Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных (дипломных) работ студентами экономического факультета всех форм обучения - реферат

Институт экономики, управления и права (г. Казань)

Экономический факультет

Кафедра финансового менеджмента

Методические рекомендации по выполнению

выпускных квалификационных (дипломных) работ

студентами экономического факультета всех форм обучения,

обучающихся по специализации «Финансовый менеджмент»

(в дополнение к методическим указаниям

по выполнению выпускных квалификационных (дипломных) работ

по специальности 080105.65 «Финансы и кредит»)

Казань – 2008

УДК 001.8

ББК 72

Печатается по решению секции экономических дисциплин

Учебно - методического совета

Института экономики, управления и права (г.Казань)

Д.В. Манушин, к.э.н., старший преподаватель

Т.В. Крамин, д.э.н., профессор

Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных (дипломных) работ студентами экономического факультета всех форм обучения, обучающихся по специализации «Финансовый менеджмент» (в дополнение к методическим указаниям по выполнению выпускных квалификационных (дипломных) работ по специальности 080105.65 «Финансы и кредит»). Казань: Познание, 2008. – 22 с.

Методические рекомендации обсуждены и одобрены на заседании кафедры финансового менеджмента.

Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности 080105.65 (060400) «Финансы и кредит» специализации «Финансовый менеджмент».

УДК 001.8

ББК 72

© ИЭУП (г. Казань)

© Манушин Д.В.

© Крамин Т.В.

Аннотация

Методические рекомендации составлены в соответствии с действующими методическими указаниями по подготовке дипломных работ в ИЭУП и представляют дальнейшую конкретизацию этих положений с учетом специфики специальности и современных требований экономической науки и передового опыта. В частности, конкретизированы следующие положения: порядок заполнения и утверждения задания на дипломную работу; процесс подготовки рецензентом рецензии; процесс составления доклада и защиты дипломной работы; презентация. В приложениях представлены образцы теоретических параграфов, основных элементов практических параграфов, некоторые примеры приемлемых рекомендаций и варианты планов нескольких тем дипломных работ.

1. Порядок заполнения и утверждения задания на дипломную работу

Научный руководитель формулирует для студента задание на дипломную работу, на основе которого он пишет план дипломной работы, согласовывает его с научным руководителем и, при необходимости, с научным консультантом. Окончательный вариант задания на дипломную работу с подписью студента, научного руководителя и, при необходимости, научного консультанта передается на утверждение заведующему кафедрой.

Для облегчения процесса составления плана дипломной работы следует отметить, что в параграфах первой главы этого плана, характеризующей теоретические и методические аспекты исследуемой проблемы, как правило, всегда исследуется сущность (или понятие) поставленной проблемы и методы (модели, показатели) позволяющие изучить данную проблему. Кроме вышеперечисленных аспектов в первой главе дипломной работы могут быть изучены: виды, роль, этапы, функции и особенности исследуемой проблемы; факторы, влияющие на изучаемую проблему; принципы и нормативно-правовые акты, регулирующие изучаемую проблему; и др.

Материал второй главы должен содержать анализ основных аспектов объекта исследования, раскрывающих тему дипломной работы на примере выбранного объекта исследования.

Материал третьей главы должен включать основные направления решения проблем, выявленных при анализе объекта исследования.

При составлении плана дипломной работы могут быть допущены ошибки. К наиболее частым ошибкам следует отнести:

1. Содержание главы исходящее из ее названия, не раскрыто (следует из названия параграфов).

2. Совпадение названия главы и названия параграфа в ней.

3. Материал параграфа выходит за рамки главы, в которой данный параграф находится.

4. Слишком общая тема, которую невозможно раскрыть в рамках дипломной работы – тема требует конкретизации.

5. В названии второй и (или) третьей главы не указано конкретное предприятие.

6. Материал одного параграфа главы является составной частью материала другого параграфа той же главы.

7. Тема дипломной работы не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к дипломным работам по финансовому менеджменту.

8. Грамматические или орфографические ошибки.

9. Некорректность формулировок.

10. Непоследовательное изложение материала.

11. Отсутствует творческая часть работы, включающая совершенствование, развитие объекта исследования.

12. В названии второй и (или) третьей главы пропущена часть фразы «предприятия на примере». Ошибка может появиться, когда в названии темы присутствует данный объект исследования (предприятие, кредитная или страховая организация).

13. Название параграфа или главы выходит за рамки темы дипломной работы.

14. Наличие только одного параграфа в главе.

15. Первая и (или) вторая глава (основные главы дипломной работы) содержат менее трех параграфов.

16. Задание заполнено не полностью.

17. Совпадение материала в параграфах из разных глав.

18. Сокращение слов в задании (не допускается).

19. Тема дипломной работы не раскрыта.

20. Отсутствует общая характеристика предприятия (кредитной или страховой организации) – п. 2.1. Ошибка может появиться, когда в названии темы присутствует данный объект исследования (предприятие, кредитная или страховая организация).

2. Рецензия

В рецензии обязательно указывают название, автора и вид рецензируемой работы, актуальность и практическая значимость темы, краткое содержание и основные положения рецензируемой работы, общая оценка работы, недостатки и выводы рецензента.

Важным элементом рецензии являются отмеченные рецензентом недостатки работы (как правило, перечисляется 2-3 основных недостатка). В качестве часто встречающихся недостатков дипломной работы (перечисленных в порядке уменьшения степени их серьезности) можно назвать:

1. Отсутствие точки зрения автора по теоретическим и методическим аспектам темы и (или) по проведенному анализу состояния и динамики показателей характеризующих объект исследования.

2. Незначительная практическая ценность работы.

3. Изучение не всех основных аспектов темы исследования.

4. Наличие незначительной взаимосвязи между проблемами, выявленными в аналитической главе и рекомендациями по их устранению, представленными в третьей главе.

