Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания по выполнению курсовой работы Составитель: преподаватель

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Методические указания

по выполнению курсовой работы

Составитель: преподаватель Гайдуков А.В.

Рецензент: заместитель директора по УПР Комаров Н.В.

Методические указания содержат задания на курсовую работу, краткие правила и требования к оформлению, методику выполнения трех заданий и необходимые справочные материалы.

Предназначены для студентов КАИТ №20 очной формы обучения специальности 190601 – Техническое обслуживание автотранспорта.

Утверждены ПЦК технических дисциплин (протокол №__ от «8» декабря 2011 г.).

ВВЕДЕНИЕ

Автомобиль является сложным объектом труда. При проведении техниче-

ского обслуживания (ТО) и особенно текущего ремонта (ТР) требуется выполнять многие виды работ: от уборочно-моечных до сварочных и окрасочных.

Некоторые виды работ по технологии и мерам производственной безопасности

несовместимы и должны выполняться на разных производственных участках.

Для некоторых видов работ требуются узкопрофильные специалисты.

Места технологических воздействий при ТО и ремонте могут быть сбоку,

снизу автомобиля, внутри салона и т.д. Это выдвигает требования к располо-

жению исполнителей, последовательности операций, которые необходимо выполнить при минимальном перемещении объекта. Взаимосвязь перечисленных и ряда других факторов характеризует совершенство технологического процесса.

Дисциплина «Технологические процессы ТО, ремонта и диагностики

автомобилей» относиться к числу специальных дисциплин в учебном плане

специальности 190601 – Автомобили и автомобильное хозяйство. Дисцип-

линой предусматривается изучение вопросов технологии технического об-

служивания и ремонта автомобилей при условии заданного уровня надеж-

ности автомобилей и минимальных денежных, материальных и трудовых

затратах. Основными формами изучения дисциплины являются: прослуши-

вание лекций, выполнение лабораторных работ, выполнение курсовой ра-

боты, самостоятельная работа студентов с рекомендованными источниками

основной и дополнительной литературы по решению конкретных произ-

водственных задач, связанных с организацией обслуживания и ремонта

подвижного состава автомобильного транспорта.

Методика, изложенная в методических указаниях, может быть полезна

при выполнении технологической части дипломного проекта студентами 4 курса.

При подготовке указаний использована часть материалов издания «Диагностика и техническое обслуживание машин» (Воронин Д.М., Голубь С.А., Долгушин А.А.).

Цель курсовой работы – формирование научных, профессиональных

знаний и навыков в области технической эксплуатации подвижного состава

автомобильного транспорта. При изучении дисциплины студенты получают

знания о современных технологических процессах технического обслужи-

вания и текущего ремонта автомобилей, об особенностях проектирования и

реализации технологических процессов технической эксплуатации на пред-

приятиях автомобильного транспорта.

Содержание курсовой работы

Введение

1. Расчет годовой производственной программы работ по ТО и ТР.

1.1 Выбор исходных данных для планирования.

1.2 Корректирование периодичности и трудоемкости ТО и ТР.

1.3 Определение количество ТО на планируемый период.

1.4 Определение суточной программы по ТО автомобилей.

1.5 Расчет годовой трудоемкости работ по ТО и ТР.

1.6 Определение количества обслуживающего персонала.

1.7 Выбор метода организации ТО автомобилей.

2. Разработка технологического процесса ТО автомобилей.

2.1 Общая характеристика и конструктивные особенности

подвижного состава.

2.2 Расчет трудоемкости отдельных видов работ по ТО

автомобилей.

2.3 Разработка операционной технологической карты ТО

автомобиля.

3. Организация работы поточной линии ТО.

3.1 Определение количества постов поточной линии.

3.2 Распределение объемов работ по исполнителям и постам.

3.3 Подбор оборудования для постов.

Общие выводы.

Список используемой литературы.

Оформление курсовой работы

Курсовая работа состоит из расчетно-пояснительной записки и графи-

ческой части.

Пояснительная записка выполняется на листах формата А4 с рамкой.

Объем пояснительной записки должен составлять 25-30 страниц. Первый

лист – титульный (прил. 1). Второй лист – задание на курсовую работу

(прил. 2). Третий лист – содержание (рамка 40 мм). Четвертый и после-

дующие листы – выполнение трех заданий.

Графическая часть курсовой работы состоит из двух чертежей форма-

та А1. Чертежи выполняются на ватмане или бумаге карандашом или рас-

печаткой на принтере: 1-й лист – графики технического обслуживания под-

вижного состава; 2-й лист – организация работы поточной линии ТО. При-

меры оформления графической части представлены в прил. 8, 9.

Текст пояснительной записки и чертежи курсовой работы оформляют-

ся в соответствии с требованиями ЕСКД и «Стандарта предприятия». Общие

правила оформления изложены в методических указаниях: Евдокимов Ю.И.,

Голомянов А.И., Евдокимова Г.А. и др. Общие требования к оформлению

курсовых и дипломных проектов (работ) / НГАУ. Инженерный институт. –

Новосибирск, 2004 г.

Во всех основных надписях курсовой работы необходимо проставить

шифр. Шифр каждой курсовой работы должен состоять из трех групп цифр.

Пример: Т КР 23 00 00 ПЗ, где Т –специальность , КР – курсовая работа, 23 – вариант задания курсовой

работы, ПЗ – для основных надписей пояснительной записки. Для листов

графической части шифры будут следующие: для 1-го листа Т КР 23 00

01 ГР, для 2-го листа Т КР 23 00 02 ПЛ.

ЗАДАНИЕ 1

Расчет годовой производственной

программы работ по ТО и ТР

1.1 Выбор исходных данных для планирования

Исходными данными при планировании ТО автомобилей служат:

– списочный состав в АТП по маркам и моделям;

– пробег автомобилей с начала эксплуатации;

– среднесуточный пробег автомобилей;

– показатели, характеризующие условия их эксплуатации;

– нормативные данные, регламентирующие ТО и ремонт автомобилей.

2.Характеристики подвижного состава, приведенного в исходных данных

курсовой работы, представлены в прил.

3. Исходные данные, характеризующие списочное количество автомобилей на АТП, показатели использования подвижного состава АТП и характеристика условий эксплуатации принимаются из табл. 1-3 путем нахождения трехзначного числа по формуле:

Чо = 500 – NЗК , (1)

где NЗК – цифры номера зачетной книжки или шифра без года поступления.

Пример 1 . Зачетная книжка студента 92-07-А .

Значит NЗК = 92 , тогда Чо = 500 – 92= 408 .

Цифра 4 – это вариант 4 из табл. 1,

цифра 0 – вариант 0 из табл. 2, цифра 8 – вариант 8 из табл. 3.

