Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации «Методика современного урока» г. Могилев, 2007 - реферат

Управление образования Могилевского облисполкома

Учебно-методический центр профессионального образования

Методические рекомендации

«Методика современного урока»

г.Могилев, 2007


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по методике современного урока

Составители: Журавкова Т.К.., методист УМЦ ПО

Скоморохова О.М., зав.кабинетом УМЦ ПО

Скуратович С.В., зав.кабинетом УМЦ ПО

Компьютерная верстка: Жерносек Г.Н., машинистка УМЦ ПО

________________________________________________________________

Подготовлено к изданию

учебно-методическим центром

профессионального образования

управления образования

Могилевского облисполкома

212026, г.Могилев

ул.Якубовского, 18


С одержание

Введение 4

1. Система целей урока 6

2. Типы уроков 11

3. Формы профессионального обучения 17

4. Методы обучения 23

5. Средства обучения в учебном процессе 28

6. Формы технологических карт общеобразовательного и профессионального обучения 30

7. Примеры создания технологических карт 34

8. Список литературы 52

Введение

В преподавательской среде появляется все больше профессионалов высокого уровня, которые могут и хотят передать свои ценные умения другим, испытывают потребность в серьезной аналитической дискуссии с целью саморазвития. И эти преподаватели способны не только слепо окунаться в инновации, а выбирать наиболее эффективные методы и приемы. Однако некорректно говорить об использовании только якобы современных методов обучения, ибо любой метод признается прогрессивным, если он дает оптимальные результаты независимо от того, когда его использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно. Таким образом, в погоне за формой и новизной, преподаватель не должен забывать, что его задача – дать фундаментальные и одновременно легко применимые на практике знания. И в зависимости от группы, уровня обученности и обучаемости детей, их эмоционального состояния выбирать соответствующие методы и приемы.

Для современного урока должен отбираться только тот материал, который тщательно и всесторонне научно обоснован, апробирован прежде в режиме эксперимента и показавший свою высокую эффективность по сравнению с прежними известными методиками.

Дидактические принципы современного урока:

1. Развивающее и воспитывающее обучение

2. Научность и доступность, посильная трудность

3. Сознательность и творческая активность учащихся при руководящей роли преподавателя

4. Наглядность и развитие теоретического мышления

5. Системность и систематичность обучения

6. Переход от обучения к самообразованию

7. Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности

8. Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей учащихся

9. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей учащихся

10. Положительный эмоциональный фон обучения

11. Гуманизация и гуманитаризация обучения

12. Компьютеризация обучения

13. Интегративность обучения, учет межпредметных связей

При подготовке современного урока необходимо помнить о личностно–ориентированном подходе к учащемуся. Поэтому должны учитываться: фактический его возраст, скорость реакции, особенности темперамента, состояние здоровья, правое или левое полушарие является ведущим при обработке информации, ведущий канал восприятия, индивидуально-психологические проблемы, социально–психологические характеристики. Если учитываются эти особенности, психологический климат на уроке, степень работоспособности и «включение» каждого учащегося в процесс будет оптимальным.

Безусловно, на современном этапе урок без технического обеспечения не столь продуктивен. Учащиеся, которые вне учебного заведения активно пользуются всеми существующими информационными средствами, хотят видеть на уроке то, что им интересно. Это и работа на компьютере, презентации на мультимедиа проекторе и так далее.

Итак, современный урок – это урок-познание, урок-открытие, урок-деятельность, урок, где учитель и ученик постигают новое одновременно, подталкивая друг друга к новым открытиям, решениям, противоречиям.

Тенденции развития современного образования предполагают перевод обучения учащихся на новый технологический уровень. Важным направлением в этом процессе выступает деятельность преподавателя по проектированию педагогического процесса, то есть созданию структурной технологической основы обучения учащихся в форме технологической карты.

Технологическая карта урока – это конспект урока для преподавателя, а при модульном обучении еще и индивидуальные программы уроков для учащихся.

Технологическая карта (конспект) урока для преподавателя представляет собой таблицу, в которой просматривается каждый структурный элемент урока.


1. Система целей урока

В методической подготовке к уроку формирование целей играет основополагающую роль. Педагог должен четко знать, зачем идет на урок.

Учебные цели – это не название темы урока, а четкое и ясное описание учебных целей учащихся.

Правильная формулировка цели облегчит ее достижение тем, что ученики поймут, чему должны научиться на уроке. Понимание учебной цели помогает им стать активными участниками урока, самим спланировать и организовать свою деятельность.

Приступая к формулировке целей, преподаватель:

-изучает требования образовательного стандарта и программы;

-обращает внимание на требования к системе знаний и умений по данной теме как основе развития познавательной самостоятельности учащихся;

-определяет приемы учебной работы, которыми важно овладеть учащемуся;

-выявляет ценностные ориентиры, которые могут обеспечить личностную заинтересованность учащегося в результатах обучения.

Цели обучения условно разделяют на три группы (триединая дидактическая цель):

- обучающая,

-развивающая,

--воспитательная.

Обучающая цель -

формирование (закрепление, обобщение, систематизация, расширение) знаний, умений, навыков обучающихся.

Определить основную обучающую цель урока – значит, установить, чему в основном будет посвящен данный урок:

-изучению нового материала (одна обучающая цель: основное время урока будет отведено изучению нового материала);

-закреплению нового материала и ранее пройденного (одна обучающая цель – закрепление);

-контрольный урок (одна обучающая цель – контроль за полученными знаниями);

-урок систематизации и обобщения (две обучающие цели - повторение и обобщение: на повторительно-обобщающем уроке именно этому будет посвящено основное время урока).

- комбинированный урок (три обучающие цели - повторение, закрепление, сообщение нового материала) –.

ТРЕБОВАНИЯ К ОБУЧАЮЩЕЙ ЦЕЛИ УРОКА:

- удовлетворять основным дидактическим принципам (посильность, доступность, систематичность и последовательность, научность, обеспечение развития учащихся и т.д.);

- удовлетворять требованиям учебной программы;

- быть корректной, то есть достижимой и конкретной, чтобы по результатам в конце урока можно было судить, достигнута ли она;

- учитывать межпредметные связи, чтобы устранить дублирование материала и сэкономить время на углубление знаний и совершенствование умений;

- учитывать уровни формирований знаний и умений:

1. формирование знаний на уровне первичных представлений (ознакомление);

2. формирование на уровне понимания (когда учащийся сможет повторить, пересказать своими словами, найти на схеме, чертеже, рисунке) и запоминания;

3. формирование знаний на уровне их применения по образцу или в сходной ситуации, когда учащийся сможет выполнить типовые задания в соответствии с требованиями программы;

4. формирование знаний на уровне творческого применения, то есть в новой незнакомой ситуации, в условиях «переноса».

Примеры некоторых формулировок обучающих целей урока:

- сформировать знания…;

- научить…;

- закрепить…;

- подвести к выводу…;

- проанализировать степень усвоения материала;

- сформировать понятие…;

- дать общую характеристику явления…;

- устранить пробелы в знаниях…;

- выработать знания и умения;

- изучить основные этапы творческого пути…;

- исследовать зависимость…;

- научить анализировать, выделять (главное, существенное)…;

- охарактеризовать содержание, основные положения, взгляды…;

- приблизить к самостоятельному решению (творческих задач, проблемных ситуаций) и др.;

- обобщить знания, умения, навыки по…;

- проконтролировать степень усвоения следующих основных ЗУН, изученных и сформированных на предыдущих уроках;

- обеспечить усвоение следующих основных ЗУН;

- сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие умения и навыки по данному учебному материалу.

Развивающая цель урока –

развитие психических и психофизических свойств (внимания, сенсорноперцептивных свойств, мнемических и мыслительных свойств, психомоторных свойств, профзадатков и способностей).

ТРЕБОВАНИЯ К РАЗВИВАЮЩЕЙ ЦЕЛИ:

- учет психологической структуры личности (интеллектуальная сфера, волевая, эмоциональная, мотивационная);

- вычленение развивающей цели в комплексе целей, так как задачи обучения и воспитания не всегда решают проблемы развития психофизических свойств личности;

- подбор необходимых форм и методов работы с учащимися.

