Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания для студентов дневной формы обучения Кемерово 2008

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Кафедра философии и политологии

Семинарские занятия по дисциплине

«ФИЛОСОФИЯ»

Методические указания

для студентов дневной формы обучения

Кемерово 2008

Составители:

Э.Г. Винограй , профессор, д-р филос. наук;

О.Э. Васькина , преподаватель;

С.П. Мальцева , ст. преподаватель.

Рассмотрено и утверждено на заседании

кафедры философии и политологии

Протокол № 1 от 27.08.08

Рекомендовано методической комиссией

экономического факультета

Протокол № 66 от 01.10.08

Содержат вопросы семинарских занятий; перечень ключевых понятий, которые должны быть освоены в каждой теме; темы научных рефератов и рекомендации по подготовке к ним, необходимую литературу. Также даны рекомендации по тестированию, указаны адреса интернет-сайтов по проблемам философии, приведены вопросы к зачету и экзамену по курсу философии.

Предназначены для студентов всех специальностей дневной формы обучения при подготовке к семинарским занятиям, зачету и экзамену по философии.

Охраняется законом об авторском праве,

не может быть использовано любым незаконным

способом без письменного договора

© КемТИПП, 2008

Содержание

Предисловие ……………………………………………………….5

Тематика семинаров ……………………………………………….7

Часть I. Введение в мир философии. Философские основы научного мировоззрения и методологии ………………………...8

Тема I. Предмет философии и ее функции в обществе …..8

Тема II. История философии ……………………………….9

Занятие 1. История философии Древнего мира ….....9

Занятие 2. История философии

от Средневековья до эпохи Просвещения.…………11

Занятие 3. Развитие философии в XIX-XX вв..........13

Тема III. Проблема бытия. Философское учение о материи...15

Тема IV. Теория диалектики.……………………………...17

Занятие 1. Исторические этапы и формы развития диалектики. Диалектическая концепция развития...17

Занятие 2. Диалектическая концепция системности и всеобщей связи явлений …………………………….18

Тема V. Психика, сознание, мышление.………………….20

Тема VI. Теория познания …………………………….......21

Часть II. Социальная философия ………………………………..23

Тема VII. Введение в социальную философию.

Исторический обзор социально-философских концепций. Идеалистическое и материалистическое понимание

истории ..................................................................................23

Тема VIII. Общество и природа, их историческое

взаимодействие. Природные предпосылки

и ограничения общественного развития …………………25

Тема IX. Производственно-экономический базис общества ……………………………………………………27

Тема X. Философия истории. Формы и тенденции

всемирно-исторического процесса ……………………….29

Тема XI. Социальные структуры и исторические преобразования общества. Реформы и социальные

революции ………………………………………………….31

Тема XII. Природа человека и смысл его существования. Человек и общество в историческом развитии ………….33

Тема XIII. Человек в мире ценностей …………………….35

Круглый стол «Место и роль философии в жизненном мире

и профессиональной деятельности современного

специалиста»………………………………………………………37

Общие требования к подготовке докладов

для семинарского занятия ……………………………………….39

Рекомендации по подготовке научного реферата ……………...40

Рекомендации по подготовке к тестированию …………………43

Вопросы к зачету и экзамену по философии …………………...44

Список рекомендуемых литературных изданий

и электронных ресурсов …………………………………………49

предисловие

Настоящие методические указания предназначены для студентов всех специальностей дневной формы обучения для подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам. Они могут быть полезны и студентам заочного обучения в аспектах детализации содержания учебного курса, подбора необходимой литературы, концентрации внимания на ключевых понятиях каждой из тем.

Цель семинарских занятий по философии - сформировать представления об основных положениях философии; научить студентов умению применять эти положения в образовательной и профессиональной деятельности, в анализе общественной и личной жизни.

Подготовка студентов к семинарским занятиям по философии включает следующие моменты:

1) изучение конспекта лекции и соответствующих глав основных учебников; желательно также ознакомление с вопросами заданной темы и по другим учебникам или одному-двум дополнительным источникам, так как в них часто предлагаются иные подходы к изучаемому предмету;

2) сравнение позиций различных авторов по изучаемым проблемам, которое позволяет глубже вникнуть в проблему и выработать собственную позицию по изучаемым вопросам;

3) уяснение содержания и взаимосвязи категорий и положений, которые являются основными для данного раздела философии;

4) подготовка каждым студентом очного обучения реферата или научного доклада для выступлений на семинарских занятиях, студенческих научных конференциях, участия в конкурсах студенческих научных работ. (Темы докладов и рефератов сформулированы в настоящем издании, однако в порядке личной инициативы студенты могут предложить и собственные темы. Рекомендации по подготовке и оформлению рефератов и научных докладов приведены после семинарских занятий);

5) решение тестовых заданий по изучаемой теме (разделу) учебного курса.

Для подготовки к работе на семинаре следует завести рабочую тетрадь, где должны быть приведены необходимые выписки из литературы, сформулированы краткие тезисы вашего выступления по вопросам, поставленным в плане занятия, неясные для вас проблемы, которые вы хотели бы обсудить.

При подготовке к занятиям необходимо стремиться связать философские проблемы с вопросами других дисциплин, изучаемых в вузе, с практикой социальной и личной жизни, с вашими профессиональными, научными интересами.

Желаем вам успехов в изучении философии!

Тематика семинаров

№ п/п

Название темы

Колич. часов

1

Предмет философии и ее функции в обществе

4

2

История философии

8

3

Проблема бытия. Философское учение о материи

2

4

Теория диалектики

4

5

Психика, сознание, мышление

2

6

Теория познания

2

7

Введение в социальную философию. Исторический обзор социально-философских концепций. Идеалистическое и материалистическое понимание истории

4

8

Общество и природа, их историческое взаимодействие. Природные предпосылки и ограничения общественного развития

2

9

Производственно-экономический базис общества

2

10

Философия истории. Формы и тенденции всемирно-исторического процесса

2

11

Социальные структуры и исторические преобразования общества. Реформы и социальные революции

2

12

Природа человека и смысл его существования.

Человек и общество в историческом развитии

4

13

Человек в мире ценностей

2

14

Круглый стол: Место и роль философии в жизненном мире и профессиональной деятельности современного специалиста

2

ИТОГО:

42

Часть I. Введение в мир философии.

Философские основы научного

мировоззрения и методологии

Тема I. Предмет философии и ее функции в обществе

1. Происхождение термина «философия» и его современный смысл. Предметная специфика философии, ее уникальность и незаменимость. Основные философские проблемы.

2. Роль философии в жизни человека и общества. Мировоззренческие, методологические, интегративные и рефлексивно-критические функции философии. Значимость изучения философии в техническом вузе.

3. Место философии в системе наук и в культуре, ее взаимосвязь с частными науками и практикой. Соотношение философии, религии и мифологии.

4. Основные философские дисциплины и их предметы: онтология, гносеология, праксиология, аксиология, философская антропология, этика, эстетика, логика.

5. Отношение мышления к бытию - коренной вопрос философии. Материализм и идеализм как противоположные типы мировоззрения, их борьба в истории философии. Становление духовного материализма.

Основные понятия темы: философия, мировоззрение, религия, мифология, рефлексия, универсум, метод, методология, материализм, идеализм.

Темы рефератов, докладов, сообщений:

1. Назначение и будущее философии.

2. Связь и различие философского и религиозного мировоззрений.

3. Философия как ядро духовной культуры специалиста.

Основная литература:

1. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. 1. - Кемерово: Изд. дом «АЗИЯ», 2003. - С. 4-26.

2. Философия: учеб. пособие для студ. вузов / ред. В.П. Кохановский. - 12-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Дополнительная литература:

1. Бобров В.В. Введение в философию. - М.-Новосибирск, 2000.

2. Берлин И. Назначение философии // Вопросы философии. - 1999. - № 5. - С. 91-98.

3. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений: в 2-х ч. Ч. 1 / И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989.

4. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

5. Кант И. Что такое философия и зачем она // Хрестоматия по философии. - М., 1997.

6. Коган Л.А. О будущем философии // Вопросы философии. - 1996. - № 7. - С. 17-20.