Пример 2 . Зачетная книжка студента вечерней формы обучения 112-05-

АУ . Значит NЗК = 112 . Тогда Чз = (500 – 112) + 1 = 389 . Цифра 3 – это вариант

3 из табл. 1, цифра 8 – вариант 8 из табл. 2, цифра 9 – вариант 9 из табл. 3.

Таблица 1 – Структура подвижного состава АТП

Таблица 2 – Показатели использования подвижного состава АТП

Таблица 3 – Условия эксплуатации подвижного состава

Нормативная периодичность и трудоемкость ТО и ремонта автомоби-

лей определена на основе Положения о техническом обслуживании и ре-

монте подвижного состава автомобильного транспорта, руководств по тех-

ническому обслуживанию и ремонту автомобилей определенных моделей и

представлены в прил. 4.

Приведенные в прил. 4 нормативные данные без корректирования мо-

гут применяться в расчетах только для следующих условий эксплуатации:

– 1-я категория условий эксплуатации (дорога – асфальтобетонное и

бетонное покрытие, рельеф – равнинная, слабохолмистая и холмистая ме-

стность, условия движения – за пределами города);

– применение базовых моделей автомобилей;

– использование транспорта в умеренном климатическом районе;

– пробег с начала эксплуатации 50-75% от пробега до первого капи-

тального ремонта;

– работа транспорта в составе автотранспортного предприятия, имею-

щего 200-300 автомобилей трех технологически совместимых групп, для

которых применимы одинаковые посты, оборудование и квалификация

персонала при проведении ТО и ТР.

При планировании работ по ТО и ТР автомобилей следует учитывать, что:

1) нормативы трудоемкости ТО-1 и ТО-2 не включают трудоемкость ЕТО;

2) трудоемкость дополнительных работ по сезонному обслуживанию

составляет к трудоемкости ТО-2: для районов Крайнего Севера – 50%, для

зоны холодного климата – 30% и для прочих условий – 20%;

3) нормативы не учитывают трудовые затраты на вспомогательные

работы (работы по самообслуживанию) по гаражу, которые устанавлива-

ются в размере 25-30% от суммарной трудоемкости ТО и ТР. В состав

вспомогательных работ входят обслуживание и ремонт оборудования и

инструмента; транспортные и погрузочно-разгрузочные работы, связанные

с обслуживанием и ремонтом подвижного состава; перегон автомобилей

внутри гаража; хранение, приемка и выдача материальных ценностей;

уборка производственных и служебно-бытовых помещений.

Исходные данные по выбранному варианту занести в бланк задания

курсовой работы и подписать у руководителя до начала выполнения.

1.2 Корректирование периодичности

и трудоемкости ТО и ТР

Автомобили, работающие в более тяжелых условиях, чем эталонные,

потребуют для обеспечения работоспособности больших трудовых и материальных ресурсов, а затраты на ТО и ремонт автомобилей и себестоимость перевозок будут объективно выше.

С учетом действительных условий эксплуатации производится корректирование периодичности ТО, пробега до КР, трудоемкости ТО и ТР.

Корректирование нормативных данных производится с использованием

коэффициентов, учитывающих условия эксплуатации (К 1), тип и модификацию

автомобилей (К 2 ), природно-климатические условия (К 3 ), пробег автомобилей с

начала эксплуатации (К 4 ) и размер автотранспортных предприятий (К 5 ).

При определении периодичности ТО коэффициент корректирования:

При определении пробега до КР коэффициент корректирования:

При определении трудоемкости ТО коэффициент корректирования:

При определении трудоемкости ТР коэффициент корректирования:

Значения коэффициента К1 определяется в зависимости от категории

условий эксплуатации и вида корректируемого норматива из табл. 4.

Таблица 4 – Коэффициент корректирования К 1 нормативов

в зависимости от категории условий эксплуатации

Категория условий эксплуатации, характеризуемая дорожным покрытием

Д , рельефом местности Р и условиями движения У , определяется по табл. 5.

Таблица 5 – Классификация условий эксплуатации

Значения коэффициента К 2 принять из табл. 6.

Таблица 6 – Коэффициент корректирования К 2 нормативов

в зависимости от модификации подвижного состава

и организации его работы

Значения коэффициента К 3 , учитывающего природно-климатические ус-

ловия эксплуатации, принимают по табл. 7 в зависимости от климатического

района. Характеристика территории России по природно-климатическим ус-

ловиям представлена в прил. 5.

Значения коэффициента корректирования К 4 принимают из табл. 8 в зависи-

мости от пробега автомобиля данной марки с начала эксплуатации (см. табл. 2).

Таблица 7 – Коэффициент корректирования К 3 нормативов

в зависимости от природно-климатических условий

Таблица 8 – Коэффициент корректирования нормативов

удельной трудоемкости текущего ремонта К 4 в зависимости

от пробега с начала эксплуатации

Значение коэффициента корректирования К 5 варьируется в пределах

от 0,8 до 1,3 в зависимости от численности автомобилей.

Расчетные значения корректирующих коэффициентов Кр 1 , Кр 2 , Кр 3 и

Кр 4 по маркам автомобилей заносятся в табл. 9.

Таблица 9 – Расчетные значения корректирующих коэффициентов

С учетом корректирующих коэффициентов проводиться пересчет нор-

мативной периодичности ТО, нормы пробега до КР, а также нормативы

трудоемкости ТО и ТР по выражениям:

– периодичность ТО:

где L то-1, L то-2 – соответственно нормативный пробег до ТО-1 и ТО-2 после

корректирования;

L нто-1, L нто-2 – соответственно пробег до ТО-1 и ТО-2 до корректирова-

ния (см. прил. 4);

– пробег до КР:

Lкр=Кр2 Lнкр , (9)

где Lнкр – нормативный пробег автомобиля до КР до корректирования;

– трудоемкость ТО:

)

где Зтто-2 , Зтто-1 , Зтето – соответственно трудоемкость одного ТО-2, ТО-1 и ЕТО после корректирования;

Зт.нто-2 , Зт.нто-1 , Зт.нето – соответственно трудоемкость одного ТО-2, ТО-1 и ЕТО до корректирования (принимается из прил. 4);

- трудоемкость ТР:

где Зттр ,Зт.нтр – соответственно нормативная трудоемкость ТР (на 1000 км

пробега) после и до корректирования.

Значения Зт.нтр принимаются из прил. 4.

Результаты расчетов по корректированию нужно свести в табл. 10.

1.3 Определение количество ТО на планируемый период

В соответствии с исходными данными (см. табл. 1-3) определить пла-

нируемый пробег автомобилями данной марки:

где Li – планируемый пробег автомобилями данной марки, км;

Кi – списочное количество автомобилей данной марки (см. табл. 1);

Lг i – средний пробег автомобиля данной марки в планируемом периоде,

км (см. табл. 2).

