Главная              Рефераты - Разное

ы, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно - реферат

Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно.

http :// www . pjatjorochnik . ru

Информационные технологии в финансовом менеджменте

1. Понятие информационных технологий.

2. Структура информационных технологий.

3. Информационные технологии в обществе.

4. Роль информации и информационных технологий в менеджменте.

5. Труд в мире компьютерной автоматизации.

6. Информационное обеспечение деятельности финансового менеджера.

7. Автоматизация рабочего места менеджера

8. Заключение.

9. Список литературы.

1. Понятие информационных технологий.

Понятие информационная технология возникло в последние десятилетия XX в. в процессе становления информатики. Особенностью информационных технологий является то, что в ней и предметом и продуктом труда является информация, а орудиями труда – средства вычислительной техники и связи. Информационная технология, как наука о производстве информации возникла именно потому, что информация стала рассматриваться как вполне реальный производственный ресурс наряду с другими материальными ресурсами. Производство информации оказывает решающее влияние на модификацию и создание новых промышленных технологий. Первоначально понятие информационная технология наиболее широко употреблялось для обозначения науки или совокупностей сведений о различных физико-механических, химических и др. способах обработки сырья, полуфабрикатов, изделий. Развитие средств вычислительной техники привело к необходимости становления новой области знаний о процессах автоматизированной обработки экономической информации (АОЭИ). На базе внедрения современной вычислительной техники, промышленных роботов, станков с числовым программным управлением, новых технологических процессов осуществляется техническое перевооружение предприятий. В процессах АОЭИ, в качестве объекта, подвергающегося преобразованиям, выступают различного рода данные, которые характеризуют те или иные экономические явления. Такие процессы именуются технологическими процессами АОЭИ и представляют собой комплекс взаимосвязанных операций, протекающих в установленной последовательности. Или, более детально, это процесс преобразования исходной информации в выходную с использованием технических средств и ресурсов. Информационная революция связана, прежде всего, с созданием электронно-вычислительных машин в конце 40-х годов, и с этого же времени исчисляется эра развития информационной технологии, материальное ядро которой образует микроэлектроника. Микроэлектроника формирует элементную базу всех современных средств приема, передачи и обработки информации, систем управления и связи. Сама микроэлектроника возникла первоначально именно как технология: в едином кристаллическом устройстве оказалось возможным сформировать все основные элементы электронных схем. Важным свойством информационной технологии является то, что для нее информация является не только продуктом, но и исходным сырьем. Более того, электронное моделирование реального мира, осуществляемое в компьютерах, требует обработки неизмеримо большего объема информации, чем содержит конечный результат. Электронное моделирование становится неотъемлемой частью интеллектуальной деятельности человечества. Сопоставление «электронного мозга» с человеческим привело к идее создания нейрокомпьютеров – ЭВМ, которые могут обучаться. Нейрокомпьютер поступает так же, как человек, т.е. многократно просматривает информацию, делает множество ошибок, учится на них, исправляет их и, наконец, успешно справляется с задачей. Нейрокомпьютеры применяются для распознавания образов, восприятия человеческой речи, рукописного текста и т.д. Каждый успешный шаг на этом пути помогает людям понять механизм процессов, лежащих в основе нашей психики и интеллекта. Рождение новых технологий всегда носило революционный характер, но, с другой стороны, технологические революции не уничтожали классических традиций. Каждая предшествующая технология создавала определенную материальную и культурную базу, необходимую для появления последующей. Каждая смена поколений средств информационной техники и технологии требует переобучения и радикальной перестройки инженерного мышления специалистов, смены чрезвычайно дорогостоящего технологического оборудования и создания все более массовой вычислительной техники. Это установление постоянных эволюционных темпов носит общий характер, тем более что передовая область техники и технологии определяет характерный ритм времени технического развития в целом.

2. Структура информационных технологий.

Сейчас весь технологический процесс можно подразделить на процессы сбора и ввода исходных данных в вычислительную систему, процессы размещения и хранения данных в памяти системы, процессы обработки данных с целью получения результатов и, процессы выдачи данных в виде, удобном для восприятия пользователем. Информационная технология обладает интегрирующим свойством по отношению как к научному знанию в целом, так и ко всем остальным технологиям. Она является важнейшим средством реализации, так называемого формального синтеза знаний. В информационных системах на компьютерной базе происходит своеобразный формальный синтез разнородных знаний. Память компьютера в таких системах представляет собой как бы энциклопедию, вобравшую в себя знания из различных областей. Эти знания здесь хранятся и обмениваются и пополняются. Наметившееся расширение возможностей программирования качественно отличных знаний позволяет ожидать в ближайшей перспективе существенную рационализацию и автоматизацию научной деятельности. Вместе с тем внедрение науки в качестве фундаментальной основы в современные технологии требуют такого объема и качества расчетно-вычислительной деятельности, которая не может быть осуществлена никакими традиционными средствами, кроме средств, предлагаемых современными компьютерам. Построение технологического процесса зависит от характера решаемых задач, круга пользователей, от используемых технических средств, от систем контроля данных и т.д.

