ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Донской государственный технический университет
Кафедра “Сервис и техническая эксплуатация
автотранспортных средств”
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к курсовой работе
по дисциплине
«С
истемы, технология и организация услуг автосервиса»
Ростов-на-Дону, 2007.
Составители: канд. техн. наук, доцент Погорелов Н.П.,
канд. техн. наук, доцент Попов С.И.,
Системы, технология и организация услуг автосервиса: Метод. указания к курсовой работе. – Ростов н/Д: Изд. центр ДГТУ, 2007.- 31 с.
Методические указания к курсовой работе по дисциплине «Системы, технология и организация услуг автосервиса» предназначены для студентов специальности 190603 «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (автомобильный транспорт)» дневной и заочной формы обучения.
Печатается по решению методической комиссии факультета
«Конструкторский»
Научный редактор – д-р техн. наук, профессор А.Д. Дьяченко
Рецензент – профессор С.И. Ананьев
© Издательский центр ДГТУ, 2007
Цель курсовой работы состоит в закреплении лекционного материала и привитии практических навыков в вопросах организации технологического процесса сервисного обслуживания подвижного состава автотранспорта.
Курсовая работа состоит из пояснительной записки и графической части. Полностью выполненная курсовая работа сдаётся преподавателю-консультанту по мере завершения, но не позднее, чем за неделю до окончания семестра.
Пояснительная записка должна содержать 20-25 листов формата А4 и соответствовать требованиям СТП 01-2001.
Графическая часть выполняется на одном листе формата А2(А3) и включает планировку участка (поста) по сервисному обслуживанию и чертёж общего вида (сборочный чертёж) одной из единиц технологического оборудования.
Структура пояснительной записки:
задание;
содержание;
введение;
1.Обзор существующих методов технологических воздействий данного типа и обоснование выбора данного метода технологических воздействий, при сервисном обслуживании автотранспортных средств.
2.Разработка технологического процесса данного вида воздействий.
3.Организация участка (поста) для выполнения данного вида технологических воздействий:
а) расчёт производственной программы;
б) нормирование основных показателей трудоёмкости сервисного обслуживания;
в) определение количества производственных рабочих;
г) определение числа постов;
д) подбор технологического оборудования;
е) расчёт площадей и планировка участка (поста);
заключение;
список использованных источников;
приложения (диагностические и технологические карты, справочные материалы, спецификации).
Содержание пояснительной записки.
Тема курсовой работы может иметь типовую форму вида: «Организация поста (участка) по сервисному обслуживанию (далее даётся конкретное название вида технологического воздействия и марка автомобиля или агрегата)».
Задание.
Задание выдаётся преподавателем-консультантом конкретно каждому студенту. Содержит тип , количество подвижного состава, марку автомобиля или агрегата (узла) для которого студентом должен быть разработан технологический процесс данного вида воздействий с организацией поста (участка). Кроме того, приводятся исходные данные для расчётов.
Варианты постов (участков), приведены в приложении (таблица П). Варианты исходных данных по расчёту нормативов технической эксплуатации приведены в приложении (таблица П). Номер варианта выбирается по последней цифре номера зачётной книжки.
Содержание.
Содержание должно отражать состав пояснительной записки по разделам, подразделам и их постраничное расположение. При составлении содержания последовательно располагается наименование разделов и подразделов пояснительной записки и номер страницы, на которой они начинаются. Перед наименованием раздела или подраздела проставляется их нумерация.
Введение.
В этом разделе студент должен отразить социальную и экономическую значимость вопросов сервисного обслуживания автомобилей с целью обеспечения их работоспособности и конкретно данного вида технологических воздействий.
1.Обзор существующих методов технологических воздействий.
В этом разделе необходимо выполнить анализ существующих методов технологических воздействий на основании зарубежного и отечественного опыта и патентных исследований.
В результате анализа делается обоснование оптимального технологического процесса и формы его организации.
2.Расчёт производственной программы
В данной работе приведена последовательность расчёта для АТП в соответствии с ОНТП-01-91.Расчёт СТО изложен в [1,2].
Исходные данные
. Тип, марка и количество подвижного состава (парк автомобилей) –Аи . Среднесуточный пробег-
(км).
2.1.Выбор и корректировка ресурсного пробега и нормативной периодичности ТО.
Ресурсный пробег автомобиля
где Lн
р
- нормативный ресурсный пробег автомобиля (табл.1);
К1
– коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации (табл.2и3.);
К2
–коэффициент, учитывающий модификацию подвижного состава (табл.3.);
К3
–коэффициент, учитывающий природно-климатические условия (табл.3.)
