Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по использованию на уроках информатики электронных материалов по программе «Информатика в начальных классах» - реферат

Межшкольный методический центр 74449

Методические рекомендации по использованию на уроках информатики электронных материалов по программе «Информатика в начальных классах»

Выполнила: Антоненкова Н.М.

учитель информатики в начальных классах

МОУ «СОШ № 5» г.Усть-Катав

Челябинская область

2007 г.

На современном этапе предмет «информатика» является неотъемлемой частью процесса образования и входит в учебный план наряду с такими предметами как математика, русский язык и т.п.

Преподавания информатики в школе является той предметной областью, над которой строятся технические и программные средства учебного процесса. В частности, формирование отдельных программных исполнителей в систему осуществляется, в первую очередь, исходя из требований методики обучения учащихся начальных классов.

В системе раннего обучения информатики важно для формирования каждого отдельного умение предусмотреть отдельный программный исполнитель. Такими являются, например, программы, отрабатывающие навыки описания простейших алгоритмов, умения распознавать типы информационных процессов, умения пользоваться системой координат, исследовательские навыки работы с алгоритмами. Основное направление – формирование навыков работы с различными исполнителями и обучение первоначальным основам программирования.

Преподавание информатики в начальных классах ставит перед учителем непростые проблемы создания своей концепции использования ЭВМ в учебном процессе и создания курса информатики для начальной школы в условиях отсутствия соответствующего дидактического и методического обеспечения.

Программа «Информатика в начальных классах» предназначена для общеобразовательных школ и является первым звеном непрерывного курса обучения информатики и информационным технологиям с 1 по 4 классы.

Данная программа связана с программой А.В. Горячева «Информатика в играх и задачах» и авторской программой С.Н.Тур, Т.П.Бокучаева «Первые шаги в мире информатики», основывается на программно-методическом обеспечении:

· Рабочие тетради для учащихся А.В.Горячева «информатика в играх и задачах» для 1-4 классов;

· Программая поддержка на каждый урок с 1 по 4 годы обучения «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия, «Страна «Фантазия» (программный курс 1-4 классов авторской программы Тур С.Н., Бокучаевой Т.П. «Первые шаги в мире информатики».

Курс может изучаться учащимися любого начального уровня подготовки и представляет собой пропедевтический развивающий курс, построенный на специально обработанном материале и опирается на следующие принципы:

· Системность;

· Гуманизация;

· Дифференциация;

· Дополнительная мотивация через игру;

· Межпредметная интеграция.

Программа «Информатика в начальных классах» предполагает учебную нагрузку 1 час в неделю.

В работе используются два аспекта изучения информатики:

- технологический, в котором информатика рассматривается как средство формирования образовательного потенциала, позволяющего развивать наиболее передовые на сегодняшний день технологии – информационные;

- образовательный, в котором информатика рассматривается как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.

Главная задача уроков информатики в начальных классах – дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, практическим овладением компьютера, освоение компьютерных программ, дать первоначальные основы программирования. На уроках информатики ученики начальных классов учатся логически мыслить, рассуждать, анализировать, систематизировать полученную информацию. Современный урок информатики в начальных классах требует от учителя активно использовать новые электронные учебники, пособия, которые с помощью мультимедийного проектора можно показать учащимся, заинтересовать их.

Задачи:

1. Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой, что должно помочь учащимся овладению компьютерных технологий, первоначальным основам программирования.

2. Обучать детей логическому мышлению, умению рассуждать и систематизировать полученные на уроках информатики знания.

3. Развивать творческое воображение, математическое и образное мышление, речь, память умение работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации и применять знания на практике.

4. Воспитывать интерес к урокам информатики и новым информационным технологиям.

Направления деятельности:

1. Сделать урок информатики более современным, приближенным к основным интересам учащихся.

2. Вводить новые понятия с помощью мультимедийного проектора, индивидуальной работы каждого учащегося с компьютером, постепенно перейти к работе в Интернете.

