Главная              Рефераты - Разное

Отечественная история - реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ивановская государственная текстильная академия»

(ИГТА)

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Методические рекомендации и рабочая программа

для студентов I курса заочной формы обучения

Иваново 2008

Методические указания по курсу «Отече­ственная история» составлены в соответствии с Государ­ственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для студентов заочной формы обучения, включают рекомендации по написа­нию контрольных работ, тематику семинаров и рефератов, список ли­тературы и контрольные вопросы для самопроверки. Могут быть использованы студентами, само­стоятельно изучающими историю по ускоренной программе.

Составитель канд. ист. наук, доц. Т.А.Кейфман

Научный редактор канд. ист.наук, доц. О.А.Кузнецова

I.РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

Изучение отечественной истории составляет важную часть об­разования современного специалиста. В.О. Ключевский, авторитет ко­торого как историка в общественном сознании сейчас очень высок, писал: «Без знания истории мы должны признать себя случайностя­ми, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться.» (Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли исто­рии.-М.,1968.-С.332.)

Учебный план предусматривает изучение истории студентами

I курса всех специальностей в соответствии с требованиями Государ­ственного образовательного стандарта (ГОС) высшего профессио­нального образования.

В соответствии с ГОСом основные задачи преподавания и изу­чения истории в технических вузах это:

- не только расширение и углубление общей и гуманитарной культу­ры личности, но и гуманизация ее мышления, образа жизни;

- не только получение и усвоение минимума исторических знаний, но, что гораздо важнее и труднее, формирование исторического со­знания, дающего возможность свободной социальной ориентации;

- приобретение не только навыков работы с историческими источни­ками, но и опыта объективного научного анализа и умения дать непредвзятую оценку историческим событиям и деятелям.

Студенты-заочники (для них в первую очередь предназначены

данные методические указания) в течение семестра должны прослу­шать курс лекций, подготовиться к семинарским занятиям, написать одну контрольную работу и сдать экзамен по курсу «Отечественная исто­рия». Во время осенней установочной сессии преподаватели помога­ют студентам выбрать тему письменной контрольной работы, сообща­ют основные требования к ее выполнению.

Контрольная работа (реферат) выполняется студентами на основе тщательного изучения литературы как по общей, так и по специ­ально рекомендованной теме. Объем контрольной работы должен со­ставлять не менее 20 страниц ученической тетради или 15 страниц формата машинописного листа. Работу надо писать четко, разборчиво на пронумерованных страницах, оставляя поля для заметок рецензен­та.

На первой странице тетради указываются тема работы и план. План составляется студентом самостоятельно и должен включать введение, 3-5 вопросов и заключение. Пункты пла­на вносятся затем в текст в виде наименований разделов работы, или указывается только номер вопроса плана. Во введении дается обоснование тематич­еского выбора, краткий историографический обзор, в основ­ной ча­сти - изложение материала; в заключении - основные выводы по проблеме, самостоятельно сформулированные автором контроль­ной работы. Изложение материала должно идти строго по плану. Сле­дует раскрыть основные вопросы темы, показав при этом знание и по­нимание изучаемой литературы.

Если в тексте приводятся цитаты, цифры и другие справочные материалы, то необходимо давать ссылки на источник в соответствии с требованиями к библиографии.

Примеры для библиографического описания документов (для подстрочных примечаний) приведены ниже.

Книга или брошюра

Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн.1.-М.:Мысль,1993.-С.40.

Статья из журнала

Новосельцев А.П. Образование древнерусского государства и первый его правитель//Вопросы истории.-1991.-№1.-С.124.

При записи подряд нескольких библиографических ссылок из одного и того же документа приводятся слова «там же» и указывают­ся соответствующие страницы. В повторных ссылках на одну работу данного автора основное заглавие и следующие за ним повторяющие­ся элементы опускаются и заменяются словами «Указ.соч.», «Цит.соч.» и указывается номер страницы, например:

Карамзин Н.М. Записи о древней и новой истории России и ее политическом и гражданском отношениях.-М.:Наука,1991.-С.17.

