Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Философия

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский университет»

ФИЛОСОФИЯ

Часть вторая

Планы семинарских занятий и методические указания к ним,

вопросы выходного контроля знаний для студентов всех специальностей

дневной формы обучения

Хабаровск

Издательство ТОГУ

2009

УДК 1(091)(076.5)

Философия: Часть II Планы семинарских занятий и методические указания к ним, вопросы выходного контроля для студентов всех специальностей дневной формы обучения / Сост. Э.О. Леонтьева, Т.Л. Огурцова, Т.А. Лидзарь, В.В. Грибунин, В.И. Потапчук, А.В. Бондарь. – Хабаровск: изд-во ТОГУ, 2009. – 20 с.

Методические указания включают в себя планы семинарских занятий, рекомендации для подготовки к ним, списки учебной, справочной и дополнительной литературы, тематику рефератов, перечень основных философских понятий, экзаменационные вопросы для студентов всех специальностей дневной формы обучения, изучающих курс философии.

Печатается в соответствии с решениями кафедры философии и культурологии и методического совета Дальневосточного юридического института Тихоокеанского государственного университета.

© Тихоокеанский государственный

университет, 2009

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое учебно-методическое пособие представляет вторую часть базового курса философии. Если первая часть – историко-философская – была посвящена возникновению, развитию философии, анализу основных философских учений и творчества выдающихся мыслителей прошлого, то вторая часть курса акцентирует внимание на более углубленном изучении философских вопросов современности. Это – широкий круг онтологических, гносеологических, антропологических проблем, философское осмысление культуры, духовности, ценностей, общественной жизни и человеческой истории, техники и культуры инженера.

Усвоение изученного материала будет способствовать формированию философской культуры специалиста, выработке навыков самостоятельного анализа и осмысления принципиальных мировоззренческих установок.

Данное пособие включает список рекомендуемой учебной, справочной и дополнительной литературы, планы семинарских занятий, краткие методические указания, базовую терминологию, тематику рефератов (докладов, сообщений), а также вопросы выходного контроля знаний (экзамена) по дисциплине «философия».

ОСНОВНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. – М.: МГУ, – 2007. – 592с.
  2. Балашов Л.Е. Философия: учебник для вузов / Л.Е. Балашов. – 3-е изд., исправ. и дополн. – М.: Дашкова и К., - 2006. – 608с.
  3. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов / В.О. Голубинцев и др. – 3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 506с.
  4. Губин В.Д. Философия: учебник для вузов / В.Д. Губин. – М.: Проспект, 2006. – 336с.
  5. Гуревич П.С. Философия: учебник / П.С. Гуревич. – М.: Юнити-Дана, 2005. – 400с.
  6. Ильин В.В. Философия: учебник для вузов / В.В. Ильин. – М.: Академический Проект, 1999. – 384с.
  7. Миронов В.В. Философия / В.В. Миронов. – М.: Проспект, 2006. – 239с.
  8. Нижников С.А. Философия / С.А. Нижников. – М.: Велби, Проспект, 2006. – 400с.
  9. Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006. – 736с.
  10. Стрельник О.Н. Философия: учебное пособие для вузов / О.Н. Стрельник. – М.: Юрайт, 2008. – 336с.
  11. Плотников В.И. Онтология: хрестоматия / В.И. Плотников. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 832с.
  12. Родчанин Е.Г. Философия: учебник для технических вузов (исторический и систематический курс) / Е.Г. Родчанин и др. – М.: Наука-Пресс, Дашкова и К, 2006. – 432с.
  13. Философия: учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2005. – 655с.
  14. Философия: учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 4-е изд., перераб. и дополн. – М.: Гардарики, 2007. – 828с.
  15. Философия: учебник / Под ред. В.П. Горюнова. – М.: Гардарики, 2005. – 462с.
  16. Философия: учебник / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 576с.
  17. Философия: учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юнити-Дана, 2006. – 415с.

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Новейшая философская энциклопедия. В 4-х т.т. – М.: Мысль, 2001. – 2639с.
  2. Новейший философский словарь. – Минск: изд. В.М. Скакун, 1998. – 896с.
  3. Философия: справочник студента. / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. – М.: Философское общество «Слово»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 672с.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятия 1-3.

ТЕМА. ОНТОЛОГИЯ И КРУГ ЕЁ ПРОБЛЕМ

Общие положения и категории онтологии

1. Проблема бытия и её становление в истории философии.

2. Основные категории онтологии: «бытие», «ничто», «сущее», «субстанция», «материя / материальное», «идея / «идеальное».

3. Классические теории бытия: субстанциализм, материализм, идеализм.

4. Неклассические теории бытия: феноменология, экзистенциализм, фундаментальная онтология, аналитическая философия.

Проблемы движения и развития в теории бытия: диалектика как способ построения онтологии

1. Изменение представлений о диалектике в истории философии. Диалектика идеалистическая и материалистическая

2. Система диалектических категорий: «явление - сущность», «содержание - форма», «часть - целое», «единое - многое», «причина - следствие», «возможность - действительность» и др.

3. Принципы и законы диалектики

4. Движение и развитие. Модели и критерии развития. Проблема прогресса.

5. Пространство и время как онтологические категории. Объективистские и субъективистские концепции пространства и времени.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Миронов В. В., Иванов А.В. Онтология и теория познания: учебник. / В.В. Миронов и др. — М.: Гардарики, 2005.

2. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. / А.Л. Доброхотов. — М.: Изд – во МГУ, 1986.

3. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века. / П.П. Гайденко. — М.: Изд-во «Республика». 1997.

4. Философский энциклопедический словарь. — М.: «Советская энциклопедия», 1989.

5. Новейший философский словарь. — Минск, 2001.

6. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия в зеркале рефлексии. / О.А. Донских — М.: Изд-во МГУ, 1993. — стр. 155 – 173.

7. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX веков: учебное пособие. / В.Н. Кузнецов. — М.: Высшая школа, 1989.