Примеры некоторых формулировок развивающих целей:

- развивать интерес к конкретной деятельности на уроке;

- развивать самостоятельность в выборе способа, режима, условий и организации работы;

- формировать (закрепление, обработка) умение планирования и самоконтроля;

- содействовать развитию воли и настойчивости;

- развивать эмоции учащихся (посредством организации игры, соревнования команд, обсуждения занимательных ситуаций);

- развивать интерес к предмету;

- развивать деловитость, предприимчивость, настойчивость;

- развивать память, мышление, речь, познавательные интересы;

- учить вести и составлять конспекты, тезисы;

- учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия;

- учить анализировать ответы товарищей, понимать свои ошибки;

- учить устанавливать межпредметные связи;

- развивать у учащихся умения выделить главное (например, обучение составлению схем, плана, формулирование выводов или вопросов), формирование умений сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия;

- развивать самостоятельное мышление, речь учащихся;

- формировать умение преодолевать трудности в учении, закалять волю;

учить вести и составлять конспекты, тезисы.


Воспитательная цель урока –

формирование навыков, убеждений, чувств, профессионально-значимых психологических и социально-психологических качеств личности (интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых).

ТРЕБОВАНИЯ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛИ УРОКА:

- воспитание должно осуществляться в наибольшей степени средствами соответствующего учебного предмета;

- воспитательная цель урока должна быть не формальной, а вытекающей из содержания предмета;

- основа воспитания в процессе обучения – собственные суждения учащихся, их отношение к фактам и явлениям и т.д.

Примеры некоторых формулировок воспитательных целей:

- пробудить чувства учащихся (удивления, гордости, уважения, сопричастности);

- пробудить чувства ответственности, долга…

- вызвать чувство удивления и гордости…

- подвести учащихся к выводу…

- убедить учащихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости того или иного конкретного закона, открытия, изобретения.

- показать учащимся…

- дать почувствовать, увидеть, что, решая и выполняя все более сложные задачи и упражнения, они продвигаются в своем интеллектуальном, профессиональном и волевом развитии;

- создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания, радости преодоления при выполнении все более и более сложных заданий, упражнений и операций;

- содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий;

- осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока раскрытие таких понятий: патриотизм, гуманизм, товарищество, эстетические нормы поведения;

- формировать правильное отношение к природе, способствовать экологическому воспитанию.

Методическая цель –

рефлексия проведения урока и его результатов (апробация методов, средств, форм обучения, оценка и самооценка урока и т.п.).

Методическая цель ставится педагогом, когда проводится открытый урок. Она зависит от цели приглашения коллег на открытый урок, а в случае работы по апробации новых методов, средств и форм обучения, такая цель ставится самим собой для совершенствования учебного процесса и повышения уровня педагогического мастерства.

Умение правильно определить цель урока – один из основных признаков педагогического мастерства преподавателя, которое может и должно совершенствоваться в ходе самообразования, осмысления личного опыта и опыта коллег.

После того, как цель определена, она становится ориентиром в отборе основного содержания, методов, средств обучения и форм организации познавательной самостоятельной деятельности учащихся.


2.Типы уроков

Типы уроков теоретического обучения:

1. УРОК ИЗУЧЕНИЯ И ПЕРВИЧНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Цель: восприятие учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

1. Организация начала урока.

2. Проверка домашнего задания.

3. Подготовка учащихся к усвоению.

4. Изучение нового материала.

5. Первичная проверка усвоения знаний.

6. Первичное закрепление знаний.

7. Контроль и самопроверка знаний.

8. Подведение итогов урока.

9. Информация о домашнем задании.

2. УРОК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ

Цель: вторичное осмысливание уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Логика процесса закрепления знаний:

1. Актуализация опорных знаний и их коррекция.

2. Определение границ ( возможностей ) применение этих знаний:

что с их помощью можно определить, где применить?

3. Пробное применение знаний.

4. Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.

5. Упражнения с переносом знаний в новые условия.


3. УРОК КОМПЛЕКСНОГО ПРИМЕНЕНИЯ ЗУН УЧАЩИХСЯ

Цель: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.

Логика процесса комплексного применения ЗУН:

1. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.

2. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

3. Усвоение образца комплексного применения ЗУН.

4. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.

5 . Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.

4. УРОК ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ

Цель: усвоение знаний в их системе.

Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов литературы. Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями , обобщающими схемами , фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое.

5.УРОК ПРОВЕРКИ, ОЦЕНКИ И КОРРЕКЦИИ ЗУН УЧАЩИХСЯ

Цель: определение уровня знаний, сформированности УН, комплексного их применения. Закрепление и систематизация знаний. Коррекция знаний, умений и навыков. В процессе учебно-воспитательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях:

I. Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит понял, запомнил, воспроизвел.

2. Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.

3. Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровня и научился переносить в новые условия.


Типы уроков производственного обучения:

тип 1. Формирование первоначальных умений и навыков выполнения операций.

Основное содержание урока

Соотношение разных видов инструктажа

Содержание самостоятельной работы учащихся

Методы и дидактические средства

1

2

3

4

Обработка приемов работы в рабочем темпе операций

Все виды инструктажей (большое значение)

Учащиеся выполняют в рабочем темпе

Мастер широко использует показ образцов готовой продукции, показ и объяснение рациональности выполнения приемов, операций ТСО

Формирование умений планировать выполнение действий, организации рабочего места

Вводный инструктаж раскрывает место каждого приема в выполнении операций в целом

Используют техническую и инструкционно-технологическую документацию

Мастер использует монологическое изложение учебного материала.

Техника безопасности

Текущий и заключительный инструктаж направлены на правильное выполнение приемов и операций

Изучают инструкции по ТБ и БМТ

Мастер использует строгую структуру; логику изложения;; системный характер освещения знаний.

тип 2. Совершенствование умений и навыков выполнения операций и формирование умений выполнения комплексных работ.

Основное содержание урока

Соотношение разных видов инструктажа

Содержание самостоятельной работы учащихся

Методы и дидактические средства

1

2

3

4

Обработка умений и навыков выполнения комплексных работ.

Все виды инструктажей. В процессе вводного инструктажа показывается содержание и последовательность выполнения комплексной работы.

Выполнение учащимися в рабочем темпе комплексных работ.

Рассказ, показ приемов работы с использованием передовых методов труда и прогрессивного инструктажа.

Показ передовых методов труда, прогрессивных инструментов, передовой технологии.

Текущий и заключительный инструктажи должны обеспечивать выполнение учащимися комплексной работы.

Широко использовать техническую документацию, передовые методы труда, прогрессивную технологию и высокопроизводительный инструмент.

Демонстрация натуральных объектов, образцов готовой продукции.

тип 3. Совершенствование умений и навыков выполнения комплексных и сложных видов работ в условиях производства.

Основное содержание урока

Соотношение разных видов инструктажа

Содержание самостоятельной работы учащихся

Методы и дидактические средства

1

2

3

4

Совершенствование умений и навыков в процессе выполнения различных заданий по нормам, приближающимся к нормам взрослых рабочих и чертежам предприятий.

Все виды инструктажей. В водном инструктаже обращается внимание на особенности производственно-технического процесса и т.п.

Учащиеся выполняют производственные работы по чертежам заводских технических процессов.

Выполнение производственных работ на производственном оборудовании.

Закрепление и систематизация знаний. Коррекция знаний, умений и навыков. В процессе учебно-воспитательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях.

В текущем и заключительном инструктаже уделяется внимание ритмичности и чистоте приемов, соблюдению технических приемов.

Применяют высокопроизводительный инструмент, приемы работы новаторов производства.

С помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов мастер побуждает учащихся к актуализации уже известных им знаний и достижения усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

тип 4. Совершенствование умений и навыков на штатном рабочем месте (бригаде) во время предвыпускной производственной практики.

Основное содержание урока

Соотношение разных видов инструктажа

Содержание самостоятельной работы учащихся

Методы и дидактические средства

1

2

3

4

Совершенствование профессиональных умений и навыков в производственных условиях с выполнением работ по производственно-технологической документации и с производственным нормированием труда.