Таблица 1 Нормативы ресурса и пробега до КР подвижного состава, трудоемкости ТО и ТР для категорий условий эксплуатации (по ОНТП-01-91)
Подвижной состав
|
Модель представитель
|
Ресурс или пробег до КР не менее ,тыс.км
|
Нормативная трудоемкость
|
ЕОс, чел*ч
|
ТО-1 чел*ч
|
ТО-2, чел*ч
|
ТР,
Чел*час
/1000 км
|
Легковые автомобили:
особо малого класса
малого “
среднего “
Автобусы :
особо малого класса
малого ”
среднего ”
большого ”
особо большого ”
Грузовые автомобили общего назначения грузоподьемностью ,т:
0.5-1.0
Свыше 1до3
” 3”5
” 5”8
” 6”8
” 8”10
” 10”16
|
ЗАЗ-1102,
Ваз 2107,
ГАЗ-24-11,
РАФ-2203-01,
ПАЗ 3205,
ЛАЗ-4221,
ЛиАЗ-5256,
Икарус-260
Икарус-280
УАЗ-3303-01
ГАЗ 52-04
ГАЗ -3397
ЗИЛ 431410
КамАЗ-5320
КамАЗ-53212
Краз-250-010
|
125
150
400
350*
400*
500*
500*
400*
150
175
300
450
300
300
300
|
0.15
0.28
0.25
0.25
0.30
0.40
0.5
0.80
0.20
0.30
0.30
0.30
0.35
0.40
0.50
|
1.9
2.6
3.4
4.5
6.0
7.5
9.0
18.0
1.8
3.0
3.6
3.6
5.7
7.5
7.8
|
7.5
10.5
13.5
18.0
24.0
30,0
36.0
72.0
7.2
12.0
14.4
14.4*
21.6
24.0
31.2
|
1.5
1.8
2.1
2.8
3.0
3.8
4.2
6.2
1.55
2.0
3.0
3.4
5.0
5.5
6.1
|
Продолжение табл.1
Подвижной состав
|
Модель представитель
|
Ресурс или пробег до КР не менее ,тыс.км
|
Нормативная трудоемкость
|
ЕОс, чел*ч
|
ТО-1 чел*ч
|
ТО-2, чел*ч
|
ТР,
Чел*час
/1000 км
|
Внедорожные автомобили самосвалы грузоподьемностью :
30 т
42 т
Газобаллонные автомобили**,работающие на :
сжиженном нефтяном газе (СНГ)
Сжатом природном газе (СПГ)
Прицепы грузоподьемностью ,т
одноосные до 5
двуосные до 8
Полуприцепы грузоподьемностью ,т:
одноосные до 12
двуосные до 14
многоосные свыше 20 Прицепы и полуприцепы грузоподьемностью свыше 22 т
|
БелАЗ-7522
БелАЗ-7548
См-в325
ГКБ-8350
Каз-9368
Мод.9370
МАЗ-9398
ЧМЗАП
|
200
200
-
-
120
250
300
300
320
250
|
0.80
1.00
0.08
0.10
0.05
0.10
0.10
0.15
0.15
0.2
|
20.5
22.5
0.3
0.9
0.9
2.1
2.1
2.2
3.0
4.4
|
80.0
90.0
1.0
2.4
3.6
8.4
8.4
8.8
12.0
17.6
|
16.0
24.0
0.45
0.85
0.36
1.15
1.15
1.25
1.70
2.4
|
* Пробег до КР.
** Дополнительная нормативная трудоемкость по газовой системе питания.
|
Таблица 2. Классификация условий эксплуатации
Условия движения
|
Тип рельефа местности
|
Тип дорожного покрытия
|
Д1
|
Д2
|
Д3
|
Д4
|
Д5
|
Д6
|
За пределами пригородной зоны (более 50км от границы города)
|
Равнинный, слабохолмистый, холмистый
|
I
|
II
|
IV
|
V
|
Гористый
|
Горный
|
В малых городах (до 100 тыс. жителей) и в пригородной зоне
|
Равнинный,
Слабохолмистый, гористый
|
II
|
III
|
Горный
|
В больших городах (более 100 тыс. жителей)
|
Равнинный
|
Слабохолмистый,
Холмистый
|
Гористый
|
Горный
|
Д1 - цементобетон, асфальтобетон, брусчатка, мозаика; Д2 - битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом); Д3 - щебень (гравий) без обработки, дегтебетон; Д4 - булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами, лежневые и бревенчатые покрытия; Д5 - грунт, укрепленный или улучшенный местными материалами, лежневые и бревенчатые покрытия; Д6 - естественные грунтовые дороги, временные внутрикарьерные и отвальные дороги, подъездные пути, не имеющие твердого покрытия.