8. Антисери Д., Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней. / Д. Антисери, Д. Реале. — СПб, 1997.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Первое занятие темы нацелено на формирование общих представлений о том, что такое онтология, какие проблемы она изучает и в каких категориях их формулирует. При подготовке к первому вопросу следует учесть, что историко-философский материал не должен быть перегруженным, здесь он привлекается только в контексте изучения онтологических проблем. Поэтому при работе с историко-философской литературой следует выбирать из учебников и пособий те параграфы и главы, в которых автор освещает онтологию философа или направления. Ответ на вопрос рекомендуется начать с определения понятия «онтология», затем кратко остановиться на учениях некоторых, самых известных философов, у которых онтологическая проблематика звучала наиболее отчётливо или охарактеризовать наиболее общие представления о бытии, свойственные для разных мировоззренческих эпох.

При подготовке второго вопроса необходимо выписать из литературы определения категорий онтологии, продумать их соотношение и взаимосвязь, указать на тех философов, которые использовали эти категории для построения моделей бытия.

Третий и четвёртый вопросы первого занятия предполагают знакомство с указанными философскими концепциями и их интерпретацию как базовых моделей бытия. Необходимо выписать основные тезисы этих концепций и рассказать о том, на каких категориях строится их онтология.

При подготовке ко второму и третьему занятиям рекомендуется уделить особое внимание работе со словарями, по которым следует выписать определения всех категорий, указанных в вопросах. Ответ на первый вопрос предполагает знакомство с такими вариантами диалектики, которые характерны для античного (Сократ) и средневекового мышления. Важно также обратить внимание на то, какие изменения в представлениях о сущности диалектики внесли Г. Гегель и К. Маркс.

Подготовку ко второму вопросу следует начать с определения понятия «категория», затем необходимо выписать определения указанных категорий диалектики и дополнить комментариями о том, как эти категории связаны между собой, почему они используются парами, какую роль играют в обыденном и научном познании.

Ответ на третий вопрос предполагает уяснение того, что такое принцип и формулировку принципов диалектики, их краткое толкование. Вторая часть вопроса строится аналогичным образом: дать определение понятия «закон», сформулировать законы диалектики и раскрыть их содержание. Следует обратить особое внимание на те категории, в которых формулируются законы: противоположность, противоречие, количество, качество, мера, скачок, отрицание.

В четвёртом вопросе сопоставьте категории «движение» и «развитие», сформулируйте проблему критериев развития и кратко остановитесь на общих представлениях о развитии (моделях), которые были характерны для разных культур или мировоззренческих эпох. Рекомендуется дополнить ответ собственными размышлениями о сущности и критериях развития, примерами из истории, культуры, литературы.

Ответ на пятый вопрос желательно построить как сравнение разных представлений о пространстве и времени, в наиболее обобщённом виде обозначенных как «субъективистский» и «объективистский» подходы. Здесь можно обратить внимание на представления о пространстве и времени у таких философов как Демокрит, Эпикур, Аристотель, Декарт, Лейбниц, Кант, Энгельс и др. Развернуть ответ в интересную для дискуссии область можно, сопоставив философские представления о пространстве с современными естественнонаучными взглядами.

ТЕРМИНЫ

Бытие, возможность, время, движение, действительность, диалектика, единое, закон, идеализм, идеальное, идея, категория, качество, количество, онтология, материализм, материальное, материя, мера, многое, ничто, отрицание, причина, прогресс, пространство, противоположность, противоречие, развитие, следствие, содержание, скачок, субстанция, субстанциализм, сущее, сущность, форма, явление.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

  1. Проблема бытия в древнегреческой философии.
  2. Становление и развитие диалектического мировоззрения: от Сократа до Адорно.
  3. Бытие Бога как метафизическая проблема.
  4. Эволюция представлений о пространстве и времени в философии и науке XIX – XX вв.
  5. Философские и естественнонаучные представления о субстанции.
  6. Феноменология как онтология: конституирование бытийных феноменов в горизонте сознания.
  7. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера.
  8. Экзистенциальное измерение бытия в философии XIX и XX вв.
  9. Основные идеи «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна.

Занятия 4-5.

ТЕМА. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОЗНАНИЯ, ПОЗНАНИЯ И НАУКИ

1. Проблема сознания в философии: многообразие интерпретаций.

2. Структура сознания. Сознательное и бессознательное начала в человеке.

3. Познание как предмет философского анализа. Основные гносеологические позиции в истории философии: оптимизм, скептицизм, агностицизм, критицизм.

4. Структура познания: уровни и формы познавательного процесса.

5. Учение об истине и основных ее свойствах. Истина и заблуждение. Критерии истины: различные концепции.

6. Научное познание: понятие, структура и основные черты.

7. Предмет и методы научного познания.

8. Наука как социальный институт. Классификация наук. Критерии демаркации науки и не-науки.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Хрестоматия по педагогической аксиологии. / В.П. Зинченко. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. С. 216-231.

2. Классификация наук // В.П. Кохановский, В.И. Пржиленский, Е.А. Сергодеева. Философия науки: учебное пособие. М., Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2006. С. 24-41.

3. Кохановский В.П. Основы философии науки. /В.П. Кохановский и др. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 608с.

4. Критерии демаркации науки и не-науки // Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 4е изд. М.: Гардарики, 2007, с. 427-431.

5. Критицизм // Философский энциклопедический словарь. Редактор-составитель Е.Ф. Губский. М.: ИНФРА-М, 2001, С. 226-227.

6. Научный метод // Концепции современного естествознания. / Под ред. С.И. Самыгина. Ростов-н/Д.: Феникс, 1997, С. 8-56.

7. Нижников С.А. Лекция 4. Познание, наука и истина. Лекция 5. Сознание и бессознательное // С.А. Нижников Философия: курс лекций. М.: «Экзамен», 2007, С. 270-316.