С учетом откорректированных значений периодичности и трудоемко-

сти ТО и ТР определить количество обслуживаний каждого вида в плани-

руемом периоде по парку автомобилей данной марки:

где n – количество обслуживаний;

j – индекс вида обслуживания (например ТО-1, ТО-2);

i – индекс марки автомобиля (например КАМАЗ-4308), т. е.

Таблица 10 – Откорректированные значения исходных данных

Количество ежесменных обслуживаний определяют по значению

среднесуточного пробега:

где

– среднесуточный пробег автомобиля данной марки, км (см. табл. 2).

Количество сезонных технических обслуживаний

где 2 – количество сезонных обслуживаний в год;

К i – количество автомобилей данной марки.

Суточную программу по техническому обслуживанию автомобилей

определяют отдельно по каждому виду обслуживания для каждой марки

автомобилей:

(20)

где ТОji m – суточное количество обслуживаний j -го вида i - й марки автомо-

билей в планируемом периоде;

Д – количество рабочих дней в году участка или зоны обслуживания,

выполняющих данный вид обслуживания. Для расчетов принять

Д = 253 дня.

То есть

Результаты расчетов по годовому и суточному количеству техниче-

ских обслуживаний свести в табл. 11.

Таблица 11 – Расчетное количество ТО по видам обслуживания и маркам автомобилей

Годовую трудоемкость работ по ТО определяют по выражению

где

годовая трудоемкость работ по i -му ТО для автомобилей одной марки, чел. - ч.

При определении трудоемкости сезонного ТО необходимо учитывать,

что трудоемкость СТО определяется в процентном отношении от трудоем-

кости ТО-2 с учетом климатического района (см. выше).

Трудоемкость работ по ТР для автомобилей одной марки определяют

по выражению

Где

– годовая трудоемкость работ по ТР для автомобилей одной мар-

ки, чел.-ч.

Трудоемкость работ по самообслуживанию принимается в объеме 25-30%

от суммарной трудоемкости

Результаты расчета трудоемкости работ по ТО и ТР нужно свести в

табл. 12.

Таблица 12 – Трудоемкость работ по ТО и ремонту автомобилей, чел.-ч

Число рабочих, необходимое для выполнения работ по ТО и ТР, опре-

деляется по выражению

Где

– соответственно суммарная трудоемкость (по всему

парку) ТО, ТР и работ по самообслуживанию гаража;

Ф – фонд рабочего времени исполнителя (принимается равным 1860-1950 ч).

Число рабочих, необходимое для выполнения отдельных видов ТО и

ремонта, определяют аналогичным образом.

При определении числа ремонтных рабочих нужно учитывать сле-

дующее.

1. Нормативы трудоемкости ЕТО включают как уборочно-моечные ра-

боты, выполняемые обычно рабочими зоны ТО, так и контрольно-заправоч-

ные, выполняемые водителем. Объем уборочно-моечных работ составляет

50-60% общей трудоемкости ЕТО. Нормативные трудоемкости ЕТО долж-

ны приниматься в расчет в том случае, если водитель не принимает участия

в выполнении работ по ЕТО. При выполнении водителем только контроль-

но-заправочных работ нормативные трудоемкости берут с коэффициентом

0,5-0,6. Кроме того, нормативы ЕТО должны быть уменьшены еще на 50-

70%, если применяется механизированная мойка. Применение механизиро-

ванной мойки обязательно для гаражей с числом автомобилей более 100.

2. Для выполнения работ по ТО-1 водителей привлекать не рекомен-

дуется. Для выполнения работ по ТО-2, СТО и ТР предлагается привлекать

водителей (50 % объема работ).

3. Для выполнения ТО-1 и ТО-2 на потоке рекомендуется снижать

трудоемкость на 15-25 %.

В курсовой работе необходимо рассмотреть 2 варианта организации

работ по ТО и ТР – с участием и без участия водителей. Результаты опре-

деления необходимого числа рабочих свести в табл. 13.

Таблица 13 – Результаты определения

необходимого числа рабочих гаража

Для определения метода организации ТО применяют рекомендации

НИИАТ, согласно которым:

– ТО-1 грузовых автомобилей на тупиковых потоках производится по

программе до 10 обслуживаний в сутки; при большем числе обслуживаний

одноименных автомобилей в сутки ТО-1 проводится на поточной линии;

– ТО-2 грузовых автомобилей на тупиковых постах проводится по

программе до 1-2 обслуживаний в сутки; при суточной программе в 2-5

автомобилей обслуживание проводится на тупиковых постах с выделением

поста смазки; при суточной программе более 6 автомобилей ТО-2 прово-

дится на поточной линии.

Результаты внести в табл. 14.

Таблица 14 – Методы организации работ по ТО

ЗАДАНИЕ 2

Разработка технологического процесса ТО автомобилей

2.1 Общая характеристика и конструктивные особенности подвижного состава

2.1 Общая характеристика и конструктивные

особенности подвижного состава

На разработку технологического процесса ТО оказывают влияние

многие факторы, характеризующие в первую очередь конструкцию авто-

мобиля. Поэтому по заданной марке автомобиля необходимо кратко опи-

сать конструктивные особенности в следующем порядке:

1. Конструктивные особенности двигателя (тип двигателя, литраж,

расположение двигателя, число цилиндров, расположение распредвалов,

тип привода механизма газораспределения, объем системы смазки и т.п.).

2. Конструктивные особенности трансмиссии (тип трансмиссии, число

ведущих колес, наличие раздаточной коробки, число передач КПП, объем

картера КПП и главной передачи и т.п.).

3. Конструктивные особенности ходовой части и рулевого управления

(тип подвески, размер шин и дисков, наличие гидроусилителя рулевого

управления, тип рулевого управления, и т.п.).

4. Конструктивные особенности тормозной системы (тип тормозной

системы, конструкция тормозов, количество контуров и т.п.).

Кроме того, необходимо привести краткую техническую характери-

стику подвижного состава по следующей форме:

Для легковых автомобилей:

1. Марка;

2. Колесная формула;

3. Масса перевозимого груза, кг;

4. Марка двигателя;

5. Мощность двигателя, кВт;

6. Количество пассажиов ;

7. База, мм

8. Габаритные размеры, мм;

9. Изготовитель.

Для бортовых грузовых автомобилей:

1. Марка;

2. Колесная формула;

3. Масса перевозимого груза, кг;

4. Марка двигателя;

5. Мощность двигателя, кВт;

6. База, мм

7. Колея передних и задних колес, мм;

8. Дорожный просвет, мм;

9. Расход топлива на 100 км, л;

10. Габаритные размеры, мм;

11. Изготовитель.

