Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по подготовке и оформлению реферата - реферат

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТА

Реферат является важным видом самостоятельной работы, одна из форм изучения дисциплины, способствующая углублённому усвоению проблем курса, формированию навыков исследовательской работы учащихся.

Он требует от учащихся теоретического осмысления первоисточников, умения применять усвоенные знания в анализе исторических событий прошлого и современной общественно-политической жизни, получения навыков работы с литературой, грамотного изложения изученной темы.

Целью реферативной работы является:

приобретение навыков работы с литературой, обобщения литературных источников и практического материала по теме, способности грамотно излагать вопросы темы, делать выводы.

1. Требования к содержанию реферата

Под реферированием понимается анализ опубликованной литературы по проблеме, то есть систематизированное изложение обнародованных мыслей с указанием на первоисточник и в обязательном порядке с собственной оценкой изложенного материала. Источником для написания реферата могут быть любые опубликованные произведения, а также документы, в которых описаны технологические процессы, методы исследований, отчёты организаций по результатам финансово-хозяйственной деятельности, работы в Интернете (с указанием точного адреса веб-страницы), а также интервью, которое автор реферата взял у того или иного специалиста (с обязательным указанием даты и места интервью).

Реферирование обязательно связано с потерей информации.

В начале реферативной работы определяется решаемая проблема, задача, тема. Такое начало сразу вводит потребителя информации в атмосферу того существенного, что дано в реферате.

При оформлении заголовочной части реферата на первое место принято ставить его заглавие. Заглавие является по существу органическим моментом текста и вместе с тем способно самостоятельно выполнять часть функции реферата. Точно передавая содержание реферата, оно должно отвечать требованиям удобного, быстрого и безошибочного документального информационного поиска по предметным признакам.

В реферате излагают материал кратко и точно. Умение отделять основную информацию от второстепенной – одно из основных требований к реферирующему.

Основное отличие реферата от реферируемого текста – отсутствие избыточного материала, то есть удаление отдельных слов или частей текста, не несущих значимой информации, а также замена развёрнутых оборотов текста более лаконичными сочетаниями (свёртывание).

Работа над рефератом предусматривает глубокий анализ теории и практики работы по выбранной проблеме. При защите, в ходе комментированного рассуждения автор высказывает свои мысли, суждения.

Реферат должен быть выдержан в научном стиле, ведущими чертами которого являются точность, логичность, доказательность, беспристрастное изложение материала.

Реферат должен строиться в соответствии с планом, иметь органическое внутреннее единство, стройную логику изложения, смысловую завершённость раскрытия заданной темы.

В любом реферате можно выделить 6 частей: план, введение, основную часть, заключение, список литературы, приложения (может и не быть).

Для учебного реферата характерна следующая структура: примерный объём реферата должен быть 10-20 машинописных листов. Введение и заключение составляют 20% от общего объёма реферата.

2. Структура реферата

Вводная часть включает в себя:

- обоснование актуальности темы реферата;

- постановку целей и формулировку задач, которые автор ставил перед собой;

- краткий обзор и анализ источниковедческой базы, изученной литературы, других источников информации.

Основная часть раскрывает общие положения выбранной темы. Обязательным являются не только подбор, структурирование, изложение и критический анализ материала по теме, но и выявление собственного мнения учащегося, сформированного в процессе работы над темой. Основная часть может быть разбита на разделы, параграфы.

Заключение содержит подведение итогов работы, чёткие выводы, анализ степени выполнения поставленных во введении задач.

Список литературы оформляется в алфавитной последовательности и включает весь объём изученных автором статей, справочных и иных материалов (см. приложение 1).

Приложения могут содержать документы, иллюстрации, таблицы, схемы и др.

2. Последовательность написания реферата

Реферат составляется по следующему примерному плану:

- тема, предмет изучения, цель реферируемой работы;

- методы проведения исследования в реферируемой работе. Если они новы, то их следует описать, если широко известны, то их следует только назвать;

- сущность работы, конкретные результаты. Приводятся основные теоретические, экспериментальные, описательные результаты, при этом предпочтение отдаётся новым результатам;

- выводы (оценки, приложения), принятые и отвергнутые гипотезы, описанные в реферируемом источнике.