3. Информационные технологии в обществе.

Таким образом, со второй половины ХХ века в цивилизованном мире основным, определяющим фактором социально-экономического развития общества становится переход от «экономики вещей» к «экономике знаний», происходит существенное увеличение значения и роли информации в решении практически всех задач мирового сообщества. Это является убедительным доказательством того, что научно-техническая революция постепенно превращается в интеллектуально-информационную; информация становится не только предметом общения, но и прибыльным товаром, безусловным и эффективным современным средством организации и управления общественным производством, наукой, культурой, образованием и социально-экономическим развитием общества в целом. Современные достижения информатики, вычислительной техники, оперативной полиграфии и телекоммуникации породили новый вид высокой технологии, а именно информационную технологию. Информатизация, как одна из основ экономического развития общества охватила все ведущие промышленно развитые страны. Необходимо сказать, что стоимость предприятия в «экономике знаний» все больше определяется возможностью этого предприятия приобретать, порождать, распределять и применять знания, используемые как непосредственно в производственных процессах, так и в стратегическом планировании. Именно поэтому проблема информатизации общества (наряду с другими подобного ранга - безопасности, экологии и др.) стала приоритетной и значение ее в обществе постоянно нарастает. Соответственно, нельзя не отметить, что любые решения, принимаемые в «экономике знаний», требуют обработки больших массивов информации; компетентность руководителя зависит не столько от прошлого опыта, сколько от владения достаточным количеством информации о быстро меняющейся ситуации и умения ею воспользоваться. В работе менеджера в настоящее время все чаще и чаще можно встретить предметы, которые составляют понятие новая информационная технология. Под ней понимается совокупность внедряемых в системы организационного управления принципиально новых средств и методов обработки данных, представляющих собой целостные технологические системы и обеспечивающих целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационного продукта (идей, знаний) с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями той социальной среды, где развивается эта технология. Переход на новые информационные технологии оправдан, если он является следствием фундаментального переосмысления и радикального перепланирования деятельности корпорации с целью резкого улучшения критических по отношению к затратам показателей качества, обслуживания и скорости производственных процессов. С появлением и массовым внедрением компьютерных сетей и средств современной коммуникации кардинальным образом изменилась концепция рабочего места. Если раньше последнее ассоциировалось с местом у станка или столом в учреждении, то сегодня «рабочее место» это скорее не место работы, а средства, с помощью которых она осуществляется. К ним можно отнести мобильный телефон, портативный компьютер с модемом и мини-принтер. Таким образом, рабочим местом становится любое помещение, где есть сетевая розетка.

4. Роль информации и информационных технологий в менеджменте.

