Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 080301 Коммерция (торговое дело) Новосибирск 2011

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

Новосибирский филиал

Торгово-экономический факультет

Кафедра коммерции

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КОММЕРЦИИ

Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 080301 – Коммерция (торговое дело)

Новосибирск 2011


Российский государственный торгово-экономический университет. Новосибирский филиал. Торгово-экономический факультет. Кафедра коммерции

Автор-составитель : Н.Н. Пономарев, к.э.н., доцент

Организация предпринимательства в сфере коммерции: Методические указания по выполнению курсовой работы / Н.Н. Пономарев. – Новосибирск: НФ РГТЭУ, 2011. – 31с.

Рецензент: ________________________________

Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине «Организация предпринимательства в сфере коммерции» составлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080301 – Коммерция (торговое дело) и рабочей программы по дисциплине.

Учебная дисциплина «Организация предпринимательства в сфере коммерции» относится к дисциплинам специализации по специальности 080301 –Коммерция (торговое дело) и является обязательной для изучения.

Методические указания по выполнению курсовой работы рекомендованы к изданию кафедрой коммерции, протокол №_______ от ________________2011

Утверждены учебно-методическим советом НФ РГТЭУ, протокол №.____ от ______________________2011

В материалах использованы разработки автора и открытые материалы РГТЭУ

© Российский государственный торгово-экономический университет, Новосибирский филиал. 2011


СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ... 4

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 4

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ... 5

3.1 .Объем дисциплины и виды учебной работы.. 5

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы.. 6

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 7

4.1. Примерная тематика курсовых работ. 7

4.2. Структура курсовых работ, их оформление и защита. 9

5.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 15

5.1. Нормативно-правовые акты.. 15

5.2. Литература. 16

6. ГЛОССАРИЙ.. 17

Приложения.. 31

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина "Организация предпринимательства в сфере коммерции» является базовой для специальности 080301 Коммерция (торговое дело) и содержит знания по организации собственного дела в сфере коммерции, принципам и функциям предпринимательства, субъектам и объектам предпринимательской деятельности и другим вопросам. Благодаря эффективной организации предпринимательской деятельности устанавливаются взаимовыгодные отношения с различными партнерами, действуют рыночные регуляторы в системе хозяйственных отношений, вырабатываются принципы, направленные на ведение бизнес - операций в сфере предпринимательства.

Целью дисциплины "Организация предпринимательства в сфере коммерции" является овладение студентами знаниями и навыками в области практики организации бизнеса.

Задачами курса являются:

· раскрыть сущность, принципы, функции и виды предпринимательской деятельности в сфере коммерции;

· рассмотреть субъекты и объекты предпринимательской деятельности;

· выявить внутренние и внешние факторы предпринимательской среды;

· изучить права и обязанности предпринимателей;

· изучить особенности организации собственного предприятия в сфере коммерции;

· изучить организационные основы управления предпринимательской деятельностью в сфере малого бизнеса;

· овладеть навыками культуры в области предпринимательства.

Причиной введения дисциплины "Организация предпринимательства в сфере коммерции" является необходимость приобретения специалистами коммерции профессиональных знаний и умений по организации предприятия и эффективного ведения предпринимательской деятельности.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения курса "Организация предпринимательства в сфере коммерции " студент должен знать:

· базовые определения, функции и задачи предпринимательства в сфере коммерции;

· субъекты и объекты предпринимательской деятельности;

· сущность предпринимательской среды;

· историю развития коммерческого предпринимательства в России;

· роль государства в развитии предпринимательской деятельности;

· различные способы создания торгового предприятия;

· этапы организации собственного предприятия;

· механизм осуществления предпринимательской деятельности в сфере коммерции;

· действующее законодательство, регламентирующее предпринимательскую деятельность;

· задачи современного руководителя предпринимательского типа;

· этические нормы предпринимательской деятельности в сфере коммерции;

должен уметь:

· создать собственное предприятие в сфере коммерции;

· организовать поиск информации в процессе изучения бизнес-среды и привлекательности предпринимательского климата на рынке;

· моделировать и корректировать предпринимательскую деятельность разных субъектов малого и среднего бизнеса;

· разрабатывать бизнес-план торгового предприятия;

· формировать пакет документов и регистрировать предприятие;

· определять стратегию предприятия в сфере коммерции;

· оценивать конъюнктуру рынка;

· правильно платить налоги;

· определять эффективность бизнеса.

приобрести навыки :

· создания торгового предприятия;

· разработки бизнес-плана торгового предприятия;

· определения «точки безубыточности бизнеса;

· экономического обоснования создания собственного предприятия

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 .Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Заочная по

основной

образовательной

программе

заочная по

сокращенной

образовательной

программе

Очная

сокращенная[1]

№ семестра

7

7

6

5

Аудиторные занятия:

68

22

12

68

Лекции

36

12

8

36

Практические занятия

32

10

4

32

Самостоятельная работа

97

143

153

97

Всего часов на дисциплину

165

165

165

165

Курсовая работа

7 семестр

7 семестр

6 семестр

-

Вид итогового контроля

Экзамен –

7 семестр

Экзамен –

7 семестр

Экзамен –

6 семестр

Зачет –

5 семестр

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

Очная форма

№ п/п

Наименование тем и разделов

ВСЕГО (часов)

Аудиторные занятия (час)

Самосто­ятельная работа

В том числе

Лекции

Практические занятия

1.

Общая характеристика предпринимательства

Тема 1. Общая характеристика и эволюция предпринимательства

18

4

4

10

Тема 2. Коммерческое предпринимательство

14

2

2

10

Тема 3. Бизнес-среда и оценка предпринимательского климата

18

4

4

10

Тема 4. Участники предпринимательской деятельности

14

2

2

10

2.

Малое предпринимательство и проблемы его развития

Тема 5. Малое предпринимательство и его роль в развитии экономики

10

2

2

6

Тема 6. Индивидуальное предпринимательство

10

2

2

6

3.

Организация создания предприятия в сфере коммерции

Тема 7. Общие условия создания предприятия

22

6

6

10

Тема 8. Особенности предпринимательской деятельности в торговле

16

4

2

10

Тема 9. Осуществление предпринимательской деятельности и оценка её эффективности

16

4

2

10

4.

Прекращение предпринимательской деятельности

Тема 10. Прекращение существования предпринимательской организации

11

2

2

7

5.

Культура предпринимательства в сфере коммерции

Тема 11. Формирование предпринимательской культуры

8

2

2

4

Тема 12. Этика и этикет предпринимателя

8

2

2

4

ИТОГО:

165

36

32

97

Заочная форма:

№ п/п

Наименование тем и разделов

ВСЕГО (часов)

Аудиторные занятия (час)

Самосто­ятельная работа

В том числе

Лекции

Практические

занятия

занятия

1.

Общая характеристика предпринимательства

Тема 1. Общая характеристика и эволюция предпринимательства

23

2

1

20

Тема 2. Коммерческое предпринимательство

12

1

1

10

Тема 3. Бизнес-среда и оценка предпринимательского климата

22

1

1

20

Тема 4. Участники предпринимательской деятельности

22

1

1

20

2.