Подготовка любого реферата начинается с ознакомления и осмысления, а затем поаспектного анализа источника или группы источников, выявления основных сведений, которые должны войти в реферат, второстепенных сведений и избавления от них. Затем в логическое целое синтезируется, обобщается ценная информация в соответствии с целями реферата.

В реферате не может быть той обстоятельности наложения, которая свойственна, например, контрольной работе, не говоря уже о курсовой или дипломной работе. В нём нужны развёрнутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подаётся не только в развитии, сколько в форме констатации или описания. Однако общие требования к языку реферата остаются теми же, что и к языку курсовой или дипломной работы, только с большей точностью, краткостью, ясностью, простотой.

Все цитаты и любые не общеизвестные сведения (мнения специалистов, цифры, факты, и пр.), почерпнутые из этих источников, должны иметь свои ссылки или сноски. Переписанные без ссылок и сносок монографии, учебники, рефераты, статьи из журналов расцениваются как неудовлетворительная работа. Статьи и заметки из газет и ненаучных журналов, конспекты лекций и семинарских занятий источниками не признаются.

Если же реферат выполняется по нескольким источникам (реферат-доклад), необходимо написать вводную часть, раскрывающую общие подходы к рассматриваемой проблеме, и показать те особенности темы, которые вы собираетесь раскрыть, основываясь на реферируемых источниках, в конце работы сделать обобщающие выводы и заключения. Также необходимо в реферате-докладе оформлять ссылки на каждый реферируемый источник.

Рассмотрим один из видов рефератов – учебный реферат .

Учебный реферат – это самостоятельная научно-исследовательская работа, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы, приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на неё.

4. Последовательность работы над рефератом (этапы подготовки и написания)

1. Обоснование выбора темы.

2. Получение темы реферата.

3. Составление плана реферата.

4. Утверждение плана реферата преподавателем.

5. Обзор предшествующих работ и формулировка предлагаемой научной задачи, которую необходимо, по мнению автора, решить.

6. Сбор и обработка необходимых информационных материалов.

7. Отбор литературы по данной теме, изучение и конспектирование (тезисы, личное мнение, выводы).

8. Консультация у преподавателя.

9. Написание основной части реферата.

10. Подготовка заключения реферата, формирование выводов.

11. Подготовка списка используемых источников.

12. Оформление реферата.

13. Защита реферата.

Для написания учебного реферата можем предложить, при помощи лексических средств определяемых дискурсивным контекстом, использование дискурсивных маркеров.

Дискурсия в переводе с французского discour – речь. Дискурсивные маркеры – специальные слова, помещающие структуру дискурса, ментальные процессы говорящего и т.п. Научный дискурс является особой разновидностью научного текста, характеризуется тремя видами признаков, важнейшими из которых являются систематизирующие. К ним относятся авторство, адресатность, информативность и интертекстуальность. Учебный реферат не должен носить компилятивный характер. В нём не должно быть механически переписанных из книг статей сложных для понимания конструкций. Ведущими чертами научного стиля речи являются точность словоупотребления, доказательность изложения, авторская беспристрастность в передаче материала, поэтому мы предлагаем воспользоваться дискурсивными маркерами.

Формальные текстовые признаки аспектов содержания и сопутствующие им маркеры:

Актуальность проблемы

Особенность, исключительность, важность рассматриваемой проблемы…

Одной из наиболее актуальных проблем является…

В настоящее время особую актуальность приобретает…

Сложность, трудность, решения проблемы…

Большим препятствием является… поэтому… - настоящая задача…

При составлении… сталкиваемся с рядом трудностей, поэтому использование… - сложная проблема (задача)…

Необходимость какого-либо действия

Необходимость можно обосновать следующим образом…

Необходимость обусловлена…

Одной (одним) из основных (важнейших, наиболее сложных, наиболее актуальных) проблем (задач, особенностей, характеристик) является …

Одна из… заключается в…

Большую актуальность (особую актуальность, всё большее значение) приобретает…

Особое место занимает…

Огромную роль играет…

Всё большее внимание уделяется…

При… возникает сложная проблема (разнообразные задачи…)

