Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации - реферат

РОСИИЙСКОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИИ ТУРИЗМА

ЗАПАДНО-ПОДМОСКОВНЫЙ ИНСТИТУТ ТУРИЗМА – филиал

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

к выполнению и защите

курсовой работы, дипломного проекта

и отчета по практике


Борисов В.К., к.п.н. заведующий кафедрой «Менеджмент гостеприимства

В брошюре излагаются общие требования и правила оформления курсовых работ и дипломных проектов в соответствии с Положением о подготовке дипломных проектов в Российской международной академии туризма, а также содержатся методические рекомендации по их выполнению и защите.

Третье издание дополненное

Утверждено на учебно-методическом совете ЗПИТ

10 сентября 2006 г. и ученом совете РМАТ протокол № ___ от __________

Редактор Борисова А.И.

ã Борисов В.К., 2006

ã Западно-Подмосковный институт туризма, 2006


ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с учебным планом студенты в период обучения выполняют ряд курсовых работ и дипломный проект по специальности «Менеджмент организации». Успешное их написание в большой степени зависит от правильного представления каждым студентом роли и значения этих работ в процессе усвоения теоретических знаний и формирования практических навыков работы по выбранной специальности.

От профессиональных навыков, полученных в процессе выполнения курсовых и дипломной работ во многом зависит способность выпускника после получения диплома сразу же эффективно включиться в практическую деятельность по месту будущей работы.

Целью же настоящей брошюры является методическая ориентация студентов на всех этапах их самостоятельной работы - от выбора темы курсовых, дипломной работ до проведения их защиты.

Внимательное изучение методических рекомендаций позволит студентам более качественно проводить исследования и не допускать ошибок при выполнении курсовых и дипломных проектов. Что в свою очередь повысит качество образовательного процесса и уровень выпускаемых специалистов для туристской индустрии.


Глава 1. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ И КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Курсовая работа является одним из основных видов самостоятельной учебно-исследовательской и методической работы студента под руководством преподавателя, основанной на изучении проблем, явлений и фактов управленческой, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий (фирм) туристского бизнеса, их анализа и обобщения с целью определения состояния, тенденций динамики и возможных резервов развития данных предприятий (фирм) в условиях реального рыночного хозяйствования.

Отличие курсового проекта от курсовой работы состоит в том, что студентами самостоятельно разрабатываются предложения и проектируются мероприятия по устранению выявленных недостатков или по развитию организации.

Курсовая работа логически предшествует дипломной, способствуя постепенному формированию у студента навыков, необходимых как для полного раскрытия темы дипломного проекта, так и для его будущей профессиональной деятельности в целом. Допускается вхождение курсовой работы в выпускную как в виде целостного раздела, так и в виде отдельных фрагментов.

Важнейшие критерии состоятельности курсовой работы: профессионализм (овладение как теоретическими знаниями так и профессиональными практическими навыками работы), самостоятельность и творческий подход.

Содержание курсовой работы должно соответствовать утвержденной тематике и основываться на материалах, самостоятельно собранных студентом во время прохождения практики или выполнения курсовой работы.

По выбранной теме курсовой работы студент самостоятельно составляет план работы, который обсуждает с преподавателем, осуществляющим научное руководство работой студента по данной теме.

Изучение литературы, сбор фактического материала, анализ и прогноз экономических показателей по теме, написание текста и оформление работы осуществляются студентом самостоятельно при консультационной поддержке и контроле со стороны преподавателя.

Студент, не представивший в установленный срок курсовую работу или не защитивший ее по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.

Структура работы считается обоснованной в том случае, если в ее рамках логически возможно достигнуть полного раскрытия выбранной темы.

Структура курсового проекта:

1) Титульный лист (прил. А);

2) Содержание или оглавление (прил. З);

3) Введение (прил. И);

4) Основная часть;

5) Заключение;

7) Список использованной литературы (прил. К).

Допускается и поощряется использование дополнительной информации в виде последнего структурного раздела - приложений (таблицы, графики, фотографии, образцы форм документов и т. п.). Приводимые приложения должны соответствовать теме курсовой работы.

Введение – 2 стр.

Введение должно содержать оценку современного состояния темы исследования, освещаемого в работе, актуальность выбранной темы, определены объект и предмет исследования, поставлена цель и задачи исследования.

Объектом исследования могут служить туристские предприятия (фирмы). Предметом изучения являются любые значимые аспекты как управленческой, производственной, так и коммерческой деятельности предприятий (фирм).

Основная часть - 25стр.

Основная часть курсовой работы должна включать в себя 2 главы (теоретическая и практическая) , которые в свою очередь, включают по 2-4 параграфа . В 1-й главе должно освещаться понятие, содержание и значение исследуемого предмета (процесса, явления) и отражаться его показатели; методические аспекты решения поставленных вопросов - объем 10 стр. ;

Во 2-й главе - общая технико-экономическая характеристика объекта исследования; анализ исследуемого предмета (процесса, явления, показателей); прогноз (желательно многовариантный с описанием сценарных предположений) развития исследуемого предмета (процесса, явления, показателей); рекомендации по улучшению деятельности исследуемого объекта (предприятий, фирм, сетей и т. д.) - объем 15 стр.

Каждый параграф должен содержать законченную информацию, логически вписывающуюся в общую структуру работы и способствующую достижению ее целей.

Все представленные исследования должны заканчиваться анализом и разработкой предложений и рекомендаций.

Заключение – 1 стр.

Заключение должно содержать краткие выводы и рекомендации по результатам проведенной работы, то есть итоги решения поставленных во введении задач.

Список использованной литературы - 1 стр.

Список должен содержать сведения об источниках информации и литературе (10 источников), использованных в процессе выполнения курсовой работы.

В перечне используемой литературы следует указывать автора, наименование источника, издательство, год издания.

Приложения – 2 стр.

В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с процессом выполнения курсовой работы, которые способствуют пониманию излагаемого материала, но по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть данной работы без ущерба ее структуре и понятности.

В приложения рекомендуется включать таблицы, инструкции, методики, иллюстрации вспомогательного характера (графики, фотографии, формы документов, выдержки из газетных или журнальных статей и т. п.).

Выполненная курсовая работа сдается студентом руководителю в установленный срок. Работа, не соответствующая предъявляемым требованиям, возвращается студенту на доработку.

Курсовые работы, получившие положительный отзыв, защищаются студентами перед назначаемой кафедрой комиссией. Во время защиты докладчику дается возможность отстаивать и обосновывать свою точку зрения. На защите курсовых работ имеют право выступать с замечаниями и пожеланиями все присутствующие. Окончательная оценка проставляется комиссией по итогам защиты.

Глава 2 ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Дипломный проект по специальности «Менеджмент организации» должен обязательно рассматривать управленческий аспект независимо от тематики программы подготовки.

Дипломный проект выполняется на основе собранного соискателем материала в период прохождения преддипломной практики и представляет собой самостоятельно проводимое соискателем исследование какой-либо конкретной экономической, управленческой, правовой, производственной или иной проблемы, представляющей интерес для турбизнеса.

2.1 ТЕМАТИКА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Тематика дипломных проектов утверждается ежегодно научно-методическим советом ЗПИТ при участии заведующих кафедрами и доводится до сведения студентов за 2 месяца до начала 9 (зимней) сессии.

Дипломник может также предложить для дипломного проекта свою, инициативную, тему с обоснованием целесообразности ее разработки.

При выборе темы дипломного проекта дипломник должен руководствоваться как своими интересами, наклонностями, уровнем своей теоретической и практической подготовки и предполагаемым направлением своей деятельности после окончания учебы, так и возможностями в плане доступа к соответствующей информации, необходимой для успешного написания работы по выбранной теме.

Тема дипломного проекта согласовывается с научным руководителем и должна всесторонне отражать работу туристской организации.

2.2 НАУЧНОЕ РУКОВОДСТВО ДИПЛОМНЫМ ПРОЕКТОМ

Дипломный проект выполняется под контролем научного руководителя, которые назначаются приказом директора ЗПИТ из числа профессоров, доцентов и наиболее опытных преподавателей и научных сотрудников ЗПИТ.

Научный руководитель:

· Оказывает дипломнику помощь в составлении развернутого плана дипломного проекта;

· Устанавливает календарный план выполнения работы;

· Определяет список рекомендуемой литературы, базовый состав (перечень) статистических сведений и иных фактических материалов, подлежащих сбору, изучению и анализу в дипломном проекте;

· Оказывает методическую помощь и проверяет ход выполнения дипломного проекта по согласованному графику или по мере необходимости;

· Анализирует и оценивает промежуточные результаты, вносит рекомендации и коррективы;

· Дает заключение о готовности работы к защите.

При необходимости, с согласия научного руководителя, дипломнику может быть назначен консультант из числа соответствующих специалистов.

