывают тему;
• наименование задачи, которая будет решена с использованием пакета (пакетов) прикладных программ на ПК и описана в практической части курсовой работы;
• краткие характеристики ПК и программного обеспечения, использованных для выполнения и оформления курсовой работы.
Теоретическая часть
имеет целью углубить знания отдельных разделов курса и показать умение студента работать с литературой и текстовыми редакторами на ПК.
План изложения теоретической части должен быть продуман и составлен студентом после проработки литературных источников и согласован с руководителем.
Рекомендуется
следующий план теоретической части
.
Введение
Во введении формулируется объект изучения. Объектом изучения может быть процесс, явление или некая система. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом изучения. На него и должно быть направлено основное внимание.
1. Основные понятия, используемые при изучении объекта
Раскрываются основные понятия, используемые в выбранной теме. Например, в теме “Классификация программного обеспечения ПК” дается общее представление о программном обеспечении ПК. Кратко характеризуется каждый вид программного обеспечения.
По объему раздел не должен превышать одной страницы машинописного текста.
2. Классификация элементов объекта
Дается общая схема классификации и краткая характеристика элементов объекта.
По объему раздел не должен превышать одной страницы машинописного текста.
3. Подробная характеристика элементов объекта
На каждый пункт следует отвести не менее двух страниц машинописного текста.
При этом желательно по каждому пункту привести аналитическую таблицу развития описываемых элементов объекта изучения. В таблицах такого рода наименования строк должны содержать названия свойств данного элемента объекта, а названия столбцов – наименования рассматриваемого элемента в его развитии.
Заключение
В этой части работы кратко и логически стройно излагаются итоги изучения объекта. Оно завершается обзором перспектив изучаемой проблемы.
При оформлении теоретической части желательно привести иллюстративный материал (блок-схемы, аналитические таблицы применяемых элементов объекта изучения, рисунки).
При выполнении практической части
курсовой работы, состоящей из решения экономической задачи на ПК, студент может использовать несколько доступных ему пакетов прикладных программ: табличный процессор, систему программирования и др.
При использовании систем программирования (например, Visual Basic, Delphi и др.) по согласованию с руководителем возможен выбор темы теоретической части, связанной с данным программным средством.
В практической части
курсовой работы при оформлении отчета следует руководствоваться приведенным ниже планом,
а также примером и методическими указаниями по оформлению практической части курсовой работы (см. стр. 18–24).
1. Общая характеристика задачи
Раздел “Общая характеристика задачи” содержит наименование экономической задачи, условия, цель и место ее решения (подразделение организации).
2. Описание алгоритма решения задачи
В этом разделе необходимо перечислить этапы проектирования форм выходных документов и в качестве иллюстраций представить следующее:
• шаблон выходного документа, показав его расположение на рабочем листе табличного процессора;
• выходной документ;
• графическое представление результатов.
Можно представить макрос по созданию выходного документа (с комментариями).
Если студент не имеет возможности выполнить практическую часть курсовой работы на ПК дома или на работе, то он может выполнить ее в компьютерном зале ВЗФЭИ в дневное время по согласованию с работниками лаборатории компьютерной техники.
После изложения практической части студент приводит список литературы
, использованной им при написании курсовой работы. В список включаются только те источники, которые использовались при подготовке курсовой работы и на которые имеются ссылки в работе.
При описании литературного источника необходимо указать:
фамилии и инициалы авторов,
название книги, статьи,
место издания,
издательство,
год издания,
объем (количество страниц).
Для материалов из Интернета указывают:
фамилии и инициалы авторов,
полное название материала,
Интернет-адрес,
дату просмотра материала в Интернете.
Ниже приведены примеры описания некоторых видов литературных источников.
Книга одного и более авторов
Когаловский М.Р. Энциклопедия технологий баз данных. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 800 с.
Информационные технологии управления / Под ред. Титоренко Г.А. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 439 с.
Статья из журнала
Коржов В. Internet на космической скорости // Мир ПК. – 2001. – №1. С. 86–87.
Публикации в сети Интернет
Микушин А. В. Микропроцессоры. – http://www.computer-museum.ru/technlgy/proclect/content.htm (16.04.06)
Александр Евангели. Новое поколение глобальных сетей // BYTE/Россия, №7, 2005. – http://bytemag.ru/?ID=604029 (20.04.06)
В приложениях
помещают материалы, которые дополняют текст основной части работы. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, диаграммы, схемы, рисунки. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием в правом верхнем углу слова “Приложение” и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки.
Перечень тем теоретической части курсовой работы по дисциплине “Информатика” (с указанием соответствующих тем программы курса) представлен в следующей таблице.
Тема 1. Предмет и задачи информатики, ее место в процессе управления
1.
История развития информатики
2.
Роль информационного ресурса в развитии современного общества
3.
