Виды исследовательских работ
Текстовые работы
|
Компьютерные
|
Визуальные
|
Конструкторские
|
- Доклад
- Стендовый доклад
- Литературный обзор
- Реферат
- Рецензия
- Научная статья
- Научный отчет
- Проект
|
Презентации
|
Видеофильм, слайды
|
Действующая модель или макет с текстовым сопровождением
|
Доклад
Доклад
– это устный рассказ (сочинение) на заданную или самостоятельно сформулированную тему.
Научный доклад
– это документ, содержащий изложение результатов исследовательской деятельности или опытно – конструкторской работы, опубликованный в печати или прочитанный в аудитории.
Требования к докладу:
- Отражается новизна и практическая значимость
темы.
- Раскрывается основное содержание
темы.
- Обосновываются выводы и предложения
(авторские).
- Может иметь форму связного текста
или тезисов
(публикуются в сборниках по итогам мероприятия: конференции, семинара, симпозиума и т.д.).
Стендовый доклад
Данная форма доклада принята в современной международной практике
как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях, выставках и других мероприятиях.
Для каждой исследовательской работы предоставляется специальный стенд. Материалы, предназначенные для стендового доклада могут быть предварительно оформлены на листе ватмана.В верхней части стенда крепится название работы (840 ×100 мм, шрифт не менее 48), под ним указываются фамилия автора и научного руководителя (шрифт 36), название учреждения, города. В левом углу указывается номер стенда, выделенный при регистрации.
Требования к стендовому докладу
- Наглядность .
Нацелена на формирование представления о тематике и характере выполненной работы.
- Соотношение иллюстративного (
фотографии, диаграммы, графики, блок – схемы и т.д.) и текстового материала
устанавливается 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.
- Оптимальность.
Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1 – 2 минуты.
- Популярность.
Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме.
Структура стендового доклада
- Цели и задачи работы.
- Описание сделанного в процессе исследования.
- Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.
- Основные результаты и выводы.
- Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.
Методы и результаты исследования целесообразно представлять в графическом или иллюстративном виде.
Литературный обзор
Литературный обзор
– краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников, с указанием направлений исследований, которые ведут различные ученые.
Порядок работы над литературным обзором
- Общее ознакомление с источником информации (беглое чтение или просмотр).
- Выделение наиболее важных частей прочитанного.
- Составление тезисного плана прочитанного.
- Выписывание из текста полных и содержательных цитат с точными ссылками на источник, указать его выходные данные.
- Сравнение данной информации с той, которая получена из других источников.
- Критическая оценка прочитанного, оформление замечаний только на объективной основе.
В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования
по нескольким источникам и способен ставить перед собой исследовательскую задачу.
Подготовка литературного обзора
- обязательный этап исследовательской работы, ориентированный на глубокое овладение материалом и обеспечение научной достоверности и обоснованности суждений.
Научная статья
Научная статья
– своеобразный литературный жанр. Цель написания научной статьи – обозначение какой – либо научной проблемы и известных способов её решения.
Структурные компоненты научной статьи
- Описание проблемы и её актуальности для теории и практики.
- Краткие данные о методике исследования.
- Анализ собственных научных результатов и их обобщение.
- Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.
- Ссылки на цитируемую литературу.
Научный отчёт
Научный отчет
– документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно – исследовательской или опытно – экспериментальной работы.
Цель
научного отчета – исчерпывающе осветить выполненную работу по её завершении или за определенный промежуток времени.
Структура научного отчета
- Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы.
- Значимость проведенной работы, её исследовательская ценность и практическая значимость.
- Характеристика применявшихся методов исследования.
- Описание результатов исследования.
- Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы.
- Выводы и предложения по проведению исследовательской деятельности в дальнейшем.
Рецензия
Рецензия
(от лат.
recensio
– рассмотрение) – критический разбор и оценка нового художественного произведения или научной работы.
Рецензия может быть представлена в различных жанрах: критической статьи, эссе, отзыва.
Этапы работы над рецензией
Интерпретация авторского замысла «исходного» («первичного») текста.
|
- Сбор материала для анализа:
- Выяснение авторских целей, темы и логики её развития, поставленной проблемы.
- Определение полноты и глубины раскрытия автором темы и проблемы.
- Оценка актуальности затронутой проблемы. Видение данной проблемы в контексте других или всей системы рассуждений.
- Оценка композиции исходного текста (реферата).
- Оценка стилевого единства изложения.
- Написание аналитического текста на основе собранного материала.
|
Формирование авторского замысла рецензента.
|
Продумывание личностной позиции рецензента:
- Согласие / несогласие с позицией автора реферата, с его трактовкой поставленной проблемы.
- Формирование целостной эмоц. оценки текста рецензентом ( что произвело глубокое впечатление, что наиболее удалось автору и т.д.)
|
Выбор композиционного решения рецензии
|
3 части (вступление, основная часть, заключение), их размер, смена микротем в каждой из них. Целостность композиции.
|
Написание рецензии
|
Проверка её тематической и композиционной целостности, связности, выразительности, адресности, убедительности авторской позиции
|
Реферат
Реферат
(от лат.
referre
– докладывать, сообщать) – 1) краткое устное сообщение или изложение в письменном виде содержания книги, научной работы, проблемы, результатов научного исследования и т.п.; 2) доклад на какую – либо тему, освещающий её на основе обзора литературы и других источников.
Это вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитической переработки
.
NB
!
Учитель должен помнить, что реферат не является конспектом литературных источников. Жанр этой работы требует от автора анализа используемой информации и самостоятельных выводов.
Принципы организации работы над рефератом
- Целесообразно привлекать
к такой работе учащихся, склонных к исследовательской деятельности
, обладающих аналитическими способностями и критическим мышлением.
