Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания для студентов, обучающихся по специальности 220501 «Управление качеством» всех форм обучения

Федеральное агентство по образованию

КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Кафедра биотехнологии, товароведения и управления качеством

Выполнение курсовой работы по дисциплине

«статистические методы

в управлении качеством»

Методические указания

для студентов, обучающихся по специальности

220501 «Управление качеством»

всех форм обучения

Кемерово 2009


Составители:

Е.О. Ермолаева , канд. техн. наук, ст. преподаватель;

П.Г. Рудась, доктор технических наук, генеральный директор кондитерской фабрики «Россия»

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

«Биотехнология, товароведение и управление качеством»

Протокол № 9 от 24.12.2008 г.

Рекомендовано методической комиссией

экономического факультета

Протокол № от

Рассматриваются вопросы, связанные с условиями и порядком выполнения курсовой работы. Даны общие требования к курсовой работе, выбору темы, руководству, структуре и содержанию, правила оформления.

Предназначены для студентов, обучающихся по специальности 220501 «Управление качеством».

ã КемТИПП, 2009


Предисловие

Подготовка всесторонне развитых специалистов, способных регулярно пополнять и углублять свои знания, а также эффективно работать в постоянно меняющихся условиях, требует интеграции науки, образования и производства.

Важным этапом профессиональной подготовки инженера -менеджера является вы­полнение курсовой работы, в которой закрепляются и углубляются полученные знания по общетехническим и специальным дисциплинам, прорабатываются специальные разделы с элементами научного поиска. Выполнение курсовой ра­боты должно быть связано с решением конкретных задач в управлении качеством, что облегчает внедрение полученных результатов в практику.

Изучение конкретных задач, нахождение оптимальных решений диктуют необходимость глубокого осмысления имеющейся информационной базы, по­лучения недостающих сведений экспериментальным путем, что, в свою оче­редь, требует овладения методами исследования, накопления и обработки по­лученных результатов.

Действующие учебные планы по специальности 220501 «Управление качеством» предусматривают выполнение курсовой работы по статистическим методам в управлении качеством.

Закрепление тем курсовых работ производится заблаговременно с учетом места практики, работы. На этом этапе рекомендуется согласовать план с руко­водителем, что поможет студенту самоорганизоваться, рационально распреде­лить время и силы, так как выполняются курсовые работы преимущественно во внеаудиторное и внерабочее время.

Курсовые работы по управлению качеством носят в основном исследовательский характер и связаны с научно-исследовательской работой кафедры биотехноло­гии, товароведения и управления качеством КемТИПП или с деятельностью предприятия кооперативной торговли, промышленных, сельскохозяйственных предприятий и современных коммерческих структур (ООО, ОАО, ПО, ИП и др.), где студенты изучают производство, структуру ассортимента, качество и свойства потребительских товаров, условия их транспортирования, хранения, реализации, организационную структуру предприятия, системы менеджмента качества, сертификационную работу и т.д.

При выборе темы курсовой работы студент должен исходить из практиче­ских интересов предприятия, на материалах которого она выполняется, возмож­ности сбора необходимых материалов, личного участия в проведении работ.

Важное значение имеет сотрудничество с пищевыми контрольно-произ­водственными лабораториями, аккредитованными испытательными лаборато­риями и органами по сертификации, ветеринарной службы, Роспотребнадзором, Управлением государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Кемеровской области, ЦСМ,Торгово-промышленной палатой и др.


1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

Контроль качества независимо от совершенства применяемых для этого методик предполагает прежде всего отделение хороших изделий от плохих. Естественно, что качество изделия не повышается за счет выбраковки некачественных. Поэтому современные фирмы сосредотачивают внимание не на выявлении брака, а на его предупреждении, на тщательном контролировании производственного процесса и осуществляют свою деятельность в соответствии с концепцией “регулирование качества”.

Большую роль в обеспечении качества продукции играют статистические методы.

Целью методов статистического контроля является исключение случайных изменений качества продукции. Такие изменения вызываются конкретными причинами, которые нужно установить и устранить.

Статистические методы контроля качества подразделяются на:

· статистический приемочный контроль по альтернативному признаку;

· выборочный приемочный контроль по варьирующим характеристикам качества;

· стандарты статистического приемочного контроля;

· система экономических планов;

· планы непрерывного выборочного контроля;

· методы статистического регулирования технологических процессов.

Многие из оценок качества продукции вытекают из самих особенностей сбора информации.

Пример. На заводе контролируется партия изделий, среди которых есть годные и негодные. Доля брака в данной партии неизвестна. Однако она не является неопределенной величиной в собственном смысле этого слова. Если ничто не мешает проверить все изделия в данной партии, то долю брака можно точно определить. Если же контролируя взятую из партии выборку, возможно, собрать лишь неполную информацию, имеет место случайность отбора, способная исказить истинную картину.

Возникает проблема, как оценить по одной выборке, взятой из совокупности, значение той или иной характеристики этой совокупности? Подобная проблема может возникать в самых различных ситуациях.

Например:

1.Принимая по результатам выборки партию изделий, оценивают долю брака w в данной партии изделий.

2. Имеется оборудование. Закон распределения результатов работы оборудования в определенной степени определяет в рассматриваемый момент способность оборудования выполнить данную работу.

Каждая из разновидностей статистических методов контроля качества имеет свои преимущества и недостатки. Например, выборочный приемочный контроль по варьирующим характеристикам имеет то преимущество, что требует меньшего объема выборки. Недостаток этого метода заключается в том, что для каждой контролируемой характеристики нужен отдельный план контроля. Если каждое изделие проверяется по пяти характеристикам качества, необходимо иметь пять отдельных планов проверок.

Как правило, планы выборочного приемочного контроля проектируют таким образом, чтобы была мала вероятность ошибочно забраковать годную продукцию, или был мал “риск производителя”. Большинство планов выборочного контроля проектируется так, чтобы "риск производителя" был

= 0,05.

Если при установленном плане выборочного контроля “уровень приемлемого качества” соответствует предполагаемой доле брака p в генеральной совокупности, то считают, что вероятность забраковать годную продукцию мало отличается от 0,05. Поэтому уровень приемлемого качества и a соответствуют способу плана выборочного контроля. Важно также, что план приемочного выборочного контроля составляется с таким расчетом, чтобы вероятность приемки продукции низкого качества была мала, т. е. был мал “риск потребителя”. Граница между хорошей и плохой продукцией называется допустимой долей брака в партии. Рассмотрим более подробно наиболее распространенные методы статистического контроля качества.

Статистический приемочный контроль по альтернативному признаку

Основной характеристикой партии изделий по альтернативному признаку является генеральная доля дефектных изделий.

,

где D – число дефектных изделий в партии объемом N изделий.

В практике статистического контроля генеральная доля q неизвестна и ее следует оценить по результатам контроля случайной выборки объемом n изделий, из которых m дефектных.

Под планом статистического контроля понимают систему правил, указывающих методы отбора изделий для проверки, и условия, при которых партию следует примять, забраковать или продолжить контроль.

Различают следующие виды планов статистического контроля партии продукции по альтернативному признаку:

· одноступенчатые планы, согласно которым, если среди n случайно отобранных изделий число дефектных m окажется не больше приемочного числа С (m C), то партия принимается; в противном случае партия бракуется;

· двухступенчатые планы, согласно которым, если среди n1 случайно отобранных изделий число дефектных m1 окажется не больше приемочного числа C1 (m1 C1 ), то партия принимается; если m1 1 , где d1 – браковочное число, то партия бракуется. Если же C1 m1 d1 , то принимается решение о взятии второй выборки объемом n2 . Тогда, если суммарное число изделий в двух выборках (m1 + m2 ) C2 , то партия принимается, в противном случае партия бракуется по данным двух выборок;

· многоступенчатые планы являются логическим продолжением двухступенчатых. Первоначально берется партия объемом n1 и определяется число дефектных изделий m1 .Если m1 C1 , то партия принимается. Если C1 m1 d1 (D1 C1 +1), то партия бракуется. Если C1 m1 d1 , то принимается решение о взятии второй выборки объемом n2 . Пусть среди n1 + n2 имеется m2 дефектных. Тогда, если m2 c2 , где c2 – второе приемочное число, партия принимается; если m2 d2 (d2 c2 + 1), то партия бракуется. При c2 m2 d2 принимается решение о взятии третьей выборки. Дальнейший контроль проводится по аналогичной схеме, за исключением последнего k -того шага. На k- м шаге, если среди проконтролированных изделий выборки оказалось mk дефектных и mk ck , то партия принимается; если же m k ck , то партия бракуется. В многоступенчатых планах число шагов k принимается, что n1 =n2 =...= nk;

· последовательный контроль, при котором решение о контролируемой партии принимается после оценки качества выборок, общее число которых заранее не установлено и определяется в процессе по результатам предыдущих выборок.