7. Философия: учебник / под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. - М.: Юрайт-Издат, 2004.

8. Ойзерман Т.И. Основные вопросы философии // Вопросы философии. - 2005. - № 11. - С. 37.

9. Миголатьев А. Философия, ее роль в жизни общества // Социально-гуманитарные знания. - 2001. - № 1. - С. 43.

Тема II. История философии

Занятие 1. История философии Древнего мира

1. Философия Древнего Востока. Основные философские учения индийской философии: джайнизм, буддизм, индуизм. Китайская философия: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм. Значение древневосточной философии.

2. Становление античной философии. Основные черты и периодизация.

2.1. Ранняя греческая философия. Милетская школа (Фалес, Гераклит), атомисты (Левкипп, Демокрит), элейская школа (Зенон, Парменид).

2.2. Философские идеи софистов (Протагор, Горгий). Философские идеи Сократа, Платона, Аристотеля.

3. Позднеантичная философия: скептицизм ( Пиррон, Секст Эмпирик), стоицизм (Сенека, Марк Аврелий), эпикуреизм (Эпикур). Значение древнегреческой философии.

Основные понятия темы: натурфилософия, йога, джайнизм, буддизм, даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, космоцентризм, софистика, гедонизм, эпикуреизм, скептицизм, стоицизм.

Темы рефератов, докладов, сообщений:

1. Характер древнегреческой философии и учения древнегреческих философов (Гераклит, Эпикур, Зенон).

2. Сократ и постановка им ключевых философских проблем.

3. Платон и его влияние на развитие античной мысли.

4. Философское учение Лао-Цзы (даосизм).

5. Этико-политическое учение Конфуция и его влияние на развитие китайской цивилизации.

6. «Философия парадоксов» Чжуан-Цзы.

7. Жизнь Будды и философские аспекты его учения.

Основная литература:

1. История мировой философии: учебное пособие / под ред. З.А. Медведевой. - Кемерово, 2007. - С. 7-31.

2. История философии: учебник для вузов / ред. В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

3. Медведева З.А. Философия. История философии древнего мира: курс лекций. - Кемерово, 2006.

4. Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»: учебное пособие / Э.Г. Винограй, З.А. Медведева, Г.П. Ковалева, О.Э. Васькина; под ред. З.А. Медведевой. - Кемерово, 2008.

Дополнительная литература:

1. Алексеев П.В. История философии: учебник для студ. вузов, изучающих философию. - М.: Проспект, 2006.

2. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высш. шк., 1999.

3. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М.: Наука, 1994.

4. Брамбо Р.С. Философы древней Греции / Пер. с англ. Л.А. Шоревского. - М., 2002.

5. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. - М., 2000.

6. Гриненко Г.В. История философии. - М., 2005.

7. Голубев С.В. Учение Платона об идеальном государстве // Философия и общество. - 2005. - № 1. - С. 156.

8. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1986.

9. История философии: учебник для вузов / ред. В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

10. Краткий философский словарь / ред. А.П. Алексеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007.

11. Малявин В.В. Китайская цивилизация. - М., 2003.

12. Малявин В.Н. Конфуций. - М., 2001.

13. Орлов С.В. История философии. - СПб.: Питер, 2007.

14. Рассел Б. История западной философии: в 2 т. - Новосибирск, 1994. - Т. 1.

15. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб., 1994. - Т. 1.

16. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека: Биографические очерки. - М., 1995.

17. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. - М., 2001.

18. Шухов И.В. Апология свободомыслия Сократа // Вопросы философии. - 2001. - № 12.

Занятие 2. История философии

от Средневековья до эпохи Просвещения

1. Средневековье: характер и дух эпохи (VI-XIV вв.). Основные учения и характерные особенности: философская апологетика (Тертуллиан), патристика (Августин Блаженный), схоластика (Фома Аквинский).

2. Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.), ее особенности. Основные направления: пантеизм (Н. Кузанский), натурфилософия (Н. Коперник), скептицизм (М. Монтень), гуманизм (Данте Алигьери, Ф. Петрарка).

3. Философия Нового времени: эмпиризм (Ф. Бэкон), рационализм (Р. Декарт), сенсуализм (Дж. Локк).

Основные понятия: апологетика, патристика, схоластика, универсалии, номинализм, реализм, теология, теоцентризм, пантеизм, скептицизм, антропоцентризм, гуманизм, эмпиризм, рационализм, сенсуализм.

Темы рефератов, докладов, сообщений:

1. Основные проблемы средневековой философии.

2. Мировоззренческий смысл спора номинализма и реализма.

3. Основные гуманистические идеи и тенденции Ренессанса.

4. Натурфилософия и пантеизм в эпоху Возрождения.

Основная литература:

1. История мировой философии: учебное пособие / под ред. З.А. Медведевой. - Кемерово, 2007. - С. 31-49.

2. Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»: учебное пособие / Э.Г. Винограй, З.А. Медведева, Г.П. Ковалева, О.Э. Васькина; под ред. З.А. Медведевой. - Кемерово, 2008.

Дополнительная литература:

1. Августин Аврелий. Исповедь. - М., 1992.

2. Алексеев П.В. История философии: учебник для студ. вузов, изучающих философию. - М.: Проспект, 2006.

3. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М.: Наука, 1994.

4. Гриненко Г.В. История философии: учеб. пособие для подготовки к экзаменам. - М.: Юрайт-Издат, 2003.

5. Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Соч.: в 2 т. - М., 1994. - Т. 2.

6. История философии в кратком изложении. - М., 1991.

7. Краткий философский словарь / ред. А.П. Алексеев. - 2-е изд, перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007.

8. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. - М., 1992.

9. Рассел Б. История западной философии. В 2-х т. - Новосибирск, 1994.

10. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков: учеб. пособие для студентов вузов. - М., 2003.

11. Тертуллиан К.С. Избранные сочинения. - М.: Прогресс, 1994.

12. Хрестоматия по истории философии: учеб. пособие для вузов: в 3 ч. - М.: ВЛАДОС, 1997.

13. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - М., 1994.

Занятие 3. Развитие философии в XIX -ХХ вв.

1. Немецкая классическая философия (И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах).

2. Марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин).

3. Философский иррационализм (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

4. Современная западная философия (позитивизм, фрейдизм, герменевтика, экзистенциализм, постмодернизм).

5. Русская философия XIX - начала ХХ вв. Основные идеи и направления.

Основные понятия: иррационализм, философия жизни, сциентизм, антисциентизм, позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, герменевтика, фрейдизм, неофрейдизм, постмодернизм, соборность, всеединство, София, русская идея.

Темы рефератов, докладов, сообщений:

1. Философия И. Канта: методологические основы ревизии метафизики.

2. Философия Г. Гегеля: развертывание диалектического метода.

3. Направления западной философии XIX-XX вв.: экзистенциализм, философия жизни, герменевтика (на выбор).

4. Экзистенциализм о существовании человека, его отчуждении и свободе.

5. Специфика русской философии и ее вклад в мировую философию.

6. Биография и творчество русских философов (на выбор - Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, В.В. Розанов, Н.О. Лосский).

7. Философские основы марксизма и его влияние на мировое развитие в XX в.

Основная литература:

1. История мировой философии: учебное пособие / под ред. З.А. Медведевой. - Кемерово, 2007. - С. 49-79.

2. Ковалева Г.П. История русской философии: учеб. пособие для студ. вузов / Г.П. Ковалева. - Кемерово, 2006.

3. Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»: учебное пособие / Э.Г. Винограй, З.А. Медведева, Г.П. Ковалева, О.Э. Васькина; под ред. З.А. Медведевой. - Кемерово, 2008.

Дополнительная литература:

2. Аббаньяно Н. Введение в экзистенциализм. - СПб., 1997.

3. Алексеев П.В. История философии: учебник для студ. вузов, изучающих философию. - М.: Проспект, 2006.

4. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М., 1986.

5. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия XX в. - М., 1994.

6. Любутин Н. О философии Маркса, о философии Энгельса // Философия и общество. - 2004. - № 1. - С. 166.

7. Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2001.

8. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. Так говорил Заратустра. Казус Вагнер. Сумерки идолов, или как философствуют молотом. Антихрист. Ecce Homo: Сб. / пер. с нем. - М.: АСТ, 2004.

9. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. «Философия». - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2003.

10. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М., 1989.

11. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1984. - Т. 21.

Тема III. Проблема бытия.

Философское учение о материи

1. Категория бытия в философии. Бытие природы, общества и «второй природы». Специфика человеческого бытия.

2. Основные этапы становления философского понятия материи. Понятие субстанции, его методологическое значение. Современные представления о материи и строении Вселенной.

3. Движение как способ существования материи. Единство материи и движения. Основные формы движения материи, закономерности их взаимосвязи.

4. Активность материи, ее проявления. Самодвижение материальных объектов. Самоорганизация, ее формы и закономерности.

5. Пространство и время как формы существования материи. Изменение представлений о пространстве и времени в истории науки и философии.

Основные понятия темы: бытие, мир, Вселенная, природа, общество, «вторая природа», объективная и субъективная реальность, материя, субстанция, пространство, время, движение, формы движения материи, самодвижение, самоорганизация, картина мира.

Темы рефератов, докладов, сообщений:

1. Мифы и философские представления о Вселенной и мироздании: мифологические представления в первобытных обществах и культурах; картина мира в античной мифологии и философии; средневековые космологические представления; представления о Вселенной и человеке в духовной культуре Нового времени; человек и Вселенная в современной картине мира.

2. Проблема происхождения жизни.

3. Человек во Вселенной: случайный персонаж или закономерный итог развития материи?

4. Ньютоновский и эйнштейновский образы Вселенной.

5. Синергетические закономерности и механизмы самоорганизации материи.

6. Проблема пространства и времени в философии и науке.

Основная литература:

1. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. 1. - Кемерово: Изд. дом «АЗИЯ», 2003. - С. 27-67.

2. Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие для студ. - 2-е изд. - М.: ФОРУМ; ИНФРА, 2007.

Дополнительная литература:

1. Алексеев П.В. Понятие «материя» // Вопросы философии. 1990. - № 12. - С. 11-13.

2. Аркан Ю.Л. Бытие как воля и принцип основания // Философские науки. - 2004. - № 3. - С. 63.

3. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений: в 2-х ч. Ч. II / И.Т. Фролов, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989.

4. Губанов Н.И., Согрина В.Н. Основные формы бытия // Философия и общество. - 2004. - № 4. - С. 45.

5. Каган М.С. Метаморфозы бытия и небытия // Вопросы философии. - 2001. - № 6. - С. 52.

6. Крапивенский С.Э. Единство природного и социального бытия человека // Философия и общество. - 2001. - № 4. - С. 61.

7. Новая философская энциклопедия. - Минск, 2001.

8. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник для студ. вузов, обуч. по эконом. спец. и напр. / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов и др. - М.: ИНФРА-М, 2006.

9. Энгельс Ф. Диалектика природы. Формы движения материи. Классификация наук // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1984. - Т. 20.

Тема IV. Теория диалектики

Занятие 1. Исторические этапы и формы развития

диалектики. Диалектическая концепция развития

1. Понятие диалектики и ее задачи. Становление диалектики в истории философии. Элементы диалектики в учениях античных мыслителей (Гераклит, Сократ). Концепция диалектики в учении Г.В.Ф. Гегеля. Основные принципы и характерные особенности марксистской диалектики.

2. Становление современной диалектики. Соотношение диалектики и метафизики.

3. Принцип развития: объективное содержание и методологические ориентации. Источники и движущие силы развития. Закон единства и борьбы проти­воположностей. Понятие противоречия, структура противоречий, их типы, основные этапы их формирования.

4. Структура процесса развития. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений. Категории «количество», «качество», «мера». Скачок как общий механизм перехода от одного качества к другому.

5. Взаимосвязь этапов и направленность развития. Закон отрицания отрицания. Механизм диалектического отрицания: преемственность, цикличность, необратимость, диалектический синтез. Диалектическая концепция прогресса и регресса.

6. Алгоритм познания объекта в развитии его использования в познании и практической деятельности.

Основные понятия: диалектика, метафизика, развитие, количество, качество, мера, скачок, эволюция, революция, отрицание, преемственность, поступательность, необратимость, прогресс, регресс, диалектический синтез.

Занятие 2. Диалектическая концепция системности

и всеобщей связи явлений

1. Принцип всеобщей связи, его содержание и методологические ориентации. Основные виды связей. Структурные связи. Причинные связи. Диалектическая концепция детерминизма. Алгоритм исследования связей объекта.

2. Эклектика и софистика как искажения диалектической концепции связи. Основные разновидности эклектики и софистики.

3. Понятие системы. Системность явлений действительности. Диалектический принцип системности, требования, предъявляемые им в познании и деятельности.

4. Системный подход в науке и управлении производством. Алгоритм системного подхода в исследовании и проектировании сложных объектов.

Основные понятия: всеобщая связь явлений, детерминизм, структура, причинность, закономерность, эклектика, софистика, система, системный подход.

Темы рефератов, докладов, сообщений:

1. Универсальная взаимосвязь явлений действительности, формы ее проявления и методы учета в познании и деятельности.

2. Софистика и эклектика в социальном мышлении и политике.

3. Системный подход и системный стиль мышления.

4. Системный подход в познании сложных социальных комплексов.

5. Системные методы в прогнозировании социальных объектов и явлений.

6. Системные методы в проектировании и инженерной деятельности.

7. Роль системного подхода в преодолении глобального кризиса современной цивилизации.

8. Проблемы и перспективы развития системно-ноосферного мышления и мировоззрения.

9. Системная философия как новое интегральное философское направление.

Основная литература:

1. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. 1. - Кемерово: Изд. дом «АЗИЯ», 2003. - С. 67-124.

2. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. - М.: Политиздат, 1986.

Дополнительная литература:

1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира; методологические проблемы. - М., 1985.

2. Баранов В.Е. Диалектика как высшая форма рациональности // Философия и общество. - 2006. - № 2. - С. 106.

3. Бобков А.Н. Общая теория систем и диалектика единого и множественного // Философия и общество. - 2005. - № 4. - С. 56.

4. Брауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М., 1973.

5. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений: в 2-х ч. Ч. II / И.Т. Фролов, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989.

6. Винограй Э.Г. Основы общей теории систем. - Кемерово, 1993. - Гл. II, § I «Диалектика системы и системность диалектики». - С. 74-80, 216-241; § 5 «Системный идеал в познании и деятельности». - С. 266-280; гл. V, § 2 «Методологическая конструкция системно-организационного подхода». - С. 285-296.

7. Винограй Э.Г. Общая теория организации и системно-орга-низационный подход. - Томск: Изд-во ТГУ, 1989. - Гл. IV, § 2 «Прикладной аппарат системно-организационного подхода». - С. 168-180; § 6 «Построение модели деловых качеств современного специалиста на основе системно-органи-зационного подхода». - С. 215-220.

8. Кедров Б.М. Беседы о диалектике. - М., 1983.

9. Ленин В.И. Полн. собр. соч. - М., 1985. - Т. 29. - С. 316-322.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - М.: Политиздат, 1984. - Т. 20. - С. 533-535, 544-547.

11. Новая философская энциклопедия. - Минск, 2001.

Тема V. Психика, сознание, мышление

1. Понятие сознания. Биологические предпосылки и общественная природа сознания. Эволюция форм отражения. Сознание как высшая форма отражения действительности. Качественные отличия сознания человека от психики животных.

2. Место и роль сознания в психической жизни человека. Сознание и бессознательное, их соотношение и взаимодействие. Концепция взаимодействия сознания и бессознательного З. Фрейда, ее философское, общекультурное и психотерапевтическое значение.

3. Основные качества человеческого сознания: деятельностная природа сознания, способность к мышлению, активность, рефлексивность, идеаторность, идеальность. Язык и речь как форма материализации сознания.

4. Самосознание, его роль в развитии личности и культуры.

Основные понятия темы: отражение, психика, сознание, бессознательное, мышление, рефлексия, идеаторность, идеальность, активность сознания, язык, речь, знание, вера, самосознание.

