Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по подготовке, написанию и оформлению курсовых работ по курсу «Экономическая теория» для студентов факультета экономики и управления Орехово-Зуево - реферат

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

(ИНЭП)

В.М. Пушкарева

доктор экономических наук, профессор

Методические рекомендации

по подготовке, написанию и оформлению курсовых работ по курсу «Экономическая теория»

для студентов факультета экономики и управления

Орехово-Зуево , 2010

Автор: профессор, доктор экономических наук Пушкарева В.М.

Рецензент: кандидат филологических наук Бодров В.А.

Учебно-методическое пособие одобрено

на заседании Учебно-методического Совета

Орехово-Зуевского филиала НОУ «ИНЭП»

Протокол № 1 от 10 сентября 2010

I . ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ СТУДЕНТА

НАД КУРСОВОЙ РАБОТОЙ

Курсовая работа является важнейшей формой самостоятельной работы студента.

Цель написания курсовой работы на втором курсе — углубленное изучение наиболее важных и сложных проблем экономической теории, имеющих непосредственное отношение к российской действительности. Непосредственными задачами данной формы самостоятельной работы являются:

· научится самостоятельно работать с библиографией, библиотечными каталогами, подбирать необходимый материал;

· усвоить назначение «Введения» и «Заключения» к научной работе;

· научиться самостоятельно излагать материал;

Основные требования, предъявляемые к курсовой работе:

1. Студент самостоятельно или с помощью преподавателя, закрепленного кафедрой в качестве научного руководителя, выбирает из списка, предложенного кафедрой, тему для своей будущей курсовой работы и сообщает ее своему научному руководителю. Тема курсовой работы может быть предложена студентом помимо указанного списка, но она обязательно должна быть согласована с научным руководителем.

2. Тема курсовой работы раскрывается на основе изучения основной и дополнительной литературы, а не только на базе материалов учебников и учебных пособий. В списке литературы должно быть не менее 10 –15 названий различных источников (монографий, журнальных и газетных статей, справочников, учебников, учебных пособий и официальных документов).

3. Курсовая работа обязательно должна иметь план, включающий введение, основную часть, заключение, список использованной литературы, а в ряде случаев и приложения.

4. Соответствующим образом должен быть оформлен научный аппарат: сноски, ссылки, список использованной литературы.

5. Текст должен иметь характер самостоятельного изложения в соответствии с планом курсовой работы. Не допускается дословное переписывание материалов из источников.

6. Размер курсовой работы не должен быть излишне большим. Однако нельзя принимать от студента работу на нескольких страницах. Минимальный объем 30 (тридцать) страниц стандартного формата А4, максимальный 40 (шестьдесят) страниц машинописного текста через 1,5 (полтора) межстрочных интервала шрифтом 14-го размера.

7. Выбор темы курсовой работы и составление плана.

8. Важным этапом самостоятельной работы над курсовой работой является выбор темы и составление ее плана. Студенту следует помнить, что от выбора темы, от того, насколько правильно составлен план, во многом зависит и качество выполняемой курсовой работы.

9. Для того чтобы выбор темы был осуществлен правильно, студенту вначале следует внимательно изучить соответствующий раздел курса экономической теории (по программе данного курса, учебнику пли учебному пособию, плану семинарских занятии).

10. После выбора темы студент подбирает основную и дополнительную литературу, составляет предварительный план курсовой работы, который в дальнейшем по мере работы над литературой будет уточняться и дополняться.

План – это логическая основа, костяк курсовой работы, важнейший показатель того, насколько глубоко студент отобрал и изучил имеющиеся источники.

Правильно составленные план – свидетельство понимания студентом содержания рассматриваемой проблемы. План необходимо согласовать с научным руководителем. В план работы рекомендуется включать: введение, основную часть, заключение, список использованной литературы и приложения.

Во «Введении» на 2 – 3 страницах студент должен обосновать выбор темы, раскрыть структуру плана и дать анализ литературы, по которой будет написана курсовая работа. Кроме актуальности тематики, необходимо указать цели и задачи исследования, сослаться на проработанность данной проблематики в работах ведущих авторов. От качества «Введения» зависит общая оценка за курсовую работу.

Основная часть работы состоит из двух-трех разделов (1-й – Теоретический: 2-й – Практический; 3-й (если рассматривается зарубежный опыт) – особенности применения в России. Необходимо раскрыть основное содержание темы, показать степень изученности данной проблемы, ее дискуссионность, дать свое понимание рассматриваемых вопросов. Показать особенности решения данных вопросов в России.

