Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации к курсовой работе по дисциплине «Педагогическая и возрастная психология» для студентов 2 курса - реферат

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный государственный медицинский университет (г. Архангельск) Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

ФАКУЛЬТЕТ ВЫСШЕГО СЕСТРИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра педагогики и психологии

Методические рекомендации

к курсовой работе по дисциплине

«Педагогическая и возрастная психология»

для студентов 2 курса

факультета Высшего сестринского образования.

2008

Методические рекомендации к курсовой работе по дисциплине

«Возрастная и педагогическая психология»

Выполнение курсовых работ.

Курсовая работа является одной из важнейших форм учебной работы, - это самостоятельное научно-практическое исследование по определенной теме, в ходе которого студенты:

- приобретают навыки работы с научной, учебной и специальной литературой, документами, справочными и архивными материалами;

- овладевают методами поисковой деятельности, обработки, обобщения, анализа информации;

- получают знания и переводят в умения по дисциплине, расширяя кругозор;

- решают практические задачи на основе теоретических знаний;

- активизируют творческое мышление, используя различные приемы самостоятельной работы.

Правила написания курсовой работы:

- написание курсовой работы осуществляется под руководством преподавателя-руководителя работы;

- автором курсовой работы может быть только один студент;

- выбор темы определяется студентами самостоятельно из представляемого списка курсовых тем по дисциплине;

- не исключена (и даже поощряется) возможность инициативы самого студента в выборе темы курсовой работы;

- структура курсовой работы должна соответствовать требованиям, предъявляемым к данной форме самостоятельной работы студентов;

- все части курсовой работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязи;

- содержание работы следует иллюстрировать схемами, таблицами, диаграммами, графиками, фотографиями, рисунками и т.д.;

- курсовая работа выполняется в печатном варианте на бумаге стандартного формата на одной стороне листа А4, через полтора интервала, шрифтом Times New Roman – 14 или его аналогом на компьютере. На каждой странице должны быть поля: сверху – 2,5 см., снизу – 2 см., справа – 1,5 см., слева – 3 см.;

- нумерация страниц вверху в центре;

- общий объем курсовой работы должен быть не менее 30 страниц, при использовании не менее 30 источников литературы, в основном последних 5 лет.

- в тексте курсовой работы не должно быть сокращений слов, за исключением общепринятых;

- листы сшиваются в папке-скоросшивателе или переплетаются;

- за принятые в курсовой работе решения и за правильность всех данных отвечает студент – автор курсовой работы.

Содержание курсовой работы:

Курсовая работа представляется в строгой последовательности:

1. Структура и объем курсовой работы

Структурные элементы курсовой работы:

· Титульный лист;

· Содержание (оглавление);

· Введение;

· Основная часть:

- Глава 1 (обзор литературы)

- Глава 2 (исследовательская часть)

· Заключение;

· Список использованной литературы;

· Приложения.

На титульном листе указывается наименование министерства, учебного заведения и факультета; наименование темы и код специальности; фамилия, имя, отчество студентки; фамилия, имя, отчество преподавателя.

Оглавление – указатель рубрик (заголовок), включает в себя все разделы курсовой работы. В оглавлении рубрики должны точно соответствовать заголовкам текста с проставлением номера страницы, на которой напечатан данный заголовок в тексте.

Введение – это часть содержит обоснование актуальности темы исследования, основные характеристики курсовой работы (проблема, объект, предмет, цель, задачи исследования и возможны другие моменты), не следует увлекаться ссылками на литературу и особенно цитатами. Введение должно занимать не более 2-3 страниц машинописного текста.

Для того, чтобы проверить, правильно ли определены основные характеристики психолого-педагогического исследования, постарайтесь ответить на следующие вопросы:

Актуальность – почему данную проблему (согласно теме курсовой работы) нужно в настоящее время изучать?

Проблема – что надо изучить из того, что ранее не было изучено или недостаточно изучено?

Объект исследования – что рассматривается?

Предмет исследования – как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты, функции раскрывает данное исследование?

Цель – какой результат исследования намерены получить, каким его видите?

Задачи – что нужно сделать, чтобы цель была достигнута?

Гипотеза – что исследователь видит в решении проблемы в результате проведенного психолого-педагогического исследования?

