Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине специальности 081100 Менеджмент для студентов заочной формы обучения Новосибирск 2011

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

Новосибирский филиал

Торгово-экономический факультет

Кафедра коммерции

КОММЕРЧЕСКОЕ ТОВАРОВЕДЕНИЕ

Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине специальности 081100 Менеджмент

для студентов заочной формы обучения

Новосибирск 2011


Российский государственный торгово-экономический университет. Новосибирский филиал. Торгово-экономический факультет. Кафедра коммерции

Автор-составитель : к.э.н., доцент Васякина Е.Н.

Коммерческое товароведение: Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине / Васякина Е.Н.– Новосибирск: НФ РГТЭУ, 2011. – 14 с.

Рецензент: ________________________________

Методические указания и задания контрольной работы по дисциплине рекомендованы к изданию кафедрой коммерции, протокол №_______ от ________________2011

Утверждены учебно-методическим советом НФ РГТЭУ, протокол №.____ от ______________________2011

В материалах использованы разработки авторов Цветковой Л.Г., Ивановой СВ. Ганцова Ш.К. и другие открытые материалы РГТЭУ

© Российский государственный торгово-экономический университет, Новосибирский филиал. 2011


СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие указания.. 4

Актуальность дисциплины.. 4

Цель изучения дисциплины.. 4

Содержание дисциплины.. 4

В результате изучения дисциплины студент должен знать: 4

В результате изучения дисциплины студент должен уметь. 5

Формы учебных занятий. 5

2. Указания о порядке выполнения контрольных работ.. 6

2.1. Общие рекомендации. 6

2.2. Оформление работы.. 7

2.3. Правила написания работы: 8

3. Перечень вопросов для выполнения контрольных работ 9

4. Рекомендуемая литература. 13

4.1. Рекомендуемая литература (основная) 13

4.2. Рекомендуемая литература (дополнительная) 13

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Товароведение является необходимой и неотъемлемой частью современной коммерческой деятельности, эффективность которой напрямую зависит от правильного подбора товаров надлежащего качества в оптимальном ассортименте.

Актуальность дисциплины

Изучение дисциплины «Коммерческое товароведение» обусловлено требованиями времени и, прежде всего, острой конкуренцией на внутреннем и мировом рынке, необходимостью репрезентативной оценки качества и прогнозирования конкурентоспособности товара.

Цель изучения дисциплины

Целью изучения дисциплины является раскрытие закономерностей формирования ассортимента, потребительских свойств и качества непродовольственных и продовольственных товаров, приобретение студентами глубоких теоретических и практических навыков в этой области.

Содержание дисциплины

Содержание учебной дисциплины определено Программой курса и нацелено на подготовку специалистов - менеджеров коммерческого профиля с тем, чтобы будущий специалист был способен осуществлять профессиональную деятельность в условиях рыночной экономики.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

· основные понятия, термины и определения в области товароведения;

· состояние и перспективы развития рынка потребительских товаров;

· ассортимент, его показатели, этапы управления, пути совершенствования; средства, виды и формы товарной информации;

· факторы, формирующие качество и конкурентоспособность товаров;

· виды и способы фальсификации, методы идентификации товаров;

· ассортимент; потребительские свойства основных групп продовольственных и непродовольственных товаров.

В результате изучения дисциплины студент должен уметь использовать полученные знания в практической деятельности для формирования рациональной ассортиментной политики и достижения наибольшего коммерческого успеха предприятия.

Формы учебных занятий

Основными организационными формами учебных занятий являются лекции и практические занятия по курсу. В межсессионный период студенты-заочники самостоятельно изучают курс по конспектам лекции и предложенной в данных методических указаниях литературе. Перед изучением каждой темы рекомендуется сначала внимательно ознакомиться с выделенными в Программе основополагающими вопросами. В случае возникновения вопросов при изучении курса и подготовке контрольных работ, студенты могут обратиться за консультацией к преподавателю.

Итоговыми формами контроля знаний по данной дисциплине являются контрольная работа и экзамен. К сдаче экзамена допускаются студенты, посетившие все практические занятия и получившие положительную оценку (зачет) по выполненным и представленным на проверку контрольным работам.