Необходимые указания дает мастер цеха. Принимает работу контролер ОТК.

Учащиеся самостоятельно изучают новейшие технологические процессы на штатном рабочем месте.

Самостоятельное выполнение операций по чертежам на оборудовании, рабочем месте в бригаде, (чертежи, заводская технология, рабочее место).

тип 5. Наблюдение за работой новатора производства.

Основное содержание урока

Соотношение разных видов инструктажа

Содержание самостоятельной работы учащихся

Методы и дидактические средства

1

2

3

4

Изучение и осмысливание работы новатора производства с целью использования отдельных его элементов при выполнении производственных заданий на рабочем месте.

Особенно важное значение имеет сообщение учащимся программы наблюдений и способов фиксации деятельности новатора.

Учащиеся самостоятельно выполняют все виды работы, предназначенные для данного штатного места.

Обучающим элементом являются самостоятельность работы, чертежи, рабочее место, производственно-техническая документация.

тип 6. Контрольно - проверочные уроки. Квалификационная проба.

Основное содержание урока

Соотношение разных видов инструктажа

Содержание самостоятельной работы учащихся

Методы и дидактические средства

1

2

3

4

Проверка степени овладения умениями и навыками (по теме, за полугодие, за год).

Проверка степени овладения умениями и навыками с целью усвоения квалификационного разряда.

Инструктаж о выполнении задания (чертежи, наряд).

Учащиеся самостоятельно выполняют все виды работ, изучают новейшие технологические процессы, применяют высоко производительный инструмент, предназначенный для данного рабочего места.

Наблюдение за работой учащихся (за правильностью выполнения приемов, последовательностью использования инструктажа).

Нестандартные уроки

Педагогами разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок “Дублер начинает действовать”.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, “живая газета”, устный журнал.

5. Уроки-фантазии: урок сказка, урок-сюрприз, урок XXI века, урок “Подарок от Хоттабыча”.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет.

Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

3. Формы профессионального обучения

Формы обучения – это виды организации взаимодействия учащихся в учебных группах, микрогруппах, отдельных учащихся между собой и с преподавателем в рамках того или иного вида занятия (фронтальная, групповая, индивидуальная, парная).

В современной педагогике различают общие формы обучения (коллективная, групповая, индивидуальная), формы организации учебно-воспитательного процесса (урок, кружки предметные, технического творчества, ученические научные общества, экскурсии и пр.).

Формы организации деятельности учащихся на уроках

- Фронтальная (задействованы одновременно все учащиеся, цель для всех общая, работают по принципу «каждый за себя», рассчитана на «среднего» учащегося).

- Парная (учитель – ученик - работа парами, например, «сильный учащийся – слабый учащийся», «двое равных по успеваемости учащихся» и т.п.).

- Коллективная (бригада, звено команд, цель общая только для членов коллектива, задачи в коллективе могут быть разные, отношения взаимоответственности и взаимозависимости, контроль членами коллектива).

- Индивидуальная (учебная цель для всех общая, но работают самостоятельно, в индивидуальном темпе).


Формы производственного обучения можно систематически представить следующим образом:



Выбор формы организации учащихся на теоретическом и производственном обучении

Форма организации учебной работы учащихся

Особенности, признаки

В каком случае выбираем ту или иную форму на теоретическом обучении

В каком случае выбираем ту или иную форму на производственном обучении

Фронтальная

Преподаватель работает сразу со всей группой. Учебная цель для всех учащихся общая. Учащиеся должны слушать, смотреть. При этом педагог ориентируется на «среднего» учащегося.

1. В ходе объяснения нового материала.

2. В ходе самостоятельной работы учащихся, когда многие сделали одну и туже ошибку, преподаватель останавливается и проводит повторное объяснение для всех.

3. Во время подведения итогов в конце уроков.

1. В ходе вводного инструктажа, когда объясняется впервые незнакомый материал.

2. В ходе текущего инструктажа, когда многие сделали одну и туже ошибку, мастер останавливает работу и проходит повторный инструктаж для всех

3. В ходе заключительного инструктажа, когда оцениваем работу групп в целом и отдельных учащихся.

Индивидуальная

Учебная цель для всех общая, но работают все самостоятельно, в индивидуальном темпе, каждый на своем месте.

1. В ходе самостоятельной работы учащихся, когда проводится письменный опрос по карточкам-заданиям, при выполнении контрольных, расчетно-графических и других видов работ по индивидуальным заданиям.

2. В ходе практической работы, когда все выполняют одинаковые или совсем разные задания, но работа каждого не зависит от другого.

3. Во время подведения итогов такая форма не практикуется.

1.В ходе вводного инструктажа, когда проводится письменный опрос по карачкам-заданиям, индивидуальная усная беседа с целью контроля знаний, а остальные учащиеся в это время выполняют какое-либо задание или слушают

2.В ходе практической работы, когда все выполняют задания, но работа каждого не зависит от других.

Парная

(преподаватель-учащийся)

Когда преподаватель организует выполнение работы парами: сильный учащийся – слабый учащийся. Или два равных по успеваемости.

1. В ходе актуализации опорных знаний, когда предстоящая работа требует серьезного предварительного осмысления. Пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

2. В ходе лабораторно-практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

3. Во время проведения итогов возможна организация взаимной оценки работ.

1.В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления, пары учащихся обсуждают предстоящее задание.

2.В ходе практической работы возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи.

3.В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работы.

Групповая

Цель общая только для членов команды (бригады, звена). Зато задачи в этой бригаде у всех могут быть разные, так как возможно разделение труда и кооперации. В таких коллективах возникают отношения взаимной ответственности и зависимости. Поэтому и контроль частично осуществляется членами коллектива, а за преподавателем остается ведущая роль.

1. Во время формирования новых заданий могут быть организованы звенья, игровые команды для обсуждения проблем, поиска решений.

2. В ходе самостоятельной работы могут быть организованы постоянные или временные бригады, звенья для выполнения работы, требующих кооперации и разделения труда.

3. Во время подведения итогов может быть организована деловая игра, когда команды оценивают уровень знаний и умений соперников по итогам рабочего дня.

1.В ходе вводного инструктажа могут быть организованы звенья, игровые команды для обсуждения проблем, поиска решений.

2.В ходе практической работы могут бвть организованы постоянные или временные бригады, звенья для выполнения работ, требующих кооперации или разделения труда.

3.В ходе заключительного инструктажа может быть организована деловая игра, в котором команды оценивают уровень знаний и умений по итогам рабочего дня, или дискуссия по выявлению причин ошибок в работе учащихся.

Вспомогательные формы организации обучения

Консультация. Основное назначение – оказание помощи учащимся при освоении материала.

Различают консультации: текущие, тематические. Обобщающие, групповые, индивидуальные.

Курсы по выбору. Представляют собой предметы, которые выбираются учебным заведением при проектировании рабочих учебных планов и дополняют предметы типового учебного плана, обязательные для изучения.

Факультативные занятия – необязательные, представляемые на выбор. Выбор факультативных предметов осуществляется самими учащимися. Способствуют удовлетворению потребностей учащихся в более глубоком изучении их предметов, развитию учебно-познавательных интересов, творческих склонностей и способностей.

Лабораторно-практические занятия имеют цель подтвердить положения теории. Проверить их осуществление на практике. Структура таких занятий включает:

- объяснение цели и содержания работы;

- самостоятельное выполнение заданий учащимися;

- прием и анализ выполненных работ;

- обобщение итогов занятий.

Практикум предполагает выполнение цикла работ в лабораториях, мастерских и т.д. В отличие от лабораторно-практических работ характеризуется большей самостоятельностью и творческим отношением к выполнению заданий со стороны учащихся, носит исследовательский характер.

Семинар. Проводится после изучения основных разделов (тем) программ. Основными структурными элементами являются:

- вступительное слово преподавателя;

- сообщение (доклады) учащихся;

- работа оппонентов;

- подведение итогов.

Конференция. Посвящается обсуждению наиболее важных и обобщающих вопросов, которые вытекают из изучения нескольких родственных тем. Главное назначение – обобщить материал, углубить знания учащихся по наиболее важным вопросам и проблемам, конкретизировать и более детально осмыслить основные выводы и ключевые положения.