Малое предпринимательство и проблемы его развития

Темы 5,6 Малое предпринимательство и его роль в развитии экономики

15

1

1

13

3.

Организация создания предприятия в сфере коммерции

Тема 7. Общие условия создания предприятия

23

2

1

20

Тема 8. Особенности предпринимательской деятельности в торговле

12

1

1

10

Тема 9. Осуществление предпринимательской деятельности и оценка её эффективности

12

1

1

10

4.

Прекращение предпринимательской деятельности

Тема 10. Прекращение существования предпринимательской организации

12

1

1

10

5.

Культура предпринимательства в сфере коммерции

Темы 11, 12 Предпринимательская культура и этикет

12

1

1

10

ИТОГО:

165

12

10

143

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Учебным планом по специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)» предусмотрено выполнение курсовой работы по дисциплине «Организация предпринимательства в сфере коммерции» как форма итогового контроля.

В соответствии с базовым учебным планом студенты очной и заочной формы, обучающиеся по основной образовательной программе, представляют курсовую работу по дисциплине «Организация предпринимательства в сфере коммерции» в 7 семестре, по сокращенной образовательной программе – в 6 семестре.

Тематика курсовых работ определена программой дисциплины «Организация предпринимательства в сфере коммерции», которая разработана на основе примерной программы по данной дисциплине.

Курсовая работа должна быть выполнена по материалам конкретного предприятия или содержать ситуацию, рассматривающую реальную практическую проблему (кейс-стади).

4.1. Примерная тематика курсовых работ

Раздел 1. Общая характеристика предпринимательства

1. История развития предпринимательства и особенности его эволюции в России

2. Школы и модели в предпринимательстве

3. Современные формы предпринимательства

4. Особенности предпринимательской деятельности в торговле

5. Развитие коммерческого предпринимательства в России

6. Сравнительный анализ организационно-правовых форм предпринимательства в сфере коммерции

7. Развитие предпринимательства в розничной торговле

8. Развитие торгового предпринимательства на современном этапе

9. Формирование ресурсов торгового предприятия

10. Бизнес-среда и оценка привлекательности предпринимательского климата

11. Факторы внешней среды и оценка их влияния на предпринимательскую деятельность

12. Внутренняя предпринимательская среда и её роль в организации успешного бизнеса

13. Стратегический анализ внешней предпринимательской среды.

14. Стратегия развития предпринимательства в сфере услуг

15. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

16. Ответственность предпринимателей и защита прав потребителей

Раздел 2. Малое предпринимательство и особенности его развития

1. Организация деятельности малого предприятия в сфере коммерции (на примере…)

2. Анализ развития малых предприятий в торговле России и за рубежом.

4. Управление малым бизнесом в сфере коммерции

5. Организация управления малыми (семейными) предприятиями.

6. Государственная поддержка развития малого предпринимательства

7. Индивидуальное предпринимательство и особенности его развития

8. Правовые основы создания и функционирования малых предприятий

9. Структурные особенности российского малого предпринимательства

10.«Теневая» активность малого предпринимательства в сфере коммерции

11.Формы налогообложения малого предпринимательства: преимущества и недостатки специальных налоговых режимов

12.Механизмы финансирования в российском малом предпринимательстве.

13.Правовое регулирование малого предпринимательства в России

Раздел 3. Организация создания предприятия в сфере коммерции

1. Организация и развитие собственного дела

2. Налогообложение предприятий в сфере торговли

3. Организация посылочной торговли, тенденции и перспективы развития в России

4. Разработка бизнес-плана торгового предприятия

5. Формы и методы управления торговым предприятием

6. Разработка плана маркетинга торгового предприятия

7. Управление предпринимательскими рисками в сфере коммерции

8. Повышение конкурентоспособности торгового предприятия

9. Внутрифирменное планирование предпринимательской деятельности

10. Ценообразование в сфере коммерческого предпринимательства

11. Организация закупочно-сбытовой деятельности торгового предприятия

12. Организация посредническо - коммерческой деятельности

13. Лизинг как форма развития предпринимательства

14. Франчайзинг как прогрессивная форма развития предпринимательства в сфере коммерции

15. Организационное и кадровое обеспечение управления предпринимательской деятельностью в сфере коммерции

Раздел 4. Прекращение предпринимательской деятельности

1. Банкротство предприятий и их санация

2. Способы реорганизации торгового предприятия

3. Механизм ликвидации торгового предприятия

Раздел 5. Культура предпринимательства в сфере коммерции

1. Управление организационной культурой на торговых предприятиях

2. Культура предпринимательства в сфере коммерции

3. Формирование корпоративной культуры на предприятиях в сфере коммерции

4. Женщина предприниматель: социально-экономические и психологические проблемы становления и адаптации в новых условиях.

5. Этика торгового предпринимательства

6. «Портрет» современного российского предпринимателя

7. Формирование корпоративной культуры как залог успешного развития бизнеса

8. Значение соблюдения правил этикета в предпринимательской деятельности

4.2. Структура курсовых работ, их оформление и защита

Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и отдельных ее вопросов. Все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи.

Содержание работы следует иллюстрировать схема­ми, таблицами, диаграммами, графиками, фотографиями, рисунками и т.д. Графическому материалу по тексту необходимо давать пояснения. Объем курсовой работы должен быть не менее 45 печатных страниц формата А4 (исключая приложения). Структура курсовой работы содержит:

· титульный лист;

· содержание (оглавление);

· введение;

· основная часть (две - три главы, а в каждой главе по 2-3 параграфа);

· заключение (выводы и предложения);

· список использованной литературы;

· приложения

Титульный лист является первой страницей курсовой работы. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, факультета, кафедры и специальности с шифром. В среднем поле указывается фамилия, имя, отчество студента полностью, курсовая работа на тему «_____», ближе к левому краю титульного листа – должность, звание, фамилия, и инициалы преподавателя рецензента. В нижнем поле указывается место выполнения работы и год ее написания (без слова «год»). Образец титульного листа курсовой работы приведен в приложении 1.

Содержание – вторая страница курсовой работы. В нем приводятся заголовки глав и параграфов курсовой работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Последнее слово каждого заголовка соединяют многоточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Пример содержания курсовой работы представлен в приложении 2.

Введение (1-2 стр.) предусматривает обоснование актуальности выбранной темы, цель и задачи, формулировку объекта и предмета исследования.

Для обоснования актуальности темы исследования приводится краткий обзор литературы по выбранной теме, на основании которого делается вывод о необходимости исследовании данной проблемы.

Цель исследования - это мысленное прогнозирование результата, определение оптимальных путей решения задач эффективными методами и приемами исследования при написании курсовой работы.

Задачи исследования определяются поставленной целью и представляют собой конкретные направления решения проблемы для достижения цели исследования.

Объект исследования отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет исследования во всех его взаимосвязях. Объект исследования всегда шире, чем предмет.

Предмет исследования – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования. Предмет обладает определенными границами исследования, и именно он определяет тему курсовой работы.

Например, тема курсовой работы «Правовое регулирование малого предпринимательства в России»

Объект исследования – деятельность по организации малого предпринимательства в России

Предмет исследования – правовое регулирование малого предпринимательства.