Для самосвалов:

1. Марка;

2. Колесная формула;

3. Масса перевозимого груза, кг;

4. Марка двигателя;

5. Мощность двигателя, кВт;

6. Объем кузова, м3;

7. Направление разгрузки;

8. База, мм;

9. Колея передних и задних колес, мм;

10. Дорожный просвет, мм;

11. Расход топлива на 100 км, л;

12. Габаритные размеры, мм;

13. Изготовитель.

Для фургонов:

1. Марка;

2. Колесная формула;

3. Масса перевозимого груза, кг;

4. Марка двигателя;

5. Мощность двигателя, кВт;

6. Вместимость кузова, м3;

7. База, мм

8. Габаритные размеры, мм;

9. Изготовитель.

Для автобусов:

1. Марка;

2. Колесная формула;

3. Число посадочных мест;

4. Марка двигателя;

5. Мощность двигателя, кВт;

6. База, мм;

7. Колея передних и задних колес, мм;

8. Дорожный просвет, мм;

9. Расход топлива на 100 км, л;

10. Габаритные размеры, мм;

11. Изготовитель.

Техническую характеристику по каждой марке автомобиля предста-

вить в виде таблиц.

2.2 Расчет трудоемкости отдельных видов работ по ТО автомобилей

Независимо от вида ТО оно содержит следующие основные работы:

– контрольно-диагностические;

– регулировочные;

– крепежные,

– смазочно-заправочные;

– электротехнические;

– шинные.

Распределение затрат времени на выполнение работ ТО в процентах

от общего объема представлено в табл. 15.

С учетом конструктивных особенностей заданной марки автомобиля

необходимо определиться с видами работ по техническому обслуживанию

и их трудоемкостью. Трудоемкость отдельных видов работ определить на

основании данных табл. 15. Значение суммарной трудоемкости техническо-

го обслуживания принять из задания 1.

Результаты расчетов трудоемкости отдельных видов работ по техни-

ческому обслуживанию свести в табл. 16.

Таблица 15 – Распределение трудовых затрат на ТО-1

и ТО-2 автомобилей по видам работ, %

Таблица 16 – Распределение трудоемкости ТО№___

автомобиля __________ по видам работ

2.3 Разработка операционной технологической

карты ТО автомобиля

Для разработки технологической карты следует установить полный

перечень работ по данной группе операций, рациональную последователь-

ность выполнения работ, переходы рабочего, необходимые при выполне-

нии операций, количество исполнителей, их специальность и квалифика-

цию, среднюю трудоемкость отдельных работ и всей группы операций.

Полный объем работ включает все операции, связанные с подготови-

тельными и заключительными работами технологического процесса (въезд

на пост, опускание автомобиля и т.п.). Перечень работ при проведении тех-

нического обслуживания заданной марки автомобиля определяют на осно-

вании типовой технологии ТО и ремонта автомобилей или самостоятельно

с учетом рекомендаций положения о ТО и ремонте подвижного состава

автомобильного транспорта (прил. 6).

Оборудование и инструмент следует выбирать с учетом обеспечения

высокой производительности труда. Примерный перечень технологическо-

го оборудования для ТО автомобилей представлен в прил. 7. Количество

рабочих по специальности и разряд следует определять согласно техноло-

гическим особенностям выполняемой работы.

Разработанный технологический процесс оформить в виде технологи-

ческой карты. Пример оформления технологической карты приведен в

табл. 17.

Трудоемкость проведения технического обслуживания принять из за-

дания 1. Распределение трудоемкости по отдельным работам провести на

основании данных табл. 15.

ЗАДАНИЕ 3

Организация работы поточной линии ТО

Прогрессивным методом организации ТО является выполнение его на

поточных линиях, что позволяет повысить производительность труда, со-

кратить затраты на ТО и ТР, снизить простои автомобилей в ТО и ТР. Од-

нако для организации производства поточным методом необходимы опре-

деленные условия, главным из которых является достаточная сменная про-

изводственная программа обслуживаемых автомобилей.

Такие линии используются в основном для выполнения ТО-1 и ТО-2.

Минимальная сменная программа, при которой целесообразно применение

поточного метода, составляет 11-13 для ТО-1 и 5-6 для ТО-2.

Исходными данными являются:

– марка автомобиля;

– суточная программа работ по ТО;

– пооперационная технологическая карта выполнения ТО (задание 2).

Требуется:

– рассчитать необходимое число технологических рабочих;

– определить продолжительность рабочей смены;

– определить количество постов для поточной линии.

Ограничения:

– минимальное перемещение технологических рабочих;

– одинаковый объем работ для каждого исполнителя;

– схожесть работ, выполняемых одним исполнителем.

3.1 Определение количества постов поточной линии

Определение количества постов ТО-1 начинают с определения такта

постов τ п :

где t 1 – трудоемкость одного технического обслуживания (задание 1), чел.-ч;

Рп – число рабочих, одновременно работающих на посту (для легковых

автомобилей 2-3, для грузовых 2-4 чел.);

Тпс – время, затрачиваемое на постановку и съезд автомобиля с поста

(Тпс = 1-3 мин).

Затем определяется ритм производства:

где Тсм – время работы зоны технического обслуживания в сутки;

nсм – количество смен в сутки (принять nсм = 1);

mТО-ij – суточная программа по техническому обслуживанию (задание 1);

По отношению такта постов к ритму производства определяют количе-

ство постов технического обслуживания:

Время смены для рабочей зоны технического обслуживания необхо-

димо применить в диапазоне от 6 до 8 часов таким образом, чтобы количе-

ство постов было целым числом.

Результаты расчетов свести в табл. 18.

Таблица 18 – Показатели работы поточной линии ТО

3.2 Распределение объемов работ

по исполнителям и постам

Определив количество постов и количество исполнителей на каждом

посту, можно перейти к распределению всего объема работ по техническо-

му обслуживанию.

Весь перечень работ по данному техническому обслуживанию из тех-

нологической карты (табл. 17) необходимо объединить в несколько общих

групп. Например:

– контрольно-диагностические;

– смазочно-заправочные;

– работы по обслуживанию трансмиссии;

– работы по обслуживанию рулевого управления и ходовой части;

– электротехнические работы;

– работы по обслуживанию тормозной системы;

– работы по обслуживанию двигателя и т.д.

Номера операций, трудоемкость по группе работ и необходимое обо-

рудование занести в табл. 19.

Объединение работ по техническому обслуживанию в группы необхо-

димо проводить с учетом трудоемкости работ на каждом посту (tп ), т.е. при

распределении работ по постам трудоемкость работ на каждом посту

должна быть одинакова (условие поточности).

Распределение групп работ по постам занести в табл. 20.