3. Основное направление – формирование навыков работы с различными исполнителями и обучение первоначальным основам программирования.

При преподавании информатики в начальных классах необходимо использовать все новые информационные технологии, использовать мультимедийный проектор или плазменную панель, а по возможности интерактивную доску.

Разработка презентаций к уроку способствует реализовать такие задачи процесса обучения:

1. Смена форм обучения и видов деятельности в рамках одного урока;

2. Сопровождение урока иллюстративным материалом;

3. Организация интерактивных форм контроля знаний, умений и навыков.

Использование презентаций на уроке информатики в начальных классах так же способствует:

· эффективному управлению внимания учащихся на уроке;

· повышает мотивацию школьников за счёт сохранения востребованности получаемых знаний;

· позволяет преодолеть пассивный способ передачи ученикам готовых знаний;

· поддерживает интерес учащихся к учению, овладению фундаментальными и прикладными знаниями.

Таким образом, компьютерная поддержка особенно уроков информатики в начальной школе позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся.

Требования к ППО.

· Соответствие реальным характеристикам школьных компьютеров.

· Согласованность с учебным процессом (практическая значимость использования,

· Методическая обоснованность. (У программы должен быть автор, она должна быть апробирована.)

· Надежность, удобство использования.

· Продуманность интерфейса.

· Открытость программы. (Наличие редактора, чтобы внести изменения учителю)

· Привлекательность программы.

Формы подачи материала учителем на уроке информатики в начальных классах с ис­пользованием компьютерных технологий.

В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы урока. На экране могут также появляться определения, которые ребята списывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Презентация используется: при первом знакомстве с предметом; для анонсирования новой темы. Главное в презентации — это тезисность (для выступающего) и наглядность (для школьников). Интересны уроки, созданные следующим образом: определение, иллюстрация, вопрос-ассоциация.

Тесты. В электронной версии, тесты могут представлять собой варианты от карточек с вопросами и вариантами ответов до сложных многоуровневых структур, где забывчивому ученику предлагаются небольшие подсказки. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.

Презентации – важный и чрезвычайно полезный элемент ЦОР, поскольку учитель может не только продемонстрировать содержательный материал по изучаемой теме, но формировать определенную логику мышления, так как все презентации строятся по одной и той же логической схеме:

1. Первый слайд – это всегда заголовок презентации.

2. Второй слайд – определение термина или общее пояснение к теме.

3. Два-три слайда посвящаются иллюстрациям, примерам, применению объекта изучения, то есть выделению его наиболее ярких особенностей.

4. Последний слайд – итог, то есть выделяется то главное, что должно быть понято и должно остаться в памяти учащихся.

Каждая презентация – это открытая дидактическая единица, которая состоит из нескольких слайдов, которую учитель может использовать в заданном виде или отредактировать под свою задачу. Можно изменить стиль оформления, добавить или убавить слайды, отредактировать тексты и иллюстрации, если учитель этого хочет. Вносить те или иные изменения в презентацию могут и учащиеся, то есть можно использовать редактирование слайдов как дополнительное творческое задание для особо одаренных учащихся либо для учащихся, которые имеют дома компьютер и которые во внеурочное время самостоятельно освоили способы создания и редактирования презентация (создание презентаций не входит в программу обучения информатике в начальной школе, и тем более во втором классе).
Презентации, в отличие от таких ЦОР, как «Словарь», «Плакаты», клавиатурные тренажеры и тренажеры мыши, используются, как правило, при объяснении нового материала, при закреплении учебного материала в процессе самостоятельной работы. В первую очередь, презентации на уроке служат для объяснения нового материала. В то же время их можно также использовать и при повторении, систематизации знаний, закреплении изученного материала. Презентации могут использоваться и при подведении итогов работы на уроке и при контроле знаний в форме устного опроса. В последнем случае ученик рассказывает тему, пользуясь презентацией. Это формирует его информационную компетенцию, такую, как представление информации в форме устного рассказа с использованием электронной презентации. Данная информационная компетенция носит инвариантный характер относительно изучаемой (представляемой) темы или предметной области.