2. УКАЗАНИЯ О ПОРЯДКЕ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

2.1. Общие рекомендации

Необходимым этапом самостоятельной работы над программным материалом является выполнение двух контрольных работ по предложенным вариантам.

Контрольные работы должны быть представлены в сроки, определенные учебным графиком.

Студенты, не выполнившие контрольные работы или получившие за них отрицательную оценку (незачет), не допускаются к сдаче зачета и экзамена.

Контрольные работы выполняются по одному из 15 вариантов, которые распределяются по начальным буквам фамилий студентов следующим образом:

Начальная буква фамилии студента

Номера вопросов при подготовке контрольной работы по разделу

непродовольственные товары

продовольственные товары

А, Б

1,35

7,36

В, Г

2,34

19,37

Д, Е

3,33

17,38

Ж, 3

4,32

16,39

И

7,31

14,40

К

10,30

13,41

Л, М

5,29

11,42

Н

12,28

9,43

О, П

13,27

10,44

Р

14,26

8,45

С

15,25

6,46

Т, У

17.24

5.47

Ф, X, Ц

18,23

3,48

Ч, Ш, Щ

20,22

2,49

э, ю, я

16,21

1,50

Контрольные работы, выполненные не по указанному распределению, не зачитываются.

Контрольная работа должна показать умение студента самостоятельно работать с литературными источниками, отбирать обобщать и анализировать необходимый материал, кратко, четко и аргументированно отвечать на поставленные вопросы.

При подготовке контрольных работ полезно и необходимо использовать не только приведенные в списке литературные источники, но и практический опыт, личные наблюдения и обобщения, материалы периодических изданий и т.д.

Вместо контрольной работы студент имеет право выполнить реферат, который содержит углубленное рассмотрение какого-либо конкретного вопроса. Тема реферата обязательно должна быть согласована с преподавателем. Реферат, выполненный на самостоятельно выбранную тему, не зачитывается.

2.2. Оформление работы

Общие требования к оформлению контрольной работы основываются, в сокращенном варианте, на требованиях к выпускной квалификационной работе (ВКР), являющейся завершающим этапом подготовки специалиста:

1. Образец титульного листа работы с обязательными к указанию реквизитами приведен в приложении 2 . Допускается в качестве титульного листа использовать чистый лист бумаги формата А4 с наклеенной справкой.

2. На втором листе работы необходимо указать содержание. Напротив каждой позиции содержания проставляется номер страницы.

3. Текст работы необходимо набирать на компьютере (текстовый редактор Word 2000 и выше), либо на пишущей машинке через 1–1,5 межстрочных интервала с использованием шрифта Times New Roman или Arial № 12–14. Расстояние слева от границы листа до текста — 25 мм, справа — 15 мм, от верхней — 20 мм, нижней строки текста – 25 мм. Номер страницы обозначается в верхнем правом углу шрифтом № 10. Абзацы в тексте следует начинать с отступа, равного 5 знакам (1,27 см.). Лист формата А4 210 х 297мм. Количество знаков в одной строке 60 – 65, пробел считать за 1 знак.

4. Примерный объем работы должен составлять 20-25 страниц А4, помещенных в скоросшиватель.

5. По согласованию с методистом (или преподавателем) в отдельных случаях допускается выполнение работы в рукописном варианте.

2.3. Правила написания работы:

При написании контрольных работ необходимо соблюдать следующие правила:

1. не допускается давать ответ путем прямого переписывания текста из литературных источников;

2. вопросы контрольной работы необходимо записывать непосредственно перед каждым ответом;

3. текст должен быть разборчивым и грамотным, не допускаются произвольные сокращения слов и терминов (кроме общепринятых);

4. завершает работу список использованной литературы, который должен быть оформлен в соответствии с установленными правилами:

· при ссылке на учебник, учебное пособие, монографию указываются фамилии и инициалы авторов, точное наименование издания, место издания, название издательства и год издания;

· при ссылке на журнальные статьи указываются фамилии и инициалы авторов, наименование статьи, название журнала, год и номер выпуска.

7. В конце работы указывается дата выполнения и ставится личная подпись студента.


3. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Предмет, объекты и задачи коммерческого товароведения. Значение коммерческого товароведения в условиях рыночной экономики.

2. Экспертиза товаров. Виды товарной экспертизы, их сущность.

