Главная              Рефераты - Разное

Учебное пособие: Методические указания для студентов Iкурса очной формы обучения по направлению

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени академика С. П. КОРОЛЕВА

(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)» (СГАУ)

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

САМАРА

2012

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени академика С. П. КОРОЛЕВА

(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)» (СГАУ)

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Методические указания для студентов I курса

очной формы обучения по направлению

035000 – «Издательское дело»

САМАРА

Издательство СГАУ

2012

Составители: Н. А. Березина, А. А. Косицин

УДК 82 И

История зарубежной литературы : метод. указания / сост.: Н. А. Березина, А. А. Косицин. – Самара: Изд-во СГАУ, 2012. – 38 с.

Методические указания отвечают требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 035000 – «Издательское дело»; раскрывают содержание теоретической части дисциплины «История зарубежной литературы», а также содержат планы семинарских занятий, темы коллоквиумов, вопросы для подготовки к экзамену и тесты для студентов.

Рецензент: д-р филол. наук, доц. М. А. Перепёлкин

© Самарский государственный

аэрокосмический университет, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Общие сведения……………………………………………………….

4

Содержание курса……………………………………………………

5

Список рекомендуемой литературы по курсу………………………

14

Интернет-ресурсы……………………………………………………..

18

Планы семинарских занятий………………………………………….

19

Темы коллоквиумов…………………………………………………...

28

Список художественных текстов для обязательного прочтения…..

32

Вопросы для подготовки к экзамену…………………………………

34

Вариант тестового задания……………………………………………

35

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

«История зарубежной литературы» – одна из ключевых дисциплин, составляющих основу гуманитарного образования. Этот курс позволяет студентам-первокурсникам овладеть знаниями, которые занимают особое место при подготовке будущих работников в области издательского дела и книгораспространения.

Задачами курса являются:

· получить представление о роли художественной литературы в развитии общественного сознания;

· выработать четкое понимание взаимосвязи художественного произведения и историко-культурного контекста сопутствующей ему эпохи;

· изучить основные памятники мировой литературы;

· осмыслить произведения мировой литературы как памятники, имеющие научную, эстетическую и воспитательную ценности;

· выработать у студентов навыки реферирования изучаемого материала.

Курс истории зарубежной литературы тесно связан с всеобщей историей и культурологией.

В результате изучения дисциплины студент должен научиться:

· ориентироваться в историческом процессе развития зарубежной литературы;

· анализировать творчество писателей разных эпох и народов;

· самостоятельно работать с исследованиями и художественными текстами по истории зарубежной литературы;

· конспектировать и анализировать изучаемый материал;

· готовить доклады и сообщения для семинарских занятий и коллоквиумов.

При подготовке к занятиям студенты должны разбирать указанные в списке произведения художественной литературы, ознакомиться с соответствующими учебными пособиями и научной литературой.

Изучение дисциплины «История зарубежной литературы» продолжается в течение двух семестров и завершается экзаменом в конце первого года обучения; в первую сессию по дисциплине сдается зачет. Условием допуска к экзамену и зачету является посещение лекционных занятий, активная работа на семинарских занятиях и коллоквиумах, выполнение тестов, своевременная подготовка и представление плана-конспекта (читательского дневника) по прочитанной литературе из списка художественных текстов.

План-конспект должен отражать понимание студентом каждого прочитанного им произведения и конспективно, в тезисах, излагать основные черты художественного текста. В плане-конспекте необходимо высказать соображения о конкретных прочитанных произведениях по трем направлениям: историко-культурное (т.е. объяснить, чем было порождено данное произведение, какие исторические факторы претворили его в жизнь), поэтологическое (т.е. показать, как сделано произведение: каков его язык, стиль, художественные и др. особенности) и личное (т.е. обозначить характер своего – читательского – отношения к данному произведению, указав на наиболее интересную его сторону: достойную внимания художественную деталь, своеобразие сюжета или проблематику).

При подготовке к семинарским занятиям и коллоквиумам основой должны служить прочитанные тексты изучаемых произведений и конспекты рекомендуемой литературы. Лекции не должны быть единственным источником знаний по изучаемому предмету. На семинарских занятиях и коллоквиумах студент должен раскрыть реализацию творческих принципов писателя на уровне анализа отдельного произведения.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Фольклор и литература

Долитературные формы словесного искусства: сказка, считалка, загадка, предание, притча, легенда. Мифическое сознание. Миф как синтез религии, философии, науки и искусства. Представление о человеке и мире. Представление о природе вещей. Понятие всеобщей персонификации. Тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени в долитературную эпоху. Представление о времени и пространстве. Феномен предсказания и пророчества.

Литература Древнего Востока

Проблема периодизации древних литератур. Древнеегипетская литература: тексты пирамид, гимны, сказки, пророчества. Шумерская и вавилонская литература: проблема заимствований. Хеттская литература и литература хурритов: анналы, хроники; «Молитвы во время чумы». Литература Древнего Китая: «Книга перемен» («Ицзину»), «Книга истории» («Щуценчу»), «Книга песен» («Щицзину»). Древнеиндийская литература: веды, гимны, наставления, философские диалоги, басни, притчи, жизнеописания; «Рамаяна», «Махабхарата». Древнеиранская литература: зороастризм; «Авеста». Древнееврейская литература: исторические книги, псалмы, Танах (Ветхий Завет).

Античная литература (Греция, Рим)

Историческое значение античной литературы, ее хронологические границы. Сохранность наследия античности.

Древнегреческий фольклор и мифология. Фетишизм, анимализм, зооморфизм, антропоморфизм, олимпийская мифология. Основные виды греческого фольклора: сказка, песня, басня.

Эпические жанры в древнегреческой литературе. Роль мифологии в развитии античной литературы. «Илиада» и «Одиссея» Гомера: роль богов в развитии повествования, художественные особенности, композиционная структура поэм. Важнейшие особенности эпического стиля – масштабность, ретардация, повторы, типические места, «закон хронологической несовместимости».

Дидактический эпос. Творчество Гесиода: «Труды и дни», «Теогония». Отличие дидактической эпической традиции от героического эпоса.

Гомеровские гимны и пародии на героический эпос («Батрахомиомахия» / «Война мышей и лягушек»).

Древнегреческая лирика, ее жанровые разновидности и представители. Монодийная и хоровая лирика. Ямбическая поэзия: Архилох, Гиппонакт. Элегическое творчество: Тиртей, Мимнерм, Каллин Эфесский, Солон. Мелическая поэзия: Пиндар, Вакхилид, Алкей, Сапфо, Анакреонт.

Возникновение и устройство театра в Древней Греции. Творчество Феспида. Основная проблема античной драмы – проблема должного поведения человека. Творчество Эсхила, Софокла, Еврипида. Оценка театрального и драматургического новаторства трагиков. Древнеаттическая комедия и творчество Аристофана. Пацифизм Аристофана, социально-политическая направленность его творчества. Тема неодобрения Пелопонесской войны в комедиях Аристофана: «Ахарняне», «Мир», «Лисистрата».

Литература эпохи эллинизма и римского владычества. Жанр новоаттической комедии и ее литературные достижения. Творчество Менандра: «Брюзга», «Третейский суд». Александрийская поэзия: Каллимах, Феокрит. Проблема происхождения жанра романа в Древней Греции: «Дафнис и Хлоя» Лонга.

Значение римской литературы, основные этапы ее развития и периодизация. Римский фольклор и специфика римской мифологии. Римский эпос. Творчество Вергилия; художественный мир поэмы «Энеида». Становление римского театра. Первые римские поэты: Ливий Андроник, Гней Невий. Творчество представителей жанра «комедии плаща»: Плавт, Теренций. Римская поэзия и проза: Гораций, Овидий, Катулл, Тибулл, Проперций, Ювенал, Марциал, Петроний.

Литература Средневековья

Периодизация средневековой литературы: основные черты, направления, жанровая система. Проблема единства средневековой литературы: античность и христианство, фольклор и литература. Роль христианства в формировании специфического типа сознания. Библия как основа средневекового мировоззрения. Пространственно-временные представления средневековья. Своеобразие средневековой культуры и сознания, их отличие от Нового времени.

Кельтский архаический эпос: картина мира и образ человека; героические песни «Эдды». Французский героический эпос: «Песнь о Роланде». Немецкий героический эпос: «Песнь о Нибелунгах». Испанский героический эпос: «Песнь о моем Сиде».

Рыцарская литература, ее историко-социальные основы. Рыцарский роман: основные черты поэтики, национальные формы. Картина мира и образ человека.

Рыцарская лирика и ее национальные разновидности (провансальская, северофранцузская, немецкая). Поэзия трубадуров, труверов, вагантов, миннезингеров.

Пародический животный эпос: «Роман о лисе» и его национальные варианты (немецкий, голландский, французский). «Изенгрим» Нирварда Гентского.