Презентация обладает наглядностью и выразительностью, является прекрасным дидактическим и мотивационным средством, способствующим лучшему запоминанию учебного материала. При ее систематическом использовании возрастает (увеличивается) продуктивность обучения. Ключевые идеи каждой темы курса в презентациях содержатся в систематизированном виде. В такой форме содержание изучаемого материала представлено коротко и наглядно. При объяснении нового материала они сопровождают, иллюстрируют рассказ учителя. Использование презентации обогащает рассказ учителя, делает его более доступным и запоминающимся. Такое сопровождение позволяет получать детьми информацию не только аудиально, но и визуально. Таким образом, понимание достигается не только посредством устного слова, но и зрительного образа. Такое использование одновременно нескольких каналов восприятия информации, усиливает обучающий эффект. Кроме того, вместе с обеспечением наглядности презентация помогает упорядочить знания. Детям наглядно представляется логика изложения, ключевые понятия и их взаимосвязи.

Форма использования презентации на уроке может быть выбрана учителем в зависимости от существующих условий. Это может быть фронтальная форма. Когда учитель, объясняемый материал иллюстрирует слайдами на экране с помощью мультимедийного проектора. Такая форма наиболее подходит для некоторых презентаций по теме «Объект», где детям предлагается ответить на вопросы. Например, «Чем отличаются объекты?», «Какой лишний объект?». В таком случае учитель получает устные ответы детей, и только потом показывает ответ на экране. Таким образом, презентация помогает объяснение нового организовать в различных формах. Это рассказ, эвристическая беседа, диалог, решение проблемных ситуаций и другие. Возможен вариант и без мультимедийного проектора, когда учитель объясняет, а дети по его команде осуществляют смену слайдов на своих компьютерах. В таком случае успех лежит в синхронной, слаженной работе всех участников. Нельзя оставить без внимания и такой вариант, когда по разным причинам знакомство с презентацией осуществляется учениками в самостоятельном режиме. Это не самый удачный вариант при изучении нового, так как презентации не предназначены для этого, они не являются электронной версией учебника для самостоятельного чтения или обучающей программой. В них мало слов и они ориентированы на рассказ учителя. Но и такая форма работы с презентацией может быть успешной при соблюдении ряда условий. Во-первых, соответствие сложности темы возможностям детей. Во-вторых, необходима обеспеченная должным образом мотивация учащихся перед работой с презентацией, чтобы дети понимали, для чего это нужно. Учителем должны быть четко поставлены вопросы, ответы на которые дети в ходе просмотра презентации должны найти. После такого просмотра, важно получить ответы детей на поставленные вопросы, проверить степень понимания материала презентации и при необходимости вернуться к отдельным слайдам, содержание которых прокомментировать или объяснить.

Такая форма, как самостоятельная работа с презентацией в индивидуальном режиме, наиболее удачна при повторении материала, когда необходимо актуализировать имеющиеся по теме знания. При повторении и закреплении можно попросить детей самих прокомментировать тот или иной слайд, раскрыть суть иллюстрируемого понятия, объяснить взаимосвязи и содержание представленных на слайдах презентации объектов.

В основу разработки презентации положена многофункциональность, то есть возможность использования в различных видах уроков или его этапов. Во-первых, как иллюстративный материал при изложении новой темы. Во-вторых, как повторительно-обобщительный материал при подготовке к самостоятельной или контрольной работы. В-третьих, как материал для самостоятельного выборочного повторения учащихся. Презентацию можно использовать при устном опросе учащихся в начале или в конце урока.

Учитель определяет объем материала (количество слайдов), которые необходимо использовать на данном уроке. Разработчиками предусмотрена возможность редактирования презентации. Учитель в соответствии со своими задачами может добавить или удалить какие-либо объекты или слайды, создать и дополнить новыми. Учитель может использовать идею для самостоятельного создания презентации в случае необходимости.

Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показ презентации в классе. Электронную презентацию можно отнести к электронным учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия рассматриваются как самостоятельные средства обучения, а презентация – вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.

Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них. Нами предпринята попытка проанализировать возможности использования электронных презентации на уроке и выделить некоторые правила их создания. В качестве примера возьмем уроки информатики в начальных классах.

2 класс. Тема урока: «Информация. Способы передачи информации»

Цели урока:

- дать представление об информации и способах представления информации;

- познакомить с различными видами информации, со способами передачи информации и получения информации;

- расширить информационную карту мира.

На уроке используется не только приготовленная презентация, которая отражает все этапы урока:

Организационный момент

Логические задачи

Тезисное объяснение нового материала

Закрепление нового материала

Самостоятельную работу в тетради

Но и на данном уроке используется цифровой образовательный ресурс - Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия 1-2 годы обучения – Информация – «Способы представления и передачи информации».

Программа «Мир информатики» от Кирилла и Мефодия имеет следующие положительные аспекты:

· ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени в соответствии с конкретным заданием учителя;

· ориентирован на межпредметные и интегративные связи;

· способствует развитию мышления и творческого воображения,

· Способствует закреплению умений и получения навыков работы с информацией с помощью компьютера;

· Позволяет осваивать новые способы информационной деятельности с помощью экранных объектов, клавиатуры и мыши;

· Развивает точность реакции на события, происходящие на экране;

· Каждое задание несет в себе много маленьких «тайн» для ученика начальной школы, которые он осваивает «между делом», так как все его внимание сосредоточено на «основной» деятельности – выполнении задания.

Организация уроков информатики с использованием электронных материалов.

Организация уроков информатики строится следующим образом. Готовая презентация к уроку используется на протяжении всего урока, продолжительностью 45 минут. Она включает в себя все этапы урока.

Примерная структура урока информатики с использованием презентаций:

1. Организационный минут (1-2 минуты).

2. Разминка. Разминка в себя включает логические, математические задачи, задачи на развитие памяти, внимания (3-5 минут).

3. Проверка домашнего задания (3-4 минуты).

4. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа в тетрадях (10-12 минут).

5. Физкультурная минутка (1 минута).

6. Инструктаж домашнего задания (2- 3 минуты).

7. Работа за компьютером (8-10 минут – 1 класс; 10-15 минут – 2-4 классы).

8. Релаксация (1 минута)

9. Подведение итогов (2-3 минуты)

Особенность изучения материала состоит в том, что подготовка к изучению нового материала, ознакомление с новым материалом и закрепление соответствующих знаний, умений или навыков осуществляется через выполнение учащимися системы упражнений, т.е. определенных логических заданий, которые можно легко иллюстрировать с помощью презентаций. Все этапы урока должны быть взаимосвязаны между собой. Это можно сделать с помощью сказочного героя, животного который сопровождает детей на протяжении всего урока, даёт учащимся задания. Можно озвучить этого героя, вставив звук, а физкультурную минутку провести под любимую музыку учащихся.

Подготовительная работа должна обеспечить необходимые условия для успешного усвоения материала всеми учащимися класса. Система упражнений этой ступени должна способствовать созданию или расширению опыта детей, который ляжет в основу ознакомления с новым материалом, воспроизведению материала, на который придется опираться при раскрытии нового.

Ознакомление с новым материалом осуществляется преимущественно через систему упражнений, выполняемых учащимися. При этом, в зависимости от содержания материала и целей его изучения, используются различные методы.

Изложение материала должно быть четким, доступным, непродолжительным по времени (при использовании метода изложения (объяснения) нового материала учителем), либо с помощью слайдов презентации, куда можно вставить объяснение ранее записанное учителем.

