Главная              Рефераты - Разное

Методические рекомендации по преподаванию русского языка в образовательных учреждениях Тверской области в 2011-2012 учебном году - реферат

Е.А.Тихомирова, ведущий научный сотрудник ОИПП ТОИУУ, кандидат филологических наук, доцент

Методические рекомендации по преподаванию русского языка

в образовательных учреждениях Тверской области

в 2011-2012 учебном году

Одним из стратегических направлений разработки модели экзамена в новой форме стала соотнесенность содержания экзамена, общих подходов к оценке предметных компетенций с подходами, реализованными в едином государственном экзамене.

Экзаменационная работа по русскому языку в 9 классе соответствует целям обучения русскому языку в основной школе и проверяет уровень владения следующими компетенциями: лингвистической (умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений); языковой (практическое владение русским языком, его словарем грамматическим строем, соблюдение языковых норм); коммуникативной (владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания). Структура и содержание контрольно-измерительных материалов и ориентированы на проверку степени овладения данными компетенциями.

Назначение экзаменационной работы – оценить уровень подготовки по русскому языку выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трех частей:

Часть 1 – краткое изложение.

Часть 2 содержит задания с выбором ответа (А1-А3) и задания с кратким ответом (В1-В14).

Часть 3 (С2.1 или С2.2) – задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:

1. Обязательный минимум содержания типового общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236.

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. №1089

Часть 1.

Сжатое изложение – это форма представления обработки исходного текста, позволяющая проверить целый комплекс умений и навыков:

- умение воспринимать чужую речь в устной и письменной форме;

- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отраженный в тексте;

- умение вычленять главное в информации, тему и основную мысль текста;

- умение адекватно воспринимать авторский замысел, понимать и комментировать отношение автора к поставленным в тексте проблемам;

- умение сокращать текст разными способами;

- умение создавать собственные высказывания на основе полученной информации с использованием различных языковых средств.

Типичными ошибками при написании сжатого изложения являются:

- искажение исходного текста;

- неправильное вычленение микротем и подмена авторской микротемы своей собственной; пропуски микротем;

- невладение способами сжатия текста (содержательными и языковыми);

- неточное или неверное понимание лексического значения слов, незнание норм лексической сочетаемости;

- нарушение грамматических и речевых норм в области синтаксиса;

- орфографические и пунктуационные ошибки (как в изложении, так и в сочинении-рассуждении).

При подготовке к сжатому изложению необходимо обратить внимание на отработку у школьников умения членить текст, находить не только тему, но и микротемы, отделять главное от второстепенного. Особое внимание – на приемы сжатия текста: исключение деталей, повторов, синонимов, фрагментов текста; обобщение – подбор обобщающих слов к однородным членам, использование местоимений для замены слов, предложений и частей предложений и т.п.; упрощение – соединение нескольких предложений в одно, замена сложноподчиненных предложений простыми или фрагмента предложения синонимическим выражением и т.д.

В 2011 году критерии оценивания сжатого изложения не изменялись. Максимальное количество баллов по критериям ИК1-ИК3 – 7 баллов.

Часть 2

Вторая часть включает задания с выбором ответа (А1-3) и задания с кратким открытым ответом (В1-14).За верное выполнение заданий второй части экзаменационной работы (А1–А3; В1–В14) экзаменуемый получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 17 тестовых заданий второй части работы, – 17 баллов .

В 2011 году вдвое уменьшилось количество заданий А и отчасти изменилась их формулировка:

А1 – определить, в каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос…;

А2 – определить, в каком значении употреблено в тексте слово…;

А3 – укажите предложение, в котором средством выразительности является…

Для ответа экзаменуемому предлагаются четыре варианта.

Задания группы А проверяют глубину и точность понимания содержания исходного текста, основной проблемы, контекстуального значения ключевых слов, важных для содержательного анализа; опознавание изученных средств выразительности. Учащиеся часто не понимают важности определения в тексте средств выразительности, их роли в постижении авторского замысла, поэтому необходимо не только научить школьников находить эти средства в тексте, но и показывать, как они помогают выявить авторскую позицию.

Задания группы В проверяют комплекс знаний и умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций учащихся. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами. Задания с кратким ответом (В1-В14) не изменились, однако необходимо обратить внимание на ряд заданий, с которыми многие учащиеся традиционно не справляются.