Обязательным элементом курсовой работы является указание на методы исследования, которые являются способом получения достоверных научных знаний и новых фактов в различных отраслях и сфера коммерческой деятельности. Здесь необходимо перечислить общенаучные и специальные методы, используемые при написании работы.

Введение не должно содержать примеров, иллюстративного и табличного материала.

Основная часть. Курсовая работа состоит из теоретической и практической частей (~ 25-30 стр.) и может содержать как две, так и три главы в зависимости от выбранной темы исследования.

В теоретической части (1глава) на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к её решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции студента.

В практической части (2 - 3 главы). Во второй главе проводится подробный анализ предмета исследования, описываются его основные параметры и характеристики. В третьей главе, на основании предыдущих глав, рассматривается реальная практическая ситуация и предлагаются варианты решения проблемы.

Заключение (~1,5-3 стр.) Здесь последовательно излагаются теоретические и практические выводы по всем главам работы и предложения, сделанные студентом в результате исследования. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости и обоснованности предложений. Выводы пишутся в виде тезисов (по пунктам) и должны отражать основное содержание по теории вопроса, анализа и практической ситуации.

Список литературы (~1-2 стр.) размещается в конце работы после заключения. Список литературы выполняется в алфавитном порядке и должен включать, как правило, не менее 15 источников, не считая нормативных актов, по всем разделам курсовой работы.

В курсовой работе перечисляется только та литература, которая действительно была использована при её написании. На все источники информации, используемые в работе, даются ссылки в тексте в виде квадратных скобок, в которых проставляется порядковый номер, под которым он числится в списке литературы и номер страницы первоисточника, например, [12, с.10].

Приложения. Сюда следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. К вспомогательному материалу относятся промежуточные математические расчеты, таблицы вспомогательных данных, анкеты, инструкции, типовые договора, иллюстрации и др.

Оформление курсовой работы. Курсовая работа должна быть содержательной и хорошо оформленной.

Текст работы выполняется на одной стороне листа бумаги стандартного формата, листы которой сшиваются в папке-скоросшивателе. В тексте не должно быть сокраще­ний слов, за исключением общепринятых.

Текст курсовой работы должен быть отпечатан на компьютере через полтора межстрочных интервала с использованием шрифта Times New Roman Cyr №14. Расстояние от границы листа до текста слева - 25 мм, справа -15 мм, от верхней и нижней строки текста до границы листа - 20 мм. Номер страницы ставится в верхнем правом углу. Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 10 мм.

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей научной работы, обозначенные арабскими цифрами без точки в конце. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.

Заголовки разделов и подразделов следует записывать с абзаца с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть 15 мм, а между заголовками раздела и подраздела - 8 мм. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа (страницы).

Нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками. Пункты, как правило, заголовков не имеют и при необходимости могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2 и т. д. В конце номера пункта и подпункта точка не ставится.

Формулы, содержащиеся в курсовой работе , располагают на отдельных стро­ках, нумеруют сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают (1). Непосредственно под формулой приводится расшифровка символов и числовых коэффициентов, если они не были пояснены ранее в тексте. Первая строка расшифровки начинается словом "где" без двоеточия после него. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки.

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например: (2. 4).

Формулы, помещаемые в приложениях , должны нумероваться от­дельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого прило­жения с добавлением перед каждой цифрой буквенного обозначения приложения, например: (В. 1).

Все используемые в научной работе материалы даются со ссылкой на источник: в тексте после упоминания материала проставляются в квадратных скобках номер, под которым он значится в списке использованных источников, и номер страницы, например: [5, с.42].

Текст курсовой работы должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований. В тексте курсовой работы не допускается:

· сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в таблицах в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки;

· использовать в тексте математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин. Нужно писать слово "минус";

· употреблять знаки (<, >, #, №, %) без цифр.

Числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и величин счета следует писать цифрами, а число без обозначений единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти - словами. Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц (рис. 1).

Таблица может иметь название, которое следует выполнять строчными буквами (кроме первой прописной) и помещать над таблицей. Заголовки граф и строк таблицы начинают с прописных букв. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диаго­нальными линиями не допускается. Заголовки граф могут быть запи­саны параллельно или перпендикулярно (при необходимости) строкам таблицы.

Таблица____

Название таблицы

Головка

Заголовки граф

Подзаголовки граф

Строки

Рис. 1. Пример оформления таблиц

Высота строк в таблице должна быть не менее 8 мм. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Над верхним левым углом таблицы помещают надпись "Таб­лица..." с указанием ее номера, например: "Таблица 1". При наличии наименования слово "Таблица..." пишут на той же строке и отделяют его от наименования таблицы, написанного с первой прописной буквы, тире.

Если строки или графы таблицы выходят за формат страницы, ее делят на части, помещая одну часть под другой или рядом, при этом в каждой части таблицы повторяют ее головку или боковик. Допус­кается ее головку или боковик заменять соответственно номером граф и строк. Для этого нумеруют арабскими цифрами графы и (или) стро­ки первой части таблицы. Слово "Таблица..." указывают один раз сле­ва над первой частью таблицы, над другими частями пишут слова "Продолжение таблицы..." с указанием номера таблицы также слева над ней. Название при этом помещают только над первой ее частью.

Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице физической величины, то ее обозначение необходимо помещать над таблицей справа, а при делении таблицы на части - над каждой ее частью.

Графу "Номер по порядку" в таблицу включать не допускается. При необходимости порядковые номера показателей указывают в боковике таблицы перед их наименованием.

Повторяющийся в графе таблицы текст, состоящий из одиночных слов, чередующихся с цифрами, допускается заменять кавычками. Если повторяющийся текст состоит из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами "То же", а далее кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических символов не допускается.

На все таблицы должны быть даны ссылки в тексте по типу "... таблица 1".

Допускается помещать таблицу вдоль длинной стороны листа.

К тексту и таблицам могут даваться примечания. Причем для таблиц текст примечаний должен быть приведен в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы. Примечания следует выполнять с абзаца с прописной буквы. Если примечание одно, его не нумеруют и после слова "Примечание" ставится тире и текст примечания следует начинать тоже с прописной буквы. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без точки после них.

Иллюстрации, схемы и графики могут быть расположены как по тексту, так и в приложении. Их следует нумеровать араб­скими цифрами сквозной нумерацией, за исключением иллюстраций приложений. Если рисунок один, то он обозначается "Рисунок 1". Нумерация рисунков сквозная. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела, например: Рисунок 1.1.

Иллюстрации могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово "Рисунок" и наименование помещают после пояснительных данных, например: Рис. 1. Этапы управления кадрами.

Обязательно в тексте должны быть ссылки на иллюстрации.

Иллюстрации, таблицы, текст вспомогательного характера допускается давать в виде приложений. Приложение оформляют как продолжение научной работы на последующих его листах. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине слова "Приложение", после которого следует заглавная буква русского алфавита, обозначающая его последовательность. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично тексту с прописной буквы отдельной строкой. В тексте на все приложения должны быть ссылки.