Распределение объема работ по исполнителям и местам выполнения

представить в табл. 21. Распределение провести по каждому посту отдельно.

На основании данных таблиц 18-21 составить карту-схему закрепле-

ния работ по исполнителям поточной линии ТО (табл. 22).

Таблица 19 – Перечень видов работ (пример оформления)

Таблица 20 – Распределение видов работ

по постам (пример оформления)

Таблица 21 – Распределение объема работ по исполнителям

поста №І (пример оформления)

Таблица 22 – Карта схема закрепления работ

по исполнителям (пример оформления)

3.3 Подбор оборудования для постов

На заключительном этапе требуется составить перечень оборудования

по каждому посту в отдельности. Перечень составляется на основании дан-

ных технологической карты и карты-схемы закрепления работ. Пример

оформления перечня представлен в табл. 23.

Таблица 23 – Перечень технологического оборудования

Библиографический список

1. Кузнецов Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей: учеб. для вузов

/ Е.С. Кузнецов, В.М. Болдин, В.М. Власов и др. – 4-е изд., перераб. и

доп. – М.: Наука, 2004. – 535 с.

2. Техническая эксплуатация автомобилей: учеб. для вузов / под ред.

Г.В. Крамаренко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 1983. –

488 с.

3. Кузнецов Е.С. Управление технической эксплуатацией автомобилей. –

М.: Транспорт, 1982. – 224 с.

4. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного соста-

ва автомобильного транспорта / Минавтотранс РСФСР. – М.: Транс-

порт, 1983. – 86 с.

5. Колесник П.А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей:

учеб. для вузов / П.А. Колесник, В.А. Шейнин. – 2-е изд., перераб. и

доп. – М.: Транспорт, 1985. – 325 с.

6. Нормативные (вторые) части Положения о техническом обслуживании

и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта по конкрет-

ным моделям автомобилей: семейство автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КА-

МАЗ, автобусы ПАЗ и пр.

7. Справочник инженера-механика сельскохозяйственного производства:

учеб. пособие. – М.: Росинфорагротех, 2003. – Ч1. – 340 с.

8. Руководство по эксплуатации, устройству, ТО и ТР автомобилей КА-

МАЗ. – Набережные Челны, 2007. – 310 с.

9. Аникин С.А. Технология выполнения технического обслуживания ав-

томобилей КАМАЗ-4308 / С.А. Аникин, В.А. Башкиров, В.И. Брусков и

др. – Набережные Челны: ОАО «КАМАЗ», 2005. –80 с.

10. Кузнецов Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей в США. –М.:

Транспорт, 1992. –352 с.

11. Завьялов С.Н. Мойка автомобилей. –М.: Транспорт, 1984. –184 с.

12. Крамаренко Г.Б. Безгаражное хранение автомобилей при низких темпе-

ратурах / Г.Б. Крамаренко, В.А. Николаев, А.И. Шаталов. –М.: Транс-

порт, 1984. –136 с.

13. Кузнецов Е.С. Производственная база автомобильного транспорта: со-

стояние и перспективы / Е.С. Кузнецов, И.П. Курников. –М.: Транс-

порт, 1988. –154 с.__

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Колледж автоматизации и информационных технологий №20

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ

Пояснительная записка к курсовой работе

ТО КР №№0000 ПЗ

Выполнил:_________________

Ф.И.О.

студент ____ группы

Проверил:________________

Ф.И.О.

Преподаватель

г. Москва 2012 г.

Приложение №2

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу студента

______ группы _______________________________________

Вариант _______

1. Характеристика подвижного состава АТП____________

Параметр Марка автомобиля ______________

Тип автомобиля ___________________

Списочный состав в АТП, шт. _______________

Пробег с начала эксплуатации, тыс. км __________

Среднесуточный пробег, км ________________

2. Условия эксплуатации подвижного состава:

Параметр Значение

Дорожное покрытие_______________

Рельеф местности ____________________

Условия движения ____________

Природно-климатическая зона ________________

3. Разработка технологического процесса ТО №______ автомобиля (автобуса) марки _________________________

Задание принял (дата)_____________ Подпись студента _______________

Задание выдал (дата) ______________ Руководитель работы ____________

Приложение №3

Приложение №4

Нормативы системы ТО и ремонта подвижного состава

автомобильного транспорта

Приложение №5

Районирование территории России по природно-климатическим условиям

29

Приложение №6

ПРИМЕРНЫЕ ПЕРЕЧНИ ОСНОВНЫХ ОПЕРАЦИЙ

ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

Техническое обслуживание №1

Контрольные (диагностические), крепежные

и регулировочные работы

Общий осмотр

1. Осмотреть автомобиль (прицеп, полуприцеп). Проверить состояние ка-

бины, платформы, стекол, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков,

оперения, номерных знаков, механизмов дверей, запоров бортов платформы,

капота, крышки багажника, буксирного (опорно-сцепного) устройства.

2. Проверить действие стеклоочистителя и омывателей ветрового

стекла и фар, действие системы отопления и обогрева стекол (в холодное

время года), системы вентиляции.

Двигатель, включая системы охлаждения, смазки

3. Проверить осмотром герметичность систем смазки, питания и ох-

лаждения двигателя (в том числе пускового подогревателя), а также креп-

ление на двигателе оборудования и приборов.

4. Проверить состояние и натяжение приводных ремней.

5. Проверить крепление деталей выпускного тракта (приемная труба,

глушитель и др.).

6. Проверить крепление двигателя.

Сцепление

7. Проверить действие оттяжной пружины и свободный ход педали

сцепления. Проверить герметичность системы гидропривода выключения

сцепления.

8. У автомобилей, оборудованных пневмоусилителем сцепления, прове-

рить крепление кронштейна и составных частей силового цилиндра усилителя.

Коробка передач

9. Проверить крепление коробки передач и ее внешних деталей.

10. Проверить в действии механизм переключения передач на непод-

вижном автомобиле.

Гидромеханическая коробка передач

11. Проверить крепление гидромеханической коробки передач к осно-

ванию автобуса, крепление масляного поддона и состояние масляных тру-

бопроводов.

12. Проверить крепление наконечников электрических проводов.

13. Проверить правильность регулировки механизма управления пе-

риферийными золотниками.

Карданная передача

14. Проверить люфт в шарнирных и шлицевых соединениях карданной

передачи, состояние и крепление промежуточной опоры и опорных пластин

игольчатых подшипников. Проверить крепление фланцев карданных валов.

Задний мост

15. Проверить герметичность соединений заднего (среднего) моста.

16. Проверить крепление картера редуктора, фланцев полуосей и кры-

шек колесных передач.

Рулевое управление и передняя ось

17. Проверить герметичность системы усилителя рулевого управления.