Творчество Ф. Вийона – первого лирика позднего Средневековья.

Литература Возрождения

Культура Возрождения – культура «нового времени»: исторические предпосылки возникновения. Картина мира и образ человека в культуре Возрождения. Человек как основа нового художественного языка эпохи. Структурно-математическое понимание красоты. Открытие линейной перспективы.

Итальянская литература эпохи Возрождения. Творчество Данте Алигьери – последнего поэта Средневековья и первого поэта Нового времени. «Божественная комедия»: сочетание средневекового и возрожденческого сознания в композиции и образном строе произведения. Творчество Ф. Петрарки: «Книга песен». «Декамерон» Дж. Бокаччо: особенности композиции, картина мира и образ человека в произведении.

Литература и культура Возрождения во Франции. Творчество Ф. Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»: особый смеховой мир романа, народные истоки поэтики. Деятельность поэтического объединения «Плеяда». Гуманизм лирики П. Ронсара. Кризис французского гуманизма в творчестве М. Монтеня.

Предшественник английского Возрождения Дж. Чосер. «Утопия» Т. Мора: основные идеи и художественные особенности. Развитие английского театра в конце XVI в. Творчество К. Марло. Творчество У. Шекспира: периодизация, основные черты поэтики, картина мира и образ человека; исторические хроники, «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Король Лир».

Испанская литература Возрождения. Особенности испанского гуманизма. Творчество М. Сервантеса. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»: проблема жанра романа, образы главных героев, отличие первого тома романа от второго.

Плутовской роман. Картина мира и образ человека в плутовском романе. «Жизнь Ласарильо с Тормеса, его невзгоды и злоключения»: структура сюжета.

Литература XVII века

XVII век – самостоятельный период истории зарубежной литературы. Основные направления в литературе XVII века: классицизм, маньеризм, барокко. Концепция гуманизма XVII века. Роль науки в изменении мировоззрения европейцев.

Барочное направление в испанской литературе XVII века. Испанский театр XVII века и драматургия П. Кальдерона. Художественной своеобразие испанской барочной драмы. Л. Гонгора и испанская поэзия XVII века.

Театр французского классицизма. Характеристика литературы XVII века во Франции. Классицистическая трагедия, особенности жанра. Творчество П. Корнеля; трагическая коллизия в пьесе «Сид». Отражение нового этапа развития классицизма в творчестве Ж. Расина: «Федра», «Андромаха». Жанровое своеобразие комедий Ж. Б. Мольера; идейно-художественное своеобразие комедии «Тартюф»; сатирическое мастерство драматурга.

Характеристика литературного процесса в Англии XVII века. Поэзия Дж. Донна. Художественное своеобразие поэмы «Потерянный рай» Дж. Мильтона; проблема положительного героя поэмы.

Литература Просвещения

Историческое значение западноевропейского Просвещения и развитие литературного процесса XVIII века. Исторические и экономические причины возникновения и развития Просвещения. Характеристика литературных направлений XVIII века: классицизм, рококо, сентиментализм, споры о реализме.

Английская роман XVIII века: типология, эволюция. Художественное своеобразие «Робинзона Крузо» Д. Дефо. «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта как обобщенная сатирическая картина общества. Психологические романы С. Ричардсона. Художественное новаторство Г. Филдинга. Особенности композиции и стиля романов Л. Стерна: «Сентиментальное путешествие», «Жизнь и мнения Тристрама Шенди». Изображение внутренней жизни человека, человеческого сознания и психологии.

Просвещение во Франции. Характеристика основных литературных направлений, их синтез в творчестве представителей французской литературы. Религиозно-философские, социально-политические и эстетические взгляды Вольтера. Повести Вольтера: основные мотивы и общие черты художественной организации. Характеристика мировоззрения и художественных взглядов Д. Дидро. Проза Д. Дидро: «Монахиня», «Племянник Рамо». Идейное содержание трактатов Ж.-Ж. Руссо. Роман «Юлия, или Новая Элоиза»: жанровое своеобразие, психологизм. Творчество А.-Д.-Ф. де Сада как апогей эпохи Просвещения: «Жюстина, или Несчастья добродетели», «120 дней Содома, или Школа разврата».

Немецкая литература XVIII века. Творчество И.-В. Гете. «Страдания молодого Вертера» как произведение немецкого сентиментализма. Проблема «веймарского классицизма». Трагедия «Фауст»: философская проблематика, идейный смысл сопоставления образов Фауста и Мефистофеля.

Творчество Ф. Шиллера: особенности художественного метода. Тираноборческий пафос драмы «Разбойники». Антифеодальная направленность драмы «Коварство и любовь». Тема национально-освободительной борьбы в драме «Вильгельм Телль».

Литература XIX века

Романтическая концепция мира и личности.

Великая французская революция как веха в развитии культуры нового времени. «Романтическая эпоха» и романтическая культура: аспекты романтического и просветительского типов мышления. Художественный метод романтиков и особенности романтической поэтики.

«Иенская школа» романтиков. Теория и практика искусства романа Ф. Шлегеля. Своеобразие романтической этики и проблема личности. Концепция искусства и художника. Теория романтической иронии. Романтическая ирония в комедиях Л. Тика. Духовные истоки романтизма Новалиса: «Фрагменты»; романтическая концепция «Гимнов к ночи»; жанровые особенности, творческие задачи и поэтика романа «Генрих фон Офтердинген».

«Гейдельбергская школа» романтиков. Критика романтического индивидуализма и поиск сверхличных ценностей. Проповедь национальной исключительности и интерес к фольклору. Творчество А. Арнима. Эволюция взглядов в творчестве К. Брентано. Просвещение, классицизм и романтизм в творчестве Г. Клейста.

Творчество Э.-Т.-А. Гофмана: основной конфликт в художественном мире и поэтике повествования; поэтика романтической новеллы-сказки («Золотой горшок», «Крошка Цахес»). Природа двоемирия и романтическая ирония у Гофмана. Рациональное и иррациональное в человеке. Тема двойника. Роман «Житейские воззрения кота Мурра»: романтическое понимание биографии, соотношение двух биографий в романе; сатирический план романа.

«Озерная» школа»: философско-социальная и эстетическая программа. Место У. Блейка в английской литературе: основные черты творческой индивидуальности; особенность образности, стиля, проблематики в сборнике «Песни невинности и опыта», книге «Бракосочетание Рая и Ада». Основные черты поэзии С. Колриджа: концепция поэтической речи, теория символа; символика, образная система и проблематика поэмы «Сказание старого морехода». Творческая индивидуальность П. Б. Шелли. Место Дж. Китса в поэзии английского романтизма, специфические особенности его романтического видения мира. Творчество Дж. Байрона: просветительская позиция, классицизм и романтизм в поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда» (проблема романтического героя, образ автора, концепция истории, мотив мировой скорби); трагедия крушения просветительских иллюзий и мировая скорбь в драматической поэме «Манфред»; нравственные проблемы драмы-мистерии «Каин»; жанровые особенности поэмы «Дон Жуан».

Исторический роман В. Скотта: диалектика исторической правды и художественного вымысла. Художественное новаторство В. Скотта в создании жанра исторического романа.

Место романтизма в американской литературе, исторические условия его возникновения и черты национальной специфики. Творчество В. Ирвинга, Романтическая сущность романов Ф. Купера: эстетический идеал, особенности поэтики. Творчество Э. По.

Ф.-Р. Шатобриан – «отец романтизма» во французской литературе; особенности романтического стиля писателя. Поэтика романтического психологического романа «Адольф» Б. Констана: романтическая диалектика свободы и зависимости, создание модели «байронического героя». Творчество В. Гюго: «Предисловие к “Кромвелю”» как манифест романтического искусства. Теория и практика романтической драмы.

Реалистическая концепция мира и человека.

Эпичность творчества О. де Бальзака. Основные черты реалистической эстетики в замысле «Человеческой комедии»: концепция мира и человека. «Красное и черное» Стендаля как роман судьбы и роман эпохи. Поэтика реалистической новеллы П. Мериме. Новаторство Ш. Бодлера во французской поэзии: трагизм человеческой судьбы, двойственность натуры, специфика образности. Эстетическая теория Г. Флобера: отождествление красоты и истины, творчества и познания; реализация эстетических принципов в особенностях поэтики романа «Госпожа Бовари».

Творчество Ч. Диккенса: новое понимание связей в буржуазном мире и применение новых художественных форм изображения; творческий метод в романах «Холодный дом», «Крошка Доррит», «Домби и сын». Особенности творческого метода У. Теккерея: связь мироощущения и творческого принципа изображения мира со взглядами и принципами просветителей; «Ярмарка тщеславия» и сатирическое изображение английской буржуазно-аристократической действительности.