Учебная экскурсия. Проводится с целью вызвать интерес учащихся к изученному предмету или специальности в целом (в начале обучения): проверить, закрепить, обобщить полученные знания (в процессе изучения темы). Примерная структура экскурсии:

- вводная беседа преподавателя;

- цель и задачи экскурсии;

- особо важные объекты (предметы);

- порядок сбора нужного материала;

- требования безопасности;

- порядок отчетности по результатам;

- самостоятельные наблюдения учащихся;

- обобщение результатов экскурсии.

Домашняя самостоятельная работа учащихся. Дополняет деятельность учащихся на уроке. Отличается большой самостоятельностью, отсутствием непосредственного руководства преподавателя.

Предметные кружки. Способствуют развитию положительного отношения к обучению, укреплению связи обучения с жизнью, развитию межпредметных связей, углублению по тому или иному предмету.

Кружки технического и художественного творчества. Способствуют связи теоретического и практического обучения, развитию творческого мышления учащихся, формированию многих личностных качеств.

Нетрадиционные формы урока:

¨ Урок – «погружение».

¨ Деловая и ролевая игры.

¨ Урок – пресс – конференция и конференция.

¨ Урок – семинар, диспут, викторина.

¨ Урок – экскурсия, путешествие.

¨ Урок – соревнование и конкурс.

¨ Театрализованный урок.

¨ Урок – консультация и зачет.

¨ Компьютерный урок.

¨ Урок с групповыми формами работы, взаимообучения.

¨ Урок творчества и фантазии.

¨ Урок – аукцион, турнир.

¨ Урок, который ведет учащийся.

¨ Урок сомнений и поиска истины.

¨ Урок – творческий отчет.

¨ Урок – формула.

¨ Бинарный урок.

¨ Урок – обобщение.

¨ Урок – игра: «Суд»; «Следствие ведут знатоки»; «Поле чудес»; «КВН».

¨ Урок – парадокс.

¨ Урок – концерт.

¨ Урок – диалог и полилог.

¨ Урок – брифинг.

¨ Интегральный урок.

¨ Межпредметный урок.

¨ Урок круговой тренировки.

¨ Имитационно – ролевое моделирование.

¨ Моделирование мышления учащихся.

¨ Мозговая атака и др.


4. Методы обучения

Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания. Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила действия, и сами способы действия.

Основные критерии выбора методов обучения.

1. Соответствие цели урока, максимальная направленность на решение всех трех ее аспектов.

2. Ориентированность, соответствие метода обучения содержанию учебного материала.

3. Соответствие методов обучения формам организации познавательной деятельности учеников, т.к. индивидуальные, фронтальные, групповые и коллективные формы познавательной деятельности, естественно, требуют различных методов обучения.

4. Соответствие реальным учебным возможностям учащихся, под которым понимается единство внутренних и внешних условий для успешной учебной деятельности.

5. Соответствие выбора методов обучения возможностям преподавателя по их использованию.

6. Соответствие методов обучения принципам дидактики. Реализация этого требования приводит выбор методов в соответствие с основными закономерностями построения процесса обучения, из которых вытекают сами принципы обучения.

В зависимости от избранного принципа в дидактике существует несколько классификаций методов обучения.

Таким образом каждый метод обучения – это совокупность многих характеристик способов деятельности учащегося и преподавателя, и его необходимо рассматривать как систему.



-словесные; изложение; объяснение; объяснительно-

-наглядные; беседа; закрепление. иллюстративный;

-практические. самостоятельная работа. репродуктивный;

проблемный;

частично-

поисковый;

исследовательский;

познавательные игры.

Словесные методы:

Рассказ - это монологическое изложение учебного материала. Ведущая функция – обучающая, сопутствующие – развивающая, воспитывающая, побудительная, контрольно-коррекционная.

По целям выделяют следующие виды рассказов:

- рассказ-вступление;

- рассказ-повествование;

- рассказ-заключение.

Лекция – один из методов словесного изложения материала. Ее признаки: строгая структура; логика изложения; обилие сообщаемой информации; системный характер освещения знаний.

Беседа - ее сущность заключается в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Ведущая функция беседы – побуждающая. По назначению выделяют беседы:

вводные или организующие;

сообщения новых знаний;

синтезирующие или закрепляющие;

контрольно-коррекционные.

Работа с книгой. Учебные книги успешно выполняют все функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную. При использовании программированных учебных книг эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний, умений.

Два вида работы с книгой:

- на уроке под руководством преподавателя;

- дома самостоятельно.

Приемы самостоятельной работы с книгой:

Ознакомление с ее структурой;

Беглый просмотр;

Чтение отдельных глав;

Поиск ответов на вопросы;

Изучение материала;

Реферирование;

Решение примеров и задач;

Выполнение контрольных тестов;

Заучивание материала на память и др.

Наглядные методы:

Демонстрация наглядных пособий - предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п.

Демонстрация кино – и видеофильмов - основан на наглядном восприятии информации. Используются кодоскопы, проекты, киноаппаратура, учебное телевидение, видеопроигрыватели, видеомагнитофоны, компьютеры с дисплейным отражением информации и др.

Практические методы:

Упражнения это планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладения или повышения их качества. Позволяет овладеть практическими навыками и умениями. Различают следующие виды упражнений:

· специальные, комментированные, письменные, устные, лабораторно-практические;

· производственно-трудовые;

· производственные.

Лабораторно-практические работы - основаны на самостоятельном проведении учащимися экспериментов, исследований и т.п.

Особенно эффективен проблемный (исследовательский) лабораторный метод, включающий выдвижение гипотезы. Определение путей ее реализации, подбор необходимых приборов и материалов самими учащимися. и др.

По характеру познавательной деятельности учащихся и участия преподавателя в учебном процессе:

· Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность преподавателя и учащегося, состоящую в том, что преподаватель обобщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.

· Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

· Проблемное изложение , рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда преподаватель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли преподавателя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения.

· Частично-поисковые (эвристические) методы используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования.

· Исследовательские методы – способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.

· Познавательные игры – это специально созданные ситуации, модулирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение метода – стимулировать познавательный процесс.

Различают:

· стимуляционные игры (т.е. способствующие воспроизведению определенного качества) учащиеся приобщаются к всестороннему анализу проблем, выступающих ранее в качестве действительных (предлагается, например, воспроизвести заседание парламента, сравнивая свои действия с действиями депутата);

· метод инсценизации (инсценировки) может принимать различные формы, например форму заранее подготовленного диалога, дискуссии на определенную тему, форму театрализованного воспроизведения событий, некогда действительно имевших место или гипотетических. Каждый из участников инсценизации имеет свою роль.

· метод генерации идей напоминает «мозговую атаку», в процессе которой участники, сообща «навалившись» на трудную проблему, высказывают (генерируют) собственные идеи ее разрешения.

· Метод программированного обучения. Предлагает работу учащихся по предложенным программам в индивидуальном темпе и под контролем специальных средств.

Различают: :

· методы предъявления информации;

· методы выполнения программированных заданий;

· методы контроля и коррекции.

· Обучающий контроль. Главная функция – контрольно-коррекционная. Важно достичь органичного включения контроля в учебный процесс.

Модификации контроля:

- устный;

- лабораторный;

- тестовый;

- письменный;

- машинный (программированный);

- самоконтроль.

· Ситуационный метод – это скомбинированный из многий путей и способов метод, позволяющий применять нестандартные решения в конкретных условиях; самостоятельное произведение педагога.


5. Средства обучения в учебном процессе

Средства обучения – это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Задачи, решаемые с помощью педагогических средств:

хранение, быстрое извлечение, предъявление самой разнообразной информации;

обогащение технологии обучения (совместно с методами обучения);

создание условий для творческой работы педагога;

создание условий для продуктивной деятельности учащихся, организации их самостоятельной работы;

создание особой пространственной среды для познавательной деятельности, ее стимулирования и обогащения.

Существуют следующие средства обучения:

Педагогические средства – это материальные объекты, предметы, предназначающиеся непосредственно для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся. Педагогические средства входят в состав более широкого понятия «материально-техническая база».