2.3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Дипломный проект включает следующие структурные разделы:

1. Комплект титульных листов: титульный лист, книжка выпускника, задание на дипломный проект, справка об успеваемости (прил. Б);

2. Справку о прохождении преддипломной практики (прил. В);

3. Отзыв научного руководителя (прил. Д);

4. Две рецензии: с места практики и из ЗПИТ (прил. Е);

5. Автореферат (прил. Ж);

6. Содержание (прил. З);

7. Введение (прил. И);

8. Общетеоретическую главу;

9. Исследовательскую главу;

10. Практическую главу;

11. Заключение;

12. Список использованной литературы и источников (прил. К);

13. Приложения.

Общий объем дипломного проекта 80-90 страниц.

Справка о прохождении преддипломной практики.

Справка должна быть выполнена на фирменном бланке турпредприятия (организатора практики) с краткой характеристикой и подтверждена печатью и подписью ответственного лица. Не допускаются печати сделанные на принтере. В случае не соответствия названия организации с названием юридического лица на печати (например «Куда.ру», а юр. лицо «ООО Лигория») дипломник должен вложить копию лицензии организации в Приложения ДП.

Отзыв научного руководителя.

В отзыве дается оценка работы в целом и каждого ее раздела, отмечается актуальность, теоретический уровень и практическая значимость работы, характеристика проделанной работы студентом по разработке и оформлению дипломного проекта: что, как и в каком объеме сделано студентом в процессе работы над дипломом, его отношение к делу, проявленные самостоятельность, творчество, инициатива, способность решать соответствующие исследовательские проблемы.

Рецензия.

Дипломный проект подлежит обязательному рецензированию руководителем турпредприятия, где студент проходил практику и преподавателем ЗПИТ (по рекомендации руководителя). Оформление рецензии соответствует оформлению отзыва руководителя с добавлением замечаний и предложений, которые отразились на качестве выполнения дипломного проекта, связанные с претензиями к студенту, его отношению к делу, добросовестности и пр.

Автореферат должен содержать 5 страниц:

а) Сведения об объеме дипломного проекта, количестве иллюстраций, таблиц, использованных источников;

б) Перечень ключевых слов, характеризующих содержание реферируемой дипломного проекта, включающий от 5 до 15 понятий в именительном падеже, напечатанных в строку, через запятые;

в) Вводную часть, отражающую: актуальность выбранной темы; цели, объект, предмет и задачи исследования; исследования; методологическую основу;

г) Основную часть, отражающую краткое содержание дипломного проекта: ее теоретическую основу и проблематику; теоретические и практические исследования; полученные результаты и их значение; рекомендации по сути исследования; эффективность, область и перспективы применения результатов исследования;

д) Заключительную часть, отражающую основные выводы и предложения по позициям, вынесенным на защиту.

Автореферат составляется в порядке последовательности изложения темы в дипломном проекте.

Содержание – 1 стр.

Представляет собой последовательное перечисление наименований глав и параграфов. Оглавление (содержание) должно включать все заголовки, имеющиеся в работе.

Все заголовки начинаются с заглавной буквы без точки на конце. Нумерация рубрик (глав, параграфов) делается по индексационной системе, т. е. обозначается основная рубрика (например, Глава 1) и подчиненная рубрика (1.1; 1.2; 1.3 и т. д.).

Введение - 4 стр.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цель и содержание поставленных задач исследования, формулируются понятия объекта и предмета исследования, отражается его методологическая основа , определяется структура проекта.

Объект исследования - это туристская организация, рассматриваемая в дипломном проекте и являющаяся полем для исследования (Например, туроператор «TezTour»).

Предмет исследования - это функция, процесс, структура или явление, находящаяся в отношении к объекту и обладающая каким-либо свойством, на которое направлено действие исследователя. Предмет определяет направление исследования и тему дипломного проекта. (Например, структура и процесс управления туристским продуктом туроператора «TezTour»).

Введение, таким образом, ориентирует на дальнейшее раскрытие темы.

Методологическая основа исследования определяется путем указания дипломником основных авторов фундаментальных исследований, труды которых он использовал при работе над дипломным проектом.

Общетеоретическая глава - 20 стр.

Излагаются теоретические основы исследуемой тематики. Поступательно рассматривается теоретическая основа предмета исследования.

Общетеоретическая глава должна состоять из 2-3 параграфов, раскрывающих последовательно состояние объекта исследования, начиная с общих вопросов теории и заканчивая конкретными задачами исследования.

В конце главы приводятся выводы по результатам исследований.

Исследовательская глава - 20 стр.

Дается общая постановка проблемы (вопроса), ее теоретические аспекты, методика и результаты изучения.

Рассматриваются методы исследования, которые способствуют решению поставленной задачи; приводятся результаты аналитической работы по изучению состояния и выявлению проблем развития объекта исследования по сути предмета. Анализируются факторы, влияющие на решение проблемы, выбранной для исследования. Изучаются и анализируются статистические, научно-теоретические и практические данные других исследователей.

14

На основе изучения научной, теоретической, популярной литературы, нормативных документов и иных материалов, рекомендованных научным руководителем или подобранных дипломником самостоятельно, освещаются теоретическая суть и практическое значение предмета исследования, уровень разработанности проблемы на момент выполнения дипломного проекта. Предлагаются собственные подход, метод, концепция решения исследуемой проблемы.

Для системной увязки и удобства обозрения материал исследовательской главы также разбивается на 2-3 параграфа, соответствующих логике изложения предмета исследования.

В конце главы приводятся выводы о состоянии проблемы, результатах исследования статистических, научно-теоретических и практических источников.

Практическая глава - 30 стр.

Дается всесторонняя характеристика конкретного предмета исследований, на основе данных которой готовится дипломная работа. Оцениваются значимость исследуемой проблемы с точки зрения ее влияния на объект и результаты его производственно-хозяйственной деятельности.

Текст этого раздела следует проиллюстрировать схемами (например, организационной структуры объекта и его управления; системы дистрибьюции турпродукта и т. д.), таблицами, графиками, диаграммами, показывающими наглядно предмет, направление и итоги исследования.

Здесь же предлагается механизм (методика, модель) реализации рассматриваемой концепции. Приводятся результаты апробации этого механизма на предприятии (фирме). Выявляются и анализируются составляющие эффекта от предлагаемого подхода.

В конце главы приводятся конкретные выводы по сути исследования и даются предложения по совершенствованию системы функционирования объекта по предмету исследования.

При отсутствии третьей главы вторая глава должна содержать исследовательскую и практическую часть диплома и состоять из 50 страниц.

Заключение – 2 стр.

Дается обобщенная итоговая оценка проделанной работы с акцентом на основные научно-практические результаты, полученные в процессе исследования. На основе анализа полученных результатов делаются выводы, которые следуют из работы.

В этой части следует сформулировать и обосновать предложения дипломника по решению рассматриваемой проблемы: определить и оценить, какое влияние окажет реализация вносимых предложений на конкурентоспособность предприятия при данных его возможностях. Рекомендуется избегать лишних слов. Оптимальный вариант - 5-7 всесторонне и убедительно обоснованных предложений.

Таким образом, заключительная часть должна включать решения поставленных задач, которые отражены в выводах глав.

Список использованной литературы - 20-30 источников

Должен содержать перечень (наименования) литературных источников, использованных при написании дипломного проекта. Каждому источнику присваивается порядковый номер, и приводятся его выходные данные.

Приложения – 5 стр.

В этот раздел выносятся справочные и аналитические материалы (таблицы, расчеты, компьютерные распечатки, схемы и т. п.), которые по тем или иным причинам (например, из-за большого объема) нецелесообразно приводить в тексте дипломного проекта. В этом случае в тексте делается сноска на соответствующее приложение. В приложениях также приводятся дополнительные материалы, необходимые для аргументации положений основной части (например, прайс-листы, инструктивные, нормативные материалы, законодательные акты, иллюстрации и т. д.).

2.4 ПРОХОЖДЕНИЕ И ЗАЩИТА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Предзащита дипломного проекта проводится за месяц до защиты в установленный учебной частью срок.

К предзащите дипломник должен предоставить :

1. Полностью готовый диплом в черновом виде;

2. Доклад (см. приложение Л);

3. Четыре копии автореферата (см. приложение Ж).

При положительном отзыве комиссии дипломник допускается к защите, в противном случае, проект дорабатывается и переносится на повторную предзащиту.

Выполненный и сшитый дипломный проект представляется научному руководителю для написания отзыва и руководителю преддипломной практики (работодателя), преподавателю ЗПИТ на рецензирование.

До защиты дипломник должен предоставить в учебную часть полностью подписанный обходной лист и квитанцию об оплате бланка диплома.

К защите дипломник должен предоставить :

1. Полностью готовый диплом с электронной версией (диск или дискетка);

2. Доклад, который зачитывает студент;

3. Три копии автореферата;

4. Наглядный материал (приветствуется презентация проекта в редакторе Power Point).

Защита дипломного проекта проходит публично на заседании Государственной аттестационной комиссии с участием всех заинтересованных лиц. Защита носит характер научной дискуссии и происходит в обстановке высокой требовательности, принципиальности и соблюдения научной этики.