Для пояснения отдельных данных, приведенных в научной работе, используют сноски , которые располагают с абзацного отступа в конце страницы, где они обозначены, отделяя от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны. Сам знак сноски выполняют арабскими цифрами со скобкой, допускается вместо цифр обозначать сноски звездочками, но применять не более четырех звездочек. Нумерация сносок должна быть отдельной для каждой страницы.

При оформлении списка использованной литературы также необходимо учитывать ряд правил. В начале списка помещаются законы Российской Федерации, затем в алфавитном порядке остальная литература.

Сведения об учебниках, методической и нормативной литературе должны включать фамилию и инициалы автора или авторов, заглавие книги (без кавычек), место издания, издательство, год издания (без слов «год»), количество страниц. Например, Алейников А.Н. Предпринимательская деятельность: Учеб.-практ. пособие. – М.: Новое знание, 2003. – 304 с.

Ссылка на журнальную статью оформляется следующим образом: Лименов П. Композиция в витрине //Модный магазин, март 2005. - с. 76-79.

При наличии трех и более авторов указываются фамилии и инициалы только первых трех, а фамилии остальных заменяются словом «и др.».

Цитирование автора делается только по его произведению. Когда источник недоступен, разрешается воспользоваться цитатой автора, опубликованной в каком-либо издании, предваряя библиографическую ссылку на источник словами «Цитируется по…». В случае использования чужого материала без ссылки на автора и источник курсовая работа рецензентом не допускается к защите.

Преподаватель консультирует студента по выбору и формулированию темы с учетом объекта, цели и задач исследования, составлению оглавления, информационному поиску литературных источников и оформлению работы в соответствии с действующими стандартами.

Выполненную курсовую работу студент представляет в деканат факультета коммерции и маркетинга, где она регистрируется и передается на кафедру Организации и технологии коммерческой деятельности для проверки

( не более 10 дней) и написания рецензии. При оценке работы учитываются её содержание, актуальность, степень самостоятельности, оригиналь­ность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и специальный).

К защите допускается курсовая работа, получившая положительную рецензию. Курсовая работа защищается устно перед комиссией из двух преподавателей, которые определяет уровень теоретических знаний и практических навыков студента, соответствие работы предъявляемым к ней требованиям. По итогам защиты в форме краткого доклада и ответов на вопросы по теме работы комиссия оценивает работу. Оценка вносится в зачетную ведомость, рецензию и зачетную книжку студента.

Курсовая работа должна быть защищена до сдачи экзамена по дисциплине «Организация предпринимательства в сфере коммерции» на 4 курсе.

Курсовая работа, получившая неудовлетворительную оценку, возвращается студенту для переработки. В этом случае в рецензии указывается, в чем заключается переработка содержания глав, параграфов, выводов и предложений, и устанавливается новый срок представления курсовой работы на повторное рецензирование, но не позднее 10 дней до защиты экзамена.

Лучшие курсовые работы могут быть вынесены для обсуждения на студенческие научные конференции. На основе материала курсовой работы и более глубокого изучения вопроса студенты могут выполнять дипломную работу.

5.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Нормативно-правовые акты

1. Закон Российской Федерации от 27.12.91 « 2118 – 1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (в ред. от 07.07.2003)

2. Конституция Российской Федерации (в ред. от 25.07.2003). Принята всенародным голосованием 12.12.93

3. Налоговый Кодекс Российской Федерации: официальный текст, действующая редакция. – М.6 Экзамен, 2007. – 575 с.

4. Федеральный закон «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" (с изменениями на 4 ноября 2006 года) (редакция, действующая с 8 февраля 2007 года).

5. Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.95 № 208 - ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 27.02.2003).

6. Федеральный закон Российской Федерации от 08.02.98 № 14 - ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 21.03.2002).

7. Федеральный закон Российской Федерации от 08.05.96 №41 - ФЗ «О производственных кооперативах» (в ред. от 21.03.2002).

8. Федеральный закон Российской Федерации от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (в ред. от 10.01.2003).

9. Федеральный закон Российской Федерации от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 26.03.2003).

10. Федеральный Закон « О несостоятельности (банкротстве)» (новая редакция).- М.: ИНФРА-М, 2003

11. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» с изменениями от 29.01.2006 г. №10-ФЗ с изменениями от 29.01.2006 г. №10-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 44. Ст. 5394; 2006. № 5. Ст.376

5.2. Литература

Основная

1. Бутова Т.В. Предпринимательство. – М.: Юркнига, 2005.

2. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности: Учебник. – М.: Дашков и К., 2005. – 740 с.

3. Замедлина Е.А. Предпринимательство. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

4. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Уч. пос. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 224 с.

5. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 555 с.

6. Мочерный С.В., Некрасова В.В. Основы организации предпринимательской деятельности: Учебник. – М.: Приор-издат, 2004. – 224 с.

7. Набатников В.М. Организация предпринимательской деятельности. Практикум. – М.: ДеЛи принт, 2005. – 128 с.

8. Нерсисян Т.Я. Предпринимательство. – М.: Анкил, 2007. – 792 с.

9. Организация предпринимательской деятельности в розничной торговле: Учеб. пособие /Под общ. ред. Е.Е. Кузьминой. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2007. – 431 с.

10. Предпринимательство: Словарь-справочник / под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 792 с.

Дополнительная

1. Ильичева М.Ю. Предприниматель без образования юридического лица. – М.: РИОР, 2005. – 109 с.

2. Касьянов А.В. Настольная книга индивидуального предпринимателя: регистрация, налогообложение. Учет. Документооборот: полн. Практ. рук. – М.: ГроссМедиа, 2006. – 376 с.

3. Книга директора магазина /Под ред С.В. Сысоевой. – Спб.: Питер, 2006. – 384 с.

4. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: Учеб. Пособие. / Под ред. Горфинкеля В.Я., Швандара В.А.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. –495 c.

5. Нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства в Москве: информационно-справочное пособие. – М., 2002. – 388 с.

6. Пелих А.С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес. – М.6 Ось -89, 2004. – 96 с.

7. Попов В.М., Захаров А.А. Бизнес-план. Step by step: Практическое пособие. – Спб.: Бизнес-пресса, 2005. – 240 с.

8. Попов В.М., Ляпунов С.И., Зверев А.А., Млодик С.Г. Сборник бизнес-планов: учеб.-метод. пос. – М.: КНОРУС, 2004. – 336 с.

9. Сметанин С.И. История предпринимательства В России: курс лекций. – М.: Палеотип; Логос, 2005. – 196 с.

10. Сомов Л.К. Организация и финансирование бизнеса: правовые и налоговые основы. – М.: финансовая газета. 2005. – 48 с.

11. Ткаченко С.С. Настольная книга предпринимателя. – М.: Скарабей; Ростов на/Д.: Феникс, 2005. – 416 с.

12. Чапек В.Н., Максимов Д.В., Бугуславский В.В. Малое предпринимательство в России. – Ростов на/Д.: Феникс, 2006.

13. Чепуренко А.Ю. Малый бизнес в рыночной среде: учеб. пос. – М.: Изд. дом Международного университета в Москве, 2006. – 324 с.

