Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по выполнению курсовых работ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (Г. КАЗАНЬ)

Факультет менеджмента и маркетинга

Кафедра гостиничного и туристического бизнеса

И.А. Абдуллина, К.С. Глобов

Методические указания по выполнению

курсовых работ

Казань – 2009

УДК 338.48: 37985 (075.8)

ББК 65.432я 73

М 54

Печатается по решению секции дисциплин менеджмента и маркетинга

учебно–методического совета

Института экономики, управления и права (г. Казань)

Абдуллина И.А., Глобов К.С. Методические указания по выполнению курсовых работ. – Казань: Познание 2009–26 с.

Обсужден и одобрен на заседании кафедры «Гостиничного и туристического бизнеса».

Методические указания по выполнению курсовых работ дают указания относительно общих предъявляемых требований и рекомендаций по написанию и оформлению студенческих курсовых работ, а также требований в объеме программы учебной дисциплины «Менеджмент гостеприимства».

Указания разработаны в соответствие с действующим положением по подготовке курсовых работ в высших учебных заведениях. Предназначены для студентов специальности 080507.65 «Менеджмент организации» специализации 080507.65-22 «Гостиничный и туристический бизнес» всех форм обучения.

УДК 338.48: 379.85 (075.8)

ББК 65.432я 73

М 54

ã Институт экономики, управления

и права (г. Казань), 2008

© Абдуллина И.А., 2008

© Глобов К.С., 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Аннотация ....................................................................................................... 4

I. Общие положения........................................................................................ 4

II. Структура курсовой работы ..................................................................... 6

III. Требования к оформлению курсовых работ.......................................... 11

IV. Защита курсовой работы ....................................................................... 15

V. Примерная тематика курсовых работ по дисциплине............................ 17

VI. Информационно-методическое обеспечение дисциплины..................... 20

VII. Приложения............................................................................................ 21

Приложение 1 Образец титульного листа ................................................. 21

Приложение 2 Образец оформления содержания ....................................... 22

Приложение 3 Образцы оформления иллюстративного материала ......... 23

АННОТАЦИЯ

Учебными программами подготовки специалистов в высших учебных заведениях, как форма итогового контроля качества подготовки специалиста, предусматривается обязательное выполнение курсовых работ по избранной специальности.

В практике написания курсовых работ студенты часто встречаются с трудностями, связанными с различными этапами выполнения работы. Возникающие у студентов проблемы могут касаться содержательной стороны, композиционного построения, структуры и оформления курсовой работы. Незнание некоторых общих требований и рекомендаций по написанию и оформлению курсовых работ может исказить достоверность проведенного анализа и исследований, полученных результатов.

Выполняя курсовые работы, студенты приобретают опыт работы с научной литературой, вырабатывают и совершенствуют логику изложения материала, а также приобретают умения и навыки творческого применения теоретических положений, связывая их с современной действительностью.

В настоящей работе даются указания относительно общих требований, предъявляемых к студенческим курсовым работам, а также конкретно по дисциплине «Менеджмент гостеприимства».

I . ОБЩИЕПОЛОЖЕНИЯ

Требования к теоретическому содержанию курсовых работ, методам исследования и практическим результатам возрастают от курса к курсу, по мере усвоения студентами материала прослушанных лекционных дисциплин, практических и лабораторных занятий.

Написание курсовой работы преследует несколько целей:

1. выработка навыков и умений самостоятельного научного исследования;

2. формирование умения применять на практике материал лекционных, практических и лабораторных занятий;

3. приобретение навыков установления научных контактов;

4. развитие навыков лаконичного и ясного изложения результатов проводимых исследований;

5. выработка навыков сбора, систематизации и анализа информации, работы с источниками;

6. выполнение заданий и исследований с применением компьютера, глобальной сети Интернет;

7. закрепление навыков интерпретации полученных результатов.

Следует особо подчеркнуть, что курсовая работа - это самостоятельный научно-исследовательский труд студента. Поэтому ее выполнение требует активного и инициативного отношения к ней со стороны автора. Это означает, в частности, что студент должен:

– самостоятельно составлять план работы;

– подбирать и изучать литературу по теме;

– выбирать конкретные методы решения тех или иных задач или разрабатывать их самостоятельно;

– продумывать форму представления информации;

– способы изложения результатов (описательный, табличный, графический, иллюстративный и т.д.);

– выполнять все необходимые расчеты.

Все это требует от студента большой самостоятельности и немалого труда, однако навыки исследовательской работы и вкус к ней могут быть выработаны только таким путем.

Прежде чем приступить к выполнению курсовой работы по дисциплине «Менеджмент гостеприимства», студент должен ознакомиться с программой учебного курса, усвоить основные категории и положения данной науки, изучить материалы учебников и учебных пособий по выбранной теме. Все это способствует не только расширению кругозора в области менеджмента гостеприимства, но и более глубокому пониманию темы, дает возможность проанализировать ее в комплексном аспекте, рассмотреть в общей системе знаний.