8. Поппер К. Логика научного познания. М.: Республика, 2004. 448с.

9. Сознание и духовный мир человека // Философия: учебное пособие. / Под ред. В.Л. Калашникова. М.: ВЛАДОС, 2003. 320с.

10. Рузавин Г.И. Философия науки: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 400с.

11. Степин В.С. Теоретическое знание / В.С. Степин. М.: Академический Проект, 2003. 526с.

12. Структура сознания // В.В. Миронов, А.В. Иванов. Онтология и теория познания: учебник. М.: Гардарики, 2005, С. 331-350.

13. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: учебник / Е.В. Ушаков. М.: Гардарики, 2005.

14. Философия науки: учебное пособие для ВУЗов / Под ред. С.А. Лебедева.- М.: Академический Проект, 2006. - 736с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При подготовке к занятию студентам рекомендуется ознакомиться и проанализировать две-три точки зрения по вопросу происхождения сознания, а также соответствующие этим позициям определения понятия «сознание». Необходимо также выделить ключевые свойства сознания и раскрыть структуру сознания, подробнее остановиться на выяснении таких понятий как сознание и самосознание, сознание и бессознательное, выявив их отличительные особенности и роль в жизни человека. Допустимо использование материалов из психологии личности. Вопрос о бессознательном рекомендуется заимствовать из концепции психоанализа З. Фрейда.

Третий, четвертый и пятый вопросы всецело посвящены проблемам гносеологии. Здесь предстоит тщательно разобраться с терминами и понятиями по учебникам и словарям философской направленности. В вопросе «структура познания» следует проанализировать уровни познания и соответствующие им формы познания: ощущение, восприятие и представление; понятие, суждение, умозаключение. Важно при этом показать диалектику и единство процесса познания, дав аргументированную критику сенсуализма, рационализма и иррационализма.

Пятый вопрос раскрывает учение об истине – непосредственной цели познания. Здесь важно понять невозможность однозначного определения истины, так как человек не располагает абсолютным знанием. Поэтому имеются различные трактовки истины, а значит главным становится выделение критерия истины. Исходя из этого, в философии выдвинуто несколько концепций критерия истины: классическая, когерентная, конвенциальная, прагматическая, герменевтическая, марксистская.

В заключение вопроса разберитесь с характерными чертами истины: объективность-субъективность, абсолютность-относительность, всеобщность-конкретность. Рассмотрите соотношение истины и заблуждения, лжи. Поясните все примерами из науки и жизни.

Три оставшиеся вопроса предполагают глубокое и всестороннее погружение в проблематику философии и методологии науки. При разборе этой темы рекомендуются учебные пособия курса «Концепции современного естествознания» или «Философия науки». Главное – уяснить специфику науки и научного познания. Это можно сделать, сравнив научное познание с обыденным, художественным, философским, а науку – с не-наукой и рассмотрев подробнее методологию научного познания, дав классификацию научных методов. Вопрос «наука как социальный институт» требует рассмотрения становления науки как самостоятельного института, классификации наук, понимания отличия гуманитарных наук от естественных. Важно сопоставить науку и не-науку, найдя линию демаркации и в заключение определить место и роль науки в современном обществе.

ТЕРМИНЫ

Агностицизм, бессознательное, верификация, восприятие, гипотеза, гносеология, критицизм, классификация, наука, научное познание, научная теория, научный закон, ощущение, опыт, наблюдение, метод, метод научного познания, методология, рациональный, рациональность, познание, представление, проблема, психоанализ, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, оптимизм (как познавательная позиция, стратегия), самосознание, сознание, скептицизм, суждение, эксперимент, эмпирический, эпистемология, чувственность, чувственный, фальсификация, умозаключение.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Происхождение сознания: обзор философских и религиозных версий.

2. Самосознание личности: понятие и основные черты.

3. Роль бессознательного в структуре внутреннего мира личности.

4. Агностицизм и критицизм: общее и отличительное.

5. Наука как социальный институт.

6. Соотношение науки и морали в жизни общества.

7. Религиозное и научное знание: анализ отличительных особенностей.

8. Особенность гуманитарных наук и их отличие от естественнонаучного знания.

9. Проблемы демаркации науки от лже-науки (магии, оккультизма, эзотерики, паранауки).

Занятия 6-7.

ТЕМА. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

1. Человек как предмет философской антропологии: этапы развития, основные проблемы, антропосоциогенез.

2. Основные философские концепции природы и сущности человека в истории философии.

3. Самосознание как уникальное свойство человеческой сущности. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. «Индивид», «индивидуальность», «личность».

4. Смысл человеческого бытия. Жизнь и ценности жизни человека.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Камю А. Бунтующий человек / А. Камю. М.: Политиздат, 1990.

2. Бросова Н.З. Судьба метафизики и судьба человека // Вопросы философии. 2005, № 11.

3. Ахизер А.С. Проблема субъекта: человек – субъект // Вопросы философии. 2007, № 12.

4. Венцлер Л. Понятие «смысла жизни» в философии Владимира Соловьева и Евгения Трубецкого. Формальная структура содержания // Вопросы философии. 2007, №12.

5. Киселев Г.С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? // Вопросы философии. 2007, № 4.

6. Хоружий С.С. Конституция личности и идентичности в перспективе опыта древних и современных практик себя // Вопросы философии. 2007, № 1.

7. Юдин Б.Г. О человеке, его природе и его будущем // Вопросы философии. 2004, № 2

8. Хоружий С.С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта // Вопросы философии. 2003, № 1.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При подготовке к занятию по этой теме студентам рекомендуется прокомментировать каждый вопрос в виде сообщения объемом 15-20 мин. В соответствии с планом определить предмет и место человека в системе философского знания, охарактеризовать основные концепции понимания человека в истории философии, пояснить структуру человеческой сущности, определить важные ценностные стороны бытия человека. Для того чтобы сделать это, необходимо, предварительно ознакомившись с различной литературой и другими материалами, осуществить их реферирование, приготовиться к обсуждению и ответам на проблемные вопросы (попытаться их спрогнозировать).

