Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по подготовке и защите выпускной квалификационной работы для студентов специальности 080105 «ф инансы и кредит»

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Уфимский государственный авиационный технический университет

Кафедра финансов, денежного обращения

и экономической безопасности

Методические указания

по подготовке и защите

выпускной квалификационной работы

для студентов специальности 080105

«финансы и кредит»

УФА 2010


Составитель: Л.Н. Родионова, доктор эконом. наук, профессор

УДК 339.13 (075.8)

ББК 65.290

Б 88

Методические указания по подготовке и защите выпускных квалификационных работ студентов для студентов специальности 080105 «финансы и кредит»/Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т; сост. Л.Н. Родионова.–Уфа, 2010. – 35с.

Предназначены для выполнения выпускной квалификационной работы студентами для студентов специальности: 080105 «финансы и кредит».

Содержат описание процесса подготовки выпускной квалификационной работы, темы работ, описание основных разделов, определяют порядок выполнения работы; приведены основные требования, предъявляемые к их содержанию и оформлению.

При издании использованы рекомендации ГОУ ВПО «Санкт-Петер-бургский государственный университет экономики и финансов».

Рецензент: докт. экон. наук, профессор М.К. Аристархова

; канд. экон. наук Д.В. Пиксаев

® Уфимский государственный авиационный

технический университет, 2010

Оглавление

Введение

4

1

выпускная квалификационная работа и ее оценка

5

1.1

Особенности выпускной квалификационной работы

как самостоятельного труда студента

5

1.2

Цели и задачи выпускной квалификационной работы

6

1.2

Виды профессиональной подготовки студентов-экономистов и оценка выпускной квалификационной работы

7

2

Выполнение выпускной квалификационной работы

8

2.1

Выбор темы выпускной квалификационной работы

8

2.2

Формулирование названия темы

9

2.3

Информационные материалы для выпускной квалификационной работы

11

2.4

Преддипломная практика

11

2.5

План выпускной квалификационной работы

12

2.6

Выполнение раздела «Постановка задачи, формализация и реализация на ПЭВМ»

15

3

Особенности выпускной квалификационной работы студента, способного к научным исследованиям

17

4

Написание текста выпускной квалификационной работы

20

4.1

Объем ВКР, ее разделов и последовательность их написания

20

4.2

Черновой и чистовой варианты текста

21

4.3

Элементы текста: цифры, формулы, таблицы и т.д.

21

4.4

Написание «Введения»

22

4.5

Написание «Заключения»

23

4.6

Составление «Списка использованных источников»

24

4.7

Составление «Приложения»

24

5

Защита выпускной квалификационной работы

25

5.1

Порядок проведения защиты

25

5.2

Подготовка к защите

25

5.3

Выступление студента на заседании ГАК

26

5.4

Вопросы присутствующих и ответы студента

26

5.5

Отзыв и выступление руководителя ВКР

26

5.6

Отзыв и выступление рецензента

27

5.7

Выступление участников дискуссии

27

5.8

Заключительное слово студента

27

5.9

Оценка выпускной квалификационной работы членами ГАК

28

Приложения

29

Введение

Настоящие методические указания подготовлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки студентов специальности 080105 «финансы и кредит». Итоговая государственная аттестация экономиста включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен. В части дипломных работ в нем говорится:

- выпускная квалификационная работа экономиста выполняется в соответствии с учебным планом и имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний в области финансов, кредита и выявление умения применять полученные знания при решении конкретных экономических, научных и производственных задач; развитие навыков ведения самостоятельной работы и применения методик исследования при решении разрабатываемых в выпускной работе проблем и вопросов, выявление степени подготовленности студента к самостоятельной работе в различных областях экономики России в современных условиях;

- выпускная квалификационная работа должна представлять разработку актуальной экономической проблемы и обязательно включать в себя как теоретическую часть, где студент должен продемонстрировать знания основ экономической теории по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать методы ранее изученных учебных дисциплин для решения поставленных в работе задач.

В методических указаниях рассматриваются основные требования к выпускной квалификационной работе и этапы ее выполнения, представлены примерный перечень тем и разделов, порядок защиты и требования по оформлению выпускной квалификационной работы.

В приложениях представлен перечень необходимых документов для оформления пояснительной записки и защиты выпускной квалификационной работы.

Методические указания рекомендованы для студентов экономических специальностей, а также руководителей, консультантов и рецензентов выпускных квалификационных работ.

1 выпускная квалификационная работа

и ее оценка

1.1 Особенности выпускной квалификационной работы

как самостоятельного труда студента

Студентами выполняются следующие виды работ:

- реферат;

- курсовая работа (проект);

- выпускная квалификационная работа;

- магистерская диссертация.

Общее этих видов работ заключается в том, что все они являются результатом самостоятельного, умственного, рукописного труда. Однако с позиций обязательных требований, которые предъявляются к ним, они имеют существенные особенности.

Реферат содержит труд компилятивного характера. Компиляция – это составление сочинений на основе чужих исследований, чужих произведений. Такой труд также важен для изучения студентами экономической теории и практики. Творчество в реферате не обязательно, но если оно есть, то это необходимо только приветствовать.

Курсовая работа выполняется в строгом соответствии с методическими рекомендациями по данной курсовой работе, может содержать некоторые элементы творчества, но ее основное требование – демонстрация полученных знаний и навыков при изучении конкретной дисциплины.

Дипломная работа занимает промежуточное место между курсовой работой и диссертацией. Ее отличие состоит в том, что она должна содержать элементы творческого труда. Для дипломника – это, прежде всего, выполнение практико-экономических исследований.

От диссертации дипломная работа отличается тем, что вклад в экономическую науку в ней не является обязательным требованием, хотя он желателен и имеет место в лучших дипломных работах.

Диссертация (выполняется либо студентами-магистрами, либо аспирантами) – это уже научно-исследовательская работа. Для нее научный вклад автора в решение экономических проблем служит главным решающим критерием присуждения ученой степени кандидата экономических наук.

Сегодня одной из важных задач высшей школы, которая до сих пор не решена в должной мере, является приобщение студентов к научным исследованиям. В соответствии с этим желательно, чтобы элементы научных исследований содержались в лучших дипломных работах и рефератах.