Место информатики в процессах управления
Тема 2. Теоретические основы информатики
4.
Применение алгебры высказываний в информатике
5.
Применение теории графов в информатике
6.
Основные структуры данных
7.
Алгоритмы сортировки
Тема 3. Технические средства реализации информационных процессов
8.
Классификация компьютеров и их систем
9.
Архитектура современного ПК
10.
Назначение, состав и основные характеристики микропроцессоров ПК
11.
Виды и основные характеристики памяти ПК
12.
Устройства для долговременного хранения данных на ПК
Фирма ООО «Инициатива» осуществляет деятельность, связанную со строительными работами и продажей строительных материалов. Цены на товары и услуги представлены на рис. 2, данные о фирмах, заказы которых должны быть выполнены в сентябре 2005 г. – на рис. 3.
• Построить таблицы по приведенным ниже табличным данным (рис. 2, 3, 4).
• Организовать межтабличные связи для автоматического заполнения граф: «Наименование фирмы», «Наименование товара» и автоматический подсчет суммы заказов каждой фирмы-заказчика в выходных документах (рис. 4, 5).
• Результаты вычислений представить в виде таблицы, содержащей итоговые суммы за месяц по каждой фирме-заказчику, по фирме ООО "Инициатива" и в графическом виде.
• Рассчитать и заполнить форму заказа (рис. 5).
Кодтовара
Наименованиетовара
Характеристикатовара
Единицаизмерения
Цена,руб.
1
Изготовление дверей
Материал фирмы, сосна, влажность 8%
кв. м.
3000,00
2
Изготовление фундамента
Материал фирмы, бетон
куб. м.
1200,00
3
Кровельные работы
Материал фирмы, оцинкованная сталь
кв. м.
300,00
4
Пиломатериалы
Хвойные породы дерева
куб. м.
3000,00
Рис. 2. Базовый прайс-лист
Кодфирмы
Наименованиефирмы
Адрес
Телефон
Контактнаяперсона
1
Сервис
Кутузовский пр., 2
222-22-32
Сидоров В.В.
2
Проект-М
ул. Ботаническая, 3
331-09-65
Бородин К.П.
3
Факториал
ул. Тверская, 15
976-43-23
Власова И.А.
4
Приват
ул. Ордынка, 33
123-34-56
Столетова С.М.
5
Медик
ул. Грибоедова, 46
456-34-12
Кравченко А.И.
Рис. 3. Список фирм-заказчиков
Дата
Наименованиефирмы
Кодфирмы
Кодзаказа
Наименованиетовара
Кодтовара
Количество
Сумма,руб.
02.09.05
4
19
4
30
02.09.05
4
19
1
10
05.09.05
5
20
1
34
05.09.05
5
20
4
100
08.09.05
1
21
2
120
15.09.05
2
22
4
56
15.09.05
2
22
3
200
17.09.05
3
23
2
23
30.09.05
4
24
3
200
Рис. 4. Список заказов за месяц
ООО "Инициатива"
Заказ №______
Дата выполнения
___________
Наименование фирмы
Код фирмы
Наименование товара
Код товара
Количество
Сумма, руб.
ИТОГО
Принял
____________
Дата
____________
Рис. 5. Форма заказа
В отчете по практической части
алгоритм решения задачи следует представить в соответствии с приведенным примером.
Описание алгоритма решения задачи
1. Запустить табличный процессор MS Excel.
2. Создать книгу с именем «Инициатива».
3. Лист 1 переименовать в лист с названием Товары.
4. На рабочем листе Товары
MS Excel создать таблицу базового прайс-листа.
Рис. 6. Расположение таблицы «Базовый прайс-лист
» на рабочем листе Товары
MS Excel
6. Лист 2 переименовать в лист с названием Заказчики.
7. На рабочем листе Заказчики
MS Excel создать таблицу, в которой будет содержаться список фирм-заказчиков.
8. Заполнить таблицу со списком фирм-заказчиков исходными данными (рис. 7).
Рис. 7. Расположение таблицы «Список фирм-заказчиков
» на рабочем листе Заказчики
MS Excel
9. Разработать структуру шаблона таблицы «Список заказов за месяц
» (рис. 8).
Колонка электронной таблицы
Наименование(реквизит)
Типданных
Формат данных
длина
точность
A
Дата
дата
8
B
Наименование фирмы
текстовый
50
C
Код фирмы
числовой
5
D
Код заказа
числовой
5
E
Наименование товара
текстовый
50
F
Код товара
числовой
5
G
Количество
числовой
10
Y
Сумма, руб.
числовой
20
2
Рис. 8. Структура шаблона таблицы «Список заказов за месяц
»
10. Лист 3 переименовать в лист с названием Список заказов.
11. На рабочем листе Список заказов
MS Excel создать таблицу, в которой будет содержаться список заказов за месяц.