В первом вопросе следует определить предмет и место философской антропологии в системе философского знания, охарактеризовать этапы развития антропологической проблематики. Во втором вопросе необходимо представить основные концепции понимания человека в истории философии (концепция человека в философии Г. Гегеля, религиозно-мистическая концепция С. Кьеркегора, антропологический материализм Л. Фейербаха, иррационалистическая антропология А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, человек как продукт общественного развития К. Маркса, экзистенциалистская концепция человека, психоаналитическая концепция человека З. Фрейда).

Третий вопрос посвящен самосознанию человека как уникального свойства человеческой сущности, и атрибутивного свойства природы человека. Здесь следует остановиться на внутреннем и внешнем мире человека, их единстве и противоречивости, раскрыв социальную природу человека. Особо рассмотрите понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность», с помощью которых обнаруживается многообразие подходов к определению личности. Рассмотрите личность как единство сознания и поведения, объективного и субъективного, внутреннего и внешнего.

Четвертый вопрос требует анализа проблемы жизни, содержания и соотношения категорий «человеческое бытие», «жизнь», «экзистенция», различных трактовок смысла человеческой жизни в истории антропологической мысли, типов смысложизненных ценностей, их классификацию (В. Франкл). Главная задача – в доступной форме изложить суть предлагаемого материала по заданной теме, выделив интересные сюжеты, идеи и выразив свое отношение к ним, чтобы создать условия для развертывания дискуссии.

ТЕРМИНЫ

Абсурд, антропология, антропосоциогенез, деятельность, долг, дух, душа, жизненный мир, жизнь, забота, индивид, индивидуальность, интенция, личность, любовь, общение, самосознание, смерть, смысл жизни, совесть, «телесное Я», человек, человеческое бытие, экзистенция.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Образ человека в истории антропологического знания.

2. Природа и сущность человека (М. Шелер, М. Ландман, Г. Плеснер).

3. «Я» и «Другой»: проблема идентификации личности.

4. «Телесное Я» как элемент самосознания человека (С. Гроф).

5. Экзистенциальные модели человека в современном мире (А. Камю, Ж.-П. Сартр).

Занятия 8-9.

ТЕМА. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ, ДУХОВНОСТИ И ЦЕННОСТЕЙ

1. Понятие культуры и проблема соотношения культуры и цивилизации.

2. Культура в условиях глобализации.

3. Духовность как философская проблема.

4. Мораль, искусство и религия как формы духовного бытия и познания.

5. Понятие ценности в философии.

6. Виды ценностей и их иерархическое существование.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Духовность / С.К. Бондырева и др. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2007. – 186с.

2. Гулыга А.В. Заметки о проблеме ценностей // А.В. Гулыга. Уроки классики и современности. М.: Худож. литература, 1990. – 382с.

3. Гуревич П.С. Ценностная природа культуры // П.С. Гуревич. Философия культуры. М.: Аспект-Пресс, 1995. – 352с.

4. Гуревич П.С. Культура и цивилизация // П.С. Гуревич. Философия культуры. М.: Аспект-Пресс, 1995. – 352с.

5. Ерасов Б.С. Классификация ценностей // Б.С. Ерасов. Социальная культурология. М.: Аспект-Пресс, 1996. – С.115-116.

6. Ерасов Б.С. Массовое общество и культура // Б.С. Ерасов. Социальная культурология. М.: Аспект-Пресс, 1996. – 522с.

7. Ильичёва И.М. Духовность как философская проблема // Хрестоматия по педагогической аксиологии. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. – С. 45-58.

8. Кузнецов Н.С. Человек: потребности и ценности. Свердловск: Изд-во Урал. Гос. Университета, 1992. – 148с.

9. Культура в условиях глобализации // Философия: учебник для Вузов. / Под ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2005. – С. 784-787.

10. Культура и цивилизация // Философия: учебник для Вузов. / Под ред. В.В. Миронова. М.: Норма, 2005. – С. 760-768.

11. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии, 1996, № 4.

12. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. / Н.О. Лосский. М.: Республика, 1994. – 512с.

13. Нижников С.А. Понятие духовного // С.А. Нижников. Философия: курс лекций. М.: «Экзамен», 2007. – С. 122-150.

14. Сознание и духовный мир человека // Философия: учебник. / Под ред. В.Л. Калашникова. М.: «ВЛАДОС», 2003. Гл. 11. параграф 3. – С. 123-126.

15. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме // Избранные философские труды. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. – С. 256-291.

16. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. М.: Политиздат, 1972. – 272с.

17. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994. – 464с.

18. Фромм Э. Ценности и нормы // Э. Фромм. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. – С. 135-142, С. 285-289.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

При подготовке к данному занятию студентам рекомендуется, в первую очередь, обратиться к различного рода словарям – толковым, этимологическим, собственно философским. В процессе работы со справочным материалом необходимо составить небольшой словарь у себя в тетради. Эта предварительная работа носит, своего рода, описательный характер. Далее предлагается перейти к решению проблем по указанным в плане вопросам.

В первом пункте, кроме обычных и распространенных определений культуры, очень важно заострить внимание на противопоставлении понятий «культура» и «цивилизация». Для этого следует использовать точки зрения И. Канта, О. Шпенглера и Н.А. Бердяева. Творческим дополнением будет подготовка личного отношения студента к вопросу о конфликте культуры и цивилизации, с опорой на высказывания уже упомянутых философов и культурологов.

Второй пункт предполагает подготовку ответа по вопросам соотношения национального и всемирного аспектов в каждой культуре. Насколько мирно они могут уживаться или, наоборот, чрезмерно противостоять друг другу. Особенно интересным и важным будет рассмотрение в этом пункте проблем массовой культуры, роли в ней интернета и различного рода СМИ (средств массовой информации). И самое главное – это суметь выделить опасности массовой культуры для современного человека. Например, усреднение вкусов, стандартизация мышления и чувств, навязывание идеологии потребительства и наслаждения. Для лучшего усвоения темы предлагается ознакомиться с работой Х. Ортега-и-Гассета «Восстание масс», где вместе с автором можно увидеть основные признаки «человека массы».