5. Не применение в аналитической части работы основных методов (показателей) изученных в теоретической части.

6. Отсутствие анализа мер по управлению изучаемого явления или процесса на объекте исследования.

7. Отсутствие в работе самостоятельных, интересных и оригинальных решений.

8. Отсутствие ясности, четкости, последовательности и обоснованности изложения.

9. Отсутствие изучения (анализа) особенностей исследуемой проблемы или объекта.

10. Отсутствие детального изучения (анализа) основных теоретических и методологических (или практических) аспектов проблемы.

11. В теоретической части работы отсутствует обобщение и систематизация информации, материал представлен исключительно в виде цитат.

12. В работе необоснованно много внимания уделяется теоретическим и методическим аспектам изучаемой проблемы.

13. Незначительное количество изученных источников периодической литературы, посвященных исследуемой проблеме.

14. Незначительное количество (отсутствие) изученных нормативно-правовых актов и последних источников специальной литературы, посвященных исследуемой проблеме.

Написать рецензию на дипломную работу по специализации «финансовый менеджмент» может любой дипломированный сотрудник финансово-экономических служб любой организации. На рецензии должна быть подпись этого сотрудника, его должность и печать организации, в которой он работает. Идеальным рецензентом является начальник экономического (финансового) отдела или генеральный директор организации, являющейся объектом исследования дипломной работы.

3. Доклад для защиты дипломной работы перед государственной аттестационной комиссией

Доклад включает обращение к присутствующим, предполагает демонстрацию актуальности исследования, раскрывает цель исследования, его задачи, теоретические выводы, характеристику объекта исследования, практические выводы, направления решения поставленной проблемы, вывод по работе в целом.

Обращение к присутствующим предполагает примерно следующую речь: «Уважаемый Председатель! Уважаемые члены Государственной аттестационной комиссии! Уважаемые присутствующие!». После окончания доклада говорится: «Спасибо за внимание!».

Актуальность отражает важность и необходимость изу­чения поставленной проблемы в настоящий момент времени.

Цель дипломной работы может быть сформулирована следующим образом: «изучение теоретических и практических аспектов (название темы в соответствующей грамматической форме) на примере (название предприятия) и предложение направлений по его совершенствованию».

Каждый теоретический вывод, сделанный в дипломной работе, должен содержать системное обобщение теоретических положений отечественных и зарубежных ученых по изучаемой проблеме, оценку качества и практической ценности методов экономических исследований для решения поставленной проблемы. В докладе обязательно должна быть точка зрения автора, желательно присутствие элементов научной новизны.

Характеристика объекта исследования (предприятие, банк или др. объект) включает:

1. Основные виды деятельности объекта.

2. Положение на рынке (его место среди конкурентов).

3. Размер объекта, зависящий от: среднегодовой численности персонала; годовой выручки, среднегодовой стоимости основных производственных фондов.

4. Анализ текущих значений и динамики ключевых показателей объекта.

Практические выводы содержат информацию о состоянии и динамике объекта(ов) исследования, отражают проблемы и негативные тенденции на анализируемом объекте.

Если какие-то аспекты поставленной проблемы (как в теории, так и на практике) не исследованы (не решены, не проанализированы), об этом необходимо сообщить, приведя причины возникновения подобной ситуации.

Рекомендации по совершенствованию деятельности объекта исследования должны быть основаны на выявленных проблемах объекта и содержать расчет экономической эффективности рекомендованных мероприятий, а не носить общетеоретический характер. Большинство рекомендаций (за исключением 2-3 основных) просто перечисляются, без представления подробной схемы действий по их реализации.

Основное внимание в докладе уделяется полученным научным результатам, разработанным предложениям и выводу по работе в целом. Результаты и выводы должны иметь значение для дальнейших исследований вопросов темы дипломной работы и определения взаимосвязей этих вопросов с особенностями современного этапа развития конкретного сектора рыночной экономики (сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг).

Продолжительность доклада на заседании ГАК – не более 10 мин. Однако, как правило, доклад составляется примерно на 5-7 минут.

Если подготовлен раздаточный материал или презентация, то в тексте доклада должны быть ссылки на номера таблиц и рисунков в раздаточном материале, представленном комиссии. Количество экземпляров раздаточного материала должно соответствовать количеству человек в комиссии.

При защите дипломной работы студент должен показать глубокие знания по исследуемой теме, свободно, без чтения текста доклада оперировать данными исследования, вносить обоснованные предложения и уверенно отвечать на поставленные вопросы и замечания рецензента, председателя и членов государственной аттестационной комиссии.

4. Презентация

Презентация – это процесс представления иллюстрированного материала (текст, рисунки, графики, фотогра­фии), оформленный в виде мультимедийных ссылок к докладу дипломной работы на защите в государственной аттестационной комиссии (ГАК). Презентации разрабатыва­ются в редакторе Power Point и представляются с помощью электронной проекционной системы.

По содержанию доклада разрабатыва­ется сценарий презентации. Наличие сценария сопровождения речевого доклада позволяет отобрать сжатый текстовый материал и иллюстративные схемы моделей, технологий, по­следовательности вывода формул, содержательные алгоритмы, таблицы, гистограммы и т.п.

Наглядный иллюстративный материал оформляется в виде компьютерных слайдов. Каждый лист (слайд) должен иметь крупный заголовок, различаемый аудиторией с большого расстояния (10-15 метров), а шрифт в предлагаемых таблицах и графиках не должен быть излишне мелким.

Технология презентации включает:

1. Планирование презентации: определение содержание выступ­ления и последовательности изложения, разработка сценария презентации.

2. Подготовка презентации: работа с текстом выступления, определение последовательности по­дачи материала, отбор визуальных вспомогательных средств и иллюст­раций, определение порядка их использования по тексту доклада, выбор способов обеспечения и требований к качеству аудио и видео средств ил­люстрации.