12. Заполнить таблицу «Список заказов за месяц
» исходными данными (рис. 9).
Рис. 9. Расположение таблицы «Список заказов за месяц
» на рабочем листе Список заказов
MS Excel
13. Заполнить графу Наименование фирмы
таблицы «Список заказов за месяц
», находящейся на листе Список заказов
следующим образом:
Занести в ячейку C3 формулу: =ЕСЛИ(C3="";"";ПРОСМОТР(C3;Заказчики!$A$3:$A$7;Заказчики!$B$3:$B$7)).
Размножить введенную в ячейку C3 формулу для остальных ячеек (с C4 по C11) данной графы.
Таким образом, будет выполнен цикл
, управляющим параметром которого является номер строки.
14. Заполнить графу Наименование товара
таблицы «Список заказов за месяц
», находящейся на листе Список заказов
следующим образом:
Занести в ячейку F3 формулу: =ЕСЛИ(F3="";"";ПРОСМОТР(F3;Товары!$A$3:$A$7;Товары!$B$3:$B$7)).
Размножить введенную в ячейку F3 формулу для остальных ячеек данной графы (с F4 по F11).
15. Заполнить графу Сумма, руб.
таблицы «Список заказов за месяц
», находящейся на листе Список заказов
следующим образом:
Занести в ячейку I3 формулу: =ПРОСМОТР(G3;Товары!$A$3:$A$6;Товары!$E$3:$E$6)*H3.
Размножить введенную в ячейку I3 формулу для остальных ячеек (с I4 по I11) данной графы.
16. В таблице «Список заказов за месяц
» вставить автоматические промежуточные (для каждой фирмы) и общие итоги в списке по полю Сумма, руб
. (рис. 10).
Рис. 10. Список заказов, выполненных фирмой ООО «Инициатива» в сентябре 2005 г.
17. Лист 4 переименовать в лист с названием Форма заказа.
18. На рабочем листе Форма заказа
MS Excel создать форму заказа.
19. Путем создания межтабличных связей заполнить созданную форму полученными данными из таблицы «Список заказов за месяц
» (рис. 11).
Рис. 11. Форма заказа фирмы «Проект-М»
20. Лист 5 переименовать в лист с названием График.
21. На рабочем листе График
MS Excel создать сводную таблицу. Путем создания межтабличных связей автоматически заполнить графы Наименование фирмы
и Всего, руб.
полученными данными из таблицы «Список заказов за месяц
» (рис. 12).
22. Результаты вычислений представить графически (рис. 12).
ООО ”Инициатива”
Итоговые суммы заказов по фирмам-заказчикам на сентябрь 2005 г.
Наименование фирмы
Всего,руб.
Медик
402000.00
Приват
180000.00
Проект-М
228000.00
Сервис
144000.00
Факториал
27600.00
Общий итог
981600.00
01.10.05 Менеджер Павлов А.С.
Рис. 12. Сводная таблица и графическое представление результатов вычислений
Предложенные экономические задачи следует решать с использованием табличного процессора MS Excel.
Отсутствующие числовые значения данных и единицы их измерения задаются студентами самостоятельно.
ВАРИАНТ 1
Предприятие ООО «Энергосбыт» осуществляет деятельность, связанную с обеспечением электроэнергией физических и юридических лиц, и производит расчеты по предоставленным услугам. Данные, на основании которых производятся расчеты по оплате, представлены на рис. 1.1.
1. Построить таблицу согласно рис. 1.1.
2. Результаты вычислений представить в виде таблицы, содержащей данные о расходе электроэнергии и сумму к оплате (рис. 1.2), и в графическом виде.
3. Организовать межтабличные связи для автоматического формирования квитанции об оплате электроэнергии.
4. Сформировать и заполнить квитанцию об оплате электроэнергии (рис. 1.3).
Показания электросчетчиков
Месяц:
Декабрь 2005
Код плательщика
ФИО плательщика
Адрес
Показания счетчика на начало месяца, КВт
Показания счетчика на конец месяца, КВт
001
Коломиец И.И.
проспект Мира, 44-5
44578
44623
002
Гудзенчук А.А.
проспект Мира, 44-6
33256
33342
003
Матвеев К.К.
проспект Мира, 44-7
14589
14705
004
Сорокин М.М.
проспект Мира, 44-8
78554
78755
005
Ивлев С.С.
проспект Мира, 44-9
25544
25601
Рис. 1.1. Данные о показаниях электросчетчиков
Расчет оплаты электроэнергии
Тариф за 1 КВт
1,40р.
Месяц:
Декабрь 2005
ФИО плательщика
Код плательщика
Расход электроэнергии за месяц, КВт
К оплате, руб.
Коломиец И.И.
001
Матвеев К.К.
003
Ивлев С.С.
005
Гудзенчук А.А.
002
Сорокин М.М.