1. 2 Цели и задачи выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа (ВКР) – заключительная работа студента при его обучении в высшем учебном заведении, которая должна отражать навыки и умение студента применять теоретические и практические знания при решении конкретных финансово-экономических задач, на основании успешной защиты которой ему присваивается квалификация «экономист» по специальности 080105 «Финансы и кредит».

Цель выполнения выпускной квалификационной работы – систематизация и обобщение знаний, полученных студентом в процессе его обучения в университете, формирование у студента навыков самостоятельного творческого мышления.

Задачи выполнения выпускной квалификационной работы:

- закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении дисциплин учебного плана;

- закрепление навыка поиска необходимой информации для исследования финансового рынка;

- развитие навыков работы с программными продуктами;

- накопление опыта работы с научно-технической литературой;

- развитие творческих способностей, ведения самостоятельных исследований и освоение необходимых методик финансово-экономических исследований.

Выпускная квалификационная работа способствует развитию у студентов творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения; воспитывает в них дух предпринимательства и бизнес - активности.

Следует отметить, что методические указания не предъявляют жестких требований к выполнению работы: студентам предоставляются определенная степень свободы и в выборе темы, и базового предприятия (организации, финансового института), и в структуре разделов выпускной квалификационной работы.

Исходными данными для выполнения работы служат данные финансовой и бухгалтерской отчетности, исследования финансового рынка, технико-экономические показатели предприятия (организации) и пр.

По своему целевому назначению, срокам подготовки и содержанию выпускная работа является учебно-квалификационной. Она предназначена для выявления подготовленности выпускника к продолжению образования по образовательно-профессиональной программе следующей ступени и выполнению профессиональных задач на уровне требований государственного образовательного стандарта.

1.3 Виды профессиональной подготовки студентов-экономистов и оценка выпускной квалификационной работы

В систему видов профессиональной подготовки входят:

1) теоретико-познавательная подготовка, которая требует от студента знания экономической теории. В выпускной квалификационной работе необходимо показать знание теории по теме исследования, но этого недостаточно для того, чтобы защитить работу; студенту необходимо также доказать умение выполнять практические работы;

2) практико-исполнительская подготовка , которая требует от студента умения выполнить действующие административно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, методические рекомендации, положения и т.п.); в выпускной квалификационной работе необходимо на конкретных примерах практики показать это умение;

3) практико-исследовательская подготовка, которая требует от студента умений финансового анализа, принятия решений финансового менеджмента, разработки предложений практического характера и т.п.; в выпускной квалификационной работе должны присутствовать примеры соответствующих расчетов и обоснований;

4) научно-исследовательская подготовка, владение которой желательно, но не обязательно для всех студентов; она требует знания основ и умения выполнять научно-исследовательские работы, связанные с темой исследования.

Бесспорным является то, что каждая выпускная квалификационная работа должна доказать теоретико-познавательную и практико-ис-полнительскую подготовку дипломника. Без этого студент не может быть допущен к защите выпускной квалификационной работы. Специалист с высшим экономическим образованием должен быть способным к практико-исследовательскому труду. Поэтому главным критерием оценки работы должна стать именно эта способность, которую студент обязан раскрыть в своем исследовании.

Как оценивать выпускную квалификационную работу?

Студент на примере самостоятельного выполнения квалификационной работы должен показать Государственной аттестационной комиссии:

- глубокие теоретические и практические знания темы исследования;

- знание отечественной и зарубежной литературы;

- понимание современной экономической ситуации и актуальных проблем хозяйствования;

- способность к экономическому анализу и внесению практических рекомендаций;

- владение навыками практических экономических исследований.

Все названные критерии относятся к каждой выпускной квалификационной работе и служат для ее оценки при защите на заседании Государственной аттестационной комиссии – торжественном выпускном акте обучения студента в университете.

Кафедра должна допускать работу к защите только при условии, что она содержит самостоятельно выполненные студентом практико-исследовательские работы, соответствующие разработки, выводы, рекомендации по улучшению работы предприятий (организаций) с их обоснованием. выпускные квалификационные работы, не выполняющие это главное требование, должны получать оценку «удовлетворительно».

работы, содержащие исследовательские разработки, достойны оценок «хорошо» или «отлично», в зависимости от качества реализации теоретико-познавательной и практико-исполнительской подготовки и ценности исследовательской работы студента.

Высшей оценки «отлично», при достаточном выполнении остальных требований, должна удостаиваться выпускная квалификационная работа, содержащая научно-исследовательские разработки. При этом целесообразно, чтобы ГАК в своем заключении о выпускной квалификационной работе сделала запись: «Она имеет научное значение, а ее автор рекомендуется в аспирантуру университета».

Кафедра в установленные сроки прикрепляет к каждому студенту руководителя выпускной квалификационной работы, после чего начинается их совместная работа.

Выполнение работы формально начинается с получения студентом «Задания по подготовке выпускной квалификационной работы» (см. Приложение А) и «Календарного плана работы над выпускной квалификационной работой» (см. Приложение Б).

2 Выполнение выпускной квалификационной

работы

2.1 Выбор темы выпускной квалификационной работы

«Темы выпускных квалификационных работ определяются высшим учебным заведением. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы вплоть до предложения своей темы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки».

Требования:

1) выпускающая кафедра университета разрабатывает «Тематику выпускных квалификационных работ» и устанавливает предельный срок для выбора темы;

2) студент по согласованию с руководителем определяет тему работы, которая утверждается кафедрой и распоряжением по факультету;

3) темы, предлагаемые по инициативе студентов, должны соответствовать профилю кафедры.

Рекомендации:

1) при выборе темы следует учитывать интересы студента, а также рекомендации руководителя выпускной квалификационной работы от кафедры и руководителя производственной практики от предприятия – базы практики;

2) не только допускаются, но и целесообразны темы, которые предполагают исследование смежных, межкафедральных проблем, находящиеся на стыке разных экономических наук;

3) нецелесообразно выполнение на кафедре нескольких работ на одну и ту же тему;

4) особый интерес представляют темы, рекомендованные предприятиями, кредитными организациями, финансовыми институтами, администрацией города, региона.

2.2 Формулирование названия темы

На защите нередко обнаруживается, что содержание выпускной квалификационной работы не соответствует ее названию. Возможность подобных критических замечаний надо заранее предотвратить.

Требования:

1) название темы должно строго соответствовать плану работы, ее содержанию, поставленным задачам;

2) формулировка темы должна отражать не только предмет, но и объект исследования. Это достигается двояко: в названии нужно указать сферу экономики (промышленность, банковская система, здравоохранение и т.д.) или в конце названия в скобках указать конкретное предприятие, на материалах которого выполняется работа.