Основная часть курсовой работы:

Глава 1 – Обзор литературы. Он представляется в логическом рассмотрении различных аспектов темы исследования, выделяются основные теоретические и практические (проведение исследования из литературных источников) положения.

Порядок работы над литературным обзором:

  • определить основные понятия по теме исследования, т.е. поиск их толкования в библиографических справочниках (БСЭ, МЭ, справочники по педагогике и психологии), толковых словарях (С. Ожегова, В. Даля и др.). Итогом этой части работы является составление глоссария, который прилагается в приложении;
  • выбрать по теме исследования литературную информацию из журналов (тематические указатели статей за год печатаются в последних номерах журналов);
  • ознакомиться с обзорами литературы по теме курсовой работы по предлагаемым монографиям, учебным пособиям (список литературы прилагается);
  • в результате сбора информации по теме исследования должны быть получены и в логической последовательности представлены следующие сведения:

- кто и где (какие исследования и в каких научных центрах) уже работал или работает по теме исследования?

- в чем конкретно состоят результаты проведенных исследований?

В конце главы представляется резюме о современном состоянии изучения проблемы курсовой работы, отражаются имеющиеся противоречия и нерешенные задачи согласно литературным источникам. В результате информационного анализа по теме курсовой работы у студента должно сложиться четкое представление о проблеме в целом, а так же постановки конкретных задач своего исследования, раскрываемых в следующей главе.

Примечание: ссылки на литературные источники в тексте содержат номер источника по списку, заключенный в квадратные скобки. Как правило, ссылку номеруют в том месте, где она наиболее подходит по смыслу.

Например: «По имеющимся данным [2, 5, 9] … или исследованиями ряда авторов [4, 7, 8] показано, что …»

На все таблицы в курсовой работе должны быть ссылки в тексте. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерации в пределах всей работы. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова «Таблица».

Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается ниже слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной буквы, точка в конце заголовка не ставится.

Объем данного раздела в курсовой работе до 10 страниц машинописного текста.

Глава 2 (исследовательская часть)

В начале главы указывается база исследования, контингент, выделенные группы в том числе контрольная. Перечень использованных методик (описание методик указывается в приложении).

Результаты собственного исследования излагаются строго последовательно после статистической обработки материала. Раздел иллюстрируется необходимым количеством рисунков, таблиц, диаграмм, графиков и т.д.

Они не только иллюстрируют основные положения проделанной работы, но и служат доказательствами и обоснованиями для последующих заключений и выводов. Подписи под фотографиями, диаграммами и графиками должны четко и полно объяснять отражаемые на них явления. Размер рисунков и фотографий 9*12 или 6*9 см.; графиков, схем и диаграмм – от 9-12 до 14*22. Дается общая нумерация рисунков, фотографий и диаграмм и отдельно – нумерация таблиц.

Объем данного раздела в курсовой работе около 10 страниц.

Заключение

В нем содержаться итоги работы. Это оформление теоретической разработки темы и материала собственных исследований в единое целое. Важнейшие выводы (2-5), к которым пришел автор, указывается их практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования темы. Выводы должны быть краткими и содержательными.

Важнейшие требования к заключению – его краткость и обстоятельность; в нем не следует повторять содержания введения и основной части работы.

В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы:

- Зачем предпринято студентом данное исследование?

- Что сделано?

- К каким выводам пришел автор?

Особое внимание должно быть проявлено студентом к окончательному варианту оформления курсовой работы. При повторном чтении написанного варианта курсовой работы необходимо сделать следующее:

- убрать тот материал, который не имеет отношения к теме;

- длинные предложения разбить на более короткие;

- убрать повторения, слова и фразы, без которых смысл остается понятным;

- проверить цитаты и правильность ссылок, привести к единообразному употреблению терминов, сокращений;

- просмотреть нумерацию страниц, таблиц, рисунков и т.д.

Список использованной литературы:

Список включает упоминаемые или цитируемые в работе литературные источники, составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий произведений (при отсутствии фамилии автора).

В библиографическом описании книги после ее названия указывается город, в котором она издана, после двоеточия – название издательства, после точки с запятой – год издания, общее количество страниц.

В библиографическом описании статьи из журнала указывается ее название, затем сокращенное название журнала и год издания (между ними знак препинания не ставится). Затем после точки с запятой – номер отечественного журнала, после двоеточия помещаются цифры первой и последней (через тире) страниц.