Таблица 3. Коэффициенты корректирования ресурса, пробега подвижного состава до КР, периодичности ТО, простоя подвижного состава в ТО и ТР, трудоемкости ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТР (по ОНТП-01-91)
Условия корректирования нормативов
|
Значения коэффициентов, корректирующих
|
Ресурс или пробег до КР
|
периодичность ТО-1, ТО-2
|
простой в ТО и ТР
|
трудоемкость
|
ЕО
|
ТО-1, ТО-2
|
ТР
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Коэффициент К 1
|
Категория условий эксплуатации:
|
I
|
1,0
|
1,0
|
-
|
-
|
-
|
1,0
|
II
|
0,9
|
0,9
|
-
|
-
|
-
|
1,1
|
III
|
0,8
|
0,8
|
-
|
-
|
-
|
1,2
|
IV
|
0,7
|
0,7
|
-
|
-
|
-
|
1,4
|
V
|
0,6
|
0,6
|
-
|
-
|
-
|
1,5
|
Коэффициент К
2
|
Подвижной состав:
|
базовая модель автомобиля (бортовой)
|
1,0
|
-
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
1,0
|
полноприводные автомобили и автобусы
|
1,0
|
-
|
1.1
|
1,25
|
1,25
|
1,25
|
автомобили-фургоны (пикапы)
|
1,0
|
-
|
1,1
|
1,2
|
1,2
|
1,2
|
автомобили-рефрижераторы
|
1,0
|
-
|
1,2
|
1,3
|
1,3
|
1,3
|
автомобили-цистерны
|
1,0
|
-
|
1.1
|
1,2
|
1,2
|
1,2
|
автомобили-топливозаправщики
|
1,0
|
-
|
1,2
|
1,4
|
1,4
|
1,4
|
автомобили-самосвалы
|
0,85
|
-
|
1,1
|
1,15
|
1,15
|
1,15
|
седельные тягачи
|
0,95
|
-
|
1,0
|
1,1
|
1,1
|
1,1
|
Продолжение таблицы 3
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
специальные автомобили
|
0,9
|
-
|
1,2
|
1,4
|
1,4
|
1,4
|
санитарные автомобили
|
1,0
|
-
|
1,0
|
1,1
|
1,1
|
1,1
|
автомобили, работающие с прицепами
|
0,9
|
-
|
1,1
|
1,15
|
1,15
|
1,15
|
специальные прицепы и полу прицепы (рефрижераторы, цистерны и
др.)
|
1,0
|
-
|
-
|
1,6
|
1,6
|
1,6
|
Коэффициент К3
|
Климатические районы:
|
умеренный
|
1,0
|
1,0
|
-
|
-
|
-
|
1,0
|
умеренно теплый, умеренно
|
1,1
|
1,0
|
-
|
-
|
_
|
0,9
|
теплый влажный, теплый
|
влажный
|
жаркий сухой, очень жаркий сухой
|
0,9
|
0,9
|
-
|
-
|
-
|
1,1
|
умеренно холодный
|
0,9
|
0,9
|
-
|
-
|
-
|
1,1
|
холодный
|
0,8
|
0,9
|
-
|
-
|
-
|
1,2
|
очень холодный
|
0,7
|
0,8
|
-
|
-
|
-
|
1,3
|
Коэффициент К4
|
Число технологически совместимого
подвижного состава:
|
до 25
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1,55
|
1,55
|
свыше 25 до 50
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1,35
|
1,35
|
50 " 100
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1,19
|
1,19
|
100 " 150
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1,10
|
1,10
|
150 " 200
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1,05
|
1,05
|
200 " 300
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1,00
|
1,00
|
400 " 500
|
-
|
-
|
-
|
-
|
0,89
|
0,89
|
700 “ 800
|
-
|
-
|
-
|
-
|
0,81
|
0,81
|
1000 " 1300
|
-
|
-
|
-
|
-
|
0,73
|
0,73
|
2000 " 3000
|
-
|
-
|
-
|
-
|
0,65
|
0,65
|
5000
|
-
|
-
|
-
|
-
|
0,60
|
0,60
|
Коэффициент К5
|
Условия хранения подвижного
состава:
|
открытое
|
_
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1,00
|
закрытое
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
0,90
|
Периодичность ТО-1, ТО-2.
;
;
- периодичность ТО-1 и ТО-2 (табл.4).
Число списаний Nс, ТО-1 (N1
), ТО-2 (N2
) на один автомобиль за цикл,
если
;
,
где L k
- пробег автомобиля до капитального ремонта.
