Главная              Рефераты - Разное

1. политические режимы: понятие и сущность 4 - реферат

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ. 4

1.1. Понятие политического режима. 4

1.2. Классификация политического режима. 7

2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ.. 11

2.1. Демократический политический режим.. 11

2.2 Авторитарный политический режим.. 14

2.3. Тоталитарный политический режим.. 16

3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ.. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 32


ВВЕДЕНИЕ

Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия.

Это настолько важная для всей политической жизни общества динамичная категория, что некоторые юристы и политологи склонны отождествлять ее с формой государства вообще.

Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране в определенный период. Это связано с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе. Недаром политические партии своей главной целью ставят борьбу за обладание государственной властью.

Олицетворяя особую публичную власть, государство представляет общество и обеспечивает его политическую и экономическую общность. Оно выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. Реализация управленческих решений проводится с помощью особого (в том числе карательного) государственного механизма. Принятием правовых актов государство может разрешать, стимулировать либо запрещать, ограничивать деятельность политических партий, организаций и движений.

Политический режим - это совокупность различных видов отношений между властью и обществом.

Для людей науки, любая категория, равно как и «политический режим» являет свою сущность через комплексный анализ проблем с ней связанных, выражая философское, общесоциологическое содержание категории, показывая его методологическое значение в познании политических процессов и явлений.

Между тем, в настоящее время однозначно можно заключить, что исследование категории «политический режим» «застыло» в области этимолого-семантического анализа термина. Что привело к эмпиризму и поставило науку в тупик.

Отечественная политико-правовая мысль после крушения Советского Союза и отказа от соответствующей идеологии впитала то, что на протяжении второй половины XX века западная мысль вырабатывала в борьбе с социализмом и для целей борьбы с диалектическим материализмом как философской доктриной вообще.

В результате российская академическая наука усвоила позитивистскую концепцию явления «политический режим», забыв о богатом потенциале собственно отечественного толкования явления.

Объектом исследования является политический режим.

Актуальность исследования определила цель работы:

Целью работы является рассмотрение классификации политических режимов в современном мире.

Основными задачами являются:

- рассмотрение понятия «политический режим»;

- освещение различных квалификаций политического режима;

- показать основные виды политического режима;

- провести сравнительный анализ политических режимов.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав объединяющих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

1. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ

1.1. Понятие политического режима

В политической науке сложились две традиции в осмыслении политических режимов. Одна из них связана с политико-правовым (или институциональным) подходом, другая - с социологическим. Различия между ними весьма существенны, хотя отнюдь не непреодолимы.

Ученые, представляющие данное направление политического анализа, склонны к отождествлению понятия "режим" с понятием "форма правления или форма государственного строя". Подобная постановка вопроса традиционно была характерна для французского государствоведения, где монархия и республика различались именно как формы правления, а сам термин "политический режим" считался частью категориального аппарата конституционного права и связывался с особенностями разделения государственной власти и соотношением ее ветвей. Соответственно выделялись: режим слияния властей (абсолютная монархия), режим разделения властей (президентская республика) и режим сотрудничества властей (парламентская республика).

Сторонники этого направления анализа режимов уделяют первостепенное внимание осмыслению тех связей между обществом и государством, которые сложились реально, не обязательно в соответствии с предписанными конституцией и иными правовыми актами нормами политического поведения. Режим рассматривается не только как форма правления или государственного устройства, не только как структура власти с присущими ей методами реализации политической воли, но и в гораздо более широком значении - как баланс во взаимоотношениях социального и политического.

В рамках социологического анализа режимов имеется значительное разнообразие позиций. Если первое направление политического анализа склонно отождествлять режимы с формами правления или государственного устройства, то представители второго нередко не проводят никаких разграничении между политическими режимами и политическими системами. В то же время, практически все представители данного направления сходятся во мнении, что режимы не могут быть трансформированы путем изменения определяющих их существование правовых процедур. Каждый режим "покоится" на соответствующей системе социальных оснований, и поэтому переход может состояться лишь в том случае, если данные основания принимаются в расчет.

Характерное в этом отношении определение политического режима принадлежит французскому политологу М. Дюверже, который в одном случае рассматривал его как "структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой", а в другом – как "определенное сочетание системы партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или несколько структур групп давления".

В российской науке также получила распространение позиция, сформулированная Ф. Бурлацким и А. Галкиным, согласно которой "для определения политического режима необходимо сопоставление официальных, в том числе конституционных и правовых норм с реальной политической жизнью, провозглашенных целей - с действительной политикой" [1] .

Политический режим есть совокупность определенных структур власти, которые функционируют в рамках политической системы общества и преследуют цель ее стабилизации, опираясь на социальные интересы и используя специфические методы.