Темы рефератов, докладов, сообщений:

1. Философские основы учения З. Фрейда о сознании и бессознательном.

2. Идеи о «коллективном бессознательном» К.Г. Юнга.

3. Марксистская концепция сознания.

4. Методологические проблемы создания «искусственного интеллекта».

5. Взаимосвязь духовного и телесного здоровья человека.

6. Технократическое мышление: источники, проявления, социальные последствия.

7. Природа творчества и предпосылки развития творческого мышления.

8. Рациональное и иррациональное в человеческом сознании и деятельности.

Основная литература:

1. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. 1. - Кемерово: Изд. дом «АЗИЯ», 2003. - С. 124-142.

2. Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие для студ. - 2-е изд. - М.: ФОРУМ; ИНФРА, 2007.

Дополнительная литература:

1. Васильев В.В. Мозг и сознание: выходы из лабиринта // Вопросы философии. - 2006. - № 1. - С. 67.

2. Жданов Г. Информация и сознание // Вопросы философии. - 2000. - № 11. - С. 97.

3. Киселев Т.С. Современный мир и «новое» религиозное сознание // Вопросы философии. - 2000. - № 6. - С. 18.

4. Козлова И.Е. Проблемы российского самосознания // Вопросы философии. - 2007. - № 6. - С. 151.

5. Кузнецов Л.В. Роль современных коммуникаций в формировании массового сознания // Философия и общество. - 2004. - № 3. - С. 92.

6. Новая философская энциклопедия. - Минск, 2001.

7. Овчаренко В. Осознание бессознательного // Философские науки. - 2001. - № 1. - С. 91.

8. Философия: учебник для студ. вузов, обуч. по нефилософским спец. и направлениям подготовки / ред.: Э.Ф. Караваев, Ю.М. Шилков. - М.: Юрайт, 2004.

9. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1990.

Тема VI. Теория познания

1. Многообразие путей постижения мира. Научное, художественное, обыденное познание, их характерные черты, особенности, взаимосвязи.

2. Понятие истины. Объективность и конкретность истины. Абсолютная и относительная истины, их соотношения в познании.

3. Критерии истины, их соотношение и взаимосвязь в познании. Роль практики в процессе познания. Практика как основа познания.

4. Формы научного познания. Проблема, гипотеза, факт, закон, научная теория, научная картина мира, их взаимосвязь в познании.

5. Методы научного познания. Методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, сравнения, аналогии, моделирования, абстрагирования и конкретизации в современном научном познании.

Основные понятия темы: ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, истина, практика, проблема, гипотеза, факт, закон, научная теория, научная картина мира.

Темы рефератов, докладов, сообщений:

1. Эмпиризм и рационализм в истории науки.

2. Роль гипотез в развитии науки.

3. Научные проблемы и проблемные ситуации в познании.

4. Методы идеализации в научном мышлении.

5. Модели и методы моделирования в исследовании объектов.

6. Научный рационализм, исторические этапы становления и перспективы.

7. Особенности инженерной деятельности и проблемы формирования современного инженерного мышления.

8. Логика и психология научного открытия.

9. Методологические проблемы оценки научных достижений и открытий.

10. Проблемы оптимального выбора направлений научных исследований и инженерных разработок.

11. Методологические проблемы моделирования сложных систем.

12. Методологические проблемы теории измерений.

Основная литература:

1. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. 1. - Кемерово: Изд. дом «АЗИЯ», 2003. - С. 142-170.

2. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник для студ. вузов, обуч. по эконом. спец. и напр. / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов и др. - М.: ИНФРА-М, 2006.

Дополнительная литература:

1. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений: в 2-х ч. / И.Т. Фролов, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989.

2. Гершанский В.Ф. Моделирование в процессе познания микромира // Философские науки. - 2003. - № 8. - С. 139.

3. Закамулин А.И. Н. Кант и проблема соотношения чувственности и чистого разума // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 5. - С. 270.

4. Любимов Ю.В. Знание как образ и событие // Философские науки. - 2007. - № 4. - С. 96.

5. Мануйлов В. Конструктивность как принцип обоснования научного знания // Философские науки. - 2003. - № 10. - С. 104.

6. Новая философская энциклопедия. - Минск, 2001.

Часть II. Социальная философия

Тема VII. Введение в социальную философию.

Исторический обзор социально-философских

концепций. Идеалистическое и материалистическое понимание истории

1. Предмет социальной философии, ее функции и взаимосвязь с другими общественными науками. Понятие общества.

2. Исторический обзор основных концепций общественного развития:

2.1. Социально-философские учения античности (Гесиод, Платон).

2.2. Социально-философские идеи Средневековья (Аврелий Августин).

2.3. Социально-философские учения эпохи Возрождения (Т. Мор, Т. Кампанелла).

2.4. Социально-философское учение Г.В.Ф. Гегеля.

2.5. Социально-философская концепция Ф. Ницше.

2.6. Концепции общества и истории в учении К. Маркса.

3. Идеалистическое и материалистическое понимание истории.

Основные понятия темы: социальная философия, функции социальной философии, общество, народ, нация, государство, утопия.

Темы рефератов, докладов, сообщений:

1. Социально-философское учение Томаса Гоббса.

2. Социально-философское учение Джона Локка.

3. Социально-философская концепция общества Огюста Конта.

4. Социальные идеалы философского учения Ф. Ницше.

Основная литература:

1. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. II. Социальная философия. - Кемерово, 2008.*

2. История мировой философии: учебное пособие / под ред. З.А. Медведевой. - Кемерово, 2007.

3. Ивин А.А. Основы социальной философии: учеб. пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 2005.

4. Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»: учебное пособие / Э.Г. Винограй, З.А. Медведева, Г.П. Ковалева, О.Э. Васькина; под ред. З.А. Медведевой. - Кемерово, 2008.

Дополнительная литература:

1. Антология политической мысли. - М., 1997.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1993.

3. Баруллин Б.С. Социальная философия. - М., 1993.

4. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. - М.: Наука, 1994.

_________________________

* http://www.kemtipp.ru - электронная библиотека.

5. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений: в 2-х ч. Ч. 2 / И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989.

6. Голубев С.В. Учение Платона об идеальном государстве // Философия и общество. - 2005. - № 1. - С. 156.

7. Ельчанинов М.С. Проблема взаимодействия порядка и хаоса в социальной философии Н. Макиавелли и Т. Гоббса // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 4. - С. 70.

8. Кемеров В.Е. Хрестоматия по социальной философии. - М., 2001.

9. Келле В.Ж. Социальная философия: актуальные проблемы // Философия и общество. - 2006. - № 1. - С. 5.

10. Марксистская концепция социализма и реальный социализм // Вопросы философии. - 2002. - № 2. - С. 3.

11. Ницше Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм. Так говорил Заратустра. Казус Вагнер. Сумерки идолов, или как философствуют молотом. Антихрист. Ecce Homo: Сб. / пер. с нем.. - М.: АСТ, 2004.

12. Новая философская энциклопедия. - Минск, 2001.

13. Платон. Собрание сочинений: в 4-х т. - М., 1990.

14. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

15. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека: Биографические очерки. - М., 1995.

16. Хрестоматия по социальной философии. - М., 1994.

17. Мор Т. Утопия. - М., 1978.

Тема VIII . Общество и природа, их историческое

взаимодействие. Природные предпосылки

и ограничения общественного развития

1. Происхождение человека и общества. Роль труда, общения, биологических и климатических факторов в этом процессе. Исторические этапы антропосоциогенеза. Палеолит и неолитическая революция как важнейшие этапы становления хозяйственно-социальных основ общества.

2. Единство общества и природы, их качественные различия. Первые экологические катастрофы в истории человечества. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы. Природа как объект философского осмысления.

3. Глобальные проблемы современного человечества. Основные прогнозы (варианты) мирового развития. Агония современной цивилизации и необходимость ее коренного преобразования.

4. Концепция ноосферы. Принципы становления ноосферной цивилизации в развитии современного мира. Возможная роль России и российской культуры в становлении ноосферы.