В третьем пункте, поднимая тему духовности, студенту лучше всего сразу же обратить внимание на сложность определения понятия «духовность» и многообразие его значений. Поэтому с целью некоторой экономии времени и поисковых затрат нужно свести множество концепций духовности буквально к двум-трём возможным, самым общим. Например, это позиция религиозная («верующие о духовности»), это позиция атеистическая («неверующие о духовности»), это позиция «философского идеализма» («духовное как идеальное»).

Четвертый пункт касается структуры духовности в рамках двух философских подходов – идеализма и материализма, при этом студенту важно учесть, что по большей части «материализм» и «атеизм» отождествляются. В свою очередь, с позиции «неверующих» духовность мыслится как «общественное сознание». Таким образом, темы морали, искусства и религии можно рассмотреть либо как уровни общественного сознания, либо как составляющие духовной жизни человека и общества. Здесь нужно дать определение понятий и выделить два-три существенных признака по каждому из трёх явлений – морали, искусства, религии.

Пятый и шестой пункты касаются тем, которые объединяются термином «аксиология». В первую очередь, студенту необходимо представить обзор нескольких качественных подходов понимания природы ценности в истории философии. Далее, используя работы Ерасова Б.С. «Социальная культурогия» и Гуревича П.С. «Философия культуры», нужно выделить многообразие ценностей, например, по видам деятельности человека.

Для лучшего понимания иерархического принципа построения системы ценностей можно применить так называемую «пирамиду потребностей» Абрахама Маслоу из его книги «Мотивация и личность».

В заключение студентам предлагается выполнить творческое задание: построить ценностную иерархию в виде пирамиды из своих жизненных ценностей. Это своего рода тест на узнавание самого себя и того, что в моей жизни самое важное для меня, а что малозначительно и несущественно.

ТЕРМИНЫ

Аксиология, вера, глобализация, добро, духовность, духовный мир, идеал, идеальное, идеология, иерархия, интернет, искусство, истина, культура, красота, любовь, массовая культура, мораль, мотивация, надежда, национальная культура, потребность, ценность, элитарная культура.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Проблема ценностей в философии и культурологии: обзор основных аксиологических концепций.

2. История становления аксиологии.

3. Система ценностей как иерархия: варианты реконструкции.

4. Сравнительный анализ ценностных ориентаций русского и европейского менталитетов.

5. Национальное и транснациональное в современной культуре.

Занятия 10-11.

ТЕМА. ОБЩЕСТВО И ИСТОРИЯ КАК ОБЪЕКТЫ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

1. Предмет, научный статус и функции социальной философии. Понятийный аппарат социальной философии.

2. История развития социально-философской мысли и её основные направления.

3. Общество как реальность и универсалия. Ведущие подходы в объяснении причин возникновения и сущности общества.

4. Специфика социального познания.

5. Проблематика, актуальность философии истории и становление её как философской дисциплины. Структура историософского знания.

6. Отыскание смысла и назначения исторического процесса. Проблема начала и конца истории.

7. Различные интерпретации истории и теоретические модели исторического процесса.

а) циклическая модель истории;

б) линейная модель истории;

в) спиралевидность общественного развития;

г) ковариантная модель всемирной истории («осевое время» К. Ясперса);

д) постмодернистская интерпретация истории.

8. Мыслители прошлого и настоящего о роли личности в истории.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев П.В. Социальная философия: учеб. пособие для вузов. – М.: Проспект, 2005. – 256 с.

2. Бляхер Л.Е. Нестабильное общество. – Хабаровск: Комитет по молодежной политике правительства Хаб. края. Гос. образов. учр-ние Краевой дом молодежи. Дальневосточное отделение РАН, 2003. – 158 с.

3. Бузгалин А.В., Колганов А.И. Социальная философия постсоветского марксизма в России: ответы на вызовы XXI в. // Вопросы философии. – 2005. - № 9. – 3-25.

4. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. – Спб.: Наука, 2000. – 480 с.

5. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. – М.: изд. Корпорация «Логос», 1995. – 143 с.

6. Ивин А.А. Основы социальной философии: учеб. пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 2005. – 440 с.

7. Ивин А.А. Философия истории: учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 528 с.

8. Кемеров В.Е. Меняющаяся роль социальной философии и антиредукционистские стратегии. // Вопросы философии. – 2006. - № 2. – с. 61-78.

9. Крапивенский С.Э. Социальная философия: учеб. для вузов. – М.: «ВЛАДОС», 1998. – 416с.

10. Кучевский В.Б. Социальная философия: общество и сферы его жизнедеятельности: учеб. пособие для вузов. М.: МЗ Пресс, 2003. – 152с.

11. Леонтьева Э.О. Социальная философия: учеб. пособие – Хабаровск: изд-во ХГТУ, 2004. – 76с.

12. Момджян К.Х. Введение в социальную философию: учеб. пособие – М.: Высшая школа, КД «Университет», 1997. – 448с.

13. Назарова О.А. О роли и месте социальной философии в творчестве Семёна Людвиговича Франка.// Вопросы философии. – 2008. - № 5. – с. 104-115.

14. Назарчук А.В. Общество как коммуникация в трудах Никласа Лумана. // Вопросы философии. – 2006. - № 6. – с. 156-173.

15. Назарчук А.В. Сетевое общество и его философское осмысление // Вопросы философии. – 2008. - № 7. – с. 61-75

16. Панфилова Т.В. Проблема смысла истории. // Вопросы философии. – 2006. - № 12. – с. 11-23

17. Прохоренко Ю.И. Политическая реальность: очерки социально-философского исследования. – Хабаровск: изд-во ХГТУ, 2002. – 279 с.