Рекомендации:

1) желательно, чтобы формулировка названия выпускной квалификационной работы была максимально краткой, не содержала ни одного лишнего слова; например, в ней не следует приводить слова «исследование» «вопросы», «проблемы», так как любая работа есть исследование вопросов и проблем;

2) название выпускной квалификационной работы только выиграет, если в нем отражается активный подход студента к исследованию – «совершенствование», «создание», «внедрение», «разработка» и т.д.

3) в настоящее время каждая работа связана с переходом России к рыночной экономике, поэтому нецелесообразно слова «в условиях рыночной экономики» или «в условиях переходной (трансцендентной) экономики вводить в формулировку названия каждой работы.

Примерные темы выпускных квалификационных работ

А. организационно-экономическое обеспечение бюджетного планирования на промышленном предприятии (на материалах ОМАО «Нефтеавтоматика»).

Б. Совершенствование системы управления рисками коммерческого банка (на материалах ОАО «ИнвестКапиталБанк»).

В. Разработка ресурсного обеспечения объектов жилищного строительства региона (на материалах ООО «ЖилСтройИнвест»).

Г. Управление капиталом коммерческого банка (на материалах ООО «Промтрансбанк»).

Д. Оценка эффективности автоматизирования процессов на предприятии с использованием реинжиниринга бизнес-процессов (на материалах ГУП УППО).

Е. Совершенствование организационной структуры предприятия с использованием реинжиниринга бизнес-процессов (на материалах ОАО «Полимер»).

К. Совершенствование системы финансового планирования предприятия.

Л. Организационно-экономическое обеспечение управления оборотными средствами предприятия (на материалах ООО «Газпром трансгаз Уфа»).

М. Разработка организационно-экономического обеспечения внешнеэкономической деятельности региона (на материалах Республики Башкортостан).

Н. Разработка маркетингового обеспечения функционирования коммерческого банка (на материалах ОАО «Региональный банк развития»).

П. Совершенствование системы ипотечного кредитования в коммерческом банке (на материалах ОАО «Внешторгбанк»).

Р. Совершенствование системы текущего финансового планирования в кредитных организациях.

С. Совершенствование инвестиционного проектирования в коммерческом банке.

Т. Разработка финансово-экономического обеспечения инновационных процессов на предприятии (на материалах ГУП УППО).

У. Финансовые инновации в инвестиционном кредитовании коммерческих банков (на материалах ОАО «Внешторгбанк»).

Ф. Совершенствование финансового планирования в холдинговых структурах.

2.3 Информационные материалы для выпускной

квалификационной работы

Заранее определить круг этих материалов – важная задача любого исследователя, хотя очевидно, что в ходе работы они будут пополняться.

Требования:

1) источниками информационного материала для студента служат: отечественная и зарубежная литература (книги, брошюры, журнальные статьи), нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции и т.д.), периодические статистические отчеты и сборники, материалы производственной и преддипломной практики;

2) ценные сведения дают библиографические указатели по различным темам, выпускаемые библиотекой УГАТУ и другими библиотеками города; заказ на получение списка литературы по теме выпускной квалификационной работы студент может сделать в библиотеке университета;

3) «список литературы» по теме, который приводится в конце работы, должен составляться до начала исследования, а в ходе его пополняться.

Рекомендации:

1) можно использовать материалы газетных статей, научных конференций и семинаров, которые более оперативно и остро отражают актуальные проблемы экономической жизни страны, а также беседы со специалистами – учеными и практиками;

2) по некоторым темам, например, по производительности труда, опубликованы сотни книг и статей; поэтому, в первую очередь, целесообразно познакомиться с наиболее ценными трудами видных ученых, изданными в последние годы;

3) целесообразно воспользоваться данными системы «Internet»;

4) изменения в нормативно-правовой базе могут быть отслежены с помощью информационно-правовых систем «Гарант», «Кодекс», «Консультант плюс».

2.4 Преддипломная практика

Преддипломная практика стыкует предисследование с непосредственным исследованием. Она служит одним из важных источников получения практического материала для написания выпускной квалификационной работы и разработки выводов и предложений по улучшению работы предприятий – баз практики.

Существует положение о производственной практике студентов, разработанное на базовой кафедре университета. Студенты должны руководствоваться его требованиями.

Преддипломная практика проводится в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса студентов 5 курса; продолжительность - 12 недель.

Преддипломная практика студентов проводится с целью:

1) закрепления и расширения теоретических и практических знаний студентов;

2) приобретения более глубоких практических навыков применительно к специальности и профилю будущей работы;

3) сбора, обобщения и анализа материалов для выпускной квалификационной работы.

Руководство практикой осуществляется опытным профессорско-преподавательским составом со стороны выпускающей кафедры и высококвалифицированными специалистами предприятий, учреждений и организаций – баз практики.

За организацией и проведением производственной и преддипломной практики студентов осуществляется постоянный контроль со стороны кафедры.

Рекомендации:

1) в ходе преддипломной практики студент должен ознакомиться с годовыми и другими отчетами, действующими методическими документами, выписать таблицы и цифры, а также выводы и рекомендации об улучшении хозяйственной деятельности предприятия. Их следует проанализировать, оценить, чтобы сделать в выпускной квалификационной работе собственные выводы и предложения практического характера;

2) при этом целесообразно подготовить ряд вопросов и получить на них ответы в беседе с руководителем практики от предприятия.

2.5 План выпускной квалификационной работы

Непосредственное исследование начинается с разработки плана выпускной квалификационной работы. Однако сначала необходимо познакомимся со структурой экономического исследования, которая служит методической основой для составления плана работы.

Пример:

Тема выпускной квалификационной работы: «Совершенствование системы материального стимулирования труда работников кредитных организаций (на материалах ООО «ИнвесткапиталБанк»)»

Пример структуры выпускной квалификационной работы :

Введение

Глава 1. Теоретические и правовые аспекты системы материального стимулирования труда.

1.1 Место и роль материального стимулирования труда в экономике.

1.2 Сущность и функции материального стимулирования труда.

1.3 Система материальных стимулов и их классификация.