Одноступенчатые планы проще в смысле организации контроля на производстве. Двухступенчатые, многоступенчатые и последовательные планы контроля обеспечивают при том же объеме выборки большую точность принимаемых решений, но они более сложны в организационном плане.

Задача выборочного приемочного контроля фактически сводится к статистической проверке гипотезы о том, что доля дефектных изделий q в партии равна допустимой величине qo , т. е. H0: :q = q0 .

Задача правильного выбора плана статистического контроля состоит в том, чтобы сделать ошибки первого и второго рода маловероятными. Напомним, что ошибки первого рода связаны с возможностью ошибочно забраковать партию изделий; ошибки второго рода связаны с возможностью ошибочно пропустить бракованную партию.

Стандарты статистического приемочного контроля

Для успешного применения статистических методов контроля качества продукции большое значение имеет наличие соответствующих руководств и стандартов, которые должны быть доступны широкому кругу инженерно-технических работников. Стандарты на статистический приемочный контроль обеспечивают возможность объективно сравнивать уровни качества партий однотипной продукции как во времени, так и по различным предприятиям.

Остановимся на основных требованиях к стандартам по статистическому приемочному контролю.

Прежде всего, стандарт должен содержать достаточно большое число планов, имеющих различные оперативные характеристики. Это важно, так как позволит выбирать планы контроля с учетом особенностей производства и требований потребителя к качеству продукции. Желательно, чтобы в стандарте были указаны различные типы планов: одноступенчатые, двухступенчатые, многоступенчатые, планы последовательного контроля и т. д.

Основными элементами стандартов по приемочному контролю являются:

1. Таблицы планов выборочного контроля, применяемые в условиях нормального хода производства, а также планов для усиленного контроля в условиях разладок и для облегчения контроля при достижении высокого качества.

2. Правила выбора планов с учетом особенностей контроля.

3.Правила перехода с нормального контроля на усиленный или облегченный и обратного перехода при нормальном ходе производства.

4.Методы вычисления последующих оценок показателей качества контролируемого процесса.

В зависимости от гарантий, обеспечиваемых планами приемочного контроля, различают следующие методы построения планов:

· устанавливают значения риска поставщика и риска потребителя и выдвигают требование, чтобы оперативная характеристика P(q ) прошла приблизительно через две точки: q0 , и qm , , где q0 и qm – соответственно приемлемый и браковочный уровни качества, , Этот план называют компромиссным, так как он обеспечивает защиту интересов как потребителя, так и поставщика. При малых значениях и объем выборки должен быть большим;

· выбирают одну точку на кривой оперативной характеристики и принимают одно или несколько дополнительных независимых условий.

Первая система планов статистического приемочного контроля, нашедшая широкое применение в промышленности, была разработана Доджем и Ролигом. Планы этой системы предусматривают сплошной контроль изделий из забракованных партий и замену дефектных изделий годными.

Во многих странах получил распространение американский стандарт МИЛ-СТД-ЛО5Д. Отечественный стандарт ГОСТ-18242-72 по построению близок к американскому и содержит планы одноступенчатого и двухступенчатого приемочного контроля. В основу стандарта положено понятие приемлемого уровня качества (ПРУК) q0 , которое рассматривается как максимально допустимая потребителем доля дефектных изделий в партии, изготовленной при нормальном ходе производства. Вероятность забраковать партию с долей дефектных изделий, равной q0 , для планов стандарта мала и уменьшается по мере возрастания объема выборки. Для большинства планов не превышает 0,05.

При контроле изделий по нескольким признакам стандарт рекомендует классифицировать дефекты на три класса: критические, значительные и малозначительные.

Стандарты по статистическим методам:

ГОСТ 20736-75. Качество продукции. Статистический приёмочный контроль по количественному признаку при нормальном распределении контролируемого параметра.

ГОСТ Р 50779.71 – 99. Статистические методы. Процедуры выборочного контроля по альтернативному признаку. Планы выборочного контроля последовательных партий на основе приемлемого уровня качества.

ГОСТ 18321-73. Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции.

ГОСТ 20736-75. Статистический приёмочный контроль по количественному признаку. Планы контроля.

ГОСТ Р 50779.74 -99 (ИСО 3951-89). Статистические методы.

ГОСТ Р 1.4 – 2004 Стандартизация в РФ. Стандарты организаций . Общие положения.

ГОСТ 2.114 -95. Единая система конструкторской документации. Технические условия.

ГОСТ Р 1.0 -2004. Стандартизация в РФ. Основные положения.

ГОСТ Р 1.5 -2004. Стандартизация в РФ. Стандарты национальные РФ. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.

ГОСТ Р 51740 – 2001. Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению.

В современных условиях, когда заметно выросла роль предприятий мало­го бизнеса, разрешается выполнять курсовые работы на базе фермерских хо­зяйств, заготовительных организаций (предприятий), мини-пекарен, линий и цехов по производству отдельных видов товаров, в том числе совместных с за­рубежными фирмами, а также торговых предприятий разных форм собственно­сти, в аккредитованных лабораториях, органах по сертификации.

Проблемы управления качеством породили задачи количественной оценки качества, необходимой для принятия решений на всех стадиях производства продукции, ее стандартизации и сертификации. Оценка качества может рассматриваться как основа формирования механизма управления качеством продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

К методам оценки качества, используемым в управлении качеством, относятся:

· инструментальный, основанный на использовании средств измерений. Различают автоматизированные, механизированные и ручные методы измерения.

· расчетный, заключающийся в вычислениях по значениям параметров продукции, найденным другими методами.

· статистический, использующий правила прикладной статистики и основанный на подсчете числа событий или объектов (например, при определении процента брака от общего числа изделий).

· органолептический, основанный на анализе восприятия продукции органами чувств без применения технических измерительных средств.

· экспертный, учитывающий мнение о продукте группы специалистов-экспертов. Как правило, экспертный метод базируется на применении шкал (уровней, порядка или отношений). Пример применения такого метода — оценка качества катания фигуристов.

· социологический, основанный на сборе и анализе мнений потребителей данной продукции.

· комбинированный, включающий несколько методов определения показателей качества.

Контроль качества — это деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытаний или оценки параметров объекта и сравнение полученных величин с установленными требованиями к этим параметрам (показателями качества).

Современные инструменты контроля качества — это методы, которые используются для решения задачи количественной оценки параметров качества. Такая оценка необходима для объективного выбора и принятия управленческих решений при стандартизации и сертификации продукции, планировании повышения ее качества и т. д.

Применение статистических методов — весьма действенный путь разработки новых технологий и контроля качества процессов.

Какова роль контроля в процессе управления качеством?

Современные подходы к управлению качеством предполагают внедрение системы контроля показателей качества продукта на всех этапах его жизненного цикла, начиная от проектирования, и заканчивая послепродажным обслуживанием. Основная задача контроля качества — не допустить появления брака. Поэтому в ходе контроля проводится постоянный анализ заданных отклонений параметров продукции от установленных требований. В том случае, если параметры продукции не соответствуют заданным показателям качества, система контроля качества поможет Вам оперативно выявить наиболее вероятные причины несоответствия и устранить их.

Нужно ли контролировать всю продукцию, которую выпускает наше предприятие?