Среди лексических заданий следует обратить внимание на А2 (определение лексического значения слова) и В1 (выбор лексического средства в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи). Необходимо скорректировать методы лексической работы с учетом влияния речевой среды (круг общения, СМИ, интернет и т.п.), учить школьников оценивать и отбирать лексику, развивать у них языковое чутье.

Вызывают затруднения задания В2 и В4, в которых проверяются знания учащихся по темам: «Корни с чередующимися безударными гласными», «Корни с непроверяемой безударной гласной», «Корни с непроизносимой согласной» и правописание суффиксов прилагательных, причастий и наречий. Учащиеся не владеют морфологическим анализом, не умеют подбирать однокоренные слова, не различают отглагольные прилагательные и причастия и т.д.

Синтаксические задания проверяют умение видеть связь между словами и выделять словосочетания, находить основу предложения, устанавливать связи между частями сложного предложения.

Особое внимание необходимо обратить на задания В9 и В12, на способы выражения подлежащего и сказуемого, особенно в односоставных предложениях.

Вызывают затруднения и задания В10,В11 (простое осложненное предложение) и В13 (бессоюзное сложное предложение). В частности, учащиеся не умеют опознавать синтаксические конструкции: причастные и деепричастные обороты, простые предложения с сочинительными союзами и сложносочиненные предложения, сложносочиненные и сложноподчиненные, простые с однородными членами и бессоюзные сложные предложения.

Часть 3

Третья часть работы содержит два творческих задания (по выбору учащегося), проверяющих коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. Оба задания (С2.1 и С2.2) одинаковы по уровню сложности: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (С2.1.) и самостоятельная интерпретация смысла одного из фрагментов текста (С2.2).

В 2011 г. сохраняется лингвистическая (пунктуационная) тематика задания С2.1, поэтому необходимо обратить особое внимание на проработку темы «Функции знаков препинания».

Наибольшую сложность при написании сочинения-рассуждения составляет выбор аргументов. Необходимо формировать у учащихся представление о том, что аргументом может быть только такой пример, который соответствует заявленному тезису и доказывает его правильность. Нельзя считать аргументами примеры из текста, если отсутствует тезис.

Типичными недостатками сочинения-рассуждения являются также нарушения логики развития мысли, смысловой цельности и речевой связности.

С полной версией демонстрационного варианта экзаменационной работы по русскому языку для выпускников IX класса можно познакомиться на портале информационной поддержки ГИА (http://www1.ege.edu.ru). Также можно использовать в своей работе задания открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий, размещенные в открытом доступе на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru).

Все способы предъявления языкового материала в экзаменационной работе не новы для школьников и постоянно используются в практике преподавания русского языка, а овладение умениями, проверяемыми на экзамене, является основой формирования предметных компетенций:

· умение анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;

· умение оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;

· умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

· умение использовать основные приемы информационной переработки текста;

· умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

· умение создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; осуществлять речевой самоконтроль.

Новая форма государственной (итоговой) аттестации по русскому языку позволяет выявить степень овладения выпускниками перечисленными умениями, получить качественную обобщённую информацию, характеризующую тенденции в состоянии подготовки выпускников по русскому языку и обозначить существующие проблемы в преподавании как предмета в целом, так и отдельных разделов школьного курса.

В Тверской области в 2011 г. экзамен по русскому языку в новой форме сдавали 10550 чел. (94,3%), выпускники с ограниченными возможностями здоровья – 29 человек.

Количество участников

Распределение выпускников по уровням подготовки по русскому языку (процент от общего числа участников)

«5»

%

«4»

%

«3»

%

«2»

%

10550

1643

15,5

3708

35,7

4333

41

868

8,3

В 2011 году уменьшилось количество выпускников, получивших оценку «2» (соответственно 8,3% против 10% в 2010 г.), и 51,2% учащихся получили оценку «5» и «4» (в 2010 г. – 42,9%).

Средний оценочный балл - 3,5

Максимальный тестовый балл - 41

Средний тестовый балл - 25,7 (62,6% от максимального)

Рекомендации по совершенствованию процесса преподавания

русского языка с учётом результатов экзамена 2011 года

Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в новой форме 2011 года позволяет дать некоторые общие рекомендации по совершенствованию процесса преподавания русского языка.