14. Шредер К. специализированный магазин. Как построить прибыльный бизнес в розничной торговле /Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 384 с.

15. Янушкевич И.П. Коммерческая концессия (франчайзинг): учебное пособие. – М, 2006. – 61 с.

Ссылки на Интернет – ресурсы:

1. http://www.allmedia.ru - Российский деловой портал

2. http://giac.ru – Аналитика малого предпринимательства

3. http://www.mbm.ru - Малый бизнес Москвы

4. http://www.tvsme.ru – Первый канал бизнеса

5. http://www.svoy.biz – Своё дело

6. ГЛОССАРИЙ

АГЕНТ — лицо, уполномоченное учреждением, предприятием для выполнения деловых поручений по снабжению.

АГЕНТСКИЕ ОПЕРАЦИИ — совершение фактических и юридических действий, связанных с продажей или покупкой товара на оговоренной территории по поручению одной стороны (принципала) независимой от нее другой стороной (агентом) за счет и от имени принципала.

АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО (КОРПОРАЦИЯ) — организационная форма объединения финансовых средств предприятия, организации и отдельных лиц (акционеров) путем выпуска в обращение и продажи акций. Акционерное общество признается юридическим лицом и отвечает по обязательствам в пределах принадлежащего ему имущества.

АКЦИЯ — ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенного пая в фонд акционерного общества. Дает ее владельцу право на получение части прибыли в форме дивиденда, а также на участие в управлении делами акционерного общества.

АРЕНДА — имущественный заем, договор о предоставлении имущества, земельной площади, помещений и т.п. во временное пользование (срок оговаривается договором аренды) за плату. Аренда не влечет за собой изменения права собственности.

АРЕНДНАЯ ПЛАТА — вознаграждение, взимаемое арендодателем с арендатора за сданное во временное пользование имущество, помещение или землю. Величина арендной платы включает амортизационные отчисления от стоимости арендованного имущества и часть дохода от использования имущества, устанавливаемую на договорной основе, но, как правило, не ниже банковского процента.

АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ — набор различных товаров, их видов и разновидностей, объединенных по какому-либо признаку. Торговый ассортимент — набор товаров, предлагаемых к продаже.

ассортимент услуг торговли - набор различных услуг торговли, объединенных или сочетающихся по определенным признакам.

ассортиментная структура товарооборота - соотношение отдельных товарных групп в общем объеме товарооборота, выраженное в процентах.

ассортиментный перечень товаров - часть торгового ассортимента товаров, который должен быть постоянно в продаже.

АУДИТ - проверка, ревизия, анализ хозяйственной деятельности.

БАЛАНС БУХГАЛТЕРСКИЙ — соотношение взаимосвязанных показателей (в денежном выражении) деятельности предприятия, его процесса расхода и прихода. Сгруппирована в сводную таблицу, характеризующую размещение, источник и назначение средств на отчётную дату. Состоит из двух частей: левая —актив, правая — пассив. Итоги актива и пассива должны быть равны.

безопасность товара - состояние товара в обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, при котором риск вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя ограничен допустимым уровнем.

безопасность услуги торговли - комплекс свойств услуги, проявление которых при обычных условиях ее оказания не подвергает недопустимому риску жизнь, здоровье и имущество потребителя.

БИЗНЕС —хозяйственная деятельность (дело), приносящая доход или дающая другую выгоду.

БОНУС — 1) дополнительное вознаграждение, премия; 2) дополнительная скидка, предоставляемая продавцом в соответствии с условиями сделки или отдельного соглашения.

БЮДЖЕТ — финансовый план образования и использования денежных фондов предприятия; роспись денежных доходов и расходов предприятия на определенный период.

ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ — часть валового дохода предприятия, которая остается у него за вычетом всех расходов; показатель, характеризующий конечный финансовый результат деятельности торгового предприятия и представляющий собой сумму прибыли от реализации товаров, услуг, имущества и салъдо доходов и расходов от внереализационных операций.

ВАЛОВОЙ ДОХОД — денежная выручка предприятия, полученная от реализации продукции и услуг за определенный период (год); показатель, характеризующий финансовый результат торговец деятельности и определяемый как превышение выручки от продажи товаров и услуг над затратами по их приобретению за определенный период времени.

вид предприятия розничной торговли - предприятие розничной торговли, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров. Различают универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а также смешанным ассортиментом товаров.

вид товаров - совокупность товаров определенной группы, объединенных общим названием и назначением. Примером конкретного вида товаров являются костюм, платье, куклы, сапоги, телевизор, холодильник, видеомагнитофон, кровать, творог и т.п.

ВЫСТАВКИ - показ товаров, намечаемых к производству или уже освоенных в целях ознакомления с ними потенциальных потребителей, а также для рекламы и пропаганды достижений.

группа товаров - совокупность товаров определенного класса, обладающих общностью происхождения, исходного материала, особенностей производства и использования, а также сходным составом потребительских свойств и показателей. Продовольственные товары подразделяют на следующие группы: хлебобулочные, мясные, рыбные, молочные, пищевые жиры, яичные, кондитерские, плодоовощные, винно-водочные, табачные изделия: непродовольственные товары – на группы: изделия из пластмасс, товары бытовой химии, стеклянные, керамические, строительные, мебельные, металлохозяйственные, электротовары, бытовые электромашины м приборы, текстильные, швейные, трикотажные, обувные, пушно-меховые и овчинно-шубные, галантерейные, парфюмерно-косметические, ювелирные товары и часы, товары культурно-бытового назначения.

ГРУППОВОЙ АССОРТИМЕНТ- аасортимент товаров, объединенных по общим признакам в определенные совокупности товаров. Совокупностью товаров является класс, группа, вид товаров.

ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ — непрерывное движение денег в процессе купли-продажи товаров и услуг.

ДЕПОЗИТ — 1) вклады в банках, сберегательных кассах; — 2) ценные бумаги, переданные на хранение в кредитные учреждения.

ДЕФИЦИТ (ТОВАРОВ И УСЛУГ) — нехватка требуемых населению товаров народного потребления и услуг, вызванная недостаточным их производством, а также низким качеством, узким ассортиментом.

ДИВИДЕНД — доход (прибыль), получаемый владельцем акций по результатам деятельности акционерного общества.

ДОКУМЕНТ (СВИДЕТЕЛЬСТВО) — материальный носитель информации, предназначенный для ее обработки и передачи во времени и пространстве. Содержащиеся в документе сведения должны быть удобны для обработки человеком или машиной и иметь в соответствии с действующим законодательством правовое значение.

емкость товарного склада - характеристика помещений основного производственного назначения, выражающая их вместимость при выбранном способе хранения товаров.

естественная убыль - товарные потери, обусловленные естественными процессами, вызывающими изменение количества товара. Изменение количества товара может произойти за счет усушки, утруски, утечки, распыла и т.д.

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ДЕБИТОРСКАЯ — сумма долгов, причитающихся предприятию, организации, учреждению от юридических или физических лиц по итогам их хозяйственных взаимоотношений.