18. Проверить крепление и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки,

рычагов поворотных цапф, состояние шкворней и стопорных шайб гаек.

19. Проверить люфт рулевого колеса и шарниров рулевых тяг.

20. Проверить затяжку гаек клиньев карданного вала рулевого управления.

21. Проверить люфт подшипников ступиц колес.

Тормозная система

22. Проверить компрессор: визуально внешнее состояние, работу на

слух и создаваемое давление по штатному манометру.

23. Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов

тормозной системы.

24. Проверить эффективность действия тормозов на стенде.

25. Проверить шплинтовку пальцев штоков тормозных камер пневма-

тического привода тормозов, величины хода штоков тормозных камер,

свободного и рабочего хода педали- тормоза.

26. Проверить и при необходимости устранить неисправности тормоз-

ного крана пневматического привода тормозов.

27. Проверить состояние и герметичность главного цилиндра, усили-

теля, колесных цилиндров и их соединений с трубопроводами.

28. Проверить исправность привода и действие стояночного тормоза.

Рама, подвеска, колеса

29. Проверить осмотром состояние рамы, узлов и деталей подвески,

буксирного и опорно-сцепного устройств. Проверить состояние и действие

механизма подъема опорных катков (полуприцепа).

30. Проверить крепление стремянок и пальцев рессор, крепление колес.

31. Проверить герметичность пневматической подвески.

32. Проверить состояние шин и давление воздуха в них: удалить посто-

ронние предметы, застрявшие в протекторе и между спаренными колесами.

Кабина, платформа (кузов) и оперение

33. Проверить состояние и действие запорного механизма, упора-огра-

ничителя и страхового устройства опрокидывающейся кабины.

34. Проверить состояние и действие замков, петель и ручек дверей кабины.

35. Проверить крепление платформы к раме автомобиля, держателя запас-

ного колеса; у полуприцепа проверить состояние и крепление средней стойки.__

36. Проверить крепление крыльев, подножек, брызговиков. Осмотреть

поверхности кабины и платформы; при необходимости зачистить места

коррозии и нанести защитное покрытие.

Система питания

37. Проверить осмотром состояние приборов системы питания, их

крепление и герметичность соединений.

38. У автомобилей с дизельными двигателями проверить действие

привода насоса высокого давления.

39. Проверить при необходимости и отрегулировать содержание окиси

углерода (СО) в отработавших газах карбюраторных двигателей.

Электрооборудование

40. Очистить аккумуляторную батарею от пыли, грязи и следов элек-

тролита; прочистить вентиляционные отверстия, проверить крепление и

надежность контакта наконечников проводов с выводными штырями; про-

верить уровень электролита.

41. Проверить действие звукового сигнала, ламп щитка приборов, ос-

вещения и сигнализации, контрольно-измерительных приборов, фар, под-

фарников, задних фонарей, стоп-сигнала и переключателя света, а в холод-

ное время года приборов электрооборудования, системы отопления и пус-

кового подогревателя.

42. Проверить крепление генератора и стартера и состояние их кон-

тактных соединений.

43. Проверить крепление прерывателя-распределителя, протереть контак-

ты прерывателя полотняной тканью.

Спидометровое оборудование

44. Проверить надежность крепления гибкого вала к спидометру с ме-

ханическим приводом и к коробке передач, а также целостность оболочки

гибкого вала (в креплении наконечников оболочки гибкого вала не должно

быть зазора).

45. Проверить состояние и крепление привода спидометра с электри-

ческим приводом и датчика. Провода привода спидометра и датчика не

должны иметь повреждений и должны быть закреплены.

46. Проверить правильность опломбирования спидометра в соответствии

с действующей инструкцией.

Смазочные и очистительные работы

47. Смазать узлы трения и проверить уровень масла в картерах агрега-

тов и бачках гидроприводов в соответствии с химмотологической картой;

проверить уровень жидкости в гидроприводе тормозов и выключения сце-

пления, жидкости в бачках омывателей ветрового стекла и фар, а в холод-

ное время года и в предохранителе от замерзания (в тормозном приводе).

48. Прочистить сапуны коробки передач и мостов.

49. Промыть воздушные фильтры гидровакуумного (вакуумного) усилителя тормозов.

50. Спустить конденсат из воздушных баллонов пневматического при-

вода тормозов.

51. Очистить от пыли и грязи сетки забора воздуха на картере гидро-

трансформатора.

52. У автомобилей с дизельным двигателем слить отстой из топливно-

го бака и корпусов фильтров тонкой и грубой очистки топлива, проверить

уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе частоты

вращения коленчатого вала двигателя.

53. При работе в условиях большой запыленности заменить масло в

поддоне картера двигателя, слив отстой из корпусов масляных фильтров, и

очистить от отложений внутреннюю поверхность крышки корпуса фильтра

центробежной очистки масла; промыть поддон и фильтрующий элемент

воздушных фильтров двигателя и вентиляции его картера, фильтр грубой

очистки (если не проворачивается его рукоятка).

Дополнительные работы

по автомобилям-самосвалам и тягачам

1. Проверить осмотром состояние надрамника, брусьев надрамннка и

шарнирных соединений устройства подъема платформы, опорно-сцепного

и буксирного устройств.

2. Проверить состояние и герметичность соединений маслопроводов,

шлангов, действие устройства подъема платформы, состояние предохрани-

тельного упора платформы.

3. Проверить состояние заднего борта и действие его запорного уст-

ройства.

4. Проверить осмотром состояние и крепление коробки отбора мощ-

ности, крышек осей опрокидывающейся платформы, соединений штока и

цилиндра устройства подъема платформы.

5. Проверить уровень масла в бачке механизма подъема платформы:

при необходимости долить или заменить его (по графику).

Специфические работы по автобусам

и легковым автомобилям

1. Проверить осмотром состояние каркаса, пола, обивки сидений, запоров

окон и люков, поручней, кронштейнов.

2. Проверить состояние, крепление и действие габаритных фонарей,

ламп освещения указателя маршрута и маршрутного номера.

3. Проверить осмотром состояние дверей и механизмов их открывания;

проверить действие стеклоподъемников, замков дверей, капота, крышки ба-

гажника; проверить состояние панели приборов, обивки кузова (для легковых

автомобилей); проверить действие сигнализации из салона к водителю.

4. Проверить исправность пневматической подвески и работу регуля-

торов положения кузова.

5. Проверить осмотром состояние ферм, лонжеронов основания кузова.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ №2

Контрольно-диагностические, крепежные

и регулировочные работы

Общий осмотр автомобиля

1. Осмотреть автомобиль (прицеп, полуприцеп). Проверить состояние ка-

бины, платформы (кузова), зеркал заднего вида, оперения, номерных знаков,

исправность механизмов открывания дверей, запоров бортов платформы, капо-

та и крышки багажника, а также буксирного и опорно-сцепного устройств.