Тему курсового задания студент может выбрать из перечня, предложенных ведущим преподавателем дисциплины «Менеджмент гостеприимства». Тематика курсовых работ должна быть предоставлена студентам уже в начале изучения дисциплины самим преподавателем или на кафедре «Гостиничного и туристического бизнеса».

Тема может исходить от студента и быть инициативной, если соответствует профилю дисциплины, что уже позволяет судить о степени его самостоятельности и творческом потенциале.

Выбрав тему, студент совместно с научным руководителем формулирует и обсуждает ее, намечает общие контуры вопросов и задач, которые должны быть решены в ходе написания курсовой работы.

В течение всего периода написания курсовой работы научный руководитель регулярно просматривает материалы, подготовленные студентом, корректирует текстовую часть, указывает на слабые места в том или ином разделе и т д., рекомендует студенту наиболее фундаментальные литературные источники по избранной теме. Он также консультирует студента по конкретным методам исследования, способам интерпретации научных результатов и т. п., помогает студенту решить вопрос выбора и оформления иллюстративного материала (таблиц, рисунков, схем, графиков).

При написании работы студент обязан давать ссылки на автора и источник литературы, откуда была использована информация. Категорически запрещается механическое переписывание текстов учебников, других источников. Нарушение данного требования влечет за собой неудовлетворительную оценку работы, и она не может быть допущена к защите.

Очень важно, чтобы курсовая работа обладала новизной, т.е. заключала в себе что-то новое: новые факты и, возможно, их оригинальную интерпретацию, новый метод, апробацию известных методов на конкретном фактическом материале, новые теоретические положения, прикладные задачи, новый способ представления информации и т.п. Это значит, что курсовая работа должна иметь аналитический характер, т.е. содержать не только описание явлений и фактов, но и попытку объяснения их характера и происхождения, формулировку предположения о причинах тех или иных процессов и явлений и т.п. Простое описание и констатация фактов не могут составлять содержание курсовой работы: весь исходный фактический материал должен быть творчески осмыслен.

Предложенные студентом в курсовой работе решения должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с уже известными научными фактами.

После представления работы преподавателю, руководитель проверяет ее и делает заключение о представлении работы к защите или указывает на необходимость доработать отдельные положения, устранить имеющие место неточности, погрешности, ошибки и т д. С руководителем обсуждается план выступления студента на защите курсовой работы и представление наглядных пособий.

Примечание: избранная тема в ходе исследования может быть конкретизирована или видоизменена в соответствии с собранными теоретическими и эмпирическими материалами, но только по согласованию и с разрешения руководителя работы.

II . СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа должна отвечать определенным требованиям не только по содержанию, но и по оформлению.

Работа подшивается в следующей последовательности:

титульный лист;

– содержание (оглавление);

– о сновная часть курсовой работы (текст);

– заключение;

– список использованной литературы;

– приложения.

Титульный лист – это начальный лист курсовой работы, в верхней части которого указывают полное наименование учебного заведения: Институт экономики, управления и права (г. Казань); чуть ниже название факультета и кафедры, в середине листа название работы; в нижней правой части ФИО исполнителя и научного руководителя, и в самой нижней части листа арабскими цифрами без слова «год» год оформления работы.

Весь текст на титульном листе печатается – 14 шрифтом Times New Romans, а название курсовой работы 18 шрифтом.

Образец оформления титульного листа приводится в Приложении 1.

Содержание (оглавление или план) – отражает логику изложения материала, порядок построения работы и взаимосвязь ее отдельных частей. Это перечень разделов, параграфов или пунктов, составленный в той последовательности, в какой они даны в работе, где указывают номер страницы, на которой содержится начало раздела, параграфа. Содержание прилагают после титульного листа (на второй странице работы), так как при проверке и использовании работы это дает возможность сразу понять ее структуру.

Образец оформления приводится в Приложении 2.

Содержание курсовой работы включает в себя следующие составные части:

введение;

– основная часть курсовой работы;

– заключение;

– список использованной литературы;

– приложения.

Введение (начинается на третьей странице курсовой работы), где излагаются актуальность и основные положения темы, выбранной студентом в качестве курсовой работы (проектирования), краткая характеристика истории или состояния теории рассматриваемого вопроса, степень его разработанности, объект и предмет анализа, цель и задачи для раскрытия выбранной темы. Автор в краткой форме анализирует использованную при написании курсовой работы информацию, полученную из литературных и других источников, статистические материалы. Во введении обосновываются методы, использованные для раскрытия темы исследования. Объем введения составляет, в среднем, 2-3 напечатанные страницы.

Основная часть курсовой работы , как правило, состоит из трех разделов: 1) теоретической, 2) анализа объекта исследования 3) практического раздела (задачи) исследования. Каждая часть может содержать не менее трех разделов (глав) (I., II.; III) и не менее 3 подразделов (1.1.;1.2.,1.3.; 2.1. и т.д.) в каждом из них.