1.4 правовое обеспечение функционирования системы материального стимулирования труда в кредитных организациях

Глава 2. организационно-экономический анализ функционирования системы требований к эффективной организации стимулирования труда (на материалах ООО «ИнвесткапиталБанк»)

2.1 Характеристика кредитной организации и место в банковской системе региона.

2.2 Анализ организационной структуры и системы менеджмента в кредитной организации

2.2 Финансовый анализ функционирования кредитной организации

2.3 Анализ формирования и использования фонда оплаты труда в кредитной организации.

2.3 Анализ действующей системы стимулирования труда.

2.4 Анализ использования инструментов рыночной ориентации кредитной организации.

Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы материального стимулирования труда.

3.1 Совершенствование организационной структуры и системы менеджмента в кредитной организации.

3.2 Мероприятия по обеспечению финансовой устойчивости кредитной организации.

3.3 Совершенствование системы материального стимулирования труда кредитной организации.

3.4 Рекомендации по установлению должностных окладов руководителей.

3.5 Мероприятия по обеспечению маркетинговой ориентации кредитной организации

Глава 4. Постановка, формализация и реализация задачи оптимизации управленческих решений в системе материального стимулирования труда

Заключение (выводы и рекомендации)

Список использованной литературы

Приложения

Для студентов выполнение методической части желательно с применением математических методов; в иных случаях необходимо в структуре работы предусмотреть особый раздел - «Постановка задачи, формализация и реализация на ПЭВМ».

Типовая структура экономического исследования - это своего рода «полигон», который помогает определить особенности экономического исследования. Она помогает студентам понять, осознать структуру исследования и основные правила его построения, но не является обязательной для всех схемой. План выпускной квалификационной работы разрабатывается студентом после утверждения темы исследования, согласовывается с руководителем, утверждается кафедрой и распоряжением по факультету.

Требования:

1) каждая выпускная квалификационная работа имеет введение, основную исследовательскую часть, заключение, список литературы, приложения;

2) основная исследовательская часть выпускной квалификационной работы должна:

- делиться на главы и параграфы;

- в достаточной мере раскрывать название работы;

- показать глубокое знание студентом исследуемой проблемы и содержать выводы и рекомендации;

3) недопустимо, когда название какой-то главы полностью совпадает с названием работы, а название какого-то параграфа дублирует название главы.

Рекомендации:

1) для разработки плана выпускной квалификационной работы можно использовать типовую структуру экономического исследования. Выше приведен пример плана работы, который охватывает все слагаемые типовой структуры экономического исследования. Все параграфы целесообразно строить в зависимости от одного избранного признака. Иначе нельзя осуществить системный подход, избежать дублирования. Перечисленные аспекты построения практической части выпускной квалификационной работы могут быть применены и к другим темам работ;

2) типовая структура плана выпускной квалификационной работы - не догма. Она лишь требует, чтобы любой план реализовал необходимость как теоретического, так и практического исследования. Известны случаи, когда выпускная квалификационная работа не имела теоретической части, а вся была посвящена только анализу практической деятельности предприятия - это недопустимо;

3) возможны и другие варианты плана, учитывающие специфику замысла дипломника;

4) нецелесообразно в главе иметь много мелких параграфов, их лучше объединять в достаточно крупные;

5) в ходе исследования план выпускной квалификационной работы может неоднократно уточняться, что является нормальным процессом для любого творческого исследования.

Требования:

1) поскольку выпускная квалификационная работа пишется применительно к конкретным экономическим наукам, она непременно должна иметь выводы и рекомендации практического характера;

2) все выводы и рекомендации автора выпускной квалификационной работы следует не только сформулировать, но и достаточно убедительно обосновать.

Рекомендации: целесообразно ознакомиться с возможными формами и видами самостоятельной работы дипломника, чтобы использовать эти рекомендации. При этом студент может реализовать не все, а лишь некоторые соответствующие его теме виды практической работы.

2.6 Выполнение раздела «Постановка задачи, формализация

и реализация на ПЭВМ»

Данный раздел является обязательным к выполнению студентами специальности 080105. В таблице 1 представлены варианты поставленных в ходе исследования задач и методы их формализации.

Таблица 1 – Экономико-математические модели

Задача

Используемый математический аппарат

1

2

Предложение и спрос

Теория случайных процессов, теория временных рядов, методы прогнозирования на основе временных рядов, теория вероятности, математическая статистика, факторный анализ, корреляционно-регрессионный анализ

Бюджетные ограничения, выбор

Линейное программирование, линейные неравенства

Взаимозаменяемость товаров

Двойственные задачи линейного программирования

Полезность

Линейное программирование, линейные неравенства, математическая статистика, теория вероятности, экстремальные задачи

Планирование

Линейная алгебра, матрицы, действия над матрицами, системы линейных и нелинейных уравнений, сетевое планирование, многокритериальные задачи

Продолжение табл. 1

1

2

Спрос, предложение

Теория случайных процессов, теория временных рядов, методы прогнозирования на основе временных рядов, теория вероятности, математическая статистика, имитационное моделирование, факторный анализ, корреляционно-регрессионный анализ.

Оптимальное планирование

Линейная алгебра, системы линейных уравнений, линейное программирование

Чувствительность плана

Линейное программирование, двойственные задачи.

Управление запасами

Графические методы, аналитическая геометрия, математическое программирование, динамическое программирование

Транспортные расходы

Теория графов, линейное программирование, транспортная задача, транспортная задача в сетевой постановке

Замена оборудования

Графические методы, аналитическая геометрия, математическое программирование, динамическое программирование

Выбор стратегии

Теория игр, теория графов, теория решений, математическое программирование, многокритериальные задачи.

Инвестиции

Теория игр, теория графов, теория решений, математическое программирование, оптимальное управление

Налоги

Линейная алгебра, системы линейных уравнений, линейное программирование, теория игр, теория графов, теория решений, математическое программирование.

Надежность работы

оборудования, предприятия

Математическая теория надежности, теория вероятности, математическая статистика

3 Особенности выпускной квалификационной

работы студента, способного к научным

исследованиям

Прежде всего, о возможных элементах научного вклада (ЭНВ) исследователя. Они относятся к написанию кандидатских и докторских диссертаций, однако могут быть использованы дипломниками, во-первых, для понимания ими научного вклада, во-вторых, для уяснения ЭНВ, которые содержатся в их выпускной квалификационной работе.

Каждый элемент научного вклада обладает качеством новизны, поэтому он и является «вкладом» в науку.