3. Пробное проведение презентации: оценка места проведения презентации, репетиция презентации, оценка качества доклада и презентации иллюстративного ма­териала.

Во время презентации не следует предоставлять весь возможный материал, следует ограничиться наиболее важным материалом. При наличии возможности таблицы желательно представить в виде графиков.

При проведении презентации не нужно подробно излагать содержание предоставленного материала, достаточно высказать основные выводы, содержащиеся в данном материале.

Приложение №1

Образец написания теоретического параграфа дипломной работы

1.1. Понятие внеоборотных активов предприятия[*]

Современная система планирования, финансирования, учета и отчетности предприятий и хозяйственных организаций должна учитывать степень ликвидности их активов. В отличие от оборотных активов внеоборотные активы представляют собой менее ликвидные активы.

По мнению И.А. Бланка «внеоборотные активы – это совокупность имущественных ценностей предприятия, многократно участвующие в процессе его хозяйственной деятельности и переносящих на продукцию использованную стоимость частями». Он относит к ним имущественные ценности (активы) всех видов со сроком использования более одного года и стоимостью свыше 15 необлагаемых налогом минимального размера оплаты труда граждан [7, С. 381].

По мнению А.А.Фирсовой «внеоборотные активы представляют собой совокупность материально – вещественных ценностей, созданных общественным трудом, длительно участвующих в процессе производства в неизменной натуральной форме и переносящие свою стоимость на изготовленную продукцию по частям по мере износа» [34, С. 82].

Г.Б.Поляк для определения внеоборотных активов использует понятие основной капитал, к которому он относит часть финансовых ресурсов (собственного и заемного капитала), инвестированных для приобретения или создания основных фондов и нематериальных активов (интеллектуальной собственности) [36, С. 222].

А.Д. Шеремет также говорит о том, что понятия «внеоборотные активы» и «основной капитал» тождественны. Он не дает конкретного определения для основного капитала, но говорит о том, что в его состав входят основные средства, а также незавершенные долгосрочные инвестиции, нематериальные активы и новые долгосрочные финансовые вложения [39, С. 53].

В.В. Щиборщ, также как и Г.Б. Поляк и А.Д. Шеремет использует для определения внеоборотных активов понятие основной капитал. Он говорит о том, что динамика основного капитала показывает режим воспроизводства производственного потенциала предприятия в рамках инвестиционного цикла. Производственный потенциал – это капитальная инфраструктура предприятия, в рамках которой происходит процесс текущей хозяйственной деятельности и кругооборота средств. В этой связи, считает В.В. Щиборщ, чем выше производственный потенциал предприятия, тем больше максимально возможный объем производства [41, С. 54].

По мнению М.Н. Крейниной неликвидность внеоборотных активов это не недостаток, а присущий внеоборотным активам характер функционирования, характер участия в циклах деятельности предприятия. По ее мнению внеоборотные активы – это часть имущества оборачивающегося в течение периода, превышающего 12 месяцев. Иными словами, превращение стоимости этой группы активов в денежные средства происходит по частям, постепенно, в течение длительного времени [19, С.214].

И.Т. Балабанов считает, что внеоборотные активы представляют собой средства труда, которые многократно используются в хозяйственном процессе, не изменяя при этом свою вещественно – натуральную форму. Он выделяет следующие этапы жизненного цикла внеоборотных активов: поступление – участие в производственном процессе – перемещение внутри предприятия – ремонт – сдача в аренду – инвентаризация – выбытие [6, С. 126].

Н.В.Колчина к внеоборотным активам относит материальные ценности, используемые в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг в течение периода, превышающего 12 месяцев их полезного использования. Срок полезного использования – это период, в течение которого использование объекта основных средств призвано приносить доход организации или служить для выполнения целей деятельности организации [38, С. 98].

С Н.В. Колчиной согласны А.Е. Суглобов и Ю.А. Бабаев [31, С. 295; 9, С. 137].

И.А.Бланк, Г.Б.Поляк, В.В.Щиборщ, А.М.Ковалева, П.Н.Шуляк, М.Н.Крейнина, И.Т.Балабанов, Н.В.Колчина, А.Д.Шеремет, А.А.Фирсова [7; 36; 41; 37; 40; 19; 6; 38; 39; 34] утверждают, что внеоборотные активы переносят свою стоимость на готовую продукцию по мере износа. А процесс перенесения стоимости внеоборотных активов на производимую продукцию называется амортизацией. Амортизация осуществляется для накопления денежных средств с целью последующего восстановления или воспроизводства внеоборотных активов.

Скорость утраты внеоборотными активами своих первоначальных функциональных свойств под воздействием физического и морального износа, а соответственно и уровень интенсивности их обновления, во многом определяются индивидуальными условиями их использования в процессе деятельности предприятия. В соответствии с этими условиями индивидуализируются и нормы амортизации различных видов внеоборотных активов. Эта индивидуализация норм амортизации, определяющая уровень интенсивности обновления отдельных групп внеоборотных активов, характеризует амортизационную политику предприятия.

Существуют следующие принципы организации внеоборотных активов предприятия:

- определение оптимальной потребности предприятия во внеоборотных активах (расчет потребности предприятия во внеоборотных активах на предстоящий период способствует экономии денежных средств, целесообразности вложений в их приобретение);

- содержание на предприятии необходимого количества внеоборотных активов (поддержание на предприятии необходимого объема внеоборотных активов способствует обеспечению бесперебойности производства);

- эффективное использование предприятием имеющихся внеоборотных активов (реализация данного принципа будет способствовать увеличению объемов производства, как следствие увеличению выручки, соответственно улучшению показателя фондоотдачи);

- определение методов приобретения внеоборотных активов предприятием (внеоборотные активы могут быть приобретены в собственность или арендованы);

- определение оптимальной потребности в обновлении или приобретении дополнительных внеоборотных активов, то есть расширении производственного потенциала предприятия.