Для наиболее эффективного управления работой предприятия необходимо иметь достаточную информацию о положении дел на предприятии и возможность оперативного реагирования на изменения ситуации. Для этого руководитель предприятия и другие ответственные лица должны постоянно иметь свежую и достоверную информацию. Возникает необходимость организации управления работой предприятия таким образом, чтобы обеспечить быструю и надежную связь между различными служащими для их наиболее четко слаженного взаимодействия. По своей природе информация является коллективным продуктом. Ее монополизация капиталом обостряет противоречием между общественным характером производства и капиталистической формой присвоения. В связи с важной ролью, которую играет информация в современном мире, все более острой становится проблема доступа к ее источникам и общественных форм обслуживания. В качестве товара информация не может отчуждаться подобно материальной продукции. Ее купля-продажа имеет условное значение. Переходя к покупателю, она остается и у продавца. Она не исчезает в процессе потребления. Глубоко общественный характер информации ослабляет стимулы, присущие частному предпринимательству, в ее производстве и распространении. Предъявляемые современными условиями требования к системам управления могут быть удовлетворены лишь при помощи современных средств автоматизации управления. Опыт показывает, что в наше время для решения этих задач не обойтись без помощи компьютерной техники, позволяющей в наиболее удобной форме хранить и представлять пользователям интересующую их служебную информацию. Для наиболее слаженной работы различных служб предприятия, компьютеры удобно объединять в локальные вычислительные сети, позволяющие осуществлять связь между различными пользователями этой сети, находящимися на некотором расстоянии друг от друга. Однако, такие сети требуют для своей работы соответствующего программного обеспечения, необходимого для обеспечения работ вообще подобной сети и отражающего специфику работы данного предприятия. Кроме того, к такому программному обеспечению предъявляются такие требования как удобство доступа к необходимой информации, простота в обращении и защита от несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, а также, защита от порчи различного рода программными вирусами. Компьютерные сети, периферийное оборудование и программное обеспечение вместе являются составными частями информационной системы. В самом обобщенном виде информационная система - это набор связанных между собой компонентов, который собирает, обрабатывает, сохраняет и распространяет информацию для поддержки деятельности организации. На уровень информационных систем влияет два фактора: 1. уровень научно-технического развития в организации, т.е. насколько современны используемые технологии ; 2. люди и существующая в организации культура. Последний фактор является определяющим, поскольку именно от него будет зависеть первый. Действительно, усложнение информационных систем растет пропорционально росту формализации культуры и увеличению размера организации. Например, на малой фирме с ограниченным кругом задач, где в ходу простые и неформальные отношения рядовых сотрудников с ее управляющими зачастую отсутствует потребность в сложных ИС. И, наоборот, в больших организациях с сильно разветвленной структурой такие системы являются жизненной необходимостью. Основная задача ИС для менеджера – поддержка принятия решений и управление потоками входящей/исходящей информации.

5. Труд в мире компьютерной автоматизации

Высокая производительность микроэлектронной техники, ее огромные возможности заменять и умножать не только физические, но и умственные способности человека, породили теории об уменьшающейся роли труда, предсказания о его крушении как социального института. Экономист В.Леонтьев говорит: «Поскольку не только физические, но и контролирующие «умственные» функции труда в производстве товаров и услуг могут выполняться без участия человека, роль труда как неотъемлемого «фактора производства» будет все более снижаться». С его точки зрения, с рабочими произойдет то, что получилось с лошадьми и прочим тягловым скотом в сельском хозяйстве в результате внедрения тракторов и других машин. Однако эта точка зрения игнорирует вызванный научно-технической революцией глубокий качественный переворот в содержании и функциях труда. Сокращение непосредственного участия человека в производстве - лишь одна сторона этого процесса. Другая - расширение творческих видов труда, связанных с выполнением контрольно-управляющих и логических функций все более высокого уровня, принятием ответственных решений, с обслуживанием и созданием усложняющейся техники. В последние годы микропроцессорная технология становится материальной основой новой фазы рационализации, при которой структурная перестройка экономики и использование достижений науки и техники служат, прежде всего, повышению нормы прибыли. При этом компьютеры используются не только для управления производственными процессами, но и для контроля над каждым движением, минутой времени рабочего. Такое применение информационной техники порождает еще большее повышение интенсивности труда, которое распространяется на все новые категории рабочих и служащих. Электронная техника все больше проникает в сферу услуг. Например, компания «American Express» с помощью электроники следит за работой персонала, регистрирующего оплату счетов, и операторов, отвечающих на телефонные запросы владельцев кредитных карточек. Это позволило ей расширить объем операций без соответствующего увеличения персонала при значительном повышении интенсивности труда. В сфере услуг все более широкое применение находят принципы работы конвейерных линий, давно ставшие привычными в промышленности. Так, в банках сенсорные устройства, зажигая табло с номером освободившегося от очередной операции кассира, обеспечивают их постоянную загрузку. На предприятиях телефонной связи автоматизированная система переключения направляет оператору вызов, как только он освободится от предыдущего, и т. п. Стремление приспособиться к новым условиям заставляет менеджмент искать такие формы организации труда, которые бы соответствовали требованиям сегодняшнего дня: отказ от узкой специализации и в то же время удовлетворение индивидуальных потребностей потребителей, объединение операций, большее использование возможностей коллективного труда.

6. Информационное обеспечение деятельности финансового менеджера.