Перечисленные ниже виды ЭНВ соответствуют этапам исследования.

Этап А. Постановка проблемы:

1) обоснование актуальности темы;

2)доказательство народнохозяйственного значения решения проблемы.

Этап Б. Познание предмета исследования:

1) научное обобщение и систематизация материала;

2) научное предположение, гипотеза;

3) открытие новых законов, закономерностей, тенденций, процессов, явлений, преимуществ, резервов;

4) выводы о сущности, функциях, развитии, связях, противоречиях, последствиях, причинах;

5) определение понятий;

6) выявление элементов предмета исследования;

7) построение системы предмета исследования;

8) разработка классификаций.

Этап В . Методологическое решение проблемы:

1) раскрытие концепции решения проблемы;

2) определение основных направлений ее решения;

3) разработка системного подхода к исследованию;

4) разработка комплекса задач, принципов, требований, условий, форм, противоречий и путей их решения;

5) выводы об отдельных задачах, принципах, требованиях, условиях, формах, противоречиях;

6) выбор наиболее прогрессивных, лучших методов, путей, решений из существующих и предлагаемых;

7) разработка экономических механизмов, моделей, систем, программ, показателей принципиального характера.

9) разработка путей мобилизации резервов.

Этап Г. Методическое решение проблемы:

1) разработка положений, методик, инструкций и их частей;

2) отдельные предложения методического характера;

3) детальная разработка экономических механизмов, моделей, систем, программ, критериев, показателей для практического использования;

4) предложения по методике расчета доходов, расходов, резервов и т.д.;

5) конкретные расчеты планов, прогнозов, нормативов, норм, резервов, эффекта и т.п. на основе предлагаемых методик;

6) разработка форм экономических документов (плановых, отчетных и других) и методических указаний по их заполнению и применению.

Этап Д. Внедрение методических рекомендаций в практику:

1) анализ положительного и отрицательного опыта внедрения предлагаемых методик;

2) выявление прямых нарушений установленных правил и их причин;

3) определение внешних условий эффективного действия методик и постановка вопроса о необходимости их создания;

4) предложения по ликвидации обнаруженных нарушений и других причин неэффективного применения методик.

Прочие элементы научного вклада (могут относиться к этапам В-Д):

1) постановка частных теоретических и практических проблем;

2) критика неверных позиций и решений;

3) обобщение, классификация и анализ имеющихся точек зрения;

4) применение новых методов исследования.

Далее поясним особенности групп ЭНВ, соответствующих этапам исследования.

А. Постановка проблемы. ЭНВ здесь связаны с обоснованием актуальности проблемы, которая в целом относится к теме. Постановка частных вопросов, если они имеются на других этапах исследования, дается в соответствующих разделах.

Б. Познание предмета исследования. ЭНВ всесторонне раскрывают предмет исследования, но еще не связаны с непосредственным решением проблемы, то есть его методологией и методикой. Они являются теоретической основой для решения проблемы на последующих этапах.

В. Методологическое решение проблемы. ЭНВ характеризуют принципиальные подходы к решению исследуемой проблемы, служат основой разработки методических документов, но еще не имеют степени конкретности для использования в практике.

Г. Методическое решение проблемы. ЭНВ представляют собой "материализацию" методологических принципов решения проблемы в конкретных положениях, методиках, инструкциях, рекомендациях, детальность разработки которых доведена до возможности практического использования.

Д. Внедрение методических рекомендаций в практику. ЭНВ связаны не с разработкой или совершенствованием методических документов (предполагается, что они правильны, коль скоро рекомендуются автором к внедрению), а с обеспечением эффективного применения предполагаемых методических рекомендаций на практике. Одно дело документ-методика, другое дело – как он работает практически.

В современных условиях следует выделить ЭНВ, возможность которых появилась в связи с построением рыночной экономики в нашей стране.

В части теории рыночной экономики:

1) новые выводы для познания рыночной экономики;

2) критика неверных взглядов зарубежных и отечественных ученых.

В части создания рыночной экономики в России:

1) особенности будущей рыночной экономики России;

2) обоснование типа рыночной экономики, адекватного для условий нашей страны.

3) оценка приемлемости или неприемлемости рекомендаций западных ученых для условий России;

4) спорные явления рыночной экономики и их оценка;

5) передовой опыт применения рыночных отношений.

В части переходной экономики России:

1) особенности переходной экономики нашей страны;

2) познание переходной экономики России, ее специфики по сравнению с другими странами;

3) критика игнорирования ряда экономических аксиом;

4) особые проблемы переходной экономики России и их решение;

5) экономические процессы и их трансформация при переходе к рыночной экономике;

6) пути превращения разрушительных рыночных отношений в созидательные;

7) оригинальные подходы при разрешении противоречий переходной экономики.

8) способы корректировки курса экономической реформы.

Круг настоящих ЭНВ, видимо, должен и будет пополняться в ходе дальнейшей разработки методологии исследования рыночной экономики России.

Сделаем некоторые пояснения.

Степень новизны результатов исследования отвечает на вопрос: является ли данный ЭНВ новой идеей (решением) или он представляет собой развитие известной идеи (решения)?

Новые для теории и практики идеи и решения - это такие, которые до сих пор не были известны науке, их нельзя найти в опубликованных работах, ведомственных документах, докладах институтов и организаций, материалах конференций, практике хозяйствования. Они делятся на:

1) впервые сделанные выводы, разработки, предложения – это те, которые не имеют других вариантов решения;

2) оригинальные (по сравнению с имеющимися) - выводы, разработки, предложения означают, что в теории и на практике имеются другие попытки, но соискатель дает лучшее, на его взгляд, решение задачи.

Развитие известных теории и практики идей и решений означает:

1) дополнительное обоснование верности той или иной спорной идеи (решения) с помощью собственных оригинальных методов исследования, расчетов и обобщений материалов практики, логических обоснований и т.п.;

2) углубление, детализацию, улучшение известных идей (решений), которые означают, что ученый более конкретно, чем его предшественники, раскрывает данную спорную или признанную идею (решение), глубже познает сущность явления, причины недостатков практики, подробнее дает тот или иной экономический механизм и т.п.;

3) распространение известных идей и решений на новые сферы их применения, которое заключается в том, что ученый находит возможность использования какой-то признанной идеи (решения), но в новой сфере применения с учетом ее особенностей.