Таблица 4. Периодичность технического обслуживания подвижного состава для I категории условий эксплуатации (по ОНТП-01-91)
Подвижной состав
|
Нормативная периодичность обслуживания , км
|
ТО - 1
|
ТО - 2
|
Легковые автомобили
Автобусы
Грузовые автомобили и автобусы на базе грузовых автомобилей
Автомобили-самосвалы карьерные
Прицепы и полуприцепы (кроме тяжеловозов)
Прицепы и полуприцепы-тяжеловозы
|
5000
5000
4000
2000
4000
3000
|
20000
20000
16000
10000
16000
12000
|
где
,
- число ЕО после возвращения автомобиля с линии и перед ТО и ТР;
- среднесуточный пробег автомобиля;
NУМР
- число УМР для одного автомобиля за цикл.
2.2. Годовая программа технологических воздействий.
Годовой пробег автомобиля.
где
- число рабочих дней в году (табл.5) ,
- коэффициент технической готовности,
где
- число дней в эксплуатации за цикл,
- число дней простоя в ТО и ТР за цикл,
где
- число дней простоя в ТО и ТР (табл.6).
Таблица 5. Рекомендуемые режимы работы подвижного состава (no ОНТП-01-91)
Тип подвижного состава
|
Режим работы
|
Число дней работы в году
|
Среднее время в наряде, ч
|
Служебные и ведомственные легковые автомобили, грузовые, автопоезда и автобусы
Общего пользования грузовые автомобили и
автопоезда
Маршрутные автобусы и легковые такси
Междугородные автопоезда
Внедорожные автомобили-самосвалы
|
305
305
365
357
357
|
10,5
12,0
12,0
16,0
21,0
|
Таблица 6 Нормативы простоя подвижного состава в ТО
и ремонте (по ОНТП –01-91)
Подвижной состав
|
Нормативы простоя в
|
ТО и ТР,
дней/1000км
|
КР, календарных дней
|
Легковые автомобили:
особо малого класса
малого “
среднего “
Автобусы:
особо малого класса
малого “
среднего “
большого “
особо большого “
Грузовые автомобили общего назначения грузоподъемностью , т:
до 1
свыше 1 до 3
“ 3 ” 5
“ 5 ” 6
“ 6 ” 8
“ 8 ”10
“ 10 ” 16
Внедорожные автомобили – самосвалы грузоподъемностью ,т:
30.0
45.0
|
0.15
0.18
0.22
0.20
0.25
0.30
0.35
0.45
0.25
0.30
0.35
0.38
0.43
0.48
0.53
0.65
0.75
|
-
-
-
15
18
18
20
25
-
-
-
-
-
-
-
-
-
|
Примечание. Нормы простоя подвижного состава в ТО и ТР учитывают замену агрегатов и узлов ,выработавших свой ресурс.
|
Число ТО на парк из Аи автомобилей за год по видам воздействий
Программа диагностических воздействий на парк автомобилей за год.
Работы по технической диагностике (ТД) входят в объём работ по ТО и ТР и производятся на отдельных постах или совмещаются с работами ТО.
Диагностика Д-1 предназначена для определения технического состояния (ТС) агрегатов, узлов и систем автомобилей , обеспечивающих безопасность движения и проводится с периодичностью ТО-1, после ТО-2 (по узлам и системам, обеспечивающим безопасность движения, для проверки качества работ и заключительных регулировок) и при необходимости в ТР (по узлам и системам, обеспечивающим безопасность движения).
Программа воздействий Д-1 на парк автомобилей за год
где
-число автомобилей диагностируемых при ТР.
Диагностика Д-2 предназначена для определения мощностных и топливно-экономических показателей автомобиля и проводится при ТО-2 и для определения объёма работ при ТР
где
- число автомобилей, диагностируемых при ТР.
2.3.Суточная программа технологических воздействий.
Суточная программа является критерием выбора метода организации ТО и служит исходным показателем для расчёта числа постов ТО.
Число ТО на парк автомобилей
где Д раб.г.
- число рабочих дней в году зон ТО и ТР (табл.7)
Число диагностических воздействий на парк автомобилей в год:
Таблица 7 Рекомендуемые ОНТП-01-91 режимы производства
Виды работ ТО и ТР подвижного состава
|
Типы предприятий
|
АТП и их филиалы
|
БЦТО , ПТК , ЦСП
|
Число дней работы в году
|
Число смен в сутки
|
Число дней работы в году
|
Число смен в сутки
|
ЕО
|
255
305
357
365
|
2
2
3
3
|
-
305
-
-
|
-
2
-
-
|
Д-1,Д-2
|
255
305
|
1
2
|
-
305
|
-
2
|
ТО-1
|
255
305
|
1
2
|
-
-
|
-
-
|
ТО-2
|
255
305
|
1
2
|
-
305
|
-
2
|
Текущий ремонт :
регулировочные и разборочно-сборочные работы
|
255
305
357
|
2
3
3
|
-
305
-
|
-
2
-
|
окрасочные работы
|
255
305
|
1
2
|
255
305
|
2
2
|
аккумуляторные работы
|
305
357
|
2
2
|
305
255
|
2
2
|
таксометровые работы
|
305
357
|
2
2
|
-
-
|
-
-
|
остальные работы ТР
|
255
305
|
1
2
|
255
305
|
2
2
|
2.4.Выбор и корректировка нормативов трудоёмкостей по видам технологических воздействий,
Для расчёта годового объёма работ предварительно устанавливаем нормативные трудоёмкости по видам воздействий и типам подвижного состава.