Педагогические средства подразделяются на следующие группы:

оборудование учебного заведения, в том числе учебно-лабораторное оборудование;

учебно-производственное оборудование;

дидактические средства;

учебно-наглядные пособия;

организационно-педагогические средства обучения.

Оборудование учебного заведения включает все виды учебных помещений, мебель, спортивные комплексы, производственные площади, а также простейшие средства обучения (парты, учебные столы, классные доски, мел, тетради, учебники и т.д.).

Учебно-лабораторное оборудование включает систему учебных кабинетов, лабораторий, спортивных залов и т.п. в соответствии с совокупностью учебных предметов.

Учебно-производственное оборудование – это оборудование, предназначенное для мастерских, учебных цехов, полигонов, земельных участников, где непосредственно ведется производственное обучение.

Дидактическая техника (средства) – это различные технические устройства и ЭВМ, используемые в целях обучения.

Данная группа педагогических средств включает в себя:

аудиовизуальные средства (позволяют одновременно передавать информацию для слуха и зрения);

средства программирования и контроля (тренажеры, обучающие и контролирующие устройства).

Применение ЭВМ в педагогическом процессе:

управление педагогическим процессом;

организация системы индивидуального обучения;

самостоятельная работа учащихся;

техническое творчество;

поиск дополнительной информации;

диагностика развития учащихся;

контроль усвоения материала и т.д.

Учебно-наглядные пособия – это то, что демонстрируется с помощью дидактических средств или вручную. Это плакаты, карты, схемы, кинофильмы, видеофильмы, слайды, фонозаписи, фотографии, муляжи, педагогические программные средства и др.

Организационно-педагогические средства обучения объединяют учебные планы и программы, экзаменационные билеты, карточки-задания, учебные пособия, методические рекомендации и т.д.


6. Формы технологических карт общеобразовательного и профессионального обучения

Цель создания технологической карты – предоставление преподавателю инструментария для конструирования системы уроков по определенной теме (курсу). Технологическая карта содержит базу данных с набором учебных целей, критериев оценки их достижения, методов, способов обучения, форм работы учащихся, видов и форм контроля, других технологических и информационных материалов. В структуру технологической карты могут входить различные блоки. Но эффективность ее использования возрастет, если ввести блок «Применение технологии». Это позволит лучше реализовать личностно-ориентированное обучение, поскольку использование технологии предполагает четкое планирование ожидаемых результатов деятельности учащихся, ориентирует на их достижение и, следовательно, создает условия для творческой самореализации учащихся и педагога.

Составляя технологическую карту, преподаватель осуществляет конструкторско-технологическую деятельность по изучению курса учащимися с опорой на требования программы, стандартов, методических пособий для преподавателя и пособий для учащихся. При этом он учитывает как свой опыт в преподавании предмета, так и опыт своих коллег. Таким образом, разрабатывая технологическую карту, преподаватель имеет возможность заранее заложить основы эффективного преподавания предмета и корректировать ее отдельные блоки по мере необходимости (например, с учетом особенностей группы, новой информации и др.).

В технологической карте преподаватель сможет найти все элементы, необходимые для создания плана современного урока по определенной теме.

В практике профессионального обучения используется различные формы технологических карт для проектирования урока (некоторые из них представлены в приложениях 1-7).

Рис.1

Тема урока ____________________________________________________

Цели урока:

· обучающая _______________________

· развивающая ______________________

· воспитательная ____________________

Ход (этапы) урока

Подпись педагога


Приложение 1

Форма технологической карты урока (занятия)

Цель этапа

Элементы технологии обучения

методы

обучения

формы

обучения

средства

обучения

1

2

3

4

Приложение 2

Форма технологической карты урока (занятия)

Цель этапа

Примерное время

Элементы технологии обучения

методы

обучения

формы

обучения

средства

обучения

1

2

3

4

5

Приложение 3

Форма технологической карты урока (занятия)

Цель этапа

Деятельность учащихся

Элементы технологии обучения

методы

обучения

формы

обучения

средства

обучения

1

2

3

4

5

Приложение 4

Форма технологической карты урока (занятия)

Цель этапа

Результаты обучения

Элементы технологии обучения

методы

обучения

формы

обучения

средства

обучения

1

2

3

4

5


Приложение 5

Форма технологической карты урока (занятия)

Цель этапа

Результаты обучения

Элементы технологии обучения

Результаты воспитания и развития

методы

обучения

формы

обучения

средства

обучения

1

2

3

4

5

6

Приложение 6

Форма технологической карты урока (занятия)

Дидактическая структура урока

Методическая подструктура

Признаки решения дидактических задач

методы обучения

формы деятельности

методические приемы, содержание

средства обучения

способы организации работы учащихся

1

Приложение 7

Форма технологической карты урока (занятия)

Тема урока:

Цель урока:

· обучающая

· развивающая

· воспитательная

· методическая

Тип урока:

Учащиеся

должны

· знать

· уметь

Ход (этапа) урока

Примерное время

Деятельность

Элементы технологии обучения

учащихся

педагога

Методы обучения

Средства обучения

Формы обучения

Домашнее задание

Рефлексия


В технологической карте общеобразовательного урока учитель сможет найти все элементы, необходимые для создания плана современного урока по определенной теме (приложение 8).

Приложение 8

Тема урока

Формируемая область понимания, мировоззренческие идеи

Личностная значимость изучаемого материала

Цели урока

Учащиеся должны

знать

уметь

Тип урока. Применяемая технология

Методы обучения

План урока

Приемы деятельности учителя

Организация деятельности учащихся

Познавательные задания

Вид и форма контроля

Методическое оснащение

Оценки за урок

Домашнее

задание

Однако, следует заметить, что данные технологические карты могут быть дополнены применительно к конкретной ситуации.


7. Примеры создания технологических карт

Мы предлагаем несколько технологических карт и их элементов, которые могут быть использованы при разработке уроков по технологии проектов, с применением информационных технологий, уроков закрепления знаний и др.

Технологическая карта урока № 1

УТВЕРЖДАЮ __________________________ зам.директора по УПР

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Т/О _________________ 2007 г.

Группа № ______

Курс

Учебная специальность «Производство продукции животноводства»

Единичная квалификация «Оператор машинного доения»

Преподаватель: Тимофеева А.Д.

Тема урока: Коровье молоко, сливки, кисломолочные продукты.

Цели:

· Обучающая: изучить пищевую ценность молока, сливок, кисломолочных продуктов, органолептические показатели оценки качества, условия и сроки хранения.

· Воспитательная: побудить учащихся к активному труду, к поиску, обострить внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их воспитания.

· Развивающая: развитие умений обобщать разрозненные факты, наблюдать, мыслить.

· Методическая: использование схемных и знакомых моделей на уроках теоретического обучения для полного усвоения материала.

Дидактическая структура урока

Цель этапа

Деятельность преподавателя

Средства обучения

Деятельность учащихся

Результат

Содержание

Диагностика

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация

Опознание важности и значимости темы

Беседует с учащимися о значении молока, сливок, кисломолочных продуктов в питании

Слушают, делают пометки в конспекты, задают интересующие их вопросы

Осознание важности темы

Проявление интереса

2. Усвоение новых знаний и способов деятельности

Изучить пищевую ценность, виды, органолептические показатели качества, условия молока, сливок, кисломолочных продуктов

Объясняет, демонстрирует средства обучения, организует фронтальную беседу, корректирует ответы

Опорные конспекты, экспонаты

Слушают, отвечают на вопросы, корректируют ответы друг друга

Осмысление учебного материала

Правильность ответов

3. Закрепление новых знаний

Закрепление изученного материала, определение степени усвоения

Выдает задания, объясняет порядок выполнения

Тесты

Индивидуально работают с тестами, проверяют работу друг друга

Оценка степени усвоения, выявление вопросов вызывающих затруднение

Сравнение ответов с эталоном

4. Самостоятельная работа учащихся

Ознакомиться с органолептическим методов оценки качества молока, сливок, кисломолочных продуктов, научиться определять калорийность, определять необходимое количество продуктов для приготовления блюд

Организует работу учащихся, по окончании подводит итог

Стандарты, сборники рецептур блюд, учебники, карточки, задания

Работают в малых группах по выполнению заданий

Применение знаний при решении задач практического характера с использованием справочной и нормативной документации

Сравнение ответов с эталоном

5. Домашнее задание

Накопить недостающие знания для составления схемы производства молока и сливок, оформить конспект

Выдает задания, определяет форму отчета

Схемы

Работают с дополнительной литературой, составляют схемы

Приобретение дополнительных знаний, запоминание материала

Сравнение ответов с эталоном

6. Подведение итогов

Анализ деятельность

Обобщает сказанное, дает безотносительную оценку работы группы

Анализируют собственную деятельность, на различных этапах занятия слушают преподавателей

Осмысление собственной деятельности и ее результатов

Глубина анализа собственной деятельности


Технологическая карта урока № 2

УТВЕРЖДАЮ __________________________ зам.директора по УПР

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА П/О _________________ 2007 г.