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ КРЕДИТОРСКАЯ — сумма денежных средств предприятия, организации, учреждения, подлежащая уплате соответствующим юридическим и физическим лицам.

ЗАКАЗ НА ПОСТАВКУ - договор между предприятиями, по которому предприятие-поставщик (изготовитель продукции) обязуется передать предприятию-покупателю в установленный срок продукцию согласованного между ними ассортимента, количества и качества. Покупатель обязуется принять и оплатить ее.

закупочная цена - цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовителями у производителей по договорам контрактации.

звенность товародвижения - количество складских звеньев, через которые проходит товар при его продвижении от производителя к потребителю как на основе перехода прав собственности на товар, так и без него.

издержки обращения ( торговые издержки) - денежная оценка затрат, произведенных продавцом в процессе продвижения товаров к покупателю за определенный период времени Различают материальные, финансовые, трудовые и иные затраты.

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ — периодическая проверка наличия числящихся на балансе предприятия ценностей, их сохранности и правильности хранения.

ИНВЕСТИЦИИ — все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской и другой деятельности, в результате которой образуется доход (прибыль) или достигается социальный эффект.

Такими ценностями являются:

1) денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги;

2) движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности);

3) интеллектуальные ценности;

4) права пользования землей и другими природными ресурсами и т. д.

ИНДОССАМЕНТ — передаточная подпись на векселях, чеках, коносаментах и некоторых других ценных бумагах, которой оформляется передача прав по этим документам от одного лица (индоссанта) другому.

ИНКАССО — банковская операция снятия денежных сумм со счета покупателя на основании расчетных документов обслуживаемого клиента и по его поручению.

ИПОТЕКА - залог недвижимости (земли, строений, сооружений и т.д.) в качестве обеспечения денежной ссуды (займа), ипотечного кредита.

качество товара - совокупность потребительских свойств товара.

качество торгового обслуживания - совокупность характеристик процесса и условий торгового обслуживания покупателей. Измеряется уровнем торгового обслуживания.

КВОТА — доля в общем производстве или сбыте, устанавливаемая в рамках соглашения для каждого участника,

киоск - оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.

класс товаров - совокупность товаров, объединенных общностью использования. Класс товаров может быть представлен, например, товарами хозяйственного и бытового назначения, товарами спортивного назначения, культтоварами и т.п.

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА ПРЕДПРИЯТИЯ — сведения, связанные с производством, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, и разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.

КОНКУРЕНЦИЯ — соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и сбыта товаров.

КОНОСАМЕНТ — документ, подтверждающий принятие груза к перевозке и обязывающий перевозчика передать груз грузополучателю.

КОНТРАКТ — письменный договор, соглашение, устанавливающее права и обязанности для договаривающихся сторон и сроки их действия.

КОНЪЮНКТУРА — сложившаяся на рынке экономическая ситуация, характеризующаяся соотношением между спросом и предложением, уровнем цен, товарных запасов и т. п.

коэффициент использования складского объема - показатель, характеризующий отношение грузового объема склада к складскому объему.

коэффициент использования складской площади - показатель, характеризующий отношение грузовой площади товарного склада к складской площади.

КРЕДИТ — предоставление денег или товаров в долг на срок на условиях возвратности и, как правило, с уплатой процента.

КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ - наличие предпосылок для получения кредита, способность возвратить его.

культура торгового обслуживания - совокупность характеристик и условий процесса торгового обслуживания, определяемых профессионализмом и этикой обслуживающего персонала. Характеристики культуры торгового обслуживания — вежливость, чуткость, компетентность, доступность персонала для покупателей, уровень мастерства работников, комфорт, эстетика предоставления услуги и т.п.

ЛИКВИДНОСТЬ — мобильность активов предприятия, обеспечивающая своевременную оплату их обязательств.

магазин - специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

МАГАЗИН С КОМБИНИРОВАННЫМ АССОРТИМЕНТОМ ТОВАРОВ -предприятие розничной торговли реализующее несколько различных групп товаров, связанных общностью спроса и близких по потребительскому назначению.

магазин со смешанным ассортиментом товаров - предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров.

материально-техническая база торговли - совокупность средств производства, выступающих в форме реальных активов торговых предприятий, обеспечивающих процессы купли-продажи и товародвижения.

МЕЛКОФОРМАТНАЯ РОЗНИЧНАЯ СЕТЬ - торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли. К передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся торговые автоматы, автолавки, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления.

методы продажи товаров - совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс продажи товаров. Различают методы розничной продажи: самообслуживание покупателей, продажа товаров через прилавок, с открытой выкладкой товаров и по образцам.

НЕУСТОЙКА — сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или некачественного исполнения обязательства.

норматив обеспеченности населения торговой площадью - показатель, выраженный установленной торговой площадью на 1000 жителей.

норматив товарных запасов - оптимальный размер товарных запасов, обеспечивающий бесперебойную продажу товаров при минимуме затрат. Для определения норматива товарных запасов определяют два взаимосвязанных показателя; уровень и оборачиваемость товарных запасов.

нормы естественной убыли - предельный размер товарных потерь, устанавливаемый нормативными документами по конкретному виду товара.

обеспеченность населения розничной сетью - показатель, характеризующий фактическое наличие розничных торговых предприятий в расчете на 1000 жителей.

обеспеченность населения складской площадью - показатель, характеризующий фактическое наличие складской площади в расчете на 1000 жителей.

общая площадь магазина - площадь всех помещений магазина. В состав общей площади магазина входят все надземные, цокольные и подвальные помещения, включая галереи, тоннели, площадки, антресоли, рампы и переходы в другие помещения.

общая площадь товарного склада - площадь всех помещений склада. В состав общей площади товарного склада входят все надземные, цокольные и подвальные помещения, включая галереи, тоннели, площадки, антресоли, рампы и переходы в другие здания.

объем продаж - объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.

ОПТОВАЯ (ТОРГОВАЯ) СЕТЬ – торговая сеть, представленная предприятиями оптовой торговли.

ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ — совокупность организаций, которые приобретают и (или) хранят товары крупными партиями и перепродают их розничной торговле, другим торговым организациям и (или) организациям-потребителям.

оптовая цена (отпускная цена) - цена товара, реализуемого продавцом или поставщиком покупателю с целью его последующей перепродажи или профессионального использования.

оптовые продажи (ОБОРОТ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ) - объем продажи товаров производителями и/или торговыми посредниками покупателям для дальнейшего использования в коммерческом обороте.

павильон - оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

ПАЛАТКА (ЛАРЕК)) – легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещения для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещается товарный запас только на один день торговли.

пешеходная доступность магазина - установленное расстояние от магазина до центра жилой застройки, обеспечивающее рациональное размещение розничной торговой сети.

ПЛАНИРОВАНИЕ — процесс формирования целей, определение приоритетов, средств и методов их достижения. План — результат планирования, мотивированная модель действий, созданная на основе конъюнктурного прогноза экономической среды и поставленных целей.

площадь торгового зала магазина - часть торговой площади магазина, включающая установочную площадь магазина, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.

подсобная площадь товарного склада - площадь складских помещений подсобного назначения.