3. Ассортимент товаров: понятие, определение, виды. Показатели ассортимента. Управление ассортиментом.

4. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров, их применяемость и весомость для товаров разных групп.

5. Особенности химического состава и пищевой ценности продовольственных товаров.

6. Сущность и значение торговой классификации продовольственных товаров. Краткая характеристика групп.

7. Методы оценки показателей качества товаров. Преимущества и недостатки различных методов.

8. Основы консервирования продовольственных товаров.

9. Характеристика органолептических методов оценки, используемых при определении качества продовольственных товаров.

10. Факторы, влияющие на формирование качества и конкурентоспособность товаров.

11. Безопасность продовольственных товаров.

12. Основы хранения продовольственных товаров.

13. Товарные знаки: сущность; индивидуализирующая, рекламная и охранная функции.

14. Идентификация товаров: понятие, цели и задачи, объекты, виды, средства и методы.

15. Фальсификация товаров: понятие, объекты, виды, способы.

16. Штриховое кодирование: определение, значимость, перспективы использования.

17. Виды, формы и средства товарной информации. Требования к товарной информации.

18. Маркировка товаров: информационная, идентификационная, мотивационная, эмоциональная функции.

19. Особенности маркировки продовольственных товаров разных групп.

20. Классификация товаров: понятие, определение; роль классификации в управлении качеством и ассортиментом товаров. Методы и правила классификации.

21. Классификация текстильных волокон. Достоинства и недостатки натуральных и химических волокон. Идентификация волокон по сырьевому составу.

22. Классификация и характеристика ассортимента трикотажных изделий. Преимущества и недостатки трикотажных изделий по сравнению с одеждой из тканей.

23. Классификация и характеристика ассортимента швейных изделий. Характеристика факторов, влияющих на формирование качества и конкурентоспособность одежды. Методы проверки качества швейных изделий (по ГОСТ 4103-82).

24. Обувные натуральные кожи: классификация, ассортимент, потребительские свойства, показатели качества. Преимущества и недостатки по сравнению с искусственными и синтетическими материалами.

25. Классификация, ассортимент и характеристика потребительских свойств искусственных и синтетических материалов для обуви; преимущества и недостатки по сравнению с натуральными кожами.

26. Кожаная обувь: классификации, ассортимент, потребительские свойства, системы нумерации. Факторы, влияющие на качество и конкурентоспособность обуви.

27. Классификация, ассортимент, потребительские свойства и принципы сортировки пушно-меховых полуфабрикатов.

28. Классификация, ассортимент, потребительские свойства, принципы сортировки меховых изделий.

29. Классификация стеклянных изделий бытового назначения; способы декорирования, потребительские свойства, ассортимент, показатели качества изделий из различных видов стекол.

30. Керамические изделия: состав, классификация, ассортимент, способы декорирования, потребительские свойства, показатели качества.

31. Телевизоры: основные параметры, элементы комфортности, направления совершенствования конструкции, ассортимент.

32. Холодильные приборы: классификация, особенности конструкции, виды, показатели качества, ассортимент.

33. Приборы для обработки белья (стиральные машины): классификация, ассортимент, типы, показатели качества.

34. Бытовая радиоаппаратура: классификация, основные параметры, ассортимент, направление совершенствования конструкции.

35. Пластмассы: классификация, общие свойства, достоинства и недостатки, ассортимент. Отличительные признаки изделий из разных пластмасс.

36. Рыбные товары: ассортимент; особенности химического состава и пищевой ценности; хранение.

37. Масла растительные: классификация, ассортимент, химический состав и пищевая ценность; хранение; дефекты.

38. Свежие плоды. Значение в питании. Классификация. Оценка качества. Дефекты. Условия и сроки хранения.

39. Молоко и молочные продукты: ассортимент, химический состав и пищевая ценность; показатели качества; хранение; дефекты.

40. Зерномучные товары: ассортимент, особенности химического состава и пищевой ценности; хранение; дефекты.

41. Мясные товары: ассортимент; особенности химического состава и пищевой ценности; хранение; дефекты.

42. Мучные кондитерские товары: ассортимент, химический состав и пищевая ценность; показатели качества; хранение; дефекты.

43. Сахаристые кондитерские товары: классификация, ассортимент; особенности химического состава и пищевой ценности; хранение; дефекты.