Политический режим недостаточно связывать лишь с формой правления. Он способствует организации макросоциальных процессов. В этом смысле режим близок по содержанию политической системе, отражает ее динамичный аспект. Любой режим в своей деятельности стремится опираться на сложившуюся систему экономических интересов и культурных ценностей, а его действия непременно отзываются внутри этой системы, укрепляя или ослабляя имеющиеся в ней связи и отношения.

Политический режим обеспечивает не только динамизм, но и определенную стабилизацию политической системы, приводя ее элементы, структурные характеристики в упорядоченное взаимодействие, обеспечивая их слаженность и координацию. И эта задача решается им успешно лишь в случае, если политико-правовые механизмы создаются с учетом устройства и особенностей развития социальных структур. Проблема заключается не только в том, чтобы предписать обществу ту или иную "формулу легитимности" (например, президентскую или парламентскую модель), но и в том, чтобы выявить имеющиеся для ее "трансплантации" социально-экономические предпосылки. Любой режим в этом смысле может быть рассмотрен как некий способ разрешения (или артикуляции) конфликта между обществом и правительством.

Политический режим представляет собой совокупность властных структур, позволяющих правящему классу осуществлять возложенные на него полномочия. В одних случаях могут существовать институт многопартийности и развитые структуры гражданского общества, в других - политические решения принимаются и реализуются режимом в опоре на принципиально иные структуры и механизмы, без всякого согласования с общественными интересами.

Любой режим в своей деятельности обращается к тем или иным методам достижения целей. Режимы могут существенно отличаться друг от друга, в зависимости от того, какие методы (насильственные или ненасильственные) используются ими в достижении поставленных целей. Важно не смешивать между собой методы осуществления власти и собственно властные структуры. Свидетельством того, что это не одно и то же служит, например, богатый опыт функционирования авторитарных режимов. Обладающие нередко сходными репрессивными структурами политической власти, авторитарные режимы далеко не всегда обращаются к фронтальному насилию в достижении поставленных целей. В тех случаях, когда более эффективным способом оказывается использование методов убеждения, а не принуждения, репрессивный по своей природе режим может вопреки ожиданиям оказаться способным проявить несвойственную ему гибкость и склонность к компромиссам. [2]

1.2. Классификация политического режима

В современной литературе предложено великое множество классификаций политических режимов. Например, Джеймс Коулмэн выделяет среди них соревновательные, полусоревновательные и авторитарные; Дэвид Аптер - диктаторские, олигархические, непрямо представительные и прямо представительные; Эдуард Шилз - политические демократии, опекающие демократии, модернизирующиеся олигархии, тоталитарные олигархии и традиционные олигархии; Жан Блондель - либерально-демократические, эгалитарно-авторитарные, традиционно-эгалитарные, популистские и авторитарно-инэгалитарные режимы.

В научной литературе существует большое многообразие классификаций политических режимов. Каждая из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Выделить единственно правильный вариант достаточно сложно. Однако следует отметить, что большинство современных подходов, так или иначе, учитывают два фактора: степень развитости политической демократии и реальный политико-правовой статус личности.

Характер политического режима определяется по совокупности таких параметров, как[3] :

¾ объем и уровень свобод в обществе;

¾ методы осуществления государственной власти;

¾ характер взаимоотношений между государством и обществом;

¾ характер борьбы за политическое лидерство (открытый, закрытый, промежуточный);

¾ степень вовлеченности народа в политическую жизнь (вытеснение масс из политики или обеспечение им возможности влиять на политические решения);

¾ ценности, на которые ориентируется политическое руководство (консерватизм, реформизм, революционизм);

¾ способы формирования политических институтов;

¾ методы выработки политических решений.

Первые сведения о демократии и тирании, диктатуре и охлократии дают античные времена. Уже с тех давних пор стало очевидным, что в любом управляемом сообществе, в том числе и в неполитических структурах, есть два взаимоисключающих способа взаимодействия: авторитарность как единоличное властвование и безоговорочное подчинение, и демократичность как равноправие, соглашение, свобода выбора. В реальной жизни практически невозможно выделить абсолютно «чистые» типы политических режимов. Все их классификации в определенной мере условны.

Наиболее общим принципом типологии режимов является деление их на демократические и авторитарные, все остальные рассматриваются как их модификации. Кроме того, существуют и другие подходы. Наиболее распространенной является классификация, согласно которой все режимы делятся на[4] :

1) тоталитарные;

2) авторитарные;

3) демократические.