Заключение должно быть объемом 3 – 5 страниц. В нем необходимо четко сформулировать основные выводы и предложения, вытекающие из текста курсовой работы. Необходимо следить за тем, чтобы выводы, содержащиеся в «Заключении», коррелировали с целями и задачами, обозначенными во «Введении». От качества «Заключения» зависит общая оценка за курсовую работу.

II . ПОДГОТОВКА ТЕКСТА И ОФОРМЛЕНИЕ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

После того как изучена и законспектирована выбранная литература, студент уточняет план своей курсовой работы и приступает к написанию текста и его оформлению согласно требованиям.

Перед студентом второго курса не стоит задача в своей курсовой работе открыть какие-то новые научные положения в области экономической теории. В процессе изложения вопросов темы он должен показать способность осмысленно пользоваться литературой, уметь обработать фактический материал, сделать правильные выводы и обобщения, увязать теорию с практикой современной действительности.

Составляя текст курсовой работы, студент должен стремиться к его самостоятельному изложению, допуская и использование цитат из источников, которые подтверждают написанное студентом. Количество цитат в тексте должно быть ограничено необходимостью подтверждения того или иного положения автора курсовой, а не носить характер сплошного текста. При использовании цитат необходимо давать ссылку на используемый источник. Использование научного цитирования с применением правильно оформленных сносок обогащает курсовую работу, делает зримым ход работы автора над литературой, выработки его собственного мнения по основным вопросам темы. Общая оценка за курсовую работу зависит от корректности цитирования и оформления цитат.

Ссылками на источник (Автор. Название. Год и место издания. Страница) должны быть оформлены прямые цитаты из текста используемых изданий, а именно: чье-то мнение, высказывание, приведенные факты, в том числе статистические материалы, таблицы, сравнительные данные и т. п., а также материалы, размещенные в Internet с соответствующими адресами. Сноски должны быть оформлены единообразно. Сноски в тексте работы могут быть как постраничными, так и концевыми. В последнем случае они должны корреспондировать со списком литературы, приведенном в финале работы. Например, сноска типа [6. 148] непосредственно в тексте означает ссылку на источник, позиционированный в списке литературы под номером 6, и на текст, размещенный в нем на 148-ой странице.

Дословное изложение прочитанной литературы недопустимо, так как противоречит самому смыслу курсовой работы, не создает условий для получения знаний, выработке убеждений, развитию способностей, приучает к обману.

Собранный фактический и цифровой материал необходимо систематизировать, то есть свести его в таблицы, диаграммы и графики, схемы. Их можно давать как в тексте по ходу изложения того или иного вопроса, так и в конце курсовой работы в качестве приложения. Весь приводимый в курсовой работе цифровой и фактический материал должен быть оформлен сносками.

Тщательно отредактированный и вычитанный после написания (печати) текст курсовой работы необходимо правильно оформить:

1. Курсовая работа выполняется на стандартных листах формата А4 (210 х 297 мм). Ориентация текста книжная (лист располагается вертикально). Текст наносится постранично только с одной стороны листа, двустороннее расположение текста на листе недопустимо. Также недопустимо вкладывать каждый лист работы в отдельный файл.

2. Поля и отступы текста: левое поле – 30 мм, правое поле – 15 мм, верхнее и нижнее поля – по 25 мм. Оформлять границы полей в виде рамок не нужно.

3. Нумерация страниц начинается с титульного листа. Титульный лист считается первой страницей, но номер «1» на нем не проставляется. На второй странице располагается «План» работы. В «Плане» напротив соответствующих разделов, глав и параграфов в обязательном порядке должны быть проставлены номера страниц, с которых они начинаются.

4. Такие разделы работы, как «Введение», «Заключение», «Литература» и «Приложения», приводятся в «Плане», но не нумеруются. Нумерации подлежат только разделы, относящиеся к основной части работы.

5. На титульном листе курсовой работы должна содержаться следующая
информация: наименование вуза, название темы, аббревиатура студенческой группы, фамилия и инициалы студента, фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученая степень и должность, город и текущий год.

6. Статистический, числовой, аналитический и графический материал (таблицы, графики, диаграммы и т.п.) можно разместить в основной части работы. Однако целесообразно (хотя бы частично) перенести его в раздел «Приложения» (также со ссылками на источник). Данный раздел, если он заявлен, располагается в самом конце работы, после списка использованной литературы. Каждое приложение должно быть пронумеровано либо числами, либо заглавными буквами латинского алфавита;

Источники в списке использованной литературы позиционируются следующим образом:

1) Нормативно-правовые акты:

а) законы;

б) указы Президента РФ;

в) законодательные акты Федерального собрания РФ;

г) постановления Правительства РФ;

д) письма, инструкции, распоряжения Министерств и ведомств РФ;

2) Книги (монографии, сборники);

3) Периодические издания;

4) Статистические сборники и справочники;

5) Печатные материалы на иностранных языках;

6) Интернет-ресурсы.