В повторной ссылке:

Карамзин Н.М. Указ.соч.-С.21.

В конце работы помещается список использованной литерату­ры, включающий только те работы, на которые есть ссылка в тексте. Библиографическое описание (книг, статей) дается так же, как указа­но выше, но без указания страниц.

Контрольная работа может быть зачтена (при соблюдении всех других требований) при наличии ссылок не менее чем на три источ­ника. Работа может оцениваться по пятибалльной системе или помет­ками «Зачтена», «Не зачтена», «К защите». Последняя означает, что студент-заочник должен защитить работу в ходе устного собеседова­ния с преподавателем. Положительная оценка или оценка «Зачтена» дает допуск к зачету или экзамену по курсу «Отечественная история».

Кроме контрольной работы студент-заочник обязан до сессии по графику консультаций пройти собеседование по избранной теме, прослушать обзорные лекции, подготовиться к семинарским занятиям во время установочной сессии и сдать зачет.

Для того чтобы студент мог проверить себя и лучше сориенти­роваться в историческом материале, в методических указаниях предложены четыре варианта тем для семинарских занятий, вопросы для итогово­го контроля, тесты для самоконтроля.

Основная самостоятельная работа студентов заочного факульте­та приходится на изучение ими исторической литературы. Именно поэтому методические указания содержат обширный список литера­туры: учебных пособий, справочников, статей в исторических и дру­гих журналах.

В результате изучения курса «История» студент должен:

- иметь научное представление об основных этапах в истории чело­вечества и знать их хронологию;

- знать основные исторические факты, даты, события и имена исто­рических деятелей;

- уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому.

П. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

ВВЕДЕНИЕ

Сущность, формы и функции исторического знания. Мировой исторический процесс: единство и многообразие. Типы цивилизаций, их взаимодействие и взаимосвязь. Современные методологии изуче­ния истории. Формационный и цивилизационный подходы. Цели и задачи курса «Отечественная история». Понятие и классификация ис­торического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особое.

ТЕМА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. КИЕВСКАЯ РУСЬ

Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Взаимоотношения Древней Руси с кочевниками и Византией. Занятия, быт и культура, особенно­сти социального строя Руси.

Этапы развития, этнокультурные и социально-политические процессы становления Киевской Руси. «Норманнская теория» проис­хождения государственности и ее критика. Принятие христианства. Распространение ислама. Политическое устройство и социальный со­став русского общества в Х-ХI вв.

Эволюция восточно-славянской государственности в период фео­дальной раздробленности. Крупнейшие политические центры и их судьба в ХШ-ХV вв. Русь и Орда: проблемы взаимоотношений.

ТЕМА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МОСКОВСКОГО

ГОСУДАРСТВА в ХIV-ХVП вв.

Россия и средневековые государства Европы и Азии. Возвыше­ние Москвы. Особенности формирования единого государства. Пред­посылки формирования самодержавных черт государственной власти.

Иван IV: альтернативные пути социально-политиче­ского развития России. Реформы «Избранной рады». Опричнина: при­чины, сущность, последствия. Формирование сословной организации общества.

Смутное время. Церковь и государство.

Особенности и основные задачи экономического развития Рос­сии. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодально­го землевладения. Крепостное право в России.

ХVП век - кризис Московского царства.

ТЕМА 3. ХVШ ВЕК В ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИИ.

РОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Европа на пути модернизации общественной и духовной жиз­ни. Характерные черты эпохи Просвещения.

Причины и особенности модернизации в России. Реформы Петра I. Бюрократизация системы государственного управления. Рос­сийский абсолютизм. Эпоха Екатерины П - время просвещенного аб­солютизма в России. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Помещичьи и крестьянские хозяйства конца ХVШ в. Начало кризиса феодально-крепостнической системы.