Авторский подход

Уточнение используемой терминологии или авторского определения исходных понятий

В данной статье (книге)… задача… будет рассмотрена как…

При этом под… будем понимать…

Под… здесь понимается…

Сознательное сужение границ предпринятого исследования…

В данной работе рассматривается только…

В описываемом исследовании нас интересовали в основном…

Такой подход обусловлен…

Указание на целесообразность предлагаемого автором подхода

Именно поэтому… должно состояться не только из…, но и содержать …

Целевая установка

Цель (целью, задачей) настоящей (данной) статьи (работы, публикации) является (была, заключается в…)

В настоящей (данной) статье (работе, публикации, заметке) излагаются (анализируются, описываются, исследуются, рассматриваются, предлагаются, рассмотрены, приведены…)…

Настоящая (данная) статья (работа) посвящена…

Известный вариант решения

Известно, что…

Известные подходы к… основаны на …

Дистантная (зрительная) связь с предшествующими работами… автора или других исследователей

В работе (работах) [ ] показано (выделено, предложено, выдвигалась, описывалась, обосновывалась…)…

Всё большее распространение получают…

Для… используются различные способы…, например, …

Для… известны способы …

В… используются различные подходы, например…

Недостатки известного (изучаемого) варианта решения

Основной недостаток… заключается в том, что…

Недостатком является то, что…

Что касается…, то эта проблема ещё не решена

Характеристика отношений противопоставления, несоответствия

Однако… имеет ряд существенных недостатков…

Однако… не позволяет…

Характеристика какой-либо негативной ситуации

В… игнорируется…

В большинстве работ… рассматривается без учёта…

Констатация трудностей, сложности реализации известных ранее вариантов решения

Рассмотренная… является весьма сложной и характеризуется…

Трудоёмкость существующих методов… существенно снижает…

Описание предлагаемого варианта решения

В настоящей статье (книге) предлагается средство…

Предлагаемый… основан на…

Рассмотрим один из возможных путей решения этой проблемы…

Перейдём непосредственно к описанию…

В данной статье излагается один из подходов к…

Место исследования

В (на)… действует (создан, была создана, разработана, разрабатывается, эксплуатируется, проводилась, проведён, ведутся…)…

Назначение предмета рассмотрения

… предназначен(а) для…

… используются для…

Технические средства реализации

Система реализована на ЭВМ с (при) помощи…

Примеры

Рассмотрим… на примере… Приведём пример… Поясним на примере…

Наглядное представление информации

На рисунке (таблице, схеме) показано (приведено, представлены…)…

Математический аппарат

Употребление аббревиатур и символических обозначений

Экспериментальная проверка

Эксперимент… проводился на основе…

Для подтверждения… был проведён эксперимент

Особенность предлагаемого варианта решения

Существенной особенностью… является…

Особенность… состоит в том, что…

Преимущества предлагаемого варианта решения

Преимущество этого способа состоит в том, что…

Следовательно, преимущества… состоят не только в…, но и в

Результаты

Результаты показали следующее:…

Выводы

Итак, можно сделать вывод, что…

Проведённые исследования позволяют сделать следующие выводы…

В заключение подчеркнём следующее…

Анализ позволяет утверждать…

Рекомендации

Как…, так и… может быть рекомендовано в качестве…;

… может быть рекомендована для…

… может применяться в… для…

Назначение предмета рассмотрения

Как…, так и… может быть использовано в качестве…

В заключение можно отметить, что… могут использоваться не только в…, но и в…

Языковые клише (дискурсивные маркеры), характерные для реферата, лучше вводить в словарный запас учащихся сгруппированными в смысловые блоки, отражающие структуру реферата.

5. Требования к оформлению реферата

Каждый новый раздел реферата должен начинаться с новой страницы. Это же правило относится к другим основным структурным частям реферата: введению, заключению, списку литературы, приложениям. Расстояние между названием разделов и последующим текстом должно быть равно двум междустрочным интервалом. Такое же расстояние выдерживается между заголовками раздела и параграфа. Расстояние между строками заголовка принимают такими же, как и в тексте. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчёркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается. Все сноски и подстрочные примечания располагаются на той же странице, к которой они относятся. Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа, номер на титульной странице не ставится.