Для всех литературных источников списка сохраняется непрерывная сквозная нумерация

8. В конце курсовой работы студент ставит свою подпись и указывает дату ее сдачи в методический кабинет для рецензирования.

9. Курсовая работа должна быть надлежащим образом скреплена. Это предполагает, что при многократном обращении к ней, она должна сохранять свою целостность, то есть не рассыпаться на отдельные листы. Поэтому работы, листы которых скреплены обычной скрепкой либо вообще не скреплены, а просто вложены в полиэтиленовый файл или папку, приниматься не будут.

III . РАБОТА СТУДЕНТА С ОТЗЫВОМ

И ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Защита курсовой работы является важным этапом выполнения данной научной работы. Получив через некоторое время обратно свою курсовую работу с отзывом научного руководителя, студент начинает готовиться к ее защите, то есть демонстрации знаний темы, умения отстаивать изложенный материал, аргументировать свои выводы и предложения.

Отзыв содержит предварительную оценку, которая может измениться в ту или иную сторону в зависимости от результатов защиты курсовой. При работе с отзывом студент особое внимание должен уделить анализу отмеченных недостатков, методическим советам преподавателя по их устранению, обратив внимание и на постраничные замечания рецензента.

Если текст курсовой работы является дословным переписыванием материала из источника, то за такую работу выставляется оценка «неудовлетворительно» и студент должен написать и представить другую курсовую работу, но уже на новую тему. Во всех остальных случаях при наличии существенных замечаний студент дорабатывает ее и приходит на защиту.

Защита курсовой работы должна состояться в срок до начала текущей зачетной сессии.

Процедура защиты предполагает устную форму ответов студента на вопросы, задаваемые рецензентом по теме курсовой работы. По усмотрению научного руководителя процедура защиты курсовой работы может носить характер двустороннего взаимодействия (преподаватель – студент), а может быть и публичной, происходить в студенческой группе, в некоторых случаях возможно привлечение других преподавателей кафедры.

На защите студент должен кратко изложить содержание своей работы, поставленные в ней проблемы, привести сведения об источниках, на основе которых она написана. Студент должен заранее продумать ответы на наиболее общие вопросы, которые могут быть заданы, а также на специальные вопросы, относящиеся конкретно к теме исследования.

Можно указать следующие примерные наиболее общие вопросы, которые могут быть заданы в процессе защиты курсовой работы:

1. Почему Вы выбрали эту тему для своего исследования? В чем заключается ее актуальность?

2. Как отражена в Вашем исследовании связь с актуальными проблемами экономики России?

3. Какие цели и задачи Вы ставили в своем научном исследовании?

4. Что нового Вы узнали в изученном Вами дополнительном материале по сравнению с учебной литературой?

5. На каких основных источниках Вы основывали написание своей курсовой работы?

6. Что показалось Вам интересным в той или иной работе, что конкретно Вы использовали в своей курсовой работе?

7. С кем из авторов Вы согласны по ряду дискуссионных вопросов, а с кем – нет? Почему?

8. Какие выводы и предложения по теме исследования Вы сделали? Каков основной итог Вашей работы?

9. Собираетесь ли Вы продолжать свои исследования по данной теме в будущем? Если да, то по каким основным направлениям?

10. Чем Вам могут помочь знания, полученные в данной области, в Вашей дальнейшей научной и практической работе?

Если студент хорошо подготовился к защите и дал исчерпывающие ответы на вопросы, учел замечания, содержащиеся в отзыве, а также ответил и на дополнительные вопросы преподавателя, то окончательная оценка курсовой работы может быть повышена по сравнению с первоначальной (предварительной) оценкой рецензента, отраженной в отзыве. И наоборот, если в процессе защиты студент показал слабое знание рассматриваемых в курсовой работе вопросов или если он не ориентируется в собственной курсовой работе, то оценка может быть снижена вплоть до неудовлетворительной.

Оценка заносится в ведомость, а также в зачетную книжку студента.

IV. ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Институт экономики и предпринимательства»

Орехово-Зуевский филиал

Очное отделение

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «…»

Выполнил:

студент группы Э-21 ______________

Научный руководитель:

д.э.н., профессор Пушкарева В.М.

Орехово-Зуево

2010 г.

V . ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

1.Развитие идей либерализма и государственного вмешательства в истории экономической мысли и хозяйственной практике.