Выпускник раздает комиссии авторефераты делает доклад в течение 4-х минут, после чего отвечает на вопросы членов комиссии по теме дипломного проекта. Ответы на вопросы должны быть краткими, четкими и хорошо аргументированными.

После завершения защиты экзаменационная комиссия переходит на закрытое заседание (только члены комиссии и секретарь) по обсуждению результатов защиты. Решение принимается большинством голосов членов комиссии. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Комиссия имеет право выслушать и принять к сведению мнение научного руководителя.

Дипломный проект, получивший положительную оценку при защите, сдаётся в библиотеку ЗПИТ, где хранится в течение 5-х лет. В период срока хранения, дипломный проекта может выдаваться для ознакомления студентам, аспирантам, соискателям, преподавателям и научным сотрудникам ЗПИТ в читальном зале.

При неудовлетворительной оценке, полученной на защите, дипломник отчисляется из ЗПИТ с правом повторной защиты дипломного проекта в течение 5 лет на условиях заключенного с ним договора.

2.5 ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Дипломный проект печатается на компьютере на одной стороне белой бумаги формата А4 через 1,5 интервал 14 шрифтом в объеме 80—90 страниц.

Текст следует печатать, соблюдая размеры полей не менее: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 15 мм, нижнее - 20 мм.

Допускается вписывание в отпечатанный текст отдельных слов, формул, знаков черными чернилами или черной тушью; исправление опечаток и графических неточностей производится подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного изображения машинописным способом или от руки черными чернилами или черной тушью.

Фамилии, названия учреждений, фирм, географические названия и другие имена собственные приводятся в тексте на языке оригинала. Допускается транслитерирование имен собственных и приведение их на русском языке с добавлением в скобках (при первом упоминании в тексте) оригинального названия.

Главы и параграфы дипломного проекта следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать жирным шрифтом, не подчеркивая.

Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Расстояние между заголовками структурных элементов основной части и текстом должно быть не менее 2-3 интервалов.

Пункты и подпункты основной части следует начинать печатать с абзацного отступа (см приложение З).

Нумерация страниц дипломного проекта

Страницы дипломного проекта нумеруются арабскими цифрами снизу - в центре или в правой части страницы. Комплект титульных листов не нумеруется. Нумерация начинается с раздела «Содержание» (стр.№2).

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, и распечатки с компьютера включают в общую нумерацию страниц.

Нумерация глав, параграфов, пунктов

Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части и обозначаться арабскими цифрами с точкой, например: 1., 2., 3. и т. д.

Параграфы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы или раздела. Первая цифра номера параграфа соответствует номеру главы (например, 1.1., 1.2., 1.3. и т. д.).

Номер пункта включает номера главы, параграфа и свой собственный номер, которые разделяются точкой, например 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3. и т. п.

Иллюстрации

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки и рисунки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Каждая иллюстрация, обозначенная словом «Рис.», должна иметь название , которое помещается под иллюстрацией . При необходимости там же дают поясняющие све­дения (подрисуночный текст).

Нумерация иллюстраций - сквозная по всей работе, арабскими цифрами, без знака номер (№).

Если используется только одна иллюстрация, то ее не нумеруют.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте.

Таблицы

Массивы цифровой информации рекомендуется оформлять в виде таблиц. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Каждая таблица должна иметь два заголовка: нумерационный (номер таблицы) и тематический.

Слово «Таблица» с указанием ее номера следует размещать в правом верхнем углу над тематическим заголовком таблицы .

Нумерация таблиц - сквозная по всей работе, арабскими цифрами, без знака номер (№). Если в работе дается только одна таблица, то ее не нумеруют.

На каждую таблицу должна быть ссылка в тексте.

Формулы и уравнения

Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под фор­мулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова «где» без двоеточия.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х) и деления (:). Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всего текста арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Если в работе одна формула или уравнение, их не нумеруют.

Ссылки

Статистические данные и другие материалы, взятые из литературных источников, должны обязательно сопровождаться ссылками, которые приводятся в конце абзаца квадратными скобками ( [7] ).

При ссылках на главы, параграфы, пункты, иллюстрации, таблицы, формулы, уравнения, перечисления, приложения следует указывать их порядковый номер, например: «... в гл. 4», «... по п. 3.3.4», «... в подпункте 2.3.4.1.», «... перечисление 3», «... в табл. 5», «... по формуле (3)», «... в уравнении (2), на рис. 7., в приложении 5».

Если в дипломном проекте одна иллюстрация (таблица, формула, приложение), то при ссылках на нее следует писать «на рисунке» («в таблице», «по формуле», «в приложении»).

Не следует перегружать текст цитатами.

Список использованной литературы и источников (прил. )

В список включаются все источники информации, использованные при написании дипломного проекта: сборники, документы, монографии, учебно-методические изда­ния, статьи в прессе или Интернете и т. д. Они располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов или по названиям коллективных изданий. Нумерация источников проставляется арабскими цифрами с точкой.

Описание источников приводят в том виде, как они указаны на титульном листе. Место издания следует приводить полностью в именительном падеже, сокращая названия только двух городов - Москва (М.) и Санкт-Петербург (СПб.). Название издательства пишут в именительном падеже, а год издания - цифрами без слова «год».

Приложения

Приложения следует оформлять как продолжение дипломного проекта на ее последующих страницах, располагая их в том порядке, в каком на них давались ссылки в тексте.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть написано слово «ПРИЛОЖЕНИЕ».

Если приложений больше, чем одно, их следует нумеровать русскими прописными буквами по алфавиту.

Разделы, подразделы, пункты, иллюстрации, таблицы, помещенные в приложении, следует нумеровать в пределах каждого приложения.

7. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДЛЯ НАПИСАНИЯ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Необходимо добавить и обновить (взять у Виталия)

Специализация "Менеджмент туризма и путешествий"

1. Исследование внешнего и внутреннего рынков туристских услуг.

2. Маркетинговые исследования туристского рынка (по регионам и направлениям).

3. Разработка и экономическое обоснование туристских маршрутов зарубежного туризма.

4. Разработка и экономическое обоснование туристских маршрутов внутреннего туризма (по России и странам СНГ).

5. Исследование условий создания и внедрения туристского продукта иностранными туроператорами на российском рынке.

6. Анализ туроператорской деятельности (на примере).

7. Технология разработки туристского продукта и его реализация на рынке.

8. Рекреационный потенциал и перспективы развития туризма по регионам России и районам Подмосковья.

9. Разработка маршрутов паломнического туризма.

10. Перспективы развития спортивного туризма (по регионам России).

11. Сегментация туристского рынка.

12. Оценка современного состояния туристского рынка.

13. Менеджмент туроперейтинга.

14. Менеджмент качества туристских услуг.

15. Менеджмент транспортных услуг.

16. Менеджмент турагентской деятельности.

17. Бизнес-планирование туристской фирмы со смешанным капиталом.

18. Бизнес-планирование на стадии обоснования создания новой туристской фирмы в регионе России (на примере конкретного региона).

19. Рекламно-информационная деятельность в туризме.

20. Программирование туризма.

21. Преимущества кооперативной формы хозяйствования в туристском бизнесе.

22. Электронная система безденежных расчётов в туризме.

23. Антикризисный анализ турпредприятия.

24. Стратегия применения информационных технологий по реализации конкретных функций управления в туристских организациях.

25. Информационные процессы стратегической деятельности туристской организации.

26. Использование компьютерного моделирования технологии решения задач управления в туристской организации.

27. Стратегия использования автоматизированных информационных технологий в туристской организации.

28. Разработка структуры задач автоматизированных технологий в туристской организации.

29. Методические вопросы создания информационной системы в туристской организации.

30. Формирование социально психологического климата в организации туристского бизнеса.

31. Способы и методы профилактики профессиональных конфликтов в туристских организациях.

32. Стратегия формирования лидерских качеств у менеджеров туристских организаций.

33. Стратегия формирования коммуникативных качеств менеджера организации туристского бизнеса.

34. Стратегия формирования социально-психологической компетентности руководителей организации туристского бизнеса.

35. Пути и способы формирования организационной культуры в организациях туристского бизнеса.

36. Стратегия формирования организаторских способностей сотрудников туристской организации.

37. Стиль руководства и его роль в эффективной деятельности туристской организации.

38. Эффективные способы управления персоналом туристской организации.

39. Стратегия управления человеческими ресурсами в туристской организации.

40. Анализ внешнеэкономической деятельности фирмы

41. Разработка системы ротации персонала на предприятии

Специализация "Менеджмент гостеприимства"

1. Менеджмент персонала в гостеприимстве.

2. Роль маркетинга в индустрии гостеприимства

3. Система резервирования и бронирования - основной канал сбыта продукта гостиничной индустрии.

4. Новые виды организационных структур предприятий питания.

5. Стратегия и тактика менеджмента технологии питания.

6. Внутренняя управленческая структура предприятия питания.

7. Информация, технология и техника управления в гостиницах и предприятиях питания.

8. Внешняя среда в бизнесе и ее влияние на деятельность предприятий общественного питания.