При ознакомлении с логическими понятиями, с теоретическими знаниями типа закономерностей чаще всего используется метод беседы. Система упражнений в этом случае должна вести детей от частных фактов к общему выводу, К “открытию” той или иной закономерности, т.е. здесь целесообразна эвристическая беседа, обеспечивающая индуктивный путь рассуждения. Заметим, что доверительные беседы, подобные тем, которые ребенок ведет в семье или в кругу однолеток, - основной метод обучения в адаптационный период в 1 классе (1-4).

При ознакомлении с новым материалом индуктивным путем учитель, проводя беседу, предлагает учащимся ряд упражнений. Учащиеся выполняют их, затем, анализируя, выделяют существенные стороны формируемого знания, в результате чего делают соответствующий вывод, т.е. приходят к обобщению.

К системе упражнений при индуктивном пути ознакомления с новыми теоретическими знаниями предъявляется ряд требований:

· Система обеспечивает наглядную основу формируемого знания. Важно, чтобы каждый ученик сам выполнял операции на практике, а не только наблюдал за действиями учителя и чтобы учащиеся научились самостоятельно пользоваться компьютером, что поможет им впоследствии воспроизводить забытое.

· Упражнения подбираются так, чтобы, анализируя их, учащиеся смогли бы выделить все существенные стороны формируемого знания. С этой целью надо, прежде всего, подбирать упражнения так, чтобы сохранялись неизменными существенные стороны формируемого знания, а несущественные изменялись. Кроме того, должно быть достаточное число упражнений, т.е. столько, сколько потребуется для того, чтобы каждый ученик на основе их анализа сам пришел к обобщению.

· В начальном курсе информатики есть сходные вопросы и есть противоположные. При знакомстве с новым материалом, который сходен с уже изученным, надо подбирать упражнения так, чтобы раскрывать новый материал в сопоставлении со сходным , т.е. сравнивать этот вопрос со сходным, выделяя существенное сходное. Раскрывая противоположные понятия, надо подбирать упражнения так, чтобы можно было использовать прием противопоставления , т.е. выделить существенное различное. Приемы сопоставления и противопоставления помогают правильному обобщению формируемого знания, предупреждают смешение.

Таким образом, при ознакомлении учащихся с новым теоретическим материалом (вводя понятия, раскрывая свойства, связи и т.п.) учитель через систему упражнений подводит детей к обобщению. Обобщение выражается в речи: ученики формулируют соответствующий вывод. Важно, чтобы ученики сами сформулировали вывод. Это покажет учителю, что они пришли к обобщению. Не следует бояться не очень гладких формулировок. Постепенно под руководством учителя на следующей ступени в процессе применения знаний формулировки приобретут и соответствующую форму.

При ознакомлении с вопросами практического характера , которые вводятся на основе теоретического знания, также используется эвристическая беседа, однако здесь система упражнений должна обеспечить дедуктивный путь рассуждения: от общего положения к частному, подведение частного под общее.

В начальных классах иногда при ознакомлении с новым материалом используется метод самостоятельных работ: учащиеся самостоятельно выполняют упражнения и приходят к выводу, т.е. в приобретении знаний они используют исследовательский метод. Чаще метод самостоятельных применяется при ознакомлении с вопросами практического характера, когда учащиеся самостоятельно находят на основе полученных знаний новые логические приемы, новые способы решения задач и т.п.

При формировании умений и навыков также используется метод самостоятельных работ. Самостоятельная работа как метод обучения дает возможность ученику сознательно и прочно усвоить материал, проявить умственную активность. Ее удобно применять при разделении класса на 2 подгруппы: 1-я подгруппа работает по карточкам, а 2-я проходит новый материал на компьютере. Затем подгруппы меняются местами. При этом чрезвычайно полезно предлагать упражнения дифференцированно, учитывая возможности каждого из детей.

Закрепление знаний, умений и навыков происходит на следующей ступени в результате выполнения учащимися системы упражнений на применение знаний. Эта система упражнений также должна удовлетворять ряду требований. Упражнения должны постепенно усложняться, обогащать формируемое знание, раскрывая новые его стороны, способствовать установлению связей между новыми и уже имеющимися знаниями.