Список можно было бы продолжать еще долго. С чем же связана эта разноголосица? Во-первых, классификации политических режимов конструируются в контексте более широких теорий, разделяемых исследователями, а такие теории могут различаться между собой. Во-вторых, построение классификации редко выступает как самостоятельная исследовательская задача. Чаще это средство получить ответ на более конкретные вопросы, и характер таких вопросов, конечно, накладывает печать на классификацию. В-третьих, классифицировать политические режимы способом, который удовлетворил бы все научное сообщество, - чрезвычайно сложная задача. А поскольку классификация относится к числу наиболее широко применяемых в сравнительной политологии познавательных процедур, стоит подробнее остановиться на связанных с ней сложностях.

Различие существующих политических режимов определяется также[5] :

¾ сутью предоставленных гражданам прав и свобод;

¾ формальным или реальным разделением ветвей государственной власти, а также отсутствием такого разделения;

¾ состоянием гражданского общества;

¾ наличием политических партий и легальной оппозиции, идеологического плюрализма и т.д.

Вместе с тем в этом многообразии существуют общие признаки и элементы, что позволяет провести типологизацию политических режимов.

Наиболее распространенной является типологизация политических режимов с точки зрения методов осуществления власти.

Во-первых, различаются демократические, авторитарные, тоталитарные режимы и переходные варианты между этими типами. См. Приложение А.

Во-вторых, выделяются более конкретные режимы государственного правления - либеральный, диктаторский, военный, жестокий (тиранический) и т.д.

В-третьих, с точки зрения форм правления существуют режимы парламентского типа, президентского правления, монархические, республиканские и др. В качестве политических режимов рассматриваются, например, абсолютизм и бонапартизм.

Оценка политического режима обычно закрепляется в образно-символической форме и позволяет создавать образ страны, государства, тип правления без дальнейшего анализа (абсолютистский, царский, «прежний» режим и т.п.). Нередко политический режим соотносится с персонифицированной формой правления: с главой государства, элитой и т.д. Поэтому политический режим - это образная характеристика государства и общества, указывающая на условия и политическое своеобразие их жизнедеятельности.

Однако в рамках каждого из указанных режимов можно обнаружить множество различных оттенков. Например, демократические режимы бывают охлократическими, либерально-демократическими, консервативными. Еще больше выделяют ученые-политологи разновидностей тоталитаризма: фашизм, милитаризм, тирания, военно-бюрократический, коммунистический режим, национал-социализм, религиозно-фундаменталистический режим.

2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

2.1. Демократический политический режим

Демократия - греческий по происхождению политический режим - сегодня имеет место прежде всего в развитых странах. Понятие демократии в современной науке является одним из ключевых[6] .

Термин «демократия» - означает власть народа. Демократия исходит из самого народа, она осуществляется народом и в интересах народа.

Характеристика демократии как власти народа и для народа отражает ее сущность, поскольку указывается перспектива, в которой демократия понимается как цель государства, достижимая с помощью политической и социальной деятельности по исполнению интересов граждан.

Обычно демократия представляется такой формой социальной организации, при которой[7] :

- обеспечивается реальное участие личности в различных сферах общественной жизни;

- осуществляется правление народа или действенный контроль за осуществлением государственной власти со стороны народа.

- гарантируется суверенность демократии, которая выражается в том, что народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а в ряде стран имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов;

- действует равноправие граждан, т.е. демократия предполагает как минимум равенство избирательных прав граждан;

- осуществляется подчинение меньшинства большинству при принятии решений и их выполнении, но соблюдаются права и учитываются интересы и меньшинства;

- сохраняется выборность основных органов государства.

Любые демократические государства строятся на базе этих фундаментальных принципов. В то же время современные, основанные на ценностях либерализма демократии дополняют их принципами прав и свобод человека, приоритетностью прав личности над правами государства, ограничения власти большинства над меньшинством, утверждением верховенства закона и разделения властей.

Таким образом, демократия как народовластие представляет собой во многом утопический идеал, который все же имеет важное нормативное значение. Он выступает ориентиром, целью политического развития общества. Реальная же демократия в лучшем случае - власть большинства над меньшинством, в худшем - господство хорошо организованного, опирающегося на экономическую и информационную власть, а также на социальные привилегии меньшинства над большинством, осуществляемое при формальном согласии большинства граждан.

Уязвимость демократии для критики означает, что она не является универсальной и наилучшей для всех времен и народов формой правления. Неэффективная демократия может быть хуже для общества и граждан, чем некоторые авторитарные и даже тоталитарные режимы. История свидетельствует, что многие монархии, военные хунты и другие авторитарные режимы много делали для экономического процветания, повышения благосостояния, укрепления безопасности граждан и гарантирования их индивидуальной свободы, а также справедливого распределения результатов труда.

И все же растущее стремление населения современного мира к демократическим формам правления не случайно. При наличии определенных социальных предпосылок демократия имеет ряд преимуществ над другими формами правления.