Группа № ______

Курс

Единичная квалификация «Портной»

Мастер п/о: Герасимова А.И.

Тема программы: «Изготовление швейных изделий»

Тема урока: «Подготовка деталей кроя к работе. Обработка клапанов».

Цели:

· Обучающая: создать условия для совершенствования умений и навыков в подготовке деталей кроя к работе и обработке клапанов.

· Воспитательная: формировать у учащихся чувство понимания значимости профессиональных знаний и бережного отношения с материалами.

· Развивающая: развивать логическое мышление, устойчивость внимания. Умение анализировать собственную деятельность.

Тип урока: урок совершенствования умений и навыков выполнения операций.

Материально-техническое оснащение урока:

- образец-эталон;

- спецификация деталей кроя;

- технологическая карта;

- образцы поэтапной обработки;

- алгоритм обработки клапанов;

- инструкционно-технологическая карта;

- пакет заданий;

- инструменты и приспособления;

- оборудование;

- карточки контроля.



Структура урока

Деятельность

Методы обучения

Средства обучения

Формы организации учебной деятельности учащихся

матера

учащихся

1

2

3

4

5

6

1. Организационный момент

1.1. Психологическая подготовка к уроку

Психологически подготавливает учащихся к общению на уроке

Воспринимают

Беседа

Фронтальная

2. Вводный инструктаж

2.1. Формулирование темы урока. Мотивация темы

Подводит к восприятию и осмолению социальной и практической значимости изучаемой темы. Демонстрирует образец изделия. Предлагает учащимся при изготовлении изделия руководствоваться образцом-эталоном. Дополняет, обобщает цели урока.

Воспринимают.

Осмысливают

Репродуктивный

Образец изделия

Фронтальная

2.2. Формулирование цели урока совместно с учащимися

Демонстрирует технологическую карту. Предлагает учащимся зачитать и осмыслить отдельные разделы по теме урока.

Формулируют цели урока

Репродуктивный

Технологическая карта

Фронтальная

2.3. Работа с технологической картой по теме урока

Воспринимают.

Зачитывают.

Осмысливают

Репродуктивный

Фронтальная

2.4. Актуализация знаний и умений учащихся по подготовке деталей кроя к работе

Организует работу учащихся в группах. Выдает пакет заданий:

- тестовое;

- построение алгоритмов;

- практическая.

Устанавливает время на подготовку. Слушает ответы, корректирует, оценивает результат выполнения задания.

Изучают содержание задания. Осмысливают. Обсуждают. Отвечают. Выполняют трудовые приемы.

Репродуктивный.

Частично поисковый.

Пакет заданий, инструменты и приспособления

Групповая

2.5. Демонстрация образца дневного задания

Демонстрирует образцы-эталоны клапанов. Предлагает учащимся при выполнении дневного задания руководствоваться образцами-эталонами.

Воспринимают.

Осмысливают

Объяснительно-иллюстративный

Образец-эталон

Фронтальная


Технологическая карта урока № 3

УТВЕРЖДАЮ __________________________ зам.директора по УПР

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА П/О _________________ 2007 г.

Группа № ______

Курс

Учебная специальность «Декоративно-прикладное искусство»

Единичная квалификация «Инкрустатор»

Мастер п/о: Трифонова А.Т.

Тема программы: Обучение приемам инкрустации простых орнаментов в полосе.

Тема урока: Инкрустация геометрического орнамента в полосе.

Цель:

Развивающая: развивать глазомер и точность в полосе.

Воспитательная: прививать любовь к профессии.

Обучающая: обучить рациональному использованию сырья и материалов, рабочего времени.

№ этапа урока

Наименование этапа и его содержание

Время в мин.

Технология обучения

Показатель реального результата

методы обучения

средства обучения

деятельность мастера

форма организации деятельности учащегося

1

2

4

5

6

7

8

9

1

Мотивация. Вступительное слово

3 мин

Проблемный

Образец-эталон, образцы продукции базовых предприятий дипломных работ учащихся

Слово мастера, наглядный показ образца-эталона, образцов продукции

Фронтальная (самоосмысление)

Имеет представление о задачах и конечных целях урока

2

Актуализация опорных знаний. Устный опрос учащихся

7 мин

Репродуктивный

Карточки-задания

Фронтальный опрос

Фронтальная

Классифицируют виды орнаментов. Знакомы с организацией рабочего места инкрустатора, подбором сырья и материалов к работе.

3

Формирование знаний и умений по теме урока. Объяснение нового материала

10 мин

Словесно-наглядный

Инструкционно-технологическая карта, образец-эталон, плакаты, карта работ технологическая последовательности выполнения орнамента, образцы продукции базовых предприятий, образца дипломных работ

Формирует знания. Побуждение к активной деятельности

Фронтальный и индивидуальным. Совместно с мастером логически осмысливают технологию выполнения геометрического орнамента в полосе

Сформированы знания по технологии инкрустации геометрического орнамента в полосе

Личный показ мастеров трудовых приемов инкрустации геометрического орнамента в полосе

10 мин

Практический

Инструменты и приспособления, заготовка сырья и материалов, эскиз, образец-эталон

Личный показ

Фронтальный. Наблюдение

Осмыслили этапы инкрустации геометрического орнамента в полосе

4

Закрепление знаний по теме урока. Выявление знаний учащихся по теме урока

5 мин

Индивидуальный опрос

Карточки-задания, карты технологической последовательности геометрического орнамента в полосе, инструкционно-технологическая карта, карточка дефектов, инструкция по БУТ по теме программы

Анализ знаний учащихся

Фронтальный – изложение полученных знаний по теме, обоснование способов инкрустации орнамента в полосе

Понимают технологию выполнения геометрического орнамента

5

Выдача дневного задания. Показ образца-эталона. Слово мастера

3 мин

Словесно-наглядный

Образец-эталон

Выдача задания

Фронтальный. Осмысливают задание

Понимают поставленную перед ними задачу

6

Самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж. Выполнение дневного задания

5 часов

Частично-поисковый

Инструменты и приспособления, сырье и материалы, документы письменного инкрустирования

Поведение целевых обходов и текущее инструктирование

Фронтальная. Выполнение упражнений согласно заданиям.

Сформированы умения качественного выполнения практического задания по теме урока

7

Заключительный инструктаж. Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы. Выдача домашнего задания

20 мин

Работы учащихся, выполненные на уроке п/о

Анализ работы группы за день

Фронтальный. Анализ достигнутого и проведение самооценки

Формирование знаний к требованиям выполнения геометрического орнамента в полосе, умение инкрустировать геометрического орнамент в полосе

Мастер п/о ______________


Технологическая карта урока № 4

УТВЕРЖДАЮ __________________________ зам.директора по УПР

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА П/О _________________ 2007 г.

Группа № ______

Курс

Учебная специальность: «Торговое дело» (3-25 01 51)

Единичная квалификация «Продавец непродовольственных товаров»

(3-25-01 51-54)

«Контролер-кассир» (3-25 01 51-53)

Мастер п/о: Соловянчик Т.Г.

Тема программы №8: «Профессиональное поведение торговых работников»

Тема урока: «Практическое применение принципов профессионального поведения».

Цели:

· Обучающая: совершенствовать знания, умения и навыки по практическому применению их в торговой деятельности.

· Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся нравственных качеств личности, внимательности, доброжелательности и культуры общения с покупателями.

· Развивающая: развивать интерес к избранному виду деятельности по средствам образного и творческого подхода к решению поставленных задач.

Методическая цель : активизация познавательной деятельности учащихся путем включения элементов деловых игр и коррективных форм организации деятельности учащихся.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Технологическая карта урока

Структура

Элементы технологии обучения

Дидактические задачи урока

Методическое обеспечение

Методы обучения

Средства обучения

Форма организации деятельности учащихся

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1

2

3

4

5

6

1. Организационный момент 1-2 минуты

Проверяет готовность к уроку

2. Вступительное слово преподавателя.

Сообщение темы и цели.

Обращает внимание на значимость темы

Осмысливают, воспринимают

Объяснительно-иллюстративный

Слово преподавателя

Фронтальная

3. Краткий анализ письменных домашних работ «Красота моей профессии»

Анализирует, комментирует, беседует

Воспринимают, осмысливают

Объяснительно-иллюстративный

Рефераты учащихся

Фронтальная, индивидуальная

Какие требования к торговому работнику предъявляют принципы профессионального поведения? Для чего торговому работнику необходимо овладеть принципами профессионального поведения?

Как следует принимать принцип «Работать с удовольствием?» Что значит работать красиво? Как следует понимать формулу: «Лучше напрягать мышцы, чем нервы?»

Беседует, ведет опрос

Воспринимают, осмысливают, отвечают, анализируют

Частично-поисковый, репродуктивный

Слово учащихся

Групповая (малые группы), фронтальная, индивидуальная.

5. Презентация домашнего задания: «Реклама и предложение товаров»

Наблюдает, слушает, корректирует, оценивает

Рекламируют, комментируют, анализируют

Частично-поисковый

Рекламные проспекты

Групповая (малые группы)

6. Практическая работа по применению принципов профессионального поведения

Выдает пакеты, комментирует задания, анализирует, воспринимает, оценивает

Воспринимают включаются в деловую игру, демонстрируют, делают выводы

Частично-поисковый

Пакеты с заданиями, натуральные образцы товаров

Групповая (малые группы)

7. Видеосюжет из деятельности торгового предприятия «Торговый дом на Немиге»

Демонстрирует видеоматериалы, наблюдает, обобщает

Воспринимают, оценивают

Объяснительно-иллюстративный

Видеокассета

Фронтальная

8. Анализ результатов деятельности учащихся. Слово оппонента, преподавателя. Рефлексия

Оценивает фрагменты, комментирует

Воспринимают, подводят итоги

Информационный

Фронтальная


Технологическая карта урока № 5

(используется при разработке урока по технологии проектов)

Тема: «Секреты орфографии»

Цели обучения: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, умений увидеть проблему и наметить пути её решения, навыков работы в группе, приобретение навыков работы с большим объёмом информации.

Задачи:

- освоить понятия «орфографическая норма», «трудные случаи правописания»;

- освоить представление о качествах хорошей письменной речи;

- уметь проводить анализ орфографических ошибок и исправлять их;

- отрабатывать навык работы с орфографическим словарём;

- уметь кратко излагать свои мысли устно и письменно.

Тип урока: защита проекта.

Этапы урока

Шаги

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный

2. Слово учителя.

1. Формулировка темы, целей и способа деятельности.

2. Обсуждение критериев оценки работ учащихся

1. Краткая характеристика этапов работы над проектом:

1) понятия «основополагающий вопрос»;

«проблемный вопрос»;

2) виды представленных исследований;

3) использованные программы

(Microsoft Word; Microsoft Power Point; Microsoft Publisher; Microsoft Excel).

1. Сообщает тему проекта, цели обучения, технологию работы. (Сообщение учителя сопровождается показом слайдов презентации по главной теме проекта «Секреты орфографии» - слайд 1,2,.)

1.Формулирует идею проекта, исходя из имеющихся ресурсов.

2. Раскрывает основные этапы работы над проектом «Секреты орфографии» -

cлайд 5).

3. Комментирует структуру учебно-методического пакета (слайд 6).

4. Представляет мультимедийную презентацию «Скорректируй свою грамотность» (с использованием приложения ).

1. Слушают, знакомятся с представленным учителем материалом, задают вопросы.

1. Слушают, задают вопросы.

3. Защита проектов учащимися.

4. Обратная связь по целям обучения.

1. Представление результатов исследований учащихся (в группах).

1. Работа с дидактическим материалом

2. Самооценка и взаимооценка работ участников проекта.

1. Контролирует, корректирует деятельность учащихся.

1. Помогает учащимся сделать вывод о значении проектной деятельности. (Развитие творческого потенциала, формирование умений работать в группе, навыков исследовательской работы, самостоятельной работы с большим объёмом информации.)

1. Группы учащихся представляют результаты своих исследований:

1) 1группа – публикация (буклет) «Дорога к грамотности» ;

2) 2 группа – публикация «Нужна ли русскому письму буква Ё?»

3) 3 группа – презентация «Коварные орфограммы»;

4) 4 группа – презентация «Ошибки нашего городка»;

1. Работают с дидактическим и контрольным материалом (тесты).

2. Оценивают свою работу над проектом, работу других групп.

3. Делают выводы по основополагающему вопросу.

Технологическая карта № 6

(используется при разработке уроков обобщения изученного материала)

Технологическая карта

Тема урока

Семинарское занятие по теме «Дарвинизм»

Задачи и задачи контроля

1. Проверить усвоение теоретических знаний, необходимых в качестве опорных при изучении следующих разделов:

- Механизм видообразования;

- Главные направления эволюционного процесса;

- Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции.

2. Продолжить формировать умение проводить сравнение, доказательства, анализ и синтез с привлечением конкретных биологических объектов.

3. Формировать научное мировоззрение о путях и направлениях эволюции, биосоциальной сущности человека.

4. Привлечь учащихся к самостоятельной работе с дополнительной литературой и обобщенными записями в тетради.

Планируемые

результаты

Учащиеся систематизируют знания по теме «Дарвинизм»

Личная значимость изучаемого для школьника

«Я сделал выводы относительно фактов всем известных» (Ч. Дарвин)

План урока

I. Обобщение изученного материала

1. История взглядов на эволюцию живой природы, их краткий анализ.

2. Причины многообразия видов в природе.

3. Практическое и теоретическое значение разработки критерия и структуры вида.

Методы обучения

Проблемный.

Творческий.

Формы организации учебной деятельности

Используя изученный материал, отвечают на проблемный вопрос урока, решают задачи, делают вывод, выполняют синквейн.

Приемы деятельности учителя

Подготовка творческих заданий, организация работы учащихся, обсуждение проблемы урока, подведение итогов.

Познавательные

задания

1. Что было известно философам Древнего Китая, Античности, Средневековья об эволюции органического мира?

2. «Князь ботаники» Карл Линней.

3. Основные положения теории Ж.Б. Ламарка.

4. Научные и социально-экономические предпосылки теории Ч. Дарвина.

5. Учение Ч. Дарвина.

6. Подумайте, почему к одному виду относятся такие сильно различающиеся между собой животные как дог, болонка, такса, борзая, а такие похожие, как домовая и полевая мышь – к разным видам?

7. Вид слива – гибрид дикого тёрна и алычи. Вид пшеница – гибрид дикой пшеницы и злака эпилопса. Мул – гибрид лошади и осла. Почему слива и пшеница – виды, а мул – нет?

8. Каждая мышь рождает в год 50 – 60 мышат. Для простоты расчёта будем считать, что каждая мышь рождает в год 25 самок и 25 самцов. Рассчитайте количество потомства от одной самки на 10 – й год. Объясните почему число мышей на земле заметно не увеличивается?

9. Объясните следующий факт: «Постараемся вычислить, какое потомство произведет одна летучая семянка в течение 10 лет, предполагая, что ни одно семя не погибнет:

в первый год 1

второй 100

третий 10000

четвертый 1000000

десятый 10000000000000000000

Поверхность все суши 66824524800000000 квадратных вершков. . Итак, для десятого поколения одного семени одуванчика потребовалась бы площадь в 15 раз более поверхности всей суши на Земле» (К. А. Тимирязев).