4 Написание текста выпускной

квалификационной работы

4.1 Объем ВКР, ее разделов и последовательность их написания

Это важный этап, показывающий способности студента к переложению идей на бумагу, оформлению рукописи в соответствии с установленными стандартами, которые необходимы будущему специалисту в его повседневной практической работе. К сожалению, бывают случаи, когда хорошее исследование из-за своего неверного или небрежного оформления удостаивается пониженной оценки.

Первой страницей выпускной квалификационной работы является ее титульный лист установленной формы (см. Приложение В).

Требования к выпускной квалификационной работе:

1) объем выпускной квалификационной работы не должен превышать 120 страниц компьютерного набора через 1,5 интервала;

2) текст выпускной квалификационной работы должен соответствовать ее плану;

3) выпускную квалификационную работу необходимо переплести согласно стандартному требованию.

Рекомендации:

1) объем отдельных глав и параграфов определяется необходимостью достаточно полного изложения материала, то есть может быть неодинаковым по размерам;

2) есть два варианта последовательности написания глав и параграфов. Первый – по плану. Второй, более целесообразный – сначала главы, которые студенту легче написать, а потом остальные;

3) возможен следующий вариант «монтажа» текста: сначала внимание уделяется основным блокам самостоятельной работы, затем эти блоки включаются в соответствующий им параграф и дополняются компиляционным материалом;

4) есть «золотое правило»: то, что относится к самостоятельной работе, описывать и обосновывать максимально подробно, не экономя времени и места, а остальной текст излагать в оптимальных размерах, не злоупотребляя изложением общеизвестных материалов.

4.2 Черновой и чистовой варианты текста

Рекомендации:

1) невозможно сразу написать чистовой вариант рукописи. Сначала монтируется черновой вариант с поправками. При этом не обязательно следить за литературным и орфографическим оформлением текста. Потом черновой вариант превращается в итоговый текст, который и соответствует чистовому варианту выпускной квалификационной работы;

2) не допускаются самовольные сокращения слов кроме общепринятых (НТП, РФ, РБ и т.п.);

3) не рекомендуются чрезмерно крупные или очень дробные абзацы текста. Абзац – это синтаксическое целое, завершенная мысль, смысловая часть текста;

4) страницы текста следует пронумеровать, а потом в соответствии с ними указать страницы глав и параграфов в «Содержании» дипломной работы, которое помещается в ее начале, а не в конце.

4.3 Элементы текста: цифры, формулы, таблицы и т.д.

Составными частями компиляционного и оригинального текста выпускной квалификационной работы служат: таблицы, схемы, графики, диаграммы, рисунки, примеры, формулы, расчеты, цифры, цитаты, ссылки, сноски, выводы, рекомендации, их обоснования и т.д.

Требования:

1) существуют установленные стандарты (СТО УГАТУ 016-2007) - правила оформления таблиц, ссылок, написания формул и т.д., которые необходимо выполнять;

2) текст работы должен быть насыщен достаточным количеством цифрового материала и примерами из практики хозяйствования;

3) таблицы, схемы, графики, диаграммы следует сопровождать пояснениями.

Рекомендации:

1) расчет можно приводить как на практических цифрах, показателях, так и условных. Последние расчеты имеют специфическое достоинство – они позволяют автору абстрагироваться от прочих факторов, которые считаются неизменными, то есть иллюстрировать анализируемую закономерность в чистом виде.

Если на базе практики в интересах «коммерческой тайны» некоторые абсолютные цифры не разрешено приводить в работах, необходимые расчеты можно выполнить на условных цифрах, а абсолютные показатели заменить относительными;

2) примеры из хозяйственной жизни убедительны, если они отражают массовые явления, а не служат единичными исключениями из общего правила, нетипичными;

3) не следует приводить чрезмерное количество цитат, надо использовать их не ради «цитатничества», а включать в текст наиболее важные, оригинальные, яркие;

4) для обоснования выводов и рекомендаций студента, содержащихся в выпускной квалификационной работе, не следует экономить текст. Здесь чем детальнее доказательства, тем лучше.

4.4 Написание «Введения»

Введение – визитная карточка исследования. Существует общепринятая структура введения: актуальность темы, предмет исследования, объект исследования, задачи исследования, структура работы, методология и методика исследования. Целесообразно дополнить ее перечислением видов самостоятельной работы, которые выполнил студент, то есть показать практический и научный вклад студента.

Требования:

1) актуальными признаются темы, которые выполняются по заказу предприятий и организаций, недостаточно разработаны теоретически или практически, посвящены важным проблемам хозяйствования, решение которых дает значительный социально-экономический эффект; об этом надо сказать во «Введении»;

2) предмет исследования определяется темой выпускной квалификационной работы, которая во «Введении» должна быть коротко раскрыта;

3) объект исследования - предприятие, организация, отрасль или регион, на материалах которых выполняется работа;

4) задачи исследования – это теоретические и практические результаты, которые должны быть получены в выпускной квалификационной работе;

5) структура выпускной квалификационной работы – ее главы и параграфы, последовательность их отражает логику исследования;

6) методология исследования – это теория познания, на основе которой проводится исследование. Например, диалектический метод познания; системный подход; общая теория систем. В этом же разделе приводятся конкретные методы исследования, которые применены при написании выпускной квалификационной работы.

Рекомендации:

1) в конце введения желательно перечислить работы, которые самостоятельно выполнил студент, а также кратко сформулировать элементы практического вклада, полученные им;

2) первый вариант введения, хотя бы в схематичной форме, полезно написать в самом начале исследования, а далее уточнять. Он поможет организовать труд студента, сделает его более целеустремленным.

4.5 Написание «Заключения»

Его главная задача раскрыть основные выводы теоретического и предложения практического характера, которые получены в результате исследования.

Рекомендации:

1) представляют интерес итоги самостоятельной работы студента, но не общеизвестные сведения. Выводы и предложения излагаются кратко, как правило, без обоснований;

2) следует знать, что члены ГАК не в состоянии ознакомиться со всей выпускной квалификационной работой, поэтому они часто оценивают ее по «Заключению». Есть случаи, когда в дипломной работе есть ценные выводы и рекомендации, а в «Заключении» они не отражены. Такая ситуация может привести к заниженной оценке выпускной квалификационной работы по вине автора.

4.6 Составление «Списка использованных источников»

Список использованной литературы при написании выпускной квалификационной работы составляется еще до непосредственного исследования, а в ходе его пополняется.