9. Методы управления в общественном питании.

10. Содержание и стратегия маркетинга в гостиницах и предприятиях питания.

11. Управление персоналом в общественном питании.

12. Менеджер, его деятельность, личность, профессиональная этика в общественном питании.

13. Экономические методы управления, их эффективность в новых условиях хозяйствования.

14. Организация обслуживания иностранных гостей.

15. Модернизация гостиниц - средство к повышению конкурентоспособности (на примерах отечественного и зарубежного опыта).

16. Составление ежегодного бизнес-плана.

17. Менеджмент сервиса информационных, технических, телекоммуникационных услуг.

18. Методы продвижения и сбыта продукции в гостеприимстве

19. Качество, стандартизация и сертификация в сфере обслуживания.

20. Организация обслуживания банкетов в гостинице.

21. Информационные технологии в гостиницах.

22. Стратегия развития индустрии гостеприимства в России.

23. Методы повышения качества обслуживания в гостинице

24. Формирование профессиональной команды в гостиничном бизнесе

25. Роль мотивации обслуживающего персонала для выполнения миссии гостиничного комплекса.

26. Анимация, как сегмент индустрии гостеприимства.

27. Роль гостиничной анимации в конкурентоспособности гостиничного комплекса

28. Индустрия гостеприимства и комплексное управление качеством.

29. Планировка и оформление ресторана.

30. Меню, как основное средство доходов ресторана.

31. Стратегии управления в сфере обслуживания.

32. Состояние и развитие гостиничного (ресторанного) бизнеса в Москве.

33. Стратегия создания гостиничного (ресторанного) продукта.

34. Организационная культура, как основа гостеприимства.

35. Организация производственной и торговой деятельности ресторанов.

36. Трейнинг в гостиничном (ресторанном) бизнесе.

37. Особенности управления гостиницей.

38. Таймшер и система владения отдыхом.

39. Тенденции и перспективы развития индустрии владения отдыхом в России.

40. Анализ и оценка управления в ресторанном бизнесе.

41. Пути и способы повышения конкурентоспособности ресторана

42. Техника и технологии в гостиничном бизнесе (или в любого подразделения гостиницы)

43. Автоматизация гостиницы, как основное средство повышения качества обслуживания.

44. Информационные технологии в гостиничном и ресторанном бизнесе

45. Управление человеческими ресурсами в гостиничном бизнесе

46. Совершенствование системы управления в гостиничном бизнесе

Глава 3 ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ

Производственная практика организуется для практического ознакомления студентов с соответствующей профессией, закрепление знаний, полученных в процессе обучения в Институте, а также владение основами современной технологии, производственными навыками и современными методами труда в туризме. В зависимости от специализации и курса обучения в Институте проводится ознакомительная, производственная, преддипломная практики, а также стажировка за границей (табл.1).

Таблица 1 «Структура практики ЗПИТ»

Курс

Вид практики

Тематика практики

Период практики

1

Ознакомительная

Выставки по туризму

3 дня

2

Производственная

По кафедрам

4 недели

3

Производственная

Менеджмент

4 недели

4

Производственная

Маркетинг

4 недели

5

Преддипломная

Дипломный проект

8 недель

3.1 Содержание практики

Все студенты перед практикой обязаны присутствовать на организационном собрании по распределению практики, проводимом руководством отделом практики и стажировки. На собрании студенты получают индивидуальное задание на производственную практику.

В случае отказа студента от прохождения практики по программе Института, он обязан написать заявление с указанием места практики предоставить отчетные документы в установленный учебной частью срок.

Прохождение практики является обязательным требованием образовательной программы института.

Обязанности руководителей практики

- заключение договоров с предприятиями организующими практику;

- подготовка заданий на практику;

- проведение организационного собрания;

- проведение промежуточного контроля работы студентов по индивидуальным заданиям и проведения необходимых консультаций;

- проведение консультаций по подготовке и оформлению отчетов по практике;

- проведение защиты отчетов по практике;

- анализ дневниковых записей и отчетов студентов по практике.

Ответственность за непосредственную деятельность студентов на рабочих местах несут руководители функциональных подразделений, где студенты проходят практику, т.е. мастера производственного обучения. Они организуют и контролируют весь процесс прохождения практики студентами в соответствии с утвержденными программой и графиком ее прохождения, а также:

· знакомят студентов с организацией работы на конкретном рабочем месте;

· обеспечивают студентам нормальные условия труда;

· ежедневно определяют студентам в соответствии с программой и рабочим планом практики конкретные задания, проверяют своевременность и качество их выполнения, дают студентам необходимые разъяснения;

· предоставляют студентам возможность пользоваться инструктивными материалами и имеющейся литературой, обеспечивают бланками первичных документов и отчетности;

· осуществляют учет работы студентов-практикантов;

· проверяют и подписывают дневники и отчеты студентов по практике;

· составляют отзывы с указанием уровня подготовки студента, его отношения к практическим заданиям, качества и объема выполнения им программы практики.

· могут наложить взыскание в случае необходимости приказом руководителя предприятия, учреждения, организации на студентов-практикантов, нарушающих правила внутреннего распорядка, и сообщить об этом директору ЗПИТ.

Обязанности практикантов

Студенты при прохождении практики обязаны:

· полностью подчиняться указаниям и распоряжениям руководителей практики выполнять задания, предусмотренные программой практики;

· подчиняться действующим на предприятии, в учреждении, организации правилам внутреннего трудового распорядка;

· изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии;

· участвовать в инновационной работе предприятия;

· нести ответственность за выполненную работу и ее результаты наравне со штатными работниками;

· ежедневно вести дневник, в который записывать необходимые цифровые материалы, содержание лекций и бесед, делать эскизы, зарисовки и т.д.;

Оформление и порядок работы на предприятии

Для оформления на предприятии студентам за один месяц до начала практики необходимы следующие документы:

- паспорт;

- страховое пенсионное свидетельство;

- медицинскую книжку (для персонала ресторана, горничных, аниматоров);

- дневник практиканта.

Индивидуальное задание, конкретизирующее все виды деятельности студента в период практики: на тему дипломной или курсовой работы и план прохождения практики или подготовки к дипломированию в период практики;

Оформление на предприятии производится через руководителя практики, который решаются вопросы производственной деятельности студента. Студент предъявляет направление на практику.

Прежде всего, студент должен пройти инструктаж по правилам внутреннего распорядка.

Содержание работы в период практики определяется ее программой, характером задания (дипломного или курсового), включенными и индивидуальными заданиями, дополнительными вопросами;

3.2 Задание на практику

за 1-й курс

1. Описание выставки (название, место, время, организаторы и др.). Объем 1-2 стр.;

2. Теоретическая часть: характеристика туристского потенциала страны_____. Объем 2-3 стр.;

3. Практическая часть: характеристика 5-8 туроператоров, представленных на выставке по данному направлению (название, адрес, год снования, № стенда, оформление стенда, методика проведения рекламной компании, название курортов и турмаршрутов, направления-страны продаж). Объем 4-5 стр.;

4. Выводы (о выставке ). Объем 1-2 стр.;

за 2-й курс

1. Организационная структура управления турпредприятия (схема) и ее теоретическое обоснование;

2. Дифференциация услуг турпредприятия (характеристика основных услуг);

3. Технология работы функционального подразделения (места работы практиканта).

за 3-й курс

1. Миссия туристского предприятия и оценка восприятия ее в обществе и в трудовом коллективе.

2. Описание организационной структуры и оценка ее прогрессивности.

3. Анализ внутренней среды организации.

за 4-й курс

1. SWOT-анализ турпредприятия

2. Анализ конкурентоспособности туристского предприятия

за 5-й курс (преддипломная практика)

Задание на преддипломную практику определяется руководителем дипломной работы и должно соответствовать её теме. В период проведения практики студенты собирают фактический материал о производственной деятельности предприятия, учреждения, организации и используют при разработке дипломного проекта.

3.3 Подведение итогов практики

По окончании практики студент обязан:

· сдать турфирме всю документацию, которой он пользовался в период практики;

· получить производственную характеристику, содержащую данные о выполнении программы практики и индивидуальных заданиях, об отношении к работе. Характеристика составляется и подписывается руководителем практики;

· представить руководителю практики письменный отчет о выполнении всех заданий в установленный срок;

Отчет о производственной практике

Отчет о выполнении программы готовится студентом постепенно на основании дневниковых записей в ходе практики и полностью завершается к моменту ее окончания.

Отчет проверяется руководителем практики и защищается практикантом, по итогам квалификационных экзаменов выставляется оценка, которая служит показателем квалифицированности данного студента по искомой специальности.

Для оформления отчета студенту выделяется в конце практики 1-2 дня. Отчет должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе в период практике, а также краткое описание предприятия, организации и его деятельности, выводы и предложения.

При оценке итогов работы студента на практике принимаются во внимание характеристика, данная руководителем практики от предприятия, качество отчета и дневника.

Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется повторно на практику в период каникул на прохождение практики. При сохранении задолженности до начала нового учебного года отчисляется из института.