Успешность работы руководителей и специалистов, к числу которых относятся бухгалтеры, финансовые менеджеры, экономисты и другие, зависит от различных видов обеспечения их деятельности: правового, информационного, технического и др. Информационное обеспечение без сомнения относится к числу ключевых элементов этой системы. Осознанное принятие управленческих решений возможно только на основе информации. К исходным данным предъявляются различные требования: достоверность, необходимая достаточность, достаточная точность и т.п. Исключительно важным является требование своевременности информации, поскольку для финансового менеджера имеют значение не данные вообще, а данные в нужном объеме и в нужное время. Весьма дискуссионен вопрос об объемах информации, предназначенной для анализа. В приложении к финансовому менеджменту этот вопрос многоаспектен и возникает, например, в отношении информационного обеспечения текущего анализа, статистической базы расчета некоторых показателей. В течение многих лет считалось, что чем больший объем информации обработан, тем более эффективное решение может быть получено. Ориентация на большие объемы анализируемых данных приводила к невозможности не только проанализировать эту информацию, но и ознакомиться и обработать ее. Кроме того, не все данные, необходимые для анализа могут быть представлены в виде документов и конкретных экономических показателей. Часть данных имеет качественный, субъективный характер. Именно поэтому требование необходимой достаточности исходных данных актуально. Требование достаточной точности исходных данных для анализа особенно актуально в отношении сведений, подготавливаемых в системе бухгалтерского учета. В течение многих лет понятия «бухгалтерия» и «точность» рассматривались как взаимосвязанные, а данные, генерируемые бухгалтером, считались наиболее, а нередко и абсолютно точными по сравнению с любыми другими сведениями экономического характера. В последние годы происходит медленное, но неуклонное переосмысление соотношения этих понятий. Точно так же обстоит дело и со многими другими оценками, генерируемыми в системе учета – их точность относительна. Это обстоятельство необходимо понимать финансовому менеджеру, проводящему сравнительный анализ данных. Информационное обеспечение процесса управления финансами – это совокупность информационных ресурсов и способов их организации, необходимых и пригодных для реализации аналитических процедур, обеспечивающих финансовую сторону деятельности компании. Его основу составляет информационная база, в состав которой входят пять укрупненных блоков. Первый блок включает в себя законы, постановления и другие нормативные акты, положения и документы, определяющие правовую основу финансовых институтов, рынка ценных бумаг. Информацию этого блока необходимо принимать в расчет, прежде всего потому, что представленные в нем документы носят обязательный для исполнения характер. Во второй блок входят нормативные документы государственных органов (Министерства финансов РФ, Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и др.), международных организаций и различных финансовых институтов, содержащие требования, рекомендации и количественные нормативы в области финансов к участникам рынка. В этом блоке не все документы обязательны для исполнения. Третий блок включает бухгалтерскую отчетность, которая в условиях рынка является наиболее информативным и надежным источником, характеризующим имущественное и финансовое положение компании. Состав и структура отчетности периодически меняются, однако основные ее элементы инвариантны. Система подготовки и представления статистических данных в финансовой сфере (четвертый блок) имеет исключительную важность для становления и развития рыночных отношений. В экономически развитых странах основу этого блока составляют сведения финансового характера, публикуемые органами государственной статистики, биржами и специализированными информационно-аналитическими агентствами. Последний блок – несистемные данные – включает в себя сведения, либо не имеющие непосредственного отношения к информации финансового характера, либо генерируемые вне какой-либо устойчивой информационной системы. По своим аналитическим возможностям рассмотренные источники информации можно разделить на две большие группы: O Источники, характеризующие собственно имущественное и финансовое положение компании; O Источники, характеризующие окружающую среду, прежде всего рынок ценных бумаг. Основу первой группы составляет бухгалтерская отчетность, основу второй – статистическая финансовая информация. Что касается организационной стороны информационного обеспечения, то она может быть построена по-разному, в зависимости от финансовых, технических и других возможностей и запросов хозяйствующего субъекта.

7. Автоматизация рабочего места менеджера.