Оформленная работа должна содержать и быть скомпонована в следующем порядке:

1. Титульный лист (приложение 2)

2. План.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список используемой литературы.

7. Приложения в виде таблиц, графиков, документов, диаграмм и др., если это необходимо. Работа может быть иллюстрирована ксерокопиями и (или) сканированными материалами (не допускается использование вырезанных из книг и журналов иллюстраций).

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей текстового документа.

На титульном листе приводят следующие сведения:

- наименование министерства, ведомства;

- наименование образовательного учреждения;

- наименование дисциплины;

- название темы реферата;

- Ф.И.О. учащегося;

- город и год написания реферата.

Пример оформления титульного листа приведён в приложении А.

3. Требования к оформлению реферата

1. Общие требования

Примерный объёма реферата – 10-20 страниц.

Текст реферата в компьютерном наборе должен быть выполнен 14 кеглем, шрифтом Times New Roman через полтора межстрочных интервала, иметь равномерную плотность, контрастность и чёткость по всему документу. Подчёркивания в тексте не допускаются, выделять можно курсивом, полужирным шрифтом.

Текст реферата следует набирать, соблюдая следующие размеры полей:

нижнее и верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, левое – 30 мм.

2. Требование к тексту

В зависимости от особенностей и содержания реферат излагают в виде текста, таблиц.

В реферате следует применять научно-технические термины, определения и обозначения, установленные действующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в научно-технической литературе.

Римские цифры следует применять только для обозначения квартала, полугодия, года, части документа, а также при узкой специализации ссылки на века, тысячелетия, съезды и т.д. В остальных случаях применяют арабские цифры.

В тексте реферата не допускается:

- применять обороты разговорной речи, профессионализмы;

- применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу, а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов по смыслу, а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

- применять математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);

- применять без числовых значений математические знаки, например, «больше», «меньше», «равно», «больше или равно», «не равно», а также знаки: №, %. В тексте реферата следует писать номер и процент;

- сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в головках и боковиках таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы.

В тексте реферата числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счёта следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счёта от единицы до девяти словами.

Если в тексте реферата приводят диапазон числовых значений физической величины, выраженных в одной и той же единицы, то обозначение единицы физической величины указывается после последнего числового значения диапазона.

Примеры:

от 1 до 5 мм;

от 10 до 100 кг;

от минус 10 до 400 С.

Недопустимо отделять единицу физической величины от числового значения (переносить их на разные сроки или страницы).

3. Построение реферата

Текст реферата, при необходимости, разделяют на разделы, подразделы и пункты.

При большом объёме реферата допускается его разделять на части.

Наименование всех частей одинаковое, части нумеруются. Нумерация страниц документа производится в пределах каждой части. Нумерация страниц реферата и приложений, входящих в состав этого реферата, должна быть сквозная, страницы должны нумероваться арабскими цифрами. Титульный лист включают в общую нумерацию, но номер страницы не проставляют.

Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа.

Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.

Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделённых точкой. Номер пункта состоит из номера раздела, подраздела, пункта, разделённых точкой. Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделённые точкой. После номера раздела, подраздела, пункта, подпункта в тексте документа точку не ставят. Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, он также нумеруется. Каждый пункт или подпункт записывают с абзаца.

4. Заголовки

Разделы, подразделы должны иметь заголовки; пункты, как правило, заголовков не имеют.

Заголовки должны чётко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки разделов следует печатать прописными буквами без точки в конце. Расстояние между заголовками раздела и текстом должно быть два межстрочных интервала.

Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовки располагаются по центру симметрично текста. Заголовки подразделов печатаются с абзацного отступа (в меню «формат», пункт «абзац», первая строка, отступ 1,27 см.) с первой прописной буквы.

5. Перечисления

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.

Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис (пользоваться маркированным списком) или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано на примере.

Пример

а) ________________________

б) ________________________

1) ___________________

2) ___________________

в) ________________________

6. Построение таблиц

Таблицы применяются для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать её содержание, быть точным, кратким. Название следует помещать над таблицей.