Все зависит от специфики производства. Если оно носит единичный или мелкосерийный характер, Вы можете подвергнуть продукцию сплошному т.е. 100-процентному контролю. Сплошной контроль, как правило, является довольно трудоемким и дорогостоящим, поэтому в крупносерийном и массовом производстве обычно применяют так называемый выборочный контроль, подвергая проверке лишь часть партии продукции (выборку). Если качество продукции в выборке отвечает установленным требованиям, то вся партия считается качественной, если нет — вся партия бракуется. Однако при таком методе контроля сохраняется вероятность ошибочного бракования (риск Поставщика) или, наоборот, признания партии изделий годной (риск Заказчика). Поэтому при выборочном контроле, заключая контракт на поставку своей продукции, Вы должны будете оговорить обе возможные ошибки, выразив их в процентах.

Какие методы чаще всего используют в процессе контроля качества?

Существуют различные методы контроля качества продукции, среди которых особое место занимают статистические методы.

Многие из современных методов математической статистики довольно сложны для восприятия, а тем более для широкого применения всеми участниками процесса управления качеством. Поэтому японские ученые отобрали из всего множества семь методов, которые наиболее применимы в процессах контроля качества. Заслуга японцев состоит в том, что они обеспечили простоту, наглядность, визуализацию этих методов, превратив их в инструменты контроля качества, которые можно понять и эффективно использовать без специальной математической подготовки. В то же время, при всей своей простоте эти методы позволяют сохранить связь со статистикой и дают возможность профессионалам при необходимости совершенствовать их.

Примерная тематика курсовых работ, разработанная кафедрой с учетом приоритетных направлений развития науки и коммерции, а также в соответст­вии со спецификой отрасли и региона, где предстоит работать инженеру-менеджмеру, при­водится ниже.

Выбор темы курсовой работы - это серьезная проблема, так как при этом определяются направление и характер исследовательской деятельности в пери­од теоретического и практического обучения, что позволяет на примере от­дельной группы товаров глубоко изучить вопросы будущей практической деятельности специалиста, научиться решать практические проблемы, что позво­лит в будущем выполнить дипломную работу.

После предварительного выбора темы и изучения необходимой литерату­ры по выбранному направлению, а также консультаций с предполагаемым на­учным руководителем курсовой работы студент уточняет ее тему, определяет объекты исследования, разрабатывает предварительный план ее выполнения с учетом места прохождения учебной и производственной практик и возможности получения на них необходимых материалов.

В процессе прохождения практик и выполнения экспери­ментальных исследований план курсовой работы может корректироваться, в первую очередь с целью усиления работы в направлениях, представляющих ин­терес для фирм, предприятий и организаций, на базе или на материалах кото­рых проводится выполнение курсовой работы.

Темы курсовых работ студентов заочной формы обучения рекомендуется формировать с учетом профиля и места их работы.

Темы курсовых работ должны быть увязаны с направлением научных ра­бот кафедры биотехнологии, товароведения и управления качеством.

После закрепления темы студент совместно с руководителем разрабаты­вает календарный план проведения работы, В календарном плане предусматри­ваются следующие этапы:

- работа с научной литературой;

- освоение экспериментальных методов исследований;

- выполнение экспериментальной или аналитической работы;

- анализ полученных данных;

- написание и оформление работы.

Руководителями курсовой работы, как правило, являются преподаватели кафедры биотехнологии, товароведения и управления качеством. Кафедра мо­жет привлекать для руководства курсовыми работами преподавателей анало­гичных кафедр других вузов, а также высококвалифицированных специалистов из научно-исследовательских институтов, имеющих высшее образование спе­циалистов-практиков из числа опытных работников промышленных и торговых предприятий и фирм.

В отдельных случаях при разработке многоплановых тем для руководства курсовой работой могут привлекаться два и более руководителей или консуль­тантов, но в пределах общего лимита средств (времени), выделяемого на руко­водство курсовой работой.

Научный руководитель оказывает студенту консультационную помощь в составлении плана выполнения работы, проведении эксперимента, при анализе, обработке собранных материалов и результатов исследований, формулировке выводов и предложений, оформлению курсовой работы, подготовке ее к защите.

Руководитель должен осуществлять контроль за ходом и своевременностью выполнения задания, а также информировать кафедру о степени готовности рабо­ты к защите. Студент обязан выполнять все указания научного руководителя.

Курсовая работа студентом должна быть сдана для проверки руководите­лю не позднее, чем за неделю до установленных сроков защиты.

Примерная тематика курсовых работ:

1. Применение метода QFD для обеспечения качества таксомоторных перевозок.

2. Развитие информационной среды гостиницы на основе QFD-методологии.

3. Совершенствование основной образовательной программы по специальности «Управление качеством» на основе методологии QFD.

4. Улучшение качества жевательной резинки на основе методологии QFD и статистических методов в ЗАО «Дирол-Кедбери».

5. Организация технического контроля с использованием статистических методов на ООО «Завод Эльбор».

6. Применение функционально-стоймостного анализа для расчёта себестоимости продукции ООО «Кора-ТК».

7. Применение 10 принципов Исикавы по организации взаимоотношений между заказчиками и поставщиком на предприятии на ЗАО «НМЗ».

8. Обеспечение качества входного контроля компонентов хлебопечения с использованием статистических методов.

9. Применение BSC для улучшения деятельности организации.

10. Совершенствование процесса контроля качества кваса с использованием статистических методов на ОАО «Дека».

11.Процессное описание статистического анализа на примере ОАО «Акрон».

12. Улучшение процессов ОАО «СЗМА» на основе метода FMEA.

13. Статистические методы управления качеством по моделям стандартов ISO 9000 в системе TechnologiCS.

14. Применение « 7 простых инструментов контроля качества» на ЗАО «Н».

15. Применение «7 новых инструментов контроля качества» на ОАО «Акрон».


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа включает в себя:

• титульный лист;

• содержание;

• введение;

• основную часть;

• заключение, включающее выводы и предложения (рекомендации);

• список использованных литературных источников;

• приложения (при необходимости).

Основными требованиями к курсовой работе являются:

• четкость и логическая последовательность изложения материала;

• краткость и точность формулировок, исключающая возможность неодно­значного их толкования;

• конкретность изложения результатов экспериментальных исследований, их анализа и теоретических положений;

• обоснованность выводов, рекомендаций и предложений.

Содержание курсовой работы должно соответствовать названию темы.

Работа считается выполненной в полном объеме в том случае, если в ней нашли отражение все проблемы и вопросы, предусмотренные заданием на вы­полнение курсовой работы.

Титульный лист является первым листом курсовой работы и заполняет­ся по форме, приведенной в Приложении А.

Содержание включает наименование всех разделов, подразделов и пунк­тов (если они имеют наименование) с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала разделов, подразделов или пунктов.

Введение должно быть кратким (2-4 страницы). Во введении необходимо обосновать актуальность избранной темы, ее новизну, значение для деятельно­сти соответствующего предприятия.

Основная часть курсовой работы состоит из исходных данных и экспе­риментальной части.

Исходные данные. Сведения, содержащиеся в этом разделе, должны да­вать полное представление о состоянии и степени изученности поставленной в работе проблемы. Предметом анализа этого раздела должны быть материалы, полученные на местах прохождения практик, идеи и про­блемы, возникающие при достижении поставленных в курсовой работе целей, а также имеющиеся в научных публикациях экспериментальные данные, позво­ляющие правильно выбрать пути и методы решения поставленных задач.

Написание первого раздела работы (исходных данных) проводится на базе предварительно отобранных литературных источников, в которых осве­щаются вопросы, в той или иной степени раскрывающие тему дипломной рабо­ты. Подбор необходимой научной литературы проводится с использованием библиотечных каталогов, реферативных журналов, научных журналов по спе­циальности и соответствующему научному направлению, а также монографий, учебников, справочников, нормативной документации, патентной литературы и других публикаций. Проводится ознакомление как с отечественной, так и с за­рубежной литературой, опубликованной на разных языках.

Без личного ознакомления с оригиналом или квалифицированным пере­водом основываться на литературном анализе иностранной информации других авторов не рекомендуется, поскольку каждый автор прорабатывает литературу применительно к своей теме исследования.

Кроме непосредственно относящейся к теме информации, необходимо проработать основную литературу по родственным специальностям.

Изучение литературных источников целесообразно проводить в опреде­ленном порядке, переходя от более простого к более сложному.

Изучение литературных источников следует начинать с работ общего об­зорного характера, а затем знакомиться с работами по более узкой тематике и узкопрофильным публикациям.