004
ИТОГО
Рис. 1.2 . Расчет оплаты электроэнергии
ООО "Энергосбыт"
Месяц
_______ 20__г.
Код плательщика
001
КВИТАНЦИЯ НА ОПЛАТУ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
ФИО плательщика:
____________
ТАРИФ ЗА 1 КВт
1,40р.
Показания счетчика на начало месяца, КВт
Показания счетчика на конец месяца, КВт
Расход электроэнергии за месяц, КВт
К оплате, руб.
Рис. 1.3. Квитанция на оплату электроэнергии
ВАРИАНТ 2
Хлебозавод «Колобок» осуществляет деятельность, связанную с выпечкой и продажей хлебобулочных изделий. Данные, на основании которых выполняется калькуляция стоимости выпечных изделий, приведены на рис. 2.1 и рис. 2.2.
1. Построить таблицы по приведенным ниже данным.
2. Результаты вычислений представить в виде таблицы, содержащей расчет стоимости выпечных изделий (рис. 2.2), и в графическом виде.
3. Организовать межтабличные связи для автоматического формирования калькуляции стоимости выпечных изделий.
4. Сформировать и заполнить форму калькуляции стоимости (рис. 2.3).
Расход продуктов
Компоненты выпечки
Стоимость изготовления 1 кг компонента, руб.
Бисквит
15,00
Тесто песочное
7,00
Крем сливочный
25,00
Крем масляный
23,00
Глазурь
12,00
Рис. 2.1. Данные о стоимости компонентов выпечных изделий
Стоимость выпечных изделий
Изделие
Состав
Количество компонента в изделии, кг
Стоимость изготовления 1 кг компонента, руб.
Стоимость компонента в изделии, руб.
Пирожное бисквитно-кремовое
Бисквит
0,30
15,00
Крем масляный
0,10
15,00
Глазурь
0,05
15,00
Пирожное песочное со сливочным кремом
Тесто песочное
0,20
12,00
Крем сливочный
0,10
25,00
Рис. 2.2. Расчет стоимости выпечных изделий
Хлебозавод "Колобок"
Расчетный период
с
по
__.__.20__
__.__.20__
Калькуляция стоимости выпечных изделий
Изделие
Состав
Стоимость компонента в изделии, руб.
Пирожное бисквитно-кремовое
Бисквит
Крем масляный
Глазурь
Всего
Пирожное песочное со сливочным кремом
Тесто песочное
Крем сливочный
Всего
Бухгалтер
Рис. 2.3. Форма калькуляции стоимости выпечных изделий
ВАРИАНТ 3
Предприятие ООО «Красный Октябрь» осуществляет деятельность, связанную с выпуском различных видов деталей для промышленного оборудования. Для анализа качества выпускаемой продукции ежемесячно производится учет бракованной продукции. Данные учета бракованных деталей приведены на рис. 3.1.
1. Построить таблицы по приведенным ниже данным.
2. Выполнить расчет процентного отношения бракованных изделий к общему количеству выпущенных изделий, подвести итоги за месяц.
3. Результаты вычислений представить в виде консолидированной таблицы, содержащей сводные данные о выпуске бракованных изделий за квартал (рис. 3.2), и в графическом виде.
4. Сформировать и заполнить форму сводной ведомости по учету некачественной продукции (рис. 3.2).
Ведомость учета изготовленных деталей
за январь 2006 г.
Код
станка
Количество выпущенных деталей, шт.
Количество бракованных деталей, шт.
% брака
1
2600
35
2
3500
57
3
1890
26
4
2780
72
ИТОГО
Ведомость учета изготовленных деталей
за февраль 2006 г.
Код
станка
Количество выпущенных деталей, шт.
Количество бракованных деталей, шт.
% брака
1
2980
26
2
3470
45
3
2100
12
4
3150
56
ИТОГО
Ведомость учета изготовленных деталей
за март 2006 г.
Код
станка
Количество выпущенных деталей, шт.
Количество бракованных деталей, шт.
% брака
1
2700
42
2
2720
35
3
3140
39
4
3200
26
ИТОГО
Рис. 3.1. Данные о выпуске бракованной продукции по месяцам
ООО "Красный Октябрь"
Расчетный период
с
по
__.__.20__
__.__.20__
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ УЧЕТА КАЧЕСТВА ИЗГОТАВЛИВАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ
Код
станка
Количество выпущенных деталей, шт.
Количество бракованных деталей, шт.
% брака
1
2
3
4
ИТОГО
Главный технолог
Рис. 3.2. Сводные данные о выпуске бракованной продукции за квартал
ВАРИАНТ 4
В бухгалтерии предприятия ООО «Гамма» производится расчет налоговых вычетов, предоставляемых сотрудникам, и формирование платежных ведомостей. Данные для выполнения расчета налоговых вычетов приведены на рис. 4.1. Стандартный налоговый вычет предоставляется каждому сотруднику в размере 400 руб. до тех пор, пока совокупный доход с начала годы не превысит 50 000 руб., налоговый вычет на ребенка предоставляется в размере 600 руб. НДФЛ - налог на доходы физических лиц (13%) рассчитывается с начисленной суммы за минусом размера налогового вычета.