18. Соколов С.В. Социальная философия: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 440 с.

19. Социальная философия: словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова. – М.: Академич. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 624 с.

20. Философия истории: учеб. пособие / Под ред. А.С. Панарина. М.: Гардарики, 1999. – 432 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Изучение данной темы необходимо начать с решения следующих вопросов:

- что такое социальная философия, т.е. как следует трактовать её предметное пространство?

- имеет ли социальная философия свою собственную проблематику и в чем заключается специфика последней?

Актуальность приведенных выше вопросов обусловлена тем, что на сегодняшний день нет единой, общепринятой точки зрения в определении предмета социальной философии и её места в системе социальных наук. Приведите примеры того, какие позиции существуют в данном отношении, подчеркнув здесь, что, если предметом частных наук, изучающих общество (социологии, политологии, экономики, этнографии и др.) может выступать та или иная естественная сторона социальной жизни, то областью философской рефлексии будет являться смысловая сторона общественного бытия. Поэтому главная задача социальной философии состоит в описании социального бытия в наиболее общих, предельных понятиях (например таких как: социальность, социум, социальное пространство, социальное время, социальное действие и др.). Дайте определение этих понятий. Вместе с тем социальная философия, как один из разделов в курсе философии, рассматривает не только общетеоретические проблемы, но и предлагает также к осмыслению актуальные проблемы современной общественной жизни, связанные с развитием политики, морали, науки, искусства.

Объясняя основные функции социальной философии, укажите на то, что она в органическом единстве с другими компонентами философского знания выступает в качестве мировоззренческого и методологического оснований всех общественных, а ещё шире всех гуманитарных наук (включая, например, психологию, лингвистику и др.), является своего рода фундаментом всего социо-гуманитарного знания.

Во втором вопросе темы семинарского занятия необходимо проследить эволюцию социально-философских учений, начиная с эпохи античности (конкретнее с IV в. до н.э. – до современности XX – нач. XXI вв.), определить условно хронологические рамки основных этапов их разработки, а также дать им общую характеристику, опираясь на наиболее известные произведения того или иного периода. Выделите главные направления в развитии социально-философской мысли, которые начали складываться в эпоху Нового времени и кратко раскройте специфику их проблематики и её решений. Особо укажем здесь на социальную философию позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер), марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс), психологическое направление ( Л. Уорд, Г. Тард, В. Парето), неокантианство (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), социальную философию М. Вебера, фрейдизм и неофрейдизм (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, Г. Маркузе), техницистское направление (Т. Веблен).

В социальной философии и общей (теоретической) социологии издавна дискутируется вопрос: обладает ли общество своим собственным онтологическим статусом, иначе говоря, существует ли оно как особая область бытия? А может общество – это лишь общее понятие, фиксирующее наличие суммы отдельных индивидов, вступающих на время по каким-либо причинам во взаимодействие между собой? Другая сторона данной проблемы выглядит так: возникло ли общество естественным путем, независимо от умысла и воли человека или же оно является результатом сознательного суммирования множества индивидов?

В этом дихотомическом делении мы можем указать на два подхода, выделенных русским философом С.Л. Франком, таких как «сингуляризм» (существующий, в свою очередь, в двух разновидностях) и «универсализм». Борьба этих направлений прослеживается в истории социально-философской мысли, начиная с античности. Именно эти два направления дают принципиально разные ответы на вопросы о происхождении и сущности общества. Но нужно также учитывать, что, в действительности, подобное дихотомическое членение социально-философских концепций не может учесть всей сложности проблемы.

В четвертом вопросе сосредоточим свое внимание на том, что отличает познание социума от познания других объектов. Выделите уровни социального познания и раскройте суть и значимость его методов. Попытайтесь также объяснить природу и сущность социального предвидения, его роль в постижении социальной реальности.

Второе семинарское занятие поставленной темы посвящено изучению предмета и проблематики историософии (философии истории), которая в единстве с социальной философией анализирует наиболее общие, прежде всего мировоззренческие принципы жизни и развития общества, разрабатывает методологию исторического познания. Прослеживая эволюцию историософских идей, мы в итоге должны придти к формированию структуры и программы философско-исторической науки, не утратившей своего значения и по сей день (большая заслуга в данном отношении принадлежит Г. Риккерту).

Проблемы философии истории (их мы рассмотрим в 6, 7 и 8 вопросах) заключаются в том, чтобы философски осмыслить, в чем заключается смысл исторического процесса, присутствует ли в нем единство судеб исторических гео-социокультурных общностей, что является началом и финалом истории, какова ее направленность, существуют ли объективные законы ее развития и т.п. Используя конкретные примеры из философского наследия мыслителей различных эпох, подробно проанализируйте основные теоретические модели истории: циклическую (Платон, Аристотель, Полибий, Дж. Вико, Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), линейную (Августин Блаженный, Ж.А. Кондорсе, О. Конт), спиралевидную (К. Маркс), постмодернистскую ризому (Ж. Делёз) и др.

В заключении предлагается обсудить вопрос о роли народных масс и неординарных личностей в истории.

ТЕРМИНЫ

Базис, Богочеловечество, волюнтаризм, детерминизм, историзм, историософия, классовая борьба, классы, культура, культурно-исторический тип, мимесис, надстройка, народонаселение, общественное бытие, общественное сознание, общество, общественно-экономическая формация, провиденциализм, прогресс, революционное и эволюционное в развитии общества, регресс, «сингуляризм», соборность, социализация, социальная активность, социальная динамика, социальная мобильность, социальная статика, социальная стратификация, социальная структура, социальная философия, социальные отношения, социальный атомизм, социальный институт, социальный хаос, социальное, социальное время, социальное действие, социальное пространство, социум, способ производства, страты, «универсализм», утопия, фатализм, цивилизация, эсхатология.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Общество: целостная система или хаос.