2. Основные направления развития русской экономической мысли.

3. Особенности экономической теории как науки.

4. Методы экономической теории.

5. Национальные модели рыночной экономики (на примере различных стран).

6. Особенности национальной модели экономики России.

7. Конкуренция и ее роль в рыночной экономике.

8. Деньги: сущность и значение в хозяйственной жизни общества.

9. Либерализация цен и ее влияние на экономику современной России.

10. Основной капитал и проблема его обновления в современной России.

11. Проблема снижения издержек на российских предприятиях.

  1. Проблема убыточности предприятий в современной России.
  2. Рынок монополистической конкуренции.
  3. Роль малого бизнеса в экономике России.
  4. Модели олигополии и их проявление в современной экономике России.
  5. Роль крупных предприятий в экономике России.
  6. Естественные монополии и их роль в экономике России.
  7. Антимонопольная политика в России и ее усиление в условиях мирового экономического кризиса.
  8. Концентрация производства и ее историческая динамика.

20. Дифференциация заработной платы и ее роль в рыночной экономике.

21. Доходы и уровень жизни в РФ. Проблема бедности и пути ее решения.

22. Сокращение уровня бедности в России – одно из главных направлений социальной политики государства.

23. Современные системы отплаты труда.

  1. Государственное регулирование оплаты труда.
  2. Рынок труда в СССР и России.
  3. Меры стабилизации рынка труда в России в условиях мирового экономического кризиса (2008-2010…).
  4. Проблема первоначального накопления в российской экономике.
  5. Природные ресурсы и их роль в экономике.

29. Аграрный сектор экономики и его особенности.

30. Фирма в рыночной экономике.

31. Предпринимательство в экономической системе России.

  1. Типы предприятий в рыночной экономике.
  2. Приватизация в России: итоги и проблемы.
  3. Проблема эффективного управления приватизированными предприятиями.
  4. Экономическая природа рынка ценных бумаг и его формирование в российской экономике.
  5. Роль фондовой биржи в современной российской экономике.
  6. Финансово-промышленные группы в России.
  7. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия.
  8. Экономическое равновесие: сущность и предпосылки.
  9. Цикличность экономического развития. Причины цикличности в экономике.
  10. Большие циклы Н.Д.Кондратьева и их современные интерпретации.
  11. Безработица: теоретические и практические аспекты.
  12. Особенности формирования и функционирования рынка труда в современной России.
  13. Инфляция как проявление макроэкономической нестабильности.
  14. Инфляция в России и пути ее преодоления в условиях мирового финансового кризиса (2008-2010…).

46. Антиинфляционная политика государства.

47. Экономический рост и эффективность экономики.

48. Инвестиции как фактор экономического роста.

  1. Экономическая роль государства.
  2. Денежно-кредитная политика в странах Запада и современной России.
  3. Денежно-кредитная политика России в условиях мирового финансового кризиса (2008-2010…).
  4. Государственный бюджет и проблемы его формирования в современной России.
  5. Основные задачи бюджетной политики РФ (ж. «Финансы», 2010, №7. Бюджетное послание Президента о бюджетной политики в 2011-2013).
  6. Налоговая политика России на современном этапе экономического развития.

55. Проблемы реализации принципа социальной справедливости в налоговой системе РФ.

  1. Реформирование подоходного налогообложения физических лиц.
  2. Актуальные проблемы совершенствования налога на добавленную стоимость.
  3. Основные направления социальной политики государства в современной России.
  4. Проблемы становления банковской системы в переходной экономике России.
  5. Принципы организации и деятельности коммерческих банков в России.
  6. Структура и принципы организации банковской системы.
  7. Центральный Банк РФ, его функции и роль в становлении и развитии банковской системы.
  8. Проблемы инвестиционной активности в России.
  9. Проблемы развития аграрного сектора экономики в России.
  10. Фондовая биржа и ее роль в экономике.
  11. Теневая экономика: сущность и реалии.
  12. Экономические проблемы природопользования и экологическая безопасность.
  13. Экономические аспекты глобальных проблем человечества и глобализации.
  14. Национальные проекты как инструмент формирования системы социальной защиты населения в РФ.
  15. Формирование открытой экономики России. Проблемы присоединения России к ВТО (Всемирная торговая организация).
  16. Иностранные инвестиции в России и их формы.
  17. Проблемы формирования конкурентоспособности национальной экономики России (ж. «Финансы», 2010, № 5,6).
  18. Государственное регулирование российской экономики в условиях мирового финансового и экономического кризиса (2008-2010…).
  19. Формирование инновационной экономики РФ – главная цель ее модернизации.