ТЕМА 4. РОССИЯ В ХIХ ВЕКЕ. ПРОТИВОРЕЧИЯ

РАЗВИТИЯ

Построение индустриального общества и социально-политиче­ские процессы в Западной Европе.

Россия в первой половине ХIХ века. Становление индустриаль­ного общества в России: общее и особенное.

Александр I: сущность и судьба реформаторского курса. М.М.Сперанский. Восстание декабристов и его последствия. Пробле­ма реформ и революций в российской истории.

«Великие реформы» Александра П: предпосылки и причины отмены крепостного права. Манифест 19 февраля 1861г. Реформы (земская, городская, судебная, военная, просвещения) и их послед­ствия.

Контрреформы Александра Ш. Противоречивость социально-экономического развития России в пореформенный период.

Общественная мысль и особенности общественного движения России ХIХ в.

Русская культура ХIХ в. и ее вклад в мировую культуру.

ТЕМА 5. РОССИЯ И МИР В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА:

МЕЖДУ РЕФОРМОЙ И РЕВОЛЮЦИЕЙ

Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация обще­ственных процессов.

Россия в условиях буржуазной модернизации (кон. ХIХ в. - нач. ХХ в.).Объективная потребность индустриальной модернизации. С.Ю.Витте. Аграрная реформа П.А.Столыпина: причины, сущность, последствия.

Изменения политической системы России в ходе революции 1905-1907 гг. Государственная дума — первый опыт российского пар­ламентаризма. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика.

Россия в условиях Первой мировой войны и общественного кризиса.

Победа Февральской революции 1917 г. Двоевластие. Проблема выбора пути исторического развития. Причины прихода к власти пар­тии большевиков в октябре 1917 г.: оценка современной историогра­фии.

ТЕМА 6. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ

(нач. 20-х — кон. 30-х гг.)

Гражданская война и интервенция, их результаты и послед­ствия. Русская эмиграция. Экономическая и политическая обстановка в стране в нач. 20-х гг. НЭП: сущность, основные цели, перспективы. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последс­твия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Уси­ление режима личной власти И.Сталина. Сопротивление сталинизму.

ТЕМА 7. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ В ПЕРИОД ВТОРОЙ

МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ

НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА (1939-1953 гг.)

Международные отношения накануне Второй мировой войны. СССР во второй половине 30-х гг.

Советско-германское сближение в оценке советской историо­графии. Великая Отечественная война. Цена и уроки победы над фа­шизмом во Второй мировой войне. Идеологическая и военная поляри­зация послевоенного мира. Причины и истоки «холодной войны». Со­циально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура СССР и внешняя политика в послевоенные годы.

ТЕМА 8. СОВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО В УСЛОВИЯХ

НАЧАВШЕЙСЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

(50-80-е гг. ХХ столетия)

Попытки осуществления политических и экономических ре­форм. Противоречивый характер социально-экономической политики Н.С.Хрущева. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Информационное общество и советская модель «развитого социализ­ма». Гонка вооружений и ее последствия. «Разрядка» международной напряженности: достижения и просчеты.

ТЕМА 9. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МИРОВОГО

РАЗВИТИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 80-х годов.

КРАХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Мировое сообщество в условиях развивающейся научно-тех­нической революции. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г., ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Становление новой российской государственности (1993 г.-нач. ХХI в.). Россия на пути радикальной социально-экономической мо­дернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

Ш. СЕМИНАРЫ

ТЕМА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

1.Образование древнерусского государства. Киевская Русь в IХ-ХП вв.

2.Складывание и укрепление Российского централизованного государства. Московское царство в ХIV-ХVI вв.

3.Формирование абсолютной монархии. Государственная дея­тельность Петра I и Екатерины П.

4. Эволюция государственного строя России в ХIХ в.

Л и т е р а т у р а

Алексеев, Ю.Г. Государь всея Руси /Ю.Г. Алексеев. - Новосибирск: Нау­ка,1991.