Вначале следует ознакомиться с общетеоретической литературой (учеб­ники, статьи в теоретических журналах), а затем с работами по прикладному направлению.

Поиски требуемых литературных источников следует проводить в обрат­ном хронологическом порядке: т.е. вначале выявлять необходимые источники среди материалов, опубликованных в последние годы, а затем переходить к по­иску более ранних публикаций (как правило, за последние 5-10 лет).

Особое внимание следует обратить на нормативно-техническую докумен­тацию, посвященную рассматриваемой проблеме и объектам исследования, па­тентную литературу и каталожные издания.

По возможности, следует изучить рассматриваемую проблему не только по печатным источникам, но и по неопубликованным и рукописным материа­лам информационных центров, предприятий, институтов, архивов и т.д. К не­публикуемой информации следует отнести также метод, получивший извест­ность как общение с компетентными людьми. Не будет ошибкой сказать, что этот метод правомерно рассматривать не только в качестве форм информации, но и как элемент самого исследования. Общение с компетентными людьми представляет собой особый, эффективный метод получения научно-техни­ческой информации. Преимущества этого метода, осуществляемого при личном контакте со специалистами, состоят в том, что в этом случае исследователь по­лучает сведения непосредственно от их обладателей и они не могут быть полу­чены другим путем, при общении с компетентными людьми могут быть получены сведения любой глубины и направленности, так как в диалоге поступаю­щая информация может быть направлена по необходимому руслу.

Еще решая вопрос выбора темы и путей проведения самого исследования, студент должен ознакомиться с содержанием основных работ по избранной те­ме. При этом следует составить список вопросов, являющихся основой содер­жания намеченной темы, разделив их примерно на такие группы: вопросы, по­лучившие общее признание; недостаточно разработанные дискуссионные во­просы, требующие изучения; неразработанные вопросы, появившиеся в поряд­ке постановки или вытекающие из ранее проведенных исследований.

Важное место в работе над литературными источниками должно зани­мать изучение «истории» вопроса. Знакомство с работами исследователей, ра­нее изучавшими данную проблему, страхует от дублирования ранее выполнен­ных работ и повторения давно раскритикованных ошибок, позволяет опреде­лить место предполагаемого исследования в общем ходе изучения проблемы, облегчает использование опыта предшественников, дает возможность просле­дить за общими тенденциями развития вопроса и на этой базе построить свой прогноз.

История вопроса обычно излагается вслед за теоретическими основами рассматриваемой проблемы, так как исследователь, приступая к изучению ис­тории вопроса, должен в какой-то мере владеть теоретическими знаниями, что также ориентирует его в направлении отбора того или иного материала.

Излагая содержание работ своих предшественников, следует показать их вклад в изучение проблемы, а также отметить пропущенные или принципиаль­ные ошибки, объективно оценить значимость работы, ее роль в решении иссле­дуемой проблемы.

При подборке и анализе материалов необходимо отказаться от тенденци­озности подборки: в равной мере в обзоре должны указываться данные, под­тверждающие и отрицающие выбранную автором теоретическую концепцию, согласующиеся и не согласующиеся с его представлениями и полученными экспериментальными данными.

Используя при составлении обзора различного рода реферативные мате­риалы, статьи обзорного характера, справочники, учебники и др., следует не за­бывать, что в центре внимания должен быть первоисточник, знакомство с кото­рым позволяет избежать ошибок, неточностей и тенденциозности, которые дос­таточно часто выявляются при ознакомлении с «вторичными» материалами.

Работа над первоисточниками состоит в основном из двух этапов:

1) предварительного просмотра материала, когда выделяется основное содержание работы в целом и ее главные мысли; это позволяет оценить важ­ность данной работы и обосновать необходимость более детальной ее прора­ботки;

2) изучения материала с критическим анализом и соответствующими вы­писками на библиографические карточки.

При работе с научными книгами (монографиями, сборниками трудов и т.д.) необходимо ознакомиться с их содержанием по оглавлению, просмотреть книги, прочитать аннотацию, введение, заключение. В том случае, если имеющиеся в книге материалы представляют интерес, следует провести детальное изучение данной работы.

При работе с первоисточниками и монографиями целесообразно придер­живаться определенных правил работы с научной литературой: отделить в ма­териале основное от второстепенных деталей; разобраться в незнакомой терми­нологии, понятиях и определениях; записать возникающие при чтении вопро­сы; прочитать главу книги или статью, составить для себя конкретные вопросы типа: «В чём главная мысль работы?», «Каковы аргументы в подтверждение этой мысли?», «Что можно возразить автору?», «Какие выводы вытекают из ра­боты?».

В процессе ознакомления с информационными источниками исследова­тель должен делать соответствующие записи. Это необходимо потому, что: исследователь освобождает себя от необходимости запоминать множество различной информации;

- проработка информационных материалов неизбежно вызывает у исследова­теля, занятого разработкой определенной проблемы, какие-то ассоциатив­ные мысли.

Любая, даже замечательная мысль может быть безвозвратно утеряна, ес­ли она своевременно не записана. Дело в том, что ассоциации часто бывают уникальными и их невозможно повторить. Именно потому активно работаю­щие ученые и изобретатели, которые знают цену таким ассоциациям, нередко просыпаются ночью и записывают появившиеся во сне мысли.

Возникают вопросы: «Как делать такие записи?», «Каким целям они должны удовлетворять?». Можно назвать следующие способы ведения записей: в тетрадях, журналах, на отдельных карточках, а также с помощью пометок на полях книг и статей (разумеется, собственных).

Следует отрицательно характеризовать первый из указанных способов. Очевидно, что в современных условиях лавинообразно растущих потоков ин­формации такой метод ведения записей создаст непреодолимые трудности в их использовании. Также неудобна для использования запись журнального типа. Наилучшим способом записи следует считать выписывание необходимых све­дений в специально подготовленные для этой цели карточки, представляющие собой законченную форму информации по какому-либо частному вопросу.

Карточки должны быть выполнены из плотной бумаги или картона 125x65 мм. В графах карточки на одной стороне должны быть проставлены: шифр, автор, название работы, где и когда опубликована, стр., на обратной сто­роне - краткое резюме (содержание).

Два самостоятельных вопроса не могут быть записаны на одной карточке, так как это затруднит ее последующую классификацию и хранение.

Карточки должны быть разграфлены, что позволит их систематизировать по различным признакам, а это значительно облегчает поиск и использование необходимых сведений.

Как сделать записи в карточках? Можно привести следующие рекомендации:

- выписывать только цитаты, отражающие текст, над которым необходи­мо работать;

- цитировать по возможности целые абзацы и целые положения, если по­требуется что-то изъять, это должно быть помечено (обычно многоточием) в тексте карточки;

- ставить цитату в кавычки. Применяют и свободное изложение мысли автора (пересказ). В таких случаях это должно быть как-то помечено использованием таких, например, оборотов: «как указывает автор» или «Т.А. Лахтин указывает, что ...» и далее содержание цитируемой мысли.

Завершающим этапом этого раздела курсовой работы должны стать ана­лиз современного состояния вопроса, выявление круга неразрешенных задач, что весьма важно для определения перспективы дальнейшего изучения про­блемы.

Объем обзора литературы, состоящего, как правило, из нескольких под­разделов, не должен превышать 20-30 страниц машинописного текста. Иллюст­рации, графический и табличный материалы могут быть приведены в этом раз­деле работы только в случае крайней необходимости, если приведенные в них материалы не могут быть сформулированы словами в виде закономерностей и зависимостей.

Раздел может состоять из ряда подразделов, имеющих свои подзаголовки.

Заключение по обзору литературы. Обзор литературы должен заканчи­ваться обоснованием необходимости проведения экспериментальной части ра­боты, а именно формулированием цели и задач, разработкой плана курсовой работы.

Экспериментальная часть курсовой работы - наиболее существенная. Она должна составлять не менее половины ее объема.

Начинается экспериментальная часть с разработки схемы экспериментальных исследований, где четко и ясно определяется последовательность работы, логическая взаимосвязь ее отдельных частей.

Далее необходимо назвать базу (магазин, предприятие, завод и др.), на материалах которой будет выполняться работа, перечисляются объекты иссле­дования, последовательность проведения отдельных этапов экспертизы, приме­няемые методы со ссылкой на литературу.