Правила составления отчета

Отчет о прохождении практики должен содержать:

1. Титульный лист (прил.);

2. Содержание;

3. Общая характеристика организации:

- Деятельность: тип, цель, продукция, услуги;

- История: когда и как основана; ключевые события;

- Значение: положение в стране, отрасли, регионе;

- Владение: тип, юридическая форма владения, главные владельцы;

- Местоположение: адрес, телефон и т.д.

4. Задание на практику (см. п.3.2);

5. Дневник практиканта (утверждается печатью)

Дата

Наименование работы

Подписи руководителей практики от предприятия.

1.06.05

6. Замечания и предложения практиканта по улучшению работы организации

7. Выводы (знания, умения и навыки полученные при завершении практики);

Производственные ошибки персонала предприятия /Организационные конфликты

Возможные методы устранения/ способы их разрешения

1.

2.

8. Приложения

- Копия лицензии тур предприятия (кроме гостиниц);

- Справка с места работы и характеристика на фирменном бланке тур. предприятия. Характеристика должна содержать оценочные показатели работы практиканта (профессиональные навыки, работа в команде, общительность и коммуникабельность, инициативность, ответственность и т.д.).

- Фото 10Х15 практиканта на рабочем месте

Объем отчета 10-15 страниц компьютерного текста 14 шрифтом 1,5 интервалом.

3.4 Организация зарубежной стажировки

Принимающая сторона обеспечивает:

- Обучение во время стажировки;

- Проживание в общежитии для персонала в комнате по 4-6 человек;

- Авиабилеты по маршруту Москва - место стажировки - Москва (обратный билет оплачивается при успешном завершении стажировки);

- 3-разовое питание в рабочей столовой;

- трансфер аэропорт - место проживания - аэропорт;

- медицинское обслуживание (или страховка от несчастных случаев за дополнительную плату);

- визовую поддержку;

- деньгами на карманные расходы от 100$ США (в местной валюте).

Студент предоставляет нижеследующие документы:

- рекомендательное письмо от руководителя филиала с печатью

- справку с кафедры иностранных языков об уровне знания иностранного языка;

- копии сертификатов, дипломов об окончании курсов по профилю стажировки или о прохождении стажировки ранее;

- анкету установленного образца;

- полное резюме на английском языке;

- резюме на русском языке;

- загранпаспорт;

- копия страниц загранпаспорта;

- 4 цветных фотографии 3х4;

- 1 цветная фотография в полный рост 10х15;

- медицинская справка формы № 086 (оригинал);

- справку из наркологического диспансера;

- справку из ОВД по месту жительства;

- копию документа об оплате стажировки (при оплате по безналичному расчету).

Студенты вносят в кассу Академии:

- компенсации затрат Академии по организации стажировок в Турции и Египте в размере 4500 руб.;

- компенсации затрат Академии по организации стажировок в Греции и Кипре в размере 7500 руб.;


Приложение А

Западно-Подмосковный институт туризма-

филиал РМАТ

Курсовая работа

по дисциплине «Менеджмент туроперейтинга»

на тему: «Технология создания турагентства»

Кафедра «Менеджмент туризма»

(Менеджмент гостеприимства)

(Менеджмент международного туризма)

(Менеджмент спортивного туризма)

Выполнил: Иванов И. И.

гр. _______

Руководитель: к.п.н. Борисов В.К.

г. Краснознаменск

200_ г.


Приложение Б

Российская международная академия туризма

Факультет "Менеджмента и экономики туристского бизнеса"

Кафедра "Менеджмент туризма"

Дипломный проект

на тему: «Разработка турпродукта на примере турагентства «Мелита Тур»»

Выпускник Степанова С. С.

Научный руководитель к.п.н. Борисов В.К.

Консультант д.п.н. Кибальников С.В.

Рецензент к.и.н. Блинова М.А.

Рецензент Хабарова И.Н.

200__ год


Книжка выпускника

Фио Степанова Светлана Сергеевна

Факультет "Менеджмента и экономики туристского бизнеса"

Кафедра "Менеджмент туризма" (согласовать с руководителем)

Специальность "Менеджмент организации"

Специализация "Менеджмент туризма"

Индекс группы "501"

Начало выполнения ДП 10.11.200__г.

Контрольные сроки просмотра работы на кафедре:

1-й просмотр 20.12.200__г. 2-й просмотр 15.03.200__г.

Окончание работы 15.05.200__г.

Представление на рецензию 20.05.200__г.

Защита проекта на заседании государственной экзаменационной комиссии _ .__.200__г.


Приложение 4

задание на дипломнЫЙ ПРОЕКТ

Наименование темы:

Управление человеческими ресурсами в гостиничном бизнесе на примере «Марриотт Гранд Отель»

Цель работы: (в соответствии с целью ДП )

Определить принципы управления персоналом в индустрии гостеприимства, способствующие мотивировать служащих на предоставление клиентам качественного и удовлетворяющего их обслуживания

Требования к дипломному проекту: (в соответствии с задачами ДП )

1. Определить новую роль управления персоналом в гостиничном бизнесе

2. Выявить особенности управления персоналом в международных гостиничных цепях

3. Определить функции и задачи службы управления человеческими ресурсами гостиницы «Марриотт Гранд»

4. Разработать факторы удержания персонала на рабочем месте

Руководитель дипломного проекта

к.п.н. Борисов Вадим Константинович _________________

Заведующий кафедрой: (подпись)

к.п.н. Борисов Виталий Константинович _________________

(подпись)

Задание получил (а) 12 октября 200__ г.

_______________(подпись студента)


СПРАВКА ОБ УСПЕВАЕМОСТИ

Оформляется учебной частью и выдаётся студенту для подшивки в диплом за две недели до защиты.


Приложение В

Фирменный бланк (логотип и реквизиты организации)

справка

Дана ____________________________________(ФИО), что он проходил преддипломную практику в должности _________________ с 1 марта по 20 апреля 20___года.

В период практики показал себя очень трудоспособным, инициативным и внимательным к гостям сотрудником.

Директор __________________(подпись)

м.п.

Приложение Г

Ключевые фразы для составления отзыва и рецензий

1. Актуальность темы дипломного проекта (ФИО) определяется тем, что…; В исследовании В.И.Бутузовой раскрывается одна из актуальнейших проблем…; Т ема исследования (дипломного проекта ФИО) посвящена весьма актуальной и важной проблеме (обусловлена необходимостью) …; Д ипломный проект (ФИО) посвящен проблеме…; О ценка и анализ структуры управления предприятием питания, предпринятой автором на примере …, относится к числу весьма актуальных. А ктуальность исследования подтверждается и тем, что…;

2. Автор, на наш взгляд, совершенно справедливо утверждает, что …; В дипломной работе автора сформулированы теоретические положения…; О собая теоретическая ценность исследования состоит в разработке…; П рактическая значимость исследования убедительно представлена разработанным…; З начительный интерес в данной работе вызывает оригинальный взгляд автора с позиции…; П о дипломному проекту можно судить о том, что автор владеет обширными…;

У бедителен вывод автора о том, что…; В исследовании рассматриваются вопросы, связанные со…; К руг теоретических вопросов, проанализированных автором, представляет собой…; В дипломном проекте аргументировано обосновывается…; Д остаточно глубоко автором исследован вопрос…; У дачно рассмотрены…; А втор справедливо отмечает…; И нтересно обобщен опыт…; О сновные задачи работы подтверждены результатами исследования …; Д остаточно грамотно и логично сформулирован аппарат исследования…; В дипломном проекте отражены цели и задачи исследования, изложено основное содержание работы, сделаны соответствующие выводы, приведены положения, выносимые на защиту. Д остаточно полно и убедительно описан ход практической работы и аргументировано представлены её результаты. А втор рассматривает…; П ри этом, подчеркивается…; Н еобходимо отметить логично сформулированный научный аппарат исследования, его гипотезу, четкую формулировку задач исследования. П редставляется важным в данном исследовании комплексный подход автора к исследованию проблемы…; И нтересен подход автора, основывающийся на…; И сследование проблемы, которую дипломник обозначил в своей работе, достаточно сложный процесс, так как…

3. Производит впечатление многогранность проблемы исследования и глубина проработки задач, в частности …; В ходе исследования автор пришел к выводу о том, что…; Д ипломный проект написан в хорошем стиле, читается легко и с интересом. В се вышесказанное говорит о том, что…; Д ипломный проект ценен тем, что в нем уточнена сущность и содержание…

4. В то же время (о ценивая положительно данную работу), считаем необходимым высказать некоторые замечания автору: С реди несущественных на наш взгляд недостатков рецензируемого дипломного проекта можно выделить главные: В месте с тем текст дипломного проекта содержит некоторые недостатки: Н а наш взгляд, в дипломном проекте общие выводы по исследованию представлены слишком лаконично; О тсутствует зарубежный опыт по теме исследования; В первой главе исследования недостаточно аргументировано обоснование туризма как воспитательный феномен социально-культурной деятельности; И злишне подробный анализ…; В исследовании не нашел места анализ зарубежного опыта подготовки…; Н едостаточно глубоко раскрыты…; Р ассматривая проблему …, следовало бы обратить особое внимание …, которая бы позволила автору более глубоко раскрыть предмет исследования; Н а наш взгляд, объект исследования сформулирован слишком широко; И меются также незначительные погрешности оформления.