В дальнейшем, переходя от одной темы к другой, учащиеся вновь и вновь переосмысливают знание установленной связи.

Каждое новое знание должно быть включено в систему ранее усвоенных знаний. Поэтому на ступени закрепления включаются упражнения в систематизации знаний.

Чтобы сформировать прочные умения и навыки, необходимо включить достаточное число упражнений.

Система упражнений должна предусмотреть сопоставление и противопоставление сходных вопросов, чтобы предупредить их смешение.

Урок с использованием таких средств должен быть привычным и удобным и для учащихся и для учителя, не отвлекать на форму: неудобно стоящий проектор, заслоняющий 30% учеников экран или часто меняющиеся «декорации». Необходимо продумать месторасположение экрана, проектора – это очень важно.

Учителя на уроках часто раздают задания на карточках, т.е. предварительно заготовленный раздаточный материал. Здесь однозначно можно сказать, что лучше сосредоточиться, не переводить взгляд с тетради на экран можно именно с такими карточками. Проецировать условие задачи слайдом на экран нецелесообразно, а вот показать образец решения или оформления задачи – весьма логично. Тестирование проецировать на экран также нерационально, как и записывать вопросы тестов на доске. Речь в данном случае не идет об индивидуальной работе учащегося с компьютером.

Основным инструментом учителя на уроке остается и, наверное останется, классическая доска. Можно ли часть материала, например, в процессе объяснения перенести с доски на слайды презентации? Какой-то материал – да, но все перенести в презентацию, упразднив доску в школе нельзя, т.к. теряется живое общение учителя с классом, он становится в большей степени внешним транслятором знаний.

Основные принципы разработки презентации

Весь урок не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке.

Необходимо так установить технику, чтобы она не мешала свободному перемещению учеников и учителя и не исключала возможность работы с классической доской. Наверное, идеальный вариант – наличие в классе интерактивной доски, но опыт работы с ней еще не слишком большой и не может быть обобщен сегодня.

Отбор материала для презентации должен соответствовать принципам научности, доступности, наглядности. На школьном уроке целью презентации может быть:

- актуализация знаний;

- сопровождение объяснения учителем нового материала;

- первичное закрепление знаний;

- обобщение и систематизация знаний.

Рассмотрим каждый вариант подробнее.

Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд, фото с демонстрационным опытом, проводимым ранее, рисунком из учебника, требующим комментария и т.д. Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память. На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, т.к. теряется эффект значимости ответов самих учащихся, их непредсказуемость, а беседа пойдет в русле «угадай следующий слайд-ответ».

При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя. Стиль может определяться даже взаимоотношением учащихся и учителя, но некоторые общие правила все-таки можно выделить.

Во-первых, слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы, даты, имена, термины, которые часто переспрашиваются учащимися при записи материала. Для уменьшения текста можно предложить убрать вводные слова и оставить короткие тезисы. Во-вторых, отбираемые иллюстрации должны быть реалистичными, масштабы – оговорены заранее. Демонстрация образцов веществ также может сопровождаться фотографиями их в увеличенном масштабе.

Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти. Такой материал нужно предъявлять учащимся несколько раз в разной форме. Даже яркая демонстрация, показанная однажды, забывается в деталях, поэтому его можно повторить как видео, фото, мультипликационную схему. Здесь слайды презентации незаменимы.

На уроке не обязательно все объяснение должно сопровождаться слайдами презентации. Учитель вполне может включить и эксперимент, и записи на доске (особенно если их могут сделать учащиеся), и показ моделей. При этом на слайде презентации может только остаться ключевое слово или объект, модель которого демонстрируется или проектор может быть на время отключен (закрыт объектив крышкой), чтобы полностью сфокусировать внимание только на выполнении задания.