Творчество Г. Бичер-Стоу. «Хижина дяди Тома»: реализм и аболиционизм в романе. Поэтический сборник «Листья травы» У. Уитмена: космизм и демократизм мировоззрения автора, особенности поэтики.

Литература рубежа XIX XX веков

Декаданс 1870–90-х годов как тип трагического мировосприятия и творческой мифологии. Тема «заката Европы». Пессимизм и переживание глобального кризиса системы европейских ценностей. Особенности трагического конфликта между художником и жизнью. Место натурализма, импрессионизма, символизма, декадентства, неоклассицизма в декадансе и соотношение между ними.

Парнасская и бодлеровская традиция во французской поэзии конца XIX века. Манифесты поэтического символизма (Ж. Мореас, С. Малларме). П. Валери о символизме. Поэзия П. Верлена: образ «римского мира периода упадка» и «поэта-бродяги». Символистское жизнестроительство как составная часть поэтической легенды А. Рембо («Цветной сонет», «Искательницы вшей», «В зеленом кабаре», «Озарения», «Сезон в аду», «Пьяный корабль»).

Становление бельгийской франкоязычной литературы и творчество Ш. де Костера. М. Метерлинк как реформатор европейской драмы, его концепция символистского театра (сближение спектакля и поэзии, понятие мистерии, несовпадение «внутреннего» и «внешнего» действия, развитие традиции «commedia dell'arte»). Специфика метерлинковской театральности: идея «двух диалогов» в драме, роль «тайны», способы оформления спектакля, звуковых эффектов; драма «молчания», «ожидания», «непонимания», пробуждения.

Драматургия Г. Ибсена и становление норвежского литературного языка. Творчество К. Гамсуна: сочетание натурализма, символизма и неоромантизма в творческой манере писателя. Роман «Пан»: смысл названия, трактовка любви.

Творчество Ф. Ницше. Ницшеанский проект «нового человека» и посюсторонней религиозности («человекобожия»). Особенность жанра сочинений автора; символичность их образности; пародия библейского стиля; интерпретация конфликта между культурой и цивилизацией. «Сверхчеловек» и поэзия отрицательных величин в творчестве Ф. Ницше («гений как болезнь»); отказ от всех форм двоемирия; трагический смысл самопознания.

Символистская теория искусства О. Уайльда. Уайльдовский эстетизм; мотив убийства любви в поэме «Баллада Редингской тюрьмы» и романе «Портрет Дориана Грея».

Творчество Р. Стивенсона и начало английского неоромантизма. Тема «бремени белого человека» в творчестве Р. Киплинга и ее аллегорическое осмысление в «Книге джунглей»; полемика с поколением О. Уайльда и символистским представлением о художнике. Неоромантизм Дж. Конрада; идея живописности стиля. Трагедия самопознания в повести «Сердце тьмы».

Натуралистические и неоромантические тенденции в творчестве Дж. Лондона («Морской волк», «Северные рассказы»); проблема художника («Мартин Иден»). Психологизм Г. Джеймса; концепция «точки зрения», «центрального сознания», «персонажей-светильников» («Послы», «Вашингтонская площадь», «Дэзи Миллер», «Портрет дамы», «Крылья голубки»). Социальный роман Т. Драйзера, особенности его натурализма; жертвы «религии успеха» в романе «Американская трагедия».

Литература XX в ека

Литература и мир после первой мировой войны.

Первая мировая война: удар по гуманизму. Дегуманизация искусства. Два типа реакции на новые обстоятельства: безответственный гедонизм и поиски новой веры (религия, коммунизм, фашизм). Модернистские течения как реакция на военные события и революционные перемены в мире. Дадаизм и сюрреализм. Литературные манифесты и памфлеты сюрреалистов, их отношение к предшествующей литературной традиции.

Творчество Г. Аполлинера: поэзия и время в сборнике «Каллиграммы». Визуальная лирика: синтез поэзии и графики (поэты-сюрреалисты Л. Арагон, А. Бретон, П. Элюар). Эстетическая позиция и своеобразие художественного метода М. Пруста; «В поисках утраченного времени» как новый жанр «субъективной эпопеи». Социально-критическая и этическая проблематика романов Ф. Мориака (роман «Мартышка»). Проблема поисков духовных основ человеческой жизни в творчестве А. де Сент-Экзюпери (философская сказка «Маленький принц»). А. Барбюс как один из основоположников социалистической литературы ХХ века; антивоенная тема в романе «Огонь».

Идейно-философская и общественно-политическая ситуация в Испании начала ХХ века. Творчество А. Мачадо, Х. Хименеса, М. де Унамуно. Фольклорно-мифологическая традиция в поэзии Ф. Г. Лорки.

Социокультурные и философские условия развития литературы Германии после первой мировой войны. Отражение трагедии «потерянного поколения» в романе «На западном фронте без перемен» Э.-М. Ремарка: дегероизация войны и идеализация солдата, изображение психологии героев. Основные принципы «эпического театра» Б. Брехта: обращение к разуму, а не к эмоциям; активизация сознания зрителя; отсутствие принципа перевоплощения; разрушение сценической иллюзии. Традиции немецкого романтизма в творчестве Г. Гессе (роман «Игра в бисер»).

Жанр притчи в творчестве Ф. Кафки. Изображение трагизма бытия через будничность и абсурд. Замена причинно-следственных связей парадоксально-абсурдными. Проблема личности в романе «Человек без свойств» Р. Музиля. Тенденция перехода от социальной постановки проблемы гуманизма к духовно-нравственной и философско-психологической.

Дж. Джойс как предтеча постмодернизма. «Улисс» как роман «потока сознания»; роль мифа в произведении; «слово» и «текст» как герои романа. Особенности повествовательной техники в романе «Миссис Дэллоуэй» В. Вульф. Концепция «естественного человека» в романе «Любовник леди Чаттерлей» Д. Лоуренса. Место Т. С. Элиота в литературе XX века. Тема смерти, опустошенности, безжизненности в поэме «Бесплодная земля». Жанр утопии и антиутопии в творчестве О. Хаксли («О дивный новый мир») и Д. Оруэлла («1984»): человек в системе тоталитарного государства; формы протеста против существующей системы.

Историческая ситуация и литературно-общественная борьба в США после первой мировой войны. Литература «потерянного поколения»: формалистическое экспериментаторство Дж. Дос Пассоса («42-я параллель», «1919», «Большие деньги»), гуманистический пафос Э. Хемингуэя («Прощай, оружие!», «Старик и море»), романтическое преломление темы американской мечты и противостоящего прагматизма в творчестве Ф. С. Фицджеральда («Великий Гэтсби»). «Второе открытие Америки» в литературе «красных тридцатых»: «Гроздья гнева» Дж. Стейнбека. Модернизм У. Фолкнера; обращение писателя к проблематике американского Юга («Сарторис», «Шум и ярость»). Поиски формы современной трагедии и поэтика драматургии Ю. О’Нила; мотив трагичности для человека разрыва с природой («Косматая обезьяна», «Любовь под вязами»). Теория «пластического театра» Т. Уильямса.

Драматургическая техника Л. Пиранделло («Шестеро персонажей в поисках автора»).

Литература после второй мировой войны.

Французский экзистенциализм. Роман «Тошнота» Ж.-П.Сартра как философско-художественный манифест атеистического экзистенциализма. Литературный экзистенциализм А. Камю. Социальный гротеск и пародирование социальной реальности в пьесах Э. Ионеско (абсурдизм в пьесе «Лысая певица»). Театр С. Беккета (антидрама «В ожидании Годо»): эстетика бездействия и безмолвия. Пародирование стереотипов современного общества в «новом романе» Н. Саррот («Золотые плоды»). Художественный мир романа-метафоры А. Роб-Грийе («В лабиринте»).

Социально-политические и эстетические предпосылки развития латиноамериканской литературы. Специфика латиноамериканского типа художественного сознания. Возрастание роли литературы «третьего мира» в мировом литературном процессе второй половины XX века. Философские рассказы Х. Л. Борхеса («Вавилонская библиотека», «Сад расходящихся тропок»). Художественный и социальный смысл игры в романе Х. Кортасара «Игра в классики». Колумбийская провинция и тема одиночества в ранней новеллистике Г. Г. Маркеса («Полковнику никто не пишет», «Сто лет одиночества»); философское осмысление истории и проблема национального самосознания.

Пути развития немецкой культуры в условиях разделенной Германии. Переоценка наследия прошлого, национальная самокритика, осмысление новой действительности в немецкой литературе. Творчество М. Фриша («Назову себя Гантенбайн», «Homo Faber»), Г. Бёлля («Глазами клоуна»), П. Зюскинда («Парфюмер»).