10. Во флоре Кавказа около 6000 видов цветковых растений, а на той же площади Европейской равнины – около 2000. Чем объяснить такое различие?

11. Лососевые рыбы мечут икру в реках, а живут в море. Предложите гипотезу, с позицией дарвинизма объясняющую, где жили предки лососевых и как у них развился такой жизненный цикл.

12. Какие изменения будут возникать в череде поколений:

А) интенсивно отлавливаемых промышленных рыб; Б) интенсивно собираемых на букеты цветов?

13. Как объяснить, что у домашних животных более разнообразная окраска, чем у их диких предков?

14. Постарайтесь составить синквейн о Линнее, Ламарке, Дарвине. Прочитайте их всему классу.

Развитие умений учащихся

Использовать имеющиеся знания в новой ситуации, обсуждать проблему, анализировать, быть объективными.

Основные понятия и термины урока

Эволюция, факторы эволюции, результаты эволюции.

Источники информации

Основные: портрет Ч. Дарвина, § 59-63, §70-73 учебника под редакцией Рувинского.

Дополнительные: Борзенков В. Г. Философские основания теории эволюции.-М, 1987.

Северцов А.С. Основы теории эволюции.-М; Изд. МГУ, 1987.

Татаринов Л.П. Эволюция и креационизм.-М., 1988.

Биологический энциклопедический словарь.

Энциклопедия для детей. Биология.

Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология.-М.; Мир, 1990.-Т.3.

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии.-М.: Просвещение. 1992.

Яблоков А.С., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение.-М.: Высшая школа. 1998.

Воронцов Н.Н. Эволюция органического мира.-М.:Наука,1996.

Георгиевский А.Б. Дарвинизм.-М.: Просвещение, 1985.

Оценки за урок

4-5 за сообщение, 5-6 за задания, 2-3 за синквейн.

Домашнее

задание

Темы рефератов для обобщающего урока:

«Развитие взглядов на процесс видообразования»

«Движущие силы и основные этапы эволюции человека»

«Человек в прошлом, настоящем и будущем».

Технологическая карта урока № 7

(с определением временных рамок каждого из этапов урока)

Тема урока: Построение аксонометрической проекции деревянного табурета в программе MS Word

Цели: знакомство с программой MS Word; выработка навыка самостоятельного использования программы MS Word для построения аксонометрической проекции табурета; формирование умения объективной оценки работ одногруппников.

Этапы урока

Цель

Время

Деятельность учащихся

Деятельность преподавателя

Оснащение

Форма работы

Информирование

Мотивация учащихся, задание

3

Получение информации, знакомство с темой урока

Мотивация учащихся, формулировка темы урока

Проектор, ПК, экран, приложение 3

Фронтальная

Планирование

Активизация знаний учащихся

10

Совместная деятельность с преподавателем черчения

Совместная деятельность с преподавателем информатики

Демонстрация слайдов по теме «Аксонометрические проекции»

Демонстрация работы в программе MS Word

Фронтальная, индивидуальная

Принятие решения

Выбор оптимального плана действий

7

Знакомство с приложением 2, выбор оптимального плана действий по выполнению задания

Консультирование, корректировка каждой работы учащихся

приложение 2 – Порядок выполнения задания.doc; ПК, приложение 1

Индивидуальная

Выполнение

Выполнение практической работы

40

Построение аксонометрической проекции табурета в соответствии порядком выполнения, заполнение спецификации в программе MS Word

Контроль

Презентация работ, проверка задания

20

Презентация работ на экране, краткая характеристика табурета

Корректировка

Проектор, ПК, экран

Взаимоконтроль

Оценка

Оценивание

7

Оценивание работ одногруппниками в соответствии с критериями

Оценивание учащихся в соответствии с критериями, занесение данных в оценочный лист

Самооценка

Рефлексия

Анализ результатов

3

Самоанализ проделанной работы, выявление затруднений и наиболее удачных моментов

Самоанализ проделанной работы, выявление затруднений и наиболее удачных моментов

Самоанализ

Итого

90

Технологическая карта урока № 8

конструирования урока с использование средств информационных технологий и ресурсов Интернет

Предмет, класс

Немецкий язык, 3 класс

Тема урока,

№ урока по теме

Урок №6

Мои любимые животные

Актуальность использования средств ИКТ

Наглядность, обучение новому методу учебной деятельности, повышение эффективности восприятия учебного материала

Цель урока

1.Обобщение и систематизация знаний по теме

2.Совершенствование речевых умений

3.Тренировка учащихся в умении

характеризовать животных

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Развитие навыков говорения по теме, употребление в речи лексических единиц по теме

Обучение

новому методу

учебной

деятельности,

развитие

логического

мышления,

внимания и

памяти

Повышение творческой

активности

учащихся,

развитие

мотивации, воспитание бережного отношения к животным

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Компьютер, проектор, экран

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

(локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

Локальная сеть

Образовательные ресурсы Интернет

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1

Организационный момент

Цель

Познакомить учащихся с планом урока

Подготовить артикуляционный аппарат учащихся

Длительность этапа

5 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная, фронтальная, хоровая

Функции преподавателя на данном этапе

Контроль, помощь

Основные виды деятельности преподавателя

Развитие фонетических навыков учащихся

Промежуточный контроль

Контроль за произношеием

ЭТАП 2

Повторение

Цель

Повторить лексические единицы по теме «Животные»

Длительность этапа

10 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Использование компьютера, выполнение заданий на компьютере

Форма организации деятельности учащихся

Парная, индивидуальная ,фронтальная

Функции преподавателя на данном этапе

Помощь и контроль

Основные виды деятельности преподавателя

Тренировка и закрепление лексических единиц

Промежуточный контроль

Присутствует

Технологическая карта урока № 9 (фрагмент)

(может быть применена при разработке урока освоения нового материала)

Этап

ТДЗ этапа

Методы

Формы

Виды дея-ти

1. Организационный момент

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Устное сообщение учителя

общеклассные

работа в тетради

2. Проверка выполнения д/з

Выявить уровень знаний по д/з. Определение типичных недостатков.

Мотивация, побуждение к поиску,

сочетание общеклассных

дидактическая игра “Вычислительная машина"

3. Подготовка к активной у.п.д.

Активизировать знания учащихся, необходимых для изучения нового материала. Формировать познавательные мотивы.

Создание проблемной ситуации

и индивидуальных

дидактическая игра “Клоуны”

4. Установка познавательной задачи

Организация учащихся по принятию познавательной задачи.

Устное сообщение учителя

общеклассные

5. Усвоение новых знаний

Сформировать конкретные представления о периметре прямоугольника и способах его вычисления; побуждать стремление детей самих искать решение задачи.

Эвристический (частично-поисковый)

сочетание общеклассных и индивидуальных

решение задач

6. Первичная проверка понимания

Установить осознанность восприятия. Первичное обобщение. Учить выбирать рациональные способы решения.

Анализ и логическое доказательное мышление

сочетание общеклассных и индивидуальных

7. Закрепление знаний

Организовать деятельность по применению новых знаний. Обучать работе в мини-коллективе.

Самостоятельная работа

парная

практическая работа

8. Самопроверка знаний

Выявить уровень первичного усвоения нового материала.

Самостоятельная работа

индивидуальные

решение задачи по карточкам, с.р. на повтор

9. Итог

Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся.

Устное сообщение учителя, учащегося

10. Домашнее задание

Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию

консультация


8. Список литературы

1. Н.Ю.Скороходова. Психология ведения урока – СПб.:Издательство "Речь",2002.-148с.

2. Анализ урока: типология, методики, диагностика / авт.-сост. Л.В.Голубева, Т.А. Чегодаева.-Волгоград: Учитель,2007.-121с.

3. Анализ урока/ М.: Центр "Педагогический поиск", 2000.-336с.

4. Современный урок. Часть 1: Научно-практич. Пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Изд-во "Учитель",2005. – 288с.


Для заметок

_________________________________________________________________


Для заметок

_________________________________________________________________


Для заметок

_________________________________________________________________