Таблица 1 _________________________________________________________

наименование таблицы

Наименование показателя

Заголовки граф

Показатель (строки)

Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

При переносе части таблицы её название помещают только над первой частью таблицы.

На все таблицы должны быть приведены ссылки в тексте, при ссылке писать «таблица» с указанием номера.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Таблицу помещают под текстом, в котором впервые дана на неё ссылка, или на следующей странице.

7. Иллюстрации

Иллюстрации (схемы, диаграммы, рисунки и т.д.) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице.

Все иллюстрации, если их более одной, нумеруются арабскими цифрами в пределах всего документа.

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и поясняющие данные (подрисуночный текст).

Слово «рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом:


Рис. 1 ____________________

наименование рисунка

8. Ссылки

В реферате допускаются ссылки на данный документ и на другие документы. Ссылаться следует на документ в целом на его разделы и приложения.

При ссылках на документ указывают номера разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, перечислений, графического материала, формул, таблиц.

Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках с порядковым номером по списку, например [10].

9. Сокращения

В тексте реферата допускаются сокращения, установленные ГОСТ 7.12.- 93; ГОСТ 7.12.- 95.

10. Единицы физических величин

Следует применять стандартные единицы физических величин и их обозначения в соответствии с ГОСТ 8.417-81.

11. Приложения

Материал, дополняющий текст реферата, допускается помещать в приложениях.

Приложения оформляют как продолжение данного документа, на последующих его листах.

В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте реферата, за исключением информационного приложения «Библиография», которое располагается последним.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху страницы права слова «Приложение» и его обозначение.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ.

Оформление библиографического списка

Оформление библиографического списка осуществляется согласно требованиям ГОСТ 7.1. 2003.

При выполнении реферата необходимо соблюдать равномерную плотность и чёткость изображения, линии, буквы, цифры и знаки должны быть чёткими, одинаково чёрными по всему тексту. Заголовки структурных элементов реферата и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчёркивая. От текста заголовки отделяются сверху и снизу интервалами. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы вразрядку, не подчёркивая, без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Листы реферата должны быть скреплены надлежащим образом. Допускается брошюровка, скрепление скоросшивателем, использование папок с файлами и т.д.

Реферат должен быть аккуратно оформлен. Приветствуется творческий подход при написании реферата (наличие иллюстраций, приложений и т.д.)

При выполнении реферата по источнику на иностранном языке фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие собственные имена в тексте реферата приводят на языке оригинала.

4. Порядок защиты реферата

Важным моментом в работе с рефератом является его защита. Процедура защиты реферата складывается следующим образом:

1. Сообщение темы.

2. Обоснование выбора темы (проблемность, актуальность).

3. Постановка цели, задач.

4. Определение предмета и объекта исследования.

5. Структура работы.

6. Содержание работы (самые яркие, значимые моменты).

7. Выводы по работе.

Требования к защите реферата на конференции, олимпиаде, заседании предметного кружка и т.д.

1. Время защиты 5-7 минут.

2. В ходе выступления участник обосновывает выбор темы, информирует о целях и задачах работы, знакомит с теоретическими и практическими исследованиями по данной проблеме, излагает собственное ведение решения проблемы, делает аргументированные выводы, отвечает на поставленные вопросы.

3. Достоинством к защите реферата послужат наглядные материала (компьютерные презентации, иллюстрации, схемы, таблицы, диаграммы).

Рецензирование реферата и критерии его оценки

Реферат рецензируется преподавателем с целью определения:

- уровня овладения учащимся нормативно-правовыми документами;

- умения излагать концептуальное видение проблемы по заданной тематике;

- умения практически реализовать в своей профессиональной деятельности теоретические знания.

В рецензии, как правило, отражается:

1. творческий замысел автора реферата (тема). Актуальность темы. Постановка цели и задач.

2. Краткая информация о содержании, оформлении.

3. Критическая оценка реферата:

- особенности композиции (структура реферата: соответствуют ли содержание разделов реферата поставленным задачам, делаются ли выводы, обобщения; есть ли переход от одного раздела к другому (логическая основа реферата);

- практическая направленность;

- актуальность темы;

- правильность оформления.