Теоретическая часть – это один из важных разделов курсовой работы, должна представлять собой литературный обзор по изучаемой теме с изложением различных точек зрения на предмет (проблему) изучения, их анализ и обобщение. Рассмотрение теоретических вопросов рекомендуется увязывать с разбором примеров из реальной практики гостиничного, ресторанного, развлекательного бизнеса и в индустрии гостеприимства в целом, в части решения конкретных организационных, правовых, экономических, социальных или психологических вопросов (проблемных ситуаций).

В первую очередь студенту необходимо ознакомиться с литературой по данной тематике (данному вопросу). В поиске нужной литературы следует использовать тематический каталог библиотеки. На основе небольшого числа обнаруженных работ по теме исследования появится возможность выявить другие статьи и авторов, занимающихся данными проблемами или смежными вопросами, в том числе и из зарубежных источников, а каждая научная работа содержит, как правило, список литературы. Такая работа позволит составить собственную картотеку источников по выбранной теме. Иногда в разнообразных источниках встречаются противоречивые суждения различных авторов по исследуемой проблеме, а это позволит автору курсовой работы критически разобраться в выдвигаемых научных положениях и выработать свою позицию, или принять за основу те теоретические посылки, которые являются наиболее правильными. Можно отбирать статьи по изучаемой проблеме из периодических изданий за определенный период.

В последние годы выходит огромное количество периодических изданий по проблемам гостиничного бизнеса и туриндустрии: газет, журналов, брошюр, которые облегчают ориентировку в новой информации по любому исследуемому вопросу. Такого рода источники содержат самую «свежую» информацию по изучаемым вопросам, новые оригинальные подходы к решению сложных насущных проблем туристской индустрии и его основной инфраструктуры гостиничного бизнеса, конкретные пути их решения на местах, в различных регионах.

Выписки из источников необходимо снабжать определенными указаниями (автор, работа, где и когда опубликована, страница) – это пригодится при ссылках на литературу.

Важным источником теоретических идей и фактов являются нормативные документы, различные постановления, решения органов власти и управления, выступления видных деятелей индустрии гостеприимства и туристического бизнеса в средствах массовой информации – по телевидению, в прессе, по радио. Эти документы и выступления очень часто имеют непосредственное отношение к вопросам, которые решаются в гостиничном и туристском бизнесе и, следовательно, должны быть использованы в научных исследованиях.

Студентам рекомендуется делать копии, вырезки из газет со статьями и заметками интересного содержания, которые могут оказать помощь при написании курсовых работ, которые могут быть приложениями к работе.

При оформлении курсовой работы необходимо использовать различные методы исследования: традиционные (описательный, сравнительный), статистические, математические; математического моделирования и другие. В своей курсовой работе студенту, необходимо показать какие методы были им отобраны для описания своего объекта исследования, и почему именно эти методы «работают» лучше для достижения поставленной цели в работе.

Таким образом, содержание теоретической части должно показать, насколько студент владеет знаниями по теме исследования, насколько в целом пополнился его научный опыт, как это используется в самостоятельной научной работе.

Поскольку первая часть работы представляет собой обзор литературы, то обязателен авторский анализ и заключение об эффективности, применимости, сферах применения выбранного метода по исследуемой проблеме.

Анализ объекта исследования. Содержание этого раздела зависит от объекта исследования (гостиничный комплекс, работа персонала, индустрия средств развлечения, работа бара и т.д.).

Например, при характеристике средств размещения анализ может заключаться в следующем:

а) анализируется, например гостиничная цепь, к которой относится данная гостиница, особенности функционирования, местоположение объекта, его конкурентоспособность;

б) дается общая характеристика объекта исследования в соответствии с выбранной темой курсовой работы, например, если это тема «Подбор персонала и его особенности в гостиничном бизнесе», то подробно анализируется кадровый потенциал предприятия: обеспеченность кадрами и их текучесть и прочее. Если же тема, например, «Особенности управления гостиничным предприятием», то более подробно анализируется структура управления отелем, состав служб и иерархия подчиненности работников и т.д.

в) если в курсовой работе анализируется индустрия гостеприимства, дается сравнительный анализ отрасли с зарубежными партнерами;

г) описание выбранного в теме метода (инструмента) исследования. Это может быть методика (пошаговое описание процесса) исследования потребителей по поводу восприятия нового продукта или методики каких-то других инструментов исследования. Здесь автору необходимо также дать заключение о популярности, эффективности метода, дать примеры применения, некоторые статистические данные. При любом заимствовании, или использовании статистических данных нужны сноски на источник.

Анализ объекта исследования завершается обычно формулированием общих выводов по структуре, связям, функционированию, организации и перспективам развития.