Соблюдение данных принципов организации внеоборотных активов в процессе управления ими способствует повышению качества технической оснащенности предприятия, повышению производительности труда, бесперебойности производства. Эффективное использование предприятием имеющихся внеоборотных активов способствует увеличению объемов производства, сокращению себестоимости продукции, увеличению выручки и прибыли, а соответственно улучшению показателей рентабельности и фондоотдачи.

Изучив работы И.А.Бланка, Г.Б.Поляка, В.В.Щиборщ, А.М.Ковалевой, П.Н.Шуляка, М.Н.Крейниной, И.Т.Балабанова, Н.В.Колчиной, А.Д.Шеремет, А.А.Фирсовой [7; 36; 41; 37; 40; 19; 6; 38; 39; 34] и других ученых, автор выделяет следующие особенности внеоборотных активов, отличающих их от оборотных активов:

- внеоборотные активы в отличие от оборотных активов являются наименее ликвидными средствами предприятия, так как их трудно реализовать с целью получения денежных средств;

- внеоборотным активам присущ длительный характер использования, а оборотные активы находятся в постоянном цикле превращения, переходя из одной формы в другую в течение одного оборота; внеоборотные активы, участвуя в нескольких производственных циклах, не исчерпываются полностью в одном кругообороте средств. Оборотные средства используются один производственный цикл и представляют те активы, которые по окончании процесса сбыта, превращаются опять в денежные средства или при необходимости будут проданы в пределах одного года;

- процесс воспроизводства внеоборотных активов происходит в рамках инвестиционного цикла в отличие от оборотных активов, которые циркулируют в финансовом цикле;

- в отличие от оборотных активов, которые не изнашиваются и полностью переносят свою стоимость на готовую продукцию в течение каждого операционного цикла, внеоборотные активы подвержены износу и переносят свою стоимость на готовую продукцию по мере износа.

Одним из основных способов поступления внеоборотных активов в организацию являются капитальные вложения, которые подразумевают приобретение внеоборотных активов за плату, создание активов, либо расширение, реконструкция, техническое перевооружение предприятия. Также внеоборотные активы могут поступать в организацию при передаче учредителями, акционерами в счет вклада в уставный капитал; путем безвозмездного получения; путем долгосрочной аренды.

Таким образом, следует сделать вывод, что внеоборотные активы – это средства труда предприятия, которые участвуют в хозяйственном процессе в течение длительного периода, превышающего 12 месяцев, при этом, не изменяя свою натурально – вещественную форму и переносящие свою стоимость на готовую продукцию по мере износа. Основными особенностями внеоборотных активов являются то, что они являются наименее ликвидными активами предприятия, им присущ длительный характер использования, они переносят свою стоимость на готовую продукцию по мере износа. С целью накопления денежных средств для последующего обновления своих внеоборотных активов, которые утратили свои функциональные свойства полностью или частично, предприятию необходимо начислять амортизацию. Эффективное использование внеоборотных активов и качественное управление ими способствует улучшению значений коэффициентов рентабельности и фондоотдачи, которые характеризуют целесообразность использования данных внеоборотных активов в производстве.

Приложение №2

Образцы основных элементов аналитической главы дипломной работы

Таблица 1

Образцы анализа основных финансовых коэффициентов ОАО «»

Показатели

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Коэффициент текущей ликвидности

Норматив: от 1 до 2

0,81

1,21

1,42

Коэффициент автономии

Норматив: ≥ 0,5

0,28

0,40

0,37

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

Среднеотраслевое значение: 1,5

0,72

0,98

0,91

Коэффициент рентабельности активов

Среднеотраслевое значение: 10%

1,23%

7,74%

1,50%

Коэффициент текущей ликвидности в течение двух последних анализируемых периодов выше нижнего нормативного значения, и имеет непрерывную тенденцию к увеличению, так если на начало рассмат­ривае­мого периода на 1 рубль краткосрочных пассивов приходится 0,81 руб. оборотных средств, то на конец периода это значение равно 1,42. Поэтому следует отметить, что на настоящий момент (2007 г.) текущих активов достаточно для погашения всех те­кущих обязательств.

Коэффициент автономии в течение всех рассматриваемых периодов ниже нормативного значения. Это свидетельствует о том, что собственный капитал ОАО «» ниже суммы заем­ного капитала, и не достаточен для создания необходимой финансовой устойчивости. При этом на ОАО «» тенденция изменения данного коэффициента в целом благоприятная и ведет к повышению независимости от внешних инвесторов.

Анализ коэффициента оборачиваемости оборотных активов показы­вает, что, несмотря на общую благоприятную тенденцию увеличения этого коэффициента, он в течение всех анализируемых периодов не превышает значение 0,98. Это свидетельствует о том, что полный кругооборот оборотных активов происходит за срок более 1 года. Учитывая, что среднеотраслевые значения коэффициента оборачиваемости оборотных активов в период 2005 г. по 2007 год близки к 1,5, можно заключить, что все значения коэффициента являются не удовлетворительными и свидетельствуют о не эффективном управлении оборачиваемостью оборотных активов на предприятии.

Анализ коэффициента рентабельности активов показывает, что его состояние в динамике лет в целом улуч­шилось, так в 2005 г. предприятие на 1 рубль своих активов полу­чало 0,0123 рублей чистой прибыли, а в 2007 г. на 1 рубль вложенных средств приходилось 0,015 рублей чистой прибыли. При этом в 2006 году наблюдалось значение близкое к среднеотраслевому значению: 7,74%. Таким образом, несмотря на то, что предприятие более эффективно использует свои активы, оно еще не достигло приемлемого уровня управления ими.