Анисимов, Е.В. Время Петровских реформ ХVШ в./Е.В.Анисимов.-М.:Наука,1998.

Горский, А.А. Москва и Орда /А.А.Горский. - М.: Наука,2000.

Гумилев, Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории /Л.Н.Гу­милев. - М.: Айрис-пресс, 2002.

Павленко, Н.И. Петр Великий /Н.И.Павленко. - М.: Мысль, 1994.

Платонов, С.Ф. Очерки истории Смуты в московском государстве ХVI-ХVП вв. /С.Ф.Платонов. - М.: Памятники исторической мысли, 1995.

Скрынников, Р.Г. Крест и икона: Церковь и государство IХ-ХVП вв. /Р.Г.Скрынников. - СПб., 2000.

ТЕМА 2. КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

(IХ-ХIХ вв.)

1. Социально-сословная структура русского общества в эпоху феодализма.

2. Закрепощение крестьян, его этапы и сущность.

3. Вступление России на путь буржуазной модернизации. Ре­формы 60-70-х гг. ХIХ в.

4.Возникновение товарно-денежных отношений. Особенности российской экономики и социальной структуры на рубеже ХIХ-ХХ вв.

Л и т е р а т у р а

Буржуазия и рабочие России во второй половине ХIХ-начале ХХ в.-Иваново: ИвГУ, 1994.

Корнилов, А.А. Курс истории России ХIХ в./А.А.Корнилов.-М.:Наука,1993.

Троицкий, Н.А. Лекции по русской истории ХIХ в./Н.А.Троицкий.-Саратов,1994.

Эйдельман, Н.Я. «Революция сверху» в России/Н.Я.Эйдельман.-М.:Книга,1989.

ТЕМА 3. РОССИЯ В ЭПОХУ РЕВОЛЮЦИЙ И РЕФОРМ

(конец ХIХ в. - 1917 г.)

1. Первая буржуазно-демократическая революция в России, ее причины и этапы.

2. Эволюция политической системы Российской империи в на­чале ХХ в. Государственная дума.

3. Две попытки «революции сверху» (С.Ю.Витте, П.А.Столы­пин).

4.От февраля 1917 г. до Октябрьских событий 1917 г. Выбор пути.

Л и т е р а т у р а

Аврех, А.Я. Царизм накануне свержения/А.Я.Аврех.-М.:Наука,1991.

Думова, Н.Г. История политических партий России: учебник для студентов вузов/Н.Г.Думова.-М.:Высшая школа,1994.

ТЕМА 4. ПОЛИТИЧЕСКОЕ И СОЦИАЛЬНО-

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ РОССИИ

(20-30-е гг. ХХ в.)

1. Становление советской власти. Гражданская война.

2. Россия в условиях НЭПа.

3.Преобразование страны в ходе первых пятилеток, последствия

форсированной индустриализации и массовой коллекти­визации.

4.Сталинизм. Формирование тоталитарного государства в СССР.

Л и т е р а т у р а

Бордюков, Г.А. «Военный коммунизм»:ошибки или «проба почвы»/Г.А.Бордюков, В.А.Козлов.-М.,1999.

Волкогонов,Д.Триумф и трагедия. Политический портрет И.С.Стали­на/Д.Волкогонов.-М.,1990.

Очерки истории Советского государства.-М.,1991.

IV. ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. «Норманнская теория» и дискуссия о происхождении Древнерусского государства.

2. Принятие христианства на Руси и его последствия.

3. Русь и Орда. Ордынское влияние на Русь.

4. Начало становления Московского княжества. Иван Калита.

5. Иван Грозный и его эпоха. «Избранная рада». Опричнина.

6. Россия накануне и в годы Смуты.

7. Петр I - «великий реформатор» или «злой гений» России (портрет на фоне эпохи)?

8. Россия в первой половине ХIХ в. М.М.Сперанский.

9. Буржуазные реформы 60-70-х гг. ХIХ в. и их значение.