Практическая часть (задача) исследования . Этой части работы обычно отводится заключительный раздел основной части курсовой работы. Она посвящена решению конкретной прикладной задачи, которая должна быть тесно связана по смысловому содержанию с основной темой исследования, органически увязываться со всеми предыдущими разделами и соответствовать цели, указанной во введении. Задачи, решаемые студентами старших курсов, могут быть связаны с анализом процессов характеризующих объект исследования, с разработкой несложных математических моделей, прогнозные задачи, задачи по комплексной оценке объекта, задачи по автоматизации обработки информации, моделирование систем. Автор должен провести детальный анализ решаемой проблемы или полученных результатов на конкретном предприятии индустрии гостеприимства. Содержательный анализ предполагает сравнение полученных результатов с существующим положением дел, предполагается оценка экономической эффективности решенной задачи. Например, какую роль сыграла в гостиничном комплексе установка специализированной компьютерной программы, как она повлияла на работу отеля в целом или конкретной службы и т.д. Как организована система безопасности на предприятии, ее роль в работе гостиничного комплекса, есть ли необходимость ее усовершенствования и прочее.

Заключение. Любое научное исследование, в том числе и курсовая работа, заканчивается лаконичной формулировкой основных положений исследования – это выводы и рекомендации о возможностях, или необходимости применения, полученных результатов исследования конкретной научной работы, в данном случае курсовой работы.

Выводы курсовой работы формулируются по всем основным разделам, т.е. они могут быть теоретического, методического и практического характера. Обычно в тексте работы они занимают от 2–4 печатных страниц.

Список литературы. Он помещается в курсовой работе непосредственно после заключения. Общее количество литературных источников, на которые в курсовой работе делаются ссылки для студентов IV курса – не менее 20. В список литературы включаются только те источники, на которые есть ссылки в тексте.

Приложение. Приложение помещается в работе за списком литературы. В приложение выносятся таблицы с данными вспомогательного характера, объемные вычисления, вывод формул, заполненные формы первичных документов, расчетов, таблиц и т.п. На каждом из них в правом верхнем углу пишется слово «Приложение» и проставляется порядковый номер без написания значка «№». Например: Приложение 1, Приложение 2 и т.д. Нумеруются приложения в той последовательности, в которой их данные используются в работе.

Прилагаемые и используемые в курсовой работе документы (должностные обязанности, формы отчетов и расчетов) должны быть заполнены и оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к таким документам. Вместо подписей на документах указываются фамилия, имя, отчество должностных лиц.

Курсовая работа может и не иметь приложения, если в нем нет необходимости.

III . ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ РАБОТ

Объем курсовой работы должен составлять не менее 30-40 машинописных страниц, имеющих сквозную нумерацию (номера страниц проставляются снизу страницы по центру), включая в общую нумерацию таблицы, расчеты, фото и рисунки, если они занимают целую страницу.

Если размер иллюстрационного материала более одного печатного листа, то материал выводятся в приложение.

Курсовая работа оформляется в соответствии с общими требованиями и стандартами. Ссылки по тексту работы и список использованной литературы оформляют согласно ГОСТ 7.01-84.

Установки для печатания текста:

– текст печатается – 14 шрифтом Times New Romans;

– поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см;

– межстрочный интервал – полуторный;

– абзацный отступ должен быть одинаковым и равен 1,27.

Работа обязательно должна быть скреплена по левому краю.

Основная (текстовая) часть курсовой работы делится на разделы, которые, в свою очередь, состоят из подразделов, при необходимости последние могут делиться на еще дробные части. Все они нумеруются. Раздел нумеруется одной арабской цифрой, его подразделы – двумя цифрами. Первая из цифр соответствует номеру раздела, вторая – означает номер подраздела. Например, цифра 3.2. означает второй подраздел 3-го раздела. По такому же правилу нумеруются и более дробные части – с привлечением 3-х и более цифр, например 3.2.1., 3.2.2. и т.д. При такой нумерации слово «глава» и знак § не используются.

Введение, заключение, список литературы и приложение не нумеруются.

Как правило, научный текст пишется от третьего лица, например, не «я считаю», а «автор считает».

Все слова в тексте пишутся полностью, за исключением общепринятых сокращений: км., кг.; словосочетания и т.д., и т.п., и др., которые употребляются в конце фраз. Допускается сокращение часто употребляемых в работе терминов с обязательной их расшифровкой при первом употреблении: ППГУ – Правила предоставления гостиничных услуг, ВТО – Всемирная Туристская Организация и др.

Числа с единицами измерения пишутся цифрами, например, 200 см, 30 штук и т.д. Ссылаясь в тексте на рисунок, таблицу или страницу, следует использовать сокращения: рис. 3.1., табл. 4.2., с.5.

