ГЕРОИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран
Требования к уровню подготовки учащихся
1) Знать имена героев Древней Греции, их подвиги, афоризмы, связанные с ними
2) Уметь художественно пересказывать мифы Древней Греции о героях
Предварительное домашнее задание
Некоторые учащиеся готовят индивидуальные домашние задания: художественный пересказ мифов:
1) Как Зевс наказал Прометея
2) Рассказ о Персее по плану:
1. Рождение Персея
2. Персей и Медуза Горгона
3. Персей и Андромеда
3) Миф о Тантале
4) Миф о Сизифе
5) Миф о Ниобее
6) Тесей и Минотавр
7) Орфей в царстве Аида
Методические рекомендации для учителя
Управление презентацией, номер слайда
|
Методические рекомендации для учителя, содержание презентации
|
Слайд 1
|
Титульный слайд
Учащиеся записывают тему урока
|
Слайд 2
|
Проверка домашнего задания Письменный опрос
· Что называется мифом?
· Чем отличаются миф и легенда??
· Что называется легендой?
· Что общего между мифом и легендой?
Учащиеся по вариантам отвечают на вопросы. На работу отводится максимум 5 минут
|
Слайд 3
Данный слайд можно скрыть
|
Учитель сообщает ребятам цели урока
· Цели урока:
· Познакомиться с героями Древней Греции и с произведениями искусства, их изображающие
· Узнать, что такое афоризм
· Познакомиться с афоризмами из мифов Древней Греции
|
Слайд 4
|
Слово учителя:
Древняя Греция – это страна прекрасных телом и душой людей. Они были необыкновенно мужественны, прославляли себя не только произведениями искусства, но и подвигами. Поэтому мифы Древней Греции рассказывают не только о богах, но и о героях. Герои часто сами попадали в сонм богов, как Геракл. Их наравне с богами воспевали в эпосе, драматургии, изображали на вазах, ваяли в скульптуре. С особо прославившимися мы сегодня и познакомимся.
Одним из любимейших героев стал Прометей. Это титан, пожертвовавший собой на благо людей. Богоборец, защитник людей, добывший для них огонь с неба и научивший их различным ремёслам и искусствам. Зевс жестоко наказал Прометея за его противодействие.
Послушайте, как Зевс наказал Прометея
Художественный пересказ мифа
Теперь любого человека, пожертвовавшего собой во имя других людей, можно назвать Прометеем.
|
Слайд 5
|
Слово учителя:
На небе есть созвездия Персея, Андромеды, Кассиопеи, Кифея и Кита. Все эти созвездья получили свои названия по именам героев мифа о Персее. У Рубенса есть знаменитое полотно – «Персей и Андромеда»
Щелчок мышью – исчезает репродукция, появляется заголовок, далее по щелчку появляются необходимые для беседы объекты.
Беседа:
· Расскажите, как родился Персей
· Как выглядит Медуза горгона?
· Кто и как помог Персею справиться с медузой?
· Расскажите, какой миф изображён на картине «Персей и Андромеда»
|
Слайд 6
Слайд работает по щелчку, появляются нужные для работы объекты
|
Данный слайд объясняет значение слова «афоризм». Ребята записывают определение в тетрадь, а также значение афоризмов «сизифов труд» и «танталовы муки».
· Афоризм –
крылатое выражение, взятое из литературного произведения
· Сизифов труд –
бесполезный и вечный труд
· Откуда произошло это выражение?