Тема ответственности и личного выбора в творчестве Г. Грина. Романный цикл «Чужие и братья» Ч. Сноу. Философско-аллегорические романы-притчи У. Голдинга («Повелитель мух», «Шпиль», «Бумажные людишки»). Антиутопия в творчестве Э. Берджесса («Недостающее семя», «Заводной апельсин»).

Смена поколений и приоритетов в американской литературе. Роман «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджера: психологический портрет героя. Литература «разбитого поколения», ее концепты (добровольная бедность, бродяжничество, эротическая свобода, анархический гедонизм, отрешенность от социальных проблем, дзэн-буддизм). Творчество Дж. Керуака («В дороге», «Бродяги Дхармы»). Нонконформизм К. Кизи: образ героя-бунтаря. Социально-психологическая и ироническая проза Дж. Апдайка («Кролик, беги!»).

Постмодернизм как феномен второй половины XX века. Постмодернизм в литературе и споры о его сущности. Понятия и термины постмодернистской эстетики. Формы авторского присутствия в романе «Женщина французского лейтенанта» Дж. Фаулза. Роман «Имя розы» У. Эко как явление постмодернизма: жанр, проблематика, интертекстуальность. Роман-энциклопедия «Хазарский словарь» М. Павича: сюжетно-композиционная организация, способы чтения и проблема истины.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ

I. Основная (учебники и учебные пособия)

Синило Г. В. Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета): учеб. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт, 2008.

Тронский И. М. История античной литературы. М.: Высшая школа, 1988.

История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение : учеб. для вузов / Алексеев М.П., Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А. М.: Высшая школа, 2000.

История зарубежной литературы XVII века : учеб. пособие для вузов / под ред. М. В. Разумовской. М.: Высшая школа, 2001.

История зарубежной литературы XVIII века : учеб. пособие для вузов/ под ред. Л. В. Сидорченко. М.: Высшая школа, 2001.

История зарубежной литературы XIX века : учеб. для вузов / под ред. Н. А. Соловьевой. М.: Высшая школа, 2000.

Толмачёв В. М. Зарубежная литература конца XIX – начала ХХ века. М.: Academia, 2003.

Зарубежная литература XX века : учеб. пособие / под ред. Л. Г. Андреева. М.: Высшая школа, 2004.

II. Дополнительная (монографии и статьи)

Древний Восток

Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: Философия, наука, религия. М.: Наука – Восточная литература, 1993.

Вейнберг И. П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М.: Наука – Восточная литература, 1986.

Замаровский В. Тайны хеттов. М.: Вече, 2000.

Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М.: Наука, 1991.

Кьера Э. Они писали на глине. Рассказывают вавилонские таблички. М.: Наука, 1984.

Античность

Кун Н. Легенды и мифы Древней Греции. М.: Гелеос, 2007.

Лосев А. Ф. Античная литература. М.:1997.

Радциг С. И. История древнегреческой литературы. М.:1977

Чистякова Н. А., Вулих Н. В. История антич. лит. Изд. 2. М.: 1971

Шевченко Л. И. Древнегреческая литература: учебно-методическое пособие по античной литературе. Часть I. Самара: Самарский университет, 2000.

Средние века и Возрождение

Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.

Андреев М. Л., Хлодовский Р. И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. М., 1988.

Баткин Л. М. Данте и его время. Поэт и политика. М., 1995.

Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989.

Баткин Л. М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М.: РГГУ, 1995.

Волкова З. Н. Эпос Франции. М., 1986.

Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1965.

Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая куль­тура. М., 1971.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.

Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990.

Гуревич А. Я. «Эдда» и сага. М., 1979.

Косиков Г. К. Средние века и Ренессанс. Теоретические проблемы // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: учеб. пособие / под ред. Л. Г. Андреева. М.: Высшая школа, 2001. С. 8–39.

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Мелетинский Е. М. Средневековый роман: происхождение и классические формы. М., 1983.

Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман и вопросы типо­логии жанра в средневековой литературе. М., 1976.

Михайлов А. Д. Французский героический эпос. Вопросы поэтики. М., 1995

Пинский Л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М., 1971.

Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. Курс лекций. М., 1996.

Светлакова О. А. «Дон Кихот» Сервантеса. Проблемы поэтики. СПб., 1996

Стеблин-Каменский М. И. Мир саги. Становление литературы. Л., 1984.

Хлодовский Р. Декамерон: Поэтика и стиль. М., 1982.

Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка: Поэзия гуманизма. М., 1974.

Шайтанов И. О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения. В 2-х т. М.: Владос, 2001.

Шведов Ю. Ф. Исторические хроники Шекспира. М., 1964.

XVII век

Балашов Н. И. Корнель. М., 1957.

Бахмутский В. Время и пространство во французской классической трагедии XVII века // Он же . В поисках утраченного. М., 1994.

Большаков В. П. Расин. М., 1989.

Большаков В. П. Французская драматургия первой половины XVII века и мировоззрение Нового времени. Орехово-Зуево, 1992.

Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.

Виппер Ю. Б. Поэзия барокко и классицизма // Европейская поэзия XVII века. М., 1977.

Виппер Ю. Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века // Он же . Творческие судьбы и история. М., 1990.

Горбунов А. Н. Джон Донн и английская поэзия XVI – XVII веков. М., 1993.

Макуренкова С. А. Джон Донн: поэтика и риторика. М., 1994.

Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. Очерки. М.: Наука, 1968.

Хейзинга Й. Игровое содержание барокко // Он же. Homo ludens. М., 1992.

XVIII век

Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М., 1962.

Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

Лотман Ю. М. Слово и язык в культуре Просвещения // Он же. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн, 1992. Т. 1.

Лотман Ю. М. Руссо и русская культура XVIII – начала XIX века // Он же. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн, 1992. Т. 2.

Муравьев В. С. Джонатан Свифт. М: Просвещение, 1968.

Разумовская М. В. От «персидских писем» до «Энциклопедии» (Роман и наука во Франции в XVIII веке). СПб, 1994.

Тронская М. Л. Немецкая сатира эпохи Просвещения. М., 1966.

Хейзинга Й. Рококо. Романтизм и сентиментализм // Он же. Homo ludens. М., 1992.

XIX век

Бакалов А. С. Немецкая постромантическая лирика. Самара, 1999.

Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. М., 2001.

Боброва М. Н. Романтизм в американской литературе XIX века. М.,1972.

Грешных В. И. Ранний немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления. Л.,1991.

Евнина Е. М. Виктор Гюго. М., 1975.

Жирмунский В. М. Из истории западноевропейских литератур. Л.,1981.

Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб, 1996.

Жирмунский В. М. Становление реализма в мировой литературе и классический реализм XIX века. М , 1953.

Зенкин С. Госпожа Бовари. Флобер в кругу современников // Он же. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999.

Михайлов А. В. Эстетические идеи немецких романтиков // Эстетика немецких романтиков. М., 1987.

Карельский А. В. Драма немецкого романтизма. М., 1992.

Ковалев Ю. В. Герман Мелвилл и американский романтизм. Л.,1972.

Кургинян М. Джордж Байрон. М.,1958.

Рубеж XIX XX веков

Андреев Л. Г. Импрессионизм. М., 1980.

«На границах». Зарубежная литература от средневековья до современности: сб. работ / отв. ред. Л. Г. Андреев. М.: ЭКОН, 2000.

Иванов Вяч. Вс. Ницше и Дионис. Две стихии в современном символизме (Экскурс 1. О Верлене и Гюисмансе) // Он же . Родное и вселенское. М., 1994. С. 26–34, 162–164.

Белый А. Театр и современная драма. Фридрих Ницше. Ибсен и Достоевский // Он же. Символизм и миропонимание. М., 1993. С. 153–167, 177–195, 195–201.

Обломиевский Д. Д. Французский символизм. М.: Наука, 1973.

ХХ век

Андреев Л. Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век. М., 1994.

Андреев Л. Г. Современная литература Франции. 60-е годы. М.: МГУ, 1977.

Андреев Л. Г. Сюрреализм. М., 1972.

Балашова Т. В. Французская поэзия ХХ века. М., 1982.

Великовский С. В поисках утраченного смысла. М., 1979.

Давыдов Ю. Н. Эстетика нигилизма. М., 1975.

Днепров В. Д. Черты романа ХХ века. М.-Л., 1965.

Жантиева Д. Г. Английский роман ХХ века. М., 1965.

Затонский Д. В. Австрийская литература в ХХ столетии. М., 1985.

Затонский Д. В. Искусство романа и ХХ век. М., 1973.

Зверев А. М. Модернизм в литературе США. М., 1979.

Ивашева В. В. Литература Великобритании ХХ века М., 1984.

Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.

Каралашвили Р. Мир романа Германа Гессе. Тбилиси, 1984.

Клюев В. Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. М., 1966.

Кутейщикова В. Н., Осповат Л. С. Новый латиноамериканский роман. М., 1983.

Лейтес Н. С. Немецкий роман 1918–1945 годов (эволюция жанра). Пермь, 1975.

Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века / Сост., предисл., общ. ред. Л. Г. Андреева. М.: Прогресс, 1986.

Павлова Н. С. Типология немецкого романа: 1900–1946. М., 1982.

Тертерян И. А. Испытание историей. Очерки испанской литературы ХХ века. М. 1973.

Толмачев В. М. От романтизма к романтизму: Американский роман 1920-х годов и проблема романтической культуры. М., 1997.

Фрадкин И. М. Бертольт Брехт. Путь и метод. М., 1965.

Экспрессионизм: Сб. статей / Под ред. Г. Недошивина. М., 1966.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Художественные произведения, изучаемые в курсе «История зарубежной литературы», широко представлены в открытом доступе сети Интернет. Большинство текстов можно найти в собрании следующих электронных библиотек:

- «Библиотека Максима Мошкова» (http://www.lib.ru), старейшая, ежедневно пополняемая библиотека Рунета;

- «Библиотека Гумер» (http://www.gumer.info), включает художественную, учебную, научно-популярную и научную литературу;

- «Библиотекарь.Ру» (http://www.bibliotekar.ru), в которой наиболее полно представлены тексты литератур Древнего Востока - египетской, шумерской, вавилонской, хеттской, китайской, индийской, иранской, еврейской (см.: http://www.bibliotekar.ru/vostok);

- « G oogleBooks» (http://books.google.ru), содержит значительное количество полных оцифрованных текстов книг на различных языках (в том числе и на русском);

- « ImWerden » (http://imwerden.de), собрание различных жанров изданий – художественных книг, журналов, фотокопий графики и рукописей и т. д.;

- «Либрусек» (http://lib.rus.ec), известная библиотека, позиционирующая себя как «сообщество пиратов» и имеющая в открытом доступе значительное собрание текстов произведений классиков и современных авторов.

- «Альдебаран» (http://aldebaran.ru), представляет широкий выбор художественной, документальной, учебной литературы;

- «Университетская библиотека on - line » (http://www.biblioclub.ru), художественная, научная, учебная, справочная и методическая литература по различным дисциплинам;

- Библиотека сайта кафедры истории зарубежной литературы МГУ (Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова) (http://www.philol.msu.ru/~forlit/Pages/Biblioteka.htm), содержит множество теоретических и историко-литературных статей по проблемам зарубежной литературы.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. «Илиада» и «Одиссея» Гомера как энциклопедия жизни и верований древних греков.

· К занятию необходимо также посмотреть х/ф «Одиссея» (реж.: Андрей Кончаловский, США-Германия-Великобритания-Италия-Греция, 1997).

План

1. Время и место создания гомеровских поэм.

2. Гомеровский вопрос.

3. Проблема целостности сюжета.

4. Жанровые особенности: историческое, сказочное, мифологическое в гомеровском эпосе.

5. Стиховой размер гомеровских поэм.

6. Трактовка поэм Гомера у А. Кончаловского.

Литература

Аверинцев С. С. Образ античности. СПб.: Азбука-Классика, 2004.

Лосев А. Ф. Гомер / предисл. А. А. Тахо-Годи. М., 2006 (сер. «ЖЗЛ»).

Маркиш С. Гомер и его поэмы. М., 1962.

Полонская К. П. Поэмы Гомера. М., 1961.

Шталь И. В. Гомеровский эпос. Опыт текстологического анализа «Илиады». М., 1975.

Семинар 2. Фольклорная основа литературного сюжета аттической трагедии: «Царь Эдип» Софокла.

План

1. Структура аттической трагедии.

2. Фольклорная основа трагедии «Царь Эдип».

3. Понятие об «эдиповом комплексе».

4. Ограниченность человеческого знания. Страх «знать будущее».

5. Преступление и наказание в интерпретации Софокла.

Литература

Софокл. Драмы / пер. Ф.Ф.Зелинского; под ред. М.Л.Гаспарова и В. Н. Ярхо. М.: Наука, 1990 (сер. «Литературные памятники»).

Пропп В. Я. Эдип в свете фольклора // Он же. Фольклор и действительность. М., 1976. С. 260–295.

Ярхо В. Н. Древнегреческая литература. Трагедия. М., 2000.

Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995.

Семинар 3. Художественный мир комедии Аристофана.

План

1. Происхождение древнеаттической комедии. Её специфика и структура.

2. Условно-фантастическая форма воплощения проблем войны и мира («Ахарняне», «Лисистрата»).

3. Народная смеховая форма в трактовке темы взаимоотношений власти и народа («Всадники»).

4. Буффонада, гротеск, пародия, карикатура в комедии «Лягушки». Спор о природе искусства, его роли и назначении в произведении. Функции агона, хора.

5. Социально-политическая направленность комедий Аристофана. Своеобразие комедийной коллизии в «Лисистрате».

Литература

Аристофан. Комедии: в 2 т. / общ. ред. Ф. А. Петровского и В. Н. Ярхо. М., 1954.

Головня В. В. Аристофан. М., 1955.

Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. М., 2003.

Ярхо В. Н. Древнегреческая литература / под ред. И.В. Пешкова. М.: Лабиринт, 2002.

Семинар 4. Композиция романа «Парцифаль» В. фон Эшенбаха.

План

1. Время и пространство в романе. Исходный пункт и цель странствий героя. Значение истории Гамурета для понимания смысла романа.

2. Мотив пути. Многообразие толкований образа пути. «Парцифаль» как роман воспитания.

3. Рыцарский мир и община Грааля. Образ Грааля.

4. Интерпретация идеала куртуазности. Характер изображения любви.

5. Автор и герой. Рефлексия автора по поводу литературной традиции, своего места в ней, осмысления процесса создания романа.

Литература

Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Он же. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. С. 447–484.

Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.

Мелетинский Е. М. Средневековый роман. М., 1983.

Семинар 5. Поэтика «Божественной Комедии» Данте.

План

1. «Божественная комедия»: смысл и история названия. Проблема жанра. «Божественная комедия» и жанр видения.

2. Композиция «Божественной комедии». Строение Вселенной в произведении Данте.

3. Уровень числовой символики, аллегории, символы, мистические образы в «Божественной комедии». Образ света и зеркала.

4. Образ Беатриче и его смысл.

5. Данте – «последний поэт Средневековья и первый поэт Нового времени». Значение «Божественной комедии» для мировой культуры.

Литература

Баткин Л. М. Данте и его время. Поэт и политика. М., 1965.

Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая куль­тура. М., 1971.

Елина Н. Г. Данте: критико-биографический очерк. М., 1965.

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Семинар 6. «Книга песен» («Канцоньере») Ф. Петрарки – поэзия Нового времени.

План

1. Композиция и структура «Книги песен» («Канцоньере», далее – «К.п.»).

2. Поэтические формы (канцона, сонет, секстина, баллада, мадригал) «К.п.».

3. Ритмический и рифмический строй стихотворений «К.п.».

4. Метафоричность, образность языка «К.п.». Система сравнений.

5. Лаура как поэтический образ «К.п.». Эволюция образа Лауры.

6. Лирический герой «К.п.».

7. Традиции куртуазной лирики в «К.п.».

Литература

Петрарка в русской литературе / сост. В. Т. Данченко; авт. вступ. ст. И. А. Пильщиков; отв. ред. Ю. Г. Фридштейн. М., 2006.

Франческо Петрарка и европейская культура. М., 2007.

Хлодовский Р. И. Франческо Петрарка: Поэзия гуманизма. М., 1974.

Семинар 7. Жанровое своеобразие «Декамерона» Дж. Боккаччо.

План

1. Голос автора в «Декамероне» (название и подзаголовок, их смысл; авторское вступление и заключение; другие проявления авторского голоса).

2. Жанровое своеобразие. Основные жанровые источники (фаблио, шестоднев) и их трансформация.

3. Особенности «Декамерона» как сборника новелл.

4. «Рамка» как элемент композиции: план рассказчиков и план новелл, их взаимодействие и роль в произведении; мир чумного города и мир виллы – описание, смысл противопоставления.

5. Связь «Декамерона» с гуманистической концепцией мира и человека: отношение к Слову, утопизм, диалогизм.

Литература

Баткин Л. М. Итальянское Возрождение: проблемы и люди. М., 1995.

Бранка В. Боккаччо средневековый. М., 1985.

Хлодовский Р. И. Декамерон. Поэтика и стиль. М., 1982.

Семинар 8. Драматургическая манера У. Шекспира (трагедия «Гамлет, принц датский»).

План

1. Отличие сюжета трагедии от сюжета хроники Саксона Грамматика.

3. Особенности композиции. События, произошедшие до начала драматического действия, их смысл.

4. Трагический конфликт «Гамлета» и отражение в нем основного конфликта эпохи.