В общесоциальном аспекте она представляет собой выработанный и обогащенный в ходе всемирной истории способ решения жизненно важных социальных вопросов, при котором все члены социальной общности обладают возможностью равноправно решать эти вопросы на основе закона.

Демократия представляет собой такую форму, которая предполагает предоставление гражданам широких прав и свобод, наличие институтов, необходимых для реализации волеизъявления масс. Потому она и признается лучшей политической формой общественного развития, поскольку признает социальное равенство между гражданами, отстаивает их права на определение устройства государства и управления обществом.

Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они неподконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами во многом зависит от субъективной воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов, а также мнением церкви и угрозой народных восстаний. В современную эпоху эти факторы либо вообще исчезли, либо их действие сильно ослаблено. Поэтому надежно ограничить власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может демократическая форма правления.

Современный общественно-экономический прогресс во многом стимулирует развитие демократии, питает демократический менталитет и ценностные ориентации граждан. Он требует социального освобождения личности, уважения ее достоинства и независимости мышления, фундаментальных прав и свобод. И в этом смысле тем народам, которые готовы к индивидуальной свободе и ответственности, ограничению собственного эгоизма, уважению закона и прав человека, демократия создает наилучшие возможности для индивидуального и общественного развития, реализации гуманистических ценностей. Но не всякое общество сегодня способно «справиться» с демократией и ее свободами. Часто это ведет к анархии, вседозволенности, дестабилизации общественной жизни[8] .

2.2 Авторитарный политический режим

Авторитарный политический режим можно определить как форму политической власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном органе власти, в результате чего существенно ограничена роль других органов или ветвей власти, а также гражданской инициативы. Этот режим как бы говорит подданным: читайте, что хотите, пойте, танцуйте, но в политическую сферу не вторгайтесь. Этим занимаюсь я[9] .

Авторитаризм при своем последовательном осуществлении в качестве власти одного лица, одной личности может перерасти в автократию, т.е. в форму правления с неограниченным бесконтрольным полновластьем одного лица. Именно так управлялись деспотии Древнего Востока, империи - Рим, Византия, абсолютные монархии Средневековья, Нового времени.

Авторитарный политический режим устанавливается чаше всего в результате государственных переворотов, в период глубоких кризисов, во время неудачного ведения войн.

Особой формой авторитарных режимов выступают военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. Подобная практика особенно распространена в развивающихся странах. В течение XX в. попытки военного переворота предпринимались более чем в 80 странах, в некоторых странах - по нескольку раз. Военные перевороты связаны с неустойчивостью социально-экономических структур развивающихся стран, с борьбой различных социальных сил внутри страны за власть, милитаризация экономики, в результате которой военные приобретают авторитет и влияние в обществе. Непосредственным поводом для военных переворотов может служить угроза привилегированному положению армейских офицеров либо активное вмешательство гражданских лиц в дела армии.

Установление военных режимов чаше всего не приводило к восстановлению экономического развития. Но истории известны примеры, когда военные режимы (хунты) проводили серьезные экономические реформы и выводили страну из кризиса. Примером «нового авторитаризма» часто называют режим военной хунты в Чили, установленный в 1973 г. после свержения демократически избранного президента Сальвадора Альенде. Но в последующем Чили утратила достигнутые успехи, осталась отсталой страной[10] .

Наиболее существенными признаками авторитаризма как политического режима являются:

- концентрация власти в руках одного лица или одной - чаще всего исполнительной - ветви власти и ее институтов;

- существенно сужена роль представительной ветви власти и ее органов;

- сведены к минимуму оппозиция и самостоятельность различных политических организаций; ограничены или ликвидированы демократические политические процедуры - политические дебаты, массовые митинги и демонстрации, деятельность средств массовой информации и т.п.

В отличие от тоталитарного режима авторитарный может не пропагандировать, открыто используя идеологию, поскольку не нуждается в том, чтобы подданные поддерживали политическую линию государства. Он даже, в отличие от демократического режима, может вообще обойтись без идеологии, поскольку не нуждается в политическом участии населения.

Что касается партийной системы, то как при тоталитарном режиме, при авторитарном имеет место однопартийная система. Но по той же причине, по которой авторитарный режим может обойтись без идеологии, он может обойтись без партий вообще, поскольку не нуждается в массовой поддержке населения. Этим он опять-таки отличается от демократического режима, основанного на многопартийности.