Одной из самых сложных задач для фирмы, занимающейся торговой деятельностью, является точный и упорядоченный учет материальных средств. При очень большом обороте первичных документов становится очень сложным их упорядочивание. Как правило, многие фирмы до сих пор, при таком стремительном развитии компьютерной техники и программного обеспечения, не имеют четко отлаженного компьютерного учета. Одной из проблем несовершенства методов ведения учета – является недальновидность руководства фирм. Факт, что это требует немало средств, но если посчитать убытки от разрозненности учета, несовпадения остатков на складе с остатками по документообороту и даже просто спокойствия, а не нервозности в коллективе, то становится очевидным, что фирме нужна автоматизация. Пусть для начала это будет небольшая программа, с малым набором функций, но правильной структурой, и безошибочным счетом и учет станет гораздо проще. Просто подумать о том, чтобы посмотреть движение определенного товара за последний месяц, при средней интенсивности продаж, и становится понятно, что при “бумажном” учете это просто нереально. Но при компьютерном учете – нет ничего проще (один запрос). Такая программа, автоматизирующая складской учет на малых и средних предприятиях, поможет легко систематизировать учет товарооборота на фирме занимающейся торговой деятельностью. Также сюда входит и учет товаров на складе (на нескольких складах), оформление документов по отгрузке и при оприходовании товара на склад, ведение реестра поставщиков и покупателей, учет взаиморасчетов с юридическими и частными лицами и получение отчетной информации о продажах. Данная проектируемая система предназначена для очень широкого круга пользователей. Первыми пользователями этой системы будут кладовщик или менеджер, т.к. они будут вводить первичные документы. По мере надобности они могут удалять документы, изменять уже существующие документы, добавлять информацию о новых покупателях, формировать отчеты для отслеживания неточностей в учете. Но этими людьми круг пользователей не заканчивается. Система может быть использована бухгалтером для получения информации о суммах приходных и расходных накладных, долгах поставщикам, и долгов клиентов. Кроме того, они могут участвовать в этой системе, например, вводить выписки из банка, которые будут погашать задолженности. Для главного менеджера фирмы система тоже может представлять интерес. Например, он может посмотреть объемы продаж, товарооборота за определенный период, определить товар пользующийся, который приносит наибольший доход (самый продаваемый товар) и получить другую статистическую информацию. Все это значительно облегчает ведение дел фирмы. Таким образом, автоматизированные информационные технологии в учете позволяют в пределах функций бухгалтерского учета полностью регламентировать автоматизированное получение данных, необходимых как для ведения оперативного, синтетического и аналитического учета, так и для составления форм бухгалтерской и синтетической отчетности; данных, необходимых пользователям для выработки и принятия решений, а также для системного контроля за ходом производственных процессов. Автоматизированные информационные технологии в организационной структуре автоматизированного рабочего места обеспечивают решение следующих задач. 1. Учет труда и его оплаты: O формирование базы данных по учету кадров; O формирование первичных документов по учету труда и его оплаты; O обобщение данных по начислению оплаты труда по табельным номерам, бригадам, цехам и предприятию в целом; O обобщение операций по счету «Расчеты по оплате труда» O распределение затрат на заработную плату по объектам калькуляции; O формирование выходных документов по учету труда и его оплаты. 2. Учет основных средств: O формирование инвентарных карточек и других первичных документов по движению основных средств; O формирование инвентарных ведомостей; O исчисление и распределение износа по объектам калькуляции; O расчет переоценки основных средств. 3. Учет материальных ценностей: O формирование первичных документов по движению материальных ценностей; O распределение затрат на материальные ценности по объектам калькуляции. 4. Учет работы автотранспорта предприятия. 5. Учет денежных средств: O обработка информации по учету кассовых операций; O обработка информации по учету банковских операций; O обработка информации по расчетам с поставщиками и подрядчиками; 6. Учет затрат и калькулирование себестоимости продукции и услуг производства: O учет продукции; O создание массивов по учету затрат производства по отдельным видам продукции; O закрытие счетов бухгалтерского учета. 7. Обработка информации по сводному синтетическому и аналитическому учету: O получение шахматки и Главной книги; O разработка баланса; O составление форм бухгалтерской и статистической отчетности и др. возможные операции.

8. Заключение. Люди организуют свою деятельность в силу разных причин, чтобы закончить работу или задание, чтобы сократить или удалить дублирование действий, чтобы создать центры ответственности, чтобы обеспечить стабильность. Информационные системы должны поддерживать эти цели. Информационные системы обеспечивают определенные преимущества перед конкурентами автоматизируя операции внутри системы и улучшая качество или поставку конечного продукта организации. Преимущества внутри самой фирмы проявляются в поддержке операционного контроля, организации управленческого контроля и в стратегическом планировании. Также ИС улучшают качество продукта, расширяя его документальную базу и сервис. Используя глобальную компьютерную сеть Интернет, руководители способны получать и обмениваться оперативной информацией, а также проводить различного рода исследования. Таким образом, использование технологий, которые входят в понятие информационная система – залог успешной деятельности на рынке.

Список литературы.

1. Волков С.И., Романов А.Н. «Организация машинной обработки экономической информации» - М.: Финансы и статистика,1988г.

2. Интернет с нуля! Учебное пособие – М.2003г.