Рекомендации:

1) целесообразна следующая последовательность источников: нормативно-правовые акты; отечественная литература; зарубежная литература;

2) имеются специальные требования к библиографии по теме, записи книг, журнальных, газетных статей, других литературных и нормативных источников в ней (см. Приложение Г);

3) в список включаются труды, прямо относящиеся к теме работы, и труды общего характера, в которых имеются разделы по теме исследования;

4) особую ценность представляют зарубежные издания, перевод которых на русский язык в процессе работы выполнил сам студент. Их следует привести в конце «Списка литературы» на соответствующем иностранном языке и в скобках указать – «перевод автора».

4.7 Составление «Приложения»

Оно имеет место в большинстве работ.

Рекомендации:

1) приложение включает в основном крупные таблицы, ценные выписки из методических документов, применяемых на предприятиях, а также другие интересные материалы по теме исследования;

2) если студент на базе практики получил «Акт о внедрении», справку или отзыв о практической значимости его разработок, настоящие документы или их копии также включаются в приложение;

3) не следует заполнять приложение таблицами, которые содержатся в публикуемых и общедоступных статистических сборниках и отчетах. Особую ценность представляют таблицы – результаты самостоятельной работы дипломника; при этом, если таблица невелика, ее лучше поместить в основной текст дипломной работы;

4) в соответствующих местах выпускной квалификационной работы следует давать ссылки на «Приложение».

5 Защита выпускной квалификационной работы

5.1 Порядок проведения защиты

Процесс защиты выпускной квалификационной работы на заседании ГАК включает:

- подготовку студента к защите;

- выступление его на заседании ГАК;

- вопросы и ответы на них;

- выступление преподавателя – руководителя работы;

- выступление рецензента - практического работника;

- выступления участников дискуссии;

- заключительное слово студента;

- оценку выпускной квалификационной работы членами ГАК.

5.2 Подготовка к защите

Она требует гораздо больше времени, чем сама защита. При этом следует:

1) составить доклад или план выступления, в котором отразить актуальность темы, самостоятельно выполненные работы, соответствующие главные выводы и предложения, их краткое обоснование и практическое значение. Это поможет последовательно изложить выступление, не пропустить наиболее ценный материал. Заранее следует подготовить наиболее важные цифры, формулы, примеры из практики, чтобы не забыть привести их. Некоторые студенты пишут полный текст и репетируют выступление, которое должно занять около 10 минут;

2) подготовить иллюстративный материал - несколько таблиц (схем, диаграмм). Есть несколько способов их использования.

Первый - графическое изображение на ватмане. В этом случае текст и цифры должны быть достаточно крупными, чтобы их можно было прочитать присутствующим.

Второй – распечатка комплекта таблиц и раздача их членам ГАК при защите. Таблицы должны отражать основные самостоятельные разработки студента, а не общеизвестные сведения, цифры из публикуемых статистических сборников и т.п.

Третий – использование мультимедийной техники;

3) продумать ответы на замечания рецензента. Возможны различные варианты ответов: согласие с рецензентом, возражение с обоснованием, обещание учесть в дальнейшей работе, извинение за допущенную небрежность, отклонение замечания (данный вопрос не входит в задачи исследования, текст неверно понят рецензентом), разъяснение (ограниченный объем работы не позволил рассмотреть данный вопрос и т.д.).

5.3 Выступление студента на заседании ГАК

Выступление ограничено по времени, поэтому в нем следует свести до минимума компиляционные, чужие, общеизвестные сведения, кратко обосновать актуальность темы, сжато изложить понимание исследуемой проблемы, уделив основное внимание самостоятельно выполненным разработкам, практическим результатам исследования, элементам научного вклада в решение проблемы. Иначе говоря, тому, что получено лично студентом и защищается на заседании ГАК.

При этом речь должна идти об основных выводах и предложениях, их обосновании, теоретической и практической значимости.

5.4 Вопросы присутствующих и ответы студента

Председатель ГАК, прежде всего, спрашивает у дипломника, как он будет отвечать на вопросы: вопрос и сразу ответ или сначала запись всех вопросов, а потом ответы на них в любом порядке? Тот или другой порядок определяется желанием студента. Сначала вопросы задают члены ГАК, потом присутствующие. Корректными следует считать вопросы, которые относятся к теме, потому что это не экзамен, а защита выпускной квалификационной работы. Необходимо дать ответы на все заданные вопросы. Одно из достоинств делового человека – уметь кратко, но убедительно отвечать на вопросы.

5.5 Отзыв и выступление руководителя ВКР

В кратком отзыве руководителя (см. Приложение Д) целесообразно указать на основные достоинства выпускной квалификационной работы, а также ее недостатки. Обычно руководитель не отмечает слабые стороны работы, что едва ли правильно, поскольку они имеют место в любом исследовании и ему известны. Важная задача: дать характеристику студента как исследователя и будущего специалиста, то есть раскрыть деловые качества, которые студент проявил в процессе практики и написания выпускной квалификационной работы. Хорошо отметить его положительные человеческие качества.

Студенты на протяжении обучения в университете выступают с докладами на научных студенческих конференциях – внутривузовских, межвузовских, всероссийских, международных. Все больше дипломников уже имеют опубликованные труды. В настоящее время сведения об этой важной творческой работе студентов не доводятся до ГАК. На наш взгляд, о ней должен информировать преподаватель-руководитель выпускной квалификационной работы.

5.6 Отзыв и выступление рецензента

Рецензент (см. Приложение Е) должен отметить основные положительные и отрицательные стороны выпускной квалификационной работы. Особенно важно оценить степень самостоятельности работы студента, практическую значимость выполненного исследования, обоснованность выводов и рекомендаций. Не следует рецензию сводить в основном к доказательству актуальности работы и ее содержанию - в рецензии целесообразно сделать несколько конкретных критических замечаний.

5.7 Выступления участников дискуссии

В дискуссии при защите выпускной квалификационной работы могут участвовать все присутствующие. Особенно желательны выступления студентов, однако, к сожалению, они редко имеют место при обсуждении дипломной работы.

5.8 Заключительное слово студента

Необходимо ответить на критические замечания рецензента и участников дискуссии, объяснить причины отмеченных недостатков выпускной квалификационной работы. Не следует сводить заключительное слово лишь к высказыванию благодарностей за помощь в работе.