Таблица 2.

Образец анализа фактических и плановых показателей объема реализации ОАО «», тн.

Наименование продукции

2005 г. план

2005 г. факт

2006 г. план

2006 г. факт

2007 г. план

2007 г. факт

2008 г. план

Синтетические моющие средства

50 250

48 556

54 500

45 055

51 600

41 998

53 760

Жидкие моющие средства

24 600

19 359

25 400

30 346

35 800

36 907

45 260

Туалетное мыло

19 350

16 432

24 550

17 753

19 550

13 997

14 460

Хозяйственное мыло

4 000

1 253

3 500

7 028

10 100

5 803

6 550

Свечи

3 500

2 519

4 050

1 282

1 500

1 081

1 400

Продукция технического назначения

15 050

13 206

20 550

14 390

14 660

19 553

26 500

Итого:

116 750

101 325

132 550

115 853

133 210

119 340

147 930

Плановые и фактические показатели с каждым годом увеличиваются, это объясняется тем, что ОАО «» выполняет поставленные цели по завоеванию отечественного рынка бытовой химии и технической продукции. Так если на начало анализируемого периода план объема реализации составлял 116 750 т., а факт 101 325 т., то к 2006 г. планируемый показатель увеличился на 14%, а фактический на 18%. Как видно из таблицы 2 абсолютные значения планируемого объема реализации превышают фактические. Отклонение итоговых значений плана 2005 года от факта 2005 года составляет 13%, в 2006 году отклонение составило 12%, в 2007 году: 10%. Таким образом, отклонение плановых значений от фактических невелико, что свидетельствует об эффективной работе планово-экономического отдела ОАО «». При этом наблюдается благоприятная тенденция по уменьшению отклонения плановых показателей от фактических, что свидетельствует о повышении эффективности работы планово-экономического отдела ОАО «». Постатейный анализ плановых и фактических показателей по видам продукции представлен ниже.

Таблица 3

Образец оценки вероятности наступления событий и их приоритетности ОАО «», %

Наименование события

Эксперты

Средняя, Vi

Приоритет,

Pi

1

2

3

1.

Появление конкурента

50

70

60

60

25

2.

Риск утраты имущества в результате транспортной аварии

4

6

5

5

10

3.

Риск утраты имущества в результате пожара

0,01

0,05

0,02

0,0267

12

Оценка вероятности появления конкурента показывает, что, по мнению экспертов, в следующем году конкурент или конкуренты, скорее всего, появятся. Оценка важности этого события для деятельности ОАО «» в целом не высока, так как основная часть продукции предприятия является эксклюзивной. Кроме того, вероятность, что конкуренты установят аналогичные по качеству связи с администрацией города и другими контрагентами очень низка. Доля продукции ОАО «», с которой они могут конкурировать, по оценкам экспертов, составляет не более 25%. Таким образом, необходимо количественно оценить предполагаемый уровень воздействия этого фактора внешней среды по каждому направлению деятельности ОАО «» и определить потенциальные проблемы, которые могут возникнуть у предприятия при реализации продукции, которую смогут производить и конкуренты.

Оценка риска утраты имущества в результате транспортной аварии показывает, что в среднем вероятность наступления данного риска достаточно низка (всего 5%). Однако в том случае если авария все-таки состоится, предприятие может утратить до 10% своего имущества. Таким образом, необходимо оценить потенциальные затраты на минимизацию риска и сравнить с потенциальными потерями (в денежном выражении).

Оценка риска утраты имущества в результате пожара показывает, что в среднем вероятность наступления данного риска практически отсутствует (всего 0,0267%). И если пожар все-таки состоится, предприятие может утратить до 12% своего имущества. Учитывая, что темп роста предприятия составляет 18% в год, данный риск можно признать несущественным и не принимать каких-либо мер по его минимизации.

Образец анализа финансового контроля

При финансовом контроле бухгалтерской отчетности выборочно рассмотрено соблюдение ООО «» применимого законодательства Российской Федерации при совершении финансово-хозяйственных операций.

В ходе аудита общего состояния бухгалтерского учета выявлен убыток за 2006 год на сумму 5 238 138,65 руб. Убыток по балансу на 31.12.2006 года составляет 22 025 569,06 рублей.

В ходе аудита выявлено отсутствие учётной политики для налогового учёта.

В ходе документальной проверки учета основных средств установлено: 1) нет приказов на ввод в эксплуатацию и установления сроков полезного использования основных средств; 2) нет акта инвентаризации основных средств.

В ходе документальной проверки учёта объёма реализованных товаров выявлено: 1) не подтверждена стоимость реализации ОАО «» 03.04.2006 года материала – манипулятор ЛВ185 на сумму 359 000,00 рублей с НДС (покупная стоимость материала составляет 304237,29 рублей); 2) Не ведется раздельный учет для операций, не подлежащих налогообложению и операций при реализации со ставкой 10 %.

В ходе документальной проверки расчётов с поставщиками установлено: нет актов инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности.