5. Однако в целом дипломный проект оценивается нами положительно , достоин, на наш взгляд, представления к защите; В целом выявленные недостатки не снижают теоретической и практической значимости выполненного исследования; У казанные недостатки не имеют принципиального значения в общей положительной оценке выполненной работы. С оответствует требованиям, предъявляемым к дипломным проектам Академии, и рекомендуется к защите.

Научный руководитель _______ ФИО______ (подпись)

Приложение Д

Отзыв

на дипломный проект

Степановой Светланы Сергеевны

по теме: «Управление человеческими ресурсами в гостиничном бизнесе на примере «Мариотт Гранд Отель»».

Дипломный проект Степановой С.С. раскрывает проблемную сторону Российских гостиниц - управление персоналом, которое ориентируется на развитие потенциала работника, создание продуманной системы подготовки персонала для формирования соответствующей модели поведения в современных гостиницах.

Дипломница в своих практических исследованиях на примере гостиницы «Мариотт Гранд Отель» доказал, что для повышения конкурентоспособности на рынке необходимо иметь профессионально подготовленных сотрудников и серьезно заниматься вопросами управления персоналом.

В дипломном проекте достаточно глубоко проанализирована управленческая деятельность гостиниц и выявлена новая роль управления персоналом в гостиничном бизнесе.

Практическая значимость исследования представлена в виде сравнения работы служб управления человеческими ресурсами в зарубежных отелях и отделов кадров в российских гостиницах.

В дипломном проекте отражены цели и задачи исследования, изложено основное содержание работы, сделаны соответствующие выводы, приведены положения, выносимые на защиту. В данном исследовании представляется важным комплексный подход автора к исследованию проблемы управления в ресторанном бизнесе.

В целом дипломный проект оценивается положительно, соответствует требованиям, предъявляемым к дипломным проектам Академии, и рекомендуется к защите.

Научный руководитель к.п.н. Борисов Вадим К.

Приложение Е

Рецензия

на дипломный проект

Степановой Светланы Сергеевны

по теме: «Управление человеческими ресурсами в гостиничном бизнесе на примере «Мариотт Гранд Отель»».

Дипломный проект Светланы Сергеевны посвящен проблеме формированию кадровой политики индустрии гостеприимства и управлению человеческими ресурсами в гостинице «Марриотт Гранд Отель».

В работе дипломница доказала, что в индустрии гостеприимства служащие составляют часть ее продукта. Главные усилия управления в индустрии гостеприимства должны быть направлены на ее персонал, который является важнейшей составной частью конечного продукта, одним из основных ресурсов конкурентных преимуществ организации, и, следовательно, качество обслуживания в туристских организациях зависит от мастерства и сознательности их служащих.

В практической главе подробно дана характеристика организации работы службы управления человеческими ресурсами в гостинице «Мариотт Гранд Отель», где рассмотрены функции и задачи службы, должностные инструкции персонала, система мотивации работников гостиницы.

В то же время, считаем необходимым высказать некоторые замечания автору: недостаточно подробно характеризуется деятельность гостиниц Марриотт в Москве; не раскрыта тема формирования организационных структур в международных отелях.

В целом выявленные недостатки не снижают теоретической и практической значимости выполненного исследования, и дипломный проект рекомендуется к защите.

Старший менеджер лобби-бара гостиницы «Марриотт Гранд Отель»

______________________ Щербакова И. А.


Приложение Ж

Автореферат

дипломного проекта по теме: «Управление человеческими ресурсами в гостиничном бизнесе на примере гостиницы «Марриотт Гранд Отель»».

Студентки 5-го курса Степановой С.С.

Работа состоит из :

Количество листов………………. 82

Количество рисунков…………... 3

Количество схем…………………….. 4

Количество таблиц……………………. 3

Количество графиков…………………. 2

Количество диаграмм…………… 2

Количество литературы……………… 21

Количество приложений……………... 3

Ключевые слова: гостиница, индустрия гостеприимства, менеджмент, управление человеческими ресурсами, кадровая служба, гостиничная цепь, мотивация персонала.

Актуальность нашего исследования состоит в том, что для повышения конкурентоспособности гостиницы на рынке необходимо иметь профессионально подготовленных сотрудников и серьезно заниматься вопросами управления персоналом.

Важной особенностью туристского продукта, отличающей его, прежде всего, от промышленных товаров, является широкое участие людей в производственном процессе. Таким образом, человеческий фактор оказывает сильное влияние на его неоднородность и качество.

Служащие компаний, организующих прием гостей, предоставляют услуги, которые через их посредничество становятся частью продукта. Часто довольно трудно дифференцировать материальную часть продукта конкурирующих компаний в индустрии гостеприимства (например, гостиничные номера незначительно различаются в ценовом диапазоне по стоимости). Различия продукции часто связаны с тем, как персонал обслуживает своих клиентов. Персонал организации должен обслужить потребителя так, чтобы он превратился в постоянного клиента.

Менеджеры индустрии гостеприимства должны удостовериться, что служащие компетентны в оказании разнообразных услуг, с энтузиазмом относятся к своей гостинице и к услугам, которые они реализуют. В противном случае невозможно заинтересовать клиентов и превратить их в постоянных гостей. Таким образом, количество звезд у гостиницы — это не гарантия, а всего лишь претензия на высокое качество обслуживания, обещание его, и стандартизация гостиничного обслуживания сама по себе не в состоянии обеспечить удовлетворенность требований гостя.

Цель дипломного проекта состоит в определении принципов управления персоналом в индустрии гостеприимства, способствующих мотивировать служащих на предоставление клиентам качественного и удовлетворяющего их обслуживания.

Объектом исследования является гостиница «Марриотт Гранд»

Предмет исследования – особенности управления человеческими ресурсами в гостинице «Марриотт Гранд».

Задачи исследования:

5. Определить новую роль управления персоналом в гостиничном бизнесе;

6. Выявить особенности управления персоналом в международных гостиничных цепях;

7. Определить функции и задачи службы управления человеческими ресурсами гостиницы «Марриотт Гранд».

(в описаниях глав должны быть раскрыты решения поставленных задач)

В первой главе нашего исследования освещается деятельность управленческих компаний в гостиничном бизнесе, возникновение концепции международной гостиничной цепи, суть которой состоит объединении гостиничных предприятий для повышения эффективности менеджмента.

При организации гостиничного бизнеса главный акцент делается на систему управления и организацию трудовой деятельности персонала. Как было изучено в данной главе, персонал играет важную роль в формировании качественного гостиничного продукт, а у качества должно быть своё лицо, то есть индивидуальность, отличие от другого схожего продукта. Каждое гостиничное предприятие в современной ситуации на рынке борется за своего клиента, что заставило менеджмент гостиниц направить в единое русло, основанное на стандартах качества и определить важную роль персонала в гостиничном бизнесе.

Во второй главе анализируется управление гостиницами, входящими в международные гостиничные цепи. В управлении международной гостиничной цепью очень важно соблюдение единого стандарта обслуживания, которое предусматривает решение руководством определенных задач: технологических, контролирующих, задач планирования.

Проведенный нами анализ во второй главе позволил сделать вывод, что работа в гостиничных цепях также как и интересная, так и очень трудная, что требует от персонала особой подготовки. Устраиваясь на работу в Московские гостиницы, которые входят в международные гостиничные цепи (например, Марриотт, Кемпенски) многие и не предполагают о проблемах межличностной коммуникации. В работе мы провели сравнительный анализ культурных ценностей гостиничного персонала России и США по следующим параметрам: отношение к окружающей среде; ориентация во времени; отношение к труду; характер ответственности. Данный анализ позволяет сделать вывод, что ни одна из стран не имеет «идеальных» оценок ценностей персонала.

В работе были выявлены особенности управления персоналом в международных гостиничных цепях: работа в многонациональном коллективе может вызывать межкультурные барьеры, поэтому руководителям подразделений необходимо знать особенности культуры и их взаимодействия; жесткий контроль качества обслуживания с помощью корпоративных стандартов.

Это приводит к пониманию поставленных задач и выполнению назначенных функций и, соответственно, улучшает процесс обслуживания гостей.

Top-management гостиниц «Марриотт» в Москве осуществляется корпорацией «Интерстэйт», которая представляет собой закрытый концерн, управляемый частным капиталом. На протяжении многих лет данная корпорация остается лидером, поставляющим top-менеджеров для руководства гостиниц. В Москве гостиничная цепь «Марриотт» представлена следующими гостиницами «Тверская», «Гранд Отель», «Роял Аврора», «Ренессанс», «Кортяард», которая открылась в конце января 2006 года.

Особое внимание в третьей главе уделяется подробному рассмотрению системы управления персоналом в гостинице «Марриотт Гранд Отель.