2.3. Тоталитарный политический режим

Термин «тоталит» происходит от тоталитаризма и ее кризис позднелатинских слов «totalitas» - полнота, цельность - и «totalis» - весь, полный, целый. Применительно к обществу он означает управление социальной системой как целым и всеми ее элементами, в том числе людьми, их сознанием. Хотя теория тоталитаризма складывается лишь в середине XX в., идейные истоки этого явления уходят в глубокую древность. Тоталитарные взгляды и прежде всего идеи необходимости полного подчинения части целому, индивида государству, а также тотальной управляемости обществом существуют свыше двух тысячелетий. Так, еще в V в. до Р.Х. Гераклит считал, что обладая мудростью, совершенным знанием, «можно управлять решительно всеми вещами». Достаточно детальное обоснование тоталитарные модели государства получают у Платона, Мора, Кампанеллы, Бабефа, Сен-Симона, Руссо. В более позднее время они развиваются в трудах Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше, Ленина, Сореля, Зомбарта и других мыслителей[11] .

Тоталитарный политический режим характеризуется всеобщим контролем властных органов над всеми сторонами общественной жизни: экономикой, политикой, социальной и духовными сферами, над основным содержанием человеческой жизнедеятельности - как в общественной, так и в личной жизни.

В современном обыденном сознании тоталитаризм представляется государственным господством над всеми людьми и общественными процессами, отсутствием политической, экономической и духовной свободы. Тоталитарный лидер - это, как правило, открытый или скрытый диктатор, злодеяния которого не всегда можно распознать. Тоталитарный лидер отличается от авторитарного цивилизованного диктатора, тем что стремится все рычаги и ресурсы власти подчинить себе. Авторитарный лидер использует власть «железной руки» для укрепления и поддержания общественного порядка и обеспечения процветания страны.

В чем состоит сходство и различие тоталитаризма и авторитаризма? Такое сравнение необходимо, потому что в значительной части российского политического сознания сохраняется образ и ожидание «железной руки» как единственного реального политического инструмента, который мог бы помочь России[12] .

1. Авторитаризм воспринимается значительной частью населения как нелегитимный режим, в то время как легитимность тоталитаризма большинством не оспаривается.

2. Авторитаризм устанавливается вопреки мнению большинства, тоталитаризм же устанавливается при самом активном участии масс, поэтому его иногда называют «диктатурой массовых движений». Именно такие движения привели к власти Муссолини и Гитлера.

3. При авторитаризме гражданское общество в определенной степени остается автономным, хотя и не способно оказывать серьезное воздействие на государство. При тоталитаризме начавшее формироваться гражданское общество целенаправленно и всецело подчиняется государству.

4. При авторитаризме политический лидер отнюдь не всегда пытается «заигрывать» с народом, а, наоборот, нередко подчеркивает свое превосходство. Народ при этом зачастую рассматривает лидера как узурпатора и не стремится к близости с ним. Тоталитарный вождь постоянно подчеркивает свое единство с народом. Враг авторитарного вождя воспринимается только как его враг, а враг тоталитарного вождя воспринимается еще и как враг народа. Тоталитарный вождь может быть любимцем толпы и даже народа.

5. При авторитаризме власть имущие предоставляют личности определенные возможности самореализации в гражданском обществе и не препятствуют активной самостоятельной политической деятельности граждан. При тоталитаризме в условиях предельной политизации и идеологизации всей жизнедеятельности общества политический режим постоянно старается держать людей в состоянии политической напряженности.

Тоталитарный политический режим известен в трех основных разновидностях[13] : большевистский, фашистский, нацистский (националистический).

Большевистский (коммунистический) тип. Его связывают с эпохой сталинизма в СССР. Сталин и партийно-номенклатурная (государственная) власть подчинили своему контролю всю жизнь страны и граждан. Была ликвидирована частная собственность, а автономия личной жизни оказалась подчинена общественной жизни. Многим гражданам СССР долго не разрешалось иметь паспорта. В обществе утверждался коллективизм, социалистический образ жизни.

Близок этому типу политический режим Мао Цзэдуна в Китае. Характерно, что ужесточение политического режима в Китае по времени совпало с периодом перехода от тоталитаризма к авторитаризму в СССР. В результате были прерваны отношения между КПСС и КПК. Китай оказался практически в состоянии политической изоляции, что и выступило предпосылкой ужесточения тоталитаризма.

Фашистский тип. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для него было характерно стремление к возрождению Великой Римской империи. Он характеризовался расизмом и шовинизмом, был основан на культе вождя, сильной беспощадной власти. Парадоксально, но Италия в этот период оставалась монархией, и Муссолини время от времени направлял отчеты королю Виктору Иммануилу III.

Нацистский тип. Национал-социализм утвердился в Германии в 1933 г. и имел черты, сходные и с фашистским, и с большевистским режимами. Целью немецкого фашизма было создать Третий рейх - централизованное национальное государство от Рейна до Урала, установить господство «арийской расы», главным носителем признаков которой признавалась германская нация.