Образец вывода по практической (аналитической) главе дипломной работы

Все выводы должны структурно соответствовать названиям параграфов практической главы. В них в обобщенном виде должно описываться текущее состояние предприятия, его основные преимущества и проблемы. Например, для ниже представленного содержания второй главы дипломной работы может быть сформулирован следующий вывод

2. Оценка финансового состояния предприятия на примере … потребительского общества[†]

2.1. Общая характеристика предприятия

2.2. Анализ финансовых коэффициентов предприятия

2.3. Оценка вероятности банкротства на предприятии на основе моделей диагностики банкротства предприятий Альтмана, Бивера, Чессера

Таким образом, потребительское общество является ведущим предприятием в системе облпотребсоюза. Основную прибыль райпо получает от розничной торговли (71%), меньший вклад в формирование прибыли вносят производство (13%), общественное питание (11%) и центральный рынок (4%). При этом наибольшую долю в ассортименте выпускаемой продукции занимают и хлеб и хлебобулочные изделия (87,8%), а доля остальных видов продукции незначительна. За 2006 год среднесписочная численность работающих составила 567 человек. Общий товарооборот в 2006 году составил 265 179 тыс. руб., что на 5% больше чем в предыдущем. Анализ финансовых коэффициентов предприятия показал, что почти все показатели ликвидности и финансовой устойчивости соответствуют нормативным значениям. Предприятие является платежеспособным и в основном финансирует свою деятельность за счет собственных средств, что повышает финансовую устойчивость предприятия. Анализ коэффициентов деловой активности показал, что происходит увеличение длительности оборота активов, собственного капитала, что свою очередь приводит к снижению рентабельности данных показателей. Наиболее рентабельными видами деятельности предприятия являются общественное питание и центральный рынок. Проведенная диагностика вероятности банкротства предприятия с помощью моделей Альтмана, Бивера и Чессера, позволяет охарактеризовать предприятие как финансово устойчивое.

Приложение №3

Образцы рекомендаций, включаемых в третью главу дипломной работы

На ОАО «» предлагается использовать ABC - метод управления запасами. Данный метод предполагает разделение запасов по степени их важности для предприятия. К категории «А» предлагается отнести такие запасы как химические компоненты компрессорного оборудования, они составят около 10% от общей суммы запасов. К категории «В» – запасные части по компрессорному оборудованию (около 50% от общей суммы запасов). К категории «С» следует отнести такие материалы как стекловата, трубы, а также другие малоценные запасы, их сумма составит около 40% от общей величины запасов. Внедрение данного метода позволит исключить иногда возникающие перебои с материалами группы «А» и «В». Для разделения запасов по степени их важности для ОАО «» потребуется трехдневная работа специалиста планово-экономического отдела, зарплата которого составляет 12 тыс. руб. в месяц. Общий среднегодовой простой оборудования предприятия из-за несвоевременной поставки основных материалов составляет около 60 часов. Предприятие не испытывает трудностей с реализацией своей продукции. Выручка ОАО «» за последний год составила 42 875 тыс. руб. Прогнозируемый темп роста годовой выручки 10%. Учитывая, что предприятие работает 5 дней в неделю по 12 часов в день дополнительный прирост выручки после внедрения АВС метода управления запасами в следующем году составит 953,06 тыс. руб. ( ). А во всех последующих годах на ОАО «» экономический эффект составит 954,7 тыс. рублей.

Позитивный эффект может дать премирование заведующих магазинов за увеличение выручки, путем формирования более активной позиции продавцов, соблюдения минимального ассортиментного перечня, контроля сроков хранения товаров и т.п. Если в месяц достигается превышение темпов выручки в размере 10%, то, учитывая не сезонность товара, предлагается осуществлять материальное стимулирование отличившихся в размере 20% к окладу. Среднемесячная выручка составляет около 62 млн. руб., средняя рентабельность продаж на основе чистой прибыли 16%. Превышение темпов роста выручки на 10% принесет 992 тыс. руб. чистой прибыли (62 млн. руб. * 10% * 16%). Среднемесячная зарплата заведующих магазинами 28 тыс. руб., т.е. премия составит 5,6 тыс. руб. Таким образом, экономический эффект может составить 986,4 тыс. руб. в месяц.

Предлагается ввести систему ступенчатых скидок в продовольственных магазинах. Для этого предлагается выдавать дисконтные накопительные карты при единовременной покупке на сумму 250 рублей с предоставляемой скидкой в 1% при покупке следующего товара, при накоплении суммы на карточке до 2000 рублей увеличить размер скидки до 3%, а при накоплении суммы до 5000 рублей – 5%.

В связи с тем, что предприятие достигает точки безубыточности, если дает скидку на продовольственные товары в размере 16,4%, то внедрение подобной системы скидок не будет наносить предприятию ущерба. Напротив, учитывая, что конкуренты также применяют систему накопительных скидок (до 5 процентов) это поможет не потерять потенциальный рынок сбыта. Преимущество предлагаемой системы перед конкурентами в том, что у них скидки начинают даваться при покупке на сумму в 1000 рублей, а наши скидки рассчитаны на среднюю по стоимости покупку товаров и для получения дисконтных карт покупателям не нужно копить чеки. Таким образом, покупатели быстрее получат первую скидку в нашем магазине, и будут пытаться увеличить ее, и соответственно не пойдут к конкурентам.

Для повышения качества управления дебиторской задолженностью ОАО «» предлагается использовать ABC - метод управления дебиторами. Данный метод предполагает разделение дебиторов по степени их важности для предприятия. К категории «А» предлагается отнести компании приобретающие продукцию на сумму около 5 млн. в месяц и работающих с нашей компанией не менее года (ОАО «», ЗАО «», ООО «»). Этой группе дебиторов следует предоставить возможность брать товар в кредит на срок до 3 месяцев и оплачивать его в рассрочку до 4 месяцев. К категории «В» следует отнести компании приобретающие продукцию на сумму от 3 до 1 млн. в месяц и работающих с нашей компанией не менее года (ООО «», ЗАО «», ЗАО «» и ООО «») или приобретающих продукцию на сумму около 5 млн. в месяц и работающих с нами не менее 4 месяцев (ОАО «»). Этой группе дебиторов следует предоставить возможность брать товар в кредит на срок до одного месяца и оплачивать его в рассрочку до 2-х месяцев. Остальных дебиторов предлагается отнести к категории «С» и работать с ними по предоплате. Для дебиторов находящихся близко к границе какой-либо группы, при отнесении его в ту или иную группу необходимо применять индивидуальный подход, учитывая такие факторы как надежность клиента, потенциальные перспективы и т.п. Для разделения дебиторов по степени их важности для ОАО «» потребуется двухдневная работа специалиста планово-экономического отдела, зарплата которого составляет 12 тыс. руб. в месяц. В течение прошлого года образовалась безнадежная дебиторская задолженность, сумма которой составила 436 тыс. руб. При внедрении АВС – метода управления дебиторами предполагается в будущем полностью устранить образование данного вида дебиторской задолженности. В результате в каждом последующем году ОАО «» не будет списывать на убытки суммы безнадежной дебиторской задолженности, т.е. в следующем году будет получен чистый доход в сумме 434,91 тыс. руб. (436 тыс. руб. – ), а в дальнейшем ежегодный чистый доход составит 436 тыс. руб.