Проведенное исследование показало, особенности управление персоналом в гостинице при организации отдела кадров и управления человеческими ресурсами. В большинстве гостиницах основой работы отдела кадров является делопроизводство и очень мало внимания уделяется работе с персоналом, то есть его адаптация к рабочему коллективу и прямым функциональным обязанностям, его мотивации к качественной работе.

Западными гостиничными цепями для эффективной работы персонала были разработаны четкие стандарты качества обслуживания, которые контролируются отделами управления человеческими ресурсами. На примере московской гостиницы «Марриотт Гранд Отель» мы выявили основные цели, задачи и функции данного отдела, которые помогают гостинице формировать дружный, сплоченный коллектив, нацеленный на достижения общей миссии гостиницы. Специалисты управления человеческими ресурсами на основе рабочей документации при приеме на работу первоначально должны провести оценку персонала с помощью собеседования, тестирования. В последствии необходимо проводить обучение и переподготовку персонала в гостинице. Самым эффективным методом обучения было выявлен метод «наставничество». В период работы служба должна проводить оценку профессиональных и личностных качеств сотрудников, проводится обучение в виде тренингов.

Особое внимание в гостиницах «Марриотт» уделяется мотивации сотрудников. Было выявлено, что в равной степени необходимо уделять внимание как поощрению за качественную работу, так и наказанию за не выполнение должностных инструкций.

Одной из главных проблем в гостиничном бизнесе является большая текучесть кадров. Нами были выявлены факторы удержания персонала на рабочем месте: производственный инструктаж или ориентация нового сотрудника, облегчая ему процесс адаптации к непривычным для него условиям; повышение квалификации в виде различных мероприятий с целью улучшения профессиональной подготовки уже работающих специалистов; карьерный рост для удержания перспективных работников, а также создание благоприятного климата в коллективе и на рабочем месте.

В заключении работы были сформулированы следующие выводы, что для эффективности работы гостиницы необходимо иметь профессионально подготовленных сотрудников: мотивировать их к качественной работе, обучать и повышать их квалификацию, чем призвана заниматься служба управления человеческими ресурсами.

Приложение З

Содержание

с.

Введение ………………………………………………………..

3

Глава 1

Значение персонала в гостиничном бизнесе ………….

6

1.1

Управленческие компании в гостиничном бизнесе………

6

1.2

Новая роль управления персоналом в гостиничном бизнесе…………………………………………………………..

10

Глава 2

Особенности управления персоналом в международных гостиничных цепях ……………...

15

2.1

Управления гостиницами, входящими в международные гостиничные цепи………………………………………………

15

2.2

Особенности управления персоналом в гостиничных цепях……………………………………………………………..

18

2.3

Сравнительный анализ культурных ценностей гостиничного персонала России и США……………………

24

Глава 3

Организация работы службы управления человеческими ресурсами в гостинице «Марриотт Гранд »……………………………………................................

29

3.1

История и характеристика гостиничной цепи Марриотт………………………………………………………...

29

3.2

Функции и задачи службы управления человеческими ресурсами……………………………………………………….

40

3.2.1

Принципы определения требований к работе персонала гостиницы Марриотт Гранд…………………………………..

44

3.2.2

Обучение и переподготовка в гостинице Марриотт Гранд……………………………………………………………..

52

3.2.3

Мотивация в гостинице Марриотт Гранд…………………..

58

3.3

Факторы удержания персонала на рабочем месте………

72

Заключение …………………………………………………….

79

Список используемой литературы и источников .......

81

Приложение А ………………………………………………….

Приложение Б ………………………………………………….

83

85


Приложение И

Введение

Развитие рыночных отношений предопределило поиск путей совершенствования системы управления персоналом гостиничных предприятий. Управление персоналом по содержанию гораздо шире, чем простое решение кадровых проблем. Оно ориентируется на развитие потенциала работника, создание продуманной системы подготовки персонала для формирования соответствующей модели поведения.

Индустрия гостеприимства уникальна тем, что служащие составляют часть ее продукта. Главные усилия управления в индустрии гостеприимства должны быть направлены на ее персонал, который является важнейшей составной частью конечного продукта, одним из основных ресурсов конкурентных преимуществ организации, и, следовательно, качество обслуживания в туристских организациях зависит от мастерства и сознательности ее служащих.

Удовлетворение клиента в сфере гостеприимства достигается также вежливостью персонала и его отзывчивостью. Таким образом, эффективное управление людьми превращается в одну из важнейших функций туристской организации — в функцию управления персоналом.

Важной особенностью туристского продукта, отличающей его, прежде всего, от промышленных товаров, является широкое участие людей в производственном процессе. Таким образом, человеческий фактор оказывает сильное влияние на его неоднородность и качество.

Служащие компаний, организующих прием гостей, предоставляют услуги, которые через их посредничество становятся частью продукта. Часто довольно трудно дифференцировать материальную часть продукта конкурирующих компаний в индустрии гостеприимства (например, гостиничные номера незначительно различаются в ценовом диапазоне по стоимости). Различия продукции часто связаны с тем, как персонал обслуживает своих клиентов. Персонал организации должен обслужить потребителя так, чтобы он превратился в постоянного клиента.

Менеджеры индустрии гостеприимства должны удостовериться, что служащие компетентны в оказании разнообразных услуг, с энтузиазмом относятся к своей гостинице и к услугам, которые они реализуют. В противном случае невозможно заинтересовать клиентов и превратить их в постоянных гостей. Таким образом, количество звезд у гостиницы — это не гарантия, а всего лишь претензия на высокое качество обслуживания, обещание его, и стандартизация гостиничного обслуживания сама по себе не в состоянии обеспечить удовлетворенность требований гостя.

Люди в индустрии гостеприимства являются частью самого гостиничного продукта, за который гостиница и получает свой основной доход. В перспективе в индустрии гостеприимства будет происходить переориентация управления по пути повышения эффективности использования персонала, что вызвано рядом причин:

—гостиница, не имеющая сильных кадров, в условиях рынка не выдерживает конкуренцию;

—ведение бизнеса в условиях жесткой конкурентной борьбы заставляет организацию повышать требования к сотрудникам. Между гостиницами существует конкуренция за «лучших» работников;

—возрастает самостоятельность компаний в работе с персоналом, так как не стало министерств и единых нормативных актов, которые унифицировали работу с кадрами на совершенно разных по профилю предприятиях.

Актуальность нашего исследования состоит в том, что для повышения конкурентоспособности гостиницы на рынке необходимо иметь профессионально подготовленных сотрудников и серьезно заниматься вопросами управления персоналом.

Цель дипломного проекта состоит в определении принципов управления персоналом в индустрии гостеприимства, способствующих мотивировать служащих на предоставление клиентам качественного и удовлетворяющего их обслуживания.

Объектом исследования является гостиница «Марриотт Гранд Отель»

Предмет исследования – особенности управления человеческими ресурсами в гостинице «Марриотт Гранд Отель».

Задачи исследования:

1. Определить новую роль управления персоналом в гостиничном бизнесе;

2. Выявить особенности управления персоналом в международных гостиничных цепях;

3. Определить функции и задачи службы управления человеческими ресурсами гостиницы «Марриотт Гранд Отель»;

4. Разработать факторы удержания персонала на рабочем месте.

Методологическую основу формируют исследования по менеджменту гостеприимства (А.В. Чернышов, А.Л. Лесник); по управлению персоналом в гостиничном бизнесе (М.Н. Смирнова); по стратегии конкуренции в гостиничном бизнесе (А.Л. Лесник, М.Н. Смирнова).

Структура дипломного проекта. Дипломный проект состоит из 3 глав, 7 параграфов, 4 схем, 3 рисунков, 3 таблиц, 2 графиков и 2 диаграмм.


Приложение К

Список использованной литературы

1. Лесник А.Л., Чернышев А.В. Организация и управление гостиничным бизнесом: Учебник Т.1-3 - М., «Интел универсал», 2000 – 280с.

2. Волков Ю.Ф. Законодательные основы гостиничного сервиса: Учебник. - Ростов н/Д, «Феникс», 2003 – 320с.

3. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: Учебник 2 изд. - М., ЮНИТИ – ДАНА, 2002 – 1063 с.

4. Уокер Дж.Р. Введение в гостеприимство: Учебное пособие 2 изд. - М., ЮНИТИ – ДАНА, 2002 – 607с.

5. Л.В.Д. Ваген. Гостиничный бизнес: Учебное пособие - Ростов н/Д, «Феникс», 2001 – 416с.

6. Туризм в цифрах: Сборник. Госкомстат России - М., ИИЦ «Статистика России», 2003 – 43с.

7. Воронкова Л.П. Туризм, гостеприимство, сервис - М.: «Аспект Пресс», 2002-367 с.

8. Воронкова Л.П. История туризма и гостеприимства - М.: «Фиар-Пресс», 2004-304 с.

9. Квартальнов В.А.Туризм - М.: «ФиС», 2003 - 320 с.