Оформление формул. Если в работе используется формула, то она размещается в середине страницы, а справа в скобках указывается ее номер. Формулы в курсовой работе должны нумероваться арабскими цифрами. Номер формулы заключают в круглые скобки и помещают на правом поле, на уровне нижней строки формулы, к которой он относится. Например,

X = 2 Y + Z (1)

Пояснение символов, коэффициентов рекомендуется приводить непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и коэффициента приводится с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия. Если в тексте ссылок на формулы немного, то обычно используется сквозная нумерация: (I), (2), (3) и т.д. Если ссылки на формулы приходится делать часто, то лучше использовать сложную нумерацию, например, 3.2.1, что будет означать: раздел 3, подраздел 2; порядковый номер формулы в подразделе – 1 (см. приложение 3 ).

Оформление таблиц . Курсовые работы не обходятся без таблиц, так как это основной способ систематизированного представления цифровой информации. Форма каждой таблицы должна быть хорошо продумана. Важнейшие требования к таблице состоят в том, чтобы она содержала весь необходимый материал и была легко читаема. Небольшие таблицы желательно помещать в тексте по ходу изложения материала, а большие таблицы нужно выносить в приложение. Все таблицы должны иметь порядковый номер и название, отражающее содержание. Слово «Таблица» и ее порядковый номер (без знака №) пишется в правом верхнем углу, а ниже, посередине указывается заголовок таблицы, а затем сама таблица. Правила нумерации таблиц те же, что и для формул, т.е. нумерация может быть сквозной или соотноситься с номером раздела (см. приложение 3 ).

Таблица помещается после первого упоминания о ней в тексте курсовой работы, если она не умещается на той же странице, то переносится на следующую страницу (не разрывается).

Если таблица целиком заимствована, то за названием следует ссылка на источник. Если таблица составлена по печатным источникам (различные справочники и т.п.), то ссылка выполняется в виде: (составлено по ...), т.е. перечисляются все источники.

Авторство не указывается, если таблица составлена исполнителем курсовой работы на основе первичных материалов.

Если таблица составлена самим автором работы, то внизу должно быть указано: составлено автором на основе... данных.

Оформление рисунков, графиков, схем, фотографий. Перечисленный иллюстративный материал позволяет лучше воспринимать содержание работы, но подходить к этому вопросу следует продуманно. Целесообразно найти оптимальный вариант соотношения иллюстративного материала и таблиц с текстовой частью.

Весь иллюстративный материал нумеруется и помечается словом схема, диаграмма, рисунок, например: рис. 3.2. – «График загрузки номерного фонда гостиницы по месяцам». Сначала размещается сам рисунок, а под ним название рисунка. Рисунки нумеруются по тем же правилам, что и формулы, таблицы, и помещаются же после первого упоминания о них в тексте.

Схемы, рисунки должны иметь четкие пояснения. На графиках и гистограммах указывается размерность и обозначение показателей, например белая линия это загрузка за март месяц, красная – за апрель, и т.д. Обычно это делается или рядом или под графиком или диаграммой. На заимствованный материал всегда делается ссылки (см. образец в приложении 3) .

Примечание:

– принцип нумерации формул, таблиц и рисунков должен быть одинаковым и соотноситься с нумерацией разделов работы;

– таблицы, рисунки и прочий иллюстративный материал должны размещаться без разрыва и только на одной странице. После названия таблицы, рисунка, раздела и т.д. точка не ставится;

– все страницы работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку до последней страницы без пропусков и повторений;

– титульный лист и лист оглавления не нумеруют. Нумерация начинается с листа «Введение», где ставится цифра «3»;

‑ после заголовок обязательно нужен интервал – «один пробел», а размещать их на листе по центру без абзацного отступа.

Оформление библиографических ссылок. При написании курсовой работы любое заимствование студентом информации: определение, фраза, цитата, отдельные параграфы и прочий материал должны обязательно иметь ссылку на источник – откуда он заимствует материал или отдельные результаты. Такая ссылка обеспечивает фактическую достоверность сведений о цитируемом документе, представляет необходимую информацию, о нем, дает возможность разыскать документ, а также получить представление о содержании, объеме, языке текста и т. д.

Ссылаться следует на последние издания публикаций. На более ранние издания можно ссылаться лишь в тех случаях, когда в них есть нужные материалы, не включенные в последние издания.

В ссылках на произведение, включенное в список литературы, после упоминания о нем или после цитаты из него в скобках проставляют номер, под которым оно значится в списке, например: Дж.Уокер [17] считает «...». Если ссылаются на определенные страницы произведения, ссылку оформляют следующим образом: в своей работе С.Скобин [20, с. 119] писал «...». При ссылке на многотомное издание указывают также и номер тома, например: [18, т. 2, с. 755]. Если ссылаются на произведения одного и того же автора несколько раз или на работы нескольких авторов, то в скобках указываются номера этих работ, например: «ряд авторов [59, 69, 93] придерживаются мнения…..».

Оформление списка литературы. Список литературы (библиографический список) составляется студентов в алфавитном порядке. В нем должны быть представлены только те источники, которые были использованы в курсовой работе (не менее 20 источников).