После этого отдельным пунктом следует краткая характеристика произ­водственной или коммерческой деятельности предприятия.

Основной раздел экспериментальной части курсовой работы - обсужде­ние и пояснение полученных результатов по анализу ассортимента и экспертизе товаров, нахождение закономерностей и зависимостей между варьирующими признаками и показателями, обоснование конкурентоспособности товара, особенностей идентификации.

Качество продукта представляет собой его свойство (способность) удовлетворить потребности и ожидания потребителя. Таким образом, в одном из аспектов качество — это совокупность свойств. Свойствами может обладать любой предмет или явление, которое мы можем встретить в жизни.

Что такое «объект» в управлении качеством?

Под объектами в теории управления качеством понимаются различные составляющие бизнеса. Объектами качества могут быть, например:

· деятельность или процесс;

· продукция (результат деятельности или процессов), которая, в свою очередь, может быть материальной (как, например, приобретенная Вами вещь в виде материального продукта, который мы в дальнейшем иногда будем называть изделием), или нематериальной (например, информация или понятия), или комбинацией из них;

· организация, система или отдельное лицо;

· любая комбинация из них.

В каждой курсовой работе по управлению качеством приоритет отдается изучению товара в динамике - от момента производства (заготовки) до реа­лизации. Изучают факторы, оказывающие влияние на формирование качества товара. Важное значение имеют: изучение управления качеством продукции и особенностей ее сертификации на производстве, т.е. входной контроль и управ­ление качеством в процессе переработки и хранения, периодичность контроля, методы испытаний, регистрация результатов, документальное оформление.

В экспериментальной части курсовой работы студент должен отразить собственный взгляд на формирование рынка товаров, их качество, экологиче­ское состояние продукции. Все это требует продолжительных наблюдений и проведения экспертизы. Отбор проб для анализов должен подтверждаться со­ответствующим актом. По согласованию с научным руководителем местом проведения экспертизы могут быть лаборатории кафедры, независимые аккре­дитованные лаборатории по качеству продукции, производственные и торговые предприятия.

Результаты экспертиз, контрольных проверок, а также сведения из кон­трольно-регистрационных журналов производственных и испытательных лабо­раторий обобщаются и обсуждаются. Рекомендуется обработка результатов ис­следований с применением методов математико-статистического анализа, а при наличии достаточного массива данных - на ЭВМ. Анализ результатов исследо­ваний позволяет выявить основные тенденции и закономерности в изменении ассортимента и качества товаров. Фактические результаты отклонения сравни­вают с нормативными, выявляют резервы для совершенствования технологии производства (заготовок, хранения, товарной обработки). Творческий подход к выполнению экспериментальной части курсовой работы, глубокий анализ по­лученных результатов позволяют разработать рекомендации по оптимизации ассортимента, стабилизации качества товаров предприятия за счет совершенст­вования технологии переработки, хранения, маркетинга.

Каждый вопрос литературного обзора и экспериментальной части должен заканчиваться резюме, т.е. подведением итогов.

Заключение. Заключение - важнейшая неотъемлемая структурная часть курсовой работы, в которой подводится итог проведенных исследований.

В заключении должно содержаться краткое изложение основных резуль­татов работы и их оценка, должны быть сделаны выводы по проделанной рабо­те, даны предложения по использованию полученных результатов, включая их внедрение, а также следует указать, чем завершилась работа: получением науч­ных данных о новых объектах, процессах, явлениях и закономерностях; изго­товлением образцов новых изделий; разработкой новых товаров, материалов и процессов, регламентов, технологических режимов, методик; внедрением в производство вновь созданных режимов, товаров, продуктов, материалов, тех­нологий.

Если при завершении работы получены отрицательные результаты, то это также должно отражаться в заключении, в котором также целесообразно ука­зать пути и цели дальнейшей работы в исследуемом направлении или обосно­вать нецелесообразность дальнейшего продолжения исследований.

Заключение может состоять только из выводов и рекомендаций (предло­жений).

Выводы должны быть общими по всей работе, написаны по пунктам в последовательности соответственно порядку выполнения экспериментальной части работы (задачам), а также должны быть краткими, четкими не перегру­женными цифровым материалом.

Выводы общего порядка, не вытекающие из результатов и содержания дипломной работы, не допускаются. После изложения выводов, отражающих существо работы и ее основные результаты, формируются конкретные предложения или рекомендации.

Рекомендации (предложения) излагаются по пунктам либо в общем раз­деле заключения «Выводы и рекомендации (предложения)», либо в самостоя­тельном подразделе «Рекомендации (предложения)».

Предложения и рекомендации не следует формулировать в общей дирек­тивной форме, предложения должны быть конкретными и адресными.

Общий объем раздела «Выводы и рекомендации», состоящего из 4-6 пунктов, -1-2 страницы.

Список использованных источников и литературы. В список исполь­зованных источников и литературы включаются все печатные и рукописные материалы, которыми пользовался автор курсовой работы в процессе ее выпол­нения и написания (не менее 45-ти источников литературы). Ссылками на ис­пользованные источники должны сопровождаться заимствованные у других ав­торов экспериментальные данные, теоретические представления, идеи и другие положения, которые являются интеллектуальной собственностью их авторов.

Список использованных источников и литературы является органической частью курсовой работы и помещается после основного текста работы; позво­ляет автору документально подтвердить достоверность и точность приводимых в тексте заимствований (таблиц, иллюстраций, формул, цитат, фактов, текстов памятников и документов); характеризует степень изученности конкретной проблемы автором; представляет самостоятельную ценность как справочный аппарат для других исследователей. Сведения об источниках приводятся в со­ответствии с требованиями ГОСТ 7.1-03.

Приложения помещаются в конце работы в виде актов, сертификатов и др. Приложения работы оформляются как ее продолжение на последующих страницах. В приложения выносится часть второстепенного материала, кото­рый при включении в основную часть работы загромождал бы текст. К вспомо­гательному материалу, включаемому в приложения, можно отнести: вспомога­тельные таблицы, графики, формы различных документов, протоколы и акты испытаний, акты о внедрении результатов исследования, иллюстрации вспомо­гательного характера и другую информацию.

Пример содержания курсовой работы представлен в приложении А.


3. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Оформление курсовой работы является заключительным этапом. К оформлению работы студент приступает, когда основная часть эксперимен­тальных исследований выполнена, получены выводы и обобщения, тщательно продуманы доказательства и иллюстрации.

Правила оформления курсовой работы разработаны с учетом требований следующих нормативных документов:

- ГОСТ 2.105-95. ЕСКД. Общие требования к текстовым документам;

- ГОСТ 7.1-03. Система стандартов по информации, библиографическому и из­дательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание;

- ГОСТ 7.12-93. Система стандартов по информации, библиографическому и издательскому делу. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила;

- ГОСТ 7.32-01. СИБИД. Отчет о научно-исследовательской работе. Структу­ра и правила оформления;

- ГОСТ 7.9-77. Система информационно-библиографической документации. Реферат и аннотация;

- ГОСТ 8.417-02. ССБТ. Государственная система обеспечения единства из­мерений. Единицы величин;

- ГОСТ 9327-60. Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы;

- ГОСТ Р 1.5-02. ГСС РФ. Стандарты. Общие требования к построению, из­ложению, оформлению, содержанию и обозначению;

- ГОСТ Р 6.30-03. УСД. Унифицированная система организационно-распо­рядительной документации. Требования к оформлению документов. - Изложение текста и оформление курсовой работы следует выполнять в соответствии с ГОСТ 7.32-01, ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ Р 6.30-03. Страницы тек­ста курсовой работы и включенные в нее иллюстрации и таблицы должны со­ответствовать формату А4 по ГОСТ 9327.

Текст курсовой работы должен быть выполнен любым печатным спосо­бом: на пишущей машинке или с использованием компьютера и принтера, на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала (в таб­лицах - одинарный интервал). Шрифт - Times New Roman; цвет - чёрный, высо­та букв, цифр и других знаков - кегль 14 (в таблицах и рисунках - кегль 12).

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определённых терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Текст должен быть напечатан с соблюдением следующих размеров полей: правое - 10 мм, левое - 30 мм, верхнее и нижнее - по 20 мм.