показатель качества товара - количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств товара, рассматриваемая применительно к условиям его потребления.

Покупатель - юридические и физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать товары и услуги.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ТОВАРЫ – это товары, купленные для удовлетворения личных потребностей.

потребительское свойство товара - свойство товара, проявляющееся при его использовании потребителем в процессе удовлетворения потребностей.

предприятие оптовой торговли - торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров с целью их последующей перепродажи, а также оказывающее услуги по организации оптового оборота товаров.

предприятие розничной торговли - торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования. Для ведения хозяйственной деятельности розничные торговые предприятия используют магазины, павильоны, киоски и палатки.

ПРЕЙСКУРАНТ ЦЕН — справочник цен на продукцию, товары и разного рода услуги.

ПРИБЫЛЬ — форма чистого дохода предприятия, обобщающий показатель его деятельности.

прибыль от реализации товаров - показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности и определяемый как превышение валового дохода за вычетом обязательных платежей, над издержками за определенный период времени. Обязательным платежом является, например, налог на добавленную стоимостъ, акцизы.

ПРИБЫЛЬ ЧИСТАЯ — прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет. Поступает в его полное распоряжение. Предприятие самостоятельно определяет направления использования чистой прибыли.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ — научно обоснованное предвидение возможного состояния экономического положения предприятия, методов и сроков его достижения.

продавец (оператор) - организация или индивидуальный предприниматель, реализующие товары и оказывающие услуги покупателю по договору купли-продажи. В торговле данное понятие используется также для обозначения профессии торгового работника.

продажа товаров (реализация товаров) - передача покупателю товаров на определенных условиях.

ПРОДВИЖЕНИЕ ТОВАРА НА РЫНОК — любая форма сообщений, используемых предприятием для информации, убеждения, напоминания о своих товарах и услугах. Формы сообщений: фирменные названия, упаковка, витрины магазинов и т. п. Деятельность по продвижению; реклама, стимулирование сбыта (выставки, демонстрации), паблисити.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ АССОРТИМЕНТ ТОВАРОВ (ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ АССОРТИМЕНТ) – ассортимент товаров, вырабатываемый отдельной промышленности или отдельным промышленный предприятием.

ПРОЦЕНТ — плата, которую уплачивает заемщик кредитору за пользование ссудой. Размер процента зависит от вида кредита, его срока, своевременности погашения полученных ссуд.

процесс торгового обслуживания - последовательность операций, обеспечивающих осуществление торгового обслуживания в конкретном типе торговых предприятий.

разновидность товаров - совокупность товаров определенного вида, выделенных по ряду частных признаков. Представляется в виде конкретных марок, моделей, артикулов, сортов.

РЕКЛАМА — сообщение о конкретном товаре, услуге.

РЕМИТИРОВАНИЕ — способ погашения задолженности с помощью римессы.

РИМЕССА — платёжный документ (тратта, чек, денежный перевод), пересылаемый должником своему кредитору в погашение задолженности.

РОЗНИЧНАЯ (ТОРГОВАЯ) СЕТЬ - торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли.

розничная цена - цена товара, реализуемого непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи.

розничные продажи (ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ) - объем продажи товаров и оказания услуг населению для личного, семейного, домашнего использования. В состав розничного товарооборота включается также продажа товаров организациям (санаториям и домам отдыха, больницам, детским садам и яслям, домам для престарелых), через которые осуществляется совместное потребление товаров. Такая продажа может производиться как по безналичному, так и за наличный расчет.

РЫНОК — сфера товарного обмена, где возникают и реализуются отношения, связанные с процессом купли-продажи, и имеет место конкретная хозяйственная деятельность по поводу продвижения товаров и услуг от их производителей к потребителям Рынок - организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи.

РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ — текущая цена на товар, ценные бумаги, валюту, а. также уровень цен, по которым они могут быть куплены или проданы.

САЛЬДО — разность между денежными поступлениями и расходами за определенный промежуток времени. Содержание сальдо зависит от назначения счета, например, сальдо счета кассы — остаток наличных денег в кассе предприятия.

САМОФИНАНСИРОВАНИЕ —финансирование воспроизводства предприятия за счет собственных доходов от реализации продукции.

система торгового обслуживания - целостное единство взаимосвязанных элементов, обеспечивающих осуществление торгового обслуживания.

СИФ (СТОИМОСТЬ, СТРАХОВАНИЕ, ФРАХТ) — в продажную цену включается непосредственно цена самого товара, а также затраты на страхование и расходы по транспортировке товара до порта назначения.

СКИДКИ — суммы, выделяемые продавцом товара различным покупателям с целью расширения рынка сбыта, покрытия отдельных затрат, увеличения количества реализуемого товара.

Скидки бонусные— предоставляются постоянным покупателям, если они за определенный период приобретают обусловленное количество товара.

Скидки за количество закупленного товара — уменьшение цены для покупателей, приобретающих большое количество товара.

Скидки за платеж наличными — уменьшение цены для покупателей, которые оперативно оплачивают счета.

Скидки сезонные — уменьшение цен для потребителей, совершающих внесезонные покупки товаров или услуг.

Скидки специальные — делаются для тех покупателей, в которых фирма особенно заинтересована.

складская площадь товарного склада - площадь складских помещений основного производственного назначения.

складская форма товародвижения - форма товародвижения от производителя в места продажи или потребления через одно или несколько складских звеньев посредников.

скорость торгового обслуживания - среднее время, затрачиваемое на обслуживание одного покупателя.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ МАГАЗИН – предприятие розничной торговли, реализующее товары двух-трех групп, объединенных общностью спроса.

СПРОС — платежеспособная потребность покупателей, т. е. обеспеченная деньгами часть потребностей покупателя в товарах, а также услугах, реализуемых в товарной форме.

ССУДА — предоставление денег взаймы за определенную плату, устанавливаемую обычно в процентах к сумме выданной ссуды.

ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ — получаемая кредитором от заемщика плата за использование денежной ссуды.

СТРАХОВАНИЕ - заключение договора, при котором страховщик принимает на себя обязательство возместить страхователю в пределах страховой суммы убытки, происшедшие вследствие наступления события, предусмотренного договором страхования.

структура ассортимента товаров - соотношение выделенных по определенному признаку совокупностей товара в наборе. Как правило, для наглядности структура ассортимента выражается в процентах.

субъект торговли: - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занимающиеся торговлей и зарегистрированные в установленном порядке.

ТАРИФ — плата за различные услуги производственного и непроизводственного характера, предоставляемые предприятию. Тариф — разновидность цены.

ТИП ПРЕДПРИЯТИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ – предприятие розничной торговли, определенного вида, классифицированное по торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей. Типом предприятия розничной торговли являются: универмаг. Универсам, магазин «Ткани», магазин «Продукты» и т.д.

ТОВАР — продукт деятельности, предназначенный для продажи (реализации); любая вещь, не ограниченная в обороте, свободно отчуждаемая и переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи.

ТОВАРНАЯ МАРКА — имя, знак, символ или их сочетание, которые обозначают продукцию или услуги, предлагаемые потребителю.