Список должен быть составлен в следующей последовательности:

I. Нормативно – правовые источники;

II. Теоретическая литература;

III. Интернет – источники.

Правила составления списка литературы следующие:

1) список литературы составляется в алфавитном порядке с цифровой нумерацией, а в тексте выполнены в виде [2, с. 137];

2) описание литературного источника имеет следующую структуру:

– сведения об авторе или авторах книги;

– название учебника, монографии, статьи;

– сведения о повторности изданий;

– место издания и год издания;

– количество страниц.

Например: Скобин С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе. Учебно-практическое пособие. - М.: Юрист, 2001 - 224 с.

В списке литературы каждый источник пишется с нового абзаца.

Электронные источники, которые представлены только в Интернете, помещаются в списке самыми последними в отдельную рубрику – «Интернет – источники» и должны быть представлены следующим образом:

Интернет адрес / автор, статья. расшифровка Интернет адреса - кому этот адрес принадлежит.

Например:

– www.comcon-2.com – официальный сайт исследовательской компании Сомсон-2.;

– http://oms.ram.ru/files/reviews/oms-reviews-00021.pdf?sid=76cd233162b74bba711b883d3f7e993f – Исследования GfK в области сетевой розничной торговли. Семинар, 25 мая 2004.

IV . ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Для проверки курсовая работа должна быть представлена на кафедру «Гостиничного и туристического бизнеса» в установленные сроки, которые своевременно доводятся до студентов.

Работа каждого студента регистрируется в специальном журнале менеджером кафедры.

Курсовая работа рецензируется научным руководителем на определенных этапах устно, а после сдачи на кафедру обязательно письменно.

Если обнаруживаются замечания в работе, то она возвращается студенту обратно, и после ее доработки с учетом высказанных замечаний, рецензируется повторно и защищается студентом.

При оценке курсовой работы по пятибалльной шкале учитываются:

– доклад выпускника;

– его ответы на вопросы;

– оценка и отзыв руководителя.

Определение окончательной оценки по защите курсовой работы производится на основе знания литературных источников, понимания сути выбранного для анализа, диагноза (или прогнозной оценки) вопроса (проблемы), представления самостоятельной (авторской) позиции, а также качественности ответов студента по существу работы.

При оценке курсовой работы по бально-рейтинговой системе: общая максимальная оценка за курсовую работу составляет 100 баллов.

Перевод 100 баллов в российскую систему выставления оценок:

– 55-70 баллов – оценка «Удовлетворительно »;

– 71-85 баллов – оценка «Хорошо »;

– 86-100 баллов – оценка «Отлично »;

Оценка за курсовую работу может быть снижена при:

1. Отсутствие практических примеров – 20 баллов;

2. Явных признаков плагиата (отсутствие в тексте ссылок) – 40 баллов;

3. Несвоевременной сдаче на рецензирование – 45 баллов;

4. При небрежном оформлении текста работы (орфографические ошибки, не соблюдение общепринятых правил и т.д.) – 20 баллов;

5. Оформление списка литературы не по ГОСТу – 15 баллов;

6. Использование при печати разного шрифта, разного цвета картриджа, вставка откопированных страниц – 40 баллов;

7. При небрежном оформлении иллюстративного материала – 20 баллов;

8. Отсутствие самостоятельной (авторской) позиции – 45 баллов;

Защита курсовой работы, по зволяет выявить :

– сформированность исследовательских умений и навыков (конспектировать литературу, осуществлять анализ теоретической и методической литературы, проводить опытную работу, определять результаты исследования и т.д.);

– умение публично выступать, защищать свои взгляды, мнения;

– умение целостно и комплексно изучать проблему и практически решать производственные задачи;

– способность практически воплощать идеи.

– позволяет выявить среди студентов тех, кто имеет склонность к научным изысканиям, поощрять их, и привить им навыки самостоятельной систематической и научно-исследовательской работы.

Примечание:

– курсовая работа не допускается к защите и не оценивается при несоответствии текста названию работы;

– изменение темы без согласования с научным руководителем после ее утверждения;

– тематика курсовых работ постоянно обновляется ведущим преподавателем дисциплины «Менеджмент гостеприимства» кафедры специализации.

V . ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«МЕНЕДЖМЕНТ ГОСТЕПРИИМТСВА»

1. Роль менеджеров на отечественных предприятиях индустрии гостеприимства.

2. Корпоративная культура как фактор успешной деятельности в средствах размещения.

3. Методы внутрифирменного управления используемы на предприятиях индустрии гостеприимства.

4. Соотношения систем менеджмента и маркетинга в управлении гостиничного комплекса.

5. Традиционное и стратегическое управление на предприятиях в индустрии гостеприимства.

6. Структура гостиничного комплекса с точки зрения используемых методов и типов распределения полномочий.

7. Концепции и методы мотивации деятельности персонала на предприятиях индустрии гостеприимства.

8. Сущность и назначение корпоративной культуры в деятельности гостиничного комплекса.