Расчётная скорректированная трудоемкость по видам технологических воздействий,
где к2
- коэффициент учитывающий модификацию подвижного состава (табл.3).
где к4
- коэффициент, учитывающий ,число технологически совместимого подвижного состава (табл.3).
,
где к5
- коэффициент, зависящий от условий хранения подвижного состава на предприятии (табл.3),
- нормативная трудоёмкость при ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТР (табл.1).
2.5.Годовой объём работ по ТО, ТР и диагностированию
где Км
- коэффициент механизации,
М- доля работ ЕО, выполняемых механизированным способом
2.6.Общий объём работ по сервисному обслуживанию за год
,
Объём работ по сервисному обслуживанию увеличиваем на 20%. Это связано с необходимостью изготовления приспособлений и инструмента для ТО и ТР автомобилей и выполнения ТО и ТР технологического оборудования, приборов и стендов
Тогда общий объём работ на парк автомобилей за год
.
2.7.Расчёт численности производственных рабочих
Технологически необходимое число рабочих
,
где Фг
- годовой фонд времени
,
где Тсм
- продолжительность смены- 6,7 час. (при шестидневной рабочей неделе) или 8 час (при пятидневной рабочей неделе),
Д В
- число выходных дней в году,
Д п
- число праздничных дней в году,
По данным [1] можно принимать:
Фг
= 2070 час. для производства с нормальными условиями труда,
Фг
= 1820 час. для маляров.
Штатное число рабочих
,
где Фш
- годовой «эффективный» фонд времени «штатного» рабочего,
Дот
- число дней отпуска,
Дуп
- число дней невыхода на работу по уважительным причинам.
По данным [1] можно принимать:
Фш
=1820час. для производства с нормальными условиями труда,
Фш
=1610час. для маляров.
2.8.Расчёт числа постов технологических воздействий
Количество постов по каждому виду воздействий определяется по годовому объёму работ
для УМР ЕО
,
для ТО-1
,
для ТО-2
,
для диагностирования Х Д i
(где i=1,2)
,
для ТР
,
где
- годовой объём работ по каждому виду воздействий вычисляется из общего объёма работ с применением табл.8 ,
-коэффициент неравномерности поступления автомобиля на пост (табл 9),
- годовой фонд времени поста
,
Рср
- среднее число работающих на посту, принимается по таблице 10 ( в среднем можно принять Рср
=2 ) ,
=0,85-0,9 – коэффициент использования рабочего времени поста [1],
=0,6-0,75 – коэффициент использования рабочего времени поста диагностики [1],
=0,75-0,9–коэффициент использования рабочего времени поста ТР [1].
Таблица 8. Распределение объёма ЕО, ТО и ТР по видам работ, %
(по ОНТП-01-91).
Виды работ ТО и ТР
|
Легковые
автомо-
били
|
Автобусы
|
Грузовые
автомобили общего наз-
начения
|
Внедорожные
автомо-
били-са-
мосвалы
|
Прицепы и
полупри-
цепы
|
1
Техническое обслуживание
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Техническое обслуживание
|
ЕО с (выполняемое )
ежедневно):
|
уборочные
|
25
|
20
|
14
|
20
|
10
|
моечные .
|
15
|
10
|
9
|
10
|
30
|
заправочные
|
12
|
И
|
14
|
12
|
-
|
контрольно- диагностические
|
13
|
12
|
16
|
12
|
15
|
ремонтные (устранение мелких неисправностей)
|
35
|
47
|
47
|
46
|
45
|
Итого:
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
ЕО т (выполняемое перед ТО и ТР):
|
уборочные
|
60
|
55
|
40
|
40
|
40
|
моечные по двигателю и шасси
|
40
|
45
|
60
|
60
|
60
|
Итого:
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
ТО-1:
|
общее диагностирование (Д-1)
|
15
|
8
|
10
|
8
|
4
|
крепежные, регулировочные, смазочные и др.
|
85
|
92
|
90
|
92
|
96
|
Итого:
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
ТО-2:
|
углубленное диагностирование (Д-2)
|
12
|
7
|
10
|
5
|
2
|
Продолжение таблицы 8
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
крепежные, регулировочные,
смазочные и др.