ТОВАРНЫЕ ЗАПАСЫ – количество товаров в денежном или натуральном выражении, находящихся в торговых предприятиях, на складах, в пути на определенную дату. В зависимости от назначения подразделяются на запасы: рабочий запас, текущего пополнения, страховой, запас в пути.

товарные запасы в днях оборота ( уровень товарных запасов) - относительный показатель обеспеченности торговли товарными запасами на определенную дату, показывающий на сколько дней торговли хватит товарных запасов.

товарные потери - потери товаров при их перевозке, хранении и реализации.

товарные ресурсы - продукция, производимая внутри страны и завозимая по импорту, предназначенная для продажи населению, снабжения социальных учреждений и спецконтингента потребителей, переработки и хозяйственных нужд, а также создания товарных запасов.

ТОВАРНЫЙ СКЛАД – организация, обеспечивающая и/или осуществляющая хранение, подготовку к продаже и отпуск товаров оптовым покупателям. Товарный склад может функционировать и как структурное подразделение предприятия оптовой торговли.

товародвижение - доведение товара от производителя до конечного потребителя или внерыночного потребителя.

Товарооборачиваемость - время обращения среднего товарного запаса за определенный период.

ТОВАРОСНАБЖЕНИЕ – комплекс мероприятий по доведению товара от производителя в места его потребления или продажи, включая транспортировку, хранение, совершение сделок с потребителем.

товары потребительского назначения - товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования) не связанного с предпринимательской деятельностью.

товары производственного назначения - товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности. К товарам производственного назначения относятся, например, технологическое оборудование, строительно-дорожная техника, транспортные машины общего пользования, топливно-сырьевые товары и т.п.

торговая информация - сведения о товаре или услуге, изготовителе, продавце, предусмотренные законодательством и доводимые до покупателя с целью ознакомления с товаром и особенностями его использования.

торговая надбавка ( торговая наценка) - элемент цены продавца, обеспечивающий ему возмещение затрат по продаже товаров и получение прибыли.

торговая площадь магазина - площадь торговых помещений магазина, включающих торговый зал и помещения для оказания услуг.

торговая реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о торговом предприятии, товарах и услугах, предназначенная для неопределенного круга лиц и способствующая реализации товаров.

ТОРГОВАЯ СЕТЬ – совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.

торговая скидка - скидка с цены товара, предоставляемая продавцом покупателю в связи с условиями сделки и в зависимости от текущей конъюнктуры рынка.

торговое обслуживание - деятельность продавца при непосредственном взаимодействии с покупателем, направленная на удовлетворение потребностей покупателя в процессе приобретения товара и/или услуги.

торговое объединение - добровольное договорное объединение, созданное торговыми предприятиями, сохраняющими свою самостоятельность и права юридического лица, для координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов, и являющееся некоммерческой организацией.

ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ – имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и указания услуг торговли. Имущественный комплекс включает земельные участки, здания. Сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др. .

торговый ассортимент товаров - ассортимент товаров, представленный в торговой сети.

ТОРГОВЫЙ ДОМ (ДОМ ТОРГОВЛИ)- многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внеэкономическую сферы.

ТОРГОВЫЙ КОМПЛЕК – совокупность торговых предприятий. Реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности. Под функциями хозяйственного обслуживания понимается инженерное обеспечение (электроосвещение, тепло- и водоснабжение, канализация, средства связи); ремонт зданий, сооружений и оборудования, уборка мусора, охрана торговых объектов, организация питания служащих и т.п.

торговый центр - совокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.

транзитная форма товародвижения - форма товародвижения от производителя непосредственно в места продажи или потребления, минуя склады посредников.

ТРАТТА - переводной вексель, письменный приказ кредитора (трассанта) заемщику (трассату) уплатить определенную сумму денег третьему лицу — держателю векселя (ремитенту).

УЗКОСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ МАГАЗИН – предприятие розничной торговли. Реализующее одну группу товаров или ее часть.

универсальный магазин - предприятие розничной торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и/или непродовольственных товаров.

уровень обеспеченности населения торговой площадью - отношение фактической обеспеченности населения торговой площадью к нормативной, выраженное в процентах.

условия торгового обслуживания - совокупность факторов, воздействующих на покупателя в процессе торгового обслуживания.

услуга торговли - результат взаимодействия продавца и покупателя, а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей покупателя при купле-продаже товаров.

установочная площадь магазина - часть площади торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей.

ФИНАНСЫ ТОРГОВО ОРГАНИЗАЦИИ — это система денежных отношений в сфере обращения, посредством которых происходит образование и использование целевых фондов денежных средств..

ФИРМА — 1) Обозначение делового предприятия или организации; 2) Фирма — это партнерство.

ФОБ (СВОБОДЕН НА БОРТУ СУДНА) — в цену реализации включается непосредственно цена самого товара, а также транспортные и другие расходы до момента его доставки и погрузки на борт судна, зафрахтованного покупателем.

форма продажи товаров - организационный прием доведения товаров до покупателей. Различают магазинные и внемагазинные формы продажи товаров.

форма товародвижения - организационный прием, представляющий собой разновидность способов продвижения товаров от производителя в места продажи или потребления.

форма торгового обслуживания - организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания покупателей. Примером формы торгового обслуживания может быть салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок, индивидуальное обслуживание продавцом-консультантом в магазинах самообслуживания.

ЦЕНА — денежное выражение стоимости товара.

ЦЕНА ДИСКРИМИНАЦИОННАЯ — уровень цен одного и того же товара, устанавливаемый без учёта разницы в уровнях издержек.

ЦЕНА ДОГОВОРНАЯ — цена, устанавливаемая по договорённости между производителем (продавцом) и потребителем (покупателем) продукции,

ЦЕНА СКОЛЬЗЯЩАЯ — применяется в контрактах с длительными сроками поставок, в течение которых экономические условия производства товаров могут существенно меняться.

ЦЕНА ТВЁРДАЯ — согласовывается при заключении контракта и не подлежит изменению в ходе его выполнения.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ — денежные документы, определяющие взаимоотношения между лицом, выпустившим эти бумаги, и их владельцами и предусматривающие, как правило, выплату дохода в виде дивиденда или процентов, а также возможность передачи денежных и иных прав, вытекающих из этих документов, другим лицам.

ЧЕК — письменное распоряжение покупателей или заказчиков своим банкам выплатить указанную в чеке сумму предъявителю (лицу, предприятию) или по их приказу другим юридическим или физическим лицам.

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ - часть валовой прибыли, которая остается в распоряжении торгового предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль.

ЭКСПОЗИЦИОННАЯ ПЛОЩАДЬ МАГАЗИНА (ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ ПЛОЩАДЬ МАГАЗИНА) – суммарная площадь горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей торгового оборудования, используемого для показа и демонстрации в торговом зале.

ЯРМАРКА - самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей-продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.

Приложения

Приложение 1.

Титульный лист

См. сайт НФ РГТЭУ

Приложение 2.

СОДЕРЖАНИЕ

См. сайт НФ РГТЭУ