10. Общественное движение в России ХIХ в.

11. Россия в условиях буржуазной модернизации (кон. ХIХ-нач. ХХ вв.). С.Ю.Витте, П.А.Столыпин.

12. 1917 г. в судьбе России.

13. Проблемы истории гражданской войны. Политика «военного коммунизма».

14. Советское общество в 20-30-е гг. Цена форсированной модернизации.

15. Вторая мировая война и Великая Отечественная война.

16. Десятилетие политической «оттепели». Н.С.Хрущев.

17.Общественно-политические перемены в 1985-1991 гг. Феномен «перестройки». Распад СССР.

V. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Всемирная история: учебник/Под ред.Г.Б.Поляка и А.Н.Марковой.-М.:ЮНИТИ,1997.

Зуев, М.Н. История России: учебник/М.Н.Зуев.-М.:Высшая школа,

2007.

История Отечества: люди,идеи,решения: Очерки истории России IХ-нач.ХХвв./Сост. С.В.Мироненко.-М.:Политиздат,1991.

История России. Россия в мировой цивилизации: курс лекций/Под ред.А.А.Радугина.-М.:Центр,2002.

Кириллов, В.В. История России: учебное пособие/В.В.Кириллов.-М.:Юрист,2007.

Ключевский, В.О. Русская история. Полный курс лекций в3 кн..-М.:Мысль,1993.

Мунчаев, Ш.М. История России: учебник/Ш.М.Мунчаев, В.М.Устинов.-М.: Издательство НОРМА,2002.

Орлов, А.С. История России: учебник/А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина.-М.:Проспект,2005.

Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории/С.Ф.Платонов.-Ростов/Д:Феникс,2002.

Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций/Л.И.Семенникова.-М.:Интерпрайс,-1994.

История России с древнейших времен до ХVШ века: хрестоматия/Сост. Т.А.Кейфман.-Иваново:ИГТА,2007.

Культура русского народа IХ-ХVП вв.(древнерусские города и поселения,быт,обычаи,костюм):хрестоматия/Сост.,вступ.ст., коммент.О.А.Кузнецовой;авт.-сост., ил., прил.В.Л.Соловьев Иваново:ИГТА,2007.

VI. ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аврех, А.Я. Царизм накануне свержения/А.Я.Аврех.-М.:Наука,1991.

Анисимов, Е.В. Время Петровских реформ ХVШ в./Е.В.Анисимов.-М.:Наука,1998.

Аксютин, Ю.В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг./Ю.В.Аксютин.-М.:Российская политическая энциклопедия,2004.

Алексеев, Ю.Г. Государь Всея Руси.-Новосибирск.:Наука,1991.

Барсенков, А.С. Введение в современную российскую историю 1984-1991 гг.: курс лекций/А.С.Барсенков.-М.:Аспект Пресс,2002.

Буржуазия и рабочие России во второй половине ХIХ-начале ХХ века: материалы ХIХ межвузовской конференции.-Иваново: ИвГУ,1994.

Горский, А.А. Москва и орда/А.А.Горский.-М.:Наука,2000..

Гумилев, Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории/Л.Н.Гу­милев.-М.:Айрис-пресс,2002.

Думова, Н.Г. История политических партий России: учебник для студентов вузов/Н.Г.Думова, Н.Д.Ерофеева, С.В.Тютюкин.-М.:Высшая школа,1994.

Кузнецова, О.А.«Человек экономический» в истории промышленного предпринимательства в России (конец ХIХ-начало ХХ вв.): учебное пособие/О.А.Кузнецова.-Иваново: ИГТА, 2005.

Коржухина, Т.П. История российской государственности/Т.П.Коржу­хина, А.С.Сенин.-М.:Интерпракс,1995.

Павленко, Н.И. Петр Великий/Н.И.Павленко.-М.:Мысль,1994.