2. Проверить действие контрольно-измерительных приборов, омыва-

телей ветрового стекла и фар, а в холодное время – устройств для обогрева

и обдува стекол.

Двигатель, включая системы охлаждения, смазки

3. Проверить осмотром герметичность системы охлаждения двигателя,

системы отопления и пускового подогревателя.

4. Проверить состояние и действие привода жалюзи (шторки), радиа-

тора, термостата, сливных кранов.

5. Проверить крепление радиатора, его облицовки, жалюзи, капота

6. Проверить крепление вентилятора, водяного насоса и крышки рас-

пределительных шестерен (цепи, ремня).

7. Проверить состояние и натяжение приводных ремней.

8. Проверить осмотром герметичность системы смазки.

9. Проверить крепление головок цилиндров двигателя и стоек осей ко-

ромысел.

10. Проверить зазоры между стержнями клапанов и коромыслами.

11. Проверить крепление трубопроводов глушителя.

12. Проверить крепление поддона картера двигателя, регулятора час-

тоты вращения коленчатого вала.

13. Проверить состояние и крепление опор двигателя.

Сцепление

14. Проверить крепление картера сцепления.

15. Проверить действие оттяжной пружины, свободный ход педали, работу

сцепления и усилителя привода.

Коробка передач

16. Проверить осмотром состояние и герметичность коробки передач.

17. Проверить действие механизма переключения передач: при необ-

ходимости закрепить коробку передач и ее узлы; проверить состояние, дей-

ствие и крепление привода механизма переключения передач.

Гидромеханическая коробка передач

18. Проверить крепление крышек подшипников и картера гидротранс-

форматора к картеру коробки передач.

19. Проверить правильность регулировки режимов автоматического

переключения передач.

20. Проверить давление масла в системе.

21. Проверить исправность датчика температуры масла.

22. Проверить состояние и крепление датчика спидометра.

Карданная передача

23. Проверить люфт в шарнирах и шлицевых соединениях карданной

передачи, состояние и крепление промежуточной опоры и опорных пла-

стин игольчатых подшипников.

24. Проверить крепление фланцев карданных валов.

Задний мост

25. Проверить осмотром герметичность соединений и состояние кар-

тера заднего моста.

26. Проверить состояние и крепление редуктора заднего моста и ко-

лесных передач.

27. Проверить крепление гайки фланца ведущей шестерни главной пе-

редачи (при снятом карданном вале).

28. Закрепить фланцы полуосей.

Рулевое управление и передняя ось

29. Проверить состояние и правильность установки балки передней оси.

30. Проверить герметичность системы усилителя рулевого управления.

31. Проверить и при необходимости отрегулировать углы установки

передних колес; при необходимости провести статическую и динамиче-

скую балансировку колес.

32. Проверить крепление картера рулевого механизма, рулевой колон-

ки и рулевого колеса.

33. Проверить люфт рулевого управления, шарниров рулевых тяг и

шкворневых соединений, проверить крепление сошки.

34. Проверить крепление и шплинтовку гаек шаровых пальцев и рыча-

гов поворотных цапф, крепление гаек шкворней.

35. Проверить состояние и крепление карданного вала рулевого уп-

равления.

36. Проверить состояние цапф поворотных кулаков и упорных под-

шипников, состояние подшипников ступиц передних колес и сальников

ступиц, крепление клиньев шкворней.

Тормозная система

37. Проверить работу компрессора и создаваемое им давление.

38. Проверить состояние и герметичность соединений трубопроводов

тормозной системы.

39. Проверить крепление компрессора, тормозного крана и деталей его

привода, главного тормозного цилиндра, усилителя тормозов.

40. Проверить крепление воздушных баллонов.

41. Проверить состояние тормозных барабанов (дисков), колодок, на-

кладок, пружин и подшипников колес (при снятых ступицах).

42. Проверить крепление тормозных камер, их кронштейнов и опор

разжимных кулаков, опорных тормозных щитов передних и задних колес.

43. У автомобилей с пневматическим приводом тормозов проверить

шплинтовку пальцев штоков тормозных камер, отрегулировать свободный

ход педали тормоза и зазоры между накладками тормозных колодок и бара-

банами колес.

44. У автомобилей с гидравлическим приводом тормозов проверить

действие усилителя тормозов, величину свободного и рабочего хода педали

тормоза; при необходимости долить жидкость в главные тормозные цилин-

дры; отрегулировать зазоры между накладками тормозных колодок и тор-

мозными барабанами колес; при попадании воздуха в гидравлическую сис-

тему привода удалить воздух из системы.

45. Проверить исправность привода и действие стояночного тормоза.

46. Проверить состояние, крепление и действие привода моторного

тормоза.

Рама, подвеска, колеса

47. Проверить правильность расположения (отсутствие перекосов) зад-

него (среднего) моста, состояние рамы, буксирного устройства, крюков,

подвески, шкворня опорно-сцепного устройства.

48. Проверить крепление хомутов, стремянок и пальцев рессор, амор-

тизаторов, реактивных штанг и оси балансирной подвески. Проверить гер-

метичность амортизаторов, состояние и крепление их втулок. Проверить

состояние и действие механизмов подъема опорных катков полуприцепа,

при необходимости заменить втулки.

49. Отрегулировать подшипники ступиц колес.

50. Проверить состояние колесных дисков и крепление колес, состоя-

ние шин и давление воздуха в них; удалить посторонние предметы, за-

стрявшие в протекторе; проверить крепление запасного колеса.

Кабина, платформ (кузов) и оперение

51. Проверить состояние и крепление узлов и деталей опрокидываю-

щейся кабины.

52. Проверить состояние систем вентиляции и отопления, а также уплот-

нителей дверей и вентиляционных люков.

53. Проверить крепление кабины, платформы, крыльев, подножек,

брызговиков.

54. Проверить состояние поверхностей кабины, кузова, оперения; при

необходимости зачистить места коррозии и нанести защитное покрытие.

Система питания бензиновых

карбюраторных двигателей

55. Проверить крепление и герметичность топливных баков, соедине-

ний трубопроводов, карбюратора и топливного насоса.

56. Проверить действие приводов, открывания и закрывания дроссельной и воздушной заслонок.

57. Проверить работу топливного насоса без снятия с двигателя.

58. Проверить уровень топлива в поплавковой камере карбюратора.

59. Проверить легкость пуска и работу двигателя, содержание СО в от-

работавших газах. Отрегулировать минимальную частоту вращения колен-

чатого вала двигателя в режиме холостого хода.