2. Социальное единство как результат сознательного суммирования множества индивидов: аргументы «за» и «против».

3. Сетевой подход как новый взгляд на социальную реальность.

4. Новые социальные стимулы развития познания.

5. Социальный идеал соборности и степень его воплощения в объективной действительности.

6. Критерии прогресса в различных концепциях развития общества.

7. Системы природы и общества: общее, особенное и единичное.

8. Социальное пространство и время: основные закономерности развития.

9. Материалистические и идеалистические трактовки единства исторического процесса.

10. История как Богочеловеческий процесс: историософский опыт русских мыслителей.

Занятие 12.

ТЕМА. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ТЕХНИКО-ИНЖЕНЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ

1. Возникновение и эволюция философии технической культуры в XIX-XX веках (Э. Капп, Ф. Дессауэр, Л. Мэмфорд, М. Хайдеггер, Х. Ортега-и-Гассет, К. Ясперс, О. Шпенглер).

2. Проблемы общественного бытия инженерной культуры в философии техники (П.К. Энгельмейер, Х. Сколимовски, В.Г. Горохов, В.М. Розин).

3. Роль парадигм в философии технико-инженерной культуры (Т. Кун, Б.И. Кудрин, И.Ф. Игнатьева, Ст. Лем).

4. Дискуссии и споры по вопросу о необходимости создания в России собственной инженерной философии техники (Б.И. Кудрин, В.М. Розин, В.Г. Горохов, Г.А. Петрова).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бондарь А.В., Лашко В.А. Социальная инженерная философия в зеркале синергетической картины мира. / А.В. Бондарь, В.А. Лашко. Владивосток: Дальнаука, 2003. – 102 с.

2. Бондарь А.В., Лашко В.А. Актуальные проблемы философии инженерного дела / А.В. Бондарь, В.А. Лашко. // Справочник. Инженерный журнал. 2006. №3 (108). – С. 63-64

3. Бондарь А.В., Лашко В.А. 130 лет существования мировой философии техники. К грядущей 110-летней дате её возникновения в России / А.В. Бондарь, В.А. Лашко. // Вестник Тихоокеанского государсвенного университета. 2007. № 3 (6). – С. 217-226.

4. Горохов В.Г. Концепция современного естествознания и техники: учебное пособие / В.Г. Горохов. М.: ИНФРА-М, 2000. – 608с.

5. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. / В.Г. Горохов, В.М. Розин. М.: ИНФРА, 1998.– 224 с.

6. Горохов В.Г. Пётр Клементьевич Энгельмейер: инженер-механик и философ техники (1855-1941). / В.Г. Горохов. М.: ИНФРА, 1997.- 219 с.

7. Горнов А.О. Познание и инженерное образование. / А.О. Горнов. // Философские основания технетики. М.: Центр системных исследований, 2002. – С. 317-319.

8. Канке В.А. Философия для технических специальностей: учебник / В.А. Канке. М.: Омега-Л, 2008. – С. 320-346.

9. Кудрин Б.И., Розин В.М. Разговор технаря и гуманитария в поезде «Томск-Москва» о философии техники и не только о ней / Б.И. Кудрин, В.М. Розин. Томск: Издательство Том. ун-та, 2005. – 84с.

10. Митчем К. Что такое философия техники. / К. Митчем. М.: Аспект-Пресс, 1995. – 149с.

11. Розин В.М. Техника и социальность / В.М. Розин // Вопросы философии. 2005. № 5. – С. 95-107.

12. Яценко Н.Я. Толковый словарь обществоведческих терминов. / Н.Я. Яценко. СПб.: издательство «Лань», 1999. – 528 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В ходе подготовки к семинарскому занятию по рассматриваемой тематике рекомендуется, прежде всего, овладеть нижеуказанной терминологией. Однако овладение терминологическим аппаратом должно осуществляться не в виде безумной зубрёжки, а посредством переработки извлекаемых из перечисленных литературных источников сведений в информацию, отвечающую на следующие вопросы данного занятия.

По первому вопросу следует конспективно ознакомиться со следующими литературными источниками: № 4, № 5, №8. При ответе на него обратите особое внимание на спор между немцами и американцами. Союз немецких инженеров (СНИ) утверждает, что человечество обязано рождению философии техники появлению в 1877 году книги германского философа-гегельянца Эрнста Каппа под названием «Основы философии техники», методологическим фундаментом которой являлась так называемая «изобретательская органопроекция». Американцы же пытаются напомнить членам СНИ, чтобы те не забывали о том, Э. Капп свыше двадцати лет фермерствовал в одной из немецких колоний Техаса и вернуться на родину его заставила лишь гражданская война в США. Карл Митчем, в своей книге «Что такое философия техники?» утверждает: «философия технической органопроекции» была создана американским философом Ралфом Уолдо Эмерсоном и была импортирована Каппом в Германию.

При подготовке ко второму вопросу необходимо конспективно или устно освоить литературные материалы: № 7, № 9. В ходе их освоения требуется обратить особое внимание на роль российского инженера-механика и философа техники Петра Клементьевича Энгельмейера в деле формирования им инженерной философии техники как таковой в работе «Теория творчества».

Прежде чем овладеть материалом третьего вопроса, ознакомьтесь с рекомендуемой литературой: № 2, №1, №11, №9. Особое внимание уделите изучению причин поиска сегодняшними российскими инженерами своей социально-философской парадигмы.

Для продуктивного рассмотрения последнего вопроса надлежит освоить материалы, обозначенные под №3, №5, №6, №8. Для того, чтобы в ходе их освоения глубже проникнуть в смысл дискуссии сторонников гуманитарной и инженерной философий техники, следует подробнее ознакомиться с первоисточником № 8. Выяснить, что есть окружающее человека инженерно-техническое бытие, познаваема ли его эволюция настолько, чтобы человечество было способно контролировать её.