- Решение
о занятии такого рода деятельностью учащийся должен принимать самостоятельно
.
- Учитель
оказывает помощь в выборе темы
реферата и консультирует
учащегося в процессе работы .
- Исследовательская деятельность не
должна носить массовый характер
.
- Приступая к работе учащийся должен знать точные сроки выполнения реферата
( они зависят от сложности темы ).
- Обязательно оговариваются сроки сдачи чернового варианта
реферата, выделяется время на доработку и редактирование.
- Реферат сдается на рецензию
научному руководителю не позднее недели до защиты.
- Требования к оформлению
реферата должны быть едины для всех и выражены в формальных показателях
Структура реферата
- Содержание
(оглавление с указанием страниц).
- Введение.
- Обоснование выбора темы, формулирование проблемы, её актуальность.
- Цели и задачи работы.
- Предмет и объект исследования, гипотеза (если это реферат исследовательского характера).
- Краткое представление первоисточников (кто разрабатывал эту проблему, в каких статьях, какие точки зрения по указанной проблеме существуют, какие тенденции в трактовке проблемы сложились и т. д.).
Объем введения не должен превышать 1 – 2 страницы.
- Структурирование материала по разделам в соответствии с ключевыми понятиями темы, на основе которых раскрывается проблема.
- Выстраивание каждого раздела (главы) по типу рассуждения (тезис – аргументы).
- Описание сути понятия или проблемы, система аргументации (примеры).
- Обязательная расшифровка используемой информации (оформление сносок, комментариев).
- Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой материала.
- Подведение итогов работы, формулирование выводов на основе проанализированных источников.
- Подтверждение актуальности заявленной темы (проблемы), её практическая значимость (где можно использовать полученные результаты и т.д.).
- Формулирование своей позиции (обобщение).
- Обозначение перспектив решения заявленной проблемы ( в т. ч. выход на новые проблемы, сформировавшиеся в ходе исследования).
Объем заключения не должен превышать1 – 3 страницы.
- Оформляется в соответствии с ГОСТом: в алфавитном порядке, указываются все библиографические данные: фамилия и инициалы автора, название книги, год и место издания, раздел, глава, страница и т.д.
- Может содержать не только литературные источники, такие как книги, журналы, газеты, но и сведения, почерпнутые из сети Internet, информацию из теле- и радиопередач, а также частные сообщения каких – либо специалистов, высказанные в личных беседах с автором реферата.
Оценка реферата
При оценивании реферата необходимо учитывать следующие компоненты
работы:
- Содержательная часть
(доминирующая) :
· глубина и полнота раскрытия темы,
· неординарность ( свежесть, новизна) темы,
· актуальность темы,
· научная доказательность (адекватность передачи информации),
· структура работы (композиционная целостность),
· единство стиля изложения и т. п.
- Оформление:
· соответствие стандарту оформления (А -4, шрифт 12 кегель, интервал 1,5; поля не менее 2 см., нумерация страниц в правом верхнем углу, начиная с 3-ей страницы) ,
· эстетика иллюстративного материала.
- Представление на процедуре защиты
(в соответствии с требованиями к процедуре защиты)
Рецензия
пишется руководителем в соответствии с требованиями к оформлению рецензии и на основе указанных компонентов работы.
Выставляется предварительная оценка.
Проект
Проект
( от лат.
projectus
– брошенный вперед ) –1) замысел, план; 2) разработанный план сооружения, механизма, схема технологического процесса; 3) предварительный текст какого – либо документа.
Проектирование представляет собой процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого объекта или состояния.
Виды проекта
- Монопредметный
проект → в рамках одного предмета. Осуществляется в условиях классно – урочной системы.
- Межпредметный (междисциплинарный)
проект → в рамках нескольких предметов, на основе надпреметных умений и навыков. Осуществляется во внеурочной деятельности.
- Надпредметный
проект → на стыке областей знаний и за рамками содержания школьных предметов. Осуществляется во внеурочной деятельности, носит исследовательский характер.
Работа над проектом
№
п/п
|
Этапы
работы над
проектом
|
Содержание работы
на данном этапе
|
Деятельность
учащихся
|
Деятельность учителя
|
1.
|
Подготовка
|
Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы.
|
Обсуждают предмет проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели.
|
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке цели проекта. Наблюдает за деятельностью учащихся.
|
2.
|
Планиро –
вание
|
а) Определение источников информации.
б) Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта).
г) Установление процедур и критериев оценки результатов и процесса проектной деятельности.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами команды.
|
Формируют задачи.
Вырабатывают план действий.
Выбирают и обобсновывают свои критерии и показатели успеха проектной деятельности.
|
Предлагает идеи, высказывает предположения.
Наблюдает за деятельностью учащихся.
|
3.
|
Исследова- ние
|
Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Обсуждение альтернатив методом «мозгового штурма». Выбор оптимального варианта. Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т. п.
|
Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.
|
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся.
|
4.
|
Формулиро-вание результатов и (или) выводов
|
Анализ информации. Формулирование выводов.
|
Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.
|
Консультирует учащихся.
|
+5.
|
Защита проекта
|
Подготовка доклада: обоснование процесса проектирования, представление полученных результатов.
Возможные формы отчета: устный отчет (в т.ч. с демонстрацией материалов), письменный отчет.
|
Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке деятельности.
|
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.
|
6.
|
Оценка результатов и процесса проектной деятельности
|
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов ( успехов, неудач ) и их причин.
|
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок деятельности
|
Оценивает усилия учащихся, их креативность, качество использования источников. Определяет потенциал продолжения проекта и качество отчета.
|
Составитель: зам. директора по УВР Алаева М.А.
Требования к реферату разработаны Алаевой М.А.
|