5. Мотив мести. Повторение мотива мести в линиях второстепенных персонажей, смысл этого приема.

6. Метафоры и их функция в пьесе. Метафора «разливающегося яда», ее развитие; метафора «мир – тюрьма»; метафора «мир – театр».

Литература

Аникст А. А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974.

Выготский Л. С. Трагедия о Гамлете, принце Датском // Он же. Психология искусства. М., 1965. С. 209–246, 339–498.

Комарова В. П. Метафоры и аллегории в произведениях Шекспира. Л., 1989.

Семинар 9. Сюжетно-композиционные особенности романа «Дон Кихот» М. Сервантеса

План

1. История создания романа.

2. Жанровое своеобразие романа. Жанровые источники (рыцарский, пасторальный, плутовской роман).

3. Особенности композиции романа. Роль мотива дороги. Система образов романа.

4. Дон Кихот. Дон Кихот и рыцарский идеал.

5. Санчо Панса. Смысл образа.

6. Смысл вставных новелл.

7. Роль романа Сервантеса в дальнейшем развитии жанра романа.

Литература

Багно В. Е. Дорогами «Дон Кихота»: судьба романа Сервантеса. М.: Книга, 1988.

Бочаров С. Г. О композиции «Дон Кихота» // Он же . О художественных мирах: Сервантес, Пушкин, Баратынский, Гоголь, Достоевский, Толстой, Платонов. М., 1985.

Державин К. Н. Сервантес. М., 1958.

Пинский Л. Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение: Статьи. Лекции. М.: РГГУ, 2002.

Пискунова С. Н. Истоки и смысл смеха Сервантеса // Вопросы литературы. 1995. № 2. С. 143–169.

Светлова О. А. «Дон Кихот» Сервантеса: проблема поэтики. Л., 1966.

Семинар 10. Драма «Жизнь есть сон» П. Кальдерона как произведение барокко.

План

1. Своеобразие сюжетного развития в драме.

2. Роль первого монолога Сехизмундо в структуре пьесы. Идейно-художественная функция рефрена.

3. Символико-метафорический смысл системы персонажей и основных этапов развития конфликта.

4. Значение женских образов.

5. Смысл заключительной сцены. Как в развязке реализуется вывод героя о зыбкости границ между сном и жизнью?

Литература

Балашов Н. И. Испанская классическая драма в сравнительно-литературных и текстологических аспектах. М., 1975.

Виппер Ю. Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века // Он же. Творческие судьбы и история. М., 1990.

Плавскин З. И. Испанская литература XVII – середины XIX века. М., 1978.

Силюнас В. Испанский театр XVI- XVII веков. М., 1995.

Семинар 11. Поэтика романа «Юлия, или Новая Элоиза» Ж. Ж. Руссо.

План

1. Антитеза «естественного» человека и «противоестественного» общества как основа взглядов Ж. Ж. Руссо.

2. Роман «Юлия, или Новая Элоиза»: смысл заглавия, проблематика, социально-психологический смысл основного конфликта.

3. Образы главных героев.

4. Духовная драма героев. Этапы любовно-психологического и этического конфликта.

5. Художественное новаторство Ж. Ж. Руссо. Оправданность и необходимость эпистолярной формы. Специфика сентименталистского психологизма.

Литература

Занадворова Т. Л. Сентиментализм Ж. Ж. Руссо. Челябинск, 1983.

Забабурова Н. В. Французский психологический роман (эпоха Просвещения и романтизм ). Ростов н/Д, 1992.

Дворцов А. Т. Жан Жак Руссо. М., 1980.

Семинар 12. Трагедия И.-В. Гете «Фауст» – художественный итог и синтез немецкого Просвещения.

План

1. Эволюция замысла пpоизведения. Изменение взглядов Гете на фигуру Фауст.

2. «Споp о человеке» в тpагедии. Пролог на небе, его художественный смысл. Пролог как символико-философский «ключ» трагедии.

3. Обpаз Фауста, его эволюция в сюжете произведения. Идейно-философская наполненность этого обpаза.

4. Фауст и Мефистофель. Смысл обpаза Мефистофеля.

5. Идейно-художественное своеобpазие «Фауста». Споpы о методе, жанpе «Фауста». Синтетичность пpоизведения. Соотношение первой и второй частей произведения.

Литеpатуpа

Аникст А. Гете и «Фауст». М., 1983.

Волков И. Ф. «Фауст» Гете и пpоблема художественного метода. М., 1970.

Конради К. О. Гете. Жизнь и творчество. М., 1987.

Верцман И. Эстетика Гете // Он же . Проблемы художественнго познания. М., 1967.

Семинар 13 . Романтизм Ж. Г. Байрона («Паломничество Чайльд Гарольда »).

План

1. Жизнь и поэзия Байрона.

2. Выражение мироощущения поэта в лирике.

3. Новаторство поэмы в сфере поэтической речи XIX века.

4. История создания поэмы.

5. «Паломничество Чайльд Гарольда» – энциклопедия английской жизни эпохи Байрона.

6. «Байронический герой» романтический герой-мечтатель

Литература

Дьяконова Н. Я. Лирическая поэзия Байрона. М., 1975.

Жирмунский В. М. Байрон и Пушкин. М., 1978.

Зверев А. М. Звезды падучей пламень: жизнь и поэзия Байрона. М., 1988.

Марчанд Л. А. Лорд Байрон: заложник страстей. М., 2002.

Семинар 14. Натурализм Э. Золя («Жерминаль»).

План

1. Место эпопеи «Ругон-Маккары» в творчестве Э. Золя.

2. Место романа «Жерминаль» в художественной системе Э. Золя.

3. Эволюция образа Этьена Лантье

4. Вторичные персонажи романа

5. Своеобразие творческого метода Э. Золя. Сочетание документалистики с символистской литературой

Литература

Владимирова М. М. Романный цикл Э. Золя «Ругон-Маккары»: художественное и идейно-философское единство. Саратов, 1984.

Кучборская Е. П. Реализм Эмиля Золя: «Ругон-Маккары» и проблемы реалистического искусства XIX в. во Франции. М., 1973.

Михальская Н. П. Роман Э. Золя «Жерминаль» // Практические занятия по зарубежной литературе. М., 1981. С. 156–163.

Семинар 15. Гротеск и ужас Ф. Кафки («Превращение»).

План

1. Реализм повествования в новелле «Превращение».

2. Проблема «маленького человека» в контексте трагической вселенной Кафки.

3. Грегор и его семья. Что обнаруживает превращение Грегора в его родителях и сестре? Реакция каждого на происходящее. Сужение жизненного пространства семьи. Тема дверей. Распад семьи.

Литература

Адорно Т. Заметки о Кафке // Звезда. 1996. № 12. С. 120–139.

Беньямин В. Франц Кафка // Звезда. 2000. № 8. С. 121–136.

Брод М. Франц Кафка // Звезда. 1997. № 6. С. 118–151.

Кацева Е. Описание другой борьбы: история появления произведений Ф. Кафки в бывшем Советском союзе // Знамя. 1993. № 2. С. 194–200.

Карельский А. Лекции о творчестве Ф. Кафки // Иностранная литература. 1995. №8. С. 241–248.

Набоков В. Две лекции по литературе // Иностранная литература. 2007. № 11. С. 185–233.

Семинар 16. Новаторство драмы «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта и её влияние на мировой театр.

План

1. Основные принципы «эпического театра».

2. Антивоенная направленность драмы «Мамаша Кураж и её дети».

3. Трагическая вина Мамаши Кураж – политическая и духовная слепота. Роль зонгов в раскрытии жизненной позиции мамаши Кураж.

4. Брехт и развитие драматургии XX века.

Литература

1. Клюев В. Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. М., 1966.

2. Фрадкин И. М. Брехт: путь и метод. М., 1985.

3. Шумахер Э. Жизнь Брехта. М., 1988.

Семинар 17. Литература «потерянного поколения» («Прощай, оружие!» Э. Хемингуэ я).

План

1. Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!». Семантика названия. Иронический подтекст.

2. Образ Фредерика Генри и морально-этический кодекс автора.

3. Война – способ самопознания и экзистенциональное событие внутреннего мира.

4. Концепция любви в контексте современного трагического мира.

5. Особенности поэтики Хемингуэя. Принцип «айсберга».

Литература

Анастасьев Н. Творчество Эрнеста Хемингуэя. М., 1981.

Грибанов Б. Т. Эрнест Хемингуэй: герой и время. М., 1980.

Петрушкин А. И. В поисках идеала и героя: творчество Эрнеста Хемингуэя в 20-30-е годы. Саратов, 1986.

Финкелштейн И. Л. Хемингуэй-романист: Годы 20-е и 30-е. Горький, 1974.

Чертанов М. Хемингуэй. М., 2010 (сер. «ЖЗЛ»).