10. Тимохина Т.Л. Организация приема и обслуживания туристов: Уч. Пособие - М: ООО «Книгодел»: МАТГР, 2004-288 С.

11. Журнал «Отель» (см. . гос. стандарт)

12. Интернет (см. гос. стандарт)


Приложение Л

Доклад

Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии!!!

Вашему вниманию представляется дипломный проект студентки Степановой Светланы Сергеевны по теме: «Управление человеческими ресурсами в гостиничном бизнесе на примере «Мариотт Гранд Отель».

Развитие рыночных отношений предопределило поиск путей совершенствования системы управления персоналом гостиничных предприятий. Персонал является важнейшей составной частью конечного продукта, одним из основных ресурсов конкурентных преимуществ организации, и, следовательно, качество обслуживания в туристских организациях зависит от мастерства и сознательности их служащих.

Данные позиции определили актуальность нашего исследования : для повышения конкурентоспособности гостиницы на рынке необходимо иметь профессионально подготовленных сотрудников и серьезно заниматься вопросами управления персоналом.

Цель дипломного проекта состоит в определении принципов управления персоналом в индустрии гостеприимства, способствующих мотивировать служащих на предоставление клиентам качественного и удовлетворяющего их обслуживания.

В первой главе нашего исследования освещается деятельность управленческих компаний в гостиничном бизнесе, возникновение концепции международной гостиничной цепи, суть которой состоит объединении гостиничных предприятий для повышения эффективности менеджмента.

При организации гостиничного бизнеса главный акцент делается на систему управления и организацию трудовой деятельности персонала. Как было изучено в данной главе, персонал играет важную роль в формировании качественного гостиничного продукта, у качества должно быть своё лицо, то есть индивидуальность, отличие от другого схожего продукта. Каждое гостиничное предприятие в современной ситуации на рынке борется за своего клиента, и это заставило направить в единое русло менеджмент гостиниц, основанный на стандартах качества и определяющий важную роль персонала в гостиничном бизнесе.

Во второй главе анализируется управление гостиницами, входящими в международные гостиничные цепи. В управлении международной гостиничной цепью очень важно соблюдение единого стандарта обслуживания, которое предусматривает решение руководством определенных задач: технологических, контролирующих, задач планирования.

Проведенный нами анализ во второй главе позволил сделать вывод, что работа в гостиничных цепях также интересна, как и трудна, и это требует от персонала особой подготовки. Устраиваясь на работу в Московские гостиницы, входящие в международные гостиничные цепи (например, Марриотт, Кемпенски) многие и не предполагают о проблемах межличностной коммуникации. В работе мы провели сравнительный анализ культурных ценностей гостиничного персонала России и США по следующим параметрам: отношение к окружающей среде; ориентация во времени; отношение к труду; характер ответственности. Данный анализ позволяет сделать вывод, что ни одна из стран не имеет «идеальных» оценок ценностей персонала.

В работе были выявлены особенности управления персоналом в международных гостиничных цепях: работа в многонациональном коллективе может вызывать межкультурные барьеры, поэтому руководителям подразделений необходимо знать особенности культуры и их взаимодействия; жесткий контроль качества обслуживания с помощью корпоративных стандартов.

Это приводит к пониманию поставленных задач и выполнению назначенных функций и, соответственно, улучшает процесс обслуживания гостей.

Особое внимание в третьей главе уделяется подробному рассмотрению системы управления персоналом в гостинице «Марриотт Гранд Отель.

Проведенное исследование показало особенности управления персоналом в гостинице при организации отдела кадров и управления человеческими ресурсами. В большинстве гостиниц основой работы отдела кадров является делопроизводство и очень мало внимания уделяется работе с персоналом, его адаптации к рабочему коллективу и прямым функциональным обязанностям, его мотивации к качественной работе.

Западными гостиничными цепями для эффективной работы персонала были разработаны четкие стандарты качества обслуживания, которые контролируются отделами управления человеческими ресурсами. На примере московской гостиницы «Марриотт Гранд Отель» мы выявили основные цели, задачи и функции данного отдела, которые помогают гостинице формировать дружный, сплоченный коллектив, нацеленный на достижение общей миссии гостиницы. Специалисты управления человеческими ресурсами на основе рабочей документации при приеме на работу первоначально должны провести оценку персонала с помощью собеседования, тестирования. В последствии необходимо проводить обучение и переподготовку персонала в гостинице. Самым эффективным методом обучения было выявлен метод «наставничество». В период работы служба должна проводить оценку профессиональных и личностных качеств сотрудников, проводится обучение в виде тренингов.

Особое внимание в гостиницах «Марриотт» уделяется мотивации сотрудников. Было выявлено, что в равной степени необходимо уделять внимание как поощрению за качественную работу, так и наказанию за не выполнение должностных инструкций.

Одной из главных проблем в гостиничном бизнесе является большая текучесть кадров. Нами были выявлены факторы удержания персонала на рабочем месте: производственный инструктаж или ориентация нового сотрудника, облегчающая ему процесс адаптации к непривычным для него условиям; повышение квалификации в виде различных мероприятий с целью улучшения профессиональной подготовки уже работающих специалистов; карьерный рост для удержания перспективных работников, а также создание благоприятного климата в коллективе и на рабочем месте.

В заключении работы были сформулированы следующие выводы: для эффективности работы гостиницы необходимо иметь профессионально подготовленных сотрудников, то есть мотивировать их к качественной работе, обучать и повышать их квалификацию, чем призвана заниматься служба управления человеческими ресурсами.


Приложение М

Западно-Подмосковный институт туризма-

филиал РМАТ

Отчет

по производственной практике за ___курс

(ознакомительной) - для 1-го курса

Тема: «» – для 1-го курса

Выполнил: Иванов И. И.

гр. _______

Руководитель: к.п.н. Борисов В. К.

г. Краснознаменск

200_ г.

47

Содержание

с.

Глава 1

Требования к выполнению курсовой работы.

4

Глава 2

Требования к выполнению дипломного проекта………...

2.1

Тематика дипломного проекта…………………………….

2.2

Научное руководство дипломным проектом……………..

2.3

Структура и содержание дипломного проекта…………...

2.4

Прохождение и защита дипломного проекта…………….

2.5

Правила оформления дипломного проекта……………….

2.6

Примерная тематика для написания дипломного проекта

Глава 3

Требования к выполнению отчета по практике…………..

3.1

Содержание практики……………………….......................

3.2

Задание на практику………………………………………..

3.3

Подведение итогов практики………………........................

3.4

Организация зарубежной стажировки…………………….

Приложение А Титульный лист курсовой работы……........................

Приложение Б Комплект титульный листов дипломного проекта…

Приложение В Справка о прохождении преддипломной практики…

Приложение Г Ключевые фразы для написания отзыва и рецензии..

Приложение Д Пример отзыва на дипломный проект……………….

Приложение Е Пример рецензии на дипломный проект…………….

Приложение Ж. Пример автореферата на дипломный проект………

Приложение З. Пример оформления содержания ……………………

Приложение И. Пример оформления введения……………………….

Приложение К. Пример списка использованной литературы……….

Приложение Л Пример текста доклада………………………………..

Приложение М Титульный лист отчета по практике………………...


ПРИГЛАШАЕМ В РМАТ

РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА (год образования 1981-й) - негосударственное хозрасчетное высшее учебное заведение, имеющее сеть филиалов в РФ и СНГ. Соучредители Академии - Министерство общего и профессионального образования РФ, Администрация Московской области, АО "ЦСТЭ-ИНТУР". В соответствии с государственной лицензией Академия туризма готовит специалистов по специальности 061100 «Менеджмент» на факультете менеджмента туризма.

Западно-Подмосковный институт туризма основан в 1998 г.

Факультеты : "Менеджмент организации", "Управление персоналом".

Кафедры : менеджмент туризма, менеджмент гостеприимства, менеджмент международного туризма, менеджмент спортивного и экстремального туризма, управление персоналом в туризме.

Форма обучения : очная, заочная, колледж, профильные классы, второе высшее.

По окончании обучения выдается диплом о высшем образовании государственного образца с квалификацией «менеджер» (срок обучения - 5 лет).

Поступающие на очное отделение проходят вступительные испытания: русский язык (сочинение), английский язык (тестирование), география (тестирование). Лица, награжденные по окончании средней школы золотой или серебряной медалью, проходят только собеседование.

Образование платное. Работают подготовительные курсы

Прием заявлений и документов осуществляется до 1 августа по адресу: Б. Вяземы, ул. Институт, ВНИИ Фитопатологии.

Время работы: 9.40-17.00 кроме воскресенья. www.ZPIT.ru

Справки по телефону (095) 598-26-98, 598-27-98


ФИО

Студента

Название дипломного проекта

Структура выполнения

Титулы

Автореферат

Сод-е

Введ-е

Гл 1

Гл 2

Гл 3

Закл.

Прил

През

Эл.

вер-я

1.

Ö

Ö

Ö

Ö

Ö

Ö

Ö

Ö

Ö

Ö

Ö

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.