Основные понятия темы: человек, общество, природа, палеолит, неолит, глобальные проблемы человечества, ноосфера, коэволюция, автотрофность.

Темы рефератов, докладов, сообщений:

1. Противоречия и перспективы современной мировой цивилизации.

2. Современная экологическая ситуация и будущее человечества.

3. Формирование концепции ноосферы в трудах В.И. Вернадского и Т. де Шардена.

4. Деятельность «Римского клуба» по исследованию перспектив мирового развития.

5. Социально-экологические перспективы России: варианты развития.

6. Методологические проблемы экологизации производства в пищевой промышленности.

7. Социальная природа терроризма.

8. Гипотезы происхождения человека и общества.

Основная литература:

1. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. II. Социальная философия. - Кемерово, 2008.*

2. Алексеев П.В. Социальная философия. - М., 2002.

________________

* http://www.kemtipp.ru - электронная библиотека.

Дополнительная литература:

3. Баландин Р.К. Ноосфера или техносфера // Вопросы философии. - 2005. - № 6. - С. 107.

4. Барулин Б.С. Социальная философия. - М., 1993. - Ч. 2.

5. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений: в 2-х ч. Ч. 2 / И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989.

6. Капица С. Модель роста населения Земли и предвидимое будущее цивилизации // Свободная мысль - XXI. - 2002. - № 8.

7. Кива А.В., Федоров В.А. Анатомия терроризма // Общественные науки и современность. - 2003. - № 1.

8. Кучуради И. Философия перед лицом мировых проблем // Вопросы философии. - 2004. - № 3.

9. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М., 1991.

10. Моисеев Н.Н. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 2000.

11. Новая философская энциклопедия. - Минск, 2001.

12. Паин Э.А. Социальная природа экстремизма и терроризма // Общественные науки и современность. - 2002. - № 4.

13. Улевич Е.С. Человек и общество: методологический аспект проблемы взаимосвязи // Социально-гуманитарные знания. - 2005. - № 3. - С. 165.

14. Федотов А.П. Каноны современного мира, или еще раз о безопасности человечества // Социально-политический журнал. - 1996. - № 3.

15. Хруцкий К.С. Человек и биосфера - проблемы эмоционального единства // Вопросы философии. - 2007. - № 10. - С. 166.

Тема IX. Производственно-экономический

базис общества

1. Общественное производство как основа социального бытия. Основные этапы развития орудийных средств производства в истории общества. Производственные революции.

2. Понятие способа производства. Способы производства как этапы развития материального базиса общества. Определяющая роль способа производства в жизни общества.

3. Структура способа производства. Производительные силы и производственные отношения, их историческое взаимодействие. Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

4. Технико-технологические уклады общественного производства, их историческое развитие. Сущность научно-техничес-кой революции, ее основные этапы, направления и социальные последствия.

5. Формирование информационного общества. Современный человек в информационно-техническом мире.

Основные понятия темы: общественное производство, способ производства, производительные силы, производственные отношения, техника, технология, технико-технологические уклады, неолитическая революция, промышленная революция, научно-техническая революция, информационное общество.

Темы рефератов, докладов, сообщений:

1. Роль материального производства и материальных факторов в различных культурах.

2. Влияние экономических реформ на развитие производительных сил России.

3. Взаимовлияние экономического положения и социальных процессов в российском обществе.

4. Общие принципы развития современных технологий.

5. Особенности современного этапа научно-технической революции и перспективы освоения российской экономикой ее достижений.

6. Информационный характер постиндустриальной цивилизации.

Основная литература:

1. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. II. Социальная философия. - Кемерово, 2008.*

2. Алексеев П.В. Социальная философия. - М., 2002.

________________

* http://www.kemtipp.ru - электронная библиотека.

Дополнительная литература:

1. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений: в 2-х ч. Ч. 2 / И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989.

2. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. - М., 2001.

3. Кемеров В.Е. Хрестоматия по социальной философии. - М., 2001.

4. Новая философская энциклопедия. - Минск, 2001.

5. Симоненко В.Б. От индустриального общества к информационному // Социально-политический журнал. - 1995. - № 4.

6. Формирование информационной культуры личности: теоретическое обоснование и моделирование содержания учебной дисциплины / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2006.

Тема X . Философия истории. Формы и тенденции

всемирно-исторического процесса

1. Философия истории как научное осмысление закономерных форм и тенденций общественного развития. Основные современные концепции исторического процесса: формационная, культурно-историческая, цивилизационная, индустриалистическая.

2. Формационный подход к осмыслению исторического процесса в социально-философском учении марксизма. Понятие общественно-экономической формации (ОЭФ), его методологическое значение для научного анализа общества. Общественный прогресс, его критерии. Исторические этапы формационного развития общества.

3. Культурно-исторические и цивилизационные концепции исторического процесса.

4. Индустриалистическая концепция исторического процесса. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество.

5. Взаимодополнительность социально-исторических концепций и многоплановость всемирно-исторического процесса.

Основные понятие темы: философия истории, общественно-экономическая формация, цивилизация, культурно-истори-ческие типы, экономический базис общества, социально-идео-логическая надстройка, общественный прогресс, элита общества, исторический «вызов» и «ответ» общества, доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество.

Темы рефератов, докладов, сообщений:

1. Концепция развития цивилизаций А. Тойнби.

2. Концепция развития культур О. Шпенглера.

3. Н.Я. Данилевский о закономерностях эволюции культурно-исторических типов.

4. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева.

Основная литература:

1. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. II. Социальная философия. - Кемерово, 2008.*

2. Крапивенский С.Э. Социальная философия - М. 2004.

Дополнительная литература: .

1. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений: в 2-х ч. Ч. 2 / И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989.

2. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. - М., 1994.

3. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. - М., 1993.

4. Данилевский П.Я. Россия и Европа. - М., 1991.

5. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. - М., 2001.

6. Кемеров В.Е. Хрестоматия по социальной философии. - М., 2001.

7. Маркс К. К критике политической экономии: Предисловие. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - М.: Политиздат, 1984. - Т. 13.

8. Новая философская энциклопедия. - Минск, 2001.

_______________

* http://www.kemtipp.ru - электронная библиотека.

9. Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. - М., 1999.

10. Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М., 1991.

11. Шпенглер О. Закат Европы. - М., 1993.

Тема XI. Социальные структуры

и исторические преобразования общества. Реформы

и социальные революции

1. Понятие социальной структуры. Основные виды социальных структур, их влияние на общественное развитие.

2. Классы и классовая структура общества. Возникновение и сущность классов. Классовая борьба в обществе, ее формы и роль в общественном развитии. Принцип классового подхода к анализу общественных явлений.

3. Реформы и революции в общественном развитии, их историческое взаимовлияние. Объективные условия и субъективные факторы социальных революций. Основные закономерности социальных революций.

4. Классовая структура современного российского общества и ее влияние на состояние России и судьбу российских реформ.

Основные понятия темы: социальная структура общества, классы, классовая борьба, классовое партнерство, классовый подход, реформы, социальные революции.

Темы рефератов, докладов, сообщений:

1. Революционный и реформистский пути разрешения социальных противоречий.

2. Классовая борьба в истории общества.

3. Формы классовой борьбы в Российской истории.

4. Социальная стратификация: сущность, модели.

Основная литература:

1. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. II. Социальная философия. - Кемерово, 2008.*

2. Ивин А.А. Основы социальной философии: учеб. пособие для вузов. - М.: Высш. шк., 2005.

Дополнительная литература:

1. Алексеев П.В. Социальная философия. - М., 2002.

2. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений: в 2-х ч. Ч. 2 / И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989.

3. Горшков М.К. Некоторые методологические аспекты анализа среднего класса в России // Социологические исследования. - 2000. - № 3.

4. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. - 1997. - № 2.

5. Завалько Г.А. Проблема революции в социальной философии // Философия и общество. - 2006. - № 1. - С. 60.

6. Когиян С.Г. «Нация» и «этнос» как объекты исследования // Философские науки. - 2003. - № 8. - С. 36.

7. Лепехин В.А. Стратификация в современной России и новый средний класс // Общественные науки и современность. - 1998. - № 4.