Система питания дизелей

60. Проверить крепление и герметичность топливного бака, соединений

трубопроводов, топливных насосов, форсунок, фильтров, муфт привода.

61. Через одно ТО-2 снять и проверить форсунки на специальном приборе.

62. Проверить исправность механизма управления подачей топлива.

63. Проверить действие останова двигателя.

64. Проверить циркуляцию топлива и при необходимости опрессовать

систему.

65. Проверить надежность пуска двигателя и отрегулировать мини-

мальную частоту вращения коленчатого вала в режиме холостого хода.

66. Проверить работу двигателя, топливного насоса высокого давле-

ния, регулятора частоты вращения коленчатого вала, определить дымность

отработавших газов

67. Через одно ТО-2 проверить угол опережения впрыска топлива.

Аккумуляторная батарея

68. Проверить состояние батареи по плотности электролита и напряжению

элементов под нагрузкой.

69. Проверить состояние и крепление электрических проводов, соеди-

няющих аккумуляторную батарею с массой и внешней цепью, действие

выключателя аккумуляторной батареи, а также ее крепление в гнезде.

Генератор, стартер, реле-регулятор

70. Осмотреть и при необходимости очистить наружную поверхность

генератора, стартера и реле-регулятора от пыли, грязи и масла.

71. Проверить крепление генератора, стартера и реле-регулятора.

72. Проверить крепление шкива генератора.

Приборы зажигания

73. Проверить состояние и при необходимости очистить поверхность

катушки зажигания, проводов низкого и высокого напряжения от пыли,

грязи и масла.

74. Вывернуть свечи зажигания и проверить их состояние.

75. Проверить состояние и при необходимости снять с двигателя преры-

ватель-распределитель, очистить наружную поверхность от пыли, грязи и масла, очистить внутреннюю поверхность распределителя, проверить состояние контактов прерывателя и при необходимости отрегулировать угол замкнутого состояния контактов, смазать вал, ось рычажка, фильц и втулку кулачка. Установить прерыватель-распределитель на двигатель.

76. При наличии контактно-транзисторной системы зажигания, не сни

мая прерыватель с двигателя, очистить наружную поверхность от пыли, грязи и масла, протереть внутреннюю поверхность крышки распределителя, протереть контакты, смазать вал, фильц, ось рычажка и втулку кулачка.

Приборы освещения и сигнализации

77. Проверить крепление и действие подфарников, задних фонарей и

стоп-сигнала, указателей поворотов, ламп щитка приборов и звукового

сигнала.

78. Проверить установку, крепление и действие фар; отрегулировать

направление светового потока фар.

79. Очистить от грязи поверхность и клеммы ножного переключателя

света и включателя стоп-сигнала.

Спидометровое оборудование

80. Проверить правильность монтажа гибкого вала привода спидомет-

ра, который должен быть закреплен скобками и не иметь крутых изгибов,

особенно вблизи его концов.

81. Проверить вращение барабанчика с цифрами-указателями пробега

и правильность показаний скорости по одной точке (выполняется при на-

личии диагностического оборудования). Проверка работоспособности спи-

дометров производится методом сравнения показаний его с показаниями

прибора, установленного на диагностическом стенде. Проверить правиль-

ность опломбирования спидометра и его привода в соответствии с дейст-

вующей инструкцией.

Смазочные и очистительные работы

82. Смазать узлы трения автомобиля в соответствии с химмотологиче-

ской картой.

83. Проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления и ре-

гуляторе частоты вращения двигателя.

84. Слить отстой из корпусов масляных фильтров.

85. Очистить и промыть клапан вентиляции картера двигателя.

86. Промыть фильтрующий элемент воздушного фильтра двигателя и

компрессора; заменить в них масло.

87. Заменить (по графику) масло в картере двигателя, промыть при этом

фильтрующий элемент фильтра грубой очистки и заменить фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки масла или очистить центробежный фильтр.

88. Снять и промыть фильтры насоса гидроусилителя рулевого управ-

ления и фильтр усилителя тормозов.

89. Прочистить сапуны и долить или заменить (по графику) масло в

картерах агрегатов и бачках гидропривода автомобиля в соответствии с

химмотологической картой.

90. Снять и промыть топливный фильтр-отстойник и фильтр тонкой

очистки топлива. У автомобилей с дизельным двигателем снять и промыть

корпусы фильтров предварительной и тонкой очистки топлива и заменить

фильтрующие элементы.

91. Осмотреть и при необходимости очистить отстойник топливного

насоса от воды и грязи.

92. Промыть фильтрующие элементы влагоотделителя.

93. Слить конденсат из баллонов пневматического привода тормозов.

94. У автомобилей с дизельным двигателем слить отстой из топливно-

го бака.

Дополнительные работы

по автомобилям-самосвалам и тягачам

1. Проверить действие подъемного устройства платформы, а также ис-

правность ее предохранительного упора.

2. Проверить состояние и крепление надрамника, коробки отбора

мощности и других узлов и деталей крепления платформы и ее подъемного

устройства.

3. Проверить состояние заднего борта платформы и действие его за-

порного устройства.

4. Проверить состояние трубопроводов, шлангов и герметичность со-

единений гидравлической системы подъемного устройства платформы.

5. Слить отстой из корпуса гидроподъемника, промыть фильтрующий

элемент масляного бака, проверить уровень масла в нем и при необходимо-

сти долить или заменить (по графику) масло.

6. У автомобилей-тягачей проверить состояние и крепление деталей

опорно-сцепного или буксирного устройств; смазать эти устройства.

Специфические работы по автобусам и легковым автомобилям

1. Проверить состояние и крепление деталей основания кузова, шпангоутов, боковин, облицовки салона, перегородок дверей, ступенек, подножек, пола, рам окон, сидений, потолочных вентиляционных люков и поручней. Проверить состояние специальных противокоррозионных покрытий и окраски кузова. При необходимости зачистить места коррозии и нанести защитное покрытие.

2. Проверить состояние сиденья водителя и механизма регулировки

его положения, дверки люка маршрутного указателя, капота или двери моторного отсека.

3. Проверить состояние и действие приборов освещения салона, а

также системы вентиляции и отопления.

4. Проверить состояние и действие механизмов открывания дверей;

при необходимости снять их для проверки состояния деталей.

5. Проверить крепления узлов и деталей пневматической подвески и

стабилизатора поперечной устойчивости.

6. Проверить состояние и действие замков и петель капота и крышек

багажника.

7. Произвести (по графику) дезинфекцию салона и мойку теплой во-

дой с моющим составом стен, потолка, поручней, окон, дверей, подушек и спинок сидений.

Приложение №8

Приложение №9

Приложение №10

Составитель: Гайдуков Александр Викторович

ТЕХИНЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ

Методические указания

по выполнению курсовой работы