|
88
|
93
|
90
|
95
|
98
|
Итого:
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Текущий ремонт
|
Постовые работы:
|
общее диагностирование (Д-1):
|
1
|
1
|
1
|
1
|
2
|
Углубленное диагностирование
(Д-2):
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
регулировочные и разборочно-сборочные
|
33
|
27
|
35
|
34
|
30
|
Сварочные для:
легковых автомобилей, автобусов и внедорожных автомобилей -самосвалов грузовых автомобилей общего назначения, прицепов и полуприцепов ;
|
4
|
5
|
-
|
8
|
-
|
с металлическими кузовами
|
-
|
-
|
4
|
-
|
15
|
с металлодеревянными кузовами
|
-
|
-
|
3
|
-
|
11
|
с деревянными кузовами
|
-
|
-
|
2
|
-
|
6
|
Жестяницкие для:
|
легковых автомобилей, автобусов и внедорожных автомобилей-самосвалов
|
2
|
2
|
-
|
3
|
-
|
грузовых автомобилей общего назначения, прицепов и полуприцепов:
|
с металлическими кузовами
|
-
|
-
|
3
|
-
|
10
|
с металлодеревянными кузовами
|
-
|
-
|
2
|
-
|
7
|
деревянными кузовами
|
-
|
-
|
1
|
-
|
4
|
Деревообрабатывающие для грузовых автомобилей общего назначения, прицепов и полуприцепов : с металлодеревянными кузовами
|
-
|
-
|
2
|
-
|
7
|
с деревянными кузовами
|
-
|
-
|
4
|
_
|
15
|
Окрасочные
|
3
|
8
|
6
|
3
|
7
|
Итого по постам
|
49
|
44
|
50
|
50
|
65
|
Продолжение таблицы 8
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Участковые работы :
|
агрегатные
|
17/15
|
17
|
18
|
17
|
-
|
слесарно-механические
|
10
|
8
|
10
|
8
|
13
|
электротехнические
|
б/5
|
7
|
5
|
5
|
3
|
аккумуляторные
|
2
|
2
|
2
|
2
|
-
|
ремонт приборов системы пита-
ния
|
3
|
3
|
4
|
4
|
-
|
шиномонтажные
|
1
|
2
|
1
|
2
|
1
|
вулканизационные ( ремонт
камер)
|
1
|
1
|
1
|
2
|
2
|
кузнечно-рессорные
|
2
|
3
|
3
|
3
|
10
|
медницкие
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
сварочные
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
жестяницкие
|
2
|
2
|
1
|
1
|
1
|
арматурные
|
2
|
3
|
1
|
1
|
1
|
обойные
|
2
|
3
|
1
|
1
|
-
|
таксометровые
|
2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Итого по участкам
|
51
|
56
|
50
|
50
|
35
|
Всего по ТР
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Таблица 9. Коэффициент, учитывающий неравномерность поступления
подвижного состава на рабочие посты
(по ОНТП-01-91)
Рабочие посты
|
Списочное число подвижного состава и число смен работы , постов
|
До 100
|
101-300
|
301-500
|
501-1000
|
1001-2000
|
Свыше
2000
|
1
|
2-3
|
1
|
2-3
|
1
|
2-3
|
1
|
2-3
|
1
|
2-3
|
1
|
2-3
|
ЕО ( ЕОс и ЕОт),
регулировочные
и разборочно –
сборочные,
окрасочные
ТО-1,ТО-2,Д-1,
Д-2,
Сварочно-
жестяницкие,
деревообрабатывающие.
|
1.8
1.4
|
1.4
1.2
|
1.5
1.25
|
1.25
1.13
|
1.35
1.17
|
1.18
1.09
|
1.2
1.1
|
1.1
1.05
|
1.15
1.07
|
1.08
1.04
|
1.1
1.05
|
1.05
1.03
|
Таблица 10 . Средняя численность одновременно работающих на
одном посту Рср (по ОНТП-0191)
Рабочие посты
|
Легко-
ые
авто-
моб-
или
|
Автобусы
|
Грузовые автомобили грузоподъёмностью
|
Прицепы и полуприцепы
|
особо малого класса
|
малого
класса
|
среднего класса
|
большого класса
|
особо большого класса
|
до 1,0
|
1-5
|
5-8
|
свыше 8
|
Ежедневного обслуживания:
|
уборочные
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
3
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
моечные
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
заправочные
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
-
|
контрольно-
диагностичес-
кие и ремонтные
|
1
|
1
|
1,5
|
1,5
|
2
|
2
|
1
|
1,5
|
1,5
|
2
|
1
|
Текущего ремонта:
|
Регулировочные и разборочно-сборочные
|
1
|
1
|
1
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1
|
1
|
1,5
|
1,5
|
1
|
сварочно-
жестяницкие
|
1
|
1
|
1.5
|
1,5
|
2
|
2
|
1
|
1,5
|
1,5
|
1,5
|
1
1
|
окрасочные
|
1,5
|
1,5
|
2
|
2
|
2,5
|
2,5
|
1,5
|
2
|
2
|
2
|
1
|
Деревообраба-
тывающие
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
1
|
1
|
1,5
|
1
|
Д-1, Д-2,
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
1
|
2
|
2
|
2
|
1
|
ТО-1
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2,5
|
3
|
2
|
2
|
2,5
|
3
|
1
|
ТО-2
|
2
|
2
|
2
|
2,5
|
3
|
3
|
2
|
2
|
2,5
|
3
|
1
|
2.9. Определение потребности в технологическом оборудовании.