Художественный пересказ мифа о Сизифе
· Танталовы муки –
нестерпимые муки, близость и невозможность чего-то достичь
· Откуда произошло это выражение?
|
Слайд 7
|
Художественный пересказ мифа о Тантале
|
Слайд 8
|
Беседа по вопросам:
· Расскажите о Ниобее и о происхождении выражения «слёзы Ниобеи»
· Слёзы Ниобеи –
нескончаемое, неутешное горе
Учащиеся записывают значение афоризма в тетрадь
|
Слайд 9
|
Слово учителя
Был в Древней Греции и ещё один знаменитый герой. Он почитался как создатель Афин
· Сегодня мы послушаем миф о Тесее, в котором рассказывается, как он победил Минотавра
· Нить Ариадны –
путеводная нить
Учащиеся записывают значение афоризма в тетрадь
|
Слайд 10
|
Слово учителя:
Сладкозвучный Орфей настолько прекрасно пел и играл на кифаре, что скалы двигались, чтобы его лучше слышать. Более всего на свете он любил свою жену Эвридику. Но однажды её ужалила змея, и она умерла. Долго оплакивал её Орфей, пока не решился спуститься за ней в царство мрачного Аида.
Что же из этого получилось, мы сейчас послушаем
Художественный пересказ мифа
|
Слайд 11
|
Слово учителя:
Очень интересным и сложным является угадывание значения мифологических образов. Ведь никто нам не может рассказать, что имел в виду автор древнего мифа.
Расскажите миф об Орфее и Эвридике
Художественный пересказ мифа
|
Слайд 12
|
Попробуем поразмыслить над мифом о великом певце.
· Укус змеи… Почему именно это животное приносит гибель Эвридике?
С библейским Змеем, видимо, не связано. Змея - пресмыкающееся, земное животное, и возможно, она противопоставлена певцу, небесному, божественному. Земля возвращает себе свое. Если переводить на обыденный язык этот миф, то поэт может сколько угодно воспевать любимую, но и он не в силах изменить природу и те связи, которые определяют земную жизнь.
· Почему нельзя оглядываться назад?
А. Поэт всегда одинок. Его песня имеет силу, пока он одинок. Оглядка - призыв разделить его восторг, и песня теряет свою силу. Ее не поют все вместе.
Б. Поэтическая душа никогда не останавливается, остановка значит смерть.
В. Надо верить богам, а он усомнился: оглянулся, чтобы удостовериться.
Г. Нет связи между мертвыми и живыми.
Д. Поэт ни с кем не может разделить свои восторги и открытия. Смерть Эвридики означает невозможность вечной любви.
Е. То есть, она никогда не станет частью его мира, мира кипящего солнца поэзии.
· Почему оглянулся Орфей?
Орфей нарушает условие, потому что поэт, даже гений, - все-таки остается человеком и не в силах совместить разные миры.
· Почему у Орфея именно такая смерть, почему его растерзали менады?[1]
Потому что мир земной не может вынести красоты - она божественна.
|
Слайд 13
Содержит вопросы викторины, проверяющей усвоение материала урока. Вопросы появляются по клику мыши. Отвечает на вопрос первый поднявший руку.
|
· Чем прославился Прометей?
· Кого из героев Древней Греции вы знаете?
· Какой подвиг совершил Тесей?
· Какие подвиги совершил Персей?
· Что значит афоризм «сизифов труд»?
· Что значит афоризм «танталовы муки»?
· Что значит афоризм «нить Ариадны»?
· Чем прославился Орфей?
|
Слайд 14
Слайд содержит домашнее задание
|
· Выучить определение афоризма
· Выучить, что обозначают афоризмы и их происхождение
· Знать содержание «Илиады» Гомера
|
Слайд 15 (скрыт)
|
Содержит ссылки на источники
|
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Уроки Кирилла и Мефодия. Литература. 5-6 класс
- Рубенс «Персей и Андромеда» http://museums.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000009/pic/000021.jpg
- Ниобея http://ugabuga.ru/files/monsters/grek_mif/nioba.jpg
- http://newmif.ru/u/dd/mif/40/foto.jpg Ниоба
- Орфей, деталь мозаики http://img.moskva.fm/uimg/stations/source/ff/ffa7d40bd9de39cdb0f57d26521418a6.jpeg
- Гомер. Илиада. М.: «Правда», 1984
- Н. А. Кун. Легенды и мифы Древней Греции. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения, 1957
- Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. – М.: «Правда», 1987
[1]
Интерпретация мифа взята с диска «Уроки Кирилла и Мефодия. Литература. 5-6 класс»
|