Для повышения эффективности управления дебиторской задолженностью в ОАО «» может быть использован факторинг для получения средств от своевременного погашения дебиторской задолженности. Автор рекомендует передать на операцию факторинга «без финансирования» всю сумму просроченной дебиторской задолженности составляющую 22 620 тысяч рублей. Учитывая, что банк Девон-Кредит взимает комиссию за учетную операцию в размере 14% от суммы долга, подобная операция приведет к перечислению суммы денежных средств в размере 19 453,20 тысяч рублей (22620 тыс. руб. * 86%) на расчетный счет ОАО «».

Приложение №4

Образцы планов дипломных работ

1. Инвестиционная политика предприятия

1. Теоретические и методические основы инвестиционной политики предприятия

1.1. Сущность и принципы инвестиционной политики предприятия

1.2. Виды и этапы инвестиционной политики предприятия

1.3. Методы выбора инвестиционной политики предприятия

2. Оценка инвестиционной политики предприятия на примере

2.1. Общая характеристика предприятия

2.2. Оценка инвестиционных проектов предприятия

2.3. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия

3. Совершенствование управлением инвестиционной политики предприятия на примере

3.1. Повышение инвестиционной привлекательности предприятия

3.2. Совершенствование механизмов отбора инвестиционных проектов на предприятии

2. Корпоративный менеджмент на основе теории агентских отношений

1. Теоретические и методические основы корпоративного менеджмента на основе теории агентских отношений

1.1. Понятие и виды корпоративного менеджмента на основе теории агентских отношений

1.2. Понятие и виды агентских затрат корпорации

1.3. Методы оценки эффективности корпоративного менеджмента на основе теории агентских отношений

2. Оценка корпоративного менеджмента на основе теории агентских отношений на примере

2.1. Общая характеристика корпорации

2.2. Анализ конфликтов между акционерами и менеджерами корпорации

2.3. Анализ конфликтов между акционерами и кредиторами корпорации

3. Совершенствование корпоративного менеджмента на основе теории агентских отношений на примере

3.1. Мероприятия по снижению уровня конфликтности между акционерами и менеджерами корпорации

3.2. Мероприятия по снижению уровня конфликтности между акционерами и кредиторами корпорации

3. Лизинг как способ финансирования производства на предприятии

1. Теоретические и методические основы лизинга как способа финансирования производства на предприятии

1.1. Понятие лизинга

1.2. Виды лизинга

1.3. Показатели оценки эффективности лизинговых платежей

2. Оценка лизинга как способа финансирования производственной деятельности на предприятии на примере

2.1. Общая характеристика предприятия

2.2. Анализ эффективности лизинга при финансировании производственной деятельности на предприятии

2.3. Сравнительный анализ эффективности лизинга и кредита для финансирования производственной деятельности на предприятии

3. Совершенствование лизинга как способа финансирования производственной деятельности на предприятии на примере

3.1. Совершенствование механизма заключения лизинговых сделок на предприятии

3.2. Минимизация риска лизинговых сделок на предприятии

4. Оперативное финансовое планирование на предприятии

1. Теоретические и методические основы оперативного финансового планирования деятельности предприятия

1.1. Сущность оперативного финансового планирования на предприятии

1.2. Виды оперативного финансового планирования на предприятии

1.3. Методы оперативного финансового планирования предприятия

2. Анализ оперативного финансового планирования предприятия на примере

2.1. Общая характеристика предприятия

2.2. Анализ планирования денежных потоков на предприятии

2.3. Анализ бюджетирования на предприятии

3. Направления совершенствования оперативного финансового планирования предприятия на примере

3.1. Совершенствование планирования денежных потоков предприятия

3.2. Совершенствование бюджетирования на предприятии

5. Оценка безубыточности деятельности предприятия

1. Теоретические и методические основы оценки безубыточности деятельности предприятия

1.1. Сущность безубыточности предприятия

1.2. Классификация затрат предприятия

1.3. Маржинальный доход и факторы, влияющие на уровень безубыточности на предприятии

2. Оценка безубыточности деятельности предприятия на примере

2.1. Общая характеристика предприятия

2.2. Оценка маржинальной прибыли и ее доли в выручке предприятия

2.3. Анализ точки безубыточности предприятия

3. Совершенствование управления безубыточностью деятельности предприятия на примере

3.1. Пути уменьшения постоянных затрат предприятия

3.2. Пути уменьшения переменных затрат предприятия

6. Оценка и управление платежеспособностью предприятия

1. Теоретические и методические основы платежеспособности предприятия.

1.1. Сущность оценки платежеспособности предприятия

1.2. Факторы, влияющие на анализ платежеспособности предприятия

1.3. Методы анализа платежеспособности предприятия

2. Оценка и управление платежеспособностью предприятия на примере

2.1. Общая характеристика предприятия

2.2. Оценка платежеспособности предприятия

2.3. Анализ качества управления платежеспособностью на предприятии

3. Основные направления совершенствования управления платежеспособностью предприятия на примере

3.1. Выявление резервов повышения платежеспособности предприятия

3.2. Минимизация рисков снижения платежеспособности предприятия.