Платонов, С.Ф. Очерки истории Смуты в Московском государстве ХVI-ХVП вв.: опыт изучения общественного строя и сословных отно­шений в Смутное время/С.Ф.Платонов.-М.:Памятники историче­ской мысли,1995.

Россия на рубеже веков: исторические портреты.- М.: Издательство политической литературы,1991.

Русское православие: вехи истории/Науч.ред.А.И.Клибанов.-М.:Поли­тиздат,1989.

Фроянов, И.Я.Древняя Русь: опыт исследования истории социальной и политической борьбы/И.Я.Фроянов.-М.:Златоуст,1995.

Эйдельман, Н.Я. «Революция сверху» в России/Н.Я.Эйдельман.-М.:Книга,1989.

Янин, В.Л. Я послал тебе бересту.../В.Л.Янин.-М.:Школа,1998.

VП. ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. В 1240 г. новгородцы в битве на реке Нева разбили...

а) шведов; б) литовцев; в) ливонских рыцарей; г) тевтонских рыцарей.

2. Союзник Московского княжества в борьбе за политическую гегемонию на Руси в ХIV веке...

а) новгородское боярство; б) русская православная церковь;

в) литовские князья Витовт и Ягайло;

г) тверской князь Ярослав Александрович.

3. Принцип местничества предполагал...

а) уничтожение боярских вотчин;

б) усиление дворянства на местах по земской реформе;

в) получение должности в зависимости от знатности

происхождения;

г) ограничение самодержавной власти Боярской думой и Земским собором.

4. Свержение ордынского ига имело место в правление...

а) Ивана Ш; б) Ивана IV; в) Владимира I; г) Ивана Калиты.

5. Соборное уложение 1649 года...

а) вводило опричнину; б) ликвидировало Боярскую думу;

в) объявляло крепостное состояние крестьян наследственным;

г) вводило систему приказов как центральных органов

ведомственного управления.

6. К царствованию Екатерины П не относятся две из перечислен-

ных дат...

а) 1785; б) 1801; в) 1700; г) 1762.

7. Основа экономической и политической власти феодала над

крестьянином в эпоху феодализма...

а) классовая борьба; б) иностранная агрессия;

в) догматы христианства;

г) монопольное право феодала на владение землей, населенной

крестьянами.

8. В.Кочубей, Н.Новосильцев, П.Строганов, А.Чарторыйский...

а) фавориты Екатерины П; б) видные деятели опричнины;

в) депутаты IV Государственной думы;

г) члены «Негласного комитета», сложившегося при

Александре I.

9. Техническая сторона промышленного переворота состоит в ...

а) появлении технической интеллигенции;

б) повышении емкости внутреннего рынка;

в) появлении капиталистических мануфактур;

г)формировании капиталистической фабрики, оснащенной паровым двигателем.

10. Земская реформа 1864 года...

а) являлась реформой местного самоуправления;

б) признавала, что земские собрания утверждали губернатора;

в) предполагала крупные государственные субсидии земствам;

г) передавала всю полноту власти в губернии Дворянскому

собранию.

11. Государственная дума в России начала свою деятельность

при..

а) Николае I; б) Николае П; в) Александре I; г) Александре П.

12. По утверждению большевиков, советская власть в 1917 г. есть форма...

а) диктатуры пролетариата; б) профессионального союза;

в) парламентской республики; г) общенародного государства.

13. Политика НЭПа предполагала...

а) введение продразверстки; б) учреждение комитетов бедноты;

в) введение свободы внешней торговли;

г) разрешение применения наемного труда.

14. Исключение СССР из Лиги Наций произошло в результате...

а) вторжения в Прибалтику; б) агрессии против Финляндии;

в) вторжения в Западную Украину и Белоруссию;

г) заключения СССР договора о дружбе с фашистской Германи­ей.

15. Второй фронт был открыт ...

а) в июле 1943 г.; б) в июне 1944 г. в) в марте 1942 г.;

г) в феврале 1945 г.

16. Во время пребывания Л.И.Брежнева на посту главы советского государства СССР покинул...