Семинар 18. Поэтика суггестивности Кавабаты Ясунари (роман «Стон горы»).

План

1. Проблема жизни и искусства в романе. Живопись как отражение души человека. Роль картины Вотанабэ Кадзанан в раскрытии основной иди романа.

2. Образ природы как символ человеческих отношений. Образы подсолнуха, дерева гинго, образ сосны. Природа как проявление совершенной красоты. Поэтика пейзажей.

3. Особенности организации романного времени. Сезонные приметы. Дискретность времени. Миг и вечность. Тишина и звук в романе

4. «Очарование вещей» в романе, их самостоятельное композиционное и смысловое значение. Многоплановость осмысления вещи.

5. Метод «ассоциативной структуры» и предметная связь в романе. Система ассоциаций в создании ассоциативного подтекста.

6. «Красота печали» – её роль в мироощущении японцев.

Литература

Герасимова М. П. Бытие красоты. Традиции и современность в творчестве Кавабата Ясунари. М., 1990.

Федоренко Н. Т. Кавабата Ясунари. Краски времени: Очерки. М., 1982.

ТЕМЫ КОЛЛОКВИУМОВ

Коллоквиум 1. САТИРА ДРЕВНЕГО РИМА

· Петроний. «Сатирикон».

· К занятию необходимо также посмотреть х/ф «Сатирикон Феллини» (реж. Федерико Феллини, Италия-Франция, 1969).

1. Повествовательная структура романа Петрония.
2. Пародийность романа «Сатирикон».
3. «Сатирикон» как отражение социальной действительности. Пир у Тримальхиона.
4. Проблема натуралистической откровенности у Петрония и Феллини.

Коллоквиум 2. ЛИТЕРАТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

· «Песнь о Роланде» (Франция).

· «Песнь о моем Сиде» (Испания).

· «Песнь о Нибелунгах» (Германия).

1. Героический эпос и его воплощение в контексте различных национальных традиций.

2. Теории возникновения произведений и проблема авторства.

3. Эпические идеи произведений как отражение общественного идеала.

4. Художественные принципы изображения в поэме (симметричность фабульных линий, вариативные повторы, гиберболизация; специфика «чудесного»; хронотоп произведения).

5. Образы эпических героев и средства их художественного воплощения.

Коллоквиум 3. ПЛУТОВСКОЙ РОМАН ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

· Жизнь Ласарильо с Тормеса.

1. Жанровая специфика произведения (плутовской роман).

2. Образ Ласарильо. Биография героя.

3. Общественная среда в произведении.

4. Морально-философские суждения героя о судьбе.

5. Образ реки в произведении. Река как символ жизни и судьбы героя.

Коллоквиум 4. ДРАМАТУРГИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

· У. Шекспир. «Гамлет, принц датский».

1. Специфика жанра трагедии.

2. Своеобразие конфликта в трагедии.

3. Проблема мести в трагедии.

4. Система образов. Образ Гамлета, его трактовки. Специфика женских образов.

5. Идейный смысл трагедии.

Коллоквиум 5. ЛИТЕРАТУРА XVII ВЕКА: КЛАССИЦИЗМ, БАРОККО

· Л. де Вега. «Собака на сене»

1. Смысл названия пьесы («El perro del hortelano»).

2. Трактовка любви как социальной силы (противоречие между чувством и сословными предрассудками). Конфликт пьесы, его разрешение.

3. Система персонажей и образов. Приемы создания характеров. Образ Тристана.

4. Фоновое оформление истории. Язык произведения.

· Ж.-Б. Мольер. «Тартюф, или Обманщик»

1. Правило трех единств (действия, времени и места) в пьесе.

2. Композиция пьесы. Неразрешимость конфликта.

3. Система персонажей. Комические маски и образы. Образ Тартюфа, своеобразие его построения.

4. Комическое и драматически-серьезное в пьесе.

5. Финал комедии, ее развязка ("deus ex machina").

· Дж. Донн. Элегии

1. Барочная трактовка человека и мира в творчестве Дж. Донна.

2. Обостренно-драматическое восприятие жизни, религиозно-мистические мотивы.

3. Поэтика «тяжелого стиля»: усложненный синтаксис, ритмика, метафоризм, силлогизм, парадоксы, аллюзии.

4. Тема смерти и бессмертия. Философичность поэтических рассуждений лирического героя.

Коллоквиум 6. ЛИТЕРАТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ

· А.-Ф. Прево. «История кавалера де Грие и Манон Леско»

1. Специфика повествования.

2. Система образов. Образ Манон Леско.

3. Концепция любовного чувства в романе.

4. Роман А.-Ф.Прево как «трактат о воспитании». Морально-нравственный подтекст произведения.

· И.-В.Гете. «Страдания молодого Вертера»

1. Эпистолярная форма романа, ее смысл.

2. Пространство и время в романе. Время события и время изложения. Пространство изображенное и пространство изображения.

3. Этапы развития конфликта в произведении.

4. Интимная и социальная драма в истории Вертера.

5. Система персонажей и образов. «Силуэтность» Лотты. Образ природы и образ Вертера.

· Ф.Шиллер. «Коварство и любовь»

1. Поэтика сюжета. Социальный и этический аспекты конфликта.

2. Любовь «поверх барьеров» как центральная тема штюрмерской драмы.

3. Пространство двора и пространство частной жизни.

4. Система персонажей и образов.

Коллоквиум 7. ЛИТЕРАТУРА РОМАНТИЗМА

· Э.-Т.-А. Гофман. «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»

1. Двоемирие в новелле. Структура идеального и реального миров.

2. Соотношение фантастического и реального в новелле.

3. Система персонажей и образов. Роль образов-двойников. Образ Цахеса, его происхождение. Функции Цахеса в реальном мире. Специфика образа Кандиды.

4. Исторический и социальный фон новеллы.

Коллоквиум 8. ЛИТЕРАТУРА РЕАЛИЗМА

· П. Мериме. «Кармен». «Голубая комната»

1. Эллипс-структура («удвоенность», «двуцентровость») в новелле Мериме. Эллипсная новелла как синтетическая форма.

2. Система образов и характеров в «Кармен». Хосе и Кармен. Приемы создания характеров.

3. Реализм Мериме. Роль обстоятельств. Психология и сознание героев.

· У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия»

1. Смысл названия романа и его подзаголовка («роман без героя»).

2. Особенности композиции и сюжета (значение вступления и концовки, авторские вставки, комментарии и отступления).

3. Система персонажей и образов. Беки Шарп и Эмилия Седли.

4. Особенности повествования. Роль Кукольника в романе. Традиции просветительского романа.

5. Юмор, сатира, ирония и пародия в романе. Говорящие фамилии как прием сатиры и иронии.

Коллоквиум 9. ЛИТЕРАТУРА РУБЕЖА XIX XX ВЕКОВ. НЕОРОМАНТИЗМ

· О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея»

1. Идея эстетизма о превосходстве искусства над реальной жизнью.

2. Нравственный аспект красоты в произведении.

3. Система персонажей и образов. Дориан и лорд Генри.

Коллоквиум 10. ЛИТЕРАТУРА МОДЕРНИЗМА

· У.Фолкнер. Шум и ярость

1. Фабульный материал и его организация в романе. Смысл этой организации.

2. Система персонажей. Повествовательная позиция каждой части романа.

3. Проблема и образ времени в романе.

· А.Камю. «Чума»

1. Жанровая специфика и стиль романа. Жанровые структуры романа-хроники, романа-притчи, философского романа, идеологического романа, романа-мифа. Содержательность художественной формы романа.

2. Социально-исторический и метафизический смысл образа чумы.

3. Экзистенциалистское решение проблемы человека.

4. Сущность экзистенциалистского действия, понятия абсурда и бунта, соотношение рационального и иррационального, индивидуального и социального в поведении человека.

5. Спор доктора Рие и Панлу.

СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ

ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПРОЧТЕНИЯ

Гомер. «Илиада». «Одиссея»

Гесиод. «Труды и дни»

Эзоп. Басни

Эсхил. «Прикованный Прометей»

Софокл. «Царь Эдип»

Еврипид. «Медея»

Аристофан. «Лисистрата»

Плавт. «Менехмы» (в др. пер.: «Близнецы»)

Катулл. Стихотворения

Вергилий. «Энеида»

Гораций. Стихотворения

Тибулл. Стихотворения

Проперций. Стихотворения

Овидий. «Метаморфозы»

Петроний. «Сатирикон»

Лонг. «Дафнис и Хлоя»

Федр. Басни

Марциал. Эпиграммы

Ювенал. Сатиры

«Старшая Эдда»

«Беовульф»

«Песнь о Нибелунгах»

Данте (Алигьери). «Божественная комедия»

Ф. Петрарка. «Канцоньере» («Книга песен»)

Дж. Боккаччо. «Декамерон»

Ф. Вийон. Лирика. Баллады

«Жизнь Ласарильо с Тормеса, его невзгоды и злоключения»

Т. Мор. «Утопия»

Ф. Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»

М. де Сервантес. «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

У. Шекспир. «Гамлет, принц датский». «Ромео и Джульетта». «Король Лир»

Л. де Гонгора. Лирика

Дж. Донн. Элегии

П. Кальдерон. «Дама-невидимка»

Л. де Вега. «Собака на сене»

Ж. Б. Мольер. «Тартюф, или Обманщик»

А. Ф. Прево. «История кавалера де Грие и Манон Леско»

Д. Дефо. «Робинзон Крузо»

Дж. Свифт. «Путешествия Гулливера»

Вольтер. «Кандид, или Оптимизм»

Ж.-Ж. Руссо. «Юлия, или Новая Элоиза»

Л. Стерн. «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»

Р. Бернс. Стихотворения

И.-В.Гете. «Страдания молодого Вертера»

Ф. Шиллер. «Коварство и любовь»

Д. А. Ф. (маркиз) де Сад. «Жюстина, или Несчастная судьба добродетели».

Х. Уолпол. «Замок Отранто»

М. Шелли. «Франкенштейн, или Современный Прометей»

Э. А. По. «Убийство на улице Морг». «Падение дома Ашеров»

Э. Т. А. Гофман. «Крошка Цахес»

В. Скотт. «Айвенго»

В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери» («Notre Dame de Paris»)

(А. М.) Стендаль. «Красное и черное»

П. Мериме. «Кармен». «Голубая комната»

Ч. Диккенс. «Оливер Твист». «Тайна Эдвина Друда»

У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия»

Г. Флобер. «Госпожа Бовари»

Ш. Бодлер. «Цветы зла»

О. Уайльд. «Портрет Дориана Грея»

Г.Ибсен. «Пер Гюнт»

П.Верлен. Стихотворения

А.Рембо. Стихотворения

Б. Стокер. «Вампир» (в др. пер.: «Граф Дракула»)

Б. Брехт. «Трехгрошовая опера»

Э. Ионеско. «Лысая певица»

Ф. Кафка. «Процесс»

М. Пруст. «В поисках утраченного времени» (один из романов цикла)

У. Фолкнер. «Шум и ярость»

Т. Уильямс. «Трамвай “Желание”»

Э. М. Ремарк. «На западном фронте без перемен»

А. Камю. «Чума»

Э. Хемингуэй. «Старик и море»

Х. Л. Борхес. «Три версии предательства Иуды». «Сад расходящихся тропок (в др. пер.: «Сад, где ветвятся дорожки»).

У. Эко. «Имя розы»

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Фольклор и литература. Долитературные формы словесного искусства. Представление о человеке и мире в долитературную эпоху. Понятие мифа.

2. Литература Древнего Востока: общая характеристика литературных процессов и проблем их изучения.

3. Античная литература: понятие, периодизация, родовые и жанровые формы.

4. Греческая литература архаического периода. Героический эпос. Гомеровский вопрос.

5. Дидактическая литература эпохи античности.

6. Античная трагедия и комедия: структура, тематика, персонажи.

7. Древнегреческая лирика: общая характеристика поэтической системы (элегическая и ямбическая поэзия, монодийная и хоровая лирика).

8. Древнеримская поэзия: жанры, темы, персоналии.

9. Сатирическая литература Древнего Рима.

10. Литература Средневековья: периодизация, родовые и жанровые формы. Концепция человека и мира в литературе Средневековья.

11. Героический эпос Средневековья: сюжеты, мотивы, герои.

12. Лирическая поэзия Средневековья: жанры, темы, мотивы. Рыцарский роман: циклизация, топосы, мотивы, герои.

13. Литература Возрождения: общая характеристика литературного процесса. Концепция человека в эпоху Возрождения. Плутовской роман: композиционная структура, система персонажей.

14. Художественные стили и эстетические направления в европейской литературе XVII века: классицизм и барокко.

15. Литература эпохи Просвещения: общая характеристика литературного процесса. Концепция мира и личности, идея исторического оптимизма в литературе Просвещения. Руссоизм как идейный комплекс в литературе Просвещения.

16. Сентиментализм как литературное направление: концепция мира и личности, субъективность подхода к миру, культ чувства, культ природы, культ нравственной чистоты.

17. Предромантизм и литературная готика. Романтизм как художественный метод: общая характеристика литературы романтизма (концепция мира и личности, иррационализм, тема безумия, смешение реальности и вымысла в историческом повествовании, принцип «местного колорита»).

18. Реализм как художественный метод: общая характеристика литературы реализма. Реалистическая новелла: сюжетосложение, способы создания характеров, фигура повествователя.

19. Литература рубежа XIX–XX вв.: общая характеристика художественных направлений (натурализм, символизм, импрессионизм, неоромантизм). Идеи декадентства: субъективизм, индивидуализм, аморализм.

20. Литература модернизма: общая характеристика направлений (экспрессионизм, абстракционизм, дадаизм, кубизм, футуризм, сюрреализм).

21. Постмодернизм как главное явление европейской литературы второй половины XX века: философия и поэтика.

ВАРИАНТ ТЕСТОВОГО ЗАДАНИЯ

1. Определите, какие признаки относятся к мифу:

а) рассказ о строении земли и неба, происхождения явлений природы;

б) произведение народного творчества;

в) произведение, героями которого являются боги и герои;

г) произведение, в котором объясняется происхождение человека.

2. Какие вселенские силы, по представлениям древних греков, породили жизнь на Земле?

а) солнце;

б) огонь;

в) вода;

г) хаос;

д) тартар.

3. Кто в Древней Греции считался самым могущественным богом на Олимпе?

а) Крон;

б) Зевс;

в) Гера;

г) Аполлон.

4. Чем отличаются олимпийские боги от людей?

а) мудростью;

б) силой;

в) величием;

г) бессмертием.

5. Соотнесите олимпийского бога и атрибуты, ему принадлежащие:

а) Афина 1) венок

б) Аполлон 2) доспехи и копье

в) Гефест 3) молнии и громы

г) Зевс 4) венок и лира

д) Арес 5) молот и наковальня

6. Соотнесите греческого бога и то, что он собой олицетворяет:

а) Афродита 1) справедливость и право

б) Афина 2) искусство

в) Аполлон 3) война, мудрость

г) Фемида 4) любовь и красота

д) Немезида 5) море

е) Посейдон 6) право

7. Соотнесите греческие и римские наименования богов:

а) Афродита 1) Минерва

б) Афина 2) Юнона

в) Гера 3) Венера

г) Зевс 4) Нептун

д) Посейдон 5) Юпитер

е) Дионис 6) Вакх

8. Соотнесите имя греческого мифологического героя и то, что он символизирует:

а) Цербер 1) самовлюбленный человек

б) Фурия 2) иллюзорная мечта

в) Нарцисс 3) свирепый, безжалостный страж

г) Химера 4) злобная, жестокая, бессердечная женщина

9. Какая из муз покровительствует театру?

а) Полигимния;

б) Мельпомена;

в) Терпсихора;

г) Талия.

10. Кто был теоретиком романтизма?

а) В. Гюго;

б) А. де Ламартин;

в) Ж. де Сталь;

г) У. Фолкнер.

11. Кто выступает проводником Данте в Раю?

а) Вергилий;

б) Беатриче;

в) Гомер;

г) Ангел-хранитель;

д) Одиссей.

12. Кто из писателей создал «вечный образ» Кармен?

а) П. Мериме;

б) Дж. Байрон;

в) О. Бальзак;

г) Стендаль.

13. Какой французский поэт известен поэтическим сборником «Цветы зла»?

а) П. Верлен;

б) Ш. Бодлер;

в) А. Рембо;

г) С. Малларме.

14. Кто является признанным классиком жанра триллера?

а) С. Кинг;

б) Я. Флеминг;

в) К. Честертон;

г) А. Шницлер.

15. Какое направление модернизма в искусстве ХХ века воспевает урбанизацию, машинизацию жизни, связывая с ним будущее?

а) футуризм;

б) экспрессионизм;

в) дадаизм;

г) сюрреализм.

Учебное издание

Березина Наталья Александровна

Косицин Андрей Александрович

История зарубежной литературы

Методические указания для студентов I курса

очной формы обучения по направлению

035000 – «Издательское дело»

Редактор

Доверстка

Подписано в печать 00.00.00. Формат 60х84 1/16.

Бумага офсетная. Печать офсетная.

Печ. л. 5,0. Тираж 100 экз. Заказ 175. Арт.

Самарский государственный аэрокосмический университет

имени академика С. П. Королева.

443086 г. Самара, Московское шоссе, 34.

____________________________________________________________

Изд-во Самарского государственного аэрокосмического университета.