Можно отметить, что в Италии 1920-х гг., Германии 1930-х гг. и в СССР сталинских времен наблюдалась некоторая общность социальных условий для утверждения тоталитаризма. Данные страны оказались в ситуации, когда возникли некоторые, но важные экспериментальные задачи развития. Для их решения была необходима чрезвычайная мобилизация энергии и усилий всего населения. И население, понимая ситуацию, шло за «спасителями» нации.

Италия и Германия оказались побежденными в Первой мировой войне, выплачивали большие контрибуции. Национальное сознание было подавлено. Уровень жизни постоянно падал, экономика находилась в состоянии депрессии, росла безработица. Сторонники Муссолини и Гитлера воспользовались такой ситуацией, пришли к власти и привлекли на свою сторону население. Советская Россия в 1930 - 1940-е гг. также переживала кризисные состояния в экономическом и политическом развитии, оказалась в изоляции и была предоставлена самой себе. Условия позволили Сталину утвердить свою власть, завоевать авторитет народных масс «борьбой» с внутренними и внешними врагами, установить полный контроль над жизнью общества. При этом надо отметить, что все типы тоталитарных режимов имели и положительные черты: существовала высокая сплоченность и социальная активность общества, его отмобилизован н ость (готовность) на решение государственных задач даже силой оружия, коллективизм хозяйственной деятельности, строгое подчинение граждан властным органам, высокая централизованность государственного управления и эффективное использование ресурсов страны, патриотизм и др. [14] .

Таким образом, формировались общие черты тоталитаризма: распространение мессианской идеологии, утверждение у власти единственной партии, подавление харизматических личностей, высокая социальная активность граждан. С пониманием массами чрезвычайной ситуации, в которой оказалась та ли иная страна, оказалась тесно связана готовность населения к определенным жертвам во имя решения «возвышенных героических задач». Высокое духовное единство народа, его патриотизм и жертвенность умело используется тоталитарным режимом для укрепления своей власти и авторитета.


3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

Для начала анализа форм политических режимов необходимо определить критерии сравнения. Проследим, как и посредством каких механизмов различные режимы осуществляют свою власть в обществе:

1. Организация структуры правления:

В тоталитарных режимах государство контролирует все сферы жизни общества. Господствует одна партия, сращённая с государственным аппаратом. Такая партия обладает строгой иерархией, стоит над правительством. Наличие партии-государства подразумевает отсутствие оппозиции. Как правило, тоталитарный режим опирается на харизматического лидера.

При авторитаризме же контроль над обществом ослабевает. Допускается ограниченный плюрализм, однако влияние общества на принятие решений минимально. Существует одна или несколько партий, одна из которых обладает привилегированным положением, но, в отличие от тоталитарного режима, она не является столь сильной и дисциплинированной. Роль лидера высока, но обычно он не обладает харизматическими качествами.

В демократических политических режимах государственные органы подконтрольны и ответственны перед выборными учреждениями. Признаётся суверенитет народа, воля большинства в качестве источника власти. Руководители избираются и отвечают за свои действия перед гражданами. Наличие развитой дву- или многопартийности. Демократия подразумевает конкуренцию интересов и мнений;

2. Ограничение деятельности правящих структур:

При тоталитарном и авторитарном режимах деятельность государственного аппарата и правящей партии неподконтрольна гражданам, они никак не влияют на принятие политических решений и политический процесс.

В демократических обществах государство ставит своей целью обеспечение и защиту интересов и прав граждан. Так как все органы являются выборными, то у граждан есть возможность контролировать их деятельность посредством разнообразных институтов (к ним можно отнести политические партии, различные общественные организации, конституционные и правовые гарантии и т.д.);

3. Ответственность правящих структур:

При тоталитаризме и авторитаризме государственные лидеры и партийная элита принимают решения самостоятельно и не несут никакой ответственности за их последствия перед гражданами.

Демократия же подразумевает наличие эффективной системы контроля и надзора за деятельностью государственных органов. Государство несет ответственность перед международным сообществом, перед народом, перед частными лицами за проводимую политику.

4. Проникновение органов власти в структуры общества:

При тоталитарном режиме государство стремится контролировать все сферы жизни общества: контроль над экономической жизнью необходим для укрепления собственной материальной базы, для свободного распоряжения сырьём и ресурсами; наличие официальной идеологии, направленной на поддержку режима и мобилизацию масс; контроль над политической сферой.

При авторитарном правлении проникновение органов власти в общественные структуры не такое сильное, контроль над обществом перестаёт быть тотальным.