а) физик А.Сахаров; б) биолог Н.Вавилов;

в) писатель А.Солженицын; г) кинорежиссер С.Эйзенштейн.

17. Конституция, констатировавшая построение в СССР «разви­того социализма», была принята в ...

а) 1924; б) 1936; в) 1993; г) 1977.

18. Правопреемником СССР на международной арене стала...

а) Россия; б) Украина; в) Белоруссия; г) СНГ.

19. К периоду перестройки относится...

а) «новое политическое мышление»;

б) концепция развитого социализма;

в) начало десталинизации.

20. Назовите две характерные черты мирового развития в конце ХХ в.

а) дезинтеграция мирового рынка;

б) укрепление колониальной системы;

в) интернационализация экономики;

г) рост опасности терроризма.

VШ. ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

1. Предмет и задачи курса «Отечественная история».

2. Восточные славяне в древности: занятия, религия,быт.

3. Образование древнерусского государства. Киевская Русь в IХ-ХП вв.

4. Удельная Русь. Монгольское нашествие и установление ордын­ского ига на Руси.

5. Возвышение Москвы. Образование единого Московского государства в ХIV-ХV вв.

6. Политика Ивана IV (Грозного). Начало самодержавия на Руси.

7. Смутное время. Московское царство в ХVП в.

8. Реформы Петра Великого. Формирование абсолютной монархии.

9. Просвещенный абсолютизм Екатерины П.

10. Россия в I половине ХIХ века. Кризис феодализма, поиски выхо­да из него правительственными кругами и демократическими си­лами.

11. Реформы 60-70-х гг. ХIХ века и их влияние на общественный строй России.

12. Общественное движение в России ХIХ в. (консервативное, либе­ральное, революционное).

13. Рабочее движение в России во 2-й пол. ХIХ в. Возникновение социал-демократизма как идейного течения.

14. Россия на рубеже ХIХ-ХХ вв.: особенности экономического и социально-политического развития.

15. Революция 1905-1907 гг.: причины, характер, особенности, основные этапы, значение.

16. Манифест 17 октября 1905 г. Начало парламентаризма в России.

17. Политические партии в начале ХХ в.: их классификация, стра­тегия и тактика.

18. Первая мировая война. Влияние войны на нарастание революци­онного кризиса в России.

19. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. Па­дение царизма.

20. Борьба за выбор пути общественного развития России с марта по октябрь 1917 г. Октябрьская революция и ее современная оценка.

21. Формирование политической системы советского общества. Первые социально-экономические преобразования Советской власти.

22. Гражданская война и военная интервенция. «Военный комму­низм»: практика и последствия.

23. Новая экономическая политика: сущность, цели, значение.

24. Преобразования в стране в ходе довоенных пятилеток, послед­ствия форсированной индустриализации и массовой коллективи­зации.

25. Начало, характер и этапы Второй мировой войны. Великая Отече­ственная война - составная и решающая часть Второй мировой войны.

26. Послевоенное устройство мира. «Холодная война». Поиски пу­тей демократизации общества. Хрущевская «оттепель».

27. Противоречия общественного развития в 60-80-е гг. ХХ в. Пере­стройка в СССР.

28. Распад СССР. Становления новой российской государственно­сти (1991-2006 гг.).

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Методические рекомендации и рабочая программа

для студентов 1 курса заочной формы обучения

Составитель Тамара Аркадьевна Кейфман

Научный редактор О.А. Кузнецова

Редактор Т.В. Лукьянова

Корректор Н.Е. Балыкова

Подписано в печать 10.06.08.

Формат 1/16 60х84. Бумага писчая. Плоская печать.

Усл. печ. л. 1,16. Уч.-изд. л. 1,11. Тираж 150 экз. Заказ №

Редакционно-издательский отдел

Ивановской государственной текстильной академии

Отдел оперативной полиграфии

153000, г. Иваново, пр. Ф. Энгельса, 21