1. Построить таблицы по приведенным ниже данным.
2. Выполнить расчет размера налогового вычета, предоставляемого сотрудникам в текущем месяце, результаты вычислений представить в виде таблицы (рис. 4.2).
3. Сформировать и заполнить форму расчетной ведомости по заработной плате за текущий месяц (рис. 4.3).
4. Результаты расчета заработной платы за текущий месяц представить в графическом виде.
ФИО сотрудника
Начислено за месяц, руб.
Совокупный доход
с начала года, руб.
Васечкина М.М.
4 890,00
26 000,00
Иванова И.И.
6 800,00
35 000,00
Кузнецова С.С.
5 350,00
42 000,00
Петрова А.А.
7 500,00
54 000,00
Сидорова К.К.
8 200,00
64 000,00
Рис. 4.1. Данные для расчета налоговых вычетов
ФИО сотрудника
Стандартный налоговый вычет на физ. лицо, руб.
Количество детей, на которых предоставляется налоговый вычет
Размер налогового вычета за текущий месяц, руб.
Васечкина М.М.
400,00
Иванова И.И.
400,00
2
Кузнецова С.С.
400,00
2
Петрова А.А.
400,00
1
Сидорова К.К.
400,00
3
Рис. 4.2. Размер налоговых вычетов, предоставляемых сотрудникам в текущем месяце
ООО "Гамма"
Расчетный период
с
по
__.__.20__
__.__.20__
РАСЧЕТНАЯ ВЕДОМОСТЬ
Табельный номер
ФИО сотрудника
Начислено за месяц, руб.
Размер налогового вычета, руб.
НДФЛ, руб.
К выплате, руб.
0001
Иванова И.И.
0002
Петрова А.А.
0003
Васечкина М.М.
0004
Сидорова К.К.
0005
Кузнецова С.С.
ИТОГО ПО ВЕДОМОСТИ
Гл. бухгалтер
Рис. 4.3. Расчетная ведомость
ВАРИАНТ 5
Агентство по грузоперевозкам «Летучий голландец» предоставляет услуги по перевозке грузов по различным маршрутам. Данные о маршрутах, выполненных в течение недели, по каждому водителю приведены на рис. 5.1. Справочные данные о технических характеристиках автомобилей и протяженности маршрутов приведены на рис. 5.2.
1. Построить таблицы по приведенным ниже данным.
2. Выполнить расчет количества израсходованного топлива каждым водителем и веса перевезенного груза, данные расчета занести в таблицу (рис. 5.1).
3. Организовать межтабличные связи для автоматического формирования ведомости расхода топлива за неделю.
4. Сформировать и заполнить ведомость расхода горючего каждым водителем за неделю (рис. 5.3) .
5. Результаты расчета количества израсходованного топлива за неделю представить в графическом виде.
Сведения о выполненных маршрутах
№п/п
ФИО водителя
Марка автомобиля
№ рейса
Выполнено рейсов, шт.
Протяженность рейса, км
Расход топлива на 100 км, л
Израсходовано топлива, л
Грузоподъемность,тонн
Вес перевезенного груза, тонн
1
Соловьев В.В.
КАМАЗ
А112
4
2
Михайлов С.С.
ЗИЛ
С431
3
3
Кузнецов Я.Я.
МАЗ
А112
5
4
Иванов К.К
МАЗ
М023
7
5
Сидоров А.А.
ЗИЛ
В447
2
6
Волков Д.Д.
КАМАЗ
С431
8
7
Быков Л.Л.
КАМАЗ
В447
4
ИТОГО
х
х
х
В СРЕДНЕМ
х
х
х
Рис. 5.1. Данные о выполненных маршрутах
Технические характеристикиавтомобилей
Протяженность рейсов
№ п/п
Марка автомобиля
Расход топлива на 100 км, л
Грузоподъемность, тонн
№ п/п
№ рейса
Протяжен-ность ейса, км
1
ЗИЛ
42
7
1
А112
420
2
КАМАЗ
45
16
2
В447
310
3
МАЗ
53
12
3
М023
225
4
С431
250
Рис. 5.2. Технические характеристики автомобилей
и данные о протяженности выполняемых рейсов
Агентство по грузоперевозкам "Летучий голландец"
Отчетный период
с
по
__.__.20__
__.__.20__
ВЕДОМОСТЬ РАСХОДА ГОРЮЧЕГО
ФИО водителя
№ рейса
Выполнено рейсов, шт.
Израсходовано топлива, л
Соловьев В.В.