Вне зависимости от способа выполнения работы качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток с ПЭВМ должно удов­летворять требованию их четкого воспроизведения.

При выполнении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения по всему отчету. В курсовой работе должны быть четкие, не расплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью - руко­писным способом.

Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, название изделий и другие имена собственные в работе приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия организаций в пе­реводе на язык работы с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.

Сокращение русских слов и словосочетаний в работе должно осуществ­ляться по ГОСТ 7.12-93.

Построение и оформление курсовой работы. Наименования структур­ных элементов курсовой работы «Содержание», «Введение», «Выводы», «Спи­сок использованной литературы» служат заголовками структурных элементов курсовой работы.

Основную часть курсовой работы следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты при необходимости могут делиться на подпункты. При деле­нии текста на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабски­ми цифрами и записывать с абзацного отступа. Абзацы в тексте начинают от­ступом, равным 15 мм.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением введения, заключения и приложений (например, 1, 2, 3 и т.д.).

Если работа имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пре­делах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраз­дела и пункта, разделенных точками.

Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела.

Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый но­мер подраздела или пункта, разделенные точкой (например, 1.1, 7.2, 1.3 и т.д.).

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой (например, 1.1.1.1,1.1.1.2,1.1.1.3 ит.д.).

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят. Если текст работы подразделяют только на пункты, их следует нумеро­вать, за исключением введения, заключения и приложений, порядковыми номе­рами в пределах всего отчета по практике.

Если раздел или подраздел имеет только один пункт или пункт имеет один подпункт, то нумеровать его не следует. Наличие одного подраздела в разделе эквивалентно его фактическому отсутствию.

Если текст курсовой работы подразделяется только на пункты, то они ну­меруются порядковыми номерами в пределах всего документа.

Пункты при необходимости, могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например, 4.2.1.1,4.2.1.2,4.2.1.3 и т.д.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений строчную букву (за ис­ключением Ё, 3, И, О, Ы, Ъ, Ь), после которой ставится скобка.

Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с аб­зацного отступа (15 мм), например:

а)___________

б)____________

1)______________

2)______________

в)______________

Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, за­головков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, разрешается их выделение полужирным шрифтом.

Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Пе­реносы слов в заголовках не допускаются.

Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно 2 интервалам (1 пустая строка).

Расстояние между заголовками раздела и подраздела - 2 интервала (1 пус­тая строка).

Каждый раздел пояснительной записки следует начинать с нового листа. Поскольку текст курсовой работы делится на главы (части и т.д.), слово «Гла­ва» (часть, раздел и т.д.) не пишут.

Нумерация страниц курсовой работы. Страницы курсовой работы сле­дует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию, по всему тексту работы. Номер страницы проставляют в верхнем правом углу без точки

• (титульный лист не нумеруют).

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы. Иллюстрации и таблицы на листе форма­та АЗ учитывают как одну страницу.

Иллюстрации. Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в курсовой работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в курсовой работе.

Чертежи, графики, диаграммы, схемы, иллюстрации, помещаемые в отче­те по практике, должны соответствовать требованиям государственных стан­дартов Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредст­вом использования компьютерной печати.

Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нуме­ровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1».

Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки под рисунком.

Расстояние между текстом и рисунком - 2 интервала (1 пустая строка).

Расстояние между рисунком и его наименованием - 2 интервала (1 пустая строка).

Расстояние между наименованием рисунка и текстом - 2 интервала (1 пустая строка).

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюст­рации, разделенных точкой, например, рисунок 1.1.

Иллюстрации при необходимости могут иметь наименование и поясни­тельные данные (подрисуночный текст). Слово «рисунок» и его наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: «Рисунок 1 - Схема производства молочно-растительного продукта». Подрису­ночный текст располагается под наименованием рисунка (кегль 12, одинарный межстрочный интервал) посредине листа.

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, на­пример, рисунок А.5.

При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «... в соответствии с рисунком 1.2» при нуме­рации в пределах раздела.

Графики являются рисунками, на которых приводятся максимальная ин­формация о представленных экспериментальных или аналитических зависи­мостях. Графики выполняют теми же средствами, что и весь отчет (принтер и т.п.). Графики изображают в плоскости или объеме с соблюдением аксономет­рических правил.

Оси графиков и линии отображаемых зависимостей должны быть прове­дены жирными линиями толщиной 0,7-1,0 мм. На осях проставляют численные значения параметров, от которых проводят тонкие линии координатной сетки. Численные интервалы изменения параметров выбирают такими, чтобы не оста­валось мест, не занятых линиями зависимостей. В конце осей проставляют символьные обозначения параметров и, через запятую, единицы измерения, напри­мер; Р, Па. Если параметры имеют большие численные значения, то использу­ют степенные множители с основанием 10, например Р-10"5, Па. Допускается название параметров размещать вдоль соответствующих осей. Эксперимен­тальные зависимости обязательно снабжают экспериментальными точками, но ' к ним никаких линий от осей не проводят. Если на графике представлено не­сколько зависимостей, то каждая линия нумеруется, а название зависимости приводится ниже под графиком.

Пример оформления рисунка:

А)

Рисунок 3.1 - Контрольная карта Хотеллинга

Б)

Рисунок 3.7 - Связь между видами дефектов и числом дефектных изделий

Таблицы. Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства срав­нения показателей. Название таблицы при его наличии должно отражать ее со­держание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таб­лицей слева, без абзацного отступа, в одну строку с ее номером, через тире. Между названием таблицы и самой таблицей должна быть оставлена одна сво­бодная строка.

Таблицу следует располагать в курсовой работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Выше и ниже таблицы должна быть оставлена одна свободная строка.

На все таблицы в тексте отчета должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «таблица» и её номер указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1»; нижнюю горизонтальную черту, ограни­чивающую первую часть таблицы, не проводят.

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и по­мещать одну часть под другой в пределах одной страницы. Если строки и гра­фы таблицы выходят за формат страницы, то в первом случае в каждой части таблицы повторяется головка, во втором случае - боковик.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее - кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, ма­рок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если циф­ровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ста­вят прочерк.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Пример оформления таблицы приведен на рис. 1.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать араб­скими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае но­мер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разде­ленных точкой.

Таблица 2.1 - Классификация наиболее распространенных систем сертификации по основным классификационным признакам.

Признак классификации

Система сертификации продукции

Заинтересованность сторон

Национальная

Региональная

Международная

Правовой статус

Обязательная

Добровольная

Самостоятельная

Участие сторонних организаций в исполнении процедуры сертификации

Третьей стороной

Рис. 1. Образец оформления таблиц

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией араб­скими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Если в работе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица В.1», если она приведена в приложении В.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они со­ставляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Высота строк таблицы должна быть не менее 8 мм.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными ли­ниями не допускается. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таб­лицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таб­лицы.

Оформление таблиц в курсовой работе должно соответствовать ГОСТ 1.5-02 и ГОСТ 2.105-95. Пример приведен на рис. 2.

Таблица 3.30 – Процедура сертификации продукции

Наименование этапа

Содержание этапа

Исполнитель

Окончание этапа

1

2

3

4

1. Получение органом по сертификации декларации заявки на сертификацию продукции

Анализ декларации-заявки

Организация (заявитель)

Назначение эксперта для экспертизы исходных материалов

Продолжение таблицы 3.30

1

2

3

4

3. Формирование комиссии по проверке производства

Назначение главного эксперта и утверждение состава комиссии

Орган по сертификации (уполномоченный эксперт)

Оформление приказа о составе комиссии

Рис. 2. Образец оформления таблицы с продолжением

Примечания. Слово «примечание» следует печатать с прописной буквы с абзаца и не подчеркивать.

Примечания приводят в работе, если необходимы пояснения или спра­вочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Примечания не должны содержать требований.

Примечания следует помещать непосредственно после текстового, гра­фического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания. Вы­ше и ниже примечания в тексте должна быть оставлена одна свободная строка.

Если примечание одно, то после слова «примечание» ставится тире и при­мечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Не­сколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставле­ния точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обо­значающей окончание таблицы.