Например:

1. Книги

а) Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова, - М.: Акад. проект, 2000 – 622 с.

б) Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. Пособие для студентов / сост. Л.М. Семенюк, - М.; Воронеж, 2003 – 100 с.

2. Журналы

а) Бережнова Е.В. Аргументация в прикладном педагогическом исследовании // Педагогика, - 2001, № 9, - с. 33-39

Приложения

Оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.

В приложении помещаются анкеты (составленные самостоятельно), с помощью которых осуществляется сбор исследовательского материала, протоколы наблюдений, рисунки, фотографии и т.д.

Руководство курсовыми работами по дисциплине: «возрастная и педагогическая психология» осуществляется преподавателем кафедры педагогики и психологии.

Курсовая работа по дисциплине «Возрастная и педагогическая психология» должна быть представлена в деканат в установленный срок.

Значение и цель рецензирования курсовой работы

1. Рецензирование курсовых работ в системе заочного образования является одной из основных форм руководства самостоятельной работы студентов-заочников. И средством контроля выполнения или учебного плана и усвоение учебного материала в объеме, установленном программой.

2. Рецензирование курсовых работ имеет целью:

- Проверить, как работает студент-заочник по данной дисциплине и насколько успешно он ее усваивает, указать ему на ошибки и указать пути их исправления;

- Оказать студенту помощь в овладении необходимыми навыками правильной организации самостоятельной работы и воспитать у него критическое отношение к своей работе;

- показать студенту методы использования теоретических знаний для решения практических вопросов.

Составление рецензии

Рецензия составляется на официальном бланке университета.

Она состоит из следующих разделов:

  • Оценка актуальности рассматриваемой темы, владение методиками исследования представительности материала, об обоснованности выводов и рекомендаций.
  • Краткий анализ положительных сторон курсовой работы
  • Подробный анализ недостатков и ошибок курсовой работы

- Нарушение правил при выполнении работы;

- Небрежность при изложении или оформлении;

- Наличие в работе не вполне четких формулировок;

- Нарушение логики изложения материала;

- Несоответствие литературного обзора исследовательской части работы.

Раздел рецензии должен заканчиваться указаниями рецензента, как улучшить дальнейшую самостоятельную работу студента с учетом ее недостатков и ошибок.

В тех случаях, когда выявленные в курсовой работе ошибки и недостатки настолько серьезны, что могут помешать дальнейшему изучению дисциплины, работа возвращается студенту для полной или частичной ее переработки.

В первые дни сессии студенты получают свои курсовые работы с бланком – рецензирования, который, подписывается преподавателем – рецензентом с оцениванием по четырех бальной системе и датированным числом проверки.

Защита курсовой работы по дисциплине «Возрастная и педагогическая психология» проходит на практических занятиях по данной дисциплине. Автор работы выступает с коротким сообщением (до 10 минут) и отвечает на вопросы преподавателя и студентов.

Сообщение включает актуальность темы, результаты исследовательской работы, выводы и предложения, перспективы дальнейшего исследования.

По итогам защиты за курсовую работу выставляется окончательная оценка в зачетную книжку студента (она может быть изменена после рецензирования с учетом работы студента над замечаниями).

В ходе выполнения курсовой работы у студента может появиться повышенный интерес к изучаемой проблеме и зародиться желание углубить и расширить знания по теме. Это может послужить хорошей основой для подготовки выпускной квалификационной работы, которая представляется государственной аттестационной комиссии на пятом курсе.

Список тем курсовых работ по дисциплине:

«Возрастная и педагогическая психология»