8. Маркс К. и Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - М.: Политиздат, 1984. - Т. 4. - Гл. 1.

9. Сорокин П. Социальная стратификация и социальная мобильность // Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.

10. Тихонова Н.Е. Социальная структура российского общества: итоги восьми лет реформ // Общественные науки и современность. - 2000. - № 3.

11. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / ред. А.П. Алексеев. - М.: Проспект, 2007.

________________

* http://www.kemtipp.ru - электронная библиотека.

Тема X II. Природа человека и смысл

его существования. Человек и общество

в историческом развитии

1. Проблема человека и ее значимость в философии. Основные философские и религиозно-этические концепции человека, его назначения и смысла жизни. Проблема смертности и бессмертия человека.

2. Основные грани человека: индивид, личность, индивидуальность. Структура личности. Единство биологического и социального в человеке.

3. Личность и общество, их соотношение и взаимосвязь. Человеческая деятельность и ее роль в формировании и самоопределении личности. Условия формирования личности, ее ответственности за сохранение жизни, природы и культуры.

4. Человек в современном мире. Проблема отчуждения человека.

5. Понятие народных масс. Роль народных масс, элит и личностей в истории.

Основные понятия темы: человек, индивид, личность, индивидуальность, гуманизм, человеческая деятельность, народные массы, отчуждение.

Темы рефератов, докладов, сообщений:

1. Философская антропология: предмет, основные проблемы, этапы развития.

2. Проблема человека в средневековой философии.

3. Человек в современном мире: философско-мировоззренчес-кий аспект.

4. Проблема одиночества человека в философии экзистенциализма.

5. Биологическая эволюция человека: современные гипотезы.

6. Смысл жизни человека как философская проблема.

7. Представления о совершенном человеке в различных культурах.

8. Феномен манкуртов и зомби: проблема манипуляции личностью в обществе.

Основная литература.

1. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. II. Социальная философия. - Кемерово, 2008.*

2. Алексеев П.В. Социальная философия. - М., 2002.

Дополнительная литература:

1. Александров А.А. Проблема человека в философии Гегеля // Философия и общество. - 2005. - № 1. - С. 143.

2. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993.

3. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений: в 2-х ч. Ч. 2 / И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989.

4. Гиндилес Н. Человек в европейском средневековом знании // Философские науки. - 2003. - № 2. - С. 73.

5. Гиндилес Н. Человек в истории развития знания: античность // Философские науки. - 2002. - № 6. - С. 100.

6. Гостев А.В. Проблема человеческого мышления в трактате Аристотеля «О душе» // Вопросы философии. - 1997. - № 12. - С. 73.

7. Гуревич П.С. Уникален ли человек // Человек. - 1991. - № 3.

8. Коган Д.А. Жизнь как бессмертие // Вопросы философии. - 1994. - № 12.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - М.: Политиздат, 1984. - Т. 20. - С. 77-84, 345-363.

10. Розин В. Размышление о смерти и бессмертии на рубеже III тысячелетия // Философские науки. - 2004. - № 7. - С. 132.

11. Семенов В.С. О перспективах человека в XXI столетии // Вопросы философии. - 2005. - № 2. - С. 69.

12. Спасибенко С.Г. Смерть и бессмертие: границы и безграничность социальной жизни человека // Социально-гумани-тарные знания. - 2004. - № 4. - С. 59.

13. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1965.

14. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. - 1990. - № 6.

_________________

* http://www.kemtipp.ru - электронная библиотека.

Тема XIII. Человек в мире ценностей

1. Аксиология как философская теория ценностей. Понятие ценности. Классификация ценностей.

2. Моральные ценности. Соотношение добра и зла как аксиологическая проблема.

3. Эстетические и художественные ценности.

4. Религиозные ценности. Свобода совести как ценность.

Основные понятия темы: аксиология, ценность, ценностные ориентации, система ценностей, моральные ценности, религиозные ценности.

Темы рефератов, докладов, сообщений:

1. Ценностные инварианты советской эпохи.

2. Ценности современной молодежи.

3. Российские трудовые ценности.

Основная литература:

1. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб., 1997.

2. Шохин В.К. Философия ценностей и ранняя аксиологическая мысль. - М., 2006.

Дополнительная литература:

1. Абишева А.К. О понятии «ценность» // Вопросы философии. - 2002. - № 3.

2. Артемов В. Ценности нового века: Свобода нравственность // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - № 4. - С. 163.

3. Лукьянов В.Г. Изучение проблемы ценностей в современной философии // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана: материалы международной научной конференции. 18 мая 2001. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». - СПб., 2001. - Вып. № 12. - С. 221-224.

4. Миронов А.В. Понятие ценности, виды и иерархия ценностей // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 1. - С. 92-105.

5. Миронов А.В. Кризис духовных ценностей на социокультурном пространстве современной России // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 2. - С. 39-51.

6. Рудкевич Е.Ю. Система ценностей общества: структурный анализ // Власть. - 2007. - № 1. - С. 92-94.

7. Сталович Л. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии. - 2004. - № 7. - С. 86.

8. Сурина И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии. - М.: Социум, 1999.

9. Тимощук А.С. Мировоззренческие ценности в жизни общества // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - № 3. - С. 303.

10. Шохин В.К. Аксиология // Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2001. - Т. I. - С. 62.

КРУГЛЫЙ СТОЛ

«Место и роль философии в жизненном мире

и профессиональной деятельности

современного специалиста»

Вопросы для обсуждения:

1. Философы и ученые о месте и роли философии в жизненном мире современного человека.

2. Философия, религия, наука.

3. Философия и духовный мир личности.

4. Философия и профессиональная деятельность человека.

5. Духовная миссия интеллигенции.

6. Философская культура личности: особенности, проблемы формирования.

Список литературы:

1. Бобров В.В. Введение в философию. - М.-Новосибирск, 2000.

2. Берлин И. Назначение философии // Вопросы философии. - 1999. - № 5. - С. 91-98.

3. Введение в философию: учебник для высших учебных заведений: в 2-х ч. Ч. 1 / И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989.

4. Вайцзеккер К.Ф. Физика и философия // Вопросы философии. - 1991. - № 1.

5. Жуков А.П., Клишина С.А. Союз науки и философии: реальность или миф? // Философские науки. - 1991. - № 1.

6. Зотов А.Ф. Феномен философии: о чем говорит плюрализм философских учений // Вопросы философии. - 1991. - № 12.

7. Кант И. Что такое философия и зачем она // Хрестоматия по философии. - М., 1997.

8. Коган Л.А. О будущем философии // Вопросы философии. - 1996. - № 7. - С. 17-20.

9. Лосев А.Ф. Дерзание духа. - М., 1988. - С. 267-339.

10. Налимов В.В. Размышления о путях развития философии // Вопросы философии. - 1993. - № 9.

11. Никитин Е.П. Об одной тенденции в развитии философии // Вопросы философии. - 2001. - № 10.

12. Ойзерман Т.Н. Исторические судьбы плюрализма философских учений // Вопросы философии. - 1991. - № 1.

13. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия. - М., 1991. - С. 51-191.

14. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. - 1993. - № 8.

15. Чанышев А.Н. Что такое мировоззрение. - М., 1990.

16. Ясперс К. Философская вера. - М., 1990. - С. 420-508.

Общие требования к подготовке докладов

для семинарского занятия

Готовясь к докладу на избранную тему, студент должен ознакомиться с изложением темы в конспекте лекции и в соответствующем разделе учебника. Основное внимание, однако, должно быть уделено специальной литературе по изучаемой теме. Как минимум, должно быть прочитано две книги по проблеме. Доклад должен быть оформлен письменно, объем должен исходить из того, что изложение займет около 10 минут.

Доклад должен строиться по следующей схеме:

1) изложение сущности проблемы, причины ее происхождения;

2) различные подходы к данной проблеме;

3) точка зрения докладчика на проблему;

4) вывод о значимости данной проблемы для развития философского знания.

Докладчику рекомендуется записать на доске все упоминавшиеся фамилии и основные понятия. Если необходимо, следует подготовить и продемонстрировать схемы, таблицы, слайды. Работая над докладом, студент должен быть готов к вопросам, которые ему зададут, и предварительно обдумать ответы на них.