При длительном объяснении, особенно в классе с ослабленным вниманием, можно для релаксации включить видеофрагмент (не более 1 минуты), сопровождающийся музыкой. Так же необходимы физкультминутки на уроке, они могут сопровождаться слайдом, на котором записана физкультурная минутка, или слайд с любимой песней под которую так же может выполняться танцевальная минутка.

Первичное закрепление чаще проходит в виде беседы или при выполнении заданий. В первом случае предъявляемый материал для вопросов может быть оформлен на слайдах презентации. Здесь, кроме материалов к вопросам и самих вопросов уместно также вывести в обобщенном виде результирующий материал по ответам учащихся. Можно предложить неизмененными в качестве повторения несколько слайдов презентации, использовавшейся при объяснении нового материала для их дальнейшего самостоятельного комментария, но это должен быть наиболее значимый материал из объясненного. Во втором случае индивидуальные карточки – предпочтительнее, а на слайде презентации показать правильное решение.

Если презентация задумана на всех этапах урока, то части ее лучше отделить различными фонами, вместе с тем стиль оформления должен восприниматься как единое целое. Здесь очень важно не перегрузить урок слишком большим числом слайдов, не превратить его в монотонный и однообразный.

Обобщению и систематизации знаний, как правило, отводится отдельный урок. Нам кажется, что нет смысла его проводить с использованием электронной презентации, если при изучении обобщаемой темы (это как правило не менее 5 уроков) ни разу не использовался этот вид наглядности. В этом случае учащиеся больше будут обращать внимание на форму, а не на содержание урока.

В презентацию обобщающего урока можно включить схемы, таблицы, диаграммы. Используемые ранее фрагменты слайдов презентации, можно перегруппировать с целью проведения сравнения или анализа и представить учащимся. Видеофрагменты применения тех или иных изученных объектов в быту или природе очень оживляют урок и актуализируют знания школьников.

К обобщающему уроку можно предложить учащимся подготовить небольшой ответ по пройденной теме, также с использованием слайдов презентации.

Презентация, используемая на уроке обобщения может не отличаться стройной логикой, а представлять из себя отдельные наборы слайдов, используемых на уроке. В этом случае можно использовать различные фоны и элементы анимации, т.к. данная электронная презентация не является единым целым и включается в урок с временными перерывами.

Обобщая некоторый опыт составления и применения презентаций на уроках, можно выделить еще некоторые рекомендации, которые могут предостеречь от ряда неудач.

· Анимация не должна быть слишком активной. Особенно нежелательные такие эффекты как вылет, вращение, волна, побуквенное появление текста и т.д.

· Стихи лучше декламировать, чем записать на слайде презентации, зато небольшой эпиграф или изречение очень хорошо воспринимается учащимися в презентации.

· Ядовито зеленый цвет заливки слайда отвлекает от главного и мешают запоминанию материала. Плохо смотрятся темные фоны и фоны, содержащие активный рисунок.

· Звуковое сопровождение совершенно излишне, даже если идет тихая фоновая музыка, она создает излишний шум и мешает объяснению учителя. Исключением являются видеофрагменты, которые учитель не предполагает комментировать во время просмотра. Музыкальный фон хорошо действует на учащихся во время выполнения ими практической работы, но здесь не важно из какого источника идет звук и, наверное, предпочтительнее магнитофон.

· Прежде всего, материал на слайде должен быть расположен максимально равномерно по всей площади, не оставляя крупных пустых пространств. Собственно материал можно разделить на основной и дополнительный. Основной необходимо выделить, чтобы он первым бросался в глаза при демонстрации слайда. Именно он должен нести основную смысловую нагрузку. Выделение можно осуществить размером объекта, цветом, спецэффектами, порядком появления на экране. Дополнительный материал предназначен для выделения, подчеркивания основной мысли слайда. В учебной презентации в качестве дополнительной информации может выступать графика.

Порядок вывода объектов на экран следующий:

1. заголовок слайда (анонс информации);

2. основная информация;

3. дополнительная (поясняющая, иллюстрирующая) информация.