  1. Определение готовности детей 6 и 7 лет к школьному обучению.
  2. Половое воспитание школьников: основные идеи, содержание, методы и формы.
  3. Воспитание культуры общения и поведения у медицинских работников.
  4. Познавательная и профессиональная мотивации медицинских сестер.
  5. Педагогическое общение, как творческий процесс.
  6. Деловые игры как форма обучения мед. персонала.
  7. Традиционное и развивающее обучение младших школьников.
  8. Роль физического воспитания в развитии детей дошкольного возраста.
  9. Особенности физического воспитания в условиях Севера.
  10. Формирование готовности к самообразованию в процессе развития.
  11. Организационно-методические аспекты обучения больных с различной патологией.
  12. Проблема личности и коллектива.
  13. Трудовое воспитание и профориентация старшеклассников.
  14. проблема наказаний и воспитания детей.
  15. Диагностика степени обученности школьников.
  16. Пропаганда здорового образа жизни среди подростков.
  17. Развитие личности как цель воспитания.
  18. Особенности общения медицинских работников с лицами пожилого возраста.
  19. Особенности адаптации детей к школе.
  20. Психолого-педагогические особенности профессиональной деятельности медицинских работников от условий работы.
  21. Ранний период, кризис 3-х лет.
  22. Значение игр в жизни и развитии ребенка.
  23. Психолого-педагогические основы использования компьютера в процессе обучения.
  24. Проблема профилактики неуспеваемости школьников.
  25. Дошкольное детство, кризис 7 лет.
  26. Развитие памяти с учетом возрастных особенностей.
  27. Развитие мышления с учетом возрастных особенностей.
  28. Развитие внимания с учетом возрастных особенностей.
  29. Мышление в структуре учебной деятельности.
  30. Влияние оценки группы на самооценку подростков.
  31. Методы самостоятельной работы студентов, активизация их познавательной деятельности.
  32. Барьеры педагогического общения и пути их преодоления.
  33. Особенности личности пожилых людей как фактор их адаптации в посттрудовой период.
  34. Изменение самооценки в различные возрастные периоды.
  35. Профессионально важные качества педагога.
  36. Профилактика агрессивного поведения подростков.
  37. Психическое развитие ребенка в разных социальных условиях.
  38. Особенности общения у различных возрастных групп.
  39. Система ценностных ориентаций личности в различные возрастные периоды.
  40. Роль физического воспитания в развитии студентов.
  41. Представления старшеклассников о семейной жизни.
  42. Влияние семьи и школы на развитие и становление личности школьника.
  43. Влияние самоорганизации на успешность учебной деятельности.
  44. Особенности педагогической деятельности.
  45. Психологический климат в учебной группе и его влияние на эффективность учебной деятельности.
  46. Роль кризисов в развитии личности.
  47. Особенности воспитания детей в поморской семье.
  48. Развитие личности как цель воспитания.
  49. Гигиеническое воспитание детей и подростков в школе.
  50. Воспитание и обучение детей-сирот.
  51. Проблема одаренных детей в современной школе.
  52. Особенности домашнего обучения школьников.
  53. Перегрузка обучающихся и пути ее преодоления.
  54. Ранняя юность, кризис 15 лет.
  55. Влияние возраста на отношение к болезни.
  56. Психологические основы формирования теоретического (клинического) мышления у студентов медицинских училищ.
  57. Сравнительный анализ методик выявления профессиональных интересов и намерений.
  58. Психологические особенности взрослости 23-30 лет.
  59. Особенности жизненных позиций лиц старше 65 лет.
  60. Особенности развития детей в разных социальных семьях.
  61. Школа и здоровье ребенка.
  62. Учет половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся в воспитании.
  63. Личность и болезнь.

Список основной рекомендуемой литературы

I. Книги

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова, - М.: Акад. Проект, 2000, - 622 с.
  2. Габай Т.В. Педагогическая психология / Т.В. Габай, - М.: Academia, 2003, - 240 с.
  3. Грэйс Крайг. Дон Бокум Психология развития - М.: С-Пет., 2005, - 940 с.
  4. Зимняя И.А. Педагогическая психология – М.: Логос, 2002, - 382 с.
  5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы – СПб.: Н. Новгород; Питер, 2003, - 512 с.
  6. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. Для студентов вузов / В.С. Мухина, - 6-е изд., стер. – М.: Academia, 2000, 453 с.
  7. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. Пособие / К.Н. Поливанова, - М.: Academia, 2000, - 181 с.
  8. Психология развития / под ред. Т.Д. Марциновской, - М.: Academia, 2001, - 350 с.
  9. Хухлаева О.В. Психология развития молодость, зрелость, старость / О.В. Хухлаева, - М.: Academia, 2002, - 204 с.
  10. Эльконин Б.Д. Психология развития / Б.Д. Эльконин, - М.: Academia, 2001, - 142 с.

II. Журналы

    1. Вопросы психологии.
    2. Главная медицинская сестра.
    3. Медицинская помощь.
    4. Мир психологии.
    5. Педагогика.
    6. Психология зрелости и старения.
    7. Психологический журнал.
    8. Развитие личности.
    9. Сестринское дело.