Рекомендации по подготовке

научного реферата

Научный реферат представляет собой исследование на определенную тему, написанное на основе изучения литературных источников, которые студент, как правило, подбирает и разыскивает самостоятельно. Работа над рефератом предполагает углубленное изучение, анализ и систематическое изложение избранной философской проблемы, разностороннюю оценку ее содержания и значения, критическое осмысление и синтез конструктивных сторон имеющихся подходов.

К реферату относится весь комплекс требований, предъявляемых к научной публикации. Он должен быть тщательно отредактирован. Приводимые в тексте цитаты, идеи и материалы, взятые из работ других авторов, должны быть обязательно снабжены ссылками на соответствующие источники. Дословные цитаты берутся в кавычки с обязательным указанием номера источника в списке литературы и страниц, откуда они взяты (например, [15, с. 65] где цифрой 15 указан номер источника - книги или статьи). Если ссылка дается на источник в целом, то страницы могут не указываться, а указывается лишь номер источника (например, [15]). Объем реферата 15-30 страниц, шрифт 14, поля везде 2 см.

Реферат должен иметь определенную структуру:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

Во введении дается обоснование выбора темы, ее значимость, формулируется проблема, которую предстоит решить в докладе, цель и задачи исследования. Содержание основной части доклада посвящается раскрытию темы, решению проблемы. Для четкой логической организации и удобства обозрения содержание целесообразно расчленить на параграфы, разделы. Доклад должен быть написан четким, ясным, литературно грамотным языком, изложение должно отвечать требованиям определенности, логичности, последовательности, доказательности. В заключении дается краткое резюме, итоги и выводы проделанной работы, отмечается ее мировоззренческое, методологическое, социально-практическое значение, очерчивается личный вклад автора (если он имеется) в исследовании проблемы. Правила оформления списка литературы можно найти в монографиях и статьях, изданных в последние годы.

Текст реферата представляется в печатном или рукописном варианте. Образец оформления титульного листа представлен на рисунке далее. Реферат должен быть достаточно прочно скреплен или сброшюрован (не просто канцелярской скрепкой), чтобы листы не развалились.

Критерии оценки реферата:

1. Основательность проникновения в исследуемую проблему, систематичность изложения ее содержания и вариантов решения.

2. Элементы творчества, оригинальности, авторского отношения к проблеме.

3. Связь с актуальными научными и практическими проблемами современности.

4. Качество изложения реферата перед аудиторией: умение лаконично и доступно для слушателей изложить основные идеи, продемонстрировать философское осмысление темы.

5. Качество оформления реферата.

Оценка реферата и выступлений студента перед аудиторией, а также систематичность посещения лекций и активность работы на семинарах в течение всего учебного года учитываются при оценке знаний студентов на зачетах и экзаменах.

Образец титульного листа представлен далее.

Образец титульного листа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Кемеровский технологический институт

пищевой промышленности

Кафедра философии и политологии

Реферат по философии:

«ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ»

Выполнил: студент гр. ЭУ-61

В.П. Петров

Проверила: преподаватель

О.Э. Васькина

Кемерово 2008

Рекомендации по подготовке

к тестированию

При подготовке к тестированию студент должен изучить лекции, рекомендуемый учебник, словарь основных понятий курса. Самостоятельно ответить на вопросы репетиционного теста.

Критерии оценки теста:

70-75 % - удовлетворительно;

75,1-85 % - хорошо;

85,1-100 % - отлично.

Список рекомендуемой литературы для подготовки к тестированию:

1. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. 1. - Кемерово: Изд. дом «АЗИЯ», 2003.

2. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. II. Социальная философия. - Кемерово, 2008.*

3. История мировой философии: учебное пособие для студентов вузов / Э.Г. Винограй и др.; под ред. З.А. Медведевой; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2007.

4. Медведева З.А. Философия. История философии Древнего мира: курс лекций для студ. вузов / З.А. Медведева; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2006.

5. Ковалева Г.П. История русской философии: учеб. пособие для студ. вузов / Г.П. Ковалева; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2006.

6. Философия: словарь основных понятий и тесты по курсу «Философия»: учебное пособие / Э.Г. Винограй, З.А. Медведева, Г.П. Ковалева, О.Э. Васькина; под ред. З.А. Медведевой; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2008.

_________________

* http://www.kemtipp.ru - электронная библиотека.

Вопросы к зачету и экзамену

по философии

Часть I. Введение в мир философии.

Философские основы научного мировоззрения

и методологии

1. Предмет философии, ее роль в жизни человека и общества. Основные функции философии. Место философии в системе наук, ее взаимосвязь с конкретными науками и практикой.

2. Соотношение философии, религии и мифологии. Исторические этапы развития философии и изменение ее соотношения с конкретно-научным знанием. Структура философского знания.

3. Коренной вопрос философии. Материализм и идеализм как альтернативные мировоззрения, их исторические формы. Основные положения диалектико-материалистического мировоззрения, его значимость для развития науки и общества.

4. Философское понятие бытия. Материальное и духовное бытие. Бытие природы, общества и «второй природы».

5. Специфика человеческого бытия. Отношение человека к бытию и способы бытия человека в мире.

6. Философские поиски единой основы бытия. Понятия субстанции и материи, их философский смысл и значение для науки. Развитие представлений о материи.

7. Материя и движение. Классификация форм движения материи и закономерности их взаимосвязи.

8. Активность материи и ее проявления: самодвижение, самоорганизация, креативность (возникновение нового в развитии). Основные условия самоорганизации материи.

9. Пространство и время как атрибуты материи. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени, их соотношение. Пространство и время в природных и социальных системах.

10. Становление диалектики в истории философии. Развитие диалектических идей в учениях Гераклита, Гегеля, К. Маркса и Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Формирование системной диалектики как современной формы развития диалектического мышления.

11. Диалектика как ядро научной философии. Противостояние диалектики и метафизики. Картина мира с позиций диалектики и с позиций метафизики.

12. Диалектический принцип всеобщей связи. Алгоритм исследования связей объекта. Эклектика и софистика как метафизические искажения связей действительности.

13. Диалектический принцип развития. Метафизические трактовки развития. Алгоритм познания объекта в развитии.

14. Основные законы развития: закон единства и противостояния (борьбы) противоположностей, закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания.

15. Диалектический принцип системности, его мировоззренческое значение и основные ориентиры в научном познании. Метафизические трактовки системности.

16. Системное представление сложного объекта. Алгоритм системного подхода к исследованию объекта. Системные закономерности, их учет в познании и практической деятельности.

17. Происхождение и сущность сознания. Биологические предпосылки и социальная обусловленность сознания. Трудовая теория антропосоциогенеза.

18. Сознание как высшая форма отражения действительности. Основные качества сознания. Главные отличия сознания человека от психики животных.

19. Соотношение сознания и бессознательных пластов психической реальности. Концепция психики З. Фрейда, ее философское, научное и психотерапевтическое значение. Архетипы «коллективного бессознательного».

20. Многообразие путей постижения мира. Научное, художественное, обыденное познание, их характерные черты, особенности, взаимосвязи.

21. Понятие истины. Объективность и конкретность истины. Абсолютная и относительная истины, их соотношение в познании.

22. Критерии истины, их соотношение и взаимосвязь в познании. Роль практики в процессе познания. Условия достоверного обоснования научного знания.

23. Формы научного познания, их взаимосвязь в процессе исследования.

24. Методы научного познания. Вклад Ф. Бэкона и Р. Декарта в формирование методов рационального научного мышления в эпоху Нового времени.

25. Методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, моделирования, сравнения, абстрагирования и конкретизации в современном научном познании.

26. Логические основы научного мышления. Законы и требования формальной логики. Принципы диалектической логики.

Часть II. Социальная философия

27. Понятие общества. Особенности домарксистских исторических и социологических представлений об обществе. Социально-философское учение Гегеля.

28. Концепция общества и общественного развития в учении К. Маркса. Материалистическое и идеалистическое понимание истории. Достоинства и недостатки классического марксизма.

29. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Фатализм и волюнтаризм в общественном развитии. Диалектический путь соединения исторической необходимости и человеческой деятельности.

30. Природа и общество: их единство и качественные различия. Роль природной среды в развитии общества. Основные этапы нарастания интенсивности воздействия общества на природу.

31. Происхождение человека и общества, роль труда и климатических факторов в этом процессе. Палеолит и неолит как важнейшие этапы формирования хозяйственно-социальных основ общества.

32. Глобальные проблемы современного человечества. Основные прогнозы и варианты мирового развития. Концепция ноосферы, ее значимость для предотвращения мировой катастрофы.

33. Способ производства, его роль в жизни общества. Исторические способы производства. Производительные силы и производственные отношения. Закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.

34. Эволюция технико-технологических укладов общественного производства. Производственные революции. Сущность научно-технической революции, ее основные этапы и направления.

35. Формирование информационного общества в ходе научно-технической революции. Человек в информационно-техни-ческом мире.

36. Формы и тенденции всемирно-исторического процесса. Формационная (К. Маркс), цивилизационная (А. Тойнби), культурно-историческая (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер) и индустриалистическая (Д. Белл) модели мировой истории.

37. Понятие общественно-экономической формации (ОЭФ), его научное значение. Исторические типы формаций. Структура ОЭФ: экономический базис и социально-идеологическая надстройка, их взаимодействие в развитии общества.

38. Социальная структура общества. Основные виды социальных структур (классовая, национальная, возрастная и др.), значимость их выделения для понимания состояния и перспектив общества.

39. Происхождение и сущность классов. Формы классовой борьбы и ее роль в истории общества. Принцип классового подхода в познании общественных явлений.

40. Революционный и реформистский пути общественного развития, их соотношение и влияние на исторический процесс. Сущность социальной революции, ее экономические основы. Объективные условия и субъективные факторы социальных революций.

41. Общественный прогресс, его аспекты и критерии. Противоречивость и относительность общественного прогресса.

42. Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общество. Основные причины и направления преобразования индустриального общества в постиндустриальное.

43. Проблема человека в философии. Биосоциальная природа человека. Основные грани человека: индивид, личность, индивидуальность.

44. Роль народных масс, элит и личности в истории.

45. Понятие общественного сознания, его основные формы и уровни.

46. Основные модели и направления развития современного общества. Взаимодополняемость ноосферной, постиндустриальной и социалистической моделей общественного развития. Конвергенция капитализма и социализма в современном мире.

Список рекомендуемых литературных

изданий и электронных ресурсов

Учебные пособия кафедры

1. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. 1. Введение в мир философии. - Кемерово: Изд. дом «АЗИЯ», 2003.

2. Винограй Э.Г. Философия. Систематический курс: учебное пособие: в 2-х ч. Ч. II. Социальная философия. - Кемерово, 2008.*

3. История мировой философии : учебное пособие для студентов вузов / Э.Г. Винограй и др.; под ред. З.А. Медведевой; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2007.

4. Ковалева Г.П. История русской философии: учеб. пособие для студ. вузов / Г.П. Ковалева; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2006.

5. Медведева З.А. Философия. История философии Древнего мира: курс лекций для студ. вузов / З.А. Медведева; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2006.

6. Основные понятия по философии: краткий словарь и тесты / [Э.Г. Винограй, З.А. Медведева, Г.П. Ковалева, О.Э. Васькина]; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2008.

Дополнительная литература

1. Алексеев П.В. История философии: учебник для студ. вузов, изучающих философию. - М.: Проспект, 2006.

2. Введение в философию : учебник для высших учебных заведений: в 2-х ч. Ч. 2 / И.Т. Фролов, Э.А. Араб-Оглы, Г.С. Арефьева и др. - М.: Политиздат, 1989.

_________________

* http://www.kemtipp.ru - электронная библиотека.

3. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: учебник / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. - 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

4. Гриненко Г.В. История философии: учеб. пособие для подготовки к экзаменам / Г.В. Гриненко. - М.: Юрайт-Издат, 2003.

5. Губин В.Д. Основы философии: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В.Д. Губин. - 2-е изд. - М.: ФОРУМ; ИНФРА-М, 2007.

6. Ивин А.А. Основы социальной философии: учеб. пособие для вузов / А.А. Ивин. - М: Высш. шк., 2005.

7. История философии : учебник для вузов / ред. В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.

8. Кемеров В.Е. Хрестоматия по социальной философии. - М., 2001.

9. Краткий философский словарь / ред. А.П. Алексеев. - 2-е изд., перераб. и доп.: - М.: Проспект, 2007.

10. Момджян К.Х. Введение в социальную философию: учеб. пособие / К.X. Момджян. - М.: Высш. шк., КД «Университет», 1997.

11. Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2001.

12. Орлов С.В. История философии. - СПб.: Питер, 2007.

13. Основы марксистско-ленинской философии : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Ф.В. Константинов, А.С. Богомолов, Г.М. Гак и др. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1981.

14. Спиркин А.Г. Философия: учебник для студ. вузов / А.Г. Спиркин. - 2-е изд. - М.: Гардарики, 2006.

15. Философия : учеб. пособие для студ. вузов. / ред. В.П. Кохановский. - 12-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

16. Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / ред. А.П. Алексеев. - М.: Проспект, 2007.

17. Философия : учебник для студ. вузов, обуч. по нефилософским спец. и направлениям подготовки / ред.: Э.Ф. Караваев, Ю.М. Шилков. - М.: Юрайт, 2004.

18. Философия : краткий тематический словарь / ред. Т.П. Митяш, В.П. Яковлев. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.

19. Хрестоматия по философии : учеб. пособие для студ. нефилософских факультетов вузов / сост.: П.В. Алексеев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2006.

Основные журналы по курсу

1. Вопросы философии.

2. Общественные науки и современность.

3. Социально-гуманитарные знания.

4. Философские науки.

5. Философия и общество.

6. Человек.

Интернет-сайты по проблемам философии

1. http://www.rsl.ru - Российская государственная библиотека (РГБ) (Сайт включает в себя литературу по философии в электронном варианте).

2. http://www.nlr.ru - Российская национальная библиотека (РНБ) (Сайт включает в себя выдержки из энциклопедий, литературу по философии).

3. http://www.spsl.nsc.ru - Государственная научно-техническая библиотека Сибирского отделения РАН (ГПНТБ СО РАН).

4. http://www.kemtipp.ru - электронная библиотека КемТИППа, раздел «Философия».

5. http://www.terme.ru - философские словари и энциклопедии; термины по истории философии; философские термины в трактовке различных авторов; прочие философские словари.

6. http://www.Philosophy.ru - общие сведения о философии, различные философские словари.

7. http://www.gumer.info.ru - электронная библиотека по философии.

8. http://www.humanities.edu.ru - Федеральный образовательный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование». Раздел «Философия».

9. http://www.phenomen.ru - сайт, включающий выдержки из энциклопедий, литературу по философии.

10. http://www.slovari.yandex.ru - философские словари и энциклопедии.

11. http://www.aldebaran.ru - научно-образовательная литература.

УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ

Семинарские занятия по дисциплине «Философия»

Методические указания

для студентов дневной формы обучения

Составители:

Винограй Эмиль Григорьевич,

Васькина Ольга Эдуардовна,

Мальцева Светлана Петровна

Зав. редакцией И.Н. Журина

Редактор Н.В. Шишкина

Технические редакторы: Т.В. Васильева, Я.Я. Демарчек

Художественный редактор Л.П. Токарева

ЛР № 020524 от 02.06.97

Подписано в печать 28.12.08. Формат 60х841/16

Бумага типографская. Гарнитура Times

Уч.-изд. л. 3,25. Тираж 300 экз.

Заказ № 177

Оригинал-макет изготовлен в редакционно-издательском отделе

Кемеровского технологического института пищевой промышленности

650056, г. Кемерово, б-р Строителей, 47

ПЛД № 44-09 от 10.10.99

Отпечатано в лаборатории множительной техники

Кемеровского технологического института пищевой промышленности

650010, г. Кемерово, ул. Красноармейская, 52