К технологическому оборудованию относятся стационарные и переносные станки, стенды, приборы, приспособления и производственный инвентарь (верстаки, стеллажи, столы, шкафы).
По производственному назначению оборудование подразделяется на:
1) основное (станочное, демонтажно-монтажное и др.),
2) комплектное,
3) подъёмно-транспортное,
4) общего назначения (верстаки, стеллажи),
5) складское.
Количество основного оборудования определяется по трудоёмкости работ и фонду рабочего времени или по степени использования оборудования и его производительности.
Число единиц основного оборудования по трудоёмкости:
,
где ТОБ
- годовой объём работ по данной группе оборудования,
Фоб- годовой фонд времени рабочего места;
=0,75-0,9 – для АТП.
По степени использования и производительности оборудования можно определить число механизированных моечных установок;
,
где
- коэффициент неравномерности поступления автомобилей на мойку;
- производительность (авт./ч),
Т- производительность работ моечной .установки в сутки,
- коэффициент использования рабочего времени установки.
Количество оборудования, которое используется периодически устанавливается комплектом по табелю оборудования [4].
2.10 Площадь производственного участка определяется по формуле:
,
где
- суммарная площадь горизонтальной проекции оборудования (по габаритным размерам),
- коэффициент плотности расстановки оборудования (табл.11)
Таблица 11.Значения коэффициента плотности расстановки оборудования КП
.
Участок
|
Значения
коэфф. КП
|
Слесарно-механический, электротехнический, аккумуляторный, ремонта приборов системы питания, вулканизационный, медницкий, арматурный, краскоприготовительный, кислотная, компрессорная.
Агрегатный, шиномонтажный, ремонта оборудования и инструмента (участок ОГМ).
Сварочный, жестяницкий, кузнечно-рессорный, деревообрабатывающий.
|
3,5-4
4-4,5
4,5-5
|
По площади участка или поста выполняется его планировка в стандартном масштабе с расстановкой технологического оборудования и оснастки.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания. М.: Транспорт, 1993-272 с.
2. Методические указания к выполнению курсового проекта по дисциплине “Производственно-техническая база автосервиса” . Ростов-на-Дону , ДГТУ,- 2000-16 с
3. ОНТП-01-91 Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта. М.: Гипроавтотранс, 1991.-184 с.
4. Табель технологического оборудования и специализированного транспорта для АТП, АТО и БЦТО. М.: ЦБТИ Минавтотранс РСФСР 1983.
5.Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. М.: Транспорт, 1986.
6. Завьялов С.Н. Мойка автомобилей. М.: Транспорт, 1984.210 с.
7. Гриценко В.Б. и др. Компоновка приводов машин и конструирование сварных рам. Учеб. пособие. Новочеркасск: НГТУ, 1994.56 с. 3.
8. Специализированное технологическое оборудование. Номенклатурный каталог БЦНТИ Минавтотранса РСФСР. М.: Транспорт, 1991. 205 с.
9. Техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. Справочник. М.: Транспорт, 1988. 176 с.
10. Грибков B.М., Карпекин П.А. Справочник по оборудование для ТО и ремонта автомобилей, М.: Транспорт, 1969. - 267 с.
11. Анурьев В.И. Справочник конструктора - машиностроителя. М.: Машиностроение, 1992. В 2т. 784 с.
12. Техническая эксплуатация автомобилей: Учеб. для вузов/ Е.С. Кузнецов и др.. Под ред.Е.С.Кузнецова.3-е изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 1991. 413 с.
13. Селиванов С.С., Иванов Ю.В. Механизация процессов технического обслуживания автомобилей. М.: Транспорт, 1964. 198 с.
14. Детали машин: Атлас конструкции: В 2 ч./Под ред. Р.Н. Решетова. М.: Машиностроение, 1992.126 с.
16. Аделевич Л.А. Испытание агрегатов после ремонта автомобилей; М.: Транспорт, 1966. 270 с.
17. Чернавский С.А. Проектирование механических передач. М.: Машиностроение, 1984.
18. Приводы машин. Под ред. Длоугого В.В. Л.: Машиностроение, 1982. – 460 с.