Пример оформления примечания в тексте:

Примечание - __________________________

Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами. На­пример:

Примечания

1_______________________________________

2_______________________________________

Формулы и уравнения. Уравнения и формулы следует выделять из тек­ста в отдельную строку.

Выше и ниже каждой формулы или уравнения должна быть оставлена одна свободная строка.

Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перене­сено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:) или других математических знаков, причем знак в начале сле­дующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирую­щем операцию умножения, применяют знак «X».

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует при­водить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку объяснения начинают со слова «где» без двоеточия.

Формулы в отчете следует нумеровать порядковой нумерацией в преде­лах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом по­ложении на строке.

Единица измерения одного и того же параметра в пределах отчета должна быть постоянной и правильно записана. Единица измерения, установленная по фамилии ученого, пишется с большой буквы, например, ватт - Вт, ампер - А и т.д.

Физические величины следует приводить по международной системе единиц СИ согласно ГОСТ 8.417-02. Например:

М = Мб - Мт (1)

где М — масса нетто, кг;

Мб — масса брутто, кг;

Мт - масса упаковки, кг.

Одну формулу обозначают (1).

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлени­ем перед каждой цифрой обозначения приложения, например, формула (В.1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, напри­мер, в формуле (1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделен­ных точкой, например, (3.1).

Ссылки. В курсовой работе допускаются ссылки на стандарты, техниче­ские условия и другие документы при условии, что они полностью и однознач­но определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в пользовании работой.

Ссылаться следует на документ в целом или его разделы и приложения. Ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за ис­ключением подразделов, пунктов, таблиц и иллюстраций ГОСТ 7.32-01.

При ссылках на стандарты и технические условия указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при усло­вии полного описания стандарта в списке использованных источников в соот­ветствии с ГОСТ 7.1-03.

Ссылки на использованные источники следует приводить между двумя косыми линиями.

Список использованных источников. Список должен содержать пере­чень всех источников, использованных при выполнении работы.

Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте курсовой работы, нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа.

В тексте работы ссылки на источник даются в виде его номера, заклю­ченного между двумя косыми линиями (/ /) - при машинописном или компью­терном варианте оформления работы. Например, /1/.

Способ представления того или иного источника различен для разных ви­дов источников и зависит от вида публикации или документа (статья, книга, ГОСТ, патент и др.), количества авторов и т.п.

Ниже на примерах представлены правила оформления литературных ис­точников в списке использованных источников.

Однотомные издания

1. Книги одного, двух и трех авторов

1. Позняковский, В.М. Гигиенические основы питания, качество и безопас­ность пищевых продуктов : учебник / В.М. Позняковский. - 5-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2005. - 480 с.

2. Позняковский, В.М. Экспертиза мяса и мясопродуктов : учеб.-справ. посо­бие / В.М. Позняковский. - 2-е изд., стереот. - Новосибирск: Сиб, унив. изд-во, 2002. - 526 с. -

3. Райзберг, Б.А. Диссертация и учёная степень : пособ. для соискателей / Б.А. Райзберг. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 415 с.

4. Петрушевский, В.В. Биологически активные вещества пищевых продуктов : справочник / В.В. Петрушевский, А.Л. Казаков, В.А. Бондюкова. - Киев: Техника, 1985. - 127 с.

5. Павлоцкая, Л.Ф. Физиология питания : учебник / Л.Ф. Павлоцкая, Н.В. Дуденко, М.М. Эйдельман. - М.: Высш. шк., 1989. - 368 с.

6. Спиричев, В.Б. Обогащение пищевых продуктов витаминами и минераль­ными веществами. Наука и технология / В.Б. Спиричев, Л.Н. Шатнюк, В.М. Позняковский; под общ. ред. В.Б. Спиричева. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. - 548 с.

2. Книги четырех и.более авторов

1. Позняковский, В.М. Экспертиза напитков : учеб.-справ. пособие / В.М. По­зняковский, В.А. Помозова, Т.Ф. Киселева и др.; под общ. ред. чл.-корр. РАЕН, проф. В.М. Позняковского. - 5-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2005. - 384 с.

2. Политика здорового питания. Федеральный и региональный уровни / В.И. Покровский, Г.А. Романенко, В.А. Княжев и др. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002. - 344 с.

Многотомные издания

1. Документ в целом

1. Справочник товароведа. Продовольственные товары. В 2-х т. - М.: Эконо­мика, 1987.

2. Отдельный том

1. Справочник товароведа продовольственных товаров. В 2-х т. Т. 1. - М.: Эко­номика, 1987. - 368 с.

2. Энциклопедия народной медицины. В 8-ми т. Т. 6. Лекарственные растения. - М.: АНС, 1999. - 416 с.

3. Государственная фармакопея СССР: Вып. 2. Общие методы анализа. Лекар­ственное растительное сырьё / МЗ СССР. - 11-е изд., доп. - М.: Медицина, 1989. - 400 с.

4. Машковский, М.Д. Лекарственные средства. В 2-х ч. Ч. 1 / М.Д. Машковский. - 12-е изд. - М.: Медицина, 1993. - 688 с.

Справочники

1. Химический состав российских пищевых продуктов : справочник / Под ред. чл.-корр. МАИ, проф. И.М. Скурихина и академика РАМН, проф. В.А. Тутельяна. - М.: ДеЛи принт, 2002. - 236 с.

Законодательные материалы

1. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. - 20 с.

2. Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов: СанПиН 2.3.2.1078-01: утв. гл. сан. врачом РФ 14.11.01: ввод в действие с 01.07.02. - М.: ФГУП «ИнтерСЭН», 2002. -168 с.

3. ГОСТ Р 51074-03. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования. - Введ. 2005-07-01. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2004. - 27 с.

Патентные документы

1. Пат. 41491 Украина, МПК7 А63 С 9/12. Лечебно-профилактический кисло­молочный продукт / Карпов О.С., Цибенко Т.О. - № 2000116813; заявл. 29.11.00; опубл. 17.09.01, Бюл. К» 7. - 123 с.

Пат. 2221201 Российская Федерация, МПК7 Е 25 С 1/12, С 02 Р 1/22. Уст­ройство для замораживания жидкости / Малахов А.И., Малахов М.А. - № 2002105030/13; заявл. 26.02.02; опубл. 10.01.04.

Депонированные научные работы

1. Колесникова, Н.Г. Перспективы использования зернобобового сырья в про­изводстве продуктов функционального назначения для питания детей школьного возраста / Н.Г. Колесникова, Н.Т. Шмакова, Г.М. Зайко; Ред. ж. изв. вузов, пищ. технол. - Краснодар, 2004. - 22 с. - Библиограф. 49. - Деп. в ВИНИТИ 28.06.04, № 1098-В2004.

Диссертации и автореферат диссертации

1. Иконникова, З.В. Разработка технологий и товароведная оценка продуктов функционального назначения на основе местного плодово-ягодного и овощ­ного сырья: автореф. дис. ... канд. техн. наук: 05.18.15 / Иконникова Злата Викторовна. - Кемерово, 2004. - 17 с.

2. Австриевских, А.Н. Технологические аспекты производства сухих молочных напитков, обогащенных биологически активными добавками: дис. ...канд. техн. наук: 05.18.04 / Австриевских Александр Николаевич. - Кемерово, 2000. -149 с.

Сериальные и другие продолжающиеся ресурсы

1. Статьи из журнала

1. Гаппаров, М.М. Влияние биологически активных добавок к пище на энерге­тический обмен и массу тела человека / М.М. Гаппаров // Вопросы питания. - 1999.-№!.-С. 12-17.

2. Гернет, М.В. Производство алкогольных напитков. Вода в производстве ликероводочных изделий / М.В. Гернет, А.Н. Кречетникова // Пиво и напит­ки. - 1999.-№ 3. - С. 30-31; № 4. - С. 48-50.

3. Алейников, И.Н. Многофакторная технология обработки сырья / И.Н. Алейников, В.Н. Сергеев // Пищевая промышленность. -2001.-№ 5. -С. 58.

4. Позняковский, В.М. Использование ягод барбариса обыкновенного в пита­нии человека / В.М. Позняковский, О.В. Голуб, Д.Г. Попова и др. /7 Вопросы питания. - 2003. - № 4. - С. 46-49.

2. Из трудов, конференций, семинаров и т.д.