Михайлов С.С.
Кузнецов Я.Я.
Иванов К.К.
Сидоров А.А.
Волков Д.Д.
Быков Л.Л.
ИТОГО
Бухгалтер
Рис. 5.3. Ведомость расхода горючего
ВАРИАНТ 6
В бухгалтерии ООО «Снежок» производится расчет отчислений по каждому сотруднику предприятия:
Процентные ставки отчислений приведены на рис. 6.1. Данные для расчета отчислений в фонды по каждому сотруднику приведены на рис. 6.2.
1. Построить таблицы по приведенным ниже данным.
2. Выполнить расчет размеров отчислений с заработной платы по каждому сотруднику предприятия, данные расчета занести в таблицу (рис. 6.2) .
3. Организовать межтабличные связи для автоматического формирования ведомости расчета ЕСН (единого социального налога
) по предприятию.
4. Сформировать и заполнить ведомость расчета ЕСН (рис. 6.3).
5. Результаты расчета есн по каждому сотруднику за текущий месяц представить в графическом виде.
СТАВКИ ЕСН
Фонд, в который производится
отчисление
Ставка, %
ТФОМС
2,00
Федеральный бюджет
20,00
ФСС
3,20
ФФОМС
0,80
ИТОГО
26,00
Рис. 6.1. Процентные ставки отчислений
Табельный номер
ФИО сотрудника
Начислено за месяц, руб.
Федеральный бюджет, руб.
ФСС, руб.
ФФОМС, руб.
ТФОМС, руб.
Итого, руб.
001
Иванов И.И.
15 600,00
002
Сидоров А.А.
12 300,00
003
Матвеев К.К.
9 560,00
004
Сорокин М.М.
4 620,00
005
Петров С.С.
7 280,00
Рис. 6.2. Данные для расчета ЕСН за текущий месяц по каждому сотруднику
ООО "Снежок "
Расчетный период
с
по
__.__.20__
__.__.20__
ВЕДОМОСТЬ РАСЧЕТА ЕСН
Табельный номер
ФИО сотрудника
Федеральный бюджет, руб.
ФСС, руб.
ФФОМС, руб.
ТФОМС, руб.
Итого, руб.
001
Иванов И.И.
002
Сидоров А.А.
003
Матвеев К.К.
004
Сорокин М.М.
005
Петров С.С.
ВСЕГО ПО ВЕДОМОСТИ
Рис. 6.3. Ведомость расчета ЕСН
ВАРИАНТ 7
Фирма ООО «Стройдизайн» осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ по ремонту помещений. Прайс-лист на выполняемые работы приведен на рис. 7.1. Данные о заказанных работах приведены на рис. 7.2.
1. Построить таблицы по приведенным ниже данным.
2. Выполнить расчет стоимости выполняемых работ по полученному заказу, данные расчета занести в таблицу (рис. 7.2).
3. Организовать межтабличные связи для автоматического формирования счета, выставляемого клиенту для оплаты выполняемых работ.
4. Сформировать и заполнить счет на оплату (рис. 7.3).
5. Результаты расчета стоимости каждого вида работ по полученному заказу представить в графическом виде.
Прайс-лист
Наименование работы
Единицы измерения
Цена за ед. изм., руб.
Замена батарей
шт.
250
Замена ванны
шт.
210
Замена труб
м
240
Наклейка обоев
м2
50
Настилка паркета
м2
75
Побелка потолка
м2
15
Рис. 7.1. Прайс-лист на выполняемые работы
Расчет стоимости выполняемых работ
Наименование работы
Единицы измерения
Объем выполняемых работ
Цена за ед. изм., руб.
Стоимость работ, руб.
Замена батарей
шт.
4
Наклейка обоев
м2
20
Замена труб
м
4
Настилка паркета
м2
15
Рис. 7.2. Данные о поступившем заказе
ООО "Стройдизайн"
СЧЕТ
№ 1
Дата
__.__.20__
ФИО клиента
№ п/п
Наименование работы
Единицы измерения
Объем выполняемых работ
Цена за ед. изм., руб.
Стоимость работ, руб.
1
Замена батарей
шт.
2
Наклейка обоев
м2
3
Замена труб
м
4
Настилка паркета
м2
ИТОГО:
НДС:
СУММА С НДС:
Гл. бухгалтер
Рис. 7.3. Форма счета на оплату выполненных работ
ВАРИАНТ 8
Предприятие ООО «Красный Октябрь» осуществляет деятельность, связанную с выпуском различных видов деталей для промышленного оборудования. Для повышения эффективности функционирования предприятия ежемесячно производится анализ плановых и фактических показателей выпуска продукции. Данные фактических и плановых показателей выпуска продукции приведены на рис. 8.1 и рис. 8.2.
1. Построить таблицы по приведенным ниже данным.