44. Вкусовые товары: классификация, ассортимент; особенности химического состава и пищевой ценности; хранение; дефекты.

45. Колбасные изделия: классификация, ассортимент, химический состав и пищевая ценность; показатели качества; хранение; дефекты.

46. Сыры сычужные твердые: классификация, ассортимент; показатели качества; хранение; дефекты.

47. Хлебобулочные изделия: ассортимент: химический состав и пищевая ценность; хранение; дефекты.

48. Продукты переработки плодов и овощей. Методы переработки, их сущность, влияние на потребительские свойства и сохраняемость.

49. Свежие овощи. Значение в питании. Классификация: виды и разновидности. Оценка качества. Дефекты. Условия и сроки хранения.

50. Чай и кофе: ассортимент; химический состав и пищевая ценность; показатели качества; хранение.


4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

4.1. Рекомендуемая литература (основная)

1. Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров. Учебник / И.П.Чепурной.- 4-е изд. М.: Изд.-торгов. корпорация «Дашков и К», 2008.- 460 с.

2. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов М.А.Николаева.- М.:НОРМА, 2007.- 448 с.

3. Кондрашова Е.А. Товароведение продовольственных товаров: Учеб. пособ./ Е.А. Кондрашова; Н.В. Коник, Т.А.Пешкова.- М.:Альфа-М.: ИНФРА-М, 2007.- 416 с.- (ПРОФИль).

4. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов М.А. Николаева.- М.: НОРМА, 2007.- 448 с.

5. Товароведение и экспертиза промышленных товаров: учебник / Под ред. проф. А.Н. Неверова- М.: МЦФЭР, 2006.- 848 с.- (Высшая школа)

6. Хваткин Н.Г. Оптовая торговля овощами, плодами, картофелем: Учебное пособие. – Москва/Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2006. – 248 с.

7. Герасимова В.А. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: Учебник /В.А.Герасимова, Е.С. Белокурова, А.А.Вытовтов.- СПб: Питер, 2005.-416 с.ил. –(Учебник для вузов).

8. Товароведение и экспертиза метамохозяйственных и ювелирных товаров: Учеб.пособие /Г.Н. Айлова, Г.Н. Рыженко.- СПб: Питер, 2005.- 304 с.,ил- (Учебное пособие).

9. Шевченко В.В. Товароведение и экспертиза качества рыбы и рыбных товаров6 Учеб.пособ./ В.В.Шевченко,- СПб.: Питер, 2005.- 256 с.,ил.- (Учебник для вузов).

10. Нормативные и технические документы на конкретные виды продукции (ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ, ТУ, СанПин и др.).

4.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

1. Дмитриченко М.И. Товароведение и экспертиза жиров, молока и молочных продуктов: Учеб.пособ./М.И.СПб.:Питер, 2004.-352 с. ил.- (Учебное пособие).

2. Малютенкова С.М. Товароведение и эксертиза кондитерских товаров: Учеб.пособ./ М.С.Малютенкова.- СПб: Питер, 2004.- 480 с., ил.- (Учебное пособие).

3. Ходыкин А.П., Ляшко А.А. Товароведение и экспертиза электронных бытовых товаров: Учебник для студентов вузов.-М: Академия, 2004.-320 с.- (Высш. Профес. Образование).

4. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров: теоретические основы: Учебник для студ.вузов. – М.: НОРМА, 2003. – 283с.

5. Справочник по товароведению продовольственных товаров/ Под ред д-ра техн. Наук, проф. Т.Г. Родиной. – М.: Колос С, 2003. – 608 с., ил.

6. Товароведение и экспертиза потребительских товаров: Учебник для студ. вузов. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 544 с. – (Высш. образ.)

7. Райкова Е.Ю., Додонкин Ю.В. Теория товароведения: Учеб.пособ.для студ. – М.: Академия, Мастерство, 2002. - 240с.

8. Коммерческое товароведение: Учебник для студентов/В.И.Теплов, М.В.Сероштан, В.Е.Боряев, В.А.Панасенко. – 3-е изд. – М.: ИД «Дашков и К», 2001. – 620с.

9. Николаева М.А. Товар.потреб.товаров: Теоретические основы. – М.: Норма, 2000. – 283с.