1. Крохалев, В.А. Основные тенденции в формировании рынка ресторанных услуг / В.А. Крохалев // Современные проблемы потребительского рынка : всерос. межвуз. сб. науч. тр. / Уральский гос. эк. ун-т, фак. торг.-эк. - Екате­ринбург, 2004. - С. 65-66.

2. Груздева, А.Е. Продукты лечебно-профилактического назначения ЗАО -«БИОФИТ» / А.Е. Груздева, Н.В. Гришатова, Е.А. Беляева // Федеральный и региональный аспекты государственной политики в области здорового пита­ния : тезисы международ, симп-ма / КемТИПП. - Кемерово, 2002. - С. 183-185.

3. Вековцев, А.А. Гигиеническое обоснование и исследование потребитель­ских свойств пищевых продуктов, регулирующих массу тела / А.А. Веков­цев, Е.О. Ермолаева, О.В. Голуб // Пища. Экология. Качество : труды IV междунар. науч.-практ. конференции (Красноярск, 23-24 сент. 2004 г.). -Новосибирск, 2004. - С. 308-310.

4. Ермолаева, Е.О. Разработка рецептур и технологий биологически активных добавок для коррекции массы тела / Е.О. Ермолаева // Пищевые продукты и здоровье человека : сб. тезисов докладов региональной аспирантско-студ. конференции. - Кемерово, 2004. - С. 54-55.

Приложения. Приложение оформляют как продолжение курсовой работы на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного тома.

В тексте работы на все приложения должны быть даны ссылки. Прило­жения располагают в порядке ссылок на них в тексте курсовой работы.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием на­верху посередине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ», его обозначения и степени.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начи­ная с А, за исключением букв Ё, 3, И, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «приложе­ние» следует буква, обозначающая его последовательность.

Допускается обозначение приложений буквами латинского алфавита за исключением букв I и О.

В случае полного использования букв русского и латинского алфавитов допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

Если в работе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

Текст каждого приложения при необходимости может быть разделен на разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруют в пределах каж­дого приложения. Перед номером ставится обозначение этого приложения.

Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.

При необходимости такое приложение может иметь «Содержание».


4. Подготовка к защите и защита курсовой работы

Законченная работа сдаётся на проверку научному руководителю, который решает, допустить её к защите или отправить на доработку. Защита курсовых работ проводится в специальной комиссии, состоящей из двух-трёх преподавателей кафедры, по графику, заранее доведённому до сведения студентов. На защите обязательно присутствует руководитель курсовой работы, допускается присутствие студентов группы (потока). Подготовка к защите заключается в повторении теоретического материала, критической оценке полученных результатов, разработанных рекомендаций – всего, что выносится на защиту.

Процедура защиты: доклад по материалам, выносимым на защиту, и ответы на вопросы членов комиссии. Доклад должен быть компактным, но достаточно информативным. В нём:

- обосновываются цели и задачи курсовой работы;

- даётся краткая характеристика объекта изучения и методов исследования;

- докладываются полученные результаты;

- приводятся выводы и рекомендации по работе предприятия, послужившего базой исследования.

Хорошее владение материалом, точность ответов на вопросы при защите, оформление и содержание представленной в комиссию курсовой работы являются критериями оценки, выставляемой студенту.

Студенты, не представившие или не защитившие в срок курсовую работу, считаются имеющими академическую задолженность и не допускаются к экзамену по специальной дисциплине в период сессии.


Приложение А

Содержание

Введение…………………………………………………..…3

1.Исходные данные………………………………………….4

2. Экспериментальная часть………………………………..4

2.1 Построение причинно-следственной диаграммы…...5

2.2 Построение Диаграммы Парето……………………...6

2.3 Разработка контрольного листка……………………..7

2.4 Результаты контроля параметра……………………...8

2.5 Анализ соответствия данных нормальному

закону распределения. Проверка результатов

измерения на наличие грубых ошибок (промахов)……..9

2.5.1 Визуальный анализ данных на соответствие нормальному закону распределения……………………10

2.5.2 Анализ результатов измерения на

наличие грубых ошибок (промахов)…………...11

2.5.3 Проверка значений на

соответствие нормальному закону

распределения по критерию согласия

Пирсона (χ 2 )……………………………………..12

2.5.4 Расчёт доверительного интервала

и истинного значения толщины слоя глазури…13

2.6 Построение контрольных карт………………………14

2.6.1 Построение контрольных карт

Шухарта (Х,R)………………………………..….15

2.6.2 Построение контрольных карт

Шухарта (Х,R) при заданном

номинальном значении …………………………16

2.6.3 Индексы пригодности …………………….17

2.6.4 Расчёт индексов пригодности…………….18

2.7 Оценка результатов анализа процесса

изготовления жевательной резинки…………………….19

Заключение…………………………………………...…….20

Список использованных источников литературы……….21

Приложения………………………………………………...22


Продолжение приложение А

Содержание

Введение …………………………………………………………...

3

1. Исходные данные……………………………………………….

3

2. Экспериментальная часть………………………………………

4

2.1 Определение влияющих факторов и выделение главного из них……………………………………………………………………

4

2.2 Разработка типа контрольного листка для получения данных по заданному фактору………………………………………………

6

2.3 Анализ соответствия экспериментальных данных нормальному закону распределения………………………………

9

2.4 Анализ полученных данных на наличие грубых ошибок по критерию 3s…………………………………………………………

10

2.5 Проверка значений на соответствие нормальному закону распределения по критерию согласия Пирсона (c2 )……………...

11

2.6 Расчет доверительного интервала и истинного значения радиального биения звездочки привода редуктора………………

14

2.7 Построение контрольных карт Шухарта (X, R) и расчет индексов пригодности процесса изготовления звездочки привода редуктора……………………………………………….….

14

2.8 Оценка результатов анализа процесса изготовления звездочки привода редуктора………………………………………

16

Заключение…………………………………………………………..

17

Список использованных источников литературы …………..

17

Приложение А - Причинно - следственная диаграмма Исикавы процесса изготовления звездочки привода редуктора

19

Приложение Б - Диаграмма Парето процесса изготовления звездочки привода редуктора

20

Приложение В - Гистограмма распределения экспериментальных данных радиального биения звездочки привода редуктора

22

Приложение Г - Проверка нормальности распределения результатов наблюдений по критерию согласия К. Пирсона (c2 )

23

Приложение Д - Контрольные карты X и R процесса изготовления звездочки привода редуктора

25

Приложение Б

ОБРАЗЕЦ оформления титульного листа

Федеральное агентство по образованию

КЕМЕРОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Кафедра биотехнологии, товароведения и управления качеством

курсовая работа

ТЕМА: « Обеспечение качества входного контроля компонентов хлебопечения с использованием статистических методов»

Студента гр. УК-51

Безносов Ю.В.

Научный руководитель:

канд.экон.наук, доцент

Сурков И.В.

(оценка)

«__»___________________2008 г.

Кемерово 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие…………………………………………………3

1. Основные направления исследований.

Примерная тематика курсовых работ……………………...5

2. Структура и содержание курсовой работы…………..17

3. Правила оформления курсовой работы ……………...28

4. Подготовка к защите и защита курсовой работы……45

Приложение………………………………………………...46


Учебное издание

Выполнение курсовой работы по дисциплине

«статистические методы

в управлении качеством»

Методические указания

для студентов всех форм обучения специальности

250501 «Управление качества» всех форм обучения

Составители:

Ермолаева Евгения Олеговна;

Рудась Павел Геннадьевич

Зав. редакцией И.Н. Журина

Редактор Е.В. Макаренко

Технический редактор Т.В. Васильева

Художественный редактор Л.П. Токарева

ЛР № 020524 от 02.06.97.

Подписано в печать . Формат 60х841/16

Бумага типографская. Гарнитура Times.

Уч.-изд.л.6. Тираж экз.

Заказ № .

Оригинал-макет изготовлен в редакционно-издательском отделе

Кемеровского технологического института пищевой промышленности

650056, г. Кемерово, б-р Строителей, 47.

ПЛД № 44-09 от 10.10.99.

Отпечатано в лаборатории множительной техники

Кемеровского технологического института пищевой промышленности

650010, г. Кемерово, ул. Красноармейская, 52