5. Критерии оценки реферата

Отметка

9-10

(девять-десять)

6,7,8

(шесть, семь, восемь)

8,9

(восемь, девять)

Объём выполненных

работ

100%

60-80%

80-90%

Критерии оценки

Введение

- Наличие обоснования выбора темы, её актуальности;

- наличие сформулированных целей и задач работы;

- наличие характеристики первоисточников.

Основная часть

- Структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам;

- наличие заголовков к частям текста и их удачность;

- проблемность и разносторонность в изложении материала;

- выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование;

- наличие примеров, иллюстрирующих творческие положения.

Заключение

- Наличие выводов по результатам анализа;

- выражение своего мнения по проблеме.

Кроме этого, при оценке реферата учитывают его оформление и характер защиты.

Оформление работы

- соответствие темы реферата содержанию;

- наличие чётких целей и задач;

- новизна взгляда;

- достаточность и современность привлечённых к рассмотрению источников;

- актуальность;

- логичность построения;

- аналитичность работы;

- методическая корректность;

- нетривиальность суждений;

- раскрытие темы в содержании работы;

- практическая значимость;

- правильность оформления;

- стиль работы и оформление реферата.

Защита работы

- Свободное владение материалом;

- глубина знаний по теме;

- наличие наглядного материала;

- умение отвечать на вопросы преподавателя;

- использование широкого понятийного аппарата;

- ораторское искусство и артистизм докладчика;

- обоснованность выводов.

Оценка, полученная за реферат может быть учтена преподавателем при приёме экзаменов, зачётов.

Приложение 1

Образец оформления списка литературы

Схема описания книги:

Фамилия, И.О. автора. Основное заглавие: сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности. – сведения об издании. – место издания: Издательство, дата издания. – объём.

Примеры библиографического описания произведений печати

Книги одного автора:

Ярош, А.И. Экономическая безопасность Республики Беларусь: учеб.-метод. пособие / А.И. Ярош. – Мн.: Веды, 2004. – 89 с.

Книги двух авторов:

Михайлушкин, А.И. Экономика: учеб. для вузов / А.И. Михайлушкин, П.Д. Шимко. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – 488 с.

Книги трёх авторов:

Агафонова, Н.н. гражданское право: учеб. пособие для вузов / Н.Н. Агафонова, Т.В. Богачёва, Л.И. Глушкова4 под ред. А.Г. Калпина. – М.: Юрист, 2002. – 542 с.

Книги четырёх и более авторов:

Основы идеологии белорусского государства: учеб.-метод. пособие для вузов / В.В. Шинкарёв [и др.]. – Мн.6 БГПУ, 2004. – 150 с.

Книги без авторов:

Менеджмент: учеб. пособие для вузов / под ред. В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 255 с.

Законодательные материалы:

Канстытуцыя Рэспублiкi Беларусь 1994 года (са змян. i дап., прынятымi на рэсп. рэф. 24 лiстап. 1996 г. i 17 кастрычн. 2004 г. – Мн.: Амалфея, 2005. – 48 с.

Стандарт

Безопасность оборудования. Термины и определения: ГОСТЕН 1070-2003. – Введ. 01.09.04 – Минск: Межгосуд. Совет по стандартизации, метрологии и сертификации: Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации, 2004. – 21 с.

Статьи из периодического издания

Райская, Н.Н. Оценка качества экономического роста / Н.Н. Райская, Я.В. Сергиенко, А.А. Френкель // Вопр. Статистики. – 2005. - № 2. – С. 11-14

Официальные документы

О бюджете Республики Беларусь на 2005 год: закон Респ. Беларусь от 18 нояб. 2004 г., № 339-3 // нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. - № 189. – С.20-72

Приложение 2

БЕЛКООПСОЮЗ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОЛОЦКИЙ ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

__________________________________________________________________

(наименование дисциплины)

РЕФЕРАТ

Тема:______________________________________________________________

(название темы реферата)

Выполнил(а) учащий(ая)ся

__________________________

(название специальности, специализации)

__________________________

(номер группы)

__________________________

(Ф.И.О.)

Полоцк 2008