Воздействие органов власти на общество при демократии существенно ограничено. Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса. В демократических режимах развито гражданское общество - это тип общества, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена. Это комплекс частных лиц, их добровольных ассоциаций и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые как таковые прямо не зависят от самого государства.

5. Официальная идеология:

В основе тоталитарного политического режима лежит официальная идеология, которая рисует некое идеальное будущее, пути его достижения, объясняет место и роль лидера или правящей группы в построении нового порядка, ставит своей целью легитимацию установленного политического режима и его курса.

При авторитарном режиме нет чётко сформулированной идеологии, что ведёт к отчуждению от режима определённых социальных групп.

В демократических государствах ни одна идеология не признаётся в качестве официальной. Провозглашается принцип плюрализма, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Необходимыми условиями для существования политического плюрализма являются свобода слова и свобода СМИ, многопартийная система, политическая оппозиция, свободные выборы, парламентаризм, независимые от государства общественные организации.

6. Наличие политических партий:

При тоталитаризме господствует одна политическая партия, имеющая монопольное право на политическую деятельность. Такая партия имеет строгую иерархию, её члены занимают все важнейшие посты в государстве. Эта партия придаёт своей идеологии статус официальной. Отсутствует легальная оппозиция, терпимость к политическому инакомыслию, жесткое преследование любого сопротивления и даже личных мнений и оправдание, учитывая это, любых форм насилия.

При авторитаризме возможно существование нескольких партий, одна из которых обладает привилегированным положением. Однако партии не обладают строгой иерархией и дисциплиной как при тоталитарном режиме. Существует ограничение или запрещение деятельности оппозиционных к режиму объединений граждан.

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Политические партии в современных обществах выполняют следующие функции:

- представительство - выражение интересов определенных групп населения;

- социализация - вовлечение части населения в число своих членов и сторонников;

- идеологическая функция - разработка привлекательной для определенной части общества политической платформы;

- участие в борьбе за власть - подбор, выдвижение политических кадров и обеспечение условий их деятельности;

- участие в формировании политических систем - их принципов, элементов, структур.

Демократия подразумевает соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции.

7. Обеспечение прав и свобод индивидов:

При тоталитарном политическом режиме отсутствует правовое государство и гражданское общество, права и свободы человека носят формальный характер, полностью отсутствуют гарантии их реализации. Игнорируются личные цели и интересы ради общих целей режима. Существует система тотального полицейского контроля, предназначенная для всеобщего устрашения и подавления населения.

В авторитарных режимах права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются, ограничены их юридические гарантии. Власть опирается на силу, однако режим не прибегает к массовым репрессиям. Допускается наличие ограниченного плюрализма. Влияние граждан на политический процесс и принятие политических решений в частности минимально. Авторитаризм не оспаривает права на автономное самовыражение различных групп общества.

В демократических режимах провозглашаются и обеспечивается основные демократические права и свободы, равенство граждан перед законом, равное право на участие в политической жизни страны и управлении государством, легальное существование плюрализма во всех сферах жизни общества. Свободно действуют политические и общественные организации, представляющие интересы различных социальных слоёв общества, абсолютный приоритет правовых методов смены власти. При правлении большинства уважаются права меньшинства, которое имеет возможность отстаивать свои интересы и располагает конституционными гарантиями защиты от дискриминации. Провозглашается взаимная ответственность государства и личности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что политические режимы оказывают большое влияние на жизнь государства, отражают функционирование политической системы. Формы политических режимов имеют существенные различия по многим позициям, и их сравнительный анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны каждого.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Режимы осуществления государственной власти отличаются большим разнообразием. Их специфика определяется зависимостью как от элементов формы государства (абсолютная монархия и унитарная государственность тяготеют к более жестким, централизованным методам управления, а парламентская республика и федеративное построение государства — к введению альтернативных более демократических методов воздействия), так и от иных объективных и субъективных обстоятельств: национальные и исторические традиции, особенности культуры, религии и даже территориальные размеры государства и т.д.

На основании изученного материала подведем краткие итоги.

Итак, каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Характерные черты демократического режима:

1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под "соревновательными" понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы ( или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие ее лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.

2) Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента - военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства - лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.

3) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим,-независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

4) Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

Недемократические режимы делятся на два типа: тоталитарный и авторитарный.

Тоталитарными являются режимы, при которых:

1) есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;

2) партия организована не демократическим способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.

3) доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологический режим, где всегда есть своя " Библия". Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, ее система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.

4) тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.

5) при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.

Тоталитаризм - исторически обреченный строй. Это общество - самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм - закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1) Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

2) Неограниченность власти, ее не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

3) Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

5) Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.

6) Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

Исходя из вышеизложенного, авторитаризм- политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.

Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.

Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.

Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако, в России не было на тот момент, характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество глубоко отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, ее неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена, либеральная модель демократизации привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что для России оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной и реалистической государственной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдулаев, М.И. Теория государства и права [Текст]. – М.: Право, 2010. – 452 с.

2. Бережнов А.Г. Теория государства и права: учебник для вузов / А.Г. Бережнов, [и др.], ред. М.Н. Марченко. - Изд. 4-е . - М.: Зерцало, 2009. - 836 с. - (Классический университетский учебник)

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров. - 4-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2010. - 607 с. - (Высшее юридическое образование)

4. Иванников И.А. Общая теория государства и права: учебное пособие для вузов / И.А. Иванников. - М.: Дашков и К1, 2011. - 367 с.

5. Кикоть В.Я. Теория государства и права: учебное пособие / ред. В.Я. Кикоть, ред. В.В. Лазарев. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М; Форум, 2008. - 619 с. - (Высшее образование)

6. Кишенкова, О.В ЕГЭ. Обществознание. Универсальный справочник / О.В Кишенкова, Н.Н Семке. – М.: Эксмо, 2010 – 300 с.

7. Кулапов В.Л. Теория государства и права: учебник для вузов / В.Л. Кулапов, А.В. Малько. - М.: НОРМА, 2009

8. Макуев Р.Х. Теория государства и права: учебник для вузов / Р.Х. Макуев.- М.: Юристъ, 2006. - 571 с. - (Institutiones)

9. Малахов В.П. Теория государства и права: учебное пособие для вузов / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов . - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 159 с. - (Экзамен)

10. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебно- методическое пособие / А.В. Малько. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007. - 298 с. - (Institutiones) - В кн. также: Методические советы по подготовке и сдаче экзамена. Программа курса "Теория государства и права"

11. Малько А.В. Теория государства и права: учебник для вузов / отв. ред. А.В. Малько . - 3-е изд., стер. - М.: КноРус, 2008. - 400 с.

12. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник для вузов / отв. ред. В.Д. Перевалов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2007. - 484 с.

13. Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов / Л.П. Рассказов. - Изд. 2-е. - М.: РИОР, 2009. – 531 с.

14. Темнов Е.И. Теория государства и права: учебное пособие для вузов / ред. Е.И. Темнов. - М. : КноРус, 2010. - 382 с.

15. Теория государства и права. В 2-х частях. Часть 1. - М.: Зерцало, 2011. – . 600 с.

16. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник для вузов / В.Н. Хропанюк, ред. В.Г. Стрекозов. - 3-е изд., доп.,испр. - М.: Интерстиль; Омега-Л, 2008. - 378 с. - (Университетский учебник).


[1] Кишенкова, О.В ЕГЭ. Обществознание. Универсальный справочник [Текст]/ О.В Кишенкова, Н.Н Семке. – М.: Эксмо, 2010 – С. 280.

[2] Кишенкова, О.В ЕГЭ. Обществознание. Универсальный справочник [Текст]/ О.В Кишенкова, Н.Н Семке. – М.: Эксмо, 2010 – С. 282.

[3] Кишенкова, О.В ЕГЭ. Обществознание. Универсальный справочник [Текст]/ О.В Кишенкова, Н.Н Семке. – М.: Эксмо, 2010 – С. 284.

[4] Абдулаев, М.И. Теория государства и права [Текст]. – М.: Право, 2010. – С. 317.

[5] Горелов, А.А Политология в вопросах и ответах [Текст]. - М.: Эксмо, 2009 – С. 119.

[6] Радько, Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях [Текст]. – М.: Проспект, 2011. – С. 59.

[7] Теория государства и права [Текст]. В 2-х частях. Часть 1. - М.: Зерцало, 2011. – С. 496.

[8] Горелов, А.А. Политология в вопросах и ответах [Текст]. - М.: Эксмо, 2009 – С. 120.

[9] Горелов, А.А .Политология в вопросах и ответах [Текст]. - М.: Эксмо, 2009 - С. 121.

[10] Теория государства и права [Текст] / В.И. Власов, Г. Б. Власова. – М.: Феникс, 2011 – С. 245.

[11] Кишенкова, О.В. ЕГЭ. Обществознание. Универсальный справочник [Текст]/ О.В Кишенкова, Н.Н Семке. – М.: Эксмо, 2010 – С. 287.

[12] Антология мировой политической мысли. В пяти томах. Том II. Зарубежная политическая мысль. XX в [Текст]. – М.: Мысль, 2001. – С. 419.

[13] Абдулаев, М.И. Теория государства и права [Текст]. – М.: Право, 2010. – С. 324.

[14]