5.9 Оценка выпускной квалификационной работы членами ГАК

выпускная квалификационная работа удостаивается оценок «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Теоретически возможна и «неудовлетворительная» оценка, но практически такие рукописи не допускаются к защите.

При этом учитывается степень выполнения студентом критериев оценки, перечисленных в начале «Методических указаний», среди которых главными служат требования самостоятельности работы, ее практической и научной ценности, а также убедительности ответов на вопросы членов ГАК, присутствующих на защите, и замечания рецензента.

По лучшим работам ГАК отмечает «особую практическую ценность», «научную значимость», а студенты, проявившие способности к научному творчеству, рекомендуются в аспирантуру.

Студент, не прошедший в течение установленного срока обучения всех аттестационных испытаний, входящих в состав итоговой государственной аттестации, отчисляется из высшего учебного заведения и получает академическую справку.

Способности разных людей неодинаковы, в том числе это относится к студентам. Поэтому студент, ознакомившись с настоящими «Методическими указаниями», должен определить, какие рекомендации он может, и будет выполнять, а какие нет. При этом выполнение обязательных требований к выпускной квалификационной работе необходимо для каждого студента.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А – Задание на выпускную квалификационную работу

ГОУ ВПО Уфимский государственный авиационный

технический университет

Факультет_____________________________________________

Кафедра

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

«Финансы, денежное обращение и

экономическая безопасность»

_________________/Ф.И.О./

«____»_________» 201 __г.

ЗАДАНИЕ

по подготовке выпускной квалификационной работы студента


(Ф.И.О.)

1. Тема работы


2. Срок сдачи студентом законченной работы

3. Исходные данные к работе

4. Краткое содержание выпускной квалификационной работы (перечень подлежащих разработке вопросов)


5. Перечень приложений


6. Консультанты по работе (с указанием относящихся к ним разделов работы)

7. Дата выдачи задания

Руководитель (подпись)

Задание принял к исполнению

Подпись студента (дата)

Приложение Б – Календарный план работы над выпускной

квалификационной работой

ГОУ ВПО УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой

« » 201__г.

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

работы над выпускной квалификационной работой

студента:

Тема выпускной квалификационной работы

п.-п.

Наименование этапов

выпускной квалификационной работы

Срок

Объем от всей выпускной квалификационной работы в целом в %

Фактическое

выполнение

1

2

3

4

Студент-дипломник

(подпись, дата)

Руководитель выпускной квалификационной работы

(подпись, дата)

Ход выполнения выпускной квалификационной работы:

Даты просмотра выпускной

квалификационной работы

на кафедре

Выполнение выпускной квалификационной работы в %

Дата защиты выпускной квалификационной работы на заседании ГАК

« » ______201__ г.

Приложение В – Титульный лист выпускной квалификационной

работы

Министерство образования и науки

Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Уфимский государственный авиационный

технический университет

Факультет информатики и робототехники

Кафедра «Финансы, денежное обращение и экономическая

безопасность»

выпускная квалификационная работа

(код)

Тема: ________________________________________________

«УТВЕРЖДАЮ» Дипломник

Заведующий кафедрой

Ф.И.О. ( ) Ф.И.О. ( )

« » 201 __ г

Руководитель выпускной

квалификационной работы

Ф.И.О. ( )

Консультант по математической части

Ф.И.О. ( )

Консультант по правовой части

Ф.И.О. ( )

Рецензент Нормоконтролер

Должность Ф.И.О. ( )

Ф.И.О. ( )

(подпись, печать)

Приложение Г – Отзыв руководителя на выпускную

квалификационную работу

ГОУ ВПО Уфимский государственный авиационный

технический университет

Факультет

Кафедра__________________________________________

ОТЗЫВ

руководителя на выпускную квалификационную работу


Студент курса

группы

(фамилия, имя, отчество)

Руководитель

(должность, фамилия, имя, отчество)

Тема


Содержание:

Практическая и научная значимость:

Недостатки:

Подпись :

Приложение Д – Рецензия на выпускную квалификационную работу

ГОУ ВПО Уфимский государственный авиационный

технический университет

Факультет

Кафедра _______________________________________________

РЕЦЕНЗИЯ
на выпускную квалификационную работу

Студента курса группы

(фамилия, инициалы)

Специальность


Рецензент

(должность, фамилия и инициалы)

ТЕМА:

1. Актуальность темы:

2. Наиболее существенные выводы и рекомендации:

3. Наличие самостоятельных разработок автора:

4. Практическая ценность разработанных вопросов:

5. Наличие недостатков:

6. Общий вывод:

Рецензент

(должность, место работы, ученая степень, звание)

“ “ г.

(фамилия, имя, отчество рецензента – полностью,

печать – обязательно!)

Приложение Е – Оформление использованных источников

ОБРАЗЦЫ Оформления ИЗДАНИЙ В БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ССЫЛКАХ

1. Описание книги одного автора:

Бланк И.А. Финансовый мененджмент: Учебный курс. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2001.- 528 с.

2. Описание книги двух соавторов:

Розенталь, Д.Э., Теленкова У.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. - М.: Просвещение, 1976.- С.46.

2. Описание книги трех соавторов:

Кочетов, В. В., Колобов А. А., Омельченко И. Н. Инженерная экономика: учебник для техвузов. - М.: Издательство МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005.

4. Описание книги четырех и более авторов:

Психологические исследования творческой деятельности /Под ред. 0. К. Тихомировой. – М.: Наука, 1975.– С.259.

5. Ссылка на статью из собрания сочинений:

Ленин В.И. Третий Интернационал и его место в истории // Полн. собр. соч. – Т. 38. – С. 302.

6. Ссылка на статью из газеты, журнала, сборника:

Андрианов В. Место и роль иностранного капитала в экономике России //Общество и экономика. - 2001. - № 1. – с.5.

Составитель: Родионова Л.Н.

Методические указания

по подготовке и защите

выпускных квалификационных работ

для студентов специальности 080105

финансы и кредит

Подписано в печать______. Формат 60х84 1/16 .

Бумага офсетная. Печать плоская. Гарнитура Times New Roman.

Усл. печ. л. . Усл.-кр.-отт. . Уч.-изд. л. .

Тираж 100 экз. Заказ №

ГОУ ВПО Уфимский государственный авиационный

технический университет

Центр оперативной полиграфии УГАТУ

450000, Уфа-центр, ул. К. Маркса, 12