7. Оценка кредитоспособности заемщика

1. Теоретические и методические основы оценки кредитоспособности заемщика

1.1. Понятие кредитоспособности заемщика

1.2. Процесс оценки кредитоспособности заемщика

1.3. Методы оценки кредитоспособности заемщика

2. Оценка кредитоспособности заемщика на примере

2.1. Общая характеристика кредитной организации

2.2. Анализ кредитоспособности физических лиц в кредитной организации

2.3. Анализ кредитоспособности юридических лиц в кредитной организации

3. Совершенствование оценки кредитоспособности заемщика на примере

3.1. Совершенствование оценки кредитоспособности физических лиц в кредитной организации

3.2. Совершенствование оценки кредитоспособности юридических лиц в кредитной организации

8. Оценка рентабельности и пути ее повышения на предприятии

1. Теоретические и методические основы оценки рентабельности на предприятии

1.1. Сущностная характеристика рентабельности на предприятии

1.2. Факторы, влияющие на рентабельность предприятия

1.3. Методы оценки рентабельности на предприятии

2. Анализ рентабельности на предприятии на примере

2.1. Общая характеристика предприятия

2.2. Анализ рентабельности активов и собственного капитала на предприятии

2.3. Анализ рентабельности продаж на предприятии

3. Повышение эффективности деятельности предприятия на примере

3.1. Пути повышения рентабельности активов и собственного капитала на предприятии

3.2. Пути повышения рентабельности продаж на предприятии

9. Оценка финансового контроля на предприятии

1. Теоретические и методические основы финансового контроля на предприятии

1.1. Сущность финансового контроля предприятия

1.2. Виды финансового контроля на предприятии

1.3. Методы финансового контроля на предприятии

2. Анализ финансового контроля на предприятии на примере

2.1. Общая характеристика предприятия

2.2. Анализ качества ревизий, выполняемых на предприятии

2.3. Анализ качества счетных проверок, выполняемых на предприятии

3. Основные направления совершенствования финансового контроля на предприятии на примере

3.1. Повышение качества ревизий выполняемых на предприятии

3.2. Повышение качества счетных проверок выполняемых на предприятии

10. Оценка финансового состояния предприятия

1. Теоретические и методические основы анализа финансового состояния предприятия

1.1. Сущность, виды и особенности анализа финансового состояния предприятия

1.2. Методы анализа финансового состояния предприятия

1.3. Модели оценки вероятности банкротства предприятия

2. Анализ финансового состояния предприятия на примере

2.1. Общая характеристика предприятия

2.2. Анализ деятельности предприятия на основе финансовых коэффициентов

2.3. Оценка вероятности банкротства предприятия

3. Совершенствование финансового состояния предприятия на примере

3.1. Совершенствование структуры баланса предприятия

3.2. Повышение эффективности финансовых результатов деятельности предприятия

11. Стратегический финансовый менеджмент предприятия

1. Теоретические основы стратегического финансового менеджмента на предприятии

1.1. Сущность, субъекты и объекты стратегического финансового менеджмента на предприятии

1.2. Виды стратегического финансового менеджмента на предприятии

1.3. Этапы построения финансовой стратегии на предприятии

2. Оценка стратегического финансового менеджмента на предприятии на примере

2.1. Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

2.2. Оценка основных направлений реализации финансовой стратегии предприятия

2.3. Оценка эффективности финансовой стратегии на предприятии

3. Совершенствование стратегического управления на предприятии на примере

3.1. Совершенствование процедуры прогнозирования финансово-экономических показателей деятельности предприятия

3.2. Формирование системы целевых значений ключевых финансовых показателей предприятия

3.3. Разработка процесса мониторинга финансовой стратегии на предприятии

12. Управление запасами предприятия

1. Теоретические и методические основы управления запасами на предприятии

1.1. Сущность управления запасами на предприятии

1.2. Виды и принципы управления запасами на предприятии

1.3. Методы управления запасами на предприятии

2. Анализ управления запасами предприятия на примере

2.1. Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

2.2. Анализ организации управления запасами на предприятии

2.3. Анализ рисков, влияющих на управление запасами на предприятии

3. Совершенствование управления запасами на предприятии на примере

3.1. Совершенствование качества управления запасами на предприятии

3.2. Направления улучшения организации управления запасами на предприятии

13. Управление финансовым механизмом предприятия

1. Теоретические и методические основы управления финансовым механизмом предприятия

1.1. Сущность и принципы финансового механизма предприятия

1.2. Виды финансовых механизмов предприятия

1.3. Методы оценки эффективности финансового механизма на предприятии

2. Анализ элементов финансового механизма предприятия на примере

2.1. Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

2.2. Анализ управления оборотными средствами на предприятии

2.3. Анализ финансового планирования на предприятии

3. Совершенствование управления финансовым механизмом на предприятии на примере

3.1. Совершенствование управления оборотными средствами на предприятии

3.2. Совершенствование финансового планирования на предприятии

Подписано в печать Формат 60´90 1/16

Гарнитура Times New Roman Cyr, 14. Усл. печ. л. – 1,375.

Тираж 30 экз.

Типография «Познание» ИЭУП

Лицензия № 172 от 12.09.96 г.

420108, г. Казань, ул. Зайцева, д. 17


[*] В качестве образца использован параграф дипломной работы на тему «Управление внеоборотными активами предприятия» Ледневой Дианы Александровны (выпуск: лето 2007г.) – научный руководитель: Манушин Д.В.

[†] В качестве образца использован вывод по второй главе дипломной работы на тему «Диагностика финансового состояния предприятия в системе антикризисного управления» Вотяковой Светланы Викторовны (выпуск: лето 2007г.) – научный руководитель: Манушин Д.В.