9. Коммуникации и их роль в развитии предприятий гостиничного бизнеса.

10. Неформальные коммуникации и их использование в руководстве гостиничным комплексом.

11. Менеджмент и конкуренция на предприятиях индустрии гостеприимства.

12. Менеджмент в преуспевающих мировых компаниях гостиничного бизнеса.

13. Использование элементов психологии в управлении персоналом гостинично-туристского комплекса.

14. Подбор и подготовка персонала для гостиничного комплекса.

15. Планирование деловой карьеры на предприятиях гостиничного бизнеса.

16. Подготовка менеджеров для индустрии гостеприимства: методология, организация, перспективы.

17. Факторы, влияющие на работу менеджера службы приема и размещения гостиничного комплекса. Требования к личности менеджера.

18. Роль конфликтов в менеджменте индустрии гостеприимства.

19. Методы управления конфликтами в гостиничном бизнесе.

20. Стиль менеджмента в гостиничном бизнесе: условия формирования и факторы развития.

21. Основные тенденции развития менеджмента в индустрии гостеприимства.

Роль конфликтов и управление ими на предприятиях ресторанного бизнеса.

22. Управленческий персонал гостиничного комплекса (или иного средства размещения) и его роль в организации менеджмента.

23. Работа персонала как основной фактор качества предоставления услуг на предприятиях гостиничного бизнеса.

24. Анализ существующих типов организационных структур на предприятиях индустрии гостеприимства.

25. Значение и роль службы маркетинга для гостиничного комплекса.

26. Компьютерные технологии используемы в работе служб отеля.

27. Роль глобальных компьютерных сетей в продвижении гостиничных услуг.

28. Назначение и функции служб бронирования для средств размещения.

29. Анимационные программы в работе отеля: цели, задачи, перспективы.

30. Современная система классификации средств размещения в РФ. 31. Процедура ее проведения.

32. Сертификация гостиничных услуг. Его необходимость в повышении качества предоставления услуг

33. Особенности организации питания в гостиницах и гостинично-туристских комплексах.

34. Современные способы обеспечения безопасных условий проживания гостей, а также работы обслуживающего персонала и имущества отеля.

35. Обеспечение пожарной безопасности в средствах размещения и основные направления ее совершенствования.

36. Факторы, влияющие на организационную структуру и эффективную работу службы эксплуатации номерного фонда в средствах размещения.

37. Основные показатели качества работы гостиничного комплекса.

38. Обеспечение пожарной безопасности в средствах размещения (на конкретном примере).

39. Стратегическое планирование в управлении гостиничным комплексом. 40. Роль гостиничных цепей в развитии индустрии гостеприимства.

41. Необычайные отели мира.

42. Роль гостиничной индустрии в экономике страны.

43. Развитие гостиничных предприятий на основе франчайзингового договора.

44. Роль дополнительных услуг в повышении качества обслуживания клиентов гостиничного комплекса.

45. Гостиничные цепи России перспективы и тенденции их развития.

46. Мотивация персонала и ее необходимость в повышении качества предоставления гостиничных услуг.

47. Тенденции и перспективы развития гостиничной индустрии региона (области, края, города).

48. Внутрифирменное планирование деятельности гостиничного комплекса и ее совершенствование.

49. Управление качеством предоставления услуг в ресторанном бизнесе.

50. Основные факторы и направления совершенствования конкурентоспособности гостиничного комплекса.

51. Пути повышения конкурентоспособности предприятий ресторанного бизнеса.

52. Управление качеством предоставления услуг в гостиничном бизнесе.

53. Тенденции и перспективы развития ресторанного бизнеса региона (области, края, города).

54. Основные направления и тенденции совершенствования работы службы горничных в средствах размещения.

55. Факторы, влияющие на формирование имиджа предприятий гостиничного бизнеса.

56. Соотношение имиджа и конкурентоспособности в деятельности отеля.

57. Основные направления совершенствования обслуживания клиентов на предприятиях гостиничного бизнеса.

58. Стандарты обслуживания на предприятиях индустрии гостеприимства и их роль в повышении качества предоставления услуг.

59. Роль и работа кадровых служб в гостиничном бизнесе.

60. История развития гостиничного бизнеса города (региона, области) и основные направления и тенденции развитии на современном этапе.

VI . Информационно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учебное пособие. – М: ООО «Новое знание», 2006. – 365с. – Экономическое образование.

2. Джанжагузова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: Уч. пособие для студ. высш. уч. заведений. – 2-е изд. исправ. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224с.

3. Иванов В.В., Волов А.Б. Гостиничный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 384с. – (Национальный проект).

4. Сорокина А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах: Учебное пособие. – М: «Альфа-М, Инфра-М», 2006.

5. Яковлев Г.А. Экономика гостиничного хозяйства: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство РДЛ, 2007 – 328с.