2. Выполнить расчет отклонения фактических показателей от плановых в абсолютной и относительной форме, подвести итоги за месяц.
3. Результаты вычислений представить в виде консолидированной таблицы, содержащей сводные данные о выпущенной продукции.
4. Сформировать и заполнить форму сводной ведомости по учету выпущенной продукции за квартал (рис. 8.3).
5. Результаты плановых и фактических показателей выпуска продукции за квартал по каждой бригаде представить в графическом виде.
Рис. 8.1. Фактические данные выпуска продукции по месяцам
Плановые показатели выпуска продукции
Номер бригады
План выпуска продукции
Январь
Февраль
Март
1
250
240
270
2
160
150
180
3
210
200
215
Рис. 8.2. Плановые показатели выпуска продукции
ООО "Красный октябрь"
Расчетный период
с
по
__.__.20__
__.__.20__
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ УЧЕТА ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ
за _ квартал 20__ г.
Номер бригады
По плану
Фактически
Абсолютное отклонение от плановых показателей
Относительное отклонение от плановых показателей
1
2
3
ИТОГО
Экономист
Рис. 8.3. Сводная ведомость учета выпуска продукции за квартал
ВАРИАНТ 9
Фирма ООО «Титаник» предоставляет услуги по перевозке грузов. Для определения затрат на приобретение материалов ежемесячно ведется учет количества приобретаемого топлива. Данные о ценах и количестве приобретенного топлива в течение месяца приведены на рис. 9.1.
1. Построить таблицы по приведенным ниже данным.
2. Выполнить расчет средней цены 1 л топлива по каждому виду, данные расчета занести в таблицы (рис. 9.1). Средняя цена определяется как отношение общей суммы затрат на приобретение данного вида топлива в течение месяца к общему количеству приобретенного топлива за месяц.
3. Организовать межтабличные связи для автоматического формирования ведомости затрат на приобретение топлива за квартал.
4. Сформировать и заполнить сводную ведомость затрат на приобретение топлива за квартал, определить среднюю цену 1 л топлива за квартал (рис. 9.2) .
5. Результаты расчета средней цены 1 л топлива по каждому месяцу и по каждому виду топлива представить в графическом виде.
Ведомость затрат на приобретение ГСМ
за январь 2006 г.
Наименование материала
1 партия
2 партия
3 партия
Средняя цена за 1 л
цена, руб.
кол-во, л
цена, руб.
кол-во, л
цена, руб.
кол-во, л
дизельное топливо
14,20
250
14,05
200
14,25
310
бензин АИ-92
15,40
310
15,15
275
15,50
355
бензин АИ-95
16,25
145
16,20
120
16,35
170
Средняя цена 1 л горючего за месяц:
Ведомость затрат на приобретение ГСМ
за февраль 2006 г.
Наименование материала
1 партия
2 партия
3 партия
Средняя цена за 1 л
цена, руб.
кол-во, л
цена, руб.
кол-во, л
цена, руб.
кол-во, л
дизельное топливо
14,30
240
14,35
250
14,25
270
бензин АИ-92
15,45
320
15,50
320
15,55
300
бензин АИ-95
16,30
160
16,35
180
16,40
150
Средняя цена 1 л горючего за месяц:
Ведомость затрат на приобретение ГСМ
за март 2006 г
Наименование материала
1 партия
2 партия
3 партия
Средняя цена за 1 л
цена, руб.
кол-во, л
цена, руб.
кол-во, л
цена, руб.
кол-во, л
дизельное топливо
14,50
220
14,45
250
14,55
200
бензин АИ-92
15,65
290
15,60
320
15,75
280
бензин АИ-95
16,45
155
16,40
195
16,50
120
Средняя цена 1 л горючего за месяц:
Рис. 9.1. Данные о затратах на приобретение ГСМ по месяцам
ООО "Титаник"
Расчетный период
с
по
__.__.20__
__.__.20__
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ ЗАТРАТ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ГСМ
за 1 квартал 2006 года
Наименование материала
январь
февраль
март
Средняя цена
за 1 л
средняя цена, руб.
количество, л
средняя цена, руб.
количество, л
средняя цена, руб.
количество, л
дизельное топливо
бензин АИ-92
бензин АИ-95
Средняя цена 1 л горючего за квартал:
Бухгалтер
Рис. 9.2. Ведомость затрат на приобретение ГСМ за квартал
ВАРИАНТ 10
В бухгалтерии предприятия ООО «Александра» рассчитывается ежемесячные отчисления на амортизацию по основным средствам. Данные для расчета начисленной амортизации приведены на рис. 10.1 и рис. 10.2.
1. Построить таблицы по приведенным ниже данным.
2. Выполнить расчет начисленной амортизации в каждом месяце и остаточной стоимости основных средств на конец периода.
3. Организовать межтабличные связи для автоматического формирования сводной ведомости по начисленной амортизации.