Приложение
Варианты заданий по курсовой работе
Номер по списку
|
Наименование участка (поста)
|
Количество обслуживаемых автомобилей
|
1
|
2
|
3
|
1
|
Уборочно-моечный участок.
|
200
|
2
|
Стационарная АЗС.
|
50
|
3
|
Передвижная АЗС.
|
80
|
4
|
Участок диагностики тормозных систем.
|
170
|
5
|
Участок ремонта топливной аппаратуры бензиновых ДВС.
|
350
|
6
|
Участок ремонта топливной аппаратуры дизельных ДВС.
|
230
|
7
|
Разборочно-моечный участок .
|
400
|
8
|
Участок медницко-радиаторных работ.
|
370
|
9
|
Стационарный пост мойки автомобилей
|
180
|
10
|
Участок ремонта и монтажа шин
|
330
|
11
|
Участок диагностики электронных систем автомобилей
|
120
|
12
|
Участок ремонта тормозных систем автомобиля
|
260
|
13
|
Испытательная станция
|
130
|
14
|
Участок ТО автомобилей
|
280
|
15
|
Участок установки систем охраны автомобилей
|
100
|
16
|
Агрегатный участок
|
310
|
17
|
Пост проверки и регулировки УУК
|
150
|
18
|
Участок экспресс диагностики автомобилей
|
245
|
19
|
Участок КР двигателей
|
110
|
20
|
Участок диагностики и регулировки систем впрыска
бензиновых двигателей
|
220
|
21
|
Участок кузовного ремонта
|
300
|
22
|
Универсальный пост Д1и Д2
|
190
|
23
|
Участок ТР тормозных систем
|
380
|
24
|
Пост Д систем впрыска иностранных автомобилей
|
70
|
25
|
Участок ТР электрооборудования автомобилей
|
290
|
26
|
Участок предпродажной подготовки автомобилей
|
160
|
27
|
Участок ТО-1 автомобилей
|
360
|
28
|
Участок Д газобаллонных автомобилей
|
145
|
29
|
Участок Д и ТО генераторов и стартеров
|
210
|
30
|
Участок ТО-2 автомобилей
|
420
|
Продолжение вариантов заданий
1
|
2
|
3
|
31
|
Передвижная мойка
|
175
|
32
|
Участок окраски автомобилей
|
185
|
33
|
Линия ТО автомобилей ,совмещенная с Д2
|
140
|
34
|
Аккумуляторный участок
|
60
|
35
|
Сварочно–жестяницкий участок
|
155
|
36
|
Термический участок
|
205
|
37
|
Пост противокоррозионной обработки
|
75
|
38
|
Слесарно-механический участок
|
85
|
39
|
Участок ТО и ТР АКБ
|
255
|
40
|
Участок ТО и ТР приборов газовой аппаратуры газобаллонных автомобилей
|
270
|
Варианты исходных данных для выполнения КП
Номер варианта
Последняя цифра
зачетной книжки
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Тип автомобиля
|
Газ 3110
|
Ваз 2109
|
Москвич2141
|
Газ 41-01
|
Ваз 2106
|
Условия
движения
|
В малых городах
|
В больших городах
|
В малых
городах
|
Дорожное покрытие
|
Асфальт
|
Асфальт
|
Асфальт
|
Цементобетон
|
Щебень обработанный
битумом
|
Тип рельефа
местности
|
Равнинный
|
Гористый
|
Слабохолмистый
|
Холмистый
|
Слабохолмистый
|
Модификация подвижного состава
|
Базовый автомобиль
|
Место эксплуатации
|
Московская обл.
|
Грузия
Прибрежные районы
|
Таджикистан
|
Челябинская обл.
|
Туркмения
|
Номер варианта
Последняя цифра
зачетной книжки
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Тип автомобиля
|
Паз 672
|
Камаз
|
Лиаз 677
|
Газ 3307
|
Зил 5301
|
Условия
движения
|
В малых городах
|
В малых городах
|
Дорожное покрытие
|
Грунтовая дорога
|
Асфальт
|
Асфальт
|
Гравий обработанный
битумом
|
Грунтовая
дорога
|
Тип рельефа
местности
|
Равнинный
|
Равнинный
|
Холмистый
|
Слабохолмистый
|
Холмистый
|
Модификация подвижного состава
|
Базовый автомобиль
|
Седельный
тягач
|
Базовый автомобиль
|
Базовый автомобиль
|
С одним прицепом
|
Место эксплуатации
|
Краснодарский кр.
|
Ростовская обл.
|
Курская обл.
|
Якутия
|
Приморский кр. прибрежные районы
|
Редактор А.А.Литвинова
Издательский центр ДГТУ
Адрес университета и полиграфического предприятия:
344010, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
|