1. Первостепенной проблемой методики преподавания русского языка в основной школе остаётся проблема соединения изучения необходимых теоретических основ предмета с формированием на их базе устойчивых практических умений и навыков. Аналитическая учебная деятельность при изучении любого языкового явления должна опираться на его семантическую характеристику и функциональные особенности, закладывая тем самым основы для прагматической синтетической деятельности учащихся в области русского языка.

2. Не менее важной в курсе обучения русскому языку является необходимость формирования системности представлений учащихся о языковых явлениях и их многофункциональности как грамматических, лексических, коммуникативных и эстетических феноменов. Такой подход способствует развитию у учащихся чувства языка, потребности совершенствовать свою речь.

3. Многие методические просчёты в обучении связаны с проблемой изолированного развития основных видов речевой деятельности в процессе изучения языка. При подготовке к написанию сжатого изложения большое значение также имеет формирование умения определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи. Следует отрабатывать у учащихся умение членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы. Нужно объяснить ученикам, какая информация текста является главной, а какая – второстепенной, и добиваться того, чтобы ученики научились распознавать её на слух. Наконец, чтобы успешно справиться с задачей, ученики должны овладеть основными приёмами сжатия текста. При этом обучение свёртыванию и развёртыванию информации небольшого объёма (конспектированию, реферированию, составлению планов и отзывов, подготовке докладов и пр.) должно стать постоянным видом работы в основной школе.

4. Анализ экзаменационных работ показал, что школьники не вполне представляют себе, что такое аргумент и как он вводится в текст сочинения. При решении этой проблемы стоит руководствоваться риторическим (коммуникативным) пониманием аргументации. Необходимо формировать у школьников представление о том, что аргументом может быть только такой пример, который соответствует высказанному тезису и доказывает его правильность.

5. Актуальной проблемой для современной методики преподавания русского языка является проблема развития всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. Важные стороны этой проблемы - обучение восприятию текста и обучение связной письменной речи в курсе русского языка. При обучении пониманию прослушанного или прочитанного текста необходимо опираться на приёмы и методы медленного чтения, а также содержательного, речеведческого и текстоведческого анализа. Развитию чувства языка способствуют приёмы редактирования текста, работа с синонимами на разных языковых уровнях. Используя современные методики, необходимо добиваться того, чтобы учащиеся овладели основными функциональными стилями, типами и формами речи, необходимыми для коммуникации в современном мире. Особенно важным представляется решение вопроса об отборе коммуникативно значимых элементов содержания обучения русскому языку и о пропорциональном увеличении их доли в обучении.

6. Жизненно востребованными умениями в современном мире являются умения, связанные с информационной обработкой текста. Формированию комплекса этих умений на основе работы с текстом необходимо уделять серьёзное внимание, используя методы внутрипредметной интеграции (например, изучая явления синтаксиса, одновременно работать над синтаксической синонимией).

7. С использованием этих же подходов следует решать также проблему повышения уровня пунктуационной грамотности. При обучении синтаксису и пунктуации следует уделять большее внимание формированию умения распознавать разнообразные синтаксические структуры в живой речи, прежде всего в тексте, и применять полученные знания на практике, в продуктивной речевой деятельности. Необходимо добиваться осознанного подхода учащихся к употреблению знаков препинания, формируя представления об их функциях в письменной речи.

8. Проблема повышения уровня практической грамотности на современном этапе не может быть решена без формирования понимания школьниками мотивированности правописных умений морфемикой, словообразованием, лексикой и этимологией. Проводя комплексную работу в этом направлении, необходимо использовать коммуникативно-деятельностный и практико-ориентированный подходы к обучению, позволяющие сделать процесс обучения активным и осознанным.

Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, размещенные на сайте ФИПИ:

- документы, регламентирующие разработку контрольных измерительных материалов для государственной (итоговой) аттестации 2010 г. по русскому языку в основной школе (кодификатор элементов содержания, спецификация и демонстрационный вариант экзаменационной работы);

- учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ выпускников 9-х классов;

Рекомендуем также использовать материалы, размещенные на сайте кафедры русского языка Тверского государственного университета (kafrus2001@mail.ru) и в «Пособии для подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников 1Х классов по русскому языку». Тверь, 2010.

По данному вопросу в ОИПП ГОУ ТОИУУ планируется обобщение опыта учителей русского языка, по подготовке обучающихся 5-9 классов к предстоящей ГИА по русскому языка.