4. Сформировать и заполнить сводную ведомость начисленной амортизации по основным средствам за квартал (рис. 10.3).
5. Результаты изменения первоначальной стоимости основных средств на конец квартала представить в графическом виде.
Рис. 10.1. Данные о начисленной амортизации по месяцам
Первоначальная стоимость основных средств
Наименование основного средства
Первоначальная стоимость, руб.
Офисное кресло
2 700
Стеллаж
7 890
Стол офисный
5 600
Стол-приставка
4 200
Норма амортизации, % в месяц
3%
Рис. 10.2. Данные о первоначальной стоимости основных средств
ООО "Александра"
Расчетный период
с
по
__.__.20__
__.__.20__
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ НАЧИСЛЕННОЙ АМОРТИЗАЦИИ ПО ОСНОВНЫМ СРЕДСТВАМ ЗА 1 квартал 2006 года
Наименование основного средства
Первоначальная стоимость, руб.
Остаточная стоимость на начало квартала, руб.
Начисленная амортизация, руб.
Остаточная стоимость на конец квартала, руб.
Стол офисный
Офисное кресло
Стеллаж
Стол-приставка
ИТОГО:
Бухгалтер:
Рис. 10.3. Сводная ведомость начисленной амортизации за квартал
ВАРИАНТ 11
Компания «Страховщик» осуществляет страховую деятельность на территории России по видам полисов, представленных на рис. 11.1. Каждый полис имеет фиксированную цену.
Компания имеет свои филиалы в нескольких городах (рис. 11.2) и поощряет развитие каждого филиала, предоставляя определенный дисконт. Дисконт пересматривается ежемесячно по итогам общих сумм договоров по филиалам.
В конце каждого месяца составляется общий реестр договоров по всем филиалам (рис. 11.3).
1. Построить таблицы (рис. 11.1, 11,2, 11.3).
2. Организовать межтабличные связи для автоматического заполнения граф реестра (рис. 11.3.): «Наименование филиала», «Наименование полиса», «Сумма полиса, руб.», «Сумма скидки по дисконту, руб.».
3. Организовать двумя способами расчет общей суммы полисов по филиалам:
1) подвести итоги в таблице реестра;
2) построить соответствующую сводную таблицу, предусмотрев возможность одновременно отслеживать итоги и по виду полиса.
4. Построить гистограмму по данным сводной таблицы.
Код вида страхового полиса
Наименование
страхового полиса
Сумма
страхового полиса, руб.
101
От несчастного случая
10 000
102
От автокатастрофы
50 000
103
От авиакоатастрофы
60 000
104
Медицинский
25 000
105
Автомобильный
150 000
106
Жилищный
500 000
Рис. 11.1. Виды страховых полисов
Код
филиала
Наименование
филиала
Дисконтный %
с каждого полиса
по филиалу
100
Московский
3%
200
Тульский
2%
300
Уфинский
1%
400
Липецкий
2%
500
Ростовский
3%
600
Воронежский
2%
Рис. 11.2. Список филиалов компании «Страховщик»
Код филиала
Наименование филиала
Код страхового полиса
Наименование полиса
Дата выдачи полиса
Сумма полиса, руб.
Сумма скидки по дисконту, руб.
100
101
11.11.05
300
103
12.11.05
200
105
13.11.05
400
102
14.11.05
600
106
11.11.05
500
102
16.11.05
200
105
17.11.05
300
104
12.11.05
300
102
19.11.05
500
101
20.11.05
400
106
11.11.05
600
103
22.11.05
100
105
13.11.05
100
105
24.11.05
600
103
25.11.05
Рис. 11.3. Реестр договоров
ВАРИАНТ 12
Организация ОАО «Триумф» предоставляет некоторые виды кредитов как физическим, так и юридическим лицам под следующие процентные ставки (рис.1). На фирме ведется журнал учета кредитов и их возврата (рис. 12.2). При этом за каждый просроченный день возврата начисляется штраф в размере 1% от суммы кредита.
1. Построить таблицы по приведенным ниже данным (рис. 12.1 – 12.2).
2. Организовать межтабличные связи для автоматического заполнения граф журнала регистрации кредитов (рис. 12.2.): «Наименование кредита», «Сумма возврата по договору тыс. руб.», «Штрафные санкции, тыс. руб.», «Общая сумма возврата, тыс. руб.».
3. Определить наиболее востребованный вид кредита:
1) подвести итоги в журнале регистрации кредитов;
2) построить соответствующую сводную таблицу.
4. Построить гистограмму по данным сводной таблицы.
Код вида кредита
Наименование вида кредита
Годовая ставка, %
100
Бытовой
25
200
Автомобильный
18
300
Предпринимательский
20
400
Жилищный
21
500
На развитие
15
Рис. 12.1. Список видов кредита и ставки по ним в ОАО «Триумф»