ТЕРМИНЫ

Бакалавр, гуманитарий, инженер, инжиниринг, инженерно-технические работники, изобретение, конструирование, магистр, научно-технический прогресс, научно-технические работники, парадигма, патент, проектирование, техник, техника, техногенез, технократия, технарь (технарий), технологии, технософия, техносфера, технэ, техниты, техногенная цивилизация, философия техники.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Учение о философии техники в ранних трудах философов техники.

2. Две тенденции в современной философии техники.

3. Философский анализ проблемы ответственности инженеров за развитие техники.

4. Влияние техники и инжиниринга на кризисные состояния общественной жизни людей.

5. Проблемы техногенной социальности и антисоциальности в научно-технической политике государств.

6. Этические вопросы дальнейшей инженерно-технической роботизации и компьютеризации гуманитарных и производственных отношений между людьми.

ВОПРОСЫ ВЫХОДНОГО КОНТРОЛЯ (К ЭКЗАМЕНУ)

1. Мировоззрение, его структура и исторические типы.

2. Генезис философии, направленность философских размышлений. Периодизация западно-европейской философии.

3. Философия как особый тип мировоззрения, специфика философских проблем.

4. Основной вопрос философии и различные типы философствования. Понятие философского плюрализма.

5. Основные разделы философии и их проблематика.

6. Философия как единство теории и метода. Многообразие методов и средств философского анализа.

7. Функции философии.

8. Основные направления и проблематика современной философии (экзистенциализм, феноменология, герменевтика, неопозитивизм, структурализм, неофрейдизм, постмодернизм).

9. Онтология как раздел философии, общая характеристика проблем и категорий («бытие», «небытие», «нечто», «сущее», «сущность»).

10. Категория «субстанция» в философии. Субстанциализм как способ построения онтологии. Эволюция представлений о субстанции в истории философии.

11. Категория «материя». Материализм как способ построения онтологии. Стихийный, естественнонаучный и диалектический материализм.

12. Категория «идея» и онтологические принципы идеализма. Объективный и субъективный идеализм.

13. Диалектика как способ построения онтологии. Развитие диалектических идей в истории философии. Идеалистическое материалистическое толкования диалектики.

14. Принципы и законы диалектики.

15. Категории диалектики и их взаимосвязь.

16. Движение как фундаментальный принцип диалектики. Изменения представлений об источнике, сущности и направлении движения в истории философии.

17. Развитие как фундаментальный принцип диалектики. Модели развития. Прогресс и регресс. Эволюция, революция, скачок, ризома.

18. Принцип детерминизма и его становление в истории философии. Детерминистская картина мира. Индетерминизм и фатализм. Проблема свободы.

19. Пространство и время как философские категории. Объективистские и субъективистские интерпретации пространства и времени.

20. Сознание, его сущность и характерные свойства.

21. Структура сознания. Сознательное и бессознательное начала в человеке.

22. Проблема сознания в философии: многообразие интепретаций.

23. Гносеология как раздел философии, общая характеристика проблем, категорий, гносеологических установок (оптимизм, скептицизм, агностицизм, критицизм).

24. Познавательный процесс как единство чувственного и абстрактно-мысленного, формы познания. Роль интуиции в познании.

25. Истина как непосредственная цель познания. Её характерные черты. Истина и заблуждение.

26. Проблема критерия истины в истории философии: различные концепции.

27. Научное познание: понятие, структура и основные черты. Классификация наук.

28. Классификация методов научного познания.

29. Наука как социальный институт. Критерии демаркации науки и не-науки.

30. Антропология как раздел философии, её место и роль в системе наук о человеке.

31. Природа и сущность человека в различных философских концепциях (Сократ, Аристотель, Пико делла Мирандола, И. Кант, Л. Фейербах).

32. Учение о человеке в христианской антропологии. Русская философия XIX в. о человеке и его сущности.

33. Социологическая концепция сущности человека К. Маркса.

34. Основные версии антропосоциогенеза.

35. Человеческое бытие как единство сущности и существования. Основные экзистенциалы человеческого бытия.

36. Самосознание как уникальное свойство человека. Природное и социальное в человеке. «Индивид», «индивидуальность», «личность».

37. Смысл бытия человека. Жизнь и ценности жизни.

38. Понятие личности в философии. Свобода личности и ответственность.

39. Культура и проблема соотношения культуры и цивилизации: основные теории в истории философии.

40. Культура в условиях глобализации.

41. Аксиология как раздел философии, её генезис, предмет, основные теории ценностей.

42. Динамика и классификация ценностей.

43. Понятие духовности в различных школах и направлениях. Проблема духовного бытия в русской религиозной философии.

44. Этика как особая форма духовного освоения мира человеком.

45. Эстетика как особая форма духовного освоения мира человеком.

46. Специфика религии как формы духовного бытия и познания.

47. Социальная философия: её предмет и место в системе наук об обществе. Специфика философского анализа общества: основные подходы и категории.

48. Этапы развития социально-философского знания.

49. Общество как система. Основные сферы общественной жизни и их значимость.

50. Социальная структура общества и подходы к её анализу. Понятие социальной мобильности.

51. Специфика и методология социального познания.

52. Философия истории: предмет, актуальность, структура историософского знания. Проблема «начала» и «конца» истории.

53. Концептуальные модели исторического процесса (циклическая, линейная, спиралевидная и др.).

54. Проблема общественного прогресса и его критериев. Формационный и цивилизационный подходы к анализу развития общества: источники, движущие силы, направленность.

55. Философия техники как особая область научно-технической культуры специалиста.

56. Возникновение и эволюция философии технической культуры в XIX – XX вв. (Э. Капп, Ф. Дессауэр, Л. Мэмфорд, М. Хайдеггер, Х. Ортега-и-Гассет, К. Ясперс). Философия техники в России (П.К. Энгельмейер и др.).

57. Проблема взаимодействия природы и общества в истории философии.

58. Глобальные проблемы современности, их сущность и классификация. Коэволюционная стратегия.