Дополнительная литература:

1. Балашова Е.А. Гостиничный бизнес. Как достичь безупречного сервиса. – М.: ООО «Вершина», 2005. – 176с.

2. Веснин В.Р. Менеджмент. Учебник. – М.: ТК Велби, изд. Проспект, 2004.

3. В. Г. Гуляев «Организация туристской деятельности». – М.: Издательство, 1996.

4. Джон Уокер. Введение в гостеприимство. Учебник (перевод англ.) М: Издательство, 1999.

5. Зигель, Ленгер, Штиклер, Гутмайер. Ресторанный сервис. Основы международной практики обслуживания для профессионалов и начинающих. - М.: Центрополиграф, 2003.

6. Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания. – М: 2002. Профессиональное образование.

7. Е.Е.Филипповский, Л.В.Шмарова «Экономика и организация гостиничного хозяйства». М: «Финансы и статистика», 2003.

8. А. Д. Чудновский «Туризм и гостиничное хозяйство». – М: Издательство, 2003.

9. С.С.Скобнин «Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе». – М: Издательство, 2001, Учебно-практическое пособие.

Приложение 1

Образец титульного листа

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАЛЕНИЯ И ПРАВА (г. КАЗАНЬ)

Факультет менеджмента и маркетинга

Кафедра гостиничного и туристического бизнеса

Курсовая работа

По теме: «Принципы формирования штатного состава

гостиничного комплекса»

По дисциплине «Менеджмент гостеприимства»

Выполнила ____________

Петрова Ольга Ивановна

студентка ___ курса ___гр

Проверила______________

к.э.н., доцент Королева Н.А.

Казань 200__

Приложение 2

Образец оформления содержания

Примерный план по теме курсовой работы «Применение информационных технологий на предприятиях индустрии гостеприимства»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................................................................... 3

1. Теоретические основы применения информационных

технологий на предприятиях индустрии гостеприимства......................... 5

1.1. Характеристика и особенности гостиничных услуг........................... 8

1.2. Понятие и сущность автоматизированной системы

управления гостиницей............................................................................. 11

1.3. Основные виды автоматизированных систем

управления, применяемые в индустрии гостеприимства......................... 14

2. Анализ применения информационных технологий

в гостинице «Сафар-Отель»...................................................................... 17

2.1. Общая характеристика гостиничного комплекса............................. 17

2.2. Анализ работы автоматизированной системы управления

отелем «Fidelio Front Office», применяемой в гостиничном комплексе.. 20

2.3. Пользователи автоматизированной системой управления

отелем «Fidelio Front Office» в гостиничном комплексе.......................... 24

3. Направления развития информационных технологий

на рынке гостиничных услуг.................................................................... 28

3.1. Перспективы применения новых информационных технологий

в гостиничном комплексе «Сафар-Отель»............................................... 31

3.2. Пути развития компьютерных технологий на рынке

гостиничных услуг РФ и РТ...................................................................... 36

Заключение................................................................................................ 37

Список использованной литературы........................................................ 39

Приложение 3

Образцы оформления иллюстративного материала

Образец оформления рисунка


Рис. 3.3.2. Основные цели оценки персонала туристической фирмы

Образец оформления таблицы

Таблица 2.3.2.

Динамика развития состава и структуры персонала туристической фирмы ООО «Резеда-Тур»

Возраст

2006 г.

2007 г.

Чис-ность, чел

удельный вес, %

численность, чел.

удельный вес, %

До 25 лет

2

20,00

4

38,00

От 25 до 30 лет

5

50,00

4

38,00

От 30 до 40 лет

2

20,00

2

15,00

Свыше 40 лет

1

10,00

1

9,00

Всего работников

10

100,00

11

100,00

Образец оформления формул

Эффект от уменьшения текучести кадров (ежемесячный) определяется по формуле 4:

, руб.............................................................. (4)

где Зн – затраты на новичка определяются по формуле 5:

, руб................................................................................ (5)

где Зот – затраты на отбор персонала, руб;

Рот – количество отобранных кандидатов, чел;

Кт – коэффициент текучести рассчитывается по формуле 6:

...................................................................................... (6)

где Рув – число уволенных работников, чел.

Образец оформления диаграммы

Рис. 3.1. Диаграмма: процентное соотношение потребителей туристских услуг по возрасту

Образец оформления графического изображения

Рис. 3.1. Объем платных услуг населению

по видам услуг в РФ, млн. руб.

Источник: Министерство экономического развития и торговли. http://www.economy.gov.ru

Образец оформления гистограммы

Рис. 3.7. Динамика экономических показателей

«Бальнеолечебницы ОАО «Молот»

Подписано в печать 11.01.09. Формат 60´90 1/16

Гарнитура Times New Roman Cyr, 10. Усл. печ. л. – 1,5. У. – 1,7

Тираж 300 экз.

Типография «Познание» ИЭУП

Лицензия № 172 от 12.09.96 г.